арижской Мирной конфетентщии
	Окончание речи А. Я. Вышинсколо
	порта, особенно его тортовля, связаны е се-
вером. Самый тород окружен славянским
населением, которое не’ желает иметь с
итальянцами никаких отношений, номимо
чисто коммерческих. Если бы Триест поче-
му-нибудь стал итальянским, это явилось бы
источником крупнейших неприятностей и
бесконечной опасности». Это голос пталь-
янца, которого нельзя заподозрить ни в
каком либерализме. Но это голое человека,
который, несмотря на свои политические
предрассудки, нашел в себе силы для 0б’-
CKTHBHOTO отноптения к фактам.

Но это было в 1886 году. Позвольте тог-
да сослаться на более поздний источник
Я имею в виду книгу профессора Тоинби
«Триест и Италия», написаняую в 1915
году. В этой книге высказываются очень
ясно и твердо взгляды, к которым нельзя
не прислушаться.

Профессор Тоинби говорит, что в период
борьбы за независимость Италия приняла в
наследство влияние Венеции в районе Ад-
риатики. Но это влияние было не веюду
одинаково. Так, в Далмации итальянский
элемент был совершенно незначителен по
своему влиянию, и поэтому о притязаниях
Италии на эту территорию не может быть
и речи. Тоинби утверждал 30 лет тому
назад, что ходом своего экономического раз-
вития Триест уже тогда становилея портом
мирового значения, а его население росло за
счет окружающего славянского населения,
с которым итальянцам пришлось разделить
муниципальное управление, в силу чего
Триест не должен быть включен ни в Ита-
лию, ни в Германию. Он должен войти,
говорит дальше Тоинби, или в южнославян-
ские 0б‘’единенные государства или стать
кезависимой политической единицей под
гарантией Европы.

Однако, по мнению профессора Тоинби,
последнее решение нежелательно, посколь-
Ку подобное незначительное государство не
распелагало бы достаточными средетвами
для управления и защиты своих столь эко-
номически важных качеств. Нельзя решить
его судьбу также без учета воли ето Hace-
ления. Очевидно, говорит дальше Тоин-
би, что если результатом плебисцита бы-
ло бы решение о присоединении Триеста к
южно-славянским государствам в качестве
федеральной единицы, TQ, этот Bompoc Mor
бы считаться решенным.

Это — ясная позиция в защиту приеоели-
	всех внешних сношениях. Этот факт, доста-
точно ясный сам по себе, говорит о дей-
ствительных мотивах ‘участия Италии в
первой мировой войне на стороне Антанты.
Именно за эту цену -— Истрия, Далматин-
ское побережье и вдобавок английский заем
в 50 млн. фунтов стерлинтов,—за эту
цену Италия согласилась выютупить против
Германии, согласилась, как выразился Бо-
номи, бороться против германското импе-
рнализма. Нельзя отказать в проницатель-
пости  итальянеким политикам. Момент
был выбран удачно. Италия обязалась вы-
ступить против своих союзников-— Германии
н Австрии, пожелав получить за это земли
тав называемые НаПа, Пт!еща, получив за
это немалую толику презренного металла. Я
не думаю, что по этому поводу можно най-
ти что-нибудь у поэта Данте, на которого
сослался Бономи, но у поэта д’Аннунцио,
известного своими бредовыми фапиетски-
ми «идеями», можно, безусловно, найти что-
либо подходящее. Я порекомендовал бы Бо-
неми обращаться за воодушевлением скорее
кд’ Аннунцио, чем к Данте.

Тажовы факты. Эти факты можно было
бы суммировать и дать следующую харак-
теристику Италии 1915 года.

«Италия революционно-демократическая,
т. е. революционно-буржуазная, свергигая
иго Австрии, Италия времен Гарибальди
превращаетея окончательно на наших гла-
зах в Италию, угнетающую другие. народы,
гоабящую Турцию и Австрию, в Италию
грубой отвратительно-реакционной, грязной
буржуазии, у которой текут слюнки от
Удовольствия, что и ее допустили в дележу
добычи» *).

Bor слова, которые полны глубокого
сарказма и глубокой исторической правды.
Эти слова принадлежат великому строителю
советского государства В. И. Ленину.

Таковы факты.

Совещание Совета министров
иностранных дел
	тем чяеле бюджет, а на последующих засе-
даниях, когда ©оберутея основные предста-
рители государств — членов 0б’единенных
наций, обсудить более важные вопросы.
	Бирне выразил сомнение В возможности
провести сессию Генеральной Ассамблеи в
Европе.

Выступая вторично, Вышинский указал,
что всякое решение 0б отсрочке сессии
Генеральной Ассамблеи должно быть при-
нято с согласия членов организации (6’еди-
ненных наций. Однако он уверен, что если
четырэ державы решат отложить сессию,
то они смогут убедить остальные страны в
разумности этого решения. Что касается
возможности разделения сессии на две ча-
сти с тем, чтобы в первую очередь были
рассмотрены вопросы технического харак:
тера, то нельзя гарантировать, что одна или
несколько делегаций не согласятся с уста:
новленным порядком и не пожелают, чтобы
был рассмотрен тот или иной принципиаль-
ный вопрос. Если Совет министров не мо:
жет ликтовать другим странам отсрочку
сессии Генеральной Ассамблеи, то тем более
он не может продиктовать ее повестку дня,
По мнению советской делегации, нет воз-
можности проводить одновременно Мирную
Конференцию и сессию Генёральной Асезм-
блеи, и некоторые делегации придержива:
ются такой же точки зрения. Следует иметь
в виду, что сессия Генеральной Ассамблеи
должна провести реальную работу, & не вы-
полнить простую формальность или отбыть
какую-то повинность.

Вышинский отметил, что по существу
невозможность одновременного проведения
Мирной Конференции и сессии Генеральной
Ассамблеи признается и другими учаетни-
ками данного совещания. Так, например,
Бевин предаожял отложить рассмотрение
основных вопросов, стоящих в порядке пня
сессии, на конец октября. Но из 32 вопро-
соз повестки лея сессии лишь. 7—8 вопро
сов можно расематривать жак, второстелен:
ные. Рассмотрение этих вопросов не может
занять больше недели. Что же именно сес-
сия Генеральной Ассамблеи будет делать
после этого? В конце концов, 23 сентября—
не священная дата. Интеревы дела требуют
отложить ассамблею, чтобы успешво закон-
чить Мирную Конференцию.

В ходе дальнейшего обсуждения вотроса
Бидо напомнил, что Франция в свое время
выступала за то, чтобы местонахождением
организации 0б’елиненных наций была Ев-
ропа. Поэтому Франция не может иметь
возражений против того, чтобы сессия Ге-
неральной Ассамблеи состоялась в Европе,
Напротив, Бевин рюзражал против прове-
ления сессии в Европе и сказал, что <ко-
рее можно было бы © усшехом перевести»
Мирту® Козференцию в Нью-Йорх. Выпеин-
скай указал, что вопрое © месте созыва
сессии Генеральной Аюсамблен не может ре-
шаться независимо от срока ее созыва. Co-
вещание закончилось, не приняв никакого
решения. : `
	вием нроектов мирных дотоворов торопить-
ся не следует.

Совершенно ясно, что дело идет не толь-
ЕО 0 неумеренных ‘требованиях, которые
пред’являет греческая делегация, но но
попытке затянуть работу Конференции.

С поддержкой такой позиции греческой
делегации выступил делегат Великобрита-
нии Александер. В своей многословной, но
едва ли способной кого-либо ‘убедить речи
OH пыталея доказать «еправедливоеть»
требований греческой делегации, заявив,
что спешить с обсуждением договоров нет

знований. «Конференция — не лошадь,
которую надо подгонять», — сказал Алек-
зандер. Несмотря на протесты делегатов
Советского Союза, Франции, Югославии,
Белоруесии и Полыши. комиесия целый
день ‘потратила на обсуждение вопроеа
0 том, можно ли принять какое-либо реше-
ние по 58-й статье мирного договор
	ПАРИЖ, 5 сентября. (Спец. нерр. ТАСС).
Как сообщает парижская печать, вчера
здесь состоялось неофициальное совещание
Совета министров иностранных дел, созван-
ное по инициативе представителя СССР. В
повестке дня совещания стоял вопрос о
предстоящей сессии Генеральной Ассамблеи
организации 0б’единенных наций, назна-
ченной на 23 сентября.

На заседании выступил с заявлением
А. Вышинский. Он сообщил, что советское
правительство считает, что для ‘него, как
и для некоторых других правительств, бы-
ло бы трудно участвовать одновременно в
работах Мирной Конференции и сессии Ге-
неральной Ассамблеи. Советское правитель-
ство предлагает отложить сессию Генераль-
ной Ассамблеи на середину ноября, после
окончания Мирной Конференции в Париже
и провести эту сессию не в Нью-Йорке,
а в Париже, если это будет удобно фран-
цузскому ‘правительству, или же, в край-
нем случае, в Женеве. Изменение места
заседания сессии было бы удобно в том
отношении, что, если Мирная Конференция
продлится дольше, чем предполагается, по-
следнюю часть ее работы можно было бы
проводить параллельно с сессией Генераль-
ной Ассамблеи.

Вышинский напомнил, что генеральный

‘секретарь Мирной Конференции Фук дю
Парк разослал письмо, в котором он указы-
вает на технические трудности, связанные
с одновременным проведением Конференция
и сессии Генеральной Ассамблеи. Фук дю
Парк предлагал отложить созыв Генераль-
ной Ассамблеи до 20 октября. Советская де-
легация поддерживает доводы, изложенные
Фук дю Парком, которые являются допол-
нительным мотивом к отсрочке Ассамблеи,
но предлагает отложить Генеральную Ас-
самблею до 15—20 ноября. Таким образом,
элены организации 0б’единенных наций,
участвующие в работе Мирной Конферен-
ции, будут иметь время для того, чтобы под-
готовиться к сессии Генеральной Ассамблеи,
в повестке дня которой стоит значительное
количество важных вопросов.

Советские предложения встретили возра-
жения со стороны других участников со-
вещания.

Бевин заявил, что, по его мнению, Мир-
ная Конференция должна приспособляться
к работе организации 0б`единенных наций,
так как эта организация являетея верхов-
ным международным органом. В то же вре-
мя Бэвин указал, что предетавляется воз-
межным ограничиться обсуждением на этой
сессии Генеральной Ассамблеи лишь некото-
рых второстепенных вопросов. Бевин He
0б’яснил, какие вопросы он считает второ-
степенными.

Вирнс указал ‘на то, что Соединенные
ТИтаты считают возможным одновременное
проведение Мирной. Конференции и сессии
Генеральной Ассамблеи, хотя это и будет
трудная задача. Представляется возмож-
ным, чтобы на первом заседании сессии Ге-
неральной Ассамблеи были бы подвергнуты
обсуждению лишь технические вопросы, в
	ПАРИЖ, 5 сентября. (Спец. Kopp.
ТАСС). Как уже сообщалось, вчера на за-
седании военной комиссии греческая деле-
гащия внесла поправку в статье 58-й мир-
ного договора с Италией. Она требовала от
Италии возмещения всех военных матерна-
лов И вооружения, захваченного итальян-
ской армией в Греции, а также возмещения
того греческого военного имущества, кото-
рое было уничтожено итальянцами в ходе
РОЙНЫ.

Вчера же греческий делегат, котда ему
указали на то, что все излишние военные
материалы в Италии поступили в раепоря-
жение союзных государетв, снял евою по-
правку. Однако сегодняшнее заседание ко-
миссин снова было посвящено обсуждению
этой уже однажды снятой поправки.

Оказывается, снимая поправку, грече-
ская делегация вовсе не отказывалась от
своих требований. Она считала, что обеуж-
	Греческая делегация
опять тормозит работу
	ео

ление 09-Й статьи. просто. откладывается 1с Италией. Но решение так и не было при-
до удобного случая, и вообще < обсужде- [ нято.
	Низкий процент участия населения в «выборах»
	в советы вилайетов в Турции
	ADBATA, 9 сентяоря. (1870). 1 сентяб-   щей народно-республиканской партии. Га-
ря во всей Турции состоялись выборы в   зета «Мжумхуриеть отмечает uro тамокта-
	тическая партия отказалась принять уча-
стие в выборах в связи е беззакониями вла-
стей в районах Чаталджа, Бурса, Гебзе, Да-
рыджа и др. и сняла своих. кандидатов. .

По сообщению печати, в Измире несколь-
ко тысяч сторонников демократической
партии собралось у здания муниципалите-
та, требуя огласить результаты выборов.
Однако сильные отряды конной полиция п
жандармерии разогнали собравшихся. Сре-
ли лемонстрантов имеются избитые и 18-
неные ^
	советы вилаиетов, которые, как извеетно,
существуют на правах совещательных ор-
ганов при губернаторах. Печаль отмечает
крайнюю пассивность избирателей.

Так, по словам газеты «Джумхуриет»,
в столице Турции в выборах приняло уча-
стие всего лишь 20 процентов избирателей.
Эта же газета, которая отнюдь не отличает-
ся своими демократическими взглядами,
вынуждена признать, что в ряде районов
власти оказывали давление на избирателей,
заставляя голосовать за кайдидатов правя-
		письмо Генерального директора   Отезд из Москвы Посла Ирана’
	господина Меджид Ахи
	9 сентября из Москвы выехал Чрезвы-
чайный и Полномочный Посол Ирана в
	FOHPPA Фиорелло па Гардия
Председателю Совета Министров
УССР тов. Н. С. Хрущеву
	ЕВ, 5 сентября. (ТАСС). Генеральный
директор ЮНРРА Фиврелло ла Гардия обта-
тился с пиевмом к Председателю Совета, Ми-
нистров Украинской ССР Н. С. Хрущеву.
В своем письме Ф. ла Гардия благодарит: 33,
прием и добавляет: «Я чувствую. что те-
перья знаю кое-что о громадных проблемах.
стоящих перед правительством `Украннекой
ССР. Энергия и HCKYCCTEO, © которым эти
проблемы разрешалотея, подают большую
надежду и являются признаком того, что
вскоре они будут разрешены».

РТ: РР OS EE

СССР т-н Меджид Ахи.
На аэродроме г-на М. Ахи провожал
заместитель заведующего протокольным от
делом МИД СССР К. А. Кочетков, члены по:
сольства Ирана в Москве во главе с вре:
менным поверенным в делах г-ном Г. Саях,
временный поверенный в делах Афганиета-
на г-н Гулям Ахмед хан Навид, времен-
ный поверенный во делах Норвегии г-н
Э. Крог-Хансен и другие.
Re уг акте

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ
	TWAT ROT lm se He   ГОС, ОПЕРНО- ДРАМ. ТЕАТР им, СТАНИ-

ФИЛИАЛ Большого — Тщетная предосто- СЛАВСКОГО (Летн. Т-р’ сада им, ея

РМАТ  Три сестры. © (КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ «ЭРМ

а. МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — Царь Федор TAKS) — Wien dynecasix o6manop (lyaeba),
оаннович,
	ФИЛИАЛ МХАТ — Офицер флота.

но* ТЕАТР им. ВАХТАНГОВА — Сирано
де-Бержерак.
	гос. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР — Тевье-молочник.
	Нач. в 8 ч. веч,

БГКО — ПАРК ЦДКА — ЭСТРАДНЫЙ eA
пауреат Вс. конкурба apt, эстрацы — АР
ЦИЙ РАЙКИН. Нач. в 8 ч. 30 м, веч, Бил,
продаются.
	(Окончание, Начало на 3-й стъ.).
	Но как было в действительности? По
каким мотивам Италия вступила в первую
мировую войну на стороне Антанты? Ка-
кие стремления и идеалы двигали италь-
янокой политикой, когда Италия вступила
в войну, и как она ветупила в эту войну?
Напомним и эти факты. Известно, что до
мая 1915 года Италия была в тройетвенном
союзе, составив триумвират — Германия,
Австро-Венгрия, Италия. Она была в conse,
таким образом, и е терманским империа-
тизмом и с австро-венгерским империализ-
мом, который тащился в колеснице герман-
ского империализма. В то же время Италия
заигрывала с Антантой, выбирая удобный
момент, чтобы без риска для себя присо-
единиться к тем, на стороне которых веро-
ятнее веего была бы победа. Это удалось
Италии в первой мировой войне. Как из-
вестно, это совершенно не удалось Италии
во второй мировой войне. Удача не’ всегда
следует за той политикой, которая уподоб-
ляет государство, проводящее такую поли-.
тику, шакалу, выискивающему добычу. И
вот в апреле 1915 года Италия договарч-
лась с державами Антанты, которые боль-
ше пообещали заплатить, чем могла запла-
тить Австро-Венгрия. Известно, что 26 ап-
реля 1915 года Италия закаючила секрет-
ное соглашение с государствами Антанты
И что по этому соглашению Италии были
обещаны Валлона и остров Саеено (кото-
рому в проекте мирного договора с Италией
Советом министров иностранных дел по-
священа особая статья 22, в силу которой
Италия отказывается от всяких претензий
на этот остров), но давала согласие
на раздел Албании.

Между прочим, Италия давала согласие
на раздел с тем условием, что за ней будет
признано право прелетавлять Албанию BO
	свого населения, и совершенно не упомянул
0 хорватоком-и словенеком населении.

Между. тем в пункте 76-м доклала, комис-
сии экспертов указано следующее: «Хорват-
ское и словенское население живет, глав-
ным образом, в сельских местностях, кото-
рые в значительном чиеле расположены
вокрут городов, населенных итальянцами.
Это население, кроме того, распространилось
к берегу в трех главных направлениях, а
именно — к северу от реки Драгоньи, по
обе стороны канала Леме, на южной оконеч-
ности полуострова южнее Полы».

Не останавливаясь далее на подробно-
стях, скажу лишь, что в 1910 году италь-
янцы составляли большинство лишь в 16
административных коммунах Истрии из 43,
a по данным 1945 года — только в 8 ком-
мунах из 43.
	Следовательно, на основе статистических
данных с 1910—1945 тг. можно сделать
следующий вывод: итальянское население
в Истрии сосредоточено в виде отдельных
островков на узкой прибрежной полосе п,
главным образом, в некоторых городах. Ве
остальное население, подавляющее боль-
шинство, две трети — славянское населе-
ние, которое определяет жизнь и тех горо-
дов, где имеется некохорое преобладание
итальянского населения. Поэтому, когда, Бо-
номи вновь и вновь повторяет в Париже
то, что говорил почти год назад итальян-
ский делегат в Лондоне, а в Лондоне по-
вторял то, что почти 30 лет тому назад
в Париже говорил итальянекий премьер
Орландо, то это доказывает только, как жи-
вучи в итальянских правящих кругах нацио-
налистические захватнические стремления и
аппетиты. Бономи вновь алчет и жаждет
Западной и Южной Истрии, этих исконных
славянских земель, об’являя алчность
итальянских захватчиков справедливостью.
Бономи — против образования свободной
территории Триеста. Предложенная граница
Советом министров иностранных дел для
него неприемлема, и неприемлема, говорят
он, с оборонной точки зрения.
	Бономи репгился здесь заявить, что
предложенная Советом министров инострая-
ных дел граница между Италией и Юго-
славией неприемлема для Италии с оборон-
ROH TOURM зрения, так как она будто бы
оставляет Италию открытой для нашествия
и созлает возможность для атрессора окру-
	Юлийская Крайна
Теперь персхожу к следующему вопро-  щей явным преуменьшенивм числа славян,
	живущих в Юлийской Крайне, итальянское
население составляло не более 330.000 че-
ловек. Следовательно, словенское население
в Юлийской Крайне весьма значительно
превышает итальянское население. Это 0б’-
яеняется тем, что Юлийская Крайна с еб
известным историческим прошлым является
такой же югославской территорией, как и
другие соседние с ней части Югославии.

На заседании Совета Министров
Иностранных Дел осенью 1945 года в Лон-
доне глава советской делегации на, нынеш-
ней конференции В. М. Мофдтов по этому
поводу говорил следующее:

«Что будет означать переход Иетрии в
руки Италии? Если говорить откровенно, то
это будет означать захват чужой террито-
рии. Для чего нужно захватывать чужую
территорию? Для того, чтебы развертывать
свою политику движения на восток. Из ис-
тории известно, что этой политики в тече-
ние долгих лет придерживалась Германия,
а также и Италия. Мы знаем хоропю, что
вопрос о захвате славянских территорий в
течение определенного времени истории
владел умами правителей Германии. Эта
политика «Дранг нах остен» — движения
на восток за счет славян получила свое
кульминационное развитие в политике гит-
	леровской [ермании, которая хотела захва-
	тить Украину, Белоруссию и т. д. В Италии
эта политика также имеет исторические
корни. Она нашла свое развитие в тех за-
хватничеоких планах, которые осуществтял
Муссолини, правда не только за счет сла-
вян, но прежде всего за счет славян, по
крайней мере в Европе».

Это было сказано до начала Парижекой
конференции, это сказано до выступления
де Гастери, до выступления Бономи в на-
шей комиссии. Нетрудно убедиться, что
основное направление нынешней итальян-
ской политики ничем не отличается от
того, что уже было отмечено в характери-
стике, данной В. М. Молотовым. Так 06-
стоит лело с Юлийской Крайной.
	Югославия
	cy — о Юлийекой Крайне.

Что представляет собой Юлийская Край-
на? Национальный состав  Юлийской
Крайны, действительно, крайне неодноро-
‘ден. Это подтверждается и австрийской
переписью 1910 года и более совершенной
и больше отвечающей действительности
переписью 1945 года. При всей неоднород-
ности этнического состава этой области,
основную часть населения составляют
1ожно-славянские народы: словены и хор-
ваты, которые еплонтной массой занимают
всю территорию, почти девять десятых этой
области.

Безусловно и неоспоримо установлено,
что в этом славянском море вкраплены
небольшие островки итальянского насете-
ния, которые не образуют единого целого
ни экономически, ни этнически, причем
итальянцы, это тоже факт, живут преиму-
щественно и даже исключительно в городах
Триесте, Горице, Фиуме, Пола, а также пе
нижнему течению реки Изонцо (Градиска,
Монфальконе), в районе западного побе-
режья Истрии (Каподистрия, Пирано, Па-
ренцо, Равиньо), а также в северо-запад-
ной части полуострова (Буйе, Монтона,
Пингуенте, Пизино). Это факты, о которых
никто не спорит, но которые ничего не ре-
шают, факты, которые можно учесть, © ко-
торыми нужно считаться, но которые ниче-
то не решают, а решают то, что Юлийская
Крайна по своему этнографичеекому харак-
теру является словенской областью, словен-
ской землей.

По переписи 1910 года на территории,
которая позже вошла в состав итальянской
области Венеция-Джулия, проживало
480.000 словен. По ютоеславеким источни-
кам, их число должно быть увеличено до
600—650 тыеяч. Если учесть, что общая
численность населения этой области состав-
тяет 1 миллион человек, выходит, что сла-
вяне составляют примерно две трети насе-
ления всей Юлийской Крайны. По данным
австрийской переписи 1910 года, страдаю-
	Триест и
	нения Гриеста к Югославии. Это не что   ИВ. МАРЕ: ПРИЮТ TO Halpas-
иное, как ясное и недвусмыеленное призна- ! Ч6НИЮ к мою. ,
ние, что Югославия имеет неоспоримые! 0 каком нашествии говорит Бономи?
	0 каком нашествии говорит Бономи?
0 каком агрессоре, угрожающем Италии,
говорят реакционные итальянские круги,
пе скрывающие даже сейчае своих агрес-
сивных вожделений? Такие разговоры —
это не что иное, как попытка отвести вни-
мание в другую сторону, прикрыть е0б-
ственные атрэссивчые намерения криками
0б угрозе агрессией. Бономи здесь говорил,
что образование свободной территории
Триеста нарушает этническое равновесие.
Bo имя оукренления этого выдуманного
этнического равновесия Бономи требует
включить в свободную территорию Триеста
западную и южную часть Истрии вместе
се портом Пола.

Таковы = домогательства. нынешнего
птальянекого правительства, прикрывае-
мые криками о справедливости. Эти домо-
тательства должны быть решительно от-
вергнуты. Мы хотим верить, что они будут
безусловно отвергнуты.
	Мы выслушали здесь заявление юго-
славокой делегации. Должен <казать, что
это заявление не могло не произвести вие-
чатления силой приведенных в нем фак-
тов, силой своей правды. Советская хеле-
гация считает, что соображения югослав-
ского правительетва не могут не привлечь
внимания комиссии, & выдвинутые юго-
славской делегацией предложения не могут
не потребовать тщательного изучения и
учета при окончательном решении вопроса.
	Советская делегация, как я ‘уже сказал,
считает решение, принятое Советом миниет-
ров иностранных дел, минимумом еправед-
ливости и выражает надежду, что конфе-
ренция достойно справится со своей зада-
чей, установив югославо-итальянекую гра-
ницу в соответствии е привщипом уваже-
ния прав и интересов славянеких народов,
законно требующих устранить, уничтожить
грубое нарушение их справедливых “инте-
ресов и прав.

Нам предлагают отложить решение во-
проса о Триесте на. один год. Это вредное
и опасное предтожение, п его также следует
ОТЕЛОНИТЬ.
	Бономи заюончих свою речь призывом к
справедливостиг. Да, нужно помнать о спра-
велтивости. Историческая  несправедли-
вость, совершенная 26 лет тому назад, дол-
щна быть исправлена. Справедливость дол-
Ba быть восстановлена. Проект мирного
хоговора с Италией, выработанный Советом
министров иностранных дел, идет по этой
линии — 10 линии исправления раппаль-
свой несправедливости. Справедливость
должна воодущевлять нас всех в нашей
трудной‘ работе. Но понятие o еправедливо-
сти бывает различное, и справедливость —
справедливости рознь. Нельзя говорить
о справедливоети, посягая на чужие земли.
Нельзя прикрывать громкими словами о
справедливости попытки захвата чужой
территории. Мы против такой, так, называе-
мой, справедливости, так как в дейетва-
тельности это было бы вопиющей неспра-
Бедливостью.

Не так, очевидно, думает южно-африкан-
ский делегат, который заявил здесь, что
еще немало должно быть принесен» жертв
н крови для установления мира. Мы отвер-
гаем такую постановку вопроса на Мирной
конференций. Советокая делегация за проч-
ный мир, который должен и может быть по-
строен на’ прогрессивных демократических
началах, а не на каких-то других, которые
бы баланеировали между войной и миром.
Мы хотим такого мира, который основывал-
ся бы на признании и безоговерочнем про-
ведении в жизнь принципов права и спра-
ведливости, отвечающих подлинным инте-
ресам народов, требующих уважения и при-
знания их суверенных прав. Утверждение
такого мира — великая и благородная зада-
ча, для разрешения которой мы должны
жить, работать, бороться. ;
	права на Гриест.

Гарантия независимости, говорил дальше
Тойнби, вряд ли помешала бы поглощению
итальянского и немецкого меньшинств Ита-
лией и Германией, что было бы для них
гораздо хуже, чем более или менее незави-
симое сотрудничество со славянекой нацио-
нальностью. Для сохранения мира в Европе,
рассуждает дальше Тойнби, необходимо,
чтобы национальные группы, силой вклю-
ченные в состав Австрии, получили бы
независимое национальное существование.
Е тому же они имет для этого и экономи-
ческую базу. Сырье юго-востока, готовая
продукция северо-запада и морская торговая
Адриатического побережья дополняют друг
друга.

Ероме того, Триест служит экономиче-
ским связующим звеном между Балканами
и Средней Европой. Для процветания Сред-
ней Европы очень важно, чтобы эти эконо-
мические связи Триеста не были нарушены.
Словения должна остаться открытым рын-
ком, где могут встречаться балканские и
другие европейские страны. Между Трие-
стом же и Италией нет никаких экономи-
ческих связей, поскольку экономика Ита-
AHH, базирующаяся на водной энергии
Альп, тяготеет к Средиземному морю (порт
Генуя), ® не к Адриатическому морю. Это,
быть может, один из основных доводов про-
тив передачи Триеста Италии. Таково мне-
ние по поводу Триеста и его судеб автори-
тетного английского ученого.
	Не достаточно ли я привел фактов и вы-

/  сказываний, которые показывают, как лег-

комысленно обращается с фактами пред-

ставитель итальянского правительства, вы-
ступивший здесь ео своим заявлением.
	Глава советской делегации Молотов го-
	ворил, что для Югославии Триест — глав-
ный и даже единственный порт, имеющий
государственное ‘значение. Оторвать Tpa-
ест от Юлийской Крайны — значит лишить
Югославию ее единственного крупного пор-
та и вместе с тем поставить сам Триест в
положение, когда он будет лишен основы
	для дальнейшего развития и под’ема.
	‚ Бот почему советская делегация прихо-
дит к выводу, что не может быть сомнения
в том, что переход к Югославии Триеста
обеспечит благоприятные условия для его
развития как порта и как торгово-промыш-
ленного центра для обширного края.
Именно-это имеет в виду проект решения
  Совета министров иностранных дел в отно-
шений Истрии и образования свободной тер-
ритории Триеста. Это решение не удовлетво-
	ряет некоторые делегации и раньше веего—
делегацию. Югославии. Но решение, предла-
гаемое Советом министров иностранных дел,
есть минимум осуществления справетливо-
	сти. Известно, что в политике иногда при-
XOJHTCA итти на такой минимум, ибо поли-
тика — не арифметика, гле дважды два —
	четыре. с этим следует считаться. Этим ре-
шением Совета министров иностранных дел
недовольны, с другой стороны, и те, кло по-
спешил здесь отвести от себя подозрения в
том, что они являютея адвокатами итальян-
	‚ ского империализма. Так, В чаетноети, по-
етупила бтазилеокаа лртогатпа пормоила wa
	ступила оразильская делегация, несмотря на

TO, что никто ее злесь не называл по имени.
Выходит по старой русской пословице: «На
Bope шапка горит».

Но я не буду останавливаться на этих
делегациях. Вернусь к итальянской делега-
ции. Бономи в евоем выстунлении сослался
‘на доклад комисени экепертов по итало-юго-
славской границе, в частности на пункт
76-й этого доклада, в котором говоритея о
территориальном размещении итальянского,
хорватского и словенского населения Истрии.
Но, к сожалению, Бономи, следуя своему
методу, сослалея лишь-на одну часть докла-

‚Да, которая ему выгодна, а именно—на, ту
  часть, где говорится о размешений итальян-
	д. 28. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕД И
сети — Д 3-15-47: Ивформации — Л 3-15-8
	Типография газеты «Правда» имени Сталина,
	А как обетонт дело © Триестом? Что
предетавляет собой Триест? Раньше всего
надо обратить внимание на такую особен-
ность Триеста, как то, что вокруг Триеета,
расстилаются  необозримые  еславянекие
поля. Триест — это центр веего края, его
тлавный движущий нерв, его основной жиз-
ненный рычаг. Судьба Триеста органически
связана © судьбой всей области, всего
края.

Вся история Триезта говорит о том, что
он дышит славянским воздухом, его жизнь
наполняет славянский дух. Покорив пет-
рийские поселения, венецианцы много ве-
ков назад пытались подчинить своей власти
Триест. Они четыре раза на протяжении
XII ин XIV веков захватывали Триест.
Триест был слаб, и угроза co стороны
Венеции заставила Триест пойти в 1382 го-
ду пот покровительство австрийского гер-
цога. С тех пор и вилоть до 1918 года, за
поключением небольшого’ перерыва —
1308—1816 гг., когда Триест входил в
созданную Наполеоном [Г «Иллирийскую
республику», Триест входил в состав Ав-
стрии, являясь ее важнейшим портом на
Ахдриалическом море. В этот период Ита-
лия к Триесту не имела никакого отноше-
ния. 0 каких же столетиях говорил Бономи,
на протяжении которых итальянский народ
и «лучшие люди» Италии мечтали и 69-
ролиеь за присоединение Истрии к Италии?
0 каких столетиях?

Все столетия говорят‘ о совершенню пто-
тивоположном тому, что говорил здесь Бо-
пом. Ониг говорят, что Истрия и Триест в
том числе на протяжении столетий никогда
не принадлежали Италии.

Накануне первой мировой войны Триест
был крупеейшим центром ‘судоходства и
‘Мерекой торговли в средней чаетя Среди-
земного моря. Судоходные компании Три-
ста подлерживали регулярные линии ©
портами Восточной Африки, Центральной
Америки, Ближнего и даже Дальнего `Во-
стока. Триест превратилея таким образом
в важнейший морской порт. Он в то же Bpe-
	мя превратился в важный индустриальный
	*) Собрание сочинений Ленина, том ХУШ,
етр. 289—290.
	центр, тде особенное развитие получили су-
построательная промышленность, сталели-
тейная и нефтеочистительная. Можно ска-
вать, что Триест пою своему портовому o60-
	рудованию и пропускной способности стоит
в одном ряду е лучшими портами Европы.

Триест был присоединен в 1918 году к
Италии, и © этого момента, начинается паде-
ine Триеста, Триест хиреет, в`то время как
Венеция за четверть века. с 1913 п 1938
	год, увеличила свой грузооборот в полтора
рава, грузооборот Триеста в руках итальян-
mes сократилея. Совершенно непонятно,
если не принять во внимание один мотив—
заграбастать чужую землю — почему так
стремится Италия приобрести Триест, когда
у нео имеются десятки других портов. в
частности, в Адриатаке, но зато всем по-
нятно, почему стремится к этому Югосла-
PEA, для которой Триест является един-
KTBORIBIM DODTOM.
	10, что Триест является для Югославии
жизненным центром, это понимали люди,
способные об’ективно и незавиеимо мыс-
HUTS.

Я мог бы в этой связи сослаться на Тлойд
	Джорджа, который осуждал Раппальский до-
говор. Ллойд Джордж в своей книге «Правда
	© мирных договорах» писал, что «воина пол-
ностью расстроила понятие  «еовестливо-
ети...» Когда Мирная конференция в нару-
шение самих принципов, во имя которых
мы вступили в войну, позволила Итатии
присоединить к своим владениям террито-
рии, подавляющее большинство населения
которых предпочло бы присоединитьея к
другому суверенному государству и где,
если бы провести плебиецит, можно ничуть
не сомневаться в том, что громадное боль-
шинетво отдало бы свои голоса в пользу
славян, & не итальянцев».

Я мог бы сослаться также на бывшего
итальянекого премьер-министра Альфонсо
Ламармора, которого нельзя заподозрить в
симпатии к чему-либо иному, чем к воен-
ным авантюрам, который в 1886 году в
итальянском сенате заявил:

«Я никогда не задумывалея над вопро-
‘сом о Триесте. Это название ни разу не
приходило. мне на. ум. Все интересы этого
		He}
т
by
	«Начало спектаклей в 7 \ч. 30 м.

ГОС. БОЛЬШОЙ ТЕАТР — Евгений Онегин.   TOC. om
ФИЛИАЛ BRartkttrarn moo 4
	АЛРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА:

Москва, 40. Ленинградское тоссе; улица «Правды», л.
		  04437.
	а оне Tt 2a On RABHH — if 3-35-42; Пропагады — 3 oan
ATYPLI н искусства — Д 3-38-73: Военного — Д 3-37-63: Е ана пельскохозяйствениогох ao
3-33-67; Cetperapuar — [1 3-15-64; Отлел oro — 13-3 7-63: Отдел выездных редакций _м массовой Вы — Д 3-10-85; Экономического —

wr ww ee Исса‘ Бы
	Изд. № 485.
	= ТЕР, eae Ne RE RA ea eo

д 3-15-60; Науки и техники — Д 3-35-33; Критики и ‘библиографии — Л 3-31-75.