2 ФЕЗРАЛЯ 1947 г., № 29 (10420)

‘i

A,
К
3°
i-

Я*
Т

A onpocy 0 выходе США из Комитета трех
и бэипинекого исполнительного Шт969
	ШАНХАЙ, 31 января. (ТАСС). В ком-
ментариях по поводу прекращения связей
америкалщев е Комитетом трёх и бэйпин-
	ским исполнительным штабом  высказы-
ваетея много различных мнений, но все
сходятся в одном, что после роспуска бэй-
пинского исполнительного штаба граждая-
ская война в стране раепгирится.
Представитель коммунистов Чэн Цзя-
кан заявил корреспонденту газеты «Вэнь-
В9йба0», что об’явление об отказе США от
посредничества в прекращения  граждан-
ской войны в Китае вместе е заявлением
	министра информации Пын Сюэ-пэя 9
	предстоящей реорганизации правительетва   войны.
	Газета «Арас» об условиях
предоставления правительством
	США займа Ирану
	TETEPAW, 31 января. (ТАСС). Газета,
«Арас» 30 января сообщила, что, по слу-
хам, правительство США соглалиается пре-
доставить Ирану заем только на слелую-
щих условиях:

1) иранское правительство должно окон-
чательно покончить с Народной партией и
левыми рабочими организациями; 2) боль-
тинство в Новом меджлисе должно состоять
из людей, пользующихся доверием США;
3} расходование займа должно произво-
дитьея по согласованию е миссией, кото-
пая будет послана в Иран правительством

р _o-
Вмешательство США

во внутриполитическую жизнь
латино-американских стран

РИО-де-ЖАНЕЙРО, 31 января. (ТАСС).
Международный обозреватель газеты «Де-
мокрасиа» отмечает в своей статье отход
Соединенных Штатов от политики добросо-
седетва, проводившейся Рузвельтом в отно-
шении латино-американоких стран. Автор
пишет, что Соединенные Штаты всё более
открыто вмешиваются во внутриполитиче-
скую жизнь латино-американских реепуб-
лик, и указывает в качестве примера на
поддержку некоторыми американскими кру-
гами Эсекиеля Падилья, который стремится
организовать государственный перевотот в
	Мексике.
	представляют собой уловки, которые Марз
шалл оставил после от’езда, и что на ком=
мунистов это не окажет никакого влияния.

Представитель Демократической лиги Лэ
Тун-цзы заявил, что американские войска
в Китае должны эвакуироваться и что пре-
кращение связей американцев с Вюмитетом
трёх и бэйпинским исполнительным шуя-
бом представляет собой естественное слел-
ствие от’езда Маршалла. Сейчае, когда аме=
риканекое посредничество во внутренней
борьбе Витая прекратилось, заявил Ло Лун-
цзы, китайский народ несёт большую or-
ветственность за прекращение гражданежой
	Подготовка
к переговорам о слиянии
		Неудачная атака Уолтера Липпимана
		статья, должна избавить от неприятностей,
связанных с принципом единогласия, кото-
рый при помощи этой статьи можно обойти
н притом так, что, как говорит пословица, —
«и волки будут сыты, и овцы пелы...»

чем же говорит статья 5 Устава
05’единенных Наций, которая вдруг была
открыть Уолтером Липиманом и которая
должна не только устранить все сомнения
и споры, но и обеспечить успех усилиям
обойти ненавистное. вето? Мы это сейчас
увидим, но заранее можем сказать, что вся-
кому здравомыслящему человеку, который
прочтет статью 51 Устава, сразу же дол-
жно стать ясным, что веякие надежды на
спасительные свойства этой статьи тщет-
ны. В самом деле, статья 51 Устава гово-
рит, буквально, следующее:

«Настоящий Устав ни в коей мере не
затрагивает неот’емиемого права на инди-
видуатыную или коллективную самооборо-
ну, если произойдет восруженное нападение
на члена Организации, до тех пор пока Co-
вет Безопасности не примет мер, необхо-
димых дия поддержания международного
мира и безопасности. Меры, принятые Чле-
нами Организации при осуществлении это-
TO рава на самооборону, должны быть не-
медленно сообщены Совету Безопасности и
никоим образом не должны затрагивать
полномочий и ответственности Совета Без-
опасности, в соответствии с. настоящим
Уставом, в отношении предпринятия в лю-
бое время таких действий, какие он сочтет
необходимыми для поддержания или воеста-
новления международного мира и безопас-
ности» (подчеркнуто мною. —Б. Ш.).

енный текст не оставляет еомне-
ний в том, что основным условием, которое
предусмотрено ‘этой статьей для того, что-
бы любой член Организации имел право
действовать в индивидуальном порядке,
применяя право самообороны против атрес-
сора, является веоруженное нападение
на члена Организации. В этом и только в
этом случае члену Организации предостав-
ляется право самообороны.

0 чем идет речь в плане, проповедуе-
моем Липиманом? О вооруженном натаде-
нии? Нет. Речь идет о совершенно друтом,
& именно, о констатировании. что то или
иное государство нарушило конвенцию о
контроле нах атомным оружием. Совершен-
но очевидно, что между вооруженным на-
падением на то или иное государство, то-
есть актом атрессии, с одной стороны, и
констатацией нарушения конвенции, с
друтой, имеется существенная и принци-
пиальная разница.

Как же уничтожить эту разницу? Это,
по мнению Липимана, очевидно, можно сде-
лать, прибегая к методу, которым восполь-
зовался в средние века находчивый като-
лический патер для обхода запрещения
употреблять в постные дни мясо: изобре-
тательный патер окрестил порося в карася
H после этой операции спокойно пообедал
поросенком. Таким методом решил, очевид-
HO, воспользоваться и автор нового плана.
Он предлагает приравнять нарушение кон-
венции по контролю к «вооруженному на-
падению» и, таким образом, сделать воз-
можным применение санкций, вплоть до
военных действий, против страны, об’яв-
ленной ‘нарушителем” конвенции ‘и притом
без всякого даже обсуждения этого вопроса
в Совете Безопасности,

Иными словами, вся нехитрая механика
плана Липимана построена на прямой под-
тасовке. Совершенно очевидно, что ссылка
на статью 51 Устава является грубой и
неуклюжей попыткой прикрыть залуман-
ную махинацию. :

Для чего понадобилась Уолтеру Линтима-
ну эта ловкость рук, при помощи которой
он так бебзастенчиво манипулирует © Уе-
тавом 0б’единенных Наций? Для того, что-
бы прикрыть новое наступление против
принципа единогласия, чтобы новыми сред-
ствами добиться старой цели, к которой
стремятся протявники принципа елиногла-

°.В январе пропилого года резолюцией
первой части первой Генеральной Ассамб-
леи была, как известно, создана Атомная
Комиссия для рассмотрения проблем, воз-
Никигих в связи с открытием атомной энер-
тии. Основными проблемами в работе этой
Компесии должны были явиться вопрос 05
исключении из национальных вооружений
атомного оружия, а также проблема контро-
ля над атомной энергией для обеспечения
использования ее только в мирных целях.

Атомная Комиссия начала свою работу
з июне 1946 года. В середине декабря,
т. е. через полгода после начала своей дея-
тельности, Комиссия не сумела представить
Совету Безопасности конкретного доклада
и практических предложений. Вот почему
в резолюции Генеральной Ассамблеи, при-
нятой единогласно 14 декабря 1946 г. по
вопросу о всеобщем регулировании и со-
кращении вооружений, Совету Безопасно-
сти поручалось, в частности, ускорить как
работу Атомной Комиссии, так и рассмот-
pense Советом Безопасности ее доклада.

30 декабря на заседании Атомной Ko-
миссии обсуждался проект ее доклада для
представления Совету Безопасности. Этот
доклад был выработан на осчове предло-
жений, сформулированных бывшим прел-
ставителем США в Атомной Комиссии
г. Барухом. Главное в предложениях Бару-
ха заключается в том, чтобы контроль над
атомной энергией сосрелоточить в руках
особого международного органа с широкими
полномочиями. Этот орган, по плану Баюу-
ха, должен, в частности, иметь paso yera-
навливать факты нарушения той или иной
страной условий договора, какающегося
атомного оружия, причем всякое такое
нарушение, естественно, должно повлечь
3& с0б0й санкции против нарушителя.
Именно в вопросе о применении санкций
к государству, нарушающему договор 06
атомном оружии, американское предложз-
ние вносит новшество, которое заключает-
ся в том, чтобы в Совете Безопасности при
решении вопроса о санкциях не применял-
ся принцип единогласия и чтобы, следо-
вательно, решение по таким вопросам счи-
талось принятым, несмотря на несогласие
какого-либо постоянного члена Совета.
	Такое предложение находится в явном
противоречии с Уставом Организации 05’-
единенных Наций,  предусматривающим,
что все решения Совета Безопасности, кро-
ме Как по процедурным вопросам, считают-
ся принятыми лишь при условии  едино-
гласия между пятью постоянными членален
Совета. Следует при этом иметь в виду,
что Устав не делает никаких исключений
Из этого правила. Между тем американ-
ское предложение вводит тажое исключе-
ние в вопросе о санкциях против наруши-
теля конвенции о запрещении атомного
оружия, требуя, согласно схеме  Баруха,
чтобы воп00с о применении санкций против
государства, нарушившего указанную кон-
венцию, решался без применения принци-
па елиногласия. Но такое требование на-
ходится, как было указано выше, в пря-
мом противоречии с Уставом Организации
06`единенных Наций. :

Предложения Баруха совершенно созна-
тельно направлены на из’ятие из компе-
тенции Совета Безопасности контроля way
атомные оружием, низ умаление роли Сове-
та Безопасности в этом вопросе. Предложе-
ния Баруха, разумеется, не носят изолиро-
ванного характера. Они являются выраже-
нием той принципиальной линии, которую
занимает Американское Правительство как
в вопросе 0б атомном оружии, так и в во-
просе о так называемом «вето».

Принцип единогласия подвергается по-
стоянным атакам со стороны тех англо-
американских кругов, которые тяготятся
необходимостью решать дела в Совете
Безопасности путем единогласия постоян-
ных членов. Соблюдение принципа едино-
гласия означает для постоянных членов
необходимость во всех елучаях опасности
	Прошло уже пять месяцев со времени
опубликования постановления ЦК ВКП(б)
0 журналах «Звезда» и «Ленинград». Это
постановление, вызвавшее небывалый под’ём
всей нашей литературной жизни, требует
в первую очередь коренного улучшения
наших литературно-художественных жур-
налов.

Несомненно, за этот срок в журналах
произошёл заметный сдвиг к лучшему. Но,
вместе с тем, перестройка журналов про-
исходит медленно. И нельзя сказать, чтобы
они освободились от более или менее круп-
ных идеологических ошибок.

Наиболее заметный перелом в работе
произошёл в журнале «Звезда». Журнал
ешё лалёк от того, какими хотел бы видеть
	‚ дитературно-художественные журналы наш
	советский читатель. Но журнал pasBupaer-
ся в хорошем направлении.

` От номера к номеру улучшается основной
п журнале, литературно-художественный
отдел. В пяти номерах журнала, вышедших
после постановления ЦК ВЕП(б), напечата-
ны: «Повесть ю моем сыне» Е. Кошевой,
волнующий жизненный документ большой
воспитательной, педагогической ценности;
необыкновенно поэтичный, как всегда,
уральский сказ П. Бажова «Старых гор по-
ларенье»; роман Эльмара Грина «Ветер с
	юга», не лишённый некоторых художест-
венных недостатков, но убедительно пока-
зывающий демократические сдвиги в жиз-
ни финского народа в послевоенные годы,
сдвиги,  свидетельствующие 0  высво-
бождении сознания рядового финского
крестьянина из-под агрессивно-национали-
стических представлений, привитых ему
прежними германофильскими фашиствую-
щиии хозяевами Финляндии; новая пьеса
К. Симонова «Русский вопрос», уже отме-
	ченная нашей прессой Kak выдающееся
достижение советской драматургии; повесть
Ванды Василевской «Когда загорится свет».

Это вещи разной идейно-художественной
ценности. Каждая из них нуждается в спе-
циальном рассмотрении. В журнале, кроме
этих произведений, есть вещи слабые, не
останавливающие внимания читателя
(И. Бражнин «Сила сильных», И. Осипов
«Остров сокровищ»). Но можно сказать, что
журнал от номера к номеру делается интеё-
ресней и содержательней.

Этому в значительной мере способствует
ясная илейно-хуложественчая линия, в3я-
	нарушения мира действовать сообща, по-
могая друг другу. Именно в этом заклю-
чается основная идея Устава 0б’единен-
ных Наций в еталье 27, которая формули-
рует принцип единогласия пяти великих
государств.

Действовать сообща в этих случаях —
это и значит действовать в пользу сохра-
нения мира.

Каждому понятно, что при единодушин
пяти великих держав руки агрессивной
державы будут связаны. Только в этом
случае, когда великие державы будут дей-
ствовать совместно и единодушно против
новых попыток агрессии, — только в этом
случае 0б’единенные Нации получат на-
дежную гарантию сохранения мира и в03-
можность предупредить новую агрессию.

С другой стороны, отказ от принцина
единогласия, какими бы словами ни при-
крывалея такой отказ, развязывает руки
будущему агрессору.

Следует напомнить, что во время первой
сессии Генеральной Ассамблеи была про-
изведена  концентрированная атака на
принцип единогласия пяти постоянных
членов Совета. Эта атака была, как -из-
вестно, отбита, и предложения австралий-
ской, кубинской и филиппинской делега-
ций о пересмотре ст. 27 Устава, в которой
сформулирован принцип единогласия по-
стоянных членов Совета Безопасности,
были отвергнуты Генеральной Ассамблеей.

Учитывая неудачу предложений о реви-
зии Устава, в целях отмены принципа
единогласия постоянных членов Совета
Безопасности, Барух в заседании рабочего
комитета Атомной Комиссии 27 декабря
пытался доказывать, что американское
предложение отнюдь «не нарушает прин-
ципа единогласия великих держав или при-
менения вето, как это предусмотрено в
Уставе». Он доказывал, что это предложе-
ние направлено лишь против «чрезмерного
применения вето», что дело идет, таким
образом, He 0 ревизии принципа едино-
гласия, & лишь о «добровольном отказе»
от применения этого принципа в случаях,
когда будет необходимо решать вопрос 0
санкциях против нарупгителя конвенции по
атомному оружию.

Нетрудно видеть, что «добровольный от-
каз», предлагаемый американским пред-
ставителем, является фактической ревизи-
ей Устава, хотя эту ревизию авторы этого
предложения и пытаются скрыть и 3а-
вуалировать.

Именно по этим соображениям советский
представитель на заседании Атомной Ко-
миссии 30 декабря выступил против амери-
канского предложения, означающего реви-
зию Устава 0б’единенных Наций, какими бы
словами эта ревизия ни называлась и ка-
кими фиговыми листочками ее ни пытались
прикрыть. Олнако Атомная Комиссия
утвердила доклад, который будет обсуж-
даться в Совете Безопасности 4 февраля.
Цоскольку принципи единогласия постоян-
ных чаенов Совета Безопасности никем
не отменен, совершенно очевидно, что при
возражениях со стороны хотя бы одного
постоянного члена Совета Безопасности
американское предложение не имеет шан-
сов на успех.

Как же обойти это досадное, с точки зре-
ния американской делегации, препятствие?
Обойти это препятствие взялся небезызвест-
ный американский журналист Уолтер
Таппман. На-днях в газете «Геральд три-
бюн» он опубликовал статью, в которой
заявил, что лучший способ разрешения про-
блемы контроля над атомной энергией—это
«0б’явить, что в случае ясных доказательств
очевидного нарушения мы будем расемат-
ривать это как недружественный акт, как
случай агрессии, и будем считать себя
свободными предпринять действия для само-
защиты в соответствии со ст. 51 Устава
06’единенных Наций».

Таким образом, ст. 51 Устава должна
сыграть спасительную роль. Она, эта 51
	сия, чтобы подорвать принцият согласован-
ных решений постоянных членов Совета
Безопасности!

Предлагаемый. Липиманом «план» яв-
ляется новым вариантом наступления на
принцип единоглакия постоянных членов
Совета Безопаености.

Не мытьем, тах катаньем!

Лобовая атака на этот принцип, пред-
принятая во время первой сессии Генераль-
ной Ассамблеи, как мы отмечали выше, не
удалась. Предложение Баруха о том, чтобы
принципи единогласия не применялся при
решении вопроса 0 санкциях против го-
сударства, наруптившето конвенцию 0 конт
роле над атомной энергией, встретило со-
противление СССР и сорвалось.

Вот тут и выступает Уолтер Линлман со
своим новым планом. Липима просто пред-
лагает устранить Совет Безопасности от са-
мого решения вопроса о санкциях. Типиман
не смущается тем обстоятельством, что
Устав возлагает на Coser Безопасности
«главную ответственность за поддержание
международного мира и безопасности» и что
мероприятия военного характера против то-
го или иного члена Организации предпри-
нимаются, согласно Уставу, именно Советом
Безопасности.

Самоуверенно и бесцеремонно Липиман
заявляет, что нарушение конвенции по кон-
тролю над атомной энергией «мы будем
рассматривать как случай агрессии».

Таким образом, достаточно, по Типпману,
чтобы «мы», то-есть, очевилно, Соединенные
Штаты Америки, 0б’явили любое нарушение
конвенции актом агрессии, и война против
такого «агрессора» будет считаться закон-
ной. .

Очевилно, именно подобная легализация
войны, которую по собственному уемотре-
нию можно будет об’явить любому государ-
ству и притом еще оправдать эту войну
ссылкой на Устав, который якобы своей
статьей 51 санкционирует такую войну,
и составляет емыел «плана», предложен-
ного Липиманом.

Таким образом, совершенно очевидно, что
весь вопрос о возможном нарушителе кон-
венции по контролю над атомной энергией
й шум, поднятый вокруг этого вопроса, яв-
ляются лишь прикрытием, своего рода ды-
MOBOH завесой для тех, кто хочет иметь
руки развязанными, чтобы никто не поме-
ал им в подходящий момент пустить в ход
атомное оружие, которое, как извеетно,
является не оружием обороны, а оружием
нападения.

Как заявляет корреспондент газеты
«Нью-Йорк таймс», этот липпмановский
«план» «имеет то преимущество, что он не
требует исправления Устава ЮНО в целях
отраничения использования права вето и,
таким образом, он, может быть, имеет ббль-
mu шане получить одобрение Советского
Союза, который выступает против переемо-
тра Устава».

«Преимущество», 0 котором говорит
«Нью-Йорк тайме», заключается, таким 06-
разом, в том, чтобы сломаль Устав на деле,
не меняя текста ето статьи. Это, действи-
тельно, ловкий трюк. Это, действительно,
«преимущество» «плана».Липпимана, поспе-
шающего на помощь Баруху.

Но мы можем уверенно. сказать: никако-
го- шанса, о котором мечтают разные лип-
пманы, получить одобрение этого «плана»
теми, кому дороги интересы подлинного ми-
ра, нет и не может быть.

Те, кто не хотят расчищать дорогу для
будущей агрессии, для империалистической
экспансии, те не могут поддерживать тако-
го рода планы. Наоборот, все те, кто отетаи-
вают интересы прочного мира и на деле
стремятся к предупреждению новой агрес-
вии, те дорожат и будут дорожить принци-
пом единогласия и совместных действий ве-
ликих держав, а также всех 0б’единенных
Наций, поставивитих своей главной целью
защиту лела всеобщего мира.
		ЛОНДОН, 1 февраля. (ТАСС). Пондонское
радио передает, что президент Америкая-
окой федерации труда (АФТ) Грин уполно-
мочен исполнительным комитетом федера-
ции начать переговоры е президентом Кон-
гресса производственных профсоюзов (КПП)
Мэррэем о слиянии двух организаций.
Целью слияния является усиление рабочих
организаций.

В об’единенную организацию войдет бо-
лее 13 миллионов человек.
	—О—-
Поездка генерала Деверса
на Аляску
	ВАШИНТТОН, 31 января. (ТАСО). Bo-
енное министерство США заявило, что
Командующий сухопутными силами CUA
генерал Деверс и сопровождающие его ли-
ца вылетели ну Аляску для инспектирова=
ния специального отряда, проводящего ис-
пытания зимнего снаряжения в арктиче-
ских условиях.

ВАШИНГТОН, 30 января. (ТАСС). Воен-
ное министерство США заявило, что коман-
дование сухопутных сит американской ар-
мии стремитея вернуть на действительную
службу 883 бывших метеорологов и &300-
	догов.
	Назначение нового министра
иностранных дел Кубы
НЬЮ-ЙОРК, 1 февраля. (ТАСС). Как
передает корреспондент агентетва Юнайтед
Преее из Гаваны, президент республики
Грау Сан-Мартин принял отставку минист-
ра иностранных дел Альвареса и назначил
на этот пост заместителя министра ино-
странных дел Гонсалеса, Муньое.
— © —-

Приговор суда личному фотографу
Гитлера

ЛОНДОН, 1 февраля. (ТАСС). По сооб-
щению лондонского радио, вчера в Мюн-
хене суд по денацификации приговорил
личного фотографа Гитлера Гофмана
к 10 годам каторжных работ.
	Провокации агентов
Англо-Иранской нефтяной
компании
	ТЕГЕРАН, 30 января. (ТАСС). По сооб-
щению тазеты «Зафар», служащий Англо-
Иранской нефтяной компании индус Мохи-
елдин Хинди вместе с государственными
чиновниками по ночам производит аресты
рабочих в Абадане. Затем администрация
Англо-Йранекой нефтяной компании уволь-
няет. этих рабочих под предлогом их неяв-
ки на работу. Семьи уволенных выселяют-
ся из квартир,
		Военные преступники в комиссиях по чистке.
	БЕРЛИН, 31 января. (ТАСС). Как здесь
стало известно, в английской зоне окку-
пации Германии в настоящее время рабо-
тают комиссии о чистке лагерей для пе-
ремещенных лиц. Сообщают, что задачей
этих комиссий является выявление воен-
ных преступников, скрывающихея под ви-
дом перемещенных лиц, и удаление их из
лагерей. Однако состав этих комиссий не
может не вызвать удивления. Указывалют,
что в лагерях «Омшитле» (провинция Ган-
ногер), «Веттэр» (г. Боргхорет) и друтих
в состав комиссий по чистке вхолят липа,
сотрудничавшие е немцами в период вой-
ны, военные преступники и другие полоб-
ные элементы. Среди лиц. которым поруче-

На постановления ЦВ ВЬП(б) журнал от-
кликнулея не 0b eRTHBHO по отношению к
<амому себе и по отношению к ряду совет-
ских писателей  лихорадочно-крикливой
отатьей («Знамя» № 10). Особенностью
этой статьи яваяется то, что действитель-
ные и мнимые ошибки других журналов, —
всех, кроме «Знамени», —крупные идейные
ошибки одних писателей и те или иные ху-
дожественные недостатки других—всё бе-
рётея за одну скобку, веё осуждается без-
апелляционно, в резком, крикливом тоне. А
о своих опибках редакция говорит скорого-
воркой и более чем мягко. А ошибки у жур-
нала немалые. На страницах журнала, как
известно, печатались стихи Ахматовой. На
страницах журнала расточались реверансы
аполитичной и индивидуалистической поэ-
зии Б. Пастернака («Знамя» № 4). На стра-
ницах журнала печаталась вредная пьеса
В. Гросемана «Если верить пифагорейцам»,
пьеса, HO существу пытавшаяся обвинить
советских людей в перерождении.

Кому бы уж кому, как не редакции жур-
нала «Знамя» в ближайших после’ поета-
новления ЦК ВЁП(б) номерах выступить с
развёрнутыми статьями, разбирающими по
существу эти чуждые советскому обществу
литературные явления. Но редакция огра-
ничилась игрой в самокритику.

«Товарищ Сталин учит нас,— говорил
тов. Жданов в докладе о журналах «Звезда»
и «Ленинград», — что... только смелая и
открытая коитика помогает совершенетво-
ваться нашим людям, побуждает их итти
вперёд, преодолевать недостатки своей ра-
боты. Там, где нет критики, там укореняет-
ся затхлость и застой, там нет места дви-
жению вперёд... К литераторам это отно-
сится в такой же мере, как и к любым дру-
гим работникам».

Не менее серьёзным идейным провалом
является напечатание в № 10—11 журна-
ла «Новый мир» лживого и грязноватого
рассказца А. Платонова «Семья Иванова».
Агтор не видит и не желает видеть лица
советекого человека, а уныло плетётся сза-
ди, в хвосте, являя собой пример обыва-
тельской отсталости, косноети и поплости,
перерастающей в злопыхательство. Пора бы
уже редакциям журналов понять, что такие
и им подобные «произведения» не только
глубоко чужды самому духу советской ли-
тературы, & это и не литература вовсе, —
это выползшая на страницы печати обыва-
тельская сплетня. .

Цостановления Центрального Комитета
партии по вопросам литературы и ‘иекус-
ства и доклад тов. Жданова были поистине
торжеством тлубокой, бесстралтной, прин-
	но проведение чистки, называют бывшего
подполковника немецкой армии эстонца
Сааль, фельдфебеля немецкой армии Тедера
и Других.

Соубщают также, что в лагерях прово-
дитея регистрация этеремещенных лиц на
предмет эмиграции. В состав созданных ©
этой целью комиесий также входят pas-
личные преступные элементы. Так, напри-
мер, комиссию в лагере Сани-Мартен возз
главляет белоэмигрант Шайгер.

Здесь высказывают мнение, что подоб-
ное положение способствует не столько вы-
явлению преступных элементов, скрываю-
щихся в лагерях для перемещенных лиц,
СКОЛЬКО ИХ YRDBITII.
	ципиальной мысли, которая так нужна на-
шей литературе. Казалось бы, тут и пораз
ботать в0-вею нашей литературной криз
тике.

Однако во всех журналах, кроме «Звез-
ды», отдел критики и библиографии почти
прекратил своё существование.

В журнале «Знамя» критические статьи
появляются только в № 11—12.

В журнале «Новый мир» критико-биб-
лиографический отдел исчерпывается од-
ной статьей А. Лейтеса «Адвокаты «чисто-
го искусства» и их нечистая совесть»,
статьёй нужной и полезной, но не могущей
заменить собой веего отдела.

Журнал «Октябрь» отделывается от чи-
тателя нескольками тощими библиографи-
ческими заметками.

Нетрудно видеть, что без хорошо постав-
ленното критико-библиографического отде-
ла нельзя всерьёз говорить о лице журна-
ла, о его идейно-художественной линии.

Кроме отмеченных выше некоторых доб-
рых попыток стать поближе к живой жиз-
ни, все журналы без исключения попреж-
нему далеки от тем современности, от тем
нозой сталинской пятилетки.
	Бо всех журналах, наряду с хоропими
вещами, печатаются вещи неряшливые и
плохо отредактированные (повесть М. Зин-
тера «Штурман морских глубин», очерк
Т. Веледницкой «Они растут» в журнале
«Октябрь», очерк Араличева «На таджик-
ской земле» в «Новом мире», очерк, кото-
рый не только плохо написан, но перевира-
ет факты, цифры и даже географические
данные).

От журпалов остаётся впечатление, что
они ещё всерьёз не пролумали своего инди-
видуального юблика. Нельзя даже точно
сказать, из каких отделов состоит тот или
иной журнал. То влруг появится на стра-
ницах журнала научная статья, то вдруг
надолго исчезнет (журналы «Звезда». «Ок-
тябрь»). Очерки о нашей советской земле,
9 её людях носят такой же случайный ха-
рактер и их просто мало. Отдел сатиры п
юмора в журнале «Новый мир» по евоей
специфической тематике расечитан на уз-
кий круг литераторов, & не на пеирокие
слои интеллигенции.

Всё это свидетельствует о том, что в на-
ших журналах ещё немало рутины и что
ещё недостаточно вложено в них настояще-
го вдохновенного большевистского труда. _

(С010з советеких писателей отвечает пе-
ред народом за, такое состояние своих орга-
нов, за литературно-художественные жур-
палы, и вправе потребовать от них корен-
ного перелома в работе.
	звание, свидетельствовавшее 9 более част-
ных задачах, которые позтавил перед собой
автор. Редакция назвала повесть романом
и дала этому роману название «Сталин-
град», поставив тем самым автора перед
лицом таких политических требований, ка-
кие автор перед собой не ставил. Тем не
менее повесть В. Некрасова, носящая ныне
©в0ё законное название «В окопах Сталин-
града» и значительно исправленная авто-
ром после её напечатания в журнале «Зна-
мя», является заметным литературно-худо-
жественным явлением этого года. Следует
также отметить напечатанную в № 11—
12 «Знамени» повесть Георгия Березко
«Ночь полководца».

Хорошим почичом журналов является то,
что они печатают в переводах произведения
писателей братских республик.

Журнал «Звезда» напечатал цикл стихов
лучших поэтов Белоруссии в хороших пере-
водах, среди которых особенно выделяются
переводы, сделанные А. Прокофъевым.

Особенного внимания заслуживает почин
«Нового мира», напечатавшего переводы
рассказов латылгской писательницы А. Сак-
се «Порка» и эстонского писателя А. Рус-
сова «Могила солдата». Было бы хоронто,
если бы наши журналы ‹истематически пе-
чатали в переводах лучшие произведения
писателей братских республик CCCP.

Надо также приветствовать появление на
страницах «Нового мира» стихов сербеких
поэтов Радована Зотовича (перевод Д. Пет-
ровекого), Скендера Вуленовича (перевод
А. Тарковского) и чешеких поэтов Яна Не-
руды и Витезлава Незвала в хороших пе-
реводах К. Симонова. Нашим журналам
вообще следовало бы больше внимания уде-
лять близким нам по языку и по традициям
литературам дружественных славянских
стран.

При этих несомненных достижениях всем
нашим литературно-художественным журна-
лам присущи крупные ‘недостатки, с кото-
рыми никак не может примириться совет-
ский читатель.

Журналы «Знамя» и «Новый мир» не
свободны от серьёзных идейных срывов.

В. № 8—9 «Знамени», вышедшем сразу
велед за постановлением ЦК ВАП(б) о жур-
налах «Звезда» и «Ленинград», напечатана
путаная статья К. Зелинского о лирике в
советской поэзии, представляющая из себя
едва прикрытую агитащию за беепартий-
ность поэзии в худшем емыеле этого сло-
ва; Там же нашла себе место совершенно
не марксистекая по своей методологии
статья_А. Лермана «Подвиг писателя».
	Лиератуоно-хуломествонных муоналах
	oOo 9°

А. ФАДЕЕВ
		деятельности и до последнего дыхания был
тесно связан с рабочим движением России,
с партией большевиков. Но на известных
исторических этапах у Горького бывали
ошибки и колебания. Умалчивать о них нет
никакой надобности.

Вритико-библиографический отдел жур-
нала «Звезда» ещё далёк от более или ме-
нее полного, широкого охвата литературно-
художественных и критических произве-
дений, издаваемых в стране. Мало печатает-
ся рецензий на книги, издаваемые в рес-
публиках и областях. Но «Звезда» пока что
единственный журнал, из номера в номер
успешно развивающий отлел критики и
библиографии.

Известные достижения можно отметить в
других литературно-художественных жур-
налах.

«Октябрь» напечатал талантливую по-
весть Б. Полевого «Повесть о настоящем
человеке», имеющую большое воспитатель-
ноз значение и хорошо принятую советским
читателем и критикой. На странипах жур-
нала появились новые имена способных мо-
лодых поэтов. Журнал «Октябрь» проявляет
некоторые попытки осветить вопросы новой
сталинской пятилетки — правда, пока что
в разделе публицистики, а не в разделе
художественном. Среди статей и очерков
этого рода можно назвать интересную ста-
тью Логинова «Великий город» — о пер-
спектявах развития Москвы, статью Соро-
кина «Новый пятилетний план», очерк
Мержанова о закавказских стройках.

В № 10—11 журнала «Новый мир»
появился вполне современный, написанный
с подлинной любовью к нашим людям, к ге-
роям сталинской пятилетки, живой и яркий
очерЕ Б. Галина «В Донбассе». В № 9 это-
то же журнала напечатан новый роман
А. Караваевой «Весенний шум», отражаю-
щий некоторые процессы, происходивигие в
рабочем классе нашей страны в дни Отече-
ственной войны.

Интересные произведения опубликованы
на страницах журнала «Знамя». Повесть
молодого писателя В. Некрасова «Сталин-
град» в известных частях справедливо была
подвергнута критике в нашей печати. Нель-
зя не отметить, что значительную долю
вины за это несёт редакция журнала, плохо
работавшая с молодым автором. Достаточно
сказать, что повесть эта носила другое на-

`Тая журналом в разделе критики и библио-
графии.

Журнал «Звезда» выполнил свой прямой
долг,  подвергнув  развёрнутой критике
антинародную поэзию Ахматовой и пошлые
писания Зощенко (№ 7—8, статья 1. Плот-
кина «Проповедник безидейности — М. 30-
`щенко»; № 9, статья И. Сергиевского «06
антинародной поэзии А. Ахматовой»).
	Из номера в номер журнал печатает ста-
тьи, поясняющие и развивающие линию
большевистской партии в области литерату-
ры. Срели них следует отметить статьи:
Б. Мейлаха «Борьба Ленина © идеологией
«Вех», А. Еголина «За высокую идейность
советской литературы», В. Евгеньева-Мак-
симюва «Н. А. Некрасов в борьбе с теорией
«чистого искусства», Н. Маслина «Поэт и
народ (о поэзии Владимира Маяковского)»,
Л. Плоткина «Сила советской литературы»,
А. Бурлаченко «Театр и современность».
	Статья В. Леесницкого «Максим Горький в
	борьбе за идейность и партийность литера-
туры в годы реакции», напечатанная B
	№ 9 ‹«овезды», необ’ективно излагает
взгляды Горького в этот период. Достоин-
ством статьи является то, что она впервые
в систематизированном виде даёт читателю
материал, . показывающий неустанную и
плодотворную деятельность Горького, на-
правленную против политического ренегат-
ства, пессимизма и всех проявлений дека-
дентства в литературной жизни той поры.
Но статья В. Десницкого грешит против
исторической правды, обходя молчанием тот
общеизвестный факт, что именно в этот пе-
	риод Горький отходил от ленинских взгля-
лов в сторону «богостроительства» и. неко-
терых иных идеалистических извращений
революционного марксимза. То, что Горь-
кий впоследствии критически отнесся к
	своим произведениям, где отразились «бо-
гостроительские» взгляды (например, к
«Исповеди»), можно  об’ясонить глубоким
влиянием идей большевистской партии на
Горького. Это явилось прямым результатом
ленинской критики этих произведений.
	Горький, великий писатель русского
народа, © самого начала своей творческой