3 ФЕВРАЛЯ 1947 г., № 30. (10421)
		тавянская друмеба.
	В столице Югославии Белграде состоялся
первый послевоенный Славанский конгресс.
На нем присутствовали представители Co-
ветского Союза, Югославии, Польши, Чехо-
словакии и Болгарии, а также предетави-
тели славян Соединенных Штатов Америки,
Канады, Австралии, Аргентины, Румынии и
ряда других стран.

Конгресс обсудил два основных вопроса:
«Борьба славянских народов за мир и демо-
гратию» и «Вклад славянских народов в
мировую культуру».

Вся работа конгресса явилась яркой де-
монстрацией нерушимой дружбы и братской
солидарности народов славянских стран. ‘

Во время работы конгресса исключитель-
но ярко проявилось чувство. благодарности
славянских пародов великому русскому Ha-
роду. При решающей помощи русского наро-
да славяне Европы добились полной победы
над немецкими захватчиками и немецкой
тиранней, и народные массы Польши,
Югославии, Чехословакии и Болгарии чтут
русский народ как народ-освободитель. Co-
namprae China @RIgeTCA TIABHOH опорой сво-

Vid J Diaby Ae eS я. ©
что в нем и теперь участвуют не отдельные
предотавители разных стран, а итирокие на-
родные массы, © исключительной актив“
ностью подлерживающие ерои правитель.
ства в борьбе за демократическое пере
устройство всей общественной жизни.

Новое славянское движение является па-
родным и по своим целям — содействовать
прочному демократическому миру и процве-
танию славянских и всех других свободолю-
бивых народов мира.

Олна из важнейших особенностей этого
движения состоит в том, что славянские на-
роды He противопоставляют себя другим
народам, не стремятся к заключению ка-
ких бы то ни было блоков, направленных
против других стран. Наоборот, они стре-
мятея привлечь к активной борьбе за проч-
ный и справедливый мир, за демократию, з8
возможность свободного и мирного процве-
тания все другие народы.

Славянские народы являются наиболее
последовательными и наиболее энергичными
поборниками дела мира. Они не хотят войны.
	ветский Союз является главной опорой 6557   OOO ee ee eae eee eee ommmaway
боды и независимости народов славянских   В освобожденных славянских странах

м с № AEA ETAT) Owns
	и а а Е т ЕТ

стран.

Общее настроение делегатов конгресса
хорошо выразил представитель Югославии
Милован Джилае, который сказал:

«Я товорю как югослав, но думаю, что
могу сказать от имени всех вас: нет славян-
ского сотрудничества без искренней любви
и дружбы к Советскому Союзу, нет успеха
в борьбе за мир и демократию без опоры на
Советский Союз».

Работа Славянского конгресса раскры-
вает содержание и задачи современного сла-
вянского Движения.

Славянское движение наших дней -— это
новое славянское движение, подобного кото-
рому никогда не было. Основным содержа-
нием этого движения является укрепление
я развитие дружбы и солидарности равно-
нравных народов славянских стран.

Стремясь к такому содружеству, наши
народы ставят перед собой две основные за-
дачи. Первая из них заключается в борьбе за
преодоление остатков фашизма, в борьбе про-
тив какой бы то ни было возможности в03-
рождения фашизма, за демократический мир;
против политической реакции всякого рода.

строится новая народная демократия, демо-
кратия защиты подлинных интересов народ-
ных масе, которым, естественно, совершенно
чужды какие бы то ни было захватнические
идеи и цели.

Именно потому, что в силу сложившихся
исторических условий народы Восточной и
Юго-Восточной Европы являются наиболее
последовательными сторонниками мира,
борьбы за демократию, — они стремятся
об’единить свои усилия в осуществлении
этой благородной цоли и призывают все на-
роды мира бороться вместе с ними на благо
всего человечества.

Эта особенность нового славянского дви
жения выражена в телеграмме, присланной
Славянскому, конгрессу великим вождем
Советского Союза И. В. Сталиным. В этой
телеграмме товарищ Сталин выразил уве-
ренность, что Славянский конгресс будет
способствовать дальнейшему укреплению
дружбы и братской солидарности славянских
народов и послужит делу развития демокра-
тии. и упрочения мира между народами.

Эта особенность современного славянско-
го лвижения была подчеркнута в выступле-
	ЗА ОЕ О м оао О:

Остатки фашизм
Е Bones Toro, *e pare. eran amass нии руководителя современной Югославин
. ” маршала Иосипа Броз-Тито:
	пытается возродиться, и это представляет   _ с
огромную опасность для человечества, для «Нас, славян, никто не может и
дела мира. Поджигатели войны развивают   В ТОМ, ЧТО мы 05 ЕЯ а
‹вою вредоносную деятельность в разных aaa ant, НТ и HesaBaCMMOCTH Halk
уголках земного шара. Необходима бдитель-   ЧР6Й-ЛИбо Свободе.  менно мы,, славяне,
а НЫЕ ие ай всего можем оценить, что значит сво-
зация их на отпор всяческим проявлениям   00а и независимость, именно мы перенесли

в течение веков столько страданий велед-

антизма и политической реакции. :
ф р ствие чужеземного угнетения. Мы умеем
	we EE ОР NN OE OIE OES DOE EEE

ценить свободу и независимость каждого
народа, и мы именно на этом С’езде хотим

Вторая цель, которую преследуют сла-
вянские народы, стремясь к укреплению

а © еб Ев ЗА
	BOM EM AES ЕЕ ИА OEE EES

между собой братской дружбы и солидарно-   еще раз подтвердить. что славяне... хотят
	О Е Ее

помочь человечеству созлать лучший и 00-
лее счастливый, вечный мир».

сти, заключается в том, чтобы оказывать
друг. другу взаимную помошь в шолитиче-

ака ЗЕ 5 Oe А. 44.
	ской, экономической и культурной обла-
стях. Это необходимо в интересах прогрес-
сивного развития наших стран: Славянские
народы внесли ценнейший вклад в дело
развития мировой культуры. На конгрессе
в Белграде были ярко продемонстрированы
эти величайшие достижения. Славяне н
впредь дадут миру много нового и ценного
в области науки и техники, искусства, ли-
тературы и нросвещения. Содействовать ор-
ганизации содружества наших народов в
развитии культуры и подлинной демокра-
тии, мобилизовать нарэдные массы на под-
держку мероприятий демократических пра-
вительств — такова вторая важнейшая за-
дача нового славянского движения.
Славянское движение наших дней — это
подлинное народное движение. Оно является
народным по своим корням, ибо оно селожи-
лось в процессе борьбы против фаптистской
Германии и ее сателтитов, в борьбе за неза-
висимость, за возможность самостоятельного
государственного существования славян-
ских стран. При этом широкие народные
массы Польши, Югославии, Чехословакии,
все патриотические и демократические эле-
менты этих стран должны были одновремен-
но васти борьбу против предателей из сре-
ды бывших правящих клик. Таким образом,
соврэменное славянское движение возникло,
роело и развивалось с самого начала как
антифашистское и демократическое, подлин-

wee NM See RR RRR EO eee

ee Г.

Выражая интересы и чаяния народных
масс, их стремление к миру и демократиче-
скому мирному процветанию, Славянский
конгресс призывает славян к укреплению
дружбы со всеми свободолюбивыми народами
мпра.

В своем воззвании к народам мира кон=
Tpece обращазт-я к славянским народам с
призывом:

«Неуклонно стойте на страже мира и 66-
зопасности всех народов. Боритесь за мир,
за укрепление дружбы со всеми демокра-
тическими свободолюбивыми народами миз
ра. Крепите великое содружество славян
ских народов-—основу мира и безопасности;
Беспошадно  разоблачайте поджигателей
новой войны».

Таково озновное содержание, таковы 05-
новные цели и задачи современного, нового
славянского движения.

На Славянском конгрессе был избран
Общеславянский комитет. В основу работы
этого комитета положены решения конгрес-
ва. Общеславянский комитет будет стре-
миться к координации усилий националь
ных славянских комитетов в деле борьбы за
демократический мир и безопаеность наро-
дов, за развитие братской дружбы межд“
славянскими народами.

рр. А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ,
Вине-прелселатель
	авт ифашистговос И демоьраричесвое, подлин-   : Вице-председатель
но народное движение. Общшеславянского комитета.
		за последние месяцы в республике за-
метно оживление на идеологическом фронте.
Цисатели, деятели искусства создают
новые произведения. Драматург Якобсон
написал две пьесы-—<«Жизнь Цитадели» и
«Борьба без линии фронта». Эстонский ком-
позитор Капи удостоен Сталинской премии.
Успехом нашей молодой, только что создан-
ной кинематографии следует признать
выпуск фильма «Советская Эстония».
Одним из ярких показателей культурного
роста республики являются тиражи
книг. За последние два года выпущено
около 1.400 книг тиражом,  превы-
шающим 11 миллионов экземпляров.
На эстонский язык переведены многие
произведения Маркса, Энгельса, Ленина,
Сталина, книги русских класенков и совет-
еких писателей. Разовый тираж республи-
канских и уездных газет в январе 1947
тода увеличился до 451.000 экземпляров
и журналов — до 88,5 тысячи экземпляров.
Велики и ответственны задачи, поетав-
ленные перед эстонским народом новым
сталинским пятилетним планом. Трудящие-
ся республики восприняли его как боевую
программу, отвечающую жизненным инте-
ресам эстоневого народа. Сколько бы труд-
ностей ни встретилось впереди, советские
люди, воспитанные партией Ленина—
Сталина, не пожалеют труда для выполне-
ния величественных заданий пятилетки,
По патилэтнему плану продукция про-
мышленных предприятий Эстонин в этом
году должиз возрасти против минувшего
года на 24—25 пропентов. Для успептного
выполнения годовой программы нам необ-
ходимо подтянуть отстающие участки,
обратив 06060е внимание на капитальное
и жилищное строительство и на под’ем
сельского - хозяйства. У нас имеются
министерства и предприятия, которые не.вы-
полнили плана 1946 года. Плохо идут сей-
‘Час лесозатотовки. Bee это ставит большие
‚И ответственные задачи перед партийными
организациями, Поднятие производительно-
сти труда, строжайшая экономия в pacxo-
довании денежных и материальных пенно-
	Be

стей являются важнейшими народнохозяй-
ственными. задачами, которые нам поед-
стоит разрешить.
	КАНДИДАТЫ СТАЛИНСКОГО БЛОКА КОММУНИСТОВ
	Судьба
	Эа запад or Каратанды простирается
ровная степь. Но вот дорога ‘взлетает на
требень сопки. И внезанно открывается па-
норама индустриального пейзажа. Высятся
гигантские трубы заводов и ажурные мазч-
ты электропередач. Четко вырисовываются
прямые и строгие линии многочисленных
корпусов первенца черной металлургии Ва-
захстана — металлургического завода.
	На берегу реки Нуры широко раекинул-
ся молодой город республики. Город стали п
энергетики. Город синтетического каучука
и карбиха. Город металлургов и химиков.
Тород мастеров литья и проката. Имя этому
городу — Темир- Тау. Его нет пока ни на
одной карте.

Но он живет напряженной и бурной со-
видательной жизнью. Четко бьется полно-
ровный пульс первенца черной металлур-
тии республики. Его сила и мужество
ощущаются в шуме новостроек, в гулком
зове заводских гудков, в жарком дыхании
мартенов, в напряжении мошных турбогене-
раторов. Его юность — в светлом облике
новых домов металлургов и строгой плани-
ровке украшающихся асфальтом и зеленью
улиц, в громадных, полных света и воздуха
ролетах заводских цехов.

В этом городе впервые организован из-
бирательный округ.
	..баводокой гудок возвестил 0б оконча-
нии работы. Сталевары, подручные и таз-
лившики мартеновекого цеха, прокатчика
и рабочие ремонтно-механического блока,
теплосилового, транспортного и других
цехов завода собрались в краюном уголке
на встречу © канлилатом в депутаты Вер-
ховного Совета Казахекюй ССР — ин-
	Речь тов. Укена
	Партизанский
комиссар
	Под отвееным берегом Десны тесным
крутом стояли люди, вооруженные винтов-
ками и автоматами. Они сурово молчали,
слушая взволнованную речь секретаря рай-
кома партии Алексея Бондаренко:

— Мы оставили город, — говорил он.—
Немецкие танки идут по  гентральной
улице. :

Скоро на берегу никого не осталось, а
с наступлением темноты пять мощных
взрывов огласили окрестность Трубчевека,
возвестив о рождении партизанского отря-
ха имени Сталина. Три моста и две пере-
правы через Десну, по которым предпола-
тали наступать немецкие части, рухнули.

Слава партизанского отряда  именл
Сталина далеко разнеслась по Брянскому
краю, а имя его руководителя Алексея Бон-
даренко с уважением произносилось в се-
лах. Трудящиеся, способные носить ору-
жие, приходили в лес и просили принять их
B прославленный отряд народных метите-
лей.

В конце февраля 1942 г. комен-
дант Трубчевска оповестил население гоэе-
да и окрестных сел, что Бондаренко и ео
помощники пойманы и казнены. Тем вре-
менем «казненный» готовил разгром немец-
кого гаонизона в городе Трубчевске. В этой
крупной операции принимало участие не-
сколько отрялов, действовавших в то время
в районах Брянщины.

Шесть часов длились ожесточенные
уличные бои, а к исходу дня партизаны
выбили фалнистов из города. Большие зана-
сы оружия, боеприпасов,  продовольетвяя
захватили партизаны. Онн освободили око-
ло 400 пленных бойцов и командиров
Красной Армии, открыли  геетатовекне
тюрьмы и подвалы, где томилиеь ©овет-
ские люди. Сотни жителей Трубчевска вое-
торженно приветствовали бывшего секре-
таря райкома тов. Бондаренко и егэ Ipy-
зей по оружию.

В весне 1942 тода в южных рэйочах
Брянщины насчитывалось несколько де-
сятков партизанских отрядов. Ilo всей
стране гремела их ратная слава. Чтобы ко-
ординироваль их боевые действия, был 6о-
здан 0б’единенный штаб. Алекеей Бонда-
ренко был назначен комиссаром об’едияен-
пых отрядов. Он принимал участие во мно-
гих боевых операциях. Личным примерам
в бою, страстным словом большевистской
правды тов. Бондаренко воспитывал у на-
родных мстителей любовь к матери-Родине,
беззаветную преданность делу  партип
Ленина — Сталина. По инициативе комис-
сара в Брянеких лесах начала выходить
газета «Партизанская правда», со страниц
которой партизаны и местное население
узнавали правду о советской Родине, 0
блистательных победах Советской Армии.

Комиссар об`единенных отрядов Алексей
Бонларенко подготовил и провел в августе
1942 г. конференцию представителей брян-
ских, украинских, белорусских и курских
партизанских отрядов.

Участники конференции от имени на-
родных метителей приняли письмо велико-
му Сталину, в котором рапортоваяли своему
отцу и учителю о’ своих делах и решениях.

С самого начала вражеского нашествия
и до освобождения Красной Армией Бряя-
ской области Алексей Бондаренко находил-
ся в лесах, возглавляя вооруженную борь-
бу трудящихея за освобождение родного
края. Правительство высоко оценило его
храбрость и организаторские способности,
присвоив ему звание Героя Советского. Со-
1034,

Сейчас Алексей Дмитриевич Бондаренко
работает секретарем Брянского обкома
ВЕП(б). Среди коммунистов‘ и всех тру1я-
щихся области он пользуется большим ав-
	 торитетом и уважением. Бот почему на
	предвыборных собраниях Грубчевекого изби-
рательного округа трудящиеся единодушно
выдвинули его кандидатом в депутаты Вер-
ховного Совета РСФСР.

Н. ПРОХОРОВ.
{Корр. «Правды»).
	Брянск.
	И БЕСПАРТИЙНЫХ
		CTPYRTOPOM стахановоквих методов труда
тов. Укеном Турмагомбетовым.
	Слово берет доверенный тов. by6amg. Он
оказал.
	— Все мы хорошо знаем нашего Укена.
Родился он в 1901 году в ауле Воун-
радского района, Каратандинской области.
Сын бедного казаха-кочевника, в 1933 ro-
ду оя пришел на строительство Балхаша.
Больше десяти лет Укен работал каменщи-
ком на берегу Балхаша, воздвигая город
меди, который теперь является гордостью
Казахстана.

В 1943 году Турмагомбетов как опыт-
ный строитель был переведен на сооруже-
ние Казахокого металлургического завода.
С горячей энергией Укен работал на кладке
отромных корпусов, тех замых корпусов, в
которых мы теперь плавим и прокатываем
сталь. Применяя передовые метолы труда,
он давал по 18 норм в смену. .

Стройке нехватало квалифицированных
кадров. Их пришилось готовить на ходу.
Укена  Турматомбетова выдвинули ин-
структором стахановских методов труда. В
короткий срок он подготовил сотни моло-
лых каменщиков. ,
	Укена Гурматомбетова вырастила и в05-
питала советокая власть. Он стал знат-
ным человеком, одним. из активных строл-
телей индустриальных городов Казахстана.
За самоотверженный труд советское пра-
вительство наградило его орденом Ленина.
Я призываю избирателей нашего округа
единодушно оттать свои голоса за Укена
Турмагомбетова — кандидата блока комму-
нистов и беспаутийных.

Тепло встретили собравшиеся выступле-
ние своего канлилата.
	Турмагомбетова
	бтрана чтит память.
1, И, Менделеева
	Вчера советская страна широко отметила
40-летие со дня смерти великого русекого
ученого, гениального создателя периодиче-
ской системы химических элементов
Диитрия Ивановича Менделеева. .

В Московском Доме ученых состоялось
торжественное заседание, созванное Акаде-
мией наук СССР и Всесоюзным химическим
обществом имени Менделеева. Открывая за-
седание, президент общества акадёмик
М. М. Дубинин осветил жизненный путь
великого русского химика и выдающуюся
роль его трудов. Академик Дубинин под-
черкнул, что научное наследие Менделеева
выдвигает актуальные задачи, связанные ©
дальнейшим развитием химической, метал-
лургической, нефтяной и других отраслей
промышленности, газификацией угля, ши-
роким применением минеральных удобре-
ний ит. д. Академик А. Е. Арбузов сделал
доклад на тему «Д. И. Менделеев — творец
периодического закона». Академик Л. Д.
Ландау посвятил доклад роли периодиче-
ской системы элементов в современной фи-
зике. С воспоминаниями о Д. И. Менделесве
выступили академик Н. Д. Зелинекий и
дочь ученого 0. Д. Трирогова-Менделеева.

В Тобольске — на родине гениального
ученого — устанавливается мемориальная
доска на здании, где помещалась гимназия,
в которой учился Менделеев. Директором
гимназии был тогда писатель П. П.
Ершов — автор знаменитой сказки «Вонек-
горбунок». В краеведческом музее к памят-
ной дате пополнен новыми материалами
стенд, посвященный Д. И. Менделееву.

В Киеве открылась выставка научных
трулов Д. И. Менделеева, документов и фо-
тографий, отображающих его жизнь и дея-
тельность. Большое место на выставке за-
нимают материалы, показывающие, как со-
ветские ученые разрабатывают наследие
великого русского химика.

Собрания, посвященные памяти Д. И.
Менделеева, проведены в Ленинграде, Сверд-
ловске, Риге и многих других городах Co-
ветекого Союза.
		АШХАБАД, 2. (Иорр. «Правды»). Из
глубокой скважины в районе Гаурдакекого
серного месторождения, Tle проводится
разведочное бурение на калийные соли,
появилаеь мощная струя горючего газа.
Сейчас здесь начались разведки для уста-
новления его запасов.

Открытие имеет большое значение для
дальнейшего развягия Гауфдакского инду-
стриального района. Газ будет широко ие-
пользоваться для производственных и бы-
товых нужд строящегоея здесь горнохими-
че кого комбината.
	ТТовые мосты в Омске
	OMCR, 2. (Hopp. «Правды»). Началась
подготовка к строительству в Омске железо-
бетонного моста через реку Иртыш. Новый
мост обеспечит удобную связь Кировского
района с центром города.

В текущем же году будут развернуты
работы на строительстве железобетонного
моста через реку Омь (в центре города),
наплавного моста и большого грузового
понтона через Иртыпт.
		(От корреспондента «Правды» по Казахской ССР)
	— Трудно подобрать слова для выраже-
ния благодарности за высокое доверие, ко-
торое вы оказываете мне. Никогда в жизни
не переживал я такой радости, как вэти
дни. Такая честь выходцу из бедной семьи
хазаха-кочевника может быть оказана толь-
ко в нашей стране, Как и весь казахский
народ, я хорошо понимаю, что только со-
ветская власть принесла нам подлинное
национальное возрождение. До советской
власти жизнь нашего нафола была подобна
весне без цветов, дню без солнца, реке без
Воды.

За годы советской власти в корне изме-
нилея родной Казахстан. Из отсталой
окраины, из страны примитивного земледе-
лия и кочевого скотоводства он превратил-
ея в индустриально-аграрную социалисти-
ческую республику, занимающую видное
Место среди братских союзных республик.

Расцвет Казахстана мы  каждодневно
ощущаем в росте своего родного завода, в
благоустройстве нашего города. Вы самн
видите, что среди сопок, безлесных степей
вырос наш любимый завод — первечей
черной металлургии республики. Нам,
строителям, пришлось преодолеть немало
трудностей. Недоставало многих естронтель-
гых материалов, кадров. Но, несмотря на
это, мы в годы Отечественной войны строп-
ли свой завол. Мы готовили кадры, внедря-
ли новые конструкции, изыекивали мест-
ные материалы, использовали отходы.
	Наш завод строил весь советский народ.
Со всех концов страны стекались в кара-
тандинскую степь инженеры и землекопы,
прорабы и арматурщики, плотники и элек-
трики, каменщики-и конструкторы. Перве-
нец черной металлургии Казахстана воз-
пвигали кургальджинские пастухи и ураль-
ские камнетесы, рыбаки Балхаша и кол-
хозники Северного Вазахстана, сибиряки п
понбассовцы. В нам ‘пришли люди < боль-
шим производственным стажем и новички,
влервые увидевшие леса новостройки.

И вот теперь мы любуемея своим заво-
дом — горлостью казахского народа. Наш
вавод с каждым годом и месяцем увеличи-
зает выпуск стали и проката. В минувшем

году наши ‘металлурги дали около 1.000
тонн сверхплавовой стали. Успешно рабо-
тает завод и во втором году новой сталин-
ской пятилетки. Особенно хорошо трудятся
прокатчики. Они систематически перевы-
полняют суточные задания. Первенство в
соревновании держит смена тов. Андрия-
шенко. На-днях она прокатала 173 бол-
ванки зместо 73 по норме. Высокой выла-
ботки добились знатный металлург —
молодой прокалчик тов. Барманов, награж-
денный орденом Ленина,  вальцовщики
тт. Кантарбаев и Нурбеков, электросварщик
тов. Сулейменов.

Расцветает самый молодой город Казах-
стана — Темир-Тау. В нем выросли. не
только жилые дома, но и мното различных
культурных учреждений.

Единой семьей идет казахский нарол к
новым уснехам в социалистическом строи-
тельстве. Пятилетний план нашей реепуб-
лики пронизан заботой большевистской
партии, советского правительства и лично
товарища Сталина о новом расцвете Совет-
ского Казахстана.

Пусть же здравствует долгие годы наш
отец и учитель, наш великий и любимый
Сталин! (Бурные. аплодисменты).

х х *
	После выступления тов. Турмагомветова
пожелали высказатьея многие избиратели.

— Мне всего лишь 19 лет, — сказал
вальцовщик тов. Усенбаев. — 16 февраля
я впервые буду участвовать в выборах в
Верховный Совет республики. С большой
радостью я отдам свой голос за Укена Тур-
магомбетова. Мы, прокатчики, готовим ко
дню выборов производственный подарок —
200 тонн ‘сверхпланового металла.

На собрании выступили также маши-
нист завалочной машины тов. Омирнов, ди-
ректор завода тов. Бакст, заместитель ди-
ректора завода тов. Ярмухамбетов и другие.

Все выступавшие призвали избирателей
отдать свои голоса за славного сына ка-
захекого народа тов. Укена Турматомбе-
	гова.
Н. КАРАСЕВ.
г. Темир-Тау. (По телеграфу).
	Восстановлена квартира _
А. С. Пушкина
	ЛЕНИНГРАД, 2. (По телефону). закон-
чилиеь основные работы по восстановленню
дома № 12 на набережной реки Мойкл, гле
жил и провел последние дни своей жизни
великий русский поэт А. С. Пушкин. В
1937 году эта квартира была превращена
в музей Инетитута литературы Академии
наук СССР. В годы блокады дом сильно
пострадал от артиллерийского обстрела.

Передняя, гостиная, спальня и кабинет
приняли сейчас свой прежний вид. В ско-
ром времени начнется размещение экспо-
зиций.

10, февраля — в 110-ю годовщину с
дня гибели поэта — в квартире-музее co-
стоится традиционное торжественно-траур-
ное заседание.

эстонской деревне. Более 48 тысяч кресть-
янских семей получили от советской власти
земельные участки и прирезки. Новоселам.
выдано около 23.000 лошадей и коров. На.
строительство и обзаведение скотом отпу-
щено свыше 100 миллионов рублей ссуды;
предоставлено большое количество строи-
тельных материалов. Работает 25 МТС. Ма-
шины используются крестьянами на коопе-
ративных началах в товариществах.

Крестьяне Эстонии в прошлом году до-
срочно выполнили государственный план
хлебозаготовок и дали государству“ допол-
нительно тысячи тонн зерна. Но восета-
новление сельского хозяйства идет еще не-
достаточными темпами. Посевная площадь
в республике за год возросла лишь на
2 проц. Количество лошадей за это время
увеличилось на 4 проп., крупного рогатого
скота — на 5,3 проц., свиней — на 16,8
проц,

* * *

Население Эстонии повседневно чувствует
сталинекую заботу советской власти 05
удовлетворении  материально-культурных
нужд трудящихся. Розничный товарооборот
государственной я кооперативной торговли
вырэе в минувшем году на 78,2 проц.,
оборот предприятий общественного пита-
ния — больше чем в шесть раз. Намного
увеличилась сеть розничной торговли.

Крупнейшим событием в жизни Эетон-
ской СОР в прошлом голу было создание
республиканской Академии наук, которая
сейчас развертывает свою работу в тесной
связи © практикой  сопиалистического
строительства.

Всеемерное содействие оказывает совет-
ская власть под’ему культуры и искусства
нашего народа. Если в буржуазной Эсто-
вии образование было привилегией имущих
классов, то теперь оно доступно всем тру-
дящимся. Национальная культура получила
новое, социалистическое содержание. Коли-
чество учащихся начальных, средних и
высших школ уже превышает довоен-
ный уровень. Например, в 1937 то-
ду в Таллинском политехническом инсти-
туте было всего 337 студентов и
48 профессоров и преподавателей; сейчас
в институте — 1.600 студентов и 229 про-
фессоов и преподавателей.
	—  л-
				Эстония перел выборами
	Успешно развивается пищевая  про-
мыиленность. Недавно восстановлена та-
бачная фабрика «Ахто». Построены хлебо-
завод в Кохтла-Йярве, холодильник на Тал-
линском мясокомбннате. Сооружаютея но-
вые хлебокомбинаты,  паточно-крахмаль-
ный завод и комбинат овощных консервов.

Продукция Министерства местной про-
мышленности республики за год возросла,
на 65 проц. Производство поеуды увели-
чилось в шесть раз, стекольных изделий —
в 2,5 раза. Почти вдвое больше продукции
етали давать уездные и городекие промыш-
ленные комбинаты, работа которых только
	развертывается. эначительно увеличила
вымуск товаров широкого потребления
промкоопетация.
	Ь сожалению, несмотряна то, что ассиг-
нования нд капитальное строительство в
Эстонии в минувшем году были увеличены
по сравнению с 1945 годом, сам план ка-
питального строительства выполнен только
на 68 проц. Этому важнейшему учаетку
нашей работы в нынешнем тоду должно
быть уделено самое серьезное внимание.

В буржуазной Эстонии безработица была
стралнным бичом для трулящихея. Сейчас
мы ощущаем даже недостаток в рабочих
руках. Количество рабочих и служащих
в народном хозяйстве Эстонии увеличи-
вается. Повышается произволительноеть
труда. Так, например, на предприятиях
	местной промышленности выработка Ha
	одного рабочего в декабре минувшего года
составила 264 проц. в сравнении с январем
1945 года. Социалистическое соревнование
охватывает вее более широкие слои трудя-
щихся. На заводах выросли тысячи етаха-
ноБнев. Многие передовые рабочие выпол-
нили за год норму двух, трех, четырех и
даже пяти лет.

Эти примеры говорят о том, какие ко-
лоссальные возможности быстрого движе-
ния вперед таятея в наших людях, в на-
щей технике. Мы должны напрячь все еи-
лы для того, чтобы превратить эти воз-
можности в реальную действительноеть.

Значительные изменения происхолят в
	цеперегонные заводы, вывезли оборудова-
ние и машины. Со всей энергией взялись
трудящиеся Эстонии за восстановление
сланцевой промышленности. В основном
оно завершено. Добыча сланцев за последний
год увеличилась в два © лишним раза и
достигла довоенного уровня. По’ заданию
товарища Сталина район сланцев превра-
щается в мощный промышленный центр.

Вместе с восстановлением шахт прово-
хится их реконструклия. Введены механи-
зированные лавы. В. них применяются вру-
бовые машины и электровозы. На шахте
«Кивиыли» установлен  400-метровый
транспортер. В Ахтме и Кохтла-Йярве стро-
ятея семь новых крупных цехов. Четыре из
них будут сданы в эксплоатацию в теку-
щем году.

Широким фронтом развернулись работы
по возрождению сланцеперегонных заво-
дов. Полностью восстановлен завод в Кохт-
ла-Йялрве, имеющий 50 генераторов и битум-
ную установку. Произволетво сланцевого
масла уже в прошлом году доегигло на за-
воде довоенного уровня. Сдана в экоплоа-
тацию газовая батарея.

Развиваются и другие отрасли народ-
ного хозяйства. Производство цемента уве-
личилось в 1946 году по сравнению с пре-
дыдущим годом на 105,2 проц., производ-
ство извести — на 206,8 проц., силикат-
ного кирпича — на 206,4 проц. Все же на-
до отметить, что промышленность строитель-
ных материалов, имея несомненные дости-
жения, не выполнила годового плана и про-
должает отставать от заданий пятилетки.

Предприятия республики дают все боль-
ше хлеловой древесины, пиломатериалов,
целлюлозы, бумаги. Вышуск сеялок узвели-
чился за Год на 280 проц., плутов — на
68,5 процента.

Значительно возросло производство това-
ров широкого потребления. Пе отношению
к 1945 тоду выпуск мебели составил
260 проц., хлопчатобумажной ткани —
386,4 проп., перетяных тканей — 138.6
	_ Прошло более двух лет, как Советская
Армия очистила территорию Эстонской ССР
от немецко-фапгистских захватчиков. Гит-
леровские оккупанты нанесли Эстонии тя-
желые раны. Они нанесли огромный ущерб
промышленности, транспорту, сельскому
хозяйству.

Трудящиеся Советекой Эстонии под ру-
ководством коммунистической партии сей-
час успешно ведут восстановление народ-
ного хозяйства и культурных учреждений.
Пеисчерпаемые сплы пробудились в эетон-
ском народе. Свидетельством этого являют-
ся значительные успехн промышленности в
первом году новой сталинской пятилетки.
Готовясь к выборам, промышленность рес-
публики досрочно —17 декабря — завер-
шила годовую программу. Продукции выпу-
щено на 61,5 проц. больше, чем в 1945
тоду. Прирост, невиданный в Эстонии! Та-
кие темпы развития промышленности были
невозможны в буржуазной Эстонии.

Быстрое восстановление промышленности
Эстонии свидетельствует о великой жиз-
ненной силе советекото строя, о колоссаль-.
ных возможностях, которые таятся в нашем
советаком хозяйстве.

+ +

Эстонский народ не только восстанавли-
вает промышленность. Он поднимает ее на
новую ступень. В этом огромном созида-
тельном труде нам оказызают широкую под-
держку союзное правительство и братские
республики. В истекшем году в Эстонию
завезено большое количество моторов, но-
вейших станков,  ‘электрооборудования,
сырья, запасных частей. Опираясь на Mo-
гучую силу советского государства, мы уве-
личили уже в полтора раза против 1945 ro-
да мощность электростанций, эначительно
распиирили производственные возможности
крупнейших предприятий.

Большое внимание уделяет партийная ор-
танизация республики восстановлению слан-
цевой промышленности — тордости Jcro-
нии. Фашистские захватчики причинили ей
	Успехи в хозяйственном и культурно
строительстве стали возможными только
благодаря советской власти, мудрой поли-
тике большевистской партии и гениальному
руководству товарища Сталина. Правитель-
ство Советского Союза повседневно  помо-
тает нашей реснублике.

Под руководством товарища Сталина
эстонские большевики ведут свой народ по
пути социалистического строительства. На
ша коммунистическая партийная организа
ция систематически работает над укрепле-
нием и расширением своих связей в ту:
дящимися массами. В 1946 году парторга-
низация Эстонии численно возросла на
81,6 проп. Сейчае в рядах коммунистиче-
ской партии Эстонии в 3,5 раза больш
коммуниетов, чем было перед войной, JN
говорит о том, что трудящиеся Эстонии
считают большевистскую партию своей род
ной партией, полностью доверяют ei
горячо поддерживают ее политику.

Особенно ярко эта преданность труля-
щихся коммунистической партии и совет.
ской власти проявляется в проходящей сей-
час избирательной кампании. Повсеместно
рабочие и крестьяне выдвинули своими
жандидатами в депутаты Верховного (Совет
республики товарища Сталина и его бл
_жайших соратников — членов Политбюро
ПК ВКП(б). Огромное воодушевление Рызва-
ла в республике весть о том, что великий

талин, товарищи Молотов и Жланов дал
согласие баллотироваться в Верховный
Совет Эстонской республики. Весь эстой-
` ский народ с-тордостью и любовью называй
	товарища Сталина своим первым: канд
датом.
	Эстонская ССР переживает сейчае хи
большого под’ема политической и производ:
ственной активности масс. В день выборов
16 февраля— эстонский народ еще раз ло
демонстрирует свою. преданность больше
вистекой партии, советской власти, наше“
му любимому вождю и учителю товаряшу
Сталину. Веб избиратели единодушно 0144
дут свои голоса за кандилатов сталинского
блока коммунистов п беспартийных,
	Cex Н. КАРОТАММ.
ретарь ЦК КП(б) Эстоник
	страшные разрушения. Они вывели из  проц., белья трикотажного — 188 проц.,
строя и затопили все шахты, взорвали слан-   кожаной обуви — 163,7 процента,