15 ФЕВРАЛЯ 1947 г., № 40 (1

Заводам и стройкам-—
новые кадры
	Школы фабротино-зоводокого обучения
Минустеротеа трудовых резервов выпуска“
ют в фегроле 230 тысяч молодых рабочих,

Школы `ФЗО подготовили 80 тысяч меч
TAMICCTCG, выше 25 тысяч рабочих для
угольной, терно-рудьой и нефтяной про-
мышленности, 5 тысяч—для металлургичеч
ского производства, свыше 90 тысяч—лдя
строительства, для промышленности етрой-
материалов и деревообрабатывающей, 10
тысяч—для железнодорожного транспорта и
свяон, 10 тысяч рабочих для текетильней,
обувной, кожевеннюй и швейной промыш+
ленносети и т. д. Важнейшие предприятия
страны, — заводы и фабрики, шахты и руд-
ники, стройки и транспорт—получат новые
коры рабочих. :
	Ломоносовские чтения
	Лекция президента Академии наук
СССР С. И. Вавилова
	Вчера, 14 февраля, состоялась лекция
президента Академии наук СССР С. И. Ва-
вилова из второго цикла ‘«Ломоносовеких
чтений».

В зале Дома ученых собрались учащиеся
8 —- 10-х классов средних школ, технику-
мов, студенты вузов, молодые специалисты
столицы.

Выступив с лекцией «Ленин и современ“
ная физика», С. И. Вавилов подробно оста-
новился на том значении, которое уделял
Ленин развитию науки. Гениальные труды
Ленина помогли ученым  об’яенить ряд
явлений в природе, в науке.

— Неизмеримы, непсчерпаемы глубины
явлений, раскрывающихея постепенно п-
ред физикой в большом и малом мире,
безграничны соответственно возможности
техники, опирающиеся на старую и новую
физику пи направленные на благо и разви“
тие человека нового общества, — говорит
С. И. Вавилов.-— Советская физика прочно
стала на ленинско-сталинский путь теб
рии и практики диалектического матери
лизма. Впереди перед нашей наукой огром-
ная благородная и благодарная задача п
славное булущее, на которое в прошлом го
	ду 9 @евраля указывал товазищ Сталин.
—о_
	Четвертая годовщина
освобождения Ворошиловграда
	ВОРОШИЛОВГРАД, 14. (лорр. «Прав
ды»). Сегодня исполнилось четыре года со
дня освобождения Воропгиловграха от не
мецких захватчиков. Трудящиеся города
широзо отмечают славную годовацину. Ha
прелприятнях и в учреждениях прошла
собрания, в агитиунктах — беседы 0 вос-
становлении промыниленности, городского
хозяйства.

Сейчае работают все предприятия горо
да. Многие из них достигли довоенного
уровня выпуска продукдии, а некоторые
превысили его. План 1946 года промышз
ленность города выполнила на 108,9 про+
цента. Страна вновь получает воропеилов=
грапекие паровозы, горноптахтное оборудо-
вение, станки, водопроводные’ и канатиза=
ционные трубы, сталь, прокат, инстру+
мечты, товары широкого потребления.

Восстановлены все mor торода. Чисз
ло учанихея в них почти на 5 тысяч больз
ше довоенного. Восотановлены также инз
ституты, техникумы, театры, клубы, кино
театры. Действуют разрушенные во время
окклпащии водопровод, трамвай.

— @
	На родине М. И. Глинки
	CMOJEHCK, 14. (Hepp. «Правды»). Ве-
ликий русский композитор, основополож-
ник русской музыкальной культуры Ми:
хаил Иванович Глинка — уроженец села
Ново-Спасского, Ельнинекого уезда, (м0-
ленской губернии. В связи © исполняю:
щимся 15 февраля 90-летием со дня сме
ти М. И. Глинки в учебных заведениях,
клубах, избах-читальнях Омоленщины mpi
волятея беседы, читаются лекции, посвя-
щенные жизни, деятельности, музыкально
му наследству великого композитора, В 063
ластном краеведческом музее открылась вы:
ставка, отображающая жизненный и тво]:
ческий путь М. И. Глинки. В музее экс
нируются различные вещи, принадлежан
щие композитору.

—_O—.
	Всесоюзный
	шахматный ‘чемпионат
	Впереди — В. Смыслов
и Д. Бронштейн

ЛЕНИНГРАД, 14. (По телефону). Вчм
в восьмом туре борьба носила исклюще
тельно упорный характер, и за пять чаев
игры закончилась только одна парти,
Гроссмейстеры  Болеславский и Out
сыграли вничью.

Сегодня происходило доигрывание пе
оконченных партий. Юдович без игры cia
безнадежную позицию Аронину и con
силея на ничью с Kanon. Партии Vow:
цев—Тольденов и Дубинин-Лилиентал
закончились вничью.

Большого успеха добился чемпион №
сквы Бронштейн, выигравший 9бе отложее
ные партии — у Аронина и Кламаи
Первые поражения потерпели. гросемейсте
ры Флор и Лилиенталь. Уфимцев выитри
У Флора, а Смыслов—у Лилиенталя, Ал
торцев проиграл Рагозину,

Игравшаяся сегодня пропущенная пар
THA пятого тура Макогонов—Керес ort
жена © лишней пешкой у Кереса.

После дня доигрывания впереди Сумо
лов — 6% очков из 8 возможны
Бронштейн — 5 очков из 8 возможных
Гольденов и Толуш — по 4% очка и
7 возможных.

Завтра — второй день  допгрываня
неоконченных партий.
	Чемпион Ленинграда мастер А. ТОЛУШ
——с—
	Снегопады на Украине
	КИЕВ, 14. (Норр. «Правды»). В зап
ных, восточных областях и на юге Уи
НЫ за последнее время выпало много (Ht
га. В западных областях республики то
щина снежного покрова достигает 40 ca
тиметров, в районе Винницы-—32, на №
ввщине-— 3 ()-—40 сантиметров,

Как отмечает гидрометеослужба, 320
осенней и зимней влаги в этом голу ве®И
по Уюраине выше среднего за мною и
что должно положительно скасаться вз fl
дущем урожаю.
	Сегодня на «Запорожстрое»
	По телефону от специальных
корреспондентов «Правды»
	металлические каркасы, стены корпусов,
остекляются крыши. Чувствуются темп,
движение. Ежедневно на стройку. прибы-
вают новые рабочие, переводимые сюда из
других мест.

Но задача решительного ускорения всех
строительных и монтажных работ еще не
решена. Здесь возникло несколько. острей-
ших проблем. Они волнуют всех — и ря-
довых рабочих, и командиров стройки, и
партийных работников. И эти проблемы на-
до решать теперь же, сегодня, проявляя
настоящую оперативность и мобильность.

Кахие это проблемы?

Прежде всего... кирпич. Получается пз-
радоке: от цемента склады ломятся, а
обычнюго кирпича, который мы привыюти
считать местным строительным материа-
лом, на площадке нет. Монтажниюи насту-
пают на строителей, требуют, чтобы они
растирили для них фронт работ, а тысячи
строителей мечтают о кирпиче, как о са-
Mow зазетном. Можню и должно коитико-
вать прежнее руководктво стройкой и ме-
стные партийные и советские организации
за то, что они, вопреки неоднократным тре-
бюваниям партии, не развили проиеволетво
местных строительных материалов и пока-
зали ‘себя недальновидными руковохителя-
ии. Но сейчас надо стройке помочь. Обеща-
ние министерства дать кирпич есть, но из
обещаний, ках иповестно, стен не выло-
KUNI,

Второе — рабочая сила. Мы имеем в ви-
ду не рабочих вообще, а квалифицирован-
ные кадры. Министр тов. Юдин обязал ряд
строительных организаций прислать на
«Запорожетрой» квалифицированных  ра-
ботников. Но это распоряжение министра
не выполняется всеми как следует. сюда
	прибывают тысячи рабочих, которых еще
надо обучать. Вообще каждая стройка, обя-
зана готовить себе квалифицированные
кадры, но в данном случае, когда речь
идет о достижении коренного перелома на
«Запорожетрое», нужно обеспечить привыл-
ку сюла опытных людей. Таким был и за-
	мысел министерства, но он не
	Третья проблема, пожалуй, самая главная,
решающая, —это проблема оборудования. 0с-
новная масса прокатного оборудования на-
ходитея в Запорожье. Это механизмы, ве-
сящие тысячи тонн. Но, ках правильно го-
ворят монтажники, на стройке иногда pe-
шают не тонны, а килограммы. Другимя
словами, имеющееся оборудование неком-
плектно. К тому же недостающее оборуло-
вание измеряется далеко не килограммами.

Возьмем к примеру слябинг —— стан, по-
дающий слитки для листопрокатки. Много
сотен тонн оборудования этого стана полу-
чено. Отсутствует всего 48 тонн, но это те
самые тонны, без которых стан мертв п
не может быть смонтирован.

Зажав на недостающее оборудование вы:
полняют главным образом министерства
тяжелого мапиностроения и  электропро-
мыпиленности. Миниетр тяжелого матшиню-
строения тов. Казаков сам назвал в прави-
тельстве последний срок изготовления за-
каза 15 февраля (был назван «последний»
срок, так как до этого сроки неоднократно
нарушались). 15 февраля припело, а детали
по некоторым заказам еще  ойтачиваются
на станках в Краматорске, на Ново-Ёрама-
тореком заводе,

Еще хуже положение с электрооборудо-
ванием. Тут весьма, серьезное и очень опае-
ное отставание. Милистр тов. Кабанов дол-
гое время не проявлял нужной заинтере-
сованности в размещении заказов для 3а-
порожекого завода. Но и после Указания
правительства, после издания ловольно под-
	А®алемик Т. Д. ЛЫСЕНКО
	Р езервы увеличения семенного
	MatrepHaJlia
	картофеля
	робного приказа министерства ряд заводов
электропромышленности, а особенно сверд-
ловский завод «Уралэлектромаш», Чебок-
сарский завод трубо нарушают вее сроки.
Как видно, директора этих заводов тт. Аб-
бакумов и Бунин не приучены ®, элементар-
ной государственной дисциплине.

На монтаж оборудования, особенно элек-
трического, требуется несколько месяцев.
Уже сейчас имеются готовые помещения
для монтажа, а заполнить их нечем.

Министерство электропромыиитенности не
сможет тут отделаться приказами, ибо да-
же из хороших приказов не емонтируешь
ни одного прибора. Вонечно, руководители
«Запорожетроя» допустили. бы непоправи-
мую ошибку, если бы они стали ориенти-
ровать на «узкое место» в виде оборудо-
вания. На самой строительной площадке
еще многое нужно упорядочить для того,
чтобы лучше использовать наличных рабо-
чих, не допускать простоев. Еще далеко не
везде работы ведутся по твердому графику;

И, наконец, о местных партийных и с0-
ветеких организациях, об их отношении к
«Запорожетрою». В последние дня обком
партии начал проявлять повышенный инте-
рее к стройке. Обещают помочь в размеще-
нии прибывающих рабочих. Обещают наве-
сти порядок в таком запущенном здесь де-
ле, как выдача продовольственных карто-
чек рабочим. Местные торговые организа-
ции позволяют себе оставлять без карточек
по нескольку дней прибывающих работни-
ков и их семьи,

У Запорожекого обкома партии много
важных и неотложных дел. В связи с при-
ближением весенней посевной кампании
сельсков хозяйство требует очень больших
забот. Но искусство партийного руководства
ведь в TOM и состоит, чтобы умело
руководить сельским хозяйством и в
то же время решать дела, связанные © ра-
	‘ботой помышленности. Тут нельзя ограни-
	чивалься редкими посещениями  строики
или собиранием фактов и фактиков 9 нело-
статках и неполадках. Тут нужна помощь,
и притом реальная. Эта помощь должна
сейчас особенно проявиться в улучшении
бытового обслуживания рабочих и служа-
щих, в улучшении питания рабочих, в бла-
тоустройстве общежитий и т. д. Местные
ортаны мотут помочь и в таком деле, как
расширение производства кирпича, как ре-
гуларное снабжение «Запорожетроя» элек-
троэнергией. Похоже на анекдот, но 3а-
порожекий облисполком в момент острей-
шей нехватки кпрнича постановил забрать
У «Запорожетроя» часть кирпича с ет за-
вода, расположенного на территории 3a-
порожской области. Появление на свет та-
кого решения достаточно убедительно гово-
PUT 0 степени отоованлюсти облисполкома
от нужд стройки. 06 этом же говорят и та-
кие факты: кирпичный и шлакоблочный за-
воды «Запорожетроя» оставляются без эдек-
трознергии.

Для некоторых местных товарищей «За-
порожетрой» — лишь строчка в графе от-
четности, а таких строчек в Запорожье мно-
ro. Кое-кто не понимает, что строчка
строчке рознь...

В январе и феврале работа на строитель-
ной площадке была крайне осложнена силь-
ными морозами, не обычными для этих
мест. Люди работали героически. Теперь
уже чувствуется злесь приближение вес-
ны. Работать становится легче. Можно рас-.
считывать, что итоги фезраля будут лучше
январеких. И если помошь стройке бутет
незамедлительно оказача, прокатные цехи
«Запорожетали» к осени войдут в строй,
Автомобильная промышленность получит
стальной лист и выйдет на широкую до-
рогу.

С. ГЕРБЕРГ.
В. ВАВИЛОВ.

Де войны завод «Запорожеталь» был
единственным в стране заводом, который
снабжал нашу автомобильную промышлен-
ность тонким стальным листом, из которо-
TO штампуются кузовы для автомобилей.
Здесь находится крупнейший в Европе и
единственный в СССР тонколистовой стан
непрерывного действия и цех холодного про-
ката.

Запорожский завод и все его прокатные
цехи. подверглись страшному разрушению,
хотя в данном случае слово «разрушение»
кажется слишком слабым, бледным и невы-
разительным, чтобы охарактеризовать всю
дьявольскую работу немцев.

Восстановление южной металлургии на-
чалось сразу же после изгнания немцев из
Донбасса и Приднепровья. Сначала силы
были брошены на заводы, которые легче
поддавались восстановлению и от которых
можно было бы скорее получить металл. К
этой категории заводов «Запорожеталь»
подойти не мог. Он был отнесен к за-
водам второй очереди, и в течение опреде-
ленного времени это было правильно. Но с
окончанием войны положение коренным 0б-
разом изменилось. Уже во второй половине
1945 года, а особенно в 1946 году интере-
сы народного хозяйства потребовали реши-
тельного ускорения темпов восстановления
«Запорожстали», ибо без этого невозможно
поднимать автомобильное производство.
	Осенью 1945 года правительство утвер-
хило пятилетний план развития автомо-
бильной промышленности. Автомобильные
заводы первые в стране получили пяти-
летку. Это был шаг большого принципиаль-
ного значения. Автомобильная промышлен-
ность ориентировалась не на «узкие ме-
ста», не на тяжелое состояние южной ме-
таллургии, разрушенной врагом, а, наоборот,
па подтягивание металлургии, на ее воз-
можно быстрое восстановление. Пятилетка
автомобилестроения призвана была, таким
образом, оказать воздействие на все обелу-
живающие ев смежные отрасли. Нятилетка
автомобилестроения была сигналом: быстро
возрождать «Запорожсталь» и в первую
очередь ее прокатные цехи, хающие тонкий
лист!
	Но министерства и плановые органы, как
видно, сигнала не уловили. К «Запорож-
строю» сложилось отношение, как к захо-
лустной, заштатной стройке. Материалы
посылали сюда в последнюю очередь. Меха-
низмов не выделяли. Руководство было здесь
чрезвычайно слабое.

При таком положении результат мог по-
лучиться и получился только один: к нача-
лу нынешнего года прокатные цехи не
только не пущены, но даже еще не подго-
товлены к монтажу оборудованкя.

Тревога началась но сегодня. Ее забили
эще осенью прошлого года, когда прорыв
ясно обнаружился. На строительную
площадку начали направлять рабочих.
Негодного начальника строительства сня-
ли © работы (повысив, кстати  ска-
зать, в. должности и назначив замо-
стителем начальника одного из главков
Министерства строительства предприятий
тяжелой индустрии). Новым руководителем
«Заперожетроя» назначен опытный, способ-
ный строитель тов. Лымшиц, хорошо про-
явивший себя на строительстве Магнитки.
На площалку идут эшелоны с лесом, цемен-
том, стеклом, оборудованием. Как жаль,
что это не происходило год назад! Горь-
ковский автозавод теперь уже мог бы штам-
повать цельнометаллические кузова для
автомобилей «Победа».

Сейчае на «Запорожетрое» большое ожи-
вление. Оно особенно ощущается на строи-
тельстве прокатных цехов. Обстановка ме-
няется буквально на глазах. Вырастают
	’ ВОССТАНОВЛЕНА СПИЧЕЧНАЯ
ФАБРИКА «БАЛТИЯ»
	ЛЕПАЯ, 14. (Кор. «Правды»). Восста-
-новлена и пущена первая очередь лепай-
ской спичечной фабрики «Балтия».

Коллектив обязался к 15 апреля пустнть
	Больше внимания
	ПИСЕМ
	демобилизованным воинам
	С подобным же письмом в редакцию Bol
тан был обратиться майор запаса Ти-
	ВАРДАНЕ Ubi ео
мофеев Николай Иванович. Он москвич, до
войны работав в системе Госбанка. В
	1941 г. вступил добровольцем в ряды Ha-
роцного ополчения. Сражалея на Волхов
ском, Ленинградеком и 1-м Украинохом
фронтах. Получил в армил новую важную
военную специальность. Прошел славный
	боевой путь от Ленинтраха до Берлина; и
Праги, имеет пать правительственных
натрад.
	В 1945 г. правление Госбанка СССР
возбудило ходалайство перед Министерством
Вооруженных Сил СССР о демобилизации
тов. Тимофеева из армии, гарантируя ему
работу и необходимые условия жизни.

Тез. Тимофеев вернулся из воинекой ча-
сти, и вот более года он не может получить
комноту, в которой он проживал в домах
того же самого Госбанка. Тов. Тимофеев
законно задает вопрос:
	«Зачем же правление Госбанка хода-
тайствовало о моей демобилизации, мэ-
тивируя сзою просьбу тем, что я нужный
для баниа специалист? Зачем понадоби-
лось официально обманывать меня заве-
рениями, что я получу жилплощадь в
конце 1946 года. Ежедневно на протя-
жении 420 дней стоит передо мной вз-
прос: гле сеголня нечевать?».
	Остряки из жилишного отдела Госбанка
еще позволяют себе шутить и заязаяют
тов. Тимофееву:

— Зачем тебе компата? Женись, найди
жену с квартирой, и все в порядке...

Надо надеяться, что правление Госбанка
положит предел подобным издевательствам
над офицером запаса и разрешит этот край-
не затянуватийея вопрос.

Демебилизованный из атмит инженер-
капитан авиации коммунист. Блинчиков
А. Н. вернулся в свой родной город Тулу.
Здесь он имеет квартиру, здесь живет его
семья. Но у него другая беда: оказывается,
в Туле не находится работы для квалифи-
цированного инженера. Это звучит, ‘ках
	курьез, но тем не менее это факт.
	«Прошел год, нан я дэмобилизовался
из армии, — пишет тов. Блинчиков, —
но я еще нигде не могу устроиться на
работу. Я три раза обращался к секрз-
тарю по кадрам Привокзального райкома
партии города Тулы tos. Mense-
дезу, обращался в горком ВКП(5) к
т. Намаеву, в областной комитет ВКП(б)
к тов. Анчишкину, и результат один и
TOT же — отвечают, что пока подходящей
работы еще нет».
	Мы не сомневаемся, что инженер Блин-
чиков найдет в Туле работу, интересную для
него и нужную для советского государства,
H не сомневаемся, что тульские городокие
организации критическим оком езглянут на
паботу своих отделов кадров, соответствует
ли их практика указаниям партии и прави-
тельства или нет.

Сейчас предстоит демобилизация из ар-
мпи новых возрабтов. Необходимо местным
исполнительным комитетам Советов депу-
татов трудящихся, руководителям  пред-
приятий, учреждений и организаций подго-
товиться к приему демобилизованных вои-
нов, позаботиться 06 их трудоустройстве п
создании демобилизованным необходимых
условий, оговоренных в законе от 23 июня
1945 года.
	ся Карагашская
	Среди строителей развернулось социа-
лизтическое соревнование. Мастера и рабо-
чиз встали на стахановокую вахту в чееть
выборов в Верховный Совет Молдавской
ССР. Отроители обязались до весенних по-
левых работ восстановить Карагашекую
оросительную систему и уже в этом году
обеспечить водой 4.000 гектаров садов и
	Для срезания верхушек нельзя использо-
вать клубни подмороженные или запнившие.
Срезая, следует просматривать каждую вер-
хушку. Если на мякоти имеются пятна или
другие признаки болезней, такую верхушку
удаляют.

При срезании верхушек одновременно c
больших партий клубней, в отличие от за-
готовни небольших количеств, верхушки
нельзя помещать в теплое помещение. хотя
бы на 2—3 дня. В этих условиях на пора-
ненных верхушках легко могут развиться
	болезнетворные начала. В этих случаях сое-
занные большие партии верхушек нужно
сразу же раскладывать в картофелехрани-
	лище слоем в э—10 см. В этом виде они
просущиваются в течение 5—10 дней, при-
чем ежедневно их необходимо один раз во-
рошить. После этого срока верхушки цере-
сыпают сухим песком или землей и склады-
вают их слоем в 30—40 см. толщины. На
каждую тонну верхушек в хранилищах для
пересыпки требуется 600—700 кг. песка.

ри пересыпке небольших партий на каж-
дый килограмм верхушек, потребуется при-
мерно 1 кг. песка.

Ни в коем случае нельзя верхушки пере-
сыпать или посыпать золой. Зола раз`едает
ткани, в особенности на свежих порезах, и
такие верхушки загнивазют.

Температура при хранении верхушек
должна быть такзя же, какая считается ха-
рошей для хранения семенного картофеля,
т. е. 1—3 традуса тепла. Номещение
не должно быть сырым.

При хранении верхушек необходимо си-
стематически просматривать их и в случае
обнаружения загнивания производить пере-
борки и все запнившие верхушки удалять
из хранилища.

В этом году верхушки необходимо - зато-
товлять и в районах, где ощущается нехват-
ка картофеля в связи с сильной засухой
прошлого года, и в районах, где достаточно
картофеля. Чем в большего количества
	Ли > eee Ee As By

клубней картофеля, идущих на продоволь-
_ и
		А ое ЕР ЗОНЫ

ствие, будут сняты верхушки и правильн
	EIA

сохрзнены, ‚тем больную площадь картофе-

wie sheer ся
	о ЕТО

ля можно будет засадить сверх плана.
Но нужно твердо знать. что затот
	п т ИВ КУА 93: = OP) заготовка
верхупгек, с продовольетвенных клубней Kap-

р wee we
	EEE IES ЗЕ

тофеля ни в какой мере не должна ослаблат

А 12
	EEE SES ISAS NIN ACRE eV 1 BD

борьбу за выполнение плана, засыпки и бе-

режное хранение семенных клубней карто-
Has rma аа:
	Хорошей традицией в нашей стране стала
встреча демобилизованных воинов. Страна
любовно принимает свонх защитников, про
славивших советское оружие в блистатель-
ных победах в годы Великой Отечественной
войны. Им обеспечена работа на родном
предприятии, в колхозе, в совхозе, им пре-
доставлены льготы для поступления в учеб-
ные заведения — открыты все дороги ® лю-
бимой профессии, к творческому, созида-
тельному труду.

Права, демобилизованных воинов прочно
охраняются «Законом 0 демобилизации
старших возрастов личного состава Дей-
ствующей Армии» от 23 июня 1945 r.,
ии Ha XII сессии Верховного Совета
	Огромная масса демобилизованных воинов
первой, второй и третьей очередей влилась
в народное хозяйство и здесь, на трудовом
фронте, с такой же честью выполняет свои
обязанности перед социалистическим госу-
даретвом.

Ряд прославленных героев, вернувшихся
из армии, избраны депутатами Верховных
Советов союзных и автономных республик.
Так, защитник Сталинграда Я. Ф. Павлов
до войны работал в одном из колхозов Вал-
дайского района, Новгородской области. Те-
перь он трудится на посту заместителя
председателя Валдайского райисполкома.”
Земляки избрали Героя Советского Союза
Павлова своим депутатом в. верховный op-
ган Российской Федерации.

В числе депутатов встречаем имена.
знатного доменщика, а в прошлом отваж-
ного артиллериста, Трофимова, летчицы Ге-
роя Советского Союза Нины Ульяненко и
других. Людей, сменивитих гимнастерку на
	штатский костюм, мы сейчас можем видеть
буквально в каждом цехе, в каждой кол-
хозной бригаде, в учреждении, в универ-
ситетской аудитории.

Бывшие фронтовики вернулись к мирным
профессиям, их самоотверженный труд це-
нит страна.

Тем досаднее читать письма о фактах
бездушного отношения к нуждам демоби-
лизованных воинов, которые еще встреча-
ются иногда со стороны: отдельных органи-
заций и руководителей.

Перед нами письмо токаря Федорова Ми-
хаила Александровича из гор. Зеленодоль-
cra, Татарской АССР. Он пишет:
	«В 1942 г. я был призван в армию,
находился на фронте — три раза ранен,
три раза награжден. При поступлении на
завед директор тев. Рудаков сбещал мне
через 10—15 дней поедоставить жил-
площадь. С тех пор прошло пять меся-
цев. Я снова стал в ряды стахансв-
цев — выполняю норму на 250—280
працентев, но жилья мне так и не пае-
доставили — директор теперь даже сбе-
щать перестал...»
	Это: письмо—тяжелое обвинение для зеле-
нолольских организаций. Ведь город Зеле-
нодольек находился даже во время войны в
	глубоком тылу, злесь нет веожженных или
	уничтоженных врагом кварталов. Почему
же фронтовик, вернувшийся на родной 3a-
вод, стахановец не может получить элемен-
тарных удобств для своей жизни и работы?
Чем, как не косностью и бездушным отно-
шением к выполнению советских законов,
можно об’яснить подобное забвение нужд
советских воинов?
	Восстанавливает
	КИШИНЕВ, 14. (Коро, «Пзавлы»). Не-
мепко-румынские оккупанты разрушили
крутнейшую в ресопублихе Варагашекую
сросительную систему, питавшую влагой
тысячи гектаров садов и огородов. В про-
шлом году была восстановлена и пущена
первая очередь Карагалнекой системы. Сей-
час идет строительство второй очереди.

Верхушку клубня от пуповины довольно
легко отличить. На верхушке глазки соере-
доточены в большем количестве, чем около
пуповивы. Кроме того, на нуповине, как
правило, имеется впадинка, углубление; Не-
редко на пуповине можно обнаружить не-
большой кусочек стебелька (столона), кото-
рым клубень был прикреплен к куету. Ec-
ли же кусочек, стебелька, отпал, то на пупо-
вине легко заметить место, где он был
прикреплен.

Размер верхушки должен быть примерно
10 проц. от веса клубня. Если клубень весит
100 граммов, следовательно, верхушку нуж-
но срезать примерно в 10 граммов; если
клубень весом в 150 граммов, то и верхуш-
ку надо срезать примерно в 15 граммов
ит. д. С клубня менее 100 граммов нужно
снимать верхушку не меньше 10. граммов
весом. Толщина срезанной верхушки должиа
быть примерно в 1 см, с клубней среднего
размера п 1,5 см. с более крупных клубней,
весом 150 и более граммов.

Чем больше по весу срезанная верхушка,
тем она будет лучше, как посадочный мате-
риал. Ho срезать верхушки крупнее
15 граммов не нужно, так как этим будет
намного уменьшаться клубень, идущий на
продовольствие.

В индивидуальном быту срезать верхуш-
ки необходимо непосредственно перед очиет-
кой клубня от кожуры.
	В общественных столовых лучше всего
срезать верхушки в картофелехранилище,
перед выдачей картофеля в столовую для по-
требления. Но в картофелехранилищах нель-
зя, нецелесообразно срезать верхушки рань-
ше чем за 7—10 дней до потребления дан-
ной партии клубней во избежание порчи по-
раненных продовольственных клубней при
длительном их хранении.

Срезанные в индивидуальном быту вер-
хушки необходимо слегка пересыпать сухим
песком или землей, чтобы срезы верхушек
отделялиеь один от другого тонким слоем
земли или песка.

Небольшие партии верхушек. желательно
после срезки 4—5 дней держать в помеще-
ниях с температурой 10—15 градусов теп-
ла. При такой температуре порезы на вер-
хушках лучше заживают. Но после 4—5-
дневного выдерживания верхушки надо пе-
ренести для длительного хранения в подва-
лы или другие помещения с температурой
1—2—3 градуса тепла,
				в О о В -——- ВА “А.
		оросительная система
	Волхозные электростанции в Карелии

ПЕТРОЗАВОДСК, 14. (Корр. «Правды»). В этом году строятся е1

В прошлом году в селах Карело-Финской   электростанций. Четыре и
республики построены 34 колхозных элек-
тростанции. 67 колхозов, 6 МТС, 5 совхо- :
зов и 2.000 ломов колхозников получили Е концу пятилетки бу;

экеплоатацию в ближайши

The Se арк Ино Ss

родских общественных столовых и особенно
в индивидуальном быту колхозников, рабо-
чих и служащих, где потребляются основ-
ные массы картофеля, целесообразно реко-
мендовать срезать и правильно сохранять
до времени посадки верхушки е хороших
продовольственных клубней картофеля.
Срезкой верхушки количество мякоти
клубня, идущего в пищу, почти не умень-
шится, & сохраненная до посадки верхуш-
ка, будучи посаженной, даст хороший куст
картофеля.
. В военные годы большую роль в не-
посредственной заготовке верхушек, а так-
же в широкой пропаганде этого мероприя-
тия играли комсомольские организации,
школы и станции юных натуралистов. Они
организовывали ежедневный сбор верхушек
У себя дома и пропатандировали это дело
путем показа соседям.
	В этом полезном деле участие комсомоль-
ских организаций, а также школьников, мо-
лодых патриотов нашей Родины, должно и в
этом году сыграть немалую роль.
	Основная трудность в использовании вер-
хушек продовольственных клубней заклю-
чается в организационных моментах.
	Аля хорошего успеха необходимо орга-
Низовать дело так, чтобы в миллионах се-
мейств колхозников, рабочих и служащих с
каждого хорошего, здорового, неподморожен-
ного продовольственного клубня; непоеред-
ственно перед енятием с него кожуры, обя-
	зательно была срезана неочищенная вер-’
	хушка.

Верхушки весом примерно по 15 грам-
мов, срезанные с клубней в 150 граммов,
будучи правильно сохранены и высажены,
дадут урожай, как правило, более высокий,
нежели посадка целыми клубнями, весом в
40—50 граммов, взятыми из той же пар-
THE.
	При срезании верхушек необходимо стро-
го следить, чтобы срезали верхушку, а не
пуповину клубня, ибо в пуповинной части
глазков (почек) значительно меньше. Кроме
того, из этих глазков после посадки веходы
получаются с запозданием и нередко слабы-
ми. Надо также иметь в виду, что в мякоти
пуповины нередко гнездятся заразные нача-
па картофельных болезней, например, коль-
цевой гнили. Наоборот, верхушка— наиболее
здоровая часть клубня. наиболее своботная
	Болыше внимания заготовкам верхушек карт офеля
	Общеизвестны роль и значение картофе-
ля как продовольственной, кормовой и тех-
нической культуры. _

Во время Великой Отечественной войны
площади посадки картофеля были расшире-
пы в колхозах, совхозах и подсобных хозяй-
отвах, получило массовое развитие огород-
ничество рабочих и служащих. Это намного
увеличило продовольственные ресурсы стра-
пы и значительно разгрузило транспорт от
переброски больших партий картофеля на
далекие расстояния.

‚ Не менее важно значение картофеля и те-
перь, в 1947 году, после неблагоприятного
засушливого года.

В этом тоду необходимо занять картофе-
тем как можно большую площадь и принять
меры, чтобы своевременной, правильной 0б-
работкой и внесением удобрений обеспечить
хороший его урожай.

Главным условием для расширения пло-
щадей посадки картофеля является наличие
посадочного материала. Поэтому, принимая
все меры для засыпки посадочных клубней
картофеля на всю плановую площадь, не-
обходимо обратить как можно больше вни-
мания также и на заготовку и правильное
хранение верхушек, срезанных с хороших
крупных клубней, идущих на продоволь-
ственные цели.

Заготовка и хранение верхушек продо-
вольственных клубней картофеля, как пока-
зала массовая практика военных ‘лет, яв-
лаются мощным источником сверхпланового
посевного материала для расширения пло-
шадей посадок. Сотни тысяч гектаров
засаживались колхозами и совхозами вер-
хушками продовольственных клубней кар-
тофеля. Широкое распространение это дело
получило и среди рабочих и служащих
для посади интливидуальных огородов.
	Бзз преувеличения можно сказаль, что
миллионы рабочих и служащих всех проф-
союзов, начиная с 1942 года, засаживали
свои огороды верхушками продовольствен-
ных клубней картофеля. Это мероприя-
тие оказалось полезным, жизненным, 060-
бенно при той или иной напряженности с
продовольственными ресурсами.

Крупные клубни, весом в 100—200 и
больше граммов, из урожая. картофеля идут
на продовольствие; мелкие клубни, в 50—
60 граммов, а нередко, при нехватке карто-
феля, и еще более мелкие идут на посадку.
Между тем известно, что чем крупнее клу-
бень, тем, как правило, ен по своей приро-
де лучше, т. е. будет давать больший уро-
жай в сравнении с мелким клубнем. Но вы-
саживать крупные клубни в большинотве
случаев невыгодно, так как требуется по
весу слишком много посадочного материала
на гектар. Способ же посадки картофеля
верхушками дает возможность использовать
крупные клубни, идущие на продовольствие,
одновременно и для посадки.

Верхушки с крупных продовольственных
клубней, правильно сохраненные для посад-
ки, дают больший урожай, нежели мелкие
посадочные клубни. Вместе с тем каждый
тектар, засеянный верхушками, дает эко-
номию не менее 10 центнеров картофеля,
которые нужно было бы израсходовать при
посалке клубнями. Вроме того, нередко в
хозяйстве трудно бывает достать для высад-
ки большие количества картофеля. Между
тем заготовить верхушки для посадки
вполне возможно, если только по-настояще-
му организовать это дело. Для этого необхо-
димо, чтобы заготовку верхушек продоволь-
ственных клубней вели широкие массы лю-
дей. Ведь основное количество продоволь-
ственного картофеля потребляется в быту,
лома.
		стом POLY в КолхоЗах, совхозах, в го-   от заразных начал картофельных болезней.