‚9 ОКТЯБРЯ 1945 =; № 888 {16885

о кА ед ee ee ee ee $;

На Парижской Мирной конференции
	Пленарное заседание 6 октября
	В комиссиях Мирной конференции
	Экономическая комиссия для Италии
	Пленум установил, что для обсуждения
проекта мирного договора с Италией отво-
хится 3 дня, для обсуждения всех других
проектов договоров — по одному дню на
каждый.

Утвержден также порядок протоколирова-
ния рекомендаций, которые будут приняты
пленумом конференции.

Следующее пленарное заседание Мирной
конференции состоится завтра, 7 октября,
в 3 часа THA.
	посвященные редактированию докладов, во-
торые будут завтра представлены пленар-
ному заселанию Мирной конференции.
	тых комиссией для представления на утвер-
ждение пленарного заседания конференции.
На этом комиссия закончила свою работу.
	ПАРИЖ, 6 октября. (Спец. корр. ТАСС).
Сегодня состоялось пленарное заседание
Мирной конференции, посвященное утвер-
ждению регламента для. заключительных
заседаний Парижской Мирной конференции,
разработанного Советом министров иност-
ранных дел.

После краткой дискусени, в которой при-
няли участие Вышинекий (СССР), Бизли
(Австралия), Клакстон (Канада), Алексан-
дер (Великобритания), и внесения некото-
рых поправок регламент был одобрен кон-
ференцией.
	Сегодня состоялись также завключитель-
ные заседания комиссии по экономическим
вопросам для Италии и военной комиссии,
Сегодня Экономическая комиссия для Ита-
лии утвердила локлад о решениях, приня-
	Перегон скота
на зимние пастбища
	В пути миллионы овец, лошадей,
верблюдов
	Б Казахстане, Узбекистане и других
республиках Средней Азии начался отгон
скота на зимние пастбища. В беседе с кор-
респондентом «Правды» заместитель на-
чальника Главного управления животновот-
ства Казахстана и Средней Азии Министер-
ства животноводства СССР тов. А. В. №-
бавский сообщил:

— В текущем голу на зимние пасобища
предстоит отогнать около 855 миллионов овец
и коз, свыше 500.000 лошадей и верблю-
дов и 60.000 голов крупного рогатого ско-
та. На далеких зимних пастбищах за-
готовлено сено, строились избушки для ча-
банов, пастухов, табуншиков, ремонтирова-
лись старые колодцы и строились новые.
Сооружалиеь помещения, где скот сможет
укрыться от буранов.

Значительная работа проделана в Казах-
стане. Там заготовлено 729.000 тонн стра-
ховых кормов, предназначаемых для под-
корки животных на случай гололедицы,
когда скот не в состоянии добывать под-
ножный корм. В республике построено бо-
лее 2.200 колодцев и „отремонтировано
2.875 старых колодцев, сооружены коша-
ры на 115 миллиона овец.

Окот, принадлежащий колхозам и совхо-
зам Казахстана, отгоняетея на пастбища,
богатые питательной растительностью, глав-
ным образом в урочища Муюн-Кумов, Арыс-
Кумов, Кара-Кумов и Джеты-Жел.

Местами скот совершает переходы про-
тяжением ло 600 километров. Это требует
тщательного изучения путей перегона, под-
готовки волопоев в пути. С участками от-
гонного животноводства устанавливается
радиосвязь.

В Узбекистане к участкам отгонного жи-
вотноводства проложены автомобильные
дороги. Изысканы площадки для посадки
самолетов, доставляющих продукты, одежду
и почту животноволам.
		(Стройки новой пяпилетки
	Опровержение
агентства ТАНЮГ
	БЕЛГРАД, 6 октября. (ТАСС). Югослав+
ское телеграфное агентство (ТАНЮГ) опу-
бликовало следующее опровержение:

Как сообщило агентство Рейтер; офи»
циальный представитель английского ми-
нистерства иностранных дел сделал заяв-
ление 0 том, что, по сообщению греческого
правительства, в военных действиях в Се
верной Греции между карательными экс-
педициями и народными отрядами народ-
ные отряды снабжаются ютославеким ору-
жием, снаряжением и боеприпасами, & в
отдельных операциях вместе. с народными
отрядами участвуют югославские граждане.

ТАНЮГ уполномочен опровергнуть это
сообщение как выдуманное от начала и до
конца, как злонамеренное и провокацион-
ное. Совершенно очевидно, что такие лож-
ные и тенденциозные сообщения имеют
цель опорочить наше миролюбивое государ-
ство, свалить на него вину за нынешнее
положение в Греции, которое вызвано при-
CYTCTBHEM Ha ee территории английских
войск и террором монархическо-фаптиетеко-
то режима, & также отвлечь внимание мн-
рового общественного мнения от провока-
ций монархическо-фашиетских банд, еовет-
шаемых на границах демократических бал-
канеких стран.
	повое нарушение
английским военным самолетом
суверенитета Югославии
	БЕЛГРАД, 6 октября. (ТАСС). Вее бел-
градекие газеты опубликовали сообщение
агентства ТАНЮГ о том, что 4 октября нал
территорией Югославии был замечен ан-
глийский военный самолет, совершавигий
самовольные полеты. Противовоздущная
оборона принулила самолет к посадке на
аэродроме в гор. Ниш.

ее
	Нланы по увеличению
	армии и флота США
	ВАШИНГТОН, 6 октября. (ТАСС). Воен-
ное министерство США разработало новый
«план всеобщего военного обучения», пре-
дусматривающий ежегодный призыв 1 мил-
лиона человек в возрасте от 17 до 20 лет,
из которых 726 тысяч человек будут в те-
чение года проходить обучение в армии, в
то время как другие будут проходить по-
добный же курс обучения во флоте.

Предложение военного министерства, 2
также выступление военного министра Пат-
терсона и различных офицеров армии и
флота на текущем с’езде Американского
легиона в Сан-Франциско означают усиле-
ние кампании за сохранение большой армил
и флота. Паттерсон в своей речи от 2 октяб-
ря настаивал на одобрении закона о воин-
ской повинности и утверждении закона 9б
0б’единении армии, флота п возлупных сил
в единое министерство национальной 0бо-
роны. Адмирал флота Хэлеи, выступая на
create Американского легиона, повторил
обычные аргументы в пользу большого
флота и «соответствующей сети океанских
баз». Выступая на этом <’езде, командую-
щий воздушными силами армии генерал
Спаате настаивал на создании единого ми-
нистерства обороны и мощных воздушных
		Сумгаит, младший брат Баку
	В районе станции Кара-Даг производится
выработка пиленого камня. В карьере пять
машин. Двигаясь по рельсовым путям, они
	На Каспии, близ Баку, возникает новый
город. Его числят пока одним из районов
Баку, он не обозначен еше на картах, но
	почта всей страны уже освоилась е новым! режут и пилят скалу и выдают «кубики»
		наименованием: «город Сумгаит».
	Да, это уже город. Издалека, с холмов,
обступающих Баку, вихна на прибрежной
степной равнине пытрокая панорама раету-
шего ввысь и вширь Сумганта. Уже полня-
лись каркасы заволеких корпусов, о©вобо-
даются один за другим от лесов жилые
дома, блестят асфальтиреванные Шоссе,
рельсовые пути прорезают вдоль и поперек
всю площадь новостройки.

Перед вами в рельефном виде строгий,
правильный чертеж города с ясно обозна-
ченными кварталами, точно размеченными
площадями, парками, бульварами.
	Детище новой пятилетки, Сумгаит растет
как младший брат богатырокото Баку, как
новая индустриальная база азербайджан-
ских нефтепромыелов.

Чтобы войти в куре дела, начнем с крат-
кого замечания в трубах, по которым течет
нефть. Весь громадный потох нефти, 1по-
ступающей из бесчисленных скважин, ©0-
вершенно естественно, должны вобрать В
себя металлические трубы, по которым
нефть направаяется в резервуары, в нефте-
проводы, на перегонные заводы. Трубы
здесь —и инструмент и оборудование.
Трубонрокатчики металлургических заводов
страны всегда имели основным заказчиком
нефтяников.

Теперь напомним, что в дни войны, ког-
ха нарушено было металлургическое произ-
водство Юга и отрезаны были пути на Кав-
каз, доблестные нефтяники, питавшие, как
известно, армию и страну горючим беепере-
бойно, обходились минимальными запасами
труб, изворачивались, применяли в дело
старье, выталывали на строжайшей зкона-
мии и при веем том умудрялиеь давать
часть труб для производства минометов.
Теперь нефтяники обзаводятся собственной
базой трубопрокатной индустрии. Сумгаит
будет главным поставщиком труб jaa Bary
и других районов.

Сумтаитекий зазолд (цехи первой очере-
ди) будет давать ежегодно 350 тысяч тонн
труб.

Завод сооружает трест «Закпрометрой».
Управляющий трестом тов. Амиреланов
рассказывает:

— Первая очередь завода состоит из
мартеновекого цеха на 7 печей, прокатного
цеха, в котором будет смонтирован большой
блюминг, трубопрокатного и трубоотделоч-
ного, а также ряда подсобных цехов.

Прежде чем приступить к сооружению
промышленных цехов, которые потребуют
большого количества различных строитель-
ных материалов, трест занялся созданием
собственной производственной базы.

Строительство располагает песчаным
карьером. В районе станции Дивичи создан
механизированный  травийный — карьер.
	белого мелкозерниетого камня. Этот камень
пепользуется как стеновой и облицовочный
материал. Производительность карьера 900
тысяч штук камня в год, что равно 7 мил-
лионам штук кирпича.

Создан тыл будущего завода. Построены
и введены в строй монтажно-механический
и модельно-деревообделочный цехи. Закан-
чивается строительство кузнечно-котельного
и фасонно-чугунолнтейного цехов.

Действуют цех бетонных канализацион-
ных труб, арматурный и кислородный цехи.
Заканчивается строительство большого де-
ревообделочного комбината, в состав кото-
рого входят лесопильный, столярный, плот-
нично-опалубочный и малярно-стекольный
цехи. Комбинат полностью удовлетворит по-
требность строительства в столярных п
паотничных изделиях.

Скоро будет пущен завод стеновых 6л0-
ков и железобетонных изделий. Bee про-
цессы приготовления бетона механизируют-
ся. Строится кирпичный завод производи-
тельностью 12 миллионов штук кирпича
в год. Началось сооружение мартеновекого
пеха.
	Цехи первой очереди Сумгаитского хими-
ческого завода уже снабжают Баку хими-
катами, нужными нефтяной промышленно-
CTH.

Теплоэлектроцентраль ‘мощностью в 50
тысяч киловалт дает энёргию цехам Сум-
гаита, некоторым бакинским промыслам,
стройкам. Она оборудована новейшими при-
борами и полностью автоматизирована.
Ускоренным темпом строится вторая очередь
станции. (С окончанием Мингечаурского
гидроузла — грандиозной азербайджанской
стройки — Сумгаитская ТЭЦ будет вклю-
чена в энергетическое кольцо Мингечаур —
Сумгаит — Баку.

Вырастают первые жилые кварталы Сум-
гаита. Злесь-— капитальные 2-этажные дома,
коттеджи и индивидуальные дома. В них
живет несколько тысяч строителей. Для ме-
таллургов к концу этого года будет построе-
но 11 капитальных ABYX- и трехэтажных
домов площалью 5.000 квадратных метров.
В октябре из этого количества сдается для
заселения 2.500 квадратных метров.

Ё концу новой пятилетки в Сумгаите бу-
дет семь крупных промышленных предприя-
тий и 50 тысяч жителей. Город строится по
тенеральному проекту. Во многих кварталах
уже сейчас зеленеют молодые насаждения.

Далеко за пределами Азербайджана уже
знают о Сумгаяте. новом городе. Для него
стараются краматорцы, челябинцы, лесо-
рубы Горьковской области, электромеханя-
ки Харькова, Москвы, Ленинграда. Они по-
могают становлению новой индустриальной
крепости Кавказа, младшего брата Баку-
		сотрудничестве Веемирной федерации профсоюзов
с экономическим и Социальным советом организации
Об’единенных наций
	профсоюзов сможет в любое время поддер-
живать такие замечания в постоянном ко-
митете. Постоянный комитет будет благо-
желательно относиться к любей просьбе
Всемирной федерации профсоюзов высту-
пить с заявлениями перед Советом. Bee-
мирная федерация профсоюзов сможет пред-
лагать включение новых пунклов в по-
вестку дня Экономического и Социального
совета через посредство постоянного коми-
тета, & также через посредство любого чле-
на организации 06’единенных наций, Ге-
нерального секретаря организации 06’еди-
ченных наций или через председателя Эко-
номического и Сопиального совета.
	На заседании комитета Всемирную феде-
рацию профсоюзов представляли временно
исполняющий обязанности председателя
федерации Дикин, Генеральный секретарь
Сайян и А. 9. Кэрти.
	НЬЮ-ИОРК, 6 октября. (ТАСС). Секре-
тариат организации 0б’единенных наций
об’явил, что постоянный комитет по евязи
с неправительственными организациями
при Экономическом и Социальном совете,
состоящий из представителей Советского
Союза, Соединенных Штатов, Соединенного
Королевства, Франции и Китая, на совмест-
ном заседании с представителями Веемир-
ной федерации профсоюзов пришел к со-
тлашению по вопросу о процедуре практи-
ческого сотрудничества между Всемирной
федерацией профсоюзов и Экономически
и Социальным советом.

Таким образом, Всемирная федерация
профсоюзов будет получать предваритель-
но сообщения о проекте повестки дня Эко-
номического и Социального совета и доку-
менты и сможет затем распространять свои
замечания по ним среди всех членов 05’-
единенных наций. Всемирная федерация
	СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
КЛАЙПЕДЫ
	ВЛАИПЕДА, 6. (По телеграфу). Немецкие
захватчики нанесли неисчислимый ущерб
Клайпеде — литовскому городу-порту.

Повседневная помощь партии и советеко-
гз правительства позволила Клайпеде сно-
ва зажить полнокровной жизнью. Здесь
восстановлено 45 промышленных  пред-
приятий. Возобновили работу культурные и
бытовые учреждения. Возрождена электро-
станция. Трудящиеся Клайпеды с энтузи-
азмом приступили в выполнению пятилет-
него плана, открывающего перед городом
величественные перспективы развития. На
40 процентов возрастет мощность морского
торгового порта. В 1950 году текстильная
промышленность Клайпеды выпустит
7.500.000 метров. хлопчатобумажных и
шерстяных тканей. Дальнейшее развитие
получит рыбная, пищевая, бумажно-целлю-
лозная, деревообрабатывающая, химическая
й местная промышленность. В концу пя-
тилетки здесь будет 15 начальных школ,
6 гимназий, музыкальное училище, рыбный
техникум, педагогический институт и. учи-
тельская семинария.
	ы—
Кубок СССР по футболу
	Лва первых матча
	Вчера на московском стадионе «Динамо»
были сыграны два первых матча на Кубок
СССР по футболу.
	Столичная команда «Горпедо» встретч-
лась с куйбышевской командой «Крылья
	Советов». Встреча закончилась со счетом
3:0 в пользу торпедовцев.

Затем на футбольное поле вышли коман-
ды ЦДКА (Москва) и «Зенит» (Ленин-
град). Армейские футболисты выиграли
встречу со счетом 4:1.

порреспондент американской газеты
о заявлении генерал-лейтенанта Деревянко
	военных властей заняты сейчас проверкой
нескольких сот местных отделений демоби-
лизационного бюро. Один из офицеров шта-
ба генерала Макартура заявил:

«Нам было известно о таком положении
в течение долгого времени, но мы не всегда
можем обнародовать то, что мы знаем, или
то, что мы делаем».

Корреспондент добавляет: «Неизвестно,
основано ли заявление Атчесона на отеут-
ствии сведений 0б этом расследовании или
просто выражает его «обычную» оппозп-
цию к Советскому Союзу в Союзном совете
для Японии».
	НЬЮ-ИОРВ, 6 октября. (ТАСС). Токий-
ский корреспондент газеты «Нью-Йорк ге-
ральд трибюн» касается возражений, сде-
ланных председательствующим в Союзном
совете для Японии предетавителем США
Атчесоном по поводу. заявления предетави-
теля СССР в совете генерала Деревянко о
TOM, что бывшие сотрудники японского ге-
перального штаба проводят нелегальную дея-
тельность через демобилизационное бюрэ.

Корреспондент указывает, что выешие
официальные представители штаба генера-
ла Макартура и круги 8-й армии в Иокя-
гаме неофициально заявляют, что амерл-
канские тайные агенты и представители
				«Почему отстает добыча угля в Кузбассе»
	провести совещания партийно-хозяйст-
венного актива комбинатов «Кузбассутоль»
и «Кемеровуголь», посвященные обсужде-
нию стоящих перед ними задач;
	обсудить на заседаниях бюро горкомов
ВКП(б) работу отстающих шахт и принять
по каждой шахте конкретные меры, обеспе-
чивающие ее нормальную работу;
	провести на шахтах партийные и рабо-
чие собрания, на которых обсудить поло-
жение дел на шахтах и наметить меры
ликвилации задолженности.
	Рядом других мер предусматривается
усиление контроля партийных организаций
хозяйственной деятельности админиетра-
ции гахт и т. п.
		Нод таким заголовком в «Правде»
14 сентября была опубликована корреспон-
денция, в которой говорилось о прячинах
отставания добычи угля в Кузбассе.

Бюро Кемеровского обкома ВЕП(б) при-
знало правильной критику серьезных He-
достатков в организации производства и
социалистического соревнования на мно-
гих шахтах Кузбасса.

Обком признал также, что он недоста-
точно борется за наведение должного по-
рядка в работе шахт и ликвидацию штур-
МОВЩИНЫ.

В целях ликвидации порочных методов
руководства угольной промышленностью
Кузбасса и отставания добычи угля бюро
Кемеровского обкома ВЕШ(б) постановило:
				Американо-польское кредитное соглашение
	и угольные платформы и на сумму во млн.
долларов — на оборудование для угольных
рудников с последующей отправкой в Поль-
my.

Экспортно-импортный банк взял на себя
обязательство о предоставлении кредита
несколько месяцев назад, но подписание
соглашения задерживалось в ожидании
одобрения со стороны государственного де-
партамента.
	ВАШИНГТОН, 2 октября. (ТАСС). dxc-
портно-импортный банк об’явил о подписа-
нии с министром финансов Польши Домб-
ровским соглашения 0 предоставлении
Польше кредита в размере 40 млн. долла-
ров. Представитель Экспортно-импортного
банка заявил, что, согласно условиям согла-
шения, в настоящее время происходит раз-
мещение польских заказов на сумму
млн. долларов на американские паровозы
	Американский крейсер в Триесте
	ЛОНДОН, 6 октября. (ТАСС). Бак пере-
дает атентетво Рейтер из Рима, в Триест
прибыл американский крейсер «Фарго»
водоизмещением в 19.000 тонн, который
сменит английский крейсер «Аякс», на-
правляющийся нз Мальту.
		Требования в США вывода американских войск из Китая
	на, Дальнем Востоке» об’явили, что многие
религиозные лидеры и организации требуют
вывода американских войск из Китая.
	«недовольство» самодержавием, Т0 ТОЛЬ&о
потому, что самодержавие являлось елиш-
ком слабой опорой против утрозы револю-
ции. Тимофеев же изображает символистов
противниками самодержавия, людьми, вы-
ражавиими чуть ли не революционное не-
довольство  действительностью. Это —
недопустимая, чуждая марксизму идеализа-
ция реакционных течений в литература.
Автор учебника в пояс кланяетея мисти-
кам, вроде Вячеслава Иванова, этого бело-
эмигранта, порвавшего с родиной из-за
ненавиети к революции.
	Стоя на ложных позициях в вопросе о
сущности символизма, Л. Тимофеев счел
возможным зачислить в реалисты и Анну
Ахмалову, воспитанную и выросшую в
мосефере декадентства и мистики. Есте-
ственно также, что он дал извращенную
оценку роли труппы «Сералионовы
братья».

Грубо искажает учебник советской ли-
тературы роль некоторых литературных
организаций 20-х годов. Автор пишет:
«Свободное соревнование различных лите-
ратурных течений выразилось, в частности,
Б том, что в 20-е годы возник ряд различ-
ных литературных организаций творческо-
To характера, литературные группы —
«Леф» (левый фронт в искусстве)... «Кон-
структивизм»... «Перевал»... РАПП... Орга-
низации эти имели большое значение, по-
могая писателям ближе подходить к новой
для них жизненной обстановке, создавая
оботановкх литературных споров, полеми-
ки различных групп, творческого соревно-
вания».
	Трулно предотавить себе более яркий
образец беспартийного, аполитичного, обы-
вательского отношения к борьбе, которую
подлинно советские писатели вели за боль-
шевистекую идейность в литературе. Автор

учебника, предназначенного для молоде-
жи, ставит себя в положение «об’ективно-
го» наблюдателя со стороны.

В действительности хорошо известно, что
не все литературные организации «двигали
вперед» советекую литературу. Известно,
например, что «Перевал», который  в03-
тлавляли злейшие враги народа — троц-
кисты, стремился. разоружить советских
писателей и противопоставить их партии
и государству. Не отдавая себе, видимо,
отчета в том, что он пишет, автор утвер-
дает, что все перечисленные им литера-
турные организации имели «большое зна-
	НЬЮ-ИОРЕ, 6 октября. (ТАСС). Нацио-
нальный комитет «Выиграем мир» и «Ко-
митет борьбы за демократическую политику

Смерть Ганссона
	СТОВТОЛЬМ, 6 октября. (ТАСС). Сегодня
от паралича сердца скончался премьер-
министр Швеции Пер Альбин Ганесон.
	чение», помогали писателям подходить
ближе к жизни. И тут же он отмечает,
что к руководству «Перевалом» пробрались
троцкиеты, что грубо ошибочные теорли
развивали конструктивиеты, что суще-
ственные ошибки допустили теоретики
«Лефа», что к руководству РАПИ пробра-
лась группа врагов народа.

Упрощенчество иногда доводит автора
до невероятного абсурда. Л. Тимофеев по-
учает школьников: «Любовь к Родине и в
то же время глубокое уважение к другим
национальностям, чувство долга, страстное
служение. идеалу, мужество и неистощимая
талантливость в самых разнообразных пру-
явлениях составляют содержание таких
замечательных характеров, как Татьяна
Ларина и Андрей Болконский, Рахметов и
Пьер Безухов, Алёша Карамазов и князь
Мышкин и множество других героев произ-
ведений...х В этой путанице смешиваютея
и отождествляются совершенно различные
явления. Свотлый мужественный образ
Рахметова, которому подражала революци-
онная молодежь России, об’единен общей
характеристикой с героями Достоевекого—
Алешей Карамазовым и князем Мышкиным,
проповедниками христианского смирения.
Достоевский противопоставлял этих свойх
героев революционерам-демократам‘ из ла-
геря Чернышевского, а автор учебника,
повидимому, проникнувшиеь проповедью
«мира» и «тишины», об’являет непримири-
мых идейных противников духовными
братьями!

Социалистический строй обеспечил бла-
топриятные условия для развития найпо-.
нальных литератур. Благодаря великим за-
ботам партий и советского государства
создана ботатая литература в братских
республиках. В сожалению, о ней говоритея
в учебнике до обидного мало, примитивно,
поверхностно. Обойдена молчанием совет-
ская литература Азербайджана, Узбекиста-
на, Туркмении, Таджикистана, Киргизии,
Молдавии, Карело-Финской ССР, Латвии,
Литвы и Эстонии. Украинская литература
представлена одним П. Тычиной, белоруе-
ская — Янкой Купалой, армянская —
А. Исаакяном, грузинская — Г. Табидзе.
Что могут узнать учащиеся о националь-
ных литературах по такому учебнику?

Министерство просвещения РСФСР
узвердило недоброкачественный учебник

для средней школы, .
К. ПОТАПОВ.
	вых братьев» в советской литературе, ут-   Следует говорить 0 противоречивости и
	сложности путей Блока и Брюсова.
	Символизм являлся вполне  последова-
тельной, мистической, враждебной народу
и революции школой воинствующего мра-
кобесия и реакции в литературе. Если же
верить учебнику, то Блок и Брюсов смогли
притти к правде новой, советской эпохи не
вопреки символизму, a благодаря тому
«здоровому началу», которое якобы было
заложено в символизме. С точки зрения
проф. Тимофеева символизм представлял
собой одно «из ответвлений романтизма,
стремящегося противопоставить жизни, ко-
торая его не удовлетворяет, свои образы,
воплощающие мечту писателя, рисующие
жизнь такой, какой он хотел бы ее вя-
деть». Такая трактовка символизма зату-
шевывает, замазывает его агрессивную
реакционную сущность, топит особенности
символизма в общем неопределенном потоке
«романтизма».
	Но Л. Тимофеев идет еще дальше. Он
прямо об’являет символистов чуть ли не...
борцами против самодержавия, во всяком
случае, протестантами, желавшими свободы.

«Чтобы равобраться в сложном характе-
ре символизма, — говорится в учебнике —
нужно вспомнить одну характерную черту
русекого исторического процесса. Самодер-
жавный режим тормозил развитие русской
культуры конца века. Передовая буржуаз-
ная интеллигенция очень остро чувствовала
противоречие между своими стремлениями
и невозможностью свободного развития в
условиях самодержавного строя. 910 вызы-
вало в ней недовольство жизнью». «Этот
протест, — рассуждает професвор, — был
п ограничен, и бесперепективен, но тем не
менее в нем было здоровое начало, и в нем
принимали участие лучшие люди русской
буржуазной интеллитенции, широко и мн-
госторонне образованные, владевшие н3-
следием и русской и европейской культу-
ры. Такие люди, как Валерий Брюсов, Вя-
чеслав Иванов, Андрей Белый, принадле-
жали к числу образованнейших русских
люлей начала века».

Итак, оказывается, символизм выражал
собой протест против реакции самодержа-
вия! Оказывается, декаденты и мистики
являлись лучшими людьми передовой рус-
ской буржуазной интеллигенции! Горький
в своей замечательной эпопее «Жизнь №лима
Самтина» отлично показал, что если у де-
калонтетвовавшей интеллигенции и было
	верждать, что они, наряду с Горьким, стоя-
ли у колыбели советской литературы и
«несмотря на вее трудности, вызванные 0об-
становкой гражданокой войны, создали
моштное культурное движение»?
	Проповедница упадочничества, безнадеж-
ной тоски и мистики, безилейной, чуждой
советскому народу поэзии, Ахматова выгля-
дит в учебнике как носитель реализма в
поэзии. Во всей нашей литературе автор не
нашел другого имени, чтобы раскрыть по-
нятие реализма в лирической поэзии!

Как могло случиться, что советский ли-
тературовед ` профессор Тимофеев допустил
столь грубые ошибки в оценке Зощенко,
реакционной поэзии Ахматовой и деятель-
ности группы «Серапионовы братья»? Эти
опибкил тов. Тимофеева не случайны: они
связаны © его неверным, антимарксиетским
определением такого реакционнейшего ли-
тературного течения; как символизм.
	B локладе тов. Жданова о журналах
«Звезда» и «Ленинград» дана глубокая тео-
ретическая и политическая оценка симво-
лизма. Тов. Жданов указывает на то, что
снуволисты были типичными представите-
лями десятилетия 1907—1917 гг., которое
Горький назвал самым позорным и самым
бездарным десятилетием в истории русской
интеллигенции. Тон- в ту пору задавали в
поэзии символисты, лекаденты всех мастей,
«отрекавшиеея от народа, провозгласившие
тезис «искусство ради искусства», пропо-
ведовавшие безидейность в литературе,
прикрывавшие свое идейное и моральное
растление погоней за красивой формой без
солержания. Всех их 0б’единял звериный
страх перел грядущей пролетарской рево-
люцией» (А. Жданов).

В учебнике символизму даелея иная
оценка. Правда, 1. Тимофеев говорит о ре-
акционности символизма, но в этом он
усматривает лишь одну его сторону. Дру-
гой же стороной является некое «здоровое
начало». Автор подчеркивает, что «симво-
лизи представлял собой сложное явление.
В нем 0б’единялись различные во ннотом
по своему отношению к жизни писатели».
Противоречивость символизма, по мнению
тов. Тимофеева, определялась тем, чт10 к
этому течению примыкали разные писате-
ли, в том числе такие, как А. Блок, В. Брю-
сов, в дальнейшем преодолевшие наследие
символисла и налтедшие в себе духовные
силы для перехода на сторону Октябрьской
революции. Но при чем же здесь «проти-
	  во речивость»,  «еложность» символизма?   кадентствовавшей
	Серьёзные пороки учебника
советской литературы
	Тот факт, что учебник написан до поста-
новаения ЦЕ ВКП(б) о журналах «Звезда»
и «Ленинград», не умаляет ошибки и вины
автора. Проф. Тимофееву, как советскому
литературовелу, известна позиция, занятая
Зощенко во время Отечественной войны.
Мерзкая повесть Зощенко «Перед восходом
солнца» была в 1944 году сурово и спра-
ведливо раскритикована журналом «Боль-
шевик».

Еще в двадцатые годы стала определять-
ся беспринципная, гнилая общественно-
политическая физиономия Зощенко. Он был
одним ‘из активных участников литератур-
ной группы «Серапионовы братья». Эта
литературная группа возникла в 1919 голу
в Петрограде. Она присвоила себе имя старца
Серапиона, изображенного немецким реак-
ционным писателем Гофманом.

Молодая советская республика пережива-
ла в те годы тяжелое время, она вела же-
стокую борьбу с белогвардейцами и интер-
вентами. отстаивая завоевания великого
Октября, свободу и независимость Совет-
ской России. На каких же позициях стояли
«Серапионовы братья»? Они были не с ре-
волюцией, а с Гофманом, основоположником
аристократического салонного декадентства,
проповедником мистического ухода от жизни.

«Серапионовы братья» подвергли «реви-
зпи» благородные заветы великих предста-
вителей русской революционно-демократи-
ческой литературы, заветы Белинского. До-
бролюбова, Чернышевского. Герцена, Сал-
тыкова-Шедрина, всегда считавитих литера-
туру служением народу. «Серапионовы
братья» проповедовали аполитичность, без-
плейность искусства, утверждали реакцион-
ную буржуазно-эстетекую теорию  «ис-
кусства для искусства». Считая жизнь ли-
пенной пели и смысла, они ратовали 33
такое искусство. которое, «как сама жизнь,
без цели и без смысла».

Все это должно быть известно автору
учебника. Зачем же понадобилось ему
искажать лействительность. писать 0 Ка-
кой-то особой. почетной роли «Серапионо-
	Советскую литературу изучают миллио-
ны учащихся. В 10-м классе средней шко-
лы она является специальным курсом. Ве-
лико значение учебника советской литера-
туры как руководства для учителей и уча-
щихся. Его задача — дать RINT Е пра-
BHIBHOMY познанию и глубокому оемысле-
нию того, как зарожлалась и развивалась
советская литература.

Наша молодежь должна расти мужест-
венной, бодрой, верящей в свое дело, пре-
данной советекому строю, готовой преоло-
леть всякие препятствия и беззаветно слу-
жить наролу. Учебник советской литерату-
ры призван быть ценным пособием учите-
лю в воспитании юного поколения в духе
большевистской идейности- ;

Этим требованиям никак не удовлетво-
ряет новый учебник современной литера-
туры *), написанный проф. Тимофеевым,
утвержденный Миниетерством просвещения
РСФСР и изданный Учпедгизом. Он солер-
жит грубейшие политические опгибки, лает
тзвращенное представление о роли и месте
некоторых писателей в история советской
литературы, дает неправильную характе-
ристику их творчества, дезориентирует
и учителей, и учащихся.

По непонятным причинам автор книги
забыл о творчестве ряда известных совет-
ских писателей. Ничего не узнают наши
школьники, например. о поэтах М. Исаков-
ском, М. Рыльском, М. Бажане, Якубе
Коласе. Нет ни слова о детской лите-
ратуре. Зато в ранг «виднейших и ТА-
лантливейших» деятелей советской литера-
туры, к тому же стоявших у ее колыбели,
автор учебника возводит М. Зощенко, этого
злобствующего пошляка, изображающего
советских люлей бездельниками, уродами,
глупыми, малокультурными, с обыватель-
скими вкусами и нравами.
	*) Л. И. Тимофеев: Современная литере-
тура. Учебное пособие для 10-го класса
средней школы. Утверждено Наркомпросом
РСФСР. Учпедгиз. 1946.