› МАРТА 1947 r., Ne 53 (10444)

ОБРАЗПОВО ПОДГ ОТОВИТЬСЯ К ВЕСЕННЕМУ СЕВУ
	ГОВОРЯТ ПРЕДСЕДАТЕЛИ ПЕРЕДОВЫХ КОЛХОз0В
		«Пленум ЦК ВКП(б) обязывает партииные и
советские органы усилить помошь МТС, колхозам и
совхозам в организации их производства, организовать
и возглавить повседневную борьбу колхозников, рабо-
чих совхозов, МТС и специалистов сельскохозяйст-
венного производства за всемерное повышение уро-
жайности сельскохозяйственных культур’ на основе
		На-днях заехал ко мне агроном из района.
Я с колхозниками возился пол навесом воз-
ле сортировальной машины. Он остановил
лошадь и, не слезая с саней, заметил:

— Талые воды не прозевай, Акимыч!
Весна ожидается бурная.

И, щелкнув кнутом, поскакал в соседнюю
деревню.

—- 0 чем это он? — переспросил полевол,
вынося из амбара мешок пшеницы.

—. Весну об’являет,— усмехнулась Елз-
‘за Захарова, — погляди-ка, аж вьюга из-под
полозьев клубится!

Колхозники дружно захохотали.

Но в смешной этой истории больше пе-
чали и грусти. Грустно было за агронома, за
ето гастролерский визит, за формальное от-
ношение к большому народнохозяйственно-
му делу.

..Я не новичок в сельском хозяйстве.
Двенадцать лет уже руковожу крупным ар-
тельным производством. До этого был брига-
диром, а еще раньше — рядовым пахарем.
С годами у меня выработалась сноровка, на-
KONMICA опыт, расширились познания и
кругозор. В мелкой агрономической опеке я
не нуждаюсь. Но бывают моменты, когда я
затрудняюсь. решить те или иные вопросы
и взываю к помощи агрономов.

Тет пять назад на полях нашей артели
появился Незваный гость — oscwr. По-
явился в таких размерах, что яровая пиге-
нина буквально зачахаа от него. Это очень
страшный и опасный сорняк.

Откуда он взялся — ума не приложу.
У нас его отродясь не было, соседи наши
понятия о нем не имели. Поля обсеменяли
отборным зерном, со стороны никогда He 3a-
возили.

Я обратился в райзо с просьбой подека-
зать нам наиболее реальные меры борьбы
© ним. А мне ответили:

— Номеньше философии, побольше дела.
Выпалывать — и крышка!

Мы трижды пропололи посевы, но овсют
все-таки уцелел. Он дал о себе знать и на
второй год, и на третий, и сейчас еще цо-
падается в семенах. Стало быть, одними
прополками его’ не убьешь. Нужны ком-
плекеные меры.
	Взять хотя бы очистку семян. Тут тре-
буется индивидуальный подход к каждой
культуре. С пшеницей еще туда-сюда. Триер,
как опытный лаборант; отбивает в одну
сторону пшеницу, в другую — овсюг. Ное
GhcoM rope мыкаем. Семена овса не от-
личаются от овсюга ни формой, ни весом, и
триер не может разделить их. Правда, мы
нашли впособ разделения — сколотили де-
рёвянную горку, обили ее грубошерстной
материей и катаем по ней зерно сверху
вниз. Семена овса гладкие, они тотчас со-
скальзывают с горки, а овсюг шероховатый,
цепляется за материю и остается на пол-
пути. .

Способ, конечно, кустарный, примитив-
ный, дедовекий, но лучшего-то нет. Мини-
етерство  сельскохозяйственного машино-
строения не дало нам такой машины, кото-
рая заменила бы собой эту деревянную гор-
	ку. Уж на что хороша машина «ВИМ», но
и та не отделяет. овсюга начисто. 0 клейто-
нах и говорить не приходится. Они нужда-
ютея в серьезном конструктивном усовер-
ттенствований.

Рассказ председателя колхоза им. Красных партизан,
депутата Верховного Совета СССР А. А. ЗАХАРОВА
	решительного улучшения качества полевых работ,
применения на полях колхозов и совхозов пере-
довой агротехники и полного использования трудо-
вых и ея ресурсов колхозной
деревни».

(Из постановления Пленума ЦК ВКП(б) «О мерах под’ема
сельского хозяйства в послевоенный период»).
	ВЫСОКИЙ УРОЖАЙ БУДЕТ!
Рассказ председателя колхоза «Память Ильича», депутата
Верховного Совета СССР. Ф. Я. КУЗЬМИНА
	что снегозадержание -на полях играет важ-
ную роль в получении высоких урожаев.

Нашему колхозу было запланировано
провести снегозадержание на 360 гектарах,
но колхозники решили задержать снег на
площади 700 гектаров. В полях расстави-
ли щиты и хворост. этим мы добились уве-
личения снежного покрова на полях, кото-
рый в иных местах достигает одного метра.

В текущем году мы полностью освоим
десятипольный севооборот © посевами мно-
голетних трав.

В нашем колхозе основные работы вы-
полняютея на живом тягле, поэтому кол-
хозники © 9060быу вниманием ухаживают
за лошальми и волами. На весну затотови-
ли 200 центнеров концентратов и сена для
корма рабочих лошадей и волов.

Как только сойдет снег, начнутея поле-
вые работы. Боронованием зяби мы добъем-
ся сохранения влаги в почве. Затем прове-
дем культивацию, подборонку и сев яровых
конными сеялками.

(ев ранних яровых мы наметили прове-
сти в 10 дней, а поздних — в четыре дня.

На колхозном собрании члены артели
«Память Ильича» приняли обязательство
вырастить в этом году не менее 100 пудов
зерновых и 300 центнеров свеклы с каж-
дого гектара. Обязательство свое мы вы-
полним.

Токаревский район,

Тамбовской области.

ВМЕСТО ОБЗОРА ПЕЧАТИ
	Булни мелекесской газеты
	_ Тенерь вернемся к райкому ВЬШ(б).
	Как он относится в своему органу, вок ру-
ководит им?

Известно, что в постановлении ПЦ
ВКП(б) о районных газетах указывалось,
что первые секретари райкомов должны
лично руководить. газетами и направлять

их на разрешение очередных политических 1
и хозяйственных задач, стоящих перед рай-
овом. Когла мы спросили первого секретаря
Мелекесского райкома ВКП(б) тов. Демина,  7

как осуществляется это указание IK, он
произнес буквально следующие фразы:

— Редактор у нас слабый. После кая-
дого номера вызываешь, мораль читаешь,
Газета, идет мимо событий. В колхозах не
бывают, не знаю, догадаются ли написать
о МТС.

Помотает ли он сам, тов. Демин, редак-
ции? Пет, от него иеходят только «9б-
щие указания». Ни он сам, ни другие cer-
ретари райкома, несмотря на просьбы ре-
дактора, не выступили в газете ни с одной
статьей.

Газета не ведет активной критики недо-
сталков. Но тов. Демин не видит в этом ни-
чего плохого. Больше того. Робкое крити-

ческое замечание газеты по адресу дирек-
тора Мелекесской МТС, затянувшего в св   is
время ремонт уборочного инвентаря, вызва-
	-- д’

10 бурное негодование секретаря райкома.
После этего редактор етал еще осторожнее:
«Влрут опять рассердится Иван Зиновь-
	евич!»...

Райком и его первый секретарь не толь-
ко не руководят газетой, но и частенько от-
рывают редактора от его прямого дела,
посылая постоянным уполномоченным в
колхозы. Так было летом. Так быю п
осенью. Однажды редактор осмелилея пока-
зать секретарю райкома передовую статью
тазеты «Культура и жизнь», в которй
ссуждалась нолобная практика,

— Мы живем тут по своим законам, —
глубокомыюе-тенно изрек тов. Демин.

А «свои законы» он векоре подтвердил
пясъменным распоряжением. 12 февраля

wes
(00380
bot

ga 2e

yep)
И
j 1960
ww
ya BO
дан
каб
abou

OATS
  aupeTt
	HEC DAC сре 4 Е
этого года редактору газеты было пред   нь
сано:

‚,   60%
«Тов. Огов! Ло 1ЛИ Вы закрепляетеь т;
	ответетвенным за ремонт тракторов и 6.-^;
инвентаря по Мелекесской МТС. Ежеднев-
но там будьте и чтобы чувствовалаеь ваша
помощь. Й. Демин».

Характериетика отношения райкома к
своей газете будет неполной, если не упо-
мянуть еще об одном документе. 22 августа

Сл
SIM
xy
abot
ies)
ПОВ
ори

1946 года бюро райкома за многие гы зы
	удосужилоеь заслушать отчет редактора. В нь:
	Маленькая комната © грязным окном.
Два стола. Дымящая печь-времянка в углу.
Шкаф, на котором ‘покоятся поломанные
стулья. Безмолвствующий телефон На
стене...

„Этот внешний вид. помещения редакции
мелекесской районной газеты в известной
мере отражает внутренний мир газеты и
местные понятия о ее назначении.

Райком партии явно пренебрежительно
относится К своему печатному органу, ли-
шил его какой-либо поддержки и помощи
и нз обращает еколько-нибудь серьезного
внимания на то, чем живет и как работает
редакция газеты.

Олнако, прежде чем рассказывать 0б от-
ношении райкома к своей газете, просмот-
рим ее страницы, поинтересуемся ее содер-
жанием.

Тускло и поверхностно освещает газета
жизнь района; она обходит коренные
вопросы развития сельского хозяйства,
не ведет борьбы за организационно-хозяй-
ственное ‘Укрепление колхозов и МТС.
Раз’яснению постановления ЦЕ ВЕН)
и Совета Министров СССР © мерах по лик-
видации нарушений Устава сельскохозяй-
ственной артели газета посвятила за все
время только три сереньких корреспонден-
ции, Она не разоблачает тех, кто посягает
на колхозное имущество, не борется
за неукоснительное соблюдение Устава
сельхозартели. Невразумительно пишет га-
зет» и о подготовке к весеннему севу, хо-
тя район резко отстает в проведении пред-
посевных работ.

Газета же только регистрирует отдель-
ные положительные факты. «Обязательство
	выполнено досрочно», «успехи ремонте-
рев» (!). «Живительные плоды агитации»,
	«Обязательство выполнено», «деятельно
готовятся к весне», «Машины готовы к ВЫ-
ходу в поле»,— то и дело хвалится газета.
За два месяца не было напечатано ни одной
критической корреспонденции, ни одного
критического письма о недостатках в под-
готевке, к севу. Тишь, гладь, благодать..

Газета оторвана от жизни колхозов и не
пользуется авторитетом у колхозников.
нее не только не пишут. Ее почти не чи-
тают. За весь 1946 г. редакция получила
всего 237 писем.

В районе 166 учителей, 47 врачей, де-
вятки агрономов, зоотехников.

— Кто из сельской интеллигенции пи-
	тет вам?’-— спрашиваем ‘у редактора газе-
	ты А.  . Югова.
—- Никто не пишет = отвечает он.
	Мы поинтересовались списком автор-
	Вот тут агроном и должен показать себя,
свое умение, смекалку, опыт. Ведь ему вид-
нее, что к чему. Без его совета конструктор

не может предусмотреть всех мелочей. А.

иная мелочь порой нарушает весь ансамбль.
Будь агрономы в Контакте © конструктора-
ми, многие наши машины и орудия были бы
куда эффективнее.

Приведу такой пример.

В напгих местах земля очень сильно 3ас0-

Тяжелым был прошлый год для колхоз-
ников сельхозартели «Память Ильича»,
Земля трескалась от зноя. Гибли посевы.
Десятки пудов зерна с каждото гектара
нелобирали мы с иссушенных полей.

Упорно работая на полях, выполняя
агротехнические мероприятия, мы боролись
со стихией. Наш труд значительно ‘ослабил
действие засухи.

Мы честно выполнили первую колхоз-
wow, seanunanart Parana патхайта ny pape fine
	ь наших мостах земля 9асвь Vad oaY valle
> . 3 JE   -

pena пыреем. Иной раз посмотришь на па- ную заповедь. Родина получила от нёс 00
z © xomia, ono лов 10.000 пудов зерна. Полностью завы-

ровое поле, особенно после дождя, NOB-   пали семена пополнили страховой фонт и
	ровое поле, особенно после дозьда, эно чо
но зеленями покрыто. Ну, вопашешь его,
дашь взметам просохнуть и начнешь выче-
сывать корневища. Борона «Зигзаг» хоро-
по выдирает их, но очень часто забивается.
Что ни шаг, то остановка, очистка. Это

пали семена, пополнили страховой фонд и
немало хлеба выдали ча трудодни колхоз-
НИКАМ.

Учтя уроки прошлого лета, мы еще с оее-
ни повели борьбу за получение стопудового
уро-кая.
	о  *=NY
очень резко снижает производительность  ‘ По ранних парам посеяли озимые
труда. РВе-время и качественно подняли зябь нз
	груда. Ве-время и качественно подняли зябь Ha
Пришлось сменить «Зигзаги» на бороны   всей площади, предназначенной для яро-
самодельного типа, и дело пошло. Главное,   вого сева 1947 года.
	самодельного типа, и дело пошло. главное, вого сева 1947 года.
чего мы достигли, —удлинили зубья, сде- Все семена очищены, отсортированы и
тали их вдвое длиннее зигзаговских. Бо-  проверены на всхожесть.
	пали их вдвое длиннее зигзаговских. DUM
рона не стала забиваться до конца гона.
Таким образом, «самоделка» оказалась весь-
ма полезным орудием. ^

Это говорит о том, что нельзя ограничи-

проверены на всхожесть.

Нынешней весной наши поля получат
удобрений значительно больше, чем в про-
шлом году. В скотных дворах собрали весь
навоз. Уже вывезли на поля более 300 тонн,
	:

вать колхозное производство одними \стан-
дартными орудиями обработки. Атротехни-
ка не стоит на одном уровне, приемы ее е0-
вершенствуются, требования к ней возра-
стают.

А сколько председателю колхоза прихо-
дится ломать голову над решением arpo-
технических вопросов! Сеять ли семенные
травы обычным способом или широкоряд-
ным? Говорят, ленточные посевы люцерны
родят больше, нежели посевы сплошные. Но
как произвести этот ленточный посев?
Чем? Какими ередствами? Без агронома тут
никак не обойтись.

Но значит ли это, что в агрономах у нас
острая нехватка? Нет, агрономы распреде-
лены неправильно. В одних местах их очень
много, & в других — очень мало. За при-
мерами ходить далеко не надо.

По соседству с нами есть крохотный
сиирто-водочный заводик. Вее его земельные
угодья свободно разместятся на. одном нашем
огороде. Тем не менее завод получил в свое
распоряжение агронома с выешим образо-
ванием, нам же не дали и агротехникл.
Взять другого нашего соседа — совхоз
«Степной». Там два агронома, два механи-
ка, три зоотехника, один ветеринарный
врач, один ветфельдшер, у нас же никого
нет.

Это, конечно, не значит, что предстоя-
щую весну мы встретим кое-как. Нет! Для
весеннего сева у нас готово буквально все.
Семенами вся площадь обеспечена, инвен-
тарь готов, тягло поетавлено на отдых. Сей-
час заканчиваем вывозку навоза на поля,
продолжаем снегозадержание, готовимся к
накоплению талых вод на нолях. Вее наши
колхозники горят желанием собрать в ны-
нешнем году высокий урожай, дать госу-
даретву больше хлеба и другого продоволь-
ствия, обеспечить колхозникам полновесный
трудодень. Наши колхозники с честью вы-
полнят историческое решение Пленума ЦЬ
ВКП(б) о послевоенном под’еме сельского
хозяйства. :

Верхне-Уральский район,

Челябинской области.

сложили в кучи.

Каждое звено собирало золу,
помет для подкормки посевов.
минеральные удобрения.

На своем опыте колхозники убедились,

куриный
Закупиле

В наступлен

Подготовка к наступающей весне на-
чалась в колхозе еще осенью. Хлеб:
у нас устояли от засухи, главным
образом на тех участках, где была про-
ведена августовская  зяблевая  пахота
Учтя это, наши колхозники в августе
подняли около 80 гектаров зяблевой пахо-
ты — смециально под посев яровой пште-
вины. В половине сентября вяблевая па-
хота была произведена на всей площади
предназначенной для посева ранних зерно-
вых культур.

сенью пошлого года, мы вывезли и на-
803 — свыше 150 тонн, заготовили щить
для енегозадержания и начали собирать ме.

‚етные удобрения для весенних подкормое

посевов.

Сейчае можно. сказать, что колхоз нам
готов выйти в поле. В закромах лежат очи
шевные и проверенные на всхожесть семена
Их хватит на всю запланированную площал:
посева. Инвентарь, сбруя отремонтирова
ны. Подготовлены к работе и лошади,
быки. Снеговой покров на полях достигае
60—70 сантиметров.

С помощью агронома тов. Борисова MI
составили план атротехнических мероприя
тий на весь период весеннего сева. Состав
лять такой план нам не впервые. Был он.
нае и в прошлом и позапропилом годах. Н
беда вея заключалась в том, что план это
не веегда точно выполнялся.

Теперь мы решили использовать зимне
время не только для составления агротех
вичеекого плана, но и для глубокого изу
чения агротехники. И вот все зимние вечер
в колхозе посвящаются. агротехническо

-  учебе. :

Что мы намечаем раньше всего сделать
Эл ророгя тпатчмуитилтеклттте @рроююботот (С рек

В наступление на засуху
	НЫ этого года он и будет введен у нае. (е-
мена, многолетних трав у нас есть. Посеем
мы свыше 30 гектаров клевера и несколь-
ко гектаров тимофеевки.

Когда сойдет снег, все тягло едет бро-
шено на боронование зяби. Цену этого аг-
ротехнического мероприятия мы уже зна-
ем. Силы у нас расставлены так, что покров-
ное боронование бригады и звенья прове-
дут меньше, чем за день. 20 пар волов бу-
дут заняты на этом деле.

Уже сделано вое необходимое для задер-
жания талых вод.

Раннее боронование озимых также вклю-
чено в наш агротехнический план. Люди
для этого дела выделены. Агроном тов. Бо-
риеов провел с ними специальную беседу.

Польза подкормки всходов: местными удо-
брениями у нае признана всеми. И нет те-
перь у нас ни одной колхозницы, которая
бы не находила нужным собирать золу,
куриный помет и другие удобрения.
	Особое внимание мы будем нынче уде-
лять качеству полевых работ. Глубокая
пахота,  доброкачественная  культивация
зяби, хорошая заделка семян при посеве —
таковы требования, пред’явленные нашим
полеволческим бригадам.
	Никогда еще так дружно не работали
наши люди, как в эту зиму. И что важно —
вее стремятся не просто хорошо работать,
а так, как этого требуют агрономы. В труд
вкладывается ум, агрономическая наука.
	А. ШЕПЕЛЕВА.

Депутат Верховного Совета СССР,

председатель колхоза «Красный меч»,
Краснинский район,
Орловской. области.
	В Вузбассе знают и любят машины,
облегчающие тяжелый труд горняка. Во
время войны процесс механизации не оета-
навливалея. Механизированная откатка, на-
пример, на. шахтах комбината «Кузбаее-
уголь» в 1940 году составляла 48,8 проц.,
в 1946 году — 93,5 проц. Исключительной
популярностью пользуются буросбоечные
машины Могилевского. Сейчас получены по-
пожительные результаты при осуществле-
нии в лавах самонавалки с применением
скребкового транепортера (на шахте «Физ-
культурник») и канатного скребкового
транепортера (нь шахте имени Кирова).

Но далеко не весь комплекс процессов в
щахтах механизирован в должной мере.
Цланирование механизации на шахтах
Кузбасса часто носит порочный характер,
отстающие по механизации звенья неё под-
тягиваются, диспропорции в механизации
не устраняются. Меньше всего механизация
коснулась, например, подготовительных
работ, которые являются наиболее отстаю-
щими и задерживают развертывание угле-
добычи. Погрузка угля и породы при про-
ведении подготовительных выработок меха-
низирована в комбинате «Кузбассуголь»
всего на 3 проц. Частично эта погрузка
облегчается применением перегружателей.
(Сейчас в Кузбасс поступили хорошие по-
грузочные машины черпакового типа, но
в очень небольшом количестве.

Есть и такие отстающие звенья произ-
водственных процессов, которые можно бы-
ло бы механизировать без особого труда. В
комбинате  «Кемеровуголь» ежемесячно
делают, например, 12 тысяч погонных мет-
ров мелких нарезок, т. е. почти 150 тысяч
погонных метров в год. Уголь из этих на-
резок транспортируется вручную. Для меха-
визации транспорта требуется всего лишь
около 300 штук небольших переносных
транспортеров.

Механизация, осуществляемая. неком-
плекено, часто приводит к неожиданным от-
рицательным последствиям. Большим дости-
жением Кузбасса была механизация траас-
порта — внедрение электровозной откатки.
Но троллейные электровозы в шахтах, опас-
ных по газу и пыли, могут работать лишь
на выработках главных направлений, а в
выработках, подходящих непосредственно к
забоям, их применять уже нельзя. Появле-
ние троллейных электровозов вызвало к
	ского актива. С болыним трудом ‘редактор   решении, принятом по этому вопросу, сва-

нашел 16 человек. которых можно причис-
лить к селькорам. Но среди них—ни одно-
го колхозника и только один секретарь кол-
хозной парторганизации. Более или менее
регулярно посылают свои заметки лить
инспектор районо, налоговый инспектор
райфо, инспектор статистического управ-
ления, инонектор пожарной охраны, заве-
дующий Госстрахом, бухгалтер лесокомби-
ната.

Любопытно и следующее: тираж газе-
ты — 1.500 экземпляров, но подписались
на нее только 790 человек.

—- Бела! Не хотят: выписывать нашу

зано: «Отдел пропаганды и агитации Pk
ВЕЦ(б) слабо руководит газетой, не ока-
зывает ей повседневной номощи...» И да-
лее: «Обязать зав. отделом пропаганды и
агитации РЕ ВЕЦ(б) тов. Латыпова улуч-
шить свое руководетво работой районной
тазеты...»

Мелекэоский райком забыл, что первый
секретарь районного комитета обязан личе
заниматься газетой и повседневно направ
лять вею ее деятельность:

Руководство печатью в Мелекессе ва-
столько запущено, что диву даешься, мк

ЯВ

рт

тк
Хану
уста
§THO
PYRO
Как
Kop
ИМ

может не замелать этого. Ульяновекий 05 зо
	газету, — жалуется редактор — Ве уже и   ком партии,
навязывали как нагрузку к центральным
газетам, и то, вот видите, не справились с

(Корр. «Правды»).
распространением.

Мелекесс, Ульяновской области.

ПО СЛЕДАМ МАТЕРИАЛОВ «ПРАВДЫ»

И. КОРШУНОВ,

pa

ite

двух министерствах»
	существенные недостатки в работе alla
pata министерства, формальный  1п0дхо
к важнейшему делу co стороны работник
ряда отделов.

Наложены взыскания на ряд конкретных
виновников задержки подготовки произво
ства. тракторов на Липецком  завот
Даны указания о первоочередном снабжени
Липецкого тракторного завода всеми не
ходимыми материалами и оборудование
для производетва дизельных тракторов.

Tay
			«QO олном заводе и
	Под таким заголовком в «Правде» была
напечатана 10 января корреспонденция
о неудовлетворительном ходе строительства.
п подготовки к производству тракторов а
Лапецком тракторном заводе.

Министр сельскохозяйственного малтино-
строения тов. Горемыкин сообщает, что
факты, приведенные в корреспонденции,
полностью подтвердились. В связи с этим
по министеретву издан приказ. В нем го-
воритея. что корреспонденция вскрыла
	жизни целую армию рабочих по подгонке.
порожняка и откатке груженых вагонеток
40 электровоза. Для того, чтобы этого не
было, Кузбазе должен иметь наряду © трол-
лейными аккумуляторные или троллейно-
аккумуляторные электровозы, которые мо-
гут брать вагонетки из-под забоя.

Эффективность механизации срывается
малым использованием существующего пар-
ка машин и механизмов. Из общего чиела
имеющихся в комбинате «Кузбассуголь»
скребковых транспортеров 40 проц. 0ез-
действуют, не используются также 30 проц.
парка буросбоечных машин, в которых на
шахтах Вузбасса испытывается острая нуж-
да. То же самое происходит с перегружате-
лями. И дело не в злой воле работников
шахт, а в том, что нет запасных частей к
машинам и нет моторов.
	Частный вопрое снабжения угольной
промышленности запасными частями пре-
вращается сейчас в одну из серьезнейпих
проблем мехзнизации. С заводов Главугле-
маша, например, легче получить новый кон-
вейсрный привод, чем незначительную де-
таль этого привода. На шахтах так и но-
ступают. Нуждаясь во второстепенных за-
пасных частях, делают заявку на весь при-
вод — иначе ничего не получишь!
	Устранив недостатки в планировании
механизации, извращения в „техническом
снабжении, можно получить значительные
дополнительные резервы для увеличения
добычи угля.
	Последний по счету, но один из первых
по значению — вопрос о развертывании на-
учно-исследовательской работы в Кузбассе.
Осуществить грандиозные задачи новой пя-
тилетки можно лишь при проведении круп-
ных исследований, особенно в таком бас-
сейне, как Кузбасс, где много шахт, епас-
ных по газу и пыли, и где, наконец, мощ-
ные и сверхмощные пласты требуют созда-
ния специальных систем разработки.
	Серьезным недостатком отраслевых науч-
но-исследовательских учреждений угольной
промышленности является их оторванность
от насущных задач промышленности. Этот
недостаток успешно преодолевает в Кузбассе
Кузнецкий научно-исследовательский уголь-
ный институт, расположенный в самом цен-
тре Кузбасса, в городе Прокопьевске. Науч-
ные работники института широко опирают-
	ся в своих работах на экепериментальные
исследования. На шахтах Кузбасса сейчи
подготавливаютея для испытаний HOBHe
системы разработки, которые должны 04
печить повышение безопаеноети, рост п
изводительности. Восстанавливается весь
перспективная работа по гидравличеки
добыче угля в подземных условиях. Ведукя
работы по предупреждению и борьбе с юг
земными пожарами. Совершенно ясно, 90
от разворота научных работ института 8
значительной степени зависит будущее
Кузбасса.

Для того, чтобы институт емого сыграть
свою роль, необходимо его серьезно ук
пить. Но пока что кадры института служат

резервом ДлЯ пополнения аппарат

Министерства угольной промышленности
восточных районов, ‘его трестов и. кое
бинатов. В 1944 году из института был
отозваны 15 человек, преимущественно ии
женеры, в 1945 году — 7 человек, в
1946 ray —3 человека и намечено
командировать еще трех человек. Соответ
ствующие материально-бытовые условия
работникам института не созданы. В св
время для опытных работ института бы2
выделена небольшая шахта «Тыргански
уклон». Сейчас руководство комбинат
превратило эту шахту в эксилоатационное
предприятие, свернув там экеперименталь“
ные работы. Надо дкрепить эксперимен“
тальную базу института, развертывать 19-
боратории, достроить жилой дом института,

бы вовлекать в научную разработку основ
ных проблем лучшие творческие силы Вуз
басса. Этого, к сожалению, пока нет.
Партия и правительство обэзщают 060608
внимание на развитие угольной промыш
ленности восточных районов. Развертывая
социалистическое соревнование, форсируя

вень производства, научно решая крупней-
шие проблемы Кузбасса, надо добиться 19
го, чтобы Кузбасс развивался темпами, опе-
режающими развитие всех других отраслей
промышленности на Востоке, и полностью

удовлетворял их потребности в каменнох
угле. ‘

создать такие условия, которые позволили

новое  шахтное строительство, ускоряя
строительство жилищ, благоустройство г0-
родов, поднимая выше технический Ур“

ne soe oo saa ЩИ  Ва
	Профессор А. ЗВОРЫКИН.
	Ускорить рост добычи угля в Кузбассе
	обретают исключительное значение для
	Бузбаеса.
	Вузбасс — подлинное детище сталин-
ских пятилеток. Все величие сталинской
плеи о создании утольно-металлургической
базы на Востоке особенно проявилось в го-
ды Отечественной войны. Временная окку-
пация Донецкого бассейна не застала нашу
Родину врасплох. В трудных условиях во-
енного времени горняки Вузбасса увеличи-
ли добычу угля на 37,5 проц., причем
добыча коксующихся углей возросла в
2,2 раза. Эте потребовало большого напря-
жения сил, технической инициативы, но
кузнецкие угольщики справились с позтав-
ленной перед ними задачей. Промышлен-
ность, эвакуированная на Урал и в Сибирь,
в должной мере снабжалаеь энергетическим
н металлургическим топливом Кузнецкого
бассейна.

Война показала первостепенное значение
бассейна для будущего нашей Родины. На
новом историческом этапе Кузбассе вместе
со всем комплексом индустриальных пред-
приятий должен сделать новый скачок вие-
pes. Кузбасс в подлинном смысле слова дол-
жен прэвратиться в промышленный ком-
HACKS PYIb, YMA, стали, ферросплавов,
алюминия, машиностроения, химии. Значи-
тельная часть новых железнодорожных
путей, прокладываемых в СССР в 1946—
1950 rr., относится к Кузбассу и связана
со строительством магистрали Абакан —
Сталинск —— Магнитогорск. Уголь во всем
этом комплексе играет решающую роль.

Между тем утольная промышленность
Кузбасса в первый год новой пятилетки
развивалась далеко не теми темпами, кото-
рые были необходимы. Совет Министров
Союза ССР в постановлении «0 государ-
етвенном плане восстановления и развития
народного хозяйства СССР на 1947 год»
предложил ускорить рост добычи угля в
Кузнецком бассейне и на Урале. По пяти-
летнему плану в Кузбассе намечено 10-
строить к ввести в действие 30 шахт мощ-
ностью в 18 миллионов тонн. Задача до-
статочно серьезная, особенно если учесть,
что перед войной и во время войны введе-
	ние новых производственных мощностей
		шло медленно,
Особенно остро отставание
	строительства может сказаться на снабже-
нии восточной металлургии снекающимися
утлями. 1947 год должен быть переломным
в ходе строительства новых, & также
в углубке и реконструкции существующих
тахт. Более полно надо использовать суще-
ствующие производственные мощности. Это
первое условие нормального развития Ky3-
нецкого бассейна, залог выполнения слож-
ного комплекса работ, намеченных новой
пятилеткой в районах Западной Сибири.

Большую роль в развитии добычи углей
Кузбаеса могут сыграть новые районы, в
первую очередь Томь-Усинский район, рас-
положенный в юго-восточной части Кузнец-
кого бассейна по правому притоку Томи —
реке Усе, в 60—80 километрах от города
Сталинска. Хотя этот район полностью еще
не разведан, но уже ясно, что здесь сконцен-
трированы огромные запасы коксующихея
углей. По характеру залегания эти запасы
можно векрыть штольнями — горизонталь-
ными выработками, проведенными е ю-
верхности.

Штольневое вскрытие в отличие от по-
стройки шахт гораздо проще и потребует
значительно меньшего времени. Поэтому до-
быча здесь с точки зрения горно-техниче-
ской может быть организована значитель-
но быстрее, чем при строительстве шахт.
Но для освоения этого нового района необ-
холимо форсировать промышленные развед-
ки и строительство головной части маги-
страли Абакан-—Сталинск-—Магнитогорек.
Надо подвести электроэнергию и осущест-
вить всю сумму мероприятий, связанных ©
освоением нового района.

Вторая проблема Кузбасса — жилищное
строительство. Разработка мощных и сверх-
мощных наклонных и крутопадающих пла-
стов требует постоянных кадров, овладев-
ших техникой этой разработки. Но без
жилья не может быть и постоянных кад-
ров ни для добычи, ни для капитального
строительства. Суровые климатические ус-
ловия делают проблему жилья еще более
острой. Указания, данные в Государствен-
ном плане восстановления и развития на-
родного хозяйства CCCP на 1947 тод
в части жилищного строительства, при-
	Казалось бы, имеются все предно-

‚сылки для развертывания жилищного

строительства. Кузбассе располагает пре-
красными строительными глинами, хороши-
ми вяжущими материалами. Районы Куз-
басса связаны с лесными массивами рекой
Томью, по которой можно сплавлять лес
для строительства. Несмотря на все это,
планы жилищного строительства в 1945 и

в 1946 тг. выполнены всего на 40—

45 проц. Нало ли удивляться тому, что по
комбинату «Кузбассуголь» за 10 месяцев
главным образом из-за отсутствия жилья
ушло около 22 тысяч обученных рабочих,
что не могло He сказаться и на добыче
угля.

Очень мало пспользуются большие воз-
можности, связанные с индивидуальным
жилищным строительством. Обычно на
шахтах ссылаются на отсутетвие для этих
целей рабочей силы и материалов. Все, мол,
брошено на добычу угля. Однако опыт гово-
рит, что одно не исключает другого. На
шахте «Комсомолец» в 1946 году построили
37 индивидуальных жилых домов и в то же
время досрочно закончили производственную
программу. На шахте «Вапитальная» треста
«Молотовуголь» было заложено во второй
половине 1946 года 120 индивидуальных
томов. Сейчас 70 из них уже заселено.
	Было бы неправильно расоматривать жи-
лищное строительство изолированно от все-
го комплекса бытовых условий рабочих и
инженерно-технического персонала Куз-
басса. Давно пора поднять в городах
и поселках Вузбасса всю сумму вопро-
сов, связанных с водоснабжением, электро-
снабжением, дорогами, коммунальным хо-
зяйством, транспортом. Не упорядочено оно
даже в таких городах, как Прокопьевск.

Третья проблема Кузбасса — механиза-
ция. Несмотря на свою молодость, а может
быть в силу этой молодости, Кузбасс яв-
ляется бассейном высокой технической
культуры. Созданный в голы сталинеких
	пятилеток, lysbace сразу же стал разви-
	ваться на механизированной базе.