ii P AB A A

¢

т

ЛЪСКОГО
		Доклад тов. АНДРЕЕВА А. А. но Пленуме
	специалистам и служащим совхозов, чтобы
WHE могли закрепиться на работе в сову)-
	жащим совхозов кредита для постройки сс6-
ственных домов.

Можно не сомневаться, что ликвилация
неправильной системы узкой специализа-
ции с0вх030в и создание своих постоянных
кадров обеспечат быстрый под’ем хозяйства
В совхозах.
	натурой, как показывает опыт, не заинте-
оесовырает вх р ртншлаетон плата хило
		(Продолжение).
	те Министерства сельского хозяйства ря-
ховой агроном получает от 800 до 1.000
рублей.

Товари Сталин при обсуждении во-
	просев сельского хозяйства к Пленуму
предложил повернуть дело с оплатой с тем,
чтобы специалисты, работающие не в кол-
хозах, совхозах, МТО, а в ампарате; полу-
чалн бы заработную плату ча 25 проц. ни-
же, чем соответствующие работники, ра-
ботающие в колхозах, совхозах и МТС. Эте
правильно и, конечно, создаст тягу специа-
листов нз производство. :

С другой стороны, устанавливается по-
рядок стажировки лиц, оканчивающих!
высшие учебные заведения, по которому
они налтравляютея в МТС, совхозы, кол-
хозы, на участки и работают в течение
тода в должности младшего агронома, что-
бы приобрести необходимый практический
опыт. Это тоже будет закреплять специз-
листов на производстве.

Необходимо ещё указать на недостаточ-
ный 06’&м подготовки специалистов сель-
ского хозяйства. Всего у нае обучается
в 88 высших с.-х. учебных заведениях
59 тысяч студентов, в том числе 25 тыс.
будущих агрономов. Выпуск специалистов
сельского хозяйства в 1946 году составил
4,6 тые., а агрономов—2,5 тысячи. В 558
сельскохозяйственных техникумах обучает-
ся 140 тысяч студентов и было выпуще-
но в 1946 году 25 тые. специалистов со
средним сельскохозяйственным  образова-
нием. Здесь дело обстоит несколько благо-
получнее. Однако это очень мало, а ведь
нам надо агрономов много. Вообще в пер-
спективе мы лолжны стремиться К тому,
чтобы BO тлаве колхоза, МТС и совхоза
стоял человек образованный, получивший,
по крайней мере, сели не высшее, то сред-
нее  сельскохозяйственное образование.
В этом емыеле сельское хозяйство сильно
отстало от промышленности. Теперь боль-
шая редкость найти хотя бы маленький
завод; во главе которого не стоял бы инже-
нер. Значит, 0б’6м подготовки сельско-
хозяйственных кадров недостаточен и еге
необходимо увеличить.
	В проекте Постановления записано, как
одна из мер — увеличение подготовки
агрономов со средним образованием путём
организации в каждой области агрономиче-
ских школ © тоёхлетним сроком обучения.
	Надо’ отметить, как серьезный недоста-
ток в учебной подготовке в сельскохозяй-
ственных вузах и техникумах, когда моло-
тые эгрономы не получают достаточных
знаний по вопросам организации колхоз-
ного и совхозного производства, плохо
знают тракторы и сельскохозяйетвенные
маптины, & ведь современный агроном—это
не старый тип культурника-советчика, &
организатор, и ему приходится постоянно
сталкиваться с вопросами организации хо-
зяйства, с механизацией сельского хозяй-
ства. Необходимо поэтому серьезно попра-
вить учебные протраммы, иметь учебники
по организации труда, механизации и еоот-
ветственно организовать производственную
практику в наших крупных хозяйствах:
	условиях и должен быть сохранен, а всякие
попытки его опровергнуть должны быть
осуждены, ибо всякие настроенля и коле-
бания в сторону пересмотра введённого за-
кона являются вредными и подрывающими
дело хлебозаготовок.

Есть и другие настроения в колхозах и
у местных работников многоземельных рай=
онов -— уменьшить площадь пашни для об-
ложения или списать часть земли у много-
земельных колхозов в госфонд. Это тоже
неправильное настроение, ведущее не к рас-
ширению использования земель и увеличе-
нию посевных площадей, а к их ограниче-
нию.

В связи с военной и послевоенной обета-
новкой создались некоторые трудноети ©
проведением существующего закона о по-
ставках, они заключаются в том, что в кол-
хозах многоземельных районов сократились
посевные площади, уменьшилось количество
тракторов в МТС п живого тягла в колхо-
зах, уменьшилось количество людей, в ре-
зультате чего часть колхозов с большим ко-
личеством закрепленной за ними земли ока-
залась в трудном положении в выполнении
своих обязательств перед государством вви-
ду того, что у них освоение земель уменьши=.
лось, а нормы обложения остались прежними.

С другой стороны, и для выполнения пла-
на обязательных поставок создались труд-
ности его обеспечения, Как эти вопросы
заготовок должны быть решены в современ-
ных условиях?
	Необходимо найти более гибкие формы
применения закона о поставках в отноше-
нии колхозов многоземельных районов. Речь
идёт о таких многоземельных районах, как
Сибирь, северные области Казахстана, По-
волжье. Что касается центральных, южных,
западных районов и Украины, где больше
людей в колхозах, эти вопросы стоят по-
иному,

При обсуждении вопросов сельского хо-
зяйства перед Пленумом товарищ Сталин
вылвинул предложение применить разные
нормы обязательных поставок в колхозах
многоземельных районов и вместо одной
нормы для колхозов в районе, как это У нас
по закону установлено, иметь несколько
© тем, чтобы учесть этими разными нор-
мами различие в освоении земель колхозами.

Из этого вытекает, что в многоземельных
районах для тех колхозов, у которых низ-
кое освоение земель и мало людей, там
должны быть установлены и более низкие
нормы, для тех же колхозов, которые име-
ют побольше людей и средлетв к освоению
земель, должны быть установлены более
высокие нормы сдачи.
	Что касается районев, где земля колхо-
зами осваивается и где достаточно рабочих
рук, в отношении их следует несколько
нормы повысить.

Такая гибкая система сохраняет полз
ностью силу закона о заготовках и даёт
выход многоземельным колхозам и поэтому
целиком исчерпывает вопрос о трудностях
проведения закона в послевоенных усло-
SHAX.
	(Окончание на 4-й стр.)
	реподготовка кадров председателей колхо-
зов, а также бригадиров, заведующих
фермами и счетоводов.

За последние два года в областях про-
водились курсы председателей колхозов со
сроком обучения от 1 до 2 месяцев, но
практика показывает, что такая кратко-
срочная система переподготовки кадров
мало что даёт. В проекте Постановления
намечена организация одногодичных и
двухгодичных школ .для переподготовки
руководящих колхозных работников.

06 агрономах. Нам необходимо значи-
тельно улучшить агрономическое  обелу-
живание колхозов, в связи с этим надо
060б0 сказать об агрономах, об их исполь-
зовании и подготовке. Здесь у нас имеют-
ся крупные недостатки.

При общей нехватке специалистов сель-
ского хозяйства они у нас неправильно
используются — не там, тде надо. По дан-
ным Министерства сельского хозяйства, из
46 тыс. агрономов с высшим и средним
образованием работает в колхозах 5 тыс.
апрономов, в МТС —11 тыс., на должностях
Участковых агрономов — 2 тые., на се-
лекционных и опытных станциях— 3,7 тыс.
атрономов. Эти данные показывают, что
непосредственно на производстве у нас
занято меньше половины атрономов, а
больше половины сосредоточены в аппа-
	рате.

Надо отметить, что в агрономическом
обслуживании колхозов имеет место про-
сто обезличка. По положению должны су-
ществовать агрономические участки,
обслуживающие небольние группы колхо-
зов — четыре—пять; на учаетках долж-
ны постоянно находиться агрономы, отве-
чающие за состояние агротехники в дан-
ной групне колхозов, за соблюдение госу-
дарственной дисциплины в отношении се-
вооборотов и за качество сельскохозяйет-
венных работ. На самом деле этого нет.
Так называемые участковые агрономы
МТО и райзо находятся в районных цент-
рах илн при усадьбе МТС, за ними факти-
чески не закреплены определённые кол-
хозы, а ездят они по порученням куда по-
пало и поставлены в условия, когда ни за
что не отвечают. Необходимо покончить с
этой практикой обезлички в агрономиче-
ском обслуживании колхозов и на деле
организовать  агрономические участки,
для чего перевести значительную часть
агрономов на участки МТС и районных от-
делов сельского хозяйства и хорошо бы
дать агрономов в крупные колхозы.

Следующий крупный недостаток — нет
правильной системы направления на про-
H3BOXCTBO молодых специалистов, оканчи-
вающих вузы и техникумы, поэтому люди
растекаютея куда попало и большей частью
стремятся пристроиться в аппаратах и на-
учных учреждениях. Неправильному рас-
пределению и использованию специали-
стов способствует и неправильная система
их оплаты — чем ближе к производству,
тем меньшую оплату они получают. Так,
участковый агроном МТС, имеющий выс-
птее образование. получает заработную
	МТС Горьковской области выработала
869 та, при средней по области 395 га,
МТС им. «Правды» Одесской области выра-
ботала 1.079 та, при средней по области
-543 га.

Эти примеры показывают, что при хо-
шей работе МТС можно добиться значи-
тельно большей выработки на тракторах.

Вторым крупным недостатком является
то, что МТС у нас мало заинтересованы в
под’ме урожайноети, в хорошей’ обработке
почвы, в своевременном посеве и уборке
урожая.

Действующая система оценки работы
МТС в приведенных гектарах мягкой пахо-
ты и система поошрения работников МТС
приводят к тому, что многие МТС етремат-
	ед выполнить побольше лёгких работ вмо-.
	сто пахотных тяжелых работ. Вот как, на-
пример, это выглядит по отлельным обла-
	cram. Ростовская область выполнила план.
	тракторных рахот МТС в 1946 году в пере-
воде на пахоту на 107 проц., а под’ём зяби
только на 59 проц., уборку Бомбайналги на
78 проц.; Чкаловская область выполнила
на 93 проц. план тракторных работ МТС,
а подняла зяби на 41 прод., паров на
61 проц., а план боронования перевыпол-
нила в 16 раз; а если взять выполнение
работ в агротехнические сроки, то дело вы-
таядит ещё хуже.

А вот как выглядит зыполнение плана
траклюрных работ и выполнение плана уро-
жайноети по МТС за 1945 год. МТС Горъ-
ховской области выполнили план трактор-
ных работ на 130 проц., а план урожзй-
ности только на 81 проц., в Тульской обла-
сти план тракторных работ выполнен на
102 проц., а план урожайности на 77 прон.

Спрантивается, что толву для государ-
с1вз И КОЛХОЗОВ оТ Такого выполнения МТС
плана своих работ, когла в результате з-
лучаетея низкий урожай. Дело ведь не в
том, чтобы как-нибудь наковырять почву,
4 создать действительные предпосылки по-
пучения хорошего урожая и его своевре-
зенно убрать комбайнами.
	Надо, чтобы МТС дрались за урожай,
отвечали бы перед тосударетвом за выпол-
нение планов урожайности в обелуживае-
ых колхозах — из этого исходит новый
порядок планирования и оценки работ
МТС, устанавливаемый проектом постаноз-
тения Пленума.
	МТС должны брать на себя самые тяже-
тые работы. Вот, например, в Сибири,
Вазахотане и отчасти в Поволжье есть
возможность быстро поднять урожай 3a
счет вовлечения в обработку целины и за-
южи. Между тем МТС стараются избежать
тих работ и болыне стремятся пахать
уягкие и уже ззсоренные земли, потому
	что легче выполнить плач траклорных ра-
	бот.

Можно бы привести еще такой пример.
Известно, какое большое значение имеет
Тракторная пахота плугами е предплужни-
ками. Это хает возможность „быстро ликви-
дировать засоренность полей и оказать
‘значительное влияние на повышение урд-
жайности. В связи с этим у нае трактор-
ные плуги вынуекалиеь и выпускаются ©
предплужниками. Между тем многие МТС,
чтобы легче выполнить план тракторных
работ и в погоне за ложной экономией го-
рючего, отнимают предплужники от плугов
и ведут пахоту без предплужников.

Надо покончить с такой практикой в
MTC ин полноетью использовать все имею-
щиеся пролплужники © тем, чтобы в
	щисея продпяулманьй © 16, TPO bE
1948 году по крайней мере не менее поло-
	вины веей тракторной пахоты произволи-
	106ь бы плугами © прелихужниками. 2 ©
	1949 года пелноетью перейти на пахоту
плугами ес предплужниками.

Продолжение слабой заинтересованности
УТС в урожайности находит свое меето и в
тракторных бригадах. Действующая сиете-
Ma тарантийной оплаты труда трактористов
	О работе

HOCTH Ha обрабатываемых ими полях колхо-   зах. Увеличиваются в совхозах зерновых и
	животноводческих районов до 0,5 га разме-
ры приусадебных участков для личного хо-
зяйства вместо существующих сейчас 0,15
га, намечается выделение рабочим н слу-
	зов. Часто не потому, что трактористы
плохие люди, а потому, что плоха сиетема
оплаты, они стремятся побольше выполнить
гектаров за счет мелкой пахоты, сэконо-
мить горючее за счёт более легких работ,
затянуть начало полевых работ вееной,
чтобы не перерасходовать горючее. Это вы-
зывает законное недовольство в колхозах.
‚ Поэтому в проекте постановления предусма-
‚ тривается выплата трактористам гарантий-
‚ного минимума натурой в зависимости от
  выполнения плана урожайности и, в случае
‘невыполнения плана урожайности, гаран-
тийная оплата натурой снижается до двух
килограммов на трудодень.

Ероме того, необходимо ликвидировать
‚неправильную практику премирования
тракториетов за экономию горючего, когда
эта экономия получается в результате плохо
‚ выполненных тракторных работ. Такая эко-
номия горючего не только никому не нуж-
‚На, но она вредна, п поэтому надо обязать
‘директоров МТС не вынлачивать трактори-
‘там премию за экономию горючего в том
случае... когда в колхозе, обелуживаемом

МТС, получена урожайность ниже плановой.
	Третий недостаток в работе МТС — это
	несоблюдение дотоворных отношений между
колхозами н МТС. Некоторые МТС переста-
Ли совсем заключать договоры с колхозами,
пругие заключают с болыним запозданнем
и лишь для формы, а заключенные хогово-
ры не соблюдаются. Вот несколько приме-
ров: Министерством государственного конт-
роля была проверена работа 69 МТС Омской,
Ростовской, Саратовской, Чкаловской обла-
стей и Украины. Материалами проверки
установлено, что 13 проц. колхозов, обслу-
живаемых этими МТС, не имеют совсем до-
говоров с МТС, 71 проц. договоров заклю-
чены с опозданием от 2 до 9 месяцев.

Практика заключения договоров между
колхозами и МТС должна быть полностью
восстановлена, а наши местные организа-
ции обязаны обеснечить строжайший конт-
роль за соблюдением договоров, чтобы не
было взаимного укрывательства, недостатков
как колхоза, так и МТС при выполнении
полевых работ.
	Четвертый недостаток — это плохой ре-
монт маптин и несвоевременное проведение
ремонта. Это особенно относится к комбай-
нам и сельскохозяйственным машинам, ко-
торые, как правило, остаются почти напо-
ловину неотремонтированными к началу по-
левых работ. А между тем необходимо, что-
бы все сельскохозяйственные машины и
тракторы проходили ремонт в течение зим-
него периода и чтобы весной МТС сосредо-
точивались целиком на полевых работах.
Конечно, МТС необходимо оказать в этом
отношении серьёзную помощь. ` Многие МТС
У нас плохо оснащены оборудованием, не-
хватает станков, запасных частей. В проек-
тв постановления предусматривается оказа-
ние серьёзной помощи МТС — намечено
выделить 25 тыс. станков, №0 тыс. авто-
передвижек, построить много мастерских
при МТС.

Необходимо отметить ещё олин недоста-
ток —- это неликвидированная обезличка
при работах на тракторных прицепных
сельскохозяйственных машинах. Если на
тракторе у нае находятся постоянные лю-
ди, то на приценных машинах, при работе
на которых требуется умелый уход и от
чего зависит качество полевых работ, люди
меняются за период сельскохозяйственных
работ по нескольку раз. Было бы целесо-
	образно, чтобы колхозники, выделяемые для
работы на прицепных тракторных машинах,
закреплялись на весь период полевых ра-
бот и, таким образом, включались бы на
это время в состав тракторных бригад.

Устранение всех этих крупных и других
недостатков в работе МТС безусловно ска-
жется сразу на качестве и своевременности
полевых работ, а следовательно, и повыше-
нии урожайности на полях колхозов,
		О вопросах организационно-хозяйственного
укрепления колхозов
		Второй важный вопрос — это ‘устране-
ние недостатков в деле организации труда
	H распределения трудодней в колхозах.
	(0 дня принятия Устава с.-х. артели про-
шлю 12 лет. С тех пор наши колхозы да-
лево ушли вперед, обогатились онытом, и
кое-что надо обновить и улучшить.
Наличие в практике колхозов уравнилов-
ки в оплате и в распределении трудодней,
наличие устаревних и заниженных норм
выработки, приводящих в растрате трудо-
дней, — всё это серьёзно тормозит новыне-
ние производительности труда в колхозах и
дальнейшее их укрепление. Корни уравни-
ловки в распределении доходов в колхозах
заключаются в неправильной практике на-
числения трудодней вне зависимости от по-
лученного урожая в бригадах и звеньях.
Бывает тах, и очень часто, что бригада
или звено израсходовали много трудодней,
но дали плохой урожай в силу того, что по-
	левые работы были организованы плохо,
были выполнены недоброкачественно или с
опозданием, а друтая бригада или звено тру-
додни раеходовали экономно, полевые рабо-
ты провели более тщательно и своей рабо-
той дали хороший урожай для колхоза. Од-
нако, в силу действующего порядка распре-
деления доходов по начисленным трудодням,
те бригады или звенья, которые плохо рабо-
тали, но много затратили трудодней, могут
получить болыне доходов от колхоза, чем
те бригады или звенья, которые экономно
расходовали трудодни и дали лучшие ре-
зультаты своего труда.

Для пояснения этого я бы мог сослаться
на два примера, приведенные в записках
т. Доронина и т. Юсупова, — один пример
по зерну, другой — по техническим куль-
турам. :

В колхозе «Красная заря», Курской об-
ласти, в двух звеньях одной из бригад
имеется олинаковое количество трудоспособ-
ных и одинаковая площадь посева. Звено
Буряченко получило урожай зерна 8 цент.
с га, выработало 2.200 трудодней, звено
Руденко получило урожай 3,4 цент. с га,
а трудодней выработало 2.300. Однако, ху-
же работая и дав урожай вдвое меньше,
звено Руденко получило от колхоз» хлеба
больше, так как больше выработало трудо-
дней; Другой пример. В колхозе «Азыл-
Тулкун», Ташкентской области, звено Бе-
гимкулова в 1945 тоду собрало урожай
хлопка по 28 центнеров © га, другое зве-
но — Кулдашева собрало урожай по
15 центнеров, а оба звена получили оди-
наковую денежную оплату, а звено Кул-
дашева, собравшез меньший урожай, полу-
чило зерна на трудодни даже больше, так
как этому звену начислено большее коли-
цеетво выработанных трулодней.

Конечно, это несправедливо. Поэтому не-
обходимо применить такие способы в рах-
пределении трудолней и доходов, которые
поошряли бы хорошо работающих колхоз-
ников и ликвидировали бы несправедливые
‘отнопения в оплате труда. Очевидно, что
распределение трудодней и доходов между
бригалами, а в бригалах — между звеньями
й колхозниками надо в известной мере по-
ставить в зависимость от полученного уро-
Has.

Устранение уравниловки и ‘улучшение
норм выработки безусловно развяжет в кол-
хозах дальнейший под’ём производительно-
сти труда.

Введение хополнительной оплаты труда
колхозников за перевыполнение планов уро-
жайности и продуктивности животноводства
внесло улучшение в заинтересованность
колхозников, но не решило основной за-
дачи--ликвидации уравниловки в основной
оплате и распределении трудодней.

В разных областях колхозы и местные
организации принимают меры к улучше-
нию способов оплаты труда колхозников, и
это сразу сказывается на хозяйственных
результатах этих колхозов.

У нае уже имеются по вопросам оплаты
труда в колхозах прелложения со стороны
Украины, Курска, Горьковской области,
Узбекистана. Совет по делам колхозов с
участием ряда председателей колхозов рас-
сматривает эти предложения с тем, чтобы
в ближайшее время внести в Правитель-
ство свои соответствующие предложения.
	№ ним относится прежде всего исирз-

вление до конца серьезных нарушений

Устава  сельскохозяйственной . артели в
Еолхозах, вскрытых Постановлением бове-
та Министров СССР и ЦЕ ВКП(б) от 19 сен-
тября 1946 г.

В Совете по делам колхозов при Прави-
тельстве были рассмотрены прелваритель-
ные итоти проведения этого Постановления

‘как в целом по стране, так и по отдельным
‘республикам, краям и областям.

Приведу некоторые данные. Из 222 тыс.
колхозов на 1 января 1947 г. проведен
обмер общественных земель и приусадеб-

‘ных участков в 198 тыю. колхозах, уста-

нозлено 2.255 тыс. случаев захвата кол-
хозных земель, возвращено  колхозам
4,7 млн. га общественных земель, в том
числе от различных ортанизаций и учре-
ждений — 4 млн. га, от колхозников —
521 тыс. га и от других лиц — 177 тые.
га. Проведено сокращение излишних пита-
тов алминистративного и обелужизающего
персонала колхозов в количестве 456 тыс.
человек п, косме того, оняты © оплаты по
трудодням 182 тыё. человек, не имеющих
отношения к колхозам. Выявлены и в03-
вращены колхозам незаконно взятые у них
140 тыс. голов скота и около 15 млн. руб-
лей денежных средств. Виновные в расхи-
шении колхозной земли и имущества по-
несли соответствующие наказания.

Эти данные, с одной стороны, говорят ©
том, что на Местах проведена большая ра-
бота после Постановления Совета Минист-

‘рев CCCP a ЦЕ ВКП(б) от 19 сентября

1946 rola по пеправлению нарушений
Устава  сельскохозяйственной артели, & с
другой стороны, они говорят о том, что бы-
ли допущены на местах серьёзные извра-
щения в отношении колхозов.

Я должен сказать, что как только было
принято Постановление Совета Министроз
СССР и ПК ВКП(б), большинство наших
партийных и советских ортанизаций обла-
стей, краев и республик серьёзно отнеслись
к делу исправления этих недостатков. 0д-
нако на основании отчётов и проведенной
проверки можно сказать, что некоторые
области все же неудовлетворительно провб-
дят в жизнь это Постановление, Плохо про-
веден возврат земли колхозам в Омекой,
Кемеровской и Винницкой областях, гле в
четверти колхозов даже не проведен обмер
земель; неудовлетворительно идет cORpa-
щение  административно-обелуживающего
персонала в колхозах Тульской, Брянекой,
Томской областей; пю возврату имущества
кояхозам плохо еще ведется дело в Иванов-
ской области, Красноярском крае и в неко-
торых областях Узбекистана.

Вак могло  лучиться, что, несмотря на
строгие предупреждения, которые были
слеланы на Пленуме ПК РЕП) в 1939 го-
ду, эти извращения повторилиеь? т

Товарищ Сталин по вопросу о работе в
деревне еще в 1938 году говорил, что «пв-
реход к коллективному хозяйству, как
преобладающей форме хозяйства, не умень-
шает, а увеличивает наши заботы о <ель-
ском хозяйстве, не уменьшает, а увеличя-
вает руководящую роль коммунистов в де-
ле под’ёма сельского хозяйства», и что
партия «должна теперь взять в свои руки
руководетво колхозами, принять на себя
ответственность за работу и помочь кол-
хозникам вести своё хозяйство вперед»,
«что партия должна не уменьшать, а умно-
жать свои связи с колхозами, что она дол-
жна знать все происходящее в колхозах,
чтобы во-время притти на помошь и пред-
упредить грозящие колхозам опасности».

Видимо, многие наши партийные opra-
низации забыли эти предупреждения и
свои обязанности в отношении руководства
колхозами, вытекающие из политики пар-
тии, забыли о своей главной задаче —
укреплять общественное хозяйство колхо-
зов и в результате снова встали перед фак-
том серьёзных извращений и нарушений в
отношений колхозов.

Значит, лело теперь заключается не
только в том, чтобы довеети до конца ис-
правление недостатков, HO и наперед 0обез-
опасить себя от их повторения, чего можно
добиться только повседневным правиль-
ным проведением политики партии и улуч-
шением руководства колхозами,
							плату от 500 до 659 рублей, ‘а в апнара-1 колхозах, совхозах и МТС.
	О вопросах заготовок
	В проект Постанозления включён само-
стоятельным разделом вопрос о заготовках
сельскохозяйственных продуктов. Почему
этот вопрос встал?

Известно, что до 1940 года у нае суще-
отвовал принцин обязательных поставок
колхозами с посевных площадей при заго-
товках продуктов полеводства и © 10г-
ловья скота при заготовках продуктов
животноводства.

В 1940 году на Нленуме ЦК этот прин-
цин был признан как не соответствующий
более ни интересам развития колхозов, ни
интересам государства, и поэтому был от-
менён. Был введён новый закон исчисления
обязательных поставок с тектара пашни
при обложении продуктами полеводетва и
с каждого гектара закрепленной за колху-
зами земельной площади при обложенин
продуктами животноволства.

Почему был отменён старый закон 9 за-
готовках? Потому, что он связывал волю
колхозов в расширении посевных площадей
и увеличении поголовья екота, потому, что
чем больше колхоз увеличивал посевы и
поголовье скота, тем больше он должен был
славать зерна и скота в ечёт поставок и,
наоборот, чем меныше колхоз сеял и заво-
дил скота, тем меньше он обязан был ела-
вать. Ясно, что такой порядок затотовок
сдерживал развитие сельского хозяйства.
	Сила и прогрессивный характер прин-
	цила обязательных поставок © гектата
пашни для продуктов полеводства, и с гектара
земель в отношении продуктов животновод-
ства в том, что он развязывает волю Код-
X030B K расширению их общественного хо-
зяйства, снимает всякие ограничения, 3a-
интересовывает колхозы в освоении новых
земель и в увеличении поголовья скота.

Этот новый принципи обязательных п9-
ставок очень хорошо об’единяет в себе как
интересы колхозов, так и интересы госу-
дарства, и надо отметить, что в первый же
тод применения этого закона в 1940 году
это его прогрессивное значение ярко сказа-
ОСЬ.

Таж, посевная площадь колхозов за 1940
год возросла на 3 млн. гектаров и посту-
пило зерна от колхозов на 400 млн. пудов
больше, в том числе по обязательным п-
ставкам на 276 млн. пудов больше, чем в
предыдущем 1939 голу, а общее поголовье
скота колхозов за 1940 гол увеличилось
на 12? млн. полов.
	эначит, из этого следует, что возврат к
прежнему принцииу заготовок прямо про-
тиворечил бы интересам колхозов и инте-
ресам государства.

Поэтому правильно сказано в проекте
Постановления, что только противники кол-
хозного строя, не понимающие прогрессив-
ного значения для сельского хозяйства за-
кона 0б исчислении обязательных поставок,
с каждого гектара пашни, могут тянуть
партию назад к отмененной, как не отве-
чающей интересам развития сельского хо-
зяйства, политике поставок в зависимости
от посевных площадей.

Принятый в 1940 году закон о заготов-
ках сохраняет всю свою силу и протрес-
сивность и при сложивитихся после ройны
	имеют только 640 тыс. голов. Бак видите,
земли У них ненспользованной очень мно-
го, а скота они имеют очень мало, меньше
1 головы на 10 га площади, в результате
огромное количество пастбищ, сенокосных
земель просто пропадает.

С точки зрения использования рабочей
сплы так же-—в период весенних и лет-
них сельскохозяйственных работ рабочей
силы в совхозах требуется много, зимой
же она остается неиспользованной. Полу-
цается какое-то сезонное хозяйство. Это ме-
шает и созданию постоянных кадров в сов-
хозах.

0 животноводческих совхозах надо ска-
зать другое, что там очень мало развиты
посевы зерновых и других культур, а ме-
жду тем наличие развитого полеводческо-
то хозяйства создавало бы дополнительные
ресурсы совхозам в развитии животновод-
ства.

Я приведу для примера два совхоза,
чтобы показать невыгодность узкой спе-
циализации в хозяйстве совхозов.

Вот два зерновых совхоза Краснодарско-
	‘то края — «Кубань» и «Аропоткинский»
	имеют одинаковую земельную площадь, окэ-
ло 18 тыс. га каждый. Совхоз «Кубань»
является многоотраслевым хозяйством с
развитым животноводством, & совхоз «Кро-
поткинский» — узкоспециализированный,
зерновой. В первом имеется 6 тыс. голов
скота, & во втором — только 620 голов. В
1945 году совхоз «Кубань» получил доход
от полеводства и животноводства более
9 млн, рублей, а «Кропоткинский» совхоз—
только 700 тыс. рублей. `

Все это говорит за то, что наши совхозы
должны развиваться не в направлении од-
ностороннего ведения хозяйства, а как ком-
бинированные хозяйства животноводства п
полеводства.

Вторым крупным недостатком, серьезно
мешающим под’ему сельского хозяйства в
совхозах, является недостаток постоянных
кадров, их текучесть. Люди на. работе пе
закрепляются: то приходят, то уходят, &
без постоянных кадров вести успешно слож-
ное хозяйство совхозов нельзя. Как создать
эти постоянные кадры?

Проектом Постановления намечены 10-
вольго серьезные меры помощи рабочим,
	Известно, что совхозы У нас играли и
лграют очень значительную роль в сель-
ском хозяйстве. Во-первых, как высокото-
варные государственные хозяйства, зани-
цающие довольно крупный удельный вес в
производстве зерновых и технических куль-
тур и животноводческой продукции. Напри-
мер, в 1940 году совхозами Наркомсовхозов
было сдано государству около двухсот млн.
пудов зерна, 270 тые. тонн мяса, около
900 тыс. тонн молока и 15 тые. тонн шер-
ти. Во-вторых, совхозы играют крупную
юль в разведении племенного скота для
улучшения породности скота колхозов, а
также в производстве сортового семенного
материала. .

За годы войны в совхозах произошло со-
кращение посевных площадей, поголовья
скота, и речь идёт о том, чтобы обеспечить
в брижайшие годы серьёзный под’ем всех
отраслей сельского хозяйства в совхозах.

Пятилетним планом намечено довести по-
севные площади совхозов в 1950 г. до
10 млн. га, и уже в 1949 г. должно быть
полностью восстановлено поголовье круп-
ного рогатого скота, свиней, овец и коз.

В работе совхозов имеются крупные He-
отатки, мешающие их успеиному раз-
витию, — о них сказано в проекте Поста-
новления. Я остановлюсь только на двух
основных.

Во-первых, на наличии такого крупного
недостатка, как преимущественное развитие

в совхозах лишь одной отрасли хозяйства.

Как известно, совхозы делятся на специали-
Зпрованные животноводческие, зерновые и
совхозы технических культур.
‚ Товарищ Сталин ещё на 17-м с’езде пар-
ты говорил 0б этом крупном недостатке,
10 наши зерновые совхозы слишком гро-
цоздкле, слишком специализированы и не
пиеют в своем составе животноводства.
Кое-что после этого сделано, но все-т
в основном направление совхозов остается
односторонним, а меду тем ясно, что сель-
ков хозяйство нельзя вести как односто-
роннее хозяйство, это экономически невы-
дно с точки зрения использования всех
ресурсов, земли, рабочей силы. Вот взять
хотя бы зерновые совхозы. Они имеют
3.5 млн. га земельной площади и только
25 млн. га посовной площади, а скота

ant

О кадрах для сельского хозяйства
	Охним из важнейших условий быстрей- у нае нет таких люлей в достаточном ко-
	личестве, & во-вторых, было вы нецелесо-
образным заменять практиков. имеющих
большой опыт работы, надо оказать им по-
мощь получить знания перелодготовкой,
которую должно солидно организовать Ми-
нистерство сельского хозяйства.

0 кадрах колхозов. Состав председателей
колхозов тоже значительно обновился за
время войны. Это видно из следующих дан-
НЫХ: 60 стажем до 1 года председателей
колхозов—38 проц., председателей колхозов
со стажем от 1 до 3 лет—34 проц. и со ста-
жем от 3 лет и выше — 28 проц. Среди
председателей колхозов у нас все ещё мало
людей с сельскохозяйственным  образова-
нием, а руководить сложным, крупным 06-
щественным хозяйством — дело трудное.

Ясно, что, несмотря на преобладающее
количество в составе предколхозов людей с
низшим образованием, в огромном большин-
слве эти люди обладают богатым практи-
ческим опытом, надо им помочь получить
сельскохозяйственные знания путём пере-
подготовки.

Нечего доказывать, что, как правило,
там, где председатель колхоза соединяет в
себе опыт и сельскохозяйственные знания;
там у нас дело ведется неизмеримо лучше
и эти колхозы являются, как правило, пе-
редовыми колхозами. Значит должна быть
организована серьёзная подготовка и нпе-
	шего под’ёма сельского хозяйства, конечно,
является вопросе 06 укреплении кадров
сельского хозяйства. Известно, что за вре-
мя войны несколько. изменился состав ру-
ководящих кадров колхозов, МТС и совхозов
и произошло некоторое ослабление кадров.

Какие задачи стоят в отношении кадров
для сельского хозяйства?

В отношении МТС стоит вопрос о повы-
шении квалификации директоров МТС. У
нае немало выросло опытных практиков—
директоров МТС, но явно ощущается недо-
статок технических и агрономических зна-
ний для руководителей МТС. В составе ди-
реклоров МТС имеется только 13 проп. агро-
номов, 5 проц. инженеров и техников, а
82 проц. директоров не имеют сельскохо-
зяйственного образования; из общего коли-
чества. агрономов МТС имеют высшее обра-
зование 2.300 человек, среднее-——9.000, &
9. 800 человек, занимающих должности ат-
рономов, просто практики, получивигие
краткосрочную подготовку. Кроме того, в
МТС имеется большой недокомплект агроно-
мов, механиков и инженеров.

Из этого видно, что, во-первых, наши
руководяшие кадры МТС не оснащены до-
отаточными знаниями и, во-вторых, просто
нехватает кадров. Ясно, что вопрос не сто-
ит 0й автоматической замене практиков
людьми 0 знанием, так как, во-первых,