8 МАРТА 7

347 г.. № 58 (10449)

Еще раз о помощи «Запорожстрою»
		ноставщиках и
	B принятом Советом Министров Союза
ССР государственном плане восстановления
и развития народного хозяйства СССР на
‘1947 год предусмотрен безуслевный Bboy
в действие в установленные сроки тенко-
листового стана с листоотделкой.

Речь идет о пуске тонколистового стана
‚в листоотделкой на заводе «Запорожеталь»,
разрушенном немецкими оккупантами.

«Правда» в номере от 15 февраля опуб-
ликовала статью «Сегодня на «Запорож-
строе», в которой освещался хол восстанов-
ления завода «Запорожсталь». Статья ука-
зала на существенные недостатки в строи-
тельных и монтажных. работах. на нехват-
ву квалифицированиой рабочей силы, на
‚отсутствие кирпича, что снижает темпы
строительных работ.

В то же время статья обращала внимание
на одну из соръезнейших угроз своевремен-
ному пуску тонколистового и листоотделоч-
ного станов. Эта угроза создается нехват-
кой оборудования, изготовляёмого пред-
приятиями министерств тяжелого мацгино-
строения и элеклропромышиленности. Имею-
щееся на площадке «Запорожетроя» обору-
дование некомплектно. Тысячи тонн обору-
дования не могут быть полностью cMOHTIFDO-
ВаНЫ ИЗ-ЗА отсутствия отдельных частей п
узлов прокатных станов.

Статья «Сегодня на «Запотожстрое» вы-
звала отктики,

В письме в редакцию «Правды» министр
строительства предприятий тяжелой инду-
трии тов. Юдин пишет, что статья пра-
Вильно указывает на имеющее место отста-
вание е выполнением работ по восстановле-
нию завода «Запорожсталь». Миниетр со-
общает о пранягых мерах по укреплению
треста «Запорожетрой» и специализирован-
ных организаций квалифицированными ра-
бочимя и об улучшении снабжения стройки
материалами.

Тов. Юдин должен обеспечить решитель-
ное ускорение темпа строительных работ,
скабдить стройку всем необходимым, до-
биться безусловного исполнения графиков
восстановления основных и вепомогатель-
ных цехов, без которых невозможно ввести
в действие прокатные станы.

Ускорение темпа строительных работ по-
зволит интенсивнее вести монтаж оборудо-
вания. Но тут же встает вопрос; а как
обстоит дело е оборудованием? /

На этот вопрос министр тяжелого мапти-
ностроения тов, Казаков дает весьма неубе-
дительный ответ. Вели сухить по письму,
присланному тов. Казаковым в «Правду»,
то Министерство тяжелого мантиностроения
с необычайной аккуратностью выполняет
заказы для «Запорожстали» и чуть ли не
даст оборудование раньше срока... Заводы
тяжелого машиностревння обязаны были,
мол, до 20 февраля закончить отгрузку
1.313,9 тонны оборудования, а по 15 фев-
раля включительно изготовлено было 1.327
тонн и отгружено 1.116,6 тонны,

Выходит — всё в порядке, можно по-
здравлять тов. Казакова с успешным вы-.
полнением плана...

Но’ ло поздравлений, к сожалению, еще
далеко.

Во-первых, в евоем письме тов. Казаков
умолчал о таком пемаловажном факте, что
Bee это оборудование министерство обязано

было изготовить еще в прошлом году. Во-
`вторых, не оказано, что предприятиями
министерства заказ «Запорожетали» был
сорван. — В-третьих, монтировать MOm-
но только оборудование, прибывиее на
площадку «Запорожетроя», а к 20 февраля
прислано только 980 тонн оборудования из
1.313,9 тонны. В-четвертых, тов. Казаков
в своем письме почему-то умалчивает о
том, что министерство обязано было отнра-
вить Ha «Запорожетрой» 10 кранов, а 0т-
правлен был на 20 февраля только 1. Госу-
дарственная дисциилина нарушена. Опро-
вержения можно, конечно, писать и 623
кранов, но монтировать без них оборудо-
вание — трудно.

Не выглялит ли в свете этих фактов
письмо тов. Казакова простой отниекой?

К своей отписке тов. Казаков приложил
серию фотоснимков, долженетвующих по-
казать. в каком состоянии находятея вос-
	Государственной
	станавливаемые цехи  «Запорожетали».
Тов. Казаков, как видно, судит о положе-
нии дел на важнейшей стройке 1947 года
лишь по этим. фотографиям. Редакция
«Правды» предпочла ознакомиться с по-
	тожением «запорожетали» на месте через
	своих специальных корреспондентов, На
строительной площадке  «Запорожетроя»
нетрудно убедиться в ‘том; что на ряде
	участков монтаж задерживается как раз
	отсутствием оборудования.

Вот факты:

1. Слябинг — стан, обжимающий слитки
для листопроката, — весит 3.492 тонны.
2.800 тонн смонтировано, Но теперь мон-
таж стана н нагревательных  колочцев
почти полностью прекрашен из-за отсут-
ствия 279 тонн деталей оборудования и
крепежа. Отсутствие многих сотен деталей
не позволяет смонтировать имеющиеся
сейчас на площадке 513 тонн оборудова-
ния для слябинта.

2. Тонколистовой стан. Его оборудова-
ние весит 13.300 тонн. Отсутетвует
1.700 тонн, — сравнительно’ не так уж
много. Но дело не в тоннах. Чехватает как
раз ряда основных частей (станина чието-
вой клети, станина черновой клети, пе-
стерни привода клети № 2 ит. д.), необ-
ходимых для монтажа сегодня.

По мере проведения строительных ра-
бот в отдельных пролетах цеха холодного
проката следовало бы сразу приступать к
монтажу оборудования. Однако в этом
цехе отсутствует несколько мостовых кра-
HOB.

Тов. Казаков утверждает, что «поставка
«Залюрожстали» механического оборудо-
вания, изтотовляемото Министерством. тя-
желого машиностроения, не является в на-
стоящее время тормозом в деле восстанов-
ления завода». Факты ake говорят o6 of-
ратном.

_ В обеспечении стройки оборудованием
немалая роль принадлежит и Министерству
черной металлургии. Это министерство вы-
ступает как заказчик и в то же время само
изготовляет часть оборудования. Министр
черной металлургии Тов. Тевосян должен
оказывать еще более активную помошь
	стройке. Министерство черной металлургии
	обязано своевремеяно предоставлять техни-
ческую документацию. усилить контроль
над тем, как выполняют свои обязательства,
все министерства, снабжающие «Занорож-
строй» оборудованием.

Наряду © нехваткой механическото 0бо-
рудования серьезную угрозу представляет
отсутствие значительного количества элек-
трического оборудования. Завол «Уралале-
ктромали» в пропитом году сорвал выполне-
ние заказа «Запорожетали», из-за чего в
январе и феврале монтаж электрооборудо-
вания задерживалея. Директор этого заво-
да тов. Абакумов 19 февраля сообщил ре-
хакции, что теперь заказы «Запорожетали»
	вынолняютея успешно. В то же время ди-
	ректор  «Запорожетали» тов Кузьмин
1 марта телеграфировал редакции, что мно-
гие изделия заводом «Уралолектромат» еще
не ‘отгружены:

В «Правде» подверталаеь также крити-
ке работа Чебоксарского завода электро-
промьпиленности. Бюро Чебоксарекого rop-
кома ВКП(б) признало критику правильной
и установило, что завод имеет возможность
досрочно выполнить квартальный план.
В 0 же время секретарь Чебоксарского
торкома тов. `Иелюков. по поручению 6010
	горкома ВАН(5), еообщает «Нравле», что
	Министеретво электропромышленности не
заботится of укреплении завода. Посетив-
ий летом завод заместитель министра тов.
	Товетопалов, «оставив кучу обещаний, до
	сих пор ни одного вопроса не решил».

Восстановление  «Запорожетали» яв-
ляется делом не одного только строитель-
ного треста «Запорожетрой», а и десятков
предприятий, выполняющих заказы этой
ударной стройки. Здесь необходима стро-
жайшая государственная дисциплина. «3а-
порожетрою» надо как следует помогать, а
не отделываться отписками. С пуском «38-
порожстали» страна увеличит производство
так необходимого сейчас высококачествен-
ного металла.
	— SAUER AVOMMOUO ОРУЖИЯ -
НЕОТЛОЖНАЯ ЗАДАЧА’ ОБ ЕДИНЕННЫХ  НАЦИЙ`

Речь А. А. Громыко на заседании Совета Безопасности 5 марта 1947 г.*
	и инспекции
	2.0 контроле
	этих заводов» (пункт 3. Основные пронз-
водственные установки).

В этом положении мысль © необходи-
мости превращения контрольного органа
в своеобразный международный трест до-
ведена почти до своего логического кон-
ца. Оказывается, контрольный орган дол-
жен также контролировать и руководить
работой всех заводов и обладать продук-
цией этих заводов. Остается только’ доба-
вить к подобного рода предложению еще
указание на то, что международный кон-
трольный орган должен делить прибыли
ит управляемых им предприятий в завиеи-
мости от количества акций, находящихся
в руках той или иной страны. Тогда кар-
тина будет полной.

В упомянутом выше меморандуме ан-
глийских ученых справедливо разоблачает
CH неприемлемость идеи передачи пред-
приятий во владение международного кон-
трольного органа. Ученые указывают, что
предоставление таких прав контрольному
ортану вызвало бы затруднения, ибо это
означало бы, что именно только такой ор-
ган решал бы вопросы, может ли та или
иная страна строить энергетические заво-
ды или нет. Такой орган имел бы право
также препятствовать использованию.
энергии, произведенной на таких заводах,
и устанавливать условия снабжения такой
энергией.

Касаясь содержащегося в американских.
предложениях положения об исключитель-
ном праве международного органа на про-
ведение научно-псследовательской _ рабо-
ты, ученые-атомники справедливо указы-
вают, что «опасность состоит не в: иселе-
довании как таковом, но в применении ре-
зультатов. Цель схемы контроля — обес-
печить, чтобы результаты такого иеследо-
вания никогда не применялись бы для
разруптительных целей».

Идея предоставления международному
контрольному органу праза владеть пред-
приятиями, права разрешать или не -pas-
решать тем или иным странам строить
предириятия, права владеть продукцией
предприятий, исключительного права на
научно-иселедовательские работы и про-
чее, содержащаяся в предложениях Co-
единенных Штатов, нашла свое отражение
также и в доклале атомной комиссии, хо-
тя и в несколько завуалированной форме.
В частности, подобная идея получила свое.
отражение в, пункте 4 главы 1, части.
5-й доклада. В данном определении поня-
тия «управления» сформулирован по cy-
ществу принцип передачи предприятий
по производству атомной энергии во вла-
дение контрольному органу, т. е. принцип,
который в наиболее четкой форме выска-
зан в упомянутом выше заявлении пред-
ставителя Соединенных Штатов в атомной
комиссии. Этот пункт 4 гласит:

«Под «управлением» понимается не-
посредственное право и власть принимать
ежедневные решения, относящиеся к са-
NEM операциям, тако же как и консульта-
тивная ответственность за планированиз,
Под управленческим контролем понимает-
ся внутренний кочтроль завода директором
или управляющим Управление междуна-
родным контрольным органом понимается
так, что управление учреждается этии
органом и является перех ним ответетвен-
ным. Управление обычно является преро-
гативой . нрава собетвенноети, но не обя-
зательно связано с этим. правом».
	Я обращаю внимание ° особенно на то,
что комиесеня считает, что управление
есть непосредственное право и власть при-
нимать ежедневные решения по операциям,
а также ответственность за планирование.
Это явные элементы права собственности:

Обращаю внимание Совета Безопасно-
сти также и на то, что, согласно содержа-
щемуся в докладе выводу, управление яв-
чяетея обычно прерогативой права cod-
етвенности. Правда, тут же в докладе
указывается, что управление «не обяза-
тельно связано с этим правом». Однако
эти оговорки, вставленные, повидимому,
для смягчения оеновного тезиса, не меня-
ют омыела этого пункта и выраженной в
нем в корне порочной и неприемлемой
Hien.

В докладе атомной комиссии по существу
воспроизведен тезис, который был сфор-
мулирован в упомянутом выше заявлении
американского представителя на. первом
заседании атомной комиссии. Я уже укз-
зывал на то, что предложение о предо-
ктавлении междунарохному контрольному
юртану права владеть предприятиями по
производству атомной энергии и неограни-
ченного правы на осуществление лругих
важных функций, связанных с владением,
управлением предприятиями и распоряже-
нием их продукцией, привело бы к вме-
тательству контрольного органа во вну-
тренние дела и внутреннюю жизнь стран
и, в конечном счете, привело бы к про-
изволу контрольного органа в решении тех
вопросов, Которые всецело подпадают
под внутреннюю компетенцию гоеударетва.
Я считаю необходимым подчеркнуть, что
предоставление такого рода широких прав
Я полномочий контрольному органу не-
совместимо < тосударственным суверени-
тетом. Поэтому такого рода предложения
являются неприемлемыми и должны быть
отвергнуты как несостоятельные, как не
только не облегчающие решения задачи
установления строгого и, эффективного ме-
ждународного контроля, но, напротив, за-
трудняющие рептение этой задачи. `
	Тезис о праве собственности или праве
	владения не имеет ничего общего с зала-
чами создания эффективного, ‘реального
международного контроля нал атомной
энергией. Казалось бы. это является оче-
	видным. lem He менее, указанные выше
	шредложения, несмотря на вею их несосто-
ятельность, ущорно затищаются и отета-
иваются. При этом приводятся разного
рода несостоятельные аргументы в лока-
зательство TOPO, будто бы только путем
предоставления таких прав ‘и полномочий
контрольному органу и возможно созтать
систему международного контроля. Вни-
мательное ознакомление © указанными
выше предложениями показывает, что
этот тезис лишь прикрывает ссылками на
контроль стремление получить право вме-
шиваться в хозяйственную жизнь стран,
Как этого бутут требовать интедезы хотя
	бы и большинетва контрольного органа

В выступлениях представителей некото-
рых стран в аломной комиосиин и в Совете
Безопасности, ас также в выступлениях,
появививихея в последнее время многочис-
ленных «экспертов» по вопросам между“
народного контроля над атомной энергией,
зесьма часто ставится в01р0е: «А как мыс-
лит себе Советский Союз проведение кон-

трольным органом практической повседнев-
ной деятельноети и как будет этот орган
принимать решения, относящиеся к этой
повседневной деятельности».

Позиция Советского Союза по этому во=
просу была уже изложена неоднократно.
Если в этом ееть Необходимость, я готов
Вновь повторить, что такой орган -дозжен
петь право принимать в соответствующих
случаях решения большинством теологов,
Однако, означает ли это, что можно ©огла-
ситься с тем, чтобы, прикрываясь ссылками
на международный контроль, в действи-
тельности предоставить право вмептиватьея
В хозяйственную жизнь страны, хотя бы и
10 решению больниинетва в. контрольном
органе. Советский Союз не желает и не мо-
жет допустить такого положения.  Совет-
ский (Союз знает, что в контрольных орга-
нах будет большинетво, которое может прн-
нять и однобокие решения, большинство,
ца доброжелательное отношение которого к
себе советеклй народ не может рассчиты-
вать. Поэтому Советский Союз, да, вероят“
80, и ве только Советский Союз, не может
допустить, чтобы судьба его народного х0-
зяйства была отдана в руки этого органа»

Правильность подобного заключения под-
тверждаетя историческим опытом, в том
числе кратковременным, но весьма показа-
тельным опытом деятельности органов 06-
ехиненных наций, Советская делегация не
сомневаелея, что все те, кто об’екливно
оценивает обстановку, поймут правильно
юзицию Советского Союза в этом вопросе,

Отсюда следует, что при создании между-
пародного органа контроля над атомной
энергией и при организации ‘инопекщии и
инспектирования необходима строгая регла-
ментация прав и обязанностей контрольно-
то органа, исключающая произвол и неограч
ниченные праза, Такая регламентация не
может являться помехой для создания стро-
тото и эффективного контроля для провез
дения строгой и эффективной инспекции.
Скорее наоборот, етрого очерченные права
и функция контрольного органа. позволят
ему более четко и бесперебойно осущест-
злять свои контрольные и инопекторокие
функции. При таком положении не будет
места для вмешательства контрольных ор-

танов ро внутреннюю экономическую жизны
страны.

Строгое ‘регламентирование прави обя-

занностей контрольных органов  доджно
исключаль предусмотренный сейчас докда-
дом атомной комиссии неограниченный до-
ступ инопекции ко всему оборудованию и
KO всем работам, & также предоставление
`инопекции права останавливать заводы,
вмешиваться в обычные рудничные и 060-
татительные работы, предоставление праз
ва выдачи так называемых лицензий, то=
есть разрешений заниматься определенной
деятельностью на определенных условиях,
п т. д. Регламентирование. деятельности
контротьных органов будет исключать по-
добные действия, которые так подробно
растшиедны в’так называемом Первом до=
кладе по мерам предосторожности, . содер=
жащемея в докладе атомной комиесии:
Кетати, этот доклад по мерам предоеторож-
ности является налболее непродумаяным
разделом доклада комиссии, Об’яеняется
это отчаети, повидимому, тем, что предло-
жепия по мерам предосторожности никогда
никем в атомной комиссии не подвергались
более или менее серьезному обсуждению.
Чего только нет в этом докладе о мерах пре=
досторожности. Что только в нем не преду=
сматривается в связи с определением прав
H полномочий контрольного органа. Там
‚можно найти обоснование необходимости
свободных поездок и полетов на террито-
риях и над территориями других стран по
желанию инспекторов, можно найти опи-
сание возможностей захвата группой людей
предприятий по производетву атомной энер-
гии, Почти как в детективном романе.

Несмотря на, очевидную необоснованность
предложений о предоставлении неотрани=
ченных прав контрольному органу, нахо-
дятоя люди, которые всё еще продолжают
упорно запитать подобного рода предложе-
ния, причем делают вил, будто бы такото
рода предложения соответствуют задачам
создания строгого и эффективного междуна:
родного контроля. Я не знаю, верят ли са-
ми авторы и занитникт таких предложений
в То, что эти предложения являются реаль-
ными, Тем не менее, они пыталютея дока-
зывать, что именно эти предложения должз
ны явитьея основой для создания системы
международного контроля над. атомной
-энерглей.

В действительности же mpeqootanienna
неограниченных прав контрольному органу
-И предоставление ему во владение и управ
‘ление атомных предприятий нельзя расз
сматривать иначе, как попытку Свединен-
вых Штатов обеспечить за собой мировое
господетве в области атомной энергии. Это
стремление и получило свое выражение в
предложениях, внесенных представителем
США в атомной комисени и положенных
Затем в основу доклада аломпой комиссии:

Односторонний характер этих предложе-
ний, направленный на вакрепление моноз
польного положения одной страны в обла-
CTH атомной энергий, проходит - красной
	питью через все главные предложения, CO<
	держащиеся в докладе атомной комиссии,
рекомендации, общие выводы, разделы, по-
священные вопросу о гарантиях, и другие.
Следует ли поэтому удивляться, что: такого
рота предложения подвергаются часто рез-
кой и заслуженной критике. В указанном
	выше меморандуме английеких ‘ученых
критикуетея предложение США и © этой
стороны. В нем указывается:

«Самым важным возражением  протин
плана Баруха, с ‘точки зрения других
стран, яваяетея, вероятно, то, что он през
дусматривает на первых стадиях меры, коз
торые можлю истолковать, как поддержиз
вающие госполетво- США в области атом
ной энергии, в то время как’ уступки, ко
торые должны быть сделаны этой страч
	(Окончание на 4-й стр.).
			Советоклй представитель в атомной ко-
миссии и в Совете Безопасности неодно-
кратно указывал на то, что при расемот-
рении вопросов контроля нал`атомной энер-
гней необходима сконцентрировать внима-
ние прежде всего. на основных пробае-
мах. Договорившиеь по основным вопросам,
атомная комиссия и. Совет Безопасноети,
вероятно, не встретили бы больших за-
труднений при решении менее значитель-
ных и второстепенных вопросов. Я считаю
необходимым еще раз обратить внимание
Совета, Безопасности на пеобходимость до-
стижения договоренности прежде всего
именно DO основным проблемам, чем был
бы расчищен путь для достижения согла-
шения по остальным вопросам. Я указал
уже на одну из таких важных задач — на
необходимость безотлагалельного заключе-
ния конвенцин по запрещению атомного
оружия. Есть и другие важные вопросы,
по которым необходимо потовориться в евя-
	И © рассмотрением всей проблемы уста-
новлення контроля над атомной энергией.
	В этой евязи я хочу указать на то, что нам
	необходимо иметь опрелеленное и ясное
	представление о том как понимать CaM
контроль и некоторые важные его аспекты.
Нам необходимо договориться 10 этому во-
просу, потому что до сих пор международ-
ный контроль авторы ‘некоторых предложе-
ний понимают довольно своеобразно.

Советская делегация считает необходи-
мым напомнить, что позиция советского
правительства в вонвосе о международном
контроле над атомной энергией была ясно
высказана главой правительства CCCP
Генералиссимусом Сталиным. Отвечая на
соответствующий в0пос президента амери-
качекого атентетвь Юнайтех Пресс Хью
Бейли, Генералиссимуе Сталин заявил
23 октября 1946 года о том, что «нужен
строгий международный контроль». Таким
образом, позиция Советского Союза и пози-
ция советских представителей в Совете
Безопаюности и в атомной комисени являет-
ся в этом вопросе предельно ясной. Совет-
склй Союз стоял и стоит за строгий эффек-
ТЯВНЫЙ международный контроль нах атом-
ной энергией,

На последней сессии Генеральной Aceaw-
блеи советская делегация в лице ее главы
министра иностранных дел СССР В. М.
Молотова, а затем советекий претставитель
в атомной комиссии и в Совете Безопасно-
	сти раз‘ченили также позицию СОСР и в
	вопросах инспекции, без которой, разумеет-
ся, немыслим строгий в эффективный ре-
альный международный контроль. Эффек-
тивное инюпектирование является необхоли-
мой составной частью системы международ-
ного контроля. Я счел необходимы сделать
это дополнительное `раз’яснение ввиду. того,
что позиция Советекого Союза в этом вопро-
се часто преполноситея зв неправильном
асвашении, а иногда и прямо извращается.
Можно иногда слытиать заявления © TOM,
что будю бы Советекий: Союз против сяль-
ного межхлунарохното контроля и против.эф=
фективного ннепектирования. — Подобного
рода заявления не имеют. пох собой никако-
го основания и рассчитаны, повидимому, на
то, чтобы ввести в заблуждение обществен-
ное мнение относительно сдействительной
позиции Советского Союза в этом важном
вопросе.

Могут сказать, в чем же тогла разница
между позицией Советекото Союза и прелло-
жениями, внесенными в свое время в атом-
ную комиссию представителем США и поло:
	  MAHOMET B OCHOBY зассматриваемото
	доклада атомной комиссии. На одно из важ-
нейших различий я уже указал выше, го-
воря о необходимости безотлагательного за-
ключения конвенцин ис запрещению, кото-.
poe пе предусматривается американскими
предложениями. Отнако различие есть и в
других отношениях, и и существен-
ное.

Позиция Советекого Союза. в вопросах
контроля над атомной энергией и инспектя-
рювання ясна. Над’атомной энергией дол-
жны быть установлены строгий междуна-
родный контроль и строгое инепектирова-
ние. В то же время этот строгий. междуаа-
	ролный контроль и строгое инспектирование
	не должны переходить во вмешательстве в
те отрасли промышленности, которые че
связаны е производством aToMHoll энергии.
Международный контроль изд атомной энер-
тией не должен касаться тех вопросов, ко-
торые не связаны с атомной энергией.

Логика говорит нам, что всякую мысль
можно довести до абсурда. Это относитея
даже к хорошим мыелям и идеям. Превра-
щение контроля над атомной энергией в
безтраничный контроль означало бы TOBe-
	дение до абсурда самой идеи контроля над!
	атомной энергией с целью недопущения
применения её в военных целях. Безгра-
ничность контроля означала бы безгранич-
ное вмешательство контроля и контрольного
органа (или органов) в экономическую
жизнь стран, на территории которых этот
контроль будет осуществляться, и вмеша-
тельство в их внутренние дела. Не этого
требует от нас выполнение поставленных
06’единенными нациями задач в области
контроля над атомной энергией и запреще-
ния атомного оружия. Не в этом состоит
задача организации 0б`единенных наций в
связи с установлением международного
контроля над атомной энергией.

Такое понимание международного кон-
троля, которое преполноситея нам в пред-
ложениях США, положенных в основу co-
ответствующих разделов доклада атомной
комиссии, может лишь затруднить всё де-
ло организации контроля и инопекции, так
как оно, как я уже указал, означало бы
грубое вмещательство контрольного oprana
во внутренние дела государств, в их эко-
номическую жизнь, что нельзя совместить
< основными принципами организации 00 -
единенных наций. Такое вмешательство 86
внутренние дела государств не требуется
интересами эффективного контроля и не
вытекает из требований, которые пред’яв-
ляются контрольным органом для решения
	‘стоящих ‘перед ним в этой области задач.
	0брашаю ваше внимание на то, что в не-
состоятельности предложений о предостав-
лении контрольным органам права вмещи-
ваться во внутреннюю жизнь и внутрен-
	ичоние, Начало в

27 за г марта.
		ние дела государетв отлают вебе полный
отчет многие ученые-атомники. В этой
связи заслуживает серьезного внимания
меморандум Совета ассоциации английских
ученых-атомников, опубликованный 20 ян>
варя с. г. В э10м меморандуме ряд поло-
жений так называемого плана Баруха под-
вергся критике. В частности, англий-
ские ученые вскрыли несостоятельность
предложения по вопросу об -инспекции.
Ученые совершенно правильно Усматрива-
ЮТ серьезный нелостаток амеряканекого
	прелложения 06 инепеклии в том, что оно
	прелусматривает неотраниченные papa
контрольного органа на инепектирование,
Они высказывают пожелание, «чтобы пра-
во инепекции было, насколько это возмож-
HO, ограничено и не явтялось средством
проявления чрезмерного любопытства в 01-
ношении законной промытпленности и дру-
гих видов деятельности. ‘Это вопрос, кото-
рый может быть разрелтен только ‘путем
	ирокого обсужления. Мюжео прелетавить
	себе пропедуру, подобную той, которая
предусматривается «ордером ‘на обыск»,
дающим право вотупления на территорию
после - того, как ортан по контролю Wal
атомной энергией удостоверит, что суще-
ствуют достаточные основания для 10-
дозрения».

Kak видите, ученые-атомники считают
одним из серьезных пороков американского
плана содержащееся в нём предложение 06
инспекции, предусматривающее чрезвычай-
но широкие права контрольных органов в
области инепектирования.
	Предложения США о контроле исходят
из ошибочных предпосылок о том, что ин-
тересы других государств должны быть ото-
лвинуты на задний план при осуществле-
HHH контрольным оргачом контрольных и
инепекторских функций. Именно исходя из
	таких в корне порочных преднесыловк, толь-
	ко и можно было притти к выводу, водер-
жащемуся в положениях, внесенных
представителем США в атомной комиссии, о
необходимости передачи атомных предприя-
тий в собственность международного орга-
на, на который должна быть возложена от-
вететвенность за осуществление контроля,
Подобного рода предложение показывает,
что авторы так называемого плана Баруха
полностью игнорируют национальные инте-
резы других стран и исходят из необхоли-
мости. подчинения интересов этих стран ин-
тересам фактически олной страны — США.

Легко понять, что предоставление таких
прав контрольным органам означало бы
полный произвол этих органов и прежде
всего тех, кто в состоянии будет повести
3a собой больнтинство в этих органах. Пре-
доставление таких прав контрольным орга-
нам давало бы легкую возможность вуеша-
тельетва в деятельность предприятий wa
территории тех или иных стран без всяких
оснований для такого вмешательства. Bor
как представитель США ставил вопрое of
обязанноети контрольното. органа в своем
выступлении 14 июня 1946 г. на, заееда-
нии атомной комиссии.

«Межхународный контрольный орган лол-
жен выработать тптательный план контроля
нат областью применения атомной энергии
	путем установления зазличных фоюм собет-
	вечности, владения, разрешений, экеплоата-
пии, наблюдения, изыскания и управления
через посрелетво компетентного персонала»
(пункт 1. Общие положетия).
	Авторы этих предложений не собпраются
И отрицать, что их план предусматривает
	‘вметнательетво контоольных органов в ¢a-
	MA разтичные области жизни государства,
В том же заявлении прелставителя США
IAM для смягчения указывается, что после
того, как международный орган по контро-
лю решит перечисленные выше ‘задачи в
области собственности, владения, разреше-
ния (лицензии) и проч., «...следует допу-
скать возможно меньше вмешательства т
экономические планы, частные, коотела-
тивные и правительственные отношения,
существующие в различных заинтересовая-
ных странах» (тот же пункт 1. Общие по-
ложения). Таким образом, предусматривает-
ся вмешательство контрольного органа Ро
всю внутреннюю жизнь страны. Оговорка 0
том, что в будущем лолжно быть какое-то
ограничение этого вмешательства, не ме-
няет положения, ибо не в этом основное.

Задачи контрольного органа, которому
поручается владение, выдача разрешений
и ряд других функций, как бы отожде-
ствляются с задачами трестов и синдика-
тов, роль и влияние которых на ‘между-
народные отношения и экономику отдель-
ных стран хорошо известны,

Не для создания международных тре-
стов и синдикатов, которые владели бы
предприятиями, расположенными на тер-
риторий отдельных стран, была создана
атомная комиссия. Не для этого было вы-
	несено решение Генеральной Ассамблеи
	от 14 декабря 1946 г. о необходимости
установления контроля над атомной энер-
гией и запрещения зтомного оружия. По-
ра понять, что к решению таких вопросов
нельзя подходить, руководствуясь только
интересами. одной страны, а. необходимо
принимать во внимание законные интере-
вы и других стран. Нельзя бебе предста-
вить Такого положения, при котором кон-
трольный орган владел бы предприятиями
в разных странах, решал бы вопросы @
том, разрешать или не разрешать созда-
ние на территории тех или иных стран
таких предприятий, и имел бы исключи-
		следовательских работ в области произ-
водетва и использования атомной энергии:
Такого положения представить невозмож-
но, Только люди, потерявшие чувство ре-
ального, могут серьезно верить в в0змож-
ность создания такого рода порядков,
‚„Приведенное выше положение, содер-
жащееся в предложениях Соединенных
Штатов, ‘повторяется в видоизмененной
форме несколько ‘раз. В том же заявлении
представителя Соединенных Штатов ука-
зываетея, что контрольный орган «должен
контролировать и эксплоатировать все за-
воды, разрабатывающие поддающиеся рас-
шеплению материалы в опасных количе-
ствах, и что ему должны принадлежать
вобетвенность и контроль нал продукцией
	В Комитете по Сталинским премиям
в ‘области науки и изобретательства
	на соискание Сталинской премии изобре-
тения сельскохозяйственных машин. .

Во второй части заседания пленума бы-
ли рассмотрены открытия, изобретения я
методы коренного  усовершенствования
способов производства в области сельеко-
хозяйственного машиностроения,  транс-
портного машиностроения, мясо-молочной
и вкусовой промышленности и нефтяной
промышленности.

Сегодня пленум продолжает свою рабо-
ТУ, :
	Вчера, 7 марта, продолжал работу пле-
нум Комитета по Сталинским премиям в
области науки и изобретательства.

В первой части своего заседания пле-
MYA рассмотрел представленные на CO-
‘искание Сталинской премии работы по се-
лекции  сельскохозяйственных и плодо-
ягодных растений, новые методы борьбы
е болезнями животных. С характеристикой
работ выступил заместитель председате-
ЛЯ секлии сельского хозяйства академик

К. И. Скрябин. .
Далее пленум расемотрел предложенные
	Всесоюзный шахматный чемпионат
П. Керес — чемпион СССР
	— Пятнадцатый чемпионат Советского
Союза — выдающееся событие в шахмат-
ной жизни. Сильный состав участников
позволяет сравнивать его с крупнейлгими
международными ветречами. При этом надо
иметь в виду, что далеко не всякий боль-
шой международный турнир, не говоря уже
9 турнирах национальных, бывает таким
ровным по составу. Бак правило, в каж-
дом турнире участвуют только несколько
гроссмейстеров и мастеров международного
класса. Остальные участники выполняют
роль «аутеайлеров», и их результат почти
пе влияет на ход борьбы за призовое
место. В ХУ шахматном чемпионате СССР
таких участников не было совсем. Даже
занявший последнее место молодой мастер
Константин Кламан выитрал у двух гросс-
мейстеров — Левенфиша и Кереса и сделал
ничью с гроссмейетером Смыеловым.

Турнир дал много первоклассных пар-
тий, которые могли бы украсить любое
международное соревнование,  Заметны
утлубленная работа и ‘серьезный творче-
ский рост наших советских мастеров.

Турнир вызвал большой интерес совет-
ской общественности и оживление шахмат-
ной работы. Важно сейчас это оживление
	закрепить:
	ЛЕНИНГРАД, 7. (По телефону). Вчера
продолжалось  доигрывание отложенных
партий, Не возобновляя игры, согласились
на ничью Смыелов © Макотоновым. Paro-
зин сдался Бондаревскому, 4 Дубинин —
Флору. Бронштейн быстро выитрал у Мако-
гонова и Алаторцев — у Уфимпева.

Ceroxna состоялся последний тур. Керес
сыграл вничью с Арониным, Болеслав-
	— ee ТАУ „ЗЕ

ский — с Бронштейном, Смыелов — с Фло-
	eS Oe

ром, VYoumnes —c Wgosnuem 1 Лилиен-
таль — с Тольденовым, Остальные партии
отложены. Кан имеет шансы на выигрыш
против Рагозина, Вламан —— против Бонда-
ревского, Дубинин — против Толута, Мако-
тонов — против Алаторцева и Каспарян —
против Левенфита. .

gt
	г Эа > ЧЕ РЕ >>

Керес закончил турнир. On набрал
	14 очков из 19 и завоевал звание чемлио-
	на СССР. У Болеславского-Т5 очков, У
Бондаревского-—12. и одна неоконченная,
у Смыслова—12, У Бронштейна—11, У
Толуша-101% и одна неоконченная, У Ju-
meutasa uw Daopa—no 10%.

8 марта доигрываютея неоконченные

партии.
		Касаясь предварительных итогов ТУр-
ира, чемпион CCCP I. Корее в беседе
с корреспондентом «Правды» заявил: