10 МАРТА 1947 г.. №
	60 (10451)

решение ле
		Празднование Международного
женского дня за рубежом.
	АНГЛИЯ
	ских женщин» по случаю дня 8 марта в
честь представительниц женского персонала
иностранных посольств, в Том числе поз
сольств СССР, Чехословакии, Франции,
Польши, Отославии и ap., MDRCYTETHOBAIO
свыше 350 жеяшин.
	Выетупившие на приеме подчеркнули ге-
роическую роль женщин в антифапеистском
лвижении сопротивления.
	ЧЕХОСЛОВАКИЯ
	ПРАГА, 9 марта. (ТАСС). Женщины ле-
мократической Чехословакии широко отме-
тили Международный женский день —
8 марта. В Праге и в других городах еостоя-
лись массовые собрания женшин, прошел-
шие под знаком мобилизации женщин на
строительство новой лемократичеекой pec-
	пубтики.
БОЛГАРИЯ
	Плотина
на Сыр-Дарье
Многоводна капризная река Сыр-Дарья.
За тысячи километров несет.она свои мут-
ные воды от вечно снеговых вершин Тянь-

Шаня в голубой Арал, пересекая цветущие
долины, пески и пустыни. Планом новой
	пятилетки предусмотрено преградить Сыр-
Дарью большой. плотиной.
	«Это огромное сооружение обеспечит
устойчивое орошение 150.000. гектаров
плодородных земель, позволит почти втрое
увеличить посевы риса, поднимет ero cpex-
нюю урожайность: до 50 пентнерюв с гек-
тара. Здесь же: будет сооружена гидроэлек-
тростанция, которая удовлетворит потреб-
ность в электроэнергии гороха Кзыл-Орда
п многих десятков колхозов. С постройкой
плотины . огромная долина Сыр-Дарьи пре-
вратится в цветущий, плодородный, зажи-
точный: край. Кзыл-Орлинская область ста-
нет важнейшим в CCCP производителем
риса.

Плотина на Сыр-Дарье — крупнейшее ‘и
самое сложное гидротехническое сооруже-
ние Средней Азии. Она будет состоять из
четырех пролетов, перекрываемых четыть-
мя большими металлическими щитами. 0т-
стойник (водохранилище) обеспечит подачу
чистой воды в Магистральные каналы. Это
позволит резко сократить работы по очист-
ке оросительных каналов. При сооружении
плотины потребуется уложить 80.000 ку-
бометров железобетона, вынуть до 6 миллио-
нов кубометров грунта.

Сооружение . Кзыл-Ординской плотины
затрудняется обилием грунтовых вод и
плывунов. 100 мощных штанговых насо-
сов будут непрерывно откачивать грунто-
вую воду. и понижать ее уровень. ,

В девяти километрах от Кзыл-Орды —
там, где Сыр-Дарья делает причудливую
петлю,— вырос благоустроенный городок.
В его многоквартирных домах живет более
2.500 строителей. Из областного центра к
этому городку ведет добротная гравийная
дорога. С другой стороны туда подходит на-
сыпь, по которой укладываются рельсы
ттирококолейной ‘железнолорожной ветки.
Начато рытье котлована под плотину.
	Автор одной старой книги 06 орошении,
вышелшей при царизме, уверяя, что низовья
Сыр-Дарьи не представляют интереса
в ирригационном отношении, заключал:
«Это — река прошлого». «Это — река бу-
дущего»,— говорят большевики и делают
все для того, чтобы воплотить эти слова в
жизнь. Нелалеко время, когла железобетон
крепкими 0б’ятиями сожмет  капризную и
непокорную. реку. когда тысячами лампо-
чек Ильича озарится степь. вдосталь Ha-
поеннзя живительной влагой.

Сафар БЕКТЕЛЕЕВ.
Секретарь Кзыл-Ординского обкома
КП(б) Казахстана.
			Производственное ‚совешание в Бориспольской МТС
	О технической помощи бригадам
	Из выступления бригадира тракторной
бригады тов. Вошкулат
	В прошлом году плохо была организована
техническая помошь траклюристам в поле.
‚Ездила олнз передвижная мастерская без
всякого оборудования. Единственная 10-
мощь от нее заключалась в том, что сядешь

и быстро свезешь поломанную деталь в ма-
стерскую.
	На 14 бригад, разбросанных в 30 колхо-
зах, одной передвижной мастерской мало.
Ната бригада взяла на себя большие 0бя-
зательства, и никак нельзя позволить,
чтобы тракторы стояли.
	‘Директор МТС тов. Кравченко: Одну пе-
редвижную мастерскую мы уже оборудова-
ли. Заканчиваем ремонт машины для второй
передвижки. Она будет готова к 15 марта.
	Тов. Вошнулат: Мне кажется, что теперь
было бы целесообразно довести тракторной
бригаде задание не только по выработке на
трактор, но и по урожаю.. Моя бригада
дала обязательство сделать по 800 гектаров
на трактор, и мы будем бороться за стопу-
ховый урожай зерновых в свонх колхозах.
	Строже контроль за качеством
	Из выступления председателя колхоза
«Серп и молот» тов. Криворучко
	Очень правильно, что партия требует
поднять качество обработки земли. Вы-
соким качеством мы наверняка уро-
жай поднимем. Посудите сами, мог ли я,
председатель колхоза, усмотреть за работой
трактористов, если у меня 2 тысячи гекта-
ров пашни. Есть такие трактористы, кото-
вые специально пашут поглубже с краю,
откуда ждут председателя. Теперь у меня
будет больше союзников, которые заинтере-
сованы в высоком качестве работы и в ур0-
жае. Помню. прошлый год я забраковал у
тракториста Чекулаева 5 гектаров вспашки.
Как к этому отнесся директор МТС? Он был
даже недоволен — как это, мол, Криворучко
забраковал? В другой раз посмотришь, надо
бы забраковать работу, да побаиваешься.

Прежде в договор мы и не заглядывали,
потому что, как бы МТС работу ни делала,
все равно одинаковую. платить натуроплалу.
Теперь дело другое. Теперь у нас лаже ста-
рики поднялись, идут с советами, какую
КУЛЬТуру, В какой срок лучше посеять. Те-
перь договор булет уже к большему обязы-
вать и нас, и МТО. Мы построже и покри-
тичнее отнесемея к тем срокам, которые
возьмет на себя МТС.

;5 хх ж*
	Выступали трактористы, бухгалтер, агро-
техники. Все озабоченно говорили 0 том,
как лучше обеспечить высокое качество ра-
бот и высокий урожай. Главный агроном
районного отдела сельского хозяйства тов.
Жмейко подчеркнул в своей речи важность

постепенного углубления вспашки и отме-
Tat, что -в МТС ни у одного р нет поч-
воутлубителя.

Выступивший на совещания заместитель
председателя Киевского облисполкома тов.
Дворников отметил огромное значение прак-
тической реализации решения Пленума ЦК
ВЕП(б) уже теперь. з дни подготовки к се-
ву. Он говорил-о важности тех, конкретных
предложений и советов; которые высказали
работники МТС. Ночное освещение для трак-
торов, тракторные будки, передвижные ма-
стерские, качество ремонта. почвообрабаты-
вающих орудий и правильный учет — все
это резерв повышения производительности
тракторного парка, а следовательно, и уро-
жайности на колхозных полях.

(Корр: «Правды»).

г. Борисполь,

Киевской области.
	мы. теперь будем иметь материальное  по-
	ощрение. Ja плохой — вычеты и ‘удержа-
НИЯ.
	Сейчас машинно-тракторная станция co-
	ставила план тракторных работ. В нем в
соответствии. с решением “Пленума ЦК
ВЕП(б) предусмотрены серьезные  измене-
ния по сравнению с прошлым годом. МТС
берет на себя почти все основные тяжелые
работы по обработке земли. В прошлом году
мы выполнили -в колхозах 90 проц. веено-
вспашки, в этом году мы берем на сёбя вею
	пахоту, з& исключением тех
нельзя пройти тракторами.
	Bb прошлом голу мы должны были выпол-
	ить Только одну четвертую часть весен-
ней культивации и около половины куль-
тивации паров. Этой весной на нашей обя-
занности почти 75 проц. всей весенней
культивации и почти 90 проц. всей летней
Фбработки паров. 3
	Б этом TOLY МЫ ЛОЖНыЫ ВЫПОЛНИТЬ
	оольшую лолю — 85 проц. — таких ра-
бот, как пох’ем паров, пахота под озимые и
вспашка зяби. Словом, теперь от нашей

работы еще в большей степени зависит
урожай в колхозах.
	Мы -с вами до сих пор считали, что pe-
	MOHT тракторных плугов заканчиваем. ` Из
	плугов у нас были признаны готовы-
	ми 21. Но теперь, после решения Пленума
	ЦЕ ВКП(б), я не считаю возможным при-
нять эти плуги из ремонта, так как на них
нет предплужников. Пора’@ этим кон-
чать. Решение ‘партии требует от нас
культурной вспашки земли. В евоем при-
казе я устанавливаю мастерской задание-—
в ближайшие дни оборудовать все плуги
предплужниками.

: Сейчас мы заключаем договоры с кол-
хозами. Бригадиры тракторных бригад на-
ряду с агрономами и председателем колхо-
за обязаны принимать участие в претлва-
рительном определении сроков и других
показателей работ. Каждому  бригалиру
будет дана памятка: где, какую работу,
в какой срок и в каком качестве бригада
лолжна выполнить.
	Огромное значение имеет подбор по-
стоянных прицепщиков. Прицепщик — это
первый помошник тракториста, это резерв
наших кадров. Мы выбрали лучших лю-
дей из колхозов и сейчас учим их.

Мы заводим такой порядок, чтобы по
окончании той или иной работы бригадир
тракторной бригады и председатель кол-
х0за подписывали акт, в котором указы-
вали ероки Исполнения и качество обра-
ботки отдельных учаетков. _
	Прошу товарищей высказаться 110 ‹<у-
ществу затронутых вопросов, вносить свои
практические предложения и дополнения,
которые помогли бы нам улучшить каче-
ство работы -и добиться высокого урожая.
	Обеспечим высокое качестес
	работы
	Еще совсем -недавно здесь был пустырь,
на котором стояли редкие тополи и акации
с обгорелыми стволами. Немцы при отету-
плении дотла сожгли усадьбу Борисполь-
ской МТС, как и весь живописный, уто-
пающий в зелени городок Борисполь.

Прошло два года мирного труда. Теперь
не узнать эти места. Они снова ожили и от-
страиваются. Усадьба МТС обнесена опрят-
ной оградой. На переднем плане среди са-
{а — новенькое здание конторы, чуть по-
одаль—каменная мастерская для капиталь-
ного ремонта тракторов, рядом — большое
общежитие для  трактористов, напротив
‘ROHTOPHI—~CTONOBAA и кладовая.

8 марта в конторе МТ@ по при-
тлашению директора тов. Кравченко собра-
лись бригадиры, трактористы, участковые
атрономы, председатели ближайших колхо-
зов, всего около полусотни человек. Директор
тов. Кравченко подготовил проект приказа
по поводу тех неотложных практических
работ, которые необходимо осуществить во
исполнение постановления Пленума ЦК
ВКП(б) «0 мерах под’ема сельского хозяйст-
ва в послевоенный период». Он созвал ак-
тив, чтобы посоветоваться с ним, проверить,
не упустил ли он чего, ознакомить с прак-
тическими задачами.

Ниже приводим сокращенные выступле-
ния участников данного совещания.
	Урожай — главный показатель
работы МТС
	Из выступления директора МТС
тов. Кравченко
	— Показатели работы у нае за прошлый
тод как будто неплохие. Общий план трак-
торных работ МТС выполнила на 120 проц..
добилась средней выработки на условный
трактор 495 гектаров при плане в 414 гек-
таров.

‘Ho конечный результат нашей работы
упожай — оказался  неважный. — Стыдно
признаться, что колхозы, которые мы
обслуживаем, собрали лишь по 30 пудов
зерна с гектара. Если разобраться, то мож-
но уверенно сказать, что мы могли бы с0-
брать вдвое больше, даже при  прошлогод-
ной засухе, и на наших супесчаных и гли-
нистых почвах. Я мог бы привести в до-
казательство примеры. В колхозе имени
Тенича, как вы знаете, земля везде одина-
ковая. Но на двух гектарах, глубоко вепа-
ханных ранней весной и засеянных трак-
торной сеялкой, собрано по 22 пентнера
проса, а зато на другом участке в 18 гекта-
ров, расположенном всего за 900 метров от
первото участка, собрали по 6 центнеров,
хотя посев был произведен по зяби, кото-
рую мы весной перепахали.

Почему же произошла такая. разница в
уюжайности? Сказываетея здесь наша
вина. Весновспашку пол просо мы сделали
ранней весной и сразу  забороновалия, а
зябь-—18 гектаров-—перенахали поздно и

считали, поскольку эта земля пашется вто-

рично. нечего требовать глубины. Вот вам
и. редультат. Мы по-разному отнеслись к
обработке земли, и урожай получился раз-
ный. . $
	Разве мало было в нашей практике та-   Количеством собранного зерна. Теперь мы
	ких случаев, когла прихолилось браковать   крепче связаны с колхозами. сли я во-
вспашку, заставлять ее переделывать. Но   Время вопашу, то уже не емогу равнодуш-
вель не все случаи  бракотельетва были   Но смотреть, когда колхоз несвоевоеменно
	замечены. не всегда при переделке работы   заборонует или засеет поле.
	трактористы относились к делу xobpoco-

вестно.

Мы с вами уже обсуждали постановле-
ние Плеяума ЦК ВКПСб) о пол’еме сель-
ского хозяйства в послевоенный перпол и
признали. что оно совершенно правильно

Я хочу внести такое предложение: надо
ставить во всех колхозах перелвижные по-
левые будки для трактористов. Сами тракто-
ристы говорят: «Мы не хотим больше хо-
дить с поля на отдых в село. Будешь ходить
взал и вперел, так в с00ки никак не уло-
	ставит теперь во главу опенки всей нашей   жипться, урожай прохолишь».
	рвоты прежде всего урожаи. Второй вопросе у меня такой. Если мы

Постановление требует в корне перс-  хотим, чтобы тракторы работали, а не стоя-
строить всю работу МТС, ставить ее в за-   ли. нужно в кладовой приготовить самые
висимость от урожая. За хороший урожай   нужные запасные части.
	ЛОНДОН, 9 марта. (ТАСС); По случаю
Международного женского дня в 40 городах
Англии состоялись Митинги. В Лондоне
большой митинг был организован в Кинг-
суэй-холле. Помимо английских женщин,
на митинге присутетвовали представитель-
ницы Франции, Голландии, Чехословакии и
других етран. В числе делегаток—героиня
французского хвижения сопротивления Мар-
сель Галли, представительница демократи-
ческих женщин Испании Дельфина Аскапа-
те, известная болгарская партизанка Ф. Но-
валчкова и другие. Присутетвовала жена
советского посла в Англии Зарубина.

Председательствовала на митинге леди
Страболджи.

Представитель французеких женщин Рю-
м0 заявила, что женшины Франции доби-
лись уловлетворения их требования 0б оди-
наковой с мужчинами оплате их труда.
Она призывала к решительной хенацифи-
кацпии и демократизации Германии.

Известная английская писательница и
экономистка Маргарет Коул в своем вы-
стунлении коснулась положения женщин в
Антлии.

На митинге была принята декларация, в
которой выражается поддержка организа-
ции 0б’елиненных наций.
		СОФИЯ, 9 марта. (ТАСС). Бак передает
софийское радио, в связи с Международным
женским днем в софийском Народном театре
состоялось торжественное собрание, на ко-
тором присутствовали официальные лица,
представители общественных организаций,
депутаты Великого ` народного собрания,
представительницы женщин Советского (=
юза, США, Великобритания, Франции, Юго-
славии, Польши, Италии, Швейцария и
Албании. Главный секретарь напионально=
то комитета Отечественного фронта и прел-
седатель Болгарского народного женского
союза Пола Дратойчева B своём докладе под-
черкнула, что сейчас самой важной задачей
хля женщин является борьба за выполнение
двухлетнего хозяйственного плана.

Собрания, посвященные Международному
женскому лно, состоялись во многих горо-
tax uw селах Болгария.
		и
OTN,
b Md
BH
afty.
	ко.
(а,
КН,
Тов,
тать
Яве
XOX,
IHN,

би
ИН
Н0-
10=
	а-

ee
		ПАРИЖ, 9 марта. (ТАСС). Вчера в зале
«Мютюалите» под председательством Мориса
Тореза состоялось торжественное заседание,
посвященное Межлународному женскому
дню —8 марта. На заселании присут-
ствовали Жак Люкло, Раймон Гийо, Леон
Мовэ, Марсель Ramen, Жаннета Вермерш,
Маллен Браун и Долорес Ибаррури. Выету-
пил ряд ораторов, в том числе . Долорес
Ибаррури, призывавшая к освобожлению
Испании.

Морис Торез в своей речи призывал
отбросить реакционные пережитки и предо-
ставить женщинам самое широкое место
в. политической ‘деятельности. С большой
речью о Международном женском дне вы-
ступила Жаннета Bepmepm. Поэт Арагон
прочитал свои стихотворения. посвящен-
	ные женщинам, И. в движении
сопротивления.

США
ВАШИНГТОН 9 марта. (ТАСС). На

приеме, устроенном «Аоюнтрессом американ-
	РИМ, 9 марта. (ТАСС). № случаю Меж-
дунаролного женского дня итальянское 06-
шество культурной связи е СОСР организо-
вало в римском театре «Алриано» ‘просмотр
советского кинофильма «Член правитель-
ства». В ‘театре присутствовало свыше
3.000 человек. Перед показом фильма ¢
речью © значении Междунаролного женско-
TO дня выступила олна из руковохительнии
«Союза итальянских женшин» депутат
Учрелетельного собозния Галлико.
	На процессе Гвидо Шмидта
	ВЕНА, 8 марта. (ТАСС). 6 марта на
процессе Гвидо Шмидта давал евидетель-
ские показания австрийский  канилер
Фигль.

Как, известно, обвинительный акт рисует

Фигля обличителем протерманекой  поли-
тики подсудимого Шмидта. На предвари-
тельном следствии Фигль заявил, что
после возвращения с берлинской oxor-
ничьей выставки в 1937 году он якобы
говорил Шушнигу 0б агрессивных планах
гитлеровцев. а подсудимый выбмеял ето
опасения. Таким образом, Фигль считалея
одним из тлавных свидетелей против
Шмидта.
_ Однако на суде Фигль, подобно ряду
других свидетелей, сильно емягчил свои
прежнле показания. фигурирующие в обви-
нительном акте. В своих свидетельских
показаниях он избегает сколько-нибудь
резких оценок деятельности Шмидта.

На вопрос председателя, какого мнения
придерживается канплер о подсудимом,
Фигль ограничивается  олной — фразой:
«Шмидт — человек высокого ума, но гро-
малного честолюбия».

Эти слова Фигля многократно исполь-
зовал защитник в дальнейшем ходе засе-
тания.
	После Фигля свидетельские показания
давал Гане Пернтер — бывший миниетр
просвещения в кабинете Шушнига. On
охарактеризовал Шмидта как сторонника
«немецкого курса» и заявил, что подсуди-
мый оказывал в этом смысле влияние на
Пушнига.

Свидетель Морзей, видный правитель-
ственный чиновник, в течение многих ме“
сяцев находивитийся в концлагере, показал;
что австрийские политзаключенные ха-
рактеризовали Шмидта как «немецкого
атентау.
	«Вее спрашивали себя, — говорит сви
детель,—что сделал ИГхидт перед аншлюс-
сом, чтобы получить в награду крупный
пост в концерне Геринга?». Свидетель
указывает, что Шмидт, который учился
в Берлине и состоял членом немецкого
студенческого союза; был явным проволни-
ком прогерманского курса австрийской
типломатии.
	Шмидт всячески пытается оспаривать
показания свидетелей и держится вызы-
вающе и нагло. Что касается суда, то он
проявляет к Шуидту крайнюю предупреди-
тельность и смотрит сквозь пальцы на вс8
нарушения им сулебного регламента.
	профессоров вузов в течение 1947 &
1948 гг. подготовить указанные учебники.
	(Само собой разумеется, что нельзя серь-
езно улучшить преподавание общественных
наук в вузах и без новых, добрюкачествен-
но подготовленных программ, взамен нро-
грамм устаревших. Министерство высшего
образования ставит перед собой задачу —
в ближайшее время снабдить такими про-
граммами всех преподавателей общественз
ных наук. Министерство организует также
систематическую помощь работающим нал
диесертациями, принимает меры в изданию
кратких аннотаций зашищенных диесерта-
пий и подготовленных научных трудов.
В пелях предоставления преподавателям
больнгих возможностей для защиты лиссер-
тапий министерство решило увеличить
список учебных заведений, которым разре-
иается принимать к зашите диссертапии.
Наряду с этим отдел преподавания мар-
ксизма-ленинизма министерства готовит Е
публикации примерную тематику канлти-
датских диссертаций по истории BEII(6),
философии и политической экономии.

# # =
	Центральный Комятет партии принял
	ряд важнейших решений по повышению
илейно-теоретического Уровня кадров ин-
теллигенции.  Возобновлено излание Сочине-
ний В. И. Ленина, начато излание Сочине-
ний И. В. Сталина. Вышло в свет второр,
исправленное и дополненное издание крат-
кой биографии товариша Сталика. Перера-
батывается и в ближайшее время выйдет в
свет биография В. И. Ленина.
	Партия и правительство создают все усло-
вия, чтобы коренным образом улучшить
лело преподавания общественных наук и
идейно-политического воспитания студенче-
ства высших учебных заведений.
	Серьезную помошь преподавателям 5б-
щественных наук должны оказать местные
партяйные организашии путем наблюдения
за преподаванием общественных диецинлин
и организации идейно-политического воепи-
тания студенческой молодежи.
	Дальнейшее улучшеняе качества и по-
вышение большевистской партийности в
преподавании общественных наук  булет
содействовать новым успехам в подготовке
высококвалифицированных кадров совет-
ской интеллигенции, всесторонне образован-
ных советских патриотов, беззаветно пре-
данных великому делу Ленина — Сталина.

В. СВЕТЛОВ.
Зам. министра высшего
образования СССР.
	СМОТР ЦИРКОВЫХ
НОМЕРОВ
	Вчера в Московском цирке была пока-
зана вторая программа смотра новых но-
меров и аттракционов, подготовленных
артистами советского цирка в течение
1946 гола. .
	Спектакль прошел на отличном уровне
	(режиссеры — заслуженный абтиет РСФСР
	Ю. Юрский и А. Арнольд) и пролемонстри-
ровал новый рост советского цирковото ис-
кусства. 0собенным успехом пользовались
у зрителей выступления группы тувинеких
эквилибристов на проволоке и жонглеров
под ‘руковолетвом Оескал-0ол.` воздушных
	гимнастов Е. Лебединской и П. Щетинина
(Свердловск). группы жокеев пол руковод-
ством заслуженного артиста РОФСР А. Але-
ксандрова-Серж (Иваново), велосипелистов
Александровых (Москва) и другие. Комик
Константин Берман оживлял представление
множеством разнообразных трюков.
	ния, и научной работы в области историй
является крайне слабое освещение совет-
ского периода в истории нашей Родины.
Достаточно сказать, что 10 сих пор студент
не имеет учебника, освощающего советский
период истории нашей страны.

В преподавании истории зарубежных
стран наблюдаются факты низкопоклонства
й угодничества перед буржуазной культу-
рой и далеко не в полной мере критикуются
капиталистическая аптинародная реакцион-
ная политика буржуазных государств, их
хищническая колониальная политика
ит. д, :

Серьезным недостатком преподаватель-
ской и научной работы является порой
односторонняя и неправильная оценка
исторической роли мыслителей прошлого—
до эпохи марксизма. Иные профессора и
преподаватели, характеризуя прогрессивную
роль некоторых из этих представителей
общественной мысли, забывают сказать об
их слабых, ошибочных и подчас явно
реакционных сторонах мировоззрения,

В преподавании политической экономия
важнейший раздел курса — «Социализм»
преподносится. часто оторванно от живой
действительности. Лекции и семинарские за-
HATHA не насышаются конкретными мате-
риалами советской экономики, данными 0
ходе выполнения послевоенной сталинской
пятилетки. Недостаточно выясняются пре-
имущества социалистической системы хо-
зяйства перед капиталистической. Теорети-
ческий раздел курса политической эконо-
мии: капитализма не иллюстрируется ярки-
ми фактами современной жизни капитали-
стических  гобударетв. Преподаватели не
разоблачают совтеменных буржуазных эко-
	номических идей. Слабо освещается роль
русских экономистов в развитии экономи-
ческой науки.

Многие учебники и учебные пособия по
экономическим наукам устарели и совер-
щенно непригодны для пользования в
вузах. Учебники о финансах и кредите, об
экономике и планировании советской тор-
говли, изданные в 1938—1939 гг., исхо-
дят из ошибочной позиции отрицания
действия закона стоимости в СССР. Значи-
тельная часть работников экономической
науки проявляет не свойственную больше-
викам теоротическую робость в освещении
актуальных экономических проблем совре-
менности.

Несколько месяцев назад Централь-
ный Комитет партии принял постановле-
ние 906 улучшения юридического образо-
вания в стране. С тех пор прошло
бригады тов. Коваль
	Мы должны оценивать свою работу
				О преподавании общественных наук
в высшей ‘школе
	фии конца ХУШ и. начала ХХ веков не
исходили из того, что она являлась аристо-
кратической реакцией на буржуазную Фран-
цузскую революцию, на материализм. Они
не показывали принципиального различия
между философами прошлого, являвшимяся
философами-одиночками, и Марксом ий Эн-
гельсом, которые, как указывает товарищ
Сталин, являются живыми вождями живого
пролетарского движения. В лекциях по
диалектическому и историческому MaTe-
риализму почти совершенно отсутствует
философское обобщение важнейших совре-
менных политических вопросов и последних
научных достижений,
	БВ научно-исследовательской работе ка-
herp философии также имеются крупней-
шие упущения. В печати редко появляются
серьезные философские исследования, слабо
обобщается богатейлтий опыт сопиалистиче-
ского строительства в СССР, не лаетея
марксистско-ленинский критический pa360o
различных течений современной буржуазной
философии.

Серьезные недостатки не устранены еще
д0 конца и в препюдавании  исто-
рии. Научные ‘работники и педагоги
не всегла дают должный отпор антипартий-
ным националистическим теориям, извра-
щающим историю народов СССР. противо-
поставляющим один народ лругому, игнорч-
рующим тот факт, что в развитии народов
решающую роль играла классовая борьба.
Преподаватели истории СССР в -ряде слу-
чаев забывают обратить внимание студентов
на То, что русский народ играл ведущую
рюль в развитии народов нашей страны,
что именно русский рабочий класс возгла-
вил революционное движение трудящихся
России, борьбу их за социалистическое
преобразование страны.

Наблюдались отдельные случаи непра-
вильной трактовки политики царского пра-
вительства по отношению к нерусеким на-
пиональностям. Советский студент. должен
знать. что трудящиеся всех национально-
	стей, населявших царскую Россию, и Ope-
жде всего ‘трудящиеся русской националь-
HOCTH боролись и против классового гнета,
и против национального угнетения, 0су-
ществлявшегося царским самодержавием.
Существенным недостатком и преподава-
	_ Высшие учебные заведения СОСР гото-   успешно осуществляются поставленные пар-
	BAT квалифицированные К:
сударственного управления,
	кадры для го-  тией и правительством задачи ихейно-поли-
Я, различных   тического воспитания советского студенче-
	отраслей экономики и культуры страны.   ства. Некоторая часть преподавателей мар-
Важнейшим Условием успешной подготовки   ксизма-ленинизма еще не сделала для себя
	необхдлимых выводов из постановления ПА
ВКП(б) «0 недостатках в преподавании 0с-
HOB марксизма-ленинизма В Саратовском то-
сударственном университете имени Н. Г.
Чернылтевекого» ий из недавних решений ЦЕ
BRII(6) по идеологическим вопросам. Лекции
й семинарские занятия ведутся такими пре-
подавателями сухо, неинтересно, на низком
теоретическом уровне, без достаточного
обоснования и доказательетв. Лекции про-
водятся часто в форме‘диктантов, перегру-
жены цитатами, & семинарские занятия
фактически сводятся к формальному опросу
студентов. Нерелки случаи; когда марксиет-
ско-ленинская теория пренолноситея, как
	сумма формул, имеющих весьма отдаленное
	отношение` к современной общественной
жизни. Некоторые преподаватели марксизма-
ленинизма недостаточно раз’яеняют стухен-
там коренную противоположноеть пролетар-
ского и буржуазного мировоззрений. не
привлекают богатейтий фактический мате-
	риал из жизни и деятельности большевист-
ской партии и советского государства, недо-
статочно раз’ясняют преимущества сопиа-
листического общественного строя перед ка-
питалистическим. Перечисленные нелочеты
имели. например,. место в работе кафелры
марксизма-ленинизма Московского институ-
	этих кадров является коммунистическое
воспитание нашего студенчества. Вышед-
шему из стен вуза советскому интеллигенту
придется претворять в жизнь сложнейшие
народнохозяйственные и культурные зада-
чи. Это потребует от него уменья ориенти-
роваться в обстановке, видеть перспективу
дальнейшего развития, понимать задачи,
стоящие в данное время перед советским
государством, и подчинять им каждый шаг
своей практической деятельности. Для это-
го наша интеллигенция должна быть илейно
вооружена, хорошо знать общественные
науки и прежде всего науку всех наук —
маркеистско-ленинское учение об обществе
и законах его развития.

Нелавно закончивигиеся республиканские.
	й можобластные совещания руководителей
кафедр и преподавателей общественных
диспиплин показали, что за последние годы
высшие учебные заведения достигли новых
VCHeXOB в преподаваний этих дисциплин.
	Значительно возросло число преподава-
телей, имеющих ученые степени и
звания, систематически ведущих Ha-
учную работу. В вузы вернулись из
	армии наши лучшие педагоги. Лекции &
семинарские занятия проводятся большин-
ством преподавателей ‘более глубоко и инте-
	немало времени, но. юрилические инсти-   профессоров вузов
	туты и юридические факультеты универ-
ситетов сделали еще далеко не все,
что требуется для реализации этого поста-
норления. В преподавании юридических
наук не преодолен еще отрыв теоретических
курсов от практнки государственного строи-
тельства. Профессора и преподаватели,
увлекаясь разработкой правовых проблем
прошлого, уделяют мало внимания освеще-
нию вопросов теории и истории советского
государства и советского права.
	В преподавании специальных юридиче-
ских дисциплин (гражданское право, граж-
ланекий процессе, уголовное право и др.) не
обобщается опыт практической работы
судебно-прокурорских органов. Названные
недостатки имеют место в Казанском, Мин-
ском, Ташкентском и некоторых другях
институтах. Преподаватели юридических
дисциплин не всегда критикуют современную
буржуазную юриспруденцию, не вскрывают
ее антинародную, эксплоататорекую суше
ность. Это явление имело, например, место
в работе отдельных преподавателей граж-
данекого процесса в Свердловском юриди-
ческом институте м уголовного права в
Московском юридическом институте.
	В работе искусствоведческих и литера-
турных кафедр еще. нередко встречаются
аполитичность, безидейность, уход от ¢0-
ветской действительноети, некритическое
отношение к западному буржуазному искус-
ству. Не подвергается рептительной критике
и современное буржуазное литературоведе-
ние. В работе ряда преподавателей искус-
ствоведческих и литературных дисциплин
отводится слишком мало места анализу про-
изведений советского искусства и советской
литературы. Вопросы истории искусств не-
редко освещаются преподавателями вне свя-
зи © историей классовых отношений того
времени, в которое создавалось то или иное
хуложественное произведение.

По ряду общественных дисциплин все
еще не подготовлены добрюкачественные
учебники, и в этом повинны не только со-
ответствующие  научно-исслеловательские
институты, но и преподаватели обществен-
ных наук, которые не уделяют этому во-
просу достаточного внимания. Создание
учебников по философии, логлке, экономи-
ческим, юридическим, искусствоведческим,
литературным и другим наукам является
первоочередной задачей не только отдельных

советских ученых, но и коллективов кафедр
высших учебных заведений. Поэтому Мини-
стерство высшего образования обязало ряд
	ресно, чем раньше: Многие преподаватели Ta винематютгпафии, BD  рач9те VE Ae DN DS
ee ema аа сене )6C ATU TAUdAP TPA В ПОЛ: преподавателей BY30B Литвы И ряда других
		В преподаванин философской науки
	стали воспитателями студенчества B Hod
лянном смысле этого слова. Питомцы выс-
ших учебных заведений, воспитанные в
духе марксизма-ленинизма, в духе безза-
Ветной преданности советской Родине, делу
Ленина — Сталина, no окончании вузов
успешно ведут напряженную и самоотвер-
женную работу в различных областях
хозяйственного и культурного строитель-
ства. За последний год в университетах
и педагогических институтах проводится
такое новое’и важное мероприятие, как
подготовка преподавателей логики и пеи-
хологии для высших учебных заведений и
для срехней школы.

Вместе с тем совещания показали, . что
	yw tan

инизма, в духе безза-
советской Родине, делу
по окончании вузов
›яженную и самоотвер-
различных областях
сультурного строитель-
  год в университетах
институтах проводится
‘ное мероприятие, как
ателей логики и пеи-
учебных заведений и

нередко проявляется об’ективистский под-

ход при рассмотрении философских систем и
учений, не вскрываются.достаточно полно и
глубоко социально-экономические условия
возникновения прошлых философских тео-
pail, не дается подлинно марксистекая,
партийная оценка классового характера
предшествующих марксизму философских
учений, Преподаватели не всегда придержи-
ваются метода большевистского критиче-
ского анализа прошлых философских си-

CTOM.
	Преподаватели и научные работники в
	И ЕР ОЕ ОРТ

те не во всех высших учебных заведениях   оценке немецкой идезтистической филосо-