г. № 261 (10343)

УВОЛЬНЕНИЮ РОДЖА
	Гонец Нюрнбергского процесса вызвал
своеобразный отклик за океаном. Спе-
циальный помощник министра юстиции
США Родж произнес в Пенсильвании речь,
	`разоблачающую связи некоторых амерп-
	канских деятелей с гитлеровцами. Через
несколько дней министр юстиции Кларк
ud ABHX об увольнении своего специального
	Этот скандал в ведомстве американской
юстиции вскрывает все «беспристрастие»
	зера 100.000 долларов для ведения про“
паганды, для оплаты своей агентуры.

Георг Сильвестр получает деньги от раз-
‘ных «кассиров», причем все они связаны
в диверсионными центрами фон Папена. По
многим каналам текут деньги в руки этого
Молодого, но уже опытного шилона, связан-
ного через графа фон `Бернеторфа, герман-
ского посла в Вашингтене, со всеми дивер-
спонными группами в США.

После захвата власти Гитлером Фиреке
работает «на него». «Я не скрываю тото,
Что являюсь сторонником Гитлера», —с ци-
ничной ‘наглостью говорит он о себе. После
Мюнхена Фирекк становится «корреспон-
дентом» газеты «Мюнхенер нейесте нахрих-
тен», органа Геббельса.

Рядом с германским конеульством в
Нью-Йорке возникает «Германекая инфот-
мапионная библиотека», под маркой кото-
рой не только проводится прогитлеровекая
пропаганда, но и осуществляется питион-
ская работа. Во главе этого центра мы ви-
дим Фирекка. В 1939 г. Фиреюк в сообще-
стве с американцем Хауком создает изда-
тельство «Фландерс-Холл», новую ширму
для шпионской работы.

В этом «издательстве» печатаются речи
американских политических деятелей,
враждебных политике Рузвельта. Здесь же
выпуекаются присылаемые Фирекку из
Германии брошюры Вирзинга — ближайше-
го помощника Геббельса. Распространение
этой «литературы» берут на себя сенаторы
США.

В разное время Георг Сильвестр Фирекк
завел деловые связи с рядом видных ссна-
торов-республиканцев: Раш Холтом из
штата Западная Виргиния, Эрнестом Лан-
диным, членом палаты представителей Га-
мильтоном Фишем и рядом других. Можно
назвать до двадцати фамилий сеналоров и
членов палаты представителей, так или
инече связанных с Фирекком.

Речи этих лиц, направленные против по-
литики Рузвельта, федактирует или даже
составляет сам Фирекхк.

Деятельность Фирекка особенно развер-
нулаеь © началом второй мировой войны,
	Он «работает» в США для усиления пози-
ций Германии, для ослабления союзников,
для изоляции Америки. Лишь вступление
США в войну приводит к аресту Фирекка,
13 февраля 1942 года он предстает перед
федеральным судом в Вашгинстоне. Его пои-
говаривают K тюремному заключению Ha
	6 лет. Но в зале суда называются по пре-
	имуществу малоизвестные немецкие имена,
	«Почтенные лица» не скомирометированы,
Речь Роджа дополняет старые данные 0
	деятельности Фирекка. Б архивах герман-
	ского министерства иностранных дел Фи-
рекк числилея самым ценным атентом в
Америке. Особенно дорежило  ведометво
Риббентропа его хорошо налаженными гвя-
зями. Конечно, со стороны Роджа «недели-
катно» вспоминать теперь имена, выеоко-
поставленных американских друзей и зна-
комых крушнейшего гитлеровского агента,
Недаром Родж поплатился увольнением.

Б. РЖОНСНИЦКИЙ.
	Состав нового чилийского
правительства
	НЬЮ-ИОРК, 1 ноября. (ТАСС). Как пе-
редаёт корреспондент агентетва Асеоптшой-
тед Пресе из Сант-Яго (Чили), избранный
на поет президента Гонсалес Видела за-
вил, что он составил новый кабинет, ко:
торый приступит к исполнению своих обя-
занностей с 3 ноября. В кабинет ВХОДЯТ
4 представителя левого крыла радикаль-
ной партии, 3 коммуниста, два либерала и
дин беспартийный.

Гонсалес Видела назначил Тулез Аль-
берто Куэвас главой кабинета и министром
внутренних дел; министром иностранных
дел назначен радикал Рауль Гулиет; мини-
стром просвещения — радикал Алехандю
Риое Вальдивиа;: министром труда — ради-
кал Луис Воссай Лейгтон: министром обше-
	ственных работ — секретарь компартии
Карлос Контрерае Табарка; министром
земледелия — коммунист Мигэль Конча:
	 инистром по вопросам общественных 3е-
мель — коммунист Виктор Контрерае Ts
Uta; министром финансов и торговли —
сеспартийный Роберто Арайа.

эсты министров здравоохранения, 069:
роны и юстиции пока свободны, но Гонсз-
лес Видела заявил, что их займут члены
либеральной партии.
		На сессин Генеральной Ассамблеи
организации 06’единённых наций
	Утверждение
	повестки OHA
	«Арабы добиваются эвакуации
АкглЕЙСКих войск
6 территории арабских стран»

Ливанские газеты о заявлении
генерала Спирса

БЕЙРУТ, 31 октября. (ТАСС). Бывший
английский посланник в Сирии и Ливане
генерал Спирс, находящийся сейчас в Бей-
руте, в своей течи на одном из банкетьв
заявил, что интересы Англии и арабсклх
стран будто бы «совершенно тождествен-
ны». Это заявление вызвало резкую крити-
KY CO стороны ливанского общественного
мнения. г

Газета «Саут-аш-Шааб» по этому поводу
пишет: «Мы крайне удивлены заявлением
генерала Спирса об общности интересов
Англии п арабских стран. Как известно,
арабы добиваются эвакуации английских
	Коалициокный фронт
демократических партий
Ирана
	ТЕГЕРАН, 1 ноября. (ТАСС). Газеты
«Рахбар» и «Иране ма» 30 октября опуб-
ликовали совместную декларацию  цент-
ральных комитетов Азербайлжанской де-
	мократической партии, вурдистанской ле-  5’.
мскратической партии, социалистической   Помощника.
	0-НОРЕ, 31 октября. (Спец. корр.
ТАСС). На сегодняшнем вечернем заседании
Генеральная Ассамблея приступила к рае-
	смотрению доклада Генерального комитега.
	относительно повестки дня Ассамблеи. hak
уже сообщалось, Генеральный комитет, об-
сужлавшгий повестку дня Ассамблен в тече-
ние нескольких заседаний, решил рекомен-
довать все вопросы, подготовленные Гене-
ральным секретариатом, а, кроме того, еле
некоторые вопросы, выдвинутые различны-
ми делегациями в перпод общей дискуссии
на Ассамблее. В частности, Генеральный
комитет рекомендовал включить в повестку
дня Ассамблеи предложения советской деле-
гации относительно всеобщего сокращения
вооружений. Генеральным комитетом было
принято такие предварительное решение о
включении в повестку дня Ассамблеи вс-
проса о франкистском режиме в Испании п
некоторых других вопросов.

Сессия единогласно приняла повестку
дня, рекомендованную Генеральным комите-
том. Вее вопросы, принятые к обсуждению.
паправляются на рассмотрение в соответ-
ствующие комитеты.
	Следует отметить, что в ходе обсуждения
доклада Генерального комитета было сдела-
но несколько попыток усложнить процедуру
работы Ассамблеи, В частности, австралий-
ские дипломаты, которые, как читатель
помнит, завоевали дурную славу во время
Парижской Мирной конференции своими
систематическими попытками всячески за-
труднять и запутывать обсуждение любых
вопросов, взялись и здесь за то же неблаго-
видное дело. Австралийская делегация пред-
ложила установить порядок, при котором
вопросы, включенные в повестку дня, до
передачи их в комитеты, подвергались бы
обсуждению на заседании Генеральной Ac-
самблеи. Такая процедура привела бы к
тройному обсуждению вопросов — на пле-
нуме, в комитете и снова на пленуме после
доклада комитета.
	Предложение австралийцев не встретило
никакой поддержки, и председательствую-
щий Спаак заявил: «Это предложение при-
вело бы к дублированию дискуссий. Мой
	Долг в качестве председателя-—обратить вни-
	мание на возможные последствия принятия
такоге предложения. Могут пройти многие
дни — если не недели — дискуссий, преж-
де чем сможет начаться работа комитетов».
	Оставшись в одиночестве, представитель
Австралии Мэйкин отказался от своего пред-
ложения, но, верный традициям аветралий-
	зат ме. 251“ 5

нении их к коалиционному фронту демона
о чи tannin!  (Wanarcad о.   буржуазной Фемиды. Эта ботиня правосу-
	дия не способна признать виновными Та-
ких почтенных, солидных людей, как аме-
риканские законодатели, хотя бы факты
неопровержимо доказывали их долголетнюю
помошь шпионам врага, прямым атентам
		вратических Партии (пародная партия.
Ирана и партия «Иран»), который был
образован 30 июня с. г.

В декларации говорится, что в резуль-
тате политических изменений в настоящее
время в Иране начинается новый периох.
борьбы с реакцией и что отсутетвие теено-
го сотрудничества между свобололюбивыми
	элементами может только укрепить пози-.
ции реакции и ослабить основы свободы i
демократии. В декларации указывается,
что эти партии об’единяютея для защиты
свободы, независимости и территориальной
целостности Ирана, и выражается уверен-.
ность, что этот блок приведёт к поражению
		Уволенный, как какой-нибудь клерк,
Родж продолжает настаивать, приводя
одно за другим веские доказательства,
неопровержимые улики прочной и много-
летней связи видных лиц © немецкими
шииками. И тут всплывает самое грязное
имя — Георг Сильвестр Фирекк, — имя
американца немецкого происхождения,
бывшего главным звеном в этих нечистых
сношениях некоторых «почтенных» персон
с германской разведкой.

Вто ж такой этот Фиоекк? Это— матерый
	‘шпион, шпион с детских лет, прошедший
ТИколУ предательства у родного папаши,
	немецкого социал-демократа Луи Фирекка.

Внебрачный сын германского наследного
принца, впоследствии императора Виль-
тельма Г, и артистки Элвины Фирекк, Луи
Фирекк в семидесятых годах прошлого
века уже появляется в рядах немецкой
социал-демократической партии, примыкая
к самому правому, оппортунистическому
ее крылу, вместе с Дюрингом и Бернштей-
ном. В 1880 году он едет в Америку, где и
завязывает свои первые, весьма подозри-
тельные для «социалиста» знакомства и
связи. Уже в.те дни с величайшим презре-
нием отзывались о нем Маркс и Энгелье.

В 1884 тоду папаша Фирегк пролезает
в рейхстаг, и по этому поводу Энгельс
гневно пишет Вильгельму Либкнехту:
«Неужто ты так-таки никогда не пой-
мешь, что эта полуобразованная литера-
турная сволочь может только исказить и
изгадить партию? Ты уверял, что и Фирекк
никогда не попадет в рейхетаг!». °

В 1886 тоду Фирекк «выходит» из пар-
тии и переселяется в Америку с женой и
четырехлетним сыном Георгом-Сильвестром.
Старые связи помогают ему «устроиться».
Но он не порывает и с Германией, правда,
уже не с социал-демократией, а со своим
племянником — кайзером Вильгельмом вто-
рым...

Эпоха первой мировой войны застает
Фирекков — отца и сына — за активной
работой в Америке в пользу Германии.
Папаша заполняет продажную прессу за-
океанской республики потоком прогерман-
ских статей. Сынок действует уже с боль-
шим «размахом». Только в 1918 году, по
данным генерального прокурора США.
Георг Сильвестр Фирекк получает от кай-
	Митинг австрийской «народной
паотии» в Санкт-Пельтене
	ВЕНА, 31 октября. (ТАСС). Аветрийская
«народная партия» устроила 20 октября в
Санкт-Пельтене (Нижняя Австрия) боль-
щое собрание, целью которого, по замыслу
его организаторов, было— выразить «вер-
ность и преданность» масс канцлеру Фиг-
лю и другим лидерам этой партии. На ©0б-
рание явилось до трех тысяч человек. Од-
нако публика учинила канцлеру и приехав-
шему с ним бывшему хеймверовскому во-
жаку Раабу бурную обетрукцию.

Когда Фигль и Рааб вступили на трибу-
ну, раздались выкрики прежде всего по
адресу Рааба: «Долой со сцены!», «Фа-
поист!». Поднялея невообразимый шум п
	сплошной свист. 00етрукция длилась 20—
	29 минут. С большим трудом удалось вос-
становить относительную тишину.
	Речь Фигля, посвящённая экономичееко-
му и политическому положению ‘Австрии,
не раз прерывалась выкриками и свистом.
	После Фигля намеревалея произнести
речь и Рааб, но ему не дали говорить. Пуб-
лика вновь выразила негодование в самой
бурной форме. Всюду шумели и кричали:
	«Долой с трибуны», «Фашист», «Ты убил
	\оего брата в 1954 году», «Ты стрелял в
рабочих».
	к народу Югославии, который с необы-
чайной самоотверженностью проливал кровь
за общее дело союзных стран. Ясно,
что задержка югославских, венгерских
и чехословацких судов является  тяже-
лым ударом по делу экономического вос-
становления этих государств и она разоб-
лачает истинный характер «забот» амери-
канцев п англичан о «евободе дунайского
судоходства». США ставят личный инте-
рес некоторых американских капиталистов
выше благополучия союзных стран, тяже-
ло пострадавших от войны. ‘

Почему Англия и США хотят во что бы
то ни стало вмешиваться в вопросы ду-
найского судоходства? Англия почти в те-
чение столетия входила в состав Дунай-
свой комиссии. Она не хочет понять, что
положение дунайских государств теперь
изменилось, что из былых полуколоний
они превратились в самостоятельные госу-
дарства, где общественная структура яв-
ляется более прогрессивной, чем англий-
ская демократия; в государетва, которые
не нуждаются в английской опеке и боль-
ше не желают ее терпеть.

Некоторые американские политики, стра-
дающие головокружением от Успехов, пола-
гают, что они имеют право по своему жела-
нию вмешиваться во внутренние дела дру-
гих стран. За фразами о «свободе дунайско-
то судоходства» и аналогичными требова-
ниями скрывается желание империалисти-
ческих кругов задержать демократическое
прогрессивное развитие дунайских стран
И ограничить их самостоятельность. Таков
истинный смысл англо-американекой кам-
пании 3а «свободу Дуная».
E. BAPTA.
	Нропзганды — JT 3-33-88; Сель
тдел выездных редакций и
On nn. ole
	Экспедиция
	CRUX дипломатов, заявил, что он оставляет, срере доонваютоя эвакуации англиисвих
за собой право «вернуться к этому вопросу   Воск © территории арабских стран и осво-
	за собой право «вернуться к этому вопросу
в дальнейшем».
	Не нашли поддержки и предложения ку-
бинской делегации, пытавшейся сманеври-
ровать в связи с обсуждением вопроса о
процедуре. Генеральный комитет рекомеп-
довал Ассамблее передать предложения ле-
легаций Вубы и Австралии, добивающихся
отмены или ограничения принципа едино-
гласия великих держав в Совете Безопаено-
сти, в Политический комитет. Однако прех-
ставитель Кубы на сегодняшнем заседании
Ассамблеи настаивал на том, чтобы эти
предложения были направлены в... Юридиче-
ский комитет, желая затушевать политиче-
ский смысл этих предложений и рассчиты-
вая, повидимому, что в Юридическом коми-
тете они встретят большие симпатии, чем в
Политическом комитете.

Убедившись в том, что большинство деле-
гатов не намерено поддержать его маневу,
представитель Кубы предложил передать
указанные предложения на одновременное
рассмотрение Политического и Юридическо-
го комитетов. Но и это предложение Гене-
ральная Ассамблея отклонила большин-
стБОМ ГОЛОСОВ.

После утверждения повестки дня и рас-
пределения вопросов по соответствующам
комитетам пленарное заседание закончило
свою работу. С завтрашнего дня начинают
свою работу комитеты,
	бождения их от всякой иностранной зави-
симости. Но интересы англичан совершен-
но противоположны. Они всеми силами ста-
раются оставить свои войска там, где ови
сейчас находятся, как, например, в Египте,
Ираке, Палестине, Трансиордании. Кроме
	TOTO, OHH стремятся распространить свое
гостюдетво вообще на Both Арабский Вос-
	ток. hak me может генерал Спирс после
этото утверждать, что интересы англичан
и арабов тождественны? Спирс предупре-
ждает нас о какой-то опасности, которая
может разразиться над нами в будущем.
Но мы прекраено знаем, что самой большой
опаеностью для нас являетея опасность,
существующая в настоящее время от нали-
чия английских войск и усиления англий-
ского господства в арабских странах. Снз-
чала арабы должны чевободиться от этой
опасности, после чего они будут думать о
другой».

«Общность англо-арабских интересов, о
которой говорит Спирс, — пишет газета
«Аль-бешир»,— вызывает у нае наетоя-
щий страх. Мы предпочтём отказаться от
неё. Мы твёрдо убеждены в том, что Под-
линная безопасность Ливана требует, что-
бы никакая иностранная держава и 050-
бенно Англия не 0об’единяла бы наши инте-
ресы ©0 своими. Мы не намерены готовить
своих сыновей для того, чтобы они служи-
ли в качестве пушечного мяса в борьбе од-
них государств против других»,
		Принудительнагя вербовка
в «демократическую партию» Ирана
	ТЕГЕРАН, 1 ноября. (ТАСС). Как сооб-.
щает газета «Зафар», 27 октября в мини-
стерстве здравоохранения все служащие бы-
ли задержаны поеле работы и их заставили
поклясться на Коране в том, что они всту-
пят в «демокралическую партию», будут
верны этой партии и министру здравоохра-
нения Эгбалю и будут выполнять всё то, что
он им скажет в отношении выборов. Газета,
вишет, что часть служащих отказалась дать
такую клятву.
		Письмо руководителя курдских
демократов Каваму-эс-Салтане
	ТВ ЕРАН, 1 ноября. (ТАСС). Газета
«Рахбар» в номере от 29 октября напеча-
тата письмо руководителя курдеких демс-
кратов Кази Мохаммеда премьеру Каваму-
эе-Салтане. В письме сообщается, что пол-
ковник иранской армни Пезенкьян по укз-
занию безответственных инстанций из Те-
герана подетрекает группу мехабадских
курдов к выступлению против курдов-ле-
мскратов. Другой полковник—Айром вызвал
эту группу в Сердешт и, чтобы расчистить
ей путь в этот город, напал на курдеках
демократов с отрядом в 400 человек, воо-
ружённых пушками и танками; Кази Мо-
хаммед предупреждает премьера о возмож-
ности возникновения серьёзных беспоряд-
ROB.
		НА ПРОЦЕССЕ
ГЛАВНЫХ ЯПОНСКИХ
ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ
ТОКИО, 1 ноября. (ТАСС). Вчера в То-
Кио ‘на заседании Международного военного
трибунала по делу главных японеких в0-
енных преступников после’ окончания пере-
крестного допроса свидетеля Хориба помощ-
ник обвинителя Инглиш прелетавил допол-
	вительные документы в подтверждение
военных приготовлений Японии к агрее-
сивной войне. Он зачитал ряд выдержэк
из материалов «института тотальной вой-
ны». В одном из этих документов говорит-
ся, что в случае войны © Соединённымя
Штатами и Англией Япония должна поед-
принять наступление на Малайю и Голланд-
скую Индию. Далее Инглиш зачитал мате-
риалы, относящиеся к военным маневрам
института или военным играм. В этих ма-
териалах указывается, что середина декаб-
ря является наиболее подходящим временем
для нанесения удара. В другом аналогит-
	HOM документе института высказываетея
предположение о том, что в 1941 году бу-
дут предприняты действия в широких мае-
штабах.

В конце вечернего заседания Инглиш
представил в качестве доказательства ебэр-
ник Материалов о подготовке Японии к
войне. Этот сборник составлен штабом Мат-
артура и опубликован для внутренней
информации сотрудников штаба. Сборник
называется «Решение Японии воевать».
Защита выступила с возражением против
предетавления этого документа в качестве
доказательства. На это председатель три-
бунала Уэбб ответил, что суд вынесет ре-
шение по этому документу после того, как
он ознакомится с его содержанием,
		Сооружение баз США на Тихом океане
	заявление контр-адмирала Поунэлла
	большую часть Манильской гавани, а так-
же несколько крупных стратегических
островов и летнюю филиппинскую столицу
Багуио. Кроме того, США предполагают с5-
здать в Тарлаке базу для бомбардировщи-
ков «В-29».
	Американо-филиппинские
переговоры прерваны
	НЬЮ-ИОРК, 1 ноября. (ТАХС). Как, сооб-
щает корреспондент атентетва Аесошиэй-
лед Пресс из Манилы, филиппинекая газета
«Экспресс» пишет, что переговоры © пре-
доставлении США военных баз на Филни-
пинах зашли в тупик в связи © требова-
нием Соединённых Шталов Америки преде-
ставить им базу у устья реки Пасиг (вбли-
зи Манилы), вхлючая территории фота
Сант-Ято, Инженерного острова, а также
доки Эрншоу.

Представители Филиппин, участвующие
в переговорах, категорически возражают
против предоставления США такой посто-
янной базы. Они готовы предоставить США
лишь право пользования доками.
	НЬЮ-ИОРК, 1 ноября. (ТАСС). По с0об-
щению корреспондента атентства Юнайтед
Пресс с острова Гуам, командующий аме-
риканскими военно-морскими силами в
районе Марианских островов контр-адмирал
Поунэлл в заявлении предетавителям печа-
ти в общих чертах описал пятилетний план
укрепления островов Гуам и Сайпан. В
соответствии © этим планом предполагает-
ся строительство доков, могущих обелу-
жить 400 судов, базы для подводных л0-
док, военных складов и других постоянных
сооружений на общую сумму 1.300 млн.
долларов. Осуществление этого плана пре-
вратит Гуам в передовую базу в цепи 050-
тоны США на островах Тихого океана.
Поунэлл также настаивал на удержании
Соединёнными Штатами тихоокеанских
баз, приобретенных во время войны, и на
включении их в цепь обороны на островах
Тихого океана.

Нью-йоркское отделение неофициального
прогрессивного агентства «Филиппин ньюс-
сервис» сообщает, что в настоящее время
США требуют в общей сложности 87. от-
хельных Участков для создания военных
баз на Филиппинских островах, зключая
	Иранская газета обвиняет
английский банк в поддержке
мятежных ханов.
	ТЕГЕРАН, 1 ноября. (ТАСС). Газета
«Джебхе» з номере от 29 октября разобла-
чает роль в последних событиях на юге
Прана английского шахиншахекого банка,
который субсидировал хузистанских шей-
хов и фарсских ханов. Когда в Хузистане,
пишет газзта, создавался «Союз хузистан-
ских шейхов», выдвинувиший требование о
присоединении Хузистана к Ираку, англий-
ский шахязшахский банк перевёл в Хор-
ремшехр, Абадан и Ахваз большие суммы
денег. Во время мятежа реакционных ха-
нов в Фарсе английский банк также выда-
Бал вождям племён крупные ‘денежные
суммы. Банк подкупает иранских торгов-
eB, побуждая их производить все внепгне-
торговые операции через его отделения,
стремясь таким образом подорвать базу
иранского чационального банка.
		АНГЛо-амеруканские переговоры о стандартизации восружений
	НБЮ-ИОРК, 1 ‘ноября. (ТАСС). Как со-
общает лондонекий корреспондент атентетва
Ассошиэйтед Пресс, авторитетные англий-
ские военные круги заявили, что американ-
ские ‘и английские политические военные
лидеры сотлаеплись в принциие стандарти-
зировать вооружение наземных, воздушных
и морских сил в соответствии © американ-
скими образцами. Эти круги заявили, что
Англия приступит к выполнению соглаше-
ния сразу же, как только Александер зай-
мет пост министра обороны. Они также ут-
серждают, что по этому соглашению Антлия
будет иметь возможность заказывать боль-
	принетво своего военното снаряжения в (0-
единённых Штатах со значительно меньшей
задержкой, чем это было во время войны.

НЬЮ-ЙОРК, 1 ноября. (ТАСС). По сооб-
щению  вашинттонского корреспондента
атентетва Асеошиэйтед Пресс, представите-
ли военного министерства ОША заявили,
что между американекими и английски-
ми властями происходят переговоры oT-
носительно стандартизации типов и раз-
меров вооружения. Однако представители
не ‘указали, достигнуты ли кажие-тибо
определённые сотлашения.
	Англо-американцы
	и «свобода судоходства, по Лунаю
	етом этото года США посетила венгер-
ская правительственная делегация. Одним
из членов этой делегации являлея Матиах
Ракоши, руководитель венгерской Kownap-
тии и заместитель премьер-министра. Мно-
гие американцы осаждали его вопросами о
так называемой «свободе судоходства» по
Дунаю. В ответ на эти вопросы Ракоши
заявлял:

«Десять лет я просидел в тюзьме Вач
на берегу Дуная. Из окошка моей камеры
я мог наблюдать все суда, проходившие по
реке. Должен отметить, что за вее десять
лет я среди них не обнаружил ни одного
американского судна, и поэтому никак не
пойму, почему американцы проявляют та-
кой огромный интерес к дунайскому судо-
XOICTBY»,

И действительно, сильнейший интерес
американцев к Дунаю отнюдь не основан
на каких-либо экономических соображени-
ях. Суда США не плавают по Дунаю, и аме-
риканский капитал никогда не был вложен
в дунайские пароходные общества. Эконо-
мика Соединённых Штатов заинтересована
самым минимальным образом в торговле с
дунайскими странами.

Американский экспорт веетда был отно-
сительно незначителен по сравнению с по-
купательной  стособностью внутреннего
рынка ОША. В десятилетие перед второй
мировой войной экспорт Соединенных Шта-
тов составлял не больше семи — восьми
процентов всей американской продукции.
Лишь незначительная часть этого экспорта
направлялась в дунайские страны. В 1937
	году, когда военная подготовка еще не
оказывала большого влияния на внешнюю
торговлю, общая ценность экспорта США
в Румынию, Болгарию, Югославию и Венг-
рию равнялась, по официальным данным,
19 млн. долларов при общем экспорте
свыше 3 млрд., то-есть около  полу-
процента. Вдобавок значительная часть
экспортных товаров доставлялась из мор-
ских портов не речным путем, а по же-
лезной дороге. Так как экспорт США, как
мы уже сказали, составляет лишь 8 пре-
центов продукции страны, то американский
экспорт в дунайские страны фактически
равнялся почти нулю. Даже если мы учтем
Чехословакию и Австрию, то и тогда кар-
тина едва ли изменится. Ни Чехословакия,
ни Австрия никогда не получали американ-
ские товары по Дунаю, они всегда шли че-
рез Гамбург или Триест.

Так же обстояло и © Англией. В 1936
году, согласно официальным данным, из все-
го английского экспорта в 441 млн. фунтов
стерлингов в дунайские страны — Румы-
нию, Болгарию, Югославию и Венгрию —
было отправлено товаров всего лишь Ha 2,6
млн., то-есть немного больше полупроцента.
Минимальную роль играет и импорт из ду-
найских стран в экономике англо-саксон-
ских государств,

И Англия и США обосновывают свое
требование международного контроля над
Дунаем тем, что эта река является водным
	СФранко-австрийский
торговый договор
	ВЕНА, 29 октября. (ТАСС). Как переда-
вт опепиальный корреспондент «Вельт ам
монтаг» из Парижа, 27 октября был под-
писан торговый договор между Францией
ч Австрией. Со стороны Австрии его под-
писал глава австрийской торговой делега-
ции Зееман, со стороны Франции — глава
французской делегации Друэн.

Дотовор рассчитан на один год. Размеры
гредусмотренных соглашением операций
	тревышают 90 млн. шиллингов.
	намекому, Вильскому каналам. Ясно, что
разговоры о международном характере Лу-
ная не серьезны и являются пустой отго-
воркой.

Противоречие между словами представи-
телей США, выражающих свою озабочен-
ность по поводу необходимости «свободного
развития»  дунайского судоходства, и их
действиями бросается в глаза. На словах
они как будто хлопочут о развитии дунай-
ского судоходства, а на деле они наносят
ему тяжелый удар. Приведем факты.

Когда германские армии изгонялись из ду-
найских стран, немцы захватили почти все
дунайские. суда Югославии, Венгрии и Че-
хословакии и увезли их в Германию. Пол-
тора года прошло с момента капитуляции
Германии, но захваченные гитлеровцами
суда попрежнему находятся в американской
зоне Германии и гниют там без применения,
в то время как они могли бы принести ог-
ромную пользу хозяйству дунайских стран,
тем более, что немцы там разрушили желез-
ные дороги и мосты. Почему же американ-
цы не возвращают своим союзникам по
войне — Югославии, Чехословакии, — а
также Венгрии, над участью которой они
часто проливают крокодиловы слезы, —
принадлежащие им суда? Оказывается,
правительство США предполагает, что
некоторые ‘амерчканские собственники
будут иметь материальные претензии
к Югославии, Чехословакии, — Венг-
рии, где произошло много социальных пе-
ремен. Поэтому США задерживают суда в
качестве залога для обеспечения «претен-
зий» американских граждан, претензий,
которые, возможно, и не возникнут...

Такие мероприятия являются  вели-
чайшей несправедливостью по отношению
	Аресты в связи со взрывом
в английском посольстве в Риме
РИМ, 31 октября. (ТАСС). Раселедова-
ние, предпринятое полицией В связи CO
взрывом в английском посольстве в Риме,
привело к аресту трёх лиц, имена которых
пока не известны.

путем для многих стран. 9TO, конечно,
лишь отговорка. Если Дунай течет по тер-
ритории нескольких государств, то из это-
го лишь следует, что именно эти государ-
ства должны между собой дотовориться по
ряду вопросов, касающихся Дуная, то-есть
относительно регулирования фарватера,
принятия мер против наводнений, исполь-
зования воды для орошения и правил, ре-
гулирующих движение судна одного дунай-
ского государства на речном участке друго-
го. Но какое отношение имеют к этому США
и Англия?
	Если англо-саксонекие страны считают,
что они имеют право голоса потому, что
Дунай — «международная река», то мож-
но в свою очередь спросить, почему же
они применяют этот принципи лишь к Ду-
наю. Еели мы посмотрим на карту мира, то
увидим, что, кроме Дуная, имеется целый
ряд водных путей, проходящих одновремен-
но по территории нескольких стран. Рейн
затрагивает территории Швейцарии, Герма-
нии, Франции, Голландии, причем зна-
чение этого водного пути превосходит
приблизительно в три pasa значение
Дуная. Эльба течет по территории Чехосло-
вакии и Германии. Канада и США совмеет-
но эксплоатируют Великий водный путь
Гудсона и Лаврентия, Нил орошает земли
Абиссинии, Судана, Егиил...

Если англо-сакеонские державы пола-
гают, что ввиду «международного» харак-
тера Дуная эта река нуждается в совмест-
ном контроле руководящих великих держав,
то мы по праву можем спросить, почему же
не применить этот принции к Рейну, Нилу
ит. д. И почему вообще не применить этот
принцип к тем международным водным пу-
тям, в которых заинтересованы все мор-
	Приговор гестаповцам в Норвегии
OCHO, 1 ноября. (ТАСС). По сообщению
	AC MM Fe FAN VV UU ea

«Арбейдербладет», суд присяжных заседа-
телей приговорил к смертной казни гестз-
повца Августа Штукмана. Ero под
	т: ЭР ТР Те “ane

чиненный Варл Бергман приговорен к
20 годам тюремного заключения за жесто-
кое обращение с заключёнными и убийство
русского пленного и норвежца.
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,
		СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ

(Начало Утренних спектаклей в 12 ч, дня,
вечерних —в 7 ч, 30 м,

вечера),
ГОО. БОЛЬШОЙ Т-Р — Закрытый бпектакль,
ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО — Закрытый спек:
такль.

А ОС р
	3ИЛИАЛ МХА
ГОО. МАЛЫЙ ©
	Последняя жертва,
т — кола злословия,
ТЕАТР — Закрытый спектакль,
	THe д... oe Tt 7 Обаврытый спевтавль,
Прода

иные бил, обмениваются в кассе Т-ра на
другие спектакли.
	ТОИАЛ МАЛОГО — Инженер Сергеев,

ГОО. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА — Ма
демуазель Hurym,

TOU, ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР — Фрейлехс,

МУЗ. ТЕАТР им. СТАНИСЛАВСКОГО п НЕ
МИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО — Нищий студент,

ДРАМ. ТЕАТР им. МОССОВЕТА — Госпожа
министерша,

ГОС. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР — Дама-вевидимка,

моск. ТЕАТР ДРАМЫ — Лисички,

ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ (ул, Горького, 5) -
Далеко от Сталинграда. < (Ул, Чехова, 6)-
Старые друзья, в

ОПЕРНО-Д\’АМ. ТЕАТР им, ОТАНИСЛА
ского — Княжна Мери,

ТЕАТР САТИРЫ — ЭКенитьба Белугина, fe

ЦЕНТР, ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ — ОтЕры
тие сезона 3 ноября, Предвар. продажа бил
на спект, с 6/XI производится ооо.
кассе т-ра с 12 ч. до 3 ч. ис 4 ч. до 8 ч, вез,

МООК. ТЕАТР ДРАМЫ И КОМЕДИИ“ 9
деса. пренебрежения.
	ТЫТГАНСКИЙ ТЕАТР «РОМЭН» — Кровавая
свадьба.
	ВТГКО — ЕВРАЙСКИЙ ТЕАТР (Мал. Брон
ная, 2) — Понедельник 11/ХТ с, г. Творче-
ский вечер — АННА ГУЗИК. Вступительное
слово С, М. Миховле. Нач. в 8 ч. веч.

———————= SS д

rn ира лай
Сельскохозяйственного — 13-1 0-85; Эколомического —
3 38 sot работы — Д 3-52-19; местных rager—

le >

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40, Ленинградское птоссе,
я 35-36-82; Транспортного — Д 3-10-32; Иностранного — Д 3-37-50; Писем — Д 3
: Д 3-10-81; Науки и тохники -
		се, улица «Иравды». д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ 1
Д 3-15-69; Местной сети — Д 3-15-47; Информации —
и — Д 3-35-33; Критики и библиографии — Д 3-31-75:
	ДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-15-68; Партийной жизни —
рмации — Д 3-15-80; Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного —
1 3-31-75; Пресс-бюро — Л 3-33-67; Секретариат — Л 3:15:64: Отлел об
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.
	И жизни — Д 3-39-16; Пропат
Военного — Д 3-37-63; Отдел
Отдел об’явлений — Д 3-39-00;