№ 85 ее

ранных Дел

/ апреля
	Эседание
	это некоторые предлагают. В первом случае
мы имеем в виду такую Германию, где глав-
ная ответственность за управление госу-
дарством лежит на центральном правитель-
стве. При этом его функции должны быть
ограничены определенными рамками, чтобы
не допустить излишней централизация. Во
втором случае главная ответственность за

пользу единства. Я должен сказать, что
я не против плебиецита в принципе, но
следует обдумать вопросе о возможности
проведения <го в подходящий момент и пох
руководством союзников в той форме, ка-
кую они сочтут подходящей. Я хотел бы
вполне ясно высказаться по этому поводу,
если речь идет о том, чтобы вея Германия
		торые применяются в частности к Англии
иначе, чем к Франции, к Франции иначе,
чем к Германия, к Германии иначе, чем к
Расепи» (Ленин, Соч., т. П, стр. 492).
	Ленин и Сталин дали самостоятельную
разработку теории Маркса в условиях новой
исторической эпохи, поставившей по-новому
ряд коренных проблем борьбы рабочего
класса за социализм. Они обогатили мар-
кеизм крупнейшими открытиями, поднявити-
ми бессмертное учение Маркса на новую,
высшую ступень. Они отразили атаки Ha
марксизм со стороны его открытых врагов
п разоблачили попытки извратить учение
Маркса, предпринятые агентами буржуазии
в рабочем движении — ревизионистами,
реформистами, меньшевиками и ренегатами
всех видов. Великая Октябрьская co-
циалистическая революция в нашей стране
явилась везмирно-историчесоким торжеством
марксизма-ленинизма. История пошла по
Марксу, по Ленину, по Сталину.

Иден марксизма-ленинизма нашли ши-
рокое распространение в нашей стране. За
тоды советской власти работы Маркса и Эн-
гельза, Ленина и Сталина изданы в миллион-
ных тиражах, переведены на языки всех
наций, населяющих нашу великую Родину.

Реакционные силы в ряде стран пытз-
лись уничтожить марксизм. Жалкая и неле-
uaa затея! Отвратительная история гитае-
ризма показала, что, сжигая книги, нельзя
‘сжечь идеи, что окровавленным топором ла-
‘Лача, нельзя пресечь непреложные законы
общественного развития. И ecan тем не мо-
Hee гитлеровские методы борьбы против
коммунизма находят теперь подражателей в
некоторых других странах, то по этому по-
воду можно лишь вспомнить изречение дрез-
них: кого боги хотят покарать, того они ли-
шают разума...

«Учение Маркса всесильно, потому что
оно верно», —писал Ленин несколько десят-
ков лет тому назад. Каждый новый поворот
истории вое вновь и вновь подтверждает
правоту всесильного ‘учения марксизма-
тенинизма,
	А ЛЕОНТЬЕЕ

Германию ляжет на правительства земель.
Почему бы нам не спросить германский на-

рыбопродукции, в том числе 3 тые. моро-
женой, 2 тыс. воблы-сушки и 15 тыс. пу-
лов соленой рыбы.

Повысить гортность выпускаемой рыбо-
продукции по высшим и первым сортам Ha
2 процента против плана, или 12 тые. пу-
лов. В том числе 4 тыс. мороженой, 2 тыс.
воблы-сушкя, 6 тыс. пудов соленой рыбы.

Снизить себестоимость на 0,5 процента,
что ласт экономию 80 тысяч рублей.

Повысить производительноеть труда на
3 процента.
	По рыбозаводу имени Крупской
	Головой план по выпуску рыбопродук-
ции выполнить к 80-й годовщине Октября.

Выпустить до конца года сверх годового
плана 50 тыс. пудов рыбопродукции, в том
числе 5.300 лудов копчено-вяленой, 5 тыс.
мороженой, 10 тыс. малосоленой и 29.700
соленой.

Снизить себестоимость выпускаемой про-
дукции на 1,5 процента, что дает экояо-
мию 250 тысяч рублей,

Повыеить сортность” выпускаемой  про-
дукции по высшим и первым еортам на
1 процент против плана, пли на 11 тыс.
пудов. В том числе: 1 тые. копченой,
3 тыс. воблы-сушки, 4 тые, мороженой
и 3 тыс. пудов малосоленой.

Новыеить производительность труда на
3 процента.

Сознавая огромную ответственность, мы,
рыбаки-колхозники, рабочие, инженеры,
техники и служащие рыбной промышлен-
ности, даем слово, что отдадим все свои
силы, весь свой опыт и знания, чтобы ¢
честью выполнить принятые на себя обя-
зательства в славной годовщине 30-летия
Великого Октября. Мобилизовав все силы
на успешное выполнение и перевыполне-
пие плана второго года новой сталинской
пятилетки, дадим нашей Родине больше
рыбы высшего качества.

Новыми  производственными победами
встретим 30-летие Великой Октябрьской
сопиалистичеекой революции!

Да здравствует наша могучая Родина!

Да злраветвует паотия Ленина-—Сталина,
	А и организатор побед совет-
ского народа!
Ла злравствует нати великий вождь и
	учитель — товарищ Сталин!
	(Окончание. Начало на 1-Й стр.).
	т. Семенов — 594 пуда на рыбака, а всего
выловить и сдать государству 140 тыс. пу-
дов рыбы:
	рыболовецкий колхоз «Заря Воммуны»,
	_ Икрянинского района. председатель колхоза
	т. Буркин — 564 пуда на рыбака, а веего
выловить и сдать государству 135 тысяч.
пудов рыбы;

рыболовецкий колхоз «Жана-Жол», Ra-

мызякского района, предселатель колхоза,
т. Бисенов — 552 пуда на рыбака, а всего’
выловить и слать государетву 150 тыс. пу-
дов рыбы;

рыболовецкий колхоз «Память Куйбы-
шева», Камызякекого района, председатель
колхоза т. Обухов — 550 пудов на рыбака,
8 всего выловить и сдать государству 140
тыс. пудов рыбы;

рыболовецкий колхоз «Путь к социализ-
му», Травинского района, председатель кол-
хоза т. Баринов — 546 пудов на рыбака, а
всего выловить и сдать государству 114
тыс. пудов рыбы;

рыболовецкий колхоз им. Фрунзе, Ли-
манского района, председатель колхоза
т. Ласточкин — 545 пудов на рыбака, a
всего выловить и сдать государетву 95 тыс.
пудов рыбы,

Передовые рыболовецкие бригады приня-
ли на себя обязательство выловить и сдать
государству на каждого рыбака:

Пригада речная неводная т. Вахромова,
колхоз им. ВЕП(б), Икрянинского района—
846 пудов рыбы;

бригада речная неводная т. Краснова,
колхоз «Красная Звезда», Икрянинекого
района — 798 пудов рыбы; .

бригада речная неводная т. Алексеева,
колхоз «Коммунар», Камызякского райо-
на — 798 пудов рыбы;

бригада речная неводная т. Палькина,
колхоз «Трудовик», Камызякекого района—
636 пудов рыбы;

бригада речная бударочная т. Комедьева,
колхоз им. 50-летия товарища Сталина,
Приволжекого района — 900 пудов рыбы;

бригада речная бударочная т. Савенькова,
колхоз «Челюскинец», Марфинского райо-
на—900 пудов рыбы;

бригада речная бударочная т. Азиева,
колхоз «Эмбек», Марфинского района-—870
пудов рыбы:

бригада речная бударочная т. Тимофе-
ева, колхоз «Сталинградская правда», Тра-
виНекого района — 840 пудов рыбы;

бригада реющечная т. Васильева, кол-
хоз «Каспиец», Каспийского района — 800
пудов рыбы;

бригада реюшечная т. Колмакова, кол-
х93 «Большевик», Зеленгинского района —
700 пудов рыбы;

бригада ставных неводов т. Беленцина,
колхоз «Ленинские всходы», Марфинско-
го района — 900 пудов рыбы;

сейнер «Коломна», колхоз «Память Иль-
ича», капитан тов. Евсеев’ — 1.200 пудов
рыбы;

бригада красноловная морская т. Петро-
ва, колхоз «Врасный партизан», Нариманов-
ского района — 150 пудов красной рыбы.

Передовые рыболовецкие звенья приня-

звено бударочное речное тов. Пискунова,
колхоз им. Нариманова, зелентинокого райо-
на — 1.500 пудов рыбы;

звено бударочное речное тов. Caecapesa,
колхоз им. Карла Маркса, Камызякского
района — 1.500 пудов рыбы;.

звено бударочное речное тов. Егорова,
на — 1.000 пудов рыбы.

Коллективы рабочих и служащих и спе-
циалисты 24-х моторно-рыболовных стан-
пий области приняли на себя обязательство
выполнить свои годовые производственные
планы к 30-й годовщине Октября.

Рабочие, служащие, специалисты круп-
нейших рыбообрабатывающих предприятий
приняли на себя следующие обязательства:

М 15. perp
	75 лет назад, 27 марта (8 апреля) 1874
года, вышел в свет русский перевод первого
тома «Капитала» Маркса. Это было одно
из тех событий, которые сыграли выдаю-
шуюся роль в истории русской обществен-
ной мысли,

Русский перевод был первым переводом
«Капитала» на иностранный язык. После
выхода беесмертного произведения Маркса
в свет Брюссельский конгрессе Первого Ин-
тернационала, состоявшийся осенью 1868
тода, принял резолюцию о значении «Капи-
тала» для международного рабочего дви-
жения и рекомендовал перевести его на
другие языки. Маркс с особым нетерпени-
ем ожидал появления английского перевода
«Капитала». Но он так и не дождалея —
английское издание «Капатала» вышло
лишь после его смерти. .

В России идеи Маркеа сразу привлекли
широкое внимание среди прогрессивных
кругов общества. Экземпляры немецкого
издания, появившегося осенью 1867 года
в Гамбурге, уже через несколько недель по-
пали в Петербург и Москву. Передовые лю-
	ди русской интеллигенции с огромным ин-
тересом отнеслись к творению Маркса. Ве-
ликий русский ученый В. А. Тимирязев в
статье «Ч. Дарвин и №. Маркс» расска-
зывает, как он впервые услышал о «Ка-
питале», посетив в конце 1867 года про-
фессора химии Петровской академии П. А.
Ильенкова. «Павел Антонович, — вепоми-
нает Тимирязев о своем визите, — тут же
с восхищением и свойственным ему уме-
нием прочел мне чуть не пелую лекцию о
том, что уже успел прочесть». В.1883 году,
через шесть дней после смерти Маркса,
студенты Петровской Сельскохозяйственной
академии телеграммой просили Энгельса
возложить на могилу «незабвенного автора
«Капитала» венок с надписью: «Беорцу за
	По Астраханскому
рыбоконсервному комбинату
имени А. И. Микояна
	Годовой план по выпуску продукции вы-
полнить к 80-й годовщине Октября.

Выработать и выпустить сверх годового
плана рыбопродукдии 36 тыс. пудов, в том
числе филе 6.000 пудов и мороженой
30.000 пудов.

Выработать сверх плана рыбоконсервов
1 миллион банок.

Снизить себёетоимость против плана на
1 процент, что даст экономию один миллион
рублей.

Увеличить выпуск высших и первых
сортов рыбопродукции против плана на
2 процента, что составит 20 тыс. пудов, в
том числе филе 5 тыс: пудовои мороженой
рыбы 15 тыс. пудов.

Повысить производительность труда про-
тив плана на 3 процента.
	По Северо-Каспийскому
красноловному комбинату
	Годовой план по выпуску рыбопродукции
выполнить к 30-й годовшине Октября.

Выпустить сверх плана до конца года
50 тые. пудов рыбопродукции, в тем числе
49.500 пудов мороженой рыбы и 500 пу-
дов балыка.

Выработать икры осетровых пород рыбы
10.800 пудов, или в полтора раза больше,
чем в 1946 году.

Повыеить сортность выпускаемой  про-
дукции по высшим и первым сортам на
полтора процента против плана, что соста-
вит 3.200 пудов. В том числе 3 тыс. мо-
роженой и 200 пудов маринованной.

Снизить себестоимость выпускаемой
продукции на 0,5 процента, что даст  эко-
номпю 65 тыс. рублей.

Повысить производительность труда на
2 процента против плана.
	По Оранжерейному комбинату
	План государетвенного лова и выпуска
рыбопродукции выполнить к 30-й  годов-
щине Октября.

Выработать до конца года сверх плана
100 тыс. банок консервов, 20 тыс. пудов

род, чего он хочет? Можно было бы провести
плебисцит под четырехеторонним контролем
союзников по всей Германии по вопросу 9
том, быть ли Германии единым государет-
вом или Германия должна стать федерали“
стическим государством. Решением о про-
ведении такого плебисцита под четырехсто-
ронним контролем были бы сняты споры
по этому вопросу. Во всяком случае, с0юз-
никам не следует брать на себя решение
этого вопроса, не спросив мнения TepMall-

ского народа.

9. Бевин выступил против плебисцита в
Германии. Он сказал, что хочет затронуть
очень серьезный вопросе. Предлагается оста-
вить на решение самих немцев — выбирать
центральное правительство. или разделить
Германию на земли. Я хочу указать, —
сказал Бевин, — на то, что германский на-
род поддержал Гитлера, и поэтому этот во-
прое мы не можем опять ставить на решение
германского народа. Я исхожу из точки зре-
ния безопасности Великобритании и поэтому
не могу участвовать в предоставлении
немцам решать плебиецитом вопрос безо-
пасноети Великобритании. Я хочу указать
на то, что в германской конституции, кроме
немцев, есть и другие заинтересованные
стороны. Гитлер получил свое право именно
путем плебисцита. Он предложил плебиецит,
п германцы дали много голосов за его режим,
и это привело к разрушению Веймарской
республики.

Здесь, — продолжал  Бевин, — затраги-
вается серьезный вопрос о нашей безопас-
ности. Я не знаю, какие здесь могут быть
идеологические соображения, но я имею в
виду исключительно вопрос безопасности.
( этим я не могу согласитьея после того,
зто мы уже дважды пережили. Я готов
иметь централизованную Германию при
условии, что права центра будут иметь
ограниченный характер и что развитие
Германии будет проходить на основе Вей“
мара. Германия находится слишком близко
к нам, чтобы мы не желали, чтобы она
была здоровым соседом. Я не готов предо-
ставить полное доверие немцам, пока я не
буду уверен, что они действительно стали
миролюбивыми. Здесь нужно поступать
осторожно. Я хочу указать на то, что союз-
ники несут ответственность за новую Гер-
манию и что мы должны все время иметь
в виду нашу собственную безопасность.
Мне совершенно безразлично, что будет из
себя предетавлять Германия с политической
точки зрения, будут ли там коммунисты,
социалисты, кочсерваторы или кто-либо
другой, но я хочу, чтобы они были миро-
любивыми. Я не могу согласиться на авто-
матическую передачу власти центральному
германскому правительству. Я соглаеен на
то, чтобы департаменты или какой-либо
другой орган были централизованными, но
сейчас вопрос идет о нашей безопасности,
и я никоим образом не могу дать согласия
на какие-либо меры, которые поставили бы
эту безопаеноеть под вопрос. Я никаких
полномочий‘ от моего правительства на это
He имею.
	#. Бидо заявил, что французекая деле-
гация может только согласиться © теми
соображениями, которые были высказаны
делегатом Великобритании по вопросу 06
обеспечении безопасноети. Тот факт, что он
так подробно высказался, позволяет мне
сократить то, что я хотел бы сказать, —
заметил Бидо. — Я должен признаться, что
у меня не было пранциниальных возраже-
ний против текста, предложенного совет-
ской делегацией, Я был взволнован теми
аргументами, которые выдвинул г-н Молотов
по этому вопросу. Плебиецит, проведенный
в рамках Германии в целом по вопросу 0
политическом единстве Германии, заранее
mperpemiaer ответ немецкого народа в
	мании. Министры перешли в рассмотрению
третьего параграфа доклада — о функциях
германского Консультативного Совета.
	Консультативного Совета
	Делегация США согласилась поручить
германскому Консультативному Совету под-
готовку временной конституции с услови-
ем, что эта конституция «будет общей по
характеру и не будет содержать более то-
го минимума, который необходим для Ффунк-
ционирования временного правительства в
короткий период времени, требуемый для
подготовки постоянной конституции».

9. Бевин выступил с возражением про-
тив советского добавления о том, что в вы-
рабатываемой конституции должны быть
определены права и полномочия как гер-
манского временного правительства, так и
правительств земель. Он указал, что, по
мнению британской делегации, в консти-
туции должны быть определены лишь пра-
ва и полномочия германского временного
правительства; все остальные права и пол-
номочия должны отойти землям.

В. М. Молотов указал, что если предла-
гается определить в конституции только
права и полномочия центрального прави-
тельства и не определять права и полно-
мочия земель. то это может быть преврат-
но понято в Германии. Это может вызвать
таков толкование, что союзными государ-
ствами формально признается единое гер-
манское государство, ‘а Фактически дело
пойдет к расщеплению Германии. Если
германский народ захочет решить в поло-
зительном смысле вопрос © федерализа-
пии Германии, это, конечно, его право, и
советское правительство He будет против
этого возражать. Не союзники не должны
брать на себя решение такого вопроса, ко-
торый должен решить сам германский на-
род путем плебисцита.

Я обращаюсь еще раз в Веймарской
конституции, — сказал В. М. Молотов, —
хотя я вовсе не являюсь большим поклон-
ником этой конституции. Когда мы гово-
рим о государственном устройстве Герма-
нии, то не мешает вепомнить о конетиту-
ции, созданной демократическим путем са-
мим германским народом. В этой консти-
туции имелась сталья шестая, которая пре-
дусматривала вопросы, относящиеся исклю-
чительно к общегерманскому  законода-
тельству, и имелась сталья седьмая, кото-
рая говорила о вопросах, по которым пре-
дусматривалось и общегерманское законо-
тательство, и законодательство земель (9б-
ластей). Следовало бы и теперь в герман-
ской конституции предусмотреть что-либо
аналогичное.

Д. Маршалл заявил, что американская
делегация не желает установления в Гер-
мании такого центрального правительства,
которое легко могло бы вернуться к «авто-
кратическому режиму». Мы хотим, чтобы
центральное правительство опиралось на
правительства . земель. а не наоборот, —
сказал Л. Маршалл. В обоснование аме-
пиканской позиции он сослалея на конети-
тупию Соединенных Штатов Америки,
	Председательствовал 4. Бидо.

Продолжалось обсуждение доклада Коор-
динационного комитета о форме и об’еме
временной политической организации Гер-
	0 функциях германского
	ь Вначале было рассмотрено предложение
британской делегации о том, чтобы герман-
ский Консультативный Совет консультиро-
вал Контрольный Совет по вопросам общих
аспектов работы центральных админиетра-
товных департаментов, & также количества
и размеров земель.

Докладывая об этих предложениях, пред-
ставитель Координационного комитета ген.
Робертсон заявил, что расхождения сводятся,
главным образом, к вопросу о том, следует
ли германскому Консультативному Совету
иметь отношение в работе центральных де-
партаментов.

В. М. Молотов отметил, что формулиров-
ка о консультации Консультативного (0-
вета по вопросу о количестве и размерах зе-
мель (областей) может натолкнуть 4a
мысль, что вопрос о количестве и размерах
земель (областей) все еще считается не-.
устойчивым и неопределившимся. Он спро-
сил также, что имеет в виду британская
делегация, предлагая поручить Конеуль-
тативному Совету консультировать Кон-
трольный Совет «по вопросам общих ас-
пектов работы» центральных администра-
тивных департаментов.

Отвечая на этот вопрос, 9. Бевин уточ-
нил, что, по мнению британской делегации,
Консультативный Совет не должен вмеши-
ваться в повседневную работу центральных
административных департаментов.

Министры приняли британское предло-
жение с том, чтобы Консультативный Co-
вет консультировал Контрольный Совет
06 общих аспектах работы центральных
административных = департаментов. — По
предложению В. М. Молотова, из британ-
ской формулировки исключено указание на
ковсультацию по вопросу о количестве и
размерах земель. Для уточнения редакции
британская Формулировка передана редак-
ционному комитету.

Советская делегация присоединилась Е
предложению британской делегации 06
определении функции. Консультативного
Совета, которое гласит:

«Консультативный Совет выработает в
рамках общих принципов, изложенных
Контрольным Советом, детали временной
конституции. Принципы, о которых идет
речь, будут находиться в соответствии ©
такими директивами по этому вопросу, ка-
кие могут быть даны Советом Министров.
Иностранных Дел».

Советская делегация предложила внести
к этому пункту следующее добавление:

«Конституция должна быть построена
на демократических началах и должна за-
крепить развитие Германии, как демокра-
тического и мирного государства. В кон-
ституции должны быть определены права и
полномочия как германского временного
правительства, так и правительств 3e-
мель».

Письмо обсуждено и принято на общих собраниях колхозников
и колхозниц рыболовецких колхозов, рабочих, служащих ни
	специалистов предприятий
ской области.
	рыбной промышленности Астрахан-
	По поручению собраний письмо подписали:
	Жабин — бригадир речных неводов колхоза им. Фрунзе, Потеев—директор
	Первомайского рыбозавода,
	— председатель колхоза «Труд
«Громкий» колхоза им. Чкалова,
комбината, Филатов — председатель
_— каталь рыбозаводла «Молодая
	Сталина», Володин — капитан сеинера «Громкий» колхоза №
Лебедев — директор Оранжерейного комбината, Филатов — т
колхоза «Красная Звезда», Xuapopa — каталь ‘рыбозавода
грарлия» Маркелов — рыбак колхоза им. ВКП(б) Гусева
	бударочной бригады колхоза им. Сталина, Попов — бригадир морского лова
колхоза им. 50-летия товарища Сталина, Мамутов — бригадир бударочного
	лова колхоза «Волна Революции»,
	рыбозавода, Горчунова — рыбачка
директор Кривобузанской МРОС,
Аскер»,  Капкаев — кормприеми
директор рыбозавода им. Кирова,
Власов — рыбак колхоза им. Л
им. К. Маркса, Шадраков — рый
председатель колхоза uM. 17
	Мельников — директор Кривобузанского
колхоза «Путь к социализму», Чумаев —
Хасаев — председатель колхоза «Кзыл-
к плаврыбозавода Ne 4, Никитин —
Лукин — рабочий рыбозавода им. Кирова,
ержинского, Шнугарев — рыбак колхоза.
к колхоза «Жана-Жол», Василенкова —
о партс’езда  Шмоничев =— директор
председатель кслхоза им. Кагановича,
›го рыбозавода, Каленов — директор
‘ин — директор Володаровской MPC,
	Капкаев — кормприемщик плаврыбозавода ‘° №
	Власов — рыбак колхоза им. Дзержинского, Шнугарев — рыбак
им. К, Маркса, Шадраков — рыбак колхоза «Жана-Жол», Василе

предселатель колхоза им. 17-го партс’езда,  Шмоничев = }
Зеленгинской МРС, Ильясов — председатель кслхоза им. Kar
Докучаева — директор Тумакского рыбозавода, Каленов —

Володаровского комбината, Губкин — директор Володаровской
	Соколов—секретарь парторганизации Марфинской МРС, Селенков—бригадир
колхоза «Челюскинен», Евсин — директор Марфинской МРС, Займенцева —
директор рыбозавода «Большой Бузан», Зубков — бригадир ставных неводов
колхоза «Каспиец», Баканев -—— звеньевой ставного невода колхоза «Красный
		колхоза «2-я Пятилетка».
	моряк», Браков — звеньевой
	QO проведении плебисцита по вопросу
о государственном устройстве Германии
	Коснувшиеь замечания Д. Маршалла ©
том, что Соединенные Штаты не хотят «ав-
тократического» правительства в Германии,
В. М. Молотов указал, что этого не хочет
и советекое правительство. Дело заключает-
ся, однако, в том, — сказал В. М. Моло-
тов, — должны ли союзные государства
взять на себя решение вопроса об основном
характере германского государства или ре-
щение этого вопроса должно быть предо-
ставлено самому германскому народу.

Почему бы нам не рассмотреть вопрос о
проведении плебисцита в Германии по этому
	Та ИУ И _

основному вопросу? — спросил В. М. Моло-
	  тов. — Почему бы не установить срока для
	дашним условиям тиражом — три тысячи
экземпляров. Через полтора месяца треть
тиража была распродана. А первое немец-
кое издание, вышедшее тиражом в одну
тысячу экземпляров, разошлось лишь в те-
чение пяти лет—к 1872 году, когда‘ пона-
добилось второе издание.

Путь распространения марксизма в Рос-
спи не был прямым и гладким, как Нев-
ский проспект. Он шел через преодоление
иллюзий, порождавшихея отеталым эконо-
мическим и политическим строем страны,
через разоблачение лжедрузей народа, пы-
тавшихся подменить передовую теорию
Маркса мешаниной из различных реак-
пионных представлений домарксовой эпохи.
Но этот путь шел от победы к победе.

Важнейшим вопросом, волновавшим умы
русского общества в последние десятиле-
тия прошаюго века, был вопрос о судьбах
капитализма в Росени. Должна ли Россия
пройти через горнило капиталистического
развития или же онз будет избавлена от
«язвы пролетариатетва»? Это была корен-
ная проблема, решение которой предопреде-
ляло отношение ко всем важнейшим сторо-
нам тогдашней действительности. В работе
«Что такое «друзья народа» ?» Ленин писал:
«Потому-то «Капитал» и имел такой ги-
тантекий уснех, что эта книга «немецкого
экономиста» показала читателю всю капи-
талистическую общественную формацяю как
живую — с ее бытовыми сторонами, е фак-
тическим социальным проявлением прису-
щего производственным отношениям анта-
тонизма классов, с буржуазной политиче-
ской надстройкой, охраняющей господство
класса капиталистов, с буржуазными идея-
ми свободы, равенства и т. п., в буржуаз-
ными семейными отношениями» (Соч., 7. I,
стр. 62).

В 90-х годах прошлого века молодые ре-
волюционеры, вступая на тернистый путь
борьбы за евободу и давая Аннибалову
клятву не складывать оружия, пока враг—
царское самодержавие и капиталистический
	проведения по всей Германии такого плебис-
цита? Надо узнать мнение германского
народа о том, хочет ли он иметь Германию.
как единое государство, или он склоняется
	К мыели 0 федералязации Германии, Kak, прелренгает
	Исаенко — управляющий Волгокаспийским рыбтрестом, Рудинский — пред-
	седатель Астраханского рыбакколхозсоюза, Александров — управляющий
республиканским рыбтрестом, Банцеков — председатель Астраханского
	республиканского рыбакколхозсоюза, Виноградов—рабочий-стахановец рыбо-
завода им. Крупской, Жижин — управляющий Краснорыбным комбинатом,
Соснов—рабочий-выливщик рыбозавода им. Трусова, Агеев — управляющий
Астраханским комбинатом им. Микояна, Князева—работница-резалка филей-
ного завода рыбокомбината нм. Микояна, Лисина — мастер холодильника.
Афонин — регулировщик жестянобаночного цеха, Диенко — секретарь парт-
	бюро рыбокомбината им. Микояна и др.
	строй — не будет сокрушен, прежде всего
обращалиеь к «Капиталу». Там они иска-
ли — и находили — оружие непобедимой
силы. Товарищ Сталин на совещании про-
патандиетов, созванном в связи с выходом
в свет «Краткого курса истории BRH(6)»
осенью 1938 года, рассказывал, как в
конце 90-х годов группа молодых маркеи-
стов в Тифлисе обзавелась «Капиталом».
С большим трудом удалось на короткий
срок раздобыть у букиниста за деньги, со-
бранные вскладчину, один из немногих
экземпляров, уцелевших от рук царских
жандармов, и тогда была организована, пере-
писка всего об’емистого тома от руки! Этим
рукописным экземиляром потом пользова-
лись товарищ Сталин и его друзья, несшие
в рабочие массы идеи марксистского учения.
	Россия стала второй родиной марксизма,
Россия стала родиной ленинизма. Вырос-
ший на русской почве и базирующийся на
гранитном фундаменте марксова учения,
ленинизм являелкя выюшим достижением
не только русской, но и мировой культуры.

Ленин уже в 90-х годах прошлого века
выступил не только как поборник идей
Маркса, но и как тенпальный продол-
жатель его дела. В отличие от своих пред-
шественников из группы «Освобождения
труда» Ленин ¢ самого начала своей дея-
тельности показал творческий подход
& марксизму. Этот подход нашел свое
яркое выражение в следующих словах
Ленина, которые приведены в опубликован-
ном недавно ответе товарища Сталина на
письмо тов. Разина: «Мы вовсе не смотрим
на теорню Маркса-как на нечто закончен-
ное и неприкосновенное; мы убеждены, на-
против, что она положила только краеуголь-
ные камни той науки, которую социалисты
должны двигать дальше во всех направае-
ниях, если они неё хотят отетать от жизни.
Мы думаем, что для русских социалистов
особенно необходима самостоятельная раз-
работка теории Маркса, ибо эта теория дает
лишь общие руноводящие положения. кд-
	ю выхода русского перевода
	щественной мысли в ХМХ веке. В России
идеи Маркеа попали на более благоприят-
ную почву, чем в какой-либо другой стра-
не. Марке создавал свое произведение, ба-
зируяеь преимущественно на культурном
и научном фундаменте Западной Евроть-—
точнее, трех главных се стран: Германии,
Франции и Англии. Маркс и Энгелье роди-
лись и выросли в Рейнской области, вос-
питались на илеях французского социализ-
ма и обрели свою вторую родину в Англии,
Характерно, что в годы длительной лон-
донской эмиграции у Маркоа выработался
даже своеобразвый язык, которым напи-
CME] ero подготовительные работы к «Ка-
питалу». Он вкрапливал в немецкое изло-
жение многочисленные английские и фран-
пузекие выражения и словечки.

Середина прошлого века оказалась пере-
ломной в истории развития Западной Евро-
пы. Революция 1848 года и чартистекое
движение в Англии напугали имущие клах-
сы. Филиетерство и всевозможные peak-
	пионные течения захлестнули так назы-
	ваемое образованное общество.

Совершенно иное положение сложилось в
России. Передовая русская интеллигенция
вела самоотверженную борьбу против цар-
ского самодержавия и помещичье-крепост-
ного строя. Ее лучшие представители вы-
соко подняли знамя общественного прогрес-
ca. Идеи Белинекого и Герцена, Добролю-
бова и Чернышевекого безраздельно вла-
дели умами передовой части русского об-
щества. Великие русские революционные
демократы-проеветители достигли высокой
ступени научного познания. Их благород-
ный подвиг подготовил почву для восприя-
тия великих открытий Маркса и Энгельса.
	Характерный штрих. Первое русское из-
дание «Вапитала» вышло большим по тог-
	«Аапитала» Маркса
	права рабочих в теории и за осуществление
еб в жизни».

Чем привлек труд Маркса 050б0е внима-
ние русского читателя? Спустя четверть
века Ленин писал, что непреодолимая при-
рлекательная сила этой теории «в том и
состоит, что она соединяет строгую и вые-
шую научность (являясь последним словом
общественной науки) с революционностью,
й соединяет не случайно, не потому толь-
ко, что основатель доктрины лично соеди-
нял в себе качества ученого и революцио-
Hepa, а соединяет в самой теории внутрен-
не и неразрывно» (Соч., изд. 3-е, т. I,
стр. 218).

Олин из первых русских читателей «Ва-
питала», экономист-народник Н. Ф. Дани-
ельсон, ‘более известный под псевдонимом
Николай — он, решил организовать пере-
вод «Вапитала» на русский язык. Дело это
было в тогдашних условиях весьма нелег-
кое. Тем не менее Даниельсону удалось сго-
вориться об издании «Капитала» с изда-
телем Н. П. Поляковым, который, по свиде-
тельству русского экономиста. Флеровекого,
	жил «в кругу людей, оставшихся после
Чернышевского и разделявитих его воззре-
ния». 18 (30) сентября 1868 года Даниель-
сон сообщил Марксу о своем намерении и
просил его содействия. Сообщение это вызва-
ло у Маркса огромный интерес. Он писал
Энгельсу: «Меня, разумеется, чрезвычайно
обрадовало известие о том, что моя книга
появится в Петербурге в русском перево-
де». Разделяя мнение Маркеа, Энгельс ему
отвечал: «Русский перевод — весьма от-
радное явление...»

Тот факт, что перевод «Капитала» рань-
ше всего появилоя в России, отнюдь не
был случайностью. Наоборот, это было co-
вершенно закономерным следствием всего
хода развития прогрессиг той русской об-