12 МАЯ 1947 г., № 117 (10508)
					it
ROY
	ГИ
			ao eat FS я
			в ПОВЕРХНОСТНОМ ОСВЕШЕНИИ.,
	на для всех материалов газеты по вопросам

сельского хозяйства. Ничуть не лучше,
например, напечатанная 20 апреля коррес-
понденция — и тоже запоздалая — об от-
ставшем на севе Очаковеком районе. Сев
подходит к концу, а газета спокойненько
рассуждает о том, что, мол, причина от-
ставания района в плохой подтотовке к
севу, в неудовлетворительном ремонте трак-
торов и т. д.

Выступления «Бугской зари» показы-
вают, что редакция газеты не сделала для
себя никаких выводов из решений фев-
‘ральекого Пленума ЦК ВКИ($). Сравнива-
©м страницы газеты до и после этото исто-
рического пленума и убеждаемся: ничего
не изменилось. Те же однообразные, поверх-
ностные, случайного происхождения статьи
© сельском хозяйстве, статьи «9 том. о сем,
а больше ни о чем». Вроде знакомой уже
нам статьи о Широколановоком районе.
У газеты нет конкретного, хифференциро-
ванного подхода к оценке работы МТС, кол-
Х0308 И совхозов, такого подхода, который
дает возможность, как товоритея в реше-
нии пленума, «видеть передовых и отстаю-
щих и подтягивать отстающих до уровня
передовых».

Редакция «Бутекой зари» не дала себе
труда внимательно изучить указания Пле-
нума ЦК ВЕП(б) о необходимости поднять
на более высокий уровень все руководство
сельским хозяйством — на уровень, соот-
ветствующий его огромным задачам, — о не-
обходимюсти ‘усилить помощь колхозам,
совхозам, МТС в организашии производства,
оперативнее проводить сельекохозяйствен-
ные кампании, широко развернуть поли-
тическую работу в деревне. В применении
5 газетной работе это значит выдвигать
коренные вопросы сельского хозяйства,
выступать с проблемными материалами,
разбираться в особенностях данного райо-
на, данного колхоза, уметь во-время под-
сказать им самое главное, самое основное.

В чем причина неудовлетворительной ра-
боты «Бугской зари»? Прежде всего в плохом
знании вонросов колхозного производства.
Газета оторвана от районов и колхозов, не
имеет постоянной связи © авторским акти-
вом. У редакции чет целеустремленного
плана работы, нет умения из многооб-
разной массы фактов, событий, явленай
отбирать главное, решающее, характерное.
Отсюда штамп, общие фразы, бесконечное
повторение давно известных положений.

Газета «Бугокая заря» ведется плохо
уже давно. Николаевский обком партии
принял немало решений по поводу работы.
редакции. Но сейчас дело, видимо, не в
новых решениях такого характера. Обком
должен принять практические меры по
улучшению своей газеты. Надо сделать
ве по-настоящему боевым печатным орга-
ном областнбго комитета партий.
	ю «СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ, _   Праздник Победы В Uexocnosakun

Большую речь перед участниками мани“
фестации произнее премьер-министр Гот-
вальд. С приветствием от Советекой Армии
выступил глава военной делегации COCR
генерал-полковник Курасов.

Днем в ознаменование праздника обо.
ды во всех районах Праги состоялись мас-
совые гулянья, на которых выступали
лучигие театральные коллективы, оркест“
ры, хоры и таннцовальные ансамбли страз
НЫ. j
	ПРАГА, 11 мая. (ТАСС). Сегодня в
Праге состоялись большая манифестация
H парад частей чехословацкой армии,
посвященные празднику Победы.
	На манифестации и патаде присутство-!
	вали члены правительства во главе ©
премьер-министром  Готвальдом, послы,
послачники и военные атташе пностран-
ных государств, аккредитованные при пра-
вительстве Чехословакии, военные делега-
ции СССР, США п Румынии, прибывигие
на праздник по приглашению чехословац-
кого правительства,
	го народного комитета. Первым актом это-
TO демократического органа зажонодалель-
ной власти был закон о земле, о конфиска-
ции и передаче трудовому крестьянству зе-
мель японцев и корейских помепиков —
изменников и предателей...

Но Корея © ее двадцатисемимиллионным
населением не едина. По 38-Й параллели
проходит граница между Северной Кореей
и Южной Кореей, оккупированной в наетоя-
щее время американской армией.
На заседаниях Совета министров иностран-
ных дел в Москве в декабре 1945 года было
принято решение о содействии и помощи
корейекому народу в его национальном и
государственном возрождении. Союзники
обязались создать условия для развития
страны на демократических началах, лик-
видации пагубных последствий япенекого
владычества и восстановления Кореи как
независимого государства,

Большой заслугой постановщиков филь-
ма является правдивый и обстоятельный
показ того, как эти исторические решения
выполняются в Северной Корее. Командо-
вание Советекой Армии передало корейскому
народу заводы и фабрики, поинадлежавитие
японским капиталистам. Временный на-
родный комитет национализировал всю
крупную промышленность Северной Кореи.
Новые руководители пришли на фабрики,
элеклростанщии, на химические заводы,
выпускающие теперь не отравляющие ве-
щества, а минеральные Удобрения для
крестьянских полей. В стране разверну-
Лась кипучая восетановительная работа.

Наиболее удачно показаны в фильме де-
мократические и социальные завоевания
освобожденного корейского народа. Мы ви-
дим корейских женщин, впервые получив-
ших равные права с мужчинами, сбросив-
тих с себя вековое рабство. Перед зрите-
лями проходят волнующие картины массо-
ROTO строительства новых школ. Дети
крестьян и рабочих учатся на родном язы-
ке. Один миллион двести восемьдесят пять
тысяч человек ликзидируют свою негра-
мотность в школах для взрослых. В Пхень-
яне создан первый в Северной Корее на-
родный университет. Широчайнтие в03м0я:-
ности открылтиеь перед деятелями корей-
ской национальной культуры, искусства,
литературы.

Бурной, кипучей жизнью живет Северная
Корея. Иные события происходят южнее
38-й параллели, в «зоне  ответетвен-
ности» американской армии. К сожале-
нию, постановщики фильма не смютли
отобразить общественную жизнь Южной
Кореи. 0 ней вкратце рассказывает олин
из демократических деятелей, спасшийся
бегством от произвола реакционеров, при-
шедших к власти в Сеуле, Чемульно и дру-
гих южно-корейских городах. Он говорит о
забастовках, о расстрелах народных демон-
страций, о полицейских преслелованиях,
которым подвергаются  лемократические
элементы в Южной Корее, гле американ-
	ские войска стоят на страже интересов
	реавции.

Азлоры фильма не могля показать тя-
желое экономическое положение Южной
Ворен, массовый террор против демокра-
тических организаций, попытки — аме-
риканокото капитала в 0036 ‹ корейскими
реаклтионёрами прибрать к рукам народное
хозяйство страны. Даже отнюль не сочув-
ствующие  корейскому народу органы
прессы, как, например, австралийская
«Дейли телеграф», вынуждены признать,
что «американцы не пользуютея нопуляр-
ностью в Ворее».

Постановитикам фильма удалось хорошо
показать всенародный под’ем, в условиях
которото в ноябре прошлого тода происхо-
дили выборы в народные комитеты Север-
ной Кореи. Выборы закончились великой
победой демократических сил. Новую на-
родную демократию в Северной Корее не-
сомненно ожидают и дальнейшие успехи.

Б. ЛЕОНТЬЕВ.
	мощню  застывнтию у причалов морокию
суда. Вокруг много полицейских. Но не
слышно обычного шума портовой жизни.
Бастуют портовые  фабочие.  Недвижны
огромные краны. Замерло движение внутри-
портового транспорта. Судовладельцы нод-
считывают убытки, но вое еще надеются,
что нужда сломит волю забастовшиков.
Портовики держатся стойко, и настолько
крепка солидарность рабочих, что, несмотря
на все посулы, влвойне соблазнительные
для голодных людей, судовладельцы не мо-
гут найти штрейкбрехеров.

В Мадрас мы прибыли в разгаф подготов-
ки к всеобщей забастовке. В Бомбее заста-
ли забастовку работников  городекого
транюпорта. Представитель местных вла-
стей извинялся перед советскими гостями за
причиняемые забастовкой неудобетва: труд-
но найти такси. «Ничего — отвечали
мы, — претензий не имеем».

Индийский пролетариат не только су-
шествует, он с каждым днем становится
все более серьезным фактором политической
жизны страны. Недаром это начинает
серьезно волновать определенные крути в
Индии. В Аллахабалеком университете нам
рассказали о приглашении из Америки на
гастроли видного профессора, который дол-
жен был противопоставить разрушитель-
ным социалистическим идеям новые «кон-
структивные» теорин. Эта американская
знаменитость проявила исключительную
	оперативность: прочитав только лве лекций,
	профессор уже начисто «отровертг»
марксизм. Но это культурно-пожарное меро-
приятие не окупилось, повидимому, даже
в Аллахабаде. Во всяком случае, советоким
людям довелось там стать свидетелями
Чрезвычайно многолюлного митинга, учает-
ники которого заявляли себя пламенными
приверженцами социалистических  илей.
Трехцвелные знамена Национального кон-
гресса с эмблемой традиционной индийекой
прялки причудливо переплетались © крас-
ными флагами с изображением серпа и
молота.

Невозможно забыть волнующие проявле-
ния любви и уважения к советской стране,
к великому Сталину, с которыми не раз
приходилось сталкиваться совелеким людям
в Индии, в особенности в рабочей и етуден-
ческой среде. Когда группа советеких де-
легатов отправилась поездом из Дели в
Агра, чтобы познажомиться там с выдаю-
щимися памятниками индийского зодче-
ства, еще за лве остановки ло пункта
назначения вагон с советскими делегатами
был буквально облеплен выехавшими на-
встречу представителями местной моло-
деви. На вокзале демонстрация с красными
	Освобождение Северной Кореи от власти
японских империалистов — один из слав-
ных подвигов Советской Армии. Им по пра-
ву гордится советский народ. Но великая о<-
вободительная миссия нашей геропческой
армии не ограничивается победоносным раз-
громом и изгнанием утнетателей-колониза-
торов. Советекий Союз и его армия помога-
ют освобожденному народу полностью ис-
пользовать для себя плоды великой побе-
ды, создать прочные основы демократиче-
ского развития. Прюгрессивное историческое
вначение победы нашего, самого передового
и самото демократического, государства во
второй мировой войне раскрыто событиями
последних двух лет в ряде стран, 0евобож-
денных Советской Армией. Олной из таких
стран является Северная Корея.

Выпущенный на экраны страны новый
документальный фильм «Северная Корея» *)
посвящен этой теме, глубоко волнующей
каждого советекого человека. Картина, зна-
комит зрителя с древней восточной стра-
ной, с ее трудолюбивым, талантливым на-
Толом, с ее недавним тяжелым прошлым и
радостным настоящим.

Сурова природа Корен. Каменные. гро-
мады торных хребтов, отвесные скалы,
прозно нависитие над узкими долинами бы-
етрых рек, глубокие горные озера п водо-
пады — таков ландтафт северной части
страны. Тяжелым, упорным трудом деятель-
ного и настейчивого народа превращены
эти каменистые, безводные земли в плодо-
родные поля, дающие два урожая в год, в
цветущие сады и луга. В течение тысячеле-
тий люди-труженики заставили непокор-
ную природу раскрыть неиечиелимые богат-
ства, таящиеся в недрах огромного Корей-
ского полуострова.

Но не был корейский нарот хозянном этих
богатств. Сорок лет назад Корея стала, до-

бычей японских захватчиков. Безопитбоч-
ный, точный глаз кинооб’ектива фиксиру-
ет все, что делали здесь ненасытные ва-
воеватели. Руками корейцев етроили они
стратегические дороги, огромные военные
заводы, аэродромы, арсеналы, казармы. Ko-
рея рассматривалась как плацдарм для
новых агрессий против СССР и Китая.
По 16 часов в сутки работали на японеких
заводах и фабриках мужчины, женщины,
дети. До 80 процентов <воего урожая отда-
вал помещику трудолюбивый, но нищий
крестьянин. «Жизнь корейца не стопла гор-
сти риса».

И вот пробил час освобождения. Кратко, в
немногих кадрах, показывают авторы филь-
ма могучее наступление Советской Армии
на необозримом фронте от монгольских сте-
пей до приморской тайги. В несколько дней
была разгромлена и катитулировала от-
борная Квантунокая афмия, лучшая из ap-
мий Янонии, на которую возлагалось столь-
ко «надежд» японскими имперналистами.

Войска Первого Дальневосточного фрон-
та совместно с моряками Тихоокеанекого
флота вступают на землю Северной Кореи.
Незабываемую,  восторженную о встречу
устраивает им корейский народ. И тотчаю
же начинается строительство новой жизни.
Выходят из тюрем лучшие сыны корейского
народа, годами боровшиеся за освобожде-
ние родины. В древней столице Корен —
ПНхеньяне—собирается Временный народный
комитет Северной Корен. Здесь представи-
тели всех демократических партий. Героя
народно-освободительного движения Ким-
Ир-Сена избирают председателем Въеменно-
	*) Авторы фильма и главные операторыЬ-—
лауреаты Сталинской премии Б. Небылиц-
кий, Т. Бунимович. Режиссеры — М. Сла-
винская, Б. Небылицкий. Текст лауреата
Сталинской премии Е. Габриловича. Опера-
торы — П. Русанов, А. Кушешвили. Аеси-
стенты оператора — С. Киселев, Е. Соколов.
Читает Л. Хмара. Национальная музыка
комнозитора Ким-Дон-Дин. Музоформле-
ние Д. Штильман. Консультант В. Смо-
ленский. Производство Центральной орде-
на Красного Знамени студии документаль-
ных фильмов при участии Хабаровской сту-
дии кинохроники. 1947 г.

р

С 0с0бым интересом встретили читатели
из Широколановекого района весть о по-
лучении номера николаевской областной
газеты за 19 апреля. Представляем себе,
с каким волнением раскрывали местные
зюди вторую страницу  «Бугской зари»,
тде, как сльипали они, напечатана большая
статья об их районе.

— Наконец-то за нас взялись! — гово-
наи одни.

— Давно пора было! — вторили им дру-
me,

— Подумать только, — возмущались
третьи, — д чего затянули у нае сев!
29 марта начались полевые работы и ло
сих пор Be управились. Пропущены луч-
шие агротехнические сроки. А в чем дело,
почему — непонятно...

— Вот 06 этом-то как раз, наверное, п
пишется з статье, — отвечали им. — По
заголовку судя, вопрос ставится резко,
остро:
«Почему отстает  Широнолановский
район».
	И люди читали, недоуменно разводя ру-
ками. Где, —— думали они, вчитываясь в
статью, — ответ на, поставленный в заго-
ловке Bompoc?

Действительно, статья, 9 которой идет
речь, — плод крайне поверхностного,
«гастролерского» подхода к жизни района
и колхозов, к вопросам сельскотое  хозяй-
ства. Вся она представляет собой канце-
лярскую отписку от большой, серьезной
хозяйственно-политической темы.

Чего только, в самом деле, нет в этой
статье. Прямо-таки целый реестр всяческих
наименований и сведений. Наметили-де в
райкоме и райнеполкоме провести сев за
1—8 дней — и не провели. Надо было воз-
тлавить трудовой под’ем масс — и не воз-
тлавили. В таком-то колхозе из ста кол-
хозников ни один не вовлечен в со-
ревнование, & B таком-то договоры на
соревнование не выполняются. В таюих-то
колхозах работает на поле столько-то ко-
ров, а в других -—— столько. В такой-то
MIC не обсудили присланный им договор
на соревнование, и он лежит в канцеля-
рип, а в тракторной бригаде договор лежит
в кармане у бригадира. Результаты: мел-
кая пахота тут, простои тракторов там
ath

Собрав наспех фактический материал,
корреспонденты «Бутекой зари» не сделали
тлавното: не проанализировали, не 060б-
щили его, не векрыли глубоко причин от-
ставания района. Они, как плохие реги-
(траторы, спокойно перечислили попав-
Meet им на глаза недостатки и тем огра-
НИЧИЛИСЬ.

Статья о Широколановском районе— не
IDK неудачное выступление газеты. Это
было бы полбеды. К несчастью, она тепич-
	Торжественное заседание в Бухаресте,
посвящённое празднику Победы
	зе, зам. председателя ОБЬ генерал-полков=
ние Сусайков и другие,

В своей речи Петру Гроза сказал’
«В День Победы мы прежде всего вопоми-
наем о славных советеких народах, могу-
чей  Советской Армии и ее великом вожде
Генералиссимусе Сталине. — Грандиозные
усилия в леле разгрома фапеизма застав-
ляют нас не забывать 06 уроках, извле-
ченных из тяжелых испытаний войны, и
неуклонно вести борьбу против попыток за-
менить фашизм господством империализма».
	Пол бурные, несмолкаемые овапии при-
сутетвующих генерал Василиу  Рашкану
огласил приветственную телеграмму - Гене-
ралиесимусу И. В. Сталин. <
	‚ БУААРЕСТ, 11 мая. (ТАСС). 9 мая ве-
чером в Бухаресте состоялось торжествен:
ное заседание, посвященное  празлнику
Победы. Присутствовали представители ко-
роля — маршал дворца Неджель, генералы
Петру Лазар и Пауль Ионееку, члены пра-
вительства во тлаве © премьер-министром
Петру Гроза и вице-премьером Татареску,
дипкортус, представители английской и
американской военных миссий, чехословац-
кая военная делегация во главе с генера-
лом Пижа, а также многочисленные пред-
ставители общественной и политической
жизни Румынии. Советекую сторону пред-
ставляли посол ССОР в Румынии Кавтатал-
	ЗАПРЕЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БРАЗИЛЬСКОЙ КОМПАРТИИ
	ЗАЯВЛЕНИЕ АРАНЬЯ
	_ «Й считаю, — сказал Аранья, — что
бразильские коммунисты внесли полезный
вклад в демократическую жизнь Моей
страны».

Указав, что он сообщил свою точку зре-
чия в Бразилию, Аранья заявил, что, по его
мнению, бразильская политическая жизнь
должна представлять «выражение всех то-
чек зрения». Аранья отметил, что презие
дента Дутра окружают втиятельные элемена
ты, проявляющие тенденцию к установле
нию ликтатуры и стремящиеея воспрепят“
ствовать дальнейшему росту компартии;
Аралья добавил:

«Бразилия устала от хиктатуры, и если
в настоящее время сульба хочет снова вер=
нуть нае к правительству произвола, тд
мы можем ожидать еще более мрачных лней.
Над несчастным домом бразильской демо=
кратий встанет призрак гражданской вой=
ны». Аранья, однако, выразил надежду на
мирное урегулирование вопроса,
	кризису в Финляндии
	видирован лишь путем роспускл еейма и
проведения новых выборов. ДСНФ подчер-
кивает, что наролные демократы ие емогут
одобрить образование такого временного
правительства, которое не имело бы пред
посылок для нормальной деятельности,

«Вапаа сана» подчеркивает, что в гру
тах ДСОНФ относятся к проведенею новых
выборов совершенно спокойно:

«Суомен  соспалидемокраатти» пишет,
что сейчас еще трудно сказать, какой
путь изберет президент республики лля раз=
решения правительственного куизиса,
	Прибытие американского
крейсера в Порт-Саид
КАИР, 11 мая: (ТАСС). 9 мая в Порт
Саид прибыл американский легкий крей-
сер «Манчестер» пол командованием капи-
	ПАРИЖ, 11 мая. (ТАСС). Как передает
корреслондент атентетва Фране Пресс из
Рио-де-Жанейро, министерство юстиции
Бразилии начало практически осуществлять
решение о запрете компартии в Бразилии.

Вчера механизированные отряды феле-
ральной полиции начали занимать помеще-
ния компартии и конфисковать собетвен-
ность партийных организаций. Одновремен-
но министеретво отдало распоряжение сву-
им органам о немедленном закрытии отде-
лений компартии. Полиция закрыла редак-
цию официального органа компафтии «Ёлас-
се операоиа».

НЬЮ-ЙОРК, 11 мая. (ТАСС). В интер-
въю, опубликованном газетой «Дейти yop-
кер», бразильский делегат в сотанизации
05`единенных наций Аранья, являющийся
председателем ныненней специальной сее-
спи Генеральной Ассамблеи, выразил со-
жаление в связи с запренением бразиль-
ской компаттии,
	К, правительственному
	АЕЛЬСИНВИ, 11 мая. (ТАСС). Касаясь
правительственного кризиеа, «Хельсингин
заномат» считает, что после продолжитель-
ных и неудачных переговоров проведение
новых выборов становится неизбежным.

«Тюэкансан саномат» сообщает, что вче-
ра фракциями сейма и партиямт не было
проведено никаких совещалий по прави-
тельственному вопросу. В этому делу Bep-
нутея не ранее 13 мая (день очередного
заседания сейма). В кругах Лемократиче-
ского союза нарола Финлянлии (ДСНФ\, как
и в кругах других партий, считают, что
правительственный кризис может быть лик-
	Репрессии в Иране за участие
на первомайском митинге
	ТЕГЕРАН, 11 мая. (ТАСС). Вак сообща-
ет газета «Шиве», 1 мая в Исфагане
профеоюзами был организован первомай-
	Творчество советских радиолюбителей
		впечатлений
	В Центральном радиоклубе Осоавиахима
СССР открылась первая послевоенная все-
союзная выставка аппаратов, изтотовлен-
ных советскими фадиолюбителями. Участ-
ники выставки-—конструкторы Ленинграда,
Баку, Тбилиси, Таллина, Харькова, Ново-
сибирска, Свердловска и других городов.

Среди 100 экспонатов — разнообразная
аппаратура, начиная от простейшего детек-
торного приемника до сложных телевизоров
новой конструкции. Демонетрирулютея при-
еуно-передаточные радиостанции, электро-
измерительные приборы, телерадиолы, все-
млновые приемники, звукозаписывающие
аппараты, автоматические проигрыватели
HT, J.

В ощеле приемной аппаратуры внимание
посетителей привлекает приемник pa-
юлюбителя тов. Куроедова (из города
Иваново). Там же-— оригинальная телера-
Юла, сконструированная москвичом тов.

Из путевых
	Нанковым. На одном из стендов-—малень-
кий детекторный приемник. 118 таких
приемников сделаны и установлены в из-
бах колхозников села Тетлега, Харьковской
области, радиолюбительским кружком под
руководством учителя тов. Колпашикова.
В этом же отделе можно увидеть электромо-
тер «муху», сконструированный тов. Смо-
рыго. Величина его чуть больше спичечной
головки, а вес—всего 85 миллиграммов!
Среди эксшонатов отдела измерительной
аппаратуры-—калодные оспиллографы, лам-
повые потенциометры, приборы для изме-
рения индуктивности, катодные вольтметры,
позволяющие определять напряжение по-
стоянного и переменного тока от самых
низких до самых высоких чаетот.
Всесоюзная выставка ралиолюбительской
аппаратуры пюказывает высокий рост и
а наших конструктофеких кадров.

Л. ЛЮБИМОВ.
	у
 i
Г

ский митинг, на котором приняли участие   тана Питера Хейла. Этот крейсер является

одной из единиц морского флота США на
Средиземном море, наносящего в настоя-
щее время визиты в страны Ближнего Bo-
стока.
	рых отеутетвует какая бы ‘то ни было меч
бель или даже простая утварь, сколько саз
мый факт скопления в своеобразное
«гетто» массы людей, которым отказывают
в самых элементарных человеческих праз
вах и, в частности, в праве трудиться в
соответствии со своими силами и способноч
стями. «Неприкасавмым» не дают никакой
работы, кроме самой черной. Удел основной
массы «неприкасаемых» — убирать нечич
стоты или стирать белье людей «высшейя
касты, привилегированного слоя привоа
_жденных господ. Некоторая часть ‹ненриз
‚касаемых» занимается выделкой кож, ard
также считается уделом париев.

Кастовая система — одна из самых
ужасных язв на теле индийского общества»
Но она существует, и есть люди, которые
извлекают из нее немалые выгоды. До-
сталочно сказать, что низкий уровень за
работной платы определенных категорий
рабочих об’яеняется тем, что «тарифная
сетка» отражает иерархию кастовой си-
стемы. Рабочие низших каст независимо
от их квалификации получают значитель-
но меньшую плату за свой трул. Кастовая
система нужна в Индии тем, кто заинтере-
сован в упрочении, в «освящении» своего
господства при помощи искусственного на-
громождения  сбциальных перегородок,
удерживающих в слепой покорности боль-
шие массы обездоленных людей.

Но мы видели не только страшную ние
щету в поселке «неприкасаемых», жалкие
самодельные лачути из ржавых листов же-
леза и всякого хлама, за которые тем не ме-
нее нужно уплачивать ренту неумолимому
землевладельцу. Мы узнали не только
0 ТОМ, ЧТО 06000 удачливызми считаются те
еемьи «неприкасаемых», которым удалось
соорудить свое шаткое жилище на свалках,
так как это дает возможность — правда, за
дополнительную плату — разыскивать
остатки питци в отбрюсах. Мы. видели не
только голых подростков и полунагих
мужчин и женщин, которым физически
	вечем прикрыть свое тело: у них нет afta.
лютно ничего, в точном и буквальном зна-
чении этого слова. Мы увидели еще кое-чтб

и другое. . :
Мы узнали, что многие из этих люлей
слыхали о существовании далеко на севере
чудесной страны, тде нет каст и тле все
люди равны, — страны Ленина. Мы велели
красные флаги в поселке «неприкасаемых»
в Бомбее. И мы, наверное, никогда не забу=
дем того, как простое человеческое приз
косновение — рукопожатие совелоких люз
дей — исторгало слезы волнения и радости
У наших хозяев — «неприкасаемых». 5
Е. ЖУКОВ,
	5.000 рабочих. На слелующий день не-
сколько рабочих было уволено за участие
В этом митинге.

Флатами до такой степени смутила мест-
ного железнодорожного начальника, что он
рептил пригласить советских делегатов в
комнату отдыха, где и запер их на ключ,
пока не удалились демонстранты — BO из-
бежание соблазна...

Активность и боевой дух значительной
части индийской молодежи особенно знаме-
нательны, поскольку ей приходится преодо-
левать двойное сопротивление — глубоко
укоренившихея косных традиций сословно-
кастовых и религиозных предрасеудков,
с одной стороны, лжедемократической бур-
жуазной идеологии — с другой. Тяжелый
груз реакционных идей давит на сознание
лолей, дупит их свободную мысль, лишает
их творческой инициативы.

Не раз советским людям приходилось
выслушивать в Индии выражение востор-
женного удивления по поводу TOTO, что
в советской стране не существует расового
гнета, национальной розни, религиозного
фанатизма. Олин из наших индийских  со-
беседников чикак не мог понять, почему
так называемые смешанные браки не вы-
зывают никаких внутренних коллизий в
советеком обществе. А другой индийский
интеллигент поражалея нашему полному
равнодущию к спиритуалиетическим «проб-
лемам», теософии и тому подобной чертов-

щине.
жж

Котда мы направлялись в Мадрас, нас
‘предупредили, что этот большой город при-
 мечателен своими нищими, Действительно,
даже по индийским масштабам ниших в
Мадрасе оказалось исключительно много.
Нельзя пройти по улицам без того, чтобы
не быть атакованным просяпими милосты-
ню мужчинами, женщинами, детьми. Абсо-
лютно голые ребятишки и величавого вида
старцы в грязных лохмотьях, стройные
чернокожие горцы из Южного Индостана п.
покрытые страшными язвами калекн —
все это образует пеструю, шумную толпу
постоянно голодных, бездомных люлей.

Нам как-го говорили, что в Индии на-
считывается 14 миллионов официально
зарепистрированиых нищих. Можно пред-
ставить себе, какое количество их не учте-
но официальной английской статистикой.
Во всяком случае, в эту рубрику не могли
войти те многие миллионы людей, которые
носят в Индии выразительное наименова-
ние «Неприкасаемых»,

Район «неприкасаемых», т. е. отвержен-
ных — «париев», самое приближение к ко-
торым может «осквернить» человека «выс-
шей» касты, мы видели в Бомбее. Потря-
сает не столько нищета  «неприкасае-
мых»—обитателей жалких лачут, в кото
	падения стали состоятельные люди’ «Что
было бы с замечалельной коллекцией ков-
ров в моем доме?» — драматически вопро-
шал он. Интервью с этим деятелем оста-
вило у нас твердое убеждение в том, что
англо-индийские местные власти совер-
шенно не склонны принимать какие-либо
меры против провокаторов дикой резни,
которая систематически вспыхивает в раз-
ных уголках Индни, — во всяком случае,
До тех пор, пока жертвами этой спровощи-
рованной резни становятся обитатели жал-
ких лачуг — люди, отнюдь не являющиеся
собетвенниками ботатых коллекпий ковров.

Но кло же провоцирует эту резню, кто
нанимает отпетых бандитов, чтобы натрав-
ливать одних бедняков на других, чтобы
убивать, грабить и жечь жалкие домишки
неграмотных, темных, несчастных людей?

Те же самые социальные силы, которые
изобрели «погромы» в царской России. Это
те, кто стремится найти оправдание для
пребывания английских войск на инлий-
ской земле. Это те, кто боится народных
масс и старается отвлечь их внимание от
борьбы за свои насущные интересы. Это че,
кто заинтересован в эксплоатации фана-
тизма, темноты и невежества в интересах
укрепления своего реакционного господ-
ства.

Недаром вое чаще случаи, когда индий-
ские рабочие в промышленных центрах
Индии, независимо от своих религиозных
или иных убеждений, создают дружины
самообороны и преграждают путь погром-
щикам, под каким бы флагом — мусуль-
манским или индусским — те ни высту-
пали.

Современная Индия — отромная аграр-
ная страна, которая влачит цепи вековой
отсталости, закрепленной английским им-
периалистическим господством. Эта отета-
лость сквозит во всем — начиная с гос-
подства примитивных  сельскохозяйствен-
ных орудий в еплошь неграмотной индий-
ской деревне и вплоть до особой раепро-
страненности в стране архаичных социаль-
но-этических учений, стремящихся оправ-
дать и даже «опоэтизировать» индийскую
отсталость. Но есть в современной Индии
и новые, передовые общественные силы и
идеи. За годы второй мировой войны вы-
рос количественно и качественно индий-
ский рабочий класс. Популярность прими
тивной прялки че могла воспрепятствовать
появлению фабрик и заводов. Рабочие Ин-
хии все более активно сопротивляются по-
ползновениям  эксплоататорских классов
удержать их на уровне колониального ни-
щенского существования.

В Калькуттеком порту мы вилели беспо-

1.

Советский самолет прибывает в Карачи.
9ю первый пункт на индийской терфито-
рли. Немедленно: появляется фигура в бе-
10у балахоне и, плотно прикрыв двери
самолета, начинает опрыскивать пассажи-
NOB и багаж каким-то дезинфицирующим
раствором. Наружная температура воздуха
выше 40 градусов по Цельсию. Внутри
самолета сталовитея жарко и душно. Но
выходить наружу нельзя. Советокие пасса-
Жиры юмористически воспринимают эту
11Убоко профилактическую встречу. Пови-
Димому, портовые власти совершенно не зна-
вомы с санитарными условиями в Совет-
ском Союзе, и им почудилось, что советский
самолет способен занести в Индию какие-то
невиданные здесь микробы...

Впоследствии мы не раз вспоминали этот
эпизод в Карачи. Ведь именно индийекая
территория является очагом самых страш-
НЫХ эпидемических болезней. Чума B Co-
единенных Провинциях, холера в Калькут-
16 — таковы привычные и потому равню-
ХУШНо воспритимаемые в Индии хрони-
кальные сообщения газет. Страапная вище-
7а, окученность и грязь являются уделом
огромного большинства индийского населе-
ния, и не приходится удивляться тому, что
эпидемии никогда не прекращаются в Ин-
Пи И пожинают здесь обильную жалву.
	‚ № вот уже проделачы все портовые
формальности. Английские полицейские за-
полнили все положенные анкеты. Высокий
чернобородый индиец в белой чалме и 0е-
л9и полувоенной форме с королевскими
коронами на потонах внимательно pac-
сматривает и как бы запоминает лица,
вступивших на индийскую почву совет-
ских людей. Не раз еще впоследствии
встретили мы за время своего пребывания в
Индии этого статного инлийца на бритая-
ской полицейской службе. То в зале заседа-
ний конференции межазиатских отношений
в Дели, то в вестибюле отеля, то в очеред-
ном азропорту, где приземлялся советский
самолет, мы неизменно наталкивались все
На ту же молчаливую фитуру. Что делал
этот человек вокруг советской лелегащии—
неизвестно. Пути охранки неисповедимы.
Но он никогда не приближался и не пы-
тался заговорить © кем-либо из нас. Вто
знает, может быть. он сам сомневался в
	том, что чрезвычайные профилактические
меры, предпринятые в Карачи, сделали
общение с советскими людьми менее опас-
ным делом?

+ *& *
	Во всех крупных индийских городах, mre
побывала советская делегация, — в Дели,
Калькутте, Бомбее — мы наталкивались на
военное положение, введенное властя-
ми. Это означаю, что в определенных
районах © вечера и ло утра прекращалось
всякое движение. Патрули задерживали
всякого, кто появлялся на улицах. Пово-
JOM для об явления военного положения
являлись непрекращающиеся столкновения
между индусской и мусульманской частью
населения. Чаще всего эти столкновения
носят форму нападения из-за ‘угла, одиноч-
ных убийств. В кварталах, населенных
индусами, убивают мусульман, в мусуль-
манских кварталах — индусов. Но инотда
подстрекаемые какими-то темными лично-
стями толпы обезумевших людей врыва-
ются в дома своих предполагаемых «нетру-
гов», убивают, громят и сжигают все кру-
том, творя при этом несаыханные звер-
ства. Полиция никотла не находит зачин-
шиков этих злодеяний. Индийская печать
скромно довольствуетея жалобами по пово-
ду остроты и непримиримости инло-мусуль-
манекой розни.

В Кальтутте мы видели в одном из
районов остатки пожарищ-—юотрашные сле-
ды TOO, к чему здесь применяют старое
понятие дореволюционной России-—«беспо-
рядки». Но чем ближе знакомились мы ©
существом происходящих тратических со-
бытий, тем чаще приходило на память дру-
гое, столь же древнее, после Октября
1917 тода окончательно сданное в архив
истории в России понятие — «погром».
Особенно убедила нас в этом беседа е не-
киим высокопоставленным лицом из провин-
циального правительства одной из крупных
провинций Индии. В принадке откровенно-
сти этот сановник поведал советским де-
легатам, что «по счастью» жертвой так
называемой индо-мусульманской розни яв-
ляется до сих пор преимущественно бедно-
та. Нишие режут нищих. В этом он не ви-
дит 0с0бой беды. Но что было бы, — сделал
ужасное предположение этот провинпиаль-
ный алминиетратот, —если бы об’ектом на-