Телеграммы из-за границы
	Тайная конференция   „Французский народ желает мира“
		сепаратистов
	БЕРЛИН, 1. (ТАСС). Как сообщает
газета «Националь-цейтунг», премьер-
министр Южного Бадена Лео Волеб
(Христианско-демократический союз)
созвал на-днях в замке Вильдег (око-
ло города Бюль, Южный Баден)
тайную конференцию. Как стало из-
вестно, на конференции присутство-
вали все руководящие работники Хри-
стианско-демократического союза
Южного Бадена, в том числе предсе-
датель суда города Фрейбург д-р
Цюрхер, председатель южно-баден-
ского ландтага Перзон, пастор Фер,
прокурор Копф (Фрейбург) и другие.
  Как сообщает далее газета, соб-
‘равшиеся обсуждали не только воп-
рос о создании «юго-западного госу-
‘дарства», но также вопрос о созда-
  вия баденской партии, Рассчитыва-
ют, что французская военная адми-
нистрация даст лицензию на деятель-
ность этой партии. Волеб выразил го-
товность уйти из состава ХДС и
стать членом баденской партии. Ана-
логичные заявления сделали многие
другие члены ХДС, присутствовав-
шие на конференции. Сепаратистские
тенденции будущей баденской пар-
тии выражены уже в самом ее назва-
нии. Французская военная админист-
рация относится к этому «весьма
одобрительно». .
		ПАРИЖ, 1. (ТАСС). Газета «Юма-
ните» сообщает, что делегаты Нацио-
нального комитета организации
«Борцы за мир и свободу», собрав-
шиеся на заседание. в городе Исси-
ле-Мулино (департамент Сены), реши-
ли послать президенту США Трумэ-
ну письмо за подписями французов и
француженок.

В письме, между прочим, говорит-
ся, что верный своим дружеским обя-
зательствам французский народ же-
лает мира. Он хочет поступать та-
ким образом, чтобы ни под каким
предлогом Франция не превратилась
в поле битвы одной из агрессивных
войн. «Его долгом является выпол-
нять свои обязательства в отношении
Об’единенных наций и: франко-совет-
ского договора”о дружбе. Для того,
чтобы выполнить эти обязательства,
мы будем хранить нашу территорию
свободной от всяких баз и от всяких
иностранных гарнизонов. Мы сохра-
ним за собой празо отказаться вое-
вать, если война представляется нам
преступной».

«Мы,—указывается далее в письме, —
отрицаем за нашим правительством
	право подписать Атлантический пакт
	в нарушение обязательств, которые
взял на себя французский народ и
верность которым он хочет сохра-
НИТЬ.

Мы отказываемся считать, что этот
пакт связывает Францию словом. Мы
	РИМ, 1. (ТАСС). В республике
Сан-Марино 27 февраля состоялись
выборы в «Большой генеральный со-
вет», являющийся парламентом этого
маленького государства, расположен-
ного близ города Римини (Италия)
на территории площадью в 60 кв. ки-
лометров, с населением в двенадцать
тысяч человек.

Со времени последних выборов в
Совет, в марте 1945 года,  прави-
тельство Сан-Марино состояло из
представителей коалиции  коммуни-
стической и социалистической пар-
тий, располагавших в парламенте 40
местами из 60.

Христианско-демократическая  пар-
тия приложила немалые усилия к
тому, чтобы в ходе новой предвы-
борной кампании изменить в свою
пользу политическое положение в
Сан-Марино: были пущены в ход
пресловутые посылки и письма из
Америки, священники девяти прихо-
дов республики пытались мобилизо-
вать население на поддержку списка
так называемого «Народного альян-
са», об’единяющего католиков и со-
циал-демократов.

Итальянские власти не поскупи-
лись на оборудование специальной
радиостанции для пропагандистских
передач во время предвыборной. кам-
	Успехи греческой
Демократической армии
	БЕЛГРАД, 1. (ТАСС). Радиостан-
ция «Свободная Греция» сообщает,
что части шестой дивизии греческой
Демократической ‘армии в ночь на
22 февраля разбили крупное воин-
ское соединение королевских войск
в районе Родоливоса. Противник по’
нес большие потери.
		Письмо Национального комитета организации
«Борцы за мир и свободу»
	отказываемся начинать такую войну».

По всей Франции этот документ
будет представлен советами органи-
зации «Борцы за мир и свободу» на
подпись патриотам. После этого свои
подписи поставят делегаты Нацио-
нального совета организации «Борцы
за мир и свободу».

Представители всех политических
направлений и всех верований приня:
ли участие в заседании первого На-
ционального совета организации
«Борцы за. мир и свободу». Среди них
фигурируют следующие лица:

Ив Фарж, аббат Булье, г-жа Эжени
Коттон, г-жа Кассэн, г-жа Франсуаза
Леклерк, г-жа Люси Обрак, проф.
Эжен Обель, секретарь Националь-
ного комитета организации «Борцы за
мир и свободу» майор Жорж Жуно,
Бенуа Фрашон, Алэв Ле Леап, пред-
седатели комитетов — организации
«Борцы за мир и свободу» департа-
ментов Сены и Сены и Уазы, Шарль
Тийон, сотрудник журнала «Эспри»
Доменак, генералы Эрнест Пети,
Тюбер, Плань и Альфред Жуэнвиль,
адмирал МЛулек, полковник Винье
Бэйе, адвокаты Пьер Стибб и Андре
Блюмель, представители «Союза
прогрессивных христиан» Андре Тол-
ле, Муаро и Жильбер де Шамбоэн.
члены Комиссариата по вопросам
атомной энергии Раймон Обрак и Бик-
кар, Крюжель-Вальримон, Beptympe,
левый радикал Жак Леман и другие.
	панйи в Сан-Марино. Католические
пропагандисты пытались убедить жи-
телей республики в том, что они не
пользуются так наз.  «благодеяния-
ми» «плана Маршалла» по «вине» сво-
его правительства, состоящего из
коммунистов и социалистов. Католи-
ки собирали по всей Италии и даже
за границей граждан Сан-Марино и
доставляли их на родину для уча-
стия в голосовании.

В день выборов территория Сан-
Марино была окружена полицейски-
ми частями министра внутренних дел
Италии Шельба,  патрулировавшими
вдоль линии «границы».

Несмотря на эти меры давления,
избиратели Сан-Марино отдали боль-
шинство голосов за список «Комите-
та свободы» (коммунисты и социа-
листы).

По предварительным сведениям,
«Комитет свободы» получит в «Боль-
шом генеральном совете» 36 мест
	против 24 мест католического «На-
родного альянса».

Подсчет результатов голосования
еще не закончен.

Агентство АНСА сообщает. что
	выборы прошли в обстановке поряд-
ка и спокойствия и что в них участ-
вовало около 90 процентов всех из-
бирателей.
	Новый план
порабощения
Индонезии
	ГААГА, 1. (ТАСС). По утвержде-
нию газеты «Алгемейн дагблад», ей
стало известно из авторитетных гааг-
ских кругов о том, что  сущест-
вует будто намерение передать в бли-
жайшие месяцы суверенитет над Ин-
донезией так называемым «Соединен-
ным Штатам Индонезии». Практиче-
ски речь, очевидно, идет об осуше-
ствлении политической комбинации,
в KOTOPOH главными действующими
силами должны стать голландские
ставленники.

«Де Ваархейд» посвящает передо-
вую статью недавнему заявлению кза-
бинета Дрейса о планах созыва в
марте «конференции круглого стола».
Газета указывает, что голландские
колониальные реакционные круги с
помощью Вашингтона предпринимают
новые маневры, чтобы закабалить
весь индонезийский народ. «Мы спра-
шиваем, — пишет газета, — кто бу-
дет принимать участие в этой кон-
ференции? Кто будет представлять
индонезийский народ на этой конфе-
ренции?».
	По мнению «Де Ваархейд», на эту
конференцию, несомненно, будут
приглашены марионетки и, возможно,
некоторые представители из группы
Хатта, которые уже перестали быть
представителями индонезийского на-
	‚ рода.
Таким образом, заключает газета,

на конференции круглого стола гол-

’ландокая реакция с помощью Аме-
‘рики хочет создать «Соединенные
Штаты Индонезии» и так называе-
мый «Голландско-индонезийский со-
1032.
	поэмах композитор воспевает род-
ную природу и рисует картины исто-
рического прошлого Чехии. Обраща-
ясь в поэме «Табор» ко времени гу-
ситских войн и рассказывая 0
борьбе чехов за свою свободу, Смета-
на как бы призывает своих современ-
ников довести эту борьбу до конца.
Вот почему эти поэмы явились для
своего времени знаменем националь-
ного освобождения и до сих пор яв-
ляются достоянием национальной
чешской культуры. .

Если принять во ‘внимание, что
цикл поэм «Моя родина» начат и
закончен в пору, когда композитор
был уже глухим и находился в со-
стоянии морального угнетения, нель-
зя не признать, что создание этого
цикла является подлинным творче-
ским подвигом. Творческая деятель-
ность Сметаны выдвигает его в ряды
самых выдающихся деятелей чеш-
ской культуры, завоевавших мировое
признание. Понятны та исключитель-
ная любовь и благоговение, которы-
ми окружено имя Сметаны на его
родине.

Обратившись к сюжетам из жизни
и истории чешского народа и обога-
тив свое творчество народными инто-
нациями, Сметана стал основателем.
чешской национальной музыкальной
щколы. Вся его многообразная дея-
тельность была проникнута  страст-
ной мечтой о свободе родной страны.
И в дни, ‘когда мечта эта сбылась,
мы с уважением вспоминаем HMA
большого художника, так много по-
трудившегося для своей страны и
народа.
	Юр. Шапорин.
	Выборы в Сан-Марино
	Совещание лидеров
английесной
	лейбористской партии
	ЛОНДОН, 28. (ТАСС). Как перез
дает корреспондент агентства Рейтер
из Шанклина (остров Уайт), там за-
кончилось двухдневное секретное со-
вещание членов английского кабине-
та и лидеров лейбористской партии,
на котором обсуждалась программа
лейбористской партии на предстоя-
щих парламентских выборах, которые
должны состояться в июне будущего
года.

Заместитель премьер-министра Гер-
берт Моррисон, «заправляющий» пред-
выборной кампанией, заявил вечером
27 февраля, что во время совещания
не было никаких споров и столкно-
вений между членами кабинета и
членами исполкома  лейбористской
партии.

Согласно широко распространенно-
му мнению, в лейбористской партии и
в профсоюзном движении сущесгву-
ют разногласия по вопросу о том, в
какой мере ‘планы национализации
новых отраслей промышленности додл-
жны фигурировать в новом плане лей-
бористской партии и в какой мере
следует предоставить рабочим кэнт-
рель в национализированных  отрас-
лях промышленности.

Политическая программа, разрабо-
танная на совещании, будет еще об-
суждаться национальным ‘исполко-
MOM

В политических кругах счизают, по
заявлению корреспондента агентства
Рейтер, что совещание закончилось
компромиссом между  сторовннками
«дальнейшей национализации», кото-
рых возглавляет член кабинета Эчь-
юрин Бивен, и сторонниками так ‘на-
зываемого «закрепления достигнуто-
го», возглавляемыми Моррисоном.
	Ливанская и сирийская
печать против
присоединения арабских
стран к англо-
американскому
военному блоку
	БЕЙРУТ, 28. (ТАСС). Некоторые
ливанские и сирийские газеты, от-
ражая мнение широких народных
масс, выступают против присоедине-
ния арабских стран к англо-амери-
канскому военному блоку. Они рез-
ко критикуют действия реакционных
арабских руководящих кругов, кото-
рые готовятся к этому за кулисами,
в тайне от народа. Так, например, га-
зета «Барада» пишет: «В настоящее
время.нам угрожает опасный заговор,
который имеет целью втянуть Hac B
будущую войну и связать нашу судь-
бу с англо-американским блоком. Нас
заставляют подписать договор о со-
юзе, втягивают в средиземноморский
блок, хотят, чтобы мы предоставили
наших людей и наши ресурсы в рас-
поряжение Англии и Америки, KOTO-
рые используют их в войне против
Советского Союза. Они хотят лишить
нас независимости. Наши лидеры
идут на это, несмотря на то, что это
не приносит арабам ничего, кроме не-
счастий. Они ищут дружбы с Ан-
глией, хотя она нисколько не изме-
нила свою империалистическую по-
литику в Египте, Ираке и Трансиор-
дании. Они осуждают на казнь и на
каторжные работы коммунистов в
Ираке лишь для того, чтобы удовле-
творить интересы Англии».

Газета «Аш-ЦТарк» также крити-
кует реакционных лидеров арабских
стран и органы печати, ведущие про-
паганду в пользу Западного блока,
Средиземноморского и Атлантическо-
го пактов. Газета называет их аген-
тами империализма и считает, что
они стремятся получить личные вы-
годы за счет несчастья своих стран
и народов.

Газета призывает арабов сформиро-
вать новые национальные правитель-
ства, которые могли бы спасти арабз
ские страны от империализма и его
агентов.
	Omo6eciwdoy
	эк НА ЮГЕ Румынии начались ве-
сенние полевые работы. Все новые и
новые товарищества по совместной
обработке земли организуются в се-
лах уездов Брашюв, Браила, Бузэу.
Тулча, Яломица и др. Они заключа-
ют договоры с машинно-тракторны-
ми станциями на проведение полевых

работ.

%& БУДАПЕШТСКАЯ газета «Са-
бад неп» сообщает, что тираж ее в
будние дни достигает 349.000 экз.,
а в воскресные — 400.000 экз.

к ВАШИНГТОНСКАЯ печать со-
общает, что суд над членом палаты
представителей Томасом, обвиняемым
в казнокрадстве, не начнется, повя-
димому, в назначенный срок — 7
марта — ввиду «ухудшения» здо-
ровья Томаса.

* ГОСУДАРСТВЕННЫЙ депар-
тамент сообщил, что Соединенные
Штаты открыли 28 февраля свою
дипломатическую миссию в Аммане
(Трансиордания).
	ОТЕЦ
РУССКОЙ
ФЕНОЛОГИИ
	ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА
Д. Н. КАЙГОРОЛОВА
	ЛЕНИНГРАД, 1. (ТАСС). Вчера

состоялось заседание фенологической
комиссии Всесоюзного  географичес-
кого ‘общества, посвященное 25-летию
со дня смерти профессора Д. Н. Кай-
городова.
_ Член географического общества
А. В. Смирнов сделал доклад о жиз-
ни и трудах выдающегося знатока и
пропагандиста русской природы.
	еще в начале 80-х годов прошлого
века профессор Петербургского лес-
ного института Д. Н. Кайгородов на-
чал регулярные наблюдения сезон-
ных явлений в природе. Им впервые в
России была организована широкая
фенологическая сеть. Свою работу
Д. Н. Кайгородов — «отец русской
фенологии» — особенно широко раз-
вернул в годы советской власти. Це-
лые поколения педагогов-естествен-
ников прошли через школу в Лесчом,
где Кайгородовым была создана фе-
нологическая станция.

Сейчас деятельностью фенологиче-
ской сети в СССР руководит комис+
сия, носящая имя Д. Н. Кайгородова.
В Лесновском парке в Ленинграде ор-
ганизован центральный фенологиче-
ский пункт,
	Вечером у Центрального дома Красной Армии.
		Праздник на стадионе „Динамо“
		Серьезный спортивный спор пред-
стоит. В соревнованиях зимней спар-
такиады РСФСР на приз имени Х1
с’езда ВЛКСМ принимают участие
почти все сильнейшие конькобежцы
страны. Столик с призами установ-
лен здесь же, на ледовом поле ста-
диона.

Соревнования открыла команда де-
вушек, затем на старт вышла миро-
вая рекордсменка заслуженный  ма-
стер спорта Зоя Холщевникова.

Пятьсот метров —^ дистанция са-
мых высоких скоростей. Здесь счет
идет долями секунды. Лучшие ре-
зультаты среди девушек показали
Богданова и Донченко (54 с.). Луч-
шее время дня для женщин у’ заслу-
женного мастера спорта Зои Хол-
щевниковой. Ее результат—51 секун-
да. Только три десятых секунды про-
игрывает ей Марианна Валовова.
	Чемпион Советского Союза Юрий
Сергеев уверенно занимает’ первое
место в коронной для него дистан-
ции, пройдя 500 метров за 45,9 се-
кунды.

Победители с хрустальными приза-
ми в руках совершают круг почета
по стадиону.

На лед вышли фигуристы“ Россий-
ской Федерации, показавшие свое от-
точенное мастерство. Особенно тепло
приветствовали зрители чемпионов
CCCP no фигурному катанию Т. Гра-
наткину и А. Толмачева. Их высту-
пление было богато украшено pyc-
ским национальным орнаментом.
	Массовый вальс фигуристов на
ледяном паркете катка стал чудес-
ной заставкой, заключившей  живо-
писный спортивный праздник на ле-
довом поле стадиона «Линамо».
		Г Коньки у нас любят издавна. Са-
Ba природа России с ее бесконеч-
выми реками, озерами, прудами по-
могла развитию этого спорта высо-
кнх скоростей. Москва — столица
нашей Родины — не раз давала чем-
пионов ледяных дорожек, с достоин-
ством защищавших спортивную честь
отечества на международных сорев-
вованиях.

Кто у нас не катается на конь-
хах! И футболисты, и легкоатлеты, и
пловцы перзый свой шаг в спорте
часто делали на льду. Вот почему с
таким интересом встретили москвичи
открытие второй зимней спартакиа-
ды РСФСР, состоявшееся вчера на
стадионе «Динамо».

Необычайный вид имел самый боль-
шой каток нашей страны. Хвойные
гирлянды, зеленеющие, словно моло-
дой ельник, делали его похожим на
лесную опушку. Неожиданно разы-
гравшаяся над стадионом пурга как
бы подтвердила это подобие.

Перед заснеженными трибунами,
где разместились тысячи зрителей,
выстроились шестьсот шестьдесят че-
тыре участника и участницы парада
— представители 59 городов,  обла-
стей, краев и автономных республик
Российской Федерации. Сквозь звезд-
ную метель наши скороходы и ско-
роходки в ярких разноцветных ко-
стюмах казались  снегурочками и
«братьями — зимними месяцами» из
волшебной сказки.

Командовал парадом ветеран конь-
кобежного спорта 11-кратный чемпи-
он страны Яков Мельников. С при-
ветствнем к участникам обратился
председатель Комитета по делам
физической культуры и спорта при

(Совете Министров РСФСР С. В.
Пушнов.
Торжественным маршем проходят
	иимо трибун лучшие скороходы Фе-
дерации. Здесь увешанные медалями
ветераны русского конькобежного
спорта, заслуженные мастера спорта
Василий и Платон Ипполитовы, ста-
	ОТКРЫТИЕ ЗИМНЕЙ
СПАРТАКИАДЫ РСФСР
		рейшие конькобежцы Григорий Ку-
шин и Никита Найденов. Здесь и
сегодняшняя слава нашего спорта—
чемпионы СССР и РСФСР, наша та-
лантливая спортивная молодежь. И
в то же время перед нами как бы
география РСФСР — первой среди
равных советских республик. Ka-
зань и Свердловск, Иркутск и Мо-
лотов, Челябинск и Киров, Горький,
Тула, Улан-Удэ, многие города Рос-
сийской Федерации прислали в Мо-
скву на зимнюю спартакиаду своих
скороходов.

Пример лучших вдохновляет на-
ших спортсменов. Под гром аплодис-
ментов совершают круг почета побе-
дители первой спартакиады РСФСР
абсолютные чемпионы РСФСР инже-
вер Маргарита Антонова и студент.
Юрий Головченко.

Горячо приветствуют трибуны по-
бедителей международных соревнова-
ний  двукратную чемпионку мара
Марию Исакову и ее подруг Зою
Холщевникову, Римму Жукову и
Марианну Валовову, также соверша-
ющих круг почета по ледяной до-
рожке стадиона. Спортсменки Рос-
сийской Федерации, русские конько-
бежки первыми начали штурм ми-
ровой таблицы рекордов, добились
мирового первенства.

Удивительно красив, торжественен
марш участников парада. Растянув-
шись, они опоясывают стадион ог-
ромным, сверкающим в лучах  про-
жекторов венком славы. Живо пред-
ставляешь себе в эти минуты бес-
численные зимние стадионы, раски-
нувшиеся по всей стране, слышишь
скрип коньков о лед. Миллионы на-
ших скороходов прислали сюда, в
Москву, на стадион «Динамо», луч-
ших из лучших.
	Американские
онкупационные власти
покрывают военного
	преступ

ника
	БУДАПЕШТ, 1. (ТАСС). Как со-
общает Венгерское телеграфное агент-
ство, американские военные власти
в Западной Германии отказались
удовлетворить просьбу венгерского
правительства о выдаче для привле-
чения к суду военного преступвика,
бывшего бургомистра Ужгорода Лас-
ло Мегаи. Мегаи совершил ряд
крупных военных преступлений.

В связи с необоснованным‘ отказом
американских военных властей агент-
ство указывает, что международное
общественное мнение законно может
поставить вопрос: неужели истязание
многих тысяч людей не является до-
статочной причиной для того, чтобы
преступник предстал перед судом?
Это — не первый случай отказа, го-
ворится далее в сообщении, и он яр-
ко освещает политику американских
оккупационных властей.
	ЗАБАСТОВКА
РАБОЧИХ ПЕКАРЕН
В НЬЮ-ЙОРКЕ
	СТОКГОЛЬМ, 1. (ТАСС). Радио
Стокгольма передало сообщение о
том, что рабочие и служащие шести
хлебопекарен в Нью-Йорке, удов-
летворяющих 70’ проц. потребности
города в булочных изделиях, басту-
	ют. В забастовке участвуют тысяча
	пятьсот возчиков хлеба и шесть ты-
сяч других рабочих и служащих
этих пекарен.
		Сегодня с утра_на стадионе «Дина-
мо» идут конькобежные соревнова-
ния для мужчин на дистанции 1.500
и 10.000 метров.

На катке «Динамо» (Петровка)
идут соревнования по фигурному ка-
танию на коньках.
	Вл. Остров.
	ГГриоритет русской науки
	доме литераторов
	Вечер в Центральном
	Одна из важнейших тем современ-
ной советской литературы — это те-
ма истории русской науки.

В 1948 году советские писатели
создали немало книг, рассказываю-
щих о благоролных национальных
Тралициях науки великого русского
народа, о бесспорном приоритете рус-
ских ученых в самых различных об-
ластях науки и техники. Некоторые
из этих книг обсуждались на первом
вечере «устных рецензий», организо-
ванном секцией научно-художествен-
ной литературы Центрального дома
литераторов.

Интересную рецензию о книге «Ва-
силий Васильевич Докучаев», написан-
ной И. и Л. Крупениковыми, сделал
И. Иноземцев. В. В. Докучаев, отме-
TH рецензент, вошел в историю нау-
ки как основатель почвоведения —
одной из важнейших отраслей есте-
ствознания, в которой замечательный
русский ученый справедливо видел
	„^счу
все знать“
	УСТНЫЙ АЛЬМАНАХ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ДОМА
РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ
	_ Опыт Центрального дома работ-
ников искусств, издающего yCTHB
журнал «Новости жизни», ° широко
подхвачен клубами Москвы и дру-
гих городов СССР. Расширяя эту
интересную форму организации куль-
турного отдыха, ЦДРИ приступил к
изданию ежемесячного альманаха
«Хочу все знать». Альманах предна-
значен для массовой аудитории. Это
театрализованный устный журнал, ко-
торый в живой форме знакомит слу-
шателей с новостями международной
жизни, науки и техники, литературы
и искусств, физической культуры и
спорта.

На-лнях вышел четвертый номер
альманаха. В программе было много
интересных выступлений. Кандидат
физико-математических наук Е. Сава-
ренский сделал сообщение на тему:
«Землетрясения и их причины». Со-
общение сопровождалось демонстра-
цией научно-технического фильма. В
разделе «Техника» слушателям пока-
зали в действии новый советский зву-
козаписывающий аппарат МАГ-5. В
разделе «Музыка» выступили заслу-
женный артист РСФСР А. Королев и
артист М. Матвеев, исполнившие но-
вые песни советских композиторов.
Театральный раздел был представлен
отрывками из премьеры Центрально-
то детского театра «Где-то в Сибири»
в постановке заслуженного деятеля
искусств Г. Товстоногова. Мастера
цирка продемонстрировали Ффрагмен-
ты из премьеры «Рапортуем москви-
чам».

_ Альманах закончился выступлением
радиокомментатора В. Синявского.
Он познакомил аудиторию с чемпи-
оном мира по конькам М. Исаковой,
чемпионом мира по поднятию тяже’
стей Г. Новаком и выдающимся CO-
BOTCKHM мастером конькобежного

спорта 3. Холшевниковой.
	лучшее средство для поднятия сель-
ского хозяйства и избавления его от
неурожаев. Научные идеи Докучаева
помогают советским ученым в осу-
ществлении гениального сталинского
плана преобразования природы засуш
ливых районов страны. Книга И. и Л.
Крупениковых наглядно, в живой и
популярной форме утверждает тот
факт, что научные идеи Докучаева
являются нашими, национально-рус-
скими идеями.

Резкую оценку получила на вечере
повесть Д. Дара «В добрый час»,
посвященная жизни и творческой дея-
тельности выдающегося русского уче-
ного К. 9. Циолковского. Д. Дар,
как заявил рецензент В. Сытин, чу-
довищно извратил образ ученого,
представив его в виде юродивого чу-
дака, истерика и пессимиста. Непра-
вильно показан процесс творчества
Циолковского. Непозволительно из-
вращены общеизвестные факты био-
графии. Помимо этого Дар гнусно
клевешет на ученого, приписывая
ему низкопоклонство перед западной
техникой. Книга Д. Дара является
антипатриотической писаниной, вся-
чески принижающей труд и творче-
ство выдающегося советского учено-
ro.

Вечер вел председатель секции
научно-художественной — литературы
лауреат Сталинской премии писатель
Н Михайлов.

В 1-м Московском медицинском институте. Комната для лабораторных работ студентов.
	на в Нариже и для своего времени
являлась произведением с ясно вы-
раженными — прогрессивно-освободи-
тельными тенденциями.

В 1848 году, когда Сметане испол-
нилось 24 года, его общественные
симпатии были уже вполне опреде-
лены. Так, во время пражского вос-
стания в 1848 году он сочинял песни
и марши для национальной чешской
гвардии и посвятил восставшим
свою приветственную увертюру. К
этому же времени следует отнести
ясно осознанную Сметаной мысль о
возрождении чешской музыкальной
культуры. Он организует музыкаль-
ный институт, выступает с концерта-
ми, пишет произведения, связанные с
интонациями чешского народного
творчества. Однако чем больше рас-
ширялась деятельность Сметаны, тем
сильнее он чувствовал гнет реакции
ив 1856 году был вынужден поки-
нуть родину, поселившись в Швеции,
К этому времени относится его сбли-
жение с Листом, у которого он го-
стил в Веймаре.
	В 1861 году Сметана возвращается
на родину, и начинается самый пло-
дотворный период его творческой
деятельности, который совпадает с
под’емом духовных сил народа. Про-
играв войну с Италией в 1859 году,
австрийское правительство вынужде-
но было дать некоторую свободу и
чехам. Тем не менее не следует ду-
мать, что Сметана не встречал ни-
каких трудностей на своем пути.
Все музыкальные учреждения нахо-
дились в руках австрийцев. В этих
условиях громадное значение полу-
чила борьба за’ создание чешского
	театра, на сцене которого звучала
бы чешская ‘речь. И Сметана с эн-
тузиазмом принял участие в этой
борьбе. В 1862 году в Праге был от-
крыт временный театр и начата
всенародная подписка на сооружение
постоянного театра. Задолго до его
открытия Сметана написал свою опе-
ру «Либуша», но не разрешал ис-
пслнения ее десять лет, до откры-
тия театра. Когда. же наконец театр
был готов и опера Сметаны была ис-
полнена, композитор не смог ее ус-
лышать, так как его постигло тяже-
лое несчастье — внезапная глухота.

Возвращаясь к творческой дея-
тельности Сметаны, следует сказать
об ее многообразии. Он являлся ди-
рижером чешской оперы и чешской
филармонии, одним из организаторов
и хормейстером крупнейшего певче-
ского общества «Глагол».

Будучи блестящим — пианистом,
Сметана часто выступал с концерта-
ми. Вокруг него группировались мо-
лодые композиторские силы, среди
которых был замечательный мастер
Антонин Дворжак. Сметана высту-
пал и как музыкальный критик, бо-
ровшийся в своих статьях за чеш-
скую национальную музыку.

К этому времени относится созда-
ние шедевра Сметаны — оперы
«Проданная невеста». Написанная в
1866 году, она сразу же завоевала
любовь чешской публики и вскоре
прозвучала на оперных сценах всего
мира. В России она была поставлена
впервые в Мариинском театре под
управлением Направника. «Проданная
невеста» явилась ярчайшим выраже-
нием национального чешского ис-
	ИЛАССИП.
ЧЕШСКОЙ
МУЗЫНИ
	3 АВТРА исполняется 120 лет со дяя
рождения Бедржиха  Сметаны.
Произведения этого замечательного
композитора, с такой силой и полно-
той выразившего в своем творчест-
ве душу и характер родственного
нам славянского народа, весьма по-
пулярны у советских слушателей.
Сметана родился в 1824 году. Его
детские и юношеские годы прошли в
атмосфере тяжелой реакции, начав-
шейся со времен реакционного «Свя-
шенного союза» европейских держав,
центром которого была Вена, являв-
шаяся в то же самое время и цент-
ром национального угнетения чехов.
Это угнетение, начавшееся — после
трагической для чехов битвы при
Белой горе в 1621 году, продолжа-.,
лось три столетия, но не смогло, од-
нако, ни сломить, ни подавить ду-
ховные силы народа и, в частности,
не смогло искоренить самобытность
чешского музыкального мышления.
Сметана еще в раннем детстве об-
наружил исключительные музыкаль-
ные способности. Шести лет он вы-
ступил в концерте с исполнением
  на рояле увертюры Обера «Немая из
Портичи». Эта опера чуть ли не за
год до того была впервые поставле-
	кусства, отразив жизнь и чувства
родного народа. Именно потому она
и завоевала мировую известность. В
музыке оперы нашел свое выражение
	свойственный чешскому народу оп-
тимизм, который помог ему перено-
сить самые тяжелые испытания, вы-
павшие на его долю. Как правильно
пишет биограф Сметаны профессор
Зденек Heenan, «чехи видят в
«Проданной невесте» больше, чем ве-
селое, забавное произведение. «Про-
данная невеста» оказала в эпоху
борьбы за национальное существова-
ние неоценимые услуги тем, что все-
ляла в души борцов радость и веру».

Сила музыки «Проданной невесты»
прежде всего в ее яркой мелодично-
сти и в реалистических  характери-
стиках ее персонажей. Она является
одной из вершин комической оперы
ХГХ века.

Невосредственно после «Продав-
ной невесты» была написана герои-
ческая опера «Далибор». Содержа-
ние ее взято из исторической пове-
сти, героем которой является на-
родный борец за свободу. Эта опера
отражает другую сторону в творче-
стве Сметаны, отдавшего много сил
разрабатке — героико-патриотической
темы. Если в «Проданной невесте»
проявились юмор и оптимизм, свой-
ственные чешскому народу, то в
опере «Далибор» нашла отражение
готовность народа бороться за свою
свободу и независимость.
	Тероико-патриотическая тема раз-
вита Сметаной и в симфонической
музыке, в которой наиболае  значи-
тельным является цикл  симфониче-
ских поэм «Моя родина». В этих