менщины-—великая сила
пиалистического общества.
	жизни в нашей стране стало возмож-
ным лищь в результате Великой. Ок-
тябрьской социалистической  револю-
ции. С рабским положением женщи-
ны было покончено с первых дней
существования советской власти.
	Партия Ленина—Сталина подняла
роль женщины в советской стране
на небывалую высоту. Женщины в
CCCP — равноправные гражданки,
Беспредельная Яюбовь К Родине,
верность нартин болышевиков. и ра-
дость свободного творческого’ труда
отличают советскую женщину, пла-
	  менную патриотку своей стравы.
	«Мы должны приветствовать ра-
стущую. ‘общественную активность
трудящихся женщин и их выдвиже-
ние на руководящие посты; как -не-
	сомненный ‘признак ‘роста нашей
культурности», — говорит товарищ
Сталин, т .
	За годы довоенных сталинских пя-
тилеток число жевщин, занятых в
промышленности, на транспорте и в
строительстве, выросло в четыре ра-
за. Видное место занимают женщины
в науке и искусстве) Только в уч-
реждениях Академии наук’ работает
	no’ 4 тысяч женщин. Из них 600
имеют ученую степень доктора й
кандидата наук. 291 — звание’ про-
	фессора. Свыше 2 ллионов жен-
щин работает на бйагородной ниве
народного просвещения, обучает и
воспитывает . наших детей — буду-
щих строителей ` коммунистического
общества.

В нашей стране воспитание детей
является почетным общественным
долгом. Советское государство ока-
зывает большую помошь женщине-
матери. Многодетные матери полу-
чают государственное пособие. Толь-
ко в нашей стране труд матери, вы-
растившей многих детей, приравнен
к важным государственным заслу-
гам. Для женщины-матери  прави-
тельство установило почетное звание
«Мать-героиня», учреждены орден
«Материнская слава» и «Медаль ма-
теринства».
	В советской стране развеяна в
прах реакционная» легенда о якобы
духовной неполноценности женщин.
	Только Великая Октябрьская co-
циалистическая революция осущест-
вила истинное, а не мнимое равно-
правие женщин, сделала возможным
привлечение женщин к обществен-
ной деятельности. Это умножает си-
лы народа и способствует прогрес-
сивному развитию общества. Только
марксизм-ленинизм дал единственно
правильную научную теорию жен-
ского вопроса, вскрыл коренные при-
чины  неравноправного положения
женщины в буржуазном обществе,
поставил борьбу за раскрепощение
женщин в неразрывную связь с об-
щими задачами борьбы пролетариата
за свое освобождение, за ликвида-
цию классового общества и победу
коммунизма.

Никогда ни в одной стране жен-
щины не играли такой огромной ро-
ли в жизни государства, как в Совет-
ском Союзе. Сталинская Конститу-
ция гарантирует полное осуществле-
ние гражданских прав женщин. Жен-
щина государственный деятель в на-
шей стране — обычное явление. Бо-
лее 1700 женщин является депута-
тами Верховных Советов союзных и
автономных® республик.

Женщины составляют огромный
отряд советской интеллигенции. Нет
такой отрасли науки, техники, искус-
ства, литературы, в которой они. не
	участвовали бы и не достигали усие-
хов в своей творческой деятельности.

Советские женщины являются пла-
менными патриотками. своей Родины.
Они впибали яркие страницы в исто-
	prio Великой Отечественной войны.
	Тысячи женщин были участницами
боёв с немецкими захватчиками. От-
важные связистки, летчицы, снайпе-
ры, зенитчицы, медицинские сестры,
не шадя жизни, сражались с врагом
	`и сыграли. большую роль в ускоре-
	нии победы.
	П РОЙДИТЕСБ по: конструкторским
бюро, лабораториям, загляните в
производственные цехи. автозавода
имени Сталина; и. вас поразят обилие
новой техники; сложность и исклю-
чительная точность . технологических

процессов.
Коренным образом изменился со-

став оборудования, иной стала произ-
водственная технология, иными ста-
ли и люди. По-новому они строят
свою работу, по-новому организуют
производство.

Присмотритесь к работе любой
стахановки. Все здесь продумано,
взвешено, учтено. Идет упорная
борьба за минуты и секунды, из чего
и слагается общий успех,

Хороших результатов’. добилась
А. А. Овчинникова,  ‘овладевшая
сложной специальностью — кузнеца.
Все у ней рассчитано: и сколько
нужно заложить в. печь заготовок, и
как лучше использовать каждый ход
машины, и как сократить время на
очистке поковки от окалины. А. А,
Овчинникова выгадывает на каждой
детали по 20—25 секунд, а это поз-
воляет.ей повышать выработку в
полтора-два раза.

Сотни работниц автозавода’ уже
завершили свои пятилетние нормы.
Среди них прессовщицы Н. С. Чири.
кова и Т. К. Фролова, токари-авто-
	матчицы П. Т. Лосева, М. А. Багря-
нова, О. И. Пенькова, К. А. Черка-
сова, станочница деревообрабатыва-
юшего цеха М. П. Пронякина. Bee
они активные рационализаторы.

В заводском коллективе немало
женшин-новаторов. Лабораторию. ма-
сел и автомобильного топлива воз-
главляет инженер-химик О. С. 06-
леухова. Она — автор десятка науч:
ных трудов. Ею составлена рецепту-
ра охлаждающих жидкостей для об
работки алюминия и, шлифовки сталь-
ных изделий, созданы  безжировые
солидолы, которые широко исполь-
зуются в промышленности. Много
пользы заводу приносит лаборатория
антикоррозийных покрытий, которой
руководит тов. Карповская.
	Активно проявляют себя три жен:
	ских коллектива рационализаторов,
Один из них возглавляет лучший
технолог завода Е. Л. ‘Левашева,
Женшины-рационализаторы арматур-
ного цеха работают над вопросамя
экономии олова и баббита, термиче-
	ЭТОМ году советские. женщины
встречают Международный жен-
ский день 8 марта в обстановке. но-
вого политического и трудового
под’ема народа в борьбе за торже-
ство коммунизма в нашей стране.
Глубокие, неразренимые противо-
речия потрясают мир капитализма.
Надвигающийся кризис, рост безра-
ботицы, новая волна наступления
буржуазии на трудящихся, попыткв
империалистов выйти из послевоен-
ных затрудкений путем разжигания
новой мировой войны принесли и
ежедневно приносят людям труда не-
исчислимые белствия и лишения.
	Велико преимущество советской
системы хозяйства перед системой
капиталистической. Наша промыш-
	ленность, с превышением вынолнив-
Wan план первых ‘трех лет послево-
енной сталинской пятилетки, из Меся-
ца в месяц наращивает темпы про-
изводства, создавая необходимые ус-
ловия для досрочного выполнения
пятилетки. Социалистическое сель-
ское хозяйство добилось выдающего-
ся успеха, В 1948 году сбор зерно-
вых культур составил свыше 7 мил-
лиардов пулов и без малога достиг
довоенного уровня.

Эти новые блестящие победы 6©03-
дали все условия для дальнейшего
говышения жизненного уровня тру-
дящихся нашей страны. Проведён-
ное правительством с 1 марта новое
снижение цен на товары массового
погребения даст в течение года на-
селению выгоду в 48 ‹миллиарлов
рублей только по линии государст-
венной розничной торговли, а если
учесть снижение Цен в .кооператив-
ной и колхозной торговле, то эта вы-
года составит 7! миллиард рублей.
Это новое ‘проявление сталинской
заботы о благе народа является яр-
ким свидетельством роста сил и
могущества нашей страны.
	Активно участвуя во всех обла-
стях политической, хозяйственной и
культурной жизни страны, советские
женшины видят Плодотворные ре-
зультаты своего труда и в бурном ро-
сте социалистической промышленно-
сти, и в быстрых темпах развития
сельского хозяйства, и в расцвете
советской культуры.

Ленин, глубоко веривший в твор-
ческие силы народа, писал: «...сре-
ди работниц и крестьянок имеется
во много -раз’ больше, чем нам изве-
стно, организаторских талантов, лю-.
дей обладающих уменьем наладить
практическое дело...»

Среди передовиков послевоенной
пятилетки немало женщин. Опыт
ореховской ткачихи Марии Волковой,
бригадира молодежной бригады заво-
да малолитражных автомобилей Анны
Кузнецовой, бригадира завода «Крас-
ный богатырь» Клавдии  Зеновой,
опыт тысяч других работниц, показы-.
вающих примеры творческой инициа-.
тивы и новаторских начинаний, под-
хвачен во всех отраслях промышлен-
ности. :

Среди знатных людей, ознамено-
вавших 1948 год трудовыми подви-
гами, мы видим стерженщицу авто-
завода имени Сталина Нину` Василье-
ву, бригадира электролампового за-
вода Валентину Хрисанову, ткачиху
комбината «Трехгорная мануфакту-
ра» Клавдию Желтову, моториетку
швейной фабрики «Красная швея»
Александру Кузьмину и многих дру-
гих.

На полях колхозов и совхозов жен-
шины показывают образцы героиче-
ской борьбы за передовую агротех-
нику. за повышение плодородия зем-
ли, ведут неустанвую работу по осу-
ществлению сталинского плана пре-
образования природы. Самоотвержен-
ная работа многомиллионной армии
колхозниц помогла нашей стране
превзойти довоенный уровень уро-
жайности зерновых культур.

Активное участие женщин в про-
язводственном труде и политической
	Цифры

— и факты —
	х ПОЧТИ ПОЛМИЛЛИОНА
женщин участвует в управлении со-
пиалистическим государством в Ka-
честве депутатов местных советов.
Более 1.700 женщин является депу-
татами Верховных Советов союзных
и автономных республик. 277 жен-
щин избраны в Верховный Совет
Союза ССР второго созыва. Среди
депутатов Московского городского
совета — 503 женщины; в районных
советах Москвы 1.831 женщина.

\ ЗА МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ,
	проявленные на фронтах . Великой
„Отечественной войны, награждены
орденами и медалями 120 тысяч
женщин. 69 отважным патриоткам
присвоено звание Героя Советского
Союза.
	3 В МОСКВЕ в 19456 году за выс-
лугу лет и безупречную работу ор-
денами и медалями Союза награжде-
ны 4.278 учителей, из них 3.694 жез-
щины.

х В СССР среди специалистов,
имеющих законченное высшее обра-
зование, 43 процента составляют жен-
шины. За выдающиеся ‘достижения,
открытия и изобретения женщинам
присуждено свыше 200 Сталинских
	премий

Ж В 1948 ГОДУ двадцати моск-
вичкам присвоена ‘ученая степень
доктора наук. 280 женщинам, рабо-
	тающим в столице, присвоена узеная
степень кандидата наук.  Шестнад-
пать москвичек утверждены в 1948
голу в звании профессора, девяносто
стали доцентами, свыше ста женщин
заняли должности старших научных
	сотрудников.
x 318 MOCKBHYEK удостоены
почетного звания  «Мать-героиня».
	17.905 матерей, воспитавших пять и
более детей, награждены орленами
и мелалями. ‘Орген «Материнская
слава»   степени вручается матерям,
родившим и воспитавиим девять де-
тей. Эта награда вручена 536 моск-
вичкам. Орденом «Мотеринская сла-
pas И степени награждены 1.478
женщин, живущих в Москве, орде-
ном «Материнская слава» ПШ] степе-
ни — 3.503. «Медаль материнства»
Т степени вручена 4.209 москвичкам,

«Медаль материнства» Il степени
— 8 179.
	«Навсегда войдут в историю `0ес-
примерные трудовые подвиги совет-
ских женщин и нашей славной моло-
дежи, вынесших на своих плечах ос-
новную тяжесть труда’ на фабриках
и заводах, в колхозах и совхозах»,—
сказал товарищ Сталин.
	В капиталистическом мире права
женщин ограничены. В Швейцарии,
Бельгии, Мспании, Греции и других
странах женщины лишены. избира-
тельных прав. В США, Англии,
Франции и Японии, ‘где женщинам
формально даны политические права,
они в силу эксплоататорского  харак-
тера общественного строя в этих
странах не могут использовать воз-
можностей, предоставленных им кон-
ституцией. Лживый и лицемерный ха-
рактер буржуазной демократии. ска-
зывается, в частности, в том, что су-
ществуют многие унизительные огра-
ничения женщин в правах семейных,
имущественных, ‘трудовых. В США и
Англии за одну и ту же работу жен-
шины получают заработную плату
на 30—50 процентов меныше, чем
мужчины. При увольнении рабочих
в первую очередь увольняются жен-
щины,.

Международный женский — день
8 марта в этом году женщины всего
мира будут отмечать в обстановке
дальнейшего обострения общего кри-
зиса капитализма, в условиях роста
и укрепления сил социализма, борь-
бы демократического лагеря за уста-
новление прочного и длительного ми-
ра. Трудящиеся женщины всего мирз
проведут свой международный праз-
дник под знаком. дальнейшего спло-
чения своих сил и укрепления еди-
ного фронта борьбы против поджига-
телей новой войны, за прочный мир,
за демократию.
	В постановлении ЦК ВКП(б) «О
Международном женском дне 8 мар-
та» говорится:
	«Завоевания советского строя,
равноправное положение советской
женщины, ее быстрый духовный и
политический рост служат вдохнов-
ляющим примером для женщин все-
го мира в их борьбе за счастье тру-
дящихся, за торжество идей социа-
лизма и демократии. На борьбу с
	эксплоатацией, бесправием и гнетом.
	буржуазного строя поднимаются тру-
дящиеся женщины капиталистическо-
го мира и колониальных стран».
	Советские женщины, подведя се-
годня славные итоги пройденного пу-
ти, с еще большей энергией и на-
стойчивостью будут бороться за
дальнейшее укрепление могущества
социалистического государства. Своей
счастливой и радостной жизнью со-
ветские женщины, как и все трудя-
щиеся нашей страны, обязаны вели-
кой партии Ленина-—Сталина, отцу и
учителю советского народа, нашему
гениальному вождю товарищу
Сталину.

Е. Фурцева,
секретарь Фрунзенского РК
ВКП(б).
	Международный женский день стахановки Москов во 2 KAKYITIKUEBA.
к Л. ГОЛЬЦЕВА, мастер сборки Н. ЕГОРОВА, браслетчица Е. KOKYHIKHBA, Kome-
к Л. ГОЛЬЦЕВА, ат в B. PHBHHA w macTep mexa A. rPMIOM-
	перевыполнили производственные задания,
Фото В. БОРИСОВА и М. ОЛЕХНОВИЧ.
	Славными делами встретили 2№%245;
СНИМКЕ: сборщица покрышек Л.
	орг сборочного цеха В. РУСНЯК, учетчица В.
	НА, В канун 8 марта стахановки
			Мы— дочери
			Мария Кожевникова возглавила
другую бригаду. Здесь, имея уже
опыт, она с первых же дней начала
	готовить токарей-наладчиков. LLBH-
жение ширилось. Оно охватило все

бригады.
	На многих предприятиях подхвати*
ли замечательное начинание бригади-
ра Кожевниковой. Ее труд высоко
оценило советское правительство, на-
градив Марию Кожевникову орденом
Трудового Красного Знамени. За при-
менение новых методов организации
труда, обеспечивших значительное
высвобождение квалифицированной
рабочей силы, Кожевниковой была
присуждена Сталинская премия. Так
к ней пришла слава.

Уже в течение нескольких лет Ко-
жевникова работает мастером авто-
матно-прокатного цеха. Передовой
цех из месяца в месяц перевыполняет
план. Но мастер поетоянно ищет воз-
можностей еще больше повысить вы-
работку, улучшить качество продук-
ции. Кожевникова занялась изучени-
ем причин брака. О своих выводах
она рассказала коллективу ‘цеха. Со-
брание, на котором мастер Кожевни-
кова выдвинула лозунг «Ни одного
грамма металла в брак», проходило
в один из январских дней. Оно было
бурным. Выступали токари, работники
ОТК. Каждый вносил конкретные
предложения. Итог подвели в обяза-
тельстве, взятом всем коллективом
цеха. Об этом решении сейчас же
стало известно рабочим другой сме-
ны. Они поддержали предложение

ожевниковой. „Так мастер ГИЗ. Ма-
рия Кожевникова подняла на за-
воде движение за работу без брака.
	Руководить большим коллективом
нелегко. Мария Кожевникова пони-
мает, что если она’ забудет о книге,
то скоро запас ее знаний истощится.
И она учится упорно и настойчиво,
посещает курсы мастеров, много чи-
тает. Ее настольной книгой стал
«Краткий‘ курс истории ВКП(б)».

Много времени отдает Мария Ко-
жевникова общественной деятельно-
сти. Она — депутат Московского го-
родского совета, принимает активное
участие в работе жилищной комис-
сии.
	Е. Вилина.
		Мастер автоматно-токарного
		ЕРВОИ подала заявление токарь

М. Новикова. Она написала, что
не нуждается. больше в помощи
бригадира-наладчика. Через несколь-
ко дней-с просьбой поручить им са-
мим производить наладку станков об-
ратились к администрации и другие де-
вушки. Бригадир-наладчик Мария Ко-
жевникова, от помощи которой так
решительно отказывались токари, тор-
жествовала свою первую победу.

„.В один из дней, когда цех рабо-
тал особенно напряженно, почти од-
новременно остановили свои станки
два токаря. Надо было сменить рез-
цы. В умении быстро наладить ста-
нок с Марией Кожевниковой соперни-
чали немногие. И все же прошло не-
мало времени, прежде чем оба тока-
ря снова приступили к работе. В тот
день возникло решение — научить
каждого члена бригады налаживать
свой станок. А у станков стояли еще
не очень опытные работницы. Они
заменили мужчин, ушедших на фронт.
Но девушки не ‘испугались трудно-
стей. Они горячо поддержали инициа-
тиву своего бригадира. Началась уче-
ба. Через три месяца все двенадцать
токарей — члены бригады Кожевни-
ковой научились налаживать свои
станки. Они отказались от помощи
своего бригадира.
	СТАХАНОВКИ,
_ КОМАНДИРЫ ПРОИЗВОДСТВА,
ДЕПУТАТЫ
	Славная плеяда знатных женщин
московской промышленности растет
с каждым днем. Только в одном
Москворецком районе 789 работнин
досрочно выполнили по пять годо-
вых заданий и сейчас работают 8
счет 1951 года.
	Женщины занимают ответственные
посты в промышленности, руководят
предприятиями, цехами;  сменами,
участками и успешно справляются с0
своими сложными обязанностями.

Женщины Москвы активно. участ-
вуют в общественной и государ-
ственной деятельности.
	ема посетителей. 2.
	Станки поют,

Как вешние ручьи,
Моря хлебов

Качает вольный ветер.
Отчизна-мать!

Мы — дочери твои,
Родней тебя

Нет матери на свете!-
	Когда тебе

Грозил смертельный враг,
В шинелях серых

В бой мы уходили,

В полях колхозных,

В заводских цехах

Всей нашей жизнью

Мы тебе служили!
	Сегодня ты

По тем следам войны
На мирный труд
Ведешь своих героев.
И наши руки

Родине нужны,

И мы живем

Одной с тобой судьбою!
	3   ской обработки  сталебаббитовой
ет ленты, внедрения пористого хромиро:
Мы гордо   постоим! а
	Антон Пришелец.
	Во всякий час

Мы за тебя в ответе.
Отчизна-мать!

Мы — дочери твои,
Вернее нас

Нет дочерей на свете!
	Вместе со всем коллективом: тру
	женицы автозавода активно борются
за технический прогресс производст-
ва, за досрочное завершение в этом
году плана послевоенной сталинской
пятилетки.
		Доктор биологических наук
	уничтожала.. Березова установила, по-
чему менялся «нрав» бактерий, и уха-
зала, как предупредить заболевание
льна:

На весь мир славится советское
льняное полотно. И, когда видишь
в витринах магазинов вещи, сделан-
ные из этой прекрасной ткани, 1
вольно вспоминаешь  неутомимую
женщину-ученого.

Исследования особенно. наглядно
показали Елене Федоровне, как Tet
но связана`судьба растений с микро
бами. Живущие в почве бактерии 1
только превращают мертвые остатки
в доступную для питания корней фор
му. На корнях каждого вида pact:
ний обитают свои бактерии. Они д
‘ставляют им пишу, выделяют способ.
ствующие их росту вещества, защ
щают от болезнетворных грибков: Эт
взаимоотношения весьма сложны, %
сто бактерия из. друга становится ра.
гом... Наука должна ответить на 8%
эти «почему», об’яснить, как «п
брать к рукам» невидимые создания.

Четверть века посвятила решению
этих вопросов Е. Ф. Березова, с
чала в Институте льна, потом в М
ковском отделении Института сел
скохозяйственной микробиологии, 3
щитила докторскую диссертацию, 1
писала много научных трудов. Te
‘перь она подошла к решающему 31
пу исследований. В этом году лаб
ратория даст мастерам колхозных п
лей два препарата, повышающих ур
жай.

Невидимы простым глазом бакте
рии, но уже недалек час, }, гда совег
ские ученые заставят их служить 1
тересам социалистического хозят
ва. Зарубежные ученые отказались (1
исследования закономерностей passe
тия микроорганизмов почвы, как (1
«слишком трудного, методически У?
лодоступного современной науке Je
ла».
	— Чего я ждать от них, если 088
считают уровень своей науки доста
точным лишь для того, чтобы откра
вать новые способы истребления! —
презрительно говорит Елена Фе
ровна. — Ну; а мы верим в тоже
ство доброго начала. Наша наука ©
зидательная, творческая, как 603142:
	телен наш советский строй. Мы -
боимся трудностей. Нам помогае
весь народ.
	Л. Воронцова.

АЖЕ в ту пору, когда детская

фантазия обычно рисует буду-
шее, похожим на мозаику из прочи-
танных сказок и приключенческих по-
вестей, она говорила:

— А я буду агрономом.

Лучше’ этой профессии Елена Фе-
доровна Березова ничего не находила.
ЕЙ запомнилось, как отец — земский
ветеринарный врач, рассказывая об
истощенных полях и голодных кресть-
янах, повторял: «Плодоносной сде-
лать землю может только агроном».
	Революция изменила судьбу кресть-
янина. Он стал хозяином земли. С тем
большим желанием Елена Федоровна
пошла в Сельскохозяйственную ака-
демию имени Тимирязева учиться ис-
кусству создавать богатые урожаи.
И она стала бы неплохим агрономом—
трудолюбивым и добросовестным,
если бы в 1924 году, когда надо бы-
ло готовить дипломную работу, ей
не досталась тема из раздела поч-
венной микробиологии.

Кафедрой почвенной микробиоло-
гии, впервые созданной только при
советской власти, руководил профес-
сор Н. Н. Худяков. Студенты с увле-
чением изучали новую отрасль нау-
ки, в которой многое было еще не-
ясно, но все обещало интереснейшие
открытия. Им, молодому поколению
советских исследователей, предстоя-
ло сделать смелый шаг вперед, изу-
чая ми невидимых существ.

С гордостью. думала Елена `Федо-
ровна о подвиге В. Р. Вильямса: в
итоге десятилетних, единственных по
своему размаху и оригинальности
опытов, ученый доказал, что и обра-
зование почвы, создание ее ‘основно-
го свойства — плодородия — совер-
шается с помошью микроорганизмов.

Овзладеть тайной бытия микробов,
заставить их служить интересам че-
ловека — разве это не благородная’
задача?! ИМ студентка изменила ре-
шение. Она нашла настоящее свое
призвание.

Научная работа Березовой началась
на льняной опытной станции акаде-
мии. Стране нужно было хорошее во-
локно для знаменитых русских тка-
ней. А лен не всегда оправдывал ожи-
дания. Недаром говорили: «Лен один
раз родится на поле, другой — в мо-
чиле...». Случалось, что даже благо-
получно вызревшее в поле растение
не давало волокна ллинного, шелко-
вистого. Почему? Елена Федоровна
провела много бессонных ночей, преж-
де чем ей удалось выяснить причину.
Зная ее, было уже проще распоря-
диться микроорганизмами, заставить
их точно выполнять свое назначение.

Опытная станция в 1930 году пре-
вратилась в исследовательский инсти-
тут льна. По решению правительства
его перевели в центр льнозодчества—
город Торжок. Елена Федоровна воз-
главила лабораторию микробиологии.
К вопросам обработки прибавилось
изучение почвенных микробов, то-
есть условий выращивания льна.

Давно знали, что лен болеет, что
его поражают грибки. Но вот в круп-
ных совхозах люди столкнулись. с
неизвестным явлением: то внезапно
приостанавливается рост молодых
всходов, то перед цветением за два-
три лня высыхает растение, погибает
весь. посев. Снова Елена Федоровна
проводит лни на полях, в лаборато-
рии, ищет причину и, наконец, нахо-
дит: губит лен бактерия, которую
делго считали безвредной. Она зача-
стую мирно жила на растениях, а по-
том вдруг набрасывалась на них ‘и

НА СНИМКАХ: 1. Депутат Московского городского совета Мария Кожевникова в часы
	ГИЗ Мария Кожевникова в обеденный перерыв проводит с работницами беседу о методах борьбы за высокое качество продукции. 5. Мария Божевникова
с дочкой Людой приобрела билеты на очередной епектакль в Центральный театр Красной Армии» @oro M. ОЛЕХНОВИН.
	ГРАДИЦИИ
	ВУЧАЛА революционная пес-
oe ня. Колыхалось. красное зна-
мя, высоко поднятое демонстрантами.
Его несли работницы Мария Козыре-
ва и Анюта Пчелка: Десятитысячная
демонстрация вступила на Большую
Преесню.
	Это было в дни декабрьского во-
	оруженного восстания 1905 года.
Большевики организовали митинг на
Прохоровской фабрике. Он вылился
	в мощную демонстрацию. На Боль-
гой Пресне колонну рабочих встре-
тили казаки. М тогда «...две девуш-
ки-работницы, несшие красное знамя
в 10.000-ной толпе, бросились на-
встречу: казакам с криками: «Убейте
нас! живыми мы знамя не отдадим!»,
И казаки смутились и ускакали ари
	криках толпы: «Да здравствуют ка-
	заки!». Эти образцы отваги и ге-
ройства должны навсегда быть запе-
чатлены в сознании пролетариата», —
так чисал Владимир Ильич Ленин,

Народ не забыл о подвиге славных
дочерей революционной Пресни. Име-
на героинь свято хранят в памяти ра-
ботницы комбината «Трехгорная ма-
нуфактура» имени. Дзержинского и
все трудящиеся женщины района,

В дореволюционные годы многие
женщины Красной Пресни были в
	первых рядах борцов за свободу. 110-
сле победы Великой Октябрьской со-
	циалистическои революции они стали
творцами нового мира. В грозные дни
Отечественной войны тысячи женщин
	района сражались в рядах Советской
	Армии, другие несли боевую вахту
в тылу — у станков, машин. Сейчас
только на крупных предприятиях
района насчитывается свыше десяти
тысяч женшин.
	Около четырех тысяч женщин ра-
ботает в комбинате «Трехгорная ма-
нуфактура» имени Дзержинского. 2.847
из них награждены орденами и меда-
лями. Орден Ленина на груди у ди-
ректора комбината Анны Алексеевны
Северьяновой. Орденом Ленина на-
граждена и знатная ватерщинца Анна
Александровна Ильичева. Свыше со-
рока лет стоит она у машины. Це-
лое поколение новых работниц вос-
питала кадровая производетвенница.
Она радуется каждому успеху мо-
лодых работниц. А таких успехов. не-
мало. Молодежь жадно перенимает
опыт старших, с горячим ” задором
полхватывает инициативу, смело всту-
пает на путь новаторства. В числе пе-
редовиков производства лучшие уче-
нины А. Ильичевой — Валентина Пе-
тухова и Ларья Смирнова,
	На каждом предприятии района ра-
стут замечательные кадры трудящих-
ся. женщин. Они в первой шеренге
соревнующихся за досрочное выпол-
нение пятилетнего плана, В январе
нынешнего года рапортовала о завер-
шении своего пятилетнего плана
вальцовщица лакокрасочного завода
К. Егоренкова. Примером для всех
рабочих завода «Пролетарский труд»
	служит член партии Н. Дмитриева.
Она токарь инструментального цеха.

Стахановка теперь работает в счет
1953 года.

И так в каждом цехе, на каждом
предприятии.
	Ярко и полно проявляются твор-
ческие и организаторские способно-
сти женщин и на других участках.
Девяносто две женщины являются де-
путатами районного совета, 60 из-
браны секретарями первичных пар-
тийных организаций, 450 работают
врачами. Из шести заслуженных вра-
чей республики, работающих в ле-
чебных учреждениях района, четыре
женщины. 854 женщины ведут педа-
гогическую работу в школах.
	В годы советской власти в раноне
создан Геологоразведочный — инети-
тут. Кафедру палеонтологии возглав-
ляет профессор М. А. Болховитинова.
Дваднать пять лет работает в Госу-
дарственном институте имени Штерн-
берга доктор физико-математических
наук Е. Я. Бугославская. Она член
ВКП(б). Воспитанная партией Ленина
— Сталина, женщина-ученый ведет
плолотворную научную и педагоги-
ческую работу.

На территории района находитсЯ
Московский государственный уни-
верситет имени Ломоносова. В яркой
плеяде ученых этой колыбели рус-
ской науки немало женщин. Среди
них доктор физико-математических
наук С. А. Яновская, ‘профессора
А. В. Новоселова и И. Н. Путилова,
удостоенные за свои работы Сталин-
ской премии, кандидат исторических

наук 3. П. Игумнова и другие. В про-
фессорско-преподавательском составе
университета половина женщин.
Много их и среди студентов и аспи-
рантов. Две девушки — Герои Совет-
ского Союза Екатерина: Рябова и
Антонина Зубкова — аспиранты.

Много лет назад в Россию стреми-
лась всём сердцем талантливая рус-
	ская женшина, известный математик
	Софья Ковалевская. На просьбу раз-
решить ей вернуться на родину она
получила отказ. Президент Академии
наук князь Константин Романов от-
ветил: «.так как доступ на кафедры
в наших университетах совсем закрыт
для женщин, каковы бы ни были их
способности и познания, то для г-жи
Ковалевской в нашем отечестве нет
места...».

Театр киноактера, занимающий од-
но из зданий райова, поставил пьесу
о Софье Ковалевской. Ее смотрели
стахановки, врачи, педагоги, научные
работники. В исполнении артистки
Л. И. Сухаревской ожил пришедший
на сцену из далекого прошлого об-
раз прекрасной русской женщины,
чей путь был труден и тернист. Со-
ветским женщинам он знаком только
по книгам. Ведомые большевистской
партией, мудрым Сталиным, вместе со
зсем советским народом они идут к
светлой цели — к коммунизму.
	Т. Жукова,

секретарь Краскопресненского
	РК ВКП(б).
	 НА СНИМКЕ: ЕЛЕНА ФЕДОРОВЕ“
BEPE3ZOBA.  =
	Фото М. СМИРНОВО№