ТА СТРОЙКЕ КОКСОГАЗОВОГО ЗАВОДА
	OTCTAJIbIMH .

МЕТОДАМИ
	ет диаоы с производст-
венными корпусами топливного
гиганта — Московского коксогазо-
вого завода строители возводят и
жилища для его рабочих.

На участке в несколько десятков
гектаров должно вырасти более двух-
сот жилых домов. Среди них преоб-
ладают двухэтажные кирпичные зда-
ния. По проекту архитектора В. В.
Ефимовича кирпич в сочетании С
белыми деталями явится простым и
красивым оформлением фасадов. Ас-
фальтированные улицы, вдоль кото-
рых зазеленеют ряды стройных де-
ревьев, свяжут жилой массив с за-
	водской территорией. Одним из OC-
	новных элементов — архитектурного
оформления станет’ зелень. Возле
каждого дома отводится небольшой
земельный участок для плодовых де-
ревьев, ягодников, цветников.

По своему благоустройству квар-
тиры мало чем будут отличаться от
жилых помещений многоэтажных зда-
ний в центре Москвы. В квартирах
—ванные, газ, горячая вода и про-
чие удобства современного дома.

Жилой массив коксогазового заво-
да в его окончательном виде по пра-
ву сможет считаться небольшим го-
родом. Кроме благоустроенных жи-
лых сооружений здесь запроектиро-
ваны школы, клуб, магазины, лечеб-
ные учреждения, предприятия обще-
ственного питания и коммунального
обслуживания. В большом гараже бу-
дут кабины для индивидуальных ма-
шин.
	Министерство строительства пред-
приятий тяжелой индустрии и его
трест «Москоксострой» должны В
короткие сроки возвести новый за-
	водской городок. Генеральный стро-
ительный план, разработанный втре-
сте «Мосгорпроект», создает все
предпосылки к тому, чтобы вести ра-
боты поточно-скоростными методами.
Строительство малоэтажных типовых
зданий позволяет превратить  пло-
щадку в подлинный конвейер, где
собираются и монтируютея узлы и
детали, изготовленные заводским пу-
тем. Министерство, имеющее мощ-
ную производственную базу, кадры
специалистов и высококвалифициро-
ванных рабочих, могло бы сделать
новостройку примером и образцом
для других.

К сожалению, вместо передовых ин-
дустриальных методов сооружения
жилищ здесь пользуются отсталы-
ми, кустарными приемами. Вот стоят
выложенные стены. Это лишь кир-
пичный скелет без какой-либо внут-
ренней «начинки» — в нем нет пе-
рекрытий, перегородок, оконных бло-
ков, а ведь строители должны мон-
тировать их одновременно с кирпич-
ной кладкой. Прибудут деревянные
конструкции, тогда начнутся  пере-
делки, удорожающие и затягивающие
стройку.

Вместо того, чтобы перенести все
процессы изготовления деталей Ha
заводы, строители многое вынужде-
ны делать тут же, на площадке.
Плотники пилят и подгоняют стро-
пила, готовят балки. Оконные пере-
плеты приходится красить и часто
переделывать — качество их невы-
сокое. Перегородочные щиты прибы-
вают с завода в таком виде, что их
сразу нельзя устанавливать — они
даже не покрыты специальным CO-
ставом, предохраняющим древесину
от гниения.
	И ТРИ
МЕСЯЦА
	РАИПРОМТРЕСТ
выполнил
ПЯТИЛЕТКУ
	‚ Трест местной промышленности
ОЛенинского района завершил 31 мар-
ма свою пятилетку по об’ему выпу-
щенной продукции. Его предприятия
должны были изготовить товаров на
217,4 миллиона рублей. Это задание
превышено.

По сравнению с 1940 годом вало-
вый выпуск продукции увеличился в
1948 году на 96,4 процента. Произ-
водительность труда рабочих возрос-
ла за это же время на 225,8 процен-
та.

Успехи достигнуты в результате
	ттироко развернутого социалистиче-
	ского соревнования.
	Часто деревянные конструкций пю-
	ступают с опозданием, из-за Этого
кирпичную кладку приходится вести
без внутренней «начинки», Трест
	«Москоксострой», игнорируя элемен-
тарные строительные правила, He CO3-
дал сушилки для  лесоматериала.
Строители получают конструкции из
сырой древесины, они вскоре рас-
сыхаются.

Первая сессия Московского город-
ского Совета депутатов трудящихся,
состоявшаяся в январе 1948 года,
указывала, что перевод ‘строитель-
ных работ на поточно-скоростные ме-
тоды - одно из основных условий
успешного развертывания жилищно-
го строительства в Москве. Этим
условием пренебрегли в Министерст-
ве строительства предприятий тяже-
лой индустрии. Результаты  сказа-
лись: сооружение жилищ затягивают-
ся.

Лишь в последнее время, после
вмешательства главного архитектора
города Москвы, дела на стройке на-
чинают улучшаться. Но министерство
и трест «Москоксострой» обязаны бы-
стрее и решительнее навести поря-
док на площадке. Поточно-скорост-
ные методы помогут возвести горо-
док в установленные сроки, сделать
стройку образцовой. Добиться этого
— дело чести работников строитель-
ства и министерства. Особая ответ-
ственность лежит на тресте «Мос-
горпроект» и его специалистах—ар-
хитекторе Ефимовиче и инженере
Рудском. Они должны добиться вы-
сокого качества архитектуры и бла-
гоустройства большого рабочего го-
родка.

И. Ильин.
		ичнНоОМ ЗАВОДЕ. НА СНИМКАХ:

Ре авы
	ИА ЛЕНИНОГОРСКОМ КИРП
	трубопровода; справа — 3a-
	NS М

Sahin VE DO не ВЕ г
свариваются последние звенья магистрали тео
педние see оной тоннельной сушилки,

Е Е,
канчивается монтаж механических
		ТОТИ РР Ри
Фото м. олеХНОВИЧ.
			Коллектив завода имени Яблочко-
ва добился значительного уснеха в
снижении себестоимости и расши-
рении ассортимента товаров широ-
кого потребления НА СНИМКЕ:
мастер В. КРУГЛОВА за сборкой
электрокофейников в цехе шир-
потреба,
	Фото Э. ЕВЗЕРИХИНА (ТАСС).
	ШЕФСТВО
УЧЕНЫХ
	В первой половине января COCTOA-
лась встреча работников подшиннико-
вого завода с членами Ученого сове-
та Московского вечернего машино-
строительного института, взявшего
над предприятием шефство.

Какую же помощь оказали нам за
это время работники института?

Заведующий лабораторией резания
доцейт П. П. Грудов часто посещает
завод и принимает активное участие
в испытании резцов. Им проведена н®
одна консультация по теоретическим
вопросам резания и по конструкциям
резцов и метчиков.

Вопросами организации производет-
ва серьезно занялся доцент В.А. Се-
ребряков.

Профессор А. П. Гуляев и инженер
тов. Советинова приступили к иесле-
дованию одной марки стали, как
конструкционного материала.
	В жизни завода призваны сыграть
видную роль производство литого ин-
струмента и использование отходов
быстрорежущей стали. По этому во-
просу проведены два совещания.
Профессор В. А. Аронович и инженер
Шеглов работают над устранением
литейных дефектов на латунных втул-
ках.

В шлифовальном цехе работники
кафедры деталей машин доцент Н. А.
Спицын и инженеры тт. Шишанов и
Шакманов вместе с мастерами, на-
чальниками отделений и главным
механиком обсудили вопрос о стойко-
сти хлопчатобумажных ремней на
скоростных передачах. Созданная
ими технология изготовления изно-
состойких ремней внедряется на за-
воде.
	Шефы провели для работников зя-
вода трехдневную конференцию по
истории отечественной науки. Участ-
никами конференции были заслуша-
ны доклады доцента Н. А. Спицына
«История советского подшипнико-
строения», доцента А. Я. Кабанова
«Исторический очерк о заводе «Крас-
ный пролетарий», профессора А. П.
Гуляева «Д. К. Чернов — создатель
современной металлографии».

С помощью института организована
группа инженеров и техников завода
для подготовки в аспирантуру.

Наши шефы — люди науки — де-
лают большое патриотическое дело,
крепят связь науки с производством.
	Н. Копцов,
главный инженер подшипниково-
го завода,

що
	ИСПЫТАНИЯ БУНСИРНЫХ
ТЕПЛОХОДОВ
	Двадцать 150-сильных буксирных
теплоходов заложили в этом году
стахановцы Московской судоверфи.

Девять судов уже подготовлены к
сдаче заказчикам. Сегодня начались
заводские ходовые испытания по-
строенных теплоходов. Четыре из
них будут отправлены на реку Су-
хону, один — в Ростов, два — в РИ-
гу. Два буксира будут переданы тре-
сту строительства набережных Мос-
совета,
	В нынешнем году перед коллекти-
вами предприятий треста стоят новые
ответственные задачи. Реализуя ре-
шения ГУ сессии Московского город-
ского Совета депутатов трудящихся
«Об улучшении качества и расшире-
нии ассортимента товаров широкого
потребления, , выпускаемых промыш-
ленностью г. Москвы», работники фаб-
рик и заводов организуют новые це-
хи. В них будут производиться ху-
дожественная электроарматура, хру-
стальные люстры и бра, различные
изделия из резины и пластиката, но-
вые образцы тканей. Осваивается
массовый выпуск цельноникелирован-
ных кроватей, электрических часов и
ювелирных изделий.

Чтобы добиться дальнейшего сни-
жения себестоимости товаров широ-
кого потребления, мы механизируем
пошив модельной обуви и осущест-
вим реконструкцию ряда цехов на
галантерейной и полиграфической
фабриках и на химическом заводе.

Важнейшая задача работников тре-
ста — добиться в этом году значи-
тельного ускорения оборачиваемости
оборотных средств, сэкономить боль-
шое количество. сырья, топлива и ма-
териалов для выпуска сверхплановой
продукции, снизить накладные рас-
ходы. В коллективах фабрик и заво-
дов Ленинского райпромтреста уже
создано много бригад, борющихся по
почину  краснохолмцев за звание
«Бригада отличного качества».
	И. Филимонов,
управляющий трестом местной
промышленности Ленинского
района.
	Успехи
машиностроителей
	Коллектив завода «Машинострои-
тель» Министерства путей сообще-
ния добился в первом квартале хо-
роших результатов.

План первого квартала выполнен
досрочно — 98 марта по всей номен-
клатуре изделий. В счет выполнения
обязательства по  высвобождению
оборотных средств сделан первый
взнос в сумме 250 тысяч рублей.

Производительность труда выросла
против плана на 8,2 процента. В ре-
зультате соревнования технологов,
конструкторов и стахановцев сэко-
номлено 7,4 процента материалов
вместо 6 пронентов, намеченных Ми-
нистерством путей сообщения.

На заводе уже сейчас имеется
28 бригад отличного качества, а 38
лучших стахановцев удостоены чести
сдавать продукцию со своим личным
клеймом контроля.

Проведены офрганизационно-техни-
ческие мероприятия, которые спо-
собствовали успешному выполнению
плана, переведено на поток изготов-
ление ряда основных трудоемких уз-
лов экскаватора, смонтирована высо-
кочастотная установка для поверх-
HOCTHOH закалки деталей, освоен вы-
пуск всех узлов  грузопод’емного
крана.
	Для лальнеишего улучшения усло-
вий труда работников завода пере-
оборудована компрессорная, — капи-
тально переустроена амбулатория, ре-
монтируется помещение заводского
клуба. Развернулись работы по вос-
становлению дома отдыха в Крыму
и строительство второй очереди пи-
онерского лагеря на станции Руза.
	-б апреля —
	о АПРЕЛЯ в Москве был подпи-
- сан Протокол о товарообороте
между СССР и Швецией в 1949 го-
ду. Согласно этому Протоколу из
Швеции будут поставлены Советско-
му Союзу в 1949 году шариковые и
роликовые подшипники, качествен-
ная сталь и изделия из нее и другие
товары. Советским Союзом будут по-
ставлены в Швецию минеральные
удобрения, асбест, смазочные масла
и т. д. Протокол подписали: с Со-
ветской стороны — Заместитель Ми-
нистра внешней торговли П. Н. Ку-
мыкин и со Шведской стороны —
Чрезвычайный и Полномочный посол
Швеции г-н Р. Сульман,
	х
HAXOAAILA ACA в Москве Албач-
ская Правительственная Делега-
ция во главе с Председателем Со-
вета Министров Народной Республи-
ки Албании генерал-полковником Эн-
вер Ходжа продолжает  ознакомле-
ние с предприятиями и культурными
учреждениями Москвы, исторически-
ми и архитектурными памятниками
столицы. 4 апреля албанские гости
побывали в Государственном музее
изобразительных искусств имени
А. С. Пушкина,  стереоскопическом
кино. Вчера члены делегации более
двух часов пробыли в Государствен-
ном Политехническом музее. Гости
ознакомились с экспозициями, пока-
зывающими рост народного хозяйства
СССР, с новейшими достижениями
советской техники, работами лауре-
атов Сталинской премии, механизаци-
	ей и автоматизациеи производствен-
ных процессов.

х
Комсемольцы рыболовецких

PATYABAR я MOATONDEN-DHH0 1ORPIL KH YX
	&\ колхозов и моторно-рыболовецких
станций Азовского района обязались
выловить и отправить трудящимся
Москвы в честь Х! сезда ВЛКСМ
30 вагонов рыбы, Свое обязательст-
во они перевыполнили. В Москву от-
правлен эшелон из 42 вагонов, гру-
женных свежей донской. рыбой.
	ЗАВОД ГОТОВИТСЯ
К ПУСКУ
	Если бы москвичи захотели вос-
становить завод таким, каким OH
был до войны, то дела было бы не
так уж много: достроить развалив-
шуюся обжигательную печь и сколо-
тить сушильные сараи. Так выгля-
дел «участок сезонного  производ-
ства Лениногорского кирпичного за-
вода».

В Моссовете поступили по-хозяй-
ски. Вместо сезонного производства,
работающего только несколько ме-
сяцев в году, решили создать совре-
менное предприятие.

Прошлым летом главный инженер
проекта Иван Архипович Селин пока-
зывал нам чертежи цехов Ленино-
горского кирпичного завода. В то
время на площадке еще работали
экскаваторы, и будущий завод мож-
но было увидеть лишь на кальке.
Сегодня мы идем по готовым цехам,
и инженер все чаще останавливает-
ся, чтобы не без гордости показать
новое оборудование. А его здесь
MHOTO.

Вот установлены большие бегуны.
Оба катка весят двенадцать тонн.
Обычно глина на кирпичных заводах
пропускалась только через вальцы.
Бегуны выполняют добавочную опе-
рацию — мнут глину, делают ее бо-
лее однородной и пластичной. Значит
качество кирпича будет лучше.

Еше одна новинка: вместо опилок
в глиняную массу начнут добавлять
кирпичный порошок. Для этого стро-
ится шамотно-дробильное отделение —
своеобразный цех, превращающий
отходы кирпича в добавочный мате-
риал. Это сэкономит около 10 процен-
тов глины, улучшит качество продук-
ции.

Группа рабочих устанавливает  но-
вую машину — вакуум-пресс — один
из первых двух, недавво выпущенных
Министерством строительного и до-
рожного машиностроения. Вакуум-
пресс — мечта многих работников
кирпичных заводов. Формуя сырец, он
одновременно отсасывает #з глины
воздух и лишнюю влагу. Убыстряются
сроки сушки, улучшаются качество
и внешний вид кирпича.

Особенно много интересного можно
увидеть в сушильном цехе. Начать
хотя бы с того, что все 36 тоннелей
сушилки по предложению трех совет-
ских инженеров впервые на практике
сложены. не из кирпича, а собраны из
больших железобетонных плит. Это
первый опыт, и он увенчался успе-
XOM.

Вспыхивают голубые молнии сва-
рочных аппаратов. Монтажники наве-
	Переписка Ф.
	шивают металлические рамы тоннель
ных дверей. Бетонщики заливают цез
ментом длинную нитку металличез
ских толкателей, вытянувшуюся вдоль
всего фронта сушильных камер. Buy
ри тоннеля люди прокладывают узя
кие рельсы путей.

Не нужно быть специалистом, что
бы оценить то, что здесь происходит.
Зайдите на другой кирпичный завод»
Вы увидите, как работницы вручную
толкают по путям вагонетки, груженя
ные ‚кирпичом, и вкатывают ихв глубь
душной камеры. На новом заводе два
человека обслуживают всю сушилку:
один рабочий на 18 камер.
	Все механизировано. Автоматиче“
ские толкачи, установленные перед
	тоннелями, задвигают сюда вагонетку
за вагонеткой.

Весь этот длинный поезд, груженч
ный кирпичом, медленно совершае®
свой путь по тоннелю. Через нем
сколько десятков часов  вагонетка
выходит отсюда и на электротележ=
ке — своеобразном цеховом тролч
лейбусе — вместе с грузом отвозит“
ся в обжигательную печь.

В калориферном отделении мы вия
дим уже смонтированные установки —
агрегаты,` посылающие в сушильные
камеры чистый воздух. Он горячее
кипятка. Вспомните, что обычные ¢y-
шилки обогреваются едкими дымовы-
ми газами. В новой сушилке воздух
абсолютно чист. ‚

Жизнь кипит в молодых цехах,
Строители и монтажники прилагают
все усилия, чтобы быстрее сдать за“
BOL.

В конторке начальника строитель-
вого участка М. Иванникова висит
график: все должно быть закончено
25 апреля.

Но на заводе и на стройке BCTOMH-
нают слово, данное руководителем
треста «Мосграждануглежилстрой»
(Московское гражданское жилищное
строительство Министерства уголь-
ной промышленности): на заседании
Мосгорисполкома он обещал сдать
завод досрочно — 20 апреля. Об этом
стоит напомнить. Если трест ока-
жет строителям необходимую  по-
мощь и внимание, то 20 апре-
ля новый завод вступит в MyCKOs
вой период и вскоре даст Mos
сковским стройкам первый кирпич.

В этом году предприятие выпустит
несколько миллионов штук пустоте
лого, многодырчатого кирпича — HO
вой продукции, на которую пред’явля-
ют спрос высотные дома столицы.
	Вл. Яковлев.
	 Завлюгина
	ПОТРЕБИТЕЛЮ -—ОБУВЬ отличного КАЧЕСТВА
	А МОСКОВСКОЙ ТХ областной

и УШ городской об’единенной
партийной конференции качество
обуви, выпускаемой московскими фа-
бриками, подверглось серьезной кри-
тике. Конференция потребовала от
обувщиков столицы коренного улуч-
шения продукции,

Первыми на фабрике имени Капра-
нова последовали примеру Александ-
ра Чутких две бригады заготовочно-
го цеха. Вскоре в соревнование бри-
гад отличного качества включились
рабочие других предприятий. Только
за три недели после призыва тов.
Чутких соревнование на звание бри-
гад и участков отличного качества на
обувных, кожевенных и меховых фаб-
риках столицы охватило 500 бригад
— 9.500 работающих.

На обувной фабрике «Парижская
Коммуна» 77 бригад взяли конкрет-
ные обязательства — повысить сорт-
ность и снизить процент обуви, в0з-
вращаемой для переделки, увеличить
прсизводительность труда, экономить
сырье и материалы. В феврале две-
надцать из них завоевали почетное
звание бригад отличного качества.
В марте стахановцы работали так же
	успешно и выполнили свои обяза-
тельства,

Возросшая активность рабочих тре-
бует от профсоюзных организаций
улучщения руководства  производ-
ственными совешаниями. Надо ‘до-
биться, чтобы после каждого такого
совещания начальник цеха издавал
распоряжение, в котором отмечал бы
принятые предложения, назначал сро-
ки их осуществления и ответствен-
ных за это людей. Это еще больше
повысит творческую активность рабо-
чих и служащих.

Соревнуясь в честь Х с’езда проф-
союзов, коллектив фабрики имени
Капранова особое внимание уделяет
борьбе с браком и производственными
потерями. Профгруппорги являются
вожаками социалистического соревно-
вания. Рабочие профгруппы тов. Па-
стуховой обязались повысить выпуск
первого сорта обуви на 2,5 процента
и довести выработку каждого члена
бригады до 180 процентов. Свое сло-
во они сдержали. Февральский план
перевыполнен более чем в два раза,
а выпуск первого сорта обуви уве-
личен на три процента. Не хуже ре-
зультаты и в марте.
	На фабрике проведен общественный
смотр, имевший целью установить
причины брака. Поступило 137 пред-
ложений. Е! цехах широко практи-
куется и общественная разбраковка
обуви. Она сосредоточивает внимание
рабочих и мастеров на недостатках
технологического процесса.

Таких примеров можно привести
много. Они убедительно показывают
те огромные резервы, которые имеют-
ся на предприятиях.

Но нельзя сказать, чтобы все ди-
ректора предприятий усвоили эту
истину. Фабрика «Буревестник» В
прошлом месяце выпустила обуви
первого сорта на четыре процента
больше плана, но на ее продукцию от
потребителей поступает еще немало
жалоб. Серьезные недостатки имеют
место на Москожкомбинате и на фа-
брике «Заря свободы». Это говорит
о том, что надо еще много работать
над повышением качества обуви.
	А. Асланов,
председатель ЦК профсоюза
рабочих кожевенной и обувной
промышленности.
	ителей, он создает своеобразный коня
вейер при кладке кирпича.

На-днях тов. Шавлюгину принес“
ли письмо из Куйбышева. Стахановч
	цы-каменщики строительного управ
	ления Министерства нефтяной про
мышленности тт. Устинов, Майоров,
Чистяков и Привалов сообщали Фе-
досу Дмитриевичу, что они, начав
работать по его методу, ‚ добились
значительных успехов. Куйбышев»
ские строители обращались к MOCKS
вичу с просьбой рассказать, как ор“
ганизован труд в его звене.
	Подробно и обстоятельно ответил
тов. Шавлюгин своим куйбышевским
друзьям. «Все хорошее, — писал он,
— что нам удается сделать, не яв-
ляется только личным успехом. Пез
редовой опыт надо смело распрост«
ранять, помня, что не отдельные ре
корды, а общий под’ем приносит
успех нашему делу».

Областная газета «Волжская комз
муна» опубликовала на первой страз
нице портрет тов. Шавлюгина и его
письмо к строителям. В передовой
статье «Советы Федоса Шавлюгина
куйбыщевским . строителям» газета
указывает, что письмо знатного ка-
менщика — показатель все более
крепнущей производственной друж-
бы передовых людей промышленно-
сти Москвы и Куйбышева.

Как известно, москвичи вызвали

трудящихся Поволжья на ‘социали-
стическое соревнование за ycKope-

ние оборачиваемости оборотных
средств. Куйбышевцы обязались вне-
сти свой вклад — 185 миллионов

рублей. Трудовая перекличка с мо-
сквичами, как отмечает газета,  ис-
пользование передового опыта Моск-
вы помогут области выполните свое
обязательство.
	По следам наших
выступлений
	«Хлеб возвращен
в пекарню»
	Под таким заголовком 21 марта в
«Вечерней Москве» была опублико-
вана корреспонденция, рассказываю-
щая о плохой работе пекарни № 2.
Управляющий 1-м московским тре“
стом хлебопекарной промышленности
тов. Данилов сообщает, что при про-
верке факты подтвердились.

Директору пекарни № 2 Передко-
ву за выпуск недоброкачественной
продукции об’явлел строгий выговор
с предупреждением. Сняты с работы
заведующий производством Семенов

и заведующий складом сырья Клив-
LLOB.
	В пекарню № 9 посланы опытные
	работники. Намечено в течение вто
	рого квартала провести ремонт пез
карни. °
	Знатный московский каменщик
депутат Верховного Совета РСФСР
Ф. Д. Шавлюгин часто получает
письма с почтовыми штемпелями
различных городов страны. Его кор-
респонденты интересуются опытом
высокопроизводительного труда но-
ватора кирпичной кладки. Авторы
писем подробно спрашивают о си-
стеме кирпичной кладки «пятер-
кой».

Разработанный Шавлюгиным но-
вый стахановский метод организации
труда назван так по числу рабочих,
об’единяемых в звене мастера-камен-
щика. «Пятерка» — это прием. кол-
лективной стахановской работы стро-
	жемчужин страны—Урала и Кавказа.
Иркутские пионеры прислали большой
альбом с фотографиями своих крае-
ведческих работ, в частности—герба-
рия из растений Прибайкалья. Их на-
ходки не лишены научного интереса.
Юные мичуринцы Армении отчиты-
ваются перед с’ездом в своих опытах.
В их альбоме показано. как учение
великого русского ботаника, пере-
двинувшего зону садов на север, ока-
залось столь же плюдотворным и на
далеком жарком юге. В стране, где
культура виноградарства имеет трех-
тысячелетнюю историю, учение ве-
ликого Мичурина приносит виногра-
дарству нечто новое, неизвестное В
прошлом.

Не только для краткой характери-
стики, но и для простого перечня на-
званий всех экспонатов нехватило бы
места в газетной статье. Модели
современных самолетов и кораблей,
мотоциклы, велосипеды, хрустальные
вазы, художественный фарфор, на-
стольные украшения, вышивка, в ко-
торых выражены идеи борьбы за ком-
мунизм; стэнды с рапортами, с пока-
зом подвигов летчиков, моряков, тан-
кистов, пехотинцев, с изображением
трудовых будней рабочих — вот
неполный перечень работ, характери-
зующий боевой и творческий путь
молодежи нашей страны от Х go
Х! с’езда ВЛКСМ.
	Это путь, круто ведущий в гору,
показывающий большую зрелость и
рост политического самосознания HO-
вого поколения советеких людей,
любовно выращенных и воспитанных
великой партией  Ленина—Сталина.
Выставка в целом ярко отражает вы-
сокий уровень материальной и ду-
ховной культуры нашей Родивы, ко-
торой успешно овладевает молодежь.
Подарками комсомольскому с’езду и
товарищу Сталину молодежь демон-
стрирует свою бесконечную любовь
и преданность отчизне, свою готов-
ность и впредь верно служить вели-
ким идеям партии большевиков,
	В. Апресян.
	ВЫСТАВКА ПОДАРКОВ ЖЕ С’ЕЗДУ ВЛКСМ. НА СНИМКАХ: слева — модель маяка — подарок комсомоль-
цев Курильских островов и Камчатки; справа — посетители у действующей модели паровоза,
		настраивает свою «чернильницу» И
слушает передачи.

Радисту не уступают юные техни-
ки, авиаторы, электрики, художники
и скульпторы Московского городеко-
го дома пионеров. Здесь демонстри-
руются фотоэлементное реле, порта-
тивная радиола, действующие модели
бензомоторного глиссера и такого же
самолета, модель которого пролетела
без посадки 03 километра; предсТав-
лены также рисунки и скульптуры.

Участвуя в этой творческой пере-
кличке молодежи страны, комсомоль-
цы далеких Курильских островов и
Камчатки подарили с’езду действую-
щую модель маяка. Над полушарием
земли возвышается модель величест-
венного маяка из бронзы. Берега
СОСР омываются водами океанов, в
которых стоят на страже боевые ко-
рабли. Включая ток, можно привести
эти корабли в движение. Маяк, увен-
чанный горящей рубиновой звездой, —
это маяк коммунизма.

Бессмертным подвигам комсомоль-
цев и молодежи нашей страны посвя-
щено несколько скульптур. Перед
нами модели двух серебристых птиц.
Маленький советский истребитель
разрубает пропеллером хвост фашист-
ского бомбардировщика. Изумитель-
но динамична и правдива эта скульп-
турная группа. Она называется «Пер-
вый таран Петра Харитонова». С ог-
ромным чувством благодарности и
преклонения перед памятью героев
сделаны волнующая группа «Красно-
лонцы», изображающая  мужествен-
ных юношей перед  расстрелом,
скульптура из дерева Александра
Матросова, бросающегося на враже-
скую амбразуру, Героев Советского
Союза Зои Космодемьянской, пуле-
метчицы Маметовой и других.

Действующие модели самых слож-
ных автоматов, машин, агрегатов, сде-
ланные с безукоризненной точностью,
знаменуют собой стремление нашей
молодежи повторить в малом всё то
Чудесное, что создается в нашей
стране. Авторы моделей выражают в
них, как в стихах, свои мысли и чув-
	ства, свои мечты и идеи. Можно не
сомневаться, что пионеры, сделавшие
модели самолета и корабля, станут в
будущем конструкторами этих машин.
Пока же они осуществляют свою за-
ветную мечту в малом. Не только эти
две отрасли техники, история KOTO-
рых полна подвигов и романтизма,
возбуждают у юношей творческую
активность, любовь К созидательному
труду. С такой же любовью создали
молодые грузинские металлурги мо-
дель доменной печи, молодые рабочие
одного из заводов Алтайского края—
действующую модель сложнейшего
автомата для электронагрева метал-
лов. Из Баку прислали модель неф-
тяной вышки, а юные донбассовцы
сделали крохотную шахтную машину.
Здесь же экспонируются работающие
модели двигателя внутреннего сгора-
ния для сельских электростанций и
орошения полей. Все это нужно Po-
дине, в работе каждой из этих ма-
шин — своя трудовая поэзия, своя
романтика.
	Много экспонатов посвящено крае-
ведению, минералогии, ботанике, ра-
боте  научно-технических кружков,
физическому воспитанию, прикладно-
му искусству.
	Молодежь уральского завода «Руз-
ские самоцветы» продемонстрировала
исключительно высокое мастерство,
изготовив малахитовую  шкатулку.
Трудно оторвать глаз от сказочной
красоты шкатулки. Ослепительной зе-
ленью переливается полированный
малахит. Крышка шкатулки украшена
большим значком ВЛКСМ. Значок
инкрустирован рубинами, хризолитами,
яшмой. Края шкатулки обрамлены з5-
лотом, замок снабжен золотым клю-
чом. Так молодые читатели сказов
Бажова оживили его малахитовую
шкатулку и в знак своей любви к
родному комсомолу послали ее в зд-
рес с’езда.
	Молодежь Свердловского горного
института и студенты города Дзауд-
жикау собрали к с’езду богатые кол-
лекции минералов с двух. горных
	Подвиги труда и борьбы
	Ш сезду ВЛКСМ
	Выставка подарков
		таа С помощью различных сортов де-
рева достигнуты изумительная мяг-
кость тонов, болышая четкость и вы-
разительность портрета. Он хорошо
обрамлен ‘резным орнаментом.
	Иными средствами выразили свою
любовь к вождю народов комсеомоль-
цы ремесленного училища № ИП
гор. Тбилиси. Они отлили бронзовую
скульптуру Сталина в молодости.
	Молодежь Запорожского завода
«Коммунар» изготовила модель ком-
байна «Сталинец». Модель является
точной копией большого комбайна.
Она и действует, как настоящий ком-
байн.

Молодые рабочие завода «Динамо»
амени Кирова рапортуют с’езду о
своих трудовых успехах. Их рапорт—
стэнд с художественно оформленны-
ми показателями и действующей ди-
намомашиной вовой конструкции, как
символ роста квалификации и куль-
туры молодежи. Рядом стоят модели
знакомых москвичам комфортабель-
ного трамвая и троллейбуса — по-
дарки комсомольцев Тушинского
троллейбусного завода.
	От своих старших братьев и сестер
не хотят отстать столичные пионеры.
Кажется, что юные MOCKBHUH
упорно стремятся опередить свой воз-
раст зрелыми работами. Это им часто
удается. Ученик седьмого класса
108-й школы Юлий Франк изготовил
письменный прибор, который привле-
кает внимание своей несколько наро-
читой стилизацией. Однако необыч-
ная форма вызвана необходимостью:
этот среднего размера чернильный
прибор служит «по совместительству»
и радиоприемником. Закончив пись-
менную ‘работу, юный конструктор
	Е ОЛЬНАЯ скульптурная труп-
па изображает старого  литей-
щика и ученика ремесленного учи-
лища. Мастер поднял над головой
статуэтку танцовщицы. Мальчик с
инструментами в руках застыл в изу-
млении. Он отлил эту изящную ста-
туэтку, и результаты превзошли его
ожидания. Он взволнован и восхищен
собственной работой. Красота стату-
этки вызвала у юноши новый порыв
любви к труду, сладость и чудодей-
ственную силу которого он познал,
учась у старого мастера.

Скульптурную группу отлили из
чугуна и вычеканили ученики ремес-
ленной школы города Касли Сыропя-
тов и Трофимов. О том, какой это
шедевр литейного искусства, можно
судить по отлично отделанной фигу-
ре танцовщицы — величиной с па-
пиросу. Эта уникальная группа на-
звана; «Мастерство бессмертно». Бес-
смертно потому, что с каждым новым
поколением мастерству возвращается
молодость, потому что старый мастер
действительно передал юноше свой
бесценный опыт и знания. Бессмертно
мастерство советской молодежи, ибо
она, овладевая знаниями отцов, вдох-
новляясь их великими делами, стро-
ит вместе с ними коммунистическое
общество.

В большом зале выставки тесно от
подарков, присланных в адрес Х] с’ез-
да комсомола молодежью и пионера-
ми Москвы, Ленинграда, Киева, Тби-
лиси, Еревана, Иркутска, Саратова,
Курильских островов — всех угол-
ков Советского Союза.

Комсомолец Шахнович из Полесья
прислал ^ портрет товарища Сталина,
‚ инкрустированный по дереву. Это
‚: тонкая, мастерски выполненная рабо-