ПОЭМЫ,
РОМАНСЫ,
YOPbI
	НА ТЕКСТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
А. С ПУШКИНА
	К 150-летию со дня рождения
 А. С. Пушкина многие советские ком-
позиторы пишуг романсы, хоры и CO-
чинения более крупных форм на тек-
сты и сюжеты прсизведений велико-
го поэта. Как известно, лауреат
Сталинской премии Р. Глиэр написал
балет «Медный всадник» на сюжет
одноименной пушкинской поэмы. Сей-
час композитор пишет сюиту для
симфонического оркестра на эту тему.
	В основу оперных и симфонических
произведений многих авторов положе-
ны сказки, разработанные Пушкиным.
Композитор Е. Макаров закончил
симфоническую поэму «Сказка о ры-
баке и рыбке». На сюжет «Сказки 0
мертгОЙ царевне» написана М. Черня-
ком детская опера.
	Советские композиторы работают
в обласли вокальной сольной и хо-
ровой музыки на тексты поэта. Цикл
	МАТЧ-ТУРПИР.
МОСКВА —
БУДАПЕШТ
	ОДИННАДЦАТЫЙ
  ТУР

В одиннадцатом туре шахматного
матч-турнира Москва—Будапешт, ко-
торый состоялся вчера, закончились
четыре партии. Москвичи одержала
три победы, и одна партия закончи-
лась вничью.

Первыми выиграли Симагин у
	Фюштера и Авербах у Флориана.
	Симагин энергично играл всю пар
тию, пожертвовал пешку и предпри-
нял сильную атаку на короля про-
тивника. На 30-м ходу московский
мастер эффектно пожертвовал коня
и вслед за тем прорвался B TH
ферзем и ‘ладьей. ‘Своего короля
Фюштеру нельзя было защитить ввн-
ду грозящего мата в два хода. На
32-м ходу венгерский мастер Claw
партию.

Авербах предпринял решительное
наступление на  нерокировавшегося
короля Флориана. Атака увенчалась
успехом. Ходом 20. Сс5! чемпион
Москвы добивается решающего пере-
веса. На 25-м ходу, потеряв ферзя,
Флориан остановил часы и сдал пар-
THIO.
	Хорошо провел сложную маневрен-
ную борьбу Рагозин во встрече с
Типари. К 17-му ходу на доске с03-
далась обоюдоострая позиция. Гросс-
мейстер нашел форсированный путь
к победе и выиграл двух коней и
две пешки за ладью. Через несколь-
ко ходов Типари потерял еше одну
пешку и сдался на 27-м ходу.
	В момент наибольшего напряжения
в партии Сили—Флор венгерский ма-
стер неожиданно предложил ничью.
Флор тут же согласился. Позиция
Сили была несколько лучше, но на-
двигался цейтнот.

Итог тура — 3%:\» в пользу
советских шахматистов. Четыре пар-
тии не окончены.
	Котов имеет хорошие шансы на
победу в партии с Барца. У гросс-
мейстера в эндшпиле на пешку
больше.
	Партии Лилиенталь-—Бенко и
Бронштейн — Геребен отложены с
преимуществом для советских гросс-
мейстеров.
	Встреча Сабо и Смыслова прохо-
дила с большим напряжением. Смыс-
лов изобретательно защищался OT
атаки венгерского гроссмейстера и,
казалось, уравнял игру. Под конек
борьбы, когда оставалась одна мину-
та до последнего контрольного хода,
Смыслов потерял ладью за коня ©
пешкой. Партия отложена с преиму-
ществом у Сабо.

После одиннадцати туров счет
55% :28\ в пользу команды Mo-
сквы.
		КОМПАРТИЯ ЗАПАДЕОИ
ГЕРМАНИИ ПРИЗЫВАЕТ
К БОРЬБЕ ЗА МИР
	БЕРЛИН, 6. (ТАСХ). Как сообщаз
ет агентство АДН из Франкфурта-на=
Майне, правление компартии Запад-
ной Германин обратилось « населе-
нию западных оккупационных 308
Германии с предложением поддер-
жать движение за всеобщий мир и
за созыв Всемирного конгресса сто-
ронников мира в Париже. Обращение
призывает население выразить На
собраниях свое отношение k Всемир-
ному конгрессу сторонников мира и
избрать делегатов на этот конгресс.
	Поставки а мериканских
	военных самолетов Ирану
НЬЮ-ЙОРК, 5. (ТАСС). Koppecs
пондент агентства Ассошиэйтед Пресс
сообщает из Тегерана, что американ-
цы передадут Ирану 7 военно-транс-
портных самолетов типа «С-47». Это
булет первая поставка американских
самолетов в счет американского зай-
ма Ирану в сумме 10 млн. долларов,
предоставленного для целей воору-
жения.
		Отовсю 07)
	*ж ПРЕЗИДЕНТ Польской респуб-
лики Б. Берут удовлетворил прось-
бу Михаила Качоровского 06 осво-
бождении его с поста министра вос-
становления. По предложению пре-
мьер-министра Циранкевича минист-
ром восстановления президент рес-
публики назначил Марнана Спыхаль-
ского, бывшего вице-министра нацио-
нальной обороны. Первым вице-мини?
стром национальной обороны назна-
чен Эдвард Охаб, а вице-министром
назначен командующий сухопутными
войсками С. Т. Поплавский. Бывший
президент города Лодзь Евгений
Славинский назначен министром лег-
кой промышленности.

х КАК СООБЩАЕТ корреспон-
дент. агентства Юнайтед Пресс из
Вашингтона, администрация по 0су-
шествлению «плава Маршалла» Ут-
вердила предоставление Турции свы“
ше 25 млн. долларов для «усовер-
шенствования порта Зонгулдак» 4H
развития угольных месторождений в
этом районе.

*% ГАЗЕТА «Синд обсервер» сооб-
щает, что одна из англо-американ-
ских компаний получила разрешение
на постройку в Пакистане папирос-
	ной фабрики  производительностью
100 миллионов штук папирос в ме?
сяц.

НА РИНГЕ —
536 БОКСЕРОВ

ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ
РАЗЫГРАНО

Вчера закончились соревнования
	на первенство Москвы по боксу. На
ринге выступило 536 боксеров разных
разрядов, мастеров и юношей.

В легком весе звание чемпиона
столицы впервые присуждено сту-
денту С. Мулину («Наука»). В наи-
легчайшем, срезн.м и тяжелом весах
чемпионами Москвы стали _ молодые
мастера спорт — А. Булаков («Ди-
намо»), Б. Сильчев (Трудовые резер-
вы») и А. Перов («Трудовые резер-
вы»). Звание чемпиона завоевали
также: в легчайшем весе — И. Ав-
деев («Динамо»), в полулегком весе
— А. Любимов («Крылья Советов»),
в полусреднем весе — С. Щербаков
(«Пищевик») и в полутяжелом весе
— Г. Степанов («Динамо»).

Успешно выступили молодые бок-
серы Н. Софеев («Трудовые резер-
вы»), В. Сорокин («Строитель»), Е.
Винтов («Трудовые резервы») и А.
Кочетков (ВВС), оказавшие упорное
сопротивление мастерам.
		KOAXOZHHHOS

В Центральном доме культуры же-
лезнодорожников проходит матч
	между победителями Всероссийского
шахматного чемпионата колхозников
Николаем  Борисенковым (колхоз
имени Горького Московской областн)
и Григорием Журавлевым (колхоз
«Красный ударник» Калининской об-
ласти).

Матч играется из четырех партий.
Первая партия на 44-м ходу закон-
	чилась вничью. Вчера состоялась
вторая встреча. Победу одержал
Журавлев.

Г. Журавлев имеет 19 очка, У
Н. Борисенкова — 3 очка.

Завтра состоится третья партия
матча,
	жизни и после смерти, стояли низком
поклонники перед Западом из рус-
ской знати и высшего чиновничест“
Ba, презиравшие все отечественное,
„Лишь спустя более полутора веков
после смерти М. В. Ломоносова про-
фессор Б. Н. Меншуткин вновь от-
крыл М. В. Ломоносова как вели-
чайшего физико-химика.

Василий Владимирович Петров В
1803 году открыл электрическую ду-
гу. Ученый указал почти все воз-
можности ее применения в науке и
технике... и остался неизвестным, за-
бытым даже на родине. Электриче-
ская дуга была названа вольтовой в
честь итальянца Вольта, ее откры-
тие приписали английскому ученому
Гемфри Дэви, а имени Петрова не
сохранилось и на его могиле. Мы не
знаем даже, как выглядел этот за=
мечательный ученый — нет ни одно+
го портрета В. В. Петрова...

Есть и теперь люди, примиряющи-
еся с искажениями истории науки и
техники иностранными «авторитета-
ми» и повторяющие их лживые рос-
сказни. Поэтому выход в свет сбор=
	ника. «Люди русской науки» очень
своевременен.
У каждого советского читателя
	сборник пробуждает чувство закон-
ной гордости. Это чувство гордости
становится особенно сильным, когда
читаешь о людях, начавших свою
тернистую дорогу в науке в царской
России и имевших счастье продол-
жать работу при советской власти.
К старым ученым словно возвращая
лась молодость, талант их расиветал
с необыкновенной силой. В Советя
ском Союзе они получили возможя
ность трудиться на благо народа.
	Морозов:
	„Мы не признаем агрессивный
Атлантический пакт“
	ТРУДЯЩИЕСЯ ГОЛЛАНДИИ ВЫСТУПАЮТ ПРОТИВ
СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА
	ГААГА, 6. (ТАСС). Трудящиеся
	Голландии требуют от голландского
правительства отказаться от участия
в Северо-атлантическом пакте. Как
сообщают газеты, в Амстердаме со-
стоялось собрание рабочих  строи-
тельной промышленности. Участники
собрания единодушно высказались
против Атлантического пакта и одоб-
рили созыв Всемирного конгресса
сторонников мира.
	рабочих завода «Альберта Гейн», на
котором был выражен резкий про-
тест против Атлантического пакта.
	Рабочие приветствуют предстоящий
	Всемирный конгресс сторонников ми-
ра.
	На многолюдном митинге в олном
	из городов толландии выступил ге-
нераяьный секретарь компартии Гол-
ландии Пауль де Гроот, разоблачив-
ший планы англо-американских под-
жигателей войны. Он заявил: «Гол-
ландское правительство послало сво-
его министра Стиккера в Вашингтон
для того, чтобы продать кровь наро-
	да. Мы требуем отказа от Атланти-
ческого пакта и проведения новых
выборов в парламент».

Газета «Де Ваархейд» в передо-
вой статье пишет: «От чьего имени
министр Стиккер подписал Атланти-
ческий пакт? Ведь этот контракт ка-
сается не пива, а людей. (Стиккер
является директором крупнейших пи-
воваренных заводов. — Ред.). Этот
пакт означает для голландского на-
рода войну, кровь и новые жертвы.
Америка хочет превратить. Голлан-
дию в предмостное укрепление для
ведения агрессивной войны против
СССР и стран народной демократии.
Нашим юношам придется отдавать
свои жизни ради интересов крупных
монополистов. От чьего имени под-
писал Стиккер этот пакт? От имени
голландского народа? Нет. Он подпи-
сал его от имени кучки капиталистов
и их слуг. Поэтому эта подпись не
имеет никакой силы. Голландский
народ отвечает: «Нет, мы не призна-
ем эту подпись, не признаем этот аг-
рессивный Атлантический пакт».
	ИСУНКИ ДЕТЕИ
	дорогие черты любимых героев-ком-
сомольцев. Сейчас мы смотрим на
эти рисунки и радуемся первым ус-
пехам юного -рисовальщика.
Всеобщее внимание привлекают
работы семилетнего Игоря и девяти-
летнего Олега Князевых из города
Тушино, представивших  иллюстра-
при K сказке «Двенадцать месяцев».
	Хорошее впечатление оставляют
барельеф «Юные партизаны» Тамары
Осиповой и мраморный бюст «Пуш-
кин-лицеист» работы тринадцатилет-
него Юры Антонова из г. Серпухова.
	С болыпим интересом осматривают
посетители зал экспонатов приклад-
ного искусства. Представленные
здесь художественная вышивка с
замечательным русским народным
орнаментом, искусное вязанье,  иг-
рушки-самоделки, различные работы
из соломки говорят о творческой вы-
думке, о хорошем вкусе.

Портрет товарища Сталина вышила
на куске материи Валя Алешина.
Юная вышивальщица с большой лю-
бовью и искренностью  запечатлела
дорогой образ вождя советского на-
рода, лучшего друга детей. Портрет
занимает центральное место в экспо-
3HILHH.

Заканчивая осмотр выставки, по-
священной Х! с’езду комсомола, по-
сетители с удовлетворением отмеча-
ют успехи детей в изобразительном
искусстве.
	НА СНИМКЕ — уголок выставки.
Фото О ИГНАТОВИЧ.
	дневнив
искусств
	\ ТВОРЧЕСКИЙ вечер молодых
актеров театра «Ромэн» состоялся
в Доме актера. Заслуженный ар-
тист РСФСР профессор П. Саратов-
ский рассказал о том, как воспиты-
вает театр свое младшее поколение,
о созданных молодыми актерами об-
разах. Молодежь театра «Ромэн»
выступила в сценах из спектаклей
«Величальная» К. Финва и <Гру-
шенька» И. Штока.
	Выставка в Московском областном доме
хупожественного воспитания летей
		руёой музыви ва IEACTAD NUSta. Lamhe) художественного

HS UIECTH XOPOBHX MPOHSBEACHHH 38° Необычайное зрелище открывается
канчивает вскоре лауреат Сталинской взорам посетителей. (Словно сама
	премни А. Новиков. Среди стихотво-
рений, использованных автором, —
послание к Чаадаеву, «Вакхическая
песня» и т. д. Над хоровой сюитой
из шести частей на тексты Пушкина
работает и В. Кочетов.
	Пля смешанного и женского хоров
обработал песни на слова Пушкина
композитор М. Иорданский. Среди
этих песен—«Зимняя дорога» и «Зим-
ний вечер». Хоры на пушкинские тек-
сты пишут также Д. Васильев-Буглай,
А. Титов, В. Садовников. Над роман-
сами работают А. Мосолов, В. Нечаев,
В. Волков, М.  Старокадомский,
Л. Степанов, Н. Макарова и многие
другие композиторы.
	«БЛОКНОТ

АГИТАТОРА, № 9
	Вышел из печати очередной номер
«Блокнота агитатора».

Передовая статья призывает встре-
тить Первое мая новыми трудовыми
побелами.
	А. Чутких рассказывает, как он
организовал борьбу за высокое ка-
чество продукции и о роли в этой
борьбе агитаторов. Н. Фидирко де-
лится опытом работы агитколлектива
Высоковской МТС. Начальник ком-
бината «Москвоуголь» Герой Социа-
листического Труда А. Лебедков от-
	природа, полная _неувядающей преле-
сти, сошла в залы Московского об-
ластного дома художественного вос-
питания детей, отведенные под вы-
ставку детского изобразительного
творчества.

Как тонко и непосредственно вос-
принимают дети окружающий мир!
Как охотно откликаются они на все
события, волнующие взрослых.

Разнообразна тематика детских
рисунков. Вы видите здесь и пафос
социалистического труда послевоен-
ной пятилетки, и озеленение наших
городов и колхозов, и школьную пи-
онерскую жизнь, и чудесную приро-
ду Подмосковья. Сами рисунки во
многом еще по-детски наивны, тех-
нически несовершенны. Однако про-
стота и непосредственность,  зало-
женные в них, очаровывают зрителя.

Вот акварели школьника Безруко-
ва «Стахановка Мария Волкова в
ткацком цехе» и «Заводской . двор».
Вот гуашь пятнадцатилетнего Миши
Саплина «Половодье». Вот картина
маслом четырнадцатилетнего Володи
Михайлова «Зимой на лыжах». Те-
матика и содержание этих работ сви-
детельствуют не только о правиль-
ном восприятии окружающей дейст-
_вительности, но и об умении осмыс-
ленно, в художественной форме пе
редать ее на холсте и бумаге.

Интересные иллюстрации к «Мо-
лодой гвардии» Фадеева представил
Вася Прохоров.‘ Долгими зимними
вечерами тщательно выписывал он
	окончание работы третьей сессии Комиссии С04
По вопросу о положении женщин
	Закончила
	свою работу третья сессия комиссии
	ООН по вопросу о положении жен-
щин.

Перед закрытием сессии глава со-
ветской делегации тов. Е. Попова’
выступила с заявлением. «В связи с
окончанием работы сессии, — сказа-
ла она, — необходимо подвести не-
которые итоги. Международная об-
становка и тяжелое бесправное поло-
жение женщин во многих странах на-
стоятельно требовали от Комиссии
принятия ряда эффективных мер.

Оправдала ли текущая сессия на-
дежды женщин всего мира?

С большим сожалением я должна
ответить на этот вопрос отрицатель-
но. Советская делегация прилагала
все усилия к тому, чтобы эти на-
дежды оправдались хоть в какой-
либо степени. Но в результате поли-
тики саботажа, проводившейся в Ко-
миссии представительницами  англо-
американского блока путем примене-
ния механического голосования, со-
ветские резолюции как по политиче-
ским правам женщин, так и по прин-
ципу равной оплаты за равный труд
мужчин и женщин не были приняты.
По этому последнему вопросу жен-
щины всего мира с нетерпением жда-
ли от Комиссии решений, так как
заниженная оплата‘ женского труда
по сравнению с оплатой за равноцен-
	РИМ, 5. (ТАСО). 3 апреля в Сиене
выступил итальянский министр внут-
ренних дел Шельба. Его речь, содер-
жавшая открытую угрозу свободе
мнений, свободе профсоюзов и пра-
вам оппозиции, вызвала резкий про-
тест в парламентских кругах.

Вице-председатель палаты депута-
тов, социалист Фердинандо Тард-
жетти внес на имя председателя со-
вета министров запрос с требованием
дать парламенту раз’яснения по пово-
ду этого беспрецедентного выступле-
ния члена правительства. Тарджетти
требует от правительства ответа на
вопрос о том, содержалось ли в ре-
чи Шельба приведенное газетами за-
явление о том, что «оружие, дове-
ренное силам полиции, должно слу-
жить также средством нападения».
Верно ли, говорится далее в запросе
Тарджетти, что Шельба «призывал
все органы власти и в первую оче-
редь магистратуру (суд. — Ред.) не-
медленно и строго наказать ответст-
венных за издание периодического
издания «Вие нуове» (еженедельник
компартии), против которого министр
угрожал возбудить судебное пресле-
дование».

Действия Шельба, указывается в
запросе, являются «грубым открытым
вмешательством исполнительной вла-
сти в отправление правосудия».

Депутаты и сенаторы — члены
компартии, избранные по округам
Тосканской области, со своей сторо-
ны опубликовали коммюнике, в ко-
тором обращают внимание граждан
на «исключительную серьезность за-
явления министра Шельба, угрожаю-
щего основным демократическим сво-
бодам». В коммюнике указывается на
‘необходимость «более бдительного и
энергичного участия всех граждан в
	могут пользоваться этим русским со-
чинением...».

Патриотизм В. В. Марковникова,
не раз покидавшего лаборатории,
чтобы служить родине на войне или
	в очагах опаснейших эпидемий, яр-
ко обрисован А. Е. Арбузовым.

Очень хороню рассказали: В. В.
	Шулейкин — о выдающемся русском
ученом и флотоводце С. О. Макаро-
ве, А. А. Зворыкин — о Бокие и
Протодьяконове, В. В. Данилевский
— о Ползунове и Фролове...

К сожалению, в сборнике совер-
шенно отсутствуют биографии дея-
телей общественных наук, хотя их
творчество нельзя отрывать от твор-
чества деятелей естествознания, тех-
ники и математики, которым посвя-
щены два тома книги «Люди рус-
ской науки».

Издательство подчеркнуло в своем
предисловии, что сборник не охватил
всех деятелей естествознания, мате-
матики и техники. Конечно, пробе-
лов в этом отношении трудно избе-
жать, но для творца первого в мире
самолета — Можайского, который
еше в 1882 году построил машину
тяжелей воздуха, пролетевшую 3Ha-
чительное расстояние, обязательно
надо было найти место. Нужно было
в этих же томах рассказать о та-
ких выдающихся деятелях медицин-
ской науки и замечательных патрио-
тах, Жак Бурденко, Богомолец...
	Пельзя не отметить и того, что
в некоторых очерках их авторы ог-
раничились изложением фактов из
биографии ученого и описанием его
наиболее известных работ, но не рас-
	крыли мирового значения открытий
русского деятеля.
	Ни смерть ученого, ни десятки n
сотни лет, протекшие после осущест-
вления открытия или изобретения, но
прекрашают борьбы за приоритет.
	ный мужской труд представляет со-
бой одну из наиболее изошренных
форм эксплоатации».

Тов. Попова указала на бесправие
женщин в капиталистическом мире,
в частности в таких странах, как
Соединенные Штаты Америки, Ан-
глия, Греция, Испания и другие.
Затем она подробно остановилась на
положении женщин в Советском Со-
юзе. Женщины в СССР, сказала тов.
Попова, пользуются всеми правами
наравне с мужчинами. Права женщин
гарантированы Конституцией, кото-
рую народ называет Сталинской.

Я уверена, сказала в заключение
своей речи тов. Попова, что миллио-
ны трудящихся женщин, воодушев-
ленные примером СССР, будут бо-
роться за то, чтобы и в тех странах,
где до сих пор женщины лишены
всяких прав, выполнялся принцип
Устава ООН — «утвердить веру в
основные права человека, в достоин-
ство и ценность человеческой лично-
сти, в равноправие мужчин и жен-
щин и в равенство прав больших и
малых наций».

После ‘выступления тов. Поповой
был поставлен на голосование до-
клад о работе третьей сессии Комис-
сии ООН по вопросу о положения
женщин. За его принятие голосовали
все делегации, кроме советской, ко-
торая от голосования воздержалась.
	борьбе против попыток нарушения
свобод и вовлечения Италии в новые
преступные авантюры».

Многочисленная группа депутатов
взяла на себя инициативу составле-
ния протеста на имя министра
Шельба, под которым собираются
подписи представителей оппозиции и
независимых.
	ЗВЕРСТВА ГОЛЛАНДОНИХ
СОЛЛАТ В ИНДОНЕЗИИ
	ГААГА, 6. (ТАСС). Газета «Хет
Пароль» пишет, что террор, осуще-
ствляемый голландским командова-
нием в Индонезии, можно сравчить
лишь с гитлеровским террором.

Газета приводит документ, из Ко-
торого видно, что голландские коло-
низаторы расстреляли в селении
Джомерто на Яве без всякого зуда
десять мирных граждан, среди кото-
рых были женщины. При следующем
налете на это селение было расстре-
ляно еще девять мирных граждан.

В селении Сутьонангепок голланд-
цы расстреляли восемь мирных граж-
дан, кроме того, четыре женщины и
трое мужчин были ранены. В селе-
нии Арджаса были расстреляны три
индонезийских гражданина. В селе-
нии Патранг-Пага был схвачен кре-
стьянин по имени Рохами. Голландцы
жестоко избили его, и он умер. За-
тем его труп повесили на столбе на
улице для устрашения населения.

В районе Вулухан—Кентчонг гол-
ландские войска в качестве репрес-
сивной меры сожгли дотла сотни до-
мов мирных граждан. «Хет Пароль»
требует послать в Индонезию авто-
ритетную комиссию для расследова-
ния зверств, чинимых голландцами
над индонезийским населением.
	Сейчас в капиталистических странах
идет особенно наглая подтасовка
«фактов», «документов», высказыва-
ний различных лжесвидетелей для
доказательства превосходства ученых
Англии и Америки над всеми ос-
тальными.

Англичане и американцы, ратую-
щие за «чистую науку», не знающую
государственных границ, с  удиви-
тельной настойчивостью, явно иду-
щей вразрез с их высокопарными де-
кларациями, стараются на чужих изо-
бретениях ставить штампы «Майе т
England», «Made in U. S. Aw». Не-
давно в Англии вышла  «хрестома-
тия», претендующая на название
«Истории науки». Она составлена
так, что ахнули даже те француз-
ские ученые, которые обычно рас-
шаркиваются перед всем английским
и американским. Пользуясь гибко-
стью «дипломатического» француз-
ского языка, они не смогли удер-
жаться от двусмысленных, звуча-
щих скрытой насмешкой комплимен-
тов англичанам, которые, оказывает-
ся, «открыли» и «изобрели» все, что
есть выдающегося на свете. Лживая
английская «хрестоматия» — лишь
один из бесчисленных примеров то-
го, как «просвещенные» хищники
«честно» и «беспристрастно» относят-
ся к деятелям науки других стран.
Об этом нельзя забывать, когда пи-
шешь о любом русском ученом, имя
которого в капиталистическом мире
тщательно стараются стереть со
страниц истории науки.

Гонения на русских ученых, шед-
ших своим путем, были глубоко уко-
ренившейся, хорошо разработанной
системой. И самое опасное заклю-
чалось в Том, что за спиною ино-
странцев, которые из корыстных,
	низких побуждений в течение столе-
тий всячески преследовали русских
ученых и принижали их роль при
	Протесты в итальянском парламенте
против выступления Шельба
	eee ee EN BN RD NN EE

вечает на вопрос «Что такое комп- ‚Носледние“
лексная механизация». )

Беседа на международные темы по- Ha клубной
священа Западной Германии. .

В «Блокноте агитатора» помещенй сцене
	темы, планы и перечень литературы
для проведения бесед в апреле.
	ПРЕМЬЕРА
МОСКОВСКОГО
ПИРКА
	ГОРЬКОВСКИЙИ СПЕКТАКЛЬ
КОЛЛЕКТИВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На сцене рабочего клуба «Куль-
турный путь» к 81-й годовщине со
дня рождения А. М. Горького моло-
дым драматическим коллективом бы-
ла поставлена theca «Последние».
		Сегодня — двенадцатый тур. Иг-
рают: Геребен—Кютов, Смыслов—
Сили, Бенко—Авербах, Флориан—
Бронштейн, Барца—Лилиенталь, Си-
магин-—Сабо, Флор—Типари, Раго-
зин—Фюштер.

Завтра — доигрывание неокончен-
ных партий.
	Е О ТС ©

В середине апреля в Московском
государственном цирке состоится   Ла поставлена пьеса
	премьера вовой — четвертой в этом   Рабочие с интересом смотрели этот ©
	сезоне программы, в которой будут   спектакль.
	Пьеса М ГОРЬКОГО «Последние» на сцене рабочего клуба «Культурный
	цена
	из второго акта. ФЕДОСЬЯ — FW. KA-
	представлены все жанры циркового
искусства.

В центре программы — выступле-
ние заслуженного артиста РСФСР
Э. Кио. В программу включены зло-
бодневные иллюзионные сатирические
шутки и интериедии на международ-

Ведущую роль Ивана Коломийцева
исполнял заводской бухгалтер комсо-
молец А. Антон. Молодому испол-
нителю хорошо удался образ главы
распадающейся дворянской семьи.
Искренне и эмоционально играла
роль Веры, дочери Коломийцева, тех-
пнинал^лин@ пекретарь  отпела капоов
	aby ee Ee ee Е ~ =.

B ae 3. Kuo ее ceupeTape отдела кадроз
ные темы, Быступление ©. KH комсомолка Нина Афиногенова. Brep-
мет целое отделение программы. вые выступившему на. сцене (в роли
Интересно и разнообразно состав- Петра Коломийцева) шоферу Ю. Сгой-
лены остальные отделения. На мане- Кову удалось правдиво раскрыть

о Е В Рай!
	А ee о т а

лены остальные отделения. На мане-  Кову удалось правдиво раскрыть
же выступят сатирики Г. Рашковский образ юноши, стремящегося к обще-
и Н. Скалов, труппа канатоходцев   НИЮ © новыми, хорошими людьми.

под куполом под руководством Н. Сви- Справились со своими ролями и OC-
рина, молодые выпускники Цирково-   тальные исполнители. Некоторая ро-
	го училиша акробаты Абопаловы (Ре-   бость, типичная для начинающих
кордные трюки), гимнасты под КУПО-  участников художественной самодея-
лом Андреевы, роликобежцы Xevib-   тельности, искупалась отсутствием
	штампа и наигранности, правдивостью
	и простотой исполнения.

Исполнители и режиссер — артист
театра имени Ермоловой Л. П. Гал-
лис, шефствующий над драматиче-
ским коллективом клуба «Культур-
ный путь», вдумчиво потрудились
над спектаклем, стремясь полнее и
ярче раскрыть каждый образ, бе-
режно донести до зрителя слово и
	мысль Горького.

Е. Щукина.
	манис, эквилибристы на шарах Ро-
гаткины, гимнасты на турнике Нико-
лаевы и др. Зрители увидят также
артиста Бориса Манжелли, высту-
пающего с новыми номерами дресси-
ровки лошадей. Для детских утрен-
ников приглашена артистка Андржи-
евская со своей труппой дрессиро-
ванных собачек.

У ковра — К. Берман. Ставит про-
грамму режиссер А. Арнольд, худож-
ник В. Рындин, музыкальное оформ-
ление Л. Каца.
	ЕМАЛО написано хороших КНИГ,
очерков и статей об отдельных
русских ученых. Но до сих пор не
было ни одной книги, дающей вели-
чественную общую картину того, что
слелали люди науки нашей страны.
	НАПАТКИНА, ПЕТР — Ю. СТОЙКОВ, ВЕРА —Н. АЗИНОГЕНОВА, COMbhiA
	— А АКУЛИНИНА.
	науки
	ОТО В. СЕМЕНОВА,
	казу Чугаева и как ученого и как
человека,
	Академик А. Е. Арбузов в неболь-
ших по размеру очерках выпукло
показал выдающихся русских хими-
ков—Н. Н. Зинина, А. М. Бутлерова,
В. В. Марковникова. Вот Н. Н. Зи-
нин, для увековечения имени кото-
рого достаточно было бы одной лишь
его работы — синтеза анилина, ве-
щества, лежащего в основе произ-
водства лекарств, красок, фотогра-
фических материалов и т. д. Но
синтез анилина был только одним из
самых выдающихся достижений
ученого. Многое из того, что сдела-
но Н. Н. Зининым, жадные и ковар-
ные охотники за русскими изобрете-
ниями постарались приписать себе и
своим соотечественникам. Например,
техническое применение нитроглице-
рина за границей связано с именем
шведа А. Нобеля. В действительности
еще в 1853 году Н. Н. Зинин понял,
какие громадные разрушительные си-
лы таятся в этом веществе. Во время
Крымской кампании Зинин предло-
жил начинять им гранаты. . Ученый
проводил в своей лаборатории чрез-
вычайно опасные опыты — малей-
шая неосторожность грозила страш-
ным взрывом. Только технические
причины, не зависевшие от Н. Н.
Зинина, помешали использовать ни-
троглицерин еще в разгар Крымской
кампании.

Вот Владимир Васильевич Мар-
ковников, имя которого увековечено
в «Правилах Марковникова», позво-
ляющих химику научно  предсказы-
вать течения химических реакций.
Это Марковников в ответ на пред-
ложение немедленно перевести один
из его трудов на иностранный язык,
«чтобы ученый мир мог ознакомить-
ся с ним», сказал:

«Если высказываемые здесь мысли
представляют интерес, то ‘желающие
	Люпи русской
	Это блестяще опровергает рассуж-
дения о какой-то космополитической
	науке, не имеющей родины,
занной с национальными
ученых, создающих ее.
	В России М. В. Ломоносов создал   #&
	и физических исследований в совре-
менной химии. Чудесная наука об
	не сзя-  истории химических элементов, ато
чертами   мов Земли и Космоса — геохимия —
	создание Владимира Ивановича Вер-
надского, самого крупного  минера-
лога мира.
	ar beh ee SN А я =
Двухтомный сборник «Люди = pyc-
ской науки», выпущенный Государ-
ственным издательством  технико-
теоретической литературы, является
первым подобным изданием.

новую науку — физическую хим.
доказательс!во

Ему принадлежат

сохранения вещества, , разрабока

атомистической теории газов/ В на-

п.л.
то

шей стране благод
р Г’ я   a 7 ух

аря трудаи

а ner nh

лога мира.

Борцы со смертью — Николай
Иванович Пирогов, Сергей Петрович
Боткин, Илья Ильич Мечников,
Владимир Михайлович  Бехтерев,
(Лан Патбарич Павлов указали пути
	Жуковского, С. А. Чаплыгина рди-
лась подлинно «крылатая матемти-
ка», позволившая строить самолты,
летающие с громадными скоретя-
	Сто двадцать девять очерков, на-
писанных в большинстве случаев
выдающимися деятелями советской
науки, рассказывают о великих Уче-
ных нашей страны. Статья прези-
лента Академии наук СССР акаде-
	продления человеческой жизни, учи-
ли побеждать опаснейшие болезни.
Гениальный строитель первого в
мире «автоматического» завода Кузь-
ма Дмитриевич Фролов, талантливые
	BATTLE FRANCA AEE ER Se Oe rae ~~ ST

мика С. И. Вавилова «Советская на-   MPOCTPaHCTBO, AdllU BOM Oe
” any помощи радиоволн  управлят и

ка на службе родины» и его очерк

ука ту Pp р структурой металлов и движаием

ee eminem aude
	сложнеиших механизмов.

С. О. Макаров и А. Н.. Крлов
обеспечили безопасность судов Ha
море. Б. Б. Голицын обессмерил
свое имя созданием новой науки! —
сейсмологии, изучающей и исслезу-
юшей движения земной коры, nepeh-
ко грозящие человеку страшными
белствиями.
	«Михаил Васильевич Ломоносов» AB-
ляются как бы программой всего
сборника. Академик С. И. Вавилов
пишет: История русской науки
показывает, что ее гениям свойст-
венна особая широта задач и резуль-
татов, связанная, однако, с удиви-
тельной почвенностью и реально-
стью и вместе с тем простотой под:
хода к решениям».
	«М. В. Ломоносов был первым
русским ученым не потому только,
что он русский по национальности
и с исключительным успехом разви-
вал в России передовую науку, —
он первый русский ученый еще по-
тому, что в нем впервые и с необы-
чайной силой и выразительностью
открылись те особенности русского
научного гения, которые потом про-
явились в Лобачевском, Менделее-
ве, Бутлерове, Лебедеве, Павлове и
других главных представителях
русской науки...»
	ми. Радио A. C. Попова покоило: Ма инт, eS
“посранство пало возможность при   создатели новых машин, отважные ис-
	следователи далеких стран,  градо-
строители, на века украсившие нашу
землю своими прекрасными творения-
ми... Один за другим великие рус-
ские ученые проходят перед читате-
	Издательство отметило, что «‹очер-
		свое имя созданием новой науки! —-   ки не могли быть в полной мере
	однотипными». Трудно и даже не
нужно требовать однотипность от
очерков, в создании которых приня-
ли участие девяносто деятелей со-
ветской науки. В каждом таком
очерке ярко отражается творческое
пол бвазие ученого, пишущего о
	Один из величайших ‘физиков мнра
— П. Н. Лебедев  «взвесил свет».
Он первый доказал, что лучи света,
казавшиеся до его опытов чейто в
высшей степени «нематериальным»,
в действительности обладают /свой-
ством давить на Тела, на Которые
они’ падают. Величайший химик Д.И.
Менделеев указал путь к раскрытию
тайн атома. Периодический. закон
химических элементов является од-
ним из основных законов естество-
знания, исходной точкой химических

fe eee м

OFePRO APRN ЗЕ
своеобразие ученого, пишущего 0

своем выдающемся предшественнике,
учителе, товарище. В этом отноше-
нии характерен очерк академика
И. И. Черняева о Льве Александро-
виче Чугаеве. Скорее это новелла.
Читатель, знакомясь с исследовате-
лем сложнейших соединений плати-
ны, иридия, радия, осмия и многих
других металлов, видит перед собой
яркий, живой образ, который он не
забудет, благодаря мастерскому П?-
	Йорке, OI LLP RP Op
Ответственный редактор
	Г. А. МЕЩЕРЯКОВ.