Телеграммы из-за границы
	ОБСУЖДЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ
«CUACTbE»
	театральному мастерству и подлив-
ному патриотическому  вдохновению
постановщиков и артистов. создавших
жизненно правдивые образы боль-
шевика Воропаева, Лены Журиной,
Варвары Огарновой и многих других
советских людей. Не только в Мо-
	‘скве но и в театрах Калинина, Вла-
	  димира, Ижевска, Сыктывкара и
других городов пьеса «Счастье»
‘идет при полном зрительном зале.
	кладчик отметил и некоторые ее дра-
матургические погрешности, в том
числе несколько. поверхностно разра:
ботанные образы Корытова, Poma-
ненко и Т. д.

В обсужденни. пьесы и спектакля
приняли участие драматурги, теат-
ральные критики. С интересом был
прослушан рассказ одного из поста-
новшиков спектакля «Счастье» ре-
жиссера В. Комиссаржевского о ра-
боте театра над этой постановкой.
Исполнитель центральной роли Воро-
паева артист И. Соловьев ярко, с
большим творческим волнением по-
ведал собравшимся о поисках «само-
го главного» в образе своего героя,
э партийности Воропаева, ставшей
внутренней, глубокой чертой его ха-

Подробно анализируя пьесу, on
	В Пентральном доме литераторов
	Забастовка государственных служащих
в Греции продолжается
	стране свобода подавляется
бесчеловечным образом».
	Профсоюз работников почт и те“
леграфа также обратился. к своим
	членам с воззванием, в котором ror
ворится: «Собратья, He  сдавайтесь.
Достойные руководители уже заме-
	нили арестованных товарищей. Буль-
те непоколебимы, ибо другого пути
нет. Нас толкают на борьбу не толь-
ко голод, но и решимость бороться
в тылу против социального разложе-
ния и его ужасных последствий».
	Аресты забастовшиков вызвали
возмущение всех трудящихся. Мно-
гие рабочие организации заявили 9
своей солидарности с бастующими.
Рабочие и служащие  злектрической
компании в знак протеста против тер-
рорнстических мер правительства при-
	остановили на 3 часа работу. Даже
ЖЕ ой: mM
	реакцнонная верхушка Всеобщей
конфедерации труда, чтобы не выз-
вать негодования рядовых членов
профсоюзов, вынуждена была заявить
о своей солидарности с бастующими
и протестовать против арестов,
	АФИНЫ, 7. (ТАСС). Несмотря на
принятые правительством чрезвычай-
ные меры, забастовка служащих про-
должается. По официальным сведе-
ниям, в    министерствах, равно как
и во всех прочих государственных
учреждениях столицы, на работу не
вышел ни один человек. В пругих
министерствах на службу вышло
		КОВ,

Забастовочный комитет  государст-
венных служащих ‘обратился ко всем
трудянцимея с воззванием, в котором
протестует против «насильственных
средневековых мер», принимаемых
правительством против бастующих. В
воззвании говорится, что служащие,
больные туберкулезом, женщины,
члены руководящего совета Федера-
ЦИИ профсоюзов государственных
служащих схвачены ночью и броше-
ны в подвалы особого отдела поли-
ции. «Мы доводим до сведения гре-
ческого народа об этих насильствен-
	ных и л антидемократических мерах
правительства. Об’являем всему ци-
вилизованному миру, что в нашей
	Английская печать
	о новом бюджете
	ЛОНДОН, 8. (ТАСС). Для ком-
ментариев редакционных статей кон-
сервативных английских газет хавак-.
терно горячее одобрение внесенного.
Крипнсом бюджета на 1949—50 г.

На газету «Дейли телеграф энд
мернинг пост» особое впечатление
произвело решение Криппса сокра-
тить дотации на удешевление продо-
вОлЬСТвИЯ.

Автор статьи предупреждает рабо-
чих; что это не может служить .ос-
нованием для требования о повыше-
нии заработной платы, и пишет: «По-
литика ` министра финансов в этой
области заслуживает лишь одобре-
HHA». у

Орган консерваторов газета «Дей-
ли мейл» признает, что «большая
часть бремени от повышения нало-
гов падает на широкие массы насе-
ления, а не на небольшую избранную
группу людей».

По словам газеты «Таймс», «фак-
тически бюджет ставит правительст-
BO перед лином неприглядной дейст-
вительности, которую нельзя больше
игнорировать. «Нормальные» излиш-
ки, создание которых является це-
лью бюджета, представляют собой
абсолютный минимум... Однако обес-
печение этих излишков не дает воз-
можности снизить налоги, и трудно
себе представить, каким образом
можно было бы их снизить в пред-
стояшие годы».
	Коммунистическая газета «Деили
уоркер» отмечает, что Федерация
британских промышленников имеет
веские основания одобрять бюджет
Криппса, который вызовет настоящий
бум на бирже. «Не менее 26 резо-
люций внесено в повестку дня прел-
стоящей конференции лейбористской
партии с требованием общего сниже-
ния цен. Министр финансов игнориро-
вал все эти резолюции и обдуманно
сделал шаг в сторону повышения
пен на самые необходимые  проло-
вольственные товары».
	«Еще важнее с точки зрения Фе-
дерации британских промышленни-
	ков, — указывает газета, — повы-
шение дотации на Износ машинного
оборудования и заводов. Это озна-
чает, что классу предпринимателей
подарено 75 млн. фунтов стерлингов
в год. Это скандальное решение стд-
	ло гласным день спустя после того,
как Белая книга о национальном до-
ходе и расходах показала непрерыв-
ное увеличение прибылей компаний
как ло, так и после вычета налогов,
и отметила рост резервов компаний».
	Голландский парламент
одобрил «исправление»
толландеко-германской
			С образами многих наших совре-   театральному
` менников — передовых советских   ному патрис
	евников — передовых советских
людей знакомит москвичей в своих
спектаклях театр имени Ермоловой.
Артисты одного из самых молодых
театральных коллективов столицы
углубленно работают над советскими
пьесами, с любовью воплощая на
сцене дорогие каждому советскому
патриоту черты новых людей, стро-
ителей коммунистического общества.
В тесном содружестве с драма-
тургом театр создает яркие патрио-
тические спектакли. Так родился
здесь спектакль «Лалеко от `Сталин-
	града» (первая пьеса Сурова). В по-
исках советской темы театр обра-

‚ икается и к произведениям проззивов,
		помогая им овладевать драмагурен-
ческим мастерством. Так были со-
	зданы инсценировки «Спутников» Па-   прослуша
новой «ПЛюлей с осрнеотойя совестью»   НОВШЯкКоОвВ
	пьесе, ! рактера.
	новой, «Людей с чистой совестью»
Вершигоры и другие.

Одной из наиболее улачных инеце-
нировок явилась сценическая компо-
зипия П. Павленко и С. Радзинского
‘по роману Павленко «Счастье». Об-
`‘суждению этой пьесы и спектакля
было“ посвящено на-днях собрание в
Центральном доме литераторов.
	  В обстоятельном докладе О. Лео-
‘нидов дал высокую оценку пьесе,
	Студенты-легкоатлеты химико-техноногического института им.
ева на тренировке в Сокольниках. mar а.
		тута им. Менделе-
Фото С. ЛЬВОВА.
оО

НОВАЯ СПОРТИВНАЯ
		сих пор чрезвычайно низок и He COOT-
ветствует имеющимся в нашей стране
	возможностям.
Резко повышены нормы в KOHDKO-
	эежном спорте для ‘иужчин и в иле

вании для женшин. Новая норма ма-
стера спорта в конькобежном много-
`борье для мужчин (500, 1.500, 5.000 и
	10.000 метров) установлена в 200 оч-
ков; старая равна 208 очкам.
	В связи с тостом результатов по.
	конькам у женщин нормы мастера
для них тоже подверглись большим
изменениям.
	В плавания лля женщин на 200 и
	400 метров вольным стилем и на
100 метров на спине, где особенно
велико отставание, новая норма ма-
стера выше всесоюзного рекорла.

Почти равны всесоюзным достнж®-
ниям новые нормы мастера в плава-
нии для мужчин на спине на 109 и
2090 методов.
	Значительно изменены нормы по
тяжелой атлетике. В отдельных дви-
жениях они повышены Ha 3—I15 KF.
	Усложнены нормы по легкой атле-
тике: для мужчин в беге на 5.000 и
10.000 метров, в барьерном беге на
110 и 400 метров, в метании копья и
молота, в десятиборье. В прыжках в
длину с разбега новая норма почти
равна всесоюзному рекорду, а в беге
на 400 метров — выше его.
	Перворазрядники являются резер-
вом мастеров спорта. Поэтому не-
сколько повышаются требования и
для них. Повышены и требования для
второго разряда. В третьем, наиболее
массовом разряде, с которого, с9б-
ственно, начинается путь спортсмена,
нормы и требованая остаются почти
без изменений.

Новые разрядные нормы и требова-
ния будут осваивать не одиночки, а
сотни и тысячи спортсменов.

Большую работу по подготовке
разрялников проведут москвичи. Они
должны подготовить по 30 видам
спорта перворазрядников 1.680, вто-
роразрядников — 5.150,  третьераз-
рядников — 17.550, не считая 6.705
спортсменов юношеского разряда.

Ряд советских спортсменов уже по-
казал результаты, равные новым нор-
мам мастера. Многие из них москви-
чи. Таковы конькобежцы М. Исако-
ва и 3. Холщевникова, лыжники
В. Смирнов, В. Оляшев. П. Володин,
3. Болотова, тяжелоатлет Г. Новак,
пловец В. Ушаков, легкоатлетка

А. Андреева и другие.

Хорошо успевают за последнее вре-
_мя в плавании юноши В. Дробинский
и В. Соловьев.
  Введение новой спортивной клас-
 сификации и усложнение разоядных
‘норм пред’являют повьишенные тре-
‘`бования к качеству работы препола-
  вателей и тренеров, к уровню их пе-
  дагогического мастерства, повышают
  также ответственность каждого
  спортсмена за рост его спортивных
  достижений.
	Э. Громадский,
начальник Учебно-спортивного
управления Комитета по делам
	физической культуры и спорта
при Совете Министров СССР.
	C NOPTMBHAD классификация cy-
ществует в нашей стране уже
много лет. Построенная на научных
основах и принципах советской шко-
лы спорта, она является самой пере-
довой в мире.

Продвижение спортсмена из низше-
га разряда в выснший по мере роста
его спортивных достижений стимули-
рует систематическую тренировку и
учебно-спортивные занятия, отлично
контролирует качество работы тренер-
ско-преподавательского состава. Спор-
тивная классификация способствует
вылвижению новых молодых масте-
ров и усиливает всестороннюю физи-
ческую подготовку на основе комп-
лекса «Готов к трулу и обороне
CCCP».

В числе мер повышения мастерства
наших спортсменов ЦК ВКП(б) в
своем постановлении предложил Вее-
союзноиу комитету по делам физиче-
ской культуры и спорта пересмотреть
спортивные показатели для разрядни-
ков и мастеров спорта, приблизив их
к международным спортивным дости-
жениям.

Существовавшая ло   апреля клас-
сификация сыграла положительную
роль в повышении уровня результа-
тов спортсменов СССР. Однако сей-
час она не может уже в должной ме-
ре стимулировать борьбу за дальнзй-
ший рост спортивного мастерства,
особенно в высших разрядах.

Комитет по делам физической куль-
туры и спорта при Совете Министров
СССР утвердил новое положение ©
единой всесоюзной спортивной клас-
сификации.

Ее принципиальные основы остаются
прежними. Изменения коснулись,
главным образом, норм и требозаний.

Новая спортивная классификания
введена в действие с   апреля. В нее
вошли все 43 вида спорта, культиви-
руемых в нашей стране. Впервые она
охватывает шахматы, шашки, туонзм
и авиационные виды спорта (воздухо-
плавательный, парашютный, планер-
ный и самолетный).

Значительно повьинаются нормы и
требования, пред‘являемые к мастеру
спорта. Это звание будет  при-
сваиваться наиболее выдающимея и
передовым во всех отношентях совет-
ским спортсменам. Любой мастер
должен быть готовым успешно защи-
шать спортивную честь Родины на
межлународных соревнованиях.

Прежние нормы мало стимулирова-
ли мастеров на борьбу за овладение

высотами современной ° спортивной
техники. Взять. например, поднятие
таязкестей. Здесь лостаточно было в
	тяжелом весе выжать 105 кг., чтобы
стать мастером. Между тем рекорд
СССР равен 142 кг, и овладение нор-
мой старой классификации не может,
конечно, свидетельствовать о подлин-
ном спортивном мастерстве.

Низкими были также нормы масте-
ров по конькам для мужчин, по nua
ванию для женщин и т. д.

Нозые разрядные нормы для macTe-
ров приближаются к лучшим дости-
жениям — сильнейших спортеменов
страны, к всесоюзным рекордам, а
иногда и превышают их. Об’ясняется
	это тем, что в некоторых видах <пор-
	та уровень всесоюзных рекордов до.
	Нота польского правительства
правительству США
	ские власти всячески затягивали пряи*
нятие окончательных решений.
	Об‘ясняя свое поведение, американ-
ские власти заявили, что польская
собственность стала якобы’ «спорной»
вследствие того, что она была кон-
фискована гитлеровцами. Таким обра-
зом, американские власти фактически
санкционировали акты насилия, CO-
вершенные гитлеровцами.
	Излагая весь ход переговоров с
американскими властями, польское
правительство указывает в ноте, что
вся ответственность за ущерб, кото-
рый понесли или могут понести в
будущем польские граждане, ложит-
ся на правительство США, ввиду его
ничем не обоснованной ПОЗИЦИИ В
	этом вопросе.
	ВАРШАВА, 7. (ТАСС). В печати
опубликована нота польского прави-
тельства государственному департа-
менту США по вопросу возвращения
имущества польских граждан, кото-
	рые находились в Германии до 1939
	года,

В ноте говорится, что на основании
специальных законов, принятых в
1940 году, гитлеровские власти кон-
фисковали имущество поляков и пе-
редали его «наиболее отличившимся»
германским фашистам.

После окончания войны польское
правительство энергично настаивало
перед американскими властями о воз-
вращении польским гражданам их
разграбленной собетвенности и розыс-
ке имущества, местонахождение KO-
	торото не было известно. Американ-
	НЬЮ-ЙОРК, 8.. (ТАСС). B To
время как правительство Соединен-
ных Штатов расходует все новые и
новые миллиарды долларов на воо-
ружение, состояниё учебных заведе-
ний продолжает ухудшаться. Газета
«Нью-Йорк таймс» сообщает, что,
как показало обследование учебных
заведений по всей стране, «здания
государственных школ, как началь-
ных, так и выситих, находатея В
плачевном состоянии, причем огром-
ное множество из них нуждается в
немедленном ремонте или в замене.
Миллионы детей учатся в зданиях,
которые годятся лишь на слом или
совершенно не удовлетворяют тре-
бованиям современной программы об-
учения».

По словам газеты, сведения, полу-
ченные из 48 штатов.  свидетельст-
		Творческий отчет композиторов ХТ с’ езду ВЛКСМ
	яркий,  жизнеутверждающий Гимн
труду „и молодости (слова Н. Фле-

рова).
	Хорошо приняли слушатели «Март
комсомольских бригад» и лирическую
песню «Летят стрижи», написанные
молодым композитором А. Остров-
ским на слова Л. Ошанина. Компо-
зитор В. Кручинин исполнил «Ком-
сомольский билет» — песню о пав-
шем друге (текст поэта Мустай Ке-
рима).

На вечере впервые прозвучали но-
вые мелодичные песни композиторов
Ю. Милютина («Посреди полей Рос-
сни...»), 3, Компанейца («Рота бра-
вая идет»), С. Каца («Песнь моло-
дых москвичей»), Л. Бакалова («Пе-
релески» и «Песня молодости»),
	Е. Жарковского («Шли бойцы»),
Г. Гранкина («Комсомольский ого-
нек») и др.
	В исполнении новых молодежных
песен советских композиторов при-
няли ‘участие лауреат Всесоюзного
конкурга артистов эстрады И. Шме-
лев, артист театра имени Станислав-
	ского и Немировича-Данченко
М. Матвеев и артист Ю. Юровец-
кий.
	Тема сталинской молодежи зани-
мает ведущее место в творчестве со-
ветских композиторов.

Первыми песнями молодежи эпохи
становления советской власти были
эптимистический мажорный марнт
«Мы кузнецы» на текст рабочего
поэта Шкулева, матросекая «По мо-
PIM, TO волнам», боевая  револю-
ционная песня «Смело, товарищи, в
ногу!». стремительный  зажигатель-
ный «Паровоз».

Советские композиторы создали с
тех пор сотни публицистических и
лирических песен о молодежи, про-
славляюших ее героический  трул,
подвиги в бою, глубокий патриотизм,
преданность партии Ленина— Сталина.
В последнее время в песенный фонд
Советского Союза вошли пройзведе-
ния, написанные к ХГс’езду ВЛКСМ.

Недавно авторы новых песен вы-
ступили в Центральном доме работ-
ников искусств. Слушатели тепло
приняли свежую и жизнерадостную
«Уральскую молодежную» А. Новн-
кова, написанную им на текст
	Е. Долматовского. Воспитанник ком-
сомола композитор Б. Терентьев ис-
полнил лве песни: «Тельняшка» (сло-
	ва А. Ойслендера) и «Наша смена» —
				Плачевное положение школ в США
	вуют о том, что, «как ожидается,
нынешнее серьезное положение 3Ha-
чительно ухудшится в ближайшие
несколько лет. Многие штаты сооб-
щают об отсутствии средств на стро*
ительство новых школ, хотя в чих
испытывается острая нужда».
	Omoacio0y
	ж КАК СООБЩАЕТ голландская
газета «Де Ваархейд». в городе Хил“
версуме полиция арестовала четырех
членов Всеобщего голландского сою*
за молодежи за то, что они pac;npo-
стравяли антивоенные листовки.

\ж АГЕНТСТВО АНСА сообщает,
что в Ливорно прибыл в зопровожде-
нии двух эсминцев американский
авианосец «Филинпин Си».
	ГААГА, 8. (ТАСС). Голландский
парламент большинством голосов
одобрил «исправление»  голландско-
германской границы, по которому
Голландия получает некоторые не-
мецкие районы. Против этого реше-
ния голосовали коммунисты и 6 пред-
ставителей «партии труда»,
	Представители антиреволюционной
партии и один католик также го-
лосовали против этого решения, но
мотивировали это тем, что они не
удовлетворены слишком малыми, по
их мнению, размерами территории,
которая отторгается от Германии в
пользу Голландии.
	Обращение организаций
испанских республиканцев
в ООН
	НЬЮ-ИОРК, 7. (ТАСС). Выходя-
шая в Мексико газета «Эль популар»
сообщила, что организации  испан-
ских республиканцев обратились к
Организации Об’единенных наций с
протестом против непрекращающихся
во франкистской Испании казней ис-
панских патриотов. Письмо подписа-
ли республиканцы, коммунисты, со-
циалисты, а также представители
каталонской и баскской групп,
	пе оБвивуь  выллядУм э1у Btwn awk en
венную панораму... И гордость 3a
вождя, по прозорливой мысли кото-
рого в безлюдной степи возникла
эта крепость обороны, за народ, во-
плотивший мысль в дело, воздвигший
гигант, равного которому не было в
мире, за себя, как за частицу этого
р вспыхнула в душе Макаро-
Эта советская национальная
ropaoc Tb руководит инженером Ma-
каровым во всех его делах и поступ-
ках. Эта тордость за свою страну
и за свой народ, эта великая патрио-
тическая черта характера советско-
го человека видны нам в мыслях и
действиях и донецкого сталевара Ша-
тилова, и уральского сталевара Пер-
мякова, и главного инженера ураль-
ского завода Мокшина, и в сотнях
других действующих лиц романа.
И в первой части романа, описы-
вакищей заводской коллектив донец-
ких металлургов, и в особенности
во второй части, посвященной труду
металлургов на Урале, автор рисует
заводской коллектив как единый,
монолитный, дружный,  сплоченный
организм. Люди коллективно делают
общее дело и добиваются колоссаль-
ных успехов. Но, когда даже хоро-
щий советский человек, великолеп-
ный  хозяйственник отделяется от
коллектива, пытается действовать
один, ставит себя над коллективом,
не считается с коллективной = MbI-
слью, подпадает под власть излиш-
ней самоуверенности, самоуспокоен-
ности, — тогда он перестает быть
хорошим руководителем. Так полу-
чилось с директором уральского за-
вода Ротовым. Это — хороший со-
ветский человек. Он — умелый хо-
зяйственник, волевой руководитель.
Он сумел достичь на заводе высо-
ких показателей. Но Ротов остано-
вился на полпути, переоценил свои
заслуги, зазнался, почил на лаврах.
Есть нечто общее между директо-
ром Ротовым в романе «Сталь и
шлак» и директором завода в пьесе
А. Софронова «Московский харак-
тер». И как в пьесе А. Софронова,
	так и в романе Владимира Попова
коллектив, партийная организация
дают зазнавшемуся директору на-
	Матч-турнир Москва — Будапешт
		вх 3
	тии оказалась наредкость красивой.
Флор не мог защитить своего короля
от мата.

Барца без игры сдал партию Ко-
TORY.

Всего двенадцать ходов продолжа-
лась встреча Симагин—Сабо. Моск-
вич прямой атакой на короля черных
решил исход борьбы в свою, пользу.
В вилу неизбежного мата Сабо сдал-
ся на 53-м ходу. Это четвертое по-
ражение венгерского гроссмейстера
во второй половине матч-турнира.
	Встречи  Лилиенталь—Бенко A
Бронштейн — Геребен закончились
ВНИЧЬЮ.
	Таким образом одиннадцатый тур
закончился с результатом 6 /2:11 /2
в пользу москвичей.

Вновь отложены партии двенадца-
того тура: Бенко—Авербах — в при-
мерно равном положении и Флори-
ан-—Бронштейн— с перевесом на две
пешки у Флориана.

Счет в двенадцатом туре пока3 : 3,

После двенадцати туров команда
Москвы имеет 61] очков. команда
Будапешта — 32! /› очков.

Лучших  стюртивных результатов
добились Котов — 9!/› очков из 12,
Смыслов и Симагин — по 8!/> очков,
Бронштейн — 7!/2 очков и одна от-
ложенная партия, Рагозин — 7!/о оч
ков и т. д.

Чемпион Вёнгрии Бенко попрежне-
му идет без поражений; его резуль-
тат — 6 очков и одна отложенная
партия. В будапентской команде у
него лучший спортивный результат.

Сегодня на матч-турнире свобод-
ный. от игры день. Завтра в тринад+
цатом туре предстоят встречи: Типа-
ри—Котов, Смыслов—Флориан, Си-
магин—Бенко. Рагозин-—Барца, Cue
ли-—Бронштейн, Сабо—Авербах. Фю-
штер—Лилиенталь и Флор —Геребен;
	ШАХМАТНЫЙ МАТЧ
КОЛХхОЗНИКоОвВ
	Вчера в Центральном доме куль:
туры железнодорожников состоялась
третья партия матча между победите-
лями Всероссийского шахматного vem
пноната колхозников Н. Борисенко=
вым и Г. Журавлевым.

Борисенков одержал красивую
победу, об’`явив партнеру мат в че-
тыре хода. На 32-м ходу Г. Журав-
лев сдался. Счет матча 1%: Ир,

Завтра состоится последняя -=
четвертая — партия. В случае если
счет станет ровным, матч будет про-
должаться до первой результативной
партии.

Редакция газеты «Вечерняя
Москва» выражает благодар-
ность артисту театра имени
’ Моссовета, заслуженному ар-
‚ тисту республики Р. Я. Плят-

ту, артистам театра имени Ер-
моловой—заслуженной артист-
ке республики Э. С. Кирилло-
вой и С. Х. Гушанскому и на-
учному сотруднику Института
славяноведения Академии наук
СССР С. В. Никольскому за
HX участие в «Устном альма-
	  нахе» редакции.
i}
	Ответственный редактор
	Г. А. МЫЦЕРЯКОВ,
	Вчера на шахматном матч-турнире
Москва—Будапешт доигрывались не-
оконченные партии одиннадиатого и
двенадцатого туров. Шесть партий из
восьми закончились.
	Много волнений доставила зрите-
asm встреча Сабо и Смыслова, Вен-
герский гросемейстер не нашел пра-
вильного пути к усилению своей по-
зиции. Смыслов наоборот  использо-
вал все контршансы и тонкими хода-
ми захватил инициативу. Атакуя ко-
роля белых, Смыслов добился инте-
ресного окончания — ферзь и две
пешки против двух ладей. Искусно
маневрируя, московский гроссмейстер
довел свое преимущество до победы.
`Из четырех партий в Москве Смыс-
лов завоевал 4 очка.

Флор неожиданно проиграл Типа-
ри. Эту партию гроссмейстер мог
выиграть не один раз. В отложенной
позиции он тоже имел все шансы
победить, но допустил ошибку. На
доске у Флора были два ферзя и
слон. против ферзя, ладьи и слона
Типари, но король белых был ого-
лен. Заключительная позиция в пар:
	рлядныи урок и перевоспитывают
его, ставят снова на правильный
путь. На партийном собрании комму-
	т резко критикуют действия
директора, в которых они заметили
вредную для коллектива самоуспо-
	KGCHHOCTb, «Многие считают, — го-
ворили они, — раз выполняются
военные заказы — значит перестро-
ились на военный лад. Не в этом
перестройка. Единство фронта и ты-
ла предусматривает и единетво ме-
тода». А метод фронта — наступле-
ние, атака, активность,
	Жестокий урок дает Ротову и при-
ехавший на завод нарком, резко от-
читавший директора. Нарол в лице
заводского коллектива и прави-
тельство и партия в лице руководи-
	теля советской металлургической
промышленности раскрыли перед
Ротовым ero крупнейшие ошибки,
	показали, к чему ведег удовлетворе-
ние достигнутым, развернули перед
ним колоссальные возможности за-
вода и тем самым открыли MYTb
к новым победам, к новым достиже-
ниям всего коллектива.
	В этом совпадении основного кон-
фликта и его разрешения в романе
Владимира Попова и в пьесе А. Со-
фронова заключаются правдивость,
жизненность произведений. Оба пи-
сателя шли от жизни, от действи-
тельности, отражали реальные явле-
ния и факты, — и в этом основная
ценность и значимость их произведе-
ний.
	Владимир Попов написал значи-
тельное произведение, высокоидей-
ное по содержанию и подлинно ху-
	дожественное по форме. Конечно,
есть и недостатки в его романе, в
особенности в ‘сценах, рисующих
борьбу советских патриотов в тылу
врага. Основной недостаток здесь —
перегруженность элементами при-
ключенческого характера, чего сов-
сем не требовалось: сама жизнь, са-
ма борьба настолько ярки, полно-
кровны, красочны, что сюжетно пе-
	ренасыщать эти реальные события
елва ли было необхолимо.
	П, Вершинин.

Хуложник ВБ. Яковлев заканчивает работу над _ двумя.
	ъе». НА СНИМКЕ: художник
ото 3. ЕВЗЕРИХИНА (ТАСС).
	—

власть и старый обер-мастер Опава-
сенко, и братья Воробьевы, и заме-
чательная советская женщина Дарья
Васильевна... Всех их  об’единяет
партийная организация, и люди
сознают свою силу и правильно эту
силу используют. И, наоборот, те,
кто пытается действовать в оди-
ночку, не достигают, да и не мо-
гут достичь успеха в борьбе против
врага. Хоротний советский человек
инженер (Сергей Крайнев, горячий
патриот своей Родины, не поняв вна-
чале, что борьба может быть услеш-
на лишь при единении всех сил,
попытался действовать один, и сама
жизнь очень скоро убедила его в
том, что он совершил  грубейшую
ошибку, что одиночка лишь погу-
бит себя, не принеся пользы народу.
И лишь когда Саргей Крайнев вклю-

‚чнлея в подпольную группу и начал

действовать под ее руководством,—
	он нащел свое настоящее место в
общей борьбе народа против окку-
пантов.
	Писатель переносит нас на Урал,
где в стенах промышленного гиганта,
созданного в голы первых сталин-
ских пятилеток, нашел свое приста-
нище  эвакуированный из Донбасса
завод. Мы видим, как в братском
единении, помогая друг другу, ра-
ботают бок-о-бок металлурги Дон-
басса и сталевары Урала. И снова
раскрываются перел нами изумитель-
ные характеры советских патриотов,
самоотверженно работающих для
	фронта, сознающих себя фронтовика-
ми, бойцами передовой линии.
Великолепные характеры нарисо-
вал талантливый писатель. Вот ин-
женер Василий Макаров, за пре-
	зажами — «Осенняя пахота» и «Подмосковье».
		5 ЯКОВЛЕВ за работой.
	З2оман о советском патриотизме
		Родины. иИюди не выходили из We
хов сутками, не спали, не отдыхали,
В едином порыве органически сли-
лись научные познания инженеров и
великолепная практика сталеваров,—
и сталь нужного состава и нужного
профиля была дана. Завод выполнил
приказ Родины. .
	Разгорались события военных лет.
Фронт подходил к заводу. Нужно
было эвакуировать ценное заводское
оборудование на восток, привести
заводские сооружения в такое со-
‘стояние, при котором враг не смог
бы в короткий срок. восстановить
завод. Невероятно тяжело было ме-
таллургам разрушать свое детище,
ими же самими рожденное и взлеле-
янное. Владимир Попов не скрывает
этого. Он дает правдивую психоло-
гическую картину переживаний со-
ветских людей, вынужденных разру-
чить заводские сооружения. Нельзя
без глубокого волнения читать
страницы о последней ночи на
заводе, когда впервые потухло за-
водское зарево и «давно в Донбассе
не было ночи, чернее этой». Совет-
ские. патриоты выполнили приказ
Родины и приказ собственного серд-
ца: оборудование погружено на’ плат-
формы и увезено, завод взорван.
	Далее деиствие романа разверты-
вается в двух планах: в тылу вра-
ra, где остались по указанию пар-
тийных организаций некоторые лю-
ди с завода, и на Урале, куда эва-
куировалея основной — коллектив
предприятия.
	ОМАН «Сталь и шлак» Влади-

мира Попова выпустило Сталин-
ское областное книжно-газетное изда-
тельство в прошлом году. Первое
произведение никому до того не ве-
домого писателя вызвало единодуш-
ную и весьма положительную оцен-
ку в нашей критике. Сейчас роман
напечатан в первых двух. номерах
журнала «Знамя». Москвичи имеют
возможность прочитать это прево-
сходное произведение, в котором по-
	ставлена и правильно разрешена
величественная тема советского
патриотизма, показаны советские
	люди, для которых в любой обста-
новке основным содержанием всей
жизни является глубочайшая, ни с
чем не сравнимая любовь к своему
сониалистическому отечеству.
	Роман «Сталь и шлак» — высоко-
художественное произведение. На-
чинающий писатель показал себя
болыним художником, умеющим ©93-
давать и мастерские картины завод-
ской жизни и волнующие образы
людей. Глубоко не правы те критики,
которые основное значение увидели
в том, что роман написан «бывалым»
человеком, и снисходительно  гово-
рили о недостаточной подготовлен“
ности автора в смысле «профессио-
нальном, технологическом», Нет,
автор этого романа не нуждается ни
в каких скидках на писательскую
молодость. Это — зрелый мастер,
талантливый писатель.
	Превосходны описания Пробел”
ственного процесса, кстати сказать,
далеко не всегда удающиеся даже
признанным мастерам литературы.
Страницы, посвященные труду Ме-
таллургов, рисующие самый процесс
производства стали, являются, Мо
жет быть, лучшими в романе. Дело
здесь не в точности деталей, не в
отсутствии технологических ошибок,
а в том, что работа завода, труд лю-
дей, самый металлургический про-
цесс представляют собой в автор-
«ком описании художественное по-
	«Сталь и шлак»
Владимира Попова
<
	лотно, заставляющее нас испытывать
то волнение, которое неминуемо ов-
лалевает человеком, увидевшим за-
мечательное произведение искусст-
ва. Непередаваемо хороша картина
выпуска первой стали новой маркн,
когда читатель вместе с героями
романа переживает уснех  сталева-
ров. Великолепны страницы, на KO-
торых развернуто соревнование ста-
леваров Шатилова и Пермякова.

Владимир Попов показывает нам
большой металлургический завод в
Донбассе:  «Бесчисленными = BHTAMH
был связан завод со страной, со все
ми ее новостройками. Его рельсы
‘укладывались в московском метро,
в Туркестане, на магистрали Моск-
ва — Донбасе, во всем Донбассе.
Из его балок воздвигались корпуса
цехов Магнитки, Уралмаша, Ново-
Тагильского завода, Амурстали. Его
лист шел на изготовление кузовов
автомашин Московского и Горьков-
ского заводов, тракторов  Сталин-
градского и на комбайны Сельмаша.
Его броней одевались танки». Таки-
ми же тесными нитями был связан
со всей советской страной и огром-
ный заводской коллектив, а каждый
цлен этого коллектива — от дирек-
тора завода до сторожа и вахтера —
жил и дышал интересами своей
страны, своей сонналистической Ро-
дины. И, когда грянула война, когда
завод должен был в кратчайший
срок перестраиваться на военный
лад, когда правительство и партия
исставили перед металлургами зада-
чу дать отечеству новый сорт стали
для танковой брони, — тогда pac-
крылся во всей полноте и чудесной
красоте горячий патриотизм совет-
ских людей, не жалеющих ничего
для защиты своей социалистической
	CANpHAI An. 1дельной скромностью которого таит-
В тылу врага подпольная партий-“ ся и раскрывается в дни тяжелейших
	ся и раскрывается в дни тяжелейших
испытаний благородная натура крн-
стально честного советского патрио-
т подлинно нового человека, CO-
ветского интеллигента, требователь-
ного к другим и в первую очередь к
	Партия-  себе самому, всего себя, без остатка
	отдающего служению Родине, наро-
	все   ду, Когда Макаров с эвакуирован-
	ным заводом добрался до уральско-
	ная организация сплачивает COBET-
ских людей ва борьбу. В каждом
лействии советских патриотов, 0с-
	тавигихся во вражеском тылу, сказыл.
	вается направляющая, руководящая
рука партии большевиков. Партия’
руководит людьми, стойко сопротив-
ляющимися врагу, срывающими все
его попытки пустить завод. Под ру-.
	коволством партии становятся геро- Го завода, где ему предстояло рабо-
	ическими борцами за
	советскую   тать, у него +$задватило дылание —