ВДОХНОВЕННЫЙ
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД
	В числе мастеров изобразительно-
го искусства, удостоенных ‘величай-
тей награды — Сталинской премии,
мы с удовлетворением отмечаем име-
на трех советских художников —
М. Куприянова, П. Крылова, Н. Со-
колова, носящих одну творческую

Творческое содружество трех заме-
чательных художников, прекрасных
карикатуристов-сатириков и талант:

ливых живописцев, являет собой яр-

кий пример вдохновенного коллектив-
ного труда, возвеличивающего славу
социалистической Родины.

Кукрыниксы откликаются на все
события жизни. Они разрабатывают
‘в своих произведениях самые жиз-
ненные, актуальные темы современ-
ности. Их искусство проникнуто ду-
хом большевистской партийности, со-
ветским патриотизмом, глубоким по-
  ниманием окружающей действитель-
ности.

В. совершенстве владея техникой
живописного и графического искус-
ства, Кукрыниксы активно участвуют
в жизни страны, показывают ее та-
кой, какой она предстает перед ни-
ми: светлой, радостной, полной гран-
диозных свершений и побед.

Отражая успехи социалистического
строительства, запечатлевая на хол-
сте и ватмане лучших людей стра-
ны, их успехи и подвиги, Кукрыник-
сы активно борются с пережитками
капитализма в сознании людей, едко
высмеивают врагоз советской власти.

Разоблачая и гневно высмеивая
врага в дни Великой Отечественной
войны, Кукрыниксы вынесли уничто-
жающий приговор главным заправи-

14M из фашистского лагеря. В 1948
‘году художники создали яркое про-
изведение «Конец», повествующее о
последних днях прелводителя раз-
бойничьей фашистской шайки Адоль-
фа Гитлера. В этой картине худож-
		`яивами мастерски вскрыта истинная
	сущность врага.

..Kak жуткое ночное привидение
застыл на пороге убежища берлин-
ского подземелья Гитлер» Его рука
судорожно разрывает ворот мундира.
За столом три генерала — прибли-
женные Гитлера, которым суждено
разлелить судьбу своего`фюрера. В
убежище панический беспорядок.
Мы видим бутылки с недопитым ви-
ном, перевернутую и опрокинутую ме-
бель, разбросанные листы военных
приказов. Поспешно упакованные
чемоданы лежат наготове посреди
убежища. Конец! С обезумевшими
глазами застыли в разных позах оце-
пеневшие генералы. Один из них
смертельно пьян. Ero голова за-
прокинута на ‘спинку стула. Другой
в ожидании неминуемого конца
с’ежился, нахохлился, ` как  за-
травленный зверь, припал к столу.
Третий, очевидно, ближайший прис-
пешник Гитлера, вцепился окосте-
невшими пальцами в спинку кресла.
Дрожа всем телом, устремил он ту-
пые, блуждающие глаза в простран-
ство. Вот оно, вражье логово! —
восклицают советские зрители, глядя
	на картину. Кукрыниксы вложили в
нее все свое мастерство, весь свой
талант, создав характерные социаль-
ные типы. гитлеровской разбойничьей
армии. Чувство ненависти, гадливо-
сти и презрения вызывают эти полу-
трупы в сердцах советских зрителей.

Картина, созданная Кукрыниксами,
подчеркивает, что гитлеровская аван-
тюра военного похода на Россию
неизбежно должна была окончиться
крахом. Не могли быть не повержены
зло и насилие, не могли не востор-
жествовать правда и справедливость.

Кукрыниксы удостоены за это по-
лотно Сталинской премии первой
степени. Заслуженная награда!

Ив. Левиникин.
		границы
	Тайное возрождение
немецкой армии
	в Западной [Германии
	их политические убеждения и затем
их физическое состояние.

В английской зоне оккупации уже
приступили к реализации этих про-
ектов. Около 70 подобных подраз-
делений, которые уже сформированы,
в настоящее время используются
для восстановления аэродромов».

«Генерал Клей, — указывает газ
зета, — оказывает постоянное давле-
ние на премьер-министров немецких
земель с тем, чтобы они как можно
быстрее провели техническое переос-
нощение «рабочих подразделений» и
«батальонов переподготовки».

Помимо этого  замаскированного
вермахта (вооруженных сил. — Ред.)
скоро будут сформированы и другие
подразделения общей численностью в
девяносто тысяч человек. Утвержда-
ют, что в эти подразделения будут
включены немцы, но на самом деле
они будут состоять из «перемещен-
ных лиц», настроения которых, как
известно, не имеют ничего общего с
миролюбием».

В заключение газета пишет, что
создание военных формирований в
Западной Германии американскими и
английскими военными властями «вы-
зывает беспокойство у соседей этой
страны, так как в Западной Герма-
нии еще не покончено с фашизмом и
реваншистскими настроениями».
	Военные Формирования
	БРЮССЕЛЬ, 11. (ТАСС). Как со-
общает брюссельская газета «Фронт»,
Соединенные Штаты и Англия cos-
дают в Западной Германии новые
германские вооруженные силы.
	«Как известно, — пишет газета—
в феврале текущего года генералы
Робертсон и Клей обсуждали воз-
можность дальнейшего увеличения
числа военных формирований, суще-
ствующих в Германии. Эти формиро-
вания до сих пор носили невинное
название «батальонов  переподготов-
	ки» ий «рабочих подразделений». ВБ
английской зоне оккупации уже
сформировано 18 специальных 6a-
	тальонов так называемой «дорожнон
полиции».
	В настоящее время, продолжает
газета, охрана железнодорожных
станций, шоссейных дорог, мостов и
портов используется в военных це-
лях. Но этого мало. Английское
командование - предусматривает соз-
дание в самом ближайшем будущем
целого ряда подразделений так на-
зываемой «охранной полиции» чис-
ленностью от восьмисот до тысячи
человек каждое. Эти подразделения
будут укомплектованы германскими
гражданами, прошедшими строгий от-
бор, причем в качестве критериев
будут служить в пефвую очередь
	Заявление
английской

компартии

ЛОНДОН, 12. (ТАСС). Исполни-
тельный комитет английской компар-
	тии опубликовал заявление по пово-
ду нового бюджета Англии.
	«Этот бюджет, — говорится в за-
явлении, — цена военной политики
правительства. Это — военный бюд-
	жет, взваливающий новое бремя на
плечи рабочих, которых заставляют
оплачивать военные приготовления
и узеличивать прибыли для богатых.
Повышение цен на продовольствие,
отказ от всякого снижения налога на
покупки и даже введение дополни-
тельного подоходного налога на лиц
наемного труда в размере 10 миллио-
нов фунтов стерлингов — все это
представляется вопиющим  контра-
стом на фоне подарка богачам в сум-
ме 75 миллионов фунтов стерлингов
в виде увеличения субсидий на по-
крытие амортизационных отчислений.

Это — хладнокровное отклонение
того, чего требовало и ожидало
профсоюзное и кооперативное движе-
ние. Это — бюджет, которого требо-
вала Федерация британских промыш-
ленников. Это — результат всей по-
литики правительства — его импе-
риалистических обязательств за гра-
ницей, его распродажи наших бо-
гатств Америке и его союза с капи-
талистическими странами в Атланти-
ческом пакте против Фоветского
Союза. я

Бюджет внесен по истечении го-
да, в течение которого прибыли в
общей сложности возросли на 488
миллионов фунтов стерлингов, а не-
хватка денег у рабочих привела к
затовариванию в магазинах. В этом
году начала распространяться безра-
ботица. Бюджет может лишь уско-
рить наступление депрессии, от ко-
торой пострадают все рабочие. Он
свидетельствует о том, что лейбо-
ристское правительство на пятом го-
ду своего существования открыто
стоит на стороне богатых против бед-
ных. Все элементы рабочего движе-
ния должны теперь начать борьбу
с тем, чтобы положить конец этой
политике. Для организованных рабо-
чих бюджет должен стать сигналом
к немедленным действиям, направ-
ленным к тому, чтобы добиться удо-
влетворения их требования о повы-
шении заработной платы.
	Рабочие, об’единяйтесь для борь-
бы против этого консервативного
бюджета, для борьбы за политику,
которая будет отвечать интересам
рабочего класса! Не допускать повы-
шения цен на продовольствие! Отме-
нить налог на покупки! Повысить
налоги на богатых! Сократить рас-
	ходы на военные ° приготовления:
Строить жилые дома, больницы и
школы!».

Забастовка.
гамбургских
	моряков
	спектакль «Зеленая улица» Московского Художественного академическо-
	го театра имени Гопвького
	НА СЕИМКЕ: сцена из 3-го акта.
	удостогн Сталинской премии нервой степени.
	&рутилин — народный артист РСФер

зауреат сталинской премии М. ПРУДКИН, Софья Романозна — наролная

артистка CCCP,
	кото А. РЕЙЗЕНТУЛ.

и

лауреат сталинской премии А. ТАРАСОВА.
		ЧЕТЫРЕ СПЕКТАКЛЯ
МОСКОВСКИХ ТЕАТРОВ
	Четыре спектакля московских теат-
ров удостоены Сталинских премий:
«Московский характер» в Малом те-
атре, «Зеленая улица» в МХАТ,
«Обида» в театре имени Моссовета
и «Закон чести» в Театре драмы.
Это спектакли, снискавшие любовь и
признание нашего зрителя. Напрасно
безролные космополиты, презренные
враги советского искусства пыта-
лись опорочить их, оклеветать. Co-
ветский народ, большевистская пар-
тня высоко оценили работу твор-
ческих коллективов над постановка-
ми этих пьес. Доказательство тому
присуждение Сталинских премий.
	Bee четыре спектакля с присущим
каждому режиссерским почерком и
особенностями актерской игры об’е-
	диняют жизпенная правдивость, по-.
	литическая страстность, социалисти-
	ческий реализм. Эти постановки ук-
	репляют чувство советского патрио-
тизма, любовь к своей Родине, пар-
тии, народу.

В «Зеленой улице», «Московском
характере», «Обиде» и «Законе че-
сти» затронуты насущные coppe-
менные проблемы, которые не мо-
гут не волновать советский на-
род. «Зеленая улица» А. Cypo-
ва — пьеса о нашем движении к
коммунизму, о непримиримой борьбе
нового со старым, передового с кос-
ным. «Московский характер» — пье-
са о воспитании нового, советского,
большевистского характера, о прео-
долении пережитков пронглого в соз-
нании советских людей. «Обида» —
пьеса о колхозной деревне, о руко-
водяшей роли партийной организации,
с борьбе колхозного крестьянства за
коммунизм. «Закон чести» — пьеса
о приоритете советской науки, о
борьбе с низкопоклонством перед ра-
стленной наукой Запада.
	Все эти основные темы и идеи
пьес нашли яркое, реалистическое
воплощение на сцене. Замечательный
коллектив старейшего русского те-
атра — Академического Малого, по-
ставив на своей сцене пьесу «Мос-
ковский характер», сумел создать
спектакль, наполненный дыханием
современности, которое отличает луч-
шие работы этого творческого кол-
лектива. Постановщик А. Дикий, ре-
жиссер Е. Страдомская и художник
Н. Шифрин в содружестве с такими
артистами, как Е. Шатрова, Ф. Гри-
горьев, Е. Гоголева, 1. Леонтьев,
Н. Светловидов, донесли до зрите-
ля правдивую картину жизни и тру-
да москвичей — строителей послево-
енной сталинской пятилетки.
	Чувством современности, оптимиз-
ма, веры в прекрасное будущее на-
шей Родины отличается и спектакль
Художественного театра «Зеленая
улица», поставленный М. Кедровым
	` и оформленный художником Б. Вол-
  KOBBIM. Ha сцене проходит яркая гал-
лерея художественных образов со-
ветских людей. Здесь и молодой
представитель нашей народной интел-
 лигенции машинист Алексей Сиби-
	` рядов в талантливом исполнении мо-
	лодого актера В. Макарова, и совет-
ские ученые Рубцов и Дроздов, роли
которых ярко играют Б. Ливанов и
В. Орлов, и парторг Кремнев, образ
которого правдиво раскрыт Н. Бого-
	любовым, и, наконен, Софья Рома-
новна в ‘интересном исполнении
А. Тарасовой Полные жизненной
	правды художественные образы соз-
дали артисты С. Блинников и
М. Прудкин. ‘

Творческий коллектив МХАТ
одержал большую победу. Несмотря
на то, что антипатриотическое от-
ребье пыталось сорвать постановку,
коллектив театра сумел довести ра-
боту до конца, создать волнующий
спектакль, проникнутый большеви-
стской страстностью.

Сталинской премией отмечен спек-
такль «Обида» в театре имени Мос-
	совета. Если действие «Зеленой
улицы» и «Московского характе-
pa» происходит в городе, то здесь
	мы видим жизнь колхозной дерев-
ни. Постановка спектакля осуще-
ствлена одним из даровитых актеров
и режиссеров советского театра —
В. Ваниным. Ему удалось правдиво
показать, как в борьбе за победу
HOROrO,  социалистического против
пережитков старого растут новые
люди советской колхозной деревни.
Награждение Сталинской премией
артистов Н. Мордвинова, О. Вик-

ландт, Б. Лаврова и М. Названова
достойно отмечает их заслуги в соз-
дании этого волнующего спектакля.
	Четвертый  премированный спек-
такль — «Закон чести» в Москов-
ском театре драмы. Постановщику
	Н. Охлопкову и артистам Л. Сверд-
muy, ‘А. Ханову, Г. Кириллову,
Ф. Раневской и М. Штрауху уда-
лось донести до зрителя горячую
веру советских ученых в приоритет
родной русской науки, в ее жизнен-
ную силу. Этот убедительный, до-
ходчивый спектакль дышит глубоким
патриотизмом, большевистской пар-
тийностью, страстностью.
	Присуждение Сталинских премий
четырем современным спектаклям,
поставленным на сцене московских
театров, — свидетельство неуклон-
ного роста и движения вперед само-
го передового в мире советского
театрального искусства. Хочется от
души поздравить коллективы Малого,
Художественного, театра имени Мос-
совета и Театра драмы, одержавших
новые замечательные победы.
	Б. Флягин,
	УСПЕХ ГАСТРОЛЕЙ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРОТВЕАНОГО
ТЕАТРА ДРАМЫ В ВАРШАВЕ
	Коллектив актеров Московского го-
сударственного театра драмы не
ограничился выступлениями в Варша-
ве, а дал ряд спектаклей для рабо-
чего зрителя, в частности выезжал
в город Жирардов, где выступил со
спектаклем «Таня» в новом, недавно
построенном клубе текстильщиков. С
большим успехом ‘прошел также кон-
церт, данный коллективом театра
для рабочих электростанции.
	Театр пробудет в Варшаве до
17 апреля, после чего выедет на
гастроли в Краков, Катовицы, Лодзь
и Познань, а затем вновь вернется
в Варшаву.
	РАЗГОН ПОЛИЦИЕЙ БРАЗИЛЬСНОГО
КОНГРЕССА в ЗАЩИТУ МИРА
	РИО-де-ЖАНЕЙРО, 12. (ТАСС).
Как явствует из сообщения бразиль-
ского агентства Меридионал, назна-
ченный на 9 апреля бразильский кон-
гресс в защиту мира был разогнан
полицией под ‘тем предлогом, что
инициаторы созыва этого конгрес-
са — видные прогрессивные деятели
культуры и науки Бразилии якобы
«нарушили распоряжевия министра
просвещения».

Во время разгона конгресса произо-
шли столкновения между полицией
	ВАРШАВА, 12. (ТАСС). Прибыв-
ший в Варшаву на гастроли Москов-
ский государственный театр драмы
под руководством лауреата Сталин-
ской премии Н. П. Охлопкова в те-
чение недели показал в Варшаве две
пьесы: «Великие дни» и «Закон че-
сти». Они вызвали огромный интерес
у польского зрителя. На каждое ме-
стс в театре претендовало по мень-
шей мере пятьдесят человек.

В Варшаве театр намерен показать
еще пьесы — «Молодая гвардия»,
«Таня», «Весна в Москве» и «Собака
на сене». Все билеты на эти спек-
такли были распроданы в первый же
день приезда театра.

Первые два спектакля—о, Сталин-
градской эпопее и о проблеме чести
советского человека — встретили го-
рячий прием у польских зрителей.
затаенным дыханием они следили за
показом борьбы, которую вела Со-
ветская Армия у стен Сталинграда,
борьбы, решившей судьбу человече-
ства, живо реагировали на каждое
проявление доблести советских бой-
цов, на мужественное и мудрое ру-
ководство боевыми операциями со-
ветского  генералитета. — Особенно
тепло зрители встретили сцену, по-
казывающую образ величайшего пол-
ководца Генералиссимуса И. В.
Сталина.

Большую творческую удачу театра
	отмечают газеты «Грибуна люду»,   и участниками конгресса, в резуль-
«Жице Варшавы» и другие. тате чего имеются раненые.

Шахматный матч-турнир
	хорошо использозал двух слонов и,
несмотря на лишнюю пешку Рагози-
на, надежно защитил свою позицию.
В тринадцатом туре победу одержа-
ли москвичи. Cuer — 6% :1%.
	Из четырнадцатого тура вчера до-
игрывалась партия Барца — Симагин.
Московский мастер сильно провел
окончание партин и под конеш по-
жертвовал коня, обеспечив cede
победу. На пятидесятом ходу Барца
сдался. Итоги четырнадцатого ту-
ра — 7%: в пользу москвичей.

До конца матч-турнира Москва—
Будапешт остается два тура. У мо-
	CKOBCKOH каманды — 16 очков, у
команды Будапешта — 35.

Сеголня — пятнадцатый тур.
	Вчера на шахматном матч-турнире
Москва—Будапешт состоялось до-
игрывание неоконченных пяти пар-
THE.

Флориан точной игрой добился
победы над Бронштейном. Венгерский
мастер имел на две пешки больше.
Исход борьбы был предрешен, и на
сто десятом ходу Флориан выиграл.
Встреча Бенко и Авербаха закончи-
лась вничью на девяносто девятом
ходу. Таким образом команда Буда-
пешта в двенадцатом туре добилась
побелы. Счет — 4и:3®.
	Котов выиграл у Типари. Совет-
ский гроссмейстер запатовал ладью
противника. На пятьдесят шестом хо-
ду Типари сдался. Вничью закончи-
лась партия Рагозин — Барна. Барца
	Москва— Будапешт
	После четырнадцати туров
		СБОРНИК «Опыт работы москов-
ских предприятий по ускорению обо-
рачиваемости оборотных средств».
Доклады на совещании работников
промышленности Москвы и Москов-
ской области 4—5 марта 1949 года.
«Московский рабочий». 1949 год.
40 стр. Цена 75 коп,

В сборнике напечатаны доклады
директоров восьми крупнейших мо-
сковских предприятий на ‘происхо-
дившем 4—5 марта 1949 года сове-
щании работников промышленности
Москвы и Московской области. Как
известно, на этом совещании было
вынесено решение — путем ускоре-
НИЯ оборачиваемости оборотных
средств высвободить для ‚государ-
ства   миллиард 300 миллионов руб-
лей. Сборник содержит доклады
тт. И Лихачева (автозавол имени
	лауреаты Сталинской премии заслуженные
	действительные
М. Куприянов
		Сталина), К. Яковлева (Коломенский
паровозостроительный завод), А. С6-
верьяновой (Трехгорная мануфакту-
pa), П. Сукова (подшипниковый за-
вод), А. Макаровой (фабрика «Боль-
шевик»), И. Манвелова (завод «Кау-
чук»), А. Ухова (Глуховский  хлоп-
чатобумажный комбинат), И. Крыси-
на (Люберецкий завод имени УХ-
TOMCKOTO).

П. В. АБРАМОВ. «О плане разви-
тия городского хозяйства Москвы на
1949 год». «Московский рабочий».
1949 г. 28 стр. Цена 50 коп.

Бропиора содержит доклад тов.
П. В. Абрамова на У сессии Мо-
сковского городского Совета депута-
тов трудящихся о плане развития го-
родского хозяйства Москвы на 1949
год.
	иные деятели искусств РСФСР
художеств CCCP Н. Соколов,
	БЕРЛИН, 12. (ТАСС). Как переда-
ет агентство АДН, команды 10 рыбо-
ловных судов в Гамбурге об’явили
забастовку. Они отказались выйти в
море до тех пор, а не будет вы-
полнено их требование об увеличе-
нии заработной платы. В море нахо-
дятся 37 рыболовных судов. В слу-
чае, если к их возвращению в Гам-
бургский порт не будут выполнены
требования о повышении заработной
платы, они также присоединятся к
забастовке.

Команды рыболовных судов в го-
родах Куксхафен и Бремерхафен за-
явили, что они об’явят забастовку в
случае, если переговоры с судовла-
дельцами об увеличении заработной
платы окажутся безрезультатными.
Предполагают, что забастовка охва-
тит команды 170 рыболовных судов,
то-есть около трех тысяч моряков.
		НИКОЛАИ БОРИСЕННОВ — ПОБЕДИТЕЛЬ ШАХМАТНОГО
ЧЕМОНОНАТА КОЛХОЗНИКОВ РЕФОР
	Завоевав право участвовать в 30-
нальном колхозном турнире Россий-
	ской Федерации, проводившемся во
Владимире,  Борисенков выходит
победителем.

Так счетовод колхоза имени   Opb-
кого оказался участником финально-
го турнира колхозников Российской
Федерации.

Чемпиону Московской области
предстояла в финале упорная борь-
ба. Рядом с ним уверенно шел Жу-
равлев из колхоза.«Красный ударник»
Калининской области.

Борисенков и Журавлев поделили
первое и второе места. Личная встре-
ча между победителями закончилась
вничью. Каждый набрал по 12 очков.
За успех в чемпионате Борисенкову
и Журавлеву была присуждена пер-
вая категория.

Начался матч победителей из че-
тырех партий. Каждая встреча про-
ходила с болыним напряжением. Вна-
чале перевес был на стороне Журав-
лева, после двух партий счет стал
1% : ®. В третьей партии Борисенков
изящной комбинацией добился побе-
ды и уравнял счет. Четвертая ветре-
ua не привела к результату, она за-
кончилась вничью. Счет стал 2:2.
Судейская коллегия назначила до-
полнительную — пятую — партию.
	В воскресенье началась решающая
встреча. Журавлев пытался атако-
вать, но слишком далеко продвивул
крайнюю пешку. Последовала энер-
гичная контратака, и Борисенков вы-
играл три пешки. На 41-м ходу Жу-
равлев признал себя побежденным.

Москвичи тепло  приветствозали
колхозного чемпиона. Николая Бори-
сенкова первыми поздравили с побе-
дой чемпион мира М. Ботвинник и
гроссмейстер А. Котов.

Заместитель председателя Комите-
та по делам физической культуры и
спорта при Совете Министров РСФСР
тов. А. Васильев надел на Борисен-
кова алую ленту с золотой надписью:
	«Победителю 1-го Всероссийского
шахматного турнира колхозников».
	Мастер Вл. Алаторцев.
	Ответственный редактор
Г, А. МЕЩЕРЯКОВ,
	Деревня Кукарино раскинулась в
живописном месте недалеко от Мо-
жайска. Здесь в колхозе имени Горь-
кого работает счетоводом Николай
	Фролович Борисенков — победитель.
	Всероссийского шахматного чемпио-
ната колхозников.

Первой шахматной литературой, с
которой познакомился Николай Фро-
лович, была книга о М. И. Чигорине.
Борисенков усердно изучал партии
великого русского шахматиста.

В 1944 году Борисенков, находясь
в командировке в столице, стал по-
сещать Московский шахматный клуб.
Здесь он увидел сильнейших москов-
ских мастеров и даже сам сыграл в
турнире второкатегорников.

Осенью прошлого года Борисенков
впервые выступил в областном кол-
хозном чемпионате в Полольске и
уверенно завоевал первое место. На
закрытие турнира приехал гроссмей-
стер Смыслов. Колхозный чемпион
одержал над ним победу в сеансе.
	Победитель 1-го
		ль 1-го  Бсероссийского
то турнира колхозников
Н. БОРИСЕНКОВ.
		начальник Управления по делам
искусств Мосгорисполкома.
	Куприянов и НП, Крылов (Кукрыниксы) в своей мастерской.
	ото Э. ЕВЗЕРИХИНА (ТАСС).
	бенно безупречны пейзажи, кадры
цветущей природы. Работа операто-
ров еще раз подтверждает, что ваше
молодое цветное кино доподлинно
является лучшим в мире.

Кинофильм «Повесть о настоя-
щем человеке», поставленный ре-
жиссером А. Столпером и снятый
оператозом М. Магидсоном, mocBa-
шен замечательным качествам людей,
воспитанных советским. обществом.
Рассказывая © беспримерном ‹случае
с летчиком-истребителем Mepecpe-
вым, роль которого с большим ма-
стерством исполнил П. Кадочников,
фильм об’ясняет, в чем истоки не-
обыкновенного мужества этого чело-
века. Превозмогая физические стра-
дания, преодолевая самые тяжелые
препятствия, напрягая свою волю до
немыслимого, казалось бы, предела,
он добивается своего: с ампутирован-
ными ногами возврашается в строй.
Что поддерживало Мересьева в этой
борьбе? «Ведь я советский . чело-
век!» — отвечает Мересьев, повтоэяя
слова настоящего большевика комис-
сара Воробьева (Н. Охлопксв). Жить
— для советского человека значит
бороться с врагом, служить Родине!
С большой эмоциональной силой, ис-
кренне и взволкованно говорит об
этом фильм кинозрителям.

Сталинской премией по этому
фильму отмечена также игра артиста
В. Меркурьева.

Сталинской премии удостоен также
фильм «Третий удар», поставленный
режиссером И. Савченко по сцена-
зию А. Первенцева. Фильм воспроиз-
волит исторические события Отече-
ственвой войны, когда по гениально-
му стратегическому плану товарища
	Сталина немцы были сброшены в
Черное море, а советские войска
освоболили от фашистског> гнета
	Крым и Одессу. Фильм рассказывает
об этом языком нового, рожденного
советской кинематографией художе-
ственно-документального жанра, в
котором фактическая точность хро-
ники органически слита с вырази-
тельной силой художественно ‘эбоб-
шенных образов.

В картине выведены исторические
лица, полководцы сталинской шко-
	публицистическая страстность и сила
полноценных художественных обра-
зов. Фильм преисполнен ваступатель-
ного духа против постыдной болезна
низкопоклонства перед буржуазной
наукой, против космополитизма как
идеологическог> оружия американ-
ских империалистов. Это произведе-
ние духовно обогащает зрителей, го-
ворит о преимуществах советского
строя и советской культуры, о поло-
жении науки у нас и за рубежом, о
руководящей роли партии в жизни со-
ветского общества. Популярный кино-
артист Б. Чирков создал обаятельный
образ академика Верейского — горя-
чего патриота, кепримиримого к вра-
гам Родины. Яркие образы создали в
фильме и талантливые артисты Н. Ая-
ненков (профессор Добротворский),
Н. Свободин (профессор Лосев) и
О. Жизнева (жена Добротворского).
	Грандиозные задачи, поставленные
партией в послевоенный пезиол перел
социалистическим сельским хозяйст-
вом, требовали форсированного раз-
вития передовой советской биологи-
ческой науки. Советские ученые до
конца разоблачили реакционную сущ-
ность буржуазных генетиков Вейсма-
на, Моргана и их последышей. Boo-
эуженные учением Мичурина, Доку-
чаева, К жтычева, Вильямса и их вер-
ного последователя академика Т. Лы-
сенко, миллионвые массы работников
социалистических полей пошли в ге-
неральное наступление на прирэду.
	Советская кинематография отклик-
нулась на эти события выпуском ху-
дожественного фильма «Мичурив»,
поставленного А. Довженко (режис-
сер Ю. Солнцева).

Воссоздать на экране образ гени-
ального преобразователя прирды вы-
пало ва долю артиста Г. Белова.
Почти сорок лет долгой жизви Мн-
чурина ‘охватывает фильм, рассказы-
вая о научном подвиге этого велико-
го ученого и убежденного патриота,
поставившего целью своей жизни
возвеличить русский народ средства-
ми науки.

Операторы Л. Косматов и Ю. Кун
проявили высокое искусство и с
большим вкусом сняли фильм. Озо-

ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО
KYUHOWCKYCCTBRA
	COBETCKOE искусство — кровное
дело советского народа, оно жи-
вет интересами Родины. Поэтому и
говорил товариш А. А. Жданов:
	‹..Каждое значительное произведе-
ние народ рассматривает, как свою
победу... Каждое удачное произведе-
ние можно сраввивать с выигранным
сражением или с крупной победой
на хозяйственном фронте».
	Шесть выдающихся произведений
художественной кинематографии, удо-
стоенвых Сталинских премий за 1948
год, — это шесть крупных сражений,
выигранных нашим KHHOWCKYCCTBOM
пол водительством партии большеви-
ков. Неустанные и плодотворные за-
боты партии и правительства > про-
цветании киноискусства наглядьо ил-
люстрирует пример фильмов «Моло-
дая гвардия» и «Мичурин». Именно
в результате направляющей партий-
ной критики и были исправлены
ошибки этих фильмов. Ныне эти кар-
тины отмечены премиями как произ-
ведения большого идейвого и худо-
жественного значения.

Лучшие фильмы 1948 года — «Мо-
лодая гвардия», «Суд чести», «Ми-
чурин», «Повесть о настоящем чело-
веке», «Третий удар», «Далекая не-
веста» рассказывают языком кино о
замечательных качествах людей со-
ветской эпохи, об их моральной чи-
стоте, их высокой политической со-
знательности, безграничной преданно-
сти партии Ленина—Сталина.
	В 1948 голу страна отмечала
тридцатую  годовшину = ленинско-
сталинского комсомола. Советская
кинематография подготовила замеча-
тельный поларок юбиляру — киноро-
ман в двух частях «Молодая гвар-
Дия», поставленный режиссером
	В. Рапопортом. Автор любимых Ha-
шим народом фильмов а молодежи —
«Семеро смелых», «Комсомольск»,
	«Учитель» — народный артист СССР
С. Герасимов ‘в своем новом произве-
дении воссоздал на экране’ героиче-
	скую зпопею деятельности KOMCS-
зольцев-подпольщиков Краснодона.
Славвый подвиг молодогвардейцев,
боровшихся и погибших за свободу
и независимость своей Родины, нашел
достойное отображение в картине.
Заслуга фильма в том, что он, ис-
правляя ошибки одноименного рома-
на, показывает роль партии как ©р-
ганизующей силы, которая сплотила
советский народ, подвяла его на
борьбу с захватчиками и привела к
победе. Эта тема особо отчетливо
разработана в образе большевика-
полпольщика Проценко, созданном
артистом В. Хохряковым. С. Гераси-
мов проявил себя в этом фильме не
только как талантливый драматург и
постановшик, н> и как опытный пе-
дагог, воспитатель новых кадров ки-
ноактеров. В ролях комсомольцев
Олега Кмиевого, Ульяны Громовой,
Любы Шевцовой, Сергея Тюлевина,
Вали Борц выступила молодежь Го-
сударственного института кинемато-
графии — В. Иванов, Н. Мордюкова,
И. Макарова, С. Гурзо, Л. Ша-
галова. Их игра подкупает непосред-
ственностью и правдивостью. Они су-
мели показать молодогвардейцев са-
мыми простыми, рядовыми юношами
и девушками, которых мы встречаем
в жизни на каждом шагу. Поэтому
исключительный героизм  молодо-
гвардейцев вокпривимается как ти-
ническое качество всей нашей моло-
дежи и утверждается как пример,
как жизненное правило.

На втором месте в списке Сталин-
ских лауреатов по кино звачится дэу-
	гой выдающийся патриотический
фильм — «Суд чести». Авторы филь-
ма — режиссер А. Роом, драматург
	А. Штейн и оператор А. Гальперин
создали пооизведение, в котором со-
нетаются политическая актуальность,
	лы. Сталинской премии удостоен
артист В. Станицын (роль Толбу-
	хина). Центральным является образ
Верховного Главнокомандующего
товариша Слалина. Артист А. Дикий
с болыним тактом подошел к ответ-
ственной задаче показать на экране
величайшего стратега и полководца
нашего времеви и создал сильный,
запоминающийся образ. Операторы во
главе с М. Кирилловым превосходно
сняли динамичные массовые сцены,
эпизоды боев. Большой творческий
вклад в картину внесли художники
И. и В. Никитченко и художник-гри-
мер А. Анджан.

О замечательных качествах  про-
стых советских людей рассказывает
веселая, жизнерадостная кинокомедия
«Далекая невеста», поставленная ре-
жиссером Е. Ивановым-Барковым.

Фильм, посвященный теме дружбы
советских народов, знакомит зрите-
лей с жизнью туркменского колхоза.
В комедии много национальных тан-
цев, много музыки и песен. Вырази-
тельные образы создали артисты
А. Карлиев и В. Нещипленко. Оле-
ратору А. Булинскому удалось вос-
создать на экране своеобразную пре-
лесть национального колорита сол-
нечного советского Туркменистана.

Шесть побед, одержанных совет-
ской художественной кинематографи-
вй в 1948 году, свидетельствуют о
неисчерпаемых источниках ее разви-
тия. Одухотворенное великими идея-
ми Ленина-—Сталина, руководствуясь
методом социалистического реализма.
наше кино год от года уверенно идет
к расцвету.

Наши успехи были бы еще более
велики, если бы они не тормозились
до последнего времени антипатриоти-
ческой группой космополитов, зло-
пыхательски оплевывавших наши до-
стижения,  холопствовавших перед
всякой иностравщиной.

Партия помогла разоблачить бур-
жуазное нутро этих врагов. Партия
ведет советское кино, вооружая его
высокой идейностью и художествен-
ным мастерством, заряжая больше-
вистской энергией и творческим вдох-
новением, к новым победам.