„ГОРЬКОВСКИЕ
ЧТЕНИЯ“
	ТИТУТЕ
МИРОБОЙ ЛИТЕРАТУРЬ!
имени А. М. ГОРЬКОГО
	В Институте мировой литературы
имени А. М. Горького закончилась
научная сессия «Горьковские  чте-
НИЯ», посвященная 82-й годовщине
со дня рождения великого писателя.

Сессия открылась докладом члена-
корреспондента Академии наук СОХР
А. Еголина «М. Горький в борьбе за.
мир». Докладчик осветил великую.
роль бессмертных творенчй Горького
в борьбе прогрессивного человечест-
ва за мир.

Болыной интгоес вызвал зачитан-
вый на сессии доклад доктора фи-
пологических наук Н. Федоренко о
литературном наследни Горького в
Китае.

Ни один иностранный писатель не
пользуется в Китае такой любовью,
как Горький. В докладе приведены.
факты, характеризующие огромное
влияние произведений Горького
на формирование реалистической ли
тературы демократического Китая.
Многие произведения Горького пере-
ведены по три, четыре и пять раз.
Издана большая литература о Горь-
ком — десятки книг, сотни статей.
Слова «учиться у Горького» стали
лозунгом прогрессивных писателей и
деятелей искусства Китая.

Кандидат филологических наук
В. Максимова посвятила свой доклад
	очеркам [Горького о  социалистиче-
ской Родине.

Доктор филологических наук Б.
	Михайловский выступнл с докладом
«Тема интеллигенции в драматургии
Горького 1901 — 1905 годов». Док-
ладчик отметил партийность, peBo-
люционную направленность драма-
тургических произведений Горького
периода первой русской революцин.
Они были  вдохновлены. идеями
Ленина, идеями ленинской «Искры».
Вместе с партней Горький боролся
против буржуазно-либеральной ин-
теллигенции н буржуазного мещан.
ства.

На сессии были заслушаны также
доклады кандидата филслогических
наук А. Овчаренко — «Образ проле-
тария в раннем творчестве М. Горь-
кого» и доктора филологических на-
ук Б. Бялик — «Жизнь Клима Сам-
гина» и «История моподого челове-
ка».
	THXH
МАЯКОВСКОГО
НА ПЛАСТИНКАХ
	Большой популярностью у совет-
ских слушателей пользуются грамм-
записи поэтических произведений
Владимира Маяковского в исполне-
нии известных артистов и чтепов.
	К 20-й годовщине со дия смерти
поэта готовится выпуск серии грам-
мофонных пластинок с его произве-
дениями. Среди них записи стихов в
исполнении В. Качалова, В. Яхонто-

ва и других выдающихся советских
мастеров.
	Дом звукозаписи Комитета радио-
информации работает над новыми за-
писями. В студии побывал на днях
народный артист СССР Р. Симонов,
исполнявший отрывки из поэмы «Хо-
рошо». Сатирические стихи Маяков-
ского «Трус», <Столи», «Подлиза» и
другие произведения прочел для за-
писи народный артист СССР И.
Ильинский. В исполнении заслужен-
ного артиста РСФСР В. Аксенова
записаны «Стихи о Советском  пас-
порте» и другие произведения.
	Центральный научно-исследователь-
ский институт звукозаписи при Ко-
митете радиоинформации начал боль-
шую работу над улучшением имею-
щихся записей исполнения самого
поэта. читавшего свои стихи «Не-
	_обычайное приключение» и «Военно-
	морская любовь».
Все эти пластинки выпускаются
свет в ближайшее время.
	„кириллица“
	ДРЕВНЕЙШАЯ
СЛАВЯНСКАЯ
НАДПИСЬ
	«Кинетозографический
театр»
	НОВЬТЕ МАТЕРИАЛЬТ
ПО ИСТОРИИ кино
	В музее Ленинградского цирка
хранится большая коллекция  цир-
ковых афиш и театральных  про-
	грамм ХУПГ и А[Х веков. Недавно
художник студии «Ленфильм» Я. Ри-
во обнаружил в этой коллекции
интересные об’явления, опубликован-
ные более ста лет назад B газете
«Московские ведомости». В них со-
общается о приезде в Москву pyc
ского механика Иордакия Купарен-
ко, который «будет иметь честь
представить Почтеннейшей Публике:
оптический и  кинетозографический
театр».

Первая «декорация» или точнее
картина этого необычного зрелища
«представляет, как гласит афиша,
город Лондон ‘с Бланк-Форсирским
мостом; на нем толпы проходящих,
скачущие кареты, верховые фиакры;
все в заботливом движении. Темза
покрыта лодками или перевощиками,
занятымн своею работою».

Другие картины — виды города
Вены, Ливорнского залива со MHO-
жеством кораблей, «на всем плава-
HHH пересекающих пенящиеся вол-
ны», вид-«огнедыцтущей» горы Везу-
вий, которая показывалась «с пол-
ным извержением огня и текущей
лавою» ит п
	Как видно из об явлений, И. Ку-
паренко демонстрировал перед боль-
шой аудиторией ряд видовых Kap-
тин с довольно сложными действия-
ми н множеством одновременно дви-
жущихся предметов. Таких программ
у него было несколько, и они охот-
но посещались, несмотря на очень
высокую по тем временам плату за
места в зале (4 рубля серебром).
	Из истории кинотехники известно,
что в 30-х годах прошлого века за
границей не было аппаратов, позво-
ляюших показывать. целому залу
огтическим путем множество одно-
временнс движущихся = предметов.
Все известные тогда приборы были
нстеленого типа. Лишь в конце
70-х годов во Франции появился
прибор — «праксиноскоп», при по-
мощи которого можно было полу-
чать ‘’ примерно такие ‘результаты,
какие уже демонстрировал Купа-
ренко почти на полвека раньше, в
1833 году, в Москве.
	Об осведомленности Купаренко в
области оптики свидетельствует так-
же и само название, данное им его
театру, — кинетозографический, т. е.
театр движущихся изображений. Ха-
рактерно, что это верное определе-
ние было ‘забыто, и лишь через 60
лет вновь’ «открыто» во Франции,
когда оптический театр был назван
«кинематографом».
	Пока еще не удалось найти дан-
ных о технике, применявшейся в
кинетозографическом театре Kyna-
ренхс, — одном из предшественни-
ков кинематографа. Бесспорно, од-
нако, что талантливый русский Me-
ханик первый показал в большой
аудитории оптическим путем движу-
щиеся изображения и утвердил при-
оритет нашей Родины в этой обла-
сти. почти на полвека опередив Ев-
pony.
	На клубной

cuene
	САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ хор клу-
ба’ фабрики Гознак под руководст-
вом хормейстера И. Михайловского
подготовил новую программу из
произведений русской классики и
песен советских композиторов. В хо-
ре участвуют 80 певцов — рабочие и
служащие Гознака.
	Восстановленный пепной мост
	50 тысяч до 400 тысяч хольдов. Об-
щественный сектор составляет 17,8
	процента всей обрабатываемой зем-
	ли, пастбищ, лесов и лугов. Под
сельское хозяйство подводится проч-
ная техническая база. Уже сейчас в
стране действует 271 машинно-трак-
торная станция, имеющая 4.450
тракторов и большое количество
других сельскохозяйственных машин.
Народная власть создает, таким об-
разом, реальные условия для по-
степенного перехода венгерской
деревни к социалистическому земле-
делию.

Эти успехи стали возможными в
результате . непримиримой борьбы
демократических сил страны против
реакции, которая всеми ‘силами и
средствами пыталась сорвать. выпол-
нение трехлетнего плана. Следуя
приказам своих англо-американских
хозяев, реакционеры не останавли-
вались` перед’ саботажем, диверсия-
ми и. антиреспубликанскими загово-
рами. Разоблачение заговорщичес-
кой деятельности главаря клери-
кальной реакции Миндсенти, преда-
тельской шайки Ласло Райка и дру-
гих агентов английской и американ-
ской разведок показывает, что вен-
герский народ, тесно сплотившись
вокруг Венгерской партии трудя-
щихся и народного правительства,
зорко стоит на страже своих демо-
кратических завоеваний.

Завершив трехлетнюю экономиче-
	скую программу, республика присту-
	Заявление
	Чжоу Энь-лая
	ПЕКИН, 4. (ТАСС). По сообще-
нию агентства Синьхуа, министр ино-
странных дел Центрального народно-
го правительства Китайской народ-
ной республики Чжоу Энь-лай сде-
лал заявление по поводу уничтоже-
ния в Гонконге семи транспортных
	самолетов, принадлежавших Китан-
ской народной республике.

В заявлении говорится: Гонконг-
	ские власти должны нести полную и
непосредственную ответственность за
инцидент, во время которого семь
самолетов гражданской авиации,
принадлежавших Китаю, были унич-
тожены в запретной военной зоне,
охраняемой английской полицией. С
тех пор, как Управление гражданской
авиании Центрального — народного
правительства 13 января 1950 года
приказало управляющему Китайской
национальной авиационной компани-
ей Лю Цин-и и управляющему
Центральной авиатранспортной ком-
панией Чень Чжоу-линь направиться
в Гонконг для того, чтобы принять
собственность этих двух авиакомпа-
ний, гонконгские власти, с одной сто-
роны, мешали транспортным самоле-
там, принадлежащим Китаю, выле-
теть из Гонконга а, с другой еторо-
ны, они не приняли серьезных мер
для охраны этих самолетов, находя-
щихся в запретной военной зоне Гон-
конга. Это дало возможность пре-
ступным элементам осуществить акт
саботажа.
	Поэтому гонконгские власти дол-
жны нести полную и непосредствен-
ную ответственность за причиненный
Китаю ушерб и должны немедленно
передать все имущество Китайской
национальной авиационной компании
и Центральной — авиатранспортной
компании в Гонконге персоналу, ко-
торому Управление гражданской
авиации Центрального — народного
правительства поручило принять его.
До тех пор пока самолеты и все
имущество этих двух авиакомпаний
находятся в Гонконге, полную ответ-
ственность за их охрану должны
неети гонкочгские власти.
	Конференция
представителей всех слоев
	населения провинции
Суйюань
	ИВКИН, 4. (ТАСС). С 18 no
21 марта в Баотоу проходила кон-
ференция представителей всех слоев
населения провинции Суйюань. На

конференции присутствовало свыше
200 делегатов.
	Конференция приняла 13 решений,
в числе которых главными были ре-
золюции о проведении кампании по
ликвидации бродячих групп бывших
гоминдановских солдат, о борьбе с
гоминдановскими подпольными аген-
тами, демократизации управления го-
сударственными предприятиями, об
отношениях между предпринимателя-
ми и рабочимн, о контроле над про-
ведением в жизнь решения о запре-
щении опиекурения и азартных игр,
о развитии товарообмена между го-
родом и деревней и об ассигновании
средств на нужды просвещения.
	Отовсюду
	<. В ПЕКИНЕ состоялось офици-
альное открытие Центрального дра-
матического колледжа.
	ж ГАЗЕТА «Цзефанжибао» сооб-
щает, что во многих университетах
и средних школах Шанхая созданы
производственные комитеты, KOTO-
	рые организуют студентов и утлащих-
ся для участия в производстве.
	через Дунай в Будапеште (Венгрия).
	пила в этом году К реализации пя-
тилетнего плана, задача которого —
заложить прочный фундамент ново-
го, социалистического строя.

Пятилетка предусматривает уско-
рение темпов индустриализации
страны и прежде всего развития ме-
таллургической и машиностроитель-
ной промышленности как основы для
подема остальных отраслей народ-
ного хозяйства. В результате выпол-
нения пятилетки Венгрия превратит-
ся из аграрно-индустриальной в ин-
дустриально-аграрную страну с пре-
обладанием во. всем народном хо-
зяйстве социалистического сектора.

Из года в год будет повышаться
материальное благосостояние трудя-
щихся. К концу пятилетки ‘жизнен-
ный уровень населения ‘превзойдет
довоенный на 85 процентов. Боль-
пое внимание уделяется культурно-
му ‘строительству, развитию здраво-
охранения, расширению детских уч-
реждений, домов отдыха и Т. д.

Решение этих огромных задач тре-
бует от венгерского народа немалых
усилий. Однако трудящиеся не сом-
неваются в реальности пятилетки и
преисполнены твердой решимости
претворить ее в жизнь.

На венгерских предприятиях все
шире развертываются ‘трудовое со-
ревнование и ударничество. Уже в
феврале в различных отраслях про-
мышленности соревновалось больше
300 тысяч рабочих. Насчитывалось
свыше 15 тысяч ударных бригад,
	За иикл песен
	Сталинградом» и «Родной Севастополь» композитору В. Макарову п
суждена Сталинская премия второй степени. HA CHMMKE: лаур
Сталинской премии В. МАКАРОВ за работой над новыми песнями.
	А. САВИНА (ТАСС).
	В Бонне — «столице» 3:
— около 4.000 грузовиков
	западногерманского марионеточного государства
	— UBRUNG 3.509 срузовивов и легковых автомаптин запрудили улицы
города в знак протеста против вздутия цен на бензин. Лозунг на пер-
	вом плане гласит: «Критическое пол
	ботицы». Вот что несут немецким
периалисты, которые хозяйничают
колонии.
	ожение на транспорте. Угроза безра-
трудящимся англо-американские им-
в Западной Германии как в своей
		ЭСТРАДА И ЦИРЕ ЛЕТОМ
	Приближается летний концертный
	и театральный сезон. Новые и
большие задачи встают перед работ-
никами искусств. С творческими ра-
	портами в различные города стоаны
	поедут на гастроли театры столи-
	цы. В Москву с творческими отче-
тами прибудут лучшие театральные
коллективы из других городов. Но,
	пожалуй, наиболее ‘ответственные за-
дачи выдвигает наступающее — лето
неред работниками советской эстра-
ды и цирка.

Лето — горячая пора для эстра-
ды. Эстрадный концерт — одно из
любимых народом зрелищ — зани-

мает большое место в программах
столичных парков и садов. Естест-
венно, что предстоящий летний  се-
зон обязывает ко многому. Руковод-
ству Комитета по делам искусств,
Мосгосэстрады необходимо. учесть
имеющиеся недостатки в практике
проведения эстрадных концертов, ка-
чество которых не всегда еще на-
ходится на высоком художественном
уровне.

По непонятным причинам MOCKBH-
чи не смогли увидеть в зимние Me-
сяцы в концертных залах многих
ведущих мастеров эстрады — Уте-
сова, Райкина, Шульженко и других.
Комитет по делам искусств не’ при-
нимал надлежащих мер к’ по-
пуляризации в Москве искусства
эстрады союзных республик. В
прошлом летнем сезоне на эстрадах
столицы ‘артисты других ‹ городов
почти не выступали.

Москва имеет четыре постоянных
летних театра — в садах «Эрми-
таж», ЦДКА, имени Баумана ‘и в
Центральном парке культуры и от-
дыха имени Горького. В настоящее
время Мосэстрадой разработан ин-
тересный план обслуживания - этих
эстрадных театров, а также-план от-
	крытых концертов в других садах a
парках. Необходимо заранее  при-.
нять меры, которые помогли бы
обеспечить успешное осуществление
этого плана. Вспомним уроки прош-
лого года, когда в саду имени Бау-
	мана, например, не была своевре-
менно подготовлена программа для
открытня сезона. 5
Руководители некоторых парков и
садов недооценивают значения эст-
рады летом. В частности, 9TO OTHO-
сится к дирекции ЦПКиО имени
Горького. Еще в январе Мосгосэст:
Рада начала переписку с парком.
прося сообщить, как будет исполь:
зован имеющийся там летний театр.
Долго не отвечала дирекция и
лишь недавно сообщила, что для
эстрады помещение театра  предо-
ставлено... на август.
	В прошлом году в Зеленом театре
	ЦИКнО устраивались сборные кон-
церты. Организовывались они, как
правило, наспех, в пожарном поряд-
ке. В этом сезоне делать основную
ставку на эстрадные концерты в. Зе-
леном театре было бы неверно. Ог-
ромные возможности этой площадки
	позволяют показывать на

неи
спектакли театра оперетты, си-
стематически устраивать концерты

`крупнейших музыкальных коллекти-
	БОВ страны. Эстрадные выступления
должны в основном’ проходить   в
летнем театре, а также на различ-
ных концертных площадках парка.

Остро ‘сейчас стоит. вопрос о при-
ведении в должный порядок эстрад-
ных площадок в различных парках
и садах Москвы. Состояние, напри-
мер, открытой эстрады в парке куль-
туры и отдыха Ждановского района
не лавало возможности в прошлом се-
		зоне вести здесь успешную .концерт-
ную работу. Неуютно было и в лет-
нем театре сада имени Баумана.

Серьезные задачи предстоит ре
шить эстрадным организациям, и в
первую очередь Комнтету по делам
искусств. Надо надеяться, что этим
летом на концертных площадках Мо-
сквы систематически будут высту-
пать представители национального
эстрадного ‘искусства. Почему бы не
показать, например, целые програм:
мы, составленные из выступлений
артистов эстрады Украины. Прибал-
тики, среднеазиатских республик,
Закавказья. Зритель ожидает, что в
наступающем летнем сезоне на эст-
раде выступят с новым репертуаром
признанные ее мастера: Леонид Уте-
сов, А. Райкин, К. Шульженко, Л
Миров и Е. Дарский, Н. Смирнов-
Сокольский, которых москвичи дав-
но уже не слышали. Зритель должен
увидеть, летом на эстраде и молодых
талантливых артистов.

Чаще следует проводить тематиче-
ские концерты. Летом надо продол-
жить интересные литературные ве-
чера, которые сейчас регулярно с
успехом проходят в клубе МГУ.
	‚1ето = наиболее благоприятное
		время для смотров различных видов
эстрадного ‘искусства. Почему’ бы ^ в
саду. имени Баумана или в парке
ИДКА не устроить смотр. эстрадной
хореографии, показав на нем Ma-
стерство не только московских ар-
тистов, но и артистов ‘балета других
	  городов и республик страны, Летние
	театры необходимо широко предо-
ставлять для выступлений имеющих-
ся в Москве пяти эстрадных Кол-
лективов.

Одним из замечательных источни-
ков новых кадров’ эстрады является
художественная самодеятельность. Не
мешало * бы- подумать о ншрокем
привлечении на сцену летних теат-
ров” л%чших её прёдставителей.

Болыной любовью ‘у столичного
зрителя пользуется. цирк. Однако в
последние годы в Москве создалось
совершенно нетерпимое положение —
цирк на лето по сути дела прекра-
щает свою работу. Бесконечно дол-
гое время идет разговор о необхо-
димости восстановления в столице
цирка «шапито». Исполком Москов-
ского совета должён’ ускорнть  раз-
решение этого вопроса. Цирковые
представления надо устраивать так-
же и на эстраде.

Наступающий летний сезон эстра-
ды и цирка должен превратиться в
сезон новых достижений артистов
этих любимых народом видов искус-
ства.

В. Шевцов.
	ШКОЛА
БАЛЕТНОГО
МАСТЕРСТВА
	`В Центральном доме литераторов
состоялся творческий вечер учащих-
ся хореографического училища при
Большом театре`Союза } ССР; Г

Зрители тепло приветствовали уча-
стников вечера, продемонстрировав-
ших хорошую‘ выучку. ‘и незауряд-
ные способности. Будущие артисты
балета исполнили ‘адажио из  балета
Чайковского г «{Целкунчик», “украин:
ский Танец «Бульба», танёц «кукол-
ки» Красева. Ученица седьмого клас-
са’Пспова и выпускник Зайцев ли-
рично и темпераментно танцовали
этюд Шспена.
	Ha ХИ сезде коммунистической
	партии
	Франции
		ПАРИЖ, 4. (ТАСС). Вчера на за-
седании Сезда коммунистической
нартии Франции, открывшемся под
председательством Гастона Монмус-
со, в прениях по докладу Мориса
Тореза выступили Андре Люне —
генеральный сэкретарь Об‘’единения
профсоюзов металлистов Парижского
района, Ламбен — генеральный ce-
кретарь федерации коммунистической
партии департамента Нор, Arace —
генеральный секретарь федерации
коммунистической партии департа-
мента Нижняя Шаранта, Этьен Фа-
жон И”Андре Марти — члены Цент-
рального комитета коммунистической
партии Франции, Адриен Ренар —
коммунистической партии  департа-
мента Эн.

На заседании были оглашены при-
ветствия от Польской об’единенной
рабочей партии, гвинейской секции
Демократического об’единения Афри-
	ки, Рабочей прогрессивной партии
Канады, коммунистической партии
Чехословакии.

Андре Люне, остановившись на
	уроках забастовочного движения ме-
таллистов, подчеркнул необходимость
	развития и расширения единства

действий трудящихся Mace.
Генеральный секретарь федерации

мента Нор Ламбен остановился на
ошибках партийной организации де-
партамента Нор, заключавшихся в
том, что она допустила в ряде во-
просов оппортунизм и уклон в сто-
рону экономизма. Мы, сказал Лам-
бен, недооценили значения работы в
массах. Основная наша ошибка 3a-
ключается в недостаточной вере в
щирокие массы. Ламбен подчеркнул,
что в большинстве ‘случаев на тек-
стальных предприятиях департамен-
та Нор не только не существует
фактическя партийных организаций,
но по существу нет и профсоюзных
организаций. Главное внимание, ска-
зал он, до сих пор сосредоточива-
лось на организации по месту жи-
тельства. В этом вопросе мы допу-
стили ошибку, недооценив передовой
роли трудящихся в борьбе за их
экономические и политические требо-
вания, в борьбе за мир.
		об‘единяющих в общей сложности до
100 тысяч человек. Растет и ширит-
ся движение новаторов и рациона-
лизаторов. Только за прошлый год в
результате внедрения рационализа-
торских предложений рабочие сэко-
номили ‘государству 309 миллионов
	форинтов.
	В заключение Ламбен сказал, что
федерация коммунистической партии
департамента Нор перестроит свою
работу с учетом требований текуще-

Го момента.
	В . своем выступлении делегат
Агасс подчеркнул значительную ак-
тивность широких трудящихся масси

a

всего населения департамента’ Ниж-
няя Шаранта‘в борьбе за мир и
против подготовки войны. Докеры
порта Ла-Паллис, сказал он, заяви-
ли о том, что они не хотят превра-
щения их порта в базу антисовет*
ской агрессии. Их действия были
поддержаны всем населением. Соли-
дарность с докерами проявили не
только трудящиеся предприятий, но
и мелкие торговцы и крестьяне. Не-
смотря на т0, что влабти усилили
репрессии против сторонников мира,
в департаменте Нижняя Шаранта
ширится борьба за мир и всюду
крепнет солидарность с теми, кто
подвергается преследованиям.

Этьен Фажон призывал развернуть
работу в первую очередь на ‘пред-
приятиях, вовлекать в борьбу за мир
широкие народные массы, ориенти-
руя свою деятельность на укрепле-
ние и расширение активности орга-
низаций на производстве,

В своем выступлении Ренар под-
черкнул необходимость ‘усиления как
идеологической работы в организа-
циях партии, так и работы по вос-
питанию широких масс в плане по-
литической борьбы. Он также ука-
зал, что в департаменте. ‘население
проявляет широкую солидарность ©
теми, кто борется за мир и подвер-
гается преследованиям CO стороны
властей. Он поблагодарил Централь-
ный комитет коммунистической пар-
тии за ту помощь, которую он ока-
зал партийной организации департа-
мента, своевременно критикуя и ис-
правляя ошибки партийных работ-
ников департамента.

Андре Марти посвятил свою речь
главным образом необходимости рас-
ширения борьбы за мир и протиз
войны во. Вьетнаме, Выступлением
Андре Марти заседание закончилось.
	станках, повысили  производитель-
ность труда больше чем в три раза.

В венгерской промышленности ве-
дется ‘большая работа по пропаган-
де! передового: ‘технического опыта и
внедрению лучших достижений но-
	ваторов. производства. На фабриках’
	и заводах периодически проводятся
конференции и совещания по обме-
ну опытом. Недавно в Будапеште
состоялось всевенгерское совещание
стахановцев. Выступая перед участ-
никами совещания, Матиас Ракоши
подчеркнул: ,
«Исходным. моментом успехов вен-
герского  стахановского движения,
	как и вообще всех достижений’ на- *
	шего социалистического строительст>
ства, является то, что Советский Со-
юз проделал перед нами работу но-
ватора-пионера. Мы идем уже по
проторенному пути, мы можем поль-
зоваться неиссякаемым опытом Со-
ветского Союза... Помошь и пример
	Советского Союза создают для нас
	возможность ускорить построение co-
пиализма»,
	Опираясь Ha бескорыстную  пПод-
‘держку СССР, используя  богатей-
ший опыт ‘страны ‘победившего со-
циализма, освобожденный BeHrep-
ский народ ‘уверенно идет по пути
социализма и ни на минуту не со-
	мневается, что под руководством -
Венгерской партии „трудящихся. он
уепеино зазеригят начатое  пело.
	успешно завершит начатое дело.
Занятый мирным, созидательным тру-
дом, народ бдительно следит за про-
исками врагов — внутренних и
внешних, пресекая всякие попытки
подорвать основы народно-демокра-
тического строя.
	Венгерская народная республика
кониа ‘прелана лел\у мира. Она
	твердо и непоколебимо стоит в мо-.
	гучем демократическом лагере, воз
главляемом великим Советским Со-
юзом — надежным и  Последова*
тельным защитником мира, AEMOKpa-
тии и социализма.
	Д. Бочаров.

Се
	* Молодой археолог Д. А. Авдусин
начал раскопки известных Гнездов-
ских древнеславянских курганов под
Смоленском. Ему уже удалось найти
много типично славянского оружия.
Но самая замечательная находка —
это славянская надпись, сделанная
«Кириллицей» на глиняном кувшине
и имеющая огромное значение для
истории русской культуры. Историк,
член-корреспондент Академии наук
СССР М. Н. Тихомиров в беседе с
сотрудником «Вечерней Москвы» со-
общил:

— Надпись, обнаруженная в кур-
гане, — самая древняя для русских
славян и для всего славянского ми-
ра (если не считать одной надписи,
найденной в Болгарии). Относится
она к первой половине Х века.

До сих пор историки считали, что
дрезнеславянский алфавит — «Ки-
риллица» стал известен в Киевской
Руси лишь с конца Х века (со вре-
мени крещения Руси). Теперь, одна-
ко, мы вправе утверждать, что
письменность распространилась у
нас гораздо раньше и быстрее, чем
предполагалось. Ведь не следует за-
бывать, что нынешняя Смоленская
область, на территории которой на-
шли надпись, находится на значи-
тельном расстоянии от Киева.

В связи с этим можно напомнить
интереснейшие находки профессоров
А. В. Арциховского, Б. А. Рыба-
кова и старшего научного сотрудни-
ка А. Л. Монгайта в Новгороде и
других древнеруеских городах —
надписи на деревянной обувной ко-
лодке, на аршине, на глиняной ча-
ше. Все эти надписи относятся к
домонгольскому периоду и свиде-
тельствуют о распространении гра-
мотности даже среди ремесленни-
ков. Е

Археологическими раскопками кур-
ганов в Смоленской области нанесен
сокрушительный удар по зарубеж-
ной норманистической «школе»,
представители которой пытаются до-
казать, что русское государство бы-
ло создано варягами. В Гнездовских
курганах, где погребены княжеские
дружинники, не оказалось ни одного
варяжского погребения. Все вскры-
тые могилы принадлежат  славян-
ским воинам. Об этом же свидетель-
ствует и единственная найденная
надпись — она написана не рунами
(древнескандинавские письмена), а
славянской «Кириллицей».
	Шять лет венгетской. .
	перевода ‘народного! хозяйства. на
плановые рельсы. Работа по плану
приносит богатые‘ плоды, которыми
по праву гордится ‘венгерский ча-
	В 1947 году Венгерская партия
трудящихся, опираясь на историчес-
кий опыт планового . социалистичес-
кого хозяйства СССР, выработала
первый трехлетний ` план, основной
задачей которого было  экономичес-
кое. ‘восстановление» «страны. Охва-
чённый невиданным трудовым под’-
емом, венгерский ‘Варод. выполнил
этот план на семь месяцев раньие
срока. Экономика «траны! не ‘только
была восстановлена, но и получила
дальнейшее развитие. К концу трех-
летки — в 1949 году — националь-
ный доход по сравнению ‚с, довоен-
ным временем повысился на 24 про-
цента. Уровень промышленного про-
изводства поднялся на 40 процентов
по сравнению с довоенным 1938 ro-
дом. Несмотря на неблагоприятные
климатические. условия; сельское  хо-
зяйство достигло довоенного уровня,
а по отдельным: отраслям превысило
его. Пройзводительность труда в
промышленности поднялась по cpa-
внению с 1938 годом на 20 процен-
тов. Реальная заработная плата ра-
бочих возросла на 40 процентов. В
стране окончательно ликвидирована
безработица.
	Значительных успехов республика
добилась в области преобразования
сельского хозяйства. В. ходе выпол-
нения трехлетки в стране создано
	свыше 1.800 производственных зем-
ледельческих кооперативов, которые
обрабатывают 380 тысяч  хольдов
	земли (хольд — 0,57 га). Площадь
тодударственных земледельческих
хозяйств возросла за это время с
	ЕГОДНЯ исполняется пять пет

со дня освобождения Венгрии ‘от
немецко-фашистских захватчиков.
Торжественно и радостно отмечая
эту знаменательную дату, венгер-
ский народ выражает чувство глу-
бочайшей признательности своему
великому освободителю — Советско-
му Союзу, победоносная армия ко-
торого навсегда смела с венгерской
земли фашистскую нечисть и обес-
печила стране. свободное, независи-
мое, демократическое развитие.
	«В течение столетий, — говорит
Матиас Ракоши, — впервые мы мо-
жем свободно и независимо строить
венгерскую родину, можем строить
ее в интересах и на счастье трудо-
вого народа — рабочего, крестьяни-
на, прогрессивной интеллигенции.
Благодарный венгерский народ ни-
когда не забудет, что в период страш-
ного упадка, после разгрома  (pa-
шистских варваров, рука Советского
Союза и великого Сталина поддер-
жала наш ‘народ и помогла ему
стать на ноги».

Большая  бескорыстная . помошь
	Советского Союза дала возможность,
	Венгерской народной. республике за
короткий срок‘ провести в жизнь ко-
	ренные политические и экономические
	преобразования, преодолеть после
военные трудности, укрепить свое
международное положение и создать
необходимые предпосылки для. ус-
пешного строительства основ социа-
лизма.

Осуществив земельную реформу,
национализацию промышленности,
транспорта, внешней и оптовой тор-
говли, народная власть тем самым
нанесла сокрушительный удар по ха-
питалистическим,  эксплоататорским
		демократии.
	Венгерские‘ трудящиеся  проявля-
ют огромный интерес к достижениям
советских новаторов производства и
перенимают их передовой опыт. В
	частности. среди рабочих большой
популярностью пользуются ^ методы
советских  токарей-скоростников Г.
	Борткевича. и 1. Быкова. На мно-
гих заводах, как, например, «Стан-
дарт», «Ганц» и другие, эти мето-
ды осваиваются сотнями и тысяча-
ми рабочих. На будапештском заво-
де «МАВАГ», как и на многих дру-
гих промышленных предприятиях
страны, созданы специальные школы
по изучению скоростного резания
металла. Основным пособием для
слушателей школы является издан-
ная на венгерском языке книга
П: Быкова, рассказывающая © ме-
тодах его работы.
	Большое распространение в Вен-
грии получил опыт советских мно-
гостаночников. Используя этот опыт,
венгерские рабочие добиваются вы-
дающихся производственных успехов.
Так, ткачи текстильной фабрики
«Мадьяр Памутипар» Вильмаш Де-
дом и Янош Чано, работая на 20