„ЗДРАВСТВУЙ, СТОЛИЦА!“
	Первая программа
	Московского пирка
	^ провозглашению Народной
республики Китая
	Отклики на Декларацию Центрального Народного правительства Народной республики
Китая и на признание его правительством Советского Союза
			кругн демократической обществен-
ности Чехословакии с большой
радостью встретили весть о провоз-
глашении Народной республики Ки-
тая и об образовании Центрального
	Народного правительства во главе с
Мао Цзе-дуном, правительства, ко-
	торое представляет новый Китай,
весь китайский народ.

Чехословацкие трудящиеся  рас-
	сматривают победу китайского наро-
	да над внутренними силами реакции
и международного империализма и
образование демократического народ-
ного правительства, как огромный
вклад в дело укрепления лагеря
мира и демократии, во главе кото-
рого стоят Советский Союз и стра-
ны народной демократии.

Все чехословацкие газеты опубли-
ковали подробные сообщения о ра-
ботах Народной политической кон-
	сультативной конференции Китая и
	об образовании народного правитель-
ства.
	Газета «Руде право» публикует
Декларацию Центрального Народно-
го правительства Китая под заголов-
ком «Отныне Китай будет незави-
симым, демократическим и про-
цветающим».

Газета «Понделник» изложение
заявления Мао Цзе-дуна на митинге
в Пекине по поводу образования
Народного правительства Китая опу-
бликовала под заголовком «Народ-
ное правительство является един-
ственным представителем Китая».
	На первой странице газета публи-
кует сообщение о признании Совет-
ским Союзом Народной республики
Китая и о решении советского пра-
вительства установить дипломатиче-
ские отношения между СССР и На-
родной республикой Китая.
		дент «Дейли мейл» приводят биогра-
фические данные Мао Изе-дуна,
Чжоу Энь-лая и Чжу Дэ.

ЛОНДОН, 3. (ТАСС). Дипломати-
ческий обозреватель агентства Рей-
тер сообщает: ы

«Об’явленное вечером 2 октября
решение Советского Союза признать
коммунистическое правительство Ки-
тая по мнению дипломатических
кругов Лондона, приблизило срок
ожидавшегося «китайского кризиса»
в Совете Безопасности ООН. Теперь
две отдельных китайских делегации
могут претендовать на поддержку
великой державы с целью получить
постоянное место в Совете Безопас-
ности. Это означает, что до тех пор,
пока Организация Об’единенных На-
ций в целом не сможет вынести
окончательного решения о том, какое
представительство имеет законную
силу, Совет Безопасности почти пре-
кратит работу. ,

В кругах ООН считают, что тако-
го положения следовало ожидать в
течение нынешней сессии Генераль-
ной Ассамблеи ООН, однако соглас-
HO большинству предположений при-
знание коммунистического режима
одной из великих держав считалось
маловероятным до второй половины
этого месяца. .

Если учесть влияние, которое ока-
жет решение Советского  правитель-
ства на Совет Безопасности, призна-
ние Советским Союзом коммунисти-
ческого Китая может форсировать
быстрый ответ других великих дер-
жав.

По общему мнению дипломатиче-
ских кругов Лондона, британское
правительство, которое реалистиче-
	Правительство, которое реалиестиче-
ски подходит к вопросу, намерено в  .
	свором временн признать де-юре ком-
мунистическое правительство Китая...

Позиция правительства США всег-
да оставалась значительно более
сомнительной, и, согласно сведениям
из обычно хорошо информированных
кругов, недавние совещания в Ва-
игингтоне по дальневосточным вопро-
сам между государственным секрета-
рем США Ачесоном и английским
министром иностранных дел Бевином
	не привели к согласованной поли-
тике»,
НЬЮ-ЙОРК, 3. (ТАСС). По ут-
	верждению лондонского — корреспон-
дента агентства Юнайтед Пресс, ан-
глийское правительство решило при-
знать Центральное Народное прави-
тельство Китая, но подробности пока
что неизвестны. В официальных кру-
гах заявили, что немедленно начнет-
ся активное обсуждение со всеми
странами Британской империи вопро-
са о признании.
	ФРАНЦИЯ
	ПАРИЖ, 3. (ТАСС). Парижские
газеты публикуют сообщения. своих
специальных корреспондентов и раз-
личных агентств о провозглашении
Народной республики Китая.

Большинство газет публикует со-
общения о решении Советского пра-
ские отношения между Советским
Союзом и Народной республикой
Китая.

Газета «Юманите», публикуя пол-
ный текст заявления заместителя
	Министра Иностранных\ Дел CCCP
тов. Громыко, сделанного’ им пове-
ренному в делах кантонского пра-
вительства в Москве, а также. текст
письма, адресованного тов. Громы-
ко министру иностранных дел На-
родной республики Китая, пишет:
«Советское правительство является
первым правительством, = признав-
шим Центральное Народное прави-
тельство Китая и давшим ‘таким
образом ответ на уведомление его
о существовании Центрального На-
родного правительства Китая,  сде-
ланное Чжоу Энь-лаем. Чжоу Энь-
лай передал также соответствующие
	ноты представителям различных
иностранных государств, находя-
щимся в Пекине».

Газета «Либерасьон» печатает
	свою   информацию под заголовком:
«СССР признал новое правительство
Народной республики Китая».
Заголовок к информации, опубли-
кованной в газете «Комба», гласит;
«СССР установил дипломатиче-
ские отношения с Мао Цзе-дуном и
прекратил их с Кантоном».
	К пребыванию
советской делегации
деятелей культуры

в Пекине
	ИВКИН, 4. (ТАСС). Агентство
Синьхуа передало ряд сообщений,
рассказывающих о пребывании в Пе-
кине советской делегации деятелей
культуры, возглавляемой советским
писателем Александром Фадеевым.
Состоялись встречи представителей
советской культуры с представите-
лямн китайской общественности. На
одной из таких встреч делегацию
деятелей советской культуры при-
ветствовали Чжоу Энь-лай и Го
Мо-жо.
	«Сегодня, — сказал Го Мо-жо, —
мы обладаем полной уверенностью и
силой для того, чтобы крепить ми-
ровой лагерь мира и демократии,
возглавляемый Советским Союзом, и
отстаивать прочный мир во всем
мире».
	(С ответом от имени советской ле-
	легации  деятелеи культуры речь
произнес Александр Фадеев.
	Цирк — искусство смелых, силь-
ных, ловких, искусство, в основе
которого лежит не голая техника, а
живая. ‹ творческая мысль. Нашему
цирку чужды помпезность, мишура,
игра на нервах зрителей. Работу ма-
стеров советского цирка отличают
бесстрашие, простота, благородство.
	ВБ этом еще раз убеждаешься, при-
сутствуя на первой программе нового
сезона в Московском цирке. Пусть
в ней нет знакомых имен, больших
аттракционов — она привлекает дру-
гим. Зритель присутствует на еди-
ном, цельном представлении, под-
текстом которому может служить
одно слово — молодость.

Мюолодостью, спортивным задором
веет почти от каждого номера про-
граммы, даже если в ‘нем. участвуют
артисты, по возрасту скорее подхо-
дящие к среднему или старшему по-
толению. у

Трудный экзамен на право выступ-
ления в столичном цирке с честью
выдержало большинство молодежи,
участвующей в программе. Молодых
артистов мы видим в первом же но-
мере. Это жонглеры Кожуховы и ак-
робаты-эксцентрики Журавлевы. Де-
бютантам нехватает еше достаточно-
го опыта, но при дальнейшей упор-
ной работе над собой артисты смогут
достичь больших успехов. Обаяние,
артистичность, несомненная техника,
умение подать номер отличают вы-
ступления юн®х жонглеров и акро-
батов.

Заслуженным успехом пользуется
группа наездников под руководством
В. Соболевского. Один из старейших
м стеров русского цирка подготовил
достойную смену. Молодые жокеи-
наездники легко и непринужденно
ездят на лошади, проделывая труд-
нейшие трюки. В этой группе выде-
ляются артисты Т. и Г. Лапиадо. Ак-
робатический этюд на двух лошадях
они исполняют изящно и красиво.

На манеже появляются четыре
стройные девушки — артистки Мо-
розовы. В их выходе, как и во всей
работе под куполом цирка, нет ниче-
го крикливого. бьющего на внешний
эффект. Между тем артистки на
большой высоте проделывают без
лонжи и сетки очень трудные упраж-
нения. OHH выполняют их легко и
слаженно, четко и смело — в мане-
ре, присущей лучшим артистам со-
ветского цирка. Та же манера отли-
зает и работу эквилибристки на ше-
стах и лестнице Виктории Золото-
трубовой, выступающей со своим от-
цом И. Золототрубовым.

Не отстают от молодежи и пред-
ставители среднего и старшего поко-
ления. Хорошее впечатление произво-
дят украинские акробаты братья Яло-
вые. Умение держать себя на маче-
же, прекрасная спортивная форма,
высокое мастерство — все это поз-
воляет артистам выполнять сложней-
шие трюки с большюй простотой и
четкостью.

Наш конный цирк пополнился но-
вой конюшней дрессированных лоша-
дей. Их вывел на манеж известный
русский дрессировщик М. Анисимов.
Трудно поверить, что всего лишь
несколько месяцев назад эти лоша-
ли были дикими, — паслись в при-
вольных Сальских степях. Анисимэв
работает в лучших традициях рус-
ского конного цирка, показывая о6-
разцы классической дрессировки, на-
пример, построение лошадей по но-
мерам.

Клоунада обычно бывает самым
уязвимым местом в цирковом пред-
ставлении. На этот раз разговорный
жанр (авторы текстов В. Масс,
М. Червинский, В. Бахнов и Я. Ко-
стюковский), представленный выступ-
лениями артистов Г. Рашковекого,
Н. Скалова, С. Любимова и В. Гур-
ского, органически связан с програм-
мой и оставляет хорошее впечатле-
pre.
	БУДАПЕШТ, 3. (ТАСС). Вчера
венгерские газеты опубликовали со-
общения о создании Центрального
правительства Народной республики
Китая во главе с Мао Цзе-дуном.

БУДАПЕШТ, 3. (ТАСС). Ежене-
дельник «Фюггетлен мадьярорсаг» и
вышедшая сегодня дневная газета
«Киш уйшаг» публикуют сообщения
с Декларации Центрального Народ-
ного правительства Китая. *

«Фюггетлен мадьярорсаг» публику-
ет выдержки из Декларации прави-
тельства Народной республики Ки-
тая под заголовком: «Китайское На-
родное’ правительство единственно
законное. правительство, — которое
представляет все народы Китайской
народной республики».

«Киш уйшаг» публикует это сооб-
щение под заголовком: ‹Мао. Цзе-
дун об’явил миру 0б образовании за-
конного китайского правительства».

Газета помещает сообщение ТАСЗ
о разрыве правительством Советско-
го Союза’ дипломатических отноше-
ний с правительством Янь Си-шаня
и о признании им.,Центрального На-
родного правительства Народной
республики Китая, с которым прави-
тельство СССР решило установить
дипломатические отношения.

Газета «Вилагошаг» публикует со-
общение о разрыве Советским пра-
вительством дипломатических OTHO-
шений с кантонским правительством
и 06 установлении им дипломатиче-
ских отношений с Центральным На-
родным правительством Китая.
		Чехословакия. На заводе «З6роев-
ка» в Брно. Тракторы марки «ЗЕТ»
выходят из заводских ворот.
		решение болгарского правительства об установлении.
дипломатических отношений с Народной республикой
Китая
	СОФИЯ,. 3. (ТАСС). Министр ино-
странных дел Народной республики
Болгарии В. Поптомов от имени бол-
гарского правительства направил ми-
нистру иностранных дел Централь-
ного Народного правительства На-
родной республики Китая Чжоу Энь-
лаю следующую телеграмму:

Настоящей телеграммой правитель-
ство Народной республики Болгарии
подтверждает получение Декларации
Центрального Народного правитель-
ства Китая от   оклября сего года.

Болгарское правительство, изучив
предложение Центрального Народно-
го правительства Народной pecny6-
	лики Китая об установлении дийлоз
матических отношений с другими
сТранами и выражая волю болгар-
ского народа, который считает, что
борьба и победы китайского народа
являются борьбой и победами про-
грессивных и миролюбивых сил все-
го мира и что Центральное Народ-
ное правительство Народной респуб-
лики Китая выражает волю всего
китайского народа, решило устано-
BHTb дипломатические отношения
между Народной республикой Бол-
гарней и Народной республикой Ки-
тая и обменяться дипломатическими
представителями.
	НЬЮ-ЙОРК, 3. (ТАСС). Утренние
газеты сообщают о признании Со-
ветским Союзом Народного прави-
тельства Китая.

«Нью-Йорк таймс» и «Нью-Йорк
гералья трибюн» опубликовали текст
советских нот министру иностранных
дел Народного правительства Китая
и представителю Кантона.

До сих пор нет никаких офи-
циальных комментариев или коммен-
тариев печати в связи с этим. Ва-
щингтонский корреспондент газеты
«Нью-Морк таймс» сообщает, что
представитель государственного де-
партамента отказался заявить что-
либо по этому поводу.

Лондонский корреспондент газеты
«Нью-Йорк таймс» пишет, что, по
мнению дипломатических наблюдате-
лей, вопрос о признании Англией и
США Народного правительства Ки-
тая стал еще более срочным в ре-
зультате признания со стороны Co-
ветского Союза. Полагают, что Ан-
глия «не будет действовать поспеш-
Но», но ожидается, что английское
правительство «должным — образом
установит отношения» с народным
правительством Китая. «Англия уже
примирилась с мыслью, что комму-
нисты рано или поздно установят
эффективный контроль над основной
китайской территорией».
	АНГЛИЯ

ЛОНДОН, 3. (ТАСС). Газеты
«Таймс» и «Манчестер гардиан» на-
Пёчатали сообщения о признании Со-
ветским правительством Народной
республики Китая и o прекращении
дипломатических отношений с кан-
тонским правительством.

Политический обозреватель «Дей-
ли экспресс», отмечая, что Советское
правительство обменяется послами с
правительством Народной республики
Китая, пишет: «Это решение может
вызвать кризис в Совете Безопасно-
сти ООН, ибо Китай является одним
из пяти постоянных членов, ‘ имею-
щих право вето».

Некоторые газеты отметили офи-
циальное провозглашение Народной
республики Китая Мао Цзе-дуном в
Пекине 1 ‘октября

Гонконгский корреспондент «Таймс»,
сообщая о провозглашении Народной
республики Китая в Пекине, заяв-
ляет: «Это было эпохальным момен-
том в истории Азии. Хотя еще не
весь Китай находится в руках ком-
мунистов, не может быть сомнений
в том, что, плохо ли, хорошю ли,
новое правительство является Te-
перь правительством почти 500-мил-
лионного населения».

Дипломатический обозреватель
«Таймс». и гонконгский корреспон-
	В Испании нет никаких пособий по
безработице...».
	Далее автор статьи описывает ан-
тифашистскую демонстрацию в од-
ном из беднейних кварталов Bapce-
лдны. Когда он начал делать фото-
снимки, люди стали кричать ему:
«Вы снимаете франкистскую Испа-
нию! Голод и нищета —\ вот что
представляет собой сейчас франкист-
ская Испания!». При этом женшины
в лохмотьях протягивали ему голых
детей, покрытых болячками, нищие
осаждали его, и все злобно прокли-
напи Франко.
	На. фоне этого ‘всенародного бед-
ствия и беспросветной нищеты безо-
бразным пятном . выделяется неслы-
ханная роскошь, которой Франко ок-
ружил себя и своих приближенных. -
	Франко с готовностью идет на-
встречу империалистическим устрем-
лениям Англии и США, стремящихся
полностью подчинить себе экономи-
ку Испании. Однако для англо-аме-
риканских монополий Испания — это
не только один из выгодных рынков
сбыта и вложения капиталов. Их
забота о сохранении франкистского
режима в этой стране определяется
в первую очередь ее военно-страте-
гическим значением и положением.
Укрепляя диктатуру Франко, они
стремятся также использовать ее в
качестве одного из столпов реакции
в Западной Европе.
	Ho свобололюоивый испанский на-
	род не мирится с силой навязанным
ему франкистским режимом, ни с
планами империалистических   кругов
США превратить Испанию в свою
военную базу, в плацдарм затевае-
мой ими войны. Та же газета «Рей-
нольдс ньюс» отмечала, что беспре-
рывное проявление силы франкист-
ского режима уже не может более
заставить испанцев молчать и что в
оппозиции к Франко находится поч-
ти 95 процентов всего населения.
	Дела испанского диктатора, KOTO-
рые никогда не были блестящими, в
последнее время стали из ряда вон
	Американская прогрессивная общественность требует
прекращения суда над руководителями компартии
	ния. Окс. *В число руководителей
входят также писатель Говард
Фаст и лидер профсоюза рабочих
	автомобильной промышленности (вхо-
дит в Конгресс производственных
профсоюзов) Кристоффель. Членами
комитета являются также излатель
крупной негритянской газеты «Кали-
форниа игл» Шарлотта Басс, редак-
тор видной негритянской газеты, вы-
ходящей в Мейконе (штат Георгия),
‹Уорлд» Маршалл, бывиий  помощ-
ник министра юстиции СИЪА Рогге,
председатель Американского всесла-
вянского конгресса Кржицкий, не-
гритянский историк Дюбуа, предее-
датель Американского комитета
еврейских писателей, художников и
ученых Гольдберг.

Комитет намечает послать в бли-
жайшем будущем делегацию в Ва-
ннингтон, которая потребует отмены
антикоммунистического — обзинитель-
ного акта.
	втянуть ИИвецию
	НЬЮ-ИОРК, 4. (ТАСС). Недавно
организованный «Национальный бес-
партийный комитет для защиты прав
12 руководителей компартии», пред-
седателями которого являются не-
гритянский лидер Поль Робсон и
член суда штата Индиана Норвал
Гаррис, начал новую кампанию за
отмену обвинительного акта, пред--
явлённого лидерам американской
компартии на нынешнем процессе.
Комитет - намерен собрать миллион
подписей под петицией, требующей,
чтобы министр юстиции США Мак-
грат отменил обвинительный акт и
прекратил проце&с.

состав комитета входят видные
общественные деятели, деятели про-
свещения, руководители религиозных
организаций и др. Вице-председате-
лями комитета являются бывший
губернатор штата Миннесота Бенсон
и председатель профсоюза рабочих
сельскохозяйственного машинострое-
	С/ПА стремятся
	Премьера «Здравствуй, столица!»
в Московском государственном
цирке. НА СНИМКАХ: воздушные
гимнастки МОРОЗОВЬТ (вверху) и
выступление акробатов—выпускни-
ков Государственного училища ‘цир-
кового искусства.
		Режиссеры А. Арнольд и М. Ме-
стечкин сумели найти своеобразную
форму использования артистов разго-
ворного жанра: они являются как
бы ведущими всей программы. В ре-
зультате все представление прониза-
но веселым смехом, и едкие сати-
рические репризы, высмеивающие за-
правил Уолл-стрита и их европей-
ских прислужников, вызывают друж-
ные аплодисменты зрителей.
	Весь вечер на манеже мы видим
и К. Бермана, вновь показавшего се-
бя разносторонним, талантливым цир-
ковым артистом. Восторженный при-
ем у зрителей встречают его акроба-

тические трюки — прыжок через два
автомобиля, шуточный полет с трапе-
ции и другие. .

Программа заканчивается полетом
под куполом цирка артист Бредо,
Скуковского и’Донато. Полеты со-
вершаются смело и легко, в хорошем
темпе и являются лостойным завер-
шением программы.
	В новом представлении есть и че-
достатки. Они не столь значительны,
а главное легко устранимы: громозд-
кость пролога, затянутость первого
отделения, невыразительность музы-
кального оформления и другие. В це-
лом же со вкусом поставленная про-
грамма законно привлекает внимание
зрителей.
		ВАРШАВА, 3. (ТАСС). Все поль-
ские газеты опубликовали сообще-
ние о провозглашении Народной рес-
публики Китая.

Великая победа китайской Народ-
но-освободительной армии и изгна-
ние войск гоминдана вместе с Чан
Кай-ши и его кликой является силь-
ным ударом по интересам и расчетам
империалистов в Азии, пишет газета
«Польска збройна». Китайские про-
вокаторы пытаются еще мутить воду
на международной арене, вносят жа-
лобы, угрожают, Но это уже не име-
ет практического значения. Лагерь
мира пополнился еще одним могу-
чим великим союзником — новым
возрождающнмся Китаем, Народной
республикой Китая, руководимой ра-
бочим классом, опирающимся на ра-
боче-крестьянский союз.
	Победа китайского народа, про-
должает газета, является победой и
торжеством всех честных демокра-
тов во всем мире,
	Сегодня все польские газеты пуб-
ликуют сообщения о решении СССР
установить дипломатические отноше-
ния с Народной республикой Китая
и о прекращении дипломатических
отношений с правительством Янь
Си-шаня в Кантоне.
	Болгарская
внимание
		в агрессивный Атлантический пакт
	группы должны быть координирова-
ны с планом обороны Швеции даже
з том случае, если это придется
сделать тайно.

Шведская газета «Моргон тиднин-
ген» опубликовала эту телеграмму
под заголовком «В Нью-Йорке заяв-
ляют, что Швеция, должна участво-
вать в плане «обороны» скандинав-
	ских стран».
A

СТОКГОЛЬМ, 3. (ТАСС). Ulsex-
ские газеты напечатали сообщение
Шведского ‘телеграфного бюро из
Нью-Йорка, в котором излагается
статья газеты «Нью-Йорк таймс» о
планах создания «северной группы» в
блоке стран, входящих в агрессив-
ный Атлантический пакт. В соэбте-
нии говорится: «Военные перегозоры
между английским, норвежским и
датским правительствами по вопросу
о северо-европейской региональной
группе Атлантического пакта нач-
нутся в МЛондоне немедленно по
окончании происходящего сейчас со-
вещания министров . обороны в Ва-
шингтоне». «Нью-Йорк таймс» ука-
зывает далее, что при разработке во-
енных планов «обороны» скандинав-
ских стран английские, датские, нор-
вежские и американские  экспеоты
столкнутся с «трудностями» из-за
того, что в этом деле не принимает
участия Швеция. В некоторых Kpy-
гах, пишет далее «Нью-Йорк таймс»,
участие Швеции в «обороне» сканди-
навских стран рассматривают как
крайне необходимое. При этом под-
черкивают, что «оборонительные пла-
ны» северо-европейской региональной
	СОФИЯ, 3. (ТАСС).
печать уделяет большое
событиям в Китае.
	па, симферопольском
трека
	ПЕРБЕНСТВО РСФСР
NO BEAOCIIOPTY
РАЗЬГГРАНО
	Из Симферополя возвратились мо-
сковокие гонщики, впервые прини-
мавшие участие в розыгрыше лично-
командного первенства Российской
Федерации по велосипедному спорту.
	Соревнования продолжались не-
сколько дней и привлекли к уча-
стию восемь команд — Москвы, Ту-
	лы, Омска, Горького, Саратова, Mo-
сковской, Крымской и Иркутской об-
ластей.
	5 команду Москвы входили гон-
щики ВВС МВО. Они и выиграли
первенство республики.

Состав  команды-победительницы:
А. Логунов, В. Батаен, И. Ипполи-
тов, В. Ростовцев, М. Максимова и
В. Герасимова.
	Бторое место ‘заняли туляки,
третье—команда Омска, четвертое—
команда Крымской области и п
тоа — Московской.

Гонку преследования в мужской
группе выиграл А. Логунов и в
женской — М. Максимова,

В спринтерских гонках победу
одержали 3. Дьяконова (ВВС МВО)
и И. Ипполитов, вышедший одно-
временно победителем и в заездах
по четырем дистанциям: на 200, 500
и 1000 метров с хода и на 500 мет-
ров с места. У женшин в четырех
заездах по этой же программе пер-
вое место заняла 3. Дьяконова.

Парную тонку на дистанцию 30
километров выиграли И. Ипполитов
и А. Логунов. В гонках за лидерами
на 25 километров личное первенство
РСФСР завоевали московские дина-
мовцы В. Зайпольд и И. Разуваев,

Сильнейшие гонщики ‘столицы по-
лучили приглашение участвовать в
горной гонке по маршруту Тбилиз
си—Дзауджиках-—Тбилиси.
	ЧЕМПИОНЫ СССР
ПО ТЕННИСУ
	В Тбилиси закончился розыгрыш
первенства СССР по теннису.

Чемпионом СССР в третий раз
стал ленинграден Э. Негребецкий,
победивший в финале москвича
Н. Озерова. У женщин ‘первенство
снова выиграла москвичка Н. Бело-
ненко, одержавнтая в финале победу
над ленинградкой Налимовой.

В парных играх первое место за=
няли москвичи, Озеров-—_ Зигмунд, ле-
нинградки Коровина—Налимова; а в
смешанном разряде Озеров-—Калмы-
Кова.
	Ответственный релактор
Г. А МЕЩЕРЯКОВ.
	Газета «Работническо дело» пуб-
ликует сеголня Декларацию Цен-
трального Народного правительства
Народной республики Китая.

Декларацию газета сопровождает
портретом Мао Цзе-дуна.

Газета «Труд» в центре первой
полосы под заголовками: «СССР
установил дипломатические отноше-
ния с Народной республикой Китая»
и «СССР считает дипломатические
отношения с Кантоном прекращенны-
ми» публикует сегодня сообщения о
решении советского правительства
и прекратить дипломатические отно-
шения с правительством Янь Си-
шаня в Кантоне.
	Кантата „/Геснь о вещем Олеге“
	ских композиторов, народные песни
	своей родины, произведения попу-
лярных советских авторов.
В этом сезоне Государственный
	эстонский хор также приедет в го-
сти к москвичам. Для своих выступ-
лений в концертах Московской фи-
лармонии коллектив готовит новую
программу. Будут исполнены: «Рек-
вием» Керубини для хора в сопро-
вождении органа, кантата Римского-
Корсакова «Песнь о вещем Олеге»—
для мужского хора и двух солистов
и кантата Грига «Новая родина».
	Среди хоровых коллективов При-
балтики, приезжавших с концертами
в столину, хорошее впечатление на
московских слушателей произвел
Государственный эстонский мужской
хор под руководством лауреата Ста-
линской премии Г. Эрнесакса. Эстон-
ские певцы. об’единенные в слажен-
ный, крепкий в вокальном отноше-
нии ансамбль, отличающиеся боль-
шим исполнительским мастерством,
приезжали в Москву уже не один
раз. В своих концертах они испол-
няют хоровые произведения эстон-
		В народном освободительном дви-
жении принимает участие и кресть-
янство. Так, в начале сентября в
провинции Сарагоса вспыхнуло кре-
стьянское восстание, которое было
подавлено лишь с помощью крупных
сил полиции.
	Лондонская газета «Обсервер» со-
общала о том, что Франко обратил-
ся к поверенному в делах США в
Мадриде Калбертсону и португаль-
скому премьеру Салазару с предо-
стережением, что, если его прави-
тельство. в самом ближайшем буду-
щем не получит существенной аме-
риканской помощи, он уже не смо-
жет больше гарантировать общест-
венный порядок в стране.
	Сколь велик страх Франко перед
испанским народом и сколь вели-
ко его нетерпение получить скорее
долгожданную гарантию от «вну-
тренней агрессии», свидетельствует
хотя бы тот факт, что он безогово-
рочно предложил США морские и
воздушные базы в Испании и обе-
щал превратить страну в плацдарм
для американского империализма,
если только Испания будет допуще-
на к участию в «плане Маршалла»
и в Атлантическом пакте.
	В неравной, но героической борь-
бе за свою свободу, честь и незави-
симость, в борьбе против опекаемого
и подкармливаемого англо-американ-
скими империалистами кровавого фа-
пистского режима Франко испан-
ский народ не одинок. В этой борь-
бе он опирается на могучую мораль-
ную поддержку всего прогрессивно-
го человечества. Мнотолетняя исто-
рия этой борьбы показывает, что ни
жесточайший террор и зверские рас-
правы палачей Франко, ни происки
иностранных врагов испанского на-
рода не сломили и не сломят муже-
ственного духа испанских борцов за
свободу, не сломят волю народных
массе Испании к установлению в
стране справедливых демократиче-
	ских порядков.
	В. Степанов.
		плохи. Пламя партизанской войны,
зажженное патриотами еще в слав-
ные дни народного сопротивления
1936—1939 годов, не только не уга-
caer, но непрерывно разрастается.
Испанский народ не прекращает’ ге-
роической борьбы, с оружием в ру-
ках отстаивая свои права. Во главе
Национального сопротивления стоит
славная испанская компартия, вы-
носящая основную тяжесть борьбы
против режима Франко и американ-
ского хозяйничания в стране. Осо-
бенно активно борются партизаны
восточных провинций страны — Ле-
ванта и Арагоны. В этих провинци-
ях действует настоящая партизан-
ская. армия. В провинциях Ла Ко-
рунья и Галисия непрерывно про-
исходят вооруженные столкновения
между патриотами и франкистскими
наемниками. Еще весной текущего
года в горах близ городов Оренсе и
Ороль завязались ожесточенные бои
между партизанскими отрядами A
частями гражданской гвардии. Кро-
вопролитные схватки с небольшими
перерывами продолжаются и по сей
день. В ряде мест, ‘понеся потери в
людях ‘и материальной части, фаши-
сты вынуждены были отступить.

О силе и размахе партизанского
движения говорит хотя бы тот факт,
что целый ряд провинций об’явлен
франкистскими властями зонами во-
енных действий. В карательные экс-
педиции против партизан посылают-
ся. крупные соединения армии и
жандармерии с танковыми и авиаци-
онными ‘частями.
	Но население Испании оказывает
своему вооруженному оплоту —
партизанам — всемерную моральную
и материальную поддержку, снабжа-
ет их и борется вместе с ними про-
тив франкистских карательных отря-
дов. В угольных бассейнах Астурии
и на металлургических заводах и
судостроительных верфях Каталонии
и Басконии не прекращается массо-
вый саботаж, ни на день не утихает
забастовочное движение, нерздко
принимающее политический  харак-
тер.
	Борьба испанского народа продолжается
	155. назад, в октябре 1954 го-

а, испанская реакция,  стра-
шась мощного роста и об’единения
демократических сил страны и по-
ставив себе целью во что бы то ни
стало сорвать нарастание революци-
онного подема в широких народных
массах, решила, по откровенному
выражению Хиль Роблеса, — одного
из вождей рвавшейся в то время к
власти клерикально-фашистской кли-
ки — «спровоцировать революцию,
чтобы ее легче побелить».
	Образование 4 октября ‚1954 года
реакнионного правительства Леруса
с Участием  ставленников Роблеса
послужило сигналом к всеобщей за-
бастовке, переросшей затем в вос-
стание, охватившее всю страну. В
силу своей неорганизованности И
неподготовленности, а также вслед-
‚ствие недостаточной сплоченности ис-
панского пролетариата восстание,
длившееся две недели, было. жестоко
подавлено. Однако оно послужило
для испанского народа прекрасной
школой борьбы против внутренних.
и внешних врагов, за Установление.
демократических порядков в стране.
Несмотря на это временное пораже-
ние и несмотря на репрессии и по-
лицейский произвол, рабочий класс.
Испании не сложил оружия и про-
должал борьбу.

Испанская буржуазия и помеши-
ки, поняв, что им уже не удастся
удержать в повиновении пробудив-
шийся к революционной деятельности
народ, используя одни лишь вну-

` тренние полицейские силы, решили
“обратиться к последнему, крайнему
средству — установлению в стране
с помошью иностранной интервенции
фашистской диктатуры.

Героическая, продолжавшаяся 32
месяца борьба испанского  нарола
против перешедших в открытое на-
‘тупление всех черных сил страны
была слишком неравной.
	В 1959 году главарь испанских
фашистов — «каудильо» Франко при
прямой вооруженной помощи фаши-
стских правительств Германии, Ита-
лии и Португалии и под прикрыти-
ем политики «невмешательства» за-
падноевропейских держав и США
установил в стране свою диктатуру.
С тех пор Испания превращена в
огромный концентрационный лагерь,
где царит закон топора и виселицы.

За годы своего владычества фа-
лангистская клика подвергла жесто-
чайшим репрессиям более двух мил-
лионов ни в чем не повинных людей.
Только по скудным сведениям, про-
сочившимся в печать, в застенках
Франко замучено и убито почти
тысяч патриотов. Среди них много
членов героической компартии Испа-
нии — авангарда народного сопро-
тивления. По тем же газетным дан-
ным, в испанских тюрьмах и конц-
лагерях в настоящее время томится
около 150 тысяч политических за-
ключенных, в том числе более 20
тысяч женшин.
	С тех пор как Франко захватил
власть, экономическое положение
страны непрерывно ухудшается. Раз-
руха $ усугубляется  бесперемонным
хозяйничанием в Испании иностран-
ных и прежде всего американских
каниталистов, прибравших к своим
рукам ведушие отрасли испанской
экономики и ее природные богатст-
ва. В угоду своим зарубежным хо-
зяевам Франко неуклонно проводит
политику свертывания ° испанской
промышленности, работающей на
мирные нужды. Так, промышленное
производство в стране за последние
10 лет сократилось больше чем в
два раза, сельскохозяйственная про-
дукция не достигает и 25 процентов
уровня 1935 года.

Даже реакционная американская
газета «Чикаго дейли ньюс» недав-
HO отмечала, что «испанская эконо-
	мика находится на грани катастро-
фы». В Испании, писала газета,
функционирует лишь половина обыч-
ного числа поездов, причем подвиж-
ной состав постепенно приходит в
негодность. Транспортировка грузов
по нюссейным дорогам между горо-
дами почти полностью прекращена
из-за отсутствия бензина и автома-
шин. Нехватка угля и электроэнер-
гии привела к тому, что половина
всех предприятий в Барселоне рабо-
тает в среднем только три дня в не-
делю.

Гибельные последствия экономиче-
ской разрухи всей тяжестью легли
на плечи испанского трудового наро-
да. Достаточно сказать, что по срав-
нению с 1936 годом стоимость жиз-
ни в Испании возросла больше чем
в шесть раз! Безработица приобре-
тает характер национального бедст-
вия. Только в одном Мадриде насчи-
тывается уже свыше 90 тысяч без-
работных. Еще хуже положение ис-
панского крестьянства, половина ко-
торого лишена земли: 67 процентов
всей пахотной земли находится вру-
ках небольшой кучки крупных поме-
шиков (2% всех собственников зем-
ли). Свыше 3.700 тысяч батраков
вынуждены бродить по городам и
селам Испании в поисках нищенско-
го заработка.
	Правая английская газета «Рей-
нольдс ньюс», которую никак нельзя
заподозрить в симпатиях к испан-
ской демократии, 11 сентября так
описывала положение трудящихся
Испании: «Только богатые могут
позволить себе роскошь есть белый
хлеб.. Дневная норма черного хлеба
представляет собой хлебец весом
примерно в 120 граммов. Завтрак
сельскохозяйственного рабочего  со-

стоит из ломтя черствого черного
хлеба и куска дыни. Когда же нет
	работы, он не получает и этого.