ГАЗЕТАМ —
	С UNE
ТОЛИЦЕ
	пять ‘СУТОК
НА БЕРЕГУ
			На предприятиях, в учреждениях,
	учебных зазедениях столицы выгу-
окается несколько десятков тысяч
стенных газет, не считая’ молний»,
«боевых листков», «окон <атиры»
ит. д.

Стенные газеты — боевые помощ-

вики партийных организаций. Они
	распространяют ‘опыт новаторов про
	до уровня передовиков, вскрывают
недостатки и намечают пути их ус-
‚ транения. ;

Многие партийные организации на-
копили ценный опыт руководства
стенной печатью.

В 1923 году на заводе имени
Владимира Ильича по инициативе

изводства, подтягивают отстающих
	партийной организации начала издал
ваться общезаводская стенная газета
«Ильичевец». В то время завод вы-
полнял ответственное задание. B. H.
Ленина по выпуску машин для раз-
работки торфа. Газета сумела мо-
билизовать весь коллектив на до-
срочное выполнение ‘правительствен-
ного задания, бичевала непорядки и
косность, смело разоблачала наруши-
телей трудовой дисциплины.
	С тех пор прошло почти три деся-
тилетия. Сейчас завод имеет собст-
венную печатную газету с разовым
тиражом 1.000 экземпляров, а в це-
хах и отделах выходит около 39
стенных газет. Все эти газеты ак
тивно участвуют в жизни заводского
коллектива. В настоящее время они,
оперативно подхватив почин инжене-
ра Ф. Ковалева, умело распростра-
няют опыт лучших стахановцев.
	Партбюро завода и цеховые пар-
тийные организации повседневно на’
правляют деятельность газет, откли-
каются на критические заметки, ин-
структируют редакторов и стенкоров
по важнейшим вопросам партийной
и проазводственной жизни коллекти-
ва, проводят совещания по обмену
опытом, заслушивают отчеты редкол-
легий, проводят смотры гавет.
	Коллектив завода досрочно завер-
шил послевоенную сталинскую  ПЯ-
тилетку. В этом есть заслуга и стен-
ных газет.
	Между тем некоторые партийные
организации все еще формально, по-
казенному руководят стенной пе-
чатью, не вникают в содержание га:
зет.
	На предприятиях Кировского ком-
мунального треста, например, выхо-
дит тринадцать стенных газет. Сек-
ретарь партийной организации треста
тов. Пелянская самоустранилась от
руководства ими. Она выделила спе-
циального «уполномоченного» по всем
газетам и на этом услокоилась.
А тем временем в самом тресте ред-
коллегия распалась, редактора газе-
ты нет. Последний номер газеты
«Коммунальник» вышел к первомай-
скому празднику.
	В партийной организации Комитета
радиоинформации при Совете Мини-
стров СССР отдельные руководители
барски-пренебрежительно относились
к сигналам своей стенгазеты «Гово-
рит Москва».
	— На заметки стенгазеты руково-
	дителям отвечать не обязательно, —
заявляли они.

Главный редактор вещания для де-
тей и юношества тов. Андреев од-
нажды собрал авторский актив и по-
учал его:
	— Не надо выступать в стенгазе-
те раньше, чем факт будет обсуж:
ден в коллективе...
	Больше того. Была предпринята
попытка расправиться .со стенкорами,
«посмевшими» написать в газету ©
непорядках в отделе. Актчвным стен-
корам перестали давать задания, а
принятые от них корреспонденции не
пропускали в эфир.

Потребовалось вмешательство
партбюро Комитета радиоинформа-
ции. Вопрос о действенности  стез-
газеты обсуждался на общем  пар-
тиёном собрании. Коммунисты под-
вергли резкой критике лиц, игнори-
рующих выступления газеты, и внес-
ли ряд предложений, направленных
на улучшение работы редколлегии
стенгазеты.

На фабрике «Парижская Комму-
на» в цехах и отделах выходит 23
стенных газеты. Многие из них по-
верхностно освещают производствел-
ную жизнь коллектива, перепечаты-
вают статьи из центральной печати,
неряшливо оформляются, допускают
ошибки. Газеты не окружены  акти-
‘вом. В текушем году партбюро не
обсудило ни одного вопроса, связан-
ного с деятельностью. стенгазет.

— У нас очень много дел. Руки
не дошли до газет, — заявил секре-
тарь партбюро тов. Юдин.
	В последнее время многие райко-
мы ВКП(б) и партийные организз-
ции предприятий заметно улучшили
руководство стенными газетами. В
некоторых районах проведены семи-
нары редакторов’ газет, совещания
по обмену опытом, смотры газет, за-
слушаны отчеты о работе редколле-
гий на заседаниях бюро РК ВКП(б).

Однзко так дело обстоит далеко не
везде. Октябрьский, Шербаковский и
Ждановский райкомы ВКП(б), на-
пример, крайне редко заслушивают
отчеты редакторов стенных и много-
тиражных газет на заседаниях бюро,
не учат их практике газетного дела.
	Отделы пропаганды и агитации
этих райкомов партии“ слабо помога-
ют газетам в развертывании крити-
ки и самокритики, не проводят рай-
сонные слеты стенкоров и не знако-
мят их с важнейшими задачами рай-
она.

Помогать стенным газетам укреп-
лять связь с массами призваны и
фабрично-заводские  многотиражные
газеты. Но, к сожалению, многоти-
ражки «Калининец», «Строитель»,
«Коммунар» «За педагогические
кадры», «Московский строитель»,
«Шерстяник» и другие редко еше
публикуют обзоры стенгазет, не по-
полняют свой авторский актив за
счет стенкоров.
	Велики и почетны задачи стенных
газет в связи с подготовкой к вы-
борам в местные Советы депутатов
трудящихся. «Газета — главное ору-
дие избирательной кампанни, главное
средство для марксистской агитации
среди масс», — указывал великий
Ленин.
	Партийные организации и райкомы
ВКП(б) должны улучшить руковод-
ство стенными газетами, оказывать
им всемерную помощь, повышать их
идейно-политическое содержание, под-
нимать их роль в коммунистическом
воспитании трудящихся.
		gute

№
		Л
		В ночь на 9 октября к: причалу
участка № 1 речного порта грибыла
баржа № 7625 с картофелем. Он
предназначался Бауманскому айпи-
щеторгу. Но уполномоченный Упраз-
ления продторгами тов: Аниканов не
сумел. во-время организовать раз-
грузку. Дорого обошлась эта нерас-
порядительность: пять суток карто-
фель лежал на берегу! Очевидно, В
Управлении продторгами не проверя-
ют работу уполномоченных.
	БЕСПРИЗОРНАЯ
» - . .MOPKOBb

На берегу Москвы-реки (1-й. уча-
сток речного порта) - привлекает
внимание огромная груда моркови.
Она лежит здесь целые сутки. Ее
хозяева `-— руководители треста сто-
	ловых Железнодорожного района —
не спешат вывозить морковь. Мор-
ковь портится: по ней ходят грузчи-
ки. автомашины давят ее колесами...
	Беспризорна и морковь, принадле-
жащая  Коминтерновскому тресту
столовых. Заместитель директора
плодоовощной базы этого треста тов.
Лифшин видит, как портится при-
надлежащая тресту морковь. Видит,
но не принимает мер...
	ЦЕНА ЗАВЕРЕНИЙ
тов. ДОЛБЬПНЕВА.
	На овощных площадках станции
Москва-товарная Московско-Дон-
басской железной дороги работает
несколько сот грузчиков. Некоторое
время назад заместитель заведующе-
го Городским отделом общественного
питания тов. Долбышев дал завере-
ние, что для грузчиков будут круг-
лые сутки открыты буфеты. Много
времени прошло с тех пор, но обе-
щание так и не выполнено.

ee
	По следам наших
выступлений
	«Склад на болоте»
	Так называлась напечатанная В
«Вечерней Москве» 4 октября коррес-
понденция о непорядках на лесном
складе треста «Мосжилснаб» в На-
гатине. й

Как сообщил редакции исполняю-
щий обязанности управляющего тре-
стом тов. Бодряков, засыпку заболо-
ченной части территории произведут
до новой навигации. К этому же
времени будут выполнены работы по
подводке электроэнергии для погру-
зо-разгрузочных механизмов и ПРи-
	обретены — электролебедки, краны
«Пионер» и пр.

С организаций, которые своими
	силами производят выгрузку леса из
воды, «Мосжилснаб» неправильно
взимал по 10 рублей с кубометра.
Деньги эти будут им возвращены.
	«Справки
и визы»
	лучший. `МАЛЯР. москвы

Большая труововая жизне, ИР оо
большая не только по стажу, но и по содержанию.

Началась эта жизнь в старом Петербурге, задолго до Великой
Октябрьской социалистической революции. Тогда еще молодой
маляр, Андрей Иванович отделывал дачи богачей на Сестрорецком
курорте, квартиры петербургской знати.

— Работу свою я полюбил с самого начала, — гозорит старый
мастер, — но в прошлом, до революции. меня не покидало горь-
кое сознание того, что работой своей я создаю уют людям, кото-
рые не стоят его. Отделывал я помещения и под шелк и дорогими
обоями, а сам не имел возможности даже побелить свою крошеч-
ную комнатушку на окраине Питера.

„.Наступил октябрь 1917 года. Петроградский рабочий-строитель
Андрей Иванович Некрасов стал в ряды первых красногвардейгких
отрядов. Бережно хранит он в своей памяти эти великие дни, от-
крывшие новую страницу в его скромной трудовой жизни.

В двадцатых годах тов. Некрасов переехал_ в Москву. Большую
часть жизни в столице он посвятил отделке больничных корпусов
и палат, работал и на других строительных об’ектах.

„.Белоснежный потолок, стены, окрашенные в нежный, прият-
ный для глаза цвет. Так выглядят палаты Института им. Склифа-
совского, где последнее время работала бригада тов. Некрасова.
Здесь отделанная бригадой площадь составляет сто квадратных
метров.

До письма московских строителей товарищу Сталину малярные
работы на такой площади производились бригадой тов. Некрасова
за 30—32 дня, а теперь этот срок благодаря применению передо-
вых стахановских методов сократился до 23—24 дней.

Среди маляров, работающих сейчас в Институте им. Склифасов-
ского, было распространено мнение, что отличного качества работ
можно добиться только при наличии натуральной олифы. Тов. Не-
красов на опыте доказал, что заменители олифы ничуть не хуже
натуральной, и все дело в том, что ими нужно умело поль-
зоваться.

С особой теплотой говорит Андрей Иванович о своих Учениках,
которых он обучил немало. За отличную подготовку группы маляров
в школе ФЗО он получил благодарность и премию.

— Не могу ‘не сказать, — говорит Андрей Иванович, —
о моих ученицах, а теперь помощницах Галине Калашниковой и
Валентине Глуховой. Это достойная смена старикам.

„Постановлением президиума МГЕПИС Андрею Ивановичу Не-
красову, маляру треста № 6 «Мосгазстроя», присвоено звание
	«Лучший маляр Москвы». О. Виноградов.
Рис. С. УРАНОВОЙ.
	КОГДА НЕТ КОНТРОЛЯ...
	Спортивное общество восьми профсоюзов
	Спортсмены общества «Большевик»
— неизменные участники соревнова-
ний на первенство СССР и Москвы.
Более 40 из них являются чемпио-
нами Советского Союза по различ-
ным видам спорта. Сборные команды
общества — чемпионы ВЦСПС. ‚ по
легкой атлетике, гимнастике, тяже-
лой атлетике, борьбе, плаванию и т. д.
о Московские организации «Больше-
вика» завоевали много переходящих
призов, кубков, вымпелов. Общество
об’единяет членов восьми профсою-

физкультурников приняла участие В
строительстве вузовского стадиона.
Теперь на стадионе регулярно про-
водятся соревнования. В сентябре
здесь состоялась 2-я осенняя спарта-
киада института.
В числе лучших организаций
«Большевика» можно назвать физ-
культурные коллективы  «Мосфиль-
ма», Всесоюзного государственного
института кинематографии, фабрики
«Гознак», Госплана СССР и др.
Всего общество об’единяет 234 кол-

metre 2 anfinns vn,
	ee ee en Е п ДН

зов — учителей столичных Школ, лектива. К сожалению, в доброй по-
студентов педагогических вузов, ра-   JOBHHE из них работа поставлена
ботников типографий, государствен- неудовлетворительно.

ных учреждений, геологов, артистов В педагогическом институте имени
итд . Ленина занимается 3.500 студентов.

„ В их распоряжении большой спор-
Много интересных соревнований   о... Un солернования  злесь
	устраивает организация общества при
1-й Образцовой типографаи имени
А. А. Жданова (председатель физ-
культурного коллектива Е. Мягков,
инструктор физкультуры Р. Ломаки-
	тивный зал. По соревнования здесь
проводятся редко. Плохо организова-
на сдача норм ГТО. Медленно по-
полняются ряды спортсменов-разряд-
виков.

Много недостатков в работе физ-
	. Печатники провели спа :
пы nom ee TOM и культурных. коллективов Московского
Me * у. ТУ   областного педагогического институ-
	мира». В ней участвовало свыше
600 человек. Физкультурники типо-
графии — значкисты ГТО — с успе-
хом выступают на районных и го-
родоких соревнованиях,

Большинство студентов библиотеч-
ного института имени В. М. Молото-
ва занимаются в различных  спор-
тивных секциях (председатель физ-
культурного коллектива Б. Переход-

та, Городского педагогического ан-
ститута имени Потемкина, Малого
театра, типографии «Красное знамя».
Не созданы организации общества В
Академии педагогических наук, теат-
рах имени Моссовета, имени Станис-
лавского и др.

Отсутствие физкультурных коллек-
тивов в одних организациях, плохая
их работа в других привели к
	ник, ‘заведующий кафедрой. физиче:  ТОМУ, FPO BbITOVIHGHHE TvidHa HOA
ского ‘воспитания и спорта TI. JIn- TOBKH значкистов ГТО срывается.
марь). В этом году 190 человек сда- «Большевик» должен подготовить
	ли нормы ГТО 1 ступени, 90 полу-
чили значок ЕТО ИП ступени. План
подготовки значкистов перевыполнен.
Летом большая группа. активистов-
	руки, словно желая охватить одним
движением всю плантацию. — Эдесь
моя жизнь!

И это не пустая фраза. Вера Кон-
стантиновна увлекает своей любовью
к труду всех, кто соприкасается с
ней, Нынешней весной она создала
комплексную бригаду. Одни и те же
работницы ухаживают за растениями
от посева до сбора ‘семян. Паня Да-
нилина не дает никому обогнать се-
бя, Полина Никифорова, которую
уже шутливо называют «старшим аг-
рономом», вникает во всё. Не про-
гонишь с поля до темноты Наташу
Романову, Фоню Купцову, Марфушу
Бурлову. Даже вечерами приходит на
участок Антонина Ивановна Садовая
взглянуть на растения.
	Падежным, трудолюбивым COBET-
ским Людям доверено дело селекции
и размножения цветов. И понятна их
тревога: недавно перевели питомник
со старых, удобренных полей на но-
вое, не очень удобное и не очень
	просторное место с тощей, кислой
почвой. Сколько придется  порабо-
тать, пока превратишь его в плодо-
родную плантацию! Да и теснота
одолевает, а четыре гектара земля за
рекой Лихоборкой, временно отдан-
ные колхозу под картофель, до сих
пор не возврашены. Из-за бесхозяй-
ственности восемнадцати сменивших-
ся за три года директоров запута-
лось положение с ассигнованием на
постройку оранжереи. Правда, новый
директор А. В. Возов — человек
знающий и энергичный. Ов сумел
	SR OMIAGOH ER SREP PEAR. Un CYMEel
об’единить и воодушевить людей Но
	  осзе-
	коллективу нужна помошь и
ленхоза и Мособлиеполкома.
	несколько тысяч значкистов. К   ок-
тября полностью сдали нормы мень-
ше половины этого числа физкуль-
турников.

Все это говорит о том, что руко-
водители областного совета (предсе-
датель В. Г. Бирюков) не осущест-
вляют повседневного контроля за ра-
ботой келлективов, оперативно ими
не руководят. Они недостаточно зна
ют жизнь низовых организаций, не
обобщают опыт передовых, слабо по-
могают отстающим.

Большие средства тратит общество
на учебно-спортивную работу в сек-
циях, но затраты эти не оправдыва-
ются. Секции работают вяло, тре
нировка спортсменов организована
плохо. Футбольные команды, напри-
мер, терпят много поражений.

Было бы неверным всю вину 32
плохое состояние работы в физкуль-
турных коллективах возлагать толь
ко на областной совет, а также на
руководителей низовых организаций.
За физкультурную работу отвечают
также комитеты профсоюзов и Ком:
сомола. Недавно проходило собрание
актива московских коллективов 06
щества «Большевик». Однако проф:
союзные комитеты не сочли нужным
принять в нем участие. pau
	только председатели двух областных
комитетов профсоюзов. Между тем
на собрании было сделано немало
серьезных упреков в адрес обкома
работников искусств  (предселатель
тов. Я. Смолянский), территориаль-
ного комитета профсоюза авнацион-
ных работников (председатель тов.
Н. Махйушкин).

Общество «Большевик» — одно 3
крупнейших в Москве У него есть
все возможности быть среди лучших
спортивных обществ столицы. Нало

рецгительно улучшить его деятель-
HOCTb.
	В. Всеволодов,
Л. Машков
	МОСКВА СЕГОДНЯ. У Бородинского моста,
		ТРАМВАЙ ГОТОВИТСЯ
К ЗИМЕ
	Столичный — трамвзи встречает
ссенне-зимние перевозки значительно
лучше подготовленным, чем в прош-
лые голы.

Нынешний технический уровень
трамвайного хозяйства, его  произ-
водственно-ремонтизя база позволя-
ют обеспечить беспоребойное, регу-
лярнсое движение даже в. сложных
условиях осени и зимы.

В депо улучшело качество плано-
Boro и профилактического ремонта
вагонов, приняты меры, защищаю-
шие электрооборудование от воздей-
ствия влаги и обеспечивающие на-
дежную работу воздушного оборуло-
вания при резких колебанчях темпе-
ратуры.

Но сделано еще далехо ве все не-
обходимое.

В депо имени Артамонова и имени
Баумана немало случаев плохого
ухода за подвижным составом. A
сейчас, в преддверии зимы, особенно
важное значение имеют тщательный
повседневный осмотр и текуший ре-
монт вагонов.
	Крупным нелостатком является He-
удовлетворительный ремонт крыш
вагонов. Депо получают от службы
снабжения недоброкачественнуто
краску. Она быство дает трещины
и отваливается. Это созлает опас-
ность, что < наступлением осенних
дождей крыши некоторых вагонов
начнут протекать.
	Депо имени Артамонова и имени
Баумана не обеслелили себя кадра-
ми водителей и коллукторов. Здесь
ежедневно десятки поездов прежде-
временно возвращаются с линии из-
за нехватки бригад.
	В плане подготовки кадров К зи-
ме видное место занимают инструк-
тивчые занятия с водителями Такие
занятия помогли бы молодым води-
телям лучше овладеть правалами ра-
боты в осенне-зимних условиях. 2а-
HATHA эти следовало закончить еще
к   сентября, а они и по сей день в
ряде депо не закончены.

Задержался оемонт снегоочистите:
лей. Его нужно было завершить ®
25 сентября, но и в первых числах
	октября из двадцати  снегоочисти-
телей шесть еше находились в ре
монте.

Руководители предприятий  трам-
	вая использовали лето для устройсл-
ва центрального отопления в вагон-
ных отделениях дело, и предстоящей
зимой на всех смотровых канавах
будет тепло.

Но многие трудоемкие работы в
депо все еще не выполнены, преж-
ле всего по вине iDecta «Трамвай-
	Ен Ленинграда все
шире развертывают предоктябрь-
ское соревнование, самоотверженным
трудом укрепляют могущество Роди-
ны, дело’ мира. ° Большую победу
одержал коллектив фабрики «Скоро-
ход», досрочно выполнивший  пяти-
летний план. В этом году по сравне-
нию с 1946 годом -выпуск обуви уве-
личился в четыре раза. За два по-
следних гола в производство внедре-
	но 130 новых фасонов обуви. Более
трех тысяч скороходцев закончили
выполнение годовых норм. Среди
	строителей Ленинграда, пишет «Прав-
да», широко развернулось  соревно-
вание за досрочное. выполнение пла-
на жилищного строительства, среди
текстильщиков — за сверхплановый
выпуск ткани. Каждый ленинградец
стремится ознаменовать праздник но-
выми трудовыми успехами.

*

ЕСТЬ лет назад столица нашей

Родины — Москва — салютовала
в честь освобождения Риги от фа-
шистских захватчиков. За годы по-
слевоенной сталинской - пятилетки,
сообщают «Известия», в Риге вос-
становлены и реконструированы фаб-
рики и заводы, выстроены десятки
новых предприятий, оснащенных оте-
чественной техникой. Столица Лат-
вии стала крупным промышленным
нентром советской страны. Уровень
производства превышает’ довоенный
в 256 раза. Большая работа прове-
mera по благоустройству города.
Лучше работает городской транспорт;
на линиях курсируют  бесшумные
троллейбусы и электробусы. Около
40) миллионов рублей израсходова-
но за годы пятилетки на жилищно-
коммунальное хозяйство. Вчера в
Риге состоялось торжественное засе-
дание городского Совета депутатов
трудящихся и горкома КП(б) Лат-
вии, посвященное знаменательной да-
те. Участники заседания < огромным
под’емом приняли приветствие
товарищу И. В. Сталину.
	строй» (управляющий тов. Mamy-
лов). В депо имени Баумана трест
до сих пор не отремонтировал часть
крыши, не перестлал полов. Тя-
желое положение создали строители
в Октябрьском депо. До наступле-
ния зимы там следовало закончить
пристройку к производственным по-
мешениям, но дело это крайне затя-
нулось. ‚ Серьезные претензии К
«Трамвайстрою» пред’являют работ-
ники Сокольнического вагоноремонт-
ного завода. Трест по сути дела со-
рвал большие работы в его кузнеч-
ном цехе и в котельной.
	Большое значение в осение- зимних
условиях имеет состояние путей. Од-
нако почти на всех дистанциях ocra-
лись еше не выполненные работы, не
всюду устранены просадки Н переко-
сы в путях.
	Путейцы трамвзя недостаточно за-
ботятся и о приведении в порядок
мостовых покрыгий иа многих маги-
стралях в Первомайском, Жданов-
ском, Бауманском районах.
	Есть в хозяйстзе трамвая один
участок, который из года в год по-
чему-то недооценивается, хотя имеет
большое значение для организации
движения. Речь’ идет о трамвайных
станциях. и стрелочных будках.
	Станции — это штабы оператив-
ного руководстза движением. Здесь
работает линейный аппараг, проис-
ходит смена поездных бригад. Тут
отдыхают водители и кондуктора
между рейсами. [Ja станциях долж-
но быть тепло, ‚светло, уютно. Но
служба движения и в этом году
не обеспечила  свозвременного ре-
монта всех станционных помещений.
Из 50 станций к октябрю были от-
ремонтированы лишь 33, причем на
10 станциях ремонт еще не начат.
	Не отремонтировано большинство
стрелочных будок. *Непростительно,
что рабочее место стрелочниц до
сих пор выпадает из поля зрения
службы пути и дистанций.

В коллективе столичного трамвая
— большой трудовой под’ем, вызван-
ный предоктябрьсхчм  социалистиче-
ским соревнованчем и подготовкой к
выборам в местные советы. Рост
производственной активгости работ-
ников трамвая служит порукой ус-
пешного зазершения подготовки к
зиме. Задача хозяйственников, пар-
тийных и общественных срганиза-
ций — как можно быстрее устранить
всё недоделки,

М. Викторов,
	А. Машив.

14 окътября—
	В статье под этим заголовком,

напечатанной 7 сентября, говорилось
о необходимости устранить волоки-
ту с приемкой газифицированных
квартир, отказаться от излишних
формальностей.

Начальник Управления газового
хозяйства тов. Муравьев сообщил
редакции, что тресту «Мосгаз» пред-
ложено упростить формы техчичес-
кой документации и оформлять  при-
емку произведенных работ на месте.
	инструктор МГК ВКП(б).
	CU EKPETAPHAT ВЦСПС принял
постановление «О развертывании
политико-массовой работы профсою-
зов в связи с выборами в местные
Советы депутатов трудящихся».
	BECTON OVI
АГРОНОМ
	Л. ВОРОНЦОВА
=
	Нед ДАЛЕКО от Москвы, вдоль по-
лотна железной дороги, раскину-
лись цветочные поля питомника Гос-
зеленхоза. На первый. взгляд это хо-
зяйство не отличается от других под-
московных питомников. Но здесь не
просто выращивают семена для цве-
товодов — тут заботливо отбирают и
улучшают растения.
	Старший агроном Вера Констан-
тиновна Быкова — селекционер по
призванию. Она начинала свою ра-
	боту одиннадцать лет назад, когда в
питомнике основалась первая «елек-
ционная станция „цветоводства. И хо-
тя война прервала замечательное на-
чинание, В. К. Быкова, выводя чи-
стосортные растения, не иерестала
заниматься поисками новых форм.
	Недаром тут говорят про Веру
Константиновну, что она каждый Ку-
стик на грядке «по имени-отчест-
ву знает». От ее острых глаз не
скроется ни «худородный», утратив-
ший чистоту сорт, ни удачный, про-
явивший нужные качества цветок.
Даже в сплошных зарослях ярких
цветов старший агроном умеет заме-
тить ценный венчик и защитит ето от
	МОСКВА СЕГОЛНЯ. НА СНИМКАХ: укатка асфальта на Серпуховской улице и установка шестигранных
		чины столь неприятного свойства кра”
сивых, благоухающих растений, ce-
мена которых ценятся от четырех до
семи тысяч рублей за килограмм.
«Махровость всецело в руках селек-
ционера», — таково ее твердое, под-
крепленное длительным опытом, убеж-
дение.
	Вера Константиновна срывает Be-
точку с длинными семенными струч-
ками, верхушка которых  заканчи-
вается двумя отростками-рогами.
	— Из этого стручка получаются
семена немахровых форм. А вот из
этого — махровые, — и она нахо-
дит на грядке растение с плотным
небольшим стручком, верхний конец
которого закруглен. — Видите, ка-
кая разница: немахровый в пол-
тора раза крупнее. Ясно — происхо-
дит не вырождение махровых, а есте-
ственное количественное вытеснение
их более плодовитыми «дикарями».
	БВ самом деле, как все просто, ни-
каких. «тайн». А вот заметить это
смог лишь внимательный глаз на-
блюдательного и вдумчивого чело-
века.
	_ Московский питомник Госзеленхо-
за в прошлом году дал 375 кило-
граммов семян для Подмосковья и
городов страны, хотя запланировано
было всего 60 килограммов.

Старший агроном Быкова целые
дни проводит на цветочных полях,
волнуется из-за погоды, из-за хозяй-
ственных неурядиц, а на советы
взяться за более спокойную работу
отвечает с негодованием:
	— Да как же я брошу все это?—
и порывисто раскидывает загорелые
	Есть у Веры Конетантиновны и
еше. одна «слабость» — астры. Аст-
рами занято большое поле. О них
Вера Константиновна Товорит, как
поэт, не жалея эпитетов. Действи-
тельно, трудно удержаться в преде-
лах «прозы», когда видишь чудесные
пятна нежнорозового «радия-унику-
ма», темношарлаховой  «виктории»,
игольчатых амарантовых астр, темно-
розовых, с завихренной сердцевиной,
сиреневых и белых «помпонных»,
желтых, как подсолнухи, китайских.

В. К. Быкова особо выделила куст
астр < шапочкой  жемчужно-розового
цвета и кармазинное «страусовое пе-
ро», какого нет ‘в обиходе пветово-
дов. А «снежная голова» — этот ак-
куратненький кустик с множеством
будто присыпанных пудрой цветков,
который так и просится в бордюр!
Или «золотая корзина», похожая на
георгин: бледнопалевая с золотом.
Быкова развела ее на целой грядке
от одного попавшего к ней в горшке
растения, как размножает она какой-
нибудь сорт из одного-двух ceMe-
чек, оказавшихся в ее талантливых
руках.
	Предмет большой гордости В. К.
Быковой — левкои. Покрытые мах-
ровыми цветами семидесяти OTTER-
ков — розового, сиреневого, красно-
го, лилового и т. д..—кудрявые кусты
занимают огромную площадь. Это
растение специалисты считают  «ее-
рентабельным», своенравным Счита-
ют, что к нему немыслимо подобрать
надежный «ключ махровости», что
при долголетней культуре левкои да-
ют мало махровых экземпляров. Ве-
ра Константиновна установила при-
	железобетонных плит на ЗВаршавскем птоссе,
	случайного скрещивания марлевым
мешочком.

Пионовидные маки В. К. Быковой
завоевали прочную репутацию луч-
ших в Полмосковье.
	Настойчиво восстанавливает она
утраченные качества розовой с крас-
новатой серединкой и коричневыми
тычинками годеции, мало известной
московским цветоводам. Она размно-
жает крупноцветный сорт годеции
«белый лебедь», как снежные хлопья,
покрывающей тонкие веточки.
	А как хороши здесь настурции!
Если в конце лета смотреть на по-
лосы земли, где производится разбор

по сортам, по махровости, — кажет-
ся, будто пылают, не сгорая, бесчи-
сленные костры — желтые, огненно-

оранжевые, темношарлаховые, брус-
ничные, бледнозолотые. У Веры Кон-
стантиновны можно найти и мало
распространенные белые и фиолето-
вые — цвета гелиотропа—настурции.
	Что же касается выращивания ` ге-
лиотропов, то, хотя они во всех оп-
ределителях растений именуются су-
губо оранжерейными, размножаемы-
ми черенками, агроном Быкова сеет
их поямо в грунт и получает семе-
на. Она заметила, что в оранжерей-
ных условиях это растение не дает
семян лишь потому, что нет пере-
	опыления.

Особым вниманием В. К. Быковой
пользуется фиолетовый алиссум —
	пахнущий Медом бордюрный цветок.
Ее алиссум не боится заморозков;
после первого снега куст становится
еще крепче, окраска цветка—глубже,
темнее.