Судебный ‘процесс болгарского государственного
преступника ТГрайчо Костова и его сообтгников

Ot bennett Он поелприняхл

готу. В начале 1946 года Никола Начев
при содействии Кирилла Славова был яз-
значен на работу в Государственный ко-
митет по экономическим и Финансовых
вопросам. нрелселателем которого являлся
Трайчо Костов-

«В‘это время. — заявил Начев, — fo-
стов уже не скрывал своего вражеского
отношения к политике Центрального ко-
митета партии и болгарского правительст-
ва, руковолимых Георгием Лимитровым, и
называл эту политику односторонней по-
тому, что она не предусматривала расния-
рения экономических связей с западными
империалистическими государствами».

— Костов ечитал, что без помощи ка-
питалистических стран Запада мы не
сможем восстановить наше народное хо-
зяйство и обеспечить его правильное раз-
витие. Он находил, что Болгария напрас-
но лишена помоши, которую могла бы по-
лучать от Англии и Америки, в что в
этом отношении Тито проводит более трез-
BY) и реальную политику. Шо мнению
Коетова. было бы лучше взять куре на
смягчение классовой борьбы в стране и
на поошрение и укренление частно-хозяй-
ственного’ сектора. Это позволило бы ус-
тановить в Болгарии такой же режим, ка-
кой существует в западных капиталисти-
ческих странах, сблизило бы нашу стрз-
HY со странами англо-американевого бт9-
Ба, Т. е. все произошло бы так, каБ бы-
ло проведено в Югославии.

Трайчо Востов не раз высказывал с0-
жаление о том. что не могла быть 06у-
шествлена фелерация c Югославией. про-
ект которой был представлен ютославеки-
ми руководителями еше в 1945 году. «И
все-таки. — говорил он — мы должны
продолжать политику сближения ¢ Wro-
славией и установить более тесный  BOH-
такт с Тито. Без этого мы He сможем
включить Болгарию в рамки федеративной
Югославии».

По требованию Кирилла Славова, пока-
зал лалее Начев. я еобирал сведения 0
ходе следствия по делу активного деяте-
ля оппозиционной группы = земледельцев
Петра Коева. о холе следствия по fey
Николы Петкова, & весной 1948 года, по
поручению Кирилла Славова. я добыл че-
рез Николу Задгорекого, моего  шурина.
материалы о различных отделах упразле-
ния государетвенной безопасности. о шта-
тах и их личном составе, о размерах де-
нежных средотв. расходуемых  гпосуларст-
BOM на органы управления госуларствен-
ной безопасности. Я лолжен заявить, п00-
лолжал Начев. что. когла Кирилл Славов
послал меня в первый раз в Николе Зал-
	Следующим допразнивается подсудимый
Борисе Христов, бывитий болгарекий торго-
вый представитель в Москве. Христов
признал себя виновным и дал подробные
показания. Он рассказал суду. как стал
	сотрудником полиции —— агентом-провока-
	тором. как после сентябрьских событий в
1944 roxy по предложению Петко ВКунина
	стал работать в Экономическом отделе
Центрального комитета партии.

— Во второй половине ноября. — по-
казал ВБорие Христов. — я был вызвая
	секретарем ЦЕ Трайчо Воетовым, который
сообщил мне. что я булу послан болгаф-
ским торговым советником в. Москву.

своих инстоукциях о моей работе. в Мо-
	скве Трайчо Востов сказал мне. что моя
миссия в Москве состоит из твух частей.
официзльной в неофициальной. Это его
сообщение очень меня поразило. Трайчо
Костоз тут же сказал мне. что по WOR
	официальной линии я получу конкретные
	указания от Георгия Димитрова. который
ета 2 Marres Ur re i § fa-
	тогда нахолилея в Москве. Что же ва-
сается неофипиальной стороны моей мие-
сии. то по этому вопросу Трайчо остов
из’явил желание лично 60 мной погово-
DHTb. .
	Мое смущение нарастало. Трайчо ho-
стов, заметив это, прелложил мне пря-
сесть на ливан и был особенно внимате-
лен и любезен ко мне, располагая к 0т-
пплраннорти Ттабсо Encron  яачал 093-
	кровенноети. Трайчо Востов Начал 093-
говор о международном политическом по-
ложении. Он сказал. Несмотря на т0.-что
	война между демократическим лагерем я
фатпиетокой Германией еше не закончена.
	уже вырисовывается новый вооруженный
конфликт — между Советским Союзом и
антло-американцами.
	Но мнению Трайчо Востова, еше не
ясно. каким будет исход этого вооружев-
ного конфликта, и поэтому Болгария дол-
жна пока пержаться в стороне от него,
чтобы не потерпеть военного разгрома. Он
подчеркнул, что в этом отношении наша
страна должна начать куре на постепен-
ный. но решительный отхол от политики
	дружбы с Советским Союзом. Он сказал.
что Болгарии необходимо освободитьея от
	односторонних связей е Советеким Союзом
и установить связи е запалными страна-
ми, главным образом е Англией и Амери-
кой. и «именно в этом направлении, —
сказал он. — ваше сотрудничество в Ka-
	честве болгарекого торгового советника &
	Москве может быть полезным».
— Такая установка Трайчо Recrosa,—
	прололжает Христов, — меня поразила.
Он заметил мое смущение и поспешил мне
сказать. что репгилея на такой разговор
	со мной только потому. что знает о моей
работе в Центральном комитете партии и
ему известны некоторые, как ов сказал,
«леликатные моменты из моего прошлого».
Трайчо Костов сказал мне, что он знает.
что я зтент-провокатор, что я оказывал
уелуги фаптистской полиции.
		показывает Христов. — Я был страшно
смушен, испуган, уливлен п расстроев.
Тайна, которая существовала между мвой
п погибшим после 9 сентября бывшим фз-
шистеким полицейским Генчо Саваковым.
оформившим мое сотрудничество в поли-
ции. оказалась известной секретарю ЦВ
партии. Трайчо Костов сказал. что при
созлавшемея положении я полжев  булу
принять его предложение о сотрудничест-
ве по вопросам, которые он поставил
передо мной. Я чувствовал, что ветупаю
	на опасный путь, но не нашел в cede
CHIL отказаться. Я дал согласие Костову

выполнять возложенную на меня работу.
Тогла он продолжил и конеретизировал
залачи. которые будут поставлены перехо

горекому, он заявил. что я могу говорить
е Залгорским свободно. так как он давно
уже связан с зиглийской разведкой.

В конце 1947 года. после того как
Тита посетиз Болгарию. Кирил»  Славов
потребовал от Начева устроить ему ветое-
чу с Трайчое Бостовым. Вотреча. на кото-
рой присутствовал и Начев. состоялась в.
помешении совета министров. Трайчо
стов заявил. что имел откровенный 1а3-
говор е Тито. который потребовал приня-
тия решительных мер лля отрыва Болга-
рии от Советского Союза.

— Из дальнейшего разговора.  проие-
шелшего между Костовым и Славовым.—
сказал Начев. — мне стало ясно. UTS
Славов-был и ранее в курсе связи Тито ©
ПКостовым. а Тито. в ©в0ю очерель, был
в курсе всей руковолимой Востовым под-
рывной деятельности в Болгарии.

Трайчо Востов еказал Славову. что
Тито поручил ему быетро захватить в
своп руки госулатетвенный и партийный
алнарат с тем. чтобы на руководящих по-
стах оказалиеь свои люди. способные п1о-
волить в Болгарии политику Тито и
стова. Кроме этого. Востов сообщил Сла-
вов. что се Тито было лоетигнуто согла-
шение о присоелинении Пиринского кра:
® Макелонской республике. входящей в
Югославию. Востов сказал. что мы можем
вполне согласиться © этим присоедине-
нием.

В своих дальнейших показаниях Начев
заявил. что. по указанию Славова и при
помощи Трайчо Костова. на ответственные
хозяйственные посты были поставлены
торговпы и промыиленнтки. как-то: HRo-
земилов. Говедарский. Лимитр  Стойнов.
Через них проводились мероприятия, пре-
пятетвующие экономическому развитию го-
	суларетва. & также осуществлялея са00-
так в министеретвах земледелия.  Про-
	мышленности. внутренней торговли и Т. д.

В заключение своих показаний Hayes
прязнал: «Еели подытожить мою леятель-
ность и деятельноеть Костова и Стефано-
ва. а также лиц, выполнявших их хирек-
тивы. то станет ясно. какой огромный
ущерб нанесен нами народному хозяйству
страны. Должен заявить. что наша вра-
жеская леятельноеть имела целью поло-
рвать престиж и авторитет Центрального
комитета партии. руководимого Георгием
Димитоовым. а в итоге осуществления ко-
нечной цели затовора кв власти должно
было притти правительство остова с ето
политикой сближения < катиталистиче-
склми странами. политикой отрыва от Со-
ветекого Союза и насаждения титовшивы
в Болгарии».
	мной. Он сказал, что моя основная задача
в, качестве торгового представителя в Мос-
кве должна заключаться в нарушении
братских и дружеских отношений между
Болгарией и Советским Союзом, что сле-
лует вбивать клинья в этом отномении,
работать ‘на отрыв Болгарии от Совет-
ского Союза.

— Приехав в Москву, — товорит Xpa-
сетов, — я явился к Георгию Димитрову
И сообщил ему о возложенных на меня
Трайчо Костовым задачах. Конечно. я ¢0-
общил только 06 официальной стороне
моей миесии.

— Георгий Димитров при ветрече со
мной подчеркнул, что Болгария в настоя-
щий момент нахолитея в тяжелом Tose
жении и нуждается в экономической. по-
литической и всесторонней помоши Совет-
ского Союза. Он перечислил наши эконо-
мические нужды’ и оказал, что в частся-
щий момент Советский Союз может ока-
зать огромную помошь Болгарии и Ite
	такую огромную и 0эскорыюстную помотиь_
	Советский Союз будет оказывать нам й В
будущем и что никакая другая страна 8
мире не смогла бы оказать нашей стране
такой бескорыствой помоши.

2 января 1945 года в Москву поиеха-
ла болгарская торговая делегация. Rag
известно в то время Болгария находялась
	в полной экономической изоляции ft
только Сюветекий Союз протянул нам
братекую руку помоши.

Переговоры начались после  приезла
	болгарского министра торговли Нейкова и
членов лелегании Ивана Стефанова. Бори-
еа Симова и тр.

Трайчо Костов. говоря ©о мной ранее
о составе нашей торговой делегация, —
продолжает показание Христов, сказал,
что в ее составе будет Иван Стефанов. RO
торому я должен оказать полное доверие.
Стефанов по приезде заявил мне. что по
договоренности с Трайчо Воотовым МЫ
должны сделать все, чтобы срывать и за-
труднять ход переговоров. Главные  38-
труднения намечалось осуществить по ли-
нии пен на товары. Вычислением пен за-
нялея сам профессор Стефанов с помощью
одного статистика. Переговоры протекали
медленно. Сказались трудности. которые
мы создавали.

В этот момент в переговоры вмешался.
Георгий Лимитров и сорвал нашу  враже-
скую линию, которую мы проводили по от-
ношению. в Советскому Союзу.

Советский Союз, чтобы не оставить Бол-
тарию` без товаров, дал распоряжение свое-
му Министерству внешней торговли и дру-
PHM соответствующим органам авачеировать
Болгарию товарами. И в то время как мы
саботировали и срывали переговоры, совет-
ские корабли везли товары для нашей
страны.

14 марта 1945 года был подписан тор-
товый  лотовор, который был обоюловы-
тодным. но более благоприятным для Бол-
гарии.

Вернувшись в апреле 1945 года обратно
в Болгарию. заявил Христов, я посетил
Трайчо Костова. который меня принял в
своем кабинете в ЦК партии. Я хотел ло-
ложить ему о ходе торговых переговоров и
о поститнутых результатах, но он оетану-
вил меня. сказав, что это излишне, так
как профессор Стефанов подробно ето оевз-
домил как 06 обстановке, так и о ходе пе-
реговоров в Москве и о достигнутом согла-
шений.

— Трайчо Костов, — сказал далее об-
виняемый Борие Христов, — начал гово-
рить о междунаролном положении. Он пэл-
черкнул енова. что противоречия между
Советеким Союзом и англо-американцамя

я!

me

[-

TE

1D-
hi-
-

HO
ил

10-

1)-
ав
BS
Te-
1а-

0б-
BO-

RAY
Mat

Bee болыие углубляются и что нам не00-
холимо принять более определенный кур
на отрыв от Советекого Союза. Он мне ска-
зал, что по этому же пути идет Югосла-
вия, но у нее больше успехов в этом отчо-
шении, нежели у нас. Я пообещал Трайчо
Костову приложить все усилия В этом Bde
правлении.

Перед тем как я ушел из его вабине-
та. Трайчо Бостов лал мне указание, что-
бы по возврашении в Москву я установиз
связь с торговым советником Югославия
Виктором Жиберной и сотрудничал с ним
по вопросам наптих экономических и Тор-
товых отношений с Советским Союзом.

В начале 1946 гола в Москве меня вы-
звал по телефону л-р Толорович a е07б-
WHI, что югославский торговый советник
Жиберна прибыл и приглашает меня В
посольство. Я в сопровождении работника

‚нашего посольства Влалова пошел в юго-

славское посольство. Там состоялась E0-
роткая любезная встреча с Жиберной, но-
сившая чисто официальный характер.

— Тодорович пригласил Влалова 5 5е-
бе в кабинет, и я остался е Виктором Жи-
берной, — продолжает Христов. — Я с5а-
зал Жиберне, что хотел бы установить ©
нии близкий контакт и сотрулничество
по вопросам о торговых и эковомических
отношениях с Советским Союзом. Жиберна
сказал. что это более чем желательно. Ou
заявил, что Югославия придерживается
курса отдаления от Советского Союза.
сказал Жиберне. что мои взгляды Tape
же и что в этом же духе я получиз :0-
ответствующие указания и буду им сле-
довать.

— Жиберна, — показал Борис Хри-
стов, — предложил снабжать его инфор-
мацией о развитии болгаро-советеких э50-
номических отношений.

Христов показывает далее, что  прел-
принятые попытки созлать трудноети В
экономических отношениях между beara-
рией и СССР провалились. }

— Советские представители, — говорит
Христов. — шли на уступки и решали
то один, то другой вопрое в одноеторон-

‘не благоприятном для Болгарии направле-

нии. Георгий Димитров, внимательно ©ле-
дивший за ходом переговоров, вмешивался
в нашу работу и тем самым способствовал
созданию деловой. дружественной, здоро-
вой атмосферы.

Таким образом. вее наши вражеские за-
мыслы были сорваны Георгием Димитро-
зым. Торговое соглашение 1946 года, ко-
торое было опенено как очень благопри-
ятное для нашей страны, было успешно
заключено. несмотря ва То. что вместо
заболевшего руководителя пелегации, ми-
нистра торговли Нейкова, прибыл сам

Трайчо Rocros.
— Посль окончания  перетоворов. —
продолжает Христов. — меня посетил Жи-

берна и потребовал. чтобы я ему дал ин-
формацию о количестве. ассортименте. ка-
честве и ценах товаров. Я передал ему И
эти сведения.

В начале 1947 года в Москву с торго-
вой лолетацией прибыли снова для участия
в торговых переговорах Боню Петровский
и бывший тогда министром торговли Йор-
лан Божилов. о словам Петровского,
Трайчо ЕКостов дал указание проводить Вра_
жескую работу в лвух направлениях: тре-
бовать от. Советекого Союза большее Е0-
личество товаров, чем то. которое нам
действительно было нужно для нашей про-
мышленности и сельского хозяйства. И
поллерживать старые пены торгового с0-
тлалнения 1946 года. хотя на междуна-
DOTHOM рынке кон’юнктура изменилась В
полъзу промышленных товаров.

На этот раз переговоры также затяну-
лись, но нам были направлены советские
товары аванеом и вата промьииленность,
в особенности текстильная  промышлен-
ность, была спасена от кризиса и про-
стоя.

— В этот ‘момент ко мне, — говорит
Христов, — снова пришел Жиберва. Он
одобрил наш куре и посоветовал быть бо-
лее твердыми и более неуетупчивыми. Он
сказал, что югославская торговая делега-
пия, которая в то время прибыла в Мо-
скву. занимает такую же позицию.

В разгар переговоров руководитель де-
легапии Божилов заболел. Тогда в Моек-
By снова прибыл Трайчо Костов и вновь
упорно продолжал защишать линию, ко-
торую до тех пор поддерживали мы: я,
Боню Петровский а Божилов, — линию
препятствий и срыва тортовых перегово-
ров между Болгарией и Советским Сою-
зом.

Трайчо Костов пожелал познакомиться
с югославским торговым советником Жи-
берной, и я познакомил их в одном из
номеров гостиницы «Напиональ».

В это время Трайчо Костов встречался
с находившимся в Москве  ютославеким
министром внешней торговли Петровичем,
который устроил в честь Трайчо ВБостова
обед, на котором присутствовал и Боню
Петровский, так как он находилея в тее-
ной связи с его ютославским коллегой,

помощником миниетра внешней торговли

Цырпобырни.

Позже Трайчо Костов был принят юго-
славским послом в Москве Владимиром
Поповичем. Поеле этих встреч мне пока-
залось, что Трайчо Востов очень упорно п
тверло проводит вражескую линию, ко-
торой мы придерживались во время пере-
говоров..

Ho ив 1947 голу, продолжает показа-
ния Христов, наши усилия He оправда-
лись. Торговое соглалцение. очень благо-
приятное для нашей страны, было заклю-
чено.

Прокурор Владимир Димчев: Но с боль-
шим опозланием.

Подсудимый борис Христов: Ла. торго-
вое соглашение было похнисано е запозда-
нием и. если бы Советский Союз снова ae
авансировал бы нае товарами. наша п0о-
мышленноеть осталась бы без еырья 1
это вызвало бы затруднения в нашем на.
родном хозяйетве.

Наша вразжеская работа в таком на-
правлении прололжалась и в 1948 голу.

Во время веления переговоров я снова
навестил Жиберну. которого снаблил ae-
обходимой информапией. Торговые перего-
воры по нашей вине опять затягавались.

В этот момент в Mocrsy прибыла бол-
тарекая правительственная делегация во
главе е премьер-министром Георгием Ди-

i

Допрос Бориса Христова
	УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 8 ДЕКАБРЯ
	Востова, направленную против напионалъь-
ных интересов Народной республики Боз-
гарии.

— В области финанеов. по указанию
Постова, — заявил Стефанов, — мвою
был совершен еше олин врелительекий
акт < помошью Цончева — управляюше-
ro Болгарекого народного банка. В 1947
году во время обмена старых банкнот бы-
ла установлена сложная и запутанная про-
нелура. что вызвало большое ведовольет-
во населения.

— Закон о бескассовых платежах был
построен также вредительеки се тем. 9что-
бы возбудить недовольство населения. Я
оставил страну без резерва банкнот, из-
за чего наше правительство испытывало
большие затруднения. Сильное недовозь-
ство населения вызвала также  нехватва
разменной монеты.

— При продаже золота Швейцарекому
банку. — продолжал Стефанов, — мною
был сознательно создан стимул для’ боль-
шего роста товарооборота © западными
странами, что шло вразрез с политикой
партий и правительства, стремивитихся 6
расширению торговли © Советским Союзом
и странами натодной демократии.

В 1947 году при продаже болгарской
пшенины Румынии Стефанов  потребоваз
от Румынии, чтобы она внесла в Швей-
парский банк залог в золоте. Это неблаго-
приятно отразилось на дружественности
отношений между двумя братекими рес-
публиками.

— Через Ангела Тимева, бывшего глав-
ного директора Государственной табачной
монополии. которого я завербовал в на-
my группу еказал Стефанов, —мы про-
вели рял вредительских актов в области
табачной промышленности.

— Трайчо Костов. — заявил  Стефз-
нов, — неоднократно говорил мне о том,
что в области внутренней торговли про-
водится широкая вредительская деятель-
ность, главным образом, в области снаб-
жения городского населения сельскохозяй-
ственными продуктами и сельского  на-
селения — промышленными товарами.
	— В области строительства, — пова-
зывает Стефанов, — вредительство осу-
шествлялось бывшим министром строи-
тельства и дорог Манолом Сакеларовым. В
октябре 1948 года я, Костов и Павлов
встретились с целью подвести итоги Ha-
шей подрывной деятельности. Мы  уста-
новили, что проникновение наших людей
в партию незначительно и что итоги на-
шей вредительской деятельности как В
хозяйственной, так и в политической об-
ластях недостаточны. При этом положе-
вип, сделал вывод Трайчо Востов, нужно
попытаться использовать для осуществле-
ния наших целей пятый с’езд Болгарской
компартии. Трайчо Востов пояснил, что
мы не можем выступить на 6’езде с ка-
кой-либо  собетвенной программой. Мы
могли бы использовать пятый с’езд пар-
тии, продолжал Востов, только имея На
своей стороне большинство делегатов. В
этом случае мы могли бы сделать еле-
дующее: выбрать свои руководящие орга-
ны с’езла, включить в повестку дня до-
клал Трайчо Востова, принять нужную
нам резолюцию и после этого сконцентри-
ровать наше внимание на создании пар-
тийного руководства, пригодного для 0су-
шествления наших целей. После этого мы
прибрали бы к своим рукам партию, co-
хранив ее старое наименование. Через два
года нашей уснешной работы мы смогли
бы созвать новый c’esa, Ha котором пря-
няли бы новую программу ий изменили бы
курс партии. Однако, заявил Трайчо Во-
стов. мы не имеем за собой большинства
пРлегатов и поэтому лолжны делать вил.
что подлерживаем политическую линию
Политбюро.
	— Векоре после этого на. пленуме Ц
партии последовало частичное разоблаче-
ние Трайчо Костова. а немного позже он
был арестован. Тогда я.— заявил Стефанов.
—прервал всякую связь с налптими сторон-
никами. Некоторое время спустя был аре-
стован ий AL

— Так. — сказал в заключение Сте-
фанов. — окончилась попытка заговора,
который подготовлялея в полном контак-
те с Тито и его ближайшими сотрудни-
ками при активной  помоши английской
развелки ий ее атентов у нас.
	Наши попытки противопоставить Болга-
рию Советскому Союзу и другим народ-
но-длемократическим странам провалились,
несмотря на все наши усилия и стара-
ния. В конечном результате, мы предста-
ли перед судом болгарского народа, чтобы
ответить за ваши преступления.
	развелки. Я согласилея давать полробные
сведения и впредь».

В 1942 голу Начев лал Славову сведе-
ния о балансе зерновых культур урожая
этого года.

В феврале 1943 года он был вызван В
начальнику политического отделения бол-
тарекой полиции Гешеву. который потре-
бовал от него сведений о его связях ©
коммунистами. Никола Начев обязалея ра-
ботать для полищии.

После 9 сентября 1944 года Никола На-
чев работал в министерстве земледелия, &
затем в экономичееком отлеле Центрально-
то комитета болгарекой рабочей партии
(коммунистов). руковолимом тогда Петко
Куниным.

Весной 1945 гола. заявил Начев, Ви-
илл Славов посетил меня в ЦВ и сказал,
что своим назначением в ПВ я обязан
Трайчо Костову. При этом Кирил» Славов
потребовал от меня личной ветречи < В-
«товым. Эта встреча состоялась. сказал
Начев. и я был поражен пружескими от-
номениями между Кириллом Славовым 4
Воетовым.

В апреле 1946 года Вюстов поручил На-
чеву сообщить Кириллу  Славову 0 TOM.
что шансы на сотлашение между земле-
чельческим союзом Николы  Петкова И
Волгатекой рабочей партией (коммунистов)
все более уменьшаются.

В этом же голу Кирилл Славов тотре-
бовал от Начева сведений об урожае е?-
новых культур. Начев выполнил эте тре-
бование. То же самое произошло и в 1947

А; Потаповский

_ СОФИЯ, 8 лекабря. (ТАСС). Сегодня вз.
утреннем засгелавий сула по хелу Трайчо.
Reeroga й его сообщников продолжался.
хопрое полеутимого Ивана Стефанова, ко-
торый потробво рассказал о своих ветре-
Чах с руковолителями ютославекой фаши-
сетевой клики Тито. Во воемя этих встреч
полсухимый. по поручению Трайчо Косто-
ва. перелаваз югославам локлалы © позо-
жений в Болгарив и получал от них е0-
ответетвуюшщие инструвлии.

— Так, в июне 1946 гола, — заявил
Стефанов, — во время моего пребывания
в Белграле, связанного е урегулированием
межлу чвумя правительствами некоторых
вопросов. я встретился с Карлелем. Bo
время нашего разговора Карлель сказал
мне, что югославские руководители начи-
нают политику ухулшения отношений ©
Советским Союзом. Вторая моя ветреча ¢
Карлелем состоялась во время  болгаро-
югославских переговоров в Бледе «Юго-
елавия). По поручению Трайчо Костова я
доложил Карлелю о том, как наша групна
практически выполняла указания Тито if
его сподвижников. Карлель заявил мче,
что в Югославии, по указанию Тито, раз-
вертывается пропаганла против Советево-
то Союза. Советекий Союз изображается
как враг югославских интересов, стремя-
шийся превратить Югославию в свой эк»-
вомический прилаток. Барлель мне сказал,
— прололжаз Стефанов, — что Георгий
Димитров и другие руковолители должны
быть отстранены от руководства партией
и госуларством лаже путем их физиче-
ского уничтожения.

— Во время этой встречи, — продоя-
жал Стефанов. — мы условились, что В
Болгарию будет назначен послом Югосла-
вии «леятельный Ципмил», который уже
проявил себя в Венгрии.

Во время посешения Болгарии югослав-
екой  правительственной делегацией в
1947 голу в парке Евкеиногралского хвор-
па состоялась встреча между Стефановым
и Лжиласом.

— Лжилае потребовал от нас, — зая-
вил Стефанов. — чтобы мы вербовали в
свою организацию военнослужащих. Трай-
зо Костов. которому я доложил о требова-
ние Лжиласа. заявил мне, что им уже
завербованы Петр Вранчев — начальник
военной разведки. и Лев Главинчев—по-
мошнив начальника штаба пограничных
частей.

— В марте 1948 года, — показал да-
лев Стефанов, — я был приглашен 64
ужин в Ципмилу. После ужина мы уеди-
нилисъ. и он мне сказал. что в Белграле
работают очень интенсивно и спешат с
подготовкой зюлей и планов по оказанию
помоши. которую обешал вам Тито. Тито
лично следил за выполнением этих пла-
нов. осуществление которых было возло-
жено на Ранковича.

В своих дальнейших показаниях Cre-
фанов рассказал. что хля расширения вре-
лительской леятельности им были завер-
бованы Никола Haves a Георгий Петров.
Как показал sagee полсулимый. Георгий
Петров неолнократно проявлял враждеб-
вость в Советскому Союзу. «Я понял, `—
сказал Стефанов. — что его можно апри-
влечь 5 врелительской деятельности, что
было и осуществлено. С его помошью я
проволил врелительские действия в мини-
стерстве финансов».

Вредительская деятельноеть в министер-
стве финансов, Которую проводил Стефа-
нов в течение 3 лет, заключалась, глав-
вым образом. в замораживании кредитов
ha капитальное строительство. Возможно-
CTH для накопления средств для стров-
тельства не изыскивались B He исполь-
зовались. расходы же неуклонно росли.

Другим крупным врелительским актом
	было умышленное замелление составлевия
елиного государственного бюджета, кото-
рый был так необходим при ведении пла-
нового хозяйства. В бюлжет 1948 года ве
были включены бюлжеты Института 09-
ппального обеспечения, Болгарского Врас-
ного Креста и другие. Врелительские хей-
ствия имели место и в сборе подоходных
налогов. СОтсутствовал контроль за обло-
жением кулапких элементов.

В ответ на вопрое аредселателя суда,
увеломлял ли Стефанов Трайчо Костова 0
своих врелительских действиях, последний
ответил утвердительно.
	Налоги © общих AOXOXOB. по признанию
	Стефанова, взимались неправильно для
того. чтобы вызвать недовольство  трудя-
шихеа.
	Продолжая свои призяания 0 проведев-
ной под его руковолетвом  вредительской
деятельности в Финансовой и хозяйствев-
ной областях. Стефавов полностью изобли-
чил предательскую деятельность Трайчо
	СОФИЯ. 8 лекабря. (ТАСС). После до-
проса Ивана Стефанова суд перешел Е
допросу подсудимого Николы Начева. быв-
его заместителя председателя Государ-
ственного комитета по экономическим И
финансовым вопросам при совете МИНИ-
CTDUB.

«Я — заявил Вачев. — полностью
признаю свою вражескую деятельность, с0-
вершенную мною по отношению к роди-
не в болгарскому народу. В евоих покз-
заниях нз предварительном следствии Я
попюбно описал все, что совершил. уча-
ствуя в преступном заговоре против На-
ролной оеспубливки Болгарии.

Я. оолилея в семье коестьянина-серелня-
ка. по профессии агроном. В 1932 году 4
стал членом рабочей партий (коммуни-
гтов). В 1933 году. поеле полузевия выс-
его образования 8 € помемью моего
тестя Спаса Задгорскего поступил аа ра-
боту к крупвому промышленнику Кирил-
лу Славову сблизился с чим и его гре-
лой Мой тесть Спае Залгорсвий был троп-
BACTOM> .

сенью 1941 гола Кирилл Славов п9-
требовал у Николы Начева сведений 06
урожае зерновых культур. Начев собрал
эти свеления в мивистеретве землелелия.
rie ов работал в то втемя. и перелал их
Кириллу Славову. получив 38 это 50 ты-
CHU TORO.

«Эта крупная сумма. — заявиз Haves,
— соблазнила меня. несмотря ва то. что
ог Кирилла Слазова мне было известно.
что свеления собиралиеь для английской

Допрос Николы Пачева
	митровым. Он предпринял вое меры, бла-
годаря которым торговые переговоры были
завершены очень быстро и весьма благо-
приятно для нашей страны. 1 апреля
1948 года в Москве было подписано тор-
говое соглашение на 1948 год. Нарялу «
другими сотлашениями. регулирующими
экономические и торговые отношения меж-
ху Болгарией и Советским Союзом. согла-
шение на 1948 год явилось широкой 6a-
зсй лля восстановления и лальнеишего раз-
внтия болгарского народного хозяйства.

— Жиберна. навешая меня тогда, Ne
ворил. — показывает Христов, — чю
Югославия надеется получить более деше-
вую и лучшую помощь со стороны аме-
риканнев и англичан.

После от’езда нашей торговой делетации
я © Виктором Жиберной встречалея летоу
1948 гола. котла была опубликована резо-
люпия Информбюро компартий © положе-
нии в югославской коммунистической пар-
тии. Виктор Жиберна передал мне тогда
доклалы Тито Кидрича —— председателя
плановой комиссии Югославии. Я владею
‘сербским языком и прочел ofa эти докла-
да. На меня они произвели плохое впе-
чатление. В них было какое-то несоотве?-
ствие. какая-то неувязка между тем, что
писал Тито в своем докладе, и тем, FM B
лействительности происходило в Югославия,
В своем локладе Тито говорил © тесных
связях между Югославией и Советевих
Союзом, & в то же время Тито и ютослаз-
ское правительство и все их органы рвазя
эти связи. В своем докладе Тито говорил
о классовой борьбе в Югославни и 060ен-
но о борьбе е кулаками. а на практике,
как это уже было известно веему свету;
кулаки стали опорой титовекой власти.

В 1949 году наша делегация подписах
торговое соглашение © СССР, по которому
товарооборот между обеими странами был
увеличен по сравнению © прошлым годох
на 20 пронентов.

После от’езла лелегации меня опять нб*
вестил Виктор Жиберна. Он сказал. что
Югославия решительно пошла no Путя
разрыва < Советским Союзом и что Болга-
PEA Tome лолжна птти по этому пути.

В марте 1949 гола, сказал затем пох
судимый Борие Христов, я был вызван ва
доклад в Софию. По прибытии я связал-
ся по телефону © Трайчо Костовым. (a
пригласил меня к себе на тачу в Вняже-
во. При встрече Трайчо  Востов был в
полавленном, мрачном настроения. (в рас-
сказал мне, что Политбюро ИВ БЕЙ из
вестны все его преступления.

Заканчивая свои показания, подеудиз
мый Борие Христов призналея в Том, что
он был вовлечен в шиионскую и враже-
скую группу врагом болтарекого народа
Трайчо Костовым. что действовал хля пол-
рыва нормальных отношений между Бол-
тарлей и Советеким Союзом и по поручее
нию Трайчо Костова снабжал пиионски
‘  ми сведениями работников  югославекою

посольства в Москве.

(Продолжение следует)
		ПРИЕМ А. А. ГРОМЫНО
ТУРЕЦНОГО ПОСЛА
г. М ГЕКЕРА
	 8  лекабря Заместитель  Миниетра
Иностранных Лел СССР А. А. Громыко
принял Чрезвычайного и Полномочного
Посла Турецкой Республики г. М. Гекера
в связи е предстоящим вручением им ве-
рительных грамот Прелеелателю Презилиу.
ма Верховного Совета СССР.
. (ТАСС).
	В КОНЦЕ
НОМЕРА
	% HA РАСКОПКАХ НОВОЙ’ НИСЫ.
Третий год изучаются остатки некрополя
парфянской знати на городище Новая Ни-
са. Недавно археологическая экспедиция
Туркменского филиала Академии наук
СССР вскрыла новую парфянскую погре-
бальную камеру. Стены ее покрыты крас-
ной штукатуркой, а пол выложен крупны-
ми сырцовыми кирпичами. Среди сохранив-
шихся предметов погребального инвентаря
найдены фрагмент меча в деревянных
ножнах, кинжал с крестовидной рукоят-
кой, несколько золотых трилистников (мо-
жет быть от венка); две массивных золо-
тых застежки, трехгранная железная стре-
ла. Профессор Массон относит эти погре
бения ко второму и началу третьего веков
нашей эры. Самой ценной в научном отно-
шении находкой является почти полностью
сохранивнйся череп. Это первая наход-
ка в Средней Азии, которая положит на-
чало изучению антропогенеза парфян
(«Туркменская искра», г. Ашхабад).

% OJIOBAHHbIA KAMEHD. В Геоло-
гический музей Академии наук Казахской
ССР старший научный сотрудник Г. Щер-
ба доставил уникальный образец — кри-
сталл минерала, из которого выплавляется
олово. Длина этого оловянного камня —
22 сантиметра, вес — 8,5 килограмма. По-
добные образцы исключительно редки 1
представляют большую ваучную и музей-
ную пенность. Если судить по известной
литературе, то найденный кристалл являет“
ся одним из самых крупных, если не са-
мым крупным в мире («Казахстанская
правда», г. Алма-Ата)
	*® ДО 1952 ГОДА. Тбилисский шампая“
ский завод закончил закладку шампанско-
го на выдержку. 1.340.000 бутылок уложе-
ны ровными штабелями в специальном по-
мещении, где будут храниться до 1952
года. Недавно завод стал выпускать для
продажи трехлетнее тампанское («Заря
Востока»; г. Тбилиси).

\ ПЕРВЫЕ ТРОФЕИ OXOTHHKOB.
В первые же дни зимнего сезона  ленин-
градские охотники могут похвалиться 60-
гатой добычей. П. Никитин убил 18 зайнев
в Сосновском районе. Шофер автобусного
парка П. Александров, также охотивией-
ся на Карельском перешейке, вернулся ©
20 убитыми зайцами. Ленинградцы выез-
жают охотиться на тетеревов в Гатчин-
ское, Мгинское и другие угодья. Работник
Василеостровского промкомбината Ф. Рач-
ковский охотился на тетеревов вместе ©
дочерью Ниной. Вылазка за горол прошла
удачно — отец и дочь привезли домой
16 птиц («Вечерний Ленинград»).

5000-00-06 6-6-6-0-0-6-0666606 6660 O+,

Ответственный редактор
	Г А МЕЦТЕРЯКОВ.

или коммутатор К 4-05-65, доб, 1-64,
	5-65, доб. 42. Отдел об’явлений -- К 4-13-45
	(Чистые пруды). Телефонь — секретариата к 5-20-53 _ Справки — К 3-05-65, д

$. Издательство — К 4-0
	Типография изд-ва «Московский большевик». Чистые пруды, 8.
	АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬ