ПРА
				1349 ¢., Ne 10 (11117)

„ПО СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ
	И копировально-фрезерного ‚станка.
Завод имени Орджоникидзе ‘выпустит ряд
различных . агрегатных станков. имеющих
полуавтоматический рабочий цикл.
	Несколько новых моделей выбоконроиз-
водительных станков даст завод. «Красный
пролетарий». На нем же в. 1949 году начи-
нается серийное производство . токарных
универсальных станков с ‘автоматическим
прибором управления конструкции изобре-
тателя тов. Кауфмана.

На Горьковском станкозаводе будот осва-
иваться производство трех типов фрезерных
станков а вонструкции — вер-
тикзльного, горибонтального и универсаль-
ного. Два опытных образца — универсаль-
ного ий горизонтального станков — уже по-
строены. Скорость фрезерования на них
поднята до 600 метров в минуту.
	Выпуск крупных зубообрабатывающих
станков высокой точности осваивает Коло-
менекий завод тяжелых станков. Опытный
образец станка готов. На этом же за-
воде. организуется производетво: универеаль-
Horo 2-метрового- карусельного станка. От-
личительные его черты — большая мош-
ность, = быстроходность, — автоматизация
	Межкопхозные электростанции
в Молотовской области
МОЛОТОВ, 9. (Корр. «Правды»). ‚ Возле
Лысьвы, на реке Сая; три колхоза совместно
строят гидроэлектростанцию.  Сооружена
плотина, возводится здание станции. Весной
в домах колхозников  затгорятся ‘сотни
электрических лампочек.
Колхозы Западного Урала переходят к
совместному строительству больших гихро-
электростанций. В ближайшие два гола в
	области будет сооружено 25 межколхозных.
гг
	Станкостроительные заводы в минувшем
году выпустили больнюе количество стан-
Ков новейших моделей. Так были спроекти-
рованы. и пострэены универсальные станки
«выше 100 типов. Заводы изготовили много
вывокопроизволительных автоматов и полу-
автоматов, специальных и агрегатных стан-
ков новой конструкции. -

Новинкой является токарный станок
«ВЁ» — высшего класса, созданный на мо-
сковском заводе «Красный пролетарий».
Он предназначен для скоростной обработки
металла, снабжен  электрокопировальным
устройством.

‚ Шестаншиндельный универсальный прут-
БоБый автомат выпустил Московский завод
нмени Орджоникидзе. Его конструкция пред-
усматривает работу на высоких скоростях.

В 1948 году был изготовлен ряд автома-
тических линий для автомобильных заво-
дов. Среди них — станочная линия для 0б-
работки блока мотора на Ярославеком заво-
де. Она имеет 351 шпиндель и способна
обрабатывать 20 блоков мотора в час.

В нынешнем году станкоётроители дадут
различным отраслям промышленности еще
больше станков новых моделей, чем в 1948
году. На заводе имени Свердлова в Ленин-
граде  организуетея производство ›; нерво-
	Первый цельнометаллическийя
лесовоз Тюменской судоверфи
ТЮМЕНЬ, 9. (По телефону). Вчера на

Тюменской судоверфи бригада мастера
тов. Науменко закончила сварку цельно-
металлического корпуса первого лесовоза,
предназначенного для перевозки древесины
по Иртышу и Оби. .

В разгаре— строительство еще пяти таких
же лесовозов. К весне они будут готовы г
рейсам.

Doss год на Тюменской судоверфи от-
	мечен окончанием постройки трех мощных
	буксирных пароходов.
	Станки 1949 года
	нерво- , управления.
	ПЕЧАТИ
	=. .“Аарьков научный—.
НРК ‘индустриальному»:
	Предприятия Харькова дают паредному  участники ее прех’являли друг другу свой

5 и а a
	Хозяйству страны
	самую разнообразную   нретензии, намёчали конкретные темы: ра-
	Так, заместитель директора инженерно-
	ФЕ ЛЬЕТО
	ринит

Необыкновет

Сошлиеь человек двадцать — мужчины и
дамы, н пиршеетво началось. Мужчины
	ПЬЮТ Водку и коньяк, & У дам — чай, до-
машний торт и конфеты. Конбеты — как
	овенная. история
	вовых и еловых гущин: воровато-луЕаво поч
глядывали белки, ав depaorax снали мед»
веди:

Но’ это было давно. Taw и там заспали
	продукцию: тракторы, паровые турбины   бот. делились опытом.
	высокого давления, генераторы, `электроемо-
	торы, локомотивы, шахтные электровозы,   экономического института тов. Барац сооб-
молотилки, станки, горное оборудование,   щил, что институт выделил постоянную
товары широкого потребления и т. х. Тру-   брагаду для улучшения организации произ-
хижиега Хатькойа Henpecranno понра ния вост а ее.
	темпы произведства, улучшают качество заводу «Механолит»’ внедрить хозрасчет B

eres oe Ww a Wheel 5
	продукции, совершенствуют технологию.

Задачи дальнейшего технического про-
грееса промышленности, досрочного выпол-
нения послевоенной пятилетки требуют
укрепления творческого ‘содружества уче-
ных и производственников, самого тесного
союза науки и. производства. Харьков —
крупнейший научный центр, имеющий
28 вузов и 42 научно-исследовательских
института и учреждения. Областная газета
«Красное знамя» проявила хорошую ини-
циативу, развернув на своих страницах
кампанию за усиление связи институтов с
промьниленностью города и облаети.
	Началась эта кампания с опубликования
письма коллектива научных работников
Харьковского инженерно-экономического ин-
	цехах. Участник совещания главный инже-
нер завода «Свет шахтера» тов. Куликов
обратился к научным работникам Харькова
с просьбой помочь найти заменитель дорого-
стоящего сплава для покрытия шахтерских
ламп. Член-корреспондент Академии наук
УССР профессор И. И. Стрелков тут. же
вызвалея помочь‘ заводу в э10м деле.
Тов. Стрелков, ссылаясь на имеющийся
опыт, высказывалея за созыв! об единенных.
заседаний ученых советов институтов со-
вместно со стахановцами. Е
Страница газеты «Врасное знамя» чи:
таетея с большим интересом. Ее материалы
обобщены в передовой статье этого же но-
мера. И
В следующих номерах газета приводит
	Бонфеты: «раковая шейка», «карамель»;   электрические огни, ‘по пиироким лесным
«снежинка», но они перемешаны, И х0зяй-   лорогам мчатся грузовые, легковые маши
ва, полная, несколько рыхловатая -хама;   ны, идут длинные обозы $ пшеницей, шер=
	‚уредаагая те ковфеты гостям, говорит так:

— Возьмите себе; пожалуйета; прю-
дассё. .

Она сильно картавит и, как. сказали бы
в деревне, свиристит, то-есть усиливзет
шипящие звуки, но это не от природного
несовершенства, а от ощущения своего пре-
восходства, первенствующего ‘положения
среди дам. И когда она произносит «прю-
Дассб», то кажетея, что в горле у неё шу-
мит небольшой пропеллер.

Дамы пьют чай и с завистью, то еле уло-
вимой, то пронзительной, поглядывают на
новую мебель, зеркала, на дверь, за кото-
рой расположен отличный кабинет хозяина.
Ha другую дверь, за которой — спальня...
Беке мой, шесть комнат. и каких!
	A среди мужчин выделяется проку-
рор. Выделяется он не осанкой, не приче-
ской и He жилетом, а смятенным, даже
страдальческим выражением лица. Нынче
он опять получил несколько запросов из
окрестных колхозов. Это вот какие запросы:
Ha той, мол, неделе наш колхоз отгрузил
дл@ питания райработников столько-то
центнеров масла, столько-то муки пшенич-
ной, бараньих туш и куриных яиц, а нын-
че — новое требование: неотлагательно до-
ставить в Зеренду кур, муку, молодых ба-
рашков..: Когда же этому конец, товарищ
прокурор? Мы уж и так перерезали кури-
ную ферму, забили всех гусей, затронули
плановое поголовье овеп. И как-то оно не-
понятно, товарищ прокурор: мы вам ‘всё
пишем и пишем, уже второй год пишем, авы
словно бы и не читаете наших жалоб...
	Но не эти запросы тревожат прокх-
	  рора. 0 том, что зерендинский секретарь
	райкома Борисовский и заведующий район-
ным сельекохозяйетвенным отделом Мен-
дыбаев  обогашаются за счет колхозов,
знали в обкоме партий давным-хавно.
	А с недавнего времени в районный центр
стали поступать запросы и иного рода.
Дескать, наш колхоз купил. пять тысяч вир-
пичей, добрые сосновые срубы, cTeRIO, Tec,
хотел стройть детские ясли, починить wa6y-
читальню, расширить конюшню и овчарник.
	  Но секретарь райкома Борисозекий paccy-
	дид иначе: «Яели?.. Читальня?.. А ну-ка,
давайте не своевольничать: гоните все
стройматериалы в Зеренду из. народную
стройку».

Соседний колхоз тоже задумал ‘было
строиться и тоже приобрёл кирпичи, бревна,
тёес, кровельное желем. ‘Но Борисовский,
узнав про то, скомандовал: «Все стройма-
териалы-—в Зеренду на народную стройку!»

Й вот в Зеренде «развернулась народная
стройка»: колхозные мастера соорудили из
колхозных бревен и кирпичей отменный, в
итесть светлых и просторных комнат, ocob-
нак. Обошелся он колхозам в большую копе-
очку, и теперь артельные правления доеа-
дают районным организациям запросами:
возместят ли им убытки или не возместят?

Но плевать и на эти запрогы, Обком пар-
тви давно и обстоятельнейше, извещен, на
чьи средства и чьим трудом построен, для
секретаря райкома Борисовского пышный
особнячок.
_ Мет, не этими жалобами и запросами
растревожен о прокурор.  Растревожен он
«дебошем в лесу». Ах, до чего ж опромет-
чивы товарищи Борисовокий и Мендыбаев!.
Ведь вог уж это-то дело вполне может дойти
до Алма-Аты и -—. Бак знать — даже до
Москвы. Й тогда...”

Когда-то в зерендинском лесу без числа
было тетеревов. глухарей. зайцев, из coc-

стью, тканями, стеклом, книгами... Бо из=
бушках лесных об’ездчиков звучит parvo.
А мелведям и тетеревам ог олектроогней, oP
моторов, ‘от радио — только одно `6еспо=.
койство, они переселились в тихие дренуя
чие места, и зерендинский лес оскудел ‘звез
рем и дикой птицей. Е

Однако минувитим летом колхозные в03=
чики, едучи в Зеренду, нежданно повотре-
чали в`этом лесу очень крупную, мохнатую
и, казалось, уже давно вымертую в named
стране дичь. ;

‚ Они, возчики, неспешно шагали за свои
ми полволами и толковали мех собой 0 том
H o.céu. Вдруг увидели: возле сосновых за-
рослей возникли две разлохиаченные, вееъ-
ма страшенные фигуры. Покачиваясь, они
вовпаленно озирали окрестность и испуска-
ли такие рыкя, что даже лошали и
п, изумивигись, приветали.

Несколько. оправившиеь, мохнатые суще-
ства’ бросились за кем-то в погоню. Вскоре
за кустами началея пьяный дебош.
	Возчики сердито закричали на лошадей.
0боз тронулся. Кто-то промолвил; \
	— Эка, до чего насосались: ни образа, _
ни подобия.

‚ -— Обойди вею область, такого не най-
дешь.

— Чего там область. Весь Союз обойдиа
Везде люди, везде всё по-хорошему, а у нас...

— В Кокчетав’ надо писать:

— А не писали разве! Чего ни напиз
шешь, область опять в район присылает.
Есть кто-то у них — брат-сват, первый за-
ступни... Нет, надо в Алма-Ату писать...

Вот это-то дело и растревожило про“
курора... Он сидит у стола, пьет коньяк и
всё мрачнеет, мрачнеет: «А ведь дойдет,
непременно дойдет это дело до Алма-Аты,
и тогда раскроется всё; и,барашки, и гуси,
и овчины, и реквизированные колхозные
кирпичи, срубы... Й скажут: «А подать
сюда Дянкина-Тяпкина...».., —
	И в самом деле дошлю. В одном из номе-
ров. «Казахетанокой правды» мы читаем
речь секретаря ЦЕ КП(б) Базахстана ов.
Шаяхметова: >

—- Тт; Бупаев, Сарсенов и другие. чле-
ны бюро Вокчетавского обкома партии _ не-.
однократно получали сигналы © непартий-
ном поведении Борисовското... Однако обком
партии своевременно не принял мер... В-ре-
зультате‘ бюро обкома вынуждено было
снять Борисовского с работы и исключать
из партии...
	Так! Очень интересно знать, что-то т6-
перь поделывают, каки где живут) люди,
годами расхищавшие” артельное ‚имущество;
наглейним образом‘ попиравшие артельный
устав и все советские законы и под конец
докативтиеся до уголовщины. Le

Как живут, где живут? А вот читайте
письма из Кокчетава. Тепло живут, расчу-
десно живут! Борисовский восстановлен в
партии, начальствует над областной строи-
тельной конторой, а Мендыбаев даже «полу-
чит повышение»: он возглавляет один из
отделов областного сельскохозяйственного
управления.

. Возники-то, стало быть, не ошиблись:
у Борисовского и Мендыбаева в самом деле.
есть. «брат-еват, первый заступник».

Знают ли про это в Алма-Ате?

А. КОЛОСОВ.
	С глубоким чувством рассказывает, он-вои=
ham о Сталине и кончает свою речь сло=
вами: «Каждый понимает товарища Сталина
сообразно своей ‘жизни. В своей жизни
применяет, к своей профессии...»

Рядом е Сергеем   Дагуновым растут его
друзья=—Виктор Нехода, Яков Волынский,
Александр Pexyros, Дульник, Кариотти,
девушки Люся и Анюта. В этих образ
зах писателю удалось перелать живые чер-
ты нашей тероической молодежи:

В романё правдиво показаны также. соч
ветские люди ‘старшего ‘поколения, под
идейным и’ практическим: руководством ко-
торых. воспитывается: наша молодежь. Та=
вовы ОФагунов-отеп, председатель рыбачь-
его колхоза, а потом командир партизан-
екого. отряда: Лелюков, полБовник Градов.

Глубока вера тероев романа в торжество
идей коммунизма. Сражаясь е фашистами,
они уже видят завтрашний день.

«Внерёл, чтобы скорей притти к труду;
чтобы скорее’ сбросить  маскяровочную
одежду, чтобы вытряхнуть из кармана па-
троны, чтобы омыть, омыть руки! Чтобы
омытыми руками принести солнце Родине;
Пусть ‘вечно нам’ светит!»

Но он помнят. что завовванное нужно
оберегать. И тлавный герой -— Сергей Ла-
гунов — избирает профессию ‘воина =
жизненно. Читатель расстается с ним на
пороге Военной академии имени Фрунзе.
	>; * &

Талантливое произведение _ Первенцева
He свободно, ‹ однако, от. недостатков.
части, ‚ романа главный

в своем

В последней
герой явно останавливается
	росте и превращается, в. сущности из. дей+
ствующего лица в простого. рассказчика,
Следы. недоработки заметны в. изображении
некоторых представителей старшего. поко-
ления, особенно это, относится к образам
генерала Шувалова. и  политработниха
Стронского. Роман только. выиграет, если ive
него булут убраны ошибочные рассуждения
Шувалова о Пугачеве п последующее «рае’-
яснение»  Стронского, а сами эти. образы
обретут большую, определенность. Хочетея
посоветовать автору при подготовке отдель-
вого издания романа устранить эти недо-
статки.

Аркадий Первенцев: посвятил свой роман
героическому комсомолу. В романе дана ху-
дожественная биография славного поколения
социализма, показан героический характер
молодежи сталинской эпохи.

М. КУЗНЕНОВ.
	ститута Ko всем научным ‘работникам вузов
и исследовательских учреждений. Это было
9 овтября иропелого года. Авторы письма
призывали ученых
«широко открыть двери лабораторий. для
. практиков, самим пойти в цехи, находить
‚ резервы повышения производительности
‚ труда и снижения себестоимости.
‚ Харьков вузовский, научный, — писали
` они,— должен помочь Харькову индустри-
альному!»

Через несколько дней, 12 октября, ре-
давция выстунила с передовой статьей, pe-
комендовавшей всей научной общественно-
сти поддержать призыв коллектива инже-
нерно-экономического института.

Инициатива газеты была встречена с

большим нод’емом. В кампанию включился:

обком профсоюза работников` высшей шко-
UE W ASVUNUY хоаразтлери@ На плаисма ВЯ _

все новые и новые примеры участия, науч-
НЫХ работников в производетвенной дея-

‚тельности заводов. Директор филиала Укра-

инекого научно-исследовательского  инсти-
тута строительных материалов тов: Беденро
рассказывает, как институт распространял
опыт мастера обжига Федора Чернухн и
мастера формовки Тригория Жишкнна. Га-
зета сообщает, как работники механико=
машиностроительного института помои
тракторному, турбогенераторному и заводу
транспортного ‘машиностроения улучшить
технологию литья, внедрить методы скорост-
ного фрезерования. Разработанный этим ин-
ститутом для Харьковского травторного за-
вода тип новой гусеницы значительно повы-
шает срок ее службы.

В. канун нового года газета выступила с
третьей передовой статьей на тему о помо-
пи ученых промышленноети. Редакция. 0co-
бо обращает  злесь внимание партяйяных
	лы и научных учреждений. На пленуме -05-
кома обсуждался поднятый газетой вопрос.
Ноддержал ее и Харьковский тородекой ко-
митет партии, созвав в связи с этим сове-
щание директоров и секретарей парторга-
низаций харьковевих вузов. С
	Начали поступать отклики научных орга-
низаций и заводов. В газете появилась по-
етоянная рубрика: «Харьков научный —
Харькову инлустриальному». Вот уже тра
месяца, как эта рубрика систематически
фигурирует над материалами, посвященными
начатой кампании. На протяжении этих ме-
сяцез «Врасное знамя» систематически
публикует статьи и корреспонденции,  по-
нуляризирующие различные формы и ме-
теды помощи институтов заводам.
	Газета не ограничивается публякованяем
статей в корреспонденций. Она подкрепляет
свою пренаганду организационной работой.
В ноябре редакция газеты провела встречу
ученых н производственников. В редакцию
пришли ученые, директора вузов, главные
инженеры, начальники цехов— более 70 че-
ловек. Каз. вихне из специальной, страницы,
составленной по выступлениям на встрече,
	организаций ‚ Научно-исследовательских ин-
	ститутов на необходимость
«основательно. разбираться в тематике на-
Учной работы, не допускать ее отрыва от
практики, добиваться планомерного вне.
дрения новой техники в производство».

Большое и нужное дело начала газета
«Красное знамя». Редакция правильно
учаа, что дело: это не носит скоропреходя-
mero характера, что, только длительное,
неослабное внимание к взятой теме может
обеспечить действенность кампании.
	Следует ляшь пожалеть, что редакция
почти не выступает. с критическими стать-
	ями. Было бы полезно подвергнуть критике
	те институты, научная. тематика которых
бесплодна, оторвана от жизни и Задач на-
птего ‹ строительства. Газета должна крити-
ковать также и таких нроизводственников,
которые боятся нового, предпочитают итти
по проторенной дорожке, не прислуиивают-
ся к голосу науки. :

Редакции следует больше разнообразять
газетные жанры: давать очерки, фельетоны,
научные: статья: обзоры институтевих п
SABOICENX Pager.
	НОВАЯ ШАХТА УВЕЛИЧИВАЕТ ДОБЫЧУ УГЛЯ
	ТУЛА, 9. (Па телефону). На днях вету-
нила в строй новая шахта № 11-Щекин-
ская. Новое предприятие оснащено ком-
байнами, врубовыми машинами, углено-
грузчиками, электровозами.
	гоустроенный поселок. Все квартиры в до-
мах шахтеров оборудованы ваннами, снаб-
жаютея горячей водой.

Шахта се каждым хнем увеличивает ло-
	Вблизи шахты расположен большой бла-   бычу угла, перевыполняет план.
	ВЫБОРЫ НАРОДНЫХ СУДОВ
	Вчера в семи краях, областях и Башкир-   лей. Организованно прошли выборы народ-
	ской автономной республике Российской
Федерации, а также в ряде городов и уез-
хов Литовской СЕР состоялись выборы на-
родных судов.

Корреспонденты «Правды» сообщают о
дружной явкё трудящихся на пункты для
голосования, где баллотировались кандида-
ты сталинского блока воммунистов и 0ес-
партийных.

В Астраханской области к 4 часам. дня
проголосовало 92 процента всех избирате-
	<> Октябрьский сахарный, завод. (Карлов-
ский район, Полтавской области)  построен
на месте разрушенного немецкими оккупан-
тами.

<> Передовым районом в дорожном строи-
тельстве в Удмуртии признан Алнашский
район. Ему вручено переходящее Красное
знамя Сдзета Министров Удмуртской АССР.

<> Сдёна в эксплоатацию шахта № 18
на руднике имени Ворошилова (Марганец,
Днепропетровской области). В первый же
день горняки перевыполнили суточное зада-
ние.

<> Строительство парка культуры и отды-
ха началось в шахтерском поселке Шураб,
Ленинабадской области (Таджикистан). На
площади в 6 гектаров посажены деревья, со-
оружаются клуб и кинотеатр, спортивная
площадка.

<> Рыболовецкий флот Карелии после
окончания войны пополнился больитим коли-

OOO VW»
	ром первой части романа. Воестьяве BRANT
	в тракторе реальную; зримую поддержку
государства в переустройстве на новый зал
всей их жизни. Сергей остро ощущает, как
й на него переносится какая-то частица от-
цовской славы, То, что предеказывал
отец, — торжество нового строя, загалочное
для мальчнка понятае «келхоз» становат-
ся на его глазах жизненным фактом.

Нет для семьи Лагуновых, как и для
всего нашего народа, антагонистической
проблемы «отцов и детей»; ибо старшее по-
жоление — это товарищи и руководители в
совместной борьбе за построение коммуниз-
ид. У старшего ‘поколения’ учатся наши
	юноши болыпевистокой стойкости. муже
	ству в. преололений ‘трудностей,  перенама-
ют высокий дух коммунистической идей
HOCTH.

Лагунов-отен, большевик: бывший пар-
тизан, участник героической. обороны. Цз-
рицына, говорит сыну:

— Раньше, ne отвоюй мы па брове-
поездах. и в пехоте, впрягла бы тебя в
твоем положении жизнь в непроходимую
крестьянскую работу, Крутил бы ты быкам
хвосты с первого понямания чира, и ладно
бы, если своим. быкам. А теперь ебщество
избавляет тебя от забот в детстве и. требует
от тебя самого главного — учиться. Ёниги
написаны для тебя умными людьми, и вот
возьми от этих книг всё...

А почему ты избавлен в детстве от ‘не-
посильного труда? Потому, что есть совет-
ская власть, которой глупые люди не нуж-
ны. He нужны люди-неучи. Советская
власть изготовила и дала крестьянам ма-
шины, высвободила людей, ‚организовала их
совместную работу) что выгодней, легче...
Вот что ценить нало!

Сергей получает уже с юных лет боль-
шевистскую закалку, усвайвает незыбле-
мые коммунистические правила поведения
в жизни. Как завороженный, of слу-
шает рассказы GO гражданской войне, 0
борьбе, в которой было завоевано. ему пра-
во на счастливую жизнь, неон и сам свя-
детель ив какой-то мере участник новой
борьбы —с кулаками, реальными и EF,
Сергея, врагами, ибо это оши хотели‘ убить
его отца. Нагляхным примером большевиет-
ского мужества служат для него в эти голы
	ных судов в Смоленской области. № 6 часам
вечер» ‘число ‘проголосовавших  добтагло
	98,5 процента всех избирателей.
	Вак только начали работу избирательные
пункты’ в’ Нурске, их заполнили тысячи
трудящихся, явившихся выполнить свой
гражданский долг, С такой же активностью:
прошли выборы народных судов и в селах
Курекой области. В Ясеновском районе, на-
пример, уже к полудню проголосовали
92 процента избирателей.
	чеством. новых судов. В этом году будет по-
строено еще 190 судов. .

<> Сельские смотры театральной самодея-
тельности закончились в Новосибирской об-
ласти.

<>. Восстановлен мощный кирпичный завод,
№ 22 в Бресте. Пущен новый черепичный
цех.

<> Дноуглубительные работы на реке Урал
проводит чкаловская дистанция речного пути
Уральского бассейнового управления. В про-
WWIOM году была сделана расчистка восьми
перекатов. В 19493 году намечено осущест-
вить дальнейшие дноуглубительные работы.
Это позволит открыть движение пассажир-
ских судов на участке Чкалов — Илек.

@ 58 докладов и лекций о сталинском
плане преобразования степных районов стра-
ны прочитали за последнюю неделю в колхо-
зах Уразовского ‘района, Курской ‘области,
спениалисты: сельского хозяйства.

героическое поведение его отца. Растущий
	колхоз олицетворяет перед его детскими
глазами: силу трудового коллектива, способ-
ного «повернуть жизнЪ». От своего отца й
его друзей, от брата-комсомольца, от стар
его советского поколёния ‘перенимает он
черты большевистекого характера, ‘черты,
которые помогут ему стать Настоящим Co-
ветеким человеком.

Сергей вступает в комсомол. Старый
коммунист, председатель райисполкома,
	спрашивает его. ва! собраний: -—— понямает
	ли он не только свои права, но и обязан-
‚ности ‘перед социалистическим rocyaap-
ством? Юноша, волнуясь. отвечает:

— Учиться, учиться, дойти до всех
наук, вели можно, превзойти их и, если
нужно будет, отдать свою жизнь и знания
своей Родине... Отдать ей... ^

3.

‘Последующие части романа показывают,

pak уже не словами, а делами ответили
Сергей Лагунов и его друзья Виктор Не-
хода, fiua Boasmenad a другие на призыв
своего государства.

В этих частях ‘мы видим героя романа
ua войне. В огне боев получают новую
закалку те качества характера Сергея, ко-
торые были заложены в нем в ‘мирное
время.

Сергей Лагунов п его друзья не мыслят
себя вне социалистической отчизны, они
зашишают Родину, как самих себя.

Суровая „действительность войны убе-
жхлает Сергея; что мало одного горячего же-
лания защитить Родину, нужны стойкость
и мужество, воинское умение, а главное—
настоящий большевистский характер, не
отстуцающий ни перед какими трудно-
CTAM@.

Шаг за шагом показывает писатель пре-
вращение своего героя в мужественного и
умелого воина Советской Армии. В первом
бою, в котором участвует Сергей;— в Барз-
шайской долине —— его часть потерпела
неудачу. Сергей тяжело переживает это.
Но тут же ночью на привале в горах он
слышит рассказ офипера Кожанова о том,
как рядом с ним в эти же дни стоали на-.
емерть наши воины. Был «примерно такой.
приказ...— говорит Вожанов.— Земля твоя
под подошвой. Позади ни сантиметра. Войти,
как столбы, в землю, чтеб клешами не вы-
spats». Воины отбивали одну атаку” за
дрУТой, разбивало внарадом оружие —= zpa-
тись врукопашную, но приказ выполнили,
врага не пропустили. Так. в тяжелые хин
		Стахановские вахты в честь Х  с’езда ВЛИСМ
	ЪИЕВ, 9. (Корр. «Правды»). Десятки
тысяч молодых киевлян, шахтеров. Донбас-
са, металлургов Придненровья и лесорубов
Прикарпатья встали на стахановскую вахту
в честь ХГ с’езда ВЛЕСМ.

Молодые рабочие Кагановичекого района
Киева обязались путем сокращения расхода
материалов сэкономить государству весколь-
ко миллионов рублей. Об’явила поход. за
экономию цветных металлов молодежь заво-
да «Укркабель». На предприятии уже co-
брано более тонны отходов цветных метал-
HOB.
	к. 2
	Добились успеха молодежные бригады
завода «Большевик». 45 комеомольцев пу-
гунолитейного цеха ежедневно выполняют
по две нормы.
	AETHBHO TOTOBATCH к С’езду комсомольцы
завода «Ленинская кузница». Молодежь
ебздает выставку, которая отобразит слав-
ный путь комсомола, пройденный от Х до
ХГ с’езда. Специальный ‘раздел’ выставки
посвящается деятельности комсомольской
организации завода и его молодым стаха-
новцам — передовикам пятилетки.

«Честь см
	«утраченные иллюзии», а, наоборот, осуще
ствление самых смелых мечтаний — таков
путь нашей молодежи. Все в советской дей-
ствительности требует от. человека наинол-.
нейшего претворения в жизнь всех его спо-
собностей п талантов. .

Перед молодым человеком нашей’ страны.
стоит задача-—стать достойным участником.
великого дела стооительствя коммуниз-
	ма, воспитать в себе стойкость и мужество,
	снособность преодолевать любые трудности.
Советская литерзтура раскрывает этот Tipo-
цесс становления большевистского `харавте-
ра героя. происходящий в Sopsse. B cypo-
вых испытаниях:
		КРИТИКА
И БИБЛИОГРАФИЯ
	отступления Сергей получил урок стойЕо-
сти и выдержки, высокого большевистско-
го мужества.

То содружество старшего и младшего
поколений, то громадное значение для м0-
лодежи большевистского руководства, кото-
рые показал писатель в первой части ро-
мана, ваше сильнее выступают в гаавах, по-
священных войне. Лелюков и ‘полковник
Градов, геаврая Шувалов. и: политработник
Стронский =— ‘онй’ направляют развитие
Сергея. _

Помогая юноше стать настоящим воинол,
генерал Шувалов лает ему верный совет;
настоящий боец — неё тот, кто’ проявляет
мужество только при победных боях, «но
тот... кто не ‚теряет голову и не дрейфит
при неудачах, при успехах врага, кто’ не.
ударяется в панику и не впадает в отчая-
ние в трудную минуту...»

Решающий этап Великой Отечественной
войны-—битва за Сталинград — выступает
в романе и важнейшим моментом закалки
характера героя. Именно здесь, делом дока»
зав не только свое желание, но й умение
выполнять свои обязанности перед сопиа-
 листическим государством, ветупает Сергей.
в ряды партий больцевиков.

Этот огромного значеняя шаг в биогра-
фли `Лагунова органически подготовлен
всем художественным развитием образа ге-
роя.

Выросла за это время; закалилаев в боях
армия, вырос и герой книги, Прибыла: под
Сталинград новая боевая техника: (С. глу-
боким чувством восклицает Сергей: «Слава
Тебе, рабочий, великий народ!» Дагувов
принимает роту. и по-новому пряглядывает“
ся к людям, Он видит могучую силу их.

Писатель стремится показать теснейшую
связь роста советского человека с ростом
силы и могущества всего социалистиче-
ского посударетва. «Жизнь наша тесно
сплелаеь с сульбой нашего социалистиче-
ского государства» — rosopat Ceprefi Jary-
HOB, H B этих словах выражена освовная
мысль романа.

Через всю книгу проходит образ вожая
советского народа—великого Сталина, ‚() нем
рассказывает маленькому Сереже отец.
С именем Сталина идет. в бой Сергей.
В Сталину обращаются мысли. и думы. ге-
роя и вдни мира, и в лни войны. Молдава-
Нин. Сухомлин, который когда-то спраши-
вал у Лагунова-отца, вто повернет жизуь,
вновь’ встречается в главным теровй в дни
войны. Теперь Сухомлин уже увидел. кто’
повернул жизнь, теперь он защищает’ свое
родное — социалистическое — государство.
	‚№
Новый роман А. Первенцева «Честь. см-

лоду> *) посвящен изображению советской
молодежи. Нисатель поставил евоей залачей
	, Ч9Базать становленяе характера KM0L010F0
	человека нашего времени.
	Нод руководством большевистской пар-
тии в рядах ленинеко-сталинского комсомо-
ла выросло и получило воспитание нескозь-
ко поколений молодежи. Писатель вывел в
романе 410 поколение, которое. еформирева-
лось уже в период победы социализма, Для
главного героя романа Сертея Дагунова вое-
поминаниями: детства были стройки переой
паталетки, организация первых колхозов.
Его поколение училось в кончало школу,
ветупало в комсомол в пору, когда сония-
листическое общество уже было построено
в нашей стране. Сопиалистическое mMubono-
		Увлекательную, правдивую биографек
молодого. поколения, выпестованного боль-
шевистекой партией, дает в своем романе
пасатель.

0 трагедин юноши, вступающего в жизнь
.В буржуазном мире, о кзахе его идеалов и
чаяний в столкновении с гнусной дейетви-
тельностью напивано ‘немало правдивых
&ниг. Это была тема разбитых належд,
утраченных иллюзий. Вспомним героев
Бальзака — Люсьена Шардона и Растинья-=
ка. Полным крушением вех юпошеских
мечтаний завершается сульба Люсьена Шар-
дона. Растиньяю выдерживает етолкновенне
с жизнью, но какой пеной! Ценой бесчест
нейшего компромисеа ес собственной ›со-
вестью, превращаясь в растленного циника
и реавционера. И хотя образы эти созданы
более столетия назал, они и поныне пе
утратили своего общественного значения.
Действительность нынешнего  капиталиети=
ческого мира стала еще отвратительнее.
Сегодняшний капиталистический мир с ещё
большим беестылетвом и жеетокоетью чнёт.
		калечит юность.

Только социалистический строй создал
условия для полного расцвета личности. Не
	*) Журнал «Октябрь», №№ 6, 7, 8 и 9 за
1948 г
	Первая часть романа А. Первенцева по-
священа детству героя. Эти славы особенно
дались писателю. Тут все дышит. подаин-
ной поэзией — метко очерченные образы й
характеристики людей, картины жизни ры-
баков й колхозников. романтика мальчите-
ских похождений, изображение природы
Черноморья и Кубани.

Автор правдив и точен в изображении
действительности. Гибнет ‘из-за жадности
вулака — рыбачьего ватажка — стараий
брат Сергея. Матвей. Кулачье стреляет в
Дагунов®-отна. ‘первого тракториста кубан-
свой станицы Пеекуцской. В обстановке
ожесточенной классовой борьбы первых дет
коллективизации протекает детство Сергея.

Мальчик слышит ночной разговор отна
с  бедняком-молдаванином  Сухомлином:
«Вто же а Жизнь?» — спрашивает
Сухомлин, и ЧЛагунов-отецд уверенно отве-
чает: «Колхоз!».

В забавы мальчишеского ‘братетва ^е фаз
нагорийцев» врываетея суровая  действи-
тельность классовой борьбы — мальчикя
во время очередного романтического похода
в пешеры натыкаютея на заговорщиков
кулаков. . .
	Но борьба. происходившая в те годы в
деревне, завершилась торжеством сопиали-
стических начал, и эта победа нового орга-
нически входиг в биографию людей.

Пуск первого трактора, за рулем которо-
го силат Лагунов-отен, превращается в це-
лый праздник для станицы. Эта прекрасно
написанная ецена становится кар бы пент-