‚41 ЯНВАРЯ 1949 г., № 11 (11118)
		КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Против ностлополитизиа в литератиюовелении.
	культуре» и т. п. Все это буквально повто-
ряет шовинистические разглагольствования
некоторых  небезызвестных буржуазных
этнографов и историков культуры.
	ирмунский и Зарифов о ие’ остана-
вливаются ‘перед прямой  фальсифика-
цией. Они пытаются, ‚например, ска-
зание о. «Фархаде и Ширин», в котором
налили свое выражение народные мечты о
счастье и справедливости, истолковать, как
отражение влияния... библии и корана.
И, наоборот, анализируя эпос «Юсуф и
Ахмед», в котором развиваются идей «газа:
вата», т. е. войны за веру, авторы квиги
об’являют это проникнутое мусульманской
идеологией произведение. «патриотическим».
	Даже защита многоженства, ветречаю-
щаяся в некоторых литературных памят-
никах, отразивших ‘реакционное’ влияние
ислама, толкуется в книге всего лишь ках
«прием», призванный подчеркнуть... ‹обая=
ние романического героя».

Надо ли искать более выразительною
доказательства полнейшей порочноети того
	  Об’ективистского, формалистичеекого мето-
	да исследования, которым пользуютея авто-
ры книги? Они все время витают в кругу
надуманных абстрактных  литератураых
схем и поэтому обнаруживают полную
неспособность разобраться в идейной сущ-
ности рассматриваемых литературных па-
мятников. Только безидейной, беспринции-
ной погоней за «орипинальными» еепо-
ставлениями и пустопорожними параллеля-
ми можно об’яснить сделанное ими абео-
лютно надуманное и бестактное сравнение
любимого узбекского народного героя Алиа-
мыша с... германским Зигфридом.
	Нрослеживая всевозможные переклич-
RH, воторые якобы существуют между
узбекским эпосом и различными воеточны-
ми и западноввропейскими литературами,
Жирмунский и Зарифов только векользь
вепомивают о литературе великого русского
народа. Как и подобает безродным космопо-
литам, им совершенно чужда наша. русская
национальная культура. Вот почему, уно-
добляя героя сказания «Горогды», юного
Аваза, то библейскому Давилу, то Говэну
средневековых французских сказаний о ко-
роле Артуре, ‘авторы игнорируют взаимо-
действие ‘двух ‘национальных культур—
узбекекой и русской. Русские на протяже-
нии веков находились ‘в экономическом
и культурном общении с узбеками, и это
общение было в высокой степени плодо-
творно для узбекского народа. Но Жирмун-
ский и Зарифов обходят эти факты молча-
нием. ~ ,

Порочная методололия не дала авторам
ЕНИГИ увидеть и то качественно новое, что
принесли во нноговековую эпическую тради-
цию современные советские” сказители.. Ге-
роическому эпосу, созданному в: республике
после Октябрьской революции и отражаю-
щему. грандиозные социалистические пре-
образования, происшедшие ‘за годы совет-
ской власти в Узбекистане, авторы удели-
ли из 496 страниц веего.:. 30.
	Издание этой  методологически  порюч-
ной, путаной и_ антиисторической. › книги
является ошибкой Гослитиздата. Лолг со-
ветеких литературоведов — дать  подлин-
но научный  марксистеко-ленинсвий ана-
лиз литературных богатств, которыми
гордятся народы нашей Родины. Но эта за-
дача может быть выполнена только па
условии, если глубоко чуждое влияние
буржуазно-позитивистокой, коемополитиче-
ской школы Веселовского будетх ликвидиро-
ваво в нашем литературоведении.
	Л. КЛИМОВИЧ.
	средневековый Узбекистан поэтичеекие мо-
тивы, например, из французской или анг-
лийской литературы, проето невозможно.
Устанавливаемые ими совпаления и парал-
тели носят поэтому исключительно фор-
мальный характер и в большинстве случаев
буквально поражают евоей надуманностью
И искусственностью. - . -
	Узбекский народ является творцом лите-
ратурных ценностей, занявших почетное
место в сокровищнице братеких литератур
нашей Родины. Такие замечательные образ-
цы узбекокого героического эпоса, как ска-
зания «Алпамыш», «Тахир и Зухра», «Рав-
шан», «Фархад и Ширин» и др., после Ве-
ликой Октябрьской социалистической рево-
	яюции Нолучили широкое распространение
среди советских читателей. Новых успехов
народное творчество достигло в Советском
Узбекистане: в многочисленных эпических
сказаниях, повествующих о борьбе узбек-
ских трудящихся за социализм, всспеваю-
ших образы Ленина и Сталина, славящих
легендарные подвиги Советской Армии,
рисующих новые социалистические отно-
шения в труде и в быту, ‘узбекские
народные поэты @ сказители сумели ярко
выразить глубокий патриотизм своего наро-
Xa, его беззаветную преданность советекой
отчизне и большевистской партии, его го-
рячую любовь к своему старшему собрату—
русскому народу.

Впервые узбекское народное творчество
стало предметом научного изучения только
после 1917 тода. Буржуазное литературо-
ведение игнорировало искусство народов,
угнетенных  паризмом, стремясь докавать,
что искусство этих народов якобы лишено
подлинной самобытности и является всего
лишь . сколком с искусства арабского,
османского или персидекого. Исследования
советеких ученых,  собравших десятки
фольклорных памятников, неопровержимо
устанавливают лживость и реакционный
смысл подобных «теорий».

С тем большим осуждением должна быть
встречена выпущенная Гослитиздатом книга
В. Жирмунокого и Х. Зарифова «Узбёкокий
народный героический эпос» *), по суще-
ству возвращающая нае к задам буржуаз-
Horo литературоведения. Авторы етой кни-
Ги исходят в своцх рассуждениях из. мето-
дологических предпосылек, глубоко чуждых
марксистско-ленинскему литературоведению.
В своей работе они стоят на позициях бур-
жуазпого космополитизма, пользуются мето-
дологией, по существу своему последователь-
Ho формалистической,

Послушно следуя обуждевноми нашей

Национальное своеобразие узбекского
искусства оказывается поэтому смазанным,
оно без остатка растворяется в бесчислен-
ных аналогиях, которые неутомимо прово-
дат авторы книги.

Бесспорно, узбекский э10е находился во
взаимодействии с ‘эпичееким творчеством
других народов. Но это взаимодействие мо-
жет быть правильно понято и об’яснено
только ¢ позиций научного маркойстеко-
ленинекого литературоведения, расематри-
вающего каждое литературное явление во
всей исторической конкретности. Метололо-
Гия же, которой пользуются авторы книги,
неизбежно приводит их к кобмополитиему.
Отдельные верные положения, высказанные
В книге, не могут изменить этого итога. `^

Так, в’самом конце книги авторы пра-
ВИЛЬНО Пишут, что «раскрытие смысла ré-
рюнческих образов, созданных народом в его
многовековой истории, их жавого социаль-
ного звучания и воспитывающего зпачения
для нашей героической эпохи — это первая
и основная задача работы фольклориста
над эпосом». Но этот тезие обтаетея пустой
декларацией, ибо в той же главе авто-
ры‘ стараются убедить читагелей, что
изучение народных корней эпоса, устано-
вление его живой связи © массами якобы
возможно лишь после широкого сравнитель-
ного изучения эпоса в «международном»
маспитабе. ©

Неправильно. также, имея в виду. «лите-
ратурные дастаны» («дастаных — сказа-
ния.—Л. Н.), распространенные в Средней
Азии, утверждать, что «народные книги»
сводятся к «арабско-персидеким источни:
кам». Авторы книги утверждают, что
«если через посредство «народной книги»
узбекский эпос обогащается поэтической
романтикой средневековой персидской ли-
тературы, то через сказку в эпос проникает
	наукой ‹историко-сравнительному» методу,   богатое и разнообразное наследие. бродячих.
	заимствованному в арсенале буржуазного
литературоведения, Жирмунекий и Зарифов
рассматривают узбекский фольклор, как ко-
лоссальное собрание так называемых ме-
ждународных сюжетов, якобы. извечно ко-
чующих из одной национальной литерату-
ры в другую. Вместо того, чтобы проеле-
дать, как отразилась в узбекском героиче-
ском эпосе история узбекокого народа, его
характерные духовные свойства, его быто-
вой уклад и своеобразие его национальной
культуры, авторы книги озабочены только
тем, чтобы подыскать для каждого сказа-
ния, созданного узбекокими поэтами, па-
раллель’в западноевропейских и ближнево-
сточных (арабская, тюркекие, персидская)
литературах. История узбекского народного

мотивов и съожетов, распространенных в
мировом фольклоре». Говорить так. — зна-
чит не только обеднять узбекское эпиче-
сков творчество, но’ и путем повторения
лживых формул 0б «интернациональной
мусульманской письменной культуре»
и т, п. принижать значение литературных
богатств народов Советского боюза.

В частности, следуя воззрениям буржу-
азных писателей, стремящихся в своих ре-
тавционных целях евести на нет оригиналь-
ность литератур на тюркских языках, Жир-
мунский и Зарифов в евоей книге говорят
© персидской литературе, как об «основном
источнике средневековой романтики для
всех литератур мусульманского Востока», и
возводят узбекский эпос в «арабско-персил-
	CHEM источникам»,
	творчества поэтому искажлется до неузна-
ваемости, а ©е творцы, народные певцы и
поэты; ‘превращаются под’ “пером ‘ЭВ ир-
мунекого п Зарифова веего лишь в комбина-
торов стандартных сюжетов и образов, яко-
бы перекочевавших в их произведения то из
немецких, то из арабеких, ‘то из греческих
источников. Авторы книги не делают даже
попытки исторически об’яснить эти «заим-
ствования», так как они че могут не пони-
мать, что указать, каким путем попали в
	*) ОГИЗ, Государственное издательство
художественной литературы, М., 1947,
стр. 519.
	Реконструкция
	села Шушенское.
КРАСНОЯРСК, 10. (ТАСС). Краевой Со-
	Ber депутатов трудящихся утвердил гене-
ральный план реконетрукции историческо-.
	го села Шушенское, где-в 90-х годах’ про-
лого столетия находился в ссылке Влади-
мир Ильич Ленин. В разработке плана при-
няла участие группа архитекторов и инже-
веров различных ‘отраслей промышленно-
сти, .

Ha месте глухого сибирского села ¢...B
несколько улиц, довольно грязных, пыль-
НЫХ...», как писал Владимир Ильич в
письме 31 июля 1897 года сестре Марии
Ильиничне Ульяновой, создается социали-
стический город. Украшением его явится
главная площадь, в центре которой разби-
вается парк. Вокруг площади будут соору-
жены Дом Советов, гостиница, Дом социз-
листической культуры, красивые много-
квартирные жилые дома со всеми бытовы-
ми удобствами. Здесь же, на площади, в
двух домах, где Владимир Ильйч создал бо-
лее 30 классических произведений и напи-
вал гениальную книгу «Развитие капита-
лизма в России», красноярские большевики
организовали музей В: И. Ленина.

В сквере на гранитном постаменте будет
установлен памятник В. И, Ленину.
` Большое внимание составители проекта
Уделили озеленению села. На улицах будут
высажены декоративные и фруктовые де-
ревья, около домов’ разбиты: палисадники,
скверы. На берегу реки Шушь разбивается
парк культуры и отдыха. Здесь же соору-
жаются стадион, водная станция. ‘

Многое из намеченного генеральным пла-
ном уже осуществляется сейчас. Идет
строительство Дома Советов, гостиницы.
Ведется подготовка к сооружению в теку-
щем году Дома социалистической культуры
и других зданий. Созданы предприятия по
производетву строительных материалов.
Пущены кирпичный и лесопильный” заво-
ды. Разрабатываются карьеры для добычи
алебастра, гранита, мрамора и других строи-
тельных материалов.

Ре
	_ _ С’езды комсомела
Молдавии и Узбекистана
	ЪИШИНЕВ, 10. (Корр. «Правды»). Вчера
открылея Ш с’езд комсомола Молдавии. В
его работе принимает участие около 300
делегатов городских и сельских комсомоль-
ских организаций. ие

С огромным под’емом, под бурные апло-
дисменты избран почетный президиум
с`езда — Политбюро ЦЕ ВЕП(б) во главе
с великим вождем большевистской: партии,
другом советской молодежи И. В. Сталиным:

С отчетным докладом на с’езде выступил
секретарь ЦК ЛЕСМ Молдавии тов. Кохан-
ский. По докладу развернулись прения,
	* * &

ТАШКЕНТ, 10. (ТАСС). Здесь ветодня
	а АН сезд комсомола Узбекистана.
од ‘бурную овацию участники с’езла
	избирают почетный президиум в составе
	Нолитбюро: ЦЕ ВЁП(б) во. главе с товарищем
И. В.‘ Сталиным...
=о Вновь вспыхивает“ и долго не: -емол-
кает буря аплодисментов; когда от имени
с’езла принимается приветствие товарищу
И, В. Сталину.

.С отчетным докладом выступил секретарь
ЦЕ ЛЬСМ Узбекистана тов. Хамидов.
	_ Открылась первая
Всероссийская оптовая
  °_ ярмарка
	ЛЕНИНГРАД, 10. (Норр. «Правды»).
Сегодня во Дворце культуры имени
С. М. Кирова открылась первая Всероссий-
ская оптовая ярмарка.

На открытии присутствовали ‘секретарь
Ленинградского обкома и горкома ВКП(б)
тов. П. С. Попков, секретарь горкома BRII(6)
тов. Я. Ф. Капустин, председатель ис-
полкома Ленинградского городского совета
тов:: И; Г. Лазутин ^и другие: Ярмарку
открыл министр торговли РСФСР тов. М. И.
Макаров.

На ярмарке представлены в иироком 2с-
сортименте товары республиканской, мест-
ной и кооперативной промьпиленноети всех
областей Российской Федерации, предукция
цехов ширпотреба заводов, а также товары
сбытовых 683 промышленности союзных
министерств.

Во Всероссийской оптовой ярмарке при-
нимают участие промышленные и торговые
организации Украинской, Грузинекой, Кир-
р Литовской, Латвийской, Эстонской

й других союзных республик.

Всеми организациями представлено в
` продаже на ярмарке товаров почти на
8 миллиардов рублей.

Ведущее место занимают товары Моск-
вы, Ленинграда и других индустриальных
центров.

Завтра начинается заключение договоров
и торговых сделок.

Ярмарка продлится 10 дней.
	—_—
Хроника

культурной жизни
	‚9 Очередной ‘номер альманаха «Литера-
турный Воронеж» выпустило Воронежское
областное  книгоиздательство. Большую
часть книги составляют очерки, посвящен-
вые воронежским колхозам. Достижениям
института земледелия имени В. В. Докучае-
ва посвящен очерк О. Кретовой «Каменная
степь». ;

$ Первый на Украине музыкальный лек-
торий членов художественной самодеятель-
ности организовал Днепропетровский Дом
‘народного творчества. Состоялись четыре
лекции-концерта, транслировавшиеся-нпо ра-
дио.

$ Подготовка к певческому празднику
началась в Белоярском районе, Свердловской
области. _

$ Расширяется сеть санаториев для работ-
ников электростанций и торфяных предпри-
ятий. Новый санаторий на 120’ мест строится
в Гаграх. В Ялтинском и Хостенском са-
наториях энергетиков в текущем году. всту-
пят в строй новые корпуса,

‚ & Свыше тысячи_ мичуринских кружков
организовано‘ в селах Эстонии. В помошь
мичуринским кружкам Министерство сель-
ского’ хозяйства Эстонской ССР выпустило
массовым тиражом бронпоры-лекции,
	Корейцы, проживающие в Японии,
	благодарят товарища. Сталина
	и Советское Правительство
	ТОКИО, 7 января. (ТАСС). 4 января чле-
на Союзного, совета для Японии от СССР ге-
нерала Деревянко посетила делегация «Лиги
корейских резидентов в Японли» во главе с
ее председателем Хион Юн. Делегация вручи-
ла генералу Деревянко. письмо товарищу
Сталину и Советскому Правительству. Пись-
мо подписано руководителями всех организа-
ций, входящих в Лигу и представляющих
600 тыс. корейцев в Японии. В письме вы-
ражаетея глубокая благодарность товарищу
	Рост повстанческого лв
	ПАЕНЬЯН, 10 января. (ТАСС). Как со-
общает ихеньянекое радио, вооруженная
борьба восставших солдат и офицеров армии
и народа Южной Кореи против режима аме-
риканской марнонетки Ли Сын Мана прини-
мает всё более широкие размеры и более
активную форму. В провинциях Южная Ден-
ла. и Южная Кенсан повстанцы ведут на-
ступательные бои и наносят большой урон
полицейским отрядам. 29 декабря 1948 г.
повстанцы атаковали в уезде Хасын уголь-
	Оталину и Советскому Правительству 34
освобождение Кореи от японского ига, за вы-
вод советских войск из Северной Кореи И 35
предоставление Корее независимости, кото-
рой, как известно, население Южной Кореи
не пользуется в связи с отказом американ-.
цев вывести оттуда свои войска.

Делегация выразила уверенность, что тес=.
ное сотрудничество между советеким и ко-
рейским народами в дальнейшем будет еще
более укрепляться.
	ижения в. Южной Норее:
	ные копи Ченпхун. 18 декабря в уезде Ма-.
дю произошли бои между повстанцами и.
200 полицейскими. В уездах Квандю и Дян-
пхен повстанцы нанесли решительный ухар
полицейским силам и захватили много во-
оружения. Бои идут также в ряде других.
районов.

Повстанцы с боем заняли несколько на-’
селенных пунктов в уездах Кайчен и Син-.
чен. Озлобленная неудачами полиция сжие
гает села.
	Обращение американских деятелей
науки и искусств к с’езду в защиту мира
	06’единенных Наций, вначале отказываясь
от продолжения предоставления совместной
международной помощи через IOHPPA, a-sa-
тем совершенно открыто своей политикой в
вопросе о создании нового государства Изра-
иль. План Маршалла не оправдал надежд
многих, ETO видел в его провозглашении обе-
щание подлинно гуманной пемощи нуждаю-
щейся Европе. Большая часть средств, от-
пускаемых по плану Маршалла, использует=
ся для восстановления Германии, развязав-
шей обе мировые войны. боюз с гитлеров-
ским союзником Франко поощряетея, Kak
«необходимое условие» хололной войны.
	Холодная война действительно дорого об-
‘ходится в материальном и моральном отно-
шениях. Но кто смог бы „подсчитать, во что
обойдется новая мировая война в век атом-
ной энергии. Мы считаем, что человечество
не должно оплачивать этой цены, превосхо-
дящей все расчеты.

Что бы мы ни думали относительно пози=
‘ции Советского Союза в социальной, поли-
тической и экономической областях, мы счи-
таем, что необходимо восстановить взаимо-
понимание и сотрудничество между Соеди-
ненными Штатами и Советским Союзом, Е0-
торые лишь одни могут сделать возможным
достижение мира. Необходимость достиже-
ния мира путем установления взаимопони-
мания была официально признана многими
перквами. Мы не считаем, что вопрос о том,
могут или не могут сосуществовать капита-
лизм и социализм, достоин обсуждения. 0ба
существуют. Елинственным вопросом, ‘до-
стойным обсуждения, является вопрос о том,
каким образом восстановить взаимное при-
знание этого факта, который привел в побе-
де во второй мировой войне’ и который один
лишь способен предотвратить третью миро-
вую войну.
	Таковы соображения, побудившие нас со-
звать совместный с’езд деятелей науки и
культуры в защиту международного мира,
созвать американских артистов, ученых и
работников свободных профессий для того,
чтобы путем обсуждения найти основу для
общего действия по центральному вопросу,
вопросу о мире, так как он влияет на нашу
работу и на наши чаяния в различных обла-
стях культуры».

Обращение, в частности, подписали писа-
тели Дороти Ёэнфилд Фишер, Лилиан Хэлл-
мен, Стефан Гейм, Лэнгетон Хьюз, Меттью
Джозефсон, Айра Вольферт, Луис Адамич,
Микаэлл Бланкфорд, Норман Майлер, Эмиль
Ленгиэл, Луис Унтермейер, Роберт Коте, Го-
вард Фаст, Альфред Ереймборг, Миллард
Лампелл, Джон Лерднер, Клиффорд Одетс,
Роберт Сент-Джон; художники Леон Бролл,
Адольф Дэн, Филипп Эвергуд, Макс Вебер,
Джон Слоун, Рафаэль Сойер; Антон Рефрид-
жер; экономист Мэри Ван Ёлик, режиссер
Герман Шумлин, негритянские лидеры Поль
Робсон и Уильям Дюбуа; профессора Допоти
Брюсер, Ирвин Эдман, Колетон Варнэ, Дер
Струик, Генри Пратт Фейрчайлд, Уолтер Раз
утенштраух; актеры Моррис’ Карновский,
Канада Ли, композитор Аарон Бопленд; про-
курор Джон Рогге.
	сана» о военно-фашистских
	в Финляндии
	НЬЮ-ИОРА, 10 января. (ТАСС). бвыше
200 известных американских ученых, арти-
стов, писателей, профессеров и других лиц
через посредство председателя «Националь-
ного совета работников науки и искусетв
и свободных профессий» астронома Шепли
обратились © призывом к с’езду деятелей
культуры и науки в защиту международно-
о -мира при восстановлении взаимопонима-
ния и сотрудничества между Соединенными
Штатами и Советским Союзом. Этот с’езд,
‘открывающийся 25 марта в отеле «Валь-
дорф-Астория» в Нью-Йорке, «путем обсуж-
дения постарается найти основу для ‘общего
действия в центральном вопросе — вопросе
	  9 Мире».
	У казывая, что американские артисты,
ученые и’ работники ‘свободных профессий
стремятся углубить культуру страны и co-
действовать счастью и прогрессу народов
всех стран, авторы заявления пишут: «Пока
существует напряженная обетановка в ми-
ре, мир в нашей стране, наш жизненный
уровень и демократические права американ-
ского народа подвергаются опасности. Мы
считаем, ‘что на ноябрьских выборах боль-
шинство американского народа отвергло ре-
зЕцию и голосовало за программу экономи-
ческого и социального прогресса. Мы, одна-
KO, убеждены, что эта прогресеивная внут-
ренняя политика несовместима © внешней
политикой, основанной на так называемой
холодной войне; ‘

Co времени начала политики холодной
войны мы были свидетелями угрозы науч-
ному и культурному прогрессу во всем ми-
ре. Наука в основном перешла под контроль
военных, которые ограничивают ее развитие
в мирных целях. Свободному международ-
ному обмену, источнику. жизненной силы
	искусства, науки и свободных профессий,
	угрожает опасность. Академическая ©вобо-
да в наших колледжах и университетах уре-
зывается; для наших писателей, для кино-
промышленности, театра и радио устанав-
ливается цензура и самоцензура. Проевеще-
ние и религия не могут процветать в атмо-
сфере ненависти. Холодная война угрожает
Еоот’емлемому праву американского ‘народа
выслушивать все оттенки общественного
мнения, обсуждать их и самим судить о них.

Холодная война—это дорогостоящая вой-
ва. Она враждебна развитию принципов
искусства, науки, религии и этики, которые
уы поддерживаем. Половины военного бюд-
жета этого года, составляющего от 15 д
18 миллиардов долларов, было бы более чем
достаточно для улучшения положения с жи-
лищным строительством, здравоохранением и
просвещением и для финанеирования про-
граммы роста и развития культуры. Полити-
ка холодной войны привела нас в открытому
выступлению с помощью оружия и долларов
B полдержку реакционных неприемлемых
правительств Греции и Китая. Эти затраты
вместо того, чтобы привести к экономиче-
скому: восстановлению. или к политической
стабильности, стимулируют гражданскую
войну. 8 .

‚В. целом ряде. критических положений на-
ше правительство обходило Организацию
	_Тазета «Вапаа
	Варочитые поиски «мусульманских» иетя-
ков в узбекском эпосе. приводят-авторов &
утверждениям, весьма напоминающим рас-
суждения  панисламистов и других  род-
ственных им феолально-клерикальных и
буржуазно-националистических «теорети-
ков». Замалчивая реакционную роль иела-
ма, всегда служившего идвологической опо-
рой для эксплоататорских классов на. Восто-
ke, Жирмунский и Зарифов говорят о
«народных корнях» «официальной. идеоло-
гии мусульманства». о некоей «интевна-
	ционально9й мусульманской письменной
	О творчестве молодых художников
	Всесоюзная выставка работ молодых ху-
дожников, посвященная 30-летию ВЛИСМ,
вызвала к себе большой интерес.

В числе участников выставки — лауреа-
ты Сталинской премии А. Лактионов, В. (в-
	ров; М. Хмелько, В. Пузырьков, чьи карти-
	НЫ В 6806 время уже были отмечены в на-
шей печати. Но немало было выставлено и
работ воспитанников художественных вузов
страны, выступавших со своими дипломны-
ми работами. 0 них-то в первую очередь и
будет речь. Советского зрителя и художе-
ственную общественность интересует, как в
свете известных постановлений ЦЕ ВЕП(б)
молодые художники стремятся реалистиче-
сви отразить яркую и многообразную жизнь
нашей страны, какую роль сыграли художе-
ственные вузы в воспитании молодежи.
	Общее впечатление: выставка была содер-
жательна, разнообразна по сюжетам и пото-
му с интересом смотрелась. Основным ее не-
достатком являлось крайне слабое отражение
индустриальных тем и жизни советской де-
ревни. Хороши полотна 0. Зардаряна —
«Победа стррителей подземного Севангэса»,
А. Грицая — «Вузнечно-прессовый цех»,
А. Максименко — «Хозяева земли» и Л. Аб-
дузлаева — «Освоители пустыни». Но, по-
вторяем, таких картин еще очень мало.
	Бросалось в глаза обилие произведений,
посвященных событиям Великой  Отечест-
венной. войны. Это естественно: большин-
ство молодых художников в прошлом были
активными участниками героических собы-
тий, и их творчество является отраже-
нием славных деяний советского ‘народа.
Но некоторых ‘художников еще нередко
увлекает внешняя сторона. событий.

Русской художественной школе, в отли-
une OT западноевропейских, свойственна
психологическая глубина, пристальное вни-
мание к внутреннему миру человека, Ей
всегла были чужды чисто внешние эффек-
ты. Этим-то и сильны были художники-пе-
редвижники, создавшие демократическое ис-
кусство конца 19-го века. .
	Освобождаясь от формалистических и На-
туралистических влияний, наши художест-
венные школы стремятся утверждать глу-
бокое реалистическое искусство. Но они не
уделяли достаточного внимания внутренней
жизни образа. Легче перелать эффектный
жест и гораздо труднее—пвижение чувств.
А некоторые ‘молодые художники идут имен-
но по легчайшему пути. Перел нами кар-
тина А. Веихвалзе, динломника института
им. И. Е. Репина, — «Смерть Багратиона».
Автор увлекся внешними композиционными
эффектами — взлыбленная лошадь, 108386-
	вающееся знамя, нарядные мундиры, а
внутренний психологический, драматиче-
ский смысл событий целиком подчинен
внешней изобразительной форме.
	На выставке были представлены две
дипломные работы, посвященные великому
пролетарекому писателю Алексею Максимо-
вичу Горькому: картина М. Суздальцева —
«А. М. Горький и Я. М. Свердлов на Волге»
и В. Лень — «А. М. Горький на Волге среди
грузчиков».

В картине Суздальцева удачна мысль —
Горький и Свердлов, находящиеся в
группе грузчиков, наблюдают ледоход на
Волге, как бы олицетворяющий револю-
ционные сдвиги, происходящие в сознании
народа. Удачна фигура молодого грузчика ©
льняными волосами, восторженно, с надеж-
дой глядящего вдаль. Глубокая мысль вы-
ражена в картине хорошими живописными
реалистичными средствами,

Однако, если картина Суздальцева опти-
мистична и волнует, ‘то картина Лень про-
изводит обратное впечатление. Что же слу-
чилось? Хотел ли этого автор? Конечно, нет.
Вопреки намерению, его произведение ухо-
дит в сторону от реалистического искус-
ства. В центре картины мы видим унылую
фигуру грузчика с почти закрытыми глаза-
ми, за ним виднеется какая-то согбенная
старушечья фигура беспроеветного пъяни-
цы. Совершенно не удался образ Горького:
Вепомним великое произведение Репина
«Бурлаки». Какая сила в лицах! Взкой за-
пас неистребимой энергии таится в этих
загнанных, но непокоренных людях!
	Ь числу лучших работ дипломников бе-
зусловно можно отнести картину И. Соро-
кина—«А. С. Попов демонстрирует адмиралу
Макарову, первую`в мире радиоустановку».
ато произведение продолжает лучшие трз-
диции русской реалистической школы. Кар-
тина глубока по замыелу, ясна по мысли.
	Молодых представителей киевской худо-
жественной школы, как правило, отличает
талантливая, реалистическая манера пись-
ма. И если в картине. С. Григорьева «Ha со-
брании» еще чувствуется влияние импрес-
сионизма, то другая его картина — «Юные
натуралисты»: — прекрасная вещь, продол-
жающая лучшие традиции русской художе-
ственной школы..Хочется надеяться, что та-
кие даровитые художники, как Т. Яблон-
ская, также будут стремиться к более углу-
бленному раскрытию образов.

Белоруссия была представлена немногими
‘картинами. Среди вйх выделяется работа
Е. ‘Зайцева «Стояли насмерть», являющая-
[ся серьезной попыткой психологического
решения темы.
	Картина Ч. Абдуллаева (Узбекистан)
«Освоители пустыни» не блещет внешними
эффектами. Все’ свое внимание - художник
обратил на лица, создал прекрасные, запо-
минающиеея образы. Мы видим представи-
телей нашей молодежи-—вдумчивых, скром-
ных, готовых на новые трудовые подвиги.

Подкупает своей правдивостью, резлисти-
ческой ‘манерой живописи и картина
Н. Осенева — «Комсомольцы на строитель-
стве оборонительных рубежей под Москвой».

Среди портретов выделяется портрет Героя
Советского Союза Цицишвили работы: Джа-
ma...
Из произведений на партизанские темы
наиболее удачны картины Н. Воронова. —
«Сталинский рейд Ковпака» и И. Орлова —
«К партизанам».

Среди работ художников РСФСР обращает
на себя внимание «Вручение партбилетов»
Н. Бирсанова. Избрана прекрасная тема.
Художник хорошо передал торжественный
момент вступления в партию в боевой об-
становке и чувства молодых коммунистов,
получающих партийные билеты.

Следует отметить также две работы ху-
дожника Р. Слетова—«Свидание» и «Утро
сувотовцев». -
	Пейзажи на выставке были немногочис-
ленны. Нет запоминающихся пейзажей на-
шей Родины, преображенных сталинскими
пятилетками. Все, что было выставлено, это
лишь перепевы старых. мотивов. Неужели
молодой глаз видит одли лишь левитанов-
ские сюжеты: РОИА «серый день»,
«сумерки»?

В разделе скульптуры обратили на себя
внимание работы А. Файдыш-Крандиевского
«Комсомол МТС», прекрасная по силе выра-
зительности скульптура Н. Белугина «Пе-
ред подвигом», «Олег Кошевой» А. Рабина,
«Уля Громова» Т. Поляковой и «Юный де-
сантняк» В. Цигаля.

Многочисленная графика, представленная
замечательными зарисовками и композиция-
ми мастеров студии им. Грекова, получила
уже заслуженное признание в печати. Из
новых работ хочется отметить  иллю-
страции В. Петровой в повести Б. Горбатова
«Непокоренные».

Содержательная выставка работ молодых
художников явилась новым свидетельством
неуклонного роста искусства социалистиче-
	свого реализма. -
Б. ИОГАНСОН.

Народный художник СССР.
			AS
ов

Mie
Bs
b*
	организациях

ХЕЛЬСИНЕИ, 10`января. (ТАСС). Газета
«Вапаа сана» опубликовала серию статей,
в которых указывает, что так называемый
«авиационный союз Финляндии» является
преемником подлежавшего ликвидапии на
оснований соглашения о перемирии фашист-
ского «союза противовоздушной обороны»
(«СИП») и что между этими организапия-
	МИ. существует полное тождество, вплоть до.
	малейших деталей.

«Вапаа сана» пишет, что деятельность
многих ликвидированных фашистских орга-
низаций в Финляндии продолжалась в виде
замаскированных обществ ‘и что нарушиз
‘тели мирного ‘договора имеют своих защит-
ников среди правых кругов, вплоть до
социал-демократов.

В одной из статей «Вапаз сана» подроб-
HO описывает комедию’ «вамороспуска»
«союза противовоздушной обороны» в мар-
те 1945 года. На. собрании союза было
решено прекратить его деятельность, а иму-
щество, ‘стоимость которого  исчислялась
многими миллионами марок, собрание по-
становило передать своей же организации—
хельсинкскому авиационному клубу — ©
тем, чтобы он переменил свое название на
«авиационный союз Финляндии». Таким же
образом поступили и филиалы «CHI».

Председателем правления «авиационно-
го союза Финляндии» стал полковник
Карикоски (бывший  вице-председатель
«СИПЛ» и вице-предеедатель авиаклуба
Финляндии), вице-предеедателем — инже-
нер-лейтенант Столе (нынешний * директор-
распорядитель завода «Арабия»). В каче-
стве членов в правление вошли почти
исключительно лица, бывшие членами
правления ликвидированного «союза проти-
вовоздутной обороны» и его филиалов. и
комиссий. Новыми членами правления
«авиационного союза Финляндии» ’оказа-
лись также нынешний премьер-чинистр
	Фагерхольм, покойный Ирье Ряйсянен и 1в-
дактор «Суомен сосиалидемокраалти» Ненна
Терво.

‚В одной из своих статей «Banaa -cana>
подчеркивает, что и организационная струк-=
тура «авиационного союза Финляндии»
аналогична структуре. «СИПЛ». Даже. газе-
ту «Илмайлу» «авиационный cows» упа-
следовал от «СИП» вместе с ее редактором
Пярттюли Виркки. Далее «Banaa сана»
пишет о том, как прежние ‘организации про-
тивовоздушной обороны ‘возрождались под
‘новой безобидной вывеской «авиационных
клубов», вошедших в систему «авиацион-
ного союза Финляндии». :

Одну из статей «Вапаа сана» посвящает
так называемому «профсоюзу летчиков»,
возникшему весной 1945 года и суще-
ствующему сейчас параллельно в обществом
офицеров воздушных сил. —

Этот «профсоюз», пишет «Вапаа сана»,
имеет свою собственную сеть, охватываю-
щую все авиаполки в склады. На основа-
нии статей и информации, опубликованных
в газете «Илмайлу», можно судить, что
«профсоюз» действует на чисто военной
основе и что все его так называемые «ра-
ботники» являются военными, причем боль-
шШинство их состоит также членами обще
ства офицеров воздушных сил. у

«Вапаа сана» приводит факты, евиде-
тельствующие о том, что руководство <е0-
юза противовоздушной обороны» и «авиа-
ционного союза» было замешано в уголов-
ных преступлениях экономического харак»
тера.

«Из серии наших статей, — пишет «Ва
паа сана», — становится ясным, что «6003
противовоздушной обороны» и. «авиацион-
ный 60ю3» вели азартную политическую
игру и открыто нарушали предписания
соглашения о перемирии и мирный договорзя