8 OEBPALA 1949 r., J& 39 (11146)

Дом-музей В. И. Ленина в Горках
	ские страницы гражданской войны и руко-
водящую роль В. И. Ленина и И. В. Сталина
в организации обороны Советской респуб-
ЛИКИ. 3

Здесь, в Горках, Владимир Ильич нбодио-
вратно ветречалея и советозалея по важ-
	неишим вопросам жизни больнеристекой

партии и Советского государства со своим
соратником великим Сталиным.,

Документы } музея показывают * Переход Co-
ветской республики к мирному социалисти-
ческому строительству, ленинско-сталин-
ский план построения социализма в СССР.
непримиримую борьбу партии против врагов
ленинизма за осуществление  ленинсго-
сталинского плана построения социализма.

Особенно полно представлена в экбпози-
циях дома-музея деятельность В. И. Ленина
в период пребывания его в Горках, где
Владимир Ильич пишет многие свои замеча-
тельные творения. Многочисленные статьи,
фотокопии “телеграмм, письма, записки и
распоряжения характеризуют многогранную
неутомимую, организаторскую государствен-
ную и теоретическую деятельность. Влади-
мира Ильича.
	Горки. Миллионам трудящихся известно
и бесценно дорого это историческое место
Подмосковья. Здесь жил, работал и умер
	величайший гений пролетарской теволю-
	ции -—— Б. И. Ленин.
В комнатах дома-музея собраны много-
численные экспозиции с документами и фо-
		в документах и фотоснимках дни великой
скорби страны. Январь 1924 года. Ленин
умер. Как никогда, еплочен вокруг больше-
вистской партии весь народ. Великий
Сталин дает народу от имени партии истори-
ческую клятву. Верный ленинским заветам,
под водительством товарища Сталина совет-
ский народ строит коммунизм,

Тысячи трудящихся, посещая дом-музей
В. И. Ленина в Горках, уносят в своих
сердцах незабываемый, вечно живой образ
величайшего тёния человечества, зовущий’
вперед, вдохновляющий на новые победы.
героический советский народ.

Ежедневно ’°в ` Центральный › музей
В. И. Ленииа поступают многочисленные
просьбы от коллективов и отдельных тру-
дящихся об организации экекурсий в Горки.

Миллионы советских людей глубоко чтут
память великого вождя, и всенародной лю-.
бовью пользуются исторические места. свя-
занные с жизнью В. И. Лонина. .

. Павел КУЗНЕЦОВ.

‘учебы
	Авиация   в сельском
хозяйстве
	В Главном ‘управлении Гражданского
воздушного флота СССР’ состоялось всесоюз-
ное совещание, посвященное применению
авиации в сельском хозяйстве. Присутство-
вали работники Гражданского воздушного
флота, представители Министерства сель-
ского хозяйства COCR, Министерства совхо-
зов CCCP.
	Выступивший с докладом начальник от-
дела авиации. специального ‘применения
Гражданского воздушного флота тов. Сазо-
нов рассказал. о работе, проделанной сель-
скохозяйственной. авиацией. в 1948 году.
Самолеты успешно использовались в борьбе
с вредителями сахарной свеклы. Только на
Украине летчики  сельскохозяйственной
авиации обслужили 3.183 колхоза. В боль-
ших размерах самолеты применялись для
борьбы с вредителями фруктовых садоз, ви-
ноградников, зерновых и кормовых  куль-
тур. Впервые в минувшем, году-на большой
площади с помощью авиации проводилась
подкормка озимых хлэбов минеральными
удобрениями.
	— Парк самолетов сельскохозяйствен-
ной авиации, — сказал докладчик, — в
настоящее время значительно пополнился.
Применение авиаций в сельском хозяйстве
в еще, более широких масштабах будет спо-
собствовать повышению‘ урожайности зер-
новых культур на значительных площадях.
Текущей весной предусматривается  прове-
сти подкормку озимых с помощью самолетов
на площади, в четыре раза превышающей
‘прошлогоднюю. ;

На
	БОГАТЫЙ УЛОВ РЫБЫ
	СИМФЕРОПОЛЬ, 7. (Корр. «Правды»).
У южного берега Крыма, возле Ялты. в по-
следние дни наблюдается небывалое для
такого времени года скопление косяков
рыбы.

Е берегам Ялты на богатый улов c’exa-
лись бригады @сех рыболовецких колхозов
Врыма, а также рыбаки Анапы и Новорос-
сийска.

Успешнее всех воспользовались наплы-
вом богатых косяков рыбаки ялтинекого
колхоза «Пролетарский луч». Они выпол-
нили уже полтора квартальных плана.
	еде: ти ое

„Хроника
	культурной жизни
	<> Передвижной колхозный лекторий со-
здан``Казахским филиалом Всесоюзной ака-
демии сельскохозяйственных наук’ имени
В. И. Ленина. Первая лекция состоялась
в колхозе «Красный комбинат», Алма-Атин-
ского района. Я :

<> Книга «Семья Заломовых» ‘выпущена
из печати ленинградским“ отделением изда-
тельства «Молодая гвардия».. Это — сборник:
воспоминаний и материалов, посвященных
героям повести ` Горького «Мать». .

<> Восстанавливается ботанический сад
в Калининграде, Академия коммунального
хозяйства РСФСР организует здесь научно-
исследовательскую станцию:

<> Около 1.200 ‘самодеятельных театрез

насчитывается сейчас.в селах Белоруссии. В

прошлом году они показали” более? 4.000
спектаклей. ,

<=> Декаду советской музыки проводит
Харьковская областная филармония. Первый
симфонический концерт состоял из произ!
ведений Хренникова, Глиэра, Хачатуряна и
других композиторов. 3 :

=> Передвижная выставка народного изо-
бразительного искусства открылась в Риге,
Представлены произведения народных ‘ма
стеров Российской Федерации, Украины,
Белоруссии и других союзных республик.
	<> Сборник очерков «Герои-угольщики»
издан Тульским областным книгоиздатель-
ством. Книга посвящена Героям Социалисти:
ческого Труда комбината «Тулауголь».

Совещание по ‘освоению.
	правопольных сев0060р0тов
	Вчера в Министерстве сельского хозай-
	‘ства СОСР открылось веесоюзное совенание
	по OCROCHHIO травопольных ceBoodopoTos,
	травосеянию и семеноводетву многолетних
	трав. На совещании присутствует свыше
100 человек — представители местных
сельекохозяйственных органов, диреклора
и старшие. агрономы МТС, председатели п
звеньевые передовых колхозов, работники
научно-исследовательских учреждений и
опытных стаяпий.

Совещание открыл министр сельскогочхо-
зайства СССР И. А, Бенедихтов,

С докладом о задачах Фельскохозяйствен-
ных органов, МТС и колхозов в деле оевое-
ния травопольных севооборотов, раснтирения
травосеяния и коренного улучшения cexe-
нородства многолетних трав выступил заме-
ститель министра сельского хозяйства СОСР
Il. П. Лобанов. и

Сталинский план преобразования приро-
ды наряду со степным  лесоразведением
включает, как одно из важнейших условий
получения высоких ‘и устойчивых урожа-
ев, введение правильных  травопольных
серооборотов. Передовые колхозы и совхозы,
освоиявшие комплекс Докучаева — Восты-
чева — Вильямса, собирают на своих полях
высокие урожаи хлебов и других сельско-
хозяйственных культур в любых метеороло-
гических. условиях.

Однако, как отмечает докладчик, освоение
травопольных севооборотов, и прежде всего
травосеяние и производство семян трав, во
многих колхозах и совхозах ведется неудо-
влетворительно, Достаточно сказать, что
укосная площадь трав еще далеко не достиг-
13 довоенного уровня,

— В ряде районов, — говорит доклад-
чик, — были допущены серьезные ‘ошибки
при введении севооборотов. Многие колхозы
Украины, Курской области, Мордовской и
Чувашской АССР ограничивались введением
только полевых севооборотов и вовсе не
проектировали кормовые сэвообороты.
	0с060е значение приобретают вопросы
правильной организации ‘территории при
введении севооборотов. Между лем в неко-
TOPIX районах Воронежекой, Курской и
других областей подошли к этому серьезно-
му мероприятию с неправильных позинай.
	В 1950 году травопольные севообороты
должны быть введены во всех  колхо-
зах. В течение ‘двух лет площадь нод по-
севами трав предстоит увеличить по
сравнению с прешлым годом ‘в четыре раза:
Необходимо, чтобы все `работники сельехого
хозяйства прониклись ответственностью за
под’ем травосеяния и семеноводства. много=
летних ‘трав.

Докладчик указывает на передовые кола
хозы. и районы, успешно развивающие селе
новодетво многолетних трав.

— В борьбу за развитие травосеяния —
говорит в заключение докладчик, — должны
быть вовлечены все силы местных сельско-
хозяйственных органов, все работники 60=
циалистического земледелия. Травопольные
севообороты являются важнейшим звеном
комплекса Докучаева—Костычева-— Виль-
Ямса, одним из главных условий получения
высоких и устойчивых урожаев.

„Участники совещания заслушали докла-
ды начальника Главного управления зерно-
вых и масличных культур Министерства
сельского хозяйства Украинской ССР
тов. Битюкова и главного агронома управле
ния зерновых и масличных культур. Сара-
товского областного управления сельского
хозяйства тов. Иванова о состоянии траво-
сеяния и мерах по обеспечению колхозов
собственными семенами многолетних чрав
для освоения травопольных севооборотов:
Начальник Ивановского областного управае-
ния сельского хозяйства тов. Дубинин доло-
жил совешанию о состоянии травосеяния
	и мерах по товарному производству семян
	многолетних трав.
Совещание продлится несколько `` дней.
	Эни показывают гигантский % труд
Тенина — организатора и вождя больше-
вистокой партии, создателя первого в мире
социалистического государства, показывают
великое содружество Ленина и Сталина,

В волнующих исторических документах
BCTIeT перед посетителями музея жизнь и
кипучая деятельность Владимира Ильича,

Материалы музея в хронологической
последовательности показывают  устано-
вление советской власти в России, роль
В. И. Ленина как организатора и руковохи-
теля Советского государства, борьбу партии
Тенина— Сталина aa упрочение советской
власти. -

Незабываемые документы революции за-
печатлели ленинский план приступа к co-
циалистическому строительству, героиче-
	Новьицать качество политической
	ЯРОСЛАВЛЬ, 7. (Корр. «Правды»). 0о-
стоявшийся на днях пденум обкома был по-
священ постановлению ЦК ВЕП(б) «0 со-
стоянии и мерах улучшения партийного
просвещения в Ярославской областной парт-
организации». С докладом выступил секре-
тарь обкома ВЕП(б) тов‘ Турко.
	Докладчик и выступавшие в прениях
	‘отмечали огромное значение постановления
	ЦА ВЬП(б) для дальнейшего улучшения
политической ‚учебы коммунистов. В поста-
новлении, говорили ‘участники пленума,
глубоко вскрыты недостатки пропагандиет-
ской работы в областной партийной органи:

зации и намечены пути устранения этих
нелостатков.
	Ва пленуме приводилось немало фактов,
показывающих, что в парторганизации oc-
тается еще не решенной главная задача —
обеспечение всех школ и‘кружков квалифи-
цированными пропагандистскими кадрами
и обеспечение тем самым высокого идейно-
политического уровня занятий. Необходи-
мой помощи пропагандисты не получают,
Единственная форма их учебы — семинары,
Но они во многих случаях проходят на низ-
ком уровне. Квалифицированных методиче-
ских указаний пропагандисты не получают,
Поэтому они нередко сбиваются на путь
формааьно-школярского ‘прохождения про-
		С пленума Ярославского обкома ВКП(б)
	Даниловского райкома партии тов. Репни-
ков.— С нами часто связываются другие от-
делы, но мы не слышим голоса отдела про-
	0 недостатках в лекционной пропаганде.
говорили многие участники пленума. Эла
	работа ведется без’ продуманного плана. 0л-!
	паганды и агитации. В нашем партийном   деления Общества по распространению по-
	литических и научных знаний, областное
лекторское бюро работают разобщенно, без
учота потребностей партийных организаций.
Качество лекций не проверяется. Например,
работники отдела проиаганды и агитации
Ярославского горкома с мая прошлого’ года
не посетили ни одной лекции внештатных
лекторов.

Участники пленума пред’ явили серьез-
ные претензии областной газете «Северный
рабочий». Газета мало и поверхноетно пи-
щет о работе пропагандистов,

— Основная ‹причина всех недостатков
в партийном просвещении, — заявила
тов. Орлова, заведующая отделом пропаган-
ды и агитации Ростовского райкома пар-
тии, — кроется в том, что партийные коми-
теты не контролируют работу сети партий-
ного просвещения. И в этом в первую оче-
редь повинен обком партии. Он недоста-
точно требователен К секретарям райкомов,
когда идет речь о политической учебе ком-
муниетов. А те в свою очередь не требуют
от. секретарей первичных парторганизаций,
чтобы они ‘занялись организацией политуче-
бы. Дело дошло до того, что подчас партий-
вых работников не тревожит даже срыв за-
нятий в политшколах ‘или кружках.

Секретарь ‘обкома партии ‘тов. Турков
заключительном слове признал правильной
критику бюро и отдела пропаганды и ати-
танции` обкома ВЁЕЛ(б):“ Пленум принял ‘по-
становление ЦК ВЕП(6) к неуклонному ру-
ководству и исполнению и наметил. прак-
тические меры по улучшению работы ©
пронагандистамн, ‘повышению идейного
уровня партийного просвещения; °

в
	кабинете нет географических карт, мало
наглядных пособий. Наши обращения в 0б-
KOM проходят бесследно.
	Jos. Репников поставил вопрос о том,
чтобы городские партийные, ‚организации
оказали помощь сельским райкомам в ком-
	плектовании библиотек партийных ны
тов.
	Секретарь Щербаковского горкома партии
тов. Нечипоренко говорил о работе с пропа-
гандистами. Он сообщил, что в последнее
время горком перестроил работу: семинаров
пропагандистов. Теперь на, семинарах боль-
ше внимания уделяется обмену опытом про-
ведения занятий. Это помогает пропаганди-
стам повышать качество преподавания. По-
ложительно сказывается на пропагандист-
ской работе и то, что секретари горкома и
лекторы читают пропагандистам доклады о
важнейших решениях партии и правитель-
ства, о задачах трудящихся города и обла-
сти в хозяйственном строительстве, о меж-
дународном и внутреннем положении СССР.
	х Боро обкома ВКП(б), как отмечали вы-
ступавшие, неправильно использует» лек-
торские силы. Лектор тов. Васильев дли-
тельное время был в командировке не с про-
пагандистекими целями, а в качестве упол-
номоченного по заготовке леса. Около. меся-
на с путевкой уполномоченного. по хозяй-
	Г ственным. кампаниям. пробыл..в.одном.райо-
	не лектор обкома: тов. Громов. В то же вре-
мя в ряде’ районов, особенно отдаленных от
областного центра, за год не прочитано ни
одной лекции в помощь самостоятельно изу-
чающим марксистеко-ленинскую теорию.
	НАЧИНАНИЕ КОЛОМЕНЦЕВ И СОРМОВИЧЕЙ
НАХОДИТ ШИРОКУЮ ПОДДЕРЖКУ _
	Ценное начинание работников. Коломен-
ского‘ и Сормовского заводов, взявшихея за
счет сверхплановой экономии материалов
выпустить сверх программы 1949 года зна-
чительное количество продукции, встрети-
ло дружную поддержку на других заводах
Министерства транепортного малтинострое-
ния. 06 этом рассказали руководители ря-
да предприятий на вчераинем ‘распгирен-
ном заседании коллегии министерства.

Коллектив Кировского завода в г. Челя-
бинске принял обязательство ‘’изротовить
	‘сверх годового плана большое число тяжелых
	гусеничных тракторов «©-80» за счет сэко-
номленного металла и других материалов.
06 этом сообщил директор завода т, Зальц-
ман. Кировцы решили снизить расход чер-
ных металлов на несколько процентов про-
тив нозых норм, цветных ‘металлов — на
3 процента по сравнению с нормами, сэко-
номить большюе количество электроэнергии,
мазута. В цехах вводится в широких мас-
штабах использование отхожов металла и
других материалов. Во всей“ этой работе
активное участие примут технологи, кон-
структоры, мастера, стахановцы,

Директор Кировского завода в Ленинграде
т, Суворов сообщил, что на заводе органи-
зован общественный смотр экономии метал-
ла, электроэнергии, топлива. В ответ на
призыв коломенцев и сормовичей заводской
коллектив отвечает делом; он выпустит из
сэкономленных мателалов большую группу
трелевочных траклёров сверх годового пла-
на. Работники металлургических цехов обя-
зались выплавить в мартенах тысячи тонн
стали из сэкономленных против норм исход-
ных материалов.

Лизнозовский  вагоностроительный  за-
вол, как показали первые подсчеты, в в0-

стоянии выпустить за счет сэкономленных
материалов: пассажирский состав из цельно-
металлических ватонов, изготовленных сверх
тодовой программы. 06 этом заявил. на засе-
дании коллегии министерства директор за=
вода т. Шабров. В цехах этого предприятия
начинание коломенцев и сормовичей вызва-
ло большой политический и трудовой `под’ем.
Сейчас разрабатывается пелый ряд серъез-
ных мероприятий по экономии, совершен-
ствуется технология штамповки и обработ-
ки деталей вагона.

Сэкономить в-течение года 140, тонн
металла, 500. тонн угля и 200 тысяч кило-
ватт-часов электроэнергии берется коллек
тив Московского завода имени Орджоникидзе.

— За счет этого наш коллектив выпу-
стит сверх годового плана партию авто-
погрузчиков; — заявил директор завода
тов. Богородицкий.

Сверхплановые тепловозы из сэконом-
ленных материалов выпустит Харьковский
завод. транспортного” машиностроения. Как
рассказал директор этого завода т. Махонин,
почин коломенцев и сормовичей в Харькове
встречен с исключительным одобрением.

Директор Коломенского завода т. Яковлев
рассказал о той работе, которая началась
сейчас в пехах по экономии. всех материа-
лов.

Министр транспортного малитностроения
т, Носенко в своем выступлении полчерЕнул
политическую и хозяйственную важность
начинания коломенцев и сормовичей. Ha
‚всех заводах транспортного машиностроения
есть большие возможности для сверхплано-
вой экономии металла и других материалов.
	. .№ ИХ Ннаилучшему использованию направле-
	ны усилия участников развертывающегося
В эти дни социалистического соревнования.

Фюро обкома мало занималось вопросами
	партийного просвещения, целиком перелове-
		рив эту работу отделу пропаганды и агита-
ции. То же самое произошло в горкомах и
райкомах партии. Нри этом не’было при-
нято мер для улучшения работы отделов
пропаганды и агитации.
	— Отдел пропаганды и агитации обко-
а самый «тихий», — еказал секретарь
		Доклады передовых льноводов на бюро обкома партии
	Сейчас колхозы Мурыгинекого сельсовета
выступили инициаторами социалистического
соревнования за получение в текущем году
не менее 10 центнеров льноволокна с ка-
Жждого гектара. Бюро одобрило эту инициз-
тиву и предложило партийным и советским
органам обсудить их обращение во всех
артелях, вовлечь широкие массы колхозни-
ков в социалистическое ‘соревнование 38
высокие урожаи льна, ^
	СМОЛЕНСК, 7. (Норр, «Правды»). Кол-
хозы Мурыгинского сельсовета, Починков-
ского района, вырастили в истекием году
высокий урожай льна на всей площади в
235 гектаров. Артель «Дружный труд»
сдала ‘тосударству с каждого гектара по
1,2 центнера высокономерного, волокна,
Колхоз «Красная заря» сдал государству
10 7 центнеров. В среднем по колхозам сель-
совета сдано на государственные пункты

Албанские

заметки
	почти в три раза больше льнопродукции,
чем в 1947 году,

Бюро Смоленского обкома ВКП(б) обсу-
дило вопрос о внедрении опыта мурыгин-
ских льноводов во все колхозы области:
С докладами на бюро обкома выступили
председатели колхозов «Дружный труд»
тов. Кенленков, имени Ворошилова — тов.
Демидов, «Смерть капиталу»—тов. Борови-
ков. звеньевые тт. Кенденкова, Захарова,
	ний премьер Великобритании Черчилль   немало способных организаторов, взявших
	в свои руки руководство предприятиями,
государственными фермами, кооперативами.

В городе Гирокастре, на кожевелном 32-
воде, мы познакомились с его директором
Телемаком Мули. Директором он работает
только полтора года, & AO этого в течение
	16 лет был рабочим на этом же заводе.
Мули прекрасно знает кожевенное произвол-,
	ство и, став во главе предприятия, сумел
сделать его одним из лучших заводов в Ал-
бании. Он оказался не только хорошим орга-
низатором, но й незаурядным ‘рационализа-
тором с технической смекалкой, На заводе
не было машин для мягчения кож и чистки
мездры. Эти процессы велись вручную. Те-
лемак Мули, руководствуясь только иност-
ранным каталогом этих машин, организовал
их изготовление у себя, в мастерской завода.
Ou cam составии чертежи и руководил по-
стройкой машин, Сейчас эти машины ра-
ботают на полный ход.

Такие же люди из народа, из рабочих и
крестьян, люди со смёткой и инициативой,
стоят сейчас у руководслва и на других
предприятлях страны, работают директора-
ми, начальниками цехов, техниками, масте-
рами.

Молодость стоапы; новый дух чувству-
ются не только в городах, но и в самых
отдаленных селениях Албании, Бодрестью
и уверенностью пронизаны и труд, и отдых
народа.

Албанцы очень любят пеени и ‘народные
танцы, & песня, говорят, зеркало души.
Одна из излюбленных песен — «Вперед,
товарищи рабочие». В. прозаическом пере-
воде она звучит так:
	Мы больше не ‚рабы,

А господа своей судьбы,
Ибо сегодня наша власть.
Вперед. рабочие.
	Теперь работаем мы на cebs,
Для нас, для наших семей.
Мы укрепляем власть,
Которая нае защищает,
	Мы И. ‘власть, добытую нашей
кровью,

троим 1 ‘новую Албанию, товарищи,

Ц сами будем пользоваться

Плодами рук своих.
	Албанский народ вступил в новую полосу
своей историй. Уверенно и твердо илет он
	С. БЕССУДНОВ.
	рвался открыть второй фронт на Балканах.
Под маркой «помощи освобождению от нем-
цев» англичане не раз предпринимали по-
пытки высадить свои войска на адриатиче-
ском побережье Албании. Одна из таких
попыток была предпринята в момент, когда
страна фактически была уже очищена от
врага. Демократическое правительство Энве-
ра Ходжи категорически отказалось разре-
	шить высадку английских войск ‘на албан-
	ской территорий.
	1.

Вчера и сегодня _
	От специального корреспондента
«Правды»
	вопролитная борьба. Только. после смертя
Скандербега, сраженного малярией, турки,
воспользовавшиеся начавшейся междоусоб-
ной борьбой албанских князей, смогли з3-
воевать страну. Почти на пять столетий
опустилась над Албанией теуная, беспро-
светная ночь чужеземного ига:
	Й вот мы стоим на стенах древней крепо-.
	сти Скандербега. День солнечный, ясный.
	В долине совсем тепло,. & здесь довольно.
	прохладно. Внизу, под нами, зеленеют олив-
ковые сады, золотятея дубовые рощи, серо-
вато-желтыми полосами расстилаются убран-
ные кукурузные и пшеничные поля. Прямо
под стенами крепости сиротливо стоят уже
обронившие листву пирамидальные тополи,
На западе на широком пространстве’ видна
изумрудная лента Алриатического моря.
В синеватой дали по ней медленно движутея
дымки пароходов — на север, в ‘восточные
порты Италии, на юг— в Средиземное море.

Мы смотрим на эти дымки, и вся история
албанского государства как бы оживает
в нашем воображении. Расположенная на
стыке двух морей — Адриатического - и
Ионического, Албания тем самым оказалась
по соседству с одним из самых оживленных
морских путей в районе Средиземного моря.
Открытая с моря, располагающая удобными
естественными гаванями, страна предетав-
ляла собой лакомую приманку для между-
народных хищников. Любителей чужото до-
бра привлекали сюда природные богатетва
страны, дешевые рабочие руки, & также
рынок сбыта залежавшихся ‘товаров. Но не
только это. Отсола можно было проникнуть
ив дома еосёдей. Не случайно империали-
стические: стратеги окрестили Албанию
«морскими воротами Балкан». немало
непрошенных гостей нагло лезло в эти «во-
рота».

После первой мировой войны Албания
заботами Антанты была об’явлена подман-
датной территорией Италии. Однако едва
в 1920 году обладатели «мандата» высади-
лись на албанской земле, как рабочие Влё-.
ры (Валоны) и крестьяне Влёрской провин-
‚ции поднялись на борьбу. с новоявленными
`утнетателями. Воэруженные топорами да
	хробовиками, а больше. всего ненавистью к
поработителям, они сбросили итальянских
колонизаторов в море “и нагнали на`них т8-
кого страху, Что те. посетили отказаться
от мандата. :
	Но этот период длился недолго. Нришед-
ший с помощью итальянского фашизма к
власти представитель албанской феодальной
знати Ахмед Зогу сразу же начал торговать
страной. Он передал Италии таможни, госу-
дарственные монополии, управление сред-
ствами связи, портами, путями. сообщения.
Местопребыванием албанского гоеударетвен-
ного банка стал... Рим, а хозяевами албан-
ской нефти оказались итальянцы, Итальян-
ские колонисты. валом повалили в Албанию,
оседая на скупленных за бесценок тучных
полях страны. Генеральный штаб албанской
армии возглавили итальянские генералы. —

Долг, говорят, платежом красен: Муесо-
лици помог Зогу стать королем, а услужли-
вый король помог фашистской Италии «мир-
ными средствами» закабалить Албанию. у
	  Но ненасытному дуче и этого было мало.
`Порабощенная экономически, страна все же
‘сохраняла видимость политической ‘само-
стоятельности, а это никак не вязалось
с фашистекими аппетитами, И вот в начале
апреля 1939 года, ободренный политикой
мюнхенских «миротворцев», Муссолини бро-
сает против’ беззащитной Албании эска-
дрильи бомбардировщиков и военные кораб-
ли. И, как в 1920 году, албанский ‘народ
храбро. встал на защиту своей родины. На-
чавшиеь, как и тогда, в провинции Влёра,
всенародное — национально-освободительное
движение быстро охватило вето страну. В го-
рах сформировались первые партизанские
отряды.

В долине Меджгорани, что тянется‘ на
много километров вдоль реки Въёсы, я видел
любопытный памятник: на большом четы-
рехугольном гранитном постаменте из бе-
‘лого жрамора высечен волк. Оскалив пасть,
он злобно смотрит на покрытые буйной зе-
ленью горы. Этого каменного зверя италь-
янцы поставили здесь в память своей
дивизии «Черный волк», разгромленной и
начисто уничтоженной в этой долине албан-
скими патриотами. Думая. возвеличить этим
монументом своих головорезов, фашистские
захватчики, сами того не подозревая, уве-
ковечили славу и тероизм албанских парти-
	зан, беспощадно громивших оккупантов,

сначала итальянских, потом немецких.
Сынов Албании вдохновляли на подвиги

сокрушительные удары Советской Армии по
	немецко-фашистеким ордам. Каждый такой
удар удесятерял их силы, поднимал дух,
вселял уверенность в конечной и скорой
победе над гитлеризмом. Громя германский
фашизм, Советская Армия несла свободу бал-
канским народам. 29 ноября 1944 года
отважные албанские воины. взяли штурмом
  последний опорный пункт немцев на албан-
ской земле. г

Страна вышла из войны  ограбленной,
разоренной, полуразрушенной. Множество ее
живописных сел и городов было превращено
в бесформенные груды Камня и пепла: воз-
душными бомбардировками, артиллерийским
обстрелом и фашистскими факельщиками в
этой небольшой стране. стерто с лица земли
46 тысяч жилых домов. Окрестности Корчи,
Берата, Влёры, Гирокастры и других горо-
дов, суровые горы области Курвелеши и мно-
гие иные места хранят поныне печальные
  памятники народной скорби.

Разрушенные врагом  нефтепромыслы,
взорванные электростанции, выведенные из
\ строя фабрики, заводы, рудники, ‘портовые
сооружения, испорченные дороги, низвергну-
тые-в горные реки железобетонные ‘и камен-
ные мосты, — так выглядела Албания, когда
народ взял в свой руки управление страной.

Но неустрашимые в боях, трудолюбивые
в строительстве‘ мирной жизни, потомки
Скандербега мужественно взялись за вос-
становление родины, Были национализиро-
ваны банки, промышленность, транспорт и
торговля, была проведена аграрная: реформа,
в результате которой земля стала приналле-
жать тем, кто ее поливал’ своим ‘потом..
Албанский народ стал возводить мосты и
электростанции, возвращать к жизни пред-
приятия, строить железные дороги, прово-
дить мелиоративные и оросительные каналы.
Трудовой пафос охватил буквально всех.
Люди шли на пародные стройки, как на
праздник, создавая добровольческие брига-
ды, отказывавшиеся от оплаты за свой труд.
Й ужев 1947 году промышленность Алба-
ний была полностью восстановлена и давала
больше‘ продукции, чем в довоенном 1938
году.

Решимость албайского народа своими си-
лами строить новое общество пришлась не по
вкусу англо-американским империалистам,
Ен6 в ходе войны ‘они пытались сделать
в Албании то же самое, что проделали в
Греции, Известно. с каким усердием тогдаш-
	В один из первых дней нашего пребыва-
ния в’/Албании нам вместе с группой иност-
ранных гостей, собравшихся на первый кон-
гресс албанской коммунистической партии,
довелось посетить древнюю столицу Алба-
нии — город Крую. Это небольшой. городок,
раскинувшийся на окруженном оливковыми
рощами узком плато на высоте около
600 метров нах уровнем моря. Большинство
населения Круи занимается сельским хо-
зяйством: поля расположены в долине, тут
же, у подножия гор. Часть жителей горела
живет ремеслами: здесь развиты кузнечный,
гончарный, столярный, портняжный, шор-
ный и сапожный промыслы, производство
национальных ‘ костюмов. В ремесленном
квартале с ‘утра до вечера слышатся лязг
железа и стук молотков.

Гордостью Круй и её славой является со-
хранившаяся ло наших дней крепость Скан-
дербега — легендарного албанского героя,
вождя национально-освободительного дви-
жения против турецкого ига. Сын албан-
ского князя, Георг Кастриот, прозванный
позднее Скандербегом, будучи отдан девяти-
	NOTHUM мальчиком султану Амурату Ц в
	качестве заложника непокорного Народа,
много лет провел в турецком плену. Став
юношей, он выделился на войне как храб-
рый солдат, а потом и как сметливый вое-
начальник. За отвагу и находчивость в сра-
жениях турки дали ему имя Скандер —
имя, которое носил Александр Македонский.
Но ни награды, ни почести не смогли за-
ставить его позабыть родину, отказаться от
мысли о борьбе за свободу и независимость
Албании. Вернувшись на родину, здесь, в
торах Албании, он начал готовить силы для
борьбы с ненавистными угнетателями. Вее-
оторонне образованный, смелый и энергич-
ный, Кастриот очень скоро завоевал при-
знание: албанские старшины провозгласили
его вождем, а народ назвал его Скандербе-
том. В 1443 году Скандербег поднял знамя
восстания и в первых же сражениях на
реке Черный Дрин наголову разбил турецкие
войска. Много раз с тех пор турецкие армии
преднринимали походы против Скандербега
и маленькой албанской столицы, много раз
подвергалась осаде и штурму возведенная
Скандербегом крепость. Но каждый раз поле
битвы оставалось за умным и находчивым
вождем героических албанцев.
< Лвалцать пять лет. продолжалась эта Еро-
	УП
		f
	Вооруженное вторжение в Албанию
не удалось. Тогда англо-американские коло-
низаторы слелали ставку на реакционные
элементы внутри страны. Военные и дипло-
матические миссии Англии и СПТА в: Алба-
нии превратились в шпионские / гнезда, в
центры организации заговоров против Ал-
банской республики. На процессе участников
раскрытого в 1946 году в город» Шкодере
заговора против народно-демократического
режима со всей ясностью и полнотой было
доказано, что организатором этого заговора
был не кто иной, как глава американской
миссии в Албании Фульц. На процессе вы-
явнилось также, что американцы подгото-
вляли морской десант, который по сигналу
заговорщиков должен был высадиться на
албанской территории.

Натравливание на Албанию греческих
монархо- фашистов, организация бесконеч-
ных провокаций на греко-албанской. грани-
це, инсценировка постыдного «инцидента»
в проливе Корфу — все эти приемы исиро-
бовали агенты англо-американского импе-
риализма.

060 воем этом нельзя не вспомнить, глядя
на сегодняшнюю Албанию, на все то новое
й радостное, что, подобно молодым, еще не
окрепитим деревцам, растущим из расщелин
древней крености Скандербега, повседневно
рождается на обновленной албанской земле,
Самыми яркими чертами сегодняшней Алба-
НИИ являются высокая политическая созна-
тельность её народа, его трудовой пафое,
исключительно сильная, от сердца идущая
любовь к Советскому Союзу, сплоченность
вокруг албанской партии труда. :

Наиболее уважаемыми людьми в респуб-
лике становятся ныне герои труда, передо-
вики производства. В Албании, пожалуй,
не найдешь ни одного ‘предприятия, даже
самого маленького, гле не было бы ударни-
	ков или отличников произволетва. Албан-   Виеред но пути в соцлализму.
	ский народ сумел наити в своих рядах