ОЗ,
	 1.
		$ ОЛЯ 1949 г., № 189 (11285)

Прощание болгарского народа
с Георгием Михайловичем
Димитровым
	БВ Софии, в зале заседанай Великого на-
родного собрания, стоит на высоком поста-
менте обвитый красным и черным шелком
‚Гроб, в котором покоится тело Георгия Ми:
хайловича Димитрова. Нал изголовьем гро-
ба — склоненные красные и трехнветные
стяги, большой портрет Георгия Михайло-
вича, государственный герб Народной рес-
публики Болгарии. Доступ к гробу открыл-
ся сегодня в 8 часов утра. Непрерывной
чередой труляшиеся проходят через зал.
прощаясь с тем, чья жизнь безразлельно
принадлежала народу. На балконе нал пра-
вым крылом зала играет симфонический
оркестр. Торжественно-печальные звуки
траурных мелодий как бы отражают чув-
ства народа, понесшего тяжелую утрату.
Идут рабочие и домохозяйки, идут солхаты,
проходят парами, взявшись за руки, дети,
идут представители трудовой интеллиген-
ции, учителя, врачи, коммунисты и бес-
партийные, мужчины и женшины. У мно-
THX Ha глазах слезы. Вет идут рабочие за-
вода локомотивов в Софии, вот железноло-
рожники, трамвайщики. Шрюшла группа
крестьян из отдаленной области Добруджи.
	У гроба смена за сменой стоят предста-
вители скорбящего народа. В первой смене
сегодня стояли в почетном карауле члены
и кандидаты политбюро Болгарской компар-
тли тт. Червенков, Чанков. Югов, Дамянов,
Tepnemes, Поптомов, Черноколев, Нейчев.
Пх сменяют министры болгарского прави-
тельства, члены ЦЕ компартии, представи-
тели общественных организаций. Вот в гду-
боком молчании стоят у греба секретаря за-
водеких парторганизаций, встают в караул
ударники и ударницы. Они принесли в
этот зал свое горе и свою клятву завершить
великое дело строительства социализма.
	С этим залом связаны многие события
из жизни товараша Димитрова и из исто-
рни Болгарии. 36 лет тому назад молодой
Димитров был избран в парламент монархи-
ческой Болгарии. Он был одним из первых
в своей стране депутатов-рабочих и пряшел
в парламент, чтобы бороться за свободу
народа.

Началась полоса преследований. Извест-
но, что фашистский суд лважды заочно при-
говаривал товарища Димитрова в смертной
казни. Товарищ Димитров вынужден был
покинуть родную землю, но ничто не могло
заставить его прекратить борьбу за ее ос-
вобождение. И когда была одержана исто-
рическая победа, то именно в этом зале вы
ступил Георгий Михайлович Димитров с из-
вестной речью, в которой он предложил
упразлнить монархию, установить в Болга-
рии строй’ народной республики. Bee-
пародный ^‹ опрос  показал. ‘что `трудя=
щиеся Болгарии дружно” идут за ком-
мунистами, за товарищем Димитровым. Кро-
вавая немецкая кобургская династия, монар-
хический строй были ликвидированы на-
всетда.

10 часов 25 минут утра. В почетный ка-
раул встают глава советской правитель-
ственной делегации Маршал Советского
Союза Е. Е. Ворошилов, члены делегации
тт. А. Ф. Горкин, Н. А. Михайлов, Т. М.
Зуева и П. Ф. Юдин. Через зал проходят
питомцы детского сада, идут трудящиеся
третьего ‘района болгарской столицы —
района имени Димитрова.

Участие советского. правительства, боль-
евистской партии, участие товарища
Сталина в национальном горе болгарского.
	народа глубоко трогает трудящихся народ-
ной Болгарии.

В София, как и во все время пути по
болгарской земле, советская делегация нахо-
дитея в сердечном общении с трудящимися
Народной республики. К товарищу К. Е,
Ворошилову обращаются пионеры. члены co-
Юза молодежи, бывнгие партизаны. военные,
помогавиие советским войскам  хобивать
врага, люди старшего поколения. Климент
	От собственного корреспондента «Правды»
	траурное собрание, посвященное
памяти Г. М, Димитрова,
в Париже
	ПАРИЖ, 6 июля. (ТАСС). Вчера в Парн-
же состоялось торжественно-траурное собра-
ние, посвященное памяти Георгия Михай-
ловича Димитрова. Тысячи парижан пришли
в зал Мютюалите, чтобы почтить память
великого борца за лело рабочего класса
Г. М. Димитрова, чей жизненный пример
вдохновляет на борьбу миллионы и миллио-
ны трудящихся во всем мире.

Собрание поеле исполнения гимна Нарол-
ной республики Болгария и «Марсельезы»
открыл член ЦЁ компартии Франции Этьея
Фзжон. В своем кратком вступительном сло-
ве он соабщиял 0б от’езле в Софию ana y4a-
	Выступление Криппса в палате общин
	Другие долларовые расхолы, помимо им-
порта, будут разрешаться только тогда, ко-
гла это крайне необходимо, причем в еокра-
		ЛОНДОН, 7 июля. (ТАСС). Выступая вче-
ра в палате общин с заявлением о затрудне-
ниях Англии с долларами и золотом, англий-
ский министр финансов Ериппс заявил, что
«самая трулная проблема, с которой столк-
нулась стерлинтовая зона,—это торговый и
платежный балане с долларовой зоной».

Вринпе ухазал, что апрельские и май-
ские данные о внешней торговле Англия
свидетельствовали 0 «значительном сокра-
щении продажи наших товаров Созлинен-
ным Штатам, и это сократило приток дол-
ларов.

Это снижение было еще более заметно
В других частях стерлинговой зоны, особен-
Но в тех, которые продают сырье Соелинен-
ным Штатам; в этих случаях резко сокра-
тились как 0б’ем, так и цены».

Врапве сообщил. что долларовый дефи-
	ЦИТ во втором квартале текущего года co-
ставил 157 млн. фунтов стерлингов против
	ДУНЛАД «НАЦИОНАЛЬНОГО
КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА
ПО ВОПРОСАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ВАЛОТЫ И ФИНАНСОВ» В США
	ВАШИНГТОН, 7 июля. (ТАСС). Трумэн
направил конгрессу доклад Национального
консультативного совета по вопросам меж-
дународной залюты и финансов (совет. еу-
шествует» при президенте. — Ред.), в кото-
ром указывается, что совет выступает за
девальвацию валюты в Англии и некоторых
других западноевропейеких странах.

По поводу нехватки долларов, угрожаю-
щей маршаллизированным странам, в до-
кладе говорится, что западноевропейские
страны для того, чтобы обеспечить себе
жизнеспогобное положение к 1952 году—
концу срока действия «плана Маршалла» —=
должны добитьея большего успеха B деле
	восстановления своих платежных балансов
по отношению в Западному полушарию и
привлечения больших частных иностран-
ных капиталовложений.
	Затем в докладе утверждается, что «в не-
которых случаях переоценка валюты может
явиться важным средством для осущест-
вления желаемого увеличения экспорта в
долларовую зону». .

Хотя в докладе совета Англия специаль-
но в этой связи не упоминается и говорит-
ся лишь 0 «переоценке» валюты, как
Ассошиэйтел Пресс, так и Юнайтед Пресс
истолковывают этот доклад, как означаю-
щий, что совет стоит за девальвацию фун-
та стерлингов.

Однако агентство Ассошиэйтед Пресс за-
являет, что, как ожидают американские
официальные лица, Англия вместо того,
чтобы пойти по этому курсу, прибегнет к
таким мерам, как ограничение импорта из
США в целях его сокращения посредством
квот и заключение дополнительных дву-
сторонних торговых соглашений по образну
англо-аргептинекого.

В докладе совета содержится возражение
против всяких ассигнований по «плану
Маршалла» ¢ пелью воссоздания запасов
валюты в маршаллизированных странах. По
мнению агентетва Ассошиэйтел Пресс, это,
видимо, исключает возможноеть предостав-
ления англичанам спениальной субсидий
по «плану Маршалла», чтобы помочь им
разрешить свою критическую проблему не-
хватки долларов.

—O—
	Сскращение производства стали
и цветных металлов
в США
	  ЫЪЮ-ПОРВ, 7 июля. (ТАСС). На этой не-
деле наблюдается резкое сокращение вы-
плавки стали в США, продолжающееея не-
прерывно уже 12 недель. По данным амери-
канекого института стали, сталенлавильная
проиышленность на этой неделе была за-
гружена только на 61,2 проп. своей мош-
ности, что является самым низким уровнем
с начала декабря 1946 года. По сравнению
с предылущей неделей выпуск стали сокра-
тился на 23,4 прон. и на 40 проц. по ерав-
нению с серединой марта. Экономический
журнал «Айрон эйдж» предсказывает, что
выпуск стали будет сокращаться в июле
и августе.

Оталеплавильная компания «Карнеги
Иллинойс» — филиал компании «Юнайтед
Стейте стил» веледствие отсутствия спроса
на чугун об’явила о закрытии доменной пе-
чи в Ниттебурге, ежегодно выпускавшей
379 тые. тонн чугуна.

Олновременно  продолжающееся резкое
сокращение выплавки цветных металлов
начинает создавать серьезное положение в
западных горнорудных штатах. По сообще-
нию корреспондента агентства Юнайтел
Пресс из Солт-Лейк-сити, губернатор штата
Юта Ли направил в Вашингтон письмо чле-
нам конгресса от штата Юта, в котором
пишет, что «положение на рудниках в шта-
те Юта достигло критической точки».

Такое же положение существует и в дру-
гих штатах, где выплавляютея цветные
металлы, включая штаты Невала и Нью-
Мексико, где недавно было закрыто много
рудников веледетвие резкого понижения пен
на мель. свинеп и цинк.
	основу многовековой военный опыт русского
народа, усвоив все лучшее из опыта евро-
пейских армий, Петр повел русское военное
искусство самостоятельным путем и во
многом опередил военную науку Западной
Европы. Полководческое искусство Петра
для своего времени было самым передовым.

В своей полководческой деятельности
Петр показал выдающиеся образпы русско-
го национального военного искусства. Ха-
рактерной чертой его полководческой лея-
тельности являлось TO, ITO он ясно. с уче-
том реального соотношения сил сторон ста-
вил перел войсками большую, государетвен-
ной важности стратегическую цель, В соот-
ветствии с этой целью он мастерски умел
оценить обстановку, проникнуть в суще-
ство замысла врага и определить формы
борьбы, которые обеспечили бы провал пла-
нов противника. Причем Петр применял та-
кие тактические формы борьбы, которые
исключали шаблон и каждый раз вносили
новые элементы в области военного искус-
ства.

С учетом военно-политической обста-
новки Петр применял широкие етратегиче-
ские маневры. Он умело маневрировал вой-
сками на большом театре войны. быстро от-
тягивал свои силы в нужный район cocpe-
доточения.

Петр был не только талантливым полко-
BOINeM по управлению сухопутными вой-
сками, но и крупным флотоволнем.

Заслуга Петра заключается в том, что
вн понял значение для России выхода
в берегам Балтийского моря. Петр Г сде-
лал много для укрепления национального
государства помещиков и торговцев. Это
укрепление происходило за счзт жестокой
эксплоатации крепостного крестьянства,

& =& з
	Полтавская битва имела решающее зна-
чение для выхода России к берегам Бал-
тики, для укрепления Российского государя
ства. Она снова показала мужество, стой-
кость и непоколебимость русских воинов
в борьбе против врагов, пытавшихея поко-
рить великий русский народ.
		Вели стерлинговой зоне не удастся вос-
становить об’ем продажи товаров в долла-
ровую зону. это ограничение расходования
	долларов пуилетея продолжить».
	Вместе с тем Крипие подчеркнул, что
«приостановление долларовых расхолов, хо-
  тя оно абсолютно необходимо, не может раз-
решить наши трулноети» и что необходимо
  проведение «положительной политики, рас-
	считанной на длительный срок».
	«Положительная политика» должна CO-
стоять в снижении английских экспортных
цен на долларовых нкахстем, чтобы анг-
лийские товары могли успешно конку-
	рировать. Снижения экспортных пен Криппи:
намерен достигнуть за счет увеличения про-
изводительноети труда и снижения изтер-
щек производства, тб-есть в конечном итоге
за счет трулящихся. Нри этом Криппе об’-
явил вредными трэбования ‘0б увеличении
заработной платы, а также «замедление тел-
пов и остановки работы» промышленности.
	В заключение hpanne остановилея #1
предетоящих переговорах е министром фи-
нансов США Снайдером, а также совеша-
ниях министроз финансов страз Британской
  империи. Эти совешания, как заявил
  Ерипис, имеют целью изыскание «долго-
[в решения трудных проблем торго-
‚вого баланса между Западным полушарием
н остальным миром, в котором стерлинговая
  оша образует столь важную часть».
  Отвечая на вопросы, Крипле заявил за-
местителю лидера оппозиции Идену, что, как
он надеется, он сможет сообщить: на сле-
лующей неделе больше подробностей о при-
остановлении застоя в области новых дол-
ларовых закупок.

Отвечая после заявления на вопросы,
Rpanne утверждал, что «правительство
не имеет ни малейнтего намерения проводить
девальвацию фунта стерлингов».
		Ефремович н другие члены советской’ леле-  стия в похоронах Георгия Димитрова гене-
гацин дружееки беседуют с десятками и   ральното секретаря компартии Франции Mo-
	lig we BN MOE ESS
десятками JWICH, OO}OIPAIOT AX B их ray-   рига Topesa и членов ЦК Раймона Гюйс п  ориентировочной нифры в 113 млн. фунтов

Lomnwp ree mre ee 2
	«“орана Казанова, которые бутут предетав-
лять коммунистнческую партию Францни на
похоронах Георгия Димитрова.

«Смерть Гебргия ‘Димитрова, — сказал
Фажон, — повергла в скорбь всех комму-
	боком общенациенальном горе словами с0-
чуветвия и подержки.

В почетный караул встает хелегация
братской Румынии во главе с Анной Паукер.
Горе болгарского народа разделяется всем
лагерем демократии п соцнализма.

Траурную вахту сегодня несли также те.
	стерлингов, указанной в экономическом 05-
зорз, и против 82 мли. фунтов стерлингов
в первом квартале 1949 гола.
Отновременно валютные запасы стерлин-
говой зоны енизилиеь е 471 млн. фунтов
стерлингов на 31 марта до 406 млн. фунтов

заявив, что основной пелью финансовой
политики Англии должно быть сохранение
резервов стерлинговой зоны, Крипне ска-
зал:

«До середины июня события заставили
нас, к сожалению, дать инструкции веем
нангич закупочным организациям, чтобы
они максимально отерочили новые долларо-
вые закупки. Такие меры будут  продол-
жаться ‘по крайней мере`в течение трех ме-
сяпев.

Существующие контракты и обязатель-
ства останутся в силе, однако потребуются
особые разрешения для любых новых лолла-
ровых закупок, и эти разрешения будут да-
ваться только в тех случаях, когда булет
бесспорно установлено. что этого требуют
неотложные интересы страны,
	В американ
	HHCTOB, всех трудящихся, всех прогрессив-  стерлингов на 30 июня.
ных людей во всем мире». Остановивитиеь Заявив, что основной
	тегация от. трудящихся Москвы, Увранны,  ^^” PU Bees Мире». ЗОТавовявшись
Ленинграда. _   на деятельности и борьбе Г. М. Димитрова.
	Гроб е телом Георгия Михайловича Ли-  Фажон отметил, что пример Димитрова
	митрова окружен венками из живых цветов.   ВАОХНовлял на борьбу антифашистов и ком-
BeHRA стоят влоль стен зала Венками за-  Муниетев Франпии.
	Венки етоят вдоль стен зала. Венками за-
полыены примыкаюг”^ к залу коридоры.
Мы вилим вплетенные в эти Венки роскош-
ные розы Болгарии, горные фиалки и ро-
левую ромашку.

Вот у подножия гроба венок от Централь-
ного комитета Болгарской компартия. Това-
риш Димитров был вождем болгарских ком-
мунистов, готовил их к боям в трудных
условиях подполья, руководил ими. когла

мунистов Франции.

С речью, в которой он показал образ ки-
пучего и непрекленного антифаииста, ре-
волюционера-большевика Г. М. Димитрова,
выступил Жак Дюкло.

Затен с речью выступил Андре Марти,
показавший в ярких образах жизнь непре-
клонного  бориа-революционера Георгия
Димитрова. Марти отметил, какое значение
	вай, опираясь нз помощь наступающих со-  для 09 единения всех сил в борьбе против
ветских войск, разжигали всенародную пар-  фашизма имела деятельность Димитрова,
тазанскую борьбу. Он привел их к победе и  какой отклик нашли его призывы Е един-
указал им путь развития и закрепления этой сгву среди французского народа, выстунив-
HOOCIBL. шего единым фронтом в феврале 1934 г.

Справа — постоянно привлекающий ВНИ-   против непытки фаптистов захватить власть
мание проходящих людей венок с краткой   an Grannay
	за мир и свободу.
—<—-
Телеграмма соболезнования
Национального комитета
Американской компартии
по случаю кончины
Г. М. Димитрова
	НЬЮ-ЙОРК, 7 июля. (ТАСС). Газета’
	«дейли уоркер» сообщает, что Националь-
ный комитет Америкачекой компартии‘ от-
	правил телеграмму Центральному комитету.
	Болгарской. коммунистической партии, в ко-
торой выражает боболезнование по случаю
вончяны Г. М. Димитрова. «С глубокой
скорбъю,— указывается в телеграмме. — мы
прочли сообщение о смерти верного учени-
ка Ленина и Сталина, великого сына герои-
ческого болгарекого народа и революционе-
ра-борца противо фашизма — Георгия Ди-
митрова».

«Веодушевленные примером Лимитрова,.
память о котором будет жить вечно и отвага.
которого бессмертна,— говоритея далее в
телеграиме, — мы обязуемея удвоить нашу
энергию в борьбе за хостижение единства ра-
бочего класса и народа в борьбе против фа-
шизма, чтобы нанести решительное пораже-
ние силам Уолл-стрита, реакции, неофангиз-
ма и войны —— основных врагов всех наро-
тов».

Телеграмму нолпасали председатель На-
	данпыас прододладал людоси воповь С Брать и
наднисью на красной ленте: «Дорогому другу
и товаришу Георгию Михайловичу Дими-
трову. И. Сталин». Георгий Михайлович был
вылающимся и верным соратником Ленина
и Сталина.

Венок от ЦЕ ВЕП(б). Георгий Димитров
всегда был верен принципам пролетарского
интернационализма и с присушей ему
ясной революционной мыслью видел в
ВЕТ 5) надежного хранителя этих высоких
принципов.

Вносят венок, в который внлетен целый
пшеничный сноп со, спелыми колосьями,—
товаришу  Димитрову от крестьянской
общины.

В похножию гроба ‘ложится новый боль-
шой, любовно сплетенный венок. Наднись:
«Дорогому и горячо любимому Георгию Ми-
хайловичу Димитрову от трудящихся Мо-
сквы». Из далекой советской столицы венок
привезла’ делегация ‘трудяшихея. В. составе
делегации т.т. Н. Н. Данилов, М. В. Сары-
чева, инженер автозавода имени Сталина
С. В. Давыдов, стахановка государственного
подшицникового завода А. Г. Кувшинова,
мастер завода «Серп и молот» И. И. Тур-
танов.

Опускается вечер на болгарскую столицу.
Лишь на вершинах одиноко стоящих гор,
что возвышаются вокруг Софийского плато,
играет позолота последних солнечных лу-
чей. И кажется, что вместе с болгарским на-
родом сами горы стоят в почетном карауле
нал гробом великого сына этой земли.

С. КРУШИНСКИЙ,

София,
7 июля 1949 г

Bo Франпии.

Марти на
0 том, что
пробным кам
бочего класс

Марти ap
бороться, не
масс для 00
за мир и ст

Телегра

Нацис

Амери
по

r,

НЬЮ-ИОР!
«Дейли убрк
ный комитет
правил телег
Болгарской. к
торой выраж:
вончячы Г.
скорбью, — у
прочли с60би
ва Ленина и
ческого болга
ра-борца пре
митрова».

«Веодушев
память 0 кот
которого бес
телеграмме, —
энергию в бор
бочего класса
	НЬЮ-НОРЕ, 7 июля. (ТАСС). Несмотря
на давление со стороны . правительства,
влиятельная группа сенаторов продолжает
свои попытки добиться резкого сокращения
ассигнований ‘на «план Маршалла» в ны-
нешнем финансовом году. Печать сообщает,
что это движение опирается, во-первых, на
растущий финансовый дефицит в бюджете
американского правительства, а во-вторых,
на мнение о том, что финансовый кризис
в Англии знаменует собой провал всего
«плана Маршалла».

Сенатская комиссия по ассигнованиям
начала обеужлать законопроект об асеигно-
	  вании средетв на «план Маршалла» еше
	:

5 июня: Адмивистратор по осушествлению
«плана Маршалла» Гофман и другие офи-
пиальные представители в своих выеступле-

‘ниях неоднократно просили комиссию не
‚сокращать ассигнований ниже 3.568 мил-

лионов долларов, которые палата предета-
вителей согласилась ассигновать Ha до-
сять с половиной месяцев. Гофман намек-
нул Jake на то, что он может уйти в от-
ставку, если аосигнования будут урезаны
ниже этой пифры. Однако эти призывы и
угрозы, повидимему, не произвели впечат-
ления на комиссию. Horna что комиссия не
представила доклада сенату. и ве влиятель-

‘ные члены, в том чиеле предеедатель Мак-

келлар, продолжают свой попытки добиться
сокращения ассигнований. 2 июля Маккел-
лар заявил корреспонденту агентетва А6со-
шиэйтед Пресс, что он собирается просить
0 сокращении ассигнований на 800 мил-
лионов долларов.
	Создание в США запасо
	НЬЮ-ИОРЕ, 6 июля. (ТАСС). Корреспон-
дент ‘агентства Юнайтед Преес сообщает из
Вашингтона, что страны, участвующие в
«плане Маршалла», заключили контракт на
отправку в Соединенные Штаты военных
материалов в целях создания “тратегических
запасов на сумму в 53.397,364 холлара.

Нью-йоркская газета «Сан» заявляет,
что, кроме Маккеллара, некоторые другие
влиятельные сенаторы, в том числе сена-
тор от штата Георгия Джордж и сенатор от
штата Виргиния Бэрл, считают, что сбалан-
сировать бюджет можно, только сократив
	  ассигнования на «план Маршалла» и на
вооруженные силы.  Ворреспондент добав-
ляет: «Это движение ветречает серьезную
поддержку со стороны других членов кон-
гресса. которые вее больше начинают ду-
мать, что «план Маршалла» может прова-
литьея пол ударом долларового кризиса в
Англии. В течение некоторого времени мно-
THe сенаторы, поддерживающие «план
Марпталла», были обеспокоены сообщения-
  МИ 0 ТОМ, ЧТО этот «план» не достигает ус-
пеха с чисто экономической точки зрения;
что средства, отпускаемые на «план Мар-
шалла», бесплодно расточаютея; что на-
циональные ‘торговые барьеры попрежнему
‘oeranvva Bnwage ew Anrueg narspentad am
	тив сенаторы, поддерживающие «план
МИ 0 ТОМ, ЧТо этот «план» не достигает ус-
шалла», бесплолно расточаются; что на-
останутея. Кризие в Англии подтвердил эти
сообщения и усилил оппозицию против
продолжения программы».

Вашингтонский ° корреспондент газеты
«Нью-Йорк дейли ныюс» о’Доннел, касаясь
зкономического положения в Англии, пи-
шет: «Простой факт заключается в том,
что «план Маршалла» просто не имеет ус-
пеха». Заявляя, что «план Маршалла» пол-
ностью провалился, 0’Доннел предсказы-
вает, что конгресс сократит ассигнования
на «план Маршалла» и что Гофман, во3-
можно, уйдет в отставку.
	з стратегического сырья

Администрация по осуществлению «пла-
на Маршалла» заявила, что эти материалы
будут включать каучук, сизаль (особый вид
волокна), промышленные алмазы, графит,
кобальт, свинец, концентрарованное паль-
мовое масло и платину.

Итальянская делегация на похороны Г. М. Димитрова
	РИМ, 7 июля. (ТАСС). Газета «Унита»
сообщает, что в Софию для участия в по-
хоронах Георгия Димитрова выехали пред-

Сегодня исполняется 240-я годовщина
Полтавской битвы, в которой русские вой-
ска под командованием Петра [ наголову
разгромили первоклассную по тем време-
нам шведскую армию.
	Полтавская битва означала перелом в
ходе Северной войны (1700—1721 rr.),
в которой решался исход вековой борьбы
между Россией и Швецией за берега Балтий-
ского моря.
	В первой половине ХУП века Швения
захватила восточное побережье Балтийеко-
го моря и закрыла России выход к морю,
что не давало возможности России наладить
экономические и культурные связи с за-
падноевропейскими государствами. России
грозила опасность потери независимости и
превращения в колонию более Сильных
государств Запада.

Швеция накануне Северной войны была
одной из самых сильных европейских лер-
жав и имела вполне кадровую армию. Нетр
к началу войны сделал только первые ша-
ги в создании регулярвой армии. Поэтому
в сражении co шведами ox Нарвой
(1700 г.) молодые русские войска потерие-
ли неулачу. Олнако это не сломило сил
России. Петр Г стал готовитьея вк продолже-
нию борьбы.

Между тем Карл ХИ, самоналеяано ре-
шив, что он нанес русской армии смертель-
ный удар, двинул свой полки против дру-
гого противника — польекого короля, В
Нольше Карл, по выражению Петра,
«увяз» надолго. Этим оп дал возможность
Пэтру выиграть врзмя для нерестройки
армии, ‘укрепления обороны страны и
подготовки к генеральному сражению.

Особое внимание Петр обратил на упоря-
лочение лелз управления, комплектования,
обучения и снабжения армии.

Петр сумел в кратчайший ерок создать
необходимые условия для вооружения и
снабжения армии. Товариш Сталин говорил
0б этом: «Когла Петр Великий, имея дело
с более развитыми странами на Запале, ли-
хорадочно строил заволы и фабрики для
снабжения армин и усиления обороны стра-
HEI, TO 3T0 была своеобразная попытка вы-
	ставители Центрального комитета Итальян-
	-  ской вомпартии Чуиджи Фонго, Пьетро   ционального комитета компартии Фостер и
-Секкья и Москателли. тенеральный секретарь Деннис.

ms >28...

сз
	Полтавская битва
			продовольственные  запа
агентов Мазепы и короля.
	На рассвете 27 июня (8 июля) 1709 го-
да шведы стремительной атакой лванулись
на русские позиции, но были встречены
губительным огнем с редутов. Прорыв че-
	он погубил Швецию и показал всем неуяз-
вимость России».

Победа русских войск под Полтавой по-
ложила конец военному могуществу Шве-
	запасы. вылавливали! 063 редуты потребовал времени и стоил  -ции и высоко подняла роль’ России. как
	великой и могучей державы. Великий
сын русского народа революннонер-демо-
крат Белинский писал: «Полтавская битва
была не просто сражение, замечательное по
огромности военных сил, по упоретву сра-
жающихся и количеству пролитой крови.
Нет, это была битва за существование пе-
лого народа, за будушноеть пелого госулар-
ства...»

В Полтавской битве чрезвычайное ярко
проявились отличительные черты русских
солдат — храбрость, стойкость, беззаветная
преданность своей родине.

Петр хотел после Полтавского сражения
заключить мирный договор при уеловии
возвращения России Эстляндии и Лифлян-
дии, Но Карл решил продолжать войну.
Швеция @ще располагала сильным флотом,
й он надеялся разбить русских на море.

Чтобы окончательно разгромить  шве-
	шведам больших жертв. № основным
силам русских они подошли значительно
ослабленными.

Рещивииеь атаковать противника, Петр
обратилея в войскам co словами боевого
приказа: «Воины, вот пришел час, который
решит судьбу Отечества. Итак, не должны
вы помышлять, чте сражаетесь за Петра
но за государство, Петру вручекное, за
рол свой, за Отечество... Не должна вас
также смущать слава неприятеля, будто бы
непобедимого, которой ложь вы сами своими
побелами над ним неоднократно доказали.
Нуейте в сражении пред очами вашими
правду... А о Петре ведайте, что ему жизнь
его не дорога, только бы жила Россия, в
блаженстве и славе для благосостояния
		1709 — 8 июля — 1949
	«Бопросы ленинизма», изд. 9-е, стр. 359).

В ходе войны Петр создал регудярную
армию и военно-морской флот, подготовил
калры офиперского состава. Русские солда-
ты прошли суровую школу войны, стали
опытными. обученными воинамн и по своей
выносливости,  дисциплинированноети и
храбрости стояли выше современных им
запалноевропейских солдат. Боя со шведа-
ми подтвердили это.

Во главе армин стояли талантливые спо-
движники Петра — Шереметев, Меншиков
и другие, которые в военном искусетве
опередили своих современников на Западе.

В 1706 году Карл сломил сопротивление
польской армии и затем двинулся в Россию.

Швелы, вторгшиеь в пределы Русско-
го государства. полагали, что ам прялется
сражаться с одной русской арнией, а меж-
лу тем им пришлось иметь дело и с насе-
лением.

Попытка шведов достичь Москвы через
дентральные русские районы провалилась.
Нз этом направлении шведы встретили
упорное сопротивление русской арыяи и
партизанских отряхев. Тогда Карл ХИ решил
соверпгить обхол на Стародуб. Пока шведы
продвигались в этом направлении, русские
войска численностью в 12 тысяч человек
произвели сложный мапевр и 28 сентября.
1708 гола у деревни Лесной под личным.
командованием Цетра разгромили 16-тысяч-
ный отряд противника и захватили его ар-
тиллерию и огромный обоз.

Основные силы шведов продолжали свое
продвижение на Украину. Отсюда при с0-
действии гетмана Мазепы, изменившего
своей родине. Карл намеревалея повести на-
ступление на Москву.

Украинский народ не пошел за измен-
ником Мазепой. Врестьяне Украины отно-
силиеь с ненавистью в швелам, укрывали
	Врестьяне об’единялись в партизанские
отряды и нападали на шведов. Нарол Ук-
раины в тесном сотрудничестве с братскими
руеским и белорусским народами оказывал
упорное сопротивление захватчикам.

В апреле 1709 года шведы появились под
стенами Полтавы, небольшой крепости, рас-
положенной на правом берегу реки Ворсклы.
Незадолго ло этого по приказу Петра в Пол-
таве были исправлены старые укрепления
и построен ряд новых. Гарнизон Полтавы
насчитывал всего 4.000 солдат и 2.600
вооруженных жителей. однако швелы ие
	могли взять город. ознитники Полтавы!
	отбили множество прнступов. Вомендант
Полтавы блеетяте. организовал оборону
города.

Петр рептил дать под Полтавой шведам
«генеральную баталию». 25 июня он бро-
	акипел ожесточенный бой. Вскоре рус-
ская зрыия перешла в общее наступление
	ear РЕ EE EEE Een Ee ee ae ee

двинул свою армию к дер. Яковцы. в 5 ки-   00 всему фронту. Шведские войска YHOPHO   yon, надо было перенести военные дейст-
	лометрах от Полтавы. Войека приступиля Е
	стремились остановить натиск русской
	вия на Балтийское море. Эта залача была
	постройке укрепленного лагеря. Справа и   пехоты, Тогда русская кавалерия стала охва-   блестяще решена во второй период Северной
перед фронтам лагеря простиралась откры-   тывать фланги шведской армии. и. шведы   войны комбинированными действиями рус-
тая равнина. Межлу авумя лесными масси-   хрогнули. «Непобедимые господа швелы.—   ской сухопутной армии и русского флота. В
	вами оставался промежуток шириной ло
1.5 километра, через который шведы в слу-
чае наступления могли выйтв в русскому
укрепленному лагерю. Этот промежуток по
приказу Петра был прегражден. шестью
редутами (еомкнутыми четырехугольными
звыляными укреплениями). Перпендикуляр-
но к ним впереди было возвелено еше че-
тыре редута, причем два из них не были
окончены.
	Это был первый в военной исторни при-
мер устройства передовых позипий. Замы-
зел Петра ‘заключался в том. чтобы заста-
вить противника развернуться yO позхола
к главным силам и на этом первоначаль-
ном этапе нанести ему существенный урон.
Хол событий подтвердил правильность’ рас
чета русского комантования.
	Получив сведения о расположения рус-
ских войск н их инженерных работах. Rapa
решил перейти в наступление, чтобы. вне-
запноетью расетроить планы русских. FO
ему не удалось захватить русские ройека
врасплох.
	е иронией писал потом Нетр I, —= скоро
хребет показали». Напрасно Карл кричал:
«Шведы, остановитесь!»  Расетроенные
шведские полки в беспорядке хлынули на-
зад. В 11 часам исхол сражения окончатель-
но определился, Русская коннина стреми-
тельно преследовала бегущего противника. .
Шведы устремились к переправе на
Дненре у Переволочны. Но когха. они: д9-
стигли этого пункта, тула уже подходили
передовые части русских войск, Они. при-
жали остатки шведевой армий К Днепру, и
злесь шведская армия капитулирозала.
Потери шведов пол Полтавой иечисля-
ЛИСЬ в 9.234 человека убитыми. При ера-
	1110 году русские войска взяли Выборг,
Ригу, Ревель. В 1714 году у мыса Гангут
ив 1720 году у острова Гренгам был раз-
бит шведский флот.

30 августа 1721 года в Ништадте был
заключен мир, по которому Лифляндия.
Эстляндия, Ингрия и Карельский перешеек
(с городами Выборгом и Кексгольмом). ото-
шли к России. Русскому государству был
возвращен выход к морю:

Петр является одним из основоположни-
ков русского военного искусства. В ходе
Северной войны он создал русскую регу-
лярную армию и военно-морской флот, раз-
работал основы русекого военного ‘искус-
ства. которые в течение долгого времени—
	жении пол Полтавой и на переправе у Пе-
револочны было взято в плен. около
$

2.000 человек. Срели них был‘ весь швед-
ский генералитет и 1.160 офилеров. Швед-

до Румянцева и Суворова—были тем фун-
ламентом, на котором строилась. обучалась
и воспитывалась русская армия. Русская
армия и военно-морской Флот менее чем за
	  CRAR армия, еше год назад ваволиватая   четверть века добились таких результатов,
ae на Eeponv, была полностью уничто-   лля лостижения которых многим наиболее

Bi

Yad Ha свропу, сыла полностью уничто-   для достижения которых многим наиболее
дона. <...Карл ХИ, — писал Энгельс, —сделал   пеоедовым странам Запалной Европы пона-
попытку пннкахть внутрь России: этим. тобились лесятки и сотни лет. Положив в