7 МАРТА 1949 г., № 66 (11173)
	ПРАВДА

ОБЗОР ПЕЧАТИ

ЗАНВЛЕНИЕ ПРЕДОЕДАТЕЯ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ АВСТРИИ КОПЛЕНИГА
	БЕНА, 6 марта. (ТАСС). Педседатель
коммунистической партии , Австрии, депу-
тат парламента Иоган  Копаениг, отвечая
на вопрос сотрудника службы печати СПА
(социалистической партии Австрий) 0б от-
ношении австрийских коммунистов К из-
вестным заявлениям Тореза и Тольятти.
сказал:
	«Недавние заявления руководящих дея-
телей наших братеких партий в. различных
странах вызвали ислошный вой междуна-
родной. реакции, 4 также ее подголосков в
Австрии. Это «негодование» американеких
поджигателей войны и их подручных пред-
ставляется не вполне понятным. Разве для
господ Уолл-стрита и Сити было неожидан-
ностью 10, что коммунисты, которые в
борьбе против фашистских поджигателей
войны и против немецкого . империализма’
‹тояли на стороне  социалистического Со-
ветекого Союза. заявляют сегодня, что в
случае разбойничьего нападения повых им-
периалистических поджигателей войны,
унаследовавших немецкий фашизи, они
опять будут стоять на стороне социалиети-
ческого государства? Разве для англо-аме-
риканских капиталистов и их агентов яв-
ляется неожиданным, если рабочий класе
открыто заявляет, что его место на стороне
социалистического Советского Союза, чья
героическая борьба спасла европейское ра-
бочее движение, а не на стороне фаптист-
ского охвостья-—Франко, Цалдариса,. Шах-
та, Палена и всего неофашиетского сброда,
который вскармливаетея американским им-
периализмом в связи с его политикой раз-
вязывания новой войны? Конечно, амери-
ванокие империалисты готовы вести войну
против Советского. Союза до последнего
француза, итальянца, австрийца и так да-
лее, но неужели они полагали, что антифа-
шистекие борцы за прочный мир предложат
себя в качестве пушечного мяса лля войны
	за грязные интересы англо-американсоких
стальных и нефтяных магнатов?
	Изолгавшиеся проповедники западной дез
мократий, которые считают «вполне демоз
кратичным»  подстрекательство к войне,
немедленно поднимают крик и пускают в
ход клевету о «пятой колонне», 0 «шпио-
наже» и т. д., как только кто-либо выска-
зываетея в пользу мира и мирной политики
Советского Союза. Войли военных пропаган=
дистов подтверждают тот факт, что амери-
канские правящие круги и их приспешники
держат курс на развязывание новой войны,
в соответствии с которым и задуман
Атлантический пакт. Военные преступники
Bcex мастей беснуются теперь потому, что
открытые заявления руководителей наших
братских партий затрудняют осуществление
провокационной политики поджигателей
войны. Они беенуются потому, что эти за-
явления укрепляют силы мира также в Анг
лий и Америке. Наши Товарищи Торез и
Тольятти говорят не только от имени своих
партий, но и от имени всех народов, кото-
рые стремятся к миру, & не к войне и ко-
торые давно уже поняли, что самым силь-
ным оплотом в борьбе против военной опас-
ности является Советский Союз, где нет ка-
питалистов и поэтому нет поджигателей
войны.

Если сторонники мирз останутся епло-
ченными, если они проявят твердость и ре-
шимость в борьбе против империалистов,
тогда не будет третьей мировой войны.

Заявления Тореза и Тольятти напомина-
ют нам о необходимости усилить нашу борь-
бу против поджигателей войны и их агентов
в Австрии, раз’яснить рабочему классу и
всему народу, что они должны активнее, чем
до сих пор, бороться за дело мира. Аветрий-
ский народ не хочет быть и не будет пу-
шечным мясом для англо-американских под=
жигателей войны, подготовляющих нападе-
ние на Советский Cows, Е

Мы стоим п решительно будем стоять за
мир, на стороне самой сильной мирной
державы — Советекого Союза».

Рыбаки Приморья
	Рыболовецвий сезон у приморских ры-
	‘баков закончилея. поздно -—— с зимней пу-
	тины суда возвратились в январе, Рыба
здесь ловитея почти круглый год, и только
в феврале и марте наступает сравнительное
затишье, Сейчае рыбаки Приморья `деятель-
но готовятся к весенней путине.
	В предвоенные. годы основной промыело-
вой рыбой Приморского бассейна была сар-
дина. Несколько лет назад сардина ушла“
из Японского моря. Тогда некоторые работ-
ники ‘рыбной промышленности  об’явили
этот бассейн «затухающим». Однако прак-
тика: опровергла утверждения скептиков: В
последние ва’ года приморские рыбаки
организовали массовый лов скумбрии, кото-
рая по свойм качествам близка к сардине,
а также лов сельди, камбалы и другой
рыбы.
	Коллектив бассейна уверенно набирает
темпы. В минувшем году приморцы’ дали
сверх годового плана свыше миллиона: пу-
дов рыбы, 2,2 миллиона банок разлячных
консервов, 85 тысяч пудов жира и полу-
чили 43 миллиона рублей сверхплановых
накоплений. Они по праву заняли первое
	место в соревновании дальневосточных ры-
баков.
	здешние рыбаки — искусные мастера
активного лова. Они не сидят у берега,
не ждут, когла подойдет рыба, Располагая
мощным. флотом и новыми, более совершен-
ными орудиями лова, рыбаки Приморья
свыше 90 процентов веей рыбы добывают
на морских просторах, вдали от берегов.
Рыболовепкий флот здесь вее время в ра-
боте. Раньше считалось, что при 5—6-балль-
HOM шторме ловить рыбу нельзя. Теперь ее
ловят и в непогоду. Здесь считается чрез-
вычайным происшествием, если исправное
судно простояло день или два в бухте и
не выходило на промысел. Еели прежде
суда промышляли только в районе своей
базы, в радиусе 20—50 километров, то
сейчас, по мере надобности, флот перебра-
сывается 3a COTHH миль.
	На побережье Японского моря есть рыбо-
комбинат «Преображенье». Суда этого ком-
бината заняты на ловле в своем районе ме-
вяц— полтора, а остальное время года иро-
мышляют в других местах. Побыв с нэ-
делю дома, экипажи снова отправляются в
экспедицию. В июле, например, в залив
Посъет приходят огромные косяки скумб-.
рии. В этот жаркий летний месян’ сюда co-
бирается почти весь’ самоходный флот При-
морья. Весной суда уходят на север, где.
нерестует сельдь, 8 зимой, в декабре—ян-
Bape, флот снова устремляется в южные
воды Японского моря на лов минтая.
	Нри таком птироком маневрировании суда
работают почти все время с максимальной
нагрузкой, и рыболовецкие команды дают
высокие уловы. Прежде экипаж глиссера
«Морж» под командованием Петра Фоменко
редко выходил из районл своей базы, и улоз
в тря тысячи центнеров считался для него
хорошим. Но когда экипаж вышел за ‘пре-
делы своего райова и стал бывать в эвепе-
дициях, добыча резко. возроела. В 1947 го-
ду команда Фоменко. удвоила вылов, а в
1948 году добилась рекордно резуль-
тата — добыла около ‘14 тысяч центнеров
рыбы.

Таких коллективов, как команда’ передо-
вого глиссера, в Приморье немало. Это-на-
глядно показало начавшееся летом прашло-
го года по почину лучших шкиперов co-
ревнование за вылов 12 тысяч пентнерв
рыбы на каждое рыболовецкое судно. Борь=
ба шла за то, чтобы каждая команда за
сезон ‘взала рыбы в- тря—четыре ‘раза
больше, чем предусмотрено годовым планом.

Стахановскай труд рыбаков-новаторов
показал, что и 12. тысяч пентнеров ‘рыбы
на судно — это не предел. Команлы капи-
	танов тт. Фоменко; .Манянова:-и- Путинцева
значительно перевыполнили свои обяза-
	тельства,
Теперь все знают в Приморье капитана
	Сергея Манянова. Шхуна «Минтай» имеет
	вм
	сравнительно небольшую грузопод’емноеть
и старую машину. Прежде на таком судне
добывали 500—600 центнеров рыбы в год.
А команда Манянова, мастерски используя
шхуну, в минувшем сезоне выловила рыбы
свыше 13 тысяч центнеров. Основа этого
успеха — самоотверженный труд команды,
ве спаянность и высокая морская выучка.
Сколько раз экипаж Манянова своами си-
Лами ремонтировал судно, чтобы не поте-
рать дорогое время! Сколько раз манянов-
цы уходили на лов в шторм и в стужу! Зи-
мой, например, шхуна «Минтай» выходила
ца промысел в восьмибалльный шторм.
	Славой новаторов рыболовства пользу-
ются шкипер, депутат Верховного Совета
РСФСР Михаил Сидельников и капитан
сейнера Василий Путинцев. Каждый год они
вносят в свой труд что-то новое. На зимней
путине. Василий Путинцев переконструиро-
вал траловый. невод; резко увеличив вы-
лов за один замет. Он изобрел конвейер для
выгрузки рыбы из трюма судна на берег.
Сейчас конвейер Путинцева строится на
всех судах флота. :

Примеру рыбаков последовали краболовы
й китобои Приморья. Добыча китов по
сравнению © довоенным временем увеличи-
лась втрое. В текущем. году она возрастет
еще на 30 процентов. Краболовы от сетье-
вого лова переходят на траловый, Трало-
вый лов высвобождает большое коли-
чество рабочих рук и позволяет организо-
вать двухсменную работу пловучих заво-
дов.

В четвертом году пятилетки рыбаки
Приморья стремятся к еще большим успе-
хам. Подечитав неиспользованные резервы,
семь лучших мастеров Пыболовного. дела —
т.т. Сидельников, Путинцев, Фоменко, Ма-
нянов, Сырбо, Румянцев и Зубов взяли обя-
зательство: в новом сезоне выловить по
20 тысяч центнеров рыбы.
	Высокие обязательства, принятые при-
морцами, вполне выполнимы. У рыбаков
много еще неиспользованных резервов.

Главный резерв — коренное улучшение
берегового хозяйства. Приемка рыбы на бе-
регу явно отстает от темпов роста улова.
Здесь почти все делается вручную. Гидро-
желобов и транспортеров еще крайне мало.
Рыбы в океане много, рыбаки научились
ве ловить, но в напряженные дни путины,
когда добыча очень богатая, 10—80 про-
центов драгоценного времени они теряют
на сдачу улова. Полная механизация вы-

грузки позволила бы вдвое увеличить до-
бычу рыбы. :
	Бторой важный резерв — организация
приемки рыбы в открытом море. Рыбаки
теряют много времени на переход из .райо-
на лова к рыбозаводам. Взять у них рыбу
на месте —— значит увеличить ее добычу.
Особенно зто ценно на скумбрийной путине.
	Третий резерв — укрепление рыболовец-
кого флота. В Приморье много типов судов.
Некоторые из них устарели и ‘не отвечают
потребностям. производства. Нужно создать
прочное, быетроходное, оснащенное по по-
следнему слову техники, ‘рыболовецкое
судно. Ближайшая же задача — повысить
качество ремонта имеющегоея флота. Очень
многие суда месяцами простаивают из-за
неисправности. Прошлым летом’ знатный
шкипер края Сырбо на ремонт судна. поте-
рял два месяца, а шкипер Фалеев переме-
HH за ©6зон тра судна. Много времени на
ремонтные работы потеряли команды капи-
танов Сидельникова, Манянова и других.

Необходимо также организовать широкую
промысловую и научную ‘разведку, освоить
новые  районы лова.

Жизнь требует в кратчайшие сроки ис-
	пользовать эти резервы. ИУревратить При-
	морье в район широкого промышленного
рыболовства — важнейшая задача боль-
шевиков края и рыбаков передового Дальне-
восточного бассейна,
	. РОСТКОВ.
	(Корр. «Правды»).

ропаганда великого плана
	Это было большое, многолюдное совеща-
ние. Участвовали в нем около 200 партий-
ных, советских и хозяйственных работни-
вов Ростовской области, представители на-
учной общественности, деятели народного
образования, курсанты школы руководящих
колхозных кадров, Редакция газеты «Молот»
созвала это совещание для того, чтобы под-
вести итоги проиеходившего на ее страни-
цах почти два месяца обсуждения статьи
«Изучая карту района...» В предисловии к
отчету о совещании редакция напоминает,
что автор статьи секретарь Веселовскога
райкома партии тов. Егоров, выражая думы
хюдей своего района, писал:

«сталинский план преобразования природы

требует от партийных, советских работни-

ков, деятелеи науки и практиков колхоз-
ного земледелия более глубокого изуче»
ния экономики района, большей инициати-

вы и размаха в работе, всестороннего учета
резервов колхозного пронзводства, сочета-
	ния текущей работы с решением задач
порспективного развития хозяйства».
	А теперь, на совещании, автор статья
докладывает собравшимся, что дало такое
изучение районной экономики.

«После того, — сказал он, — как в «Мо-
лоте» была опубликована статья «Изучая
карту района...», мы еще раз учли наши
возможности, утвердили план посадки ле-
сополос по району вместо 1.400 гектаров
5,619 гектаров. Большую часть посадок
колхозники наметили провести в ближай-
шие два—три года».
	Газета публикует решения областного ко-
митета партии о ходе выполнения в отдель-
ных районах постановления Совета Мини-
стров СССР и ЦК ВЕП(б) о. преобразовании
природы, сопровождая эти решения передо-
выми статьями.

Вот, например, передовица номера от
12 января «За досрочное выполнение плана
преобразования природы!». Здесь редакция
обобщает опыт колхозов Целинского района,
обязавшихея
	«сократить на четыре года сроки освоения
севооборотов и на семь лет — сроки вы-
полнения плана посадок полезащитных
лесных полос».
	Через несколько дней, 15 января. «Мо-
лот» выступает е передовой статьей — «Ле-
сомелиоративное звено». Газета призывает
равняться по звену тов. Хрипко из сельхоз
артели «Украина», Егорлыкского района,
которое

«добилось высокой приживаемоств выса-
женных им весной 1948 года полезащит-
ных лесополос, отлично провело осен-
	ние посадки и имеет уже 30 тысяч сеянцев
для посадок весной этого года».
	Проходит еще несколько дней — и в пе-
редовой статье номера за 20 января газета
обращается к лёсомелиоративным звеньям
е предложением выйти на сопиалистическое
соревнование. Она ссылается на опублико-
ванное накануце письмо инициатора этого
соревнования = лесомелиоративного звена
колхоза «Новая жизнь», Криворожекого
района. Это звено
	«минувшей осенью очистило от сушняка
закрепленные за ним старые лесные поло-
сы на площади в 34 гектара, посадило
новые лесные полосы на площади в 4 гек-
тара, подготовило. зябь под. лесопосадки
нынешнего года, уже с ‘осени  заготовило
необходимое количество саженцев ясеня,
клена и дуба. Колхозники звена нашли
дополнительные нсточники заготевки са-
женцев; использовав самосев в фруктовых
садах, что дало колхозу до 10 процентов
	посадочного материала, необходимого Аля
закладки фруктового сада»,
	Три страницы посвятила газета в номере
за 29 января совещанию-экскурени, г9-
стоявшемуся в образцовом многоотраслевом
колхозе имени Сталина, Сальского района.
	«Свыше 300 секретарей райкомов пар-
тии, агрономов, председателей колхозов,
заведующих районными отделами сель-
ского хозяйства и других работников села
участвовали в совещанни-экскурсии, зна-
комились с опытом этого колхоза, на ме-
сте увидели, каких успехов можно добить-
ся, планомерно и широко внедряя научно
обоснованный комплекс. агрономических
мероприятий — Докучаева - Костычева —
Вильямса».
	6 февраля газета снова выступает с пе-
редовой статьей, обращенной к колхозным
лесомелиораторам. Ссылаясь на итоги рабо-
ты областного совешания руководителей
лесомелиоративных звеньев колхозов, она
подчеркивает необходимость использовать
все внутренние ресуреы для осуществления
намеченных в этом году планов. Боевая
задача дня — найти источники полного
обеспечения плана лесонасаждений сажен-
цами, семенами. Это под силу каждому кол-
	  хозу. Вот факты:
	a №

«Лесомелиоратор колхоза «Завет Ильи-
ча», Анастасиевского района, тов. Вино-
куров рассказал на областном совещании,
что руководимое им звено, кроме заготов-
ленных 12 тысяч саженцев, дополнительно
соберет у колхозников с приусадебных
участков более 7 тысяч штук сеянцев
самосева, а 2 гектара лесополос засеет
семенами. Таким образом, звено сумеет
полностью осуществить план весенних
лесопосадок».
	Несколько подборок дала газета о ходе
строительства прудов в колхозах. В одной
из них сообщается, например, что колхоз-
ники сельхозартелей «Красный партизан»
и имени Парижекой Коммуны
	«приступили к совместному строительству
пруда, зеркальная площадь которого со-
ставит 60 гектаров».
	Газета добивается, чтобы великий сталин-
ский план. преобразования природы был
усвоен широчайшими массами колхозников.
Для этого, например, она ‘посылает спепи-
ального корреспондента в Каменную степь
й затем печатает страницу «Опыт Бамен-
ной степи учит». Этой же цели служат
статьи 06 учении Видьямеа — Докучаева,
страница «Сальские деесные полосы».
	Труженики Дона в прошлом году внесли
немалый вклад в дело преобразования при-
роды. Произведена посадка 2.424 гектаров
новых лесных полос, построено 84 пруда,
для весенних посадок 1949 года поднято
6.995 гектаров почвы, организовано 1.137
лесомелиоративных звепъев в колхозах. Кол-
хозы облаети взялись заложить нынешней
веспой не менее 5.500 гектаров новых лес-
ных 1п0л0с, а осенью выполнить план лесо-
посадок 1950 года, построить большое ко-
личество новых прудов и водоемов, произве-
сти закладку 240 лесонитомников в кол-
хозах. :

Работа предетоит большая. Нужно ли го-
ворить, какое значение имеет сейчас попу-
дяризация накопленном в отдельных кол-
хозах опыта лесонасаждения? Хотелось бы
слышать со страниц газеты голос вачина-
телей лесоразведения на Дону. Пора бы
пеказать, как развертывается деятельность
лесозащитных станций. Это. сейчас — одна
из очередных задач газеты.
	Заявление лидера рабочей прогрессивной партии Канады
	вая держава, имеющая военные и. транс-
портные корабли, необходимые для того,
чтобы вести войну за океаном, и амери-
Канский империализм является источником
и движущей силой всего военного ажиотажа.

Рабочая прогрессивная партия выступает
и будет выступать против предложения пра-
вительства доминиона, заранее“ налагающе-
го на Канаду обязательство участвовать в
войне, которую намерены начать американ-
ские империалисты. Мы боремся За то, что-
бы Канада не была вовлечена в войну. Вот
почему мы против подписания Канадой Се-
веро-атлантического военного пакта. Вот
почему мы настаиваем, чтобы все войска
Соединенных Штатов были выведены из
Ванады.

Рабочзя прогресеивная партия выступает
	против попыток империалистов путем вой-
НЫ уничтожить социализм». ;
	ОТТАВА, 6 марта. (ТАСС). В ответ на
вопрос агентства Канадиен Пресе об. отно-
шении рабочей прогрессивной партии к вой-
не и в особенности к пребыванию иностран-
ных войск на территории Каналы лидер ра-
бочей прогрессивной партии Тим Бак за-
явил:

«По мнению рабочей прогрессивной пар-
тии, не существует никакой опасности или
признаков опасности неприятельского втор-
жения в нашу страну. Некоторые амери-
канские войска в настоящее время находят-
ся в Канаде, и на них не распространяются
канадские законы, но они находятся в Ka-
Hate с официального согласия правитель-
ства доминиона.

Нельзя оправдать утверждения, что ка-
кая-либо другая страна угрожает Канаде
или любой иной части Северной Америки.
Создиненные Штаты — единственная миро-
	_ Обращение. компартии Аргентины
	звала к, созданию антиимпериалиетического
фронта в Западном полушарии. Компартия
обратилась е призывом ко всем гражданам
Аргентины оказать поддержку’ ‘конгрессу
борьбы за мир и демократию, что явилось

бы болышим шагом на пути к созданию та-
кого фронта,
	НЬЮ-ИОРЕ, 6 марта. (ТАСС). Как с00б-
щает корреспондент агентства Юнайтед
Пресс из Буэнос-Айреса, коммунистическая
партия Аргентины на пленарном заседания
исполнительного комитета заявила 0 TOM,
что она. сделает все возможное, чтобы обес-
печить победу СССР в случае возникнове-
ния третьей мировой войны. Компартия ори-
	СИДНЕЙ, 6 марта. (ТАСС). Газеты поме-
шают сообщения из Канберры, из которых
яветвует, что австралийские органы юсти-
ции пытаются найти предлог для привле-
чения к судебной ответственности генераль-
ного секретаря коммунистической партии
	симость от деревенских кровос0сов уничто-
жила, казалось, последние черты человече-
ского достоинства. Его «язык всегда’ под-
дакивал мыслям TeX, RTO был сильнее его».

В дружном товарищеском коллективе. но-
воземельцев Семидор понемногу распрям-
ляется, проявляются его лучшие качества:
готовность всегда притти на помощь друго-
му труженику, инициатива, изобретатель-
ность.

В борьбе, разторевшейся в деревне Ёоот-
ди, побеждают те, кто в прежние времена
был беззащитным перед эксплоататорами.
Рунге, Маасалу, Уусталу и их товариши
побеждают потому, что колхозный путь раз-
вития сельекого хозяйства, на который они
выходят сами и увлекают за собой середня-
ков, избавляет тружеников деревни от разо-
рения и кулацкой эксилоатации, обеспечи-
вает зажиточно-культурную жизнь. Этот
новый путь указан трудовым крестьянам
Эстонии большевистской партией, советской
властью.

Руководящая роль партии ¢ большой
убедительностью раскрыта автором в образе
парторга волости Муули. Наиболее сильная
сторона Муули — талант организатора и
воспитателя масс. Он помогает крестьянам
политически правально осмысливать острые
явления деревенской жизни, учит загляды-
вать в будущее. Он будит у бедняков ини-
пиативу, вселяет в них веру в свои силы,
призывает к борьбе с враждебными силами.
Создание в Коорди крепкого актива передо-
вых крестьян -— 970 плоды повседневной
политической работы Муули, мудрого соби-
рателя сил крестьян-тружеников.

Характерна в повести сцена поее-
щения  Парторгом хутора, где живет
Пауль Рунге. Жалуясь на происки кулака
Koopa, Рунге думает целиком переложить
на плечи парторга непосредственную защи-
ту прав батрачки Роози. А разтовор с Муули.
оборачиваетея так, что Рунге соглашается:
быть сельским уполномоченным в деревне
Коврли, сам становится защитником Роози
и других бедняков и новоземельцев. Широ-
ко известная среди крестьян неподкупноеть,
кристальная честность Муули дополняют
облик большевика, созданный автором с
	большой искренностью и теплотой.
	В последних главах повести «Свет в Ro-
орди» автор выразительно показывает на-
	Нижне- Волжская студия кинохроники
	Этот журнал выпускает Нижне-Волж-
ская студия кинохроники. Она получила
новую техническую базу, еозданную в Са-
ратове. Это и позволило приступить к ре-
гулярному выпуску киножурнала «Нижнее
Поволжье». Кроме него, студия в нынешнем
году выпустит несколько  короткометраж-
ных фильмов.
	ТРЕЕ
	САРАТОВ, 6. (Нерр. «Правды»). В кино-
театрах Саратовской, Сталинградской и
Астраханской областей за последнее время
сеансы начинаются обычно с демонстрации
журнала «Нижнее Поволжье». Он знакомит
‚трудящихся с жизнью своего. родного края,
с работой передовых предприятий, колхозов
и научных учреждений.

ПОПЫТКА АВСТРАЛИИСКИХ ВЛАСТЕЙ ПРИВЛЕЧЬ _
К СУДЕБНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ШАРКИ

Австралии Шарки за его выступление, под-
церживающее заявление Мориеа Тореза.

Однако, как указывает газета «Санди
геральд», «органы юстиции сомневаются,
что в этом случае судебное преследование
будет иметь успех».
	растающее стремление эстонских крестьян
& об’единению в колхозах. Живо и верно
переданные автором сцены: характерны для
многих деревень республики, в которых есть
сейчас колхозы. Земельная реформа, широ-
кие планы осушения болот, участившиеся
поездки крестьянеких ходоков в колхозы
других республик, большая раз’яснительная
работа; проводящаяся партийными: органи-
зациями, подготовили почву,.-на- -KOTO-
рой возникли сейчас в республике-‘вотни
_сельхозартелей. ан

Символична заключительная сцена’ пове-
сти. Свой первый совместный труд колхоз=
ники начали с осушения Зменного болота,
которое в сознании поколений крестьян
Коорди веегда стояло рядом © мыслями о
беспросветности жизни. Обращаясь к кол-
хозникам, парторг Муули гоРорит, что
советские люди принесли красные флаги
в тайгу и пустыни, на север и. юг...

«Hl веюду, куда несут они по зову
великого Сталина новую жизнь, rie oT-
крывают электростанции и шахты, завоз
ды и новые поля, ставят они краеные  фла-
ги. Так вот и сегодня, приступая в об-.
щей работе на Змеином болоте, мы‘ рас-
	пускаем флаги над ним... № работе, това-
рищи. за дело!»
	Впервые почувствовав себя в силе поко-
рить и обратить в богатые луга и пашни
Змеиное болото, героичееки трудились люди
Воорди, не замечая ни промозглого осеннего
ветра, ни холодной воды. «...Долго еще
ночью светил костер на Змейном болоте. On
был виден далеко, и крестьяне в соседних
деревнях, глядя на сияние, говорили:
	— Тов Коорди горят коетры. Колхозники
болото расчищают 0ол поле»
	„Повесть «Свет в Коорди» — это вчераш-
ние и сегодняшние дни эстонской деревни,
иркая быль о ее людях. Талантливое про-
	изведение молодого эстонекого писателя
имеет 0с060е значение в воспитании среди
трудовых крестьян Эстонии и других при:
балтийских советских республик социали-
стической сознательности. Появление этой
книги и нового писательского имени—еви-
детельство того, что эстонская советекая
литература, давшая уже ряд значительных
произведений на современные темы, нахо-
	дится На под еме, %
Марг РАУД,
В. СУББОТИН.

лото отняло свое от Прийду, и люди в Во0р-
ди только головами ие «Захотел со
Зменным болотом тягатьея..

Бесть о есздании колхоза. Прийду воепри-
Had, как начало осуществления своей
двадцатилетней мечты: «Так BOT когда...
поняли люди Ёоорди, где их счастье за-
рыто!».

В наследство Советской Эстонии буржуа-
зия оставила многочисленные большие и
малые болота, отнимающие у хлеборобов
шестую часть всей площади республики. И
не случайно застрельшщиками настоящего на-
ступления на болота являются сейчас пер-
вые 500 колхозов, созданных крестьянами
республики. Государство щедро предостав-
ляет им машины и техническую помощь.
Только в 1949 году в пашни и луга будут
превращены десятки тысяч гектаров забо-
лоченной земли.

Выразителен в повести ‘oGpas середняка
Йоханнеса Вао. Bao ечитал жизнь деревни
неизмепной, ее устои нерушимыми. В вово-
‘земельцам он отнесся с предубеждением.
Но, присматриваясь к переменам, Вао
с удивлением замечает, что силы бедняп-
кого актива способны глубоко веколыхнуть
«устоявшуюся» жизнь. Даже его дочери,
‘оказалось, вовсе не дорожили прежней от-
шельнической жизнью. Почувствовав сво-
беду, они, как птицы из клетки, разлетелись
из хутора, без помоши и против воли Вао
нашли свое призвание, Одна ушла учиться,
другая стала библиотекарем, третья вышла
замуж за новоземельца Пауля Рунге. Не так
давно сила человека в Коорди измерялась
числом коней и коров на его хуторе, числом,
батраков, обрабатывавших его поля. Вто та-
кой Рунге? — думал Bao.— Был‘ прежде
«попе». А теперь «за спиной Рунге стоит
сельсовет, волость, уезд, республика, нако-
нец, все государство. Вот какой человек
Рунге!»

И, осмыеливая эти факты, заново пере-
оценивая прожитую жизнь, Вао приходит в
выводу. что прежние устои покойлись на
гнилом осноранай, 9т0- «всему свое время,
настало время менять жизнь в Ёоорди...»
Страницы, опясывающие вступление Вао в
волхоз, относится в повести к лучшим.

Леберехт умеет наблюдать жизнь, Пре-
восходно раскрыл он в ‘образе Семидора
особый тип бедняка хуТорской эстонской
	деревни, в котором долгая кабальная зави-
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Быль о людях эстонской де
	TOIBRO итти бы и итти, отваливая пласты
сырой весенней земли до самого синего го-
ризонта, но вместо этого мужики совершают
извечно привычное, замкнутое движение по
Epyry—-oT межи до межи. Не успеют кони
разойтись, а уж дойдя до какого-то невиди-
MOTO, но. непреодолимего предела, поворачи-
вают. Не поле, & лоскутное одеяло...» Подоб-
ные мысли вее чаще и чаше посещают бел-
няков деревни. Заходит ли разговор о керо-
	CHEOBDIX KOITHIRAX, 9н заканчиваетея вы>
	волоу: «Разве в Восрди нельзя провести
свет, если взяться общественными сила-
ми?». Размечтались ли крестьяне о том,
чтобы осушить, вспахать и богато удобрить
земли, завести побольше скота — и опять
разговор сводитея к одному: «Нет, хутор
не позволяет ‘развернуться. Он дошел до
своих границ, уже давно дошел до точки».

\изнь идет, и Пауль сам не замечает,
Rak все больше втягивается в политику,
в разгорающуюся на селе классовую борь-
бу. Сначала он выступает против кулаков
но частному поводу, отетаивая свой личные
интересы. Затем берет под защиту батрачку
Роози, жертву безжалостной эксплоатации
местного мироеда. И, наконец, ‘становится в
Коорди представителем советской власти,
надевает значок сельского уполномоченного.

Неред этим у Пауля происходит знамена-
тельный разговор с парторгом Муули. Пауль
жалуется на происки кулака Воора, сумев-
шего в обход всем законам обернуть дело
так, что его бывшая батрачка Роози факти-
чески попрежнему продолжает работать на
него. хотя и чиелитея новоземельнем. Муули
	прямо говорит то, в чем Рунге не решаетея
	признаться самому себе. «— Ага, а ты что
думал? — насмешливо спросил’ Муули.—
Й обманет, и обведет, и будет таких, как
Роози, по одиночке ловить. А все, знаешь.
почему? Потому, что вот хотя бы ты —
закопалея в своем углу и думаешь: что мне
до Роози. Это не мое дело... A чье же

ело-то?..»
	В этих словах нарторг выразил самую
сущность вопрога, ветавшего перед каждым
новоземельцем, перед каждым трудовым
крестьянином Эстонии. Путь, который
	Пауль Рунге избрал вначале для достижения
	Тысячи селдат Эстонского гвардейского
корпуса Советской Армии возвращались по
окончании Великой Отечественной войны B
родную деревню. Одного из них молодой
эстонский писатель Гане Леберехт избрал
тероем своей повести «Свет в Коорди» *).

Пауль Рунге — бывший батрак, работав-
ший в имении кулака Курвеста. Возвра-
тившись в деревню Коорди, Рунге видит,
какую кипучую деятельность развернули
на хуторе новоземельны Каарел Маасалу,
Еристьян Тааксалу и Семидор-неудачник,
которым советская власть дала землю. В
прошлом все они были такие же попсы (бат-
раки), каким был сам Рунге. В их кругу
высказывает Пауль свою заветную мысль:
«Мы здесь все новоземельны, правда? Так
выпьем за то, чтоб мы все, здесь сидящие,
стали хозяевами жизни в Коорди».

Автор показал, как с помощью партия
трудящиеся крестьяне Эстонии выходят на
столбовую дорогу — об’единяются в. коллек-
тивные хозяйства.

Но не сразу совершается перелом в е0-
знании Пауля Рунге, не сразу он осознает
преимущества колхозного строя. Получив от
государства землю, жилье и скот, Пауль
Рунге и его молодая жена Айно вначале
сосредоточили все помыслы на собетвенном
хозяйстве. Они недосыпают и недоедают,
трудясь на своем учаетке. —

Сама жизць, борьба старого с новым, раз-
горевшаяея в Боорди, не дает Паулю Рунге
замкнутьея в скорлупу индивидуализма.
Шаг за шагом, в острых столкновениях с
людьми иного лагеря, во взаимной: поддерж-
ке, которую оказывают друг другу бедняки,
в общении © парторгом волости развиваетея
сознапие Пауля Рунге и раздвигаются перел
ции горизонты.

Выразительна сцена, говорящая о том.
как Пауль впервые задумывается над тем,
правильный ди муть избрал он, новоземе-
ле. чтобы строить свое счастье: «Пауль
вхал-и думал, что вот хотя тут кругом поля
и проеторно. и коню, пущенному в борозду,
		* Ганс Леберехт «Свет в Коорди». По-
есть. Журнал «Звезда» № 12 за 1948 г.
[енинград.
	«своего счастья», неизбежно должен был
привести к появлению новых ЁКооров на
одном полюсе й новых батраков, вроде Роози,
на другом.

Конечно, Муули не сразу поставил пе-
ред Рунге вопрос так резко. Он помог
ему в свое время стать новоземельнем,
получить скот, жилье. On He упускал
Рунге, как и других новоземельнев, из поля
своего зрения, следил за их духовным ро-
етом. Ho когла пришла пора высказать
Цаулю, в Чем тот заблуждается, Муули сде-
лал это честно, напрямик. Сам разговор
этот был серьезной воспитательной мерой.
Он помог Паулю Рунге глубоко осмыслить
происходящее.

Да и сам Пауль Рунге далеко ушел в
‘своем развитии от того человека. который
	направлялся после демобилизация из армии
	в Воорди с мешком за плечами и © мечтами
0: своем доме, земле, счастье. Ему еще «год
назал так хотелось добраться до’ спокойной,
ленивой минуты досуга в своем доме, в
тепле. Казалось, приди она, и--остановись,
ЖИЗНЬ...»

«Пришла эта минута. А вот на сердце все
неспокойно».

Благородное это беспокойство. Оно,—-
уверен читатель, с волнением следяший за
развитием событий, — предвестник реши-
тельного поворота. Пауля Рунге на тот путь,
к которому он шаг за шахом приближался
на протяжении всей повести..

В повести «Свет в Коорди» перед взором
читателя проходят судьбы типичных пред-
ставителей всех слоев эстонской деревни.
Но особенно удались писателю выразитель-
ные образы трудовых крестьян, людей, чья
сульбы ему особенно дороги.
	цурналиет, автор’ многих очерков о де-
ревие. напечатанных В эетонекой газете,
Леберехт был He только свидетелем, но
н непосредетвенным участником. борьбы
старого се новым в эстонской деревне.

Немного сказано в повести о белняке
Прийду Муруметее, во образ его запечатле-
вается в памяти, Молодым парнем, тоскуя
о земле, попробовал Мурумете вступить в
единоборство © болотом. Прорыл канаву,
	осушил и вспахал черную полоску. «Но бо-