4 АПРЕЛЯ 1949 г.. № 91 (11133)

Ti P &
	a

И EA SES ЧЬИ

РЕ

ИЕ
			Выход. очередиого номера
газеты «За прочный мир,
За народную демократию»
	БУХАРЕСТ, 31 марта. (ТАСС). Вышел в
свет очередной номер 7(34) газеты «3a
прочный мир, за народную демократию!»

В газете помешены передовая статья пох
заголовком <Вреннет фронт борьбы за мар
и свободу», а также статьи: ЛД. Пайетта
«Итальянский народ против Атлантического
пакта»: Б. Фрашона — «Обострение клас-
совой борьбы во Франции»; Эдварда Охаба—
«Важные вопросы профсоюзного движе-
ния в Польше»: Фернандо Влаудина —
«Вровавый террор Франко не сломит воли
испанского народа в борьбе»; Душко Нова-
кова — «Народные массы Югославии уси-
ливают сопротивление клике предателей»;
М. Парцалидиса —— «Борьба греческого на-
рода против империалистической агрессии»;
Гарри Поллита — «Лейбористское  прави-
тельство на службе империализма» и др,
	В номере опубликованы также сообщения
о конгрессе деятелей науки и культуры
США в защиту мира, выступление на кон-
гресее А. Фадеева и другие материалы.

Перед _ Веемирным конгрессом
сторонников мира —

В подготовительном
комитете
	` ПАРИЖ, 31 марта. (ТАСС). В подготови-
тельный комитет по созыву Всемирного
конгрессе» сторонников мирз продолжают
поступать заявления от организаций и
частных лин, желающих принять участие
в предстоящем конгрессе. По данным под-
тотовительного комитета, уже более 450
миллионов граждан различных стран ми-
ра—-индивидуально и через свои организа-
ции — выразили свое желание принять
участие в работах конгресса и послать на
него своих делегалов. Вчера в подготови-
тельный комитет поступили новые заявле-
ния 06 участии в конгрессе от ряда орга-
низаций и частных лиц Соединенных Шта-
ros, Финляндии, Венгрии, Албании, Ита-
‘лни. Швейпарии, Польши, Румынии, Бол-
тарии, Алжира и Франции. В подготови-
тельный комитет поступают также сообще-
ния 9 вобраниях и конференциях, прово-
димых в различных странах в связи © под-
готовкой Е учаетию в предстоящем кон-
	rpecce,.
Вее новые и новые организации Фрат-
ции от имени десятков тысяч своих членов
направляют в подготовительный комитет
заявления OO участии в конгрессе.
	_ оаяваения, в частности, поступили OT
федерации союза республиканской молоде-
жи департамента Нор. профсоюза сельеко-
хозяйственных рабочих и работниц департа-
мента, На-хе-Вале, национального профеоюза
журналистов, профсоюза металлистов Тура
(департамент Эндр и Луара), профсоюза ра-
ботников газовой и электроэнертетической
промышленности Шамбери (департамент
Савойя) и Блуа (лепартамент Лузр и Шер),
профсоюза  железнодорожников западных
	железных дорог, организации «Националь-
ный фронт» департамента Эр, «Националь-
ной ассопиапии бывших Фран-тиреров ий
партизан», об’единения профсоюзов ВЕТ ле-
партаментов Нижняя Луара, Луар и Шер
и многих других.

Большое количество ззявлений получе-
HO также от деятелей культуры и исвус-
ства Франции.

АНГЛИЯ

ЛОНДОН, 81 марта. (ТАСС). Ha конфе-
ренции, созванной кройдонским (графство
Сэррей) комитетом 8 защиту мира,
было принято решение послать двух
представителей на Всемирный конгресс сто-
ронников мира. Этот комитет представляет
28 местных организаций кооперативных
гильдий и профеоюзов и поддерживается ео-
ветом профсоюзов Кройлона, а также обще-
ством англо-советской дружбы.

БОЛГАРИЯ

Новое об открытии
	Антарктиды
	ЛЕНИНГРАД, 31. (ТАСС). Подготовлен в
печати сборник, посвященный первой pyc
ской антарктической экспедиция Ф. 6.
Веллинсгаузена п М. П. Лазарева. В бесель
с корреспондентом ТАСС редактор издания
старший научный сотрудиик комиссия по
истории Академии науЕ CCCP проф. А. 1.

Андреев рассказал:
	— В сборник, выпускаемый Теографи-
ческим издательством, войдут, кроме хи
ника Беллинсгаузена, описаний и писе

Лазарева, материалы участников эБспеди-
пии: астронома Симонова, мичмана Hopp.

сильского и матроса Егора Киселева. Р
комментируюшей статье будет сообщено 00
изысканиях, связанных C деятельностью
первой ‚русской антарктической эЕспеди-
ции, которые позволили притти в новым

важным выводам.
	Обычно считалось, что открытие этой
эвспелинией земли Александра Первого в
январе 1821 года и есть открытие антярк-
тического материка. Сейчас  устанавли-
вается. что оно свершилось на год раньше,
	В лневнике Безлинсгаузена указывает-
ся, что 14 января 1820 года шлюпы «Во-
сток» и «Мирный» впервые пересекли
Южный полярный круг и 16 января в
полдень достигли 69 градуса 22 минуты
южной широты и 2 градуса 15 минут за-
палной долготы, впервые подойдя к сахой
кромке неподвижного льда. 20—21 янва-
ря 1820 года шлюпы достигли 69 градуса
25 минут южной широты и 1 традум
11 минут западной долготы, ‘а 6 февраля
в третий раз приблизилиеь Е этим местам,
Изучение карт, составленных в тридцатых
годах нынешнего ‘столетия, показало, что
поход. экспедиции Беллинсгаузена и dasa
рева к кромке неподвижного льда И есть
открытие антарктического материка. Этот
факт признается также и ‘известным знг-
лийским  ученым-географом  профессорох
Дебенхемом. В своих комментариях в в-
давно выпущенному в Англии труду Бел-
линсгаузена «Двухкратные изыскания в
Южном ледовитом океане и плавание в‘-
круг света в продолжении 1819, 20 и 21
толов» Лебенхем признает, что 16 января
1820 года шлюпы были в нескольких ми-
лях, не более 20, от берега, который те-
перь называется землей Иринцессы Марты,
	Bee эти факты еше раз co всей очевил-
ностью подтверждают, что еше в январе
1820 года русские моряки открыли
антарктический материк, опередив в этом
англичан, американцев, норвежцев.
	—C-—
Hoeocmu спорта
	<> Республиканский шахматный турнир

состоялся в Алма-Ате, Звание чемпиона
Казахской ССР на 1949 год завоевал мастер
спорта тов. Уфимцев (Кустанай).
	<> Закончилось соревнование спортсменов
Ташкентской железной пороги. Первое место
в состязаниях по штанге. заняла команда
Ташкентского института инженеров транс-
порта. В соревновании боксеров на первое
место вышла сборная команда Ташкентского
	отделения пороги.
	Выступление Тольятти.
na пленуме ЦК Итальянской компартия
	РИМ, 31 марта. (ТАСС). Вак пишет га-
зета «Унита», генеральный секретарь ком-
партии Италии Тольятти, выступая на пле-
нуме ЦК партии с докладом на тему «Ком-
партия в борьбе за мир», сделал анализ
международной обстановки и наметил 32-
лачи партии в деле защиты мира. ‘
	hacaich последствий присоединения
итальянского правительства к военному
блоку империалистичесвих стран, который
скренлен Атлантическим пактом, Тольятти
указал, что участие в этом блоке означает
для Италии возобновление политики италь-
янских империалистических групп. Разу-
меется, что эта итальянская империалисти-
ческая политика отнюдь не звтономна, &
находится в зависимости и подчинении у
сильных империалистических групп США,
Англии, Франции и под покровительством
Ватикана, как это уже не раз бывало в
прошлом.

Тольятти подчеркнул, что возврат к им-
периалистической политике прелвешает для
Италии немедленное обострение всех вну-
тренних противоречий, озкесточение эконо-
мической борьбы, обнищание страны, все
более открытое применение репрессий про-
тив народного движения. В более же отда-
ленной перспективе, продолжал он, в слу-
чае, если блок империалистических стран
своими действиями приведет к войне, этот
курсе грозит нашей стране катастрофами и
переворотами, размах и ‘последствия кото-
рых трудно предвидеть заранее. Указав,
что в настоящее время угроза возникнове-
ния войны является более острой, чем год
или полгода тому назад, Тольятти под-
черкнул, что на путь войны мир влекут
прежде всего силы экспансии американ-
ского империализма, в которым присоеди-
	‘няются империалиетические групны Анг-
	лии. эти группы, сказал Тольятти, стре-
мятся, с олной стороны, к установлению
своего экономического и политического гос-
подетва над веем миром. С другой стороны,
они чувствуют, что их позиции находятся
под’ угрозой в результате революционного
процесса, развивающегося в колониальных
странах, и это является вторым обстоятель-
ством, толкающим  империалистические
группы на путь войны.

Империалиеты оказались перед лицом
мощного движения за национальное OCBO-
бождение в колониальных странах.

Третьим фактором, толкающим империа-
лнетический мир на путь войны, сказал
далее Тольятти, является серьезная‘ угроза
экономического кризиса США, первые при-
знаки которого уже лают себя знать: рост
безработицы, падение цен на товары неко-
торых отраслей производства. Монополнети-.
ческие группы стремятся преодолеть кри-
зис, делая ставку на вооружение. Другими
элементами, обостряющими угрозу войны,
являются стремление Французских имне-
риалистов во что бы то ни стало укрепить
свои позиции, а также. реваншистекие
стремления побитых империалистов Италии
и Германии, в отношении которых Ффран-
цузекие и английские правители повторяют
собственные роковые ошибки периода
1920—1933 годов.

В этой обетановке, заявил Тольятти,
естественно имеются сдерживающие момен-
ты. и таким моментом являются, в частно-
`сти, внутренние противоречия между им-
‚периалистическими группами. Но самой ве-
ликой обуздываюшей силой, самым серьез-
ным препятствием к осуществлению планов
поджигателей войны являетеа стремление
народов к миру. Последняя война еше
слишком памятна, и всякому понятен ужас
перед новым мировым конфликтом. Народы
выступают против войны — в этом основ-
ная слабость империалистического фроята,
й на этом участке компартия Италии дол-
жна сконцентрировать все свое внимание и
все свои сялы.

Империалисты понимают это и неустанно
работают над тем, чтобы преодолеть свою
слабость при помощи пропаганды, агита-
ции, политических союзов и маневров. Для
этого мобилизована также высшая иерархия
католической церкви с того дня, когда папа
открыто поддержал создание Западного бло-
	ка, призвав к заключению пакта военного
характера. . }

Наша задача заключается в том, чтобы
вести широкую и упорную борьбу против
этих действий и этой пропаганяы империа-
листов. Необходимо прежде всего довести
до сознания наиболее пгирокого круга разум-
ных людей тот факт, что в настоящее время
ведется подготовка новой войны и что угро-
за этой войны серьезна ий реальна. Необхо-
димо найти такие формы деятельности и
мобилизации масс, которые позволили бы
об’единить в рядах фронта мира наиболь-
шее число организованных и неорганизо-
ванных народных сил. Такова цель нашен
работы. —

Е этому следует добавить, что над всеми
народами нависла общая угроза. Поэтому
необходимо, чтобы данная мобилизация сия
в определенном смысле преодолела нацио-
нальные границы и привела в установле-
нию прочных связей и сотрудничества меж-
ду различными народами.

Касаясь деятельности партии в области
осуществления стоящих перед ней важных

задач, Тольятти предостерег против в0340%-
ности ошибок и уклонов. Самой большой
ошибкой, какая могла бы быть допущена
партией в создавигихся условиях, явилось
бы распространение в ее рядах своего рода
фатализма, в силу которого возникновение
войны ечиталось бы неизбежным. Такая
позиция быль бы глубоко ошибочной и
опасной, и мы решительно осуждаем ее. Ее
распространение создало бы пассивность и
настроения выжидания и повлекло бы за
собой не только ослабление борьбы против
угрозы войны, но и ослабление всех форм
экономической, профсоюзной и. политиче-
ской борьбы.

Мы ясно заявили, сказал Тольятти, в
чем состоит долг итальянских трудящихся
в случае згрессивной войны против Совет-
ского Союза, и мы никогда не изменим
этому долгу. Но сегодня дело заключается
в TOM, чтобы помешать возникновению
войны, чтобы создать такую обстановку, в
силу которой империалисты сказались бы
не в состоянии вести войну и вовлечь в нее
Италию. В этом состоит правильная пози-
ция нашей партии. Ноэтому мы отвергаем
настроения фатализма, за которыми екры-
ваютея оппортунизм и капитуляция перед
врагом, стремящимся к войне. Мы ориен-
тируем партию на путь широкой деятель-
	ности среди всех слоев населения © тем,
чтобы организовать и мобилизовать народ
на защиту мира дая Италии и всего мира.

Бак бы ни было сейчас серьезво межлу-
народное положение, перед нами период
борьбы, завоевания подавляющего боль-
шинетва итальянского народа на сторону
дела защиты мира. В пелях этой борьбы
мы выдвигаем перед партией в данный Mo-
мент две конкретные задачи:

Первая задача — мобилизация масс Bo-
EPyr парижского конгресса сторонников
мира, которому мы придаем большое зна-
чение как в национальном, так и межлу-
народном плане. В национальном плане п9-
тому, что этот конгрессе должен показать
итальянскому народу, что он не один в
борьбе за мир; в международном плане по-
тому, чо конгрессе должен продемонстри-
ровать всему человечеству волю итальян-
ского народа к сохранению мира.

Тольятти призвал коммунистов придать
самый широкий размах делу подготовки га-
рижского конгресеа и затем делу популяри-
запии его результатов.

Второй задачей партии, заявил он, являет-
ся проведение законных и организованных
демонстраций народной воли с требованием
изменения — курса Bueninell ‚Политики
Италии. ‘

Мы еще не можем сказать, какую форму
примет эта инициатива, так как мы хотим
принять соответствующие решения совмест-
ное руководством социалистической партия
“Италии и другими полятическими силами,
разлеляющими нашу трёвогу о будушем
страны.

В заключение своего хоклада Тольятти
остановился на работе, проделанной парти-
ей за последние месяцы.
	СОФИЯ, 31 марта. (ТАСС). Но всей стране
проходят собрания, на которых трудящие-
ся Болгарии горячо протестуют против пре-
стунных планов англо-американских под-
жигателей войны и выражают свою готов-
ность защищать мир и сотрудничество меж-
ду народами. .

Общее собрание союза болгарских писа-
телей приняло резолюцию, в которой гово-
рится, что писатели Болгарии отдадут все
вилы делу защиты мира, ибо для них нет
высшего блага, чем мир.

Инженеры, архитекторы, техники, изо-
бретатели и рационализаторы, собравшиеся
на учредительный с’езд научно-техническо-
ro союза Болгарии, приняли резолюцию, в
которей горячо приветствуют созыв Всемир-
ного конгресса сторонников мира. _
	Обращение комитета
Немецкого народного совета
	в немециому народу
	БЕРЛИН, 31 марта. (ТАС). 2) марта в
Берлине состоялось чрезвычайное заседа-
ние комитета по вопросам мира Немецкого
народного совета. На заседании присутство-
вали многочисленные представители науки
и искусства, печати, органов управления,
& также делегаты с берлинских предприя-
тий. Участники заседания единогласно
	приняли обращение, в котором говорится,
что немецкий народ приветствует. созыв
Всемирного конгресса сторонников мира и
что у народа «не может быть более высо-
ких национальных интересов, чем мир для
	: себя и для веех народов».
	Конгресс деятелей культуры Румынской
народной республики в защиту мира
	БУХАРЕСТ, 30 марта. (ТАСС). На от-
крывшемся ‘вчера в Бухаресте конгрессе
деятелей культуры Румынской народной
республики в защиту мира © приветствен-
ными речами выступили представители дея-
телей культуры Франции, Греция, Герма-
ний. Италии и лругих стран.
	С докладом о роли деятелей культуры в
защите мира выступил профессор Траян
Савулеекх.
	Борясь за мир, сказал проф. Савулескву,
трудящиеся, деятели науки, литературы и
искусства создают всемирный. фронт против
поджигателей империалистической войны.
Леятели науки, литературы и искусства в.
Румынской народной республике стоят на
страже мира, разоблачая маневры поджига-
телей новой войны. Во главе с советской
интеллигенцией, в одной шеренте с передо-
рой интеллигенцией. всего мира деятели
культуры Румынской народной республики
теснее смыкают свои ряды в защиту. мира,
пивихизании и культуры.
	Вчера на конгресс прибыла делегация
деятелей советской культуры в составе поэ-
та А. Суркова и профессора В. Кружкова.
Участники конгресса тепло ветретили с9-
ветских представителей. А. Сурков высту-
пил е приветственной речью, закончив ее
етихами, призывающими народы к борьбе
33a мир: Е
	BYXAPECT, 31 марта. (ТАСС). 3 дня в
Бухаресте заседал конгресе деятелей куль-
туры Румынской народной республики в
защиту нира. После доклада президента
	зкалемии наук профессора Траяна Савуле-
	ску о роли интеллигенции в борьбе за мир
конгресе заслушал доклад вице-предееда-
теля АРЛЮС профессора Полеску-Доряну о
советской культуре, как факторе защиты
мира, и доклад поедеедателя союза писате-
лей Румынии Захария бтанку ва тему
«Империализм— злейший враг мира, куль-
туры и национальной независимости наро-
дов». Затем с докладом о развитии культу-
ры в Румынской народной республике вы-
ступил секретарь центрального комитета
Румынской рабочей партии Кинтиневский.

Многочисленные ораторы —— представите-
ли румынской интеллигенции, выступавииие
с трибуны конгресса, выразили полное ели-
нодунпгие с локлалчиками и свое непоколеби-
мое стремление стоять во главе масс в борь-
бе за мир.

Выступивигий на сегодняшнем заседании
учитель Георгий Келару, рассказав об успе-
хах в развитии народного образования на
селе, подчеркнул, что только народная де-
MORDATHA предоставляет людям такие широ-
	кие возможности просвещения.
	№ борьбе за мир призывали в своих вы-
ступдениях журналист Ал. Вонстантинеску,
профессор Григор Преотяса, профессор, Ди-
митриу.

Затем академик Роллер огласил проект
резолюции, который елдинодущтно был при-
	HAT участниками конгресса. Вонгресс при-
нял также текст телеграммы в адрес подго-
товительного комитета по созыву Веемирно-
го конгресса сторонников мира.

Под бурные овации всех участников коп-
гресса была оглашена приветственная теле-
грамма Й. В. Сталину. м в.
	Агрессивная политика США. Великобри-
	 ] тании и Франция, говоритея далее в 05ра-
	шении, создает угрозу, что мир будет ввер-
гнут в третью войну. Не спраншивая немец-
кий народ, западные державы включают в
Атлантический пакт оккупированные ими
области, нарушая тем самым свои собствен-
ные договоры и признанные всеми основы
международного права. Они хотят, чтобы
промышленность и труд на Рейне и в Руре
служили делу подготовки новой мировой
войны... Но мы нуждаемся в мире. Поэтому
мы от всего -сердда приветствуем созыв
Всемирного конгресса сторонников мира в
Париже. Мы уверены в том, что об’единен-
ной силе миролюбивых народов удастся
разбить агрессивные пакты англо-амери-
канских поджигателей войны против Co-
ветского Союза и народов Юго-Восточной
Европы. Силы мира сильнее, чем силы
войны. у ,
	В заключение в обращении говорится:
	Призыв к созыву Всемирного конгресса
сторонников мира вызвал движение; кото-
рое преодолеет все границы между народа-
ми. Тем более оно должно преодолеть ве
зональные границы’ Германии. Проявляйте
повсюду решимость в борьбе за мир. Под-
держивайте немецкий инициативный коми-
тёт по созыву Всемирного конгресса сторон-
ников мира в Париже. Недостаточно лишь
желать мира, надо действовать, надо не до-
пускать развязывания новой войны.

im)
Заявление
	генерального секретаря
Бразнльской компартни
	Престеса
	<> Матч волейбольных команд Риги,
Вильнюса, Минска и Калининграда проведен
в столице Латвии. Первенство завоевали
мужская и женская команды Риги. Второе
место заняли команлы Минска,
	<> Общегородское соревнование. силачей
закончилось в’ Минусинске. Первое место
занял мастер спорта СССР тов. Моисеев,
второе. место — студент педагогического

училиша тов. Байбаков.
		РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Программа передач Центрального
радиовещания на 2 апреля
	ПЕРВАЯ ПРОГРАММА (на волнах: 1961
1724; 31,58; 25,62; 25,36 метра) — 9.30 — Новые
книги. 10.00 — Для детей. Выступление писа-
теля В. Каверина. 10.30 — Концерт оркестра
п/у Кнушевицкого. 11.15 — Для детей. П. Ба-
жов «Ерманксвы лебеди». 12.20 — Концерт ма-
стеров искусств. 13.15 — Симфонические пье
сы и романсы. 14.15 — Отрывки из опер,
16.00 — Передача  для радиолюбителей (по
станциям). 16.00 — Беседа проф. А. А. Космо-
демьянского «Академик С. А. Чаплыгин» (по
моск. гор. сети). 16.30 — Концерт оркестра на.
родных инструментов. 17.00 — Спортивная
передача для детей. 18.15 — Концерт из цикла
«Наша Родина» — «Азербайджан».  19.00—
Международное обозревие, 19.15 — Эстрадно:
танцовальный концерт. 20:00 — Бесела проф,
К. Базилевича «Прогрессивная роль России в
политической жизни Европы», 20.20 — Радио-
обозрение «По театрам и концертным залам
Москвы». 00.05 — Глиэр — Концерт для голоса
с оркестром и симфонические вальсы совет
ских композиторов.
	ВТОРАЯ ПРОГРАММА (на волнах: 1295;
315.8; 40.93 и 30,61 метра) — 15.00 — Ромаясы
Кюи, 15.45 — Филиппенко — Второй струнный
квартет. 17.15 — Концерт «Хоровая культура
Эстонской ССР». 18.00 — Эстралный концерт.
18.39; — Беседа акад. П. Берга «Открытна pyc
ских исследователей в Антарктике». 18.50 —
Чайковский — Большая соната. 20.39 — Транс:
ляция симфонического концерта. 21.30—Жан
т «Мы вернемся за подснежниками».
22.15 — Мелодии из советских оперетт. 23.00-—
Рубские песни. 00.05 — Концерт М. Андерсон
ия П Робеона
	ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА (на волне 360.6 мет
ра} — 19.00 — Симфонический концерт. 19.40—
Оперная музыка Бизе. 20.40 — Трансляция
нонцерта Кнарик Григорян. 21.45 — Трансля*
ция симфонического концерта. —
	СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ
	(Начало спектанлей в 8 ч. вечера)
	ГОС. БОЛЬШОЙ Т-Р — Лебединое озеро.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО Т-РА — Демон.

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — Последняя
жертва.

ФИЛИАЛ МХАТ — Идеальный муж.

ГОС. МАЛЫЙ Т-Р — Иван Грозный.

ФИЛИАЛ МАЛОГО Т-РА — Пигмалион,

Т-Р им. ЕВГ. ВАХТАНГОВА -—- Заговор обр
чанных.
	Т-Р им. ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА — Цель
жизни. (Софья Ковалевская).
	_ ЦЕНТР, ТР КРАСНОЙ АРМИИ — Учитель
танцез.
	ЦЕНТР. Т-Р ТРАНСПОРТА — Собор Париж
ской богоматери.

Т-Р им. МОССОВЕТА (пл. Журавлева) — Пре
ступление директора Риггса. ФИЛИАЛ (Пуш:
кинская, 26) — Забавный случай. В пом. Та
драмы — Свадьба Кречинсного,

КАМЕРНЫЙ Т-Р — Дама-невидимка,

Т-Р им. ЕРМОЛОВОЙ -— Мачеха.

МОСК. Т-Р. ОПЕРЕТТЫ — Летучая мышь.

Т-Р САТИРЫ — Вас вызывзет Таймыр.

ТР им. СТАНИСЛАВСКОГО — День чудес
ных обманов (Дуэнья).

Т-Р ДРАМЫ и КОМЕДИИ — Каширская ст
рина. :
	ВБРЕНИСКИИ Т-Р — Зоря Белинновнч (10 сп,
13 a6.).

МОСКОВСНИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ЦИРК-
Последние дни ‘гастролей засл. артиста
РСФСР Н. П. Гладильщикова (укротитель
	хищных зверей) и другие номера. На мане
же — Константин Берман. Нач я Я ч ped.”

КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ им ЧАЙКОВСКОГО -
Концерт Любови Орловой. В программе-
песни из нинофильмосв. Нач. вЗч 30мм в6%
	Протест намионального совета работников науки,
искусств и свободных профессий против распоряжения
государственного департамента
	родем и представителями культуры и науви
из стран Восточной Европы.

Политика государственного департамента
За последние недели многому научила на-
пиональный совет работников науки, ис-
кусств и свободных профессий. Мы созыва-
ли конгреее с целью провести столь необ-
ходимое обсуждение всех сторон серъезной
проблемы укренления мира. Мы верили и
до сих пор верим в хороший старый аме-
риканский обычай — выслушать, что ека-
жет другой. Мы думаем, что, принимая во
внимание уже существующее напряжение в
отношениях между нашей страной и Восточ-
ной Европой, включая Советский Союз, на-
ше приглашение представителей из этих
стран помогло несколько разрядить напря-
жение в международных отношениях, кото-
рое так беспокоит всех. Ло отказа перепол-
ненные залы, в которых происходили засе-
дания нашего: конгресса, показали, что мно-
жество других американцев также разде-
ляет это мнение. Мы хотели бы, чтобы и
государственный департамент придерживал-
ся этих американских традиций свободы
слова и свободы связи. Однако мы неволь-
но вынуждены притти в заключению, что
правительство, очевидно, проявляет бебпо-
койство по поводу веякого публичного .©0-
брания, на котором наша внешняя полити-
ка становится предметом тщательного апа-
лиза и обсуждения». :
	НЬЮ-ЙОРВ, 31 марта. (ТАСС). Вацио-
нальный совет работников науки, искусств
и свободных профессий опубликовал заявле-
ние 1) поводу отмены государственным де-
партаментоми США разрешения советской
делегации принять участие в митингах в
защиту мира в ряде городов Соединенных
Штатов.

«Хотя вся етрана оповешена о том, что
митинги представителей культуры и науки
в защиту мира в ряде городов Соединенных
Штатов будут проводиться, кав было наме-
чено,-—говорится в заявлении, —произволь-
ное требование государственного департа-
мента о выезде из Соединенных Штатов‘
иностранных гостей заставит нас отменить
множество таких митингов, лекций и кон-
цертов, проведение которых намечено по
всей стране университетами и об’единения-
ми лиц свободных профессий, не говоря уже’
о влиянии этого распоряжения на свободу
слова многих газет и радиостанций, которые
подготовили беседы с известными учеными
и прелставителями искусств.

_ Действия государственного департамента
будут иметь влияние, далеко выходящее 3a
пределы всего вышесказанного. Эти дей-
ствия убедят многих американцев в том,
что государственный департамент не же-
лает и не потерпит подлинно свободного об-
мена информацией между американским на-

НЬЮ-ЙОРК. 30 марта. (ТАСС). Генераль-
ный секретарь Бразильской компартия
Престес в. интервью, опубликованном га-
ванской газетой «Нотисиас де ой», предо-
стерег против угрозы войны, если она
не будет энергично пресечена всеми миро-
любивыми народами, независимо от их по-
литических, религиозных и социальных
различий.
	Отвечая на вопрос, какова должна быть
позиция латино-американских народов В
отношении угрозы войны, Ирестес заявил:
«Латинская Америка ‘в настоящее время
представляет собою аръергарл империализ-
ма янки, его основной резерв продоволь-
ствия и сырья, включая многочисленные
материалы, необходимые для военной про-
мышяленноети. Кроме того, ee население,
насчитывающее более 130 миллионов 4e-
ловек, является хорошим резервом пушеч-
ного мяса, которое, в конечном счете, могло
бы быть использовано военными авантюри-
стами. ,
	Американские монополии и вапингтон-
ское правительетво, продолжал Престес,
придают такое значение нашим странам,
что в целях достижения полного контроля
над Чатинской Америкой они не колеблют-
ся в отношении создания в каждой стране
гитлеровской полицейской диктатуры, пол-
ностью подчипяющейея приказам государ-
ственного департамента США. И когда ла-
тино-американские правительства отказыва-
ются принять раболепную позу бразильца
Тутра (президент Бразилии. — Ред.) и чи-
лийца Гонсалеса Видела (президент Чили. —
Ред.), американские агенты решают во-
прое е помошью военных переворотов, по-
добно тем, какие недавно произошли в Ве-
непуэле, Перу, Парагвае и Коста-Рике».
	Престес подчеркнул важность немедлен;
ной организации борьбы 33 мир на всех
континенте, заявив, что агрессивные планы
поджигателей войны, направленные против
Советского Сотоза и народных демократий,
могут быть пресечены только путем интен-
сивной мобилизации огромных демократи-
ческих сил, существующих в Латинской
Америке. на борьбу за мир и демократию.
	«Таким путем,-— сказал Нрестес.— ла-
тино-американские народы могут панести
решающий удар по агрессивным планам
империализма янки и, таким образом, пре-
дотвратить новую бойню... Мы никогда
не поднимем оружия против славного Co-
ветекого Союза».
	Журнал «Стейтист» об экономическом обзоре на 1949 г,
	англииского правительства
	ЛОНДОН, 29 марта. (ТАСС). Английский
журнал «Стейтист» в редакционной статье,
посвященной экономическому обзору анг-
лийского правительства на 1949 год и Ат-
лантическому пакту, подчеркнув, что рын-
ки, кон`юнктура которых благоприятна для
пролавнов. практически исчезли, заявляет:
	«В зкопомичееком 90бзоре другого рода,
который Вриппе и его эксперты должны
были бы хотеть сделать (не для опублико-
вания), в уравнении, которое представляет
с0бой международная торговля. сейчас не-
избежно должны были бы фигурировать
два неприятно больших фактора. Одним
является то, что Соединенные Штаты сно-
въ начинают страдать от перепроизводства.
Другим-—что предприимчивые немпы сно-
ва выходят на сцену. В Америке мелкие
и средние фабриканты. привыкигие иметь
на руках заказы примерно на 30—35 не-
дель, сейчае имеют заказы только на 2 не-
лели— опасный симптом. Еели Америка 0у-
дет придерживаться в 1949 или в 1950
голу того курса, которого она придержива-
лась в 1929 году и в послелующий период,
если Уолл-стрит потерпит банкротство,
сравнимое с нынептним неломоганием анг-
	лийской товарной биржи, TO долларовая   еще сильнее».
	Торговый договор между Польшей
и советской зоной оккупации Германии
	ВАРШАВА, 31 марта. (ТАСС). 23 марта
в Берлине был подписан торговый договор
на 1949 год между Польшей и советской
зоной оккупации Германии.

Договор предусматривает товарообмен на
сумму 152 миллиона долларов, что в два
раза превышает товарооборот прошлого года.

Польша будет экспортировать уголь, кокс,
	ОвНзол, железо, металлические изделия, ры-
бу, рыбные консервы и другие товары. С9-
ветская зона оккупации Германии будет вы-
возить в Польшу машины, оборудование, в
TOM чизле оборудование для горной и поли-
трафической промышленности. точные и оп-
	тические приборы, химикалии и другие то-
вары.
	н 06 Атлантическом пакте
	помощь утратит большую часть своего зна-
чения в обеспечении восстановления Анг-
HH, & стремление американских фабри-
кантов сбыть свою продукцию ва замор-
екнх рынках любой ценой может снова
оказаться препятствием на пути развер-
тывапия английского произволетва».
	Отметив, что, по признанию Моррисона,
без помощи по «плану Маршалла» Англия,
возможно, имела бы уже около 2 млн. безра-
ботных, автор указывает: «С экономической
точки зрения не исключена возможность т9-
го, что даже при наличии помощи по плану
Маршалла безработица будет быстро раети.
Если дела пойлут таким образом, то эконо-
мический обзор на 1949 год будет предета-
влять лишь академический интерес».
	Васаясь Атлантического пакта, автор
пишет* у
	«Мы уже знаем, что внутренняя экономи-
ка Англии не остается незатронутой. Требо-
вания, пред’являемые нам в области усиле-
ния оборонительных мероприятий (эти тре-
бования лохолят почти до вмешательства в
наш суверенитет), уже сказались на бюд-
жетных расчетах миниетра финансов Крипп-
са. В скором времени они могут сказаться
	На собрании Шведско-советского общества
	СТОСТОЛЬМ, 31 марта. (ТАСС). Вчера в
Стовтольме состоялось торжественное собра-
ние ПШведско-советското общества, поевя-
щенное 25-летию со дня установления дип-
поматических отношений между Советским
Союзом и Швецией.

На собрании присутствовал временный
поверенный в делах Советского Союза в
Швеции А. А. Комаров, шведевий министр
Свен Андерссон, депутаты риксдага, пред-
ставители шведского” министерства  ино-
странных дел, члены дипломатического

корпуса, представители . деловых кругов
		Государственный секретарь министерства
торговли Рихард Стернер сделал доклад на
тему «25 лет шведеко-советских торговых
отношений», в котором 06060 подчеркнул
важность для Швеции развивать торговлю е
Советским Союзом и другими восточно-евро-
пейскими странами.

Стернер также отметил ту большую по-
мощь, которую в 1948 году Советский Cows
оказал Швеции, выделив для нее большие
партии зерна, в котором страна нуждалась
в связи с неурожаем в 1947 году. Благола-
ря этой помощи, еказал Стернер, шведеким
и удалось обеспечить население хле-

ом.
	графии —Д 3-31-05; Пресс-бюро —Д 3-30-93; Сенретарната —Д 3-15-64; Отдела об’явлений —Д 3-39-00; Энспедиции —Д 3-39-80.
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.
		$5 00635.
		Изд. № 237.