Пролетарий всех стоан, соединяйтесь!
	унистическая Партия (больш.).
		_ Совет Министров СССР присудил Сталинские премии

за выдающиеся работы в области науки и изобретательства
за 1948 год.
		Сталинских премий—славных новаторов советско

и
	науки
	и техники.
	Всесоюзная Комм
	Орган Центрального Комитета
	Суббота, 9 апреля 1949 г.
	СОВЕТСКОЙ
ТЕХНИКИ

5ами практики, разработали pay новых
конструкций машин, приборов, аппаратов,
которые практически внедряются в произ-
водетво, обеспечивая дальнейший рост про-
изводительности труда и улучшение каче-
ства продукции. 0с0б0 следует подчерк-
нуть, что среди выдающихея изобретений,
удостоенных Сталинской премии, большое
место занимают работы в области механи-
зации труда. Здесь — новые конструкции
угольных комбайнов, мощные врубовые и
врубово-погрузочные машины, машины для
комплексной механизации путевых работ
Ha железнодорожном транспорте, лесопоса-
дочные и многие другие машины и меха-
низмы. Во весе отрасли народного хозяйст-
ва планомерно и настойчиво внедряется
механизация процессов труда, которая, как
указывал товарищ Сталин еще в периох
первой предвоенной пятилетки, «является
Toe новой для нас и решающей силой, без
которой невозможно выдержать ни наших
темпов, ни новых масштабов производства».

Неуклонный технический прогресс на-
родного хозяйства СССР ярко характеризует
великие победы, одержанные нашей страной
	В деле строительства коммунистического 0б-
щества.

Бак и в прошлые годы, среди лауреатов
Сталинской премии-— большая группа прак-
тических работников производства: рабо-
чих-стахановцев, бригадиров, командиров
промышленности. :

Это — токари Г. Борткевич, А. Марков,
Н. Угольков, П. Быков, К. Тютин, Р. Дени-
сов, фрезеровщики Н. Симановский и Я. Че-
бышев, инициаторы внедрения  высоко-
производительных скоростных: методов 06-
работки металла. Это — работники Москов-
ского автозавода имени Сталина и Горьков-
ского автозавода имени Молотова, разрабо-
тавшиие ‘метод перевода поточного производ-
ства на выпуск новой модели автомашины
без прекращения выпуска продукции. Это—
железнодорожный машинист И. Соловьев,
коренным образом  усовершенствовавший
процесс работы паровозных бригад. Это—
помощник  мастерз А. Чутких, инициатор
новых высокопроизводительных методов. ра-
	боты в текстильной тюмышленности, - обес- ,
	нечивающих вынуск продукции отличного
качества. Это — группа работников живот-
HOBOACTBA, добивигихся выдающихся резуль-
татов в выведении новых высокопродуктив-
ных пород скота. Своим творческим трудом
‚они вновь и вновь наглядно подтверждают
слова товарища Сталина о том, что «новые
пути науки и техники прокладывают иногда
He общеизвестные в науке люди, а совер-
шенно нейзвестные в научном мире 100,
простые люди, практики, новаторы дела».

Весь советский народ горячо, от души
приветствует новый отряд лауреатов
Сталинских. премий — новаторов науки и
техники, чьи выдающиеся научные откры-
тия и изобретения. отвечают ‘коренным
жизненным интересам советского народа,
поднимают еще выше могушество социа-
листической Родины, служат тому елавному,
всемирно-историческому делу, которое свер-
шает советский народ под’ руководством
партии большевиков, под водительством
великого Сталина, — делу победы комму-
низма!
	НАРОДНЫЙ.
	и МК ВКП(б).
  ЦЕНА 20 КОП.
			ТОРЖЕСТВО
НАУКИ И
	Сегодня «Правда» публикует ностанов-
ление Совета Министров СССР о присужде-
нии Сталинских премий за выдающиеся
работы в области пауки и изобретательства
за 1948 год. Славная плеяда лауреатов
Сталинской премии пополнилась ` сотнями
новых имен: ‘

В своей исторической речи на’ собрании
избирателей 9 февраля 1946 года великий
вождь большевистской партии. и советекого
парода Иосиф Виссарионович Сталин
говорил:

«Я не сомневаюсь, что если окажем
должную помощь нашим ученым, они ©у-
меют не только догнать, но и превзойти в
ближайшее время достижения науки за
пределами нашей страны».
	Уже простой перечень научных работ,
проделанных нашими учеными в 1948 году
и удостоенных Сталинских премий, нагляд-
но показывает, какой новый крупный шаг
вперед сделан под руководством партии
советской наукой по’ пути, указанному
товарищем Сталиным. Премии присуждены
38 экспериментальные исследования кос-
мических лучей в верхних слоях атмосфе-
ры и в области физики атомного ядра, за
научные работы в области гидродинамики
H газовой динамики, металловедения и хи-
уни, за труды в области биологии, сельско-
х(зяйственной науки, медицины, экономи
ческих и историко-филологических HayR.
	Характерная черта работ совелеких уче-
ных заключается в том, что, во-первых.
они смело и рентительно идут по пути: но-
ваторства в науке и, во-вторых, они тесно
связаны с жизнью, с практикой. Одним из
ярких тому примеров являются удостоенные
Сталинской премии первой степени науч-
ные исследования академика. Т. Д. Лысенко
в области передовой мичуринской биологи-
ческой науки. Эти исследования, проник-
нутые девизом Мичурина: «Мы не можем
ждать милостей от природы; взять их у
нее — наша задача», служат делу актив-
ного преобразования природы, помогают
миллионам колхозников добиваться высо-
BEX и устойчивых урожаев, нового, еще
невиданного. и небывалого в истории под’ема
сельского хозяйства. .
	Руководящие ‘идеи. великого Сталина вдох-
новляют труд и творчество советских уче-
ных, открывают поистине безграничные
перспективы научной работы, указывают
путь в. новым и новым победам передовой
советской науки. Вее прогрессивное чело-
вечество видит ныне, что только социали-
стический строй способен обеспечить: под-
линный расцвет науки, в условиях же иду:
щего ко дну капитализма наука’ обречена
На жалкое‘ прозябание и деградацию. на по-
	зорную роль‘ наемной служанки монополи-
	стического капитала.
	Присуждение Сталинских премий за вы-
дающиеся изобретения и коренные убовер-
шенствования производства ярко свидетель-
ствует’ о быстром и непрестанном техниче-
ском прогрессе ‘нашего социалистического
Народного хозяйства.
	Уже в истекшем году советское машино-
строение значительно превзошло довоен-
ный уровень. Деятели советской науки и
техники, в тесном содружестве с работни-
	ПОЛЛИННО
	О присуждении Сталинских премий
за выдаю

$ паваеыров би?а дя иблановил присудить Сталинские   й коренные

усовершенствования методов производственной рабо?
за выдающиеся научные работы, выдающиеся изобретения

а. -
алинсние премии за вылающиеся научные паботы в облаети:
	‘Зарному Исааку Абрамовичу, профессору
того же института, — за труд «Научные ос-
новы разработки нефтяных месторождений»,
опубликованный в 1948 году.

3. Пархомовскому- Якову Моисеевичу,
Альхимовичу Николаю Васильевичу, Попову
Льву Сергеевичу, научным сотрудникам
Центрального аэрогидродинамическох ин-
ститута имени Н. Е. Жуковского, —за тео-
ретические и экспериментальные исследо-
вания в области механики, опубликованные
в, 1948 году.

4. Попову Евгению Павловичу, профес-
сору Ленинградекой Краснознаменной Воен-
но-воздушной инженерной Академии, — за
научные исследования в области теории уп-
ругости, изложенные в трудах: «Теория и
расчет гибких упругих леталей». «Нелиней-
	ные задачи статики тонких стержней».
	‘опубликованных в 1947—1948 годах,
_ 5. Рахматулину Халилу Ахмедовичу, дей-
ствительному члену Академии наук Узбек-
екой ССР, профессору Московского государ-
ственного университета имени М. В. Ломо-
HOCOBa,— за работы в области теории волн,
изложенные в статьях: «0б ударе по гиб-
кой нити», «0 распространения плоских уп-
ругоплаетических волн», «0 распростране-
нии цилиндрических волн пра пластических
деформациях», опубликованных в 1947—
1948 годах.

6. Яновскому Михаилу Иосифовячу, чле-
ну-корреспонденту Академии наук СССР,
профессору Военно-морской Акалемии` кореб-
лестроения и вооружения имени А. Н. Вры-
лова,— за научный труд «Конструирование
и расчет на прочность деталей паровых туу-
	бин», опубликованный в 1947 году.
	Физико-математических наук
	Премии ПЕРВОЙ степени
	Fr

1. Вернову Сергею Николаевичу, про-
фессору Московского государственного уни-
верситета имени М. В. Ломоноеова, заведу-
ющему сектором Физического института
имени П. Н. Лебедева Академии наук
СССР,— за экспериментальные иселедова-
ния космических лучей в верхних слоях
атмосферы, изложенные в статьях: «Иселе-
дование с помощью годоскопа ливней ча-
стиц, образованных в свинце космическими
лучами ‘в стратосфере», «Изучение ливней
космических лучей, сопровождающих про-
никающие частицы», «Измерение толчков,
создаваемых космическими лучами в стра-
	4 ых <

тосфере, с помощью ионизационной. каме-

РЕ. nnn
	ры», «Угловое распределение космических
лучей в стратосфере», «Исследование мяг-
кой и жесткой компонент космических лу-
	_ Премии ВТОРОЙ степени
	1. „Гринбергу Георгию Абрамовичу. . чле-
ну-корреспонденту, Академии наук СССР.—
за научные исследования по математиче-
ской физике, имеющие большое значение
для расчета и конструирования электрон-
ных приборов, изложенные в монографии
«Избранные вопросы математической тео-
рии электрических и магнитных явлений»,
опубликованной в 1948 году.   :

2. Нанторовичу Леониду Витальевичу,
профессору Ленинградекого государственно-
го университета имени А. А. Жданова —
за работы по функциональному анализу.
	b. Технич
> Премии ПЕРВОЙ степени
	_ 1. Курдюмеву Георгию Вячеславовичу,
члену-корреспонденту Академии наук СССР.
действительному члену Академии наук
Украинской ССР.—за исследования в 0б-
ласти металловедения, изложенные в рабо-
тах:  «Бездиффузионные  (мартенситные)
превращения в сплавах», «О природе без-
диффузионных (мартенситных) превраще-
ний», «0 кинетике превращения зустенита
	Премии ВТОРОЙ степени
1. Кириллову Ивану Ивановичу, профес-
	Copy Шенинградского политехнического ин-
	ститута имени М. И. Валинина, Нантору.: Со-
	ломону Абрамовичу, профессору того же ин-
	ститута,—— за научный труд «Теория и кон-
струкция паровых турбин», опубликован-
  ный в 1947. году,
	в размере 260.000 рублей
	чей в. стратосфере», опубликованных в
	1948 году.

2. Лаврентьеву Михаилу Алексеевичу,
академику, — за теоретические исследова-
‚ния в области гилродинамики, опубликован-
ные в 1948 году.

3. Латышеву Георгию Дмитриевичу, чле-

ну-корреспонденту Академии наук Украин-
свой CCP, заведующему лабораторией
  Ленинградского физико-технического ин-
‘ститута Академии наук СССР,— за экспе-
  риментальные исследования в области фи-
зики атомного ядра, изложенные в статьях:
«Внутренняя ‘конверсия гамма-излучения»,
`«Тонкая структура гамма-линий», «Моно-
хрэматические позитроны внутренней кон-

` версии», «О радиоактивности бериллия»,
Е = 1042 «anew .

в размере 100.000 рублей
	изложенные в статьях: «К общей теории
приближенных метолов анализа», «Функци-
ональный анализ и прикладная математи-
ка», «0 методе Ньютона для функционзль-
‘ных уравнений», опубликованных в
1947—1948 годах.

3. Хвостинову Ивану Андреевичу, про-
фессору Военно-воздушной инженерной Ака-
демии имени Н. Е. Жуковского, научному
сотруднику Геофизического института Ака-
демии Hays CCCP,—3a научные исследова-
ния в области атмосферной оптики, прове-
денные в 1948 году.
	еских наук _
в размере 200.000 рублей
	в мартенсит при ‘низких температурах»,
опубликованных в 1948 году.
	<. Петрову Георгию Ивановичу, научно:
му сотруднику Центрального института
авиационного моторостроения имени П. И.
Баранова, — за научные. исследования в 06-
ласти газовой динамики, опубликованные в
	1948 году.
	Б. Химических наук _
Премию ПЕРВОЙ степени B pasmepe 200.000 рублей
	тичным атомом углерода и механизм арома-
тизации парафинов’ на платинированном
угле», «Синтез и свойства стереоизомерных
1,2, 3— триметилциклопентанов», «0 стро-
ении бицикло— (1, 2, 2)-гептана», опу-
бликованных в 1947 — 1948 годах.
	в размере» 100.000 рублей
	ности полиамидов», «Иселедования в области
высокомолекулярных соединений», опубли-
кованных в 1947—1948 годах.

3. Перову Сергею  Степановичу,  дей-
ствительному члену Всесоюзной Акаде-
мии  сельскохозяйственных. наук ‘имени
В. И: Ленина,— за научные исследования
по’ биохимии белков, изложенные в рабо-
тах: «Белковые протокиелоты ряда семян
травянистых, кустарниковых и деревяни-
стых растений», «Потеря в весе чистейшей
белковой протокислоты при 105°»,. «Оенов-
ные принципы технологии чистого расти-
тельного кормового белка», «Коллойдные
свойства чистейшей казеиновой белковой
протокислоты в. активнокислой среде», опу-
	оликованных в 1947—1948 годах.
	Пазанскому Борису Александровичу, ака-
демику,— за научные работы в области ка-
талитических превращений  углеводородёз,
изложенные в серии статей: «Ваталитиче-
ское гидрирование циклонентановых ‘углево-
дородов с расшеплением цикла». «Циклиза-
	  ция парафиновых углеводоролов е- четвер-
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Долгоплоску Бориеу Александровичу,
профессору Всесоюзного научно-иселедова-
тельского института синтетического каучу-
ка имени С. В. Лебедева, — за научные ис-
следования в области полимеризации, опуб-
ликованные в 1948 году. .

2. Норшаку Василию Владимировичу,
профессору Московского химико-технологи-
ческого института имени Д. И. Менделеева,
заведующему лабораторией Института орга-
нической. химии Академии наук СССР, — за
научные исследования в области высокомо-
лекулярных  создинений, изложенные в
статьях: «В вопросу об образовании трех-
мерных структур у полиамидов», «0 реак-
ции взаимодействия гликолей с двухоснов-
	ными кислотами», «0 степени полидисперс-
	т Биологических наук
Премию. ПЕРВОЙ. степени в размере 200.000 рублей
	Лысенко Трофиму Денисовичу, академику,
президенту Всесоюзной Академий сельскохо-
зяйетвенных наук имени В. И. Ленина. —
	ву,   `довой мичуринской биологической науки,
х0-   обобщенные в научном труде «Агробиоло-
	в размере 100.000 рублей
	2. Крылову Александру Петровичу, ло-
центу Московского нефтяного института
имени И. М. Губкина, Глоговскому Марку
Михайловичу, доценту того же ‘института,
Мирчинку Михаилу Федоровичу, профессору
Того же института, Николаевскому Николаю
Матвеевичу, доценту ‘того же ИНСТИТУТА,
	СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
	является свидетельством «ВЫСОКОЙ ‚ оценки
партией и правительством деятельности го-
с’дарственного контроля.
	В послевоенный период, когда советский
народ борется ‘за досрочное выполнение по-
слевоенной пятилетки, за победу комму-
низма, работники государственного контроля
активно участвуют в этой борьбе своими,
присущими им методами и ередствами. Они
осуществляют проверку выполнения реше-
ний правительства, контроль за учетом и
расходованием государственных средств и
материальных ценностей. Они добивают-
ся укрепления работы всех звеньев госу-
даретвенного аппарата, повышения личной
ответственности каждого работника на вве-
ренном ему участке. Они борются за даль-
нейшее повышение производительности тру-
да и рост социалистических накоплений, за
сохранность и приумножение государствен-
ных резервов, за честное планирование и
полное использование всех возможностей
сопиалистической системы: :
	Успешное выполнение этих задач тре-
бует тесной связи контролеров с местными
партийными органами во время ревизий и
проверок. Партийные организации должны
помогать контролерам в выполнении ‘их
важных государственных обязанностей,
воспитывать контролеров в духе строжай-
utero соблюдения интересов государства.
Контролер должен быть свободным от вся-
ких ведомственных и личных влияний, он
не может поддаваться местническим на-
строениям,
	Работники контроля всегла обязаны пом-
нить указания товарища Сталина о том,
что они «должны быть чисты, безукориз-
ненны и беспощадны в своей правде».
	Чтобы с честью выполнить’ эти сталин-
ские указания, работники контроля должны
неустанно овладевать маркеизмом-ленияиз-
	Сегодня исполняется 30 лет со дня созда-
ния в нашей стране государственного конт-
роля. Его организация и деятельнасть нераз-
рывно связаны с именами‘ великих вож-
дей партии и советского государства
В. И. Ленина и И. В. Оталина.

Великая Октябрьская социалистическая
революция, разбив цепи капитализма, еде-
дала рабочий класс господствующим клас-
вом. У власти стали люди труда. «которые
никогда не управляли, которые только зна-
Ли работу на других и у которых не оказа-
Лось достаточного опыта по ‘управлению
страной» (И. Сталин). Перзд большевист-
ской партией и советской властью во’ весь
рост вотала задача — практически овладеть
аппаратом власти.

В решении этой задачи Ленин и Сталин
придавали исключительное значение  созда-
нию государственного: контрольного органа
нового типа, в функции которого входили
бы изучение опьга строительства социали-
стического тосударства, борьба © волоки-
той и злоупотреблениями, ‘осуществление
социалистического контроля и через кон-
Троль — вовлечение масс в строительство
социализма. Дело это было настолько’ жиз-
ненно важным, что на пост народного ко-
ииссара Госконтроля был назначен, по
предложению великого Ленина, его друг и.
сподвижник товарищ Сталин.

Разработанный товарищем Сталиным и
принятый 9 апреля 1919 года декрет
«0 Государственном Контроле» знаменовал
начало нового, подлинно народного, социа-
листического контроля. Товарищ ‹ Сталин
превратил государственный контроль в м0-
гучее ‘оружие партии ‘и правительства, в
орган «постоянного совершенствования все-.
го механизма Советской власти», в школу
обучения. трудящихся Macc. искусству
управлять ‚государством. ,

Государственный контроль не раз в тече-
ние 30 лет подвергался изменениям на
различных этапах развития нашего социа-
листического  государетва. И на каждом
этапе он верой и правдой служил интересам
народа. Публикуемый сегодня в «Правде»
Указ Президиума Верховного Совета. СССР
о награждении большой группы работников
	Министерства Государственного Вонтроля
	‹з& научные исследования в области пере-   ГИЯ», опубликованном в 1948 году.
	(Продолжение на ‘2-й стр.)

ноновичу

Генералиссимусу СТАЛИНУ Иосифу Buceap:
и. Председателю. Совета Министров СССР _
	тический строй. Неописуемо велика спло-
	‘ченность советского. народа вокруг своего
	Правительства и вождя Генералиссимуса
Сталина. ^

Мы уносим © собой самые светлые чув-
ства и непоколебимую уверенность в счаст-
ливое будущее, которого так желает mpo-
	  трессивнсе человечеетво.
	шей национальной экономики и культуры,
0б°’единения Кореи в едином. суверенном ‚ де-
мократическом корейском государстве.
Наше пребывание в Советском Союзе
было столь содержательным и счастливым
еще тем, что Правительство, советские и
общественные организации СССР предоета-
вили нам ‘широкие возможности ознакомить-
ся с жизнью, бытом, экономикой, культу-
рой счастливейшего в мире советского на-
родя. В Моекве; Ленинграде и везде, где мы
были, пас встречали радушно и сердечно.
Глубокое впечатление произвели на нас
столица Советского „Союза — город Москва
и, город-герой Ленинград. Мы восхищены
героическим творческим трудом и горячим
	натриотизмом советского народа, строяшето
	самый передовой в мире общественно-поли- 1
	Правительственная делегация Корейской
Народно-Демократической Республики сего-
дня покидает территорию Советского Сотоза
с чувством глубокой благодарности и-при-
знательности Советскому Правительству,
лично Вам, Генералиссимус Сталин, за
исключительно теплый прием, гостеприим-
ство ‘и достигнутые в переговорах ‘резуль-
таты, воторые наилучшим образом будут
содействовать: благополучию и процветанию
нашей нации.

Наш визит в Советский (юз и заклю-
чение между нашими странами равноправ-
ных соглашений, основанных на принци-
пах взаимного уважения и государетвенного
суверенитета, открыли новую прекраеную
страницу в истории взаимоотношений меж-
ду Вореей и Советским Союзом, еще больше.
	Москеа
	укрепили политическое и международное
положение молодой Корейской Республики
й дружбу народов обеих стран, скреплен-
ную кровью благородных сынов социали-
стической Родины, пролитой во имя торже-
‘ства справедливости в освободительной
миссии Красной Армии на Дальнем Востоке.

30-миллионный корейский народ, борю-
щийся за свою независимость и против за-
хватнических усилий империалистических
держав, вечно будет помнить, что он своим
освобождением обязан только Советскому
Союзу, Великому Сталину.

В бескорыстной братской помощи совет-
ского народа мир и, прежде всего, корей-
ский народ видит стремление Советского
Союза помочь корейскому народу в деле
возрождения и дальнейшего развития на-.

уезжая, Корейская Правительственная
Делегация желает советскому народу лаль-
нейшего процветания, счастья и доброго
здоровья и долгих лет жизни Вам, дорогой
Генералиссимус Сталин, на благо и счастье
трудящихся всего мира.
	Председатель Кабинета Министров
Корейской Народно-Демонратической
Республики КИМ ИР СЕН.

Иинистру Иностранных Дел Союза ССР ВЫШИНСКОМУ А.Я
	ведению Сталинской внешней политики
Советского Союза, направленной на обес.
	6600 «
a
	Министр Иностранных Дел Корейской
Народно-Демократической Республики
	ПАН ХЕН ЕН.
	благодаря вниманию Вашего Правительства,
особенно Генералиесимуса Сталина, всюду
встречала теплый прием и содействие.

В обстановке взаимного. доверия и друж-
бы наша делегация разрешила всё вопросы
и заключила корейско-советекое Соглаше-
ние, имеющее историческое значение.

‚ Разрешите выразить глубокую благо-
	дарность Советскому‘ Правительству, Вам
лично за внимание, оказанное нашей деле-
тации, предоставленные нам возможности
ознакомиться с жизнью и великим созида-
тельным. трудом советского народа.
Позвольте пожелать Вам, господин Ми-
нистр Иностранных Дел, здоровья и боль-
ших успехов в дальнейшей работе по про-
	Мом, глубоко вникать в вопросы экономики, !  Тересекая границу великого Советског
уметь не только вскрывать, но и] Союза, имею честь от имени Корейской Пра-
предупреждать ошибки, быть деятелями   вительственной Делегации от всей души
высокоидейными и принципиальныхи, тес-   приветствовать Советское Правительство -и
но. связанными с партией и народом, прав-  лично Вас, господин Министр Иностранных
дивыми перед партией и государством, ета-   Дел. fos
	Ворейская Правительственная Делегация
	вящими интересы государства, интересы
	строительства коммунизма превыше всего,   за время пребывания в Советском Союзе,