С. П. Толстов,
	профессор, премия присуждена за много-

летние историко-археослогические иссле-

дования, обобщенные в научном труде
«Древний Хорезм».
	овые выда
	П. Б. Быков,
	токаььЬ.
	Г. С. Борткевич,
	токарь.
	Н. В. Мордюкова,
	артистка, премия присуждена за участие
в кинокартине «Молодая гвардия».
	А. Г. Арутюнян,
	композитор, премия присуждена
«Кантату о Родине».
	Микола Бажан,
	поэт, премия присуждена за цикл сти-
хов «Английские впечатления».
	МЕ

ых методов обработки металлов реза-

Премия присуждена за внедрение скоростн Не

вием, обеспечивших значительное
		УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
		тиеся усшехи советской науки
	образования СССР
	С КАФТАНОВ
		Министр высшего
	нашей етране и убедительно доказал, что эта
порода является наиболее пенной при за-
культивировании обширных вырубок на су-
песчаной и суглинистой почвах, нз дегра-
дированном черноземе. Профессор Тимофеев
разработал научные основы вультуры лист-
венницы и методы ухода 33 лиственничными
насаждениями. о

Известны замечательные успехи совет-
ской медицинской науки. Партия и прави-
тельство обращают большое внимание на
охрану здоровья советеких людей. В нашей
стране создана широкая сеть медицинских
лечебных и научно-исслеловательсвких уЧч-
реждений. Советские ученые-медики имеют
такие благоприятные условия для своей ра-
боты, о каких не могут даже мечтать ученые
капиталистических стран. Наша медицин-
ская наука с каждым годом обогащается
крупными достижениями, новыми, более эф-
фективными методами диагностики и лече-
НИЯ.
	Ценный вклад в советскую медицинскую
науку и лечебную практику вносится иселе-
дованиями в области костно-суставного ту-
беркулеза у детей, которые провел и 060б-
щил в своем научном труде «Костно-сустав-
ной туберкулез у детей» действительный
член Академии медицинских наук СССР
T. П. Краснобаев. ЕКрупнейший снециа-
лист по костно-суставному туберкулезу, Т.П.
ВБраснобаев предложил и обосновал лечение
костно-суставного туберкулеза по месту? жи-
тельства больных. Оказалось, что резуль-
таты лечения не только не уступают, но и
превосходят результаты, получаемые при
лечении больных в южных и высокогорных
санаториях. Метод диагностики и лечения
костно-суставного туберкулеза у детей, раз-
работанный Т. Н. Краснобаевым, получил
широкое применение в системе советского
здравоохранения.
	Весьма важное значение для науки и
практики имеет монография по бруцеллезу,
созданная действительным членом Академии
медицинских наук СССР Ц. Ф. Здродовеким.
	ЦП. Ф. Здродовский является выдающимся
советским исследователем в этой области.
На протяжении 25 лет он ведет углублен-
ную работу. Автор экспериментально дока-
зал возможности самоизлечения бруцеллеза
у человека, по-новому осветил вопрос 06
иммунитете при этом заболевании и обосно-
вал наиболее эффективные формы профилак-
тики людей против бруцеллеза.

Вапитальным трудом обогатилась совет-
ская экономическая наука. Двухтомная
«История народного хозяйства СССР», с5-
ставленная членом-корреспондентом Акаде-
мии наук СССР П. И. Лященко, впервые дает
систематическое и наиболее полное освеще-
ние с марксистско-ленинских позиций исто-
рии народного хозяйства нашей Родины.

Получивший Сталинскую премию по раз-
делу юридических наук профессор Левин-
градекого государственного ‘университета
А. В. Венедиктов свой фундаментальный труд
«Государственная социалистическая  с00-
ственность» посвятил иселедованию юриди-
ческой природы государственной социали-
стической собственности и органов управле-
ния ею.
	Весьма важной и до сих пор мало иссле-
дованной облаети богатейшей истории рус-
ского народа посвящен труд старшего науч-
ного сотрудника Института истории матери-
альной кульгуры Академии наук СССР Б. А.
Рыбакова «Ремесло древней Руси»: В своей
работе Б. А. Рыбаков убедительно доказы-
вает, что древняя Русь была одной из куль-
турнейших стран своего времени, что изде-
лия русских городских мастеров экспорти-
ровались в Западную Европу. Русь оказы-
вала культурное влияние в Х—ХИ веках
на Польшу, Чехию и ряд других стран. Ав-
тор исследовал положение русских ремеслен-
ников, их завлеимость от феодалов; проеле-
дил рынки сбыта изделий ремесленников,
показал участие городских ремесленников
в.классовой борьбе и создание ими корпо-
фативных организаций,

Выход в свет работы Б. А. Рыбакова сви-
детельствует о болыпою творческом успехе
советской исторической науки.
	Это в полной мере относится табже и к
научному труду «Древний Хорезм», создан-
ному профессором Московского государствен-
ного университета 0: И. Толетовым.
	Труды советских ученых, получившие
высокую оценку социалистического государ-
ства, убедительно показывают, что совет-
ская наука находится на большом под’еме,
идет по пути крупных успехов. Советевие
ученые вносят неоценимый вклад в сокро-
вищницу передовой науки. Присуждение
Сталинских премий вдохновляет советских
ученых на новые творческие достижения,
направленные на благо нашей любимой Ро-
дины, нашего великого народа.
	0 присвоении звания Героя Сощиалистического Труда
передовикам сельского хозяйства Горьковской области
	7. Маркиной Марфе Петровне
	— звеньевой колхоза «Путь к соци
	(Окончание. Начало в «Правде» от 10 апреля)
	55 =
		Es

Vi
ia,

Wy
	UIE
	Постановление Совета Министров ССОР
о присуждении Сталинских премий 3& вы-
дающиеся работы в области науки, выпол-
ненные в 1948 году, является ярким сви-
детельством того, что советские ученые
успешно осуществляют задачу превзойти в
ближайшее время достижения науки 3A
пределами нашей страны, поставленную
товарищем Сталиным перед советской нау-
кой. Выдающиеся труды новых лауреатов
Сталинской премии представляют важный
вклад советской науки в скорейшее осуще-
ствление величественных задач строитель-
ства коммунизма.
	Награждение передовых людей советекой
науки Сталинскими премиями вызывает в
советском народе чувство глубокой радости
за успехи наших ученых, отдающих
свои силы на благо нашей любимой Роди-
ны. Советские ученые на деле оправдывают
великое доверие большевистской партии и
советского государства. Выдающимися успе-
хами отвечают они на замечательные усло-
вия, которые созданы в нашей стране для
развития самой передовой, самой прогрес-
сивной современной науки.
	Никогда и нигде наука не играла такой
важной роли в жизни общества, какую она
играет в условиях советского социалисти-
ческого государства. Никогда и нигде наука
не имела таких благоприятных условий,
такого простора и возможностей для своего
развития, какие она имеет в советекой
стране. Лишь у нас, на родине социализма,
впервые в истории человечества наука пол-
ностью освобождена от оков капиталисти-
ческого. корыстолюбия, от каких бы TO HH
было преград на пути своего развития.
Непрерывный рост числа научных трудов,
представляемых на соискание Сталинских
премий, есть яркое проявление безгранич-
ных возможностей и могучей силы совет-
ской науки.

Мнотгочисленны научные исследования,
которые ведутся в нашей стране во всех
областях знания. Нет такой отрасли науки,
в которой советские ученые не сказали бы
своего веского слова. Сталинские премии яв-
ляются неоспоримым свидетельством этого.
	Присуждение Сталинских премий пре-
вратилось в нашей стране в традинионный
праздник смотра передовой советской нау-
ки, «той науки, которая не отгораживаетея
от народа, не держит себя вдали от народа,
& готова служить народу, тотова передать
народу все завоевания науки, которая об-
служивает народ не по принуждению, а до-
бровольно, с охотой» (И. Сталин).

Работы советских ученых, удостоенных
Сталинских премий, представляют вее об-
ласти советской науки и касаются как глу-
боко теоретических вопросов, так и вопро-
сов, имеющих первостепенное значение для
практики. Каждая из премированных работ
является важным вкладом в ту или иную
область науки, вкладом, который еще более
умножает великое богатство нашей отече-
ственной науки.
	Созданные на оспове передовых научно-
теоретических идей, труды лауреатов
Сталинских премий представляют собой
образцы подлинного новаторства в науке,
сочетающего глубокие. и  кропотливые
исследования с такими обобщениями и вы-
водами, которые ломают старые, отжившие
традиции, нормы, установки и вводят вме-
CTO них новые, являющиеся последним
словом передовой науки.
	Большим вкладом в советскую физиче-
скую науку являются работы С. Н. Вернова,
Т. Д. Латышева, М. А. Лаврентьева и И. А.
Хвостикова, обогатившие различные обла-
сти советской физики новыми исследова-
ниями и открытиями.

Член-корреспондент Академии наук СССР
Г. А. Гринберг провел интереснейшие
исследования по математической физике.
Разработанные Г. А. Гринбергом приемы
найдут успешное применение в решении
громадного числа задач, возникающих в
практике электротехники сильных и ела-
бых токов.

Большое значение для теории и практики
имеют работы профессора Ленинградского
тосударственного университета Л. В. Ван-
торовича. Его работы по функциональному
анализу закладывают основы новых, более
общих и глубоких методов решения прак-
тических задач, возникающих в инженер-
ной практике.

Врупными трудами обогатились техниче-
екие науки. Член-корреспондент Академии
наук СССР Г. В. Бурдюмов известен в на-
шей стране как крупнейший специалист в
области физики металлов. Еще в 1926 го-
ду он обосновал физическую прироху мар-
тенсита как пересыщенного твердого раст-
вора. Работы Г. В. Вурдюмова в области
исследования природы мартенсита и мар-
	лизму» Лукояновского района, получившей урожай волокна южной ко-
нопли на зеленец 15.6 центнера с гектара на площади 2 гектара.
	8. Потапову Ивану Авивовичу —
	бригадиру колхоза им. С. М. Кирова
	Кетовского района, получившему урожай картофеля 502,7 центнера с
	гектара на площади 6 гектаров.
	пехом бороться за дальнейший под‘ем социз-
листического сельского хозяйства, за повы-
шение урожайности полей и продуктивности
животноводства.
	На основе передового биологического уче-
ния создал свой ценный научный труд
«История эволюпионной палеонтологии от
Дарвина до наших дней» действительный
член Академии наук Грузинской ССР Л. Ш.
Давиташвили. Автор дает глубокую критику
реакционных концепций в области палеон-
тологии, усиленно развиваемых в буржуаз-
ных странах, и убедительно показывает, что
еще до Дарвина передовые русские естество-
испытатели начали борьбу за эволюционные
HICH в естествознании.
	На больном фактическом материале автор
дает картину маразма палеонтологической
мысли и регресса биологии в Западной Евро-
пе и Америке. В книге показаны большие
успехи советской палеонтологии и намечены
пути дальнейшей разработки актуальных
проблем этой науки на основе творческого
дарвинизма.
	Болыное научно-практическое значение
имеет труд профессора Виевского государ-
ственного университета В. А. Мовчана «Эко-
логические основы интенсификации роста
карпа». Этот труд является обобщением
многолетних исследований автора по биоло-
гии разновидностей карна в условиях пру-
хового рыбного хозяйства. Поставив себе
задачу во много раз повысить рыбную про-
дуктивноеть прудов, автор добилея этого
комплексным применением различных прие-
мов интенсификации роста карпа. Много-
численные исследования автора и разрабо-
танный им метод дали возможность полу-
чать ло 20—25 центнеров рыбы © гектара
прудовой площади, выращивать карпов до
товарного веса за 1 год и получать два сбо-
ра оыбы за одно лето.
	В условиях, когда советский народ уе-
пепгно выполняет историческое постановле-
ние партии и правительства о грандиозной
переделке природы степных и лесостепных
районов страны, ведет широкое строитель-
ство прудов и водоемов, труд профессора
В. А. Мовчана имеет большое значение для
работников сельского хозяйства.
	Ценную монографию по вопросу об усвое-
нии атмосферного азота почвенными бажте-
риями создал профессор Московской сельско-
хозяйственной академии им. К. А. Тимиря-
зева М. В. Федоров.
	Опыты М. В. Фехорова показали, что вне-
сение органических удобрений в почву
значительно усиливает фиксацию атмосфер-
ного азота в ней, что может быть широко
использовано в условиях  травопольной
системы земледелия.

Важнейшей культуре советских субтро-
пиков -—— чаю — посвящен труд доктора
сельскохозяйственных наук В. Е. Бахтадзе
по биологии, селекции и семеноводетву чай-
ного растения. К. Е. Бахтадзе — автор но-
вых ценных сортов Чая — Грузинского № 1
и Грузинского № 2. Ее замечательные рабо-
ты созданы на`основе новейших достижений
мичуринской агробиологической науки. К. Е.
Бахтадзе разработала оригинальную систему
выведения селекционных сортов, построен-
ную на последовательном чередовании отбо-
ра, и искусственного опыления при воспита-
нии растений на оптимально высоком агро-
техническом фоне, Этот новый метод поло-
жен в основу выведения новых сортов чзя
для более суровых северных районов. Вы-
веденные В. Е. Бахтадзе новые сорта чая
значительно превосходят по своим качествам
обычно разводимые в Грузии сорта. Урожай-
ность новых сортов на 30—35 процентов
выше урожайности прежних.
	Всесторонним обобщением громадного
опыта советской селекции картофеля являет-
ся научный труд профессора Всесоюзного
института растениеводства 0. М. Букасова
и старшего научного сотрудника того же
института А. Я. Бамераза— «Селекция кар-
тофеля». В книге дан глубокий критический
анализ селекционной практики 33 рубежом
и подробно освещены мичуринские методы
селекпии применительно в картофелю,
	Вапитальный труд профессора Московской
сельскохозяйственной зкадемии им. К. А.
Тимирязева А. М. Дмитриева «Дуговод-
ство с основами луговедения» является
ценнейщим научным трудом в этой обла-
ети, построенным на дальнейшем разви-
тии идей, заложенных в работах ака-
демика В. Р. Вильямса. В труде А. М.
Дмитриева впервые разработана производ-
ая типология лугов лесной зоны
	Профессор В. П. Тимофеев много лет по-
святил изучению культуры лиственницы в
	тенситных превращений получили широкое
признание физиков и металловедов. Они
легли в основу современного научного
построения технологического процесса тер-
мическай обработки стали.

Фундаментальный труд по теории и кон-
струкции паровых турбин создали про-
фессора Ленинградского политехнического
инетитута И. И. Кириллов и С. А. Кантор.
Несомненно, что этот труд явитея ценным
руководством для  специалистов-турбин-
щиков.

Таким же замечательным трудом, воору-
жающим наших инженеров-практиков, яв-
ляется книга члена-корреспондента Акзде-
мии наук СССР М. И. Яновекого «Констру-
ирование и расчет на прочность деталей
паровых турбин».

Важное значение имеют исследования в
области газовой динамики, которые провел
научный сотрудник Центрального институ-
та авиационного моторостроения Г. И. Пет-
ров. а также теоретические и эксперимен-
тальные исследования в области механики,
проведенные научными сотрудниками Цен-
трального азрогидродинамического  инсти-
тута им. Н. Е. Жуковского Я. М. Пархо-
мовским, Н. В. Альхимовичем и Л. С. т
повым.

Ценные научные работы по теории и
расчету гибких упругих деталей провел
профессор Ленинградской Краснознамен-
ной военно-воздушной инженерной акаде-
мии Е. Ц. Попов. Предложенные им расчет-
ные аналитический и графический методы,
основанные на теории изгиба бруса малой
жесткости пои больших упругих перемеще-
	‚ниях, являются едиными для самых разно-
	образных задач и вполне доступными для
применения в инженерной практике.
	замечательных результатов в области
теории волн добился действительный член
Академии наук Узбекской ССР, профессор
Московского государственного университета
Х. А. Рахматулин.

Врупный труд по научным основам раз-
работки нефтяных месторождений создали
научные работники Московского нефтяного
института А. П. Крылов, М. М. Глоговекий,
М. Ф. Мирчинк, Н. М. Николаевский и И. А.
Чарный.

Новый серьезный вклад в советскую нзу-
ву внесли советские химики.

Советская химическая наука, имеющая
богатейшее наследство, идет по пути все но-
вых и новых крупных успехов. К числу та-
ких успехов, несомненно, относится работа
заведующего лабораторией Института орта-
нической химии Академии наук СССР ака-
демика Б. А. Казанского в области катали-
тических превращений углеводородов.
	Професеор Московского химико-техноло-
гического института имени Д. И. Менделе-
ева, заведующий лабораторией Института
органической химии Академии наук СССР
В. В. Коршак провел замечательные иссле-
дования в области высокомолекулярных с0-
елинений.
	Бидное место в биохимии займут работы
по белковым соединениям, принадлежащие
С. С. Перову — действительному члену Все-
союзной академии  сельскохозайственных
наук имени В. И. Ленина. В своих работах
С. С. Перов доказывает, что примененный
им метод выделения протокиелот позволяет
получать идентичные по физико-химическим
показателям белковые вещества из самых
разнообразных растений и белковых соеди-
нений животного происхождения.
области полимеризации, проведенные про-
фессором Всесоюзного научно-иселелователь-
	съого института синтетического кзучука
Б. А. Лолгоплоском.
	Выдающиеся труды создали представите-
ли биологической и сельскохозяйственной
наук, очищенных ныне от тлетворного
реакционного лжеучения вейсманизма,
	Первым в списке лауреатов по. этому раз-
делу мы видим замечательного новатора в
науке, продолжателя учения великого Ми-
чурина академика Т. Д. Лысенко. Его боль-
	шой научный труд «Агробиология» являет-
ся настольной книгой каждого передового
ученого-биолога и каждого специалиста со-
циалистического сельского хозяйства. В этом
труде, представляющем собой крупнейшее
событие в истории развития бнологической
мыели, излагаются. выдающиеся иселедова-
ния автора в области биологических и сель-
скохозяйственных наук. Развивая мичурин-
ские идеи, Т. Д. Лысенко дает стройпое ма-
териалистическое учение о развитии живой
природы, противопоставленное идезлистиче-
ским воззрениям в биологии, Все работы, во-
шедшие в книгу «Агробиология», проникну-
ты высокой целью дать в руки работников
сельского хозяйства такое научное оружие,
которое позволило бы им с наибольшим ус-
	9. Семеновой Прасковье Семеновне — звеньевой колхоза «Путь к со-
	циализму» „Тукояноврского района,
	получивней урожай волокна южной
	конопли на зеленец 18,8 центнера с гектара на площади .2,4 гектара.
	10. Сорокиной Прасковье Михайловне — звеньевой семеноводческо-
го колхоза им. Тимирязева Городецкого района, получившей урожай во-
локна льна-долгунца 6,34 центнера и семян 6,78 центнера с гектара на
	площади 6 гектаров.
11. Шувалдиной Анастасии
	Александровне — звеньевой колхоза
	им. Карла Маркса Чкаловского района, получившей урожай волокна
льна-долгунца 10 центнеров и семян 5,5 центнера < гектара на. площади
	2,6 гектара.
	12. Шипановой Валентине Федоровне — звеньевой колхоза‘ им. С. М.
Кирова Кстовского района, получившей урожай картофеля 518,7 центне-
ра с гектара на площади 3 гектара.
	Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
	» Секретарь Президиума
Москва, Кремль. 9 апреля 1949 р.
	Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

О награждении работников Министерства
Государственного Контроля СССР
	(Продолжение. Начало в «Правде»
от 9 апреля)
	ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО
КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

37. Коледина Ивана Георгиевича — за-
местителя главного контролера.
	38. Молессва Василия Ивановича — за-
	39. Колосова Наколая Павловича — за-

40. Колпакова Евграфа Кондратьевича —
заместителя главного контролера.
	41. Нособокова Ивана Нетровича — глаз-
ного госудадственного контролера.
	42. Кривенно Ивана Севастьяновича —
старшего контролера.

43. Куйбышева Бориса Анатольевича —
главного контролера.
	44. Нутузова Ивана Павловича — заме-
стителя главного контролера.

45. Кутырева Сергея Михайловича —
тлавного контролера.

46. Лабутина Вячеслава Ивановича —
старшего контролера.

47. Лагунова Степана Петровича — за-
местителя заведующего отделом.

48. Лушникова Василия Ивановича —
старшего контролера.

49. Макарова Николая Алексеевича —
главного государственного контролера.

50. Маккавеева Степана Георгиевича —
старшего контролера.

51. Максимову Евгению Михайловну —
	старшего контролера.

52. Маноменова Сергея Петровича —
старшего ревизора.

53. Мартюшева Григория Федоровича —
главного контролера.

54. Махотина Виктора Илларионовича —

55. Мерзлякова Германа Алексанлоови-
ча — старшего контролера по контролю за
расходованием и сохранностью хлебопродук-
тов по г. Москве.

56. Мечксва Владимира Александрови-
ча — заместителя министра Госконтроля
Украинской ССР. _

57. Миловидова Николая Александрови-
ча — заместителя главного контролера.

58. Инженер-полкевника Минина Нико-
лая Ивановича — главного контролера.

59. Михайловского Александра Алексан-
дровича — старшего контролера.

60. Михлина Лазаря  Давыдовича —
старшего контролера.

61. Моисеева Василия Федоровича — за-

62. Насонова Михаила Сергеевича-—кон-
тролера.

63. Никифорова Павла Васильевича —
начальника отдела,

64. Новгородскую Елену Ивановну —
старщего. контролерз.

65. Новикова Федора Федоровича —
старшего. контролера.

66. Одинцова Ивана ` Васильевича — за-

67. Орлова Николая. Афиногеновича —
	тлазното вонтрелера.
	11. Пашковского Василия Герасимовин
	ча —— заместителя министра  Госконтроля
Узбекской ССР.
	_ 12. Пафомова Евтения Александрови-
Ч8 — старшего ревизора.

73. Персица Лазаря Наумовича — заме
стителя главного контролера.
	74. Пономарева Николая Алекесанхрови-
	ча — министра Тосконтроля Латвийской
CCP. :
	$5. Попова Николая Николаевича — 38-
местителя министра Госконтроля Белорус-
ской ССР.
	16. Поргена Петра Петровича — заме
стителя главного контролера.

77. Ражина Константина Михайловича—
старшего контролера.

78. Раленко Николая Александровича—
главного контролера.

19. Родионова Михаила Стефановича —
заместителя министра Госконтроля Виргиз-
ской ССР.

80. Генерал-майора инженерно-зртилле-
рийской службы  Рожнова Павла das-
рентьевича — главного контролера.

81. Соловьева Сергея Ивановича — 34-
местителя главного, контролера.

-82. Солаху Андрея Антоновича — 384е-
стителя главного контролера.

83. Сорокина Ивана Васильевича глав-
ного контролера по Сахалинской области.

84. Столярова Александра Никифорови-
Ча — заместителя главного контролера.

85. Татарченко Константина Николаеви:
	4а —— старшего контролера,

86. Ушанова Ивана Ивановича, — глав-
ного государственного контролера.
_ 87. Федяева Григория Никифоровича —
заместителя главного контролерз.

88. Фролова Сергея Яковлевича — стар-
шего контролера.

89. Фролова Сергея Ивановича — заме-
стителя главного контролера.

90. Харатьяна Гарегина Меликовича —

91. Хедакова Анатолия Семеновича —
главного контролера по Приморскому краю.

92. Христофоерова Алексея Ивановича—

93. Чернышева Александра Ивановича—
главного контролера по Хабаровекому краю.
	94. Чубинилзе Мирона Дмитриевича —
Министра Госконтроля Грузинекой ССР.

95. Шеметова Григория Ефимовича —
старшего контролера.
	96. Шлопака Виталия Никитовича —
	97. Щекина Моисея Яковлевича — глав-

98. Щелоксва’ Валентина Константино-
PHYS ——- главного контролера.
	99. Шербакова Михаила Николаевича—
главного контролера. .
	100, Юлдашеза — Малжила — Министра
Госконтроля Узбекской ССР.
	101. Юнаковсного Николая Андриановя-
ча —= предселалеля местного комитета Ми-
нистеретва Госконтроля СССР.
	1902. Юрьева Георгия Ивановича —
главного контролера.
	103. Ястребова Сергея Ивановича —
старшего контролера.
	(Продолжение следует)
			68. Орловского Илью Александровича —

69. Павельева Александра Семеновича—
заместителя министра Госконтроля СССР.
	Ануфриевича —
	$0. Пасютина Ивана
гласного контролера.