11 МАЯ 1949 г., № 131 (11233)
	обеспечить повседневный контроль над их
деятельноетью, оказывая помощь родителям
в воспитании детей и укреплении их здо-
ровья.

Трудящиеся СССР пользуются широкой
сетью санаториев, курортов и домов отдыха.
В 1948 году в здравницах профсоюзов ле-
чилось и отдыхало около двух миллионов
рабочих и служащих.

Вместе с тем с’езд отмечает, что в ряде
случаев хозяйственные и профсоюзные ор-
ганы ‘уделяют недостаточное внимание раз-
вятию санаториев и домов отдыха. В неко-
торых здравницах лечение и обслуживание
больных и отдыхающих поставлено все еще
пеудовлетворительно.

С‘езд поручает ВИСИС совместно © Мя-
нистерством здравоохранения СССР и дру-
гими министерствами принять меры к даль-
нейшему расширению строительства сана-
ториев и домов отдыха с учетом размеще-
HHA промышленности, питроко используя
местные курортные богатства и обратив ‘0с0-
бое внимание на развитие санаторной сети
в восточных районах страны. Следует так-
же проявлять больше заботы о расширении
сети детеких санаториев и санаториев лля
беременных женщин. :
	В целях лучшей организации отдыха ра-
бочих, служащих и членов их семей c’e3x
предлагает ВЦСПС и пентральным комите-
там профессиональных с01030в развернуть
вблизи предприятий сеть однодневных ло-
мов отдыха.

(’езл считает важнейшей задачей про-
фессиональных союзов в области санаторно-
курортного лечения ий организации отдыха
рабочих и служащих, — улучшение каче-
ства лечения и обслуживания больных и
отдыхающих, благоустройство курортов, са-
наториев и домов отдыха, развитие их под-
	гобных хозяйств.

я“ ТЕХНИКЫМ БЕЗОПАСНОСТИ
	на производетве и обеспечить все необхо-
димое лля непрерывного повышения их про-
изволетвенно-технической квалификации;
шире вовлекать молодых рабочих в сорев-
нование: проявлять неустанную заботу 29
создании необходимых материальных, 0со-
бенно жилишно-бытовых условий для рабо-
чей молодежи, об улучшении ее культур-
ного обслуживания.

Професюзные организапии должны на-
стойчивее заботиться`о систематическом ро-
ете производственной квалификации жен-
шин, о более смелом выдвижении их на ру-
ководящую административно-хозяйственную
работу на предприятиях.
	ЗАДАЧИ ПРОФСОЮЗОВ В
	3a годы еталинских пятилеток произо-
шло коренное улучшение условий труда в
промышленности, на транспорте и строи-
тельстве. Производетвенный травматизм 32
эти годы уменьшился в три раза, а в ряде
отраслей — в машиностроении, в черной
металлургии, в химической промышленно-
сти — в четыре раза.

Профсоюзы проводят большую работу по
улучшению охраны труда рабочих и слу-
жаших и контролю нал соблюдением тру-
дового законолательства.

C’eaa считает необходимым, чтобы проф-
союзные хозяйственные организации
обеспечили дальнейшее улучшение условий
труда на производстве, ускорение механи-
зации тяжелых и трудоемких работ, устра-
нение причин, порождающих несчастные
случаи и профессиональные заболевания.

Профсесюзные организации должны стро-
го следить за тем. чтобы при строительстве,
восстановлении или реконструкции прел-
приятий, рационализации производственных
пропессов и внедрении новой технологии
было обеспечено выполнение всех требова-
ний техники безопасности и промышленной
санитарии.

С’езд требует. от профсоюзных организа-
пий усиления контроля над своевременным
	и бесперебойным снабжением рабочих спеп-
	Большой организующей силой в 00рь0е
за выполнение и перевыполнение народно-
хозяйственных планов, за роет производи-
тельности труда, за улучшение материаль-
но-бытового положения и культурного 06-
служивания рабочих и служащих являют-
ся коллективные договоры. Хозяйственным
и профсоюзным органам необходимо обеепе-
чивать своевременное заключение коллек-
тивных договоров и неуклонное осуществ-
ление всех солержащихея в них двусторон-
них обязательств. Обязанность профсоюзных
организацпий-——установить неослабный кон-
троль нал полным и точным выполнением
	ЕОЛЛЬБТИВНЫХ договоров.

ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
	одеждой и спенпобувью высокого качества
по установленным нормам.

Задача научно-исследовательских инети-
тутов охраны труда — ускорить разработ-
ку мероприятий, обеспечивающих дальней-
шее оздоровление ‘условий труда, в особен-
ности в горной и химической промышлен-
ности, черной, цветной металлургии и ма-
шиностроении, и добиться их осуществле-
ния на практике.

С’езд ставит перед Министерством выс-
шего образования СССР вопрос о необходи-
мости улучшить преподавание дисциплин
техники безопасности в вузах и расширить
подготовку государственных ‘технических
инспекторов.

В целях . массовой пропаганды охраны
труда, техники безопасности и промышлен-
ной санитарии хозяйственные и профсоюз-
пые организации должны шире использо-
вать фабрично-заводскую печать, радио и
кино, систематически проволить лекции и
консультации. Министерствам следует из-
давать больше литературы, плакатов и
учебных пособий по технике безопасности.

Профеоюзные организации обязаны неук-
лонно следить за соблюдением хозяйст-
венными органами советского трудового за-
«онодательства и, в частности, законов об
охране труда женшин и молодежи.
	На всех этапах борьбы за построение
воммупистического общества професемо-
нальные союзы неизменно руководетвова-
лись и руководствуются указаниями Ленина
иСталинао роли профеотозов как птколы ком-
мунизма. В мудром руководстве Всесоюзной
Воммуниетической партии (большевиков),
великого вождя партии и народа товарища
Сталина -—— сила советских профсоюзов.

В период первых трех пятилеток про-
фессиональные воюзы поднимали творче-
скую активноеть Macc на выполнение
ленинско-сталинского плана индустриали-
зации страны и коллективизации вельекого
хозяйства. В годы Великой Отечественной
войны профессиональные союзы под руко-
водством большевистской партии вели на-
пряженную организаторскую и воспита-
тельную работу в массах, подчинив всю
свою деятельность осуществлению боевого
призыва партии: «Все — для фронта, Bce—
для победы нал врагом!»

Поеле победоносного завершения Великой
Отечественной войны профессиональные со-
юзы, по призыву партии Ленина-——Сталина,
возглавили социалистическое соревнование
за досрочное выполнение ра
сталинской пятилетки. у

Профсоюзы воспитывают в широких мас-
сах рабочих и служащих коммунистическое
отношение к труду, бережное отношение к
социалистической собетвенности, борются
за преодоление пережитков капитализма в
сознании людей, воспитывают в массах евя-
щенные чувства советского патриотизма.
Профеоюзы неустанно заботятся об улуч-
шении материально-бытовых условий и куль-
турного обслуживания рабочих и служащих.

Советские профсоюзы ведут активную
борьбу за международное единство рабочего
класса, за сплочение сил демократического
лагеря, против поджигателей новой войны,
за обеснечение прочного мира во всем мире.

В нынешний исторический период, ко-
гда все советские люди под руководством
большевистской партии самоотверженно
трудятея над осуществлением великой
сталинекой программы построения коммуни-
стического общества, профессиональные co-
юзы должны еше выше. поднять евою роль
итколы коммунизма, еще шире организовы-
вать творческую активность и энергию масе
на дальнейший под’ем народного хозяйства
и культуры нашей Родины, еще теснее
еплачивать трудящихея вокруг партий
	большевиков и великого вождя и учителя
товарища Сталина.
	В пелях усиления охраны здоровья рабо-
чих и служащих и дальнейшего снижения
заболеваемости и травматизма с’езд считает
необходимым, чтобы важнейшие оздорови-
тельные и санитарно-гигиенические меропри-
ятия включались в коллективные договоры.

С’езд обрашает внимание Министерства
здравоохранения СССР и министерств здра-
воохранения союзных республик на необ-
ходимоеть принятия мер к дальнейшему
улучшению качества медицинского обелу-
живания рабочих и служащих. Министер-
ство здравоохранения СОСР и промышлен-
ные министерства должны неуклонно вы-
полнять планы строительства лечебно-про-
филактических и детских учреждений в
установленные правительством сроки. Цен-
тральные комитеты профеоюзов и местные
профсоюзные организации обязаны оказы-
вать органам здравоохранения всемерную
помощь в: их работе по улучшению меди-
пинского обслуживания населения.

С’езд предлагает ВЦСПС, ЦЕ профсоюзов
и всем министерствам усилить внимание к
вопросам обслуживания и трудового уетрой-
ства инзалидов Отечественной войны и
инвалилов труда.
	В деле укрепления здоровья и воспита-
ния детей рабочих и служащих большое
значение имеют пионерские лагери. В 1948
году в пионерские лагери было направлено
свыше четырех миллионов `Школьников.
Профсоюзные и хозяйственные организации
должны принять меры к дальнейшему рас-
ширению и благоустройству пионерских ла-
герей. В частности, необходимо значитель-
но расширить сеть межеоюзных пионереких
лагерей и развернуть строительство стацио-
нарных лагерей.

С‘езд обязывает профсоюзные организа-
ции принять меры к дальнейшему раеши-
	рению числа детских садов и детских яслей.
	Заслушав и обсудив отчетный доклал
тов. Кузнецова В. В. о работе Веесоюзного
Центрального Совета Профессиональных
Союзов, Х с’езд профессиональных союзов
СССР постановляет: одобрить политическую
линию и практическую работу ВЦСПС,

За годы, прошедшие со времени [Х с’езда
профессиональных союзов, в общественно-
политической и экономической жизни Co-
ветекого Союза произошли события всемир-
но-исторического значения.

В результате победы ленинско-сталин-
ского плана построения социализма наша
страна превратилась в могучую социали-
стическую индустриальную державу с еа-
мым передовым и самым крупным в мире
коллективным сельским хозяйством. Сопиа-
листическая система стала единственной,
безраздельно господствующей системой хо-
зяйства в СССР. В нашей стране навсегда
уничтожена эксплоатация человека чело-
веком, покончено с кризисами, безработи-
цей, нищетой и разорением масс. Труд в
СССР превратился в дело чести, славы, до-
блести и геройства. Непрерывно улучшает-
ся материальное благосостояние народа. Со-
ветский Союз стал страной самой передо-
вой культуры.

Советский народ, руководимый партией
большевиков, гениальным вождем и полко-
водпем товарищем Сталиным, одержал все-
мирно-историческую победу в Великой 0те-
чественной войне против немецко-фашист-
ских захватчиков, вероломно напавших на
нашу страну, отстоял честь, евободу и неза-
висимость своей Родины, спас человече-
ство от угрозы фашистекого порабощения.

«Рабочие Советского Союза, создавшие в
годы мирного строительства высоко разви-
тую мощную социалистическую промышлен-
ность, во время Отечественной войны раз-
вернули напряженную и кипучую работу
на помощь фронту, проявляя настоящий
труловой героизм» (Сталин).

Победа в Великой Отечественной войне
со всей силой продемонстрировала преиму-
щества советского общественного и госу-
даретвенного строя перед капитализмом.

В послевоенный период советекий на-
род, вдохновленный исторической речью
товариша Сталина 9 февраля 1946 года, с
огромным энтузиазмом взялся за восетанов-
ление и дальнейшее развитие народного хо-
зяйства, осуществляя великие задачи за-
вершения строительства сопиалистического
	общества и постененного перехода от социа-
Лизма к коммунизму.
	ЗАДАЧИ ПРОФСОЮЗОВ В ДЕЛЕ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРНСГО
Е УРОВНЯ ТРУДЯЩИХСЯ
	Осуществляя исторические решения ЦВ
BRII(6) uo идеологическим вопросам, про-
фессиональные союзы и их культурные уч-
реждения усилили работу по коммуниети-
ческому воспитанию трудящихея, по пре-
одолению пережитков капитализма в созна-
нии людей. КВультурно-массовая работа
профсоюзов приобрела широкий размах.

Профессиональные союзы за послевоен-
ные годы восетановили значительную часть
культурных учреждений, разрушенных не-
мецко-фатистскими захватчиками. В 1944
году у профсоюзов было 3.370 клубов, а в
настоящее время насчитывается около 8 ты-
сяч Елубов, домов и дворцов культуры.
Профсоюзы имеют около 70 тысяч красных
уголков и свыше 5 тысяч киноуетановок.
Миллионы рабочих и служащих занимают-
ся в разнообразных. кружках, участвуют
в художественной самолеятельности.

Вместе с тем с’езд считает, что культур-
но-массовая работа профсоюзов еще не пол-
ностью удовлетворяет все более возраста-

ющие запросы различных слоев рабочих и
интеллигенции.
	Профессиональные союзы должны еше
более активно бороться за осуществление
решений ХУШ с’езда ВЕП(б). указавшего,
что в период завершения строительства со-
пиалистического общества и постепенного
перехода от сопиализма к коммунизму ре-
шающее значение приобретает коммунисти-
ческое роспитание трудящихся. Массово-
политическую и  культурно-просветитель-
ную работу профеоюзных организаций сле-
дует полчинить делу воспитания трудятих-
ся в духе советекого патриотизма, нерупти-
мой дружбы народов Советского Союза,
беспрелельной преданности социалиетиче-
ской Родине, партии Ленина — Сталина.

Необходимо усилить идейное воспитание
интеллигенции, вести непримиримую борьбу
е проникновением враждебной идеологии,
	с проявлениями низкоповклонства перед ре-
	акционной буржуазной культурой.
Залача профсоюзов — воспитывать тру-
	дящихся в духе коммуниетического отноше-
	ния к труду и общественной собственности,
широко распространять в массах научные и
технические знания, помогая решению исто-
рической задачи повышения культурно-тех-
нического уровня рабочего класса до уров-
ня работников инженерно-технического тру-
да; развернуть пропаганду лучших произ-
ведений передовой советской литературы и
искусства; всемерно развивать художест-
венную самодеятельность рабочих, служа-
щих, учащейся молодежи, детей; улучитить
работу дворцов. домов культуры и клубов,
усилить методическое руководство ими.

ВИСПС, советы профсоюзов и ЦК проф-
союзов рабочих и служащих МТС и земель-
ных органов и рабочих совхозов должны
уделить 060б0ое внимание развитию сети
культурных учреждений в МТС и совхозах
и принять. меры к усилению политико-вос-
питательной и культурно-массовой работы
среди рабочих и специалистов сельского хо-
зяйства.

Нужно добиться создания в ближайшие
‘годы на всех крупных предприятиях клу-
бов и библиотек, а на остальных предприя-
тиях — красных уголков и бибдиотев-пе-
редвижек.

С’езд поручает ВЦСПС совместно с Ми-
нистеретвом кинематографии принять реши-
тельные меры к улучшению кинообслужи-
вания трудящихся в сети профсоюзных
культурных учреждений.

ВЦСИС совместно с соответствующими
министерствами и ведомствами надо при-
нять меры к расширению сети школ рабо-
чей молодежи, а также курсов и школ тех-
нического обучения. В 1949—1950 гг. на
каждом крупном предприятии должна быть
кола рабочей молодежи. Следует стремиться

К ТОМУ, Чтобы каждый молодой рабочий по-
	лучил среднее или специальное образование.

(С’езл предлагает ВЦСПС, ЦЕ профсоюзов
совместно с Министерством выешего образо-
вания и другими ведомствами принять меры
к дальнейшему улучшению культурно-бы-
тового обслуживания учащихся высших
учебных заведений и техникумов.

С’езд призывает работников советской
литературы и искусства создавать больше
высокохудожественных произведений, про-
славляющих нашу великую  сталинекую
эпоху и самоотверженный труд советских
людей, произведений, воспитывающих чув-
ство советского патриотизма, безграничной
любви и преданности нашей сопиалистиче-
	ской Родине.

Считая важнейшей задачей газеты
«Труд», журналов «Нрофессиональные. со-
юзы» и «В помошь ФЗМЁ» усиление их ро-
ли в коммунистическом воспитании трудя-
щихся, в дальнейшем развитии сопиалисти-
ческого соревнования. с’езд предлагает ре-
лхакциям обратить особое внимание на укре-
пление cease с широкими массами читате-
лей, на развертывание большевистской кри-.
тики недостатков работы профсотозных и х0-
зяйственных организаций, на освещение
опыта работы профсоюзов.
`.Профиздат должен расширить выпуск ли-
тературы. поднимающей политический я
культурный уровень масе, популяризирую-
щей героический труд советских людей,
распространяющей опыт новаторов, . передо-
виков сэпиалистического соревнования. Не-
абходлимо выпускать больше литературы,
обобщающей опыт работы профсоюзных 07-
ганизаций, способствующей идейному росту
и повышению деловой квалификации проф-
союзных кадров и актива, а также епра-
вочной литературы. Обратить особое вни-
мание на повышение качества издаваемых
книг и брошюр.
	Професюзы провели известную работу по
развитию физической культуры и спорта,
по созданию для этой цели материально-
технической базы. Миллионы рабочих ип
служащих, занимающихся в коллективах
физкультуры, сдали нормы по комплексу
«Готов к труду и обороне СССР».

Наряду с этим с’езд отмечает, что проф-
союзные организации все еще слабо руко-
водят спортивными обществами и физкуль-
турными коллективами. На многих пред-
приятиях такие коллективы не созданы, &
существующие насчитывают небольшое чи-
сло физкультурников. Учебно-спортивная
и воспитательная работа в ряде доброволь-
ных спортивных обществ ведется неудов-
летворительно.

Центральные комитеты, советы профсою-
зов и все профсоюзные организации 0бяза-
ны принять меры к еще более массовому
создать физкультурные коллективы на Ка-
жлом предприятии, в каждой МТС, совхозе,
вузе и техникуме, вовлекая в эти коллек-
тивы широкие слои рабочих, инженерно-тех-
нических работников, служащих, учащихея;
улучшить руководство спортивными обще-
ствами и физкультурными коллективами.

Необходимо поднять уровень учебно-слор-
тивной и воспитательной работы в физкуль-
турных коллективах, добиваться, чтобы
каждый физкультурник стал значкистом
ГТО, а основная масса физкультурников ло-
стигла высокого уровня спортивного разви-
тия; обеспечить неуклонный под’ем сиор-
тивных достижений и на основе этого—за-
воевание советскими спортеменами мирового
первенства по важнейшим видам спорта.

С`езл предлагает профсоюзным и хозяй-
ственным организациям обеспечить восста-
новление и строительство новых спортивных
сооружений, а также развертывание сети
простейших спортивных площадок при пред-
приятиях, учебных завелениях. МТС и с0в-
	хозах.
	ЗАДАЧИ ПРОФСОЮЗОВ В ОБЛАСТИ УПУЧШЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-
БЫТОРОГО ОБСЛУЯСАВАНИЯ РАБОЧИХ И СЛУЖАШИИХ
	.Воммунистическая партия и Советское
правительство проявляют неустанную забо-
ту 0б улучшении материального положе-
ния и культурно-бытового обслуживания
рабочих и служащих.

Благодаря преимуществам социалистиче-
ской системы хозяйства, в СССР вскоре же
после окончания войны была проведена де-
нежная реформа, отменена карточная си-
стема, систематически: снижаются пены на
товары массового ‘потребления. Вследствие
этого, а также в связи с ростом денежной
заработной платы реальная заработная
плата рабочих и служащих в 1948 году
по сравнению с предыдущим годом подня-
лась в среднем более чем в два раза. Но-
вое снижение государственных розничных
цен, осуществленное е 1 ‘марта 1949 года,
является еще одним ярким проявлением по-
стоянной сталинской заботы о советском на-
роде. о росте его жизненного уровня.
	Быстрый пол’ем промышленности и сель-
ского хозяйства обеспечивает дальнейшее
расширение производства предметов потреб-
ления и значительное увеличение об’ема
розничного товарооборота. Всеемерно расши-
ряется торговая сеть, непрерывно растет
	число предприятий общественного питания.
	Профсоюзные организации осуществляют
постоянный общественный контроль нал ра-
ботой магазинов и столовых, добиваясь
улучшения рабочего снабжения. Но работа
	столовых и буфетов все еше не отвечает
пред’являемым к ним требованиям.

Министерство торговли СССР, главурсы
министерств и Центросоюз обязаны улуч-
пить организацию работы торговой сети, за-
ботиться о расширении ассортимента и по-
вышении качества товаров, о культурном
обслуживании потребителей, обеспечить си-
стематическую подготовку и повышение
квалификации работников торговли и 06-
щественного питания.

(Сезд считает, что Министерство торгов-
ли СССР, Центросоюз и главурсы мини-
стерств лолжны улучшить работу предприя-
тий общественного питания, обеспечить по-
вышение качества и расширение ассорти-
мента блюд в столовых, расширить сеть диэ-_
тических и детских столовых. Необходимо
также принять меры к удешевлению стой-
мости питания: сократить наклалные рас-
ходы и уменьшить наценки на сырье в сто-
ловых: правильно использовать отчисления
от сверхплановых прибылей подсобных хо-
зяйств предприятий.

C’esa предлагает профсоюзным организа-
циям повысить действенность обществен-
ного контроля над работой прелприятий тор-
говли и общественного питания.

Профсоюзы работников государственной
торговли и общественного питания, потре-
бительской кооперации, а также профорга-
низации, обслуживающие рабочих и служа-
щих ОРС’ов, должны воспитывать у работ-
ников торговли и общественного питания
чувство высокой ответственноети за свою
работу, за повышение культуры обелужи-

вания потребителей, за сохранность социа-
листической собственности.

Отмечая большую работу, проводимую
профсоюзами по развитию индивидуального
H коллективного огоролничества, животно-
водства и саловодства рабочих и служащих,
с’езд предлагает профсоюзным организациям
и в дальнейшем оказывать рабочим и слу-
жашщим всемерную помощь в этом деле.

Профеоюзы осуществляют общественный
контроль над жилищным строительством,
которое проводится в нашей стране в огром-
ных масштабах. Только в течение трех по-
слевоенных лет сдано в экеплоатацию око-
ло 51 миллиона квадратных метров жилой
плошади. Государство всячески содействует
развитию индивидуального  жалишного
строительства рабочих и служащих.
	Олнако ряд министеретв и велдометв не
выполняют установленных для них планов
жилишного строительства. С’езл обрашает
внимание руководителей министерств и
ведомств на необходимость обеспечить
неуклонное выполнение планов жилищного
строительства, осуществлять массовое стро-
ительство домов поточно-екороетным мето-
дом, механизировать строительные работы,
развивать производетво местных строитель-
ных материалов. 0с0бое внимание должна
быть обращено на улучшение качества стро-
ительства жилых домов”и коммунально-бы-
товых предириятий.
	Министерства коммунального хозяйства
союзных республик и промышленные мини-
стерства должны увеличить об’ем и повы-
сить качество ремонта жилых домов, рас-
ширить сеть и улучшить работу комму-
	нально-бытовых предприятий и городского
транспорта.
	(езд предлагает всем профсоюзным opra-
	визациям шире привлекать актив К ROH-
тролю нал строительством и ремонтом жи-
лиш, над бытовым обслуживанием рабочих,
	служащих и учащихся. Необходимо, в част-
ности, усилить контроль над выполнением
хозяйственными органами указания пра-
	вительства о вылелении пелевым назна-
	чением строительных материалов, механиз-
MOB, транспортных средств и рабочей силы
	в количествах, обеспечивающих выполнение
планов етроительства и капитального ре-
монта RHI.
	Профсоюзные и хозяйственные организа-
ции обязаны помогать рабочим и служа-
щим, строящим индивидуальные жилые до-
ма, в получении земельных участков и де-
нежных ссуд. в’ приобретении за налич-
	ный расчет сборных домов и строительных
материалов.
	Долг всех профсоюзных и хозяйственных
организаций — чутко и внимательно отно-
ситься в нужлам и запросам рабочих и слу-
жаших, решительно бороться е невнима-
тельных, грубым или пренебрежительным
отношением со стороны отдельных `работни-
ков хозяйственных и других органов к жа-
лобам рабочих и служащих.
	ЗАДАЧИ ПРОФСОЮЗОВ В БОРЬБЕ ЗА ДАЛЬНЕЙШИЙ ПОД’ЕМ
И РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
	Важное значение для дальнейшего повы-
шения творческой активности масс играют
производственные совещания. Они должны
способствовать быстрейшему внедренцю ме-
тодов трула новаторов производства, устра-
нению недостатков в работе предприятий,
выявлению и использованию внутренних
резервов, улучшению качества продукпии.
«Нужно оживить производетвенные совеща-
ния во что бы то ни ‘стало. Нужно ставить
	‘Перед произволетвенными советаниями не
	тольБо. мелкие вопросы, скажем, по сани-
тарии. Программу производственных сове-
	щаний нужно сделать шире и богаче co-
держанием. На производственных совеща-
ниях надо ставить основные вопросы строи-
тельства промышленности» (Сталин).
Обязанность профсоюзных организаций—
улучшить работу по дальнейшему развитию  .
массового изобретательства и рационализа-
ции, вести решительную борьбу © коено-

стью тех руководителей, которые тормозят
внедрение ценных предложений.

Профессиональные союзы должны во-
влечь всех рабочих, инженерно-техниче-
ских работников, специалистов сельского
хозяйства и служащих в борьбу за пре-
творение в жизнь исторического постанов-
ления ‘февральского Нленума ЦК ВКП(б)
«0 мерах под’ема сельского хозяйства в по-
слевоенный период», постановлений Сове-
та Министров СССР и ЦВК ВКП(б) «0 плане
полезащитных лесонасаждений, внедрения
травопольных севооборотов, строительства
прудов и водоемов для обеспечения высо-
ких и устойчивых урожаев в степных и ле-
состепных районах европейской части
СССР» и о трехлетнем плане развития об-
шественного колхозного и совхозного продук-
тивного животноводства (1949—1951 гг.).

В области организации заработной платы
рабочих и служащих профсоюзы обязаны
добиваться  последовательного и полного
осуществления социалистического приннци-
па оплаты по труду, усилив массовый кон-
троль нал соблюдением установленных си-
стем оплаты труда.

Необходимо и впредь вести борьбу с урав-
ниловкой в заработной плате, добиватьея
внедрения систем оплаты труда, поощря-
юших роет производительности труда, по-
вышение качества продукции, экономию
сырья и материалов. Профсоюзные органи-
зации должны усилить помощь хозяйствен-
ным органам в развитии и совершенствова-
нии сдельной, слельно-прогрессивной и пре-
миальной оплаты труда, содействовать пе-

реводу цехов и бригад на хозяйственный
расчет.

Учитывая, что «технические нормы —
это большая регулирующая сила, организу-
ющая на производстве широкие массы ра-
бочих вокруг переловых элементов рабоче-
го класса» (Сталин), с’езд обязывает проф-
союзы всячески содействовать улучшению
нормирования труда и замене опытно-ста-
тистичееких норм прогрессивными, техни--
чески обоснованными нормами выработки.
_ С’езд предлагает профсоюзным организа-
_Пиям обеспечить систематический контроль
над применением установленных  прави-
тельством систем премирования инженерно-
технических работников за перевыполнение
плана выпуска продукции, добиваясь 06я-
зательного соблюдения требований по каче-
етву, ассортименту и себестоимости выпу-
скаемой продукции.

Учитывая важность задачи усиления под-
готовки квалифицированных кадров рабо-
чих для народного хозяйства, с’езлд считает
необходимым, чтобы учебные заведения си-
стемы трудовых резервов повысили каче-
ство обучения молодых рабочих, помогали
им овладевать техникой и технологией, пе-
редовыми методами труда, уделяли больше
внимания политической и общеобразова-

тельной подготовке учащихся.
Профеоюзным организациям нужно уста-
	Нод руководством паотий профсоюзы в03=
главляют сопиалистическое соревнование,
представляющее собой «иоммунистический
метод строительства социализма на основе
максимальной активности миллионных масс
трудящихся» (Сталин).

Профсоюзы развивают творческую актив-
ность масс, поддерживают и поощряют ини-
циативу передовиков социалистического со-
ревнования, лобиваются передачи опыта но-
ваторов производства всем рабочим.

С’езд считает, что важнейшей задачей
профсоюзов является дальнейшее разверты-
вание сопиалистического соревнования за
выполнение и перевыполнение народнохо-
зяйственных планов, за досрочное завер-
шение послевоенной сталинской пятилетки.
Профсоюзы должны практически помогать
соревнующимся в выполнении обязательств,
взятых как отдельнымн рабочими, так и
коллективами бригад, участков, цехов и
предприятий в области повышения произ-
волительности труда, улучшения качества
и снижения себестоимости продукции, вне-
лрения и освоения новой техники, механи-
зации трудоемких процессов и рапионали-
запии производства, увеличения сверхпла-
новых накоплений и ускорения оборачивае-
мости оборотных ерелетв.

Внимание соревнующихся коллективов
предприятий, цехов, бригад должно быть
сосредоточено на лучшем использовании
оборудования, широком внедрении. поточных
методов, скоростных методов обработки ме-
талла, автоматизации производства и дру-
гих передовых методов производства.

Профсоюзные организации должны по-
кончить с элементами формализма и бюро-
кратизма в руководстве социалистическим
соревнованием, улучшить проверку выпол-
нения социалистических обязательств, пи-
ре распространять начинания новаторов
производства, способствовать переходу уча-
стков и цехов на коллективную стаханов-
скую работу.

С’езд обязывает профсоюзные организа-
пии оказывать всемерную помошь хозяй-
ственным органам в обеспечении четкой
работы бригад, цехов и предприятий по rpa-
фику, без рывков и штурмовшины, глубже
вникать в работу каждого предприятия,
цеха, участка, настойчиво добиваться пол-
тягивания отстающих до уровня передовых.

Задача профсоюзных . организаций —
обеспечить массовое участие рабочих, ма-
стеров, инженеров, техников и служащих
в разработке техпромфинниланов предприя-
тий и установить повседневный обществен-
ный контроль над их выполнением.

С’езд осуждает имеющую место на неко-
торых предприятиях практику перевыпол-
нения планов по валовой продукции за счет
второстепенных изделий при невыполнении
плана по ряду важнейших видов продукции

установленного качества и ассортимента и
обязывает профсоюзные организании реши-
тельно бороться е этой антигосударствен-
ной практикой.

Необходимо. чтобы профсоюзные органи-
зации всячески способствовали укреплению
связи научно-исследовательских институтов
и высших учебных заведений е предприя-
тиями ес пелью более широкого использова-
ния научных достижений для улучшения
производства и обогащения науки пенным

практическим опытом передовиков — нова-

торов промышленности, транспорта, етрои-
тельства, сельского хозяйства.

(езд предлагает профсоюзным организа-
циям расширять на предприятиях сеть ста-
хановеких школ, школ высокого качества
продукции и внедрения скоростных методов
труда, вовлекая в них все большее число
рабочих.

Профсоюзные организации должны всемер-
но содействовать повышению квалификаций
	инженерно-технических работников, доби-
ваться улучшения работы технических Езби-
		ЗАДАЧИ ПРОФСОЮЗОВ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
		СОЦИАЛЬНОГО
	Многомиллиардный бюджет государствен-
ного социального страхования является
мощным рычагом роста материального бла-
госостояния рабочих и служащих и по-
вышения производительности труда. Сове-
ты социального страхования фабричных, за-
водских и местных комитетов привлекают
к практическому участию в работе по госу-
ларственному социальному страхованию ши-
рокие массы рабочих и служащих.

В результате непрерывного под’ема жиз-
ненного уровня трудящихся и широких ле-
чебно-профилактических и оздоровительных
мероприятий, проводимых органами здраво-
охранения и профсоюзами, заболеваемость ра=
бочих и служащих из года в год снижается.

В то же время с’езд обращает внимание
профсоюзных организаций на существенные
недостатки в работе по социальному стра-
хованию. До сих пор имеют место факты,
когда бюджетно-финансовая дисциплина на-
рушается и средства социального страхова-
ния расходуются не по назначению. Мно-
гие профсоюзные организации не осущест-
вляют повседневного контроля нал выполне-
нием планов строительства лечебно-профи-
	лактических и детских учреждений и каче-
	ством медицинского обслуживания рабочих
и служащих,

С’езд предлагает ВИСПС и комитетам
профсоюзов улучшить работу по государ-
ственному социальному страхованию, обес-
печить правильное использование государ-
ственных средств в пелях дальнейшего по-
вышения материзльно-бытового уровня ра-
бочих и служащих.

Профсоюзные организации должны уси-
лить руководство работой советов социаль-
ного страхования, шире привлекать массы
рабочих и служащих в контролю над рабо-
‘той больниц, поликлиник, злравпунктов,
детских яслей, детских садов, ночных про-
филавториев, столовых лечебного питания,
над правильностью выдачи и оплаты боль-
НИЧНЫХ ЛИСТКОВ,

С’езд поручает ВЦОПС и центральным ко-
митетам профессиональных с0ю3ов принять
меры в дальнейшему укреплению финан-
совой диспиплины в расходовании средств
государственного социального страхования,
не допуская использования этих средств
не по назначению, ведя решительную борь-
бу с излишествами, привлекая нарушите-
лей закона в строгой ответственности.

ЗАДАЧИ ПРОФСОЮЗОВ в ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-
МАССОВОЙ РАБОТЫ
	Sa отчетный период профессиональные
союзы благодаря неослабному вниманию

большевистской партии, товариша Сталина
политически и организационно окрепли, вы-
росли, упрочили связь е массами. Повыеи-
лась роль профсоюзов в политической, хо-
зяйственной и культурной жизни страны.
Число членов профсоюзов увеличилось поч-
ти вдвое. За отчетный период значительно
	вырос профсоюзный актив.

о Укрепление профессиональных союзов и
под’ем их работы происходили на основе
развития профсоюзной демократии и само-
	двятельности рабочих и служаших. Отчеты
и выборы профсоюзных органов, проведен-
ныев 1948—1949 гг., прошли на высоко»
идеино-политическом уровне, под знаком
большевистской критики и самокритнки.
	С’езл одобряет проведенное об’единение
производетвенно-одноролных профсоюзов, 2
также образование советов профсоюзов в
республиках, краях и областях, как меро-
приятия, направленные к дальнейшему ор-
ганизационному укреплению профессиональ-
ных 600308 И ПОД’ему их работы.
		(Окончание: на 3-й стр.)
	нетов, расптирения технических библиотек,   новить повеедневный контроль над пра-
проводить научно-технические конференции.   вильным использованием молодых рабочих