партийности в
	° (Сорок лет прошло со времени появления
бессмертной книги В. И, Ленина «Материа-
лизм и эмпириовритицизм». Эта книга была
написана В. И. Лениным в годы столыпин-
ской реакции, когда поражение революции.
1905—1907 гг. породило упалочничеетво в
среде попутчиков революции. Олни из них
перешля в лагерь открытых врагов револю-
‘ции, другие, обосновавшись в уцелевших
легальных ‘организациях рабочего класса,
старались приспособиться в реакции, опле-
вывали революцию.‘ вклеветали на револю-
цибнную партию пролетариата.

В философии, литературе, искусстве на-
стунление контрреволюция выразалось в
пропаганде поповщины, мистики, порногра-
han. Против марксизма и его философских
основ развернулея настоящий похол. В этом
походе наряду с илеологами либеральной
буржуазии (Струве, Гершензон и ap.)
и менышевиками (Валентинов, Юшкевич)
приняли участие некоторые из партий-
ных интеллигентов (Богданов, Базаров
и др.), ечнтавшие себя маркеистами, HO
никогда не стоявшие твердо на  по-
зициях марксизма, а в голы стольпинской
реакции выступившие с развернутой «кри-
тикой» марксизма. Эти ревизионисты, опол-
чивииеся на философско-теоретические и
научно-исторяческие основы  мафксизма.
были особенно опасны, так kak они
выетупали замаскированно, лицемерно, под
флагом «защиты» маркеизма, «Перед мар-
ксистами, — писал товарищ Сталин, —
‘стояла неотложная задача — дать должную
отповедь этим перерожленцам в области
теории марксизма, сорвать е них маску,
разоблачить их 20 конца и отстоять.
таким образом, теоретические основы марк-
систекой партии» («Краткий вуре истории
BRI(6)», erp. 97).

Гениальная работа В. И. Ленина «Мате-
риализм и эмпириокритицизи» была на-
правлена против перерожленнев в области
теории марксизма, стремившихся подорвать
теоретические основы марксизма, не при
этом прололжавших называть себя маркеи-
стами. В своей книге Ленин ло конца
разоблачия попытки преподнести утончен-
ный идеализм нод флагом новейшего доети-
жения науки и даже «улучшения» мар-
ECH3M4.
	Веемирно-историческое значение труда
Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»
состоит в том, что в нем на основе обебще-
ния новейших достижений в области есте-
	ствознания и опыта классовой борьбы про-
	летариата в эпоху империализма был пол-
нят на новую, высшую ступень марксист-
ский философский материализм, гениально
были разработаны коренные вопросы тео-
рни позвания диалектического материализ-
ма. Внига Ленина послужнла теоретической
	подготовкой большевистской партии, как
нартии нового типа.
	Товариш Сталин в работе «Об основах
ленинизма» говорил: «...не вто иной, как
Ленин, взялся за выполнение. серьезнейшей
задачи обобщения mo материалиетической
философии наиболее важного из того, что
дано наукой за пернох от Энгельса до Ленина,
и воесторонней кратики антиматериалисти-
ческих течений среди марксистов, Энгелье
говорил, что «материализму приходится при-
нимать новый вид © каждым новым великим
открытием». Известно, что эту задачу вы-
полнил для своего времени нё кто иной, как
Ленин, в своей замечательной книге «Мате-
риализм и эмпириокритицизм» («Вопросы
ленинизма», стр. 14).
	В зашиту теоретических основ марксизма
выступил товарищ Сталин. В своей работе
«Анархизм или социализм?», опубликован-
ной в 1906 — 1907 г.г.; товариш Сталин
отстаивает и развивает теоретические оепо-
вы марксистекой партии — диалектический
и исторический материализм. 7

Генязльные илеи книги Ченина «Мате-
риализм и эмпириокритицизм» и работы
товарища Сталина «Анархизм или еониа-
лизм?» получили свое дальнейшее разви-
тив в других философеких трудах великих
основоположников большевизма. В своем
классическом произведении «0. лиалектиче-
ском и историческом материализме» товариш
Сталин развивает диалектический материа-
лизм как теоретическую основу коммуниз-
ма, как мировоззрение маркеистеко-ленин-
ской партии. С 060бой силой показана в
Этой работе внутренаяя связь, существутю-
щая между философией марксизма-лениниз-
ма и правтической, революционной деатель-
ностью большевистской партин. Обобщая
гигантевий теоретический и практический
опыт большевизма, работа товарища Сталина
поднимает диалектический материализм на
высшую ступень, является вершиной марк-
систеко-ленинской философской мысли,
	_ Труды Ленина и Сталина являются
образцом проведения принципа партийноети
философии. Марксизм-ленинизм исходит из
того, что борьба между враждебпыми клае-
сами нензбежно становитея политической
борьбой и что самым полным и ‘оформлен-
ным выражением политической борьбы
классов является борьба партий. Всякая
идеология в условнях классового общества
носит партийный характер, служит интере-
сам определенного класса. Ленин учил
вскрывать класбовый, партийный характер
любой идеологии, выяснять и устанавли-
валь ее классовые корни, идейные истоки,
партийно-класс0вое назначение.
	Ленин срывал маску. в буржуазных
идеологов, которые изображали себя пред-
ставителями надклассовой, «об’ективной»
науки. «Ожидать беспристраестной науки
в общаетве наемного рабетва, — пивал
Ления,— такая же глупенькая наивность,
как ожидать беспристрастия фабрикантов в
	вонросе о TOM, He следует ли увеличить
плату рабочим, уменьшив прибыль капита-
ла» (Соч., т, 19, стр. 3). Ленин учил, 910
претензии буржуазных ученых и теерети-
“ROB Ha «об’ективность» и «бесприетрает-

ность» есть средетво обмана рабочих, за-
	темнения их классового сознания, средство
маскировки реакционной, буржуазно-пао-
	тийной сути их теории,

oo 9
Академик С. И. ВАВИЛОВ
	Президент Академии наук CCCP
oo 8°
	больше не осталось или почти не осталось
зашитников ерели физиков.

«Материализм и  эмпириокритиииам»
Ленина написан в 1908 году, в самый раз-
гар борьбы в физике, в первые годы разви-
тия новой, квантовой и релятивистекой, фи-
зики. Внига эта написана по поводу много-
численных попыток философов п филоеоф-
ствующих физиков использовать новые фи-
зические факты для воскрешения идеализ-
ма. Почва для этого была подготовлена фи-
лософней физика Маха и его школы. На
этой почве широко распространились
утверждения о том, что факты новой физи-
ки доказывают якобы «дематериализанито»
материи. Махиеты ссылались на новую фи-
зику, которая, по их мнению, «опровергла»
материализм. «Основная идея рассматриза-
емой школы вовой ‘физики, писал В. И.
Ленан,— отрицание об’ективной реальности,
данной нам в ошущении и отражаемей па-
шими теориями, или сомнение в суше-
ствовании такой реальности» (етр. 290).

Господствующим классам буржуазного 0б-
	DIECTBA этот идеализм был выгоден, а Cpe-
	ди ученой интеллигенции многие не знали
никакого иного материализма, кроме вуль-
гарного механистического метафизического
материализма.

В своей книге В. И. Ленин указал выход
из кризиса, в котором оказалась физика.
Ленинское разлеление философекого и физи-
ческого понятия материи дало ключ к раз-
	решению кризиса в физике, «..ЕАНН-
ствониое «свойство» материи, е признанием
которого связан философский  материа-
	лизы,— писал он-—— веть евойство’ быть
об’ективной реальностью, существовать вне
нашего сознания» (стр. 247). Движущиеся
нецзменные массы классической физикя—
совсем не единственно возможный вид ма-
тернии. а механнстический материализм—-
не елинетвенная форма материализма.

Ленин указывал, что ошибка махизма
состоит в том, что игнорируется различие
материализма метафизического от. материа-
лизма диалектического. Признание каких-
либо неизменных элементов; «неизменной.
сущности» вещей и т. п. есть мета-
физический, т. е. антидиалектический
материализм. Ленин подчеркивал: <...Лиа-
лектический материализм настаивает па
приблизятельном, относительном характере.
всякого научного положения о строении
материи и свойствах ее, ‘на отеутетвни
абсолютных граней в природе, на превра-
щении движущейся материи из одного ©о-
стояния в другое, повидимому, с нашей ‘точ-
ки зрения, непримиримое с ним. и т. д.>
(стр. 248):

Этот важнейнтий вывод Ленина из оенов
дизлектико-материалиетического воззрения
имеет для нае репталощее и руководящее зна-
чение в отношении не только физики начала
пашего века, HO и физики наших дней.
Ленин настойчиво указывает в своей книге,
что веякке неизменные субстанции —
только плод незнания диалектики, и фор-
мулирует известное утверждение: о неисчер-
пасмости электрона и атома.

В. И. Ленин с полной ясностью раскрыл
те тупики и. пропасти, в которые неизбежно
попадает фазик или философ, ебиваясь в
А идеализма или пытаясь плеетиеь по
‘старым тропам механического материализма.
	VEE.
	oo 9° . HRAME anriHiickRaxX и американских физи-

i. QECHOKQB . ков: Эдингтона — о физических KOHCTAH-
тах мира, доказываюших якобы конеч-

0°00 . ноеть вееленной’ Лирака и Комитона —
	Ленин и Сталин обращают особое внима-
ние на необходимость отличать фразеологию
плейно-политических течений от их дей-
ствительного существа. Товариш Слалин не
раз указывал на то, что политику и илео-
логию враждебных нам сил необходимо оце-
нивать й критиковать, сопоставляя слова и

декларации с делами.
	ижавым басвям 00 «об’ективгости» и
<боспартийности» буржуазной теорий марк-
сизм-ленинизм противопоставляет открытое
признание партийности как основного прин-
ципа ` маркенетеко-ленинского  мировоззре-
ния. «...Материализм, — писал Левин, —
включает в себя, так сказать, партийноеть,
обязывая при всякой опенке события пря-
мо и открыто становиться на точку зрения
определенной обществевной группы» (Соч.,
т. 1; стр. 380—831). Только с позиций са-
мого передового класга — рабочего класса,
только ебобразуя научно-теоретическутю лея-
тельность © борьбой за его интересы, под-
чиняя ве задачам этой борьбы. возможно:
правельное познание действительности,
развитие научного знания. Большевист-
ская партийность — основа строгой на-
учности теории. Учение Маркса—Энгель-
са—Ленина-—Сталана BCeCHAbIIG потому,
	что оно’ верно.
	0 пресловутой «евободе воли» микрочастиц,
Милна ——о мифической дате «сотворения
мира»; Лжинса — о мнимом «исчезнове-
нии» материи ит. д. ит. п.
	Буржуазные филоеофы птироко использу-
ют также  роакционную  идеалистиче-
скую биологию, которая поставляет им до-
бавочные  «ловолы» в пользу филепзма,
то-есть реакционной теории, дающей пред-
	‘почтение вере перед наукой. Особенно
усердетвуют в этом деле  вейсманиеты-
мортавиеты. в США, Англии, чьи pe-
	авционные теории сейчас популяризаруют-
ся буржуазной печатью и служат обоснова-
нием как идеализма, так и гнуснейших ра-

СиИсТеких теорий.
	Борьба против философекого идеализма.
на международной арене, против его влия-
ния на отдельных советских ученых есть
необходимое условие дальнейнего развития’
материалистической философии и всей ие-
реловой науки,

«Дискуссия по вопросам теорий наслел-
ственпости,— говорил ‘тов. Молотов, — ao-
ставила большие принципиальные вопроеы
о борьбе аодлинной науки, основанной на
принципах материазизма, с  реакиионно-
идеалистическими пережитками в научней
работе, вроде учения вейсманизма ‘о ReH3-
менной наследственности, исключающей пе-
редачу приобретенных свойств. последую-
щим поколениям. Она подчеркнула творче-
ское значение материалистяческих приння-
пов для всех областей науки, что должно
солействовать ускоренному движению вне-
ред научно-теоретической работы в нашей
стране».

Ленинско-сталинский принцие большие-
вистской партийности имеет исключительно
важное значение в современных увловиях,
Он служит средством разоблачения совре-
менных буржуазвых идеологов, которые пы-
таются продолжать старую линию обмана
маее при помощи рассуждений о «налклас-
совой», «внепартайной». «общечеловече-
ской» науке. Самые подлые прислужники
буржуазии, продавшие интересы рабочего
класса и напиональные интересы своих
стран американскому империализму — пра-
вые социалисты, особенно много и фальшиво
кричат о том, что они представители «тре-
тьей» вилы, якобы противостоящей не толь-
ко коммунизму, но и империалистической
реакиии. В действительности именно они
прокладывают дорогу оголтелой имперяаля-
стической реакции. Мнимая об’ективность
сторонников «третьей силы» призвана за-
маскировать реакционно-буржуазный подход
этих  разносчиков империалистической

идеологии к явлениям общественной жизни.
Ленинский принципи партийности служат
острым оружием в разоблачении реакнион-
ных идей буржуазного космополитизма и
национализма. Принцип большевистской
партийности дает возможность вскрыть
лживую суть коемополитической болтовни
0 некоей «общечеловеческой» и «вненацио-
нальной» науке и культуре, показывает
классовое назначение этой болтовни —
служить прикрытием агрессивных целей
англо-американекого имперцализма.
	 Диалектический материализм, как миро-
воззрение коммунистической партии, глу-
боко интернационален, потому что он выра-

жает коревные интересы рабочего класса
всех стран.

Ёнига Ленина «Материализм и эмпирио-
вритинизм» вооружает коммунистов, ето-
ренников демократии и социализма во всем
мире, служит острым оружием в борьбе с
растленной пдеологией имперналиетической
буржуазни.

ё ях +
	Внига В. И. Ленина «Материализм и эм-
пириокритинизм» вооружает советекую ин-
телайтоннию могучим срелетвом борьбы
против всяческих проявлений буржуазной
идеологии,

Kak показала философекая дискуссия
1947 года, “недостаточное уяеснение основ
маркеизма-ленинизма привело  отлельных
	работников философского фронта на позиции
с5’ективизма_
	06’ективизм -—— прямая дорога к рабо-
лению персд буржуазным мировоззрёнием,
а следовательно, прямая ‘дорога к кос-
мополитизму. Еритикуя книгу тов. Алексан-
дрова «История западноевропейской филосо-
фип», А. А. Жланов говорил: «Такие xon-
цепции, если бы они получили у нае раз-
витие, неизбежно ведут “® об’ективизму, в
раболению. перед буржуазными Ффилогофа-
ми...». Проявления об’ективизма имели ме-
сто. среди философов и после философской
Дискуссии.

„Нельзя бороться с космополитизмом в его
проявлениями, не ведя беспошадной борьбы
с об’ективизмом. В советском патриотиз-
ме—этом животворчом источнике-—черпает
советекая интеллигенция силы для научного
творчества и борьбы с врагами нашего ми=
ровоззрения, нашего народа.

Решения ЦК ВВИ(б) по идеологяческим
вопросам учат нап кадры умению ory-
ществлять ‘принцип большевиетекой пар-
тийноети, отстаивать чистоту маркенетеко-
ленинеокой идеологии, высоко держать знамя
	учения Маркеа = Энгельса — Ленина -—
	Сталина.
	Внутриатомный мир оказался суествен-
но отличным от обыденной модели. Наши
	понятия нало менять, приспособлять К 970-
	му открывшемуея перед нами миру’ Эти
понятия, если к ним применить замечание
Ленина. в «Философеких тетрадях», «лол-
жны быть также обтесаны, обломаны, гиб-
ки, подвижны, релятивны, взаимосвязавы,
вдяаны в противоположностях, дабы обнять
мир». (В. И. Ленин. «Философские тетра-
хи». стр. 121—122). ;

Сумели ли физики подойти именно так
к новому, открывшемуся перел вами прояв-
лению диалектики природы? Физика на За-
паде попрежнему находится в состоянии
кризиса. Ученые на Западе не могут пре-
одолеть этот кризис, поскольку они ве су-
мели. за немногими исключениями, встать
на позиции диалектического материализма.
Попрежнему на Запале продолжаются по-
немки илеалистического истолкования дан-
	ных современной Физики.
	i.

Книга В. И. Ленина «Материализм и эм-
пириокритипизи» издана в Москве сорок
пез назад, в 1909 г., в мрачную эпоху ре-
акции после поражения революции 1905—
1967 гг В эти годы гуще, чем когда-
либо раньше в истории русской интел-
	лигенции, Подымалея туман  идзализма,
мистика, богоискательства, Появление кни-
ги В. И. Ленива. ваправленной протяв всех
форм реакции, явилось фактом огромного
значения, ибе она защищала науку и фило-
софию диалектического материализма от
ватиска реакнионной идеалиетичеекой фи-
лософии, гениально развивала материали-
стическое учение, утверждала силу челове-
ческого познания, вооружаза ученых новым
научным методом изучения природы. :

Содержание этого классического творения
раскрывается все значительнее и полнее по
мере того, как отдаляется от нас в глубь.
истории эпоха его появленля. Все acnee,
ярче и рельефнее выступает живое пелост-.
ное учение о лиалектическом материализыме,
разработанное в труле В. И. Ленива. По
книге Ленина теперь учитея диалектизе-
скому и историческому материализму вся
советская страна и вее ‘в большей мере
передовая интеллигенция всего мира.

Особое значение имела и имеет книга
Ленина для’ естествознания. И. В. Сталин
называет книгу В. И. Ленина. «мате-
риалистическим обобщением всего” важ-
ного и существенного из того, что
приобретено наукой и, прежде всего,
ветествознанием за целый исторический
ериол, за период от смерти Эвгельса
до появления в свет книги Ленина «Мате-.
риализи и эмпириокритинизм» («Браткий
куре истории ВЕП(б)», стр. 98).

Большое внимание В. И. Ленян в своей.
книге уделил вопросам физики. `Прачина_
этого заключалась в глубокой связи новой
физики с философией, в попытках буржу-,
азных билософов-идезлиетов сделать иде-
алистические выводы из открытий физики
и из новых теорий, бозданных для об’яене-
ния этих открытий.

Пятая’ глава а рево-
люция в естествознании и философский
илезлизм» -—— полностью посвящена гносео-
логическим проблемам, связанным с новой
физикой. В. И. Ленив указывает при этом

границы, в которых физика расематривает-
ея в его книге: «Camo е0бою: разумеется,
	что, разбирая вопросе о связи одной школы
	новейших физиков © возрождением фило-
софского идезлизма, мы далеки от мысли
касаться специальных учений физики. Нае
интересуют исключительно  гносеологиче-
ские выводы из некоторых определенных по-
ложеций и общеизвестных открытий. ...Мало
TOTO, ереди физиков имеются уже различ-
ные паправления, ‘складываются опреде-
ленные школы на этой почве. Наша задача
поэтому ограничивается тем, чтобы отчет-
иво представить, в чем суть расхождения
этих направлений и в каком отношении
стоят они в основным линиям философии».
(Соч:, т, 14, erp. 239).

Мысли Ленина 0 физике и о философ-

веком смысле ве открытий и достиже-

ний,  соередоточенные в «Материализме
ий эмпириокритицизме», с замечательной
ясностью и глубиной осветили те темные
закоулки и извилины новой физики, в. го-
торых пыталея спрятаться идеализм разных
BHIOB, Денинекое произвеление развеяло
	туман. навеленный в начале нашего века!
	некоторыми философетвующими физиками
ч философами, пытавитимися  воскрешать
идеализм путем ложного истолкования фи-
зических фактов, раскрытых к тому вре-
мени электроникой и открытием радио-
активноети.
	В «Материализме и эмпириокритидизме».
Левин подверг анализу методологические
трудности, се которыми столкнулись физики
в начале ХХ века -пря об’яснении вновь от-
крытых явлений. Иетолкование их в духе
идвализма привело к кризису в Физаке. Ука-
занный Лениным путь преодоления кризиса

состоял в освоении дизлектического мате-
риалязма, › :

qi.
	Вонен ХТХ века хронологачееки совпал с
эпохой само решительного перзлома в
классической физике за вею ве многовеко-
вую историю. Оказалось ошибочным поло-
жоние о неизменности массы тел при их
движения, — масез возрастает № мере
увеличения скорости. Вместе е тем совеем
нежданно для физиков обнаружилась оши-
бочность постулата классической физики о
непрерывности движения и действий. Or-
крылиев квантовые черты. явлений. Нача-
зась вовершенно ворая эпоха физики.
	Долгое время физик в своих основных
понятиях и представлениях опиралея преж-
де всего па обыленный опыт. Мир малых
величин, внутрениее строение вещества
мыелились по образу и подобию: мира при-
вычных для нае предметов. В этом заклю-
чалея основной, якобы «само собою». pasy-
меюшийся постулат физики прежних вре-
мен. Иредполагалось, что е наиболее птиро-
кли и общими законами и повятиями
«классический» физик может итти сколько
ыы глубоко пра изучения природы. Усо-

раршенетвование срелетв наблюдения, повые
	методы эксопериментальной физики и более
тщательное и глубокое изучение явленай
	обнаружили, однако, резкие отклонения в
этих явлениях от привычной, классической
		a se
	Методологические трудности в Физик
вытекают из необходимоети пользоваться
при изучении мира атомов всем арсеналом
классичеекой физики, т. е. понятием о ча-
стице-теле, о скорости, о силе и т. д.

Ясно, конечно, что если поток света или
поток электронов обладает одновременно
свойствами беспорядочного чередования ча-
етин ий признаками регулярных воли, TO
евет_и электроны в действительности Be
могут быть ни частицами, ни волнами, &
должны быть каким-то киалектическим 0б-
разованием, «единым в аротивоположно-
етях»,, научно точно ‘определить  воторое
можно только с позиций диалектического
матернализма.

Между тем совремевный физик вынуж-
ден пользоваться почти веем. арсеналом по-
нятий, связанных с частицей и волной, п
в результате сочетания опытных фактов
волей-неволей приходит EK пресловутому

‘соотношению неопределенностей, oTHOCH-

тельно которого переломано столько копий,
Перед нами вовсе не философемая загадка,
а одно из выражений неприменимости прел-
ставлений обыденного мира к тонким евой-
ствам вещества и света. .

Обозначает ли такая  непригодность
«классических» представлений в области
зтомных явлений ограничение ваших
знаний и сомнение в возможности лальней-
шего прогресса в познании природы? Ня-
коим ‘образом. Во времена господетва клае-

сической физики считалось само собой ра-

зумеющимея, что всякой правильной физи-
ческой теории обязательно должна соответ-
ствовать механическая модель. Новая физи-
ка обнаружила перед нами круг явлений,
для которых механическую модель поетро-
ить не удалось. Можем ли мы тем не менее
строить физические теории для явлений та-
кого рода? Несомненно. Примеры этого — в
теории относительности ив квантовой ме-
ханике. Как же строятся подобные тео-
рии? Это-—— сложный путь комбиналия
экспериментальных данных, матехатиче-
ских ‘гипотез и экстраполяции и осторож-
ного качественного применения  клаесиче-
ских представлений и моделей, Так создает-
ся ‚с громадным успехом вот уже скор
полвека повая физика, постоянно развява-
ясь, усложняясь, совершенствуясь, и He

видно и не может быть предела ее развя-
THO.

Развитие физики подтверждает глубокую
справедливость положения,  высказанного

в труде товариша Сталина «0. диалектиче-
ском и историческом  материализме»,
‹...Марксистекий’ Философский  материа-
лизм,— пишет товариш Сталан,— исхолит
из того, YTO мир и его заковомерноети
вполне познаваемы, что наши знания о 39-
конах природы, проверенные опытом, прак-
ТИкОЙ, являются достоверными знаниями,
имеющими значение об’ективных истин, что
нет в мире непознаваемых вешей, & есть
только вещи, еще не познанные, которые
будут раскрыты и познаны силами Haye
й практики». («Вопросы ‹ ленинизуа»,
стр. 543).

В нашу эвоху происходит решительная
боръба передовой демократии © империвли-
стичеекой реакцией. Буржуазия и ee Bice
  логи в этой борьбе используют веялкие doe

мы илвализма, мастики и т. д.

Литература капиталистических crpad We?
за последнее десятилетие бесчисленные п-
меры намеренного использования фактов 1
теорий новой физики, химии, астрономия й
зругих наук для подогреваняя иногообраз-

ных модификаций идеализма и даже непри-
крытого мистицизма.

Советская ‘физика, как и вся советская
чаука, давно вошла в жизнь советского 1-
сударства, направив все силы свой на 0175
by родной страны, на удовлетворение зап
	сов великого дела построения KOMM YHACTE
ческого общеестра.
	В основу: своей работы советские физякя
клалут мировоззрение диалектического #3-
тернализма, поднятое на выешую ступень
гениальными трудами Ленина и (талию,
Но нельзя закрывать гдаза на то, что среди
некоторых наших физиков сохраняются 1
до сих пор идеалистические пережитки, 10°
держиваемые главным образом некритиче

CRUM восприятием литературы капитал
сетических стран.

Ze
	Hy 7 га ГИ Е ss
ата неотложная залача-меголом 0601
	шалдной критики и сзамокритики бороться ¢
этими пережитками. Вредное влияние №
велико. В борьбе с ними нужна значитель

но болыпая активность со стороны физиков
чем это было до сих пор;
	задача советских физиков--использовать
диалектический ° материализм Маркса —
Энгельса — Ленина — Сталина, как мот
чез прогрессивное оружие п в области $8
зики. Советская физика должна расти вирь
и вглубь, чтобы удовлетворить требованиям,
	пред являемым науке эпохой строитель
ства коммунизма.
			В своем гениальном произведении «Ма-
териализи и эмпириокритицизи» Ленин с
исключительной глубиной и яркостью пока-
зал партийноеть всякой философии, раскрыл
партайный характер борьбы основных на-
правлений в философии — матёриализма и
идеализма. «Новейшая философия, — писал
Jeunu,—Tak же партийна, как и две ты-
сячи лет ‘тому назад» (Соч. т. 14,
стр. 343). Борьба’ материализма и плдеа-
лизма, указывал Ленин, является от-
ражением в области философин классовой
борьбы. Ленин разоблачил плеалистичеекуто,
реакционную суть претензий  махиетов
«подняться» над борьбой партий в филоес-
фии. «Беспартийность в Философии, —писал
Ленин.— есть только презренно-приклы-
	тое лакеиетво предл идеализмом и фидеиз-
	мом» ((оч., т. 14, стр. 340).

Денин клеймил презрением «партию се-
редлины в философии», на словах примиря-
ющую идеализм с материализмом, а на деле.
зашашающую поповщину. Он раз’яенял, что
«попытки выекочить из этих двух корен-
ных направлений в философии не содержат
B себе ничего. кроме «поимиренчеекого
	шарлатанетва». Денин учил, как за сором
	‹учено-философекой тарабарщины»  pac-
	крывать партийный идеалиетический ха-
рактер буржуазной философии. Ленин тре-
бовал умения «вести свою линию и бороть-
	ся 0 всей линией враждебных нам сил и
классов» (Соч. т. 14. ет. 398).
	Последовательно проводя PRAM пар-
тийноети философии, Ленин учил не дове-
рять посулам буржуазных философов, еры-
вать е них маски, выявляя их подлинную
реакционную суть; судить о философах не
по тем вывеекам, которые они сами на себя
навешивают, а по тому, как они, на деле
ренают основные теоретические вопросы.

Величайшую заслугу Маркса и Энгельса
Ленин усматривал в том, что они на протя-
жении полустолетия в борьбе ¢ илеализ-
мом развивали и двигали вперед философ-
кий материализм. Преодолев  ограничен-
ность метафизического материализма, онло-
дотворив материализм научной диалектикой
и распростравив его на познание обще-
ственных отношений, Марке и Эпгельс со-
вернили величайшую революцию в науке.
Только диалектический материализм оказал-
ся силой, способной указать рабочему клас-
су выход из духовного рабетва. Диалектиче-
ский материализм дал рабочему классу ве-
ликие орудия познания и переделки мира,
вооружил его в борьбе за коммунизм.

‚ Денин блестяще защишает философский
матеряализм, противопоставляет по всем
коренным вопросам диалектичеекий мате-
риализм идеализму, двигает вперед мар-
кеистекую философию. Ленин подверг уви-
чтожающей критике все. разновилноети
идвалистических течений, прикрывавигих
новыми вывертами и ухищревиями старые
пороки идеализма. :
		<; ^ 4
Глубоко проанализировав природу ww ce-
	циальные корни кризиса буржуазного ecte-
ствознания, Денин показал, каким образом
под влиянием кризиса новой физики часть
физиков скатилась в силу пезнания диа-
лектики к идезлизму. В то же время
Ленин указал, что-хля естествоиспыталелей
выход из кризиса состоит прежде всем в
овладении философией лиалектичеекого ма-
териализма. ‘

Борьба за маркеистевий, философевли
материализм и сейчас является актуальней-
шей задачей советских философов. Гниюшнй.
капитализм порозжлает все новые пдеали-
стические школы и школки, направления
и направленьица. Реакционная, буржуазная
фалософия выступает в самых разнообраз-
ных формах —— от ехоластических построе-
ний илеалиетической теории познания до от-
крытой поповшяны и МИСТИКИ, ‚Цель само-
новейшей идеалистической философии —
содействовать мировому господству амеря-
канского империализма, США стали центром
наиболее реакционных идеалистических те-
чений. Здесь нашли приют оруженоецы
разбитого немецкого фашизма, идеологи
человеконенавистнической теории расизма,
геополитики пт, д. В США широко пропа-
ганлируетея илеализм в самых разнообраз-
	ных формах, имеющих одну общую цель:
	половать волю трудящихея к 600ь0е за
		Открытиясновой физики’в конце ХХ ив
начале ХХ века оказались только преллве-
	рием того, что развернулось в области фи-
зики на наших глазах.
	Я не имею возможноети и не предполагаю
здесь излагать замечательные этапы исто-
рии физики в ХХ веке. Ограничусь лишь пе-
речислением некоторых фундаментальных
невых фактов, несомненно имеющих глубо-
чайшее нранципиальное значение: етроепие
зтомных ядер, атомов и молекул определяет-
ся. своеобразными . целочисленными кванто-
выми законами; силы, сдерживающие co-
ставные части ядра (нейтроны и протоны),
имеют особую, ло сих пор ‘невызененную
природу, отличаясь от вил электромагнит-
ных и гравитационных; евет обладает вол-
новыми и корнускулярныйи свойствами; ча-
стицы вещества, так же как и свет, имеют
двоякую, корпускулярную и волновую при-
роду; все более обогашаетея разнообразие из-
вестных видов элементарных частиц веше-
ства, примером чего может служить спектр
варитронов, открытый Алихановыми; излу-
чение ‘фотонов частицами вещества пропс-
ходит статистическая беспорядочно: части-
цы вещества могут превращаться в свет и
обратно.

Такой список мог бы привести в оцене-
нение физика ХРХ века. Факты новой фи-
зики до еих пор пугают всякого, впервые
© ними знакомящегося физика и нефизи-
ra. Не абсурл ли единство корпускуляр-
ных и волновых свойств материи? Murcan-
MO ли об’единение статистического хаоса
корпусвул и строгой регулярности волн?
Как может свет превращаться в вешеетво?
Однако эти факты не могут испугать фи-
зика, твердо стоящего на почве диалекти-
ческого материализма. Прежде веего именно
нежданноеть,  «диковинность», раскрываю-
щейся системы мира веть один из серьез-
	ных ‚ аргументов в пользу 00 ебтивности
этого мирз. В идеалистических Ффилософ-
ских построениях от Шеллинга ло Эллинг-
тона преднелагалось, что мпр может быть

HOCTATHYT размышлением физика и фпло-
софа, хотя бы залертых в темную комнату.
В этом илеалистическом мире вое ‘«преду-
емотрено», все соответствует мышлению,
400 законы в этот мир, как утверждают
	илеалиеты. вносит вамо мымление. Мир
	се нажланными свойствами нарушает такую
илеалистическую «тармонйю».
	Болыцевистекая партийвосеть предпола-
гает последовательную защиту и пропаган-
ду  маркоистеко-ленинеких ядей, умелое
	ду  марксистеко-ленинеких идей, умелое
раз’яснение правильности политики боль-
шевистокой партии и советского государства
и настойчивую борьбу ва ве претворение в
жизнь, Большевистская партийноеть пред-
молагает неустаннбе воспитание советских
	людей в духе беззаветной преланности ео-
	Среди самих физиков, находивших новые
закономерности, но воспитанных в тради-
пиях глассической физики, царили в евязи с
этим в течение долгого времени растерян-
ность и недоумение, Физики не сдавали hes
	боя ни шага в стадой привычной крепости
	освобождение от эксплоатации, «подремон-   Циалистической Родине, советскому народу,
тировать» шатающееся здание буржуазного большевистской партия; великому Сталину.
	№лаесический труд Ленина, < Материализм
и эмпириовритицизм» служит делу больше-
	BACTCROH закалки наших кадров в духе во-
	тировать» шатающееся здание буржуазного
государства, обосновать необходимость ми-

ревого господства американских монополи-
сетов, :

В естествознании за рубежом илезлизм
	подкрепляетсл наукообразными рассужде-
	инствующей партийноети, высокой идейно-   классической физики, И все же эт Kpe-
сти спретокаго патуиотизма.   поеть. пала и сейчас, повидимому, у нее