ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ
CAP PH AHAA KHUSHb

зоны згитаторы, которые вместе с культ-
	активом из горняков проводят бельшую
массовую политическую и культурно-про-
светительную работу. В хорошо оборудозан-
ных красных уголках общежитий есть га-
зеты, передвижные библиотеки, системати-
чески проводятся беседы, доклады, громкое
чтение лучших произведений художествен-
ной литературы. :

0с0бое внимание парторганизация уде-
ляет массовой и культурно-просветительной
работе среди молодых горняков. Возглавляет
ве коммунист тов. Гаврилко. Он сумел
сколотить вокруг себя актив. Средн акти-
BHCTOB много опытных, старых maxTe-
ров. Они не только проводят беседы е мо-
лодежью о производственных делах. У них
есть свои подшефные комнаты, и они часто
заходят к проживающим в этих комнатах
молодым горнякам, чтобы помочь разо-
браться во всех вопросах, которые возни-
кают у рабочих.

На шахте нет прилично грамотного чело-
века, которого не привлекла бы партийная
организация в той или иной воспитательной
работе. Агитколлектив об’еднняет 56 ком-
муниетов, комсомольцев и беспартийных ак-
тивистов. С агитаторами регулярно два раза
в месяц проводятся семинары. Им не толь-
ко читают на семинарах лекции и хоклады;
0666086 внимание уделяется обмену: опытом
работы: За последнее время на семинаре бы-
ли обсуждены доклады агитатора тов. Чур-
вина о его работе на участке и агитатора
тов. Гаврилко об опыте работы среди рабо-
чих, живущих в общежитиях. Во время се-
минаров агататоры получают информанню
о результатах работы шахты и ближайших
задачах ее коллектива. Организована также
индивидуальная консультация агитаторов.

Большую воспитательную работу среди
шахтеров проводит созданный парторгани-
зацией лекторий. К чтению лекций и ло-
кладов привлечено семь человек: замеети-
тель секретаря парторганизации тов. Аку-
личкин, директор средней школы тов. Ви-
риченко, учительницы тт. Михалева и Ва-
лашникова и пругие. Они выступают. но
плану, который составаяется на кажлый
месян. В парткабинете, в клубе и общежи-
тиях в этом году прочитано 126 лекций
и докладов.

Партийная организация заботится о вос-
питании у рабочих любви в технике, про-
буждает стремление овладеть новейшими
манинами, которыми оснашаетея Донбасс,
Это тем более важно, что в этом году на
шахте холжна быть завершена комплексная
механизация. Завтрашний день шахты —
это переход в. совершенно новый, выспий
класс работы. Вот почему партийное бюро
горячо поддержало замечательную инипиа-
тиву главного механика тов. Шейко, помоп!-
ника главного инженера тов. Востенко, ме-
ханика четвертого участка тов. Кирсанова
	И ADYIHA, ПЪ8еЕдЛложЖившихХ OPTaHHSOBaTh на
	шахте технический ленторий.

После тмательной подготовки и подбора
необходимых кадров здесь в феврале был
открыт первый в области технический лек-
торий. Нервые лекции на темы «Что такое
комплексная механизация и что она несет
шахте и шахтеру» и «Угольный комбайн
«Донбасс» прочли начальник Шахты тов.
Пыганков и инженео Гипроуглемаша тов. 10-
	басов. иекции вызвали живой интересе у ра-
бочих. Теперь лекции по вопросам новой
техники читаются регулярно.

Так партяйная организация изо AHA B
день проводит кропотливую воспитатель-
ную работу в шахтерами и этим поднимает
коллезтив на самоотверженную борьбу за
	досрочное выполнение плана послевоенной
сталинской патилетки.
	И. НЕДАИВОДОВ.
Зав. сектором Ворошиловградского
обкома КП(б)У.

Нз иногях шахтах центром массово-по-
дитической работы является нарядная.
Здесь перед началом работы шахтеры слу-
шают беседы, узнают итоги работы за про-
медигие сутки. Бее это делается зачастую
наспех, и, конечно же, ни беседы, ни ло-
клады не отличаются высоким качеством.
Партийные работники знают это.

— Но что поделаешь, — говорят они. —
хобенности работы... Они ссылаются на
то, что, спустившись в шахту, горняки
расходятся по многохилометревым выработ-
кам к местам работы. Собрать их вместе
под землей нельзя, =

Но неужели надо мириться с «пятими-
нутками» в нарядной и ничего нельзя сде-
‚ лать, чтобы поднять качество массово-поли-

’ таческой и культурно-просветительной ра-
боты с шахтерами?

Опыт парторганизации шахты Анненская
треста «Брянскуголь» дает ответ на эти во-
просы. Эта нарторганизация в последние
тоды добилась серьезных успехов. Недаром
шахта в 1948 году награждена орденом
Ленина. 3а год после постановления ЦЕ
ВКП(б) о состоянии партийно-политической
работы на угольных шахтах Донбасса парт-
организация еще болыше усилила свое влня-
ние на решающих участках угледобычи.

Почти тря четверти коммунистов шахты
заняты на подземных работах. Это позволи-
ло укрепить партгруппы и улучитить инди-
видуальную работу с горняками.

Недавно на первый участок прибыл ра-
бочий тов. Зоря. Он был направлен на ра-
боту бутчика. Трудился старательно. Но в
первые дни в табеле выполнения норм про-
THB его фамилии обычно стояли пифры 70
или 80 процентов. Партгрунпа участка вни-
мательно следила за тем, как новый бутчик
осваивает профессию. К нему на меето ра-
боты пришел партгруппорг, побеседовал п
практически показал, как правильно вести
бутовые полосы и с наименьшей затратой
сил добиться выполнения нормы, Ё нему.
стали заходить также и другие коммунисты.
Они чувствуют ответственноеть за работу
участка. и понятно их стремление помочь
товарищу, раз’яснить ему его место в общей
борьбе за перевыполнение плана. Тов. Зоря
стал работать и учиться более старательно.
Сейчае он уже значительно перевыполняет
норму.

Более тесная связь е шахтерамн на ме-
сте добычи угля позволила улучшить и ра-
боту на поверхности. Нарторганизации ета-
ли яснее запросы шахтеров, она быстрее
стала откликаться на каждое их ценное на-
чинание, Плакаты, «молнии», световая га-
зета, которая демонстрируется перед кино-
свансами,— все это широко используетея
ля распространения эпыта передовиков.
Мастера угля — врубмапеинист тов. Смоля-
ков, проходчик тов. Лагозинсвкий, буриль-
щшив тов. Бузников и другие — выступают
перед шахтерами и рассказывают о своем

.- опыте.

Партийная организация не упускает ни
одного случая, на примере которого можно.
поднять коллектив на новые произволствен-
	ные победы. Она использует для этого вее-
	возможные Формы и действует оперативно.
Недавно, например, комсомольско-молодеж-
нзя бригада навалоотбойщиков тов. Беспаль-
ко достигла хороших показателей. По это-
му поводу был проведен вечер мололежи.
На вечере бригадир тов. Беспалько расска-
зал о работе бригалы. Затем в молодым ра-
бочим обратился Герой Социалиетического
Труда иантинист врубовой машины тов.
Смоляков. Он рассказал молодежи, как овла-
девал своей профессией, как достиг рекорд-
ной производительности врубовой машины
на шахтах облаети.

Значительную часть работы на новерх-
ности парторганизация сосредоточила в 0б-
щежитиях. За каждым общежитием закреп-
	Мудрая ленинско-сталинская нацнональ-
ная политика создала все условия для бур-
ного роста экономики и культуры братских
народов Советского Союза.
	за годы советской власти Вазахстан бла-
годаря неустанной заботе большевистской
партии, бескорыстной всесторонней помоши
великого русского народа превратилея из
отсталой в прошлом окраины парекой Рос-
сни, из края кочевий и пустынь в социа-
листическую республику е развивающейся
	крупной индустрией и механизированным.
	сельским хозяйством.
	Гавняться на передовиков сева
	Вулундинский район -— центр хлебород-
ной Кулундинской степи, передовой район
в Алтайском крае.

В нынениюю весну кулундинцы начали
сев несколько позже прошлогоднего, но
провели его значительно дружнее. Район
первым на Алтае — раньше, чем в прошлом
году, — выполнил план сева яровых. Кол-
хозы «Заря Востока», «Памать Ленина».
«Степной хлебороб» и многие другие за-
кончили сев в 8-—10 лней. засвяв значи-
	тельные площади яровой пшеницей сверх
плана.
	Бо всех колхозах района посевы разме-
щены в строгом соответствии с севооборо-
тами. Вдвое болыше проиелогоднего посеяно
многолетних трав. На широких плашадах
шненица посеяна шахматным  снособом.
План весенних посадок леса выполнен на
220 процентов.
	Весна на Алтае стоит теплая. Прошли
первые весенние дожди, поля кулундиннев
покрылись дружными веходами, обещающи-
мч высокий урожай. ,
	Отличительные черты нынешней весны
в Кулундинском районе характерны и для
ряда других районов Алтая.
	Благодаря заботам партии и правитель-
ства в колхозах, совхозах и МТС края ено-
ва намного увеличилось количество сельеко-
хозяйственных машин. Получены новые
тракторы, культиваторы, сеялки, передвиж-
ные автомастерсвие и бензовозы.
	` Сотня тракторных бригад соревнуются на

звание бригады отличного качества. Знаме-
нитые колхозные вожаки Герои Социали-
стического Труда тт. Серенко. Гринько,
Ефремов, Зырянов, Варявола, Навдалов,
Строкова раззернули соревнование на зва-
ние колхоза высокой культуры земледелия.
На широких площадях здесь осваивается

полный комплексе атротехнических меро-
приятий.
	Непользуя благоприятные возможности,
Булунлинский и другие передовые районы
организовали работу так, что здесь нет код-
хозов, отетающих на севе, Но в то же время
некоторые крупные зерновые райзны, 0со-
бенно восточные и прехгорные — Сорокин-
ский, Тальменский, Троицкий, Крающкин-
ский, Залесовекий.— сильно отстали, недо-
пустимо затягивают посевные работы.
	Мастера высоких урожаев доказали, что
на Алтае имела место неправильная пра-
тикз. В центральных, воёточных и пред-
торных районах, те ранней осенью насту-
пает дождливая погода, сев проводился
обычно в поздние сроки. Зима здесь нерелко
заставала урожай на корню. Опыт колхозов
Алтайското и Смоленского. районов показал,
	что хлеба более ранних посевов, так же как
ив ВБулундинской стени, приносят высокий
урожай. С учетом этого в краевых организа-
циях составлены графики проведения
носевных работ. Охнако эти графики суще-
етвуют лишь на бумаге. Задания из пяти-
дневкя в пятидневку не выполняются.
	Решающей силой на севе являются МТС.
По Вулундинскому району в целом к 1 мая
было выработано 101 гектар на каждый
трактор, в Сорокинеком же районе —
12 тектаров, в Тальменском — 14, в Зале-
совском —3  тектара. В  Кулундинском
районе тракторы работают днем и ночью.
Выполнение сменных заданий здесь глав-
ное в соревновании трактористов. Бригада
Болдырева, перевынолняя сменные  зада-
ния, выработала по 250 гектаров на трак-
тор. Трактористы Стовба и Иван Голод за-
севали в смену по 12) гектаров вместо 60
по норме. & сожалению, этот опыт кулун-
дичцев на Алтае распространяется плохо.
	Мы побывали на полях многях колхозов
Ребрихинского и Павловского районов.
Среднесуточная выработка на трактор
здесь не презышает трех-четырех гекта-
ров. Тракторы работают лншь днем. а к
	вечеру поля пустеют, становятся безлюд-
НЫМЯ.
	В краевых ортанизациях об’яеняют низ-
	ую производительность машин в пентраль-
ных и восточных районах географическими
особенностями. Но дело не только в этом.
Здесь повторяется прежняя ошибка. Этим
районам не уделено должного внимания с
самого начала полевых работ. Сотни трак-
	торов простаивают из-за отеутетвия горю-
	чего, хотя нефтебазы отказываются прини-
мать ‹ железнодорожные составы, потому
что некуда сливать горючее.
	Отетающие районы снижают обшекрае-
вые показатели. По краю в целом вырабо-
тано 43 гектара на трактор. Это почти
в два с половиной раза меньше, чем в Ry-
лунлинском районе.

До сих пор не завершен обмен семян. Эта
важнейшая работа в некоторых районах

предоставлена самотеку. В `Панкрушихин-
ском районе высевают неконлинионные се-
	мена, а хорошие, сортовые семена лежат
на склалах. :
	В крае еше не использованы больитие.
	везерБы для повышения темпов и качества
сева. В 060б0й помощи нуждаются отстаю-
шие голхозы и районы,  Путь к достижению
	успехов показывает Кулунлинский район.
	Алтайский край.
	>. ШАМЕТЬКО.
(Корр. «Правды»).
	Отмена ограничений,
Германии после 1 марта 1948 года
	дерлзавами
	введенных в Германии 1
западными.
	БЕРЛЬН, 11 мая. ‚ (ТАСС). Берлинекое
отделение агентетва Ассошиэйтед Прессе
нередало сегодня для неменкой печати с00б-
щение (повторенное затем  агевтетвом
ДЕНА), в котором указывается, что ответ-
ственные союзные административные орга-
ны в трех западных зонах Германии полу-
чили указания, необходимые для того, что-
бы осуществить принятое в Нью-Йорке со-
глашение четырех правительств об отмене
ограничений по связи, транспорту и: тор-
говле, введенных властями СССР с 1 марта
1948 -тода между Берлином и западными
зонами Германии и между восточной зоной
и западными зонами, и одновременной от-
мене западными оккупационными держава-
ми ограничений, введенных ими с 1 марта
1948 года. р

Вынолнение этих указаний, говорится в
	‚соэбщении, поручено в британской зоне
	э9нальным и местным управлениям британ-
ской военной администрации и в амери-
канской 30He— директорам американских
военных администраций земель. Осуществ-
лять эти указания они будут в сотрудниче-
	стве с двухсторонним контрольным ведом-
ством. Указанные органы предпримут необ-
ходимые меры для того, чтобы е 12 мая
снять все ограничения, которые были вве-
дены после 1 марта 1948 гота.
	Олним из важнейптих ограничений в 06-
ласти торговли было, продолжает сообще-
ние, запрещение немецким органам выха-
вать сопроводительные документы на тева-
ры. Изданные теперь указания, поскольку
они кзезмотся западных зон, имеют в виду
возвращение в тем торговым отношениям е
советской зоной и Берлином. которые: име-
тись непосредственно ло марта 1948 года.
Тот факт, что в настоящее время не имеет-
ся  межзонального ‘торгового соглашения,
не исключает, конечно, возможности немед-
ленного возобновления торговли” и выдачи
несбхочимых сопроводительных документов
на товары соответствующими экономиче-
свими управлениями земель в`Визонии так,
как эти разрешения выдавались до 1 марта
1948 года на вее поетавен, независимо от
того, было ли заключено торговое сотлатше-
ние на вывоз данных товаров или нет.
	Призыв Немецкого народного совета к созланию
	ого фронта
	Наниональн
	БЕРЛИН, 10 мая. (ТАСС). Вчера состоя-
лось заседание президиума Немецкого на-
родного совета. Председатель президиума
`Неменкого народного совета Отто Нушке,
член президиума Бернгард Геринг и член
постоянного комитета Александр Абуш, ко-
‚торые в качестве немецких хлелетатов уча=
ствовали в работе Всемирного конгресса
сторонников мира в Париже и Праге, вы:
ступили с сообщениями о решениях кон-
Гресса и дальнейнтих задачах движения за
Мир. .

Но предложению Отто Гротеволя прези-
днум Немецкого народного совета принял
резолюцию 6 необходимости создания На-
ционального фронта за единетво Германии.
В связи с тем, что предложение народного
совета 0 созыве общегерманекого совена-
ния было отклонено так называемым пар-
ламентеким советом в Бонне’ и двухзональ-
ным экономическим советом во Франкфур-
те-на-Майне, президиум Немецкого нарохно-
го совета решил обратиться с аналогичным
предложением непосредственно ко всем
‘партиям, об’единениям сторонников. мира,
христианским союзам, молодежным и жен-
ским организапиям Западной Германия, а
также к Наутеймскому кружку.

«Президиум Неменкого народного сове-
та,-— говорится в резолюции. — привет-

ствует’ решение Всемирного конгресса ето-
	ронников мира в Париже и Праге как зна-
чительный вклад в дело обеспечения мира
во всем мире. Выбить оружие из рук под-
жигателей войны, освободить человечество
от страха перед новой мировой войной —
такова задача, для. осуществления которой
об’единились все борцы за мир. К лагерю
мира принадлежат миролюбивые и прогрее-
сивные люди всех наний, а Советский Союз
и страны народной демократии представ
ляют с000й ‘его самую прочную ‘опору.
Огромный фронт мира‘ всех народов во веех
частях света уже насчитывает сейчас
600 миллионов сторонников мира и с каж-
дым днем приобретает всё больше силы п
влияния на международное развитие. Обще-
германская делегация: на конгрессе имела
	АФИНЫ, 11 мая. (ТАСС). По сведениям,
опубликованным в печати, за вчералиний
	день военные суды на основании закона
«0 мерах порядка» вынесли 28 смертных

место и право голоса, как равная сели
равных.

Немецкай народный совет благодарит
борцов за мир за помошь в его борьбе за
единство ‘и мир в Германии: Немецкий на-
роедный совет приветствует создание. Цосто-
янного комитета Всемирного, конгресса’ ето-
ронников мира и заявляет о своей готовно-
сти сотрудничать в Национальном фронте,
который должен быть создан в Германии.

Народы смогли’ достичь сотрудничества в
борьбе за мир. Теперь слово за мянистрами
иностранных дел. Соглашение правительств
4 держав о проведении совещания минист-
ров иностранных хел в Париже дает немец-
кому народу належду на то, что елинетво
Геризнии и справедливый мир будут обес-
печены. Нрямым долгом немнпев является
притти к взаимопониманию между еобой.
Принятие парламентским советом в Бонне
«основного закона» для запално-германско-
го. сепаратного государства есть не что
иное, как баррикада на пути переговоров, в
Париже. Эта политика находится в проти-
воречии с национальными интересами Гер-
уании и поэтому не может быть нризнана
Немецким народным советом..В этот ответ-
ственный лля будущего Германии час Не-
мецкий народный совет еще раз предлагает
встретиться со своими соотечественниками
из западной части нашей родины для со-
вместных переговоров и выработки обще-
германской лекларации.

Нод знаком этой национальной верности
Германии президиум Неменкого народного
совета обращается ко всему немецкому на-
Poly ¢ призывом поддержать третий Немен-
EHH народный конгресс. Западно-герман-
ским партиям, организациям и всем другим
национальным кругам вновь направляется
приглашение принять участие в Hapornex
конгрессе путем отправки делегатов, пред-
ставителей или гостей и тем самым с03-
дать Национальный фронт всего народа.

Дело идет не о какой-нибуль партии, ми-
ровоззрении или сословии, дело идет о Гер-
мании, о ее единстве и скорейшем справед-
ливом мире».
	приговоров: $ —в Триполисе, 4 — в Пат-
расе и 16 — в Волосе. В. Волосе создан еше
один военный суд.

20-летие «Литературной газеты»
	Исполнилось 20 лет со дня выхода пер-
вого номера «Литературной газеты» — ор-
гана правления Союза советских писателей
СССР. Этому юбилею. вчера в Москве был
посвящен вечер в Болонном зале Дома сою-
Зов. Не вые»
	Вечер открыл заместитель генерального
секретаря Союза советских писателей CCCP
В. Симонов. Доклад о 20-летии «Литера-
турной газеты» сделал её главный редактор
В. Ермилов. Определяя залачи газеты, лок-
ладчив еказал, что они состоят в расшире-
нии пропаганды все возрастающего мирово-
го значения социалистической культуры, в
разоблачении реакционной культуры бур-
жуазного Запада. Долг газеты — помогать
большевистской партии воспитывать на-
род в духе идей коммунизма, воспитывать в
людях советекий патриотизм, бороться с
проявлениями буржуазного космополитизма
H низкопоклонства перед реакционной

культурой капиталистических стран, разоб-
лачать поджигателей’ новой войны. Тазета
должна заботливо поддерживать все новое,
талантливое и передовое. что вылвигаетея
	  жизнью, помогать росту молодого поколе-
	‚ния писателей, оберегать их ог чуждых
влияннй.

С приветствиями выетупили ‘академик
Б. Греков, народный артист РСФСР К. Зу-
бов, писатели М. Ауэзов, В. Ажаев и дру-
гие. Они говорили, что газета должна глуб-
же и полнее освещать жизнь братских рес-
публик, отражать богатство и многообразие
нашей прекрасной социалистической дей-
ствительности.

С огромным воодушевлением участники
вечера приняли приветственное письмо
великому вождю советексго народа товарищу
	-Н. В. Сталину.
В заключение состоялся большой кон-
	перт.

СУДЕБНЫЙ ТЕРРОР В ГРЕЦИИ

создал болышои цикл высокохуложествен-
ных, публицистически острых, политически
актуальных, глубоко патриотических сти-
хсв. Классик казахской советской лите-
ратуры Джамбул вошел в историю мировой
литературы как великий акын сталинской
эпохи, как великий патриот нашей Родины.
	врупным достижением казахской лите-
ратуры является создание в советский пе-
риод оригинальных поэм и драматургических
произведений.
	Б области прозы у нас еше в тридцатые
годы наметились серьезные сдвиги. Появле-
ние таких произведений, как «Загадочное
знамя» («Ботагоз») С. Муканова, «Жизнь
или смерть» Г. Мустафина, «Мои ровесни-
ки» 0. Ерубаева, повестей и рассказов
М. Ауэзова, Г. Мусрепова, А. Абишева и
других означало, что в казахской советской
литературе начала создаваться настоящая
художественная проза и ее большая Gop-
ма — роман и повесть. Жизнь казахского
народа в предреволюционные и революнион-
ные годы, становление и укрепление совет-
ской власти в Казахетане, рост казахской
интеллигенции, индустриализация .респуб-
ЛИКИ — таково идейно-тематическое содер-
жание этих произведений. В рассказах и по-
вестях наших писателей нашли также отра-
жение темы коллективизации, жизнь ново-
го аула, жизнь казахского крестьянетва,
ставшего наединственно правильный путь—
путь колхозного строительетва.
	Героизму советских людей на фронте и
В тылу в голы Великой Отечественной вой-
ны посвящены такие романы и повести, как
«Шиганак Берсиев» Г. Мустафина, «Казах-
батыр» Г. Муесрепова и другие.
	Казахская советская литература после-
военного периода характеризуется новым
под’емом в области художественной прозы.
Казахские писатели за последние годы co-
здали такие крупные произведения, как
роман «Абай» М. Ауэзова, удостоенный
Сталинской премии первой степени, повесть
«Миллионер» Г. Мустафина, роман «Сыр-
Дарья» С. Муканова. ^
	Poman Мухтара Ауэзова. «Абай» пред-
ставляет собой большое событие не только
в казахской, носи в советской литературе
в целом. Он посвяшен великому сыну на-
шего народа поэту-просветителю Абаю Ку-
нанбаеву, Роман рассказывает не только о
жизни поэта,— в «Абае» писатель повест-
вует о целом народе, о его исторических
сульбах. Абай показан. как передовой. пло-
	грессивный человек своего времени, В своих
творческих исканиях он обращается к клас-
	его певце, пламенном патриоте, любившем
свой народ и звавшем. его к друзкбе с вели-
ким русским народом.

Внимание партии и правительства, вы-
разившееся в присуждении автору романа
«Абай» Сталинской премии первой степени,
обязывает казахских писателей неустанно.
развивать казахскую литературу, создавать:
новые значительные произведения на co-
временные темы, прославляюшщие наш со-
ветский народ.

В повести «Миллионер» правдиво отра-
жены послевоенная жизнь колхозников, на-
‚ше движение вперед. В ней ставятся ак-
туальные вопросы. современности, показа-
ны зримые черты коммунизма, новые от-
ношения между людьми.

Актуальностью темы и политической це-
леустремленностью отличаются новые про-
изведения поэтов Т. Жарокова, Г. Орманова,
А. Сарсенбаева и многих других поэтов и
народных акынов. Они воспевают патрио-
тизм советских людей, их самоотвержен-
ный труд в промышленности и сельском
хозяйстве. В стихах наших лучших поэтов
находит свое отражение руководящая роль
партии Ленина— Сталина, организатора и
влохновителя величайших побед советеко-
го народа.

Вместе с ‘ростом самой литературы ра-
стут и ее кадры. В литературу приходят
молодые › писатели. Талантливая молодежь
содействует своим творчеством ее дальней-
шему росту и расцвету.

Говоря о состоянии современной казах-
ской советской литературы, можно смело
утверждать, что она превратилась в. боль-
шую профессиональную литературу, вы-
игла на всесоюзную арену; ее значительные
произведения получили  заслуженное` при-
знание всего натнего народа.

Следует 06060 отметить, что’ известные
постановления ЦЕ ВЁИ(б) по идеологиче-
ским вопросам, проникнутые великой лю-
бовью и заботой большевистской партии,
товарища Сталина о советской литературе,
0  писателях—инженерах человеческих
душ, имели огромное. значение для ус-
нехов казахской литературы.

ЦЕ К!ИСб) Казахстана за последние го-
ды осуществил ряд мероприятий, Koro-
рые помогли устранить недочеты и ошиб-
ки в работе писателей и литературоведов
республики, полнять идейно-художествен-
ный уровень произведений. [У с’езд боль-
шевиков Казахстана также уделил серьез-
н06 внимание вопросам развития казахской
литературы и наметил конкретные меры по
ее улучшению.

Казахские писатели He могут и не
	следует забывать, что в развитии казахской
литературы имеются еще существенные вв-
достатки. У нас еще мало выбокоидейных,
художественных ‘произведений, посвяшен-
ных важнейшим проблемам современности.
Наши писатели обязаны создать образы
_нередовых представителей казахекого ра-
бочего класса, еформировавшегося только
при советской власти, казахского колхоз-
ного крестьянства—смелых новаторов со-
циалистического сельского хозяйства, об-
разы казахской советекой интеллигенции,
обязаны. правдиво раскрывать духовный
мир нового человека во всем его ботат-
стве и многообразии.

Ответственные залачи стоят перед лите-
`ратуроведами и критиками. Пора создать на-
‘учную, марксистекую историю казахекой
литературы. Первый том «Истории: казах-
ской литературы», вышедший недавно в
свет, и «Очерки советской казахской лите-
ратуры», готовящиеся к печати, — лишь
начало той большой научно-исследователь-
ской работы, которую предстоит выполнить
литературоведческим силам Казахстана. _

Советский писатель — это общественный
деятель. Такими были М. Горький, В. Мая-
ковский, Джамбул. Казахские писатели дол-
жны активно участвовать в борьбе прогрее- `
сивных ‘сил мира, защищающих интере-
сы демократии и социализма, разоблачать
реакционные происки англо-американских
поджигателей войпы ‘и их агентов в зару-
бежных странах Востока. В’ этом состоит
одна из их важнейших задач. :

Декада казахской литературы, которая
проводится в столице нашей Родины — Мо-
скве, не ограничится только показом дости-
жений казахской литературы, она явится
своеобразным смотром, мобилизующим на-
ших писателей на создание новых высоко-
идейных произведений.

«Большевики, — говорил А. А dtza-
HOB,— высоко ценят литературу, отчетливо
видят ее великую историческую миссию и
роль в укренлении морального и политиче-
ского единства народа, в сплочении и вос-
питании народа: Центральный Комитет пар-
тии хочет, чтобы у нас было изобилие ду-
XOBHOH культуры, ибо в этом богатетве-
культуры он вилит одну из главных задач
сопиализма».

Помня об этом, писатели Казахстана хол-
AME создавать художественные пооизвеле-
ния, воспитывающие советский нарол в ду-
хе советского патриотизма, вхохновляющие
на борьбу за выполнение и перевыполнение
послевоенной сталинской пятилетки, за пол-
ную победу коммунизма в нашей стране,
  Ж. ШАЯХМЕТОВ.

Секретарь ЦК КП(б) Казахстана.

творный советский натриотизм, горячая
любовь Е своей социалистической Ро-
дине и ненависть к врагам отечества
0б’единяли и об’единяют народы Советского
Сетоза, снплачивают их в единую несокру-
шимую братскую семью, уверенно и победно
идущую к великой цели — сияющим вер-
шинам коммунизма.
	Советский строй обеспечил не только эко-
номическое, но и культурное преобразова-
ние Казахстана. Товариш Сталин учит нас:
«Советские люли считают, что каждая на-
ппя,— все равно — большая или малая,
имеет свои качественные особенности, евею
спепифику, которая приналяежит только ей
и которой нет у других наций. Эти особен-
ности являются тем вкладом, который вно-
сит каждая нация в общую сокровищницу
мировой культуры и дополняет ее, обога-
шает eer.
	Вазахский народ под руководством боль-
шевистской нартии достиг огромных успехов
в области развития своей культуры, напио-
нальной по форме, социалистической по со-
держанию. Благоларя усилиям большевиков
Казахстана в республике совершена подлин-
но культурная революция. Если хо Октябрь-
свой революции казахский нарол был почти
поголовно неграмотным, то сейчас в респуб-
лике осуществлена сплошная грамотноеть
населения: создана широкая сеть началь-
ных п средних школ, открыты выснтие учеб-
вые заведения. В пашей республике насчи-
тывается 23 вуза, в которых обучается бо-
лее. 16 тысяч студентов.
	Мы имеем свою Академию наук, Вазах-
ский филиал Всесоюзной академии сельско-
хозяйственных наук им. В. И. Ленина. Ра-
стет напиональная интеллигенция — много-
Численные кахры учителей, агрономов, вра-
чей, инженеров, деятелей науки и нискус-
ства. Базахский народ сегодня имеет свои
наниональные театры, в том числе Казах-
ский акалемический ордена Трухового Ёрас-
	Впервые в истории казахекого народа у
нас создана большая казахская советская
национальная литература. Советский строй,
партия болыневиков воспитали пелую груп-
пу казахских поэтов и писателей, творче-
ство которых проникнуто пафосом’ созида-
тельно№о трула советских лютей.
	Казахская советская литература, руко-
водетвуясь самым передовым маркеиетеко-
ленинским мировоззрением, развивалась как
неот’емлемая часть единой советской лите-
ратуры. Она росла и кренла в борьбе с апо-
литичностью, безидейностью, с буржуазным
национализмом и другими чуждыми влия-
ниями. Свою идейную направленность ка-
захская литература получила у партии боль-
шевиков, черпая силы в теоретических по-
ложениях ленинизма. Постоянная забота
большевистской партии и лично товарища
Сталина о многонациональной советской ли-
тературе вдохновляла наших писателей на
создание значительных в идейно-художест-
венном отношении произведений.
	Казахские советские пясатели й поэты
	учились и учатся у передовой русской клас-
	сической и советской литературы, у ocHo-
воположника литературы социалистического
реализма М. Горького, у лучшего, талант-
ливеэйшего поэта советской эпохи В. Мая-
	ROSCROrO и других выдающихся русских пи-
сателей.
	Еще до революции классик казахской ли-
тературы великий Абай Кунанбаев поло-
жил начало учебе у русских писателей. Эта
учеба стала у нас замечательной традици-
ей. Нет, пожалуй, ни одного казахского пи-
сателя, на творчество которого не оказыва-
ла бы своего плодотрорного влияния друж-
ба с русскими писателями. Братское сотруд-
ничество русских и казахских писателей
явилось одним из важнейших условий роста
и развития казахской литературы.
	В дореволюционной казахской литерату-
ре основным был жанр устной поэзии. Уст-
ная поэзия не утратила своего значения и
в наши дни. Выдаюшимся представителем
современных казахских акынов-имировиза-
торов был Джамбул Джабаев. Великан на-
родлой поэзни, Джамбул олицетворяет собою
высокий патриотический дух казахского на-
рода, его жизнеутвержлающую силу. Как
зкын, Джамбул был великим новатором, не
знающим подобных себе среди прелшествен-
	Дореволюдионный Казахстан не имел ни.
	OJHOH сколько-нибуль важной отрасли: лег-
	KOH промышленности, не говоря уже о тЯ-

желой ичдустрии. Сегодняшний сопиалисти-_
	ческий Казахстан гордится такими гиган-
тами индустрии, как третья всесбюзная ко-
чегарка — Карагандинский угольный бас-
сейн, Балхашский меденлазильный комби-
нат, Чимкентский свиниовый завод, Актю-
бинский завод ферросплавов, и многими дру-
гими. В степях Казахстана выросли горо-
да—крупные промышленные и культурные
центры республики. Волоссальные измене-
ния произошли и в сельском хозяйстве.
Край, где раныне свирепствовали джут и
засуха, где землю обрабатызали омачох, Te-
перь стал страной крупных колхозов, ебв-
хозов и МТС. Казахстан превращается в oc-
новную базу социалистического животно-
водства на Востоке.

Ilo капитальным вложениям послевоен-
Ной сталинской пятилетки наша республика
занимает тротье место в Союзе после РСФСР
и Укозины. Этот факт красноречиво говорит
о том, что в Казахстане создаются все усло-
вия для еще более быстрого развития на-
родного хозяйства республики.
	Советский Казахстан может служить по-
учительным примером для стран колонналь-
ного Востока. Его успехи убедительно еви-
	етельствуют о преобразующей силе и мо-
	Щи советекого строя, открывшего для наро- ного онамени театр драмы, Академический
108 ШИРОКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ евоболного госу-   театр оперы и балета, свою консерваторию,
	дарственяого, экономического и культурног?
развития, В своем историческом развитии
Казахстан оставил далеко позади все стра-
ны зарубежного Востока, вырос в КруП-
НУЮ социалистическую республику, являю-
щуюся частью могучего многонациональ-
№ Советского Союза. Источником сиды
ЧВетСкото инотонационального государства
agers дружба народов СССР. иво-
	студию художественных фильмов. Недавно
труляшиеся нашей республики с большой
радостью восприняли известие о присужде-
нии Сталинской премии трупие творческих
‘работников оперного театра за постановку
‘оперы «Биржан и Сара». В этом они видят
новое проявление заботы правительства
СОСР о лальнейшем развитии казахского
	ИСКУССТВ.
	ников и современников. Выхающийся народ-   сической русской поэзии, к Пушкин“, к
	КОНЕ ре ВНЕ, ЧР ЧЕ ДИ С none eee ee en NN ON EE ON ELEN EI OEE EEE EEE EN ET Oe I ESE OEE ES nN EE tee чем eee ee ae om Sg ВЕЕР

тп ях = р: Е  + —
ный поэт и общественный хеятель. Джамбул   Лермонтову. «Абай» ЕНИГа © народе, о’ должны успокаиваться ча лостигнутом. Пе