COCH
Cite

HARE
wOz-
arse
HE:
 бы
	‚МЕ.
Хр
о
	1A.
obi,
	14 СЕЛТЯБРЯ 1949 г., № 257 (11364)
		Строительство в Орске
	ЧКАЛОВ, 13. (По телефону). Неузнавае-
MO преобразился за послежние годы горол
Орск. Жилой фонд города увеличилея боль-
пе чем на четверть миллиона ‘квадратных
	метров. Ностроены
Е многоэтажные благо-
устроенные дома,  образовавшие но

УЛИЦЫ.
	Особенно большие строительные работы
ведутся в текущем году. На жилищное,
культурно-бытовое строительство и благо-
устройство Орска абсигновано 45 миллионов
рублей. Сооружены десятки новых жилых
домов, две школы, театр.
	закончено сооружение стадиона, парка
культуры и отдыха.
	да восемь месяцев замощено и асфаль-
тировано 63 тысячи квадратных метров

улиц и тротуаров.
		«Горькое лекарство» Уолл-стрита
	Итоги англо-американо-канадских финансовых переговоров
	ВАШИНГТОН, 12 сентября. (ТАСС).
Англо-американо-каналекие переговоры по
вопросу © финансовом кризисе в Англии
окончились 12 сентября. Участники пере-
говоров опубликовали совместное коммюни-
ке, из которого явствует, что достигнуто со-
глашение в отношении некоторых второсте-
пенных мероприятий, рассчитанных на то,
чтобы временно облегчить финансовый кри-
зи в Англии.

Судя по коммюнике, никакого действи-
тельного разрешения этой проблемы не
найлено.
	НЬЮ-НОРВ, 13 сентября. (ТАСС). Еще
до опубликования коммюнике о финансо-
вых ‘переговорах мнение болынинетва ва-
шингтонских корреспондентов сводилось к
тому, что. переговоры не принесли каких-
либо практических результатов и линь све-
лись к обещаниям и полумерам, не способ-
ным помочь ухудшающемуся экономическо-
му положению Англии.

12 сентября агентетво Юнайтед Пресс
гообщало, что «нет никаких признаков то-
го, что найдено что-либо похожее на полное
разрешение экономических трудностей Анг-
Лии».

Обозреватель агентства Юнайтед Пресс
Вильсон, характеризуя рекомендации, сде-
ланные во время конференции лейборист-
скому правительству как «горькое ле-
карство», указывает, что решения, приня-
тые на конференции, лхаже не изображают-
сея как срелетво борьбы с англайским кри-
	зисом. Вальсон пишет, что предпиеанное!
	Англии сокращение английского бюджета и
модернизация производства, которая приве-
дет к увольнению рабочих, «будут неваж-
ной приманкой для английских избирате-
лей». Вильсон заявляет, что «не существует
магической формулы» для прекращения ан-
глийского кризиса. «Англичанам придется
сократить свои потребности».

По сообщению газеты «Уолл-стрит джор-
нал», один из официальных -американских
представителей заявил, что «гора родила
мышь, хотя эту мышь и будут изображать
как гору».

Канадский министр. финансов Эбботт, вы-
ступая в «национальном клубе печати»
12 сентября, признал, что в результате пе-
реговоров «не существует перспективы не-
медленного облегчения всех трудностей» и
что работа по их урегулированию далека от
завеошения.
	Обозреватель  агентетва Ассошиэйтед
Прессе Хайтауэр, комментируя сообщения о
намерении Англии получить заем от Меж-
дународного банка реконструкции й разви-
тия, напоминает, что в апреле прошлого го-
да банк принял решение не выдавать займа
маршаллизованным странам и что для
получения займа Англии придется сначала
добиться отмены этого решения. «Любой
щаг в этом направлении, — пишет Хайтау-
эр, — немедленно вызовет вопрос о деваль-
вации английского фунта... Американские
представители и директора Международного:
валютного фонда считают, что только в том
случае, если курс фунта будет понижен, ан-
глийские финансы окажутся в таком поло-
жении, когда Международный валютный
фонд сможет помочь их стабилизации».

В американском конгрессе продолжают
раздаваться требования о девальвации фун-
та и других западноевропейских валют.
Сенатор Мэлон в розданном тексте речи, ко-
терую он произнесет в сенате, ‘настаивает,
чтобы Соединенные Штаты в качестве уе-
Левия дальнейшей «помощи» запалнозвро-
пейским странам выдвинули требование о
понижении курса европейских валют отно-
	сительно & доллару.
x x ¢
	Ответы па вопросы читателей
	Демократические преобразования
в восточной зоне Германии.
	Читатель «Правды» Л. С. Степанов

(Москва) спрашивает: какие демократи-

ческие преобразования осуществлены
в восточной зоне Германии?
	в распределении помощи. они входят в состав
совещательных комитетов при органах со-
циального обеспечения.

Среди демократических преобразований
в восточной зоне Германии одно из глав-
ных мест занимает земельная реформа.
Эта реформа позволила ликвидировать круп-
ное помещичье-юнкерское землевладение,
которое являлось, как известно, оплотом
прусского милитаризма.

В фонд земельной реформы постунило
12.355 землевладений, принадлежавших
помещикам, военным преступникам и быв-
шим фашистским правительственным орга-
нам, фашистской партии и гитлеровскому
военному ведомству. Общая площадь кон-
фискованной земли составляла свыше 3 млн.
гектаров, или 28 проц. всей земельной пло-
шали восточной зоны.
	В результате земельной реформы землю
получили более 500 тысяч безземельных и
малоземельных семей и переселенцев. Часть
земли, поступившей в фонд земельной ре-
формы, была передана народным имениям,
сельским общинам, школам и больницам.

Кроме земли, трудящиеся крестьянё по-
лучили из ликвидированных помещичьих
хозяйств свыше 110 тыс. жилых и хозяй-
ственных построек, более 440 тыс. голов
рабочего и продуктивноге скота, более
шести тысяч тракторов и т. д.

Крестьяне восточной зоны организованы
в об’единения крестьянской взаимопомощи.
Целью этих об’единений является оказание
помощи малоимущим крестьянским хозяй-
ствам в повышении продуктивности и бла-
госостояния их хозяйства, в удовлетворении
культурных запросов крестьян, а также в
защите их демократических прав. В зоне
имеется около 12 тые. общшинных об’едине-
ний крестьянской. взаимопомощи, насчиты-
фвающих около полумиллиона членов.

Серьезную помощь крестьяне получают от
мапинно-прокатных станций (МПС), превра-
щающихеся в своеобразные технико-агроно-
мические пентры. На 1 июля 1949 г. в зоне
насчитывалась 521 МПС. Они имеют свыше
400 ‘ремонтных мастерских и значительное
количество тракторов, тракторных плугов
и других  сельскохозяйственных машин.
Большую помощь в создании базы МПС ока-
зал Советский Союз. Для МПС из Советского
Союза. было завезено много сельскохозяй-
ственных мантин.

Серьезная работа ведется: по- охране прав
и трудовых интересов батраков, чего ло
сих нор не знала история Германии.

Фолыние демократические преобразова-
ния проведены также во всей системе не-
мецких органов управления.

В июне— июле 1945 года на всей тер-
ритории зоны были созданы на демокра-
тической основе немецкие местные органы
самоуправления из представителей демокра-
тических партий. Впоследствии были про-
ведены свободные выборы в местные орга-
ны ‘самоуправления. В них приняли уча-
стие от 91 до 95 проц. избирателей.

Восточная зона делится на 5 земель —
Тюрингия, Саксония,  Саксония-Анхальт,
Бранденбург и Мекленбург. Избранные гер-
манским народом ландтаги (парламенты) об-
разовали правительства земель и их 200т-
ветствующие министерства, подготовили и
приняли демократические  конетитуции.
	Так, принятая в декабре 1946 года ланд-
	тагом Тюрингии конституция об’являет Тю-
рингию составной частью Германской pec-
публики.

Конституция Тюрингии провозглашает,
что вся власть исходит от народа, осуще-
ствляется народом и должна служить благу
народа. Народные представители выбира-
ются вевобщим, равным, тайным и прямым
голосованием.. Ве граждане пользуются
равными правами, без различия происхож-
дения, социального положения, профессии
и вероисповедания. Всякие попытки вы-
звать напиональную и религиозную нена-
BHCTb, как и всякая, расовая травля, стро-
го запрещены и подлежат наказанию. Ли-
Ца, распространяющие милитаристекие или
фашистекие воззрения или оказывающие им
подлержку и тем самым угрожающие делу
внутреннего и внепенего мира, подлежат
увольнению се общественной работы и мо-
гут быть лишены избирательных прав.
	Конституция Тюрингии гарантируёт кре-
стьянам соботвенность на землю, получен-
ную ими на основании закона о земельной
реформе, и устанавливает, что предирия-
тия, конфискованные у активных фаши-
стов и военных преступников, являются
народной собственностью.

Задачи укрепления демократических ор-
ганов местного управления. восстановления
H развития экономики потоебовали созда-
ния общезонального немецкого органа
управления. Для этого в йюне 1947 года
была осуганизоевана Немецкая экономиче-
ская комиссия, которая является в настоя-
щее время высшим административным и
исполнительным немецким органом в вос-
точной зоне.
	Уже в первые месяцы после капитуляции
Германии советскими военными властями
были изданы приказы, на’. основании ‘кото-
рых были ликвидированы фангистские еудеб-
ные и карательные органы, отменены все
законы гитлеровского режима и реорганизо-

вана на демократических началах вся судеб-
ная система.

Весной 1946 года. во всех землях зоны
был принят закон о демократизации народ-
ного образования: установлена единая си-
	стема образования от начальной до высшей
школы, введено обязательное обучение в 06-
	щеобразовательных и профессиональных
	школах © 6 до 16-летнего’ возраста.
	закон о демократизации образования лик-
видировал реакционную, националистиче-
скую школьную систему, существовавигую в
Германии. Он дал возможность получения
образования детям широких слоев трудя-
щихся. ‹ Расширяетея материальная база
школ, ‘университетов, ‘вузов и германской
Академии наук. Намечено создание рабоче-
	крестьянских факультетов и института ае-
	пирантуры. Все это дает возможность созда-
вать кадры новой немецкой интеллигенции
	  Из рядов рабочего класса и крестьянетва.
	mie Ч6пиЯ
	Демократические преобразования в в0с-
точной зоне проведены в условиях острой
классовой борьбы, при упорном сопротивле-
нии замаскировавигихся приверженцев фа-
шистекого строя, а также пгумахеровцев и
других реакционных сил, опирающихся на
помощь извне.

Демократические преобразования прочно
вошли в быт и жизнь народа. Не случайно
поэтому. что восточная зона Германии, ee
политические партии являются знаменос-
цами борьбы за скорейшее мирное урегули-
рование с Германией, за восстановление
единой демократической Германии, за то,
чтобы не допустить превращения Западной
Германии в военно-стратегический плацдарм
американского империализма и в колонию
англо-американских монополий.
	М. СОБИНОВ.
		На основе исторических решений Ялтин-
ской и Потсдамской конференций в восточ-
ной зоне Германии проводится в жизнь про-
грамма широких демократических преобра-
зований.

Уже вскоре после поражения Герма-
нии Советская военная администрация раз-
решила свободную деятельность антифа-
шистеких партий на территории восточной
зоны Германии: коммунистической, еоциал-
демократической,  либерально-демократиче-
ской и христианско-хемократической. Вап-
реле 1946 г. коммунистическая и социал-
демократическая партин об’единились в
Социалистическую единую партию Герма-
нии (СЕПГ). В июне 1948 г. возникли две
новых партии:  крестьянско-демократиче-
ская и национально-демократическая.

се эти политические партии действуют
В тесном сотрудничестве и видят свою за-
дачу в окончательном искоренении остат-
ков фашизма и укреплении демократических
начал. В восточной зоне Германии создан
блок антифашиетекях партий, который иг-
рает большую роль в проведении демокра-
тических преобразований. Наряду © поли-
тическими партиями здесь ведут работу
многочисленные демократические  обще-
ственные организации: Культурный cows
демократического обновления Германии, Де-
мократический женский союз, `Союз свобод-
ной немецкой молодежи, свободные немец-
кие профсоюзы и другие.

Ведущей силой в блоке антифашист-
ских партий и в системе общественных ор-
танизаций является СЕНГ — партия немец-
кого рабочего клаеса.
	В процессе демократических преобразо-
ваний в промышленности были ликви-
хированы монополии; являвшиеся основой
германского фашизма и милитаризма.
Предприятия, принадлежавшие — актив-
ным фашистам и BOCHHBIM преступни-
кам, по решению правительств земель (а в
Саксонии — путем народного голосования)
были переданы в общественную собствен-
ность правительствам земель, городским и
районным органам управления, общинам,
кооперативным обществам и другим демо-
кратичееким организациям. Таким образом,
в промышленности образовался сектор на-
родных предприятий, об’ем производства ко-
торого составляет свыше 37 прон. всей про-
мышленной ‘продукции зоны.

По инициативе СЕПГ и при поддержке
широких слоев народа в восточной зоне Гер-
мании введена система хозяйственного пла-
нирования. Разработан и принят двухлет-
ний план восстановления и развития: мир-
ной экономики на 1949—1950 г.г. Этот
план успешно выполняется. По инициати-
	SO народных масс созданы органы варод-
ного контроля за производством и распре-
делением продуктов.

В результате этих преобразований ceps-
езно изменилось положение немецкого ра-
бочего класса: В восточной зоне установ-
лен восьмичасовой рабочий день и полно-
стью ликвидирована тосподствовавшая при
фапистеком режиме дискриминация в опла-
те труда на основе национальной или ра-
совой принадлежности, политических убеж-
дений, вероисповедания, 2 также по полу
ий возрасту. На предприятиях созданы с9-
веты, состоящие из представителей проф-
союзов. Советы следят за обеспечением прав
рабочих. Организована инспекция по тех-
нике безопасности и охране труда. В каж-
	дой земле создана главная касса социаль-
ного страхования, которой подчинены мест-
	ные городские и районные кассы. Преобра-
зовано также дело социального обеспечения.
Нуждающиеся в пособиях сами участвуют
	КРИТИКА
И БИБЛИОГРАФИЯ
	ПРОИЗВЕДЕНИЯ
РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
НА АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ЯЗЫКЕ
	БАВУ, 13. (Карр. «Правды»). В Азербай-

джане с каждым годом распгиряетея издание
произведений русских классиков и совре-
менных советских писателей, книги кото-
рых пельзуются широкой популярностью у
трудящихея республики.
‚ В прошлом и нынешнем году на азербай-
хжанском языке издано более 30 книг рус-
ских писателей общим тиражом в полмил-
лиона экземпляров. Государственным изда-
тельством «Азернешр» выпущен ряд 9т-
зельных произведений А. С. Пушкина,
«Война и мир» 4. Н. Толстого, пьесы
А. Н. Островского. В этом году вышло два
тома полного собрания сочинений
А. С. Пушкина. Готовятся к изданию пер-
вые три тома сочинений А. М. Горького.

Издано и издается много. книг созетских

писателей.
ее
	ДОКЛАД МАШИНИСТА
НА БЮРО РАЙКОМА ПАРТИИ
	КУЙБЫШЕВ, 13. (Корр. «Правды»). На
железной дороге им. Куйбышева птирокие
размеры приняло движение машинистов-
пятисотников. Значительные успехи достиг-
нуты машинистом geno Похвистнево
тов. Епанешниковым. Его локомотив еже-
суточно пробегает по 500 и’ более километ-
ров. На днях бюро Похвистневского
райкома ВЕП(б) обсудило доклад машини-
ста Епанешникова об опыте его работы.
Доклалчик рассказал, как он, поддержи-
вая почин россошанеких паровозников, до-
бивается высоких скоростей управляемого
им Локомотива.

Бюро райкома наметило меры к распро-
странению оныта скоростника тов. Епа-
нешникова. Партийная организация депо
работает над вовлечением в соревнование
всех паровозников депо. :
	—с-
ПЯТИТЫСЯЧНЫЙ НОМЕР ГАЗЕТЫ
	СИБИРСКИХ МЕТАЛЛУРГОВ
	СТАЛИНСК (Кемеровская область), 13.
(TACC). Сегодня вышел  Б-тысячный
номев городской газеты «Большевистская
	сталь» орган: сталинского TODROMA ри
и торисполкома.

_Тазета начала выходить в дни начала
строительства первенца сталинских пятиле-
ток— Кузнецкого металлургического комби-
ната и города, носящих имя великого
Сталина. Это была первая печатная газета
на стройке. Вместе с городом и заводом рос-
ла и печать. Сейчас здесь издаются 5 много-
тиражных и сотни стенных газет.
		НЬЮ-ИОРЕ, 13 сентября. (ТАСС). Ва-
шингтонский корреспондент агентства Acco-
пгиэйтед Пресс Скали пишет, что, по имею-
щимея сведениям, Англия собирается на-
стаивать на том, чтобы Международный ва-
лютный фонд отменил или смягчил прави-
ла, неё разрешающие предоставлять займы
маршаллизованным странам для каких-ли-
бо иных целей, кроме решения «кратко-
срочных» проблем. Однако Скали` указы-
вает, что, как ему стало известно, ‘амери-
канские представители в Международном
фонде будут возражать против предоставле-
ния какого-либо займа Англии, пока ан-
глийское и другие правительства Западной
Европы не произведут девальвацию своих
валют.

Скали пишет, что; по мнению американ-
eB, экономические затруднения Англии
являются «долгосрочными», что не дает
права Англии получать займы от фонда, од-
нако если Англия и другие маршаллизован-
ные страны произведут девальвацию своих
валют, «фонд может согласиться считать
	их проблемы «краткосрочными» и разрешит
им воспользоваться своими ресурсами».
		Пальнейшее сокращение расходов на социальные нужды в АНГЛИИ
	По еловам корреспондента, полагают, что
о резких сокращениях расходов английского
правительства будет об’явлено вскоре после
возвращения Криписа в Англию из Ванинг-
тона. Предполагается, что будет об’`явлено
о значительно больших сокращениях, чем
сокращение в. 150 млн. фунтов стерлингов,
о котором было об`явлено до от’езда Вринп-
са и Вевина в Вашингтон.
	ЛОНДОН, 13 сентября. (ТАСС). Вашинг-
тонский корреспондент «Ивнинг стандард»
пинтет, что непосредственным результатом
англо-американского финансового соглаше-

ния в Вашингтоне будет дальнейшее сокра-
щение уже и сейчас недостаточных асеиг-
нований на социальные мероприятия в Анг-
лии, а также задержка с проведением про-
граммы национализации.

_Неофашистская паэтия в английской зоне оккупации Гермакин
	литическую партию под его руководством.

Представитель Дюссельдорфекого обще-
ства заявил, что новая партия Штрассера
«будет создана в духе пан-германизма и п2-
требует ревизии нынешних границ Герма-
кии». Позиция партии по отношению Е
западным оккупационным державам, по
словам того же представителя, «будет уме-
ренной», но по отношению к Советскому
Союзу «крайне враждебной». Главной зада-
чей партии «будет борьба против коммуниз-
war.
	безопасности» — гитлеровекая полиция. —
Ред.) для немедленного расстрела или пове-
шения. Заложников расстреливать в тече-
ние 94 часов».
	Как видно из других документов, глав-
ная ставка Манштейна обращалась © прось-
бой к СС и С] проводить облавы на евреев.
	Реформатекого, Чикобавы, Вапанцяна и не-
которых других), делались попытки оболгать
и всячески принизить замечательные науч-
ные достижения Марра.

Партийная и советская печать не раз уже
обращала внимание на то, что даже среди
сотрудников языковедческих институтов,
носящих имя Марра (в Ленинграде, Тбилиси,
Ереване), наблюдаются недопустимое забве-
ние и неправильная трактовка ведущих по-
ложений созданного Марром советского ма-
териалистического языкознания.

При изложении прогрессивных взглядов
Марра нельзя оставаться как бы в роли
стороннего наблюдателя. Бросив несколько
слов о «замалчивании» кем-то отдельных
положений в теорни Марра, Миханкова не
попыталась вскрыть основные причины
отхода отдельных сотрудников созданных
Марром институтов от лингвистической
теории, построенной на основе MapReHaMa-
ленинизма.

Беспринцинная политика примирончества
к чуждым, идеалистическим тенденциям
в советском языкознании. обнаружившаяся
	и в научно-исследовательских центрах
Академии наук, повлекла за с0бою, как
неизбежное следствие, замену прогрес-
	сивных, материалистических идей в науке
0 языке формально-идеалистическими трак-
товками важнейших проблем матернали-
стического языковедения. Свидетельством
этого являются многие работы Буб-
pexa, Деснинкой, Гухман, Зиндера и др.
Следствием все Tex же беспринцииных
поныток «примирить» материалистическое
учение о языке с реакционно-идеалистиче-
скими и формалистическими «теориями»
является использование до последнего вре-
мени в наших вузах таких эклектических,
немарксистских учебников, как «Введе-
ние в языковедение» Р. Шор и Н. Чемода-
нова, «Введение в языковедение» А. Рефор-
матекого, «Общее языковедение» А. Чикоба-
вы и др.

В книге Миханковой, первом бнографяче-
ском труде о Марре, имеется ряд полезных
сведений 0б этом замечательном ученом с9-
ветской страны. Но отмеченные недостатки
серьезно снижают ее идейно-политическое
значение. Автор должен провести большую
работу, чтобы книгу 0б академике Марре
сделать действенным орудием в борьбе за
хальнейнее развитие и популяризацию пе-
редовой советской науки.
	Проф. Г. СЕРДЮЧЕНКО.
	ПРАГА, 13 сентября. (ТАСС). Вак пере-
дает берлинский корреспондент агентетва
Телепресе, в Дюссельдорфе (английская 30-
на) видными гитлеровцами основано «обще-
ство друзей Отто Штрассера», причем со
стороны западных оккупационных властей
не было никаких возражений против этого
общества. «Общество» ставит перед собой
задачу добиться возвращения одного из бли-
жайших сподвижников Гитлера — Штрас-
сера, находящегося в настоящее время в
Канаде, в Западную Германию и создать по-
	БЕРЛИН, 13 сентября. (ТАСС). Бак пе-
редает агентство АДН из Гамбурга, на су-
дебном процессе бывшего гитлеровекого
фельдмаршала Манштейна представитель
обвинения пред’явил суду приказ Манштей-
на, в котором, между прочим, говорится:

«Bee партизаны должны немедленно пе-
	редаваться СЛ (так называемая «служба
	еще «доселе не изжитое раболепие перед
Западом, мыслебоязнь, худшее и наиболее
злокачественное наследие прошлого».
Вместе с тем он с гордостью отмечал, что
«в СССР не только русские, но ни одна на-
циональность... не думает останавливаться
в своем росте», добавляя при этом: «в ро-
сте не в западного европейца, а в будущего
человека коммунистического общества»,
Ёнига Миханковой знакомит читателя со
многими малоизвестными страницами твор-
ческой жизни крупнейшего советского уче-
ного. Но нельзя не отметить того недоста-
точного внимания, которое уделяется в кни-
ге последнему и важнейшему периоду в
творчестве Марра. Между тем именно в по-
следние годы своей замечательной жизни
Марр пересматривал рентительно все основ-
ные вопросы не только науки о языке, но
и ближайшие смежные с нею области —
археологии, истории материальной культуры
	и другие

Есть еще одно. серьезное упущение в кни-
ге. Миханкова совершенно не останавли-
вается на разработке творческого наследия
академика Марра после его смерти, в по-
следние 15 лет. Еще при жизни Марра бы-
ли неоднократные попытки дискредитиро-
вать его исключительно ценный и упорный
труд по построению нового, материалисти-
ческого учения о языке. И если в англий-
ской консервативной печати лингвистиче-
скую теорию Марра называли «научным
рупором большевизма», желая тем подорвать
ее научный авторитет, то, к сожалению,
и в среде советских языковедов нашлось
немало лиц, боявшихея порвать с устано-
вившимися в науке традициями и не оста-
навливавшихея перед злобной клеветой на
Марра и третированием его научных заслуг.

Не случайно сам Марр еще в 1929 году
писал: «Длительность клеветнической трак-
товки не меня лично (хотя затрагивают и
личность), & моих для меня священнейших
научных исканий равняется. длительности
моей научной деятельности и, конечно, пе-
рейдет в поколения будущие после моей
смерти» (стр. 365).

Как же развивалось и популяризирова-
лось учение Марра в последние 15 лет?
Этот вопрос законно интересует советского
читателя. Но читатель не находит в рецен-
зируемой книге ответа, на этот воирос.

Между тем Миханковой хорошо известно,
что и до последнего времени неоднократно,
	даже в советской научной среде (см. работы
	СУД НАД МАНШТЕЙНОМ
	Let
toa}

rang
	call
ЛЬ
		tbh
D8.
	СЕЛЬСКИЕ КИНОМЕХАНИКИ-
ЭНТУЗИАСТЫ
	АЛМА-АТА, 13. (Корр. «Правды»). В
аулах и селах Казахстана работает более
тысячи стационарных и передвижных кино-
установок. Их обслуживает большой отряд
механиков и мотористов, среди которых мно-
го подлинных энтузиастов своего дела.
	Бывший кочевник Мурзагали Гунгаров
при советской власти овладел специаль-
ностью киномеханика и вот уже восемнадца-
тый год путешествует в кинопередвижкой
по колхозным аулам. Во всех обслуживае-
мых им поселках Аксуского района, Талды-
Вурганской области, Мурзагали является
желанным гостем. За день он успевает да-
вать по лва — три сеанса.
	Далеко от населенных пунктов раскину-
лась необ’ятная степь Вендерлык. Летом там
пасутся стада, принадлежащие колхозам
Южно-Казахстанской области. Чтобы до-
стичь пастбиша, надо пересечь 350 ки-
лометров  безводной пустыни и хребет
Кара-тау. Киномеханик Сузакского рай-
она ‘тов. Атаханов взвалил кинопередвиж-
Е на верблюда и отправилея на дале-
кое джайляу — летние выпасы. Сколь-
ко было радости у чабанов, пастухов и та-
буншиков, когда они узнали, что к ним при-
была кинопередвижка с фильмами!
	ОТОВСЮДУ
	< Учительский институт открылся в селе
Починки — районном центре Горьковской
области. Он будет готовить преподавателей
для семилетних школ. В институте созданы
два отделения — русского языка и литера-
туры и физико-математическое. В учебное
заведение зачислено 250 студентов.
	<> Свыше 30 прудов и водоемов построе-
но в. колхозах Львовской области. До конна
года их будет сооружено еше 20. Недавно
закончено строительство водоемов в ряде
сельскохозяйственных артелей Олесского и
Ново-Милятинского районов.
	<> Русско-молдавский словарь вышел
в Кишиневе. Он составлен группой сотрул-
ников Института истории, языка и литера-
туры базы Академии наук СССР. Об’ем
словаря — 28 печатных листов. В нем 40
тысяч слов. =
	<® 500 лекций на различные темы про-
читано за последние 2 месяца. в колхозах
Дрогобычской области. Жители многих сел
прослушали лекции о десятилетии воссоеди-
нения украинского народа в едином Украин-
ском ‘советском государстве. Большой по-
пулярностью пользуются лекции на темы:
«Мичурин*“— великий преобразователь при-
роды», «Трехлетний план развития живот-
новодства», о международном положении ‘и
	другие.
	Da TRONYECKOR развит
	ние старой научной школы продолжало ска-
зываться в работах Марра вплоть до Вели-
кой Октябрьской социалистической рево-
люции, несмотря на все усиливавшийся у
него отход от обычных норм буржуазного
языкознания.

1917 год — год Великого Октября был
поворотным во всем творчестве Марра. Уче-
ный с мировым именем, он с первых же
дней установления советской власти стал
в ряды «бойцов научно-культурного фрон-
та» первой в мире социалистической держа-
вы. Именно активное участие в советском
социалистическом строительстве и глубо-
кое изучение основ  марксистско-ленин-
ской философии заставили Марра сделать
окончательный овыбор между’ формальным
методом и материалистической постановкой
науки 0 языке.
	Считая невозможным нрогрессивное раз-
витие науки при мирном вожительстве в
ней двух методологически противоположных
направлений, Марр уже в советский пери-
од. совершенно осознанно переходит на
позиции материализма и на основе мар-
ксистско-ленинской теории разрабатывает
вопрогы языкознания.
	№ сожалению, Миханкова не дает пра-
вильной оценки этого этана в творческом
развитии Марра, рептительного разрыва его
с буржуазной методологией и традицион-
ным языкознанием. Автор монографии по-
рою оказывается во власти порочных пред-
ставлений о якобы «стихийном марксизме»
Марра. Между тем в самой же книге Михан-
ковой приводятся неоднократные указания
(см. стр. 350, 390, 391, 413 и др.) на
внимательное изучение Марром трудов
классиков марксизма-ленинизма и созна-
тельное применение им метода диалектиче-
ского материализма в области языковедения.

Автору книги нужно было рельефнейь от-
тенить тот качественно новый этап в твор-
честве Марра, который был, естественно,
связан у него с работой в советский период
под направляющим руководством великой
партии Ленина — Сталина.

В. Миханкова не сделала и необходимых
выводов из слов самого Марра, приведенных
ею в книге. Новое учение о языке, гово-
рил Марр, «плод активного участия в ре-
	Имя академика Николая Яковлевича
Марра, выдающегося ученого, активного
борца за науку, основателя советского ма-
териалистического языкознания, стоит в
одном ряду с именами выдающихся деяте-
лей нашей отечественной науки последних
десятилетий.
	Не только специалисты-языковеды, но и
широкие круги советских читателей давно
уже ждут серьезного научного иселедова-
ния 0 жизни и творческой деятельности
одного из замечательных корифеев совет-
ской науки. Книга В. А. Миханковой, вы-
пущенная в научно-популярной серии Ака-
демии наук СССР *, представляет с0б0ю
первый опыт научной биографии академика
Марра. Автор в доступной для широкого чи-
тателя форме знакомит с поучительной
жизнью и неразрывно слитой с нею, исклю-
чительно болыной и плодотворной научной
и общественной деятельностью этого вы-
дающегося ученого и организатора совет-
ской науки.
	Документированная не только литератур-
ными, но и впервые публикуемыми архив-
ными данными, монография Миханковой
рисует живой образ неутомимого исследова-
теля, заверчившего свою почти полувеко-
вую (1888—1934) научную деятельность
созданием построенной на марксистско-
ленинской основе общей теории языкозна-
ния, материалистического учения о языке
в его тесной связи с мышлением, историей
	материальнои культуры.
	волюционном творчестве СССР, углубившем
учение».

В книге правильно характеризуются
основные положения языковедческой теории
Марра. Язык, по Марру, является обще-
ственно-идеологической категорией. Mapp
признает диалектическое единство языка и
мышления. История языка, по Mappy,
должна обязательно изучаться в неразрыв-
ной. связи с историей материальной куль-
туры, общественных форм и общественного
мировоззрения человека. В развитии языка
Марр устанавливает две формы движения —
эволюционную и революционную.
	Академик Марр ставил языковеде-
ние на службу социалистическому строи-
тельству. Разрабатывая лингвистическую
теорию, он в то же время принимал Camo?
деятельное участие во всех государетвен-
ных мероприятиях, направленных на под’ем
п развитие национальных языков и пись-
менностей в СССР.
	Наука для Марра всегда партийна. С
болыневистской страстностью он вел репги-
тельную и беспощадную борьбу прогив ре-
акционно-идеалистического языкознания,
вскрывая буржуазно-колениальную суш-
ность зарубежной лингвистики. Именно по-
этому он резко выступал и против всяких
попыток «перекинуть мост» между буржу-
азным языковедением и советской мате-
риалистической наукой о языке. Марр не
терцел никакого примиренчества и соглаша-
тельства, выступая всегда «за четкую гене-
ральную линию пролетарской научной тео-
рии и за генеральную линию коммунисти-
ческой партии».
	Впервые публикуя многие. архивные
материалы, Миханкова 06060 отмечает то
чуветво глубокого уважения, с которым
относился Марр к отечественной науке
в целом. Еше в дореволюционные годы
он указывал, что. «на очереди стоит вопрос
о признаний за Россией мирового значения
и в науке». Марр возмущался тем, что «у
поколений русских ученых развивали аппе-
тит к западным мыслям». Уже в советское
время Марр, как на одну из причин
отмечавшегося у нас отставания в отлель-
	ных областях науки, также указывал на
			Прослеживая творческий путь Mappa,
Миханкова на многочисленных примерах
показывает, с какой настойчивостью Mapp,
воспитанный старой лингвистической шко-
JOH, освобождалея от сковывавших его пут
буржуазно-идеалистической — методологии.
Будучи не только языковедом, но и выдаю-
щимся ‘филологом, историком, археологом и
этнографом, Марр еше в предоктябрьский
период правильно связал изуч^ние языка
	се историей создавшего его народа. Но влия-
	* В. А. Миханкова. Николай Яковлевич
Марр. Очерк его жизни и научной деятель-
ности. Издательство Академии наук СССР.
Москва — Ленинград, 1948 г. тираж
5.000 экз., 452 стр., цена 18 руб.
	<> Выставка картин сельских художников
открылась в городе Кемерово: В простор-
ном зале кинотеатра «Москва» собраны про-
изведения живописи, графики, художествен-
ная лепка и вышивание. Большинство про-:
изведений посвящено колхозной деревне и
промышленному развитию Кузбасса.
	\