Ne SSB 114
	От всего сердца‘
	ВАРШАВА, 3.` (05. Hopp. «Правдь»),
С именем великого Сталина трудящиеся де
мократической Польши связывают все ово
завоевания. Исторический перелом в отно.
ениях между польским и советским нар.
дами, создание возрожденного Польеког
Войска, освобождение страны из-под гитле-
ровской оккупации, установление строя п.
родной демократии, возвращение западны
земель, бескорыстная братская помощь (;.
ветского Союза, свободная и радостная
жизнь, которая стала реальностью, стро.
тельство  социзлизма — все эти ober
польский народ с гордостью называет тво-
рением гения Сталина. Этим и об’ясняетя
тот необыкновенно широкий размах, какой
получила в стране подготовка в 70-летию со
дня рождения вождя и учителя. трудящихся
всего мира Иосифа Виссарионовича Сталина,

В городах и деревнях развернулось широ-
чайшее трудовое соревнование, в которои
в настоящее время участвуют многие десятки
тысяч рабочих и крестьян.

Включаясь в соревнование, трудящиеся
берут на себя дополнительные повышенные
обязательства, обращаютея к товарищу
Сталину © волнующими письмами, в ком.
рых рассказывают вождю и лучшему другу
польского народа о своей обновленной,
счастливой жизни, ‘первых успехах в боры
за социализм, от всего сердца благодарят за
все те завоевания, которых добилась народ
ная Польша.

Горяяки шахты «Вечерек» взяли на себя
обязательство выполнить в честь 70-летней
годовщины CO JHA рождения товарища
Сталина месячный план добычи угля в
106 проп., рабочие Гданской судостроитель-
ной верфи наметили заверптить месячный
план на неделю раныше срока. Коллектив
строителей Муранова — нового жилого рай-
она в Варнтаве — наметил сдать в декабре,
помимо программы, несколько новых домов,
лодзинские ткачи —= выпустить в декабре
десятки тысяч метров ткани сверх плана,

В деревне развернулось движение 3a 03e-
ленение и насаждение садов, начатое по
инициативе крестьянина-—передовика тру-
да Станислава Мазур, награжденного прави-
тельством орденом «Строитель народной
Польши», который посадил в Четь
семидесятилетия со дня рождения товарища
Сталина 50 фруктовых деревьев.
		ВАРШАВА, 3. (ТАСС). 26 ноября сахат-
ная промышленность Польши вышюлнила го-
довой план выпуска сахара. Выпущен
620 тысяч тонн сахара. Сверх плана уже
выпущено около 50 тысяч тонн.
	НАВСТРЕЧУ ДНЮ
	СТАЛИНСКОЙ кон СТИТУЦИИ
	БУДАНЕШТ, 3. (ТАСС). Венгерская 05-
щественность готовится широко отметить
День Сталинской Конституции. В городах
и селах страны организации Benrepo-co-
ветского общества культурной связи ¢
СССР с первого по восьмое декабря прово-
дят вечера, посвященные Сталинской Кон-
ституции. На этих вечерах будут прочи-
таны лекции и доклады.
	ДОСРОЧНО ВЫПОЛНИЛИ
		БУДАПЕШТ, 3. (ТАСС). Сегодня трудя-
пиеся крупнейшего в Венгрии Чепельско-
го комбината «Вейс Манфред» в своей те-
леграмме, адресованной генеральному ce-
кретарю Венгерской партии трудящихся
Матизсу Ракоши, рапортуют о своей заме:

чательной победе — досрочном выполнении
трехлетнего плана.
	ОКОНЧАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ТЭП
	СОФИЯ, 3. (ТАСС). В Софии состоялось
торжественное заседание, посвященное окон-
чанию строительетва и сдаче в экеплоата-
цию теплоэлектроцентрали «Надежда» и при-
своению ей имени товарища И. В. Сталина.

На собрании присутствовали секретарь
ЦЕ БЕП Вылко Червенков, заместители
председателя Совета министров Болгарской
народной республики Антон Ютов и Кимон
Георгиев, посол СССР в Boarapan M. ®. Bor
ров, министры Болгарекой народной респуб-
пики, а также строители теплоэлектроцен-
трали и многочисленные гости.

Директор теплоэлектроцентрали HHECHCD
Н. Петров в своем выступлении заявил, чт
новая теплоэлектроцентраль «является де
тищем болгаро-советской дружбы».

От имени всех строителей и работников
теплоэлектропентрали оя выразил горячую
благодарность пародам CCCP, Советскому
правительству и товарищу И. В. Оталииу
за помощь, оказанную Болгарии в стри-
тельстве первой в стране теплоэлектро-
централи.

Участвики собрания приняли п
ветственные телеграммы товарищу
И. В. Сталину, а также ЦК БЕП и премьер
министру Василю Воларову,
	ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
	ПАВНЬЯН, 3. (ТАСС). В кврушейше
высшем учебном заведении Северной №6
реи — Пхеньянеком университете  именя
Ким Ир Сена успешно проходят первые г
сударетвенные экзамены. Университет вы
	основан в 1946 году для подготовки иапио-
нальных корейских кадров и насчитывм
тогда 1.500 студентов, занимавшихся #8
семи факультетах. За три с лишним 108
университет значительно вырос. Сейчас Ot
пмеет десять факультетов, не считая выде
лившихея на базе прежних факультет
  Индустриального, Медицинского и Селье
  хозяйственного институтов. В настоями
время в университете, включая подготови-
тельное отделение, обучается более четырех
тысяч студентов. При университете создан
аспирантура, в которой занимаются первые
сорок аспирантов-корейцев.
Государственные выпускные экзамены
успешно проходят также в Вонсанском се
скохозяйственном институте.
	ИЗДАНИЕ УЧЕБНИКОВ
	ПРАГА, 3. (ТАСС). Как сообщает Чех
словацкое телеграфное агентство, Procyssy-
ственное издательство в Братиславе Издат
в этом году 5.543 тысячи учебников, т. в
на 1 млн. учебников больше, чем в прот»
году. Издательство приступило К выпу
учебников на венгереком языке для венге
ского населения, проживающего в Словакии,
	Товарищ Сталин — великий вдохновитель
‘дружбы народов СССР
	$ $ ®
Б ГАФУРОВ
	Секретарь ЦК КП(б) Таджикистана
o 6 ><
	строя способствовала быстрой механизации
	сельского хозяйства. Республика получала
из центральных областей Советского Союза
во все возрастающих размерах тракторы,
автомашины, сельскохозяйственные орудия,
удобрения, строительные материалы. Сель-
ское хозяйство Таджикистана теперь являет-
ся высокомеханизированным, передовым.
	Из года в год растет урожаиноеть сель-
скохозяйственных культур. По сравнению ¢
1913 годом валовой сбор хлопка в Таджи-
кистане вырос в несколько раз. А по сравне-
нию © 1935 годом, когда товарищ Сталин
выразил уверенность, что дело с хлопком у
нас пойдет, валовой сбор хлопка в реепуб-
лике намного увеличился.
	Наряду с хлопководством уепешно разви-
вались и все другие отраели сельского хо-
зяйства республики: животноводство, зерно-
вое хозяйство, садоводство, виноградарство,
шелководство. Колхозы Таджикистана полу-
чили в 1948 году доходов в 5,3 раза больше,
чем в 1935 голу.
	В Таджикистане, как и во всей стране,
произошла глубокая культурная революция.
За годы советской власти в основном лидви-
дирована неграмотность населения. В poc-
публике работают тысячи школ, между тем
как до революции их были единицы. Имеет-
ся 40 высших учебных заведений и техни-
кумов. В Сталинабаде действует Таджикский
государственный университет. Имеется фи-
лиал Академии наук Союза ССР. Заново
создако национальное советское искусетво,
деятели которого дважды (в 1941 ив 1949
годах) во время декад таджикского искусства
и литературы демонстрировали в Москве
свои лостижения.
	Врупнейшим достижением является со-
здание собственных национальных кадров.
Многие участники исторического. совещания
4 декабря 1935 года в Времле стали круп-
ными государственными деятелями. Рядо-
вая колхозница Шарипова является теперь
депутатом Верховного Совета Союза ССР,
председателем Кулябского исполкома рай-
совета. Участник совешания колхозник До-
добай Холматов является депутатом Верхов-
ного Совета Таджикской ССР и руководит
крупнейшим колхозом-миляионером. Самая
юная участница вовещания 4 декабря 1935
гола колхознипа. Мамлякат, получивигая
	‘орден Аенина за хорошие показатели с00рз
	хлопка, в нынешнем году кончает одно Ho
московских высших учебных заведений.
	Таджики имеют собственных врачей, ир-
ригаторов, инженеров, кандидатов и докто-
ров наук. Таджикские писатели, выросптие
за годы советской власти, своими произве-
дениями обогащают литературу народов С0-
ветекого Сотоза.

Tf.
	Пример возрождения таджикского народа
является типичным для всех в прошлом от-
сталых и угнетенных народов бывшей цар-
ской России.
	Огромные достижения республик Средней
Азии в хозяйственном и культурном воз-
рождении подтверждают указание товарища
Сталина о том, что народы, не успевшие
пройти капиталистической стадии развития,
могут при помощи победившего пролетариата
развитой в промышленном отношении стра-
ны, минуя мучительную стадию капитализ-
ма, притти непосредственно к социализму.

Укрепление дружественных связей между
народами Советского Союза, сотрудничество
между ними в деле социалистического строи-
тельства и повседневная помощь великого
руеского народа ранее угнетенным, отсталым
народам создали неограниченные возмож-
ности лля быстрого развития хозяйства и
культуры всех национальных республик,
для подлинного скачка от феодализма
	социализму.

Возьмем, например, развитие хлопковод-
ства, `Хлопкоробы среднеазиатских респуб-
лик не смогли бы в течение десятилетий
удвоить и утроить валовой сбор хлопка без
помощи всех народов Советского Союза.
Хлопкоробы Средней Азии обеспечиваются
хлебом, произведенным в других республи-
ках, тракторами Сталинградекого, Челябин-
ского и других заводов, автомашинами
Московского и Горьковского автозаводов.
Средней Азни нехватает своего леса, и мы
получаем его во все возрастающих размерах
из Сибири. Химические заводы Центральной
России обеспечивают хлопкосеющие районы
Средней Азии удобрениями. В свою очередь
народы Средней Азии обеспечивают сырьем
TORCTHALHYW промышленность других обла-
стей Советского Союза, особенно РСФСР.

Без братской помощи других народов
СССР, особенно русского народа, строитель-
ство в Средней Азии электростанций, рудни-
ков, заводов и фабрик было бы невозможно.

Развитие национальней культуры наро-
дов Средней Азии также во многом обязано

братской помощи русского и других народов
ССР.
	В процессе созидания национальной по
форме и сопиалистической по содержанию
культуры народов СССР происходит взаим-
ное и благотворное влияние культур наро-
дов. Интеллигенция, рабочие, колхозники
Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и
других республик имеют возможность читать
на русском и национальном языках лучишие
произведения литературы братских народов
Советского Союза, в первую очередь рус-
ского народа. Произведения таджикских,
узбекских, киргизских и других писателей
й поэтов стали достоянием всего советского
народа, их читают десятки миллионов лю-
дей во всех уголках нашей страны.

То же самое можно сказать о влассиче-
ском литературном наследстве. Таджики с
любовью читают произведения Пушкина,
Толетого, Лермонтова, Чехова, Горького,
Назами, Навои, Руставели, Шевченко, Абая.
Произведения гаджикских классиков поль-
зуются широкой популярностью среди рус-
ских, украинцев, белорусов, казахов и
других наролов. ‘
	4 декабря 1935 года на совещании пере-
довиков — колхозников и колхозниц Таджи-
кистана и Туркмении с руководителями пар-
тии и правительства Иосиф Виссарионович
Сталин произнес свою историческую речь
о дружбе народов.

«..ЛДружба между народами СССР —
большое и серьезное завоевание, — гово-
рил товарищ Сталин. — Ибо пока эта
дружба существует, народы нашей стра-
ны будут свободны и непобедимы. Никто
не страшен нам, ни внутренние, ни
внешние враги, пока эта дружба живет
и здравствует. Можете не сомневаться в
этом, товарищи».

Отметив, что былому недоверию между
наролами СССР давно уже положен конец,
что дружба народов растет и крепнет,
товарищ Сталин сказал, что это самое ценное
из того, что дала нам большевистекая
напиональная политика,
	С тех пор, как были произнесены заме-
чательные сталинские слова, в жизни на-
родов Советского Союза произошли круп-
нейшие события. В тоды Великой Отече-
ственной войны Советского Союза против
гитлеровской Германии и империалистиче-
ской Японии дружба народов СССР выдер-
жала величайшее испытание и еще более
окрепла. Нерушимые братские узы, кото-
рыми соединены в одно целое народы СССР,
еше более укрепляются в победоноеном
строительстве коммунистического общества.

Создание и укрепление дружбы народов
Советского Союза означают подлинное тор-
жество ленинско-сталинской национальной
политики.

I,
	Воммунистическая партия и ее вожди
Ленин и Сталин еще задолго до Октябрьской
социалистической революции разработали
теорию и программу партии по националь-
	  ному вопросу. В классической работе
	И. В. Сталина «Марксизм и национальный
вопрос» дано марксистское учение о нациях,
теоретически обоснована политика больше-
	вистской партии по национальному вопросу.
Ленин и Сталин противопоставили cTa-
	рой идеологии. буржуазного национзлизма
новую идеологию пролетарского интерна-
ционализма, идеологию свободы, равнопра-
вия и дружбы народов.
	«В октябре 1917 года, — говорил
товарищ Сталин на совещании 4 декабря
1935 г..— когда у Hac развернулась
великая пролетарская революция, когда
мы свергли царя, помещиков и капита-
листов, великий Фенин, наш учитель,
наш отец и воспитатель ‘сказал, что
не. должно быть отныне ни господствую-
щих, ни подчиненных народов, что наро-
ды должны быть равными и свободными.
Этим он похоронил в гроб старую цар-
скую, буржуазную политику и провоз-
гласил новую, большевистскую полити-
ку — политику дружбы, политику брат-
ства между народами нашей страных».

В результате победы Великой Октябрь-
ской социалистической революции и по-
строения социализма в. СССР учение Ленина
	и Сталина по национальному вопросу во-
площено в жизнь.

Мероприятия coBeTcKoro правительства
по ликвидации национальных привилегий
и ограничений, об’явление равноправия на-
ций и права на самоопределение criocob-
ствовали установлению взаимного доверия
народов и укреплению их содружества.
Это напгло свое выражение в создании ©0юз-
ных и автономных республик © поелелую-
щим вхождением их в состав Союза Совет-
ских Социалистических Республик. Боль-
шевистская партия и советское правитель-
ство поставили перед собой задачу ликви-
дировать и фактическое неравенство наций,
которое было унаследовано от старого,
эксплоататорского строя.

Вея работа большевистской партии по
разрешению национального вопроса B CCCP
проведилась под непосредственным руко-
водством товарища Сталина. Разработан-
ная им Декларация прав народов России
имела огромное политическое значение.
Доклады товарища Сталина на Хи XI
с’ездах партии и на Г Всесоюзном е’езде
Советов дали развернутую программу етрои-
тельства многонационального социалиети-
ческого государства. Великий Сталин яв-
ляется творцом Конституции Союза ССР —
Конституции победившего социализма.

Последовательное осуществление ленин-
ско-сталинской  напиональной политики
привело к возрождению ранее угнетенных
национальностей бывшей царской России,
в расцвету их хозяйства и культуры, кв
превращению их в передовые сопналисти-
ческие нации.

Торжество ленинско-сталинской нацио-
нальной политики хорошо видно на приме-
ре Таджикистана.

Страна таджиков ло Октябрьской рево-
люции являлась одной из самых отеталых
окраин царской России. Здесь господетво-
вали варварские, феодальные отношения.
3a исключением мелких кустарных пред-
приятий, в Таджикистане не было. никакой
промышленности. Сельское хозяйство, ос-
нованное на примитивной технике, влачи-
ло жалкое существование. Народ нищен-
ствовал и голодал. Неграмотное население
составляло 99,5 проц. На территории Тад-
жикистана не было ни одного высшего и
среднего учебного заведения.

Царское правительство всеми способами
стремилось сохранить в бухареком эмирате,
кав и в других окраинах царской России,
средневековые, патриархальные порядки.

После Великой Октябрьской социалиети-
ческой революции, после изгнания бухар-
екого эмира из страны таджиков налтей
партии предстояло проделать огромную ра-
боту по ликвидации многовековой отеталости
и подтягиванию экономики и культуры етрз-
ны до уровня центральных районов России.

С первых лет существования в Тадживи-
стане советской власти большое внамание
было обращено на создание в республике
собственной промышленности, В настоящее
	время Таджикистан дает промышленной
продукции в несколько сот раз больше, чем
до Октябрьской революции.

Огромная помощь была оказана больше-
виестской партией и Советским правитель-
ством Таджикистану в под’еме сельского
хозяйства. Благодаря: восстановлению ирря-
тационной сети и строительству новых ка-
палов в несколько раз увеличились ило-
	рал-губернаторства, другая, большая часть
таджиков, живших в пределах русской им-
перии, находилась под властью бухарского

эмира.

Благодаря. советской власти, в результате
осуществления ленинско-сталинской на-
циональной политики все эти разрозненные
части таджикского народа были об’единены
в одну республику. Это обеспечило бурный
рост хозяйства и культуры таджиксевого нз-
рода и возрождение его на новой основе, как
социалистической нации.

За годы советской влаети неизмеримо вы-
росло национальное самосознание всех на?
родов Советского Союза. Советские историки
национальных республик дали ряд мар-
ксистских работ по истории своих народов,
прежде существовавшей только в устных
преданиях и легендах. Археологи открыли
замечательные памятники архитектуры,
зодчества, живописи, свидетельствующие 0
том, что много веков назад эти народы име-
ли свою богатую культуру. Литературоведы
национальных республик возродили забы-
тые творения своих великих предков.
	Восстанавливается культурное наследство
п таджиков, которое буржуазными во-
стоковедами пеликом и полностью игнориро-
валось и приписывалось арабам, персам,
тюркам. Гордостью таджикского народа
являются великие предки таджиков — Фир-
доуся, Авиценна, Насир. Хисроу, Омар
Хайям, Саади, Гафиз, Джами, Ramon
Худженди, Саидои Насафи и Ахмад Дониш.

Но самое главное, что составляет нацио-
нальную гордость народов CCCP,— это со-
знание того, что они входят в состав вели-
кого Советского Союза, что им первым в ми-
ре выпала честь строить социалистическое
общество.
	Общие интересы строительства комму-
низма являются неиссякаемым источником

животворного советского патриотизма на-
родов СССР.

Товаринг бталин в годы Великой Оте-
чественной войны указывал:
	«Сила советского патриотизма состоит
в том, что он имеет своей основой не
расовые или националистические пред-
рассудки, а глубокую преданность и вер-
ность народа своей Советской Родине,
братское содружество трудящихся всех
наций нашей страны. В советском пат-
риотизме гармонически сочетаются на-
циональные традиции народов и общие
жизненные интересы всех трудящихся
Советского Союза. Советский патриотизм
не раз’единяет, а, наоборот, сплачивзет
все нации и народности нашей страны в
единую братскую семью. В этом надо
видеть основу нерунимой и все более
крепнушей дружбы народов Советского
	(Сотоза».
	ЗАВТРА —ДЕНЬ СТАЛИНСКОЙ
КОНСТИТУЦИИ
	СЫДАЮЩЕЕСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО
НАРОДНОГО ИСКУССТВА
		РАБУ, 3. (Корр. «Правды»). Мастерами
народного искусства Азербайджана изго-
товлен большой художественный ковер.
По мастерству исполнения, оригинальности
композиции и своим размерам он предетав-
ляет собой выдающееся произведение народ-
ного искусства.

В центре ковра выткан портрет великого
вождя народов, творца Конституции СССР.
Иосяф Виссарионович Сталин изображен во
весь рост в рабочем кабинете.

По краям ковра, на фоне изумительного
азербайджанского орнамента, выткано более
70 изображений — пейзажей, гербов, орде-
нов. эмблем, портретов и т. д. Исполненные
се большим мастерством, они органически
связаны с общей композицией ковра.

Ковер отображает эпизоды‘ из героиче-
ской революционной борьбы бакинского
	пролетариата под руководством товарища
Й. В. Сталина, воспроизводит моменты из
	БЕЛОРУССИЯ
ПЕРЕД ПРАЗДНИКОМ
	МИНСА, 3. (Норр. «Правды»). Многие
предприятия и новостройки Белоруссии за-
вершают ко Дню Сталинской Конституции
выполнение своих годовых производствен-
ных планов. На стахановскую предпразл-
ничную вахту встали транспортники За-
падного округа железных дорог, коллекти-
вы заводов и фабрик Минска, Могилева,
Витебска, Гомеля, Бреста и других городов
республики. -
	В колхозных свлах в эти дни разверты-
вается социалистическое соревнование за
отличную полготовку в весеннему севу,
	На предприятиях, в учебных заведениях,
в учреждениях, в деревнях и сёлах Белорус-
сии проводятся доклады и беседы о Сталин-
	ской Конституции.
	СТАЛИНГРАД, 3. (По телефону). В эти
дни, когда вся наша страна готовится к
всенародному празднику, в Сталинграде на-
чато строительетво новой главной маги-
страли — проспекта имени Сталина. Про-
спект пройдет через все районы города на
протяжении десятков километров. Озеленен-
	ный каштанами, липами и другими декора-
	тивными деревьями, застроенный лучшими
зданиями, украшенный скульптурами, фон-
	революционной деятельности великого вождя,
показывает успехи азербайджанского народа
за годы советской власти.

Размер ковра — 70 квадратных метров.
При изготовлении его использовано около
600 оттенков шерстяной пряжи. Чтобы
иметь представление о трудоемкости рабо-
ты, достаточно сказать, что ковер содержит
35 миллионов узлов!

Вовер выткан молодыми мастерицами-
азербайджанками под художественным и.
техническим руководством. старшего науч-
ного сотрудника Института искусств Ака-
демии наук Азербайджана Л. Керимова, за-
служенных деятелей искусств Азербайджан-
ской ССР И. Г. Ахундова и К. Вязим-заде.

Авторы уникального художественного
произведения выразили в’ своем творчестве
горячую любовь азербайджанского народа
	к великому вождю  совБетсвого народа
товарищу Сталину.
	У ТРУДЯЩИХСЯ
СОВЕТСКОЙ ЛАТВИИ
	РИГА, 3. (Норр. «Правды»). В Латвии
ведется подготовка ко Дню Сталинской
Конституции. В клубах, народных домах,
красных уголках проводятся лекции, до-
	клады и беседы на темы «Великая Сталин-
	ская Конституция», «Что дала советская
власть латьшискому народу» ит. д.
Многочисленные кружки художествен-
ной самодеятельности продемонстрируют в
День Сталинекой Конституции свои дости-
жения. В центральном профсоюзном клубе
Риги участники самодеятельных кружков
дадут в праздничные дни несколько кон-
пертов. Смешанный хор Бирзгальской воло-
сти разучил новые песни. Разнообразные
	праздничные программы подготовили. в&ол-
	хозные кружки художественной самодея-
тельности.
	танами, ярко освещенный по ночам, про-
спект имени Оталина будет являться самой
красивой и величественной улицей города.
	Весной центральная часть магистрали
покроется асфальтом. Сейчас здесь произво-
дятся земляные работы.

В строительстве проспекта имени
Сталина с большим энтузиазмом участвуют
трудящиеся города.
		a
	Tp)
		BO
	КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В КАРА.-КАЛПАКИИ
	ного образования  ассигноване свыше
	70 миллионсв рублей.

Право на образование, гарантированное
Сталинской Конституцией, предоставлено
каждому кара-калпаку. В республике созда-
ны педагогический институт, ряд средних
специальных учебных заведений и четыре
педагогических училища,  сельскохозяй“
ственный и финансовый техникумы, фельд-
шереко-зкушерекая школа.
	ТАШВЕНТ, 3. (Норр. «Правлы»). Под
солнцем Сталинской Конституции расцветает
Кара-Калпакская автономная республика,

До революции на занимаемой ею террито-.
рии насчитывалось три школы. На нужды
кародного образования расходовалось 50 руб-
лей в год. Теперь в Вара-Валпакии —
449 школ, где обучается свыше 76 тысяч
детей. В нынешнем году по государственно-
ыу бюджету республики на нужды народ-
	Советский патриотизм поднимает актив-
ность трудящихея в борьбе за осуществле-
ние великих идеалов коммунизма.

Советским патриотам чужды национали-
стические предрассудки и реакционные идеи
буржуазного  космополитизма. Советские
цатриоты разоблачают пережитки кациона-
лизма и космополитизма, местнические тен-
денции, некритическое отношение к про-
шлому. Задача партийных организаций —
неустанно воспитывать наши кадры’ в духе
ленинско-сталинской идеологии дружбы на-
родов, в духе советского патриотизма и ин-
тернапионализма.
		_’Гворческий отчет композиторов
	С каждым годом возрастают требования,
пред‘являемые советским народом к произ-
ведениям искусства. С каждым годом возра-
стает и ответственность советских масте-
тов, призванных воплотить в художествен-
ных образах величие сталинской эпохи, за-
печатлеть подвиги советских людей, их
беспредельную преданность Родине. Понят-
но поэтому то большое волнение, какое
испытываем мы, советские композиторы,
знакомя широкие круги советской обще-
ственности с новыми своими произведения-
ми. Таким творческим рапортом-показом яв-
ляется происходящий сейчас третий пленум
празления Союза советских композиторов.

Значительно по своему идейному замыслу
и выполнению новое произведение Д. Шо-
стаковича «Песнь о лесах».

«Песнь о лесах» вдохновлена огромной
вЗЖности темой — сталинским планом пре-
образования природы. Композитор серьезно
отнесся к своей задаче, видя ее разрешение
на путях подлинно народного, реалистиче-
ского искусства.

В своем: новом еочинении Д. Шостакович
сумел выявить те черты, которые долгое
время оставались в его творчестве заглу-
пенными. В. музыке оратории проявился
национальный характер, ее связь с рус-
ской классикой, преимущественно с Му-
сортским, и с интонациями русской народ-
ной песни. Все это преломлено сквозь приз-
му дарования Шостаковича.

Жаль, что автор, так прекрасно владею-
щий искусством многоголосной музыки, не
пользуется им в партии хора, за исключе-
нием седьмой части. Хор мальчиков исполь-
зован мало. Прелестная детская песенка,
не успев начаться, обрывается и тонет в
общем хоре.

Очень ценно, что на пленуме в первом
же концерте исполнялись произведения
представителей композиторской молодежи—
А. Арутюняна и А. Бабаджаняна.
	Арутюнян известен широким слоям со-
вотских слушателей по его «Кантате о Ро-
длине», удостоенной Сталинской премии.
Исполненная в концерте «Праздничная
увертюра» укрепляет веру в талантливость
композитора. Вместе се тем следует поже-
лать ему большей строгости к себе. Обилие

зы, которые не могут быть развиты в пре-
делах небольшого сочинения, придает увер-
тюре пестроту и незавершенность.

Бабаджанян — одаренный‘ ‘музыкант,
азтор исполнявшегося концерта для екрин-
ки с оркестром. Как и Арутюнян, он в
своем творчестве опираетея на националь-
ный армянский фольклор. Но порой он
как бы забывает о неисчернаемых богат-
ствах народной музыки и повторяет уже
знакомые нам интонации и приемы скри-
пичного концерта А. Хачатуряна.
	ВОРОНЕЖ, 3. (Корр. «Правды»). Воро-
нежекие певцы издавна славятся, как за-
мечательные мастера народного песенного
искусства. В настоящее время в селах 0б-
ласти насчитывается около семисот хоро-
вых коллективов. Они об’единяют более
12 тысяч певцов.

Широко известен в области хор русской
песни села Чижний Висаляй. Им руководят
	Еще более молодыми участниками кон-
цертов пленума являются композиторы Алек-
сей Муравлев и Евгений Светланов. Для них
обоих характерно тяготение к реалиетиче-
ским заветам великих русских композитороз.
В симфонической поэме «Азов-гора» Мурав-
лева, написанной по мотивам чудесных
уральских сказов П. Бажова, проявились
своеобразие богатого мелодического дарова-
ния композитора, умение создать пельный,
впечатляющий художественный образ.

Кантата Светланова «Родные поля» про-
никнута большим лиризмом, ‘к которому, по-
видимому, тяготеет способный композитор.
Некоторые промахи в сочинении об’ясняют-
ся недостаточной опытностью автора, еще не
закончившего своего музыкального образова-
ния. Кантата «За мир» ленинградекого
композитора А. Маневича неровная по
своему выполнению. Наиболее удалась ав-
тору заключительная часть кантаты, напи-
санная с большим под’емом.

Отрадное впечатление оставил хоровой
концерт в Малом зале консерватории 30 но-
ября. Значительное число произведений, ис-
полненных в этом концерте, было написано
советскими композиторами к пушкинским
дням нз слова великого поэта. Таковы изящ-
ные хоры А. Новикова «Любовь» и «Веселый
пир» и веселая, залорная песня В. Кочетова
	‘«Вак у нас было на улице».
	Блестящее разрешение национального во-
проса в нашей стране, укрепление дружбы
между народами Советского Союза, везникню-
вение и укрепление новых, социалистических
наций, невиданный расцвет хозяйства и
культуры всех народов Советского Союза
еще и еще раз подтверждают огромные пре-
имущества нашего социалистического строя
перед капиталистическим строем.

На примере Советского Союза угнетенные
народы колониальных и зависимых стран
убеждаются. в правоте учения Ленина и
Сталина по национальному вопросу.

Торжество ленинско-еталинской нацио-
нальной политики в СССР вдохновляет yruc-
тенные народы всего мира на борьбу против
империализма, за свободу и независимость,
за лемократию и сопиализм.
	И. В. Сталин — гениальный творец
дружбы народов СССР. Во главе с товарищем
	Сталиным многомиллионные народы Совет-
	ского Союза добились расцвета _ хозяй-
ства и культуры нашей великой социали-
стической державы. С именем товарища
Сталина народы нашей страны шли на
смертный бой против Ффашистеких агреесо-
ров и нанесли им сокрушительное пораже-
ние. Вдохнорленные великим Сталиным,
народы Советского Союза успешно выпол-
няют послевоенную сталинскую пятилетку.

Мыели и взоры всех народов устремлены
	в нашему любимому вождю и учителю
товарищу Сталину. Вместе со всеми нато-
	ами нашей великой Родины таджики

словами своего народного певца-сказителя
Хикмата Ризо говорят:
	От таджиков ему наш привет

всенародный,
Расскажу. как цветет горный край мой

свободный,
Как приходят на помошь в нам русские

братья,
Как в труде мы раскрыли друг другу

об’ятья.
Й как сталинекой дружбой светлы и

СИЛЬНЫ МЫ,
В созиданье и в счастье навек неделимы.

До земли поклонюсь я ему от народа,
Пусть, любимый, он Здраветвует лолгие
	годы!
Имя Сталина является символом мораль-
но-политического единства советского об-
щества, символом мужества, геройства и
славы народов Советского Союза, призывем
5 новым героическим делам на благо на-

шей великой Родины! Под водительством
великого Сталина советский народ идет
вперед, в победе коммунизма.
	Широко представлено на пленуме тварче-
ство композиторов братеких республик. Xo-
чется прежде воего отметить юношескую
свежесть четвертой (молодежной) симфонии
одного из старейших композиторов Эстонии-—
Артура Каппа. С очень выгодной стороны
показал себя композитор С. Цинцадзе, сту-
дент второго курса Московекой консервато-.
рии. Его струнный квартет № 2 отмечен
яркими чертами национального грузинского
колорита. Представитель молодой  татар-
CROW музыкальной культуры композитор
Н. Жиганов — автор нескольких националь-
ных опер — выступил со своей еюитой на
татарские темы, написанной с обычным для
него прояикновением в образы родного на-
родного творчества. Симфоническая соита
из балета латвийского композитора А. Скуль-
	‘тэ «Играл, плясал» ярко свилетельетвует
	о том, что композитор усвоил благотворный
опыт русской классической музыки.
Разумеется, в короткой рецензии трудно
	‚дать 0020р огромного числа новых сочине-
	ний, исполняемых на пленуме. Но уже
сейчас можно сказать, что постановле-
ние ЦК ВКП(б) о музыке оказало огром-
ное плодотворное влияние на творчество
	советских композиторов. Большинетво но-
вых произведений посвящено темам совре-
менности. Симфонические сочинения в осно-
ве своей имеют программный характер.
	Ю. ШАПОРИН.
	ХОРОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
	колхозницы ЕВ. В. Степанюгина и EB. i. ho-
	ролева. В нем поют целые семьи колхозни-
ков.
	В наступивитие зимние вечера в клубах,
избах-читальнях и красных уголках соби-
раются колхозники и колхозницы, любители
ненйя. Всюду радостно звучат новые совет-
ские песни.
	палов в несколько раз увеличились ило-  До Уктяорьской революции часть таджи-
шади орошаемых земель. Победа колхозного   ков входила в состав Туркестанского гене-