5 ДЕКАБРЯ 1949 г., № 339 (11446)
			Сталинская Конституция
освещает путь к социализму

БУХАРЕСТ, 4. (ТАСС). Румынские газе-
ты публикуют статьи, посвященные Дню
Сталинской Конституции. Газеты помещают
портреты товарища И. В. Сталина, а также
многочисленные фотографии, отображающие
мирный труд советских людей, и публикуют
выдержки из отдельных глав Конституции
СССР.

Газета «Скынтейя» пишет: «Величайшие
достижения СССР являются большим уда-
ром по англо-американским имперналистам,
чемпионам расового угнетения и коло-
ниального варваретва.

Сталинская Конституция служила нам
руководством при разработке конституции
Румынской народной республики. Как маяк,
она освещает путь нашего трудового народа
к социализму. Вот почему наш народ по-
любил Сталинскую Конституцию».

Сталинская Конституция, пишет газета
«Ромыниа либера», является для румынеко-
то народа изумительной программой борьбы
3a построение социализма.

Газета «Универсул» пишет, что, отмечая
День Сталинской Конституции, советский
народ, а также народы, освобожденные Со-
ветским (Союзом, выражают свое почте-
ние и благодарноеть великому кормчему
прогрессивного человечества, гениальному
учителю и вождю, величайшему ученому
И. В. Сталину.
	источн ик РАДОСТНОЙ
И СЧАСТЛИВОЯ ЖИЗНИ

ПРАГА, 4. (ТАСС). Чехословацкая обще-
ственность широко отмечает День Сталинской
Конституции.

«Руде право», имела и имеет огромное
историческое значение международного ха-
рактера. Пророческие слова товарища
Сталина, произнесенные -13 лет тому
назад, о том, что новая Конституция СССР
будет документом, свидетельствующим 0
том, что т0, о чем мечтали и продолжают
мечтать миллионы честных людей в капи-
талистических странах, уже осуществлено
в СССР, и что т0, что осуществлено
в СССР, вполне может’ быть осуществлено
ив других странах, — сбылись.

Это осуществлено в Советском Союзе,
продолжает газета, это осуществляется
сегодня благодаря братской помощи Совет-
ского Союза в странах народной демократии.

Это осуществляется и у нае. Сталинская
Конституция является великим и светлым
примером для трудящихся, для народов, то-
мящихся еще в ценях империалистического
рабства. .

Сталинская. Конетитуция, пишет газета
«Млала фронта», является первой консти-
туцией в мире, которая узаковила и в дей-
ствительности обеспечила молодежи равные
права со всеми. Поэтому Сталинская Вон-
ституция является источником радостной и
счастливой жизни миллионов советских
юношей и девушек, которым Сталинская
Конституция обеспечила право на 0бразо-

вание, право на труд и право на отдых
B небывалых маештабах.
	САМАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ
В МИРЕ КкОНСТИТУПИЯ

ПХЕНЬЯН, 4. (ТАСС). Печать Северной
Кореи ‘уделяет большое внимание Дню
Сталинской Конституции. Газета «Минджу
чосен» в передовой статье подчеркивает, что
Сталинская Конституция является величай-
шим завоеванием советского народа, борю-
щегося за построение коммунизма в СССР.

Победа Сталинской Конституции, пишет
газета, свидетельствует об успешном завер-
шении строительства социализма в СССР и
ярким светом озаряет путь к коммунизму.
Отмечая День Сталинской Конституции, ко-
рейский народ уверен в победе демократии
и социализма во всем мире и будет смело
итги вперед по пути об’единения, независи-
мости и демократического развития родины.
	Крупный успех
	БЕРЛИН, 4 декабря. (ТАСС). Газета
«Нейес Дейчланд» опубликовала вчера со-
общение, в котором говорится, что многие
основные промышленные предприятия Гер-
манской демократической республики к на-
чалу. декабря досрочно выполнили ©вой
годовой производственный план. В частно-
сти, 2 декабря химический комбинат «Бу-
на» рапортовал о досрочном выполнении
	годового плана. Годовой план выполнен
также многочисленными предприятиями
горной промышленности Вельповекого
	угольного бассейна, среди них —— бранден-
бургекая брикетная фабрика «Глюкауф»,
шахта «Финкенхерл», которая улвоила вы-
	Пуск продукции по сравнению © прошлым
	годом.
	люблю Советский Союз
	Союза, его братское отношение освободили
нас от гнетущего сознания своей малозначи-
мости, как небольшой нации. Все, что есть
в нашей истории чистого, честного, нро-
трессивного, находит теперь применение в
строительстве социализма. Пример Совет-
ского Союза одушевляет нашу народную
гордость, раскрывает перед нами перспек-
тивы нашего развития, воспитывает в нас
новое национальное самосознание. Теперь
мы уже уверенно вступили на путь к сла-
ве нашего народа.

Также я люблю Советский Союз из любви
к своим маленьким детям. Это — великое
счастье, что мы живем в эпоху, которую
историки назовут эпохой товарища Сталина.
15 лет тому назад, когда я только знако-
мился с азбукой научного социализма, я не
смел даже думать, что молодым и полным
сил человеком вступлю в aloxy, Kora
здесь, в Чехословакии, будут строить социа-
лизм. Но это случилось.

Й за это мы должны быть благодарны
Советскому Союзу.

Когда я смотрю в чистые очи своих де-
тей, я глубоко уверен, что они доживут до
таких славных дней, о которых в прошлом
не смел и мечтать наш народ. Они с востор-
гом будут рассказывать своим детям и детям
своих детей о том, как их брали на руки
краеноармейцы-освободители, как они виер-
вые своими детскими глазами глядели на
дорогие черты товарища Сталина на портре-
тах, как они детскими красками рисовали
красное знамя с серпом и молотом и пяти-
конечной звездой. Они увидят, как освобож-
денный во всех странах мира человек будет
добиваться все новых и новых побед, таких
побед, какие во времена нашего детства от-
носили к миру сказок. Они увидят, как
атомная энергия и другие чудесные, быть
может, еще неведомые нам силы природы
будут приводить в движение шестеренки
машин на социалистических фабриках, они
будут кушать новые сорта фруктов, будут
свидетелями новых чудес медицины и са-
нитарии. Они увидят, как прозреют. слепые
и заговорят немые. Для них будет приго-
товлен дар долголетия.

Такая будущность уготована нашим
детям и внукам в золотом веке коммунизма,
заря которого уже занялась над могу-
щественным Советским Союзом,  руко-
волимым мудрым вождем и учителем
Иосифом Виссарионовичем Сталиным.

За все это, за глубокое ощущение счастья
жизни, я люблю Советский Союз.

Ян ДРДА.
	писателеи.
г. Прага.
	Председатель Союза чехословацких
	С несколькими иностранными писателя-
ми летел я недавно в Советский Союз.
Когда мы впервые ступили на советскую
территорию на Львовском аэродроме, мы
робко склонились к советской земле и, сты-
дяеь своих чувств, делали вид, что разгля-
дываем стебли травы. Молодая женщина,
жена известного прогрессивного писателя,
вдруг опустилась на колени и поцеловала
землю. Советскую землю. Когда она подня-
лась, у нее на глазах стояли слезы, слезы
радости — оттого, что ей удалось увидеть
страну социализма.

С ‘такими чувствами вступают люди
в ‘эту страну, олицетворяющую счастливое
и свободное будущее человечества, в страну
Лепнина и Сталина; в страну, где мечты
претворяются в действительность.

Мы сошлись в неболылой кружок. Среди
нае были представители всех пяти частей
света, в том числе представитель амери-
канского континента Пабло Неруда и китаец
Эми Сяо. И хотя мы разговаривали более
чем на полдюжине различных языков, мы
вместе пользовались счастьем и были гор-
ды, на наших лицах была улыбка радости,
мы все были наэлектризованы, наши серд-
ца раскрылись и глаза горели. Мы глубоко
чувствовали в тот момент, что богатства,
красота, энтузиазм, целомудренная, чистая
любовь, монументальные постройки и ги-
гантекие машины, творческие усилия ума и
рук — все соединялось для нас в этот день
в облике Советекого Союза.

И мы понимали, что все, что мы видим
в СССР, близко касается наших родных
стран, наших народов, наших детей. Ибо
Советский Союз — гигантекая и несокруши-
мая крепость всеобщего мира, ибо в этой
стране ролилось новое отношение человека
к человеку, ибо это страна новой мо-
рали и нового гуманизма, ибо это страна
славнейших побед, самого широкого размаха
человеческого творчества, человеческой
воли, страна, где можно видеть «завтра»
И «послезавтра» человеческого рода.

Я люблю Советский Союз потому, что он
отвечает конкретно, правдиво и убедительно
на все основные вопросы организации чело-
веческого счастья на земле, учит своим
примером трудящийся люд всего мира, за-
жег яркую звезду надежд для всех угнетен-
ных, стал школой горячего патриотизма и
интернациональной пролетарской солидар-
ности, отверг скенсие во взглядах на буду-
щую судьбу человечества и своим примером
показал, как человек может подчинять
своей воле природу и расширять самые
границы своих возможностей.

Также люблю я Советский Союз из любви
к своей родине, ибо ‘зашита Советекого
		зистого сердца
	ганизуется просмотр советских картин, В
которых показаны образы Ленина и
Сталина, — «Ленин в Октябре», «Клятва»
и другие.

Но самым трогательным событием под-
готовки к 70-летию товарища Сталина во
Франции является стихийно развернувшее-
ся по всей стране массовое, подлинно народ-
ное движение отправки индивидуальных
подарков товарищу Сталину. Их готовят в
эти дни повсюду — и в городах, и в селах.

Коммунистическая ячейка из города Медон
шлет подарок-символ. В годы войны груп-
па советских бойцов, бежавших из гитлеров-
ского плена, нашла в этом городе приют У
одной коммунистки. Советские бойцы при-
соединились к французским партизанам и
продолжали борьбу против гитлеровцев. Шро-
щаясь с коммунисткой, которая помогла им,
они оставили ей на память нарисованный на
куске материи портрет товарища Сталина.
«Береги его и помни: Сталин спасет Францию
и всю Европу от фаптизма»,— сказали они,
прощаясь. Теперь коммунисты  Медона
посылают товарищу Сталину этот рисунок,
сделанный в трудные дни оккупации рукой
русского солдата, — знак несокрушимой
дружбы и братства народов Франции и СССР
в борьбе против фашизма.

Шахтеры из Билли-Монтиньи посылают
товарищу Сталину шахтерскую лампочку,
на которой выгравировано:

«Дорогой товарищ Сталин, в ознаменова-
ние твоего 70-летия шахтеры Билли-Мон-
тиньи приносят клятву никогда не допустить
нападения на народы Советского Союза».

Организация Союза девушек Франции из
второго района Парижа посылает в подарок
товарищу Сталину знамя, на котором вышит
лозунг, влохновляющий французскую моло-
дежь: «Никогда страна Даниэль Казанова
(героиня Сопротивления, расстрелянная нем-
цами) не будет воевать со страной Зои Вос-
модемьянской».

6 декабря в одном из парижеких залов от-
кроется огромная выставка подарков
товарищу Сталину. Сейчас, когда пи-
пгутся эти строки, по дорогам Франции co
всех концов движутся в Париж караваны с
подарками. Они вышли из Марселя, Лилля;
Страсбурга, Сент-Этьенна и других городов.
По пути караваны останавливаются, попол-
няются новыми приношениями, повсюду про-
волятся летучие митинги и беседы.
	Это живое выражение признательности
трудящихся Франции великому организатору
и вдохновителю борьбы за мир и дружбу
народов имеет огромное политическое значе-
ние. Как справедливо подчеркнула на днях
«Юманите», идущие со всех концов подарки
и письма товарищу Сталину от рядовых
французов наглядно показывают, насколь-
ко тшетны попытки поджигателей войны
втянуть Французский народ на путь войны
против страны социализма.

Французский нафод демонстрирует в эти
дни свою твердую решимость отстоять дело
мира, сохранить и укреплять свою дружбу с
Советским Союзом, невзирая на все происки
поджигателей войны. Он непоколебимо ве-
рит в то, что борьба за мир увенчается побе-
дой демократического лагеря, потому что он
видит во главе этого лагеря великого
Сталина, имя которого является символом
несокрушимой твердости в борьбе.
	Ю. ЖУКОВ.
г. Париж, 3 декабря.
	От собственного корреспондента «Правды»
	«Господин Иосиф Сталин! Мой муж, шах-
тер Антонин Бартье, был убит 22 октября
1948 года солдатами охранных частей в
Фирмини во время великой национальной
забастовки французских шахтеров, боров-
шихся за хлеб и за мир. Я не ком-
мунистка, но я знаю, что Вы — человек,
которого все любят, потому что Вы делаете
добро для всех людей. Я хочу, господин
Иосиф Сталин, послать Вам по случаю
Вашего 70-летия мон пожелания доброго здо-
ровья. Я хочу еще долго видеть Вас во
главе борцов за мир и свободу, чтобы Вы
могли помешать тому, чтобы другие жены
и другие дети лишились своих мужей и
своих отцов. Разрешите мне и моей дочери
пожать Вам руку. Вдова Антонина Бартье».
	Сколько таких волнующих, идущих от
чистого сердца, из глубины души писем
приходит сейчас со всех концов Франции
в редакцию газеты «Юманите»!
	Рабочие и крестьяне, ученые и писатели,
домашние хозяйки и ремесленники — все
честные французы, борющиеся за мир и
независимость своей страны против инозем-
ного ига, обращают в эти дни свои взоры
к великому вождю и учителю народов. вы-
	ражая ему свою любовь и признатель-
НОСТЬ.
	Достаточно перелиетать толстые пачки
этих писем, из которых только часть нахо-
дит место на страницах газет, чтобы пред-
ставить себе, какой горячий отклик на-
ходит во Франции подготовка к 70-летию
товарища Сталина. С какой любовью и, я
бы сказал, нежностью народ отмечает при-
ближающуюся дату.
	Тотовясь к 10-летию вождя народов, му-
ниципальный совет лежащего близ Парижа
города Сен-Дени постановил переименовать
сдну из главных улиц в проспект имени
Иосифа Сталина. В городе Саннуа решено
назвать одну из улиц именем Сталинграда.
	Аарактерно, что это предложение было
одобрено единоглаено.

Французская интеллигенция решила
	ознаменовать 70-летие товарища Сталина
‚изданием Золотой Книги, на страницах ко-
торой будут собраны фотографии, докумен-
ты, поэмы, рисунки, свидетельствующие о
растущей и крепнущей дружбе народов
Франции и СССР. Работой по созданию
Золотой Книги руководит комитет под пред-
седательством знаменитого физика Жолио-
Кюри.

Вторую Золотую Книгу готовит Союз
французских женщин. На ее страницах
найдет место, в частности, замечательное
письмо 500 женщин из разрушенного
зеэвовцами селения Орадур-сюр-Гланн, в
котором говорится: «Фашисты хотели умерт-
‘вить жизнь в нашем селении, но трава про-
росла сквозь руины. Поджигатели войны
мечтают о новой бойне, но матери Орадура
вместе с Вами, Генералиссимус Сталин, вме-
сте е матерями Советского Союза, вместе е
матерями всего мира воздвигнут на пути
поджигателей войны стену своей воли Ев ми-
ру и так же, как трава над наптими руина-
ми, жизнь одержит победу над смертью».

Демократические организации Франции,
возглавляемые коммунистической партией,
тотовясь к 70-летию товарища Сталина,
широко пропагандируют и расвоостраняют
в массах его биографию и основные произ-
ведения. Прогрессивные издательства и ор-
ганизации по распространению книг 0б’-
явили месячник советской литературы. Op-

Заявление Чжоу Энь-лая
	ЕВИН, 4 декабря. (ТАСС). Агентетво
Синьхуа передает, что 3 декабря премьер
Чжоу Энь-лай слелал заявление относи-
тельно имушества Китайской националь-
ной авиакомпании и Центральной авиа-
транспортной компании в Гонконге. В за-
явлении говорится:

Витайская напиональная авиакомпания
и Центральная авиатранспортная компания
принадлежат Центральному народному пра-
вительству Китайской народной республики
и находятся под непосредственным контро-
лем управления гражданской авиации Цент-
рального народного правительства. Только
Центральное народное правительство и
уполномоченный им персонал имеют право
распоряжаться имуществом Китайской на-
циональной авиакомпании н Центральной
авиатранспортной компании в Гонконге, и
никому не разрешается посягать на него,
перевозить или портить его каким-либо
образом. Священное право Центрального
народного правительства на это имущество
должно уважаться гонконгскими властями.
Гонконгские власти должны нести полную
ответственность в случае незаконного по-
сягательства на имущество двух авиацион-
ных компаний в Гонконге, перевозки или
порчи его и будут ответственны за все
вытекающие отеюла последствия.
		Движение «За возрождение Юга»
в Италии
	РИМ, 4 декабря. (ТАСС). Вак сообщают
демократические газеты, сегодня в Бари,
Салерно, Вротоне и Матера созваны «народ-
ные ассамблеи за возрождение Юга» для
областей Апулия, Кампания, Калабрия и
Лукания. Эти «народные ассамблеи» орга-
низованы по инициативе «Демократическо-
го фронта Юга» для обсуждения и’ разра-
ботки конкретных требований населения
Южной Италии.
	Предварительно в основных городах и
районных центрах Юга были проведены
подготовительные собрания, на которых
были разработаны местные требования (на-
казы), переданные теперь на обсуждение
областных «народных ассамблей». В подго-
товке к областным «народным ассамблеям»
приняло участие большинство муниципали-
тетов Юга, демократические организации и
общества, профсоюзы, торговые ассоциации,
политические и культурные деятели. В ра-
боте «народной ассамблеи» в Салерно при-
мут участие Луиджи Лонго и Пьетро Ненни,
в Бари-—Ди Витторио, Гриеко, Бассо, в Вро-
тоне — Эмилио Луссу. В заключение ас-‘
самблеи в Вротоне на народном митинге вы-
	ступит Тольятти.
—EQ-—-
	л^лизнь, вдохновляющая на труд
	Долзи организовали y с6е0я несколько
кружков по изучению биографии’ вождя.
В принятой на этой фабрике в связи ©
подготовкой К 70-летнему — юбилею
И. В. Сталина резолюции говорится:

«Биография товарища Сталина лает нам
вдохновляющий пример, на который мы бу-
дем равняться в повседневном’ труде».

Молодежь города Люблина, который был
освобожден героической Советской Армией
от гитлеровских оккупантов, одна из пер-
вых в Польше организовала кружки по
изучению биографии И. В. Сталина на мно-
гих предприятиях. Кружки охватят‘ веех
рабочих.

Организованы кружки по изучению био-
графии вождя на всех факультетах Вроц-
лавского университета. Здесь, кроме’ того,
намечается провести лекции и студенче-
ские научные собрания, посвященные жиз-
	ВАРШАВА, 4. (Соб. норр. «Правды»).   Додзи
	Подготовка к празднованию 70-летия со
дня рождения И. В. Сталина проходит
в Полыне под знаком широкого озна-
комления трудящихся с жизнью, револю-
циенной борьбой и самоотверженной дея-
тельностью вождя и учителя трудящихся
всего мира на благо человечества, с его
великим вкладом в сокровищницу всепо-
беждающего учения марксизма-ленинизма.
Рабочие, крестьяне, польская интелли-
тенция с отромным желанием изучают
краткую биографию и произведения
товарища Сталина. Особенно большой ин-
Tepec проявляет к биографии и произве-
дениям вождя и лучшего друга польского
народа молодежь. На заводах и фабриках,
в деревнях, учебных заведениях страны ор-
танизуются многочисленные кружки по
изучению биографии И. В. Сталина.
	Прием в Хельсинки в честь делегации деятелей
	культуры
	советской
	Рабочие текстильной фабрики № 4 в  ни и деятельности товарища Сталина.
	ПЕВИН, 4. (ТАСС). Агентетво Синьхуа
передает, что Центральный народный прави-
тельственный совет об’явил 1 октября Днем
основания Китайской народной республики.
Предложение считать 1 октября надиональ-
	час. Разве мы могли бы одержать победу
при таких обстоятельствах? Конечно, нет».

Это знают и чувствуют миллионы самых
простых людей в Китае. Этим можно об’яе-
нить ту исключительную любовь, которой
была повсеместно окружена советская де-
легация деятелей культуры за полтора ме-
сяца своего ‘пребывания в Китае.
	Эту искреннюю народную любовь мы по-
чувствовали на Всекитайской конференции
Общества друзей СССР, когда прославлен-
ный полководец Народно-освободительной
армии Чжу Дэ огласил только что получен-
ную телеграмму о признании народного пра-
вительства Китая правительством Советско-
го Союза. Буря оваций поднялась вокруг.
Возгласы: «Да здравствует Советский Союз!»,
«Сталину десять тысяч лет жизни!» — co-
трясали зал. Люди срывались с мест, обни-
мали и целовали нае со слезами на глазах.
Сун Цзин-лин, вдова Сунь Ят-сена, вышла
из президиума и обошла делегацию, пожи-
мая всем нам руки. Овация не смолкала
более получаса.
	На студенческих собраниях под откры-
тым небом, собиравших до 15—20 тысяч
человек, нас прямо ‘из машин подхватыва-
ли на руки и несли к трибунам. Кончался
митинг, молодежь с неумолкаемыми крика-
ми «Да здравствует Советский Союз!» ве-
селой, дружной толпой окружала нас и
несла на руках в машинам.
	Тде бы мы ни появлялись — в детской
или студенческой аудитории, на городском
митинге, на конференции того или иного
общества, на заводе или в деревне, — к нам,
словно по конвейеру, из рув в руки кати-
лись подарки. Их подносили делегации об-
ществ и организаций, отдельные лица, ре-
бята. То.были знамена, старинные книги,
альбомы графики, картины и фото, драго-
ценные вышивки, вазы, поделки по камню,
по кости, иногла трогательные рисунки
детворы и просто письма с выражением
любви. Всесоюзное общество культурной
связи с заграницей, куда мы передали эти
подарки, могло бы сделать выставку, которую
смело можно было бы назвать выставкой
китайеко-советекой дружбы.
	И всюду, где бы мы ни появлялись, нас
просили передать подарки лично товарищу
Сталину — иногда это бывало в обстановке
высокой торжественности, иногда в обста-
новке столь простой дружественности, с вы-
ражением такой непосредственной любви,
	  октября — национальный праздник в Китае
	ным праздником было внесено Народным
политическим  консультативным советом
9 октября. 2 декабря оно было одобрено на
четвертом заседании Центрального народного
правительственного совета.
	которая товорила лучше всяких слов;

Мы были счастливы тем, что имели воз-
можность преподнести Обществу китайско-
советской дружбы в подарок от советских
организаций 15 кинофильмов, тысячу па-
тефонных пластинок, библиотеку русских
классиков и советских писателей, несколько
комплектов учебников наших школ для веех
классов и учебников для вузов.

Советская делегация переезжала из Пе-
кина в Панкин, из Нанкина в Шанхай, из
Шанхая в Цзинань, из Цзинани в Тянь-
цзин, Мукден, Харбин, и всюду за ней кати-
лась мощная волна любви великого ‘китай-
ского народа к Советскому Союзу; к
товарищу Сталину, другу угнетенных, другу
борющихся за свое освобождение и уже вы-
шедших на счастливую дорогу наций,
		Китаиская делегация
вернулась из СССР в Пекин
	ПЕКИН, 4. (ТАСС). Сегодня из Совет-
ского Союза в Пекин вернулась китайская
делегация во главе с писательницей Дин
Лин, участвовавшая в праздновании 32-й
годовщины Великой Октябрьской социали-
стической революций.
	неустанную работу Витайской коммунисти-
ческой партии по политическому воспита-
нию и сплочению народа, по созданию мно-
гомиллионной народной армии, — все эти
неимоверные усилия и жертвы, в которых
видны прежде всего черты великой нации.

В душе китайского народа много близко-
го русской душе — юмор, скромность, готов-
ность в самопожертвованию, выливающаяся
не только в индивидуальный, а прежде все-
го в массовый героизм, необыкновенная вы-
носливость, терпение, любовь к труду — Е
труду неустанному, упорпому, преодолеваю-
щему все и всяческие трудности.
	Товарищ Сталин говорил о том, что в Ви-
тае «борьба с империализмом должна при-
нять глубоко-народный и ярко-националь-
ный характер и должна углубляться шаг за
шагом, доходя до отчаянных схваток с им-
периализмом и потрасая самые основы им-
перизлизма во всём мире».
	Так оно и случилось.
	Фатерхольм, министр иностранных дел Эн-
кель, министр Пелтонен, генерал Сихво,
члены центрального правления Общества
«Финляндия— Советский Союз» во главе с
председателем общества Сюльви-Кюллики
Кильпи, представители общественности и
печати.
	ный прибой народных чувств на площадях
изливался на нас, посланцев советского на-
рода, выражая самую непосредетвенную и
восторженную любовь китайского народа к
Советскому Союзу. Нам никогда не забыть,
как в каждом городе, встречавшем нае, из
десятков и сотен тысяч уст громом прока-
тывалась над толпами слава великому
Сталину: «Сталину — десять тысяч лет
жизни!»

В эти исторические дни народного под”-
ёма особенно чувствовались необ’ятные
просторы этой вёликой страны, неиечиели-
мые миллионы людей, населяющих ее, труд
тысячелетий, вложенный в ее поля и горо-
да, труд, запечатленный в многочисленных
архитектурных памятниках старины или в
таких сооружениях, которым сам народ при-
своил имя великих — Великая китайская
стена, Великий канал, или в непревзойден-
ном искусстве мастеров по дереву, по кам-
ню, по кости, свидетельствующих об исклю-
чительной талантливости китайского на-
рода.

За тысячелетия своей истории мирный и
трудолюбивый народ бесконечно много вое-
вал; он воевал и в войнах несправедливых—
в междоусобных распрях феодалов, в войнах
милитаристических клик и групп, за епи-
ной которых стоял иностранный капитал.
По еще больше он воевал в войнах справед-
ливых — против иноземных захватчиков,
в многочисленных крестьянских восстаниях
против своих и чужих угнетателей, в дли-
тельной и тяжелой войне против японского
империализма и, наконец, в народной рево-
люций, принесшей ему победу и длившейся
двадцать два года, считая с того момента,
как гоминдан предал заветы Сунь Ят-сена и
стал контрреволюционной силой, а передо-
вой силой революции стала коммунистиче-
ская партия Витая.

Глядя на ликующие толпы победившего
народа, нельзя было не вспомнить кровь
шанхайского пролетариата на Нанкин-род,
ставшей Красной Пресней китайского рабо-
чего класса, великий северный поход Врас-
ной Армии Китая, жизнь в пещерах, в горах
Яньани, этой заброшенной провинции, где
волей судьбы так долго обосновывался игтаб
	китайской революции, всю героическую
	ХЕЛЬСИНЕЙ, 4 декабря. (ТАСС). Вчера
	временный поверенный в делах СООР в
Финляндии А. Н. Федоров устроил прием в
честь делегации деятелей советской куль-
	ИУ ИЕ, уе ЗЕРЕН EE а EE EE

Газета «Нодон синмун» опубликова-

ла большую статью,  озаглавленную   ТУРЫ.
«Сталинская Конституция самая  демо- На приеме присутствовали  председа-
кратическая в мире». тель сейма Кекконен, премьер-министр
		CBOOOLHOM
		А. ФАДЕЕБ
	  октября 1949 года, в 5 часа дня, крас-
	ный флаг Китайской народной республики
	медленно и величественно поднялся на вер-
пшну мачты в центре Пекина, древней сто-
	липы Китая. В левом верхнем углу Флага
	ярко выделялаеь большая золотая звезда,
символ ведущей силы народа — комму-
нистической партии Китая, и как бы
стремящиеся за нею четыре малых звез-
ды, символ национального единства демо-
кратических сил нового Витая.

Двести тысяч человек обнажили головы
	H восторженными возгласами и руконис-
‘каниами  поиретотвовали национальный
	сканиями приветствовали вационеереное
флаг молодой республики. Закаленная в бо-
ях с внутренними и внешними врагами, На-
	ролно-освободительная армия отдала честь
	флагу. И залпы салюта возвестили миру,
что старый Китай, нопираемый чужеземны-
ми империалистами, продаваемый и уни-
жаемый внутренними реакционерами, ото-
шел навсегда в прошлое и родился новый
Китай — свободный, независимый, великий
Китай народной демократии.

Вождь нового Китая Мао Цзе-дун огла-
сил декларацию Центрального народного
правительства. И войско народного Китая
потекло по площади, блиетая и гремя аме-
риканским вооружением. Так весь мир смог
убедиться в том, что шесть миллиардов Тру-
Мэна — или во всяком случае та их часть,
что не успела в огне гражданской войны
превратиться в дым и пепел, — перешли из
ру предателя Чан Кай-ши в руки китай-
екого народа. Недаром солдаты Народно-
освободительной армии прозвали гоминда-
новскую армию «армией снабжения».

Трибуной, где помещались члены прави-
тельства, служила открытая галлерея под
двух’яруеной крышей здания типа пагоды,
	представлявшего с0бой главные ворота В
расположение старинного императорского

РОДА.
	Колонны войск проходили мимо трибуны
тем торжественным шагом, каким обычно
идут па параде, а миновав трибуну, внезап-
но переходили на легкий, стремительный
бег, который в Народно-освободительной ар-
мии часто принят на походном марше.
	И нельзя было не вепомнить 0 том, что
и сейчас в южных и юго-западных районах
страны армия ведет наступление бегом, она
бежит по 50—75 километров в сутки по
пятам раздробленного и развеянного про-
тивника, она бежит через горы и многовод-
ные реки, подобные Янцзы. Да, мы видели
документальный китайский фильм о том,
как под артиллерийским и пулеметным ог-
нем противника десятки тысяч солдат На-
родно-освободительной армии на YTABIX
лжонках перепрыгнули через Янцзы и бе-
гом ворвались в Шанхай. 1 октября ар-
мия была еще далеко от Вантона, но за те
две недели, что мы провели в Пекине, а по-
том добирались поездом до Шанхая, армия,
громя противника, дошла до Кантона и за-
няла его. В дни, когда я пишу эти строки,
китайская Народно-освободительная армия
заняла Чунцин.
		Если сказать главное о том, что проис-
ходит сейчас в Китае, то это главное можно
выразить очень коротко: Китай строит свое
народное государство и учится.

Народный Китай получил в наследство
отсталую экономику, заторможенную в
своем развитии благодаря хозяйничанью
империалистов и прислуживавших им, обога-
щавшихся на нищете народа реакционе-
ров — предателей национальных интере-
сов.

Народный Китай стремится до конца лик-
видировать феодальные пережитки и преж-
де всего довести до конца земельную рефор-
му: передачу помещичьей земли в руки
крестьян.

Народный Китай стремится развить на-
циональную промышленность и прежде все-
го промышленность, находящуюся в руках
государства. Китайский рабочий класс в
условиях народной демократии, где ему по
праву принадлежит ведущая роль, поды-
мает производительность труда и все чаще
показывает образцы высокого трудового
героизма на транспорте, на угледобыче.

Китайское крестьянство, веками влачив-
шее голодное и полуголодное ‘существова-
ние, поняло, что только в союзе с рабочим
классом и под его руководством оно может
добиться человеческих условий существо-
вания. В ходе народной революции кре-
стьянство заключило этот союз с рабочим
классом. Китайская компартия пользуется
	среди крестьян: безграничным авторитетом.
(Окончание на 4-й стр.)
	В победе китайского народа, в организа-
ции масе для этой победы, в диециплиниро-
ванности и организованности народной ар-
мии, в организации новой, народной власти,
даже в том, как организованно проходят де-
монстрации и митинги поднявшихея к но-
BCH жизни многомиллионных масс Витая,
сказывается идейно-политический и орга-
низаторский опыт Витайской коммунисти-
ческой партии.

Повседневно общаясь с передовыми людь-
ми китайского народа, мы часто слышали
высказывания, что этой организованности,
как и многому другому, они научились у
нас, что существование социалистического
Советского Союза рядом с Китаем, свет
великого учения Ленина и Сталина, весь ре-
волюционный и организаторский опыт на-
шей партии и всего нашего народа, наша
братская любовь к китайскому народу
вдохновляли демократические силы Китая
в их борьбе и облегчили им победу.

Эта мысль так ясно и просто выражена
Мао Цзе-дуном в его известной статье «0
диктатуре народной демократии»: «Если бы
не существовало Советского Союза, если бы
не было победы в антифашистской второй
мировой войне, если бы — что особенно
важно для нас — японский империализм не
был разгромлен, если бы в Европе не по-
явились страны новой демократии... TO
нажим международных реакционных сил,
конечно, был бы гораздо сильнее, чем сей-
	В истории каждого народа бывают дни
такого под’ема, когда все прошлое, настоя-
щее и даже будущее народа, освещенные
как бы вспышкой, выступают пред вами в
каком-то одном, необыкновенно ярком и
слитном впечатлении. Мы, советские люди,
навсегда запечатлевшие в сердце октябрь-
ские залпы «Авроры» и раскаты салюта
над Красной площадью в День победы над
фашистской Германией, хорошо чувствуем
и понимаем такие мгновения в жизни дру-
гих народов.
	Навсегда останутся в нашеи памяти
победно ликующие толпы, текущие мимо
правительственной трибуны в Пекине, ог-
ромный, трехсоттысячный ночной митинг
в Тяньцзине — тысячи развевающихся
знамен, бесчисленные огни факелов, бара-
банный бой и разрывы ракет, и реющие в
	темном небе, подсвеченные красным светом
факелов и ракет, белые голуби мира, вы-
брасываемые из толпы.

Радостно сознавать, как часто этот мощ-