с ЛЕНАБРЯ 1949 г., № 342 (11483)

композиторов
	Рчера Участники пленума Правления
Союза советских композиторов приступили
к обсуждению новых музыкальных произ-
ведений, исполнявшихеся В первые дни ра-
боты пленума. ;

Выступивший с докладом тенеральный
секретарь Союза советских композиторов
Т. Хренников отметил, что за последнее
время советские композиторы, воодушевлен-
ные постановлением ЦЕ ВКП(б) 06 опере
«Великая дружба», добились значительных
успехов. Советская тема стала ведущей в их
творчестве. В своих сочинениях они стре-
мятся к глубоко идейному и высокохуло-
жественному раскрытию образов героической
советской действительности.

Анализируя новые сочинения, созданные
в различных музыкальных жанрах, доклад-
чик особенно подробно остановился Ha
крупных программных симфонических про-
изведениях и новых советских операх,
охарактеризовал их достоинства и недо-
статки.

Он подчеркнул, что тема социалистиче-
ского труда, его значения в переделке со-
знания людей пока еще слабо отражена в
музыкальном творчестве. Неудачи некото-
рых произведений, прослушанных на пле-
нуме, об’ясняются неумением их авторов
развивать мелодическую мысль, музыкаль-
ный 0браз.

—- Советская музыка, сказал в заклю-
чение тов. Хренников, — развивается в
исключительно благоприятных условиях,
Советская действительность служит неис-
черпаемым источником для вдохновения.
Партия, великий Сталин помогают нашей
работе своими мудрыми указаниями. На-
пряженный творческий труд, высоко разви-
тое чувство ответственности за свою рабо-
ту помогут нашим композиторам добиться
новых творческих. успехов. ^
	После доклада начались прения.
Е
	МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ
	Тысячи научных работников ведут ис-
слелования в научных учреждениях Украл-
ны, Белоруссии, Грузии, Армении и других
союзных республик. В этом году значи-
тельно выросли молодые национальные
кадры ученых. Многие из них защитили
докторские и кандидатекие диссертации в
Академии наук СССР.

Звание доктора юридических наук при-
своено недавно С. Раджапову из Узбеки-
стана. Окончив акалемическую докторанту-
ру, он написал диссертацию о развитии со-
ветской государственности народов Средней
Азии. На днях туркменские ученые Г. Чз-
рыев и Р. Аннаев защитили диссертации из
соискание ученой степени докторов фило-
софских и физико-математических наук.

Сейчас в докторантуре и аспирантуре
Академии наук СССР углубляют свои знания
свыше двух тысяч человек. Среди них —
представители 54 национальностей. В ны-
нешнем тоду впервые поступили в асии-
рантуру жители высокогорного Памира.
Это мололой географ из Хорога Е. Вурбаншо
и историв Б. Искандаров.
		© пути, указанному
Сталиным
	Нан завод вырос на моих глазах. Былн
маленькие мастерские «Динамо», a стал
первоклассный завод, оснашенный по по-
следнему слову техники.
	Нет такого предприятия в нашеи стране,

Tie бы не стояло динамовское оборудование.
Из года в год легче работать на нашем за-
роде, легче и проще: новые автоматы по-
явились, новая оснастка, новые приспособ-
ления, очень сложные, но зато облегчающие
труд, повышающие  производительность
труда. : ,
А для того, чтобы достичь всего этого,
надо было проделать большую работу, на-
до было жизнь прожить правильно, потому
что мы не только наш завод перестраивали,
а, можно сказать, землю, общество, людей
переделывали.
	За долголетнюю работу на заводе прави-
тельство наградило меня орденом Ленина.
Когда я получил эту высокую награду, я
сам себя спросил:
	«Как это получилось, Афанасий Семено-
вич, что ты, простой рабочий человек, вы-
рос до такой болышой чести? Вак это по-
лучилоев, что нашел ты свое место в гро-
малных делах нашей страны?»
	И сам себе ответил:
	талла в то время у нас, прямо говоря, очень
мало было. Чу, мы по правде и отвечаем:
	— Течет, товарищ Сталин.
Он покачал головой и епросил:
— А землю формовочную просеиваете?
	—- Нет, Иосиф Биссарионович, He про-
сеиваем.
	даль, — говорит.
		табака, вырезанную солдатом, на мунАд тт”
ки, портеигары, трубки, барельефы и бю-
CTH вождя. сделанные руками советских
воинов в минуты коротких боевых досутов,
ошущаешь ту могучую силу безграничной
любви советских солдат й всех советеких
тюлей к большевистской партий, 6 своему.

as
	бр. ИГ Ч м

BOMIIO, СИЛУ, KOTOPad сделала наш народ
	непобедимым, силу, которая подняла его На
вершину сверкающей славы.

А ex
	Среди подарков, изготовленных руками

ee
	р В ИТ ==

прэетых советских людей. есть образцы ве-
ликоленного мастерства. Букет цветов, вы-
`очанный из дерева учеником ремесленного
	училища, великоленная шахматная Доска,
которую в течение пяти лет H3TOTOBAA.!
старый тульский рабочий, изобразивший в
шахматных фигурах персонажей великой
битвы русского народа на Чудском озере,
ажурная ваза, высеченная из целого куС-
ка ангидрита, портрет товарища Сталина.
с поразительным искусством вышитый
	TeaAROM двеналцатилетней воспитанницеи
	летдома,— все это образцы большого народ-
	ного искусства, искусства, которое расцве-
	И а Цель Е ВАК УС 6

по У нас под солнцем Сталинской Вонсти-
ТУЦИи.
		Этот случай, для нашей советской дей-
ствительности рядовой и даже, пожалуй,
обыденный, невольно встает в памяти, ко-
гда сейчае переступаешь порог тех залов
Музея революции, где выставлены подарки
трудящихея Иосифу Виссарионовичу
Сталину.

Произошло это в Сталинграде в еще неда-
лекие, но уже ставшие теперь легеидарны-
ми дни боев у волжекой твердыни. Матросы
одного из подразделений морской пехоты,
оборонявнтего знаменитый сейчас Мамаев
курган, решили сделать в день 25-летия
Великой Октябрьской социалистической. ре-
волюции подарок товарищу. Сталину. В
блиндаже, врытом в глинистое тело холма,
куда в часы затишья бойцы заходили от-
дохнуть и погреться, висел на стене портрет
товарища Сталина, изображенного © труб-
кой в руке. Бойцы любили смотреть на этот
портрет. Им казалось, что вождь, вывув изо
рта трубку и. чуть заметно улыбаяеь угол-
ками глаз, ласково смотрит на них, уста-
лых, измученных, законченных, но твердых
в своей непреклонной воле стоять насмерть,
погибнуть, но не отступить.
	И решено было изготовить в подаров
товарищу Сталину именно трубку. Ее пору-
чили сделать из обломков немецкого само-
лета матросу-пулеметчику родом из север-
ных поморов, из мест, где курят трубки
и знают в них толк. В-минуту короткого от-
дыха пулеметчик сидел. над куском дерева,
и усталые глаза его товарищей ревниво и с
интересом следили за осторожными движе-
ниями его болыних, черных от пороховой
копоти рук. Контуры трубки вырисовыва-
лись из бруска, и пулеметчик уже рассказы-
вал товаришам, каким рисунком он соби-
рается украсить подарок. Но довершить ра-
боту ему не удалось. Отражая очередную
атаку фашистов, матрос героически погиб у
своего пулемета.
	Прощаясь с ним, товарищи извлевли
неоконченную трубку из кармана его ши-
нели, и за дело взялея другой матрос, родом
ярославец, известный в те дни снайпер. Он
успел прожечь в трубке отверстия и взялся
было уже украшать её затейливой резьбой,
HO, сраженный осколком, попал в госпиталь.
Трубка была передана третьему.
	И хотя напряжение боев в городе продол-
жало нарастать и защитникам высоты по-
рой по нескольку суток не удавалось ВЫЙТИ
из боя, трубка была завершена. Вместе с ки-
сетом, сшитым не без искусства из трофей-
ного опознавательного флага, она была на-
правлена из Сталинграда в Москву тому, чей
гений в те дни готовил победу в великой
Сталинградской битве, чье имя вдохновляло
защитников волжекой твердыни на беспри-
мерные подвиги, чья мудрость в самые тя-
желые дни борьбы наполнала сердца’ бойцов
‘уверенностью в победе.
	Я рассказал историю этой трубки пото-
му, что в ней, как мне кажется, нашла свое
выражение горячая любовь советеких лю-
дей к товарищу Сталину, к которому они
обращают думы и мысди и в дни трудней-
их испытаний, и в дни великих побед.
		В залах подарков
	И. В. Сталину
	тельной точностью воспроизведены ABA
бюста — Ленина и Сталина величиной в
три. сотых, да, именно в три сотых милли-
метра. Но этот поразительный подарок, как
и отрезок рельса; ках простой кусок ка-
менного угля, выданный на-гора на новом
месторождении, как действующая модель
паровоза новой марки, как и сотни других
подобных вещей, говорят 0 том, что свои
производственные победы, свои достижения
советскле люди посвящают товарищу
Сталину.
	На многочисленных витринах выставле-
ны письма народов советских республик
великому вождю. Эти письма бесконечно
разнообразны и по содержанию и по форме.
Иные из них вышиты по шелку или по-
лотну руками искуснейших мастериц, иные
заключены в художественные ларцы и
футляры. Но самое ценное, что украшает
эти _письма,— это чувство сталинской
дружбы народов, которым проникнута каж-
дая их строка, чувство благодарности
большевистской партии за счастливую
жизнь под советской звездой, чуветво при-
знательности великому русскому народу’ за
его бескорыстную помощь народам-братьям,
строящим коммунизм.
	Тысячи, иногда миллионы подписей, за-
ключенных во многие тома, скрепляют эти
клятвы, данные великому Сталину, клятвы
патриотов быть верными социалистической
Родине, клятвы большевиков неутомимо

строить коммунизм.
	Из этих многочисленных писем хочется
процитировать одно, самое маленькое и
	скромное. это письмо, с которым был пре-
провожден подарок — унты, перчатки,
домашняя обувь, посланные товаришу
Сталину народом ороч, одним из самых ма-
леньких народов, населяющих нашу стра-
ну. В этом письме, заключенном в любовно
сделанную из березовой коры папку, люди.
народа ороч раесхазывают, что в царской
России народ этот почти вымер и население
его едва превышало триста человек. Теперь
этот маленький народ, спасенный социали-
стической революцией, возродился. Люди его,
получившие все права советских граждан,
жадно приобщаются к социалистической
культуре. «От наших прежних балаганов
и шалашей, где мы жили, не осталозь и
следа. Теперь мы живем в ломах и избах.
У многих дома изнутри оштукатурены и
покрашены». Люди этого маленького на-
рола, спасенного от вымирания, посылая
свой скромные подарки, как и все народы
великого Советского Союза, славят сталин-
скую национальную политику и ее вели-
вого творца.
		Долго мы беседовали. Товариш Оталин
спрашивал про рабочие жилища. посовето-
ват нам ясли детские организовать, чтобы
женщинам развязать руки и втянуть их в
работу завода. Потом пре кооператив спро-
сил, хорошо ли работает, епросил, в чем
мы нуждаемся. Мы, прямо говоря, хотели
попросить кое-какой помощи для завода.
Но здесь, в этом кабинете, откуда видна
вся страна, как-то совестно было говорить
о нуждах нашего одного завода. Поняли
мы, что очень многое можем своими
руками сделать. И так сказали Иосифу
Виссарионовичу:

— Пока ничего не надо. Будем осваи-
вать то, что. имеем.
	Он похвалил нас и сказал, что рабочий
человек должен по-государственному, по-
хозяйски относиться к’ народному добру.
	Я на всю жизнь запомнил этот разговор,
его слова стали законом для меня.
	Когда мы попросили товарища Сталина
сделать У нас доклад, он сказал, что в
ближайшие дни будет занят, но на ок-
тябрьские праздники выберет время и при-
едет. Потом пожал нам руки и, улыбаясь,
пожелал нам успеха.
	А через несколько дней, 7 ноября
1924 года, состоялась вторая беседа
товарища Сталина е динамовнами. На этот
раз в ней принимал участие весь завод.
	Теперь того помещения, где мы тогда
собрались, уже нет: на его месте новая
громадина выстроена. Но каждый, кто был
в этот день на заводе, навсегда сохранил
в памати и до отказа заполненный зал, и
маленькую сцену, на которой стоял Иосиф
Виссарионович. `

Когла стихли аплодисменты, Иосиф
Виссарионович сказал, что доклада делать
не станет, а просит задавать ему вопросы и
он будет отвечать.
	Bech вечер динамовцы беседовали ©
товарищем Сталиным, расспрашивали 0
будущем нашей страны, о международном
	положении, о развитии промышленности.
	Йосиф Виссарионович подробно . об’яснял,
з папоследок улыбнулся и сказал:
— Веё, товаринки, в наших руках!
	С тех пор эти слова стали поговоркой у
нас. В любых трудностях динамовцы повто-
ряли эти слова, выражающие мысли каж-
дого простого рабочего.
	На прощание Йосиф Виссарионович взял
заводскую Красную книгу и написал нам
пожелание:
	«Желаю рабочим «Динамо», как и
рабочим всей России того, чтобы про-
мышленность нална пошла в гору, чтобы
число пролетариев в России поднялось в
ближайший период до 20—30 миллио-
нов, чтобы коллективное хозяйство в де-
ревне расцвело и подчинило своему влия-
нию частное хозяйство, чтобы высокая
индустрия и коллективное хозяйство в
деревне спаяли окончательно пролетариев
фабрик и тружеников земли в одну 0о-
пиалистическую армию...».
	Трудно пожелать что-нибудь лучшее! Но
ведь это были He только пожелания.

Товарищ Сталин указал нам, как жить, как
работать, что делать.
	теперь я перечитываю его пожелание
динамовцам, записанное в Врасную внигу,
и думаю:

— Bee y nac сбылось!.. Промышленность
в гору пошла, рабочий класе вырос, колхо-
зы стали единственной силой в сельском
	хозяйстве. в единое целое слились мы — ра-
	бочие люли и колхозники...
	С‘не меныним интересом смотришь H BO-
	вые залы музея, в которых выставлены
подарки от зарубежных друзей, присланные
товаришу Сталину со всех уголков земно-
To mapa.
	Под руководством товарища Сталина
‘втоносная ‘ Соретекая Армия спасла мир
	победоносная  Фоветская вриин whale в
от угрозы ‘фашистского порабощения. На-
пта великая советская держава, самая мо-
гучая и сильная, служит сейчас оплотом
мира на земле. Взоры всех трудящихся с
надеждой обращены в великому советскому
народу и его вождю, светлый гений KOTO-
	рога сияет маяком лля трудящегося чело-
	речества. Все это вашло себе прекрасное
	отражение в бесчиеленных подарках, по-
лученных товарищем Сталиным от зару-
	бежных друзей.
	«А потому так получилось, что помог
 сбе жить товарищ Сталин, что жил ты по
его совету. по его хорошему слову».
	С Иосифом Виссарионовичем я лично бе-
Селовал.
	Было это в ответственное для пашего за-
вода время, в двадцать четвертом году. Из-
рестно. каким был наш завод тогда:  ма-
ленький, два-три цеха, нять—шесть ма-
стерских, крыши текут, работы невпроворот,
не знаешь, за что взяться, Страна успешно
восстанавливала народное хозяйство. А впе-
реди предстояло еще столько работы, что
дух захватывало. Ведь нигде еще никогда
не было социализма, а мы ето начали
строить. Как пойдет работа?
	Олин только человек; в мире мог ответить
на эти вопросы — товарищ Сталин.
	И вот в октябре 1924 года решили мы
пригласить родного товарища Сталина к
нам на завод. Решили попросить его’ сделать
у пас доклад. Динамовская партийная
ячейка доверила мне и еще троим товари-
там пригласить Иосифа Виссарионовича в
тости на завод.
	Ехали мы и думали; «Будет ли время у
 овариша Сталина принять нас?» Прибыли
в ПВ, прошли в приемную, смотрим: на
столе в приемной телеграммы лежат. И
столько их. сколько я за всею свою жизнь
не видел. Переглянулись мы и поняли друг
друга без слов: «Видишь, сколько дел! 910
ие все надо прочесть и решить, как посту-
пать по каждой телеграмме». Словом, не-
ловко нам стало, некстати, думаем, приеха-
ли со своим приглашением... Но вдруг лверь
открылась. и выходит к нам сам Иосиф
ДЗиесатионович.
	—- Очень хорошю,— говорит, — товари-
ити динамовцы, что вы прибыли. Заходите.
	Потом берет нас по очереди за руки, про-
водит в кабинет и просит чувствовать себя,
как дома. А кабинет его очень к этому рас-
полагает. Вее здесь очень просто...
	Иосиф Биссарионович усадил нас, пол»
двинул себе стул, присел рядом и спрани-
вает © улыбкой:

— Ну, как. дела на заводе?

Мы рассказываем о своих товарищах, о
том. в каким энтузиазмом они работают,
	несмотря ва трудности, несмотря на тяве-
лые условия.
	Товарищ Сталин головой кивает, внима-
тельно слушает. Потом глаза сощурил и го-
ворит:

— А крыша над литейным цехом у вас
худая?

Тут я поразился. «Как так? — думаю. —
Тосударственные дела, телеграмм столько, а
он крышей интересуется!» Ho Иосиф
Виссарионович так серьезно епросил о кры-
ше, что я сразу понял: ведь крыша-то над
литейным цехом-—тосударственное дело, ведь
она тоже на качество металла влияет. А ме-
	% Из статьи электросварщика А. Овчин-
никова «Моя гордость», публикуемой пол-
ностью в журнале «Знамя».
	Здесь мы видим грамоты,  свидетель-
ствующие 06 избрании товарища Сталина
	почетным гражданином Праги. Будапешта,
Софии и мнотих других городов и почет-
	OO

ным гражданином _ Румынской народной
	республики. Тут же экспонированы письма
трудящихся стран народной ‘демократии со
	словами благоларности за освобождение от
фашистского ига, ео словами любви, пре-
данности^ и уважения. Под иными пись-
мами — стопки переплетенных фолиантов.

Страницы их сенлошь испещрены подпися-
	ми. Неграмотные люди, не умевшие расии-
	сываться, ставили под письмом отнечат-
ки своих пальцев. Под письмом жителей
Северной Кореи, алресованным товаришу
Сталяну.—— свыше 16 миллионов подписей!
	Замечательны подарки товарищу Сталину
от народов нового Китая. Часть этих подар-
ков уже подготовлена к экспозиции. На 91-
ной из стен — большой фотографический
портрет Маю Цзе-дуна. На портрете этом
собственной рукой вождя китайского нарэ-
ха сделана иероглифами надпись:
	«Нашему вождю товарищу Сталину
от Мао Изе-дуна».
	Рядом — большой разнопветный, распти-
тый шелками зонт е свисающими вниз лен-
тами. Искусными руками многих китайских
мастериц на нем выншты шелком картины,
показывающие, как маньчжурские партиза-
ны помогали частям Советской Армии гро-
мить японских империалистов. Иероглифа-
ми вышиты на Зонте многозначительные
слова: «Дар великому советскому полководцу
в знак признательности за разгром Ва-
шей героической Красной Армией японских
империалистов, в знак великого бессмерт-
ного подвига освобождения Маньчжурии».

Какое бесконечное многообразие проявле-
ний любви в великому вождю веего трудя-
шегося человечества видишь здесь, в этих
залах, где воспроизведена лишь незначи-
тельная часть даров, приеланных товарищу
Сталину со всех концов земного шара!

Тут и письмо индусов © пожеланием
товарищу Сталину долгих лет здоровья на
благо всего трудящегося человечества, на-
писанное на отном единственном зернышке
	риса, и головной убор почетного индейск»-
го вожля, присланный в дар величайшему
воину И. В. Сталину, избранному почетным
вождем индейских племен, и «Краткий курсе
истории ВКП(б)». подпольно. изданный в
Албании в дни войны) На книжке — пуле-
вая пробоина. Эту книгу неведомый парти-
зан Албании носил на груди до своего пс-
следнего часа, и фапгистекая пуля, сразив-
шая его, пробила и книгу. Тут и реликвия
борцов венгерской революции 1848—1849
годов-—старинная фляга, присланная пионе-
рами Будапешта; тут и символ отваги и
мужества -—— горские — топорики-валашки,
присланные партизанами Чехословакии: тут
и трость © набалдашником, искусно выто-
ченным из слоновой кости в виде львиной
головы, приславная негром из Южной
Африки...

В начале этой статьи мы рассказали
историю одного из подарков товарищу
Сталину — простой трубки, изготовленной
умельнами-воинами в дни борьбы за Сталин-
град. Каждая из выставленных в музее ве-
‚щей имеет свою и, вероятно, не менее инте-
‘ресную историю. Й все эти многообразные
дары, присланные от чистого сердца. — ла-
	ры благодарности и 0беззаветной любви —
	наглядное свидетельство тех благородных
чувств, которые трудящиеся люди Beero
земного шара питают к советскому народу
И его великому вождю.
	Борис ROJIEBOR.
	Нельзя без волнения осматривать подар-
ки товарищу Сталину, присланные в дни
Велнкой Отечественной войны. В те суро-
вые тбды, когда в напряженном единобор-
стве со весми ударными силами фапгизма
Советская Армия решала судьбу нашей
Родины, на товарища Сталина, руководив-
шего советским фронтом и тылом, е надеж-
дой были обращены взоры всего человече-
ства. Подарки военных лет отлично отража-
ют мысли и чувства советских патриотов,
готовых все отдать во имя свозй великой
	‚матери-Родины.
		*
Сталин! Это имя самое близкое и дорогое
	для миллионов советеких людеи — строите-
леи коммунизма.
	Сталин! Это имя самое уважземое и чти-
мое миллионами трудящихся етран новой
демократии, освобожденных доблестной Co-
ветской Армией от фашистских пути ра-
достно закладывающих основы социализма.
	Сталин! № нему ев’ надеждой обращены
сейчас взоры всех простых людей земного
	  тара, всех, кому дорога евобода и подлин-
	ная демократия, всех, кто ненавидит войну
и мечтает о прочном и длительном мире.
	И эта великая любовь советских людей и
миллионов простых тружеников, населяю-
цих нашу планету, к вождю советского на-
рода и лучшему другу всего прогрессивного
человечества нашла свое ярчайшее отра-
жение на выставке подарков товарищу
Сталину.

Подарки эти, присланпые со всех концов
советской страны, изо всех, даже из сомых
отдаленных уголков, земного шара, беско-
нечно разнообразны по форме и по содержа-
нию. Рядом с великолепными шедеврами
народного творчества, созданными искус-
нейшими ткачами, ковровщицами, чекан-
щиками, резчиками, вышивальщицами, пе-
реплетчиками, выставлены вещи проетые,
подчас наивные. Но все собранные здесь
предметы посланы от чистого сердца. Вели-
кая любовь к большевистской партии, Е
товарищу Сталину волила руками, изго-
товлявштими их. Люди, трудившиеся над
ними, вложили в эти подарки частицу
своего сердца, пламень своей души, свои
мечтет и чаяния.
	Нервые залы, в которых выставлены
подарки трудящихся советской страны,
представляют собой как бы овоществленные
вехи истории нашего социалистического
тосударетва, историю укрепления дружбы
народов. истории побед социализма.
	Рядом се первым электромотором, выпу-
щенным рабочими одного из заводов, лежит
кусок рельса, прокатанного во вновь по-
строенном цехе.
	Нельзя 093 волнения проходить мимо
этих овешествленных показателей роста и
побол социалистической индустрии.
	Пекоторые из этих иодарков удивляют и
поражают. Рабочие оптического завода «Гео-
физика» подарили, например, товарищу
Сталану изготовленные ими микроскоп и
	предметное стекло, на котором с норази-
	Над морем, над степями ветровыми,
Над ледниковой горной крутизной
Звучит, товарищ Сталин, Ваше имя
В просторах необ’ятности земной.
	Любовь и нежность матери-отчизны
Сегодня Вам несут ее сыны.
Ведь семь десятилетий Вашей жизни
Столетиям в истории равны.
	Ваш подвиг благородный, величавый
Не выразить ни песне, ни словам.
Ведь всем своим величием и славой
Наоод обязан Ленину и Вам.
	Бессмертного заветы год от года

Вы воплощали в славные дела,

И в слове КОММУНИЗМ любовь народа
Два ваших светлых имени слила.
	ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ
ЛАТВИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
	РИГА, 7. (Корр. «Правды»). эЭлектриче-
ская энергия вее больше внедряется в сель-
ское хозяйство республики. 3a последние
полтора месяца электрифицированы две ма-
пинно-тракторные станции, три совхоза,
ряд колхозов. В декабре ток получат еще
одна МТС и несколько совхозов и колхозов.
	Началось строительство межколхозных
гидроэлектроетанций. В Гулбенском уезд
строится станция. которая будет обслужи-
вать 17 сельскохозяйственных артелей. Ве-
дутся подготовительные работы по строи-
	тельству двух межколхозных гидроэлектро-
станций — в Валкеком и Екабпилеском
	уездах.
	Вот простой фотоальбом, присланный
товарищу Сталину от солдат и офицеров
Сталинградского фронта, в котором воспро-
извалены эпизоды великой эпопеи. являю-
щейся венцом военного искусства. Вот дру-
той альбом, в котором снимки легендарной
«трассы жизни», сооруженной по приказу
вождя на льду Ладожского озера для спасе-
ния осажденного Ленинграда. Вот маетер-
ски выполненные модели советских пушек,
танков, знаменитой «Катюши» и другого
оружия, которым шедро оснащал советский
тыл Советскую Армию.
	А сколько тут екромных подарков OT
отдельных людей, подарков, в которых
раскрываются честные, преданные делу со-
циализма, верные сердца советских натрио-
тов! 73-летняя учительница-пенснонерка
А. С. Павлова послала товарищу Сталину
серебряную спичечницу. «Мудрейшему ру-
говодителю доблестной Красной Армии,
вождю и учителю всех народов, — писала
она в своем письме,— за изгон от Москвы
злейшего и коварного врага всего челове-
чества Гитлера».
	А вот подарок гвардии старшины Игоря
Никольского — затейливая коробочка для
табака, с любовью сделанная из прозрач-
ного плексиглаеса. На крышке этой коробоч-
ки изображен орден Победы, а на доныш-
ке — контурная карта великого пути, про-
Яэланного Советской Армией от Москвы до
Берлина, и рядом письмо этого воина, нро-
сетое и горячее:
	«Я, участник войны, прошедший с на-
чала и до конца ее тяжелый путь, решил
отблагодарить Вае за победу... Коробочка
для табака сделана из материала немецкого
самолета. Я не ювелир, мой инетрумент—
шило, ножик, сверло и кисть, а мастер-
ская—свежий воздух. Как мог, так и сде-
лал. В коробочке этой нет золота и драго-
пенностей. В ней любовь русского солдата
к своему предводителю — Генералиссимусу
Сталину. Примите мой подарок от солдата
	Великой Отечественной войны. Шисал, как
думал. Делал, как мог».
	ВОЖЛЮ НАРОДОВ
	Всех, кто чернить святую цель посмели,
Гнев миллионов смел с лица земли.
Вы чистоту и ясность нашей цели

От происков врагов оберегли.
	Их побеждал Ваш светоносный гений,
Как солнце побеждает силы тьмы.

В рабочих будкях и в огне сражений,
На Вас равняясь, научились мы
	По-сталински смотреть на мир широко,
Событий предугадывая ход;
По-сталински, без страха и упрека,
Служить народу, верить в свой народ.
	Мы прожитые годы не забудем.

Их светлый след в сердцах неизгладим.
За то, чтоб жили Вы на радость людям,
Мы кровь свою по капле отдадим.
	Все сбывалось, сбывается и сбудется по
	его слову.
А. ОВЧИННИКОВ.

Электросварщик Московского ордена
Ленина и ордена Трудового Красного
	Знамени завода «Динамо» имени
С. М. Кирова.
	БРЯНСК, 7. (Норр. «Правды»). Вол-
лектив Брянского завода сельскохозяйст-
венных машин заверитил выполнение годо-
вой производственной программы в начале
ноября. В этому времени более тысячи ста-
хановцев предприятия выполнили - CBOH
пятилетние нормы, а лучшие из них —
строгальщик тов. Терехов,  жестянщик
тов. Костиков, кузнецы т.т. Бычков и
Потапов — выработали c 1946 года по
восемь — девять тодовых норм.

В ноябре брянекие строители сельскохо-
зяйственных машин выработали продукции
в счет 1950 года на несколько миллионов
рублей.

k *%ф *
	МОГИЛЕВ, 7. (По телефону). Могилев-
ский кожевенный завод имени Сталина до-
срочно выполнил годовой производственный
план. к
	Коллектив предприятия взял на себя
обязательство до конца года выпустить

сверх плана продукции еще на 1 миллион
рублей.
# Е *

СЕМИПАЛАТИНСК, 7. (Корр. «Правды»).
Коллектив фабрики первичной переработки
шерсти досрочно выполнил годовой план и
решил до конца года выдать для легкой про-
мышленности страны на десятки миллионов
рублей сверхплановой продукции. За счет
экономии сырья, материалов, электроэнергии
и удешевления работ с начала года сэконом-
лено 2 миллиона рублей.

Завершила годовой план также хлоп-
копрядильная фабрика. Десять бригад ее
соревнуются за выпуск продукции отлич-
ного качества. Первенство в соревновании
признано за бригадой ватерного цеха Га-
лины Шароновой. Только за поеледний ме-
еяц она выработала сверх плана свыше
	2 тонн пряжи и всю продукцию выпускает
первым сортом.
	ПОСЕЛКИ ХЛОПКОРОБОВ
	АШХАБАД, 7. (Корр. «Правды»). Десять
пет назал на карте Тахтинского района, Т8-
	щаузекюй области, появилось название 1.
	селка «Яхтылык». Этот поселок растет п
блатоустраивается. Ha его улицах —  6
нистые тополя, на усадьбах колхозников
пошли в рост фруктовые сады и виноград

ники. Фруктовыми деревьями  обсажены
арыки.

Сейчас в Ташаузекой области для хлопко-
робов строится @ще ряд новых поселков,
Закончено строительство 13 таких поселков
в Ленинском районе. В новые дома вселились
колхозники сельхозартелей имени  Сталииз,
«Коммунист», «Комсомол». Благоустроенные
жилища получили в этом году три тысячи
колхозных семей.

—б—-
	ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ НАРОДОВ СЕВЕРА
	ЛЕНИНГРАД, 7. (Корр. «Правды»). В 0
даленные районы Ёрайнего Севера напра5-
ляется литература, изданная в Ленинграде
Народы, не имевитие до революции своей
	письменноети, читают книги на родно*
языке.
	Ленинградское отделение Учебно-педаго“
гического издательства в этом тоду выпу“
CTHAO буквари на языках народов Севера,
произведения классиков русской литерату“
ры и советских писателей.

На эвенкийском, нанайском и хантьй-
ском языках готовится к печати книга
«Штурм Зимнего». Выходят из печати прег
назначенные для школьников младших

классов «Ненецкие сказки» и рассказы 424
детей Л. Н. Толетого.
		Досрочно выполнили годовой план
	БИЕВ, 7. (Норр. «Правды»). Выполняя
свои социалистические обязательства, са-
харники Украины выработали нынче на
цесятки миллионов пудов сахара больше,
чем в прошлом году.

34 завода уже выполнили годовой план.
Среди них — Удычекий завод Винницкого
сахаротреета. Воллективу этого завода за
работу в октябре присуждены переходящее
знамя Совета Министров СССР и первая пре-
мия. Завершил годовой план выработки са-
хара Львовский сахаротрест.
		АЛМА-АТА, 7. (Корр. «Правды»). Вол-
лектив Алма-Атинекого плодо-консервного
комбината досрочно выполнил годовой про-
изводетвенный план.

Болыпих производственных успехов до-
бился Бостандыкский консервный завод Юж-
но-Казахстанской области. Он уже вылал
сверх годового задания сотни тысяч банох
консервов. Высококачественные ECMILITDI,
варенья, джемы, томаты с маркой Бостан-
дыкекого завода известны далеко за преде-
лами республики. Десятки вагонов фрукто-
вых излелий Южного Казахстана отправле-
ны на Лальний Восток, в Сибирь и другие
районы страны.

х я

ТБИЛИСИ, 7. (По телефону). Коллектив,
тЗилисской камвольно-суконной фабрики
«Советская Грузия» первым среди предприя-
тий республики выполнил годовой план в
натуре. По валовой продукции годовой план
фабрикой завершен еще в октябре. Фабрика
дала свыше пяти миллионов рублей сверх-
плановой прибыли.

; %& *
	МУНСК. 7. (По телефону). Рабочие сло-
	нимекой картонной фабрики «Альдертин»
тобились большой производственной побе-
	ты — досрочно выполнили годовой произ-
волетвенный глан.
	Мы возмужали, счастье созилая.
	И жизнь в труде полна и хороша.
Нам светит Ваша вечно молодая,
Над временем летяшая душа.
	Настанет, в песнях солнечных
	воспетый,
Обетованный, долгожданный час,
	Когда, исполнив Ленина заветы,
В мир коммунизма Вы введете нас.
	Союз сердец об’единит народы.
	Дороги горя порастут быльем.
Свои незабываемые голы
	Мы СТАЛИНСКОЙ ЭПОхХОюЮ зовем.
	Алексей СУРКОВ.
	НОВЫЕ ^АЕБЕЛЬНЫЕ ФАБРИКИ
	МИНСК, 7. (Норр. «Правды»). 108%
механизированная = мебельная  фабрим
«Победа» построена в Могилеве. Она ВЫП
стила первую продукцию. Построена ®
вступает в строй Ганцевичекая мебельная
бабрика в Пинекой облаети.