9 ДЕКАБРЯ 1949 г., № 343 (11450)
	та стене часы. Библиотека
небольшая. Чистота. Уют.
	От стремительного века
Ходики не отстают:
	TPABZA

МОСКВА, КРЕМЛЬ
	1ворец народного счастья
	общественное хозяйство. Оно и тольво оно
является иеточником зажиточной и RYIb-
турной жизни колхозников. Товариш Сталин
указывал нам на необходимость честно тру-
длиться, всеми силами укреплять обществен-
ное хозяйетво колхозов, честно выполнять
свои обязательства перед рабоче-крестьян-
ским тоеударетвом.
	С той поры проитло оЕоло пятнадцати
лет. Идя по сталинскому пути, колхознсе
крестьянство добилось огромных успехов.
Яркое тому подтверждение — трудовые
победы нашего колхоза, одного из десятков
и сотен тысяч.
  Menarn пол а таботат ппалратателем кол-
	Много лет я работаю председателем кол-
хоза. Указания товарища Сталина, являются
для меня путеводной звездой. Строго
соблюдая сталинский Устав сельскохозяй-
ственной артели, мы неустанно укренляем
общественное хозяйство, поднимаем уро-
жайность полей и продуктивность живот-
новодетва. В текущем году, внедряя в про-
изводетво достижения мичуринской науки
и передовой опыт, мы собрали озимой ржи
по 30 центнеров с каждого гектара и 03и-
мой пшеницы—по 28 центнеров с гектара.
Урожай многолетних трав составил шесть
центнеров семян с гектара.
	Выйдешь летом на колхозные 10-14 —
радуется сердце. На степных просторах
мощные тракторы и комбайны, автомобили,
культиваторы, сеялки. Эти машины дал нам
товариш Сталин, создавитий МТС, открыв-
ший в них опорные пункты по сопиалиети-
ческому переустройству деревни. Распола-
гая богатейшей техникой, вооруженные пе-
редовой наукой, мы пойдем вперед, к неви-
данному росту урожайности.
	Тотовяеь в семидесятилетию со дня рож-
дения товарища Сталина, наши колхозни-
ки дали слово — довести в ближайшие годы
средний урожай зерновых со всей площади
до 50 центнеров © гектара. Мы твердо
верим, что эта задача под силу колхозу
и она будет осуществлена.
	С нашими людьми, с напгими колхозника-
ми, воспитанными партией и товарищем
Сталиным, можно творить чудеса. В колхозе
у нас 40 коммунистов и 85 комсомольцев.
Они, как и подобает. сельским вожакам, ве-
дут за собой всех колхозников, увлекают
их на трудовые подвиги. Вот бригадиры
первой и третьей полеводческих бригад
братья Ашанины. Они удостоены звания
Героя Социалистического Труда. Колхозный
строй дал им богатырскую силу. Владея
основами науки, они собирают средние урэ-
man по 30 и более центнеров с гектара.
Простая колхозница Валентина Соканила
получила в текущем году урожай пшени-
цы по 45 центнеров с гектара. Звенъевая
коммунистка Валентина Попкова собрала
по 44 центнера пшеницы с тектата.
	Людей с подобным опытом, с большим
агрономическим кругозором в нашем колхо-
зе очечь много.
	Вепоминаются слова товарища Сталина,
	произнесенные с трибуны ЛУП  с’езда
BREA(6).
«Старзя деревня, -— говорил ‘товарищ
	Сталин, —с ее церковью на самом видном
месте, е ее лучшими домами урядника,
попа, кулака на первом плане, с ее полу-
разваленными избами крестьян на заднем
плане — начинает исчезать. На ее место
выступает новая деревня с ее общественно-
хозяйственными постройками, с ее клубами,
радио, кино, школами, библиотеками и ясля-
ми, с ее тракторами, комбайнами, молотит-
ками, автомобилями. Исчезли старые знат-
ные фигуры кулака-эксплоататора, ростов-
щика-кровососа, купца-спекулянта, батюш-
ки-урядника. Теперь знатными людьми
являются деятели колхозов и совхозов,
школ и клубов, старшие трактористы да
комбайнеры, бригадиры по полеводетву и
животноводству, лучшие ударники и удар-
ницы колхозных полей».
	Товарищ Сталин вырастил в деревне
совершенно новых людей, новых вре-
стьян, которых не знала история чело-
вечества. Вот рядовые колхозницы-—доярки
налнего колхоза Клавдия Ситухина, На-
	социалистическим планированием. . Ясно,
что эти взгляды являютея по сути дела от-
Ba30M OF настоящего планирования и ведут
Б развязыванию капиталиетических эле-
ментов и полной капитуляции перед ними,

Планирование народного хозяйства в
етранах народной демократии является
одБой из основных функций социалистиче-
ского государства, важнейшим инструмен-
том пролетарской диктатуры по проведе-
нию в жизнь, согласно классической фор-
мулировке товарища Сталина, одной из трех
основных сторон пролетарской диктатуры,
которой является «использование власти
пролетариата для организации социализ-
ма, для уничтожения классов, для перехода
в’ общество без классов...» (И. Сталин.
«Вопросы  ленинизма», издание XI,
	etp. 117).

Поэтому планирование в странах народ-
ной лемонратии, язляющихея государства-
ми социалистического типа, не является и
на может являться чем-то средним между
напиталистической анархизвй и советским
планиреванием, а поедставляет собой социа-
пистичесное планирование, однотипное по
cBocmy классовому существу с советским
планированием.
	Понятно, что планирование в странах
народной демократии, в которых воциализм
еще окончательно не победил, где сильны
еще кзпиталистические элементы, сильно
отличается от советского планирования в
теперешний период развития советского го-
сударства, где социализи окончательно
победил и тле на основе уже проведенной
ликвилации  антагонистических классов
идет быстрое продвижение по пути кБ Ком-
	МУНИЗМУ.
	талья Першуткина, Алексанара Басянина.
Они налаивают от каждой коровы свыше
трех тысяч литров молокз в год. эти молодые
труженицы получили He только общее
образование в нашей советской школе. Onn
получили и специальное зоотехничесвое
образование. Блавлия Ситухина, Наталья

Пертиуткина, Александра Васянина обла-
	‘дают умением проанализировать качество
	корма и составить кормовой рацион в с00т-
ветствии с. индивидуальными особенностями
каждого животного.

Само собой разумеется, что. не только В
нашем колхозе выросли такие люди. Стоит
побеседовать с колхозником любой артели,
как сразу бросаются в тлаза его ши-
рокий культурный кругозор, его стремле-
ние к новому, его умение применить это
новое. в жизни, его понимание обществен-
ной значимости своего труда.
	Товарищ Сталин учит всех ЕолхозЗников
трудиться честно, беречь колхозное добро,
хорошо обрабатывать землю.
	Мы рады доложить товарищу Сталину,
что колхозники нашей артели своим чест-
ным трудом создали такое хозяйство, . KOTO-
рое обеспечило зажиточную и культурную
жизнь. Как и в прошлом году, мы досрочно
выполнили обязательства перед государ-
ством, дали Родине многие тысячи пудов
зерна, много масла, мяса, яиц и других про-
дуктов. Давным-давно созданы уже семен-
ные, фуражные и другие общественные фон-
ды, предусмотренные Уставом сельскохозяй-
ственной артели. Сейчас мы выдаем на каж-
дый трудодень по шесть килограммов ржи и
пненицы, не считая денег.
	В эти дни, когла вся советская стра-
на ‘охвачена могучим производственным
под’емом, наши мысли и чувства обращены
к товарищу Сталину — творцу колхозного
счастья. Товариш Сталин учит нае не
успокаиваться на достигнутом, не зазна-
ваться, а итти вперед, завоевывать все новые
и новые высоты в борьбе за победу комму-
низма. Мы свято выполняем указания
товарища Сталина. Сегодня наптих колхоз-
ников уже не удовлетворяют ни урожаи в
30 центнеров с гектара, ни удой в три ты-
сячи литров молока от коровы.
	Наш колхоз похож на огромную лабора-
торию. Колхозники под руководством трех
агрономов ставят множество опытов по
улучшению семенного дела, выращивают для
государства самые хорошие сорта зерновых
культур и трав.

Не очень давно нали колхоз посетили бол-
гарекие крестьяне. Двое суток они осма-
тривали налие хозяйство, видели обществен-
ный скот, постройки, культурно-бытовые
учреждения. Болгарские друзья побывали
в большинстве домов колхозников. Они уви-
дели совершенно новую деревню, созданную
при колхозном строе: ровные, широкие ули-
цы, новые дома, красивые общественные
здания, спортивные сооружения.
	Болгарские крестьяне восхишались иа-
шими славными кадрами: бригадирами,
звеньевыми, заведующими фермами. Они
задавали много разных вопросов. Особенно
спрашивали, откуда в колхозе траеторы и
автомобили, различные станки, где научи-
лись наши люди искусству индустриаль-
ното труда. Мы отвечали гостям от всей
цуни: тракторы, автомобили, как и всю
радостную жизнь, дал товарищ Сталин.
Открытый им колхозный путь явился пря-
мой дорогой в счастью.
	Радостно сознавать, что. опыт советских
крестьян, их пример служит великому делу
строительства социализма в странах народ-
ной демократии.
	Мы многого достигли, многое завоевали.
	Товарищ Сталин вдохновлял нас на вели-
кую борьбу за социалистическое переустрой-
ство деревни, за создание и укрепление кол-
хозного строя. С именем товарища Сталина
мы твердо и уверенно пойдем внеред,
к победе коммунизма.
	С. КОРОТКОВ.
Герой Социалистического Труда,

председатель колхоза имени
Сталина, Чувашской АССР.
	что не могут. В той или иной степени новая
экономичесвая политика с ее рыночными
связями и использованием этих рыночных
связей абсолютно необходима для каждой
капиталистичесвой страны в период дик-

татуры. пролетариата» (И. Сталин. Coa.,
Т. 11. стр. 145).
	ВБ странах народной демократии в раз-
личные периоды в различной степени до-
пущены и использованы рыночные связи,
причем государство, обладая командными
высотами экономической жизни. обеспечи-
	взет постоянный рост социалистичеекого
сектора в народном хозяйстве, проведение
планового начала в хозяйстве страны и про-
двихение к социализму. Допущение и

иснользование рыночных связей при одно-
временном обладании государством команд-
ными высотами экономики стало действи-
тельностью в странах народной демократии
в отличие от СССР, минуя стадию военного
коммунизма, неизбежность которого во мно-
гом была вызвана ожесточенной граждан-
ской войной и интервенцией. Страны на-
родной демократии благодаря могуществен-
ной помощи Советского Сотоза избежали
озвесточенной гражданекой войны и воору-
женной. империалистической интервенции
и, используя опыт Советекого Союза, су-
мели в основном правильно разрешить во-
просы своего экономического развития,
оставляя сначала в хозяйстве страны на
определенных участках и определенных
условиях капиталистические элементы, а
ззтем, укрепив обладание командными вы-
ботами, перешли в наступлениг, постенен-
но ограничивая и вытесняя, а на некоторых
решающих участках и ликвидируя капита-
листический сектор. Так же как в CCCP p
период нэпа, в странах народной: демокра-
тии социалистическое планирование прохо-
хит в условиях сложного переплетения раз-
личных типов общественно-экономического
уклада (социализм, частнохозяйственный
капитализм и отчасти тосударственный ка-
питализм, мелкотоварное производство, а в
некоторых странах и патриархальное хо-
зяйство). Яено, что в этих условиях основ-
ной задачей планирования является таное
всемерное развитие производительных сил
страны, которое более всего благоприят-
ствует ликвидации капиталистических эле-
	Председателю Совета Министров СССР
	: - Gdn Бы BD Бозорави GU  презалеонасоь
77 О в З р U Uj у в нашей деревне, то’уже за много кило-
метров увидите сотни электрических огней.

Подойдите поближе, и вы увидите новые
аккуратные  палисадники, линии

Иосифу Виссарионовичу   28 ie  means am
дома. аккуратные  палисадники, линии
электропроводов и множество радиоантенн.
Остановитесь на минутку и прислушайтесь.
Вы уловите рокот моторов, различите раз-
меренные звуки станков. Войдя в село, вы
увидите большой клуб co стационарной
киноустановкой, школу, больницу, родиль-
ный дом, детские ясли. типографию. Веевоз-
можные мастерские — механические, сто-
лярные. Первоклассные фермы с полнейшей
механизацией...

Зайдем в первую попавшуюся избу. Мы
увидим людей, которые склонились нал
книгой,-— они познают науку и передовой
опыт.
	Да разве пересчитаешь все, что создано
колхозным строем в нашей и тысячах ей
подобных деревнях! А ведь раньше ничего
этого не было и в помине. В делах уездной
земской управы значится, что до революции
крестьяне нашего села вместе с кулапкими
хозяйствами в самый урожайный эгод со-
брали 13.275 пудов зерна. Нынешним ле-
TOM на той ке земле мы, колхозники, со-
брали 84 тысячи пудов зерна.
	В 1913 году во веем селе обучалось
12 человек, из них в четвертом классе —
веего лишь три человека. А сегодня в вели-
колепном здании средней школы, построен-
ном силами колхоза, обучается 412 чело-
век. Свыше 30 учителей, врачей, агронз-
мов, зоотехников работают сейчас в нашем
селе.
	Ато же навсегда избавил нас от темноты
и бесправия, от нищеты и вымирания, кто
вывел крестьянина на дорогу небывалого
расцвета? Успехи нашего колхоза, как и
всего колхозного строя, связаны © родным
и дорогим именем товарища Сталина. Вы-
полняя заветы Ленина, товариш Сталин
вывел крестьянство на Колхозный путь.
Он вооружил наше сельское ` хозяйство
первоклассной техникой. Он разработал
Устав  сельскохозяйственной артели, на-
званный в народе Сталинским и ставший
основным, высшим законом строительства
социализма в деревне.

В жизня каждого человека бывают дни,
которые остаются в памяти на всю жизнь.
Такими для меня были дни, когда я уча-
ствовал в работах второго Всесоюзного с’езда
колхозников-ударников. Тогла, в 1935 году,
я впервые увидел великого Сталина. слушал
его мудрые речи, был согрет его теплом и
лаской. Меня избрали в президиум с’езда.
Никогда не забуду, как товарши Сталин
на протяжении всей работы с’езда беседовал
с каждым из нас, давал отеческие советы и
указания о том, как правильно построить
работу в колхозах, как поднимать урожай-
ность. как лучше обрабатывать поля, как
развивать и укреплять общественное хозяй-
CTBO КОЛХОЗА.
	В один из дней товарищ Сталин предло-
жил мне продоедательствовать на вечернем
заседании е”езла. Взволнованный, я немного
растерялся. Товарищ Сталин подошел ко
мне, положил руку на плечо и с какой-
то особенной теплотой сказал: ничего, не
волнуйтесь, получится хорошо. Ободренный
товарищем Сталиным, я почувствовал силу
и уверенность.
	Ha с’езде меня избрали в комиссию по
рассмотрению Примерного устава сельскохо-
зяйственной артели. Эту комиссию возгаав-
лял Иосиф Виссарионович. Нужие было ви-
деть, с каким вниманием он прислуптивалея
к каждому замечанию колхозников, как чут-
ко относился к выступлениям простых
лтодей. .

Товарищ Сталин говорил нам: «Мы с вами
пишем законы. А Устав — это высший
закон, основной закон построения нового
общества в деревне». Он указал нам на
главное в Уставе, как и во всей колхозной
жизни,— на правильное сочетание личных
интересов колхозников с общественными
интересами колхоза, назвав это ключом к
укреплению колхозов. Главное в колхозе—
	рования

Докладываем Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, что рыбаки-колхозники и рабо-
чие рыбной промышленности Гурьевской области Казахской ССР досрочно выполнили
тодовой государственный нлан по вылову рыбы и добыче морского зверя. По состоянию
на 25 ноября сего года план по добыче рыбы рыболовецкими колхозами облаети вы-
полнен на 105,6 процента, по государственному лову — на 101,3 процента и план
добычи и заготовки морского зверя -—— на 105,4 процента.
	В текушем году в области добыто рыбы и морского зверя на 413 тысяч пудов
больше, чем за соответствующий период прошлого года, и на 340 тысяч пудов больше,
	чем за весь 1948 год.
	Старая ткачиха много ACT
Во-время по ним встает чуть свет.
	А она-—в труде ревнитель строгий-
Обгоняет пятилетки сроки.
	В комнате живет она
И одна, и не одна:
В Фотографиях стена.
	Вот с рабочей кепкою в руке,
В праздничном суконном пиджаке
Myx — давно покойный — с нею рядом,
С нею — молодой, нарядной.
	Вот—внучбнок, снявшийся в Артеке,
Вот—весь в лентах пулеметных брат
На ступеньках Смольного. Навеки

Светел и правдив солдатский взгляд.
	Вот—по белой форменке матросской
Лег на плечи синий воротник-

Белые по синему полоски
Легкой пене на волнах сродни,
	Это—сын
(Ему двадцатый год).
Бескозырка-—набок, грудь вперед.
	Слева—с мужем-инженером дочка,
И опять она—среди подруг.
Вот—племянник-слесарь. Хоть

не очень
Он велик еше, но в пальцы рук
В’елись темные пылинки стали.
	Много карточек...
И среди них одна,

Где закуривает трубку Сталин.

В скромной рамке под стеклом она.
	Поднесенный к трубке по привычке
Жаркий огонек на тонкой спичке-
Нашего спокойствия порукой-—
Вспыхнул словно белый лепесток,-
И его над этой мирной трубкой
Видит Запад и Восток,
	Всем известно-
Никакой на свете
Потушить его не сможет ветер.
	В этот зимний вечер, белый, тихий,
Управдом наведался к ткачихе,
	Поглядел, рукой багет потрогал:

— Эту карточку— повыше бы немного,
Катерина Тихоновна, надо,

Или. пусть отдельно на столе стоит..-
На него она блеснула взглядом:

— Тут, милок, все—близкие мои...
	Дым над сталинскою трубкой тает,
За окном-— вечерние огни,

Год считай—никто не сосчитает
На земле у Сталина родни,
	Степан ШИПАЧЕВ,
ЕВ Е НЕ ИР
	В КОМИТЕТЕ ПО СТАЛИНСКИМ
ПРЕММЯМ :
	Вчерз состоялось очередное пленарное
заседание Комитета по Сталинским пре-
миям в области искусства и литературы
при Совете Министров СССР. Комитет 3a-
слушал доклады о работе секций, на KOTO
рых были обсуждены произведения живопи-
си, скульптуры, графики, литературы и му-
зыки, а также новые спектакли, представ-
ленные на соискание Сталинских премий
	за 1949 год.
—()}-—
	О НОВОГОДНЕЙ ЕЛКЕ
ПЛЯ ДЕТЕЙ
	Секретариат ВЦСНЫС принял решение 0
проведении новогодней елки в Москве. Но-
Богодняя елка будет организована в Колон-
ном зале Дома союзов © 29 декабря 1949
года по 15 января 1950 года включительно.
За это время елку посетят свыше 88.000 де-
тей рабочих и служащих. (ТАСС).
	узнтсв, переходу мелиотсварного производ-
ства на социалистичесний путь и полной
победе социализма.
		Государственный лов и рыболовецкие колхозы добились в 1949 году пе только
выполнения, но и значительного перевыполнения уровня добычи, запланированного
на 1950 год. выполнив таким образом пятилетней план по уровню добычи рыбы
	В четыре гола.
	Справились © выполнением плана екупа и заготовки рыбы также предприятия
государетвенной промышленности. Урало-Баспийский гоерыбтрест выполнил план на
105,2 процента, Каспийский рыбо-зверобойный трест — на 104,6 процента.

Предприятия Урало-Каспийского и Каспийского рыбо-зверобойного госрыбтрестов

значительно увеличили в текущем году выпуск улучшенного ассортимента рыбных
изделий. За 11 месяцев по области выработано свежемороженой рыбной продукции

больше, чем установлено годовым планом, на 80 тысяч пудов, копченых изделий — на
29 тысяч пудов, сала морского зверя — на 4.686 пудов. Рыбных консервов выработано

больше соответствующего периода прошлого года на 2.481 тысячу банок.
	Предприятия рыбной промышленности за 9 ‘месяцев текущего года дали стране
31.206 тысяч рублей социалистических накоплений.
	Добыча рыбы в области в настоящее время продолжается.
	Рыбаки-колхозники и рабочие государственного лова, подечитав свои возможно-
сти, приняли на себя обязательство выловить до конца года и сдать сверх плана госу-
дарству всего не менее 300 тысяч пудов рыбы. До конца года также будет выработано
значительное количество еверхплановой рыбной продукции улучшенного качества.
	Заверяем Вас, товарищ Сталин, что эти обязательства рыбаков-колхозников и
работников рыбной промышленности Гурьевской области будут © честью выполнены.
	Секретарь Гурьевского обкома КП(б) Казахстана ГАЛИЕВ.

Председатель исполкома областного Совета депутатов трудящихся ШАРИПОВ.
Начальник областного управления моторно-рыболовных станций ДЖАЗЫКБАЕВ.
	Управляющий Урало-Каспийским госрыбтрестом РОТАНЬ.
Управляющий Каспийским рыбо-зверобойным трестом МАКСЯЧКИН.
		накануне великои даты
	МИНСК, 8. (Норр. «Правды»). Трудя-
щиеся столицы Белоруссии готовятся до-
стойно отметить 70-летие великого вождя
и учителя советского народа товарища
Сталина.

Более 500 лекторов и докладчиков рас-
сказывают на предприятиях, в учреждени-
ях, учебных заведениях города о жизни и
деятельности товарища Сталина. Свыше
200 лекций и докладов прочитано на темы:
«Великое содружество В. И. Ленина и
И. В. Сталина», «Товарищ Сталин о совет-
ском патриотизме и национальной гордости
советских людей», «Ленин и Сталин — с03-
датели Белорусского Советского  государ-
ства», «Развитие товарищем Сталиным
	ленинского учения о возможности построе-
ния сопиализма в СССР».

В городе создано более двух тысяч круж-
ков, в которых трудящиеся изучают био-
графию товарища Сталина.

В высших учебных заведениях и в Ака-
демии наук Белорусской ССР готовятся на-
учные сессии и студенческие конференции,
посвященные 70-летию товарища Сталина.

В Доме партийного просвещения, в рай-
онных парткабинетах, во всех библиотеках
города, в ззводеких клубах организованы
фотовитрины, выставки Ениг, плакатов,
картин, отображающие жизнь и деятель-
ность великого Сталина.
	Новые музыкальные произведения 0
товарище Сталине написали композиторы
Башкирии. «Песня © Сталине», «Слава
Сталину», «Вантата о Сталине» — так на-
зываются произведения башкирских компо-
зиторов т.т. Ахметова; Заимова, Исмагилова
и других. Заслуженный деятель искусств
Башкирекой АССР композитор тов. Валеев в
70-летию И. В. Сталина написал музыку
для хора и оркестра «Слово приветствия».

И
			`БАНКИРСКИЕ ПЕСНИ О СТАЛИНЕ
	УФА, 8. (Корр. «Правды»). Много песен
сложил башкирский народ 0 великом
Сталине. Работники республиканского До-
ма народного творчества, Института лите-
ратуры, языка и истории, писатели собрали
в этом году в районах республики более
ста песен. Авторы их -— рабочие, колхоз-
ники, учителя, учащиеся. Песни о родном
и любимом вожде сложили рабочий
тов. Юмагужин. колхозница из дерев-
ни Иткол Самига Игибаева, учительница

Хазиня Сырлыбаева и другие.
	КИНОФЕСТИВАЛЬ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ВЕЛИКОМУ ПОЛКОВОДЦУ
ЧВАЛОВ, 8. (Корр. «Правды»). В кино-! ма «Оборона Царицына». Затем будут по-
	театре окружного Дома офицера началея
кинофестиваль, посвященный полководче-
скому гению товарища Сталина.
Винофестиваль открылся вступитель-
ным словом о полководческом искусстве
товариша Сталина и демонстрацией филь-
	казаны кинокартины: «Влятва», «Третий
удар», «Сталинградская битва» и друтие.

Демонстрация художественных и доку-
ментальных фильмов будет сопровождаться
выступлением лекторов и участников Ве-
ликой Отечественной войны.

№ вопросу об основах плани
	в странах народной демократии
	oo 9
ГИЛЯРЫ МИНИ
	Член Политбюро ЦК Польской
об’ единенной рабочей ‘партии
		Правильное решение вопроса о планиро-
вании в странах народной демократии может
быть дано только на основе марксиетеко-
ленинского определения классовой сущно-
сти госудатетва в этих странах. Возникно-
вение. стран народной демократии и после-
довательный ход их развития к социализму
требовали решения ряда теоретических во-
просов, касзющихся классовой природы го-
суларетва в этих странах.
	Развернутое решение этих вопросов было,
как известно, дано товарищем Димитровым
в его докладе на У с’езде Болгаревой ком-
партии и товарищем Берутом в его докладе
на Г с’езде Цольекой об’единенной рабочей
партии. Опираяеь на марксистеко-леник:
ское учение о роли государства и диктатуры
пролетариата в период перехода от капита-
лизма к коммунизму, опираясь на советы и
раз’яенения товарища Сталина по узловым
теоретическим вопросам, товарищи Димитров
и Берут показали, что режим народной де-
мократии успешко выполняет функции дик-
татуры пролетариата и поэтому государство
в странах народной демократии по суще-
ству является одной из разновидностей,
одной из. форм диктатуры пролетариата.
	Своеобразие народной демократни как
одной из форм диктатуры пролетариата
не меняет того основного положения, что
народная лемократия и советекая форма
диктатуры пролетариата однотинны по сво-
ему классовому существу, что оба эти строя
являютея формами диктатуры рабочего
класса, который во главе © марксистеко-
ленинской партией, об’единяя вокруг себя
трудящихея города и деревни, руководит
переходом от капитализма Е коммунизму.
	Своеобразие народной демократии как
формы диктатуры пролетариата обусловле-
но победой социализма в ОССР, решающей
ролью Советского Союза во второй мировой
войне и чрезвычайно блатоприятной обета-
новкой, которая создана для строительства
	публика Советов есть социалистическая,
потому что мы на этот путь вступили, и

слоза эти не будут пустыми словами»
ит, Соч., 3-е изд., т. ХХИ, стр. 212—

Это определение Ленина полностью мож-
но и следует отнести в государствам народ-
ной демократии. Это — государства, в кото-
рых социализм непобедил еще окончательно,
где новые экономические порядки не всегда
и не вездё являются уже социалистически-
ми, но тем не менее это — государства, ко-
торые поставили себе целью переход к Co-
циализму, причем успешный опыт социа-
листического строительства в этих странах
показал, что их решимость поетроить социа-
лизм не является пустым словом,

Признавая, что государства народной де-
мократии выполняют функции диктатуры
пролетариата, можно и нужно одновремен-
но признать; что эти государства однотип-
WH по своему классовому существу с совет-
ским государством, что это — государетва,
являющиеся разновидностью, особой фор-
мой тосударствь социзлистического типа,
		‚ Основным рычагом такого всемерного плз-
нового развития производительных СИЛ ЯВ-
ляется перешедшая в собетвенность гоеу-
дарства промышленность. Она составляет
основную командную высоту государства и
в совокупности с другими находящимися в
руках государства рычагами (транспорт
банковская система, фактическая монополия
внешней торговли, крупнейшие  пози-
ции государства и кооперациизв оптовой л
розничной торговле) позволяет на основе
планового руководства направлять развитие
народного хозяйства в пелом.
	Вопрое о характере государственной про-
мышленности в странах народной демокрз-
тии, который вызвал первоначально в Е0\-
мунистичесвих и рабочих партиях стран нз-
родной демократни pay сомнений, сейча
уже предельно ясен. Ясно, что, поскольку
этз промышленность — собственность госу-
дарства социалистического типа и является
в руках пролетарской диктатуры основных
рычагом социалистического преобразования
страны и планового хозяйственного PYROBOA-
ства, она является промышленностью @-
циалистической. Некоторые неясности в 0)
мулировках на этот счет, в частности имев-
шее место в Польской рабочей партия 01
ределение государственной промытпленноти
как только «в основном социалистической»,
были вызваны отсутствием в то время №
конца четких взглядов на государство Ha
родной демократии как на государство с0-
	циалистического типа, выполняющее фуЕБ-
	ции пролетарской диктатуры и являющееся
060бой ее формой.
	Для того, чтобы государственная ID
мышленность в странах народной демокра-
тии победоноено выполняла роль основного
рычага пролетарской диктатуры в социали-
стическом преобразовании страны и 0
ствлении планового руководства всем народ-
ным хозяйством, нужно правильное опреде
ление путей развития социалистической про-
мышленноети и, в частности, соотношения
между развитием промышленноети средств
производства и промышленности средств по-
требления. Большинство стран народной Xe-
мократии получило как наследство noel
	сопизлизма в этих странах благодаря осво-
бождению их Советской Армией и много-
сторонней помощи, оказываемой им Совет-
ским Союзом, обладающим громадной
мощью.

В странах народной демократии происхо-
дит ожесточенная борьба за построение
социализма, за вытеснение, а затем и ли-
квидацию капиталистических элемектов.
Каниталистические. элементы еще сильны
во многих областях экономики стран на-
	родной демократии, и базой их формирова-
ния все еше является преобладающее в
деревне мелкотоварное хозяйство. Однако
это не меняет того факта, что государства
народной демократии являются гоеудар-
ствами социалистического типа. поскольку
они ставят своей целью построение
бесклассового, социалистического общества.

Ленин писал в 1918 тоду в работе
«0 «левом» ребячестве и о мелкобуржуаз-
ности»: «Не было еще, кажется, такого
человека, который, задаваясь вопросом об
экономике России, отрицал переходный ха-
рактер этой экономики. Ни один комму-
нист не отрицзл, кажется, и того, что вы-
ражение социалистическая советская рес-
публика означает решимость. Советской
власти осуществить цереход в социализму,
3 вовсе не признание новых экономических
порядков  социалистическими» (Ленин.
Соч., 3-е изд., т. ХХИ, етр. 513).
	На Ш Бсероссийском с’езде Советов
Ленин говорил: «Мы никогда не заблужда-
лись на этот счет и знаем, как трудна до-
рога, ведущая от капитализма в социализ-
му, но мы обязаны сказать, что наша рес-
	В течение последних лет коммуниетиче-
ским и рабочим партиям стран народной
демократии пришлось провести большую
борьбу за полный разгром различных пра-
вых и националистических уклонов, носи-
тели которых развивали гнилую «теорию»
о государстве в странах народной. демокра-
тии кзв некоем компромиссе между дикта-
турой пролетариата и капиталистическим
государством. Как составная часть этой
«теории» выявились, а иногда выявляются
И сейчае взгляды на планирование народ-
ного хозяйства в странах народной демокра-
	тии Kak Ha третий, «нозый». путь. `‘регули-
	рования народного хозяйства, как на сере-
динку между полным противоречий кризис-
ным капиталистическим путем и советским,
	Но если взять советское планирование в
его историческом развитии, то ‘мы увидии,
чт между .теперешним планироранием в
странах народной демократии и советским
планированием в период нэпа существует,
помимо той же самой классовой сущности,
очень много общих практических черт и
аналогий.

И это понятно, Еще в 1928 году товарищ
Сталин говорил: «Могут ли обойтись без
нэпа. капиталистические страны, хотя бы
даже самые развитые из них, при переходе
о1 капитализма в социализму? Я думаю,