TIPABAA

Са

ого COOOUHHHOR
	Перед тем как я ушел из его кабинета,
Трайчо Костов дал мне указание, чтобы
по’ возвращении в Москву’ я установил
связь с торговым советником Югославии
Виктором Жиберной и сотрудничал © ним по
вопросам наших экономических и торговых
отношений -с Советским Союзом.
	В начале 1946 года в Москве меня вы-
звал по телефону д-р Толорович и сообщил,
что югославский торговый советник Жи.
берна прибыл и приглашает меня в по.
сольство. Я в сопровождении работника на-
шего посольства Владова пошел в югослав-
ское посольство. Там состоялась короткая
любезная встреча с Жиберной, носившая
чисто официальный характер.
	— Толорович пригласил Бладова & cefe
в кабинет. и я остался с Виктором Жибер-
ной,—продолжает Христов.—Я сказал и-
берне, что хотел бы установить © вин
близкий контакт и сотрудничество по во.
просам о торговых и экономических отис-
шениях © Советским Союзом. Жиберна ска-
зал. что это более чем желательно. Он за.
явил, что Югославия придерживается кур-
са отлаления от Советского Союза. Я ска-
зал Жиберне, что мои взгляды такие же
п что в этом же духе я получил соответ.
ствующие указания и буду им следовать,
	— Жиберна,— показал Борисе  Хри-
стов,— предложил снабжать его информа.
цией о развитии болгаро-советских эБоно-
мических отношений.
	Христов показывает далее, что Wpej-
принятые попытки создать ‘трудности в
экономических отношениях между Болта-
рней и СССР провалились.
	— Советские представители, — говорит
Хриетов.— шли на уступки и решали то
один, TO другой вопрос в односторонне
благоприятном для Болгарии нзправлении,
Георгий Димитров, внимательно следивший
за ходом переговоров, вмешивалея в нашу
работу и тем самым способствовал созданию
деловой, дружественной, здоровой атмо-
сферы.

Таким образом, все наши вражеские за-
мыслы были сорваны Георгием Димитро-
вым. Торговое соглашение 1946 года, кото-
рое было оценено как очень благоприятное
для нашей страны, было успешно заключе-
но, несмотря на то. что вместо заболевте-
го руководителя делегации министра т0р-
говли Нейкова прибыл сам Трайчо Воетов,
	— После окончания переговоров, — пре-
должает Христов,—меня посетил Жиберна п
потребовая. чтобы я ему дал информацию
о количестве, ассортименте, качестве и пе-
нах товаров. Я передал ему и эти сведе-
НИЯ.
	В начале 1947 года в Москву е тортовэй
делегацией прибыли снова для участия в
торговых переговорах Беню Петровекий и
бывший тогда министром торговли Йордан
Божилов. По словам Петровского, Трайчо
Востов дал указание проводить вражескую
работу в двух направлениях: требовать от
Советского Союза большее количество това
ров, чем то, которое нам действительно бы-
ло нужно для нашей промышленности в
сельского хозяйства, и поддерживать ста-
рые цены торгового соглашения 1946 года,
хотя на международном рынке кон’юнкту-

ра изменилась в пользу промышленных
товаров.
	Ва этот раз переговоры также затяну:
лись, но нам были направлены советские
товары авансом, и наша промышленность,
в особенности текстильная промышаен-
ность, была спасена от кризиса и простоя.

— В этот момент ко мне, — говорпт
Христов,— сновз пришел ЗЖиберна. 0
одобрил наш курс и посоветовал быть 60:
лее твердыми и более неуступчивыми. (н
сказал, что югославская торговая делега-
ция, которая в то время прибыла в №-
скву, занимает такую же позипию.
	(Продолжение следует)
	Судебный пронесе болгарского государственного преступника трайчо постова и
	Лопрос Николы Начева
	Допрос Бориса Христова
	«В начале 1947 года.-— сказал Стефа-
	HOB,— Цончев по моей рекомендации был
включен в качестве заместителя предсела-
теля в состав болгарекой торговой делега-
ции. которая вела переговоры в Москве.
Я дал ему указание поддерживать во время
переговоров в Москве антисоветсвий курс.
Я об’яснил ему, что по эгим вопросам Трай-
чо Костов придерживается тех же взглядов.
Не имея возможности открыто пропаганди-
ровать эти взгляды, мы должны были нахо-
дить способы для возбуждения недоволь-
ства народа курсом внешней политики на-
шей партии». `

Продолжая свои признания о проведен-
ной под его руководством вредительской
деятельности в финансовой и хозяйствен-
ной областях, Стефанов полностью изобли-
чил предательскую деятельность Трайчо Ко-
етова, направленную против национальных
интересов Народной республики Болгарии.
	— В области Финансов, по указанию
Костова.— заявил Стефанов, — мною был
совершен еше один вредятельский акт с по-
мошью . Цончева — управляющего  Болгар-
ского народного банка. В 1947 году во вре-
мя обмена старых банкнот была установлена
слокная и запутанная процедура, что
вызвало больное недовольство населения.
	—- Закон о бескассовых платежах был
построен также вредительски с тем, чтобы
возбудить недовольство населения. Я оста-
вил страну без резерва банкнот, из-за чего
наше правительство испытывало большие
затруднения. Сильное недовольство населе-
ния вызвала также нехватка разменной
монеты.
	— При продаже золота Швейцарскому
банку,— продолжал Стефанов, — мною был
сознательно создан стимул для большего
роста товарооборота с западными странами,
что шло вразрез е политикой партии. и пра-
вительства, стремившихся к расширению
торговли ве Советскям Союзом и странами
народной демократии.

В 1947 году при продаже болгарской
ппенипы Румынии Стефанов потребовал от
Румынии, чтобы она внесла в Швейцарский
банк залог в золоте. Это неблагоприятно
отразилось на дружественности отношений
между двумя братскими республиками,
	— Через Ангела Тимева, бывшего глав-
ного директора Государственной табачной
монополии, которого я завербовал в нашу
группу, — сказал Стефанов,— мы провели
ряд врёдительеких актов в области табач-
ной промышленности.
	— Бредительская деятельность в мини-
стерстве промышленности, —продолжал Сте-
фанов,—-проводилась под руководетвом быв-
шего министра Петко Кунина. Вапитало-
вложения в строительство были завышены.
Почти все об’екты двухлетнего и пятилет-
пего народпохозяйственных планов не име-
ли проектов и смет. Для вредительской дея-
тельности в министерстве промышленности
нами также были привлечены и иепользо-
ваны Борис Симов и профессор Герасимов.
проводившие антисоветекий курс во время
торговых переговоров в Москве.
	— Трайчо Востов сообщил мне, — гово-
рит Стефанов, — что Бопю Петровский яв-
ляется агентом английской разведки и что,
участвуя в составе болгарской торговой де-
легации в Москве, он саботировал перегово-
ры и предлагал слишком низкие цены для
советских товаров и слишком высокие для
болгарских. .
	— Трайчо Востов,—заявил Стефанов, —
неоднократно говорил мне о том, что в 06-
ласти внутренней торговли проводится ши-
рокая вредительская деятельность,  глав-
ным образом, в области снабжения город-
ского населения  сельскохозяйственными
продуктами и сельского населения — про-
мышленными товарами. >
	—- Трайчо Востов увеломил меня, — ска-
зал Стефанов,— только не помню когда, в
конце 1945 года или в начале 1946 года, о
том. что Василь Марков, бывший главный
директор болгарских железных дорог. став-
ий впоследствии заместителем министра
транспорта, также завербован в нашу груп-
пу для развала транспорта, что он и делал.
	— В области строительства, — показы-
вает Стефанов.— вредительство — осуще-
ствлялось бывшим министром строитель-
ства и дорог Манолом  Сакеларовым. В ок-
тябре 1948 года я, Востов и Павлов ветре-
тились © целью подвести итоги нашей
подрывной деятельности. Мы установили,
чтв проникновение наших людей в партию
незначительно и что итоги нашей вреди-
тельской деятельности как в хозяйствен-
ной, так и в политической областях недо-
статочны. При этом положении. елелал
	вывод Трайчо Костов, нужно попытатьея
использовать для осуществления наших
целей пятый с’езл Болгарской компартии.
Трайчо Востов пояснил, что мы не можем
выетупить на с’езде с какой-либо соб-
ственной программой. Мы мили. бы исполь-
зовать пятый с’езд партии, продолжал Во-
стов, только имея на своей стороне’ боль-
шинство делегатов. В этом случае мы мог-
ли бы сделать следующее: выбрать свои
руководящие органы с’езда, включить в
повестку хня доклал Трайчо Востова, пра-
пять нужную нам резолюцию и после это-
го сконцентрировать валге внимание на со-
здании партийного руководства, приголно-
го для осуществления наших целей. После
этого мы прибрали бы к. своим рукам пар-
тию, сохранив ее старое наименование.
Через два года нашей успешной работы мы
смогли бы созвать новый с’езл, наз котором
приняли бы новую программу и изменили
бы курс партии. Однако, заявил Трайчо
Востов, мы не имеем за собой большинетва
делегатов и поэтому должны делать вид,
  что поддерживаем политическую линию
политбюро.
  — Вскоре после этого на пленуме ЦЕ
ая последовало частичное разоблаче-
ние Трайчо Костова, а немного позже он
был арестован. Тогда л,— заявил Стефа-
нов,— прервал всякую связь с нашими сто-
ронниками. Некоторое время спустя был
арестован ия. .

— Так,— сказал в заключение Стефа-
WOB,— окончилась попытка заговора, кото-
рый подготовлялея в полном контакте с

Утреннее заседание 8 декабря
	СОФИЯ, 8 декабря. (ТАСС). Сегодня на
утреннем заседания суда по делу Трайчо
Костова и его сообщников продолжался до-
прое подеудимого Ивана Стефанова, который
подробно рассказал о своих встречах © ру-
ководителями югославской фашистской кли-
ки Тито. Во время этих встреч подсудимый,
по поручению Трайчо Костова, передавал
югославам доклады о положении в Болгарии
и получал от них соответствующие ин-
струкпии.
	— Так, в июне 1946 года, — заявил
Стефанов, — во время моего пребывания в
Белграде, связанного с урегулированием
между двумя правительствами некоторых
вопросов, я ветретилея с Карлелем. Во вре-
мя нашего разговора Кардель сказал мне,
что югославекие руководители начинают
политику ухулшения отношений с Совет-
ским Союзом. Вторая моя встреча е Кар-
делем состоялась во время болгаро-югослав-
ских переговоров в Бледе (Югославия). По
поручению Трайчо Костова я доложил Вар-
делю о том, как наша группа практичееки
выполняла указания Тито и его сподвиж-
ников. Кардель заявил мне, что в Югосла-
вии, по указанию Тито, развертывается
пропаганда против Советекого Созоза. Co-
ветский Союз изображается как враг юго-
славских интересов, етремящийся превра-
тить Югославию в свой экономический при-
даток. Карлель мне сказал,— продолжал
Стефанов, — что Георгий Лимитров и дру-
гие руководители должны быть дтетранены
от руководства партией и государством да-
же путем их физического уничтожения.

_ — Во время этой ветречи,— продолжал
Стефанов:-— мы условились, что в Болга-
paw будет назначен нослом Югославии
«деятельный Нинмил», который уже про-
явил себя в Венгрии.
	Bo время посещения Болгарии югослав-
ской правительственной делегацией в 1947
году в парке Евксиноградского лворпа со-
стаялась встреча между Стефановым и Джи-
асом.
	— Лжилас потребовал от нае, — заявил
Стефанов, — чтобы мы вербовали в свою
организацию военнослужащих. Трайчо Ko-
стов, которому я доложил © требовании
Джиласа, заявил мне, что им уже завербо-
ваны Петр Вранчев — начальник военной
разведки и Фев Главинчев — помощних
начальника штаба пограничных частей.

— В марте 1948 года, — показал далее
Стефанов, — я был приглашен на ужин к
Цицмилу. После ужина мы уединились, и
он мпе сказал, что в Белграде работалот
очень интенсивно и спешат с подготовкой
людей и планов по оказанию помощи, кото-
рую обешал нам Тито. Тито лично следил
за выполнением этих планов, осуществле-
ние которых было возложено на Ранковича.
	— Ча мой вопрос о перспективах разви-
тия советеко-югоелавеких отношений Цицп-
мил сказал мне, что они скоро лопнут, вах
мыльный пузырь. Однажды в августе 1948
тода на приеме во французской миссии в Со-
фии я встретилея с югославеким послом
Джердже, сменившим Цициила. Джердже за-
товорил со мной сразу о том, что говорится
и пишется об Югославии и Тито в Совет-
ском Союзе и странах народной демократии.
При этом он добавил, что «югославские ру-
ководители будут итти своим путем».
	Слелующая часть показаний Стефанова
посвяшена его связям ес оппозинией.
	«Вще в апреле 1946 года, сказал он, —
во время одной из ветреч е Трайчо Востовым
У меня возник вопрос о том, каким должно
быть наше отношение в оппозиции и, в
частности, в Земледельческому союзу Нико-
лы Петкова. Трайчо Костов подчеркнул, что
оппозиция и, в частности, Земледельческий
союз Николы Петкова полдерживаются ан-
тличанами и американцами и прелставляют
для нае интерес и что мы должны поддер-
живать связь с ними. Я согласился с этим.
Мы с Трайчо Постовым решили, что нужно
переговорить с Николой Петковым. Позже,
в октябре 1946 года, Трайче Костов с00б-
щил мне о его переговорах е Николой Петко-
вым. Последний, по словам Костова, заявил,
что оппозиция пойдет на открытую борьбу
против Отечественного фронта и коммуни-
	стической партии и будет вести ев само-
стоятельно».
	В своих дальнейпгих показаниях Стефанов
рассказал, что для расширения вредитель-
ской деятельности им были завербованы
Никола Изчев п Георгий Петров. Как пока-
	зал далее подеудимый, Георгий @етров неод-
нократзо проявлял враждебность к Совет-
скому Союзу. «Я понял,— сказал Стефа-
нов, — что его можно привлечь к вредитель-
спой деятельности, что было и осушествле-
но. С его помошью я проводил вредительские
действия в мипистеретве финансов».
	Бредительская деятельность в миниетер-
стве финансов, которую проводил Стефанов
в течение 3 лет, заключалась, главным обра-
зом, в замораживании кредитов на капв-
тальное строительство. Возможности . для
накопления  средетв для строительства
не изыскивались и не использовались, рае-
ходы же неуклонно росли.
	Другим крупным вредительским автом
было умышленное замедление составлелия
единого госуларетвенного бюджета, который
был так необходим при ведении планового
хозяйства. В бюджет 1948 года не были
включены бюлжеты Института соцнального
обеспечения, Болгарекого Красного Креста и
другие. Вредительские действия имелл место
ив сборе подоходных налогов. Отсутетвовал
контроль за обложением кулацких элемен-
TOR. :

В ответ на вопрос председателя суда, уве-
домлял ли Стефанов Трайчо Коетова о своих
вредительских действиях, последний ответил
утвердительно.

Налоги е общих доходов, по признанию
Стефанова, взимались неправильно для того,
чтобы вызвать ведовольетво трудящихся,

Свою вредительекую деятельность Cre-
фанов провохил при помощи епециалистол.
враждебно настроенных по отношению к
(течественному фропту. В Болгареком на-
родном банке, например, Стефанов воедил с
	помощью своего двоюродного брата Цончева,
который был назначен им на пост управля-
	ющего Болгарским народным банком.
АПРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Мо
	Тито и его ближайшими сотрудниками при
активной помощи английской разведки и

ее агентов У нас.
Наши попытки противопоставать Болга-

рию Советскому Союзу и другим народно-
	СОФИЯ, 8 декабря. (ТАСС). После допро-
са Ивана Стефанова сул перешел в допросу
подсудимого Николы Начева, бывшего за-
местителя председателя Государственного
комитета по экономическим и финанеовым
вопросам при совете министров.
	«Я, — заявил Начев,— полностью при-
знаю свою вражескую деятельность, совер-
шенную мною по отношению в родине. и
болгарскому наролу. В своих показаниях
на предварительном следствии я подробно
описал все, что совершил, участвуя в пре-
ступном заговоре против Народной респуб-
лики Болгарии.
	Я ролился в семье крестьянина-серелня-
ка, по профессии агроном. В 1932 rosy я
стал членом рабочей партии (коммунистов).
В 1933 году, после получения выешего
образования, я с помощью моего тестя
Спаса Задгорекого поступил на работу к
крупному промышленнику Кириллу Славо-
ву, сблизилея с ним и его средой. Мой
тесть Спас Залгооский был троцкистом».
	Осенью 1941 года Вирилл Славов по-
требовал у Николы Начева сведений об
урожае зерновых культур. Начев собрал
эти сведения в министерстве земледелия,
гле он работал в то время, и передал их
Вириллу Славову, получив за это 50 тысяч
левов.
	«Эта крупная сумма, — заявил Начев,—
соблазнила меня, несмотря на то, что OT
Кирилла Славова ‘мне было известно, что
сведения собирались для английской раз-
ведки. Я согласился давать подробные еве-
дения и впредь».
	В 1942 голу Начев лал Славову сведе-
ния о балансе зерновых культур урожая
этого гола.
	В феврале 1945 года он был вызван Е
начальнику политического отделения б0л-
гарской полинии Гешеву, который потребо-
вал от него сведений о его связях с комму-
цистами. Никола Начев обязался работать
дла полиции.
	После 9 сентября 1944 года Николз НЧа-
чев работал в министерстве земледелия, а
затем в экономическом отделе Центрального
комитета Болгарской рабочей партии (ком-
мунистов), руководимом тогда Петко Вуни-
НЫМ. 9
	Весной 1945 года, заявил Начев, Вирила
Славов посетил меня в ЦЁ и сказал, что
своим назпачением в ЦЕ я обязан Трайчо
Костову. При этом Кирилл Славов потребз-
вал от меня личной встречи е Костовым.
Эта встреча состоялась, сказал Начев, и я
был поражен дружескими отношениями мехж-
ду Кириллом Славовым и Востовым.
	В апреле 1946 года Вюостов поручил
Начеву сообщить Кириллу Славову 0 том,
что шансы на соглашение между земледель-
ческим союзом Николы Петкова и Болгар-
ской рабочей партией (коммунистов) все
более уменьшаютея.
	В этом же году Кирилл Славов потребовал
от Начева’ сведений 06 урожае зерновых
культур. Начев выполнил это требованне.
То же самое произошло и в 1947 году. В
начале 1946 года Никола Начев при еодей-
ствии Кирилла Славова был назначен на ра-
боту в Государственный комитет по эконо-
мическим и фивансовым вопросам, предее-
дателем которого являлся Трайчо Костов.
	«В это время, — заявил Начев,— Востов
уже не скрывал своего вражеского отнопгз-
ния к политике Центрального комитета пар-
тии и болгарского правительства, руководи-
мых Гзоргием Димитровым, и называл эту
политику односторонней потому, что она
не предусматривала расптирения экономиче-
ских связей с западными империалиетиче-
скими государствами».
	—щ Бостов считал, что без помощи капи-
талистических стран Запада мы не сможем
восстановить наше пародное хозяйство и
обеспечить его правильное развитие. Он
находил, что Болгария напрасно лишена
помощи, которую могла бы получать от
Англии и Америки, и что в этом отношении
Тито проводит более трезвую и реальную
политику. По мнению Костова, было бы луч-
ше взять курс на смягчение клаесовой
	Следующим допрашивается подсудимый
Борие Христов, бывший болгарский торго-
вый представитель в Москве. Хриетов прп-
знал себя виновным и дал подробные по-
казания. Он рассказал суду, как стал со-
трудником полиции — агентом-провокато-
ром, как после сентябрьских событий в
1944 году но предложению ПШетко Кунина
стал работать в экономическом отделе Цен-
трального комитета партии.

— Во второй половине ноября, — пока-
зал Борис Хриетов. — я был вызван секре-
тарем ЦЕ Трайчо Костовым, который с00б-
щил мне, что я буду послав болгарским
торговым советником в Мозкву. В своих
инструкциях о моей работе в Моекве Трай-
чо Бостов сказал мне. что моя миссия в
Москве состоит из лвух частей— офипиаль-
ной и неофициальной. Это его сообщение
очень меня поразило. Трайчо Костов тут
же сказал мне, что по моей официальной
линии я получу конкретные указания от
Георгия Димитрова, который тогда нахо-
дился в Москве, Что же касается неофици-
альной стороны моей миссии, то по этому
вопросу Трайчо Ковтов из’явил желание
лично со мной поговорить,

Мое смущение нарастало. Трайчо Востов,
заметив это, предложил мне присесть на
диван, и был особенно внимателен и любе-
зев ко мне, располагая в откровенности.
Трайчо Костов начал разговор о междуна-
родном политическом положении. On ска-
зал: Несмотря на то, что война между де-
мократическим лагерем и фапистской Гер-
манией еще. не закончена, уже вырисовы-
вается новый вооруженный конфликт —

между Советским Союзом и англо-америкван-
Пами.
	Цо мнению Трайчо Костова, еше не ясно,
каким будет исхол этого вооруженного
конфликта. и поэтому Болгария должна
	демократическим странам провалились, не-
смотря ‘на все наши усилия и старания.
В конечном результате. мы предетали перед
сулом болгарского народа, чтобы ответить
за наши преступления.
	борьбы в стране и на поощрение и укрен-
ление частнохозяйетвенного сектора. Это
позволило бы установить в Болгарии такой
же режим, какой существует в западных
капиталистических странах, сблизило бы
напгу страну со странами англо-американ-
ского блока, т. е. все произошло бы так,
как было проведено в Югославии.
	Трайчо Востов не раз высказывал сожа-
ление о том, что не могла быть осуществле-
на федерация с Югославией, проект которой
был представлен югославекими руководите-
лями еще в 1945 году. «И все-таки,— го-
ворил он,— мы должны продолжать полити-
ку сближения с Югославией и установить
более тесный контакт е Тито. Без этого мы
не сможем включить Болгарию в рамки
фелеративной Югославии».
	По требованию Вирилла Славова, пока-
зал далее Начев, я собирал сведения о ходе
следствия по делу активного деятеля оппо-
зиционной группы земледельцев Петра Кое-
ва, о холе следствия по делу Николы Пет-
кова, а весной 1948 года, по поручению
Кирилла Славова, я добыл через Николу
Задгорского. моего пгурина, материалы о
различных отделах управления  государ-
ственной безопасноети, о штатах и их лич-
ном составе, о размерах денежных ередетв,
расходуемых государством на органы управ-
ления государетвенной безопасности. Я дол-
жен заявить, продолжал Начев, что, когда
ВБирилл Славов послал меня в первый раз
к Николе Задгорскому, он заявил, что я
могу говорить © Задгорским свободно, так
Kak он давно уже связан с английской раз-
велкой.
	В конце 1947 года, после того как Тито
посетил Болгарию. Вирилл Славов потребо-
вал от Начева устроить ему встречу с
Трайчо Костовым. Встреча, на которой при-
сутствовал и Начев, состоялась в помещении
совета министров. Трайчо Еостов заявил, что
имел откровенный разговор < Тито. который
потребовал принятия решительных мер для
отрыва Болгарии от Советского Союза.
	— Из дальнейшего разговора, проис-
шелшего между Востовым и Славовым,—
сказал Начев,— мне стало ясно, что Славов
был и ранее в курсе связи Тито с Восто-
вым, 8 Тито, в свою очередь, был в курсе
всей руководимой Костовым подрывной
деятельности в Болгарии.
	Трайчо Востов сказал Славову, что Тито
поручил ему быстро захватить в свой рукя
государственный и партийный анпарат с
тем, чтобы на руководящих постах оказа-
лись свои люди, способные проводить в
Болгарии политику Тито и Костова. Вроме
этого, Костов сообщил Славову, что с Тито
было достигнуто соглашение о присоеди-
нении Пиринекого края кв Макелонской
республике, входящей в Югославию. Бо-
стов сказал, что мы можем вполне согла-
ситься с этим присоединением.
	В своих лальнейших показаниях Начев
заявил, что, по указанию Славова и при
помощи Трайчо Коетова, на ответственные
хозяйственные посты были поставлены
торговцы и промышленники, как-то: Во-
чемидов, Говедарский, Димитр Стойнов.
Через них проводились мероприятия, пре-
пятетвующие экономическому развитию
государства, а также осуществлялся сабо-
таж в министерствах земледелия, промыш-
ленности, внутренней торговли и т. д.
	В заключение своих показаний Начев
признал; «Если подытожить мою деятель-
ность и деятельность Востова и Стефано-
	Ba, а также лиц, выполвявших их дирев-
тивы, TO станет ясно, какой огромный
ущерб нанесен нами народному хозяйству
страны. Должен заявить, что наша. вра-
жеская деятельность имела целью нодо-
рвать престиж и авторитет Центрального
комитета партии, руководимого Георгием
Димитровым, & в итоге осуществления ко-
нечной цели заговора в власти должно
было притти правительство Костова с его
политикой сближения с капиталиетиче-
скими стознами. политикой отрыва от Со-
	ветекого Союза и насаждения титовщины
в. Болгарии».
	пока держаться в стороне от него, чтобы
не потерпеть военного разгрома. Он под-
черкнул, что в этом отношении наша стра-
на должна начать курс на постепенный, но
рептительный отхол от политики дружбы Cc
Советским Союзом, Он сказал, что Болгарии
необходимо освободиться от односторонних
связей с Советским Союзом и установить
связи с западными странами, тлавным
образом с Англией и Америкой, и «именно
В этом направлении, — сказал он, — ваше
сотрудничество в качестве болгарского тор-
говото советника в Москве может быть
полезным».

— Такая установка Трайчо Rocrosa,—
продолжает Христов, — меня поразила. Он
заметил мое смущение п поспешил мне ска-
зать, что решилея на такой разговор со
иной только потому, что знает о моей ра-
боте в Центральном комитете партии и
ему известны некоторые, как он сказал,
«деликатные моменты из моего прошлого».
Трайчо Востов сказал мне, что он знает,
что я агент-провокатор, что я оказывал
услуги фашистской полиции.

— Это его сообщение изумило меня —
показывзет Христов. Я был страшно
смушен, испуган, удивлен и расстроен.
Тайна, которая существовала между мной
и погибшим после 9 сентября бывшим фа-
шнетским полицейским Генчо Саваковым,
офермившим мое сотрудничество в поли-
ции, оказалась известной секретарю ЦЕ
партии. Трайчо Костов сказал, что при со-
здавшемея положении я должен буду при-
нять его предложение о сотрулничеетве по
вопросам, которые он поставил передо
мной. Я чувствовал, что вступаю на опас-
ный путь, но не нашел в себе силы от-
вазаться. Я дал согласие Костову выпол-
нять возложенную на меня работу. Тогда
он продолжил и конкретизировал залачи.
	которые будут поставлены передо мной. Он
сказал, что моя основная залача в каче-
стве’ торгового представителя в Москве лол-
жна заключаться в нарушении братских
и дружеских отношений между Болгарией
и Советеким Союзом, что ‚слелует вбивать
клинья в этом отношении, работать на
отрыв Болгарии от Советского Союза.
	— ИПрнехав в Москву, — говорит Хри-
стов— я явился в Георгию Димитрову и
сообщил ему о возложенных на меня Трай-
чо Костовым задачах. Вонечно, я сообщил
только of официальной стороне моей

миссии.

— Георгий Димитров при встрече со
мной полчеркнул, что Болгария в наетоявтий
момент находится в тяжелом положении и
нуждается в экономической, политической п
всесторонней помощи Советского Ссюза. Он
перечислил наши экономические нужды и
сказал, что в настоящий момент Советекай
Союз может оказать огромную помошь Бол-
гарии и что такую огромную и бескорыст-
ную помошь Советский Союз будет оказы-
вать нам и в будущем и что никакая дру-
гая страна в мире не смогла бы овазать нз-
шей стране такую бескорыетную помощь.
	2 января 1945 года в Москву приехала
болгарская торговая делегация. Как извест-
но, в то время Болгария находилась в пол-
ной экономической изоляции, и только Co-
ветекий Союз протянул нам братскую руку
пемоши.
	Переговоры начались после приезда вол-
гарского министра торговли Нейкова и чле-
нов делегации Ивана Стефанова, Бориса
Симова и ло.
	Трайчо Вюстов, говоря со мной ранее 0
составе нашей торговой делегации, — про-
должает показание Христов, — сказал, что в
ee составе будет Иван Стефанов, которому я
должен оказать полное доверие. Стефанов пс
приезде заявил мне, что по договоренности
с Трайчо Востовым мы должны сделать все,
чтобы срывать и затруднять ход перегово-
ров. Главные затруднения намечалось ocy-
ществить по линич цен на товары. Вычис-
лением цен занялся еам профессор. Стефанов
с помошью одного статистика. Переговоры
протекали медленно. Скззались трудности,
которые мы создавали.
	В этот момент в переговоры вмешался
Георгий Димитров и сорвал нашу вражескую
линию, которую мы проводили по отноше-
нию к Советскому Союзу.
	Советский Союз. чтобы не оставить Бол-
гарию без товаров, дал распоряжение своему
министерству внепгней торговли и другим
соответетвующим органам авансировать Бол-
гаряю товарами. И в то время как мы ‹а-
ботировали и срывали переговоры, совет-

ские корабли везли товары для нашей
страны.
	14 марта 1945 года был подписан тор-
говый договор. который был обоюдовыгод-
	ным, но более благоприятным дая Болга-
рии.
	Вернувитись в апреле 1945 года обратно
в Болгарию, заявил Христов, я посетил
Трайчо Костова, который меня принял в
своем кабинете в ЦЕ партии. Я хотел доло-
жить ему о ходе торговых переговоров и о
достигнутых результатах, но он остановил
меня, сказав, что это излишне, так как
профессор Стефанов подробно его осведомил
как об обстановке, так и о ходе перегово-
ров в Москве и о достигнутом соглашении.
	— Грайчо Ростов,— сказал далее обви-
няемый Борис Христов,— начал говорать о
международном положении. Он подчеркнул
снова, что противоречия между Советским
Союзом и англо-американпами все больше
углубляются и что нам необходимо принять
более определенный курс на отрыв от С6-
ветекого Союза. Он мне сказал. что по этому
же пути идет Югославия, но у нее больше
успехов в этом отношении, нежели у нас.
Я пообещал Трайчо Костову приложить все
уеилия в этом направлении,
			ПРИЕМ А. А. ГРОМЫКО ТУРЕЦКОГО ПОСЛА г. М. ГЕКЕРА
	грамот Председателю Президиума Верховно:
го Совета СССР. (ТАСС).
		РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

с декабря заместитель Миниетра Ино-
странных Дел СССР А. А. Громыко принял
Чрезвычайного и Полномочного Посла Ту-
	рецкой Республики г. М. Гекера в связи ©
	предстоящим вручением им верительных

ОТКРЫТА ПОДПИСКА
	на двухнедельный теоретический
и политический журнал
	Центрального Комитета ВКП(б)
	«%$ОЛЬШЕВИК,
	ча 1950 гол.
	16.30 — Концерт для Венгрии. 17.00 — Спор:
тивная переда’ в. 18.00 — Баседа К. Кузнецова
«Политика большевистской партии — жизнен-
ная основа советского строя». 18.30—Концерт
хора русской песни п/у Свешникова. 19.00-—
Международное обозрение. 19.15 — Концерт по
программе, составленной радиослушателями,
20.10 — Музыка стран народной демократии.
20.40 — Радиообозрение «По театрам и ко!
цертным залам Москвы». 00.05 — Эстрадно
танцовальный концерт.

ВТОРАЯ ПРОГРАММА (на волнах: 12%
312,8; 40,93 и 30.61 метра). 15.00 — Третий
	ПОДПИСНАЯ ЦЕНА на год 30 руб.
ПОДПИСКА ПРИНИМАЕТСЯ есюду на поч-
те, в отделениях «Союзпечати» и общест-
	о eT

eee rere em ee ee ee 121311 MULT I=

венными распространителями на предпри-
ятиях, в учреждениях и организациях.

ОТКРЫТА ПОДПИСКА
НА ГАЗЕТУ

«КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ»

на 1950 год;

<КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ» — газета Отдела
пропаганды и агитации ЦК ВКП(б).
В газете освещаются вопросы: идеоло-
гической и агитационно-пропагандистской
работы партийных организаций, обще-
 ственных наук, художественной литера-
туры и критини, кино, театра; работа
  нультурно-просветительных учреждений.

струнный квартет Нариманидзе.
рело-финский эпос «Калевала» и народные
песни. 17.00 — Сонаты Бетховена. 17.45-
Беседа о трудах лауреатов Сталинских пре
мий. 18.00 — Отрывки из оперы Чухаджяна
«Аршак ЦП», 18.30 — Nepegada «Сверхпланс-
вая продукция за счет экономии металла,
сырья, топлива». 19.00 — Трансляция конце.
та из Свердловска. 20.30 — Трансляция си№
фонического концерта из олонного 3878
Дома союзов. 22.30 — Мехти Гусейн «Апше
рон». 23.00 — Эстрадный концерт. 23.30 — Рус

ские песни. 00.05 — Камерное творчество
Глинки.

ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА (на волне 360,6 мел
ра). 19.00 — Концерт оркестра народных и!
струментов. 19.50 — Опера Фомина «Мельник
колдун. обманщик и свать. 20.40 — Концер

хора албанской народной армии. Трансляция
из зала имени Чайковского.

16.00 — а:

fermartick m ТРАТА
		(Начало спектаклей в 8 ч. вечера)
	ГОС. БОЛЬШОЙ Т-Р — Лебединое озеро,
ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО Т-РА — Фауст.
МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — Илья Головин
ФИЛИАЛ МХАТ — Щнола злословия.
ГОС. МАЛЫЙ Т-Р — Мещане. os
ФИЛИАЛ МАЛОГО Т-РА — Коварство н
	высшей и средней школы; публикуются
обзоры центральных и местных газет и
журналов; рецензируются новые совет-
ские и иностранные книги по вопросам
политики, науки и ap yee

Газета «КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ» выходит
3 раза_в меся

с.
ОДПИСНАЯ ЦЕНА: на 12 месяцев —

18 руб., на 6 месяцев —9 руб., на 3 ме-
сяца — 4 руб. 50 ноп.

ПОДПИСКА ПРИНИМАЕТСЯ всюду на
почте, в отделениях «Союзпечати» и об-
щественными распространителями на
		Программа передач Центрального
	радиовещания на 10 декабря

ПЕРВАЯ ПРОГРАММА (Ha волнах: 1
1724; 420,8; 50,36; 49,75; 48.94; 4
31,58 метра). 9.30 — О новых книгах. 10.
«Музыкальная шкатулка». 10 30 мне.
	концерта ия Ленинграрла. 11.15 — Беседа

еседа
Лапина «Заветы М.  И.

я Калинина моло-
дежи». 12.20 — Познани ec
	энцерт учащихся высшей
ирнзкеров. 13.15 — Концерт
	шаолы военвых дирижеров.
	Т-Р им. Евг. ВАХТАНГОВА — Нанануне,
mie им. ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА—Живой

ЦЕНТР. ТР КРАСНОМ АРМИИ -— На т
стороне. МАЛАЯ СЦЕНА — Ночь ошибок,

ЦЕНТР. ТР ТРАНСПОРТА — Коварство #
	любовь. и м а
_ Т-Р им. МОССОВЕТА (пл. Журавле
	р Мы АЕ ГС.

Премьера — Модная лавка,

T-P ДРАМЫ (ул. Герцена, 19)— Леди #
джентльмены.

Т-Р, ОПЕРЕТТЫ — Трембита.

Т.Р САТИРЫ — Роксвое наследство. cre
Т-Р ДРАМЫ и КОМЕДНИ — Наширская
рина. .

MOCKOBCKHH OPNEHA AEHHHA ЦИРК.
Цирковосе представление — Друнеба cwenbi
Новый аттракцион «Measavexni цирк» п!
	В. Филатова. На манезке—Каран д’Аш, Нач. 8
8 ч. 30 ман.
	_ COC. ЦЕНТР. Т-Р. КУКОЛ — в 3 ч. — Заяц #
кот: в 8 ч. 30 м.— Под шорох твоих ресниц. _

ПАГ РА от д тре ^
	разоблачена
ах на земле».
	реакционная теория о катастроф
	ГОС. СТУДИЯ КИНОАКТЕРА — Софья Hose
левскаяа.
	: АКЦИИ: Справочного бюро — Д 3-30-68;3 Партийной жизни — Д 3-39-16; Пропаганда mole

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Моснва, 47, Ленинградское шоссе, улица «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕД ; ponaranae: — 13-33-88; Cenucnoxosnacrnennore —A3i085

Эконсмического — Д 3-36-82; Иностранного — Д 3-37-50; Стран народной демократии — Д 3-35-46; Писем — Д 3-15-69: Меестных корреспондентов — Д 3-15-47: Информации — Д 3-15-80; Литературы н искусства — Д 3-38-73; BoenHoro — 43-37-63; Mec raset — :
Д 3-10-81; Науки и техники — Д 3-35-33; Критики и библиографии — Д 3-31-05; Пресс-бюро — Д 3-30-99; Секретариата — Д 3-15-64; Отдела об’явлений — Д 3-39-00; Энспедиции — Д 3-39-80, , Е

Б 03376. Типография газеты «Правда» имени Сталина, _. —_е—ю—_—_—_—о_ Е

Изд. № 839.