Пушкин и
	Выставка «А
иА С
	Москве, в музее М. Горького, от-
крыта выставка «А. М. Горький и А. С.
Пушкин». В просторном и ‘светлом зале на
стендах и в витринах экепонировано более
200 хокументов, показывающих, как глубо-
ко и всесторонне оценивал творчество Пуш-
кина великий пролетарский писатель Горь-
КИЙ. .

В центре зала на большом щите — ело-
ва товарища Сталина. назвавшего Алек-
сандра Сергеевича в числе имен, _ состав-
ляющих гбрдость русской нации. Рядом—
высказывание Горького: «Гигант Пушкин,
величайшая гордость наша и самое полное
выражение духовных сил России».

Первый раздел выставки рассказывает, с
какой восторженностью воспринял молодой
Горький творчество Пушкина.

Горький говорил: «Пушкин — первый
почувствовал, что литература — нацио-
нальное дело первостененной важности..., в
его глазах поэт — выразитель всех чувств
и дум народа». На примере исторической
драмы «Борис Годунов», романа в стихах
	ФРУНЗЕ, 3. (Корр. «Правды»). В про-
сторном зале нового клуба собрались кол-
XOSHHEH из отдаленных  полеводческих
бригад и животноводческих ферм, чтобы
присутствовать на выездной сессии Ученого
совета института языка, литературы и
истории Киргизского. филиала Академии на-
ук СССР, открывшейся в колхозе «Кенеш»,
Ивановского района. Колхозники соседних
артелей также пожелали принять участие в
	сессии, посвященной 150-летию со дня
рождения великого русского поэта А. С.
Пушкина.
	С докладом о жизни и творчестве А. С.
	ЧЕРНОВЦЫ, 3. (Корр. «Правды»). При
библиотеке государственного университета
открыта болыпая выставка, отображающая
жизненный и творческий путь великого
русского поэта А. С. Пушкина. В поелед-
ние хни выставку посетили многие трудя-
щиеся города. Такая же выставка организо-
вана при областной детекой библиотеке.

На предприятиях читаются лекции на
темы: «Пунткин — великий русский поэт»,
«Жизненный и творческий путь Пушкина»
	‚ М. Горький
	Пушкин»
	русская культура

Пушкин с горячей симпатией и благожела-
тельностью относился в тем русским писа-
телям, которые были егб сверстниками. и К
тем, которые, будучи моложе его, впервые
выступали в печати. Он с открытой душой
шел навстречу всякому новому литератур-
ному таланту и радовался его успехам, как
своим собственным, потому что любил
искусство бескорыстно. Он говорил: «Где
нет любви к искусству, там нет и критики»,
и советовал критикам полюбить художника
и искать красот в. его. созданиях. Пушкин
восторгалея стихами Баратынского, Дельви-.
га, очень высокого мнения был о Грибоедо-
ве, Вяземском (больше всего как о прозан-
ке), о Языкове, Тютчеве, Ватенине и дру-
гих. Ватенину Пушкин ставил в заслугу,
что тот ввел «в, круг возвышенной поэзии
язык и предметы простонародные».
	Пушкин очень был озабочен развитием
русской художественной прозы. Особенно
он приветствовал и ценил прозу Гоголя, но
его радовал каждый успех и писателей
второстепенных— В. Ф. Одоевского, Бесту-
жева-Марлинекого, Загоскина, Лажечнико-
ва. Судьбы русской критики и публицисти-
ки также были очень близки сердцу Пут-
кина. Он не только много и с любовью
трудился сам в этой области, но и побуж-
дал трудиться тех, у кого, как у Вяземсков
го, видел несомненные данные для критико-
публицистического творчества.
	С возмущением писал Пушкин о широком
распространении во Франции детективной
литературы, об успехе записок парижского
палача Самсона и сыщика Видока. 0т прозы
он требовал «мыслей и чувства», «нагой
простоты». Главное: в ней должны быть
«истина, искренность», она должна давать
«пишу для размышления».
	С юных лет питая любовь к театру, Пуш-
кин кровно заинтересован был в судьбах
русской театральной культуры и русской
праматургии. Успех или неудачу своего «Бо-
риса Годунова» он Фассматривал прежде
всего в связи с дальнейшими судьбами
«драматической нашей системы», коренное
преобразование которой ему Ope ACTABIALOG
насущной необходимостью.
	С первых же шатов своей поэтической
деятельности Пушкин ясно’ сознавал, на-
сколько плодотворно для нашей литературы
приобщение ее к культуре народной, к не-
исчерпаемым сокровишам русской народной
поэзии и русского народного языка. Никто
из современников великого поэта’ нё. насы-
тил так органически. свое творчество рус-
ским фольклором, никто в такой мере не ис-
пользовал богатетв-народной речи, как это
сделал Пушкин. И никто. так метко, ка он,
в ту пору не оценил подлинные богатства,
скрытые в народной поэтической, бытовой
п языковой культуре. Еще в начале 20-х го-
дов он писал: <...есть у нас свой язык; еме-
лее! — обычаи, история, песни, сказки —
и проч.» Тогда же он говорил о том, что
не любит в нашем языке «следы европей-
ского скеманства и я утенчен-
HOCTH>.
	Нозднее Пушкин ‘утверждал, что «изуче-
ние старинных песен, сказок и т. п. необ-
холимо ANA совершенного знания‘ свойств
русского языка», и рекомендовал прислу-
шиваться к простым людям, говорящим
«удивительно чистым й правильным язы-
ом». &Что за роскошь, что за смысл,
Какой толк в кажлой поговорке нашей! Что
за золото!» «Что за прелесть эти сказки!
каждая есть поэма!» — с восторгом вос-
влицал Нушкин. Сам он усердно собирал
й записывал песни и сказки, внимательно
прислушивался в народному просторечию,
особенно в пору своей жизни в Михайлов-
ском. Много внимания он уделял фольклору
о Степане Разине, о Пугачеве.
	Поразительно многообразие интересов и
	знаний Пушкина в самых разнообразных

Ъурс на окончалельное закрепление раскола
Германии, т. е. в полном смысле этого ело-
ва антипотсдамекий курс.

Собственно ‘говоря, программа, внесенная
западными державами, сводится не к чему
иному, как к тому, чтобы Совет министров
иностранных дел одобрил их сепаратную
деятельность в Германии, которая привела к
созданию западно-германского государства
и к срыву сотрудничества четырех лержав.
Это может показаться абсолютно невероят-
НЫМ, Тем не менее именно таково реальное
содержание прелложений трех министров
западных стран, : 5
	Вак хорошо известно, сепаратная леятель-
ность трех западных держав в Германии
нашла свое выражение в создании сперва
Бизонии, а затем и Тризонии. Для того,
чтобы ‘окончательно закрепить за собой
Западную Германию в качестве военно-стра-
тегического плацдарма, правящие американ-
ские и английские круги навязали Тризонии
так. называемый оккупационный статут.
Это означало, что вместо мирного урегули-
рования с Германией. сроки которого давно
уже приблизились, англо-американский блок
поставил своей® задачей увековечить свое
господство в центре Европы и тем самым
перечеркнуть международные обязательства,
под которыми стоит подпись США и Ан-
ГлИИ. .

Оккупационный статут не ограничен ни-
каким сроком. Он гарантирует оккупирую-
щим державам ничем не стесняемые возмож-
ноети в области самоуправного распоряже-
ния Рурским бассейном и всей западно-гер-
манской промышленностью, внутренней и
внешней торговлей, валютными операциями;
«иностранными интересами в Германии и
претензиями в ней»; внешними сношения-
ми, вкЛЮЧая сюда ‘и «международные согла-
	шения, заключаемые самой Германией или
от ее имени».

«Оккупационные власти, — так гласит
текст статута, — могут, по своему усмотре-
нию, приводить в исполнение свои решения
или непосредственно, или отдавая распоря-
жения соответствующим немецким “вла-
там».
	Олнако в любой момент, когда это им
	только заблагорассудится, оккупационные
власти в западной Германии могут — в точ-
	Явление Пушкина было громадным пото-
му, что по силе своего гения он был в чиеле
первых поэтов всех веков и народов. Tpop-
чество Пушкина неоспоримо свидетельство-
вало о высоте хуховной культуры взрастив-
шего его народа. Культура эта в полном
блеске сказалась уже в эпоху Киевской
Руси — в нашем замечательном” лето-
писании, в бессмертном «Слове о полку
Игореве». Пушкин пристально. изучал
«Слово» в последние годы своей жиз-
HH и подлинность его энергично от-
стаивал в своих спорах co скептика-
мн. Бультура наша проявила себя и в Apes-
нейшем русском зодчестве, в живониси, ре-
меслах, народном творчестве слагателей бы-

лин, наконец, во всем характере героиче-
СЕЙ истории нашего парода.
	5 пушкинскую эпоху русская культура
проявила себя с огромной силой не только
	  в творчестве Пушкина, HO и в твор-
` Честве его замечательных современников,
° многие из которых обогатили нашу литера-
	туру творениями мирового значения. (9-
временниками Пушкина были вылающиеся
русские писатели во главе с Крыловым и
Гоголем. Музыкальная русская культура
в пору Пушкина возглавлялась гением
Глинки, театральная — Шепкиным, Моча-
ловым, живописная—Брюлловым, Ивано-
вым, Венециановым, научная, получившая
свой толчок от Ломоносова, — вылающим-

‘ся математиком Лобачевским. Шедевры
в области архитектуры созданы были
Воронихиным, Захаровым. Из гущи народ-
ной вышел замечательный самоучка-изо-
бретатель Кулибин. Высокого уровня до-
стигла русекая общественно-политическая
мыель в деятельности декабристов,  идей-
ных наследников Радищева. В отроческие
годы Пушкина прославил себя полководче-
ский гений Кутузова. Великий ‘русский
поэт в своем созидании русской культуры,
таким образом, не был одиноким.
	Пушкину в высокой степени свойствен-
но было историческое мышление. История
родины больше всего занимала: и волно-
вала его. Обращаясь к прошлому, он ста-
ралея понять настоящее и определить пути
развития России. Глубокий интересе к исто-
рическим судьбам‘русского народа органиче-
ски связывает Пушкина © самыми истоками
родной ему культуры. Он сетовал на то, что
«некоторые люди не заботятся ни о славе,
ни о бедствиях отечества, его историю зна-

ЮТ ТОЛЬКО ©0 времени кн. Потемкина, имеют
некоторое понятие о статистике только той
губернии, в которой находятся их поместия;
с0 всем тем почитают себя патриотами, пэ-
тому что любят ботвинью и что дети их бе-
тают в красной рубашке». Пушкин на-
стаивал н& том, что гордиться славою своих
предков не только можно, но и должно. и
что пренебрежение к ней является призна-
ком постыдного малодушия, Он говорил. что
«России определено было высокое предна-
значение». Она, выдержав опустошительное
нашествие монголов и обескровив самое се-
бя, спасла от гибели европейскую пивилиза-.
кию, хотя «Европа в отношении к России
всегда была столь же невежественна. как и
неблатодарна». «Клеветникам России» он
напоминал о том, что в Отечественную вой-
ну 1812 год» «на развалинах пылающей
Москвы»

...В бездну повалили

Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искунили
Европы вольность, честь и мир...
	Пушкин — трагическая жертва самодер-
жавного режима Александра IJ. a Нико-
лая  -— гордился евоей родиной; ка вер-
ный и преданный ее сын, и не раз говорил
0 ТОМ. Что он ни за что на свете не хотел:
	бы переменить свое отечество или иметь
другую историю, кроме истории его предков.
	Проблема поплинного
	единства Германии
	и лицемерные сопизмы
	на тему о единстве
	Метя в. пригретого николаевскими жан-
дармами презренного сыщика и доносчика
Булгарина, Пушкин писал: «Простительно
выходнцу не любить ни русских, ни России,
ни истории ее, ни славы ее. Но не похваль-
но ему за русскую ласку марать грязью
священные страницы наших летописей,
поносить лучших сограждан и, не доволь-
CTBYACL современниками, издеваться над
гробами праотцев». ^

1812 год научил Пушкина, как и все
его поколение, дорожить славой и достоин-

ом своего отечества. Это чувство Пуш-

разделял ес членами тайных обществ,
будущими декабристами, своими единомыш-
ленниками во взглядах на пути ‘политиче-
ского развития России. Торжество русского
народа над наполеоновской Францией воолу-
шевило передовых людей общества верой в
неиссякаемые духовные богатства русского
человека, в его творческие силы, в его стой-
кость и могущество. Отсюда — лозунг на-
родности как основы и источника культур-
ного строительства, лозунг, провозтлашен-
ный прогрессивными русскими писателями
и в наибольшей степени осуществленный
	всей деятельностью Пушкина как поэта и
мыслителя.
	Несмотря на то, что мировоззрение Пуш-
а было ограничено кругом идей просве-
щенного, хворянства, ему было близко все

истинно народное, он глубоко дорожил всеми
проявлениями национальной самобытности,
духа родного народа.
	Народность для Пушкина была опорой
и в его борьбе за. развитие самобытной рус-
ской культуры, за освобождение ее от на-
носных иноземных влияний, чуждых духу
русского народа. По условиям времени эта
борьба мотла вестись главным образом в
области литературной культуры и культу-
ры языка, и Пушкин с большой энергией
повел эту борьбу. «Зачем писателю не по-
виноваться принятым обычаям в словесно-
сти своего народа, как он повинуется за-
конам своего языка?»— спрашивал. он.
	Из прошлого’ и современного ему в на-
шей литературе Пушкин отбирал все то,
что шло навстречу залачам ее самостоя-
тельного могучего роста, и сурово отме-
тал все, ‘что отдавало подражанием обвет=
шалым и нежизненным литературным ка-
нонам западноевропейекой литературы. Он
настойчиво звал русских писателей к TO-
му, чтобы они обогащати свое творчество,
обращаясь к народной поэзии и к народно-
му русскому языку.
	  Ь оценке русской литературы ХУШ века
И своего времени. Пушкин подошел во все-
оружии блестящего знания произведений
мировой литературы. В суждениях о книгах
иностранных писателей он проявил необык-
новенную глубину ума, наблюдательности
и вкуса. В нашей литературной культуре
он усмотрел такие непререкаемые ценноети,
которые были залогом ее здорового роста.
Опираясь на критерии народности и реа-
лизма, он высоко ставил творчество Фонви-
зина, «из перерусеких русского»; Крылова,
«во всех отношениях самого народного на-
шего поэта», превосходящего, по мнению
Пушкина, француза Лафонтена; Карамзина,
который «освободил язык от чуждого ига и
возвратил ему свободу, обратив его к живым
источникам народного слова»; Радищева.
Величайшим русским поэтом считал Пушкин
Куковекого и называл себя его учеником,
хотя и длосадовал на Жуковского за то, что
он слишком много переводил е иностран-
ных языков в ущерб оригинальному твор-
честву. Высоко Пушкин ценил — при всех
своих оговорках — Батюшкова, а также
Гнедича, особенно как переводчика «Илиа-
	ДЫ».
	областях культуры. Он ‘не только гениаль-
ный мастер художественного слова, но и
замечательный литературный критик, в ряде
своих суждений о ‘нашей литературе пред-
восхитивший высказывания Белинского:
	он —— выдающийся журналист и публицист.
	отстаивавний передовые идеи своего века;
одаренный историк и филолог.
	Природа наделила Пушкина разносторон-
ними талантами. Но в историю нашей куль-
туры он вошел прежде всего как величай-
ий поэт мирового значения. Он созлал со-
вершеннейшие образцы словесного искус-
ства как лирический поэт, романист; новел-
лист, драматург. Он одинаково силен и в
поэтическом творчестве и как прозаик.
Высокую идейность, глубокую мысль и си-
лу чувства он гармонически сочетал с
блестящим мастерством. Наконленное свой-
ми предшественниками литературное богат-
ство он во сто крат приумножил и поднял
его на необычайную, качественно новую
высоту.

«...Значение Пушкина, — писал Черны-
шевский,— неизмеримо велико. Через него
разлилось литературное образование на
десятки тысяч людей, между тем как ло
него литературные интересы занимали
немногих. Он первый возвел у нас литера-
туру в достоинство’ национального дела...
Он был первым поэтом, который стал в
слазах всей русской публики на то высокое
место, какое должен: занимать в своей
стране великий писатель. Вся. возможность
хальнейшего развития русекой литературы
была приготовлена и отчасти еще приготов-
ляется Пушкиным». Пушкин воспитал не
только русского писателя, но и русского
читателя. Он сделал у нас литературу важ-
нейшим и влиятельнейшим лвигателем ‘на-
шей культуры в ев разносторонних прояв-
лениях.
	Пушкин  оплодотворил литературную
культуру напгих братских народов и наро-
лов славянских. Он оказал благотворное вли-
яние и на литературу Западной Европы.
После Пушьина русская литература смогла
подняться на небывалую доселе высоту. Or
Пушкина она унаследовала высокий пафос
гражданетвенности и общественного служе-
ния. От Пушкина пошел великий русский
реализм, прославивитий русскую литературу
во всем мире.
	Горький оказал о Пушкине, что он
у нас — «начало всех начал». Без творче-
ства Пушкина немыслим был бы яркий рае-
цвет нашей музыкальной культуры — от
Глинки через Даргомыжекото, Чайковского,
Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахмани-
нов и вплоть до композиторов наших хней.
Творчество Пушкина стимулировало и сти-
мулирует лучшие ‘их музыкальные созда-
ния. Произведениями Пушкина вдохновля-
лись крупнейшие ‘русские хуложники —
Брюллов, Репин, Айвазовский, Ге, Серов.
	На передовую русскую культуру Пушкин
воздействовал веём свойм духовным обли-
ком — человека большой внутренней соере-
доточенности и ясности мысли, певца разу-
ма, врага оббкурантизма и мракобесия, ве-
ликого гуманиста и оптимиста, утверждав-
шего здоровые, зиждительные силБР жизни,
провозгласившего победу света над тьмой,
ума — над предрассудками, свободы — над
гнетом и насилием.
	Всем своим существом Пушкин особенно
	близок советской духовной культуре, нацио-
	нальной по форме; социалистической по со-
держанию, заново раскрывающей и осмыели-
вающей в его творческом наследии такие
живительные сокревища, которые питают нас
своим нёпревзойденным богатством: и непре-
взойденной красотой своего пбэтического
выражения и которые навсегда останутся
драгоценнейшим достоянием советского че-
	ловеца.
Проф. Н. ГУДЗИЙ.

«Евгений Онегин», великолепных поэм
«Полтава» и «Медный всадник» Горький
Гаскрывает глубокий патриотизм и народ-
ность творчества их бессмертного создателя.
Великий пролетарский писатель указывает,
что Пушкин являетея основоположником
реализма в русской литературе.

Много места отведено экспонатам, пока-
зывающим, насколько глубоко интересова-
ла Пушкина народная поэзия. Как извест-
Но, эту важнейшую особенность творчества
Пушкина неоднократно подчеркивал Горь-
кий. Среди материалов этого раздела —
фотокопии сказок, записанных Пушкиным
в своем альбоме. :

Большой интерес предетавляют материа-
лы раздела, показывающего Горького как
исследователя творчества Пушкина. Тут
выставлены рукопись предисловия Горького
& изданию однотомника избравных произ-
ведений Пушкина на английском языке,
стихи и повести великого поэта из’ лич-
ной библиотеки Горького c его пометками
и замечаниямй.
	Пушкина выступил председатель правления
Союза советских писателей Киргизии Басы-
малы Баялинов.

После доклада на тему «Патриотизм в
творчестве А. (С. Пушкина», прочитанного
кандидатом филологических наук Г. А. Ca-
мариным, народный акын Осмонкул Болебо-
лаев спел несколько песен, посвященных
Пушкину. Поэты С. Шимеев, ЕК. Кулиев,
Т. Шамшиев познакомили колхозникев с
новыми переводами пушкинских поэм и
стихотворений. 1

В заключение собравшиевя просмотрели
кинофильм «Юность поэта». .
	ПУШКИНСКИЙ ВЕЧЕР В КОЛХОЗЕ
	HA BYROBHHE
	Ch Чел
	Hay
	ЗО
af

(Корр. «Правды»). При  и другие. В областной филармонии состоял-
	ся литературный зечер, на котором был
прочитан доклад «Произвеления Пушкина
в творчестве русских и украинских компо-
зиторов». Затем исполнялись отрывки из
опер «Русалка», «Борисе: Годунов» и «Евге-
ний Онегин».

Пушкинские вечера прошли во многих.
‘селах Сторожинецкого, Кельменецкого, Сад-
горекого, Вашковецкого и других районов
области.
	Юбилейные издания произведений А. С. Пушкина
	мн художниками: Стихотворения, «Борис
Годунов», «Маленькие трагелии», «Дубрсв-
	ский» и «Повести Белкина».
%% + +
	Тосударетвенная: библиотека имени В. И.
Ленина издала рекомендательный указатель
литературы «Аленсандр Сергеевич Пушкин.
1799—1837», под редакцией профессора
Н. Бродского. 176 стр.

Указзтель систематизирует обнтирную ля-
тературу о жизни и творчестве Пушкина
начиная с первой четверти ХХ века. В кни-
ге имеются разделы. «Классики марксизма-
ленинизма о Пушкине», «Эпоха Пушки-
на», «Литература о творчестве А.!С. Пушки-
на», «Пушкин в искусстве», «Изучение
Пушкина в школе», «Биография» и другие.

«Обзор изданий сочинений А. С. Пуш-
кина» знакомит © историей изданий сочи-
нений поэта начиная от. первого, прижизнен-
ного собрания его сочинений до наших
дней. В дореволюционных изданиях пуш-
кинские тексты публиковались неполно
и неточно, искажались царской цензурой.
Благодаря большой работе, проделанной со-
ветскими исследователями, удалось восета-
новить многие пушкинские тексты, устра=
нить искажения и неточности.
	срыву сотрудничества оккупирующих дер-
жав. .

Таким образом, смысл заявления Бевина
состоит не в чем ином, как в подрыве того
исходного принципа, который пронизывает
‘основные решения Потсдамской конферен-
ции и‘который предполагает сотрудничество
четырех держав на основе общей политики
в единой Германии. .

В полном соответствии с такой установ=
Ko и находится предложение США, Англии
и Франции о том, чтобы в четырехсторон-
нем контрольном органе был ликвихифован
принцип елиногласия, а вопросы, рассмат-
ривающиеся в нем, решались по большин“
ству голосов. Это— демонстративная заме
на политики сотрудничества между четырь-
мя оккупирующими державами политикой
диктата, лишенной в данком случае какой-
либо резльной почвы.
	Вот почему Советское правительство от-

вергло предложения США, Англии и Фран-
ЦИИ.
	-Теперь вряд ли найдутся такие проста-
ки, которые примут всерьез утверждения,
будто разногласия по вопросу о единетве
Германии сводятся лишь к различиям в
методе осуществления этого единства. В
действительности речь идет о том, что три
западные державы отрицают решения
Нотсдамской конференции и поэтому ставят
во главу угла раскол Германии и создание
западно-германского государства под англо-
американской эгидой. Никому не удастся
затемнить эту истину самыми изощренными
софизмами. - Е
	больной головы

на здоровую

Государственное издательство хуложест-
венной литературы к 150-летию co ‘дня
рождения А. С: Пушкина выпустило в свет
новые издания произведений поэта:

Полное собрание сочинений в одном томе.
Текст подтотовлен М. Цявловским. 1.528
стр. Тираж 10.000 экз. _

Полное собрание сочинений в шести то-
мах — подписное издание. Том 1. Под
общей редакцией Д. Благого и С. Петрова.
Иллюстрации 1. Хижинского. 560 стр. Ти-

рак 200.000 экз.
	Отдельными иллюстрированными издани-
ями выпущены:

Сочинения, в одном томе’ Редакция
текста и комментарии М. Цявловекого и
С. Петрова. 952 стр. Тираж 150.000 экз.

Избранные сочинения. 656 стр. Тираж
500.000 экз.

«Полтава». Тираж 10.000 экз.

«Бахчисарайский фонтан». Тираж 25.000
ЭКЗ.

Поэзия. В книгу включены стихи Пуш-
кина, его поэмы, сказки, роман в стихах
«Евгений Онегип» и драмы. 528 стр. Ти-
раж 15.000 экз.

В массовой серии изданы тиражом по
250.000 экз., иллюстрированные советски-
	на имеет своей пелью решить отнюль He
	германскую проблему, а проблему закрепле-
ния США, Англии и Франции в Германии.
Естественно, что в подобной «схеме» не
остается места ни для единства Германии,
ни для привлечения немецкого народа к ре-
шению вопроса о судьбах своей страны.

ПНравящие круги США, Англии и Фран-
ции предлагают, таким образом, и на dy-
дущее время свою нынешнюю политику.
Завтрашний день Германии не мыслится
ими вне решительного разрыва с програм-
мой, с принципами Потсдама.

«Нредложение США.—Великобратании и
Франции распространить так  называе-
мую боннскую конституцию на всю Гер-
манию представляет собой не что иное,
Rak попытку навязать Восточной Герма-
нии порядки, ‘установленные без уча-
стия населения Восточной Германии и
без участия Советского Союза, несущего,
в соответствии с Потедамеким  согла-
шением, ответственность за эту зону.
Это предложение США, `Великобритании и
Франции игнорирует также тот факт, что
немецкий народ в советской зоне уже вы-
разил свое отношение к вопросу о буду-
щем устройстве Германии в проекте кон-
ституции, разработанном Народным сове-
том и подвергнувшемея всенародному 06-
суждению.

В пункте 3 проекта трех держав содер-
жится предложение ввести в действие во.
всей Германии так называемый оккупаци-
онный статут, выработанный в Вашингто-
	не. Это предложение означает на деле отЕаз
	от заключения мирного договора с Герма-,
	нией и продление на неопрелеленный срок
оккупационного режима» (А. Вышинский).
	В своем выступлении на сессии англий-
ский министр иностранных дел заявил: «Мы
смешиваем два’ различных вида единства.
Во-первых, есть вопрое о германском един-
стве, и, во-вторых, есть вопрос о союзном
единстве». (Речь идет о единстве между
четырьмя державами, оккупирующими Гер-
манию). Мистер Бевин сделал весьма ха-
рактерное заявление, Опыт показал, что
проблема единства Германии и проблема
плодотворного сотрудничества четырех дер-
жав в деле преобразования. Германии в мир-
ное, демократическое государство неразрыв-
но связаны. Попытка противопоставить одну
	проблему другой неизбежно приведет и при-
вела уже как к расколу Германии, Trak HE
	Радея о судьбах русской литературы как
0б’ общенациональном культурном деле.

Международное обозрение

`вительственными функциями, ведал бы 0об-
	щегерманскими вопросами экономического и
государственного строительства. Нет нужды
напоминать 9 том, что Советский Союз по-
прежнему стоит за создание общегерманско-
го правительства.

Наряду с этим должен быть восстанов-
лен общеберлинский магистрат с тем, чтобы
сроки выборов в него. были определены Mex-
союзной комендатурой.

Вея эта программа в’ целом, каждое из
выдвигаемых ею мероприятий в отдельно-
сти исходят из того политического курса
в германском вопросе, который и составляет
главную сушность исторических решений
Потсдамской конференции. Этот курс нераз-
рывно связывает успех всего дела преобра-
зования Германии в мирное, демократиче-
ское государство © плодотворным сотрудни-
чеством четырех держав в германском во-
просе.

Что же противопоставили в ходе дискус-
сии на Нарижекой сессии этой четкой и
ясной программе представители США, Ан-
тлии и Франции? Почти целую неделю они
воздерживались от того, чтобы прямо изло-
жить свои позиции по вопросу о единстве
Германии, предпочитая ограничиватьея лить
«критикой» советских предложений. Но,
наконец, г. Бевин огласил предложения, ко-
торые тут же целиком поддержали Ачесон
и Шуман.
	Никто не делает секрета из того, что-эта
программа . разработана и утверждена на
сепаратных совещаниях министров иност-
ранных дел США, Англии и Франции. Та-
ким образом, три министра запалных стран
‘фактически противопоставляют себя Совету
министров. иностранных дел, как органу
коллективного обсуждения и решения стоя-
щих перед ним вопросов. .

«Англия, Соединенные Штаты Америки
и Франция отвергают русские предложения
	о возвращении к ЦШотсламу»,—так англий-
ская газета «Дейли телеграф энд Морнинг
пост» характеризует программу трех. И
действительно, хотя в выступлениях пред-
ставителей западных держав нет недостат-
ка в формальных, словесных реверансах по
адресу Потедамских решений, предложенная
ими программа откровенно выражает собой
	HOM соответствии с третьей статьей стату-
та — отбросить в сторону любые органы
так называемого «немецкого самоуправле-
ния» и «взять на себя полностью или ча-
стично всю полноту власти».

Само собой разумеется, что стоимость о-
держания оккупационных войск и органов
должна целиком покрываться западно-гер-
манским «государством».

В канун Парижской сессии Совета ми-
нистров иностранных дел три западные

державы сделали следующий ‘шаг. Они
облекли свой оккупационный статут лля
	вападной Германии в оболочку так назы-
	ваемой боннекой конституции. эта, с по-
зволения сказать, «конституция» навязана
Занадной Германии сверху. Оккупационные
органы продиктовали ее текст групике своих
вернополланных немецких агентов.
	Башингтонские, лондонские и парижские:
авторы этого ‘текста не обмолвились ни
единым словом насчет. каких-либо отрани-.
чений господствующего положения герман-
ских монополистов, а также и юнкерства,
этих традиционных организаторов и вдох-
новителей германской агрессии. Зато
боннская конституция, вопреки и напере-
кор настроениям птироких слоев демократи-
ческой общественности, навязывает герман-
скому народу план федерализации, т. е.
расчленения Германии.
	Боннекая конетитуция является, таким
образом, заговором против единства Герма-
нии, против коренных интересов и прав
германской демократии.
	‘Rak это ни чудовищно, предложения,
внесенные на Парижской сессии г. Бевином
от имени трех министров западных стран,
фактически предусматривают, что Совет
министров. иностранных дел должен не
только ванкционировать все эти расколь-
нические мероприятия, но и пойти еще
дальше, распространив их и на Восточную
	Германию, навязав и ей пресловутый ок-
	купационный статут и антинародную бонн-
скую конетитупию.
	Теперь понятно каждому, почему три ми-
нистра с таким упорством отвергают совет-
ское предложение о восстановлении леятель-
ности Контрольного совета; почему их ви-
как не устраивает создание общегерманеко-
го Государственнего совета; почему возврат
в Потсдаму третируется ими как «движе-
ние вепять», а завершение раскола Герма-
нии оценивается как «прогресс».

Программа г.г. Ачесона, Бевина и Шума-
	Парижекая сессия Совета министров ино-
странных дел привлекает к себе всеобщее
внимание. Друзья дела’ мира желают ей

успеха. Поджигатели войны откровенно упо-
вают на ее,провал. В этом. смысле показа-
тельно выступление одного из органов Уолл-
стрита — журнала «Бэрронс». Признавая,
что как внутри США, так и за их предела-
ми общественность «весьма энергично тре-
бовала» встречи представителей четырех
тержав; журнал с непревзойденным циниз-
мом обрушивается на всех подлинных сто-
ронников мира, приклеивая им ярлык «не-
врастеников». Мирное разрешение имеющих-
ся в связи е Германией спорных вопросов
«Бэрронс» считает вообще нежелательным.
Поэтому журнал не скрывает своих надежд
и расчетов на то, что сессия Совета мини-
	стров иностранных дел завершится тупиком.
Продажные писаки Уолл-стрита склонны,
таким образом, авансом рассматривать Па-
рижскую сессию лишь как своего рода эпи-
зод в проводимой правящими кругами США
и Англии «холодной войне». :

‚Как известно, советская делегация с са-
мого же начала работы Парижской сессии
выступила с конструктивной программой
мероприятий, направленных H& TO, чтобы
практически разрешить проблему единства
Германии. Эта программа предусматривает
возобновление деятельности механизма че-
тырехстороннего контроля оккупирующих
держав. Конкретно речь идет о Вонтроль-
Ном совете, который должен осуществлять.
верховную власть в Германии, а также и
0 Межеоюзной комендатуре Берлина, при-
званной проводить координацию общегород-
ских мероприятий по управлению Берлином
и обеспечивать его нормальную жизнь. Од-
новременно советские предложения выдви-
гают создание общегерманского Государ-
ственного совета, который явился бы еди-
ных центральным органом и, обладая пра-
	Неоднократные выступления заместителя
иранского премьер-министра ставили своей
целью ‘изобразить внутреРнюю жизнь в
Иране как сплошную политическую гармо-
нию. В этих условиях г-ну Табатабая, од-
новременно возглавляющему и так называе-
мое управление препаганды, только и оста- .
валось бы, что предаваться безграничному
самодовольству, если бы его бдительное ока,
не усмотрело наз «безоблачном» горизонте
появления некоторых туч. \
	Все дело, оказывается, в том, что на
страницах советской печати сообщаются
якобы «необоснованные сведения» о поли-
тической обстановке в Иране.
	(Окончание на 4-й стр.)