8 ИЮНЯ 1949 г., № 159 (11256)
	Однако при некоторых историчевких
условиях утгнетающие страны могут стать
угнетавмыми странами.
	Ъогда, например, Гитлер напал на Фран-
цию, Бельгию, Голландию и другие страны
и проглотил их, коммунисты этих стран, в
протизопеложность буржуазным предателям,
тероически встали в первых рялах напно-
	нальнон борьбы против фашистевих агрес-

сов.
	Друтим примером могут быть страны
Европы, порабощенные американским ну-
периалистическим планом Маршалла. Реак-
ционная буржуазия этих стран с помощью
американского империализма продолжает
подавлять национальную революционную
борьбу в колониях, причём Франция воюет
в Индокитае, Англия — в Малайе и других
странах, Голландия — в Индонезии. Комму-
нисты этих стран должны: с одной стороны,
оказать твердое сопротивление американ-
свому имперналистическому порабощению п
угнзтению, бороться против. капитуляции
буржуазии: своей страны перед Америкой и
против национального предательства бур-
жуазии и защищать независимость своих
народов; с другой — твердо выступать
против империзлистической колониальной
политики буржуазных правителей своей
страны, против угнетения и отрабления
ими колониальных народов, а также оказы-
вать неограниченную поддержку освоболи-
тельному движению колониальных народов
против империалистов своей страны.
	$ таких условиях правое крыло социал-
демократических партий европейских стран,
равно как и правое крыло английской лей-
бористской партии, продолжает проводить
империалистическую политику в отношении
колоний и поддерживать план Маршалла,
закабаляющий их собственные страны.
Коммунистическая партия беспощадно 60-
рется с этими ренегатами.
	Таковы политика и различные ROHRDCT-
ные программы, принимаемые пролетареким
интернационализмом по национальному во-
прозу в различных странах и в различных
условиях. Эти программы и политика пол-
ностью исходятеиз коренных общих инте-
ресов народных масс данной страны, а так-
же из интересов народных масс всех стран
MHDS. Другими словами, они исходят из
жизненных общих интересов всего челове-
чества, и в то же время эти программы и
эта политика полностью соответствуют
классовым интересам пролетариата,
	Таково конкретное приложение мировоз-
зрения пролетарского интернационализма в
различных конкретных исторических усло-
ВИЯХ.
	Сравнивая буржуазную националистиче-
скую и пролетарскую интернационалисти-
ческую трактовку вопроса о нации, можно
видеть, что буржуазный национализм и
пролетарский интернационализм являются
двумя враждебными мировозарениями, идео-
лотиями и лозунгами, представляющими
два различных класса.

«Буржуазный национализм и пролетар-
ский интернационализм — вот два непри-
миримо-враждебные лозунга, соответствую-
щие двум великим классовым латёрям всего
вапиталистического мира и выражающие
Ase политики (более того: два миросозерца-
ния) в национальном вопросе», — говорит
В. И. Ленин.
	Поэтому необходимо проводить резкое
различие между пролетарским интернацио-
нализмом и его позициями в национальном
вопросе и буржуазным национализмом. Если
коммуниет скатывается Ha позиции буржу-
азного национализма, он изменяет комму-
НИЗМУ.
	Исходя из буржуазной националистиче-
ской трактовки вопроса о нации и буржу-
азной националистической программы и по-
литики в национальном вопросе, империз-
лизм, конечно, будет проводить, когда толь-
KO возможно, агрессию в отношении других
наций и угнетать их; он безусловно не
может помогать другим нациям в деле за-
возвания ими независимости и свободы.
Иногда пупериалистическая страна может
оказать помощь какому-либо угнетенному
_кароду в борьбе против другой империали-
стической страны, однако не ради незави-
CHMOCTH и освобождения угнетенного наро-
	Да, а для того, чтобы использовать этот
угнотенный народ против своего собствен-

i

ного соперника, а самой избежать трудно-
стей. При этом империалистическая стра-
на замышляет установить своё господство
над угнетенным народом после устранения
	своего конкурента.
	Влассовые враги пролетариата капита-
листических стран-метрополий в Европе

являются одновременно национальными
предателями этих стран, врагами своих на-
родов. Чтобы завоевать социализм, проле-
тариат Европы должен бороться против по-
рабощения американским империализмом и
против национальных предателей своих
стран. Следовательно, классовый вопрос и
национальный вопрос связаны друг с дру-
rom. Это благоприятствует пролетариату
Евроны, ибо дазт ему возможность, с одной
стороны, об‘единать итирокие народные мас-
сы внутри своей страны и увязывать за-
щиту своей национальной независимости е
делом борьбы за завоевание социализма и,
с лругой стороны, об’единять широкие на-
родные массы колоний и полуколоний и
увязывать национально-освободительное
движение народов колоний и полуколоний
с их собственным делом борьбы за завое-
вание социализма.
	Планы американского империализма,
стремящегося в закабалению мира, и Ha-
циональное предательство реакционеров в
европейских странах отражмт процесс
общего кризиса мирового капитализма,
крайнее обострение различных противорс-
чий капитализма. Они отражают тот факт,
что американский империализм и империа-
листы других стран, замыняющие безум-
ную смертельную борьбу, находятся на вул-
кане, грозящем новыми жестокими кризи-
сами. Цланы американских империалистов
еще более ускоряют развитие общего
Еризиса капитализма,  обостряют - основ-
ные противоречия в капиталистическом
мире: противоречия между буржуазией и
пролетариатом, между различными капи-
талистическими странами, борющимися за
рынки сбыта и колонии, и между империа-
лизмом и угнетенными народами. Огромное
большинство народов мира еще более укреп-
ляет свое единство в мировом масштабе с
целью своего освобождения, в то время Kak
планы американского империализма, стре-
мящегося к порабощению мира, приближа-
ют гибель империализма.
	В настоящее время национальный вопрое
во всем мире достиг небывалой остроты в
результате все усиливающегося стремления
американского империализма к порабоще-
нию мира, в результате вее большего по-
давления колониальных народов империа-
листами Англии, Франции, Голланлии в
других стран, получающих помошь Аме-
рики, в результате нового под’ема народно-
демократического движения в различных
странах против американского империа-
лизма и империалистов других стран, в pe-
зультате роста национально-освободитель-
ного движения в колониях.
	Сегодня мир разделен на два взаимно
антагонистических лагеря: по’ одну сторо-
ну——американский империализм и его 10соб-
ники резкционеры всех стран. Это — меж-
дународный латерь империализма. По дру-
ry сторону — Советский Союз и страны
народной демократии в Восточной Европе,
национально-освободительное лвижение в
Витае, в. странах Юго-Восточной. Азии и
Греции, демократические силы народов всех
стран мира. Это — международный: антиим-
периалистический лагерь. Американский
империализм является крепостью всех уе-
акционных сил мира, в то время как 0о-
ветекий Союз — оплотом всех сил ‘прогрес-
са. Эти два лагеря включают все народы
мира, все страны, классы, слои населения,
партии и труппы. В момент, когда между
этими двумя лагерями существует напря-
женный конфликт, повсюду люди встают
на ту или другую сторону.

То-есть, если вы не находитесь в им-
периалистическом лагере и, следовательно,
не помогаете американскому империализму
й его пособникам закабалять мир или вашу
собственную страну, вы должны быть в ан-
тиимнериалистическом  латере, помогать
всем утгнетенным народам мира завоевать
освобождение или должны. бороться за
освобождение вашей страны, боротьея mpo-
тив американского империализма и его по-
собников в других странах. Тем самым вы
помогаете Советскому Союзу и странам на-
родной демократии в Восточной Европе, по-
могаете  народно-демократическим силам
Америки и всех стран мира, помогаете про-
летариату и коммунистическим партиям во
всем мире. Нейтралитет, т. е. неприсоеди-
нение ни к одной, ни в другой стороне,
невозможен.
	Как сказал в свое время товарищ Мао
Цзе-дун в своей княтге «0 новой демокра-
тии», в нынешней напряженной междуна-
родной обстановке так называемый нейтра-
литет вне зависимости от суб’ектявного на-
мерения является лишь обманчивой фразой.
	Для того, чтобы добиться освобождения,
угнетенные нации в нынешней междуна-
родной обстановке не могут не оказывать
сопротивления американскому империализ-
му, его пособникам внутри своей страны —
национальным предателям и реакционерам
в других странах, не могут не сб’едичяться
6 Советеким Союзом и странами наредной
демократии в Восточной Европе, не могут
не 0б’единяться с национально-освободи-
зльным движением, народно-демократиче-
скими силами, с пролетариатом и коммуни-
стическими партиями других страл. Иными
словами, они не могут не быть в междуна-
родном антиимпериалистическом латере, ве-
лущем упорную борьбу против американ-
ского империализма и его пособников в сво-
ей собственной стране. Ни один napoy
не может добиться подлинного ‘освобожде-
ния иным путем.
	Ъоммунистические партии, пролетариат
й народно-демократические силы США, Ве-
ликобритании, Франции, Голландии и дру-
гих стран, особенно Америки, могут под-
няться и свергнуть господство монополи-
стов в своих странах, положить конец их
империалистической внешней и внутренней
политике, повести пролетарекую социали-
стическую внутреннюю и нацчональную
политику. Результатом этого будет не толь-
ко полное освобождение народов этих стран,
но также полное освобождение всех угнетен-
ных народов мира.
	Поэтому полная победа пролетариата и
народа в этих странах, каждый удар, нано-
симый ими по правителям-монополистам,
является лучшей непосредственной по-
мощью угнетенным народам мира. Поэтому
освободительные движения угнетенных на-
родов лолжны стремиться обеспечить себе
помошь со стороны пролетариата и народов
империалистических стран и установить
	6003 с ними в борьбе против империалистия
ческого. господства. У них общий враг, и
побела одних помогает победе других.

Вместе с тем победа в борьбе за нациоз
нальную независимость и свободу угнетен-
ных народов, сопротивляющихея империа-
лизму Америки, Великобритании, Франции
и Голландии, приведет к потере этими импе-
риалистами своих колоний и, следователь-
но, к потере их опоры господства над миром;
Это в огромной степени ослабляет силы
империалистов внутри их собственных
стран, облегчая тем самым возможность для
пролетариата и народов этих стран добить-
ся освобождения от империалистического
тнета.
	Следовательно, победа движения угнетенз
ных народов колониальных и полуколони=
альных стран за национальную независи-
мость и освобождение, каждый удар, нано-
симый ими по империализму, представляет
сбой огромнейшую непосредственную по-
мощь пролетариату и народам империали=
стических стран. Пролетариат, коммуниети-
ческие партии и народно-демократические
силы различных стран мира, и особенно
империалистических стран, должны уси-
лить свою поддержку движения народов ко=
лоний и полуколоний за национальную
независимость и свободу, должны итти впе-
ред в деле установления союза 6 ними в
борьбе против империалистического гос
подства. Это необходимо потому, что у них
общий враг и что опять-таки победа одних
помотает одержанию побехы другими.
	ясно, что существование и мощь антиим=
периалистического, сопизлистического Co-
ветского Союза, существование и развитие
стран народной демократии в. Восточной
Европе наносят огромной силы удар аме-
риканскому империзлизму и его приспеш-
никам-реакционерам различных стран и
господетву мирового империализма. Суще-
ствование и развитие СССР и стран народ=
ной демократии Восточной Европы знаме-
нует и усиливает общий кризие мирового
капитализма, ускоряет гибель капиталисти-
ческого мира, укрепляет латерь пролетар=
ской социалистической революции в различ-
ных странах и освободительное движение
всех угнетенных народов мира, содействует
победе социалистических и демократиче-
CEHX революций во всех странах мира. -
	Весной 1925 года, незадолго перед своей
смертью, великий китайский патриот Сун
Ят-сен писал о Советском Союзе еледую-
шее: «Этот свободный союз республив
является подлинным наследством бессмёрт+
ного Ленина миру угнетенных народов.
Жертвы империализма будут опираться, на
него, защищая евою свободу и стремясь в
освобождению от международной системы,
которая с древних времен основывалась на
порабощении, войне и нетерпимости». Эта
истина нашла свое дальнейшее полтвержде-
ние во время мировой войны против фа-
шизма и находит новое подтверждение в
происходящей борьбе человечества за 0ево=
бождение. Вопрос стоит так: союз или Со
ветским Союзом или с империализмом, 088’
яеняет Мао Цзе-хун в своей книге «0 новой
демократии», то или другое. Таков водораз-
дел между патрнотизмом и национальным
предательством, таков водораздел между
революцией и контрреволюцией, таков водо=
раздел между прогреесом и реакцией в каж-
дой нации в мире. Выступление против (0=
ветского Союза должно неизбежно: соответ=
ствовать интересам империализма и являть-
ся предательством своих национальных
интересов.

Вев вышесказанное приводит к одному
принципиальному решению: все угнетенные
народы мира, пролетариат и народно-демо=
кратические силы всех стран должны об’
единиться, а также об’единить свой силы
с Советским Союзом и странами новой демо-
кратии в Восточной Европе для того, чтобы
нанести поражение планам американских
империалистов, стремящихся к мировому
господству, планам колониального утнете-
ния народов, чтобы разрешить националь-
ный вопрос, а именно: освободить все угне-
тенные народы и положить конец господ-
ству монополистического капитала в импе-
риалистических странах, являющемуся кор-
нем империалистической агрессии. Иными
словами, коммунисты и народы всех стран
должны в соответотвии с пролетарской ин-
тернационалистической трактовкой вопрос&
0 нации и программой и политикой проле-
тариата в национальном вопросе об’единить-
ся со всеми трудящимися и всеми антиим=
периалистическими революционными сила-
ми мира, с Советским Союзом и демократи-
ческими странами Восточной Европы Aaa
общей борьбы и для оказания друг другу
помощи и поддержки. Только таким путем
они могут освободить все угнетенные наро-
ды мира, только таким путем они могут раз=
решить национальный вопрос сегодня.

Если не итти с Советским Союзом, а итти
против него, не итти с народно-демократи-
ческими странами Восточной Европы, а про=
тив них, Не итти в союзе е воммуниетиче-
скими партиями и пролетариатом и с народ-
но-демократическими силами разных стран,
а итти против них, не об’елиняться со все
ми утнетенными народами, а итти против
национально-освободительного движения ко-
лониальных и полуколониальных стран, как
это учинила клика Тито в Югославии, это
означало бы союз с американскими и про-
чими империалистами, означало бы присо-
единение к империалистическому лагерю, к
союзу с реакционными силами фазных
стран. Таким путем нельзя было бы. достиг-
нуть национального освобождения Китая,
такой путь повлек бы за собой установле-
ние господства империализма СЛГА и хругих
империатистических стран, привел бы в по-
тере независимости и к превращению всей
страны в колонию империализма.
	Поэтому, как заявил Центральный Воми=
тет компартии Китая, указание Информаци-
онного бюро на эту опасную перспективу
народу Югославии и всему миру © тем,
чтобы поднять народ Ютославии и испра-
вить ошибки группы Тито, является лянь
«выполнением его ‘обязанности бороться” 38
мир во всем мире и 38 демократию, а также
защищать народ Югославии от обмана и
arpeccu CO стороны американского имипе-
риализма».
	(Окончание следует}.
	Лю Шао-ци
Член Политбюро ЦК коммунистической партии Китая
oOo 9°
	_ Титлеровский план установления «ново-
то порядка в Европе», планы японских ми-
титариетов в отношении «сферы сопропве-
тания в Восточной Азии» и «китайско-
японского сосуществования и сопроцвета-
ния», американский империалистический
«план Маршалла», «помощь в экономиче-
ском строительстве Китая», «помощь корей-
ской независимости»,  «иемощь филин-
пинской — независимости», английская
«помощь индийской и бирманской незави-
симости» и т. п— вое эти планы направ-
лены не к тому, чтобы помочь возрождению
других народов, помочь угнетенных наро-
дам завоевать независимость и свободу, &
лишь к тому, чтобы установить свое господ-
ство над этими народами и сохранить свои
прибыли. Ни один _угнетенный народ не
может получить действительного освобож-
дения и независимости в результате так
называемой «помощи» иупериалистических
стран. Ни от одной имперналистической
страны нельзя ожидать искренней помощи
в деле завоевания подлинной независимости
и освобождения.
	Таким образом, чрезвычайно ошибочно и
вредно питать иллюзии относительно того,
будто американский империализм искренне
хочет помочь китайскому народу добиться
действительной независимости, мира и де-
мократии.
	Опираясь на пролетарскую интерна-
ционалистическую трактовку вопроса о на-
ции, на пролетарскую интернационалиети-
ческую программу и политику‘в наниональ-
HOM вопросе, коммунисты должны быть са-
мыми стойкими, надежными и способными
руководителями движения за национальное
освобождение и независимость всех угне-
тенных народов. Они долены быть самыми
твердыми защитниками интересов своего
собственного народа, всемерно помогать
освободительному движению всех угнетен-
ных народов мира. Они, конечно, не могут
проводить агрессивной политики в отноше-
нии какого-либо другого народа или угне-
тения национальных меньшинств внутри
своей страны.
	Абсолютно безосновательной дематогией
и злобной клеветой являются такие заяв-
ления империалистов, Rak: «Поскольку
коммунисты являются интернационалиета-
ми, они не могут быть вождями движения
3 национальную независимость и 0свобож-
дение, не могут быть защитниками интере-
сов своего народа и своей страны»: «бовет-
ский Союз представляет собой красный им-
периализм»; «Советский Союз ведет агрес-
сивную политику в отношении Китая, Во-
реи и других стран»; «Советский Сотоз ве-
дет экспансионистекую политик» ит д.
	Только коммунисты и международный
пролетариат, только Советский Союз и стра-
ны народной демократии, руководимые ком-
мунистическими» наржиями, ^ являются на-
дежными друзьями всех угнетенных наро-
Дов в их борьбе за освобождение и нацио-
нальную независимость. Помощь Совет-
ского Союза, международного пролетариата
и коммунистических партий является важ-
нейшим условием победы всех наций в
борьбе за освобождение от империалйстиче-
ского гнета, за национальную независи-
МОСТЬ.
	Только вред югославскому народу может
принести недоверие и недружелюбие по от-
ношению к Советскому Союзу и странам
народной демократии, руководимым комму-
нистическими партиями, которые клика
Тито пытается внушить ютославскому
	Народу, считая, что будто «капиталистиче-
	ские страны представляют меньшую опас-
ность для Югославии, чем Советский Союз».
	Только вред может принести путаница в
вопросе о внешней политике Советского С0-
1038, руководимого коммунистической пар-
quell, и внешней политике империалистиче-
ских стран. занимать одинаковую позицию
как к Советскому Союзу и странам народ-
Ной демократии, руководимым коммунисти-
ческими партиями, так и к империалисти-
ческим странам, как это делает клика Тито,
можно лишь в результате измены основным
принципам марксизма-ленинизма и проле-
тарскому интернационализму, в. результате
скатывания на позиции буржуазного на-
	ционализма,
	никогда раньше. На Востоке — в Вита,
Въетнаме, Индонезии, Бирме, Малайе и
других странах — бушует, как лесной по-
жар, национально-освоболительная револю-
ционная борьба. Таким образом, после вто-
рой мировой войны в международном поло-
жении произошли новые коренные измене-
ния, знаменующие собой новое обострение
общего кризиса капитализма, более сильное,
чем после первой мировой войны.
	Б настоящее время вместо Гитлера и
японских милитаристов выступает амери-
Канский. империализм, который строит свой
еще более зловение планы закабаления и
господства над народами всего мира и про-
водит свою экепанеионистскую политику во
всем мире. Нет необходимости говорить, что
это еще одно порождение самого гнилого,
самого. реакционного  монополистичеекого
капитала в период нового обострения обще-
Го кризиса капитализма.
	Основные черты карты мира после вто-
рой мировой войны можно в общем ‘опреде-
лить следующим образом: по одну еторо-
ну — социалистический Советский‘ Союз,
руководитель всех народов мира в борьбе
против империализма и фашизма, страна,
продолжающая после поражения германо-
итальяно-японского фашизма итти вперед к
безграничному процветанию, страна, веду-
щая борьбу в защиту мира во всем мире, в
защиту демократии и независимости наро-
дов. Эта страна имеет население почти в
200 миллионов человек.
	Далее идет уже давно освобожденная
Монгольская, Народная Республика (населе-
ние-—1 млн. человек). За ней следуют стра-
ны народной демократии в Юго-Восточной
Европе: Чехословакия, Польша, Болгария,
Венгрия, Румыния, Албания, Ютославия,
с общим населением 85 млн. человек —
страны, идущие после освобождения от
германского и итальянского фаптистекого
рабства к социализму под руководством
коммунистических партий. Однако в одной
из этих стран, в Югославии, группа Тито
совершила предательство в` отношении про-
летариата, ведущего в настоящее время
борьбу против. ренегатов.
	Далее — освобожденная Северная Корея
и Восточная Германия с населением, рав-
ным приблизительно 30 млн. человек. Кро-
ме того, народы, все еще ведущие непо-
средственную борьбу. против иностранного
империализма и прелателей своей страны.
Сюда относятся освобожденные районы Ки-
тая, полностью. освобожденные от импе-
риалистического утнетения (168 млн. че-
ловек населения), осуществляющие новое,
демократическое строительство пол рукозод-
	ством Коммунистической партии Витая.
Если ко всему этому добавить также уже
освобожденное ‘население Въетнама, Индоне-
зии и других стран, то окажется, что более
500 млн. ‘человек, из общего населения
земного шара приблизительно B 2 млрд. че-
ловек, уже освобождены от империалиети-
ческого угнетения. Наролы этих стран з3-
воввали положение действительно незави-
вимых, свободных хозяев евоей страны.
	Освобожленное население составляет бо-
лее. чем одну четвертую часть населения
земного нара. Это ‘знаменует возрождение
Мира и свидетельствует. 0- масштабе и
уровне, которых уже достигло человечество
В своей борьбе ‘за освобождение. Нет сомне-
ния, что эта цифра будет © каждым днем
расти. Все человечество будет в недалеком
будущем освобождено от империалистиче-
	ского господства. Независимо от зигзагов,
которые могут иметь место во время этой
борьбы, общий ход развития в сторону осво-
бождения является неизбежным и непреодо-
лимым законом истории.
	В Витае, в результате следующих слна
за другой побед великой освободительной

армии, особенно ясно видна перспектива
полного освобождения 475 млн. человек.
	Это одна сторона вопроса.

С другой стороны, с поражением герма-
но-итальяно-японского фашизма три из
шести (Соединенные Штаты Америки, Ве-
ликобритания, Франция, Германия, Италия
и Япония) крупнейших мировых империа-
листических держав были разбиты.
	В настоящее время империалистическями
странами, обладающими различными по раз-
мерам и числу колониями, являются: Со-
единенные Штаты Америки, Великобрита-
ния, Франция, Голландия, Бельгия, Порту-
талия и другие. Число империалистических
стран уменьшилось. Однако беспрецедент-
ным является существующее ныне ноложес-
ние, когда одно империалистическое госу-
дарство — страна американского империа-
лизма — порабощает народы мира. Даже
такие страны, как Англия и Франция, не
говоря уже о Голландии, Бельгии и Порту-
талии, были ослаблены в результате огром-
ного ущерба, нанесенного нм войной. Хотя
реакционеры этих стран и продолжают
пользоваться кровавыми насильственными
имнериалистическими методами для раепра-
вы в озвободительным движением колони-
альных народов, тем не менее в результате
того, что буржуазия этих стран продала
свою собственную нацию, а также в ре-
зультате политики правого крыла социали-
стических партий и лейбористской партии,
предающих народ; эти страны уже превра-
тились в зависимые страны и протектора-
ты, находящиеся под господством амери-
канского империализма.
	Таким образом, если на одной стороне
находятся уже освобожденные 500 млн. че-
ловек, то 1.300 млн. человек во всех стра-
нах мира (не считая США) поднали непо-
средетвенно или косвенно под господство
американского империализма, в то время
как реакционеры Великобритании, Фран-
ции, Голландии и других стран по существу
превратились в национальных предателей и
соучастников американского империализма.
140 млн. американцев везут на своей спине
восемь известных финансовых групи —
Моргана, Рокфеллера, Дюпона, Меллона и
других и горетку их реакционных предета-
вителей (всего лишь около тысячи чело-
век). Эти 8 крупных финансовых групи и
их представители правят 140 миллионами
	американских граждан в своей странё, с
одной стороны, и с другой стороны, на
	основе социальной системы американского
капитализма они прямо или косвенно по-
рабощатот все народы мира, за, исключением
Советского Союза и других освободившихся
народов. Господетво восьми крупных аме-
риканских финансовых групи прямо или
косвенно распространяется почти на 9% на-
селения земного шара (включая американ-
ский народ), или на более чем 1.400 млн.
человек. Кроме того, американские реакци-
онеры строят фантастические планы уста-
новления в будущем рабской системы аме-
риканского империализма и в Советском
(оюзе и других освобожденных странах.
Таково положение в отношении националь-
Hore вопроса в мире в настоящее время.
	Два великих лагеря современного мира
Н ПУТЬ национально-освободительного движения
	han было указано выше, национальный
вопрос в современном мире сводится к во-
просу 06 ограблении и утнетении амери-
канскими империалистами народов всего
мира или 06 их стремлениях к ограблению и
угнетению,— с одной стороны, с другой
стороны, к вопросу о сопротивяении наро-
дов всего мира отраблению и утнетению
американским империализмом, к борьбе за
национальное освобожление и защиту на-
	циональной независимости.

Уже во время второй мировой войны аме-
риканские империалисты строили планы
ограбления и угнетения народов мира. После
войны они выступили с доктриной Трумэна
и планом Маршалла, шаг за шагом распро-
страняя свой контроль и тосподство на
многие страны и народы, создавая по всему
миру сеть военных баз, вмешиваясь во
внутренние дела других стран. В основе
этой экспансии — агрессйвные планы аме-
риканских империалистов. Так же кав и во
времена Гитлера, Муссолини и японских
милитаристов, эти агрессивные планы про-
водятся в жизнь под лозунгами «защиты
от Советского Союза, зашиты от комму-
низма».

Стремясь добиться порабощения всего
мира, американские империалисты не мо-
гут не пускать в ход все средства, чтобы
мобилизовать народ своей страны на под-
держку их планов. Они неё могут не по-
давлять со всей жестокостью силы внутри
своей страны, выступающие против их
планов. Они должны внушать американско-
му народу миф 0б «американском веке» и
«теорию» 0 «превосходстве белой расы»,
заявляя при этом, что Америке предназна-
чено руководить миром, а всем народам ми-
ра находиться под ее господством. Поэтому
американские  империалисты должны
подавлять коммунистическую партию США,
прогоессивные американские профсоюзы и
прогрессивное движение, — руководимов
Уоллесом, и устанавливать фашистские по-
рядки, ибо в противном случае они He CMO-
гут `осуществить свои планы.
	Американские империалисты не могут не
бороться с силами во всем мире, сопри-
тивляющимиея осуществлению их планов.
Они выступают против Советского Союза,
против стран народной демократии, против
коммунистической партии Китая и 0свобо-
дительного движения китайского народа,
против национально-освободительного дви-
жения в Греции, Вьетнаме, Индонезии,
Малайе. Бирме и на Филиппинах, против
	коммунистических партии и народно-дею-
	вратических сил всех стран. Причина это-
го — тот факт, что эти силы составляют
антиимпериалистический лагерь, возтглав-
ляемый Советским Союзом и оказывающий
твердоз сопротивление планам американских
империалистов, стремящихся к закабале-
нию всего мира.

Поэтому, когда клика Тито занимает
антисоветскую позицию, выходит из Инфор-
мационного бюро коммунистических партий
и уничтожает внутри своей страны подлин-
но прогрессивные силы, американские им-
периалисты выражают ничем не сдержи-
ваемое ликование.
	Они готовятся развязать третью мировую
войну, лелея фантастическую надежлу по-
давить все силы в мире, берющиеся против
империализма.

Чтобы осуществить евои планы закаба-
ления мира, американские империалисты
должны искать себе в различных странах
пособников и атентов, которые проводили
бы в жизнь эти планы Или поддерживали
бы их. Они должны искать национальных
ренегатов и предателей и помогать им в
подавлении движения сопротивления наро-
дов и в выступлениях против Советского
Союза. Американский империализм оказы-
вает помошь реакционерам во всех странах,
помогает возрождению остатков фашиет-
ских сил в Германии, Италии, Японии и
других странах. Реакционные партии, бур-
жуазные группы и остатки сил фашизма в
различных странах стали атентами и по-
собниками американского империализма,
подавляя, в помощью американцев, движе-
ние сопротивления народов своих стран и
колониальных народов и выступая против
Советского Союза и демократических сил
мира.
	Олнако именно в результате стремления
американских империалистов к. закабале-
нию мира и национального предательства
реакционеров европейских стран нацио-
нальный вопрое стал жизненным вопросом
еще большей части населения, чем осле
первой мировой войны. Антиимпериалисти-
ческий фронт национально-освободительно-
то движения еще более расширился, в то
время как, число империалистических стран
сократилось, они стали более изолирован-
ными, а база империализма становится все
более и более неустойчивой, его сила в ог-
ромной степени ослаблена и продолжает
ослабевать, угнетенные во все более широ-
ких масштабах вступают в борьбу против
империализма, еше более приближают ко-
	Ц господства империализма,
	Современное разделение мира
на угнетенные и угнетающие нации
	Империалистическая агрессия разделила
нации мира на. две категории — угнетен-
ные и угнетающие. После первой мировой
войны Ленин следующим образом охарак-
теризовал положение в отношений этих двух
категорий:

«Вы получаете, таким образом, в оенов-
ных чертах картину мира, как она сложи-
лась после империалистекой войны. Мил-
лиард с четвертью утнетенных колоний, —
стран, которые делят заживо, как Персия,
Турция, Китай; стран, которые побеждены
и брошены в положение колоний. Не боль-
ше четверти миллиарда, — это страны, RO-
торые уцелели на старом положении, но
они все попали в экономическую зависи-
мость от Америки и все во время войны
были в зависимости военной, ибо война за-
хватила весь мир, она не позволила ни 04-
НОму государству оставаться нейтральным
на деле. И мы имеем, наконец, не больше
четверти миллиарда жителей в странах, в
которых, разумеется, лишь верхушка, лишь
капиталисты воспользовались дележкои
земли. Сумма —— около 1% миллиарда, ко-
Тогые составляют Bee население земли».
	Так выглядит национальный вопрос и В
пастоящее время. Так обстоит дело с импе-
рналистами меньшинства стран, беспощадно
угнетающими и грабящими колонии и по-
Луколонии во веем мире. Таково положение
в области национальных взаимоотношений,
отражающих обострение противоречий в
мире капитализма, усиление неравномерно-
г) развития капитализма в различных
странах в эпоху империализма. Это поло-
жение HO может не привести в острой
		борьбе империалистических стран за коло-
нии и вместе с тем — к под’ему всемирного
национального освободительного движения
угнетенных народов против империализма,
за свободу.

В последний период первой мировой вой-
ны русский пролетариат прорвал фронт
империализма на одной шестой части зем-
ного шара и осуществил Великую Октябрь-
вкую социалистическую революцию, в ре-
зультате чего мир разделилея на две раз-
личных экономических системы. Первая
мировая война и Октябрьская революция
привели к общему кризису капитализма. В
условиях этого общего кризиса канитализ-
ма буржуазный национализм стал еще бо-
лее слепым, жестоким и атрессивным.
Стрэмящийся к порабощению всего мира
фашизм в Германии, Италий, Японии и
других странах был порождением гнилого
реакционного монополистического капитала
и появился в обстановке острых противо-
речий, присущих общему кризису канита-
лизма. Во время второй мировой войны
термано-итальяно-японские фашисты быля
разбиты международными антифашистски-
ми силами, возглавляемыми Советским (о-
тозом. @ помощью Советского Союза народы
стран Восточной Европы прорвали фронт
империализма и создали у себя новый, демо-
кратический порядок. В результате того,
что коммунистические партии во. всех. стра-
нах мира явились в годы антифапгиетской
войны самыми героическими руководителя-
ми, самой стойкой силой в борьбе за защи-
ту своей родины, их авторитет в настоящее
время в народе чрезвычайно велик. Комму-
	ниетические партии стали мощными, Kdkh
	вде»
* Продолжение. Начало см. в «Правд
от 7 WONG.