2 ИЮЛЯ 1950 г., № 183 (11655)

ОЕ а

Прения: по докладамакадемика К. И. Быкова и профессора А.
© развитии идей И. П. Павлова
	Товариши! Учение Павлова о высшей
	нервной, деятельности вызвало крупный
идейный перелом в педиатрии и оказало на
нее огромное влияние.

Первые исследования условных рефлек-
сов у детей были поставлены в 1907 году,
когда наука о высших нервных реакциях
человека состояла исключительно_из песи-
хологических наблюдений и скудных дан-
ных экспериментальной пенхологии.

В то время физиологии коры головного
мозга человека не существовало. Веледствие
этого врачи и другие спепиалисты по всем
вопросам, касающимся деятельности голов-
ного мозга, могли обращаться только 5
психологии. Однако допавловекая пеихоло-
гия находилась полностью в руках пеихо-
логов-идеалистов и не могла дать на эти
вопросы естественно-научного-ответа, кото-
рого искали врачи, прогрессивные педагоги
и люди, интересующиеся воспитанием.

Только материалистическое учение И. П.
Павлова об условных рефлексах, положен-
ное в основу физиологического изучения
деятельности головного мозга у детей, могло
обеспечить успешную работу в этой труд-
нейшей области исследования.

Педнатры уверенно пошли по павловско-
му пути. Скоро было установлено, что дея-
тельность головного мозга ребенка доступна
для физиологического исследования. В пе-
днатрической клинике тщательно изучены
пищевые, оборонительные,  секреторные,
двигательные условные рефлексы, их
образование, свойства, особенности и изме-
нения в различные возрастные периоды.
	Товарипти: Мы собрались сюда не только
во елаву академика И. П. Павлова. Мы —
наследники дела Павлова. Это богатейшее
наследство советская власть поручила нам
не растратить, а увеличить, доделать то,
что не успел сделать, Павлов, развить его
идеи, поднять их на новую ступень, согла-
совать эту работу с другими потребностями
нашей Родины и, таким путем, активно
ВЕЛЮЧИТЬСЯ в План строительства комму-
НИЗМа.

Налие время дало возможность создать в
медицине то; чего ей не хватало, а имен-
но — теорию.

Hama задача — взять все полезное от
культуры прошлого и строить далее науку
на новых основах. Эти основы дает нам
маркеистеко-ленинская Философия и TOT
новый мыелительный и материальный 6уб-
страт, который завещали нам наши уче-
ные предки, особенно Иван Петрович Пав-
лов.

Работа по продвижению павловекого-уче-
ния в патологию нами ведется много лет.
На их протяжении мы встречалиеь и встре-
чаемся теперь с разными формами борьбы,
особенно же с недопониманием. Конечно, в
этом, в первую очередь, виноваты мы сами.
Но нельзя забывать также и то, что наря-
ду с созидательной частью нашей работы
нам много лет приходилось вести борьбу ©
прошлым и именно с вирховским прошлым.

На заседаниях президиума Академии
	мелипинских наук СССР, на страницах га-
	зет. в0 всех инетитутах и ученых обще-
	ствах разных городов за последнее время
вопросы о современном состоянии медицин-
ской науки дебатировалиеь горячо и откры-
то. Поэтому я остановлюсь только на разъ-
яенении возниклних недоумений и на тех
ошибках, которые мы сделали в процессе
работы.

Начну © главного — с вопроса об инфек-
ции. Распространен слух, что мы ее не при-
внаем. Мы действительно не признаем фор-
му, в которой инфекционный процесс в на-
стоящее время понимается.

Ни скатлатина, ни корь, ни столбняк,
ни бешенство не могут возникнуть вне ус-
ловий, которые создает микроб, вирус или
токеин. Однако при этом странно, что я
заболел, а сосед мой — нет. Значит мало,
чтобы был так называемый активный раз-
дражитель. Следует, чтобы реагирующий
субстрат был контактен © ним.

Микроб это, конечно,— «вредность». Ho
всегла`ли и везде ли? Наши опыты покз-
зали, что один и тот же микроб или яд на
одном и том же животном может оказаться
тубителем или просто нейтральным «веще-
ством», в зависимости от того, когда и куда
он будет введен. г

Еели относиться Е этому попросту, то
окажется, что важнейшим моментом во всей
нашей  иселедовательской деятельности
является вопрос незаболевания. Тогла ‘и
остальные задачи будут решаться легче.
Туберкулезная бацилла вызывает туберку-
лез, но не у всех. Стрептококк и стафи-
ЛОБОЕЕ далеко не у всех дают сепсис. В
экспериментах на кролике < сифилисом
можно получать совершенно. неожиданные
вещи. Во всех этих случаях микроб был
один и тот же, изменили мы лишь организм,
& изменили через нервную систему.

To, что мы знаем о микробе, свидетель-
ствует, что это неадекватный раздражитель,
от Которого организм должен избавиться и
избавляется при помощи всех приспособи-
тельных реакций, но’ то, что размножение
мякроба в организме играет решающую роль,
в этом мы не убехились. И в эксперименте и
в клинике это остается для нас вопросом
нерешенным. Вепомним хотя бы опыты
А. А. Безредка по сибирской язве на мор-
ских свинках. Эти опыты были повторены
и у нас. Достаточно было выщипать не-
сколько волосков из кожи зараженной мор-
ской свинки или уколоть ее кожу иголкой,
чтобы давно зараженное и наполненное мик-
робами животное, бывшее здоровым до этого
момента, заболело.

Инфекция есть взаимодействие организма
со средой, изменение одного атента сказы-
вается в- другом. Так, повышение вирулент-
ности микроба повлечет за собой включе-
ние новых групп животных той же породы.
Наоборот, повышение резистентности живот-
ных той же породы ` сделает несуществен-
ным изменение иикроба в сторону повыше-
ния его вирулентности. Вопрос идет не о
	Речи печатаются по сокращенной стенограмме.
	‚ Товарищи! 06 организационных ‘непо-
ладках здесь очень ‘убедительно говорил
	  тов. Аератян. Поэтому я позволю себе оста-
	НоБИТЬСЯ На тех методологических пороках,
	которые имели место в руководстве осноз-
	ными цавловскими научными учреждения-
ми, и, естественно, прежде всего со стороны
основного руководителя—академика Орбели.
	Известно, что академик Орбели в своем
учении об. адаптационно-трофической . рели
симпатической нервной системы. по суще-
ству утверждает параллельное сосуществова-
ние анимальной. и вегетативной ‘нервной
системы, что находится в явном противоре-
чии с современными фактами морфологии и
физиологии периферической и центральной
нервной системы, накопленными и 060б-
щенными советскими ‘исследователями.
	Больше того, акад. Орбели утверждает. что
	функциональное ‘состояние самой коры го-
левного мозга и корковых‘ анализаторов, а
следовательно, и их деятельность; находит-
ся под прямым адаптационно-трофическим
влиянием ‘симпатической нервной системы.
Следовательно, ‘всея сложнейшая выешая
нервная деятельность по существу опреде-
ляется не корой больших полушарий в соот-
ветствии с внешне- и внутрисредовыми ‘воз-
действиями, а вездесущей, якобы не подчи-
ненной коре симпатической нервной системой.
	Вея суть учения акал. Павлова о физио-
	логии больших полушарий мозга убеждает  .
	нас в ведущей и организующей роли, в том
числе и в проявлении адаптационно-тро-
фических свойств коры больших полуша-
рий головного мозга. Кора, как выеший
продукт эволюционного развития, з не толь-
ко Kak механическая надстройка” над
остальной нервной системой, включает в
себя в переработанном и измененном виде
функции нижележащих отделов нервной
системы, направляет и организует их дея-
тельность в соответствии с внешне- и вну-
трисредовыми влияниями. Кора является
наиболее могучим и реактивным органом
приспособительной и активно воздействую-
щей деятельности организма на внешнюю
и внутреннюю среду. Несмотря на это, Bes
сумма частных исследований по вопросам
физиологии и патофизиологии симпатиче-
ской нервной системы и ее связи © корой
больших полушарий и корковых анализа-
торов проводится в многочисленных лабо-
раториях, руководимых акад. Орбели, под
углом зрения сформулированного им закона
06 адаптационно-трофической роли симпа-
тической нервной системы.
	Методологической  порочностью OTIH-
чаются исследования и ‘особенно обобщения
по физиологии органов чувств. ,
	Академик Л. А. Орбели в ряде статей, в
том числе и в статье «Физиология и психо-
логия» («Физиолотический журнал СССР»,
т. 32, 1946 г.), характеризует задачу работ
в области органов чувств, исходя из прин-
ципов психофизического параллелизма. Ме-
тол, применяемый акад. Орбели и ero co-
трудниками для решения этой задачи, 60-
стоит, схематически говоря, в параллель-
	ной регистрации трех показателей: вели-
	Являясь одним из представителей кол-
лектива работников, возглавляемого ака-
демиком К. М. Быковым, считаю необхо-
димым указать на ошибочность одного тер-
мина, вошедшего ‘в статью №. М. Быкова
и В. Н. Черниговского в «Физиологическом
журнале» за 1947 г. и в статье В. М. Бы-
`кова в журнале «Врачебное дело» за 1948: г.
Речь идет о термине «Третья’ еигнальная
система».

Это, конечно, неудачное определение и
может быть истолковано как методологиче-
ская ошибка. В своей среде К. М: Быков от-
казался от этого ошибочного, словесно ‘не-
правильно построенного термина. Однако
следует 06 этом публично заявить, чтобы
сохранить чистоту павловских определений,
не давать повода к ошибочным толкова-
HAM.

Позвольте перейти в учебным програм-
мам и учебникам по физиологии. Пересмотр
учебных программ по всем научным диеци-
плинам был предпринят на основе ‘истори-
ческих указаний партии но идеологическим
вопросам.

Однако заново пересмотренные программы
1949 г. мало чем по. существу, отличаются
от программ предыдущих годов. Исходные
	пункты, структура, материал программ .с0-
	хранились в прежнем состоянии.
Прежде всего во всех программах по кур-

су Физиологии бросается в глаза старый  .

принции — эклектическая характеристика
основных фактов, законов, систем, функций
организма. Программы. сугубо объективист-
ски излагают все гипотезы, все теории. Та-
кое существо программ отражает игнориро-
вание классических открытий И. П.. Павло-
ва, имеющих принципиально новое и всеоб-
щее отношение для всех областей физиоло-
гической науки.

Работа по коренному переустройству пре-
подавания физиологии дело, пока что еще
никем и нигде не начатое.

Для отечественной науки, даже в преде-
лах формалистического изложения физиоло-
гии, отведена весьма скромная роль. В главе
«Кровообращение» на протяжении 64 пе-
чатных строк имя классика физиологии
кровообращения. И. П. Павлова названо один
раз и то в скобах.

В этих же программах после упоминания
«центрального торможения» слова «откры-
тие Сеченова» также поставлены в скобках.
Почему нельзя дать категорического, в пол-

ный голос, закрепления этого открытия се-  ,

ченовским именем, когда в программах ши-!
роко провозглашаются закон Пфлюгера, за-
кон Белля-Мажанди, закон Вебера-Фехнера?

Что же касается Павлова, то в этой же
главе, посвященной центральной нервной
«истеме, — ему выделена одна фраза: «Тро-
фическая функция нервной системы в’ свете
представления школы Павлова и ее‘значе-

ние для патофизихологии».
	В ходе нашей работы по развитию пав-
ловского учения в педиатрии мы встречали
некоторые затруднения: больницы оказались
не приспособленными для такой сложной
работы. С целью наиболее плодотворного и
углубленного развития павловского учения в
педиатрии и недагогических науках, а так-
же для создания высококвалифицированных
кадров специалиетов желательно организо-
вать в Ленинграле научно-исслелователь=
	ский институт по изучению высшей нерв-
ной деятельности ребенка.

В ближайшее время необходимо. достичь
решающих успехов в расширении и углуб-
лении воспитательно-педатогической работы
в детских учреждениях. 0с0б0е внимание
надо обратить на развитие и усовершен-
ствование детской речи.

Товарищи! Советские педиатры хорошо
сознают лежащую на них ответетвенноесть.
Они должны быть скромны в оценке своей
работы по развитию павловского учения в
педиатрии; сделано гораздо меньше, чем
надо было бы сделать; многое должно изме-
ниться с открытием новых фактов. Однако
я уверен, что отечественная педиатрия бу-
дет с неослабной энергией дальше разви-
ваться на основе физиологии Павловь и
законов диалектического материализма, так
как только на этом пути может быть ло-
стигнута та научная победа, которую от
нас ожидает наш вождь и учитель,
корифей науки, великий Сталин.
	видеть и то, что он видел, и нечто другое.
Думаю, что это и есть развитие его дела.
Когда мы только начинали дело, мы,
так же как и Павлов, а затем Л. А. Орбели,
считали трофическую функцию чем-то са-
мостоятельным, присущим определенным
нервным образованиям. По ходу дела выяс-
нилось, что таких образований становится
все больше и больше. Правда, не вее они
равноценны: © одного нервного пункта
удаетея легче обнаружить трофическую или
диетрофическую функцию, с другого—труд-
нее. Но ведь это и есть Ta специфичность
реагирования, которая присуща нервной
системе. Эта специфичность сказывается
не только количественно, но и качествен-
но. Стоит прибегнуть к понижению порога
возбудимости данного субстрата или ‘уве-
личить раздражение, каж «не трофический»
нервный пункт становитея «трофичееким».
Тогда естественно возник вопрос: в чем
же содержание лова «трофический»? И
столь же естественно пришел ответ: вея-
кзя нервная функция имеет своим след-
етвием на периферии изменение био-фи-
зико-химического состояния тканей и тем
самым изменяет их деятельность. Это зна-
чит, что нервно-трофический акт входит во
все нервные (центробежные и центроетре-
мительные) процессы без исключения. Так
создалось У нас представление о нервной
трофике, и, сколько бы по этому поводу ни
спорили, оно у нае пока не меняется.
	Поставленный здесь вопрое вообще о про-
должении или развитии иселедовательского
дела имеет свою иеторию в науке об обще-
стве. Вот что говорит И. В. Сталин по это-
му поводу:

«Может показаться, что овладеть мар-
ксистеко-ленинской теорией — значит до-
бросовестно заучить отдельные выводы и
положения, имеющиеся в произведениях
Маркеа—Энгельса— Ленина, научиться во-
время цитировать их и успокоиться на
этом, надеясь, что ваученные выводы й
положения пригодятся для любой обетанов-
ки, на все случаи жизни. Но такой подход
к марксистско-ленинской теории является
совершенно неправильным. Марксистско-
ленинскую теорию нельзя рассматривать,
как собрание догматов, как катехизис, как
символ веры, а самих марксистов — как
буквоедов и начетчиков»  (Ераткий курс
истории ВКП(б), стр. 339).

На нашем пути было немало опгибок и
в методологическом смыеле и по линии точ-
ности наблюдений. № числу методологиче-
ских ошибок в первую очередь надо от-
нести введенный мною и неоднократно по-
вторенный термин «нервная система ор-
ганизует болезнь». С точки зрения мате-
риалистической философии эта формули-
ровка неверна. Любопытно, что это замети-
ли не мы сами, а академик, Т. Д. Лысенко.
В частном разговоре он указал, что такого
рода укороченная формулировка лишает
историю развития, ее перспектив. Чем вы-
ше организация нервной системы, тем боль-
ше шансов для нее в борьбе со средой, в
том числе и с внешней вредностью. Зна-
чение этого положения для нашего иссле-
довательского дела мы обдумаем. Но ‘и сей-
чае уже ясно, что оно серьезно не только
в общефилософском смысле, но и в прак-
тическом.

Вторая ошибка допущена мною лично,
а не моим коллективом. В книге «Элементы
построения теории медицины», в главе 06
истории нервной трофики я поставил имя
Павлова наряду с другими. Я руководетво-
вался здесь  формально-историческими
принципами, не учитывая того, 910 каждый
из участников этого направления сделал.
Теперь, оценив по достоинству все мате-
риалы, можно, не колеблясь, сказать, что
именно И. П. Павлов утвердил эту работу
и лал перспективы в указанном направле-
нии. Это мы уже учли`и в теории и прак-
тике нашего дела.

В заключение я хочу оказать, что мы
собираем лишь элементы поетроения тео-
рии медицины. Само же создание такой тео-
рии мы связываем с идеями Павлова и счи-
таем это государетвенным делом. В условиях
буржуазных стран даже сама постановка та-
кой задачи невозможна.

CO Row fe ke be td te

— ay oO oe
	Только в условиях нашей социалистиче-
ской действительности возможно боздание
подлинной медицинской науки. Залогом
нашего успеха в этой важной работе яв-
ляется руководящая теория Маркса, Эн-
тельса, Ленина, Сталина.
	Речь Н. И. КРАСНОГОРСКОГО
	Действительный член Академии медицинских наук СССР
	Недиатры установили основные законо-
мерности и правила, которым подчиняется
деятельность головного мозга у детей.

Однако, несмотря на имеющиеся дости-
жения, мы не. можем сказать, что учение
Павлова с должным успехом и силой раз-
вивается в педиатрии. До сих пор работа
по изучению высшей нервной деятельности
У детей ведется только весьма ограничен-
ными силами в нашей лаборатории © весьма
небольшим коллективом, в Институте пе-
диатрии Академии медицинских наук CCCP
под руководством Г. Н. Сперанского.

Павловское учение о высшей нервной
деятельности имеет столь большое научное
и жизненно практическое значение, что
в его разработке должны принимать участие
многие клиники и детские учреждения и в
первую очередь Академия педагогических
наук.

Учение Павлова о работе больших нолу-
шарий головного мозга и результатах пе-
диатрических исследований по изучению
высшей нервной деятельности у детей до
сих пор не нашло достаточного отражения
в научной работе и в преподавании педиат-
рии в медицинских вузах. Вследствие этого
выпускаемые врачи-педиатры не воепиты-
ваютея в направлениях павловской науки,
& следовательно, не получают тех знаний,
которые столь необходимы для успешного
выполнения этой важной задачи. Учение
Павлова должно найти свое законное место
в преподавании педиатрии в медицинских
и педагогических вузах.

Речь академика А. Д. СПЕРАНСКОГО
	микробе самом по’ себе, а о том месте, где
он может вступить в контакт с данным
нервным рецепционным аппаратом живот-
ного. Вопрос еще и в том, какая степень
раздражения при этом будет иметь место.
Микроб в одном месте может оказаться ин-
дифферентным, а в том же количестве, но на
другом месте — может оказаться губитель-
НЫМ. :

Считается, что рост вирулентности ми-
кроба есть угроза организму. Однако орга-
низм далеко не всегда подчиняется этой
форме закономерности, а имеет свои. Эти
свои закономерности подчиняют себе и ми-
кроба. Взаимодействие той и другой систе-
мы еще не было предметом специального
исследования, но это очередной вопрос, на
который современная патология должна
обратить самое серьезное внимание.

Теперь об иммунитете. Это сложный про-
цесс, который в общем понимают, как ответ
организма на вредность. Известны и более
или менее изучены две формы такого. от-
вета, а именно фагоцитоз и реакция антиге-
нов-антител. Их можно наблюдать на низ-
ших организмах, но они находят место и
в природе высших организмов. Есть еще
третья форма иммунитета, приобретенная
после и свойственная лишь высшим живот-
ным. Она создавалась в процессе развития
нервной системы и целиком связана с этой
последней.

Третья форма иммунитета связана с
повышением резистентности сложного орга-
низма к разного рода адекватным и неаде-
кватным влияниям среды. Она возникает
быстро, хотя в дальнейшем осуществляется
сложным цепным нервным путем. В сущно-
сти говоря, она ECT постоянная функция
организма, такая же, как, скажем, крово-
обращение или питание. Еели бы этого не
было, жизнь сложного организма вообще
была бы невозможной.

Число и качество раздражений, падаю-
щих на еложный организм, превышает са-
мые смелые представления о «борьбе» с
ними по линии так называемого специфиче-
ского иммунитета или фатоцитоза. Новый
иммунитет, приобретенный организмом в
истории своего развития, дает возможности
эволюционному процессу. Пока ясно лишь
одно, что здесь выигрывается время. Оно
используется более древними системами и
закрепляется на тот или иной период
жизни индивидуума. Таким образом, старые
системы еще не «сняты», но дополнены но-
выми. Наша задача состоит в том, чтобы
узнать, в каких именно отношениях они
сосуществуют друг © другом.

Мы против вирховианского понимания
клетки, которое не имеет прошлого, не мо-
жет иметь и будущего. Пытаясь создать
теорию медицины, как науки на основе пав-
ловского нервизма во всех функциях орга-
низма, в том числе и в патологии, мы ни-
когда не забывали, что по крайней мере
девять десятых физиологии нервной систе-
мы созданы на изучении периферических
клеток и их изменений. Полученные здесь
данные затем вторично отбрасывались на
экран нервной системы. Лишь токи дей-
ствия и все, что на это‘в дальнейшем на-
слоилось, являются результатом прямых
испытаний нервной системы для определе-
ния некоторых ее свойств. Более того,
нервная система иннервирует периферию
только потому, что периферия иннервирует
нервную систему. В этой связи только и
можно понять, что значит целостность, т. е.
целый организм.

Клетка ееть неотъемлемая составная
часть организма. Но она ни в какой степени
не персонифицирована. Прямой удар по ней
может заставить ее заболеть или погибнуть.
Значит ли это, что в сложном организме она
заболевает только от прямого удара? Влия-
ния внешней ереды на сложный организм
опосрехуются через нервную систему. Эти
материалы имеет не только павловская фи-
зиология, но и павловская советская патоло-
гия. В зависимости от качества и силы раз-
дражения последствия сказываются на мор-
фологическом и функциональном состоянии
тех или иных элементов уже отраженным
путем. Но изменения этих элементов есть
новый акт раздражения, порождающий необ-
ходимость И ВОЗМОЖНОСТЬ НОВЫХ ЗЕТИВНЫХ
реакций со стороны нервной системы, спо-
‹обных компенсировать наличные пораже-
НИЯ.

Повторяя опыты Павлова, нам удалось
	‚Речь Н. ‚И. ТРАЩЕНАОВА „
	Член-корреспондент Академии наук СССР`
	чины’ и характера тех’ внешних атентов,
которыми производится экспериментальное
разграничение органов чувств, величины
и характера тех олектрофизиологичееких
эффектов, которые. эти. атенты производят
в нервных путях и. центральной нервной
системе, и величины и характера тех субъ-
ективных. ощущений, которые при этом
возникают. в.Нашем сознании.

Что же удалось установить посредством
такого, рода; исследований? Во-первых, бы-
ло подтверждено. наблюдение ученицы
И. М. Сеченова — Н. Сусловой. (1863), что
слабое раздражение изменяет характер
ощущений, называемых  надпоротовыми
раздражениями. Это явление Суслова ечи-
тала доказательством того, что при слабом,
неощущаемом раздражении . возбуждение
несомненно существует, хотя и He 060-
знается. Во-вторых, было установлено, что
на слабые. раздражения, . не. осознаваемые
испытуемым, возможно ‘образование услов-
ных рефлексов, т. е. были установлены чи-
сто материальные ‚процессы, которым
Г. В. Гершуни дал. неверные истолкования
как .неошущаемых стущений. Между тем
как изучение вышеописанных данных. не-
обходимо проводить, исходя из ленинекого
указания; что «оптущение завиеит от мозга,
‘нервов, сетчатки и т. д., Т.е. от опреде-
ленным- образом организованной материи.
Существование материи, ‘не зависит. от
‘ощущения. Материя есть первичное. Ощу-
щение, мысль, сознание есть высший про-
Avnet 060бым образом : организованной. ма-
терии. Таковы взгляды материализма в00б-
ще и Маркса — Энгельса в частности»
(В, И Ленин. «Материализм и и MOBDH-
тицизм». Cow, т. 14, стр. 43—44).
Отсюда ясно; что. исследование того, в ка-
кой мере и при каких условиях — внеш-
них и внутренних, процесс, возникающий
в сетчатке или в клетках кортиева органа,
или в осязательных рецепторах и т. ^.,
осознается нами, и в какой мере и при ка-
ких условиях он не осознается, является
существенной задачей материалистической
физиологии органов чувств.

Если обратиться к общему подходу ака-
демика Орбели и его сотрудников в пробле-
ме ощущения, то обнаруживается сущест-
венный недостаток, а именно— отсутствие
четкого отмежевания академика Орбели от
махистских взглядов. Эта философская
невыдержанность проявляется в том, что
академик Орбели и его некоторые сотруд-
ники, в частности проф. Гершуни, не только
не используют свои данные в области орга-
нов чувств для борьбы против пережитков
Махизма в современной науке, но даже
ищут пути «увязки» между концепциями
махистов и советской „физиологией ощу-
щения.

Ярким примером этого отношения яв-
ляются статья проф. Гершуни, озаглавлен-
ная «Механизм деятельности органа слуха
и других рецепторов в свете современных
электрофизиологических исследований», и
ряд высказываний акад. Орбели об Эвальде
Теринге без надлежащей критики его по-

рочнои, махиетской методологии.
	Советский ученый не имеет права забы-
вать о требовании, которое В. И. Ленин
предъявлял к ученому-марксисту, требова-
ний решительной и непрестанной борьбы
против идеологии НЙ приказчиков»
капитализма. -

Исключительно. важной. ‘задачей в. разра-
ботке павловского . научного наследия” яв-
ляется дальнейшее развитие учения о вто-
рой сигнальной системе, или системе рече-
вых сигналов, как специально человеческой
форме условно-рефлекторной связи с внеш-
ним миром. Открытие второй сигнальной
системы является первым шагом в деле
конкретного раскрытия физиологической
стороны человеческого абстрактного мышле-
ния. Казалось. бы, именно это, величайшее
из павловских открытий должно было стать
предметом 0собого внимания советской фи-
зиологии высшей нервной деятельности. Од-
нако в докладе на совещании. по физиологи-
ческим проблемам, посвященным дееятиле-
тию со дня смерти И. П. Навлова; академие
Орбели откровенно признал, что «вторая
сигнальная: система еще не ‘взята надлежа-
щим образом в руки и мы ‘о ней еще очень
‚мало знаем»:

При порочном методолотическом отноше-
нии в учению Павлова о второй сигналь-
ной системе не удивительно, что академик
Орбели дал в своих докладах весьма пута-
ную трактовку этой системы, пахнущую
махизмом, и, следовательно, дал неудовле-
творительные предложения для дальнейшей
работы по ее изучению. :

Из вышеприведенного видно, что непра-
вильные методологические установки ака-
‚ хемика Орбели привели его к созданию
противоречащих павловскому учению поло-
жений по важнейшим разделам физиологии
мозга, а именно по вопросам физиологии
симпатической иннервации физиологии Op-
танов чуветв и по второй сигнальной си-
стеме.

Наше советское общество, свободное от
антагонистических противоречий, сплотив-
шееся вокруг великой партии Ленина—
Сталина в нерушимом морально-политиче-
ском единстве, приобретает могучую силу,
позволяющую все более успешно подчинять
себе природу, все глубже проникать в п9-
знание самых интимнейших процессов пря-
роды организма животных и человека. В
этой связи прогрессивная материалистиче-
ская физиология, созданная гениальнейши-
ми представителями русского народа И.М.
Сеченовым и И. П. Павловым, играет ис-
ключительную роль. ‘

Вот почему борьба за павловское научное
наследие, за его дальнейшее успепгное раз-
витие, за внедрение в экспериментальную
и клиническую медицину составляет задачу
исключительной политической важности.
Эту задачу в значительной мере должна
выполнить и конкретизировать для будущей
деятельности настоящая сессия. Мы увере-
ны в победе передовой материалистической
павловской физиологии, руководящим нача-
лом которой является диалектико-материа-
листическая теория Маркса — Энгельса —

Ленина — Сталина.
		Речь доцента Э. Ш. АИРАПЕТЬЯНПЦА
	Институт физиологии центральной нервной системы, г. Ленинград
	Весьма характерной иллюстрацией это-
го положения служит также глава «Органы
чувств». Каждому известно, что Павлов
произвел подлинную революцию в учении
©б органах чувств, создав для этого важней-
шего раздела физиологии строго-научный,
материалистический фундамент.
	Бак же излагают в советских вузах эту
павловскую главу физиологии? Трудно пове-
рить, Но программы университетов только
в самом конце главы позволили себе упомя-
	НУТЬ. 0 замечательных ‚ Фворениях руеской
	науки в самой трудной области физиологии
и психологии следующей лаконичной фра-
зой: «Учение Павлова 0б. анализаторах».
Й больше нигле ни одного слова о Павлове!
	Весьма выразительную позицию в этом
вопросе заняли программы медицинских ву-
308. В главе «Физиология органов чувств».
решили вообше не упоминать ни имени
Павлова, ни учения 00 анализаторах. Гру-
бые ошибки допущены также в главе про-
граммы, посвященной пищеварению. Это
настолько вопиющий факт, что комментарии
оказываются излишними.
	Суть порочности программы заключается
В ТОМ, Что она по своему теоретическому ¢0-
держанию, по принципу изложения оенов-
ных законов физиологии не базируется на
идеях и открытиях отечественной физиоло-
гии — высшего синтеза всей современной
физиологии.
	Читающие курс физиологии и составляю-
щие учебные программы все еще находятся
в плену до-павловских традиций, не хотят
до конца и со всеми надлежащими выводами
признать революцию, сотворенную русскими
	исследователями в физиологии, а вместе ©
	НеИ. И В МЕДИЦИВ®.
И. Н. Павлов, Н. Е. Введенский, развив-
шие дело, начатое И. М. Сеченовым, своими
научными открытиями охватили все. без
исключения разделы физиологии и, исполь-
зовав, переработав достижения своих пред-
шественников. и современников, создали от
начала до конца новую физиологическую
науку.
‘Вот этого и нет в программах, & отсюда
исходит и все ‘воспитание наших биологов
и медиков, котерое не может не вызывать
действительной ` тревоги?” Сколько времени
уделяетея  учебной программой. чтобы изло-
Жить огромный ‘материал, добытый отече-
ственной физиологией? Видят ли студенты
классические опыты. Сечекова, ‚ Павлова,
Введенского? Можно безошибочно сказать—
или совсем не видят, или в таком объеме,
что эти иллюстрации вряд ли могут создать
сильное впечатление.

В учебных программах не рекомендуются
совершенно Сёченов, Павлов и Введенский.
В продолжение пяти’ лет пребывания в <0-
ветеком вузе будущему ° физиологу. врачу
	50 советуют читать . Павлова!

Что же предлагается студентам в каче-
стве заменителя Павлова? На первом плане
рекомендуется как лучший учебкик —
учебное пособие А. Т. Гинецинского и А. В.
Лебединского «Основы физиологии человека
и животных». Это весьма объемистый учеб-
ник (745 стр.). Авторы приложили вее уси-
‚лия, чтобы не только не отойти от подража-
ния иностранным учебникам в изложении
физиологической науки, но и выразить без-
граничное и ничем не стесняемое низко-
‘поклонство перед иностранными источника-
ми. Авторы в своем предисловии пишут,
что они будут подражать учебнику швей-
царского физиолога Валентина (1840 г.) и
B TO же время не могут «бесстрастно пере-
числять отдельные факты и отдельные тео-
рии» и «будут перечислять только самых
‘крупных деятелей науки».

С поразительной бесстрастностью в учеб-
нике изгнаны эпоха великого расцвета рус-
ской физиологии и ее творцы, зато е под-
линной страстью в каждом, самом маленьком
параграфе с щедрыми и звучными эпитета-
ми насажены иностранцы. Нельзя иначе, как
фальшью, назвать в предисловии слова ав-
торов о том, что учебник «пишется на язы-
ке трудов Сеченова, Павлова, и других кори-
феев русской наук»...

У русской физиологии авторы «отобрали»
самые главные и самые принципиальные
открытия. В этой главе дан очерк развития
учения о функциях централькой нервной
системы, где русская физиология в по-
становке. идей  «нервизма» всего-навсего
оказалась представленной даровитыми уче-
никами «мировой науки», и в частности...
Кювье.

Что же касается «органов чувств», то ав-
торы, вероятно, нашли, что «язык трудов
Павлова» никакого отношения к этой обла-
сти физиологии не имеет. Почти нет цитат и
высказываний Павлова во всем учебнике,
зато обильно они даны в виде изречений,
рассуждений из работ мало известных ино-
странцев.

Авторы учебника в предисловии обещали
приводить «имена только самых крупных
деятелей науки», поэтому... никакого отобра-
жения не получили труды АА. Ухтомекого,
В. М. Быкова, И. П. Разенкова, А. Д. Сне-
ваяского.

Таков учебник физиологии Гинецинекого
и Либединского, рекомендуемый всеми учеб-
ными программами наших вузов.

Такую же характеристику следует дать
учебнику Е. Б. Бабского, «сумевшего» дваж-
ды переиздать и буквально заполонить им
библиотеки вузов.

Her нужды доказывать роль павловското
учения в воспитании нашего студенчества.
Мы должны со всей откровенностью заявить,
что идеи Павлова и павловская физиология
не только не господствуют в вузах, но при-
	нижены, а подчас и в0868 отсутствуют,