657)
	д ИЮЛЯ 1950 г., № 135 (11
		ПРАВДА
	Новый. этап   Только еп ер ed!
	Статью И. В. Сталина «Относительно
марксизма в языкознании» нужно оценить,
как новый важный этап в развитии
науки. С исключительной убедительностью
И. В. Сталин обосновал положения перво-
степенного принципиального значения: что
«маркеист не может считать язык над-
стройкой над базисом»; что’ «смешивать
язык с надстройкой — значит допустить
	серьезную ошибку», что «формула о «клас-
	совости» языка есть ошибочная, немарк-
систекая формула».

Значение выетупления товарища Сталина
для Нас, языковедов, огромно как в обще-
теоретическом отношении, так и в облаети
путей дальнейшего развития. языкознания.
В нашу науку вписана блестящая осново-
полагающая глава, которой давно ей нехва-
тало, которую будут изучать и, опираясь
на нее, формировать свое ‘научное мировоз-
зрение многие поколения лингвистов.
	Четкое различение в высказываниях
товарища Сталина лекеики и граммзтики,
первой — бпособной отражать некоторые
сдвиги общественного сознания; вторей —
как надолго, на века сохраняющейся в ее
основных особенностях материальной `050-
лочки человеческой мысли, имеет исключи-
тельное значение не только для уяенения
природы национальных языков, но й для
всей теории и практики. научного языко-
ведения. Сравнительно-исторический метод
вообще возможен, как нечто лействительное
только по отношению к языкам, историче-
ская редкость которых обосновывается в
первую очерель наличием близкой морфоло-
	гической (структурной) схожести.
	Тлубока и целиком подтверждается фак-
тами данная товарищем Сталиным харак-
теристика обычных результатов языковых
скрещений, как таких, при которых возни-
кает не какой-то новый третий язык, а
сохраняется грамматический строй и оенов-
ной словарный фонд одного языка, в боль-
шей или меньшей мере обогащенного эле-
ментами из побежденного языка.
	Первостепенное значение имеет указание
И. В. Сталина на внутренние законы раз-
вития языков, как утверждение действи-
тельного существования законов,  пред-
ставляющих едва ли не главный объект
работы  языковедла, Tak и  требова-
ние очень’ важного методологического по-
рядка, плодотворность которого, ‹ вероятно,
co всей силой ‚скоро обнаружится в прак-
тичеекой работе лингвистов самых различ-
ных спепиальностей“
	Исчерпать богатство идей — статьи
товарища . Сталина в короткой заметке
	невозможно. Kan подлинное произведение
	научного, творческого марксизма, она за-
остряет мысли, конечно, не одних только
языковедов.

Встреченная с огромной радостью, как
торжество подлинно передовой науки в 0б-
ласти, где, к сожалению, слишком лолго в
качестве будто бы марксистеких концепций
господствовали мистические сказки, статья
товариша Сталина несомненно окрылит на
новый энергичный труд тысячи советских
ученых.
	Проф. Л; БУЛАХОВСКИИЙ.
	Лействительный член Академии наук
Украннской ССР, член-корреспондент
Академии наук СССР.
		Нет слов, чтобы выразить глубокую бла-
годарность нашему дорогому учителю,
великому и мудрому Сталину за его труд по
вопросам языкознания.

Светлое чувство радости охватило всех
после появления классической статьи
И. В. Сталина в дискуссионном листке
«Правды». Легко вздохнулось тем, кто, мо-
жет быть, ошибаясь, но ` искренне и
непредвзято искал путей разрешения слож-
нейших вопросов в языкознании, зачастую
подвергаясь преследованиям CO стороны
«замкнутой группы непогрешимых руково-
дителей».

Товарищ Сталин в своей изумительной по
глубине, простоте и ясности новой работе
по языкознанию. дал правильное направле-
ние и ориентировку языковедам и вывел
нашу науку из тупика, куда ее загнали
безответетвенные «ученики» Марра, . ко-
торым были чужды интересы подлинной’
науки. И. В. Сталин показал нам, на-
сколько ошибочны были утверждения о
том, что Марр уже создал материалистиче-_
скую теорию — «новое учение 0 языке»,
которое, якобы, только.и могло правильно
объяенить все кардинальные вопровы язы-
вознания: происхождение языка, соотноше-
ние языка и мышления, соотношение язы-
ка и общества, развитие языка и т. д. Вее
созданное до Марра критиковалось и изго-
нялось, & достижения лучших лингвистов
нашей страны — Буслаева,  Шахматова,
Щербы; Богородицкого и Виноградова — ха-
рактеризовались как «буржуазный идеа-
листический хлам».

Своим вульгарным пониманием классо-
вости языка Н.Я. Марр упразднял истори-
ческую категорию общего национального
языка. А товарищ Сталин учит нас: «...На-
пиональная общноеть немыслима без 06-
щего языка...». Следовательно, деление лю-
дей на классы не нарушает «общности
языка». как не нарушает «общности на-
ции». Таким образом, ^ понятие  классово-
сти языка у Н. Я. Марра неправильно и
противоречит учению марксистско-ленин-
ской теории о нации и классах.

И. В. Сталин блестяще, с неопровер-
жимой  убедительностью разъяенил, что
«язык, как средство общения людей в 0б-
ществе, одинаково обслуживает все классы
общества и проявляет в этом отношении

своего рода’ безразличие кво классам».
Товарищ Сталин co всей категоричностью
	С опубликованием на страницах «Прав-
ды» статьи И. В. Сталина «Относительно
марксизма в языкознании» в развитии со-
ветской науки о языке наступила новая
эра. Наше языкознание, опиравшееся в те-
чение ряда лет на отпибочные положения
так называемого «нового учения о языке»
Н. Я. Марра, переживало кризис. Великий
корифей науки товарищ Сталин ныне ука-
зал нам путь, который ведет к безгранич-
ному росту и процветанию нашей науки.

Язык — «средство, орудие, при помощи
которого люди общаются друг с другом, 06-
мениваются мыслями. и добиваются взаим-
ного понимания» (И. Сталин) — интере-
сует человечество с первых же шагов раз-
вития его цивилизации. Уже в середине
первого тысячелетия нашей эры мы имеем
различные системы описательной грамма-
тиви некоторых древних языков. Языко-
знание, как самостоятельная научная дис-
циплина, насчитывает более чем столетнюю
давность. На протяжении всего этого дли-
тельного периода ученые и исследователи,
лингвисты и философы много раз пытались
постигнуть сущность этого важнейшего яв-
ления человеческой жизни.
	Но только сталинский гений сумел по-
стичь действительную сущность языка с
предельной ясностью, © исключительной
глубиной великого мыслителя. И. В. Сталин
установил характерные признаки языка,
его специфику и определил значение грам-
матики, как «результат длительной, абстра-
гирующей работы человеческого мышлеё-
ния». Установив отношение основного сло-
варного фонда —= корневых слов — к сло-
варному составу языка и выяснив роль
грамматического строя в развитии языка,
товарищ Сталин впервые в истории науки
C исключительной точностью определил
значение и пути развития языка, а также
	завершает этот раздел,

ema. 6 OTIS 6 6 PP TROOTTTH
	немарксистская формула».
Мы. советские лингвисты, недостаточно
	занимались грамматическими вопросами.
Товарищ Сталин в своей работе указывает,
что «грамматика (морфология, синтаксис)
является собранием правил 0б изменении
слов и сочетании слов в предложении. Сле-
довательно, именно благодаря грамматике
язык получает возможность облечь челове-
ческие мысли в материальную языковую
оболочку». Это исключительно важно для
каждого.

Научные работники-лингвиеты отошли
от нужд школы. В школах ждут новых
учебников, новых методических пособий.
Даже высшая школа за 30 лет не
создала хороших учебников. Не только в
средней школе, но и в высшей мы не
умеем раскрыть выразительную силу на-
шего языка, его благозвучность, своеоб-
разный мелодический рисунок, ритмич-
ность, различие и богатство нашей инто-
пации, что придает чарующую музыкаль-
ность и создает общее впечатление красоты
речи. Мы еще не раскрываем как следует
мощь и величие русского языка, не науча-
ем владеть им как «орудием борьбы». Не
умеем мы еще ответить на глубокий инте-
рес к богатству русской лексики, по-на-
стоящему не помогаем учащимся выковы-
	вать стиль. достойный нашей эпохи, У нас
	есть у кого учиться. Пушкин» Тургенев,
Гоголь, Чехов и Горький дали образцы глу-
бокой самобытной красоты русского языка.
В. И. Ленин и И. В. Сталин дали изумитель-
ные образны действенного, реалистически-
лаконичного, простого и четкого, ясного и
правдивого русского языка.

Товарищ Сталин в своей работе ставит
и решает жизненно-необходимые пробле-
мы изучения языка, как «орудия разви-
тия и борьбы». Не «либо вперед, либо
назад», как писал проф. Санжеев, а толь-
ко вперед, преодолевая ошибки и трудно-
сти на основе внедрения марксизма в на-
VEY 0 языке, используя все, что дали в
своих трудах Ленин и Сталин, используя
также все положительное, созданное луч-
шими учеными нашей страны.
	Проф. Е. ГАЛКИНА-ФЕДОРУК.

Московский государственный
университет.
		ЗА ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
	Работа И. В. Сталина «Относительно мар-
ксизма в языкознании» с предельной про-
стотой и ясностью, как это всегда свой-
ственно И. В. Сталину, дает основные ли-
нии для дальнейшей деятельности советских
языковедов. В статье И. В. Сталина нет
ничего неопределенного, никаких «может
быть», «очевидно», «повидимому». Здесь
незыблемо говорится о том, что есть, здесь
картина того, что должно быть.

«Ученики» Н. Я. Марра всячески ста-
ралиеь внедрить мысль, что талько через
Н. Я. Марра можно подойти к марксизму-
ленинизму в языкознании. Но «Н. Я. Марр
действительно хотел быть и старался быть
марксистом, но он не сумел стать маркеи-
стом. Он был всего лишь упроетителем и
вульгаризатором марксизма, вроде «пролет-
культовцев» или «рапповцев».

Олним из основных положений «нового
учения о языке» было учение о языке как
надстройке. И. В. Сталин показал оштибоч-
ность прежде всего именно этого положе-
ния, обогатив тем самым не только наше
советское языкознание, но и общую теорию
марксизма-ленинизма.

Другим ведущим положением учения
Н. Я. Марра, глубокая ошибочность кото-
рого также указана И. В. Сталиным, было
учение о «классовости» языка, которым
Н. Я. Марр «запутал себя, запутал языко-
знание».

В свете марксистского решения этих ко-
ренных в языкознании вопросов можно и
	ческую общность происхождения языков
братских народов — русекого, украинского
и белорусского, а также всех славянских
языков. Мы должны помнить ‘указание
Н. В. Сталина о том, что «языковое родство,
например, таких наций, как славянские,
не подлежит сомнению».

Развитие языка, по мнению Н. Я. Марра,
шло только в порядке скрещения. В своем
гениальном труде И. В. Сталин показал, что
в. процесее скрещения двух языков вовсе не
получается нового, третьего языка, а «при
скрещивании один из языков обычно выхо-
дит победителем».

Н. Я. Марр и его ученики пытались
несправедливо зачеркнуть все, что было в
языкознании сделано хо них, были нетет-
пимы к инакомыслящим. А ведь «никакая
наука не может развиваться и преуспевать
без борьбы мнений, без свободы критики»
(И. В. Сталин).

Ведь именно русские языковеды много
сделали в истории мировой науки. Как же
МоЖЕо зачеркнуть все наследие прошло-
го, как это делают‘сторонники «нового уче-
ния» в языкознании?

Я думаю, что уничтожение аракчеевского
режима в языкознании, решительный отказ
от «учения» Н. Я. Марра и внедрение мар-
ксизма в языкознание, как сказал нам
И. В. Сталин, обеспечат расцвет советского
языкознания.
	Академик С. ОБНОРСКИИЙ.
	В СОВЕТСКОЙ Н
	не говорить о порочности таких недоказан-
ных и голословно утверждавшихея положе-
ний Н. Я. Марра, как стадиальное развитие
языков и учение о единетве глоттогониче-
ского (языкотворческого) процесса.

Гвоздем лингвистических работ Н. Я. Мар-
ра является так называемый палеонтологи-
ческий анализ. Он покоится на признании,
что первично речь состояла‘ всего из четы-
рех элементов, которые в различных комби-
нациях якобы дали начало всем языкам ми-
ра. Эти четыре ‘элемента — краеугольное
положение «нового учения» Н. Я. Марра —
и выискиваются в разных языках. При этом
языки привлекаются самые разнообразные,
не учитывается история языков, произвояь-
но допускаются различные звуковые мета-
морфозы и т. д.
	Вонечно, такой анализ не может никого
убедить. Те точные достижения, которыми
мы обязаны старому сравнительно-истори-
ческому языкознанию, у Н. Я. Марра све-
дены на нет. И. В. Сталин указывает, что
сравнительно-исторический метод «толкает
к работе, к изучению языков», а анализ
Н. Я. Марра «толкает лишь к тому, чтобы

лежать на печке и гадать на кофейной
гуще вокруг пресловутых четырех элемен-

тов». Вообще Н. Я: Марр всегда ополчался
против сравнительно-исторического метода.
Между тем этот метод не может быть отбро-
шен, на что указал И. В. Сталин. Именно
сравнительно-исторический метод, несмотря
на его недостатки, помог установить истори-
	Преодолеем ошибки в своей работе
	Появление на страницах газеты «Правда»
статьи И. В. Сталина «Относительно мар-
ксизма в языкознании» является подлин-
ным торжеством советской науки и празд-
ником не только для нае, советских языко-
ведов, но и для наших историков, этно-
трафов и Философов. Впервые в истории
опубликована работа, целиком посвященная
марксистеко-ленинскому учению о языке,
освещающая основные теоретические вопро-
еы языкознания.
	В основу всякой подлинной науки, в том
числе и языкознания, должна быть положена
правильная марксистско-ленинская методо-
логия. Тем не менее делу усвоения этой
методологии многие языковеды не уделяли
должного внимания. Поэтому, несмотря на
отромную помощь со стороны партии и пра-
вительства, которая постоянно оказывалаеь
и оказывается развитию науки в СССР, мы,
советские языковеды, до сих пор не всегда
умели разобраться в основном вопросе своей
науки, в вопросе, что такое язык. В частно-
сти, это имело место и в работах автора
данной статьи.
	И. Б. Сталин, раскрывая коренные отли-
чия языка от надстройки, обнаружил ос-
HOBHOH порок, свойственный работам мно-
гих языковедов, которые неправильно счи-
тали язык идеологической надстройкой над
экономическим базисом.
	Только исчерпывающе полное, глубокое и
ясное решение И. В. Сталиным основного
вопроса о коренном отличии языка от над-
стройки явилось тем методологическим ору-
жием, с помощью которого мы теперь мэ-
жем уверенно строить марксистско-ленин-
ское языкознание.
	Можно выразить уверенность, что, овла-
дев марксизмом-ленинизмом, советские язы-
коведы в кратчайший срок изживут в сво-
ей исследовательской работе недостатки
сравнительно-исторического метода и суме-
	бардинского научно-исследовательского ин-
ститута», кн. У. 1950 т.). Креме того, в ря-
де моих специальных работ — «Грамматика
адыгейского языка», 1941 г., «Грамматика
кабардино-черкесского языка», 1949 г., и др.
содержатся местами некритические ссылки
на ошибочные положения Н. Я. Марра. Bee
это возлагает на меня величайшую ответ-
ственность — осознав эти ошибочные места,
исправить их методологически четкой ли-
нией и научной критикой лженаучных по-
ложений акад. Н. Я. Марра в дальнейнтих
своих работах.

Товарищ Сталин говорит: «Признав
«некоторые» онгибки Н. Я. Марра, «учени-
ки» Н. Я. Марра, оказывается, думают,
что развивать дальше советское языкозна-
ние можно лишь на ‘базе «уточненной»
теории Н. Я. Марра, которую они считают
марксистской»,

Я считаю, что веем, кто, подобно нам,
жестоко ошибалея в отношении «маркеиз-
ма» Марра, теперь уместно вспомнить ста-
рую латинскую пословицу: «всякому че-
ловеку свойственно ошибаться, но только
глупому — упорствовать в своей ошибке».
На ошибках учатся. Свои ошибки я наме-
рен честно исправить в дальнейшей‘ работе.

Вооруженные сталинским учением 0
языке, советские языковеды становятся
сейчае в первые ряды : борцов sa передо=
вую материалистическую науку. Все, кому
дороги успехи советского. языкознания, го-
рячо приветствуют заключительные слова
товарища ‘Сталина:

«Ликвидация аракчеевского режима в

языкознании, отказ от ошибок Н. Я. Марра,
внедрение марксизма в языкознание. — та-
	ков по-моему путь, на котором можно было
бы оздоровить советское языкознание».
	Проф. Н. ЯКОВЛЕВ.
	Доктор филологических наук.
	ют применить в своей области метод исто-
рического материализма.

Только в ходе свободной дискуссии на
страницах «Правды» во всей своей наготе
и непривлекательности выявились ошибки
Н. Я. Марра. Товарищ Сталин показал, что
эти ошибки были не случайны, а пред-
ставляли целую систему ошибочных, лже-
научных положений:  язык-надетройка.
«классовый» характер языка, насквозь
идеалистический четырехэлементный ана-
лиз. огульное шельмование сравнительно-
исторического метода и всяких попыток
изучения родетвенных групи (семей) язы-
ROB HT. д.

Грубейшие ошибки Н. Я. Mappa, cocras-
ляя целую систему неправильных взгля-
дов, полностью оправдывают ту характери-
стику, которая дана Н. Я. Марру товарищем
Сталиным: «Н, Я. Марр действительно хо-
тел быть и старалея быть марксистом, но
он не сумел етать марксистом. Он’ был все-
го лишь упростителем и вульгаризатором
марксизма. вроде «пролеткультовцев» или
«рапповцев».

Веледствие начавшегося еше при жизни
самого Н. Я. Марра «аракчеевекого режи-
ма» в языкознании многие ученые (не
только языковеды, но и этнографы, археоло-
ги и историки) оказались утративитими
здравый смысл и правильный критерий
оценки работ Н. Я. Марра.
	Следует признать, что написанная. мною
совместно с проф. В. К. Никольским работа
«Основные положения учения Н. Я. Марра
о языке» («Вопроеы философии», 1949 г.,
№ 1), по мнению обоих ее авторов, содержит
чрезмерное восхваление явно ошибочных по-
ложений Н. Я. Марра.

Столь же ошибочна и другая моя статья
«Марр как гражданин и ученый (к 15-ле-
тию со дня смерти)» («Ученые записки ка-
		Нуть к расцвету
	большую устойчивость и колоссальную со-
противляемость его насильственным асси-
миляциям.

Товарищ Сталин дал глубокий марксиет-
ский анализ надстройке над экономиче-
ским строем общества — базисом и показал,
что язык «является продуктом целого ряда
эпох, на протяжении которых он о0форм-
ляется, обогащается, развивается, шли-
фуется» и не может быть надстройкой, ибо
«живет несравненно дольше, чем любой
базис и любая надстройка». Товарищ
Сталин установил, что «язык, как средство
общения, всегда был и остается единым для
общества и общим для его членов языком»
и что поэтому он никогда не был и не мог
быть «классовым».

Учение товарища Сталина о языке, о его
характерных признаках, о законах его раз-
вития, представляющее собой яркий обра-
зец творческого развития марксистско-
ленинекой науки, войдет в сокровищницу
классиков марксизма-ленинизма. Оно от-
крывает неслыханные в истории перспек-
	Ттивы для развития науки, — Как нзуки 0
	языке, так и любой другой отрасли челове-
ческого знания. Оно вдохновляет на творче-
ский труд и является программой научно-
исследовательских работ для ряда поко-
лений. Оно. вызывает чувство безгранич-
ной радости и истинной благодарности
товарищу Сталину и обязывает нас, совет-
ских лингвистов, чтобы мы, полностью
осознав значение мудрых сталинских ука-
заний, положили их в основу всей дальней-
шей работы во всех областях советской на-
уки о языке, обеспечив ей тем самым ши-
рокий расцвет.
	Проф. Г. ЦЕРЕТЕЛИ.
	За науку,
достойную нашей
эпохи
	С. чуветвом глубокого удовлетворения
прочел каждый, кому близки и дороги ин-
тересы отечественной лингвистики, статью
И. В. Сталина «Относительно марксизма в
языкознании». Между «вчера»»и «завтра»
в этой науке отныне проведена резкая
грань; и марризм, на который ориентирова-
лись так. или иначе наши языковеды, стал
пережитым этапом.
	Было бы, конечно, неправильным ста-
вить крест над всем наследием Марра. У не-
го есть ряд ценных работ по конкретным
темам языкознания и языковедения. То же,
чт0 OH считал своим особенным достиже-
нием, ‘и исходные его положения представ-
ляют собой те ошибки; от которых товарищ
Сталин призывает наших. языковедов ско-
рее освободиться, чтобы выйти из кризи-
са. Ликвидация этого является нашей на-
сущнейшей задачей.

Статья товарища Сталина У всех науч-
ных работников (не одних только языко-
ведов) вызвала большое воодушевление.
В предельно яеной, отчетливой форме
товарищ Сталин внес свет в ряд таких 06-
HOBHBIX вопросов языкознания, Как то, что
язык — не надстройка, что признание
‘«классовости» языка является немарксиет-
ским тезисом, и подверг исчерпывающей
критике марровскую теорию стадий и скре-
щения. Признавая полезность сравнитель-
но-исторического метода, отрицавшегося по-
следователями Марра, товарищ Сталин тем
‘самым подчеркнул важность исторического
изучения языков, в то время как палеонто-
логия Марра приучала пренебрегать исто-
рией и строить теорию Через голову фак-
тов, что создало в наших вузах положение,
которое не может быть долее терпимо, и
привело к тому, что у нас почти нет книг
по истории языков и очень слабо изучается
история языка в связи с историей говоря-
щего на нем народа. Между тем только
история поможет нам векрыть внутренние
законы развития языков, что является 0с-
новной задачей языкознания.

Сурбво оценив кичливый тон Mappa,
легкомысленно отрицавшего все то, что
было до него, и осудив водворившийся в
языкознании не свойственный науке «арак-
чеевский режим», товарищ Сталин с особой
силой подчеркивает значение критики и с8-
мокритики в развития науки. «Общенриз-
нано, — напоминает он, — что никакая нз-
ука не может развиваться и преуспевать
без. борьбы мнений, без свободы критики».

Только на этом, указанном товарищем
Сталиным пути’ могут быть изжиты до
конца ошибки концепции Марра и совет-
ское языкознание превратится в. подлин-
ную материалистическую науку © языке,
Перед языковедами открыт славный путь
строительства науки, достойной нашей ве-
miko эпохи.
	Академик В. ШИШМАРЕВ.
	Письмо в редакиию зазеты «Правда»
	-

В замечательном труде И. В. Сталина
«Относительно марксизма в языкознании»
мы, советские лингвисты, впервые получи-
ли предельно ясное определение сущности
языка и дальнейших путей развития с0-
ветской науки о языке.
	Большинство из нас, советских языкове-
дов, и в первую очередь я, были настолько
твердо убеждены в том, что язык представ-
ляет собою явление надстроечного харак-
тера, что даже не давали себе труда вду-
маться в те определения надстроек и их
отношения к базису, которые содержатся в
произведениях классиков марксизма-
ленинизма. Отеюда вытекает порочность и
многих других наших творетических поло-
жений.

Признание нами надетроечного характе-
ра языка неизбежно влекло за собою непра-
вильное утверждение о его классовой при-
роде, о развитии его путем «взрывов» и 0
вытекающем отсюда неверном пониманий
роли языкового  скрещения как основы
сложения и развития языков. Идя по тому
же пути, мы не смогли по-настоящему по-
нять исторический процессе образования на-
родов и развития языков. Отсюда шла чрез-
мерно преувеличенная оценка роли Марра
в развитии советского языкознания, при-
знание его чуть ли не единственной поло-
жительной фигурой не только в этой обла-
сти, но и в области целого ряда других
	В свете работы товариша Сталина «0От-
носительно марксизма в языкознании» я
должен признать полную ошибочность ево-
ей статьи «Пути развития советского язы-
кознания», напечатанной в «Правде»
23 мая с. г. и отражающей мои заблуждения
по основным вопросам языкознания.

Основная моя ошибка заключается в
тем, чт я неправильно, не-маркеистеви
рассматривал язык как общественную над-
стройку нал базисом, ошибочно отожде-
ствлял язык © общественной идеологией
и понимал его как классовое явление. Я
неправильно оценивал теорию Н. Я. Марра
о языке как марксистсекую в своей основе
пи считал, что она является, если 0свобо-

смежных дисциплин. Отсюда же вытекало
пренебрежительное отношение к наследию
всей предшествующей Марру русской язы-
коведческой науки.
	Эти и многие другие ошибки самого
Марра и его учеников, в первую очередь
MOH собственные, действительно привели
к застою в советском языкознании. Мы пз-
нически боялись каких бы то ни было по-
пыток применения сравнительно-историче-
ского метода, наивно думая, что такие
попытки неизбежно влекут за ©0б0ю в03-
врат к идеям Фформально-идеалистической
науки прошлого века, мы не сумели пра-
Вильно понять основу языка, сущность его
специфики. Делавшиеся попытки изучения
грамматического строя языков огульно
объявлялись формалистическими и встреча-
ли прямое противодействие со стороны пред-
ставителей существовавшего в языкознании
режима, который товарищ Сталин совер-
пенно справедливо назвал аракчеевским.
Настойчиво и, к сожалению, не без неко-
торого «успеха» языковедческая тематика
искусственно отрывалась от насущных за-
просов языкового строительства и передви-
галась в глубь веков.

Только сейчас, глубоко продумав сущ-
ность языка,  раскрытую товарищем
Сталиным в его основополагающей статье,
открывшей новую эру в истории советского
языкознания, мы, в прошлом недостаточно
	Письмо в редакцию
	дить ее от отдельных ошибок, геверальной
линией развития науки о языке.

Теперь, после выступления ‘Товарища
Сталина, для меня стало ясно, что это со-
всем не так. Новый гениальный труд
товарища Сталина является огромным собы-
THEM, поворотным моментом в развитии 0б-
щественных наук. Среди трудов классиков
марксизма-ленинизма, трактующих 0 BO-
просах лингвистики, он прелставляет со-
бою самое выдающееся. наиболее полное и
наиболее систематическое изложение мар-
кеизма в этой области знания.

Труд товарища Сталина создал прочную
теоретическую базу для советского языко-
знания и уничтожил путаницу во взглядах.
	критически следовавшие за Марром, увиде-
ли всю порочность того теоретического пу-
ти, по которому шли наши исследования
и по которому мы вели за собою молодое
поколение. В этих грубых ошибках тонут
положительные стороны нашей работы, на-
правленной на углубленное изучение сло-
варного состава и грамматического строя
языков нашей многонацибнальной Родины.

Глубокое и искреннее признание вызы-
вает в сердцах советских языковедов неопе-
нимая помощь товарища Сталина, избав-
ляющего советское языкознание от застоя
и выводящего его на широкую дорогу под-
лИННо Научного творчеетва.
	Перед нами поставлена нелегкая, но по-
четная и ответственная задача г неуклон-
HO следуя указаниям товарища Сталина,
	коренным 0бразом перестроить свою иселе-!
	довательскую работу на основе глубокого
овладения методологическими и теоретиче-
скими основами марксизма-ленинизма.
	Будем же твердо помнить и неуклонно
следовать мудрым словам нашего великого
вождя и корифея науки: «Ликвидация
аракчеевского режима в языкознании, от-
каз от ошибок Н. Я. Марра, внедрение мар-
кеизма в языкознание, — таков по-моему
путь, на котором можно было бы оздоро-
вить советское языкознание». ;
	Академик И. МЕЩАНИНОВ.
	которая до сих пор имела место. Советские
языковеды могут быть только благодарны
товарищу Сталину ва отеческую помошь.

Теперь, после появления труда товарища
Сталина, задача заключаетея в том, чтобы
осознать допущенные ошибки, решительно
и безоговорочно ветать на позиции марксиз-
ма, сформулированные товарищем Сталиным,
и в практической нзучной и педагогиче-
ской работе претворять указания товарища
Сталина в жизнь.
	Проф. НП. ЧЕМОДАНОВ.
	Московский государственный
университет. .
	_ Действительный член Академии наук
Грузинской ССР, член-корреспондент
Академии наук СССР. -
	ВЛОХНОВЛЯЮШЩИЙ ТРУД
	Выступление товарища Сталина в дис-
куссии по вопросам языкознания откры-
вает новую эру в нашей науке. Товарищ
Сталин с гениальной ясностью и точ-
ностью определил пути развития советеко-
го языкознания.
	Теперь окончательно вскрыты глубокие
заблуждения Н. Я. Марра, ошибки его
«нового учения о языке».

Желая стать на марксистекие позиции,
Н. Я. Марр не сумел этого сделать. Он
ввел в языкознание ложные предетавления
6 надетроечном характере и «классовости»
языка и тем самым запутал себя и совет-
ское языкознание. Ошибочно представлял
Н. Я. Марр также историю развития и
пути качественных изменений языка.
Стремления самого Н. Я. Марра и его по-
следователей создать что-то новое, в отли-
чие от буржуазной науки о языке, пре-
вратились в бесплодные потуги.

Все это привело к тому, что советское
языкознание не пошло по правильному,
марксистско-ленинскому пути и уперлось
в тупик. Выправить создавшееся положе-
ние мешали нё свойственные советской на-
уке действия последователей Н. Я. Марра,
которые товарищ Сталин охарактеризовал
как «аракчеевский режим в языкозна-
НИЙ».

В статье товарища Сталина с предель-
ной ясностью разъяснена сущность языка’
на основе многочисленных, глубоко науч-
ных фактов показано, что язык не яв-
ляется надстройкой над базисом, и до кон-
ца векрыты корни ошибки, которая допу-
скалась в этом вопросе Н. Я. Марром. Ра-
зоблачив ложность формулы о «классово-
сти» языка, товарищ Сталин показал, что
«язык, как средство общения, всегда был
И остается единым для общества и общим
	для его членов языком». }
	таял пути дальнейшего развития нацио-
нальных языков и образования всемирно-
	га языка. Глубокие марксистско-ленинские
положения, разработанные B статье
	товарища Сталина «Относительно марксиз-
	ма В языкознании», лают решение и мно-
	гих важнейших проблем других гумани-
тарных наук.

Можно не сомневаться, что с этого мо-
мента открылея широкий путь для бурно-
го роста советского языкознания. Руко-
водствулеь гениальными положениями ве-
ликого классика марксизма-ленинизма —=
товарища Сталина, советские языковеды
освободятея от тех заблуждений, в кото-
рые они впали под влиянием ошибок
Н. Я. Марра.

Rak один из последователей Марра, я
ныне глубоко осознал его ложный путь и
так же глубоко воспринял великое значе-
ние нового классического труда товарища
Сталина для каждого советекого языкове-
да, для всей нашей науки о языке. Я на-
чал готовить лингвистическую работу по
моей специальности на основе гениальных
положений товарища Сталина.

— И еще об одном хочется сказать: вы-
ступление товарища Сталина в дискуссии
дало нам, языковедам, со всей полнотой
почувствовать его отеческую заботу о нв-
шей науке, о том, чтобы помочь ей 0сво-
бодиться от заблуждений и встать на пра-
вильный путь. В ответ на эту заботу со-
ветские языковеды приложат все свои си-
лы и способности для развития нашего
языкознания на прочной основе марксиз-
ма-ленинизма. Мы полны благодарности
товарищу Сталину, пришедшему нам на

помощь в трудную минуту застоя в нашей
науке.
	Пусть живет и здравствует на радость
	нам долгие и долгие годы наш отец и
учитель, величайший светоч мира и науки
BOLO

ms ore me we а.
	SEE ЕЕ

товарищ Сталин!
Проф. А. ГАРИБЯН.
	Доктор филологических наук,
член-корреспондент Академии наук
	Армянской ССР.
	Наш вождь и учитель указал нам of-
щий путь исторического развития языка
и основные этапы его истории, так же
вак в другом своем классическом труде —
«Национальный вопрос и ленинизм» — он
с величайшей прозорливостью предначер-