6 ИЮЛЯ 1950 г., № 137 (11659)
	Научная сессия Академии. наук CCCP и Академии медицинских наук С

CCP,
	Учение Павлова наносит удар по Peake
ционной буржуазной адеологий напиовализ-
ма. расовой дискриминации, порабощевия
одних народов другими, по милитаризму, по
использованию войны ANS завоевания миро-
вого госполетва правящей. империалистиче-
	‘ской вликой США.
	Речь В. А. ГИЛЯРОВСКОГО
		Действительный член Академии медицинских наук
	Проф. Иванов-Смоленекий в своем докла-
де говорил 0 необходимости чрезвычайной
осторожности при оценке терапевтической
пенности лейкотомии. Вместе с тем проф.
Иванов-Смоленский говорил 0б увлечении
некоторых наших. психиатров узко-локали-
стическим принципом, стремлением объяс-
нить сложнейшие психические явления
ограниченными местными изменениями в
мозгу. Те же психиатры как раз и являют-
ея горячими сторонниками  лейкотомия.
Они думают ограниченными изменениями в
системе волокон добиться излечения Шизо-
френии, являющейся заболеванием веего
организма.

Теоретически эта операция не оправдана.
Если думают, что это только перерезка во-
локон, связанных с зрительным бугром, то
нужно иметь в виду, что такую изолирован-
ную перерезку невозможно осуществить.
Лейкотомия является грубой операцией. ко-
торая дает большие разрушения, приволя-
щие к значительному психическому сниже-
нию. Лейкотомия не является лечебным ме-
тодом, который может быть рекомендован
психиатрическим учреждениям.

Успехи советской медицины объясняют-
ся крепкой связью теории © практикой.
Так должно быть и в психиатрии. Теория
пеихиатрии — это учение о высшей нерв-
ной деятельности И. П. Павлова. Оно долж-
но найти полное развитие как в проблемах
общей психопатологии, так и в клинике и
лечении. Этого пока еще нет. Даже в учеб-
ной литературе. по которой готовятея кад-
ры психиатров, И. П. Павлову не уделяется
должного внимания, и его конценции ино-
гла оттееняютея зарубежными Теориями,
враждебными нам концепциями.
	Величественные горизонты откроютса

БЫКОВО: м пробо, Иванова-@молененого о развит

сих пор не выступил публично против вра-
гов, Павлова и его материзлистического уче-
ния! Не секрет также, что, например. ака-
демика Беритова еще в 1943 году в книге
«Физиология и нервная система» прямо нз-
зываёт своим союзником `В «критике» Пав-
лова Такой отъявленный мракобес. как
	реакционный змериканский физиолог-илез-,
	лист Фултон. А межлу тем акад. Беритев
ло сих пор не счел вужным не только 34-
нтитить учение Павлова от напалок со сто-
роны фултонов и шеррингтонов, но хотя бы
отмежеватьея от таких союзников. Не ясна
ли поеле этого вся пена уверений проф.
Анохина, будто бы академик Беритов —
лучший знаток и иетолкователь Павлова!
Не ясно ли также, что проф. Анохин исхо-
дит здевь не из интересов развития учения
Павлова, а из чисто групповых антипавлов-
ских соображений.
	Мне бы хотелось также обратить внима-
ние на тот Факт, что научная деятельность
Павлова наносит сильный удар по сбвре-
менным. расистеким и мальтузианским тео-
PHAM англо-американских социологов п
биологов.

Известно. что передовым русским уче-
ным и мыслителям всегда были чужды ра-
совые предрассулки, человеконенавистниче-
ское разделение людей на высшие и низшие
раеы. Своим учением 06 условных ped-
лексах, о высшей нервной деятельности
животных и человека Павлов выступает
одним из величайших гуманистов нашего
времени. поборником равноправия, соци-
альной и биологической полнопенности всех
народов и рас мира.
	Товарищи, к трудам великого русского
физиолога-материалиста Ивана Петровича
Павлова привлечено внимание всего совет-
ского народа. Это происхолит прежде всего
потому, что на протяжении ряда десятиле-
тий И. П. Павлов, продолжая славные тра-
диции русской переловой материалиетиче-
ской философии, обосновал капитальными
фактами материалистическое учение и без
всяких компромиссов вел острую борьбу c
идеализмом в одной из самых трудных обла-
стей науки, а именно в области понимания
сущности сознания. :

Именно эту сторону деятельности
И. П. Павлова высоко оценили В. И. Ленин
и И. В. Сталин, : охарактеризовав: его тру-
ды, как имеющие значение для трудящихся
всего мира, как гордость нашего народа.

Й вот теперь, когда: стоит вопрос: о даль-
нейших путях развития физиологического
учения И. П. Павлова, мы прежде всего
должны CO всей ответственностью отдать
себе отчет в том, что продолжать павловские
тралипии, развивать’ павловское научное
наследство—это означает прежде всего быть
непримиримыми борцами против идеализма.

Академику Л. А. Орбели— директору Фи-
зиологического института, носящего имя
Павлова. прежде всего важно осознать
огромное значение правильно и своевремен-
но поставленных на настоящей сессии во-
просов о том, что как акад. Л. А. Орбели,
так и Физиолотический институт в целом
не выполнили в полной мере возложенной
на них задачи борьбы с влиянием западно-
европейских и американских буржуазных
	теорий. с которыми вел непрерывную борьбу
	И. П. Навлов. Эта задача становится 0е0-
бенно актуальной в наше время, когда вновь
и вновь отдельные естествоиспытатели ка-
питалистических етран выступают е реак-
пионными идеалистическими утверждения-
ми о раздельности материи и сознания, о
бессмертия: и непознаваемости` духа и смерт-
ности тела. :

Нримером в этом отношении является
глава британских физиелогов Шеррингтон,
который провозгласил принцип непознавае-
мости психических . процессов идеализм
которого был вскрыт и подвергнут суровой
критике И. П. Павловым. В последнее вре-
	мя усиленно пропагандируется английский
невролог Джексон. Он развивал идеалисти-
	В центре внимания сессии стоит вопрос
00 использовании и дальнейшем творческом
развитии великого наследия, оставленного
нам творческим гением И. П. Павлова. Ни-
где, быть может, этот вопрос не является
настолько острым и актуальным, ка в 06-
ласти психологии, веками являвшейся при-
бежищем идеализма. Свыше 30 лет гени-
ального и страстного павловского иселедо-
вания были направлены на то, чтобы «бро-
сить луч света» в «глубокий мрак», ко-
торым окутан вопрое о механизмах психи-
	ческих явлений. Это великое новаторское
	павловское начинание увенчалось блестя-
шим успехом: недаром идеалистическая pe-
акция за рубежом, особенно в США и Ан-
глии. так ополчаетея против Павлова.
	И.  . Павлов заложил естественно-науч-
ную основу подлинно материалистической
психологии. А в психологии ло сих нор все
еще не используется должным образом вели-
кое наследие Павлова. В результате пеихо-
логия недопустимо отстает от нашей отече-
ственной физиологии, поднятой гением Пав-
лова на исключительную высоту. Осозна-
ние имеющихся недостатков — первое усло-
вие их устранения в дальнейшем.
	Характеризуя нашу психологическую ли-
тературу, приходится констатировать, что
все курсы и учебные пособия по психологии.
включая и мои «Основы общей психологии».
в установочных положениях, в той или
иной мере воздавая должное Павлову, не
реализуют павловских идей в психологии.
Позиция, некоторых за последние годы опуб-
ликованных специальных работ еще менее
	приемлема в этом отношении. Совершенно
счевилно. что такоэ положение не может
	дальше продолжаться. Павловское ученне
призвано стать мощным оружием глубокой
перестройки пеихологической науки.
	Для психологии решающее значение име-
ет прежде всего то, что И. П. Павлов дал
новую естественно-научную трактовку про-
блемы — мозг и психика, — Положение:
«психика — функция мозга» приобрело в
учении И. П. Павлова новое содержание.
	Павлоз создал принципиально новое уче-
		революционному должны решать, разрадбз-
тывать вопросы науки.

Если говорить о Философии, например,
то дискуссия по моей книге, проведенная п
инициативе товарища Сталина, напцелила
советских философов на. решение острых в
важных вопросов науки. Дело идет о
серьезном подъеме научной работы в of.
лаети Философии. Недостатком нашей р.
боты все еще остается совершенно веуло.
летворительно поставленная  совмеетная

творческая работа философов © естествоне.

пытателями. Задача в том, чтобы преозо.

теть и этот ‘изъян в нашей работе.
	Свободный обмен мнениями, развертыва.
ние критики, К которой призывают нас кон.
мунистическая партия, товарищ Сталин,
имеют глубокий исторический смысл, fy
это является мошным выражением tore
факта, что советский народ моральво п п.
питически един. сплочен, весь он борется
под знаменем марксизма-ленинизма. Вель
только свободный, сильный Народ, bopn.
щийся под знаменем революдйонного мар.
ксистекого мировоззрения, морально и по-
титически единый, может так свободно н
	  смело развертывать критику CBOHY недо.
	остатков. обмен мнениями в науке и успеш.
но двигать, вперед дело развития нзуки,

Нет сомнения в том, что усилия веех
нас. советских ученых, будут направлены
на то, чтобы плоды, результаты развития
всех отраслей науки были достойны
великой Сталинской эпохи, в которую ны
живем, чтобы они служили мощным вкла-
JOM в дело построения коммунистического
общества в нашей стране.
	зываемой внеимпульсной стороне звоздей-
ствия нервной системы.

Это имеет особенно большое зизчение хля
дальнейшего развития физиологии, учиты-
вая одностороннее увлечение многих фи-
зиологов современности, в том числе п в)-
ветских физиологов, так называемой пу-
пульеной стороной деятельности вервной
системы, причем в той ее упрощенной фор-
ме, какую проповехуют сторонники так на-
зываемой электрической теория нервного
возбуждения.

Самое главное и бамое существенно в
нервной деятельности, а именно: ее тесная
связь и взаимодействие с основой жизни —
обменом веществ, в значительной степени
находится в забвении, Так называемая we-
диаторная теория нервного возбуждения,
хотя и включает в понимание сущноет
нервных процессов элементы биохимиче
ские. олнако в том ее виде, как эта теория
	развивается и пропагандируется в зарубеж»
	ных лабораториях и в некоторых советских
лабораториях, далека от главной‘ задачи
представить нервное воздействие В его взап-
модействии с обменом веществ иннервируе-
мых органов.
	Мы должны всемерно бороться пов.
	ВУЛЬГарного гуморализма, мы должны 1
	тивопоставить этому глубокую теорию BIA:
	молействия нервной системы с OCHOBENYT
	процессами, характерными для всех 100
	лений жизни, т. е. структуры белков, пе.
	щих функциональное значение, и процес»
обмена веществ, которые лежат в 050%
функциональной активности органов, Ratt
норме, так и в патологии.

Дальнейшая глубокая разработка пробле
мы нервизма, на основе сознательного пи
менения законов диалектического матер
лизма, должна помочь советским физао-
гам стать на путь правильного разрешения
этой важной стороны научного наелсв
нашего великого учителя И. И. Павлом,

В заключение я хотел сказать, 910 &
как участник сессии, получил огр
силу для дальнейшей своей работы. (им
сыграет совершенно исключительную м%3
деле ликвидации многих недостатков нашй
работы и, в частности, в преподавания gl
зиологии в вузах и в деле общего nome
	Боех сторон павловского научного нах
ства.
	ку физиологических механизмов ощущения,
принципиально отличную от той, коту
давала тралиционная гельмгольцевская пл:
хология органов чувств. Она приводит ки
вому пониманию самого’ ощущения, 9
чающему ленинской теории отражения, #14
дет конец разрыву между ощущение 1
восприятием и наносит сокрушительный
удар по господствующей в психологической
литературе дуалистической идее восприятия,

Вершинная идея павловской физиологии
высшей нервной деятельности, пока 64
мало разработанная его продолжателями.
учение о второй сигнальной системе. Л
введения И. П. Павловым учения о propel
сигнальной. системе в физиологии факте
чески не было адэкватного материально
физиологического субстрата для высш
Форм человеческого сознания. Это служил
лазейкой идеализму, предлогом для того
чтобы вовсе оторвать мышление от деятель
ности мозга. Поэтому введение И. П. Па»
ловым понятия о второй сигнальной систе
является могучим средством и важным и
rom в борьбе за материализм, против иде
лизма. Вопросы, связанные со второй (1
гнальной системой. должны сейчас вой в
	эсновнои перспективный план пеихолог
ческих работ.
	` очУНо сказать, что уже очерчивается tt
ширный план mirnroninaanury плоть
	CRUX исследований, исходящих из учений »
	дах «Е: EEA ER ARERR ES AR OFA 9“

Павлова. Эти исследования в своей совоку!
ности существенно преобразуют теперешний
облик психологической науки.

вердо опираясь на учение классик
марксизма-ленинизма, на учение Ленина 1
Сталина, как на свою философскую основу
й на физиологию высшей нервной деятель
ности, созданную Павловым, как свою те
ственно-научную основу, наша пеихоло-
гия должна развиваться как наука, сос
ная перейти от описания психических я
лений к их объяснению и от объяснены
К направленному изменению психически!
процессов и действенному формирований
или воспитанию психических свойств 961
		NGA NO донлалам анал:
	Психиатрия за последние десятилетия
сделала большие успехи, но она не стала
еще дисциплиной, построенной в строгом
соответствии е основными установками и до-
стижениями советской науки.

Работа сессии ясно показывает, что у нас
имеется физиология И. П. Павлова, но нет
еще павловской психиатрии. Сам Павлов и
его ученики создали все предпосылки для.
того, чтобы былз создана именно такая
психиатрия, которая будет развитием
основных концепций учения И. П. Павлова.

Говоря о лечении как психических 3360-
леваний в собственном смысле этого слова,
так и реактивных состояний ий неврозов,
необходимо отметить, что павловские прин-
ципы психиатрами используются недоетаточ-
но. Это прежде всего относитея в прин-
ципу охранительного торможения. Нашло
себе признание лечение хлительным сном,
являющееся развитием этого принпипа. [о
эффективности получаемых результатов
оно должно быть поставлено на первое ме-
сто.

Если, в другой стороны, спросить, в
место занимает сонная терапия в ряду дру-
гих методов, то приходится сказать, что, к
сожалению, она применяется в десять раз
меньше, чем так называемый электрошок.

3a последнее время среди психиатров.
все большее распространение приобретает
так называемая префронтальная лейкото-
мия — трепанация черепа с перерезкой бе-
лого вещества мозга, соединяющего лобные
доли © зрительным бугром. Применение
лейкотомии в наших психиатрических
учреждениях находится в вопиющем проти-
воречии © принципами павловской физио-

логийи, принципом охранительного торможе-
НИЯ.
	Товарищи! Уже сейчас очевидно, сколь
глубокие и не только физиологические, но п
философские вопросы ветали в связи с раз-
вернувшейся борьбой за правильное истол-
кование и творческое развитие павловекого
научного наследетва, против вольных и
невольных извратителей и фальсификаторов
павловекого учения.

Й. П. Павлов был не простое естествоис-
пытателем, но выдающимся мыелителем, ге-
ниальные исследования которого глубоко
подтверждают, обосновывают маркоиетско-
ленинскую философскую науку.

Это тем более следует подчеркнуть, ‘что
среди некоторых советских физиологов,—И
здесь в первую очередь следует назвать
академиков Беритова, Орбели, проф. Анохи-
на и других, — имеют хождение взгляды,
извращающие смысл деятельности и миро-
воззрение великого физиолога и мыелителя,
не признающие или не признававшие в
свое время в Павлове сознательного, убе-
Жжденного материалиста.

Известно, что Л. А. Орбели пытается до-
казать, будто великий Павлов — «чистый
натуралист», будто Павлов философски, ма-
териалистически не’ истолковывал вопросы
физиологии и медицины, что учение Павло-
ва 0б условных рефлексах является чисто
«эмпирическим учением», которое можно
использовать «для а1юбой гносеологии».
«Любая гносеология,— утверждает Орбели,—
найдет для себя много интересного и мно-
го ценного в этом учении».

Но каждый непредубежденный исолело-
ватель, кажлый читатель произведений
Павлова видит, что Павлов, подобно Тими-
рязеву, Мичурину, Вильямеу, является 0-
знательным сторонником научной материз-
листической философии.

Бессмертной заслугой Павлова является
тот факт, что он глубоко научно векрыл и.
всесторонне объяснил материальные физнпо-_
логические механизмы сложнейших процес-
сов отражения в сознании человека внеш-
него объективного мира, дал блестящее
естественно-научное обоснование материз-
листического решения основного вопроса
философии. Павлов всю жизнь вел борьбу
против идеализма. Именно. Павлову принад-
лежит заслуга глубокой критики субъ-
ехтивистской концепции американского
невролога Лешли и психолога Коффка, фран-
цпуза Пьера Жанэ, Дюбуа Раймона, Клапа-
рета; Юнга; Павлов разоблачал идеализм. и
дуализм Шеррингтона, выступал против
немецких психологов-идеалистов — К ёлле-
ра, Вундта, Шлоки, Бете, боролся против
идеалиста Дункера и т. д. Павлову, как
великому новатору, научно решающему
сложнейшие вопросы жизнедеятельности
организма, были чужды любые идезлисти-
ческие взгляды.
	Rak &e после этого можно говорить, не
попирая исторической правды, не искажая
подлинных взглядов Павлова, о том, будто
бы он был «безразличен к философии», не
стоял твердо на материалистических пози-
циях, будто из его практических и теоре-
тических установок может почерпнуть ар-
гументы «любая гносеология»? Как можно,
не опрокидывая истины, утверждать, будго
Павлов — не самостоятельный мыслитель,
3 воспитанник, сторонник Людвига, Гайден-
гайна и других? Отсюда ясно, что то иска-
жение материалистического мировоззрения
Павлова, которое имеет место в трудах ря-
да лиц, называющих себя учениками вели-
кого физиолога, преследует, вилимо, особую
цель — обосновать свои собственные отЕло-
нения от павловекого пути, от материализ-
ма, попытавшись оперетьея при этом на
фальсифицированного Павлова.

Известно, что Павлов дал классические
образцы ясности в науке, точного знания
закономерностей развития организма, уме-
ния предвидеть ход течения физиологиче-
ских процессов и активно вмешиваться в
этот ход на благо здоровья человека. Ё со-
жалению, некоторые ученики Павлова не
следовали этим образцам. Проф. Анохин
прямо выступает против павловских мето-
дов научного исследования, пытаясь заме-
нить сознательное проникновение ученого
в предмет изучения, ’материалистическое
мировоззрение ученого, необходимо ведущее
его к верным выводам, так называемым
	«чутьем в отношении действительных Ффак-
тов». В @воей путаной. ошибочной книге
о Павлове Анохин видит причину и основу
	перед медициной и, в частности, перед
психиатрией, еели врачи загорятся мечтой
Ивана Петровича и программой своей дея-
тельности возьмут его мысли о натуре и
судьбе, вложив в них свое специфическое
содержание. Судьба — это судьба пациен-
та, доверившегося медицине, натура — это
физиологические процессы, которые нужно
изучить, чтобы изменить их в сторону вы-
здоровления.
	Пример того, как могло бы пойти углуб-
ление павловских илей в терапии, можно
указать на исследования в области электро-
сна. бон. доетигаемый снотворными при те-
рапии длительного сна, является все же
токсическим, хотя и целебным. Разработка
электроена идет от илей Введенского и уче-
нля И. П. Павлова 06 охранительном тор-
можений.
	Исихиатрия в вопросах лечения должна
пойти по линии развития принципа охра-
нительного торможения, который уже те-
	перь много дал и, несомненно, обещает дать
еще больше в будущем.
	Мелипинские учебные заведения сейчас
переживают важный период перехода на
6-летний куре преподавания. Главная
цель -—— повышение теоретического 0бразо-
вания вообще. Но это повышение уровня
образования может.быть достигнуто хоро-
шей ориентировкой мололых кадров в обла-
сти физиологии, в области учения о выс-
шей нервной деятельности. Иван Петрович
Павлов много раз говорил, что физиология
и медицина неразделимы, поэтому очень
важно, чтобы студентам была преподана
физиология в тех ясных формулировках,
которые можно почерпнуть из учения
И. П. Павлова.
	речи на данной сессии Л. А. Орбели заявил,
что «знаки»: слова, нотные знаки, буБ-
венные знаки, которыми слово выра-
жаетея.—все эти «знаки» «не имеют ни-
чего общего с теми конкретными явления-
ми, которые они обозначают». Но разве
это не есть та самая кантианская Теория
познания, ставящая  непроходимую грань
между человеческой мыслью и приролой —
теория, против которой боролся Павлов!
У Орбели нет и речи о том, что эти услов-
ные, как он говорит; обозначения, искус-
ственно: созданные, имеют сходство з теми
предметами, которые ими обозначаются, что
они являются копией, снимком с действи-
тельности, которую сони обозначают.
И. П. Павлов был принципиальным против-
ником такой «теории». Он доказывал. что
«наша мыель направляется действительно-
сетью», что «каждый шаг мысли» прове-
ряется «согласием с лействительностью».
	Когда к теории «знаков» обрашаются,
превращая их в самоетоятельный мир. та-
кие махровые. идеалисты. как Шеррингтов
или Лешли,— это понятно. Физиология ис-
пользуется правящими классами за рубе-
жом для насаждения в трудящихся массах
неверия в их силы. для, отрицания законо-
мерного развития природы и общества, з
тем самым для подрыва дела борьбы 33
свержение капитализма. Ho совершенно
непонятно и недопустимо. когда отдельные
наши советские. ученые становятся на кан-
тианекую теорию знаков.
	Я хотел бы напомнить, ввиду важности
этого вопроса, известное положение Ленина.
на этот счет: «Бесспорно, —писаз Ленин, —
что изображение никогда не может всецело.
сравняться © моделью, но одно дело изо-
бражение, другое дело символ, условный’
знак. Изображение необходимо и неизбеж-
но предполагает объективную реальность
того, что «отображается». «Условный
знак», символ, иероглиф суть понятия. вно-
еящие совершенно ненужный элемент агно-
стипизма» (В. И. Ленин. Coa, 7. 14,
изд. 4-е, стр. 223).

У Ленина идет речь о критике непрз-
вильного идеалистического понимания чув-
ственной ступени познания. Но это цели-
ком может быть отнесено и к сфере мыш-
ления.

Отетупления от материалистической фи-
лософии пагубно сказались и на работах в
области физиологии. Так сомкнулея отход
от материалистических философских пози-
ций Павлова с отходом от его позиций ак-
тивного строителя передовой советской фи-
зиологической и медицинской науки.

На нашей сессии были вскрыты факты
совершенно недостаточной связи физиологи-
ческой теории с практикой работы меди-
цинских учреждений. Это — серьезный от-
ход от павловского пути научного иселе-
дования. Павлов видел смысл своей дея-
тельноети в том (и в этом большое философ-
ское значение его творчества), чтобы нз-
учиться управлять биологическими явле-
ниями, и призывал к этому медицину, гово-
рил © необходимости для врача перейти от
роли объяснителя к роли инициатора, он
делал все, чтобы приблизить те время, когда
«медицина станет тем. чем быть должна.
т, е. сознательной, а следовательно, всегда
и вполне целесообразно действующей». Он
особенно настойчиво подчеркивал, что наша
власть над нервной системой должна вы-
явиться в еще большей мере, если мы бу-
дем уметь в своих опытах «не только пор-
тить нервную систему. но потом и поправ-
лять ее по желанию. Тогда уже доподлинно
будет доказано, что мы овладели процесса-
ми и имч командуем».

Вот к чему стремился Цавлов.

Мы видим, следовательно, что. Павлов не
просто естествоиспытатель. Он настоящий
революционер в науке, цель которого овла-
деть еилами природы ради блага социали-
стического общества, рали счастья челэ-
векд.

Сколь убогими и жалкими после этого
представляются попытки истолковать Пав-
лова в духе агностицизма или механицизма!

Воинствующий материализм Павлова, его
борьба против идеализма не нашли доста-
точного продолжения в деятельности некс-
торых его учеников. В этом повинны также
и мы, советекне философы. Это тем более
следует подчеркнуть. что против’ Павлова
организован целый поход со стороны аме-
	риканских и английских мракобесов от
науки. Ведь.факт, что академик Орбели дэ
	На ХУ международном конгрессе Физио-
логов Павлов с горячим воодушевлением гГо-
ворил. что он целиком и полностью разде-
	ляет и поддерживает сталинскую Идею
дружбы народов, стелинскую политику ми-
ра. Павлов был глубоко рал, что в совет-
ской стране отсталые в прошлом народы
теперь, как говорил он. грамотны, просве-
шенны. богатеют. Павлов подчеркивал, что
он полностью понимает величие освоболи-
тельной войны народов. Вместе с тем Пав-
лов видел в попытках империалистических
государств задушить малые народы «звери-
ный <п060б решения жизненных трудностей,
способ, не достойный человеческого ума с
его неизмеримыми ресурсами».

Нет. сомнений в том, что наша сессия по-
служит началом большого перелома в рабо-
те советских физиологов и медиков, таБ же
как и в работе советских философов. и озна-
менует новый крутой подъем этих наук.
	Наша страна строит воммунистичесвое
общество. Для этого великого дела нуж-
ны великие силы, в том числе и великие
силы науки. Е

Товариш Сталин в своих трудах, в своей
новой гениальной работе «Относительно
  марксизма в языкознании» дает образеп то-
  го. как советские ученые творчески, по-
	Реь Х С КОШТОЯНЦА
	Член-корреспондент Академии наук СССР
	ческую концепцию сосуществования, сопут-
ствования, согласно которой сознание со-
вершенно отлично от нервного состояния.
Нашлись такие «историки науки», как ка-
надский профессор Бабкин, который раесма-
тривает Джексона рядом с Сеченовым, пред-
шественником Павлова.

Как же могут советские физиологи, стоя-
щие во. главе этого большого дела, относить-
ся бесстрастно к этим выступлениям? Как
могут ближайшие ученики И. П. Павлова,
в первую очередь его старейший ученик
Л. А. Орбели, оставаться безучастными в
этом деле? Этот упрек можно сделать и акад.
В. М. Быкову, а также пелому ряду других
учеников Ивана Петровича.

Навловское учение дорого нам прежде
всего тем, что оно впервые в истории науки,
в истории материалистической Философии
дало конкретное разрешение вопроса о том,
каково качественное своеобразие закономер-
ностей той стадии материи, на которой фор-
мируются органы чуветв и мозг, каковы в
связи с этим конкретные закономерности
преврашения энергии внешнего. раздраже-
ния в факт сознания. Я имею в виду рас-
крытый гением И. П. Павлова принципи вре-
менных связей и его замечательное учение
06 анализаторах.
	Изучать закономерности эволюции функ-
пии нервной системы — это значит дать
действительную ‘историческую концепцию
развития высшей нервной деятельности с
учетом всех ступеней развития нервной си-
етемы в едином материальном пропессе, в
том плане, как это было намечено в трудах
классиков марксизма-ленинизма. Этого. к
сожалению, до настоящего времени нет в
работах в области эволюционной физиологии
нервной деятельности. Несмотря на значи-
тельные ‘успехи советской эволюционной
физиологии, до последнего времени именно
центральные вопросы векрытия историче-
ских закономерностей развития физиологи-
ческих процессов не были поставлены в
работах советских физиологов в той пол-

ноте, как этого требует наша советская
наука.

Значение учения И. П. Павлова о трофи-
ческом влиянии нервной системы для фи-
-зиологии и мелицины более чем очевидно.
Следует указать, что это учение Павлова
  особенное внимание привлекает E Tak Ha-

Речь С. Л. РУБИНШТЕИНА
	ние 0 динамической локализации функций
в мозгу. Существенной принципиальной
чертой павловской концепции является то,
что сама физиологическая деятельность, ле-
жащая в основе психической деятельности,
трактуется как рефлекторная, отражатель-
ная деятельность.

Само учение о деятельности мозга ста-
новится таким образом у Павлова провол-
ником того положения, что определяющим
для деятельности мозга является в конеч-
ном счете внешний мир, условия жизни,
«госпожа действительность», как любил
говорить И. П. Павлов.

Взятое в целом павловское решение про-
блемы «психика и мозг» является ROHRpet-
ной реализацией в естествознании ленин-
сво-сталинского материалистического мо-
низма философской основы советской пен-
хологии. Нельзя не отметить боевого, воин-

страстность и остроту, которую он вносил в
свою борьбу или, как он говорил, «войну»
с Веллером, с Курт Левиным, с Шеррингто-
ном и другими представителями зарубежной
идеалистической психологии и физиологии.
И. П. Павлов не только «принимал» мате-
риализм и придерживалея ёго — он дралея
за него и в борьбу эту вкладывал вею свою
страстность. Этой страстности и неприми-
римости в борьбе с дуализмом и авимизмом,
с идеализмом и реакцией, махровым цве-
том распустившимися. сейчас за рубежом,
особенно в США и Англии, должны все мы
учиться у И. П. Павлова.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной

деятельности, взятое во всем богатстве свое-
rh, т Л Tt te rh eee om am a Го
	о т ов9му решить основные пробле-
мы психологии и дает естественно-научные
предпосылки для такого нового материали-
стического их решения.

Можно буквально на всех основ
блемах психологии, например, на проблеме
ощущения и восприятия, мышления и речи
и т. д., показать значение учения И. П. Пав-
лова. Учение И. П. Павлова, например. 06
анализаторах дает не только Новую трактов-

ных про-
		Речь акад. Г. Ф. АЛЕКСАНДРОВА
	создания Павловым учения о высшей нерв-
ной деятельности в одаренности Павлова
«чувством природных явлений, чутьем в
отношении действительных фактов». По
сути дела на этой же позиции стоит и акад.
Орбели. В своих «Лекпиях по вопросам.
высшей нервной деятельности» Л. А. Орбе-
ли пишет: «Ясное и точное знание законов.
диалектической логики может оказаться
подспорьем для тёх, у кого нет естествев-
ного иселедовательского чутья в той мере, в

какой оно было у самого И. П. Павлова».
(стр. 129). Превратив дизлектическую 10-
ГИкУ В 060бую «отмычку», «подспорье» в
науке, Орбели признает возможным приме-
нять диалектическую логику только для
тех, которые не обладают «естественным
чутьем». Так как такого рода «естествея-
ное исслеловательское чутье» должно иметь
место в той или иной мере у каждого иселе-
дователя, то по акад. Орбели выходит, что
научный работник, исследователь не нуж-
дается в мировоззрении, в диалектическом
материализме; это мировоззрение заменяег-
ся чутьем. В своей последней работе «Ход
развития научного наследства И. П. Павло-
ва в области высшей нервной деятельно-
сти», опубликованной в 1950 г., Орбели
призывает уловить счастье, угадать про-
пессы, происходящие в организме (см.
стр. 36—37). Если говорить о философ-
ской, методологической стороне этой уста-
новки, то ученому вместо мировоззрения
рекомендуется чутье, вместо точного и
строгого знания законов развития организ-
ма — счастье, везение, вместо научного
предвидения — гадание на кофейной гуше.

Разве не видно, что подобные ненаучные
взгляды нельзя назвать материалистиче-
скими, что эти взгляды ведут в болото пре-
словутой субъективно-идеалистической ин-
туитивистской философии Бергсона и его
единомышленников!

Все эти бергеоны и расселы — идеали-
стические буржуазные мракобесы, как раз
и призывают заменить разумное проникно-
вение в законы природы неким мистиче-
ским, таинственным вчувствованием в по-
ток вещей. А известно, как Павлов бичевал
Бергсона. Он высмеивал философию Берг-
вона и говорил, ‘что это «странная фило-
софия», имея в виду, что это идиотская фн-
лософия.

Павлов, как гениальный ученый и созна-
тельный сторонник материализма, призывал
не останавливаться на поверхности явле-
ний, фактов, а убеждал своих последовате-
лей проникать в закономерную связь явле-
ний, фактов. «Настойчиво ищите законы,
ими ‘управляющие».— говорил Павлов.

Спрашивается, почему же, несмотря на
очевидные для веех факты о материалиети-
ческих позициях Павлова в науке, некото-
рым людям потребовалось превратить Пав-
лова из сознательного материалиста в сто-
ронника интуитивного чутья, в эклектика,
в путаника, который-де дал гносеологиче-
ские обоснования для любой философской
системы?

Если внимательное присмотреться к тру-
дам Л. А. Орбели. то ответ на этот вопрое
становится совершенно ясным: это сдела-
но для того, чтобы в известной мере оправ-
дать, обосновать свою собственную, в ряде
пунктов кантианскую, не материалистиче-
скую позицию. Выдвинув глубоко ложное
положение о том, что будто бы основы диа-
лектического мышления «даны еще Кан-
том», акад. Орбели по сути дела и строит
некоторые свои работы на принципах
этой так называемой «лизлектики». т. г.

на принципах атностической философии
Канта.
	Павлов, как сторонник материализма, пи-
сал: «...Я только отстаиваю и утверждаю
абсолютные, непререкаемые права естест-
венно-научной мысли всюду и ло тех пор,
где и покуда она может проявлять свою
мощь. А кто знает, где кончается эта воз-
можность!» (Полн. собр. трудов, т. Ш,
стр. 104).

Навлов признавал беспредельным позна-
ние человека, углубление его в тайны при-
роды. Кантианство — это одно из прояв-
лений лженаучной философии агноетициз-
ма. Но, как было убедительно показано на
сессии, акад. Орбели весьма близок к кан-
тианской теории психофизического парал-
лелизма. Этот взгляд акад. Орбели развп-
вает, в частности, в своей теории знаков. В
	a в Е Е а нечн
Речи печатаются по сокращенной стенограмме.