11660)
		” ИЮЛЯ 1950 г., № 188 (

х наук СССР
	обоснование функциональным или обрати-
MEIM UCHX03aM. Павлов 0с0бое внимание 0б-
	ращал именно на эти психозы, что пред-
ставляет большую ценность для психиатрии
с точки зрения 66 материалистического 0б-
основания.

В коре имеется представительство всех
функций — высших и низших, азимаяь-
ных и вегетативных, что является обосно-
ванием нервизма. Только благодаря работам
Павлова это положение получило общее
принципиальное значение, и оно для нас
чрезвычайно важно © психиатрической точ-
ки зрения.

Психозы, хотя они и бывают связаны ©
заболеваниями всего организма, согласно
взглядам Павлова, локализуются в коре.
Причем И. ИП. Павлов локализует в коре да-
же такие пеихозы, которые некоторые ав-
торы предпочитают локализовать в промэ-
жуточном мозгу (диэнцефалон): такой. на-
пример, психоз, как маниакально-депрессив-
ный. По Павлову, всякий психоз — корко-
РыЙ и притом относящийся в тем участкам
коры, которые являются человеческими по
преимуществу. Этот пункт имеет очень
большое значение для нашего понимания ло-
кализании психических расстройств и для
соответствующих лечебных мероприятий.

Активная терапия психозов, несмотря нз
наличие биохимических и гуморальных из-
менений, которые бывают при ней, все. же
основана, согласно Павлову, на перебраль-
ном действии, т. е. действии на кору. Дей-
ствительно, если психоз есть корковое стра-
дание, то и активная терапия должна быть
в основном корковая. Этим не исключается
то обстоятельство. что при активной тера-
	Речь М. М. КОЛЬЦОВОИ
	Старший научный сотрудник Физиологического института имени И. П. Павлова Академии наук СССР
	взаимодействии непосредственных условных
раздражителей и их словееных знаков и во-
проса о степени отражения реакции поряд-
ка первой сигнальной системы в реакции
второй сигнальной системы.

В № 5 «Физпологического журнала» за
1945 г. имеется статья. Иванова-Смолен-
ского, гле он обобщает результаты работы
своей и ряда сотрудников и дает схему раз-
вития сигнальных систем у ребенка.

Эта схема безусловно является упрощев-
чеством. Во-первых, она’ исключает участие
безусловных форм леятельноети, во-вторых,
создает впечатление, что .межлу первой и
второй сигнальной системами имеется мор-
фологическое разлеление. Между тем еще
сам Павлов подчеркивал, что, когда речь
идет о разделении этих систем, надо иметь
в виду не их локализапию анатомическую,
а функпиональную тренировку.

Общепризнано. что учение Павлова есть
острейшее оружие в борьбе с идеализмом.
Естественно встает вопрос, в какой мере
мы, держащие это оружие в своих руках,
используем его?

Прежде всего надо подумать о методоло-
гических установках в психология, область
исследований которой совпадает-е областью
физиологии высшей нервной деятельности
человека. .

& сожалению, довольно распространен-
ным является мнение, что при современном
уровне физиологических знаний мы еше
не можем полойти к пересмотру пеихологи-
	ческих концепций. Верно ли это? Думается, .
	что, неверно. Уже сейчас мы можем проти-
вопоставить ей правильный естественно-
научный материалистический метод изуче-
ния основных явлений и их понимания.

И. П. Павлов говорил, что в большей ча-
сти психологов живет убеждение в невоз-
можности полной детерминизапии субъек-
тивного мира человека — убеждение, «за-
маскированное утверждением своеобразных
психических явлений». Это утверждение о
«своеобразности психических явлений» в
крайней форме было выражено Вундтом еще

в 1894 голу в «Принципе психофизического

параллелизма». .
	Во метафизическая сущность: принципа
психофизического параллелизма в той или
другой форме продолжает существовать в
психологии и по настоящее время. В новей-
				ам анал. Быкова м просо, Иванова-смоленсного о развит
		которые оставались в психиатрии, стал воз-
можным только благодаря учению Павлова.

Учение Павлова устанавливает, что кора
является распорядителем всей деятельности
организма и что в ней имеется высший от-
дел, имеющий 050б0е значение в этом
вмыеле.

Я должен сделать небольшое замечание
по адресу нроф. Иванова-Смоленекого отно-
сительно наличия особого отдела, который
имеет верховную руководящую роль в коре.

Иванов-Смоленский вообще указывает,
что никакого особого отдела или «центра»
с верховной нервной функцией в больших
полушариях не существует. Между тем Пав-
лов последние голы многократно указывал
на 0собую роль лобной коры.

Следует считать, ‘что большое значение
этот высший отдел должен иметь для второй
сигнальной системы, как для системы вые-
шего порядка. Мы бы сказали больше: без
этого высшего отдела вторая сигнальная си-
стема как будто оказывается без должной
опоры; Следует признать в.данном вопросе
правильной формулировку академика Быко-
ва, основанную на прямых указаниях ПЦав-
лова. e

Дальше, несмотря на различие отделов
коры, все они, включая и высшую психику,
о которых только что была речь; полчиня-
ются закономерностям, установленным. Пав-
ловым: это универсальный закон времен-
ных связей. законы возбуждения; торможе-
ния, инлукции. В какому бы отделу ни отчо-
силась данная Функция, все равно она пол-
чиняется закономерностям Павлова и; следо-
вательно, не выходит из ее пределов. .

Учение Павлова дало материалистическое
	Несмотря на то, что проблема второй сиг-
нальной системы в действительности яваяет-
ся одной из центральных в павловском на-
следии, в разработке ее сделано очень мало.
Работа проводится в лабораториях проф.
Иванова-Смоленского и академика Орбели.

Как поставлена работа_ по изучению про-
блемы второй сигнальной системы в дей-
ствительности в Физиологическом институте
им. Павлова? Неудовлетворительно.

Выступавший заместитель директора ин-
ститута проф. Гинецинский, на котором
лежит значительная доля ответственности
за эти недостатки, ничего не сказал об этом.
Я лолжна сказать, что для нас, сотрудников
‘института, услышанное здесь, на сессии,
не явилось полной неожиданностью и наша
большая вина заключается в том, 4TO мы
He поднимали ‘этих вопросов своевременно

и ‘достаточно. серьезно.

По второй сигнальной системе в нашем
институте работает лишь два сотрудника,
поэтому работа в этом направлении не мо-
жет вестись достаточно широко и во всех
нужных направлениях.

Принципиальную постановку исследова-
ний по второй сигнальной системе, которые
‚ведутся под руководством акад. Орбели, я
‘считаю правильной.

В итоге работ удалось раскрыть физиоло-
гическпе механизмы отвлечения и обобще-
вия в первые голы жизни, — особенности,
которые характеризуют реакции порядка
второй сигнальной системы.

Таким образом. мы подошли ненпосред-
ственно к изучению физиологических основ
мышления. В данный момент перед нами
‚стоит задача направить работу на изучение
влияния сопиальной среды на формирование
второй сигнальной системы. Мы выяснили
ряд важных моментов, в направлений кото-
рых должна быть коренным образом пере-
 ] строена” ‘педагогическая и воспитательная
работа в детских учреждениях. Вопрос этот
нами поднимался, но не был доведен до кон-
па, что, конечно, нужно отнести к серьез-
ным недостаткам нашей работы.

Неследования по второй сигнальной си-
стеме в лабораторий проф. Иванова-Смолен-
ского также занимают еше очень скромное
место среди его многолетних и обширных
работ по высшей нервной деятельности ре-
бенка. Они касаютея в основном вопроса о
	Peub Bo. А ИВАНОВА
	Заместитель министра здравоохранения РСФСР
		DGHYA TO HOW al
	Известно что И. П. Павлов начал
свою деятельность и сложился как иесле-
дователь под непосредственным влиянием
С. П. Боткина. Как указывал сам И. П. Пав-
лов, это обстоятельство послужило причи-
ной того, что он веетда проявлял стремле-
ние приблизить физиологическое исслелова-
ние в НУЖЛАМ ЕЛИНИКИ, т
	Сам И. П. Павлов, а затем его сотрудники
и последователи полеказали клинике целый
рял ответов к многочисленным загадкам че-
ловеческой патологии, ответов. которые по-
могают вейчае лечащему врачу найти нуж-
ное решение у постели больного. Главное,
чем хотел помочь врачу И. П. Павлов, —
это научить его правильно объединять и
использовать полученные им и другими
факты, правильно физиологически мыслить.
Методологическая основа павловекого уче-
ния о человеке смыкается с марксистеко-
ленинской материалистической  хиалекти-
кой. Учение Павлова противостоит господ-
	ствовавшей ло сего времени в умах врачей’
	BADXOBCEO метафизической методологии.
	Олнако в применении павловского метода
Е разгадке патологических явлений имеется
немало ошибок, извращений идеи павлов-
ского нервизма, что приводит к неправиль-
ной ориентации рядового врача.
	Так. например, по утверждению В. А. [1-
ляровского психическая реакция, усилием
воли человека подавленная, не может ис-
чезнуть совсем. а направляется в нижние
этажи. в центры вегетативной нервной си-
стемы: пи там, перенапрягая их, создает дис-
функпию вегетативной нервной системы.
А эта лиефункция будто бы и лежит в осно-
ве гипертонии и язвенной болезни.
	Позволительно спросить автора о причи-
нах, диктуюших олним людям «бурные
аффективные проявления, иногда в присту-
пах страха, в слезах, в припалочных состоя-
ниях», а другим людям, «с более уравнове-
	Важнейшей задачей в развитии нормаль-
ной и патологической физиологии в нашей
стране и в подготовке кадров является
создание учебников для университетов, ме-
дицинских и педагогических институтов и
специальных школ. Эти учебники во’ всех
своих разделах должны быть пронизаны
павловскими идеями для того, чтобы отрз-
зить павловский этап в физиологии и ме-
дицине. В отличие от всех зарубежных
учебников и руководств советский учебник:
должен быть построен’ на основе диалекти-
ческого материализма. Он обязан широко
освешать достижения отечественной науки
и вскрывать реакпионные и порочные кон-
цеппии, имеющиеся в трудах многих зару-
бежных и некоторых советских’ ученых.
Он должен на конкретных’ примерах по-
каЗывать. Бак Физиологическая теория
применяется в практике, как Физиология
служит народу, помогает здравоохранению,
организации труда на производстве, сель-
секому хозяйству.

Е сожалению, надо констатировать, что
важнейшая задача— создание учебника фи-
знологии—недоопенивалаеь многими непо-
средственными учениками И. П, Павлова,
из которых только К. М. Быков около
10 лет назад выполнил эту. задачу.

Нужно признать. однако, что учебники
под моей редакцией и пол редакцией
К. М. Быкова. а также в еше большей сте-
пени вышедший три гола назад учебник
профессоров Гинепинского и Лебединекого
представляют с0бой первые и безусловно
неудачные попытки создать такой учебник,
который нужен нашей стране. Для нас сей-
час в свете решений Центрального Комитета
	Во вступительном обращении в сессии
С. И. Вавилов. — как один из упреков уче-
никам Павлова,— поставил их неоператив-
ность и то, что в развернувшейся лиекус-
сии по языковелению в возникновении и
развитии языка павловская точка зрения
не былз представлена. Вероятно, этот упрек
справедлив, и я могу даже сказать, что у
меня такое чувство появилось е началом
дискуссии, что вопрос 06 очеловечении
обезьяны через речь и труловые пропессы,
в процессе перехола от обезьяны в чело-
веку, требует, ‘конечно, участия в этом
вопросе физиологов. которые бы могли прел-
ставить точку зрения Павлова на роль сло-
ва и речи во второй сигнальной системе.

Еше недели три тому назал, когла начала
развертываться эта дискуссия, я начал эту
статью, и в настоящее время поспешил 38-
БОНЗИТЬ.
	06 зкалемике Орбели — это, как вам из-
вестно, человек, о котором сам Иван Пет-
рович отзывался, Бак © своем лучшем уче-
нике.

Академик Беритов — человек, абсолютно
чуждый по духу и направлению по отноше-
	Учение Павлова о высшей нервной дея-
тельности по понятным причинам имеет 0со-
бое значение для психиатрии. Несомненно,
однако, что вследствие крайней сложности
пеихических функций и ех расстройств фи-
зиологическое их толкование представляет
большие трудности. Павлов не только отме-
ил эти трудности. но и указал их причины.
	Далее, в сожалению, вторая, сигнальная
система, которая лолжна иметь большое
значение для изучения психических явле-
ний, не получила после смерти Павлова до-
статочной разработки со стороны физиоло-
гов. Со своей стороны, и психизтры заелу-
жили упрек в медленности освоения учения
Павлова, в недостаточной перестройке пси-
хиатрии нз основах этого учения. Такой
	пии мы имеем целый ряд различных измене-
ний, связанных с кровообращением, с раз-
личными гуморальными нарушениями и из
менениями, с вегетативными изменениями,
изменениями со стороны желез внутренней
секреции, общего обмена, белкового обмена
ит. д.

Все это верно. Но в конечном счете оков-
чательное терапевтическое действие полу-
чает именно кора. Таким образом, эта связь
активной терапии психозов с их происхож-
дением, © их локализацией является чрез
вычайно ценным нашим приобретением.

Очень важное значение имеет учение
Павлова о сне, кав охранительном торможе-
нии. Но это`опять-таки, по Павлову, — кор-
	Ково@ ЯВЛЕНИЕ.
Послелнее. что я хотел сказать. касается
	локализации мозговых функций. и их раг-
стройетв. Особенно важно подчеркнуть пав-
ловскую концепцию локализации обрати-
мых, функциональных психозов B большое
значение имеют так называемые «больные
изолированные пункты» Павлова.

Вее эти положения общего характера и
многие другие, вытекающие из учения Пав-
лова, имеют важное значение для теории п
практики психиатрии, не меньшее, чем фи-
зиологическое толкование отдельных симп-
томов и синдромов. Мне представляется, что
в конечном итоге работа по перестройке пеи-
хиатрии на основе учения Павлова должна
состоять ве только в разработке отлельных
синдромов, но и в разработке тех обеих по-
ложений, которые дают нам возможноеть
определения соответствующих данных, небб-
ходимых для перестройки психиатрии на на-
чалах учения Павлова.
	ших руководствах по психологии (Рубив-
штейн — 1946 г.. Корнилов — 1948 г.,
А. А. Смирнов — 1948 г., Леонтьев —
1948 г.. Теплов — 1948 г. и др.) ‘находим
во вволных разделах указания на то. что
современная советская психология исхолит
из позипий диалектического материализыз.
Но это признание является чиета формаль-
ным. Так, определяя залачи психологии,
С. Л. Рубинштейн прямо говорит, что «пеи-
хика имеет свой спепифические закономер-
ности и основная. конечная теоретическая
задача психологии и заключается в раскры-
тий спепифических психологических зако-
номерностей...» (Основы обшей пеихологии.
1946. стр. 25). Такая формулировка залач
пеихологип не отличается от той, которая
была в свое время дана Вундтом, что 1у-
шевные: процессы не могут быть вроизво-
димы из телесных в смысле прачанвого
объяснения первых и что задача пеихоло-
гий соетопт в том, чтобы найти психические
законы этой связи.

Мы видим и здесь и там противопоставле-
ние «епепифических закономерностей пев-
хики» физпологическим и отрицание‘ при-
чинной связи межлу ними. ту же метафиз-
ческую ‘постановку вопроса: =

Особенво ‘следует подчеркнуть тот факт,
что ни в одном, даже новейшем руководетве,
в разделах о сознании, памяти, мышления,
речи, нет ни одной ссылки Aa данные фп-
зпологии высшей нервной деятельности; это
свидетельствует о том, что и сегодня’ 91.
зиологические процессы, происходящие в
мозгу, прелставляют собой для. пеихологов
не более как «телесные корреляны  душез-
ной жизни».

Изучение проблем сознания, мышления,
речи и т. д. без максимального использова-
ния современного физиологического знания,
Rak основы ‘такого изучения, является
методологически неправильным и ваучно
неприемлемым.
	Данные учения о высшей нервной лея-
тельности игнорируются пеихологией пото-
му, что физиология стойт на позициях IB
лектического материализма. психология же,
несмотря на формальное признание этих 00-
зиций, по сути дела отрывает психику от ее
физиологического базиса и, следовательно,

не может руководствоваться принципом ма-
териалистического монизма.
	шенной психикой, в вылержанностью, уме-   процессов», то’ совершенно естественно B03-
	нием владеть colo», sta бурные реакции
подавлять? Тут автор неизбежно должен по-
дойти к признанию нзеледственно-конститу-
пионального фактора, предопрелеленности
этих заболеваний для людей «с более урав-
новешенной психикой», что не полтверж-
дается жизнью. Ёроме того, становясь на
такую позицию, автор вместе с тем должен
высказаться против’ «выдержанности и уме-
ния влалеть собой» в пелях профилактики
гипертонии и язвенной болезни, т. е. внести
очень большую путанипу во все основы
	современных понятий о воспитании, так как
	придется признать пелесообразными в пелях
предупреждения возможной гипертония ‘или
язвенной болезни всякие проявления
«неуравновешенноети» характера в быту и
в трудовой деятельности. Полагаем, что
такое использование наследия И. П. Пав-
лова елва ли можно считать полезным.
	Другие исследователи совершенно пра-
вильно усматривают причины этой группы
заболеваний в неправильном течении про-
пессов в самой коре мозга. Однако и здесь

нельзя ве заметить некоторых неясных по-
ложений.
	Так, например, в работе, написанной в
1948 голу и опубликованной в сборнике
«Новости медипины», К. М. Быков с с0-
трудником ВКурниным пишет: «В изменений
деятельности высшего регуляторного пен-
тра — коры головного мозга можно видеть
основную причину возникновения целого
ряда патологических извращений деятель-
ности внутренних ‘органов и можно считать,
что та дисгармония вегетативной нервной
системы. которая в’ большинстве случаев
наблюдается при язвенной болезни, являет-
ся следствием нарушения нормального те-
чения кортикальных процессов».
	Раз язва желудка есть «следствие нару-
шения нормального течения кортикальных
	Речь Е. Б. БАБСКОГО
	Действительный член Акалемии наук УССР
	нашей партии по идеологическим вопросам,
поеле дискуссии по учебнику истории фило-
софии, после сессии ВАСХНИЛ и, наконец,
в свете настоящей сессии совершенно ясны
серьезные недостатки всех имеющихся
учебников, в частности вышедшего под
моей редакцией. Требования к учебнику,
как и к любой книге. у нас выроели.
	Основной порок моего учебника и учебни-
ка К. М. Быкова и еше в большей степени
учебника А. Г. Гинепинекого и А. В. Лебе-
динекого — это наличиз ошибок объекти-
вистекого порядка. Вее существующие учеб-
ники без критики излагали много различных
ошибочных теорий. Так, например, учеб-
ники без критики: излагали антидиалекти-
ческий, метафизический ‘закон «вее или ви-
чего». Существующие учебники недоста-
точно освещали грандиозный вклад в
физпологию отечественной. науки, и, глав-
ное, основное — ни мы, ни В. М. Бы-
ков. ни тем более А. Г. Гивепинский и А. В.
Лебединский не перестроили все изло-
жение нашей науки е позиций Сеченова,
Цавлова, Введенекого. Ни. з олном из учеб-
ников не показана связь теоретических, ма-
териалистических представлений Сеченова и
Павлова © мировоззрением замечательных
представителей русской философской мые-
ли. В моем учебнике показана евязь пред-
ставлений Сеченова с представлениями 3a-
рубежных философов-материалистов и не
показана связь их с илеями Герцена, Черны-
шевекого. Добролюбова.

Слелуя устаревшим плохим традициям,
мы переопенивали в учебнике роль некото-
рых зарубежных иселедователей, в том
числе таких махровых идеалистов, как Шер-
рингтон. Переоценка значения работ Шер-
рингтона по физиологии центральной нерв-
	Речь Н. А. РОЖАНСКОГО
	Лействительный член Академии медицинских наук СССР
	нию к системе научного творчества, чело-
век. у которого е Павловым не было никз-
кого контакта, кроме враждебного.

Второе обстоятельство: мы много ‘товорим
о внедрении павловского учения в жизнь
й практику, но тем не менее павловские
прелложения, которые могли бы быть вне-
сены в мелипину в настоящее время, как
оказывается, не осуществляются.

Я попробую доказать это на ABYX при-
мерах.
	Первое. Желудочный сок — одно из до-
вольно мощных средств терапии и лечения
желудочных болезней в настоящее время аб-
солютно не может быть применимо в боль-
ным, потому что то, что пол названием же-
лудочного сока пролаетея на местах, это
соляная кислота без всякого. перевариваю-
шего действия, в чем нам пришлось убе-
дитьея, когда мы заинтересовались этим.

Второй вопрос, на который я хотел. бы
обратить внимание, заключается в слелую-
щем. /

Недавно прошелшая кортико-виецераль-
ная конференция пол руководством Б. М.
Быкова поставила перел собой две конкрет-
	Речь М. О. ГУРЕВИЧА
	Действительный член Акалемии медицинских наук СССР
	упрек я в полной мере принимаю и на 6е0я
		никает вопрос: а что же является причиной
самого этого <нарушения»?
	Отрет акад. Быкова на этот вопрос за-
ключается в том, что якобы причиной язвы
желудка является тот невыгодный «уровень
соотношения процессов возбуждения и тор-
можения», который и определяет «текущую
реакпию», т. е. изменение в сторону пато-
логии такого органа, как желудок.
	Нет никакого сомнения в том, что кора
головного мозга получает информацию 0
всех деталях состояния всех пунктов чело-
веческого тела. Работами акад. Быкова уета-
новленз связь коры ©0 всеми. внутренними
органами. Но пока еще в этих работах нет
достаточно убедительных фактов 0 том, что
вся проблема дистонии вегетативной нерв-
ной системы, в том числе и проблема язвы
желудка, решается нарушениями Борковой
регуляции, вследствие «непрерывной сти-
муляпии коры» репепторами желудка ий
столкновения импульсов, илущих из вну-
тренних органов и раздражений, падающих
на кору головного мозга из внешней среды.
При этом остается неясным, почему такая
«стимуляция» у олних людей при тех же
сопиальных условиях и при одинаковом пи-
тании вызывает. язву желудка, 8 У других
нет.
	Речь идет во всех этих рассуждениях 0
том, что рост количества впечатлений,
идущих из внешней среды, является, по
Быкову и Бурпину, причиной указанных
выше заболеваний.
	Полагаем, что одно это положение, такая
недооценка возможностей приспособления
коры головного мозга, как и всего организ-
ма в пелом, к меняющимся условиям внеш-
него мира в корне противоречит метололо-
гическим ‘основам учения И. П. Павлова,
неправильно ориентирует Hairy практиче-
скую медицину.
	ной системы является, ‘в ‘частности, моей
личной ошибкой.

Безусловной ошибкой является далее и
то, что, излагая во вводной части историю
физиологии, мы не показали в должной. сте-
пени роль я значение Павлова, как создате-
ля нового этапа в развитии физиологии и
медицины.

Все авторы учебников ‘ограничились из-
пожением работ И. П. Павлова по физиоло-
гии пищеварения и ‘условным рефлексам
п короткими указаниями на его работы в
главах, посвященных кровообращению и
трофической функнини нервной системы, при
этом не показав, ‘какое ‘значение - работы
Павлова ‘имеют для всех’ отделов физиоло-
гии. В учебниках имелся формальный под-
хол к павловекому научному наследию.

Авторы учебников не сообщили далее о
приоритете отечественных ученых в ряде
	их открытий. Так, например, не показана:
	во всех учебниках заслуга Бведенекого,
первым установившего, что возбуждение од-
ного центра’ головного мозга влечет тормо-
жение другого центра. Открытие этого фак-
та незаслуженно приписывается Шерринг-
тову вместо Введенского.

Есть лва типа учебников: компилятивный
п творческий. Существующие учебники фи-
зиологии были построены в основном по
принципу компиляции.

Наша общая залача лолжна заключаться
	B TOM, чтобы создать новый павловекий.
	учебник физиологии. Этот учебник должен
творчески, е позиций Сеченова, Павлова,
Введенского обобщить и переработать весь
грандиозный материал физиологии, показать
все величие науки нашей Родины.
	Этим мы сослужим большую оу. Ha-
шему народу.
	ные залачи, не вообще кортико-висцераль-
ные вопросы, а именно две залачи: круг-
лая язва и гипертония. И, лействительно,
можно было ожидать, что в этом вопросе
уже павловский метол полхола 5 связи ла-
боратории с клиникой булет провелен йол-
ностью. На кортико-висперальной конфе-
реннии физиологических доклалов, которые
бы лавали ‘освешение круглой язвы ий ги-
пертонии с физиологической стороны, почти
не было. Была представлена от лаборатории
	В. М. Быкова одна работа, которая только
	межлу прочим касалась вопроса цевтраль-
ной круглой язвы. С гипертонией положе-
ние приблизительно в таком же духе.
	В этом отношении мне кажется, что, ко-
	гла мы имеем возможность от разговоров 9
	кортико-виецералии перейти кв конкретно-
му приложению этого направления в прак-
тической жизни, то нам нужно чувство-
вать больше на себе ответственности дать
со стороны физиологии тот материал, кото-
рый помог бы клинике на основании знз-
ний овладеть процессом. Так что это, Вон-
	стантин. Михайлович, наш грех, и ваш грех
в частности.
	не устранены. В частности, я принимаю
замечание А. Г. Иванова-Смоленского отно-
сительно неправильного и противоречащего
учению Павлота употребления терминов —
	интеграция и дезинтеграция.

Несмотря на недостаточное освоение уче-
ния Павлова, мы в настоящее время имеем
ряд принципиально вадхных для психиатрии
	положений. вытекающчх из его концепций.
	Приведем некоторые из них.
						Доктор медицинских наук. Институт общей и экспериментальной патологии Академии медицинских наук СССР
		` Настоящая объединенная сессия Акаде-
мпи наук СССР и Академии медицинских
наук СССР является. поворотным этапом в
исторни строительства нашей передовой, са-
мой революционной советской физиологии и
мелицины.

Сейчас, когда мы собрались для того, что-
бы подвести итоги своей многолетней рабо-
TH и чтобы наметить очередные задачи и
перспективы дальнейших исследований в
области физиологии я медицины, мы обяза-
вы с большевистской прямотой, честностью
и принципиальностью отдать отчет нашему
народу о тех достижениях, а также недостат-
ках, промахах и ошибках, которые мы име-
ем в нашей работе.

Можем ли мы сейчас сказать, что Акаде-
мия медицинских наук СССР справилась со
евоей задачей и чте она действительно уже
стала штабом передовой советской медицин-
ской науки? В сожалению, мы не можем
этого отметить. Это видно хотя бы из того
факта, что Академия медицинеких наук
СССР не’ только не опиралась в своих пла-
‚нах исследовательской работы па учение
И. П. Павлова, но в некоторых разделах
своих работ ориентировала на неправиль-
вые исследования.

Институт общей и экспериментальной па-
тологии Академии медицинских наук CCCP
пз протяжении всей своей работы творче-
ски развивал наследие И. П. Павлова в 0б-
аасти патологии и медицины. Отечественная
плея нервизма всегда здесь была руководя-
щей и направляющей силой иселедования.
На протяжении многих sep работы
A. Jl. Сперанекому и его сотрудникам уда-
лось выяснить роль нервной системы в ме-
ханизмах возникновения почти всех катего-
рий патологических процессов.

Начав изучение с трофической функции
  вервной системы, А. Д. Сперанский и его
сотрудники в дальнейшем вскрыли ведущую
роль нервной системы в развитии воспале-
ния, дегенерании, `атрофин и гипертрофии,
некроза, а в последнее время и в развитой
злокачественного роста и процесса метаста-
зирования. :
	Удалось также вскрыть решающую роль
первной системы 8 механизмах, определяю-
щих инкубационный период, рецидивы.
	эстрые И SPOHBMCCKHE патологические про-
Hecepl.
	Во всю ширь встала перед исследованием
проблема изучения роли нервной системы в
механизмах выздоровления и лечения. Так
теоретическая разработка проблем патоло-
гии медицины непосредственно сомкнулась
с клинической практикой, которая не только
могла опереться на теорию, но давала по-
следней новый стимул к ее развитию.
	Надо со всей прямотой признать, что, хо-
тя А. Д. Сперанский начал евою исследова-
тельскую деятельность в лабораторий
П. П. Павлова, он мало на протяжении всей
своей работы раскрывал идейное родство
своих исследований с иселедованиями своего
учителя И. П. Павлова. Только объективиет-
ским подходом (о котором говорил на этой
сессии a cam A. Jl. Сперанский) можно
объяснить тот факт, что в своей книге
«Элементы построения теорий медицины»
(1935 г.), излагая историю о нервной тро-
фике, А. Д. Сперанский, указывая о четы-
рех направлениях, наметившихся в этом во-
просе, не выделил главную линию развития
учения о нервной трофике, представленную
по праву И. П. Павловым, и не отмежевал
И. П. Павлова от других зарубежных физио-
логов, которые стояли в этом вопросе на
	чуждых нам идейно-методологических пози-
ЦИЯХ.
	06 этой оптибке ззявил на заседании бю-
ро мелико-биологического отделения нашей
академии сам А. Д. Сперанский. Эту свою
ошибку мы должны вновь признать и злесь.
	Надо безусловно считать нашим недостат-
ком тот факт, что мы, хотя и никогда не иг-
норировали значение коры головного мозга
в процессах заболевания, выздоровления и
лечения, тем не менее мало сами разрабаты-
вали эту проблему. Это тем более важно от-
метить, что А. Д. Сперанский как раз начал
свои исследования в лаборатории И. П. Пав-
	лова именно с изучения роли различных
	травм воры мозга, в развитии эпилептнче-
ского приступа.

Этой своей работе в `1932 г. А. Ц. Сие.
ранский посвятил целую монографию. В этот.
же период он описал целый рял трофическиу
расстройств у животных, у которых так плв
иначе поврежлалась кора головного мозга.

Несмотря на все это, нужно признать, что.
нам необходимо усилить исследования в этом
направлении. .

У нас имеется еще много других нелобтат.
ков, на которых нет возможности оетано-
виться подробно: Олнако мы должны. ска-
зать, что за послелние годы допускали еше
одну ошибку, а именно: мы в нелостатотной
мере налаживали связь с практикой, с перп-
‘ферией, недостаточно оказывали помошь HO.
ваторам медицины, помощь советеким вра-
чам в их ответственном деле. Эта ошибка. в
сожалению, была присуша многим, и ваз э10
со всей справедливостью указала нам гэзета
«Правда» в своей известной передовой
статье «Советский врач».

Только признание всех наших ошибок в
анализ корней, их породивших. дадут воз-
можность нам в ближайшее же время 10-_
биться более плодотворных результатов в
нашей работе.

Заслушанные на этой еесени локлалы. 8
также большое количество выступлений Mt
вазали, что мы имели и имеем огромное те2-
ретическое и практическое богагетво, кото-
poe завещал нам для дальнейшего его гвор-
ческого развития И. П. Павлов.

Это побудило нае поднять свой голое про-
тив всяких вилов вирховианства п повеети
решительную борьбу за внедрение паваив-
ских идей во все разделы  мелицивской
науки.

Сейчас стало ясно для всех, что наступил
счастливый этап в советской. мелицине. Е
гда она консолидирует все свой силы вокру!
бессмертных идей великого Павлова.

Этим самым советская медипинская вау
ка решит в ближайшее время залачи. постав
ленные перед нами величайшим корифеея
	Науки и учителем всех учителей товарищем
Craqnanny,.
	Я должен откровенно признать, что мой
учебник. изданный в 1949 году. оказался
	неудачным, так как мне не удалось пере-
	строить пеихиатрию таким образом. чтобы
она соответствовала учению Павлова.
Мною были также допущены и некоторые
прямые ошибки, заключающиеся в том, что
мною недостаточно использовано учение
Павлова для физиологического истолкова-
ния некоторых пепхопатологических явле-
ний, недооценено значение фаз торможения,
ошибочно изложено учение о бреде, о вата-
тонии. Затем имеется целый ряд ненужных,
старых терминов, которые, конечно, холжны
были бы быть устранены и которые мною
				Учение Павлова окончательно устранило
	в психиатрии все лженаулные теории, ко-
торые противоречат материалистической
теории.
	Б общей психопатологии застряло много
старых понятий и терминов, исходящих от
	таких идеалистических ученых, как Асперс.
Окончательный разгром этого учения и во-
обще всякого рода идеалистических учений.
		Речи печатаются по сокращенной стенограмме,