8 ИЮЛЯ 1950 г., № 189 (11661)
		ПРА

вития животных форм есть история про-
rpecca и совершенствования животного
мира.

Школой А. Д. Сперанского была также
допущена другая весьма существенная
ошибка, заключающаяся в том, что эта
школа не уделяла необходимого внимания
коре головного мозга, не включала этот во-
прое в круг своих исследовательских задач.

— Из ошибок организационного харак-
тера, — говорит проф.  Броновицкий, —
необходимо указать на тот факт, что. нам
не удалось своевременно достичь необходн-
мого содружества в учениками И. П. Пав-
лова, представителями мичуринской биоло-
гии и советскими философами. А между
тем это содружество было крайне необхо-
ДИМО.
		2.2 У И, OAS

Научная` сессия Академии наук СССР и Академии‘ медицинских наук СССР
	прения по донлалам акад, сыкова и просо, Иванова-Смолененого о развитии ил
	сделали необходимых шагов для овладения
учением И. П. Навлова и перестройки сво-
ей науки на этой основе.
	Существует одна единственная философ-
ская позиция, на котброй с успехом могут
и должны объединиться советские физиоло-
ги и психологи. Это — маркеистеко-ленин-
ская теория отражения. Учение И. П. Пав-
лова есть одна. из, . естественно-научных
основ этой теории. Но таковой же должна
быть и материалистическая пеихология.
	Н. А. Бернштейн разработал ‘для изучения
движения циклограмметрический метод. Ол-
нако обобщение полученного материала У
него проведено не’ только неудовлетвори-
тельно, но является прямо порочным. Берн-
штейн н6 хочет считаться < павловским
учением. Не отошел еще полностью от меха-

нистических взглядов, распространенных в
свое время с легкой руки Хилла, и профессор
того же института Фарфель. В настоя-
щее: время физкультурные учебные заведе-
ния вовсе не имеют удовлетворительных
учебников по физиологии.

Необходимо перестроить всю’ исследова-
тельскую- ‘работу в’ научно-исследователь-
ских институтах физической культуры Ha
основе учения Й: П. Павлова. —
	ются в одиночку, в отрыве от многообразия
связей, имеющихея в ходе обменных про-
цеесов. :

Г. Е. Владимиров указал на известное
отчуждение биохимии от физиологии и, сле-
довательно, от медицины. Отсюда проиете-
кает разрыв биохимических исследований
на два течения: одно из ‘них приводит к
теоретическим изысканиям с высокой куль-
турой биохимической техники, но без до-
статочной целеустремленности в отношении
их значения для медицины. Другое тече-
ние — это биохимические работы, проводи-
мые в многочисленных лечебных учрежде-
ниях. В этих случаях маломощноесть иссле
довательских коллективов, работающих в
том или ином направлении и подчас недо-
статочная биохимическая подготовленность
их приводит к накоплению отрывочных ма-
териалов, из которых трудно сделать какие-
либо существенные заключения, несмотря
	на кажущуюся актуальность разрабатывае-
мой тематики.
	всестороннее обсуждение вопросов научного
направления института, вопросов борьбы
против  лженаучной критики учения
	И. П. Павлова. Институт особенно виноват,
	В ТОМ, ЧТо не организовал широкой критики
й не разоблачил лживых и клеветнических
выпадов некоторых „зарубежных ученых.
против учения И. Il. Павлова. Ло сих пор
не издана работа. е разоблачением Конор-
ского, который издал в Лондоне. книгу,
полную клеветы на +H. п. Павлова H ero
учение: ©

Л. А: Орбели неправ, товорит А. М. Алек-
санян, когда так болезненно воспринимает
критику. Он должен признать, что разра-
ботка учения Павлова в ‘нашем институте
не привела к тем ‘результатам. которых от
нас справедливо ожидали. Акад. Орбели дол-
жен также признать свои методологические
оптибки.

статков, которые ‘были допущены в про-
шлом. Поэтому необходимо, прежде всего,
проявить максимальную организованность
во всей нашей научной работе.

В заключение оратор благодарит opra-
низаторов. сессии Академии наук СССР и
Академии медицинских наук СССР и вы-
ражает уверенность в том, что эта сессия
послужит мощным толчком для дальней-
шего успешного развития павловского уче-
НИЯ.
	Сейчас, когда в нашей советской морфо-
логии доминирует передовое эволюционное
й функциональное направление, когда
эксперимент на животных все чаще и чаще
находит применение в морфологических ис-
следованиях, прежний разрыв с физиологи-
ей становится все реже и реже.

— Наши морфологические иселедова-
ния, — сказал проф. Долго-Сабуров, — обя-
зательно должны быть увязаны с требова-
ниями практической медицины. Лишь тогда
морфология будет подлинной наукой. Так
нам рисуются перспективы: развития функ-
циональной морфологии’ по павловским пу-
ram. Так нас учит марксистско-ленинская
философия. В такой науке нас постоянно
призывает товарищ Сталин.
	цине серьезных недостатков, тов. Навленко
указывает как на одну из главных причин
На то, что научные работники еще недоста-
точно овладели марасистеко-ленинской тео-
рией. Отсюда недостаточная партийноеть в
постановке и решении вопросов теории и
практики медицины. Тов. Павленко подроб-
но останавливается на вопросе о подготовке
кадров медицинских работников, указывает
на крупные недостатки, имеющиеся в этом
деле. Студенты медицинских вузов до сих
пор не имеют хороших программ и учебни-
Koz.
	школой Павлова. Такой характер, напри-
мер, носит монография Бабкина, изданная
в 1944 году в Канаде. Это же можно отме-
тать и в ряде статей Айви, опубликован-
ных в американском физиологическом жур-
нале. Наша вина в том, что мы недостаточ-
но решительно выступаем в печати с раз-
облачением негодных приемов реакционных
ученых Запада.

` Значительную часть евоего выступле-
вия С. И. Филиппович посвятила вопросам
физиологии пищеварения. Отметив ряд зна-
чительных успехов в области практической
работы, она указала, что большой экспери-
	ментальный материал в ряде случаев у нас
слабо обобщается и анализируется. Необхо-
димо, заканчивает С. И. Филиппович, ко-
ренным образом перестроить нашу работу!
с тем, чтобы поднять на должную высоту
все наследие великого Павлова-и тем са-
мым оправдать то огромное доверие, кото-
poe оказывает работникам науки наш со-
ветский народ и лично товарищ Сталин.
	Профэесор Института общей эксперимен-
тальной патологии А. Ю. Броновицкий под-

верг анализу некоторые ошибки школы .60-
BeTCRHX патологов, возглавляемой акад.
А. Д. Сперанским. Он признал ошибочной
формулу, согласно которой нервная система
в условиях патологии организует не только
процесс выздоровления, но также и процесс
заболевания. Согласно учению И. П. Пав-
лова процесс заболевания обязан не орга-
низующей роли нервной системы, а ломке
тех пли иных ее механизмов. Деятельность
нервной системы в условиях патологии
прежде всего направлена на мобилизацию
ее компенсаторных механизмов, т. е. на
процесс выздоровления. Эволюция не может
совершаться со знаком минус. История раз-
	— Как обстояло дело с критикой и само-
критикой у нас в физиологическом инетиту-
те’—говорит проф. И. А. Барышников (Фи-
зиологический институт имени И. П. Павло-
ва). Нрямо надо сказать — неблагополуч-
но. Попытка Худорожевой, выступившей Ha
Ученом совете с критикой ошибок проф.
Гинепинского, не получила поддержки чле-
нов Ученого совета, в том числе и моей под-
держки. А между тем у Гинецинского были
оптибки, которые он вынужден был при-
знать и отказаться от неправильного тер-
мина «рецептивной субстанции», которая
тянула его к Ленгли. Отрыв от павловекого
физиологического учения привел Гинецин-
ского к механистическим положениям в объ-
яенении передачи возбуждения с нерва на
МЫШЦЫ.

На этой сессии было направлено главное
внимание на критику метотлологических
	Профессор Государственного педагогиче-
ского института имени В. И. Ленина
Ю. П. Фролов говорил о недостатках в под-
готовке научных кадров физиологов, о пер-
спективах развития павловского. учения 0
высшей нервной деятельности и примене-
ния павловских идей к физиологическому
изучению трудовых процессов физкультуры
и спорта, вохальной педагогики, зктереко-
го мастерства и т. д.
	`Действительный член Академии меди-
‘цинеких наук СССР В. Н. Терновский отме-
	тил существенные недостатки в развитии
советской анатомии.
	— Нужно — пересмотреть, — указывает
он, — научно-идейное мышление, большим
недочетом которого ‘являлось чисто аналити-
ческое направление. Анатомия — наука
аналитическая, но она должна перестроить-
ся в науку синтетическую. Необходимо ис-
следователям-анатомам изучать динамиче-
скую анатомию организма, как целого.
	— И. П. Павлов вывел физиологию из
аналитического мышления в сферу синте-
тического мышления и тем поднял естество-
знание на новую стунень` творческой науки
о человеке, — говорит проф. Г. ®. Иванов
(1-й Московский медицинский институт). —
Однако советская морфология— основа фи-
зиологии и клиники — до сих пор продол-
жает развиваться преимущественно анали-
тическим путем, хотя и ставит перед еобой
в конечном итоге задачу познания организ-
	ма в целом, задачу изучения строения 48
	формы организма в единстве ее с функция-
	— Наша физиология может гордиться
своими достижениями, — сказал в своем
вызтуплении профессор Института физиоло-
гии центральной нервной системы А. В.
Соловьев. — Эти достижения стали возмож-
ными благодаря завоеваниям советской вла-
сти, открывшей неограниченные возможно-
сти для движения науки вперед. Возникает
вопрос: в какой мере мы исчерпали эти
возможности, чтобы выполнить возложен-
ные на нас задачи? В сожалению, прихо-
дится констатировать, что эти возможности
далеко не были нами использованы. ПШоэто-
му странно прозвучало здесь выступление
проф. Гинецинского, который совершенно
не вскрыл ошибки своего коллектива, а сра-
зу же. встал на защиту своего руководите-
ля,— академика 1. А. Орбели. Выступление
проф. .Гинецинского заставляет насторо-
	Президент Академии медицинских наук
СССР акад. Н. Н. Аничков подчеркнул ог-
ромное значение павловской сессии для со-
ветской науки. Настоящая сессия, — гово-
рит он, — наметила не только общие прин-
ЦиПЫ перестройки физиологии и медицины
на гранитной основе павловского учения,
но и ряда других дисциплин — психологии,
биологии, педагогики. Сессия вскрыла ос-
новные причины недостатков в разработке
Павловского учения. Отромная доля вины
ложится на организации, планирующие на-
учную работу, — Ученый медицинский co-
вет Министерства здравоохранения, прези-
диум Академии медицинских наук СССР.
Разработку павловского наследетва они
рассматривали не как основу всех медицин-
	даместитель министра здравоохранения
СССР А. Н. Шабанов в своем выступлении
остановился на вопросах применения фи-
зиологического учения И. П. Павлова в мс-
дицинской науке и практике здравоохране-
НИЯ.
	По просьбе акад. Л. А. Орбели ему было
предоставлено слово вторично. Акад. Орбели
признал свое первое выступление непра-
вильным и неудовлетворительным. Он за-
явил, что считает острую критику своей
работы совершенно справедливой.

— Я должен признать, — говорит акад.
Орбели, — справедливыми указания доклад-
чика и ряда участников дискуссии о том,
что я, как руководитель наиболее ответ=
ственного участка разработки павловского
наследия, не сумел правильно организовать
критику и самокритику, правильно расста-
вить силы, обеспечить 0с0бо высокую сте-
пень развития наиболее важных сторон
учения Павлова, особенно второй сигналь-
ной системы. Я должен также признать
справедливыми сделанные мне упреки в
том, что я не организовал решительной
борьбы с ревизионистами павловекого уче-
НИЯ, что не создал боевого духа для сокру-

взние видов, борьба с размножением вред-
ных грызунов, могут быть изучены © пози-
ций физиологии целого организма в павлов-
ском ее понимании. Однако павловские
идеи не стали руководящим принципом в
работе соответствующих научно-иселедова-
тельских учреждений.

Чрезвычайно слабое отражение получают
эти вопросы также и в учебных планах ву-
зов. Даже в учебниках мичуринской биоло-
гии совершенно не отражено учение И. П.
Павлова; в лучшем случае имеет место его
чисто механическое вкрапливание в основ-
ные материалы учебников.
	—- Я должен признать,— говорит В. А.
Энгельгардт, — что и сам повинен в том,
что такого рода абстрактные работы фигу-
‘рировали до последнего времени в плане ру-
ководимого. мною отдела биохимии Инети-
тута экспериментальной медицины. Подоб-
HO TOMY, как описательная биохимия по-
служила необходимой предпосылкой для
развития исследований по биохимической
динамике, так и изучение последней долж-
но в настоящее время рассматриваться как
опора для перехода к следующему этапу, к
биохимии функциональной. Задачу совет-
ской, навловской биохимии, т. е. построе-
ние представлений о связи между химиз-
мом и функцией живых организмов, надо ви-
деть в том, чтобы уже сейчас смелее и це-
леустремленнее направлять свои усилия на
вскрытие закономерностей и условий функ-
ционального обмена веществ.
	ского за то, что они © выходом 5 свет его
книги «Элементы построения теории меди-
цины» ‘необоснованно пытались предета-
вить эту теорию началом «нового учения
в патологии».

Мы должны сосредоточить все наши уси-
лия, говорит П. Д. Горизонтов, на пере-
стройке всей научно-исследовательской рз-
боты, программ, учебной литературы. Толь-
5о таким путем мы окончательно 0свобо-
димея от эклектизма, от всех реакционных
течений в патологии, и сможем использо-
вать павловское наследие для новых успе-
хов советской науки. Такая ответственная
задача по плечу только нам. — семье совет-
ских патологов, имеющим счастье жить и
работать под руководством нашей партии,
нашего великого вождя и учителя
	товарища, Сталина.
	Профессор института пеихологии
В. Н. Колбановский свою речь посвятил
проблемам дальнейшего развития советской
психологии и, в частности, вопросу о взаи-
моотношениях между физиологией высшей
нервной деятельности и психологией. Он
подчеркнул, что если физиология благодаря
работам Павлова успешно развивалась е са-
мого начала на твердой материалистической
основе, то психология на протяжении мно-
гих веков развивалась в недрах Иов
ческой философии. Советские психологи не
	й. М. Смирнов (курсы усовершенствования
по физическому воспитанию, г. Ленинград)
поднял важный вопрос о перспективах раз-
работки теории физической культуры на
основе учения И. НП. Павлова. Нынешнее
состояние теории физической культуры,
сказал он, является неудовлетворитель-
ным, не отвечает запросам бурно растуще-
го физкультурного движения в нашей
стране. Единство физических и психических
факторов в процессе упражнения может
быть по-настоящему понято и изучено
только с позиций учения И. П. Павлова. 0д-
нако до последнего времени такие иселедо-
вания велись, да и сейчас ведутся, совер-
шенно недостаточно.

В Центральном  научно-исследователь-
ском институте физической культуры проф.

Г. Е. Владимиров (Военно-медицинская
академия имени С. М. Кирова) подверг ост-
рой критике организацию и направление
биохимических исследований.

Большой недостаток современной биохи-
мии заключается в том, что она оторвалась
от павловского принципа изучения функций
животного организма путем сочетания фи-
зиологических и биохимических методов.
Современные биохимики часто забывают
одно из основных правил Павлова: изучая
физиологию животных, — стремиться по-.
знать физиологию человека — здорового и
больного. В бельшинстве научных работ
биохимические субстраты и их превраще-
ние изучаются вне каких-либо физиологи-
ческих соотношений, Даже в клинических
журналах характер публикуемых работ
определяется не столько логикой физиолога
или влинициста, сколько легкостью прове-

дения тех или иных биохимических анали-

. Биохимические компоненты исследу-
	Профессор А. М. Алексанян - (Инетитут  !
	эволюционной физиологии и патологии выс-
шей нервной деятельности имени Павлова)
признал справедливой и правильной кри-
тику деятельности этого института. Он в8-
явил, что сессия послужит хорошим уроком
для тех, кто избрал себе в спутники благо-
душие и самоуспокоенность. Если попы-
таться в нескольких словах охарактеризо-
вать деятельность И. ПЦ. Павлова, говорит
он, то можно сказать, что это’ была борь-
ба за  материалистическое” объяснение.
высших проявлений деятельности мозга
животных и человека. Главная оптибка на-
ша состоит в TOM, что мы не сумели
подчинить нашу работу этой основной
задаче. Плохо обстоит у нас с под-
готовкой кадров вообще и особенно руко-
водящих кадров. Шлохо работал Ученый
Совет, основной залачей которого является
	Свое выступление проф. 0. ©. Розенталь
посвятил организационным вопросам. Он
выразил сожаление, что на данной научной
сессии не участвуют работники философии,
педагогики и другие. Подчеркнув гранди-
озные масштабы задач перестройки работы.
многих отраслей науки на основе павлов-
ского учения, тов. Розенталь указал, что
выполнение этой работы не может итти
самотеком. Именно самотек и явился одной
пз важнейших причин тех ошибок и недо-
	— Bee прогрессивное, чем мы, советские
морфологи, гордимся в своей творческой дея-
тельности, — сказал проф. Б. А. Долго-Сабу-
ров (Военно-морская медицинская акаде-
мия), — обязано марксистской методологии,
позволившей развить у нас передовые на-
правления в изучении строения организма.

Плодотворность функциональных подхо-.
дов в советской анатомии, уводящих ее от
формализма и схоластики, от старых, со-
зерцательных и по духу своему реакцион-
ных методов к. прогрессивным, революцион-
ным, обеспечивающим связь ее с практикой,
с жизнью, —этим мы взначительной мере обя-
заны влиянию передовых идей физиологии
и, в первую очередь, наших великих сооте-
чественников —— Сеченова и Павлова.

Павловское учение, это величайшее до-
стижение нашей отечественной науки, раз-
вивающееся, как подлинно диалектихо-ма-
териалистическое учение в области есте-
ствознания и медицины, говорит проф.
С. М. Павленко (Министерство здравоохра-
нения РСФСР), является тем направле-
нием советской медицины, которое подни-
мает и 1еорию, и практику медицины на
новую высоту. Вот почему мы должны от-
дать все наши силы работе по перестройке
всей медицины на основах павловского уче-
ния. Говоря о причинах имеющихся в меди-
	Доктор медицинских наук С. И. Филип-
пович (Институт физиологии Академии ме-
дицинских наук СССР) подвергла острой
критихе взгляды проф. П. №. Анохина. Она
подчеркнула некритическое отношение Ано-
хина К зарубежным авторам, неправильное
толкование методологической сущности уче-
ния Павлова, космополитические ошибки,
хопущенные им в книге «От Декарта до
Павлова». С. И. Филиппович отметила, что
здесь, на сессии, П. К. Анохин признает
свои ошибки с большими оговорками. вол-
лектив сотрудников института несет полную
ответственность за то, что недостаточно по-
следовательно, без должной большевистской
принципиальности боролся < ошибками
П. В. Анохина.

Далее С. И. Филиппович обращает вни-
мание на недопустимые попытки ряда 3a-
рубежных авторов, пытающихся либо за-
молчать огромные достижения и приоритет
Павлова в области физиологии‘ пищеваре-
ния, либо присвоить себе приоритет по тем
или иным открытиям, давно установленным
	Профессор А. Д. Слоним в своем выступ-
лении указал, что павловское учение от-
крыло перед исследователями совершенно
новые горизонты в отношении влияния от-
дельных факторов внешней среды на орга-
низм. И. П. Павлов открыл новую область
явлений — сигнальных раздражителей, ка-
чественно различных у разных организмов,
отражающих прежде всего историю их раз-
вития во внешней среде. Это положение
	освещает самую сущность пройехожления
	многих биологических явлений. В настоя-
щее время многие вопросы, такие, как рас-
селение организмов, взаимное сосущество-
	Член-корреспондент Академии °— наук
СССР В. А. Энгельгардт наметил в своем
выступлении задачи биохимии, которая
должна итти рука 06 руку с физиологией
в разрешении коренных проблем жизне-
деятельности организма.

Преоблахающая масса современных работ
ло биохимии принадлежит той категории,
которая обозначается как «динамическая
биохимия». Ho прогрессивное в свое
время «динамическое» направление  био-
химии уже не может в полной мере
удовлетворять. нас в настоящий момент,
ибо оно несет на себе отчетливо выражен-
ные черты методологической абстрактно-
сти. Ведется изучение бесчисленного мно-
жества разнообразнейших биохимических
реакций, но изучаются они все в полном
отрыве от физиологической деятельности,
от специфических. функций органбв или
тканей.
	Профессор 1-го Московского медицинско-
го института П. Д. Горизонтов посвятил
свою речь значению работ Чавлова для па-
тофизиологии. Павлов хорошо понимал и
безгранично верил, что победа врача над
болезнью придет вместе с успехами пато-
догической физиологии.
	‘—— KR нашему етыду— заявил проф.
Горизонтов, — мы не освоили  павлов-
ское учение и не положили его в
	основу нашей работы. Мы всецело поевя-
тили себя накоплению фактов по разным
частным вопросам патологии органов и еи-
стемы, но, к сожалению, эти факты очень
часто многие из нас, в том числе и я, осве-
щали с ложных механистических позиций
вирховской целлюлярной патологии.

Нроф. Горизонтов критиковал сотрудни-
ков и Последователей зкалемика Сперан-
	Профессор Института гигиены труда и
профессиональных заболеваний Д. И. Ша-
тенштейн признал вполне справедливой
критику «научной». концепции Штерн a
его собственного отношения к этой концеп-
ции, как одного из ближайших сотрудни-
ков Штерн.

— Научная позиция Штерн,— заявил
Д. И. Шатенштейн,— должна быть квали-
фицирована как ‘методологичееки ложная,
научно-дефектная и реакционная. ‘Она
представляет собой попытку перенести Aa
нашу почву чуждую нашей науке систему
взглядов. И вот такая грубо механистиче-
ская в евоей основе примитивная, научно
необоснованная реакционная позиция про-
тивопоставлялаеь научно и методологиче-
ски передовому учению И. П. Павлова.
такой концеппией не может быть науч-
ных дискуссий, с ней может быть только
борьба. Концепция Штерн — не течение в
	Профессор Харьковского медицинского
института Е. А. Попов указал, что предета-
вители буржуазной психиа ии, ополчив-
шись против учения И. П. Павлова, откры-
ли тем самым поход против материализма
вообще. Борьба за внедрение учения Павло-
ва в область пеихиатрии есть в то же время
борьба за материалистическое мировоззре-
ние.

Необходимо откровенно признать,  гово-
рит проф. Попов, что в деле использова-
ния в психиатрии павловского учения о
высшей нервной деятельности мы сделали
пока значительно меньше, чем обязаны бы-
ли бы сделать. Перед нами, психиатрами,
стоит важнейшая задача изучения второй
сигнальной системы. Вторая очередная за-
го института Е. НК. Сепп в своем выступле-
нии отметил, что ученики Павлова не
усвоили той непримиримости к лженаучным
построениям и теориям, которой обладал их
учитель. Как иначе объяснить ‚либеральное
отношение х тому, что в нашей стране на-
ряду с павловским учением о высшей нерв-
ной деятельности до сих пор еще имеет хо-
хдение реакционное учение Крауса о веге-
тативной системе. В этой связи Е. В. Сепп
подвергает развернутой критике работы
действительного члена Украинской акаде-
мии наук Г. И. Маркелова, который про-
должает развивать вегетативную систему
Брауса. По Маркелову вегетативная система
связывает человека с окружающей средой и
	В своем выступлении В. Г. Прокопенио
заявил, что. экспериментальное павловское
направление курортологии развивается в
стороне от павловекого учения. Проводимые
В этой области исследования зачастую слу-
чайны, зависят от морфологической напразв-
ленности отдельных исследований, для
которых курортное дело является второсте-
пенным. (Совсем нелавно эксперименталь-
ный omen в Пятигорске возглавил
	_ Щюфессор Ленинградского государствен-
ного университета Н. В. Голиков в своем
выступлении отметил огромную роль двух
крупнейших ведущих физиологических
школ Советского Союза — школы Павлова
и школы Введенского — Ухтомского.

Н. Е. Введенский, разрабатывая сеченов-
скую систему торможения, достиг выдаю-
щихся результатов в деле выяснения при-
роды и интимных механизмов процессов воз-
буждения и торможения. В острой борьбе с
тосподетвовавигими тогла в физиологии кон-
	цепциями Шиффа и Ферворна он создал
	важнейшее общебнологическое учение 0
закономерностях и реакциях живого суб-
страта на раздражающие воздействия среды
ее 0 парабиозе). В этом учении
Н. Е. Введенским дано монистическое пред-
ставление 0 возбуждении И торможении ИВ
	качестве механизма перехода возбуждения
	ошибок, на очищение физиологического
павловского учения от извращений. Нам
нужно такое физиологическое учение, ка-
ким оно было при Павлове, т. е. учение, ко-
торое.было бы тесно связано с практикой}
освещало.бь путь практике. Единство тео-
рии и практики — один из основных прин-
Ципов диалектико-материалистического ме-
тода. Связь теории с практикой должна быть
руководящим принципом во всей ‘нашей
деятельности. Этому учит нае товарищ
Сталин. .
Все гениальные открытия Павлова были
связаны с практикой. И вопросы кровооб-
ращения, и пищеварения, и, наконец, выс-
шей нервной деятельности проистекали `не-
избежно из празтики и’ освещали путь
практике. Очищая павловское ‘учение от
‘извращений, сейчае главное внимание нало
уделить единству теории и практики.
	— И. Ц. Павлов, — говорит Ю. П. Фро-
лов, — справедливо утверждал, что во вто-
рой системе сигналов действительности гос
подствуют в основном те же законы и пра-
вила, что и в первой, непоередетвенной си-
creme сигналов. На новом этапе развития
человека, связанном с изобретением ору-
дий труда, возникают новые качества и за-
кономерности в работе коры больших полу-
шарий, которые и следует изучать.
	В. Н. Терновский подверг критике работу
института морфологии Академии медицин-
ских наук СССР. В институте, указывает он,
не интересовались идеями нервизма, зато
моргано-менделевское и вирховзкое направ-
ления существовали в институте’ и недо-
статочно критиковались. Один из недостат-
ков нашей работы cocTonT B отсутствии
своевременной критики и самокритики. Со-
ветские анатомы в тесном содружестве ©
физиологами и клиницистами ускорят даль-
нейшее развитие прогресса науки нашей ве-
	ликой Родины.
	нашей науке, она вне нашей науки. Про-
являя барски пренебрежительное отноше-
ние к нашей отечественной науке, вра-
ждебное отношение к Павлову и его уче-
Hun, Штерн культивировала пиэтет к
науке Запада. Линия низкопоклонства перед
буржуазной наукой Запада, линия космопо-
литизма характеризовала ее деятельность.

Однако участников сессии не удовлетво-
рило выстуйление Д. И: Шатенштейна: Пы-
таясь выставить себя сторонником павлов-
ского учения, он видит свою ошибку лишь в

том, что не проявил настойчивости в борь-
бе за павловское учение против вредных
«теорий» Штерн и допускал либерализм,
считая возможным оспаривать некоторые
важные положения И. П. Павлова. Профессор
Шатенштейн не нашел в себе мужества
дать достаточно искреннюю и развернутую
критику своих ошибок.
	дача — это проблема кортиковисперальных
взаимоотношений.

Ё сожалению, некоторые из наших пеи-
хиатров не дают себе труда по-настояще-
му, как следует, изучить физиологию выс-
шей нервной деятельности, ограничиваясь
самым поверхностным ознакомлением с
воззрениями И. П. Павлова. Это приводит Е
упрощенчеству, вульгаризации, а иногда и
искажению взглядов Павлова. Следует при-
знать, что учебники и программы по пеи-
хиатрии нуждаются в существенных изме-
нениях и коренной переработке. На нас ле-
жит обязанность очистить курс психиатрии
от порочных, ложных концепций, от кото-
рых мы еше не успели целиком ocBobo-
	ДИЗТЬСЯ.
	ми. Развитие морфологических наук давно
начало отставать от развития наук физио-
	логических. На медленное развитие морфо-
логию обрекает отсутствие принципиально
новых методов исследования. До сих пор
здесь преобладает преимущественно опиеа-
тельная форма работы. А из одного описа-
ния, говорил Павлов, никакой науки не вы-
ходит; эксперимент все еще не стал веду-
щим в морфологических исследованиях.
Электронная микроскопия также не стала
еще орудием морфолога.
	житься и в другом отношении. Мы часто
обвиняем руководителя. Но разве руково-
дитель один бывает виноват? А где же был
коллектив, который окружает руководителя,
и в чем выразилась его роль и помощь в
организации науки?

Думаю, что и акад. Сперанский также
страдает от подобной защиты. Здесь тов.
Острый пытался его оградить от критики, но
критика акад. Сперанского тов. Зубковым,
Булыгиным и другими ему более полезна,
чем защита тов. Острого, потому что он
под влиянием критических замечаний
исправляет свои ошибки.

— Наша беда, — говорит далее проф. Со-
ловьев,— заключается в том, что суще-
ствующие у нас научные коллективы, в
	сущности, ничем и никем не объединены.
	ских ДИСЦИПЛИН, & ЛИШЬ Кав одну из многих
проблем. Созданная при президиуме Акаде-
мии плановая комиссия по проблеме выс-
шей нервной деятельности, которую возглав-
лял действительный член Академии меди-
цинских наук СССР П. К. Анохин, механи-
чески утверждала планы, представляемые
институтами, вносила в них лишь некото-
рые. второстепенные поправки. Ни’ разу не
были подняты принципиальные вопросы о
главных направлениях исследования выс-
шей нервной деятельности. .
Решения настоящей сессии помогут пре-
зидиуму Академии медицинских наук СССР
перестроить общее направление научно-ис-
следовательских работ, внедрить павловекое
учение во все мелицинские тисциплины.
	А. Н. Шабанов признал совершенно пра-
вильными критические замечания участни-
ков сессии о том, что Министерство здраво-
	‘охранения СССР и Акалемия медицинских
	наук CCCP мало способствовали продвиже-
нию павловских идей в практику медицины.
	шения идеалистических буржуазных теорий
и концепций. о

В заключение акад. Л. А. Орбели заявил
0 своей готовности приложить все силы для
исправления недостатков, для дальнейшей
творческой разработки учения И. П. Пав-
лова о высшей нервной деятельности.

— Настоящий момент является в этом
отношении, — говорит акад.’ Орбели,— 0со-
бенно благоприятным, потому что мы полу-
чили новую путеводную нить в виде заме-
чательных статей нашего дорогого вождя и
учителя, гениального корифея науки
Иосифа Виссарионовича Сталина: «Относи-
тельно марксизма в языкознании» и «Ё не-
которым вопросам языкознания», — статей,
с предельной четхостью вскрывающих недо-
статки и ошибки советского языкознания и
указывающих правильные пути настоящей
	марксистской постановки дела во всех науч-
ных дисциплинах.
		позволяет организму приспособляться ко
всем изменяющимся условиям существо-
вания. Я думаю, говорит Е. К. Сепи, что та-
кого рода «учения» никак не вяжутся с
павловским учением.

Далее проф. Сепи критикует Л. А. 0рбе-
ли, который в своих исследованиях пытзет-
ся доказать, что симпатическая система
действует на функции мозга, что также
не соответствует учению Павлова. Проф.
Сени обращает внимание на то, что целый
ряд понятий среди наших ученых трак-
туется по-разному. В область изучения незв-
ной системы, говорит он, нужно вне-
сти ясность, чтобы не оставлять никакой
лазейви враждебным павловскому учению
	TECGDH AM.
	Я
Я

He
	А. Д. Бернштейн, который после несколь-
ких месяцев «исследований» пришел & вы-
воду, что богатейшая по содержанию радия
вода лишена... целебных свойств. И это
несмотря на то, что лечение радоновыми
ваннами дает эффект при ряде заболеваний.
Характерно, что Центральный институт
курортологии, где проблема радона являет-
ся велущей, не протестовал протав такого
	по меныпей мере поспешното заключения.
	в торможение усмотрены завономерные из-
менения скоростей физиологических реак-
ций, изменения физиологической лабильно-
сти субстрата.

Так же, как Н. Е. Введенский, А. А. Ух-
томский являлся блестящим и самобытным
представителем отечественной физиологии,
выдвигавшим в противовее формалистиче-
ским и идеалистическим схемам и построе-
ниям зарубежных физиологов пронизанное
диалектико-материалистической методологи-
ей, развитое и дополненное им учение
Н. Е. Введенского.

При наличии благожелательных и дру-
жественных отношений между школой Пав-
лова с ее разветвлениями и школой Введен-
ского — Ухтомского, к сожалению, до на-
стоящего времени не было ни одной совме-
стной деловой научной конференции по ак-
туальным вопросам советской физиология.