ПРАВДА
	_ 9 ИЮЛЯ 1950 г., № 190 (11662)
к

i ‘Разоблачить американскую
arpeccuito
	_ Международной
демократической федерации женщин
	ПАРИЖ, 8 июля. (ТАСС). Международ-
	ная демократическая федерация женшин
	сообщила, что в связи с американской аг-
рессией в Корее федерация призвала все
свои национальные секции проявить сле-
дующую инициативу:

Сообщить о событиях в Корее и объяс-
нить их всем женщинам и общественному
мнению своей страны, разоблачить амери-
канскую агрессию и организовать собра-
ния, конференции и массовые митинги, на
которых женщины осудят эту интервен-
ЦИЮ. к

Послать делегации протеста в посоль-
	ства и консульства США в своих странах.

Послать делегации женщин и телеграм-
мы своему правительству, нёетаивая пе-
ред ним, чтобы оно протестовало перед Op-
ганизацией Объединенных “Наций против

американского агрессивного вмешательства
в Корее.
	Усилить кампанию по сбору полнисей пол
	Стокгольмским Воззванием против атомной
бомбы.
	Международная демократическая федера-
ция женщин сообщает также, что женщи-
ны Франции, Канады и Финляндии уже за-
явили протест своим правительствам про-
тив американской интервенции в Корее и
будут продолжать развивать эти действия.
									Решение демократического блока германской
демократической республики
	БЕРЛИН, 8 ‘июля. (ТАСС). Берлинская
демократическая печать опубликовала се-
тодня единодушное решение демократиче-
ского блока Германской демократической
	  республики по поводу народных выборов,
	которые состоятся 15 октября 1950 года.

Внутриполитическое и внешнеполитиче-
ское положение, говорится в решении, тре-
бует неограниченного сотрудничества всех
прогрессивных созидательных сил в Гер-
манской демократической республике. Ру-
ководствуясь этими соображениями, демо-
кратический блок единодушно одобрил пред-
ложения руководителей партий по поводу
выборов 15 октября.

Для Народной палаты будет сохранено
число депутатов в 400 человек в соответ-
етвии ео статьей 52 конституции Герман-
ской демократической республики. В co-
вместном согласованном предложении о вы-
борах это число в процентном соотношении
распределяется следующим образом: Социа-
листическая единая партия Германии —
25 процентов, Христианско-демократиче-
ский союз — 15 процентов, Либерально-
демократическая партия — 15 процентов,
Национально-демократическая партия —
7,5 процента, Демократическая креетьян-
ская партия — 7,5 процента, Объединение
свободных немецких профсоюзов — 10 про-
центов, Союз свободной немецкой молоде-
жи — 5 процентов, Демократический жен-
	ский союз —3,7 процента, объединение
лиц, преследовавшихея при нацизме—
3,7 процента, «Культурбунд» — 5 процен-
тов, Объединение крестьянской взаимопомо-
щи — 1,3 процента, кооперативные обще-
ства — 1,3 процента.

Аналогичное соотношение действительно.
для ландтагов и крейстагов и общинных
представительств. 0 правилах выборов 8
мелких населенных пунктах, в которых
представлены лишь отдельные организа-
ции или партии, было также достигнуто
полное согласие.
	‘Демократический блок создал централь-
ный избирательный комитет, в котором
представлены все партии и массовые орга-`
низации. Партии и массовые организации.
немедленно приступят к выдвижению `ван-
дидатур, а избирательные комитеты в зем-
лях в соответствии с утвержденными про-
порциями договорятся о выдвинутых канди-
датурах и их политической принадлежно-
ети. Избирательная кампания происходит в
рамках Национального фоонта демократи=
ческой Германии. Готовится совместное
предвыборное воззвание. На заседании де-:
мократического блока существовало полное.
единодушие о том, чтобы превратить вы-’
боры 15 октября в действенную манифе-
	стацию немецкого единства и в демонстра-
пию страстной воли к борьбе за мир. ``
	Гасширять массовую базу двизкения
сторонников мира!
	Кампания по сбору подписей под Стокгольмским
Воззванием о запрещении атомного оружия нашла
широкий отклик во всех странах, охватила новые

слои населения и тем самым способствовала даль-
	нейшему расширению движения сторонников мира.
	НЬЮ-ИОРЕ, 6 июля. (ТАСС). Как сооб-
щает газета «Дейли уоркер», временный
молодежный комитет борьбы за мир вчера
опубликовал заявление о том, что змери-
канские молодежные организации собрали
200 тыс. подписей под Стокгольмеким Воз-
званием, причем из них 100 тыс. было
	собрано После приказа Трумэна о воору-
женной интервенции в Корее.
	Тазета указывает, что во многих районах
страны, как, например, в Филадельфии, сбор
подписей проходит в обстановке террора со.
стороны полиции. Полиция, чтобы сковать
движение за мир, арестовывает сборщиков
подписей.

По сообщению «Дейли уоркер» из Л0<-
Анжелоса, местный совет профсоюза рабо-
чих мебельной промышленности принял
резолюцию, требующую немедленной эвз-
куации американских войск из Кореи и
осуждающую военную интервенцию со сто-
роны любой страны. Совет, предетавляю-
щий рабочих 52 мебельных фабрик и ма-
стерских, направил эту резолюцию Трумэ-
ну. Совет также принял решение ускорить
на этих предприятиях сбор подписей под
Стокгольмеким Воззваниеём.
	ДЕКЛАРАЦИЯ НАРОДНОГО
СОБРАНИЯ АЛБАНИИ
В ЗАЩИТУ МИРА
	ТИРАНА, 8 июля. (ТАСС). Вак передает
Албанское телеграфное агентство. Народное
собрание Народной республики Албании
приняло декларацию, в которой выражает
свою солидарность со Стокгольмским Воз-
званием и с призывом чехословацкого пар-
ламента к борьбе за мир. В декларации
говоритея:
	«От имени народа, в качестве его пред-
ставителей, мы заверяем все силы мира и
демократии, что наша республика всегла
будет рептительным борцом за дело мира и
демократии во всем мире. Вместе с тем мы
выражаем нашу полную уверенность в том,
чт0 наш народ, руководимый славной Ал-
банской трудовой партией, возглавляемой
товарищем Энвером Ходжа, еще больше мо-
билизует свои силы на выполнение прави-
тельственной программы, поддерживая все-
ми своими силами внутреннюю и внешнюю
политику правительства, направленную на,
укрепление нерушимых связей и дружбы с
великим Советским Союзом, с братекими
странами народных демократий и веем про-
греесивным человечеством, борющимся за
мир и демократию во всем мире. Поэтому
мы призываем весь наш народ усиливать
и с каждым днем. все шире развертывать
борьбу за мир, являющуюся борьбой за
независимость страны, за дружбу и брат-
ство между народами, за построение со-
	циализма. Мы, избранники албанского на-
рода, торжественно заявляем, что Народное
собрание Народной республики Албании и
ве правительство присоединятся ко всем
	мероприятиям, которые будут предприняты
в интересах сохранения и укрепления мира».
	Придать движению борцов за мир во всех странах
еще более широкий размах, вовлечь в активную
борьбу за мир, против поджигателей войны новые
		все профсоюзные, культурные,
			кооперативные, спортивные и другие организации—
такова сейчас важнейшая задача.
	шим выражением стремления к миру 0у-
дет — усиление кампании по сбору подпи-
сей пох Стоктольмеким Воззванием». На

празднике было объявлено, что в штате
Огайо уже собрано 50 тыс. подписей.
	НЬЮ-ИОРЕ, 7 июля. (ТАСС). По сообще-
нию газеты «Дейли уоркер», 6 июля Нью-
Йоркский комитет профсоюзной конферен-
ции в защиту мира объявил, что количество
подписей, собранных в Нью-Йорке за по-
следние две недели под Стоктольмеким Воз-
званием, составило 400 тысяч, причем ха-
рактерно, что большая часть этих подпи-
сей была собрана после приказа Трумэна о
военной интервенции в Корее.
	Но сообщению корреспондента газеты
«Дейли уоркер» из Чикаго, Чикагский ко-
митет профсоюзной конференции в защиту
мира указывает, что в Чикаго, по неполным
данным, собрано 125 тысяч подписей. Мо-
лодежные организации ‹<обрали 28 тысяч
подписей, из них 23 тысячи после начала
военной интервенции в Корее.

Газета «Дейли уоркер» сообщает, что 600
студентов и преподавателей Колумбийского
университета подписали  Стокгольмское
Воззвание.
	ХЬЮЛЕТТ ДЖОНСОН ОБ УЧАСТИИ
ЦЕРКОВНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ ЧЕХОСЛОВАКИИ
В БОРЬБЕ ЗА МИР
	ПРАГА, 8 июля. (ТАСС). Борреепондент
газеты «Лидова лемокрацие» обратилея к
настоятелю Кентерберийского собора
д-ру Хьюлетту Джонсону с просьбой отве-
тить на ряд вопросов, касающихся недавно
состоявшейся в Лугачовицах конференции
	прелетавителей христианских церквей Че-.
	хословакии, в которой он принимал уча-
стие в качестве руководителя делегации
представителей. перквей Англии. Отвечая
на вопрое корреспондента, д-р Х. Джонсон
заявил, что на конференции наибольшее
впечатление произвело на него согласие ме-
жду католическими, православными и про-
тестантскими церковными деятелями, их
воодушевление и единство, с которым при-
няли революцию священники всех хриети-
	неких церквей, ‘их решимость о0бъеди-
	НИТЬся в деле защиты мира.

Мы считаем себя сторонниками мира,
сказал Джонсон, и сделаем все, чтобы нашу
точку зрения узнал и английский народ,
который искренно желает воспрепятетво-
вать войне.

В ваключение Джонсон заявил, что ечи-
тает конференцию в Тугачовицах вкладом
в дело мира, гордится тем, что смог ‘уча-
ствовать в работе этой конференции, и
надеется, что пример церквей Чехослова-
кии, созвавших эту конференцию, в ско-
ром времени найдет последователей среди
христиан и в других странах.
	Все члены польского епископата поставили
свои подписи под Стокгольмским
Воззванием
	ВАРШАВА, 8 июля. (ТАСС). ‘` Велед за
6 епископами, фамилии которых были со0б-
щены ранее, Воззвание Постоянного Воми-
тета Всемирного конгресса сторонников
мира подписали остальные члены польского
епископата во главе с кархиналом Сапега.

Б США развертывается кампания по сбору подписей
	Руководитель местного отделения проф-
союза портовых грузчиков и складских ра-
бочих Лоурей призвал все местные отделе-
ния этого профсоюза немедленно приступить
Е ебору подписей. Е Стокгольмекому Воз-
званию также присоединились местные OT-
деления Объединенного профсоюза рабочих
электро- и радиопромышленности и профео-
	юза рабочих TopHOPY AHOH промышленности
и плавильщиков.
	«Дейли уоркер» далее пишет, что вете-
раны, сражавшиеся против фашизма за
независимость Испании в бригаде имени
Авраама Линкольна, резко осудили агрес-
сию американских империалистов в Корее,
сравнивая эту интервенцию с гитлеровской
интервенцией в Испании на стороне испан-
ского фашизма.

Корреспондент газеты «Дейли уоркер»
сообщает из Кливленда, что там состоялся
23-й ежеголный рабочий праздник, поевя-
щенный Дню независимости, с участием
около 800 человек, на котором выступил
тенеральный секретарь компартии Холл.

Осудив вооруженную интервенцию США
  в Ворее, Холл подчеркнул, что «самым луч-

ВОЗЗВАНИЕ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРАВЛЕНИЯ
OcHNM
	БЕРЛИН, 8 июля. (ТАСС). В связи с ре-
шением Всемирной федерации профсоюзов о
проведении недели солидарности с корей-
ским народом центральное правление 0бъ-
единения свободных немецких профсоюзов
(ОСНИ) опубликовало воззвание к немец-
ким рабочим, в котором призывает поддер-
жать решение федерации и активизировать
борьбу за мир. :

Центральное правление ОСНИ призывает
ускорить создание производственных коми-
тетов в защиту мира и установить связь с
рабочими коллективами западногерманских
предприятий, чтобы тем самым осуществить
соглашение, заключенное между Всеобщей
конфедерацией труда Франции и ОСНП о
совместной защите мира.
		Обращение Центрального комитета
Французской компартии
	ПАРИЖ, 8 июля. (ТАСС). Центральный
комитет Французской коммунистической
партии выступил с обращением, в котором
поддерживает призыв Всеобщей конфедера-
ции труда организовать повсеместно мани-
фестации трудящихея в защиту корейеко-
го народа,. борющегося за свое единство,
национальную независимость и свободу.

В связи < днем 14 июля, который
напоминает о. борьбе французского народа
против сил угнетения, говорится в 0бра-
щении. вы должны решительно подтвер-
лить мощными и торжественными манифе-
стациями как свою волю к тому, чтобы
были освобождены жертвы’ репреесий —
трудящиеся и защитники мира, таки свою
братскую солидарность с корейским наро-
дом. Борьба корейского народа является
борьбой всех свободолюбивых людей. Его
победа будет победой всех людей, стремя-
щихся к прогрессу.

Американских империалистов, которые
ведут агрессивную войну против Кореи,
отнимают Формозу от Китая и берут на се-
бя руководство грязной войной во Въетна-
ме, одобряют во Франции люди, которые
попирают славные’ традиции нашей стра-
ны, выетупая на стороне тиранов против
эксплуатируемых масс.

Французский народ’ не хочет такой по-
стыдной и бесчестной политики, неизбеж-
ным последетвием которой является pac-
тущая нищета трудящихся масс. Этим объ-
ACHACTCA, почему правительства Бидо и
Вэя были одно за другим свергнуты в те-
чение нескольких дней под давлением на-
родного недовольства. Для того, чтобы по-
пытаться продолжать ту же политику ре-
акции, нищеты и войны, обратились к’ тге-
неральному секретарю социалистической
партии Ги Молле. Ги Молле беседовал с по-
литиканами всех партий правительственно-
го большинства. Он принял представителей
национального совета. французских пред-
	принимателей, которые не скрывают сво-
его стремления продолжать выплачивать
голодную заработную плату. Но Ги Молле
не пригласил представителей Всеобщей
конфедерации труда потому, что он не хо-
чет выслушать решительно и конкретно
сформулированные требования. рабочего
класса, служащих и трудящихся в целом:

Товарищи трудящиеся-социалисты! Мы
уверены, что вы сурово осуждаете позицию
своето генерального секретаря, который
проявляет такую готовность к переговорам.
с представителями капитализма и с таким
пренебрежением относится к представите-
лям рабочего класса. Объединяйтесь с ва-
шими братьями-коммунистами. Объединяй-
тесь и требуйте, чтобы был положен‘ конец
антирабочей, антидемократической и ан-
тинациональной политике, которая принес-
ла столько вреда стране.

Потребуем вее вместе проведения полити-
ки, соответствующей интересам народа и
интересам Франции. Потребуем вее вместе,
Чтобы был положен конец правительетвам,
которые, независимо от того, кем они воз-
главлялись — Рамадье, Кэем, Бидо и Шу-
маном, — проводили и проводят политику
реакции, нищеты и войны. Франция боль-
ше не хочет этой политики.

Добъемся, чтобы был услышан наш го-
лос, достаточно мощный и решительный для
того, чтобы было создано правительство
демократического единства, которое будет
находиться на службе народа, сохранит мир
и восстановит национальную независимость.

Да здравствует солидарность французско-
то народа с корейским народом, борющимся
за свою свободу и независимость!

Да здравствует правительство демократи-
ческого единства, создания которого добь-
ются рабочий класе и французекий народ
с тем, чтобы восторжествовало великое де-
по борьбы за хлеб, свободу, национальную
независимость и мир!
	Чем занимаются члены
английской дипломатической
миссии в Бухаресте
	БУХАРЕСТ, 8 июля. (ТАСС). В ночь с
5 на 6 июля сотрудники бухарестской ми-
лиции в ботаническом саду задержали двух
человек. Один из них, будучи подозреваем
в пшионской деятельности, уже находился
	= под наблюдением, другой, олетый в лох-
			мотья и без пиджака, оказался 3-м секре-
тарем английской миссии в Бухаресте Р. А.
Вингом.

В момент наблюдения за ними они 0об-
менивались закрытыми конвертами. В од-
ном конверте, переданном 3-м секретарем
английской миссии, оказались деньги, а в
другом — секретные данные по некоторым
вопросам внутренней жизни Румынской на-
родной республики. Оба участника «обме-
на» были задержаны и доставлены в ми-
нистерство внутренних дел. Лицо, находив-
шееся под наблюдением, при допросе при-
зналось, что оно неоднократно передавало
Кингу секретные материалы.

В связи с этим министерство иностран-
ных дел 7 июля передало английской мис-
сии вербальную ноту, в которой излагается
вышеуказанный факт и выражается реши-

тельный протест против недопустимой дея-
тельности членов английской миссии в
Бухаресте, представляющей собой новый
враждебный акт по отношению в Румынской
народной республике со стороны некоторых
дипломатических представителей англий-
ского правительства. Правительство Ру-
	мынской народной республики, говорится в
ноте, считает пребывание 3-го секретаря
	английской миссии Бинга нежелательным
и требует, чтобы он покинул территорию
Румынской народной республики в тече-
	ние 48 часов.
—fOH-—
	«КЕНСКАЯ НЕДЕЛЯ БОРЬБЫ
ПРОТИВ АТОМНОЙ БОМБЫ»
	РИМ, 8 июля. (ТАСС). Председатель
«Союза итальянских женщин» Мария Мад-
далена Росси объявила на пресс-конферен-
ции, что 9 июля по всей Италии начинает-
ся «Женская неделя борьбы против атом-
ной бомбы», проводимая по предложению
женских организаций, входящих в Италь-
янский комитет движения сторонников ми-
ра. В течение этой недели мобилизации
	широких слоев женщин на борьбу за мир
состоятся массовые митинги в защиту мира,
усилится повседневная работа женщин. по
сбору подписей под Стокгольмским призы-
			Макартур увеличивает японские
полицейские силы -
	°ТОБИО, 8 июля. (ТАСС). Сегодня Макар-
тур направил письмо японскому премъер-
министру Иосида с разрешением японскому
правительству организовать резервный кор-
пуе государственной полиции численностью
в 75 тысяч человек, а также увеличить
	личный состав совета по охране порядва
на море на 8 тысяч человек.
	Выступление Тольятти в палате депутатов
	РИМ, 8 июля. (ТАСС). Тольятти высту-
пил вчера в палате депутатов в дискуссии
по бюджету министерства иностранных дел
с ренью о событиях в Ворее и о внешней
политике Италии ‘в свете междунаролной
обстановки. Тольятти вскрыл на богатом
фактическом материале подготовку агрес-
сии во стороны марионеточного «прави-
тельства» Южной Кореи с помощью Далле-
са и других американских экспертов про-
тив демократических сил. корейского народа.

Поворот, всовершившийся в ‘американской
политике в отношении Азии в течение ма-
та-—— июня, сказал Тольятти, привел к
авантюре 25 июня, которая ознаменовала
собой начало новой фазы агрессивной по-
литики США: переход от угроз в примене-
нию силы, «от холодной войны к войне го-
рячей». Этот поворот, совпавигий с париж-
	ской и лондонской конференциями стран
	Атлантического пажта, сопровождался дохо-
дившими ло пароксизма припадками прово-
кационной пропаганды против Советского
Союза и демократических сил во всем мире:
достаточно вспомнить пропатанду по пово-
ду слета германской молодежи в Берлине.

Нарисовав по материалам американской
печати картину кровавого террора, гос-
подствовавшего в Южной Корее, Тольятти
рекомендовал де Гаспери осведомиться о по-
ложении дел, прежде чем предлагать италь-
янскому народу солидаризироваться с тем,
что ‘на деле было самой постылной формой
колониального гнета. От имени трудящихся
демократов Италии Тольятти выразил ко-
рейскому народу пожелание полной победы
над реакционной американской агентурой в
его стране. Эта победа, сказал Тольятти, бу-
	дет важным этапом в прогрессе человече-
ства. Американская политика экспансии в
Азии, вновь провозглашенная Трумэном,
несмотря на нанесенное ей в 1949 году
величайшее поражение в Китае, умножает
опасности войны также и в Западной Ев-
ропе. Этому способствует безответетвенность
итальянского правительства, отчаянно: цеп-
ляющегося за обреченную на крах полити-
ку американского господства.
Международное положение стало. более
серьезным, продолжал Тольятти. На вопрое
0 том, вступил ли мир в период войны, мы
отвечаем: нет, потому что великой гаран-
тией мира является существование Совет-
ского Союза и политика его руководителей,
не теряющих самообладания ни перед какой
провокацией. Мы уже раньше самым исчер-
пывающим образом ответили на вопрос ©
том, что будем делать, если война все He
будет развязана. В создавшейся обстановке
мы считаем необходимым, со своей стороны,
задать вопрос: не считают ли тосполствую-
щие буржуазные группы западноевропейских
стран, ‘что настал момент изменить курс?
Тольятти выразил надежду на то, что,
пока еще не поздно, эти группы выдвинут
из своей среды под влиянием небывалого
кризиса и разброда, переживаемых капи-
талистическим миром, «новых разумных
людей», которые ради интересов Италии,
ради своего собственного спасения откажут-
ся ставить жизнь своего народа на карту
американской экспансии, на карту войны.
В заключение своей речи Тольятти за-
клеймил подстрекательство к антидемокра-
тическим мерам против компартии, исходя-
	шее от части правящих вругов.
	жения Бойча Огнянову. Повесть любви этих
двух представителей молодой борющейся
Болгарии запечатлена на общем фоне нара-
стания революционных событий. Она от-
лично передает и дух свободолюбия, так
свойственный трудовой мысляшей Болга-
рии, и замечательный героизм лучших ее
вынов—трудовых крестьян, ремесленников,
переловых интеллигентов.
	Не менее известен Вазов и как мастер 0бол-
гарекого рассказа. Творческий диапазон у
Вазова огромен, литературное наследетво
его обнимает все жанры — и лирику, и
эпос, и прозу, и драму, и публициетику.
Вазов по праву считается в Болгарии родо-
начальником литературного языка. Он пер-
вый в широком масштабе использовал в
своих произведениях неиссякаемые CORDO-
вища народного твоочеетва. у
	Буржуазные литературоведы предвоенной
Болгарии, иепользуя нечеткость политиче-
ских взглядов и либерализм, свойственный
	Вазову в последние годы его жизни,
делали отчаянные попытки фальсифици-
ровать творчество писателя,  оболгать
	великого писателя, исказить его подлинное
лицо, лицо пламенного борца за честь и
независимость Болгарии, горячего патриота,
восторженного поклонника русской культу-
ры, убежденного гуманиста и искреннего
приверженца мирного сотрудничества между
народами. Попытки эти оказались бееплод-
ными. Болгарский народ горячо любил и лю-
бит своего классика.
	Но только после исторического 9 сентября
1944 года, когда болгарский народ был
снова освобожден своим старшим славянским
братом от чужеземного, на этот раз фашист-
ского ига, творчество великого классика
болгарской литературы получило настоящую
оценку и голос его впервые зазвучал в пол-
ную свою мощь. Богатейшее литературное
наследство Вазова зажило в народе второй,
Новой блистательной жизнью.
	И так же, как болгарские партизаны на-
зывали свой отряд именем Ивана Вагова и
вдохновлялись его стихами ‘бить оккупантов,
так сейчас на народных стройках Болгарии
можно часто слышать песни, сложенные на
вазовекие тексты. Только в новой Болгарии,
Болгарии Георгия Димитрова, имя Вазова,
как и имя его друга и учителя Христо Боте-
ва, окружено настоящей, подлинно всена-
родной любовью и почетом.
Б ПОЛЕВОЙ.
	Болгарии», он рисует картины тех страш-
ных и героических событий.

Пламенный патриот, горячо любящий
свою Болгарию, он и в те тяжелые дни 09-
ращалея мыслью своей к великому русскому
народу:

...Шо всей Болгарии сейчас
Одно лишь слово есть У Hac,
И стон один, и клич: Россия!
Россия! Свято нам оно,

То имя милое, родное,

Оно, во мраке огневое,

Дла нас належдою полно.
	Приход русских войск, принесших Болга-
рии избавление от пятивекового турецкого
ига, был восторженно встречен всем болгар-
ским народом. Иван Вазов воепел этот пово-
рот в болгарской истории в сборнике пре-
красных стихотворений «Избавление», яв-
ляющемся одним из лучших в его много-
образном поэтическом творчестве, и отразил
в новеллах из болгарской жизни. Любовь &
русской литературе, возникшая в Вазове <
детства, восторженное отношение к пере-
довым представителям русской мысли Бе-
линскому, Герцену, Чернышевскому, Доб-
ролюбову, творчество которых освешало
путь Вазова-юноши, упрочились теперь
безграничной любовью к великому народу-
освоболителю, сбросившему с Болгарии мно-
товековой гнет турецкого владычества.
	Иван Вазов по праву может считаться
одним из’родоначальников новой болгарской
поэзии. В его поэтических произведениях
отражены все этапы современной ему бол-
тгарекой истории, в ней запечатлены думы
и чувства передовых его соотечественников.
Тут и картины социального быта и жизни
порабощенного` народа, © большой художе-
ственной правдой воспроизведенные им в
поэмах «Громада» и «Загорка». Тут и
зпрельское восстание, запечатленное в двух
гневных и страстных <тихотворных сбор-
никах, тут и волнующие стихи, отра-
жающие освобождение Болгарий.
	Не менее известен Вазов и как романист,
открывший пути болгарского реалиетиче-
ского романа. В 1889 году, спасаясь на этот
раз от преследования германофильского пра-
вительства, ненавидевшего Вазова за его
любовь К Россий, и находясь в эмиграции
в Одессе, он начинает писать широко изве-
стный, знаменитый роман «Под игом».

> В основе произведения лежит история люб-
ви простой скромной учительницы Рады Е
рожаку революционно-освободительного дви-
	Великий сын
болгарского народа
	Один из руководителей партизанекого
движения в Болгарии рассказывал, что сре-
ди многочисленных отрядов, сражавшихся в
Балканских горах с карательными частями
гитлеровских оккупантов и войсками мест-
ных фашистов, был отряд, называвшийся
именем Ивана Вазова. Слава отряда разно-
силась далеко по окрестным горам.
	Как выяснилось потом, по архивным by-
матам, гестаповский филиал в Софии даже
занес имя Вазова, как опасного коммуни-
ста-подпольщика, в список тех руководите-
лей движения сопротивления, какие должны
были быть изловлены и уничтожены в пер-
вую очередь. Изловить Вазова гестаповским
палачам, понятно, не удалось, ибо тот, кого
невежественные оккупанты принимали за
опасного партизанского вожака, давно уже
покоился в центре Софии под огромной гра-
НИТНоЙй глыбой, на которой четко высечено
два слова: Иван Вазов.
	Великий сын болгарского народа, осново-
положник новой болгарской литературы
Иван Вазов родился сто лет тому назад в
небольшом городе Сопоте. Отрочество и
юность его протекли в грозовой атмосфере
быстро назревавшей национально-освободи-
тельной революции в годы героических вос-
станий болгар против турецкого ига. Борьба
Народа, свидетелем и участником которой он
был, и в особенности славное апрельское
восстание 1876 года оказали решающее
влияние на всю творческую биографию Ваз-
зова и определили его жизненный путь.

С первых же своих сознательных шагов
в жизни Вазов становится страстным по-
клонником передовой русской культуры.
В школе мальчик с затаенным . дыханием
слушает, как его учителя, передовые люди
своего времени, вдохновенно декламируют на
уроках стихи русских поэтов Ломоносова,
Державина, Пушкина, Лермонтова. В школе
Вазов с увлечением изучает историю, гео-
графию, русский язык. В свободные минуты
читает русских классиков. Он проявляет
недюжинные способности в учебе, но отец
ето, зажиточный торговец. желающий ви-
	деть в сыне только своего помощника по
	торговой части, не-дает ему закончить 00-
разование и сажает его за конторские книги.
	Вазов уходит из дома и в поисках зара-
ботка начинает скитаться по стране. Он
ночует в придорожных корчмах, в крестьян-
ских хатах, живет в предместьях городов,
снимая комнаты в семьях ремесленников.
В этих скитаниях по Болгарии он глубоко
познает жизнь своего свободолюбивого на-
рода, становится свидетелем его бесстрашной
самоотверженной борьбы с турецкими окку-
пантами. Будущий поэт учится слушать
думы и мысли простых тружеников, угады-
вать их чаяния и мечты.

В 1870 году двадцатилетним юношей он
уезжает в Румынию и тут начинает свою
литературную деятельность. Плюдотворно?
общение. Вазова © передовыми представи-
телями болгарекой эмиграции, бежавшими
от преследования турок, и, в частности, <
Христо Ботевым — пламенным последова-
телем Чернышевского, поэтом-борпом,
огненные стихи которого будили народ, звз-
ли его на борьбу с угнетателями,— направ-
ляет творчество Вазова в революционно-де-
мократическое русло. Он становится певцом
освободительного движения болгарского на-
рода, глашатаем его дум и чувств, вырази-
телем передовых идей своего времени.
	Силой своего поэтического дарования он
раскрывает перед всем цивилизованным че-
повечеством картины порабощенной и борю-
щейся Болгарии, вводит в европейскую ли-
тературу образы своих передовых сограж-
тан, борцов за освобождение. Всем своим
творчеством он содействует росту нацио-
нального самосознания болгар, зовет народ
на борьбу с турецким игом. Вазов активно
участвует в знаменитом в болгарской исто-
рии апрельском восстании. Послз того, как
	восстание свирепо подавляется турками и
	янычары заливают болгарскую землю
кровью повстанцев, Вазов снова бежит в

Румынию.
	_В чудесных, полных страстного траж-
цанского пафоса стихах, объединенных в
сборниках «Знамя и гусли» и «Печали
	К столетию со дня рождения Ивана Вазова
	Вышел № 12 журнала «Сторонники мира»
	генеральных и муниципальных советов, ру-
ководителям профсоюзов, крестьянских, ре-
месленных и других общественных органи-
заций, в которых вы состоите.
	Добивайтесь публичного объяснения от
тех из них, кто отказывается подписать этот
призыв к миру-и безопасности народов!»
	Журнал публикует Заявление Верховного
Совета СССР в связи со Стокгольмеким воз-
званием, отчет о 14-й сессии бюро Поетоян=
ного комитета, письма и заявления извест-
ных общественных и религиозных деятелей
и ассоциаций различных стран о запреще-
нии атомной бомбы.
	В номере номещены также статья пред-
седателя Алжирекого постоянного комитета
сторонников мира А. Бучама, интервью с
Полем Робсоном и ренортаж о слете нёмеп-
кой молодежи в_ Берлине. Под заголовком
«Политика поджигателей войны в действии»
публикуются материалы, разоблачающие
врагов мира — американских атомщиков. В
номере содержится также обширная инфор-
мация о ходе кампании по сбору поднисей
под Стокгольмским воззванием и многочие=
ленные фотоиллюстрации на эту тему.
	Вышел из печати на русском языке
№ 12 журнала «Сторонники мира» — op-
тана Постоянного комитета Всемирного кон-
гресса сторонников мира.

На первой странице журнала onyOunK0-
вано следующее:

«Воззвание Постоянного комитета Все-
мирного конгресса сторонников мира.

Мы требуем безусловного запрещения
атомного оружия, как оружия устрашения
и массового уничтожения людей.

Мы требуем установления строгого ‘меж-
дународного контроля за исполнением этого
решения.

Мы считаем, что правительство, которое
первым применит против какой-либо стра-
ны атомное оружие, совершит преступление
против человечества и должно рассматри-
ваться как военный преступник.

Мы призываем всех людей доброй воли
всего мира подписать это воззвание.
	Мужчины и женщины, юноши и девуш-
ки — все без исилючения  подписывайте
Стокгольмское воззвание в защиту мира!
Предлагайте подписать воззвание избран-
	ным вами депутатам парламентов и членам