950 г., № 215 (11687)
		3 АВГУСТА 1

ЖИЗНЬ
	ПАРТИЙНАЯ
	О ПРОМЫШЛЕННОЙ
АРХИТЕКТУРЕ
	В СССР за тоды сталинских пятилетоь
введены в строй многие крупнейшие пред-
приятия. Вокруг них выроели десятки горо-
дов, которых раньше на карте страны не
было (Магнитогорск, Сталинек, Кемерово,
Электросталь и др.). Сотни ранее захолуст-
ных поселений превратились в крупные
города, оснащенные всеми элементами образ-
цового ‘благоустройства и коммунального
обслуживания, современными средствами 60-
общения. и связи.
	Московское метро и Днепровская гидро-
станция, грандиозный архитектурный ан-
самбль автозавода имени Сталина, промыш-
	ленные сооружения канала имени Москвы и
	ряд других новостроек сталинских пятиле-
ток составляют гордость советской промыш-.
ленной архитектуры.

И все же, несмотря на значительные до-
стижения, в промышленной архитектуре
еще далеко не использованы ее огромные.
созидательные и преобразующие возможно-
сти. связанные с передовой строительной
	техникой. созланием новых эффективных
	решений, использованием скрытых резер-
BOB, стандартизацией и типизацией, а так-
me ‘экономикой строительства.
	Деноввые недостатки, тормозящие разви-
	тие промышленной архитектуры, являютея
	следствием недооценки ее в раде ведомств,
министеретв и в руководящих архитектур-
	ных оргавах.
	страивают. участки, YATRA!  воммуч
никации, непроизводительно увеличивают

расходы по содержанию нредприятий. Нз-
пример, при рассмотрении генерального пла-
на содового завода, выполненного Гипроме-
30M, оказалось, что из-за нерапионального
расположения сортировочной станции не-
обоснованно Удлинены железнодорожные
пути на 3,5 км и количество стрелочных
переводов на 10 вомплектов. В. районе этого
строительства обнаружена возможность ко-
оперирования энерготеплоснабжения и воло-
снабжения, что избавляет от необходимости
строительства ТЭЦ, дорогостоящих водозабэ-
ров, коммуникаций и пр. и в общей. слож-
ности сокращает стоимость строительетва
на лесять миллионов рублей.
	В проекте здания бытовых и контореких
помещений металлургического завода, вы-
полненном филиалом Гипромеза, площаль их
оказалась завышенной на 35 процентов.
	Отеутетвие связи архитектора CO строн-
тельством‘ нередко приводит к тому, чт
местные напиональные и климатические
	огобенности в строительетве не учитывают-
	ся. Промышленные сооружения по веему (о-
ветскому Союзу осуществляются в бельшин-
стве по типам «ередней полосы»; Так, в
Сибири без нужды строятся одноэтажные
здания с верхним светом, содержание и ре-
MONT которых в зимнее время стоят огро-
ных ередств.

Большим недостатком, отрицательно влия-
ющим на уровень промышленной архитек-
туры, является расныленность и раздроблен-
ность проектных организаций, недостаточ-
HO квалифицированное руководство ими,
веледствие чего на производетво просачива-
ются проекты низкого качества. Госулар-
	стРенный архитектурио-строительный Бов-`
	троль, осуществляемый на гражданском
строительстве, в промышленном строитель-
стве не оргакизован.
	Опыт передовых архитекторов промыш-
ленности показывает, что механическое ap-
хитектурное оформление фабрично-завол-
ских Цеховых коробок приводит лишь к
ненужным  излишествам, к’ удорожанию
строительства, в архитектурным извраще-
ниям Этот опыт показывает. что берьба с
	излишествами—это борьба за единетво фор-
мы и содержания в социалистической арх!-
тектуре.

При проектировании промышленных ©-
оружений ведущая роль архитектора при-
обретает доминирующее значение, Деятель-
ность его теснейшим образом сплетаетея с
	работой других специалистов — проекти-
ровщиков заводов (инженеров-технологов,
энергетиков,  сантехников, — экономистов
и др.). Злееь он призван критически собрать,
синтезировать и отразить передовые устрем-
ления в области строительства. Условия кол-
лективной работы бесконечно расширяют
поле творческой деятельности архитектора.

Первостепенной важности государетвен-
ная залача архитектора — создать в цехах,
ва вспомогательных помещениях, на завод-
ской территории средствами архитектуры
такие условия для социалистического труда
советских людей, которые способствовали бы
развитию вамых’ передовых; стахановских
методов производства.

Глубокий госудаоственный подход К это-
му важному делу обеспечит еще более высо-
кий уровень развития советской промыш
ленной архитектуры, способной создать во-
вые выдающиеся творения, достойные нашей
великой сталинской эпохи.
	Кандидат архитектуры Е. ПОПОВ,
Архитектор В. ПЕРЛИН.
	На башкиреком языке демонстрируются
также и другие известные советекому зри-
телю фильмы.

В переводе фильмов на родной язык при-
няли участие лучшие артисты Баликирии,
			ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ
	неправильное отношение к работникам печати
	Мы вас не приглашали еюда и обойдемея
без вас.

Ворреспонденты были удалены из 3ал8
заседаний.

Это не первый случай неправильного,
непартийного отношения тов. Позаненко в
представителям печати. Встречая корреелон-
дентов республиканских газет в колхозах и
совхозах области, он то и дело выражает пм
евое неудовольствие этим обстоятельством:

— Зачем вы сюда приехали?

— Вто вас послал?

— Какое вам дело до этого района?

Что заставляет тов. Позаненко с такой
неприязнью относиться к печати? Боязнь
критики? Нежелание выносить сор и
избы? _ :

Во всяком случае отношение тов. Поза
ненко к представителям республиканских
тазет недостойно партийного руководителя
и не может способствовать развертыванию
Бритики и самокритики.
	ыЫЕ СКЕПТИКИ,
	представленным ему отделом персональных
пенсий.
	заведующий отделом Л. И. Русакевия
снят © работы.

3. Н. Нротодьяконовой назначена пенсия
В размере 700 рублей в месяц. :

Специальной комиссии поручено в №
сячный срок проверить дела бывших ака
демических пенсионеров, по которым отд
персональных пенсий вынес решение п
отказе в переводе на повышенные пенсии,
кав работникам науки.

Коллегия обязала начальников управле
ний и Заведующих отделами министерства,
заведующих областными, красвыми и горо
скими (республиканского подчинения) 01
делами социального обеспечения и мини
стров социального обеспечения АССР 055
дить решение коллегии о фельетоне в
«Правде» на собраниях аппарата, обратив
060б0е внимание на необходимость чуткого
и внимательного отношения к нуждах!
запросам пенсионеров.
	августа бюро ВКировоградекого обкома
КЛ(б)У созвало совещание секретарей рай-

комов и уполномоченных обкома в райо-
нах, посвященное вопросам хлебозатотовок.
Еетественно, что на это совещание пришли
и работающие в Кировоградской области
корреспонденты республиканеких газет —
«Правда Украины», «Радянська Vupaina»
и «Колхозное село». Их привело сюда стрем-
ление осветить положение дел с хлебозаго-
товкамн на страницах печати и тем самым
	помочь обкому выполнить стоящие перед
ним залачи.
	Ваково же было изумление корреспонден-
тов, когда перед началом совещания секре-
тарь обкома партии тов. Позаненко в при-
сутетвии собравшихся в грубой форме по-
требовал, чтобы работники печати покину-

ли зал заседаний. На возражения товарищей
Позаненко заявил:
	— Л буду решать оперативные вопросы.
	НО МАТЕРИАЛАМ «ПРАВЛЫ,
	«ОТВЕТСТВЕНН
	Выставки, посвященные
	борьбе за мир
	СТАЛИНАБАД, 2. (Корр. «Правды»).
В Государетвенной публичной библиотеке
имени Фирдоуси состоялся вечер читателей,
посвященный борьбе за мир. Доклад «Пи-
сатели Таджикистана в борьбе за мир» сде-
лал лауреат Сталинской премии Мирсаид
Мириакаю. После доклада таджикские пи-
сатели и поэты читали свои преизведения
© мире. Уже несколько дней в библиотеке
открыта большая выставка. 0с0бое внима-
ние привлекают витрины с произведениями
советских и прогрессивных зарубежных пи-
сателей, разделы «За мир и дружбу между
народами», «Растут и крепнут силы мира».

Такие же выставки открыты на ряде
предприятий Сталинабала,. Ленинабада и
других городов республики. ПШовеюду про-
водятся беседы, лекции, доклады, организуют-
ся вечера. Профсоюзные активисты расека-
зывают трудящимся’ 0б огромном успехе
кампании по сбору подписей под Стокгольм-
ским Воззванием в нашей стране и во всем
		ЭНЗАЛЕНЫ В ВУЗАХ
	ВИЕВ, 2. (Карр. «Правды»). Вчера на-
чались вступительные экзамены в вузах
Украины. Десятки тысяч юношей и деву-
шек, окончивших средние школы, изъяви-
ли желание продолжать образование. Среди
подавших заявления о приеме-—свыше трех
тысяч выпускников средних школ, награж-
денных золотыми и серебряными медалями.

Особенно велика тяга молодежи в УНи-
верситеты, политехнические, горнометаллур-
гические, медицинские и педагогические
институты. В Киевском государственном
университете на каждую ваканеню подано
по дра заявления. В Киевском политехни-
ческом институте, Донецком индуетриаль-
ном и Харьковском горном институтах число
кандидатов также значительно превышает
	количество вакансий.
у
	Больше инициативы в партийной работе
	От корреспондента «Правды»
по Татарской АССР
		Бремя от времени в деятельности Дубьяз-
ского райкома партии наступает «мертвый
штиль». Трудовое напряжение, как по
команде, сменяется праздным времяпрепро-
вождением. Работники райкома аккуратно
отсиживают положенные часы, 8 затем рас-
ходятея но домам. Их никто не спросит о
том, что сделано вчера, сегодня, какие важ-
	ные дела выполкены ими за неделю, за ме-
CAL.
	Секретарь райкома тов, Кутлин приучил
аппарат работать по заданиям, которых
больше всего бывает в период проведения
ударных сельскохозяйетвенных кампаний.
А так как весенний сев давно закончен, а
уборка урожая еще не начиналась, то коли-
чество заданий теперь резко сократиловь.
В райкоме наступила очередная передышка,
и его работники часто не находят ‘себе за-
HATHS.
	заведующий сельскохозяйственным отде-
лом райкома тов. Губайдуллин продолжитель-
ное время вел дневник, куда записывал
сведения о свбих выездах в колхозы, о под-
готовленных им проектах решений, доклад-
ных записках и проведенных совещаниях.
Но вот уже порялочное время дневник
не пополнилея пи олной записью.
	— Ничего интересного в работе пока
нет‚,— говорит тов. Губайдуллин, — так что
и записывать нечего. Вот начнется уборка,
тогда другое дело...

Действительно, в буднях заведующего
сельхозотделом трудно выделить что-либо
значительное, важное. (бор сводок о ходе
текущих  сельскохозяйственных работ и
представление их секретарям, проверка
двух — трех жалоб, редкие разговоры ©
председателями. колхозов по телефону —
вот И в66, чем занимался после окончания
сева тов. Губайдуллин. За полгода им не
поднято ни. одного вопроса, связанного ©
перспективами развития экономики колхо-
зов.

Между тем нерешенных проблем в сель-
ском хозяйстве района немало. В районе
слабо развито молочное животноводетво, не
ведется борьбы за создание прочной кормовой
базы, нет внимания к овощеводетву и садо-
водству. Во многих колхозах еще не при-
ступили к освоению травопольных и кормо-
	вых севооборотов. Имеется много недостатков
		чительная часть руководителей этих учре-
ждений постоянно находится в селах в ка-
честве уполномоченных райкома. При такой
практике трудно рассчитывать на повыше-
	ние уровня работы советских и хозяйствен-.
	ных органов района.

Неправильные методы. работы Дубъяз-
ского райкома не стали предметом внимания
Татарского обкома партии. Больше того, та-
кая оргавизация работы, когда «авралы»
чередуются < длительными передьтшками,
подчас не вызывает в аппарате обкома ни-
какого удивления. :

Да и сам обком находится в плену такого
же стиля. Сейчас в аппарате Татарского
обкома нет той напряженности, которая на-
блюдалась в период сева.

Но вот наступит уборка, и тогда на смену
затишью придут кипучие дни. Снова нач-
нутся выезды, совещания; заседания, по-
льется мощный бумажный поток.

( таких периодах в работе обкома ин-
структор обкома тов. Терегулов на одном из
партийных собраний в обкоме говорил:

— Мне часто приходится не выхохить
сутками из кабинета, день и ночь писать
проекты решений. Были случаи, когда ре-
золюции сочинялиеь «поточным методом».
Скажем, идет заседание бюро обкома. Сек-
ретарь райкома, который должен на нем
отчитываться, летит в Казань на самолете,
а мы по телефону принимаем докладную
записку уполномоченного,  проверявшего
район, и одновременно составляем проект
решения. И это называется у нас «опера-
тивностью» и «напряжением».

Конечно, подобная торопливость ничето
общего не имеет < подлинным напряжением
сил, которое ломает все препятотвия и пре-
‘сдолевает любые трудности на пути к по-
ставленной цели. oe

Татарекому обкому следует совершенетво-
вать методы работы аппарата обкома и рай-
комов партии, не сводить их деятельность
только к решёнию текущих кампаний, а
добиваться. чтобы партийные комитеты бы-
ли подлинными органами политического ру-
ководетва, изо дня в день вели неутомимую
работу по политическому воспитанию тру-
дящихся, поднимали культуру и хозяйство
республики на более высокий уровень.
	С БАХТИАРОВ.
	и в подготовке в уборке урожая и заготов-
кам сельскохозяйственных продуктов. А тов.
Губайдуллин вместе с работниками район-
ного отдела сельского хозяйства мирится
с недостатками, не думает о мерах, которые
бы способствовали повышению культуры
земледелия.

Такое же спокойствие и равнодушие к делу
является характерной чертой и других работ-
ников райкома. Они не проявляют ининиа-
тивы, не: замечают нового, что рождается
в первичных организациях, в колхозах, МТС.
Возьмем, к примеру, популяризацию пере-
дового опыта. В районе, при общей низкой
производительности тракторов, тракторные
бригады тт. Хабибуллина и Ахметова в те-
чение двух месяцев выработали по 450—
500 гектаров на пятнадцатисильный трак-
тор. Но что еделано, чтобы этот ценный
опыт стал достоянием всех механизаторов?
Ничего. Правда, изредка райком упоминает
в своих решениях передовые колхозы, но
делается это скорее ради формы.

Как-то бюро райкома слушало доклад
о работе одной передовой колхозной бригады.
Прошло некоторое время, и в райкоме никто
не смог припомнить, в чем же заключается
опыт этой бригады. Опыт передовиков сель-
ского хозяйства райком глубоко не изучает
и не распространяет.

Напряжение в партийной работе — это
не только полное использование сил работ-
ников партийного аппарата, но и умение
включить в активную деятельность всех
коммунистов. Между тем из поля зрения
райкома выпали многие первичные парт-
организации, в частности парторганизацпии
районных учреждений. Не было случая,
чтобы когда-либо с секретарями этих орга-
низаций райком провел совещание или се-
минар. Их никто не инструктирует, не на-
целивает на решение. стоящих перед ними
задач. з

Не случайно поэтому ‘большинство отде-
лов исполкома райсовета, райпотребеоюз и
ряд других районных организаций работают
	безиницизтивно. Б довершение всего зна-
	До сих пор не разрешен вопрос о создании
архитектурных органов, контролирующих
н утверждающих архитектурные проекты
заволов и фабрик. В Союзе архитеквто-
	ров не организуются систематические вы-
ставки, отражающие достижения промыш-
ленного строительства. В ряде республикан-
ских правлений союза секции промышлен-
ной архитектуры не созданы. ПШодлин-
но большевистской идейной борьбы на
оспове критики и самокритики за качество
	промышленной архитектуры в Союзе архи-
текторов не было.

Научный руководящий центр архитектур-
ной мысли-—Академия архитектуры CCCP
не проявила интереса к вопросам промыш-
	ленного зодчества. Ёще на УП сессии Ака-
	демии архитектуры в 19456 г. было отмече-
но, что вся проблематика архитектуры про-
мышленных сооружений в Академии архи-
тектуры оставалась без внимания. С тех пор
здесь ничего не изменилось. За 12 лет в
Академии архитектуры не подготовлено ни
одного специалиста-архитектора, ни одного
	научного работника по промышленной архи-
	тектуре. Академия не связана © промыш-
ленными стройками.
	Ряд вилных архитекторов безрезультатно
	‘ставил перед Академией архитектуры вопросе
	о созлхании при ней Института промышлен-
	ной архитектуры, в котором сосредоточилась
бы научно-неследовательская работа в этой
	области.

Отстранение руководящих архитектурных
органов от решения творческих вопросов
промышленной архитектуры резко сказы-
вается на качестве работы проектных орга-
низаций. Так в Гипротяжпроме. Теплоэлек-
	тропроекте. Гипромясмолнроме, Боммунэнер-
гопроекте, в проектных организациях уголь-
ной промышленности и многих других во-
	просам промышленной архитектуры все еще
не придается должного значения. Часто ар-
хитекторы отетрамятотся ‘от решения габари-
тов сооружения и генерального плана пред-
прлятия.

Bee это нередко приводит к тому, что
	ведометва нерационально используют цедн-
ный земельный фонд, неэффективно 3а-
	УФА, 2. (Корр. «Нравды»). В городах и
деревнях Башкирии е большим успехом де-
монстрируетея кинофильм «У них есть роди-
	lg А A 53 53 =$

на». это уже. восъмой ` фильм, ‘переведенный

а ни а нь ас: о риа
	ТЕХНИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИЯ

НОВАТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

РОСТОВ-на-ДОНУ, 2. (Корр. «Правды»).
Партийные организации области стали регу-
лярно проводить технические конференции
новаторов производетва. Так, в Новочеркас-
ске был организован широкий обмен опы-
том работы по скоростному резанию метал-
ла. Новаторы производства Таганрога раз-
работали практические мероприятия по
внедрению передовой технологии.

Две областных технических конференции
прошли на заводе «Ростсельмаш». На них
были обсуждены важнейшие вопросы тех-
нологийи пн создания новых конетрукций
	комбаинов.
		НИКОЛАЕВ, 2. (Нзрр. «Правды»). У 6е-
регов Черного моря, в районе между Очако-
вом и Одессой, появились крупные косяки
скуубрии. На лов ее вышли десятки рыбо-
ловецких колхозов. Бригада тов. Турчани-
нова из колхоза «Черноморец», Очаковского
района, за один день выловила более
500 пудов этой рыбы. Бригада тов. Турчина
из колхоза «Ленинский путь» того же рай-
она за олно притонение выловила тыеячу
	пухов рыбы.
	ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ
ПА КРАСИВОЙ MEUM

ВРАСНОЕ (Орловская область), 2. (Норр.
«Правды»). Вчера состоялся пуск крупной
межколхозной гидроэлектростанции в излу-
чине реки Красивая Мечь, у села Сергиев-
ского. В ее строительстве принимали уча-
стие 22 колхоза. Для постройки гидроэлек-
троставщии государство предоставило кол-
хозникам два миллиона рублей долгосроч-
ного кредита.

Ток, новой ГЭС уже поступил в первые
пять колхозов. В скором времени закон-
чится подводка электросети и в остальные
сельхозартели. Энергия будет использована
для освещения жилых домов, для обмолота
и размола зерна, подачи воды, подготовки
кормов на фермах, дойки коров и стрижки
‘овец, для орошения полей.

На собрании, посвященном пуску гидро-
электростанции. присутствовало свыше ты-
	СЯЧИ КолхоЗНакОВ.
		ГОРОДСКОЕ СОВЕШАНИЕ ПАРТОРГОВ ГРУПП
	имеется девять коммунистов. Свой авторитет ! способов производетва позволили коллекти-
	ву участка значительно перевыполнять про-
изводетвенные задания.

На совещании выступили также парторги
групи т.т. Мухина (фабрика  «Совет-
ская звезда»), Свиточ (завод «Электроси-
ла»), Ворошилова (фабрика «Рабочий»),
Марков (завод имени Сталина) и другие.
Они рассказали 05 опыте массово-поли-
тической работы, © руководстве социа-
листическим соревнованием рабочих кол-
лекливов, обязавшихея в письме товарищу
Сталину превратить Ленинград в передовой
центр технического прогресел страны.

С большим воодушевлением участники
совещания приняли письмо’ ‘товарищу
Сталину. мн
	в глазах беспартийных рабочих коммуни-
CTH завоевали прежде всего образцовым от-
ношением к труду, своей творческой ини-
циативой. Коммунист Леонов разработал.
конструкцию дисковой фрезы для разрезки
деталей. Первое же применение новой фрезы
позволило Леонову выполнить норму на
1.600 процентов, а в последующие дни он
довел выработку до 2.260 процентов. Парт-
группа вынесла новаторский опыт тов. Лео-
нова на обсуждение всех рабочих участка.
Это разбудило творческую мыель в коллек-
тиве. Вскоре появился целый ряд других
предложений по усовершенствованию про-
изволетвенных операций. Постоянные поис-
	Ки новых, технически ‘более совершенных
	Ганс ЛЕБЕРЕХТ
®
	тами в жилистых руках. ITM руки
видимо, прикасавшиеся кв перу только
в очень ответственные моменты жизни —
письмо к сыну в армию, поздравление
дочери с днем свадьбы или по случаю на-
граждения, — сейчае осторожно и бережно
разглаживали лежавший на красной мате-
рии разграфленный лист. Женщины, в на-
рядных уборах, © узорчатыми Л на
блузах, привели даже детей,

— Первому, я думаю, предоставим честь
подписать Воззвание Матсу Куусеметет, —
скззал председатель колхоза Харальд Оль-
брей, загорелый крепыш в роговых очках
и с такой же, как у всех, большой обкурен-
ной трубкой в руке.

И к столу подошел Матсу Куусеметеу —
суровый старик с клочковатыми бровями,
бывший батрак в имении барона Лилиен-
фельда, а ныне колхозник. Матсу Kyyee-
Mercy потерял на войне трех сыновей,
сражавшихся в рядах Советской Армии за
свободную Эстонию. Бывший батрах теперь
живет в хорошем, отремонтированном за
счет колхоза доме.

— Я думаю, так будет правильно, —ска-
зал председатель, и все закивали е одобре-
нием.—— Матсу Куусеметеу подпишет пер-
вым. Это его право, он его выстрадал...

В тишине сдвинулись друг к другу голо-
венки притихших детей. Мужчины вытя-
гивались из задних рядов, следя за каждым.
движением Матсу Куусеметсу. Слышен был
шепот женщин, повторявших друг другу
негромкие слова председателя. Новая вамо-
пипгущая ручка, принадлежавлиая счетово-
ду, очутилась в тугих пальцах старого
Куусеметсу, бобыля, нашедшего тепло и
уют в коллективе. Потом стоявшие в тес-
ном проходе, покрытом цветной, дорожкой,
доужно потоснилиеь, чтобы пропустить
моложавую, все еще красивую женщину в
вязаном свитере и темном вдовьем платке.

— Анни Лепи пусть подпишет, — снова
торжественно кивнул председатель. — У
Анни, мы знаем, муж храбро сражалея за
новую жизнь, и пусть она подпишет свою
фамилию под. Воззванием к миру. Она знает,
что такое война и горе...

Так появились первые подписи в эстон-
ском колхозе «Уус Элу», уезда Харьюма,
в дни, когда миллионы людей во всем мире
борются, ратуют и отдают свои голоса за
дело мира:

«Marcy Куусеметеу—65 лет, колхозник;

Анни Лепп — 36 лет, колхозница, мать
двоих детей, вдова...»

Сколько таких листов обошли города и
деревни Советской Эстонии в эти дни!
В двери тихих деревенских домиков, крытых
черепицей и толем, стучатся по вечерам
агитаторы, простые люди, желающие мира.
И слова, которые мы, советские люди, про-
износим на собраниях с трибун. в больших
селах, залитых светом, и в скромных дёре-
венских клубах с алыми пионами под
портретом Сталина, стучатся в каждый дом,

B Баждое сердце.
	ЛЕНИНГРАД, 2. (Hopp. «Правды»).
Ленинградский горком ВКП(б) провел город-
ское совещание партгруппоргов. С доклалом
о роли партийных групп в борьбе за техни-
ческий прогресс в промышленности выету-
пил секретарь горкома ВКП(б) тов. Носенн
ков.

В Ленингралекой городекой парторгани-
зации созданы 7.474 партийные группы.
Многие из них накопили богатый опыт ра-

боты и являются подлинными вожаками ра-
‘бочих коллективов смен, участков и цехов.

Парторг участка холодной пегампов-
	ки Кировекого завода тов. Смирнов рах-
сказал на совещании 0б опыте своей рабо-
	ты. В партгруппе, которой он’ руководит,
	ЗА ВЕЛИКОЕ
	Дороги Эстонии, благоустроенные после
войны, становятся с каждым днем ожив-
леннее. Все больше машин —— грузовых и
легковых — мчится, оставляя за собой хво-
сты известковой пыли. В густом зеленом
ельнике мелькают новостройки — школы,
мосты, хозяйственные строения, мельницы.

Саженцы со стволами, бережно укутан-
ными в солому, по обочинам одной из
тлавных магистралей Пярну—Маанте, лес,
сланец, цемент, кирпич, транепертируемые
по всем направлениям, желтые стрелы ука-
зателей с названиями колхозов на развил-
ках дорог — все это словно говорит сердцу
трудолюбивого эстонца: «Смотри, как закн-
пела жизнь за эти годы! Это сделано при
социализме, в дни мира, руками народа!»

В сумерках мы подъезжали к границам
колхоза «Уус Элу», одной из процветаю-
щих сельскохозяйственных артелей Харь-
юмаского уезда. Наша попутчица, волостной
агроном, спешила на колхозное собрание,
посвященное сбору подписей под Стокгольм-
ским Воззванием. То и дело она просила
остановить машину: ей хотелось показать
новое, что ее волновало и радовало на. род-
ных полях. Важдый раз, когда мы говорили
06 успехах на новостройках, о растущих
бюджетах местных колхозов, эта женщина,
местная жительница, неизменно повторяла
с подавленным вздохом:

— Подумать только, сколько бы у нас
было рсего сейчас, если бы не война с фа-
шистами...

Наша спутница указала на пригорок за.
рекой, гле виднелись одинокая почерневшая
печная труба, похожая на предостерегающе
поднятый палец, остатки стен, ржавое,
свернувшееся когда-то от огня кровельное
железо.

— Здесь, вокруг поселков Мярьямаа,
Куузику, пылали во время войны дома...—
сказала она, и мрачное выражение мельк-
нуле в ее голубых добрых глазах. — Я сама
видела... От артилдерийского обстрела фа-
птиетов погиб мой дом. Я уехала в город...
Да как посмотришь, сколько сил добавочных
понадобилось, чтобы отетреить все и воз-
двигнуть теперь новое!

Слова, сказанные этой женщиной, еще
звучали в моих ушах, а виденное по дороге
новое, замечательное стояло перед глазами,
когда мы сидели вечером в красном уголке
колхоза «Ууе Элу», где проходило собра-
ние. Я не знаю, как выглядят листы, испе-
пренные подписями людей, жаждущих
мира, в Лондоне или в Дюнкерке, где разва-
лин неизмеримо больше, чем сейчас в Тал-
лине и Тарту. Но здесь, в этом сравнитель-
но еще молодом эстонском колхозе, глядя на
серьезные, сосредоточенные лица крестьян
и крестьянок, подхоливших к столу, чтобы
поставить свои подписи, я понял, что зна-
чат для нае мир, мирный рокот тракторов
над полями и саженцы кленов и дубов на
дорогах Тартума и Харьюма.

В тесном зале, очень красиво оформлен-
ном, с доской почета над столом, с портре-
том Сталина в рамке из алых пионов, с
диаграммой, отмечающей достижения теку-
шего года, собралось буквально все насе-
ление колхоза. Пришли старики, одетые по

случаю собрания по-праздничному, © KHCC~
	ДЕЛО МИРА!
	Да. мы хотим, чтобы саженцы на обочи-
	нах дорог Вильяндима и Нярнума, посажен-
	ные школьниками, разрослись в могучие
разлапистые дубы и клены, с тенистой ли-
ствой, а не были бы скошены войной, как
это случилось в Мярьямаа ‘и Вуузику и в
тысячах других сел и городов, куда когда-
то ринулись фашисты. Мы хотим, чтобы
росли новые дома в колхозах. Харьюма и
Caapema. Мы хотим, чтобы драгоценный ко-
ричневатый сланец, добываемый в Вохтла-
Ярве, шел в топки электростанций и паро-
BOOB.
	То, что говорила о войне голубоглазая
женщина, с гордостью показывающая на
новостройки колхоза «Ууе Элу», на его поля
с пышной пшеницей, повторяет в Эстонии
сейчае каждый. На дворе Таллинского ма-
шиностроительного завода выступила Ми-
ральда Раудкепи, седая, но еще не старая
работница. отличный производетвенник.
	— Покажите мне дом, советскую семью, —
гневно произнесла ona. И. слова ee
падали в душу. — Покажите мне семью, где
бы война не принесла горя. Таких нет! Я
выступаю от имени своего 10-летнего маль-
чика, я хочу, чтобы мой сын, как и другие
советские дети, жил счастливо под солнцем
Сталинской Конституции. Пусть наши
подписи. покажут атомщикам © Уолл-
стрита, что мы не допустим нового кроваво-
го ужаса. Мы хотим жить и творить, а не
откапывать мертвых из разрушенных ‘бом-
боубежищи..
		И в цехах, так же как и в десятках дру-
гих эстонских советских предприятий, по-
током пошли подписи под Стокгольмским
Воззванием:
	«Миральда Раудкепи, вдова, работница...

Иван Невский, бывший командир в ря-
дах Эстонского гвардейского корпуса Совет-
ской Армии, модельщик, стахановенц...»

...На собрании музыкальной обществен-
ности Таллина выступали композиторы,
певцы, пнанисты, студенты консерватории.
И все они поставили свои имена под. Сток-
гольмским Воззванием с такой же убежден-
ностью; как и колхозники «Уус Элу» и
модельцики машиностроительного завода
в Таллине.
	Советская Эетония только что празднова-
ла свое 10-летие. С горы Часнамяги, вбли-
зи Таллина, глазам открывается огромный
зеленый ковер Певческого поля. Здесь 21
июля, в день 10-летия, собрались 100 тысяч
зрителей, гостей с заводов и из колхозов
Эстонии, гости из братских республик, из
дорогой Москвы. 35 тысяч исполнителей
поднялись на огромную сцену длиной
в десятки метров. И тогда под камер-
тон в руках дирижера запели приехавшие
из разных мест Эстонии люди — с ее полей,
лесов и островов. Эта песня лилась ши-
рокой и раздольной, как вся наша совет-
ская Родина, песня, идущая от веех сердец!

Эта песня прозвучала народным гимном
в честь свободы, счастья, творчества,
сталинского изобилия на земле, где каж-
дый человек всем своим существом нена-
видит войну и клеймит ее поджигателей.
	г. Галлии.
	ЦЕННЫЕ РАБОТЫ
АГРОНСМА-МИЧУРИНЦА
	ТБИЛИСИ, 2. (По телефону). Агроном-
мичуринец  Телавекого района лауреат
Оталинской премии С. 3. Махателашвили
успешно продолжает работу по выведе-
нию новых сортов зерновых и других
сельскохозяйственных культур. Селекционер
	‚закончил работу по созданию нового сорта

So Se ep ЖК:
	ри, отытвые посевы которой в шошлом
году дали урожай по 25 центнеров зерна с
гектара. Колхозы Телавского района присту-
пают к посеву ржи этого сорта на больших
площадях.

В колхозах района широко распростра-
нен выведенный агрономом-мичуринцем но-
вый сорт кукурузы. Каждое растение при-
нобит по 8—9 початков, наполненных
крупным зерном.

На опытных участках тов. Махателашви-
ли часто бывают колхозные агрономы, бри-
гадиры, рядовые колхозники. Они изучают
здесь новые агротехнические приемы, мето-
ды повышения урожайности сельекохозяй-
ственных культур.

——-—@———
	Новые книги
	В. И. Ленин. Задачи русских социал-де-
мократов. Госполитиздат. Тираж 200 тыс.
экз., 40 стр., цена 50 коп.

В. И. Ленин. Крах ИП Интернационала.
Госполитиздат. Тираж 100 тык. экз., 56 стр.,
цена 60 коп. .

И. Сталин. О дналектическом и исто-
‘ рическом материализме. Госполитиздат. Ти-
‘раж 100 тыс. экз., 36 стр., цена 50 коп.

Илья Эренбург. За мир! Издательство
«Советский писатель». Тираж 45 тыс. экз.,
188 стр., цена 5 руб.

Павло Тычина. Жить, трудиться и расти.
Стихотворения. Перевод с украинского. Гос-
литиздат. Тираж 10 тыс. экз., 340 стр., це-
на 9 руб.

Аугуст Якобсон. Рассказы и пьесы. Автори-
зованный перевод с эстонского. Гослитиздат.
Тираж 30 тыс. экз., 556 стр., цена 11 руб.

Алексей Кожевников. Живая вода. Роман.
Издательство «Советский писатель». Тираж
30 тыс. экз., 512 стр., цена 11 руб.

Сборник китайских рассказов. Перевод с
китайского. Издательство иностранной ли-
тературы, 300 страниц, цена 11 р. 65 к.

Современная корейская поэзия. Перевод с
корейского. Издательство иностранной ли-
тературы, 228 стр., цена 8 р. 20 к.

В. В. Ковыженко. Корея. Географгиз. Тя-
  pax 50 тыс. экз., 32 стр., цена 50 коп.

Нод таким заголовком в «Правде» 27 ию-
ля опубликован фельетон Д. Заелавекого о
формально-бюрократическом отношении ра-
ботников Министерства социального 0обес-
печения РСФСР к делу о назначении пенсии
вдове профессора М. М. Протодьяконова.

Фельетон обсуждался на заседании кол-
легии министерства. Воллегия расценивает
случай с назначением вдове М. М. Прото-
дьяконова пенсии, как грубое нарушение
законных прав пенсиокера, вызванное фор-
мально-бюрократическим отношением заве-
дующего отделом персональных певсий
Л. И. Русакевича к порученному делу. Не-
смотря на то, что в пенсионном деле вдовы
М. М. ПротодьяБонова имелись бесспорные
документы, определяющие ее право на пен-
сию, ка члена семьи работника науки,
Русакевич незаконно перевел ее с академи-
ческой на пенсию по социальному страхо-
ванию.

Министр социального обеспечения А. Н.
Сухов не. разобрался лично в деле
вдовы ‘проф. Протодьяконова. отнесясь с
	  излишней доверчивостью KR материалам