7 АВГУСТА 1950 г., № 219 (11691)

ПРАВДА

MS hath аа ETE Se Ae FES

Fs OFM a SS
	Военные приготовления США
	В АМЕРИКАНСКОМ КОНГРЕССЕ
	ВАШИНГТОН, 6 августа. (ТАСС). Сенат
единогласно. одобрил общий законопроект об
аесигнованиях на сумму в 34.236.932.228
долларов для финансирования «обычных
правительственных мероприятий» в тече-
ние бюджетного года, оканчивающегося
30 июня 1951 года. На дальнейшее осуще-
ствление «плана Маршалла» выделяется
2.126 млн. долларов. Раздел законопроекта
о средетвах на осуществление «плана Мар-
шалла» содержит поправку, предлагающую
правительству США предоставить заем в
100 млн. долларов франкистекой Испании.

Законопроект предусматривает ассигно-
вания на вобруженные силы в размере
14.680 млн. долларов. На вооружение ино-
странных государств выделяется около
1.600 млн. долларов. Однако, как известно,
после начала войны в Корее. Трумэн запро-
сенл дополнительно 10,5 млрд. долларов на
вооруженные силы, а также дополнительно
4 млрд. долларов на программу вооружения
иностранных - государств. Эти суммы
не включены в указанный законопроект,
принятый сенатом. В случае, если эти сум-
мы будут одобрены конгрессом, общая сумма

ассигнований достигнет 50 млрд. долларов.
—_)-——-
	Убийство руководителя организации
компартии в Аргентине
	ЛОНДОН, 6 августа. (ТАСС). Вак пере-
дает корреспондент агентства Рейтер из
Буэнос-Айреса (Аргентина), 4 августа груп-
па вооруженных людей совершила налет на
помещение организации коммунистической
партии провинции Буэнос-Айрес. Налетчики
Убили генерального секретаря организации
коммунистической партии провинции Буэ-
	Hoc-Aupec Хорхе Вальво.
к -

Опубликование произведении
Й, В, Сталина за рубежем
	РИМ, 6 августа. (ТАСС). Газета «Унита»
опубликовала сегодня полный текст «Отве-
та товарищам» И. В. Сталина.
		са мир, против войны
	Католические священники, собравшиеся
1 августа из разных городов и сел Венгрии
в Булапештском университете, единодушно
осудили поджигателей войны, решили актив-
но поддержать движение сторонников мира,
содействовать заключению соглашения ме-
жду перковью и государетвом.

Совещание рядовых служителей церкви
состоялось вопреки запрету и угрозам епи-
скопата.
	Eme процесе по делу Миндсенти — из-
	менника родины, атента американского
империализма, раскрыл для многих CBA-
MeHHHEOB глаза на то. кому теперь
	служат князья католической церкви. (0-
бытия последнего времени показали, что
высшее венгерское католическое духовен-
ство осталось вратом своей родины, врагом
мира. Выполняя волю Ватикана, оно
сознательно направляет свою деятельность
против народной демократии и помогает
империалистической реакций, злоупотреб-
ляя в достижении этой цели чувствами ве-
рующих.

Вогда в Венгрии развернулось движение
за мир, кажлый миролюбивый человек, не-
зависимо от политических взглядов и рели-
гиозных убеждений, использовал возмож-
ность выступить против войны, подготав-
ливаемой американо-антлийским империа-
лизмом. Около шести миллионов верующих
католиков поставили подниеи под Стокгольм-
ским Воззванием. А кучка высшего духо-
венства пошла иным путем в утоду темным
политическим целям. ‘

Преследуемые реакпионными епископа-
ми, некоторые священники не осмелилиеь
подписать Стоктольмекое Воззвание. В то же
время сотни служителей церкви, наперекор
распоряжениям высшего духовенства, при-
няли активное участие в движении сто-
ронников мира.
	В последнее время в связи с успехами
строительства социализма, вызвавшими
обострение классовой борьбы в стране, кле-
рикальная реакция усилила свою антина-
родную деятельность. Ватолики и низшее
католическое духовенство все более и более
убеждаются в том, что епископский корпус
стоит на стороне реакции и империалистов.
	Группа священников выступила © пред-
ложением созвать совещание для разреше-
ния волнующих церковь и народ вопро-
сов. Это прехлложение нашло  жавей-
	ший отклик среди рядового хуховенства.
Католические священники видели перед
собой пример протестантской церкви,
мирно сотрудничающей с государством.
Этот пример показывает, что если перковь
не служит зарубежной и внутренней реак-
ции она может совершать свои религиоз-
ные отправления в государстве народной
демоклатий.
	— Попытки епископов устраптить наб,
попытки запретить нам подавать свой го-
10с во имя мира являются нарушением за-
конов как церкви, так и государства, гру-
бым посягательством на наши гражданекие
права.— заявили участники совещания.
	Выступивший на совещании монах док-
тор Рихард Хорват обратился к присутству-
юшим с вопросом: «Хотим ли мы войны?»
В ответ раздались многочисленные возгла-
сы: «Нэм, нэм...», что означает нет.

Охобрение присутствующих вызвало вы-
ступление священника Цлебарта Пожгаи.

— Реакция ратует за войну, — сказал
oH.—He защитникам свободы помогает реак-
ция, а тем, кто еще до сих пор видит во сне
старые порядки, мечтает о возврате их... Вто
рассчитывает на то, что за нае может ре-
шить вопрос епископат, тот грубо оши-
бается. Мы сами должны притти к единому
и положительному решению в вопросах
борьбы з& мир, соглапения между пер-
ковью и государством и тем самым испра-
вить допущенные нами в прошлом ошибки.

— Наша католическая  перковь дей-
ствует вразрез с деятельностью правитель-
ства. Мы хотим мира нашей церкви, Венг-
рии и человечеству. Поэтому осуждаем вой-
ну и атомных преступников, — сказал свя-
щенник Иштван Балог.

— Наше место в лагере сторонников
мира.

— За мир надо бороться. ‚

— Не хотим войны, не хотим инвали-
дов, не хотим сирот.

— Борьба против атомной бомбы, про-
	тив варварской агрессии в Ворее соответ-
ствует интересам всех людей доброй воли.

На совешании выступили 23 служителя
церкви. Они от имени всех рядовых служи-
телей католической церкви в Венгрии вы-
оказались за мир. против войны.
	г. Будапешт. В. МАЛЫГИН.
	От собственного корреспондента «Правды»
	В ОТРЫЗЕ О
	Перед советскими учеными, научно-иселе-
ховательскими учреждениями стоит важная
задача — глубоко обобщать достижения но-
ваторов, организованно и планомерно
внедрять в производство наиболее совер-
шенные методы и приемы работы.

Важная роль в борьбе за дальнейшее
развитие сельского хозяйства принадлежит
работникам колхозного землеустройства.
Землеустройство имеет большое значение в
деле организационно-хозяйственного укреп-

ления колхозов, в развитии производитель-
ных сил колхозной деревни.
	Тосударственное издательство сельскохо-
зяйственной литературы вынустило в 1949
году книгу «Землеустройство колхозов»,
написанную сотрудниками Московекого ин-
ститута инженеров землеустройства (редак-
торы С. Д. Черемушкин и С. А. Улачин).
Книга должна была явиться сводом научных
обобщений и практических указаний для
большом отряда работников колхозного
землеустройства, для руководителей колхо-
зов. Однако ее содержание свидетельствует о
полном отрыве авторов от живой практики.

Остановимся только на некоторых недо-
статках книги.
	Практика колхозного строительства убе-
уительно показала огромные преимущества
крупного высокомеханизированного много-
отраслевого артельного хозяйства. Подав-
ляющее большинство колхозников осознало
жизненную необходимость укрупнения мел-
ких колхозов. Эта работа ведется уже не
первый год, а сейчас приняла особенно ши-
рокий размах.
	Если бы авторы книги, научные работ-
ники, творчески отнеслись к своему делу,
они бы, естественно, учли громадный опыт,
накопленный за годы колхозного строитель-
ства. Однако они не сумели подметить
черты нового в жизни, потребности разви-
тия сельского хозяйства.
	(Следует отметить, что и до широкого дви-
жения по укрупнению мелких колхозов кни-
га не отражала передовых взглядов. Теперь
же она и вовсе не может принести никакой
пользы практикам.
	В главе «Межхозяйственное землеустрой-
ство», написанной кандидатом оельскохозяй-
ственных наук Г. Чешихиным, расема-
тривается вопрос о слиянии и разукрупне-
нии колхозов. Освешая этот вопрос, автор
объективно стоит на позициях защиты мел-
кого производства в земледелии. Он при-
знает, да и то © оговорками, целесообраз-
ным слияние только «чрезмерно мелких
колхозов». Зато необходимость разукрупне-
ния крупных колхозов обосновывается с
большим усердием. Допуская грубейшие
ошибки в вопросах колхозного строитель-
ства, автор совершенно игнорирует передо-
вую технику.

Между тем давно извеетно, что в своем
развитии наиболее серьезных успехов до-
бились как раз крупные колхозы. Опыт по-
лобных артелей служит ярким примером
для всего колхозного крестьянства. Опыт
этот свидетельствует, что в крупном хозяй-
стве по-настоящему, эффективно использует-
Ca передовая техника, улучшается организа-
	ция прбизволетва. ‘обеспечены неограничен-
	ные возможности роста колхозных вадров.

Мы не склонны приписывать все пороч-
ные положения, отмеченные выше, одному
Г. Чешихину. Он отражает позиции почти
	БАКУ, 6. (Корр. «Правды»). В Азер-
байджане с предстоящего учебного года от-
крывается новый политехнический инети-
тут. Он будет готовить специалистов глав-
ным образом для сельского хозяйства: ин-
женеров по гидротехническому, промышлен-
ному, жилищному и дорожному строитель-
ству, инженеров-гидротехников, мелиорато-
pos, гидроэнерготехников, инженеров-меха-
низаторов сельского хозяйства и вемле-
устроителей.
	Бедная КНезбан. В нашей деревне не у каж-
дого есть своя земля. Во время уборки ба-
трави работают на кулаков. Некоторые наши
крестьяне уходят в другие районы, некото-
рые остаются в нашей деревне.

Жена Вейселя, который находится сейчас
в армии — бедная Кезбан-—нанялаеь в бат-
раки к кулаку Муса. За целое лето работы
у него она получит 30 кило хлеба. В такую
жару она носила по полям своего маленько-
го ребенка, но ребенок все же не умер. Все
этому удивлялись. Наше поле рядом с полем
кулака Муса. Батрачка Кезбан сказала мне:

— За свою работу я получила у хозяина
частично деньгами, которые послала мужу,
а остальное получу хлебом, которого мне
нехватит. А что будет потом?..

Кооператив. В некоторых деревнях наше-
10 Уезда есть сельскохозяйственная Еоопе-
рация. Эти кооперативы, созданные вначале
в целью облегчения положения крестьян,
Ha самом деле поставили крестьян В безвы-
ходное положение, ибо крестьяне, получая
деньги в кооперативе, не думают, что будет
Потом, и тратят их как попало. Незаметно
проходит год, и большинство крестьян не
может выплатить долга. Проценты растут,
и долг увеличивается в два раза. Ерестья-
нам предъявляют иск, за бесценок продают
их вещи и в результате — нищета. Больше
половины крестьян — членов кооператива
разорилоеь веледствие таких сделок.
	Если заглянуть в кооперативные ЕниЖБи
крестьян-должников, то можно подумать,
qT они миллионеры, ибо крестьянин, что-
бы побольше получить денег из кооперати-
ва. включает в список то, чего у него нет.
	Он в книжках укажет, что у него есть и
быки, и коровы, и буйволы, много земли.
А когда приходят описывать имущество, то
выяеняется, что ничего этого нет.

Чтобы купить волов, крестьянин обычно
занимает деньги. Пара волов стоит 600 лир.
Уплата производится в три ерока. Иногда
бывает так, что крестьянин не успеет вне-
ети первый взнос, как вол уже пал. Травы
нехватает, и волы, привезенные & нам ©
Востока, у нас не выживают.

В прошлом году отец решил купить пару
волов за 600 лир. 300 лир мы взяли в
кооперативе. Подошла осень. Кооператив
потребовал обратно деньги, а У нае их не
	Оковчание. Смотри «Правду» от 6/VIE.
	  ПРАКТИВИ
	Беего авторского коллектива и редакторов
книги. Вабинетными, оторванными от прак-
тики рассуждениями проникнуты и многие
другие главы рецензируемой книги.

В главе «Организация территории сево-
оборотов» кандидаты сельскохозяйственных
наук Г. Горохов и Я. Цфасман ориентируют
землеустроителей на приспособление бригад-
ных участков в степных зерновых районах
К последующему размещению звенъевых
Участков. На стр. 225—226 говорится:
«Размеры сторон и форма бригадных учает-
ков должны устанавливаться с учетом наи-
лучшего приспособления их для трактор-
ных работ и последующего размещения
звеньевых участков».

И это также — вопреки жизни, практи-
ке. Высокая механизация не совместима с
дроблением земли на мелкие участки.

Перед колхозами давно стоят вопросы о
правильном,  целесообразном устройстве
усадебной территории. Передовые колхозы
уже ведут работу по переустройству селе-
ний. Таким образом, жизнь требует от земле-
устроителей решения проблемы  плани-
ровки крупных, благоустроенных селений.
А вот автор главы «Устройство усадебной
территории колхоза» Н. Прокуронов ставит
в пример планировку усадьбы колхоза, на-
считывающего всего... 45 дворов.

Мы отметили лишь некоторые ошибоч-
ные положения книги. Их перечисление
можно было бы умножить.

Нельзя пройти мимо странной, половин-
чатой позиции журнала «Социалистическое
сельское хозяйство» в оценке книги.
В № база 1950 г. помещены сразу две ре-
цензии на нее. М. Гендельман и Е. Жито-
мирский в первых строках своей статьи
поют безудержные хвалы. заявляют, * что
книга «правдиво отражает тесную связь
между организацией территории колхозов и
организацией социалистического  сельско-
‚хозяйственного ‘производства в целом», &
‚почти весь дальнейший текст заполняют пе-
речислением грубых опгибок, «принципиаль-
но неправильных и вредных установок»,
неудачных чертежей и примеров. Взк мож-
но совместить резкий критический разбор
книги е общей ее положительной оценкой?

Рядом в журнале помещена критическая
статья практического работника, инженера-
землеустроителя В. Костецкого. В ней. слов-
но в опровержение первой рецензии, резко
й прямо’ сказано, что «рецензируемый труд
далеко не оправдал Надежд спепиалиетов-
землеустроителей...», что «большинство
авторов статей, помещенных в еборнике,
не дали практическим работникам ответа
на их насущные запросы».

Полобными противоречивыми оценками
журнал запутывает читателей и не помо-
тает преодолению застоя в землеустройстве.
	Необходимо сказать, что теория земле-
устройства вообще отстала от жизни. Рабо-
та над пособиями для землеустроителей но-
сит канцелярский, нетворческий характер,
в них механически переносятся старые по-
ложения без учета достижений практики.
	Нам нужны пособия, помогающие 60-
роться „ва дальнейшее организационно-хо-
зяйственное укрепление колхозов, за, новый
	потъем социалистического сельского хо-
	зяйетва.
	КУЗНЕЦОВ.
Инженер-землеустроитель.
	ШАНХАЙ, 6 августа. (ТАСС). Как сооб-
щают из Токио, в Японии вышла отдельным
изданием на японском языке работа
И. В. Сталина «Относительно марксизма
	Б языкознании».
—C}-—
		Японские моряки отказываются
перевсзить грузы в Корею
	ШАНХАИ, 6 августа. (ТАСС). По сообще-
нию из Токио, там стало известно об актив-
ной борьбе моряков японского торгового
флота Й портовых рабочих в Сасебо, где все
японские суда мобилизованы для военных
целей.

Для того, чтобы отвлечь рабочих от
антивоенной борьбы, соглашательекое руко-
водство профсоюза моряков предъявило ад-
министрации ряд экономических требова-
ний. Однако моряки послали в Токио те-
леграмму, в которой заявляют 06 отказе пе-
ревозить грузы в Корею; а также требуют
переизбрания руководства профсоюза.

Попытка администрации использовать в
качестве штрейкбрехеров поденных рабочих
провалилась. Среди них развернулось дви-
жение против погрузки судов и активная
антивоенная пропаганда.
	—_ O-—

Сбор подписей
под Стокгольмским Воззванием
	ХЕЛЬСИНВИ, 6 августа. (ТАСС). По
сообщению печати. в Финляндии под Сток-
	гольмским Воззванием о запрещении атом-
	полписалось около
	ного оружия уже HG,

650 тые. человек.
—O-—_—
	Арест членов ЦК компартии
Индонезии
	ГААГА, 6 августа. (ТАСС). Вав передает
агентетво АНП, полиция Джакарты аре-
стовала членов Центрального комитета ком-
мунистической партии Индонезии АЙйдита и

Лукмана.
——
	Партизанское движение в Колумбии
	НЬЮ-ИОРЕК, 6 августа. (ТАСС). Вак с006-
щает печать из Боготы, в Колумбии раетет
недовольство правящей реакционной кли-
кой, которая продолжает держать страну на
осадном положении и запрещает политиче-
скую деятельность оппозиции.

Корреспондент агентства Пренса Конти-
ненталь сообщает из Боготы о широком
партизанском движении, в особенности в
районе Льяное Ориенталес. Корреспондент.
приводит сообщение из подпольной газеты
компартии «Комбате», написанное одним из
коммунистических лидеров, который недав-
но ветретилея с руководителем партизан-
екого движения Элисео Веласкесом. В с00б-
щении говоритея, что партизаны Веласкеса
«контролируют большую территорию и
имеют очень способных руководителей, обу-
ченных методам партизанской войны», что
они «располагают кавалерией и легкой ар-
тиллерией, захваченной у правительствен-
ных сил».

Веласкес, как сообщается, пользуется
большим авторитетом среди населения.
0 большом значении партизанского движе-
ния свидетельствует ‘тот факт, что прави-
тельство несколько раз пыталось вести
переговоры © Веласкесом, который заявил,
что будет продолжать бороться до тех пор,
пока в стране существует диктатура и пока
не будет образовано народное правительство.

За последние несколько недель произо-
шел ряд столкновений между партизанами

й правительетвенными войсками.
—юЮ0—
	Гонения на демократическую
печать Японии
	ШАНХАЙ, 6 августа. (ТАСС). По е00б-
щению из Токио, управление генерального
прокурора Японии объявило вчера, что в
соответствии с письмом генерала Макалту-
ра от 26 июня к настоящему времени ва
	крыто 1.212 левых газет.
	Движение сторонников мира
в Пакистане
	ВАРАЧИ, 6 августа. (ТАСС). Вак сооб-
Щает газета «Пакистан тайме», во время
«Недели мира», проведенной недавно в Ла-
хоре комитетом защиты мира, под Сток-
гольмеким Воззванием подписалось более
30 тысяч жителей этого города.

На вобраниях и митинтах, состоявитихся
во время «Недели мира», принимались ре-
золюции протеста против американской аг-
рессии в Корее и против политики паки-
станского правительства в корейском во-
просе.
	® -—O-—
3a национальную независимость
Манифест Престеса
	НЬЮ-ЙОРВ, 6 августа. (ТАСС). Вак с0-
общает корреспондент агентства Ассошиэй-
тед Пресс, бразильская полиция конфиско-
вала номер ежедневной газеты «Импренеа
популар», которая опубликовала манифест
лидера нахолящейся в подполье компартии
Бразилии Престеса. Манифест призывает
бразильский народ бороться з& националь-
ную независимость.

Престес полчеркивает угрозу войны и
обвиняет Соединенные Штаты в агрессии
против корейского народа.

М ю——
Гарри Бриджеса заключают,
в тюрьму
	НЬЮ-ЙОРК, 6 августа. (ТАСС). Феде-
ральный сулья Гаррис в Сан-Франциско
отменил освобождение под залог одного
из лидеров, американского профсоюзного
движения Гарри Бриджеса и отдал приказ
0 заключений его в тюзэьму.
	Бак уже сообщалось, в начале этого года
состоялся инеценированный суд над Брид-
жесом по фальшивому обвинению его в
«лжесвидетельстве». После суда Бриджес
был освобожден под залог в размере 25 тыс.
долларов. Однако, котда Бриджес осудил пра-
вительство Соединенных Штатов за развя-
зывание агрессии в Корее, судья отменил
освобождение Бриджеса ‘под залог и дал
приказ о заключении его в тюрьму.
		Полицейский налет на секции компартии в Риме
	силы перед зданием римской Федерации
компартии и произвела там обыск.
	Секретариат римской федерации компар-
тии, собравшийся ночью, опубликовал с00б-
щение, в котором разоблачает незаконные
действия полиции. Секретариат предлагает
всем членам партии мобилизоваться для
того, чтобы разъяснять трудящимся и веем
гражданам причины и значение событий,
происшедших прошлой. ночью, и для того.
чтобы возглавить широкий фронт демокра-
тических народных сил, который должен
выразить свой протест и. вевою решитель-
ную волю дать отпор любым попыткам воз-
вращения к фашистским порядкам и поли-
тике подготовки антинациональной импе-
риалистической войны.

Ночью состоялось также заседание секре-
тариата римской палаты труда, которая
постановила созвать на 7 августа совет
профсоюзных лиг, внутренних комитетов на
предприятиях Римской провинции для 0б-
суждения положения, создавшегося в ре-
зультате нарушения демократических сво-
бод со стороны полиции. На сегодня назна-
чено срочное заседание римского согласи-
тельного комитета коймунистической и со-
	циалистической партий.
	РИМ, 6 августа. (ТАСС). В ночь на 6 ав-
густа крупные силы полиции совершили
олновременный налет на 7 районных сек-
ций компартии в Риме и на помещение
римской федерации компартии. Полиция
окружила здания секций и ворвалась в по-
мещения под провокационным. предлогом
поисков «оружия и взрывчатых веществ».
Совершив бандитский разгром помещений,
полицейские унесли документы и различ-
ные печатные материалы, принадлежащие
секциям. и арестовали 30 человек.
	Командовавший этой позорной «опера-
цией» заместитель начальника полиции
Рима заявил, что предлогом для обысков
послужили «взрывы» бумажных бомб-хло-
пушек, имевшие место в последние дни пе-
ред ‘зданиями ряда городских кинотеатров,
где демонстрируется американский антисо-
ветский «<киножурнал» о войне в Борее.

Газета «Унита» сообщает, что при обыс-
ке в секции района Тусколано, помещаю-
щейся. в здании, ранее принадлежавшем
фашистской организации, была найдена
замурованная в стене коробка, ржавых пат-
ронов. Воспользовавшись этим новым пред-
логом. полиция сконцентрировала крупные
	нется на бумаге. Ты цередай нашему прави-
тельству — посмотрим, что оно скажет...

Поздно вечером я рассталея с ними.

Деревенский дом. Когда мы говорим «де-
ревенский дом», вы не подумайте, что в нем
есть комнаты, кухня, чуланчик, как в доме
городского типа. Деревенский дом построен
из глины, он состоит _из одной душной ком-
наты. Потолок, и стены — из глины. Таковы
все наши дома. Целая семья живет в такой
маленькой комнате. Вдоль стен — жерди, на
которых висят глиняные горшки. Когда я
сказал матери, что нужно выбросить эти ста-
рые горшки, то она, возмутивигись, ответила:

— Что ты, с ума сошел? Беда нам с то-
бой, сынок. Ты уходи лучше от нас и не
вмешивайся в нашу жизнь: как мы живем,
так и будем жить...

Земляная печь. Посредине дома делается
небольшая яма, где тлеет огонь. Bea семья
рассаживается на полу вокруг этого очага,
чтобы согреться.

Окно. В нашем доме два окна, причем
одно из них представляет собой небольшую
дыру посредине потолка, покрытую сверху
старым горшком. Что же касается обычного
окна в стене, то в каждом доме есть только
по одному такому окну, причем по размеру
оно не более журнального листа. Крестьяне
не знают, что для окон изобретены стекла.
Окна открыты летом и зимой. В холодные
дни их затыкают тряпками. Что касается
окна в-потолке, то оно служит и дымоходом,
заменяя трубу.

Освещение. В больших городах керосино-
вую лампу считают предметом далекой ста-
рины. Однако во многих наших деревнях та-
‘кая керосиновая лампа считается редким
счастьем и признаком цивилизации. Когда я
впервые в нашем закопченном, грязном до-
ме повесил керосиновую лампу, мне каза-
лось. что я одержал великую победу.
	Деревенские часы. У крестьян большой
жизненный опыт. Например, ложась на
землю, они определяют влажность ПОЧВЫ.
Смотрят под хвост козе и определяют, какая
будет завтра погода — хорошая или плохая.
Время в нашей деревне узнают по солнцу.
Правда, есть часы у муллы, но никто не
осмеливается спросить у него, который час.
Деревенскими часами служат ворота мече-
ТИ. Эти ворота выходят на запад, на них
имеется стрелка, и вот, глядя на эту стрел-
ку и тень, крестьяне определяют время
дня — узнают, пора ли итти на дневную
молитву. Наступление же вечера они опре-
деляют по закату солнца. Во всех осталь-
ных случаях они не нуждаются в часах.

Почта. Сперва мне это казалось стран-
ным, но теперь я привык и стал считать
	НОВЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
	Создание нового института вызывается
бурным развитием сельского хозяйства рес-
публики. В ближайшее пятилетие в Азер-
байджане намечено вдвое расширить посев-
ные площади, более чем в четыре раза уве-
личить производство хлопка и в шесть с
лишним раз — пшеницы.

В республике расширяется сеть других
учебных заведений по подготовке кздров
для сельского хозяйства.

Махмут МАКАЛ
©
	`было. Продавать тоже нечего. Пришлось
	взять за огромные проценты деньги У Ку-
лаков. Потом еще раз взяли деньги в коопе-
ративе и заплатили наш новый долг кула-
кам. Таким образом мы занимались перекла-
хыванием денег из одного кармана в другой.
Соседи еще нам завидовали, как это мы
вышли из положения. Однако мы живем в
постоянной тревоге — боимся, как бы не
полохли волы. Я говорю отцу:
	— Пусть избавит нас бог, но что же мы
будем делать, если это случится?
Oren ‘отвечает:
	— Сын мой, тогда не будет другого выхода,
кроме как надеть петлю на шею. Тогда я и
ты, и мой младший сын — все погибнем...

Другая деревня. 17 сентября в субботу.
Мой товарищ — инспектор здравоохранения
Джеляль Озчелик — пригласил меня в 60-
седнюю деревню, где обнаружены эпидеми-
ческие заболевания. Я составил список
вновь рожденных и умерших. В деревне, где
имеется 13 домов, за четыре года родилось
29 детей, из них умерло 13, то есть 45 про-
пентов. Но сколько в домах больных детей!
	Я попыталея выяснить причины заболе-
ваемости. Сначала мне говорили, что нет
воды и что вода грязная. За водой ходят в
соседнюю деревню — это 20 минут ходьбы.
В деревне нет ни колодца, ни речки, в09б-

е — ни капли воды. Затем мне объяснили:

— Господин учитель, у нае ничего нет,

мы постоянно недоедаем...
	11 детей лежат в постели с коклюшем.
Охного ребенка показали доктору, тот еде-
лал уколы. но ребенок умер. Теперь никто
и не думает обращаться в доктору. Когда мы
холили по домам, крестьяне нам говорили:
	— Мы все равно не пошли бы к доктору,
ведь пойдешь, а пользы нет.

Затем они попросили:

— Господин учитель, ты зарегистрируй
этих больных детей как мертвых, поскольку
нет надежды, что они будут жить.

Мы зашли в лругой дом, где также было
	столько горя, что крестьяне не знали, 0 чем
нам и рассказать. Из 13 членов семьи ше-
	стеро были дома. В этом году семья не. по-
	если старосту выбрать из бедноты, то кто
же будет угощать начальство?

Положение женщины. Дети с уважением
относятся в своим родителям, а женщины
еще больше уважалот и боятся своих му-
жей. Бесправное положение замужней жен-
щины в деревне никак нельзя сравнить ©
положением, которое занимает женщина в
культурном центре. Может быть, только в
первое время после женитьбы мужья инте-
ресуются своими женами. Однако женщина
становится рабой своего мужа. Она цели-
ком и полностью подчиняется ему. Мужчи-
на лежит и командует: то принеси, это сде-
лай, и женщина не имеет права сказать ему
ни слова. Серьезность и нравственность
женщины измеряются уважением к мужу.
Муж ругает жену, оскорбляет ее, бъет, до-
водит до слез, а жена не может ему ничего
сказать... С годами женщина стареет, и то-
гда ее окончательно перестают считать че-
ловеком. Женщине запрещено ходить © от-
крытым лицом. Она зубами прикусывает
конец своего покрывала и может открыть
ЛИЦО ТОЛЬКО ВО время`елы, но ест она от-
дельно от мужчин. Женщине запрещается
говорить с мужчинами. Молодая женщина,
особенно невеста, даже жестами не имеет
права объяспяться с мужчиной.

Дети. Близ нашей школы живут три со-
седа. У каждого из них есть дети. Обитате-
ли этих домов на окраине деревни еще бо-
лее отсталы, чем другие. Зимой они выхо-
дят из дому только в случае крайней необ-
холимости. Выходят только на двор. Дети
этих крестьян совсем одичали. Как я ни
старался приучить их к себе, они никак не
хотели со мной разговаривать. Объясняютея
они больше руками, чем словами. Я им скз-
зал, что дам сахару, и только после этого
дети стали ходить ко мне. Они очень гряз-
ны. Несколько раз я стриг им ногти, длина
которых доходила до сантиметра. Несколько
раз мыл мылом руки, лицо и ноги.

Однажды их отец подошел ко мне и сму-
щенно сказал:

— Прошу тебя, не приучай детей к чи-
стоте, гони их подальше, не балуй их саха-
ром, они испортятея.

Я ему сказал, что нельзя держать детей
в такой грязи. Он мне ответил:

— Это испокон веков так ведется. То,
что ты говоришь, — правда. Но ведь у нас все
так живут. Наше положение ты знаешь...
	Рождаемость и смертность. В результате
собственных наблюдений и на основе све-
дений, которые я получил у староеты дерев-
ни и у сведущих людей, я составил стати
	(Окончание на 4 стр.)
	нормальным, что письма, посланные летом,
доставляются осенью, а газеты, посланные
нам осенью, мы получаем ‘зимой. Оказы-
вается, человек ко всему привыкает. Если
бы у меня не было знакомого в районе и
я бы не мог воспользоваться его адресом,
то газеты и журналы совсем бы пропадали.
На всю налпу деревню на почте имеется
один почтовый ящик. Все письма и газеты
кладут в этот ящик. В течение нескольких
недель и даже месяцев корреспонденпия
накапливается, потом ее присылают. То, что
я получаю газеты и журналы через посред-
ника в районе, тоже имеет свое неудобство.
Все газеты и книги понадают к нему в
руки. Он сам и его знакомые их читают,
дают своим друзьям, и когда я попадаю в
район, не так легко собрать все это. Bee
письма я получаю в распечатанном виде.
Некоторые журналы исчезают. Однажды я
обиделся и сказал: «Мне не жалко, что вы
читаете книги.— читайте, но зачем вы
рвете их, вырываете листы, разве вам не
жалко?» Они рассердились и ответили мне:
«Не морочь ты нам голову. Если много бу-
дешь разговаривать, то. совсем ничего не
получишь».

28 апреля я получил из Стамбула заказ-
ное письмо. Меня спрашивали, получил ли
я Первое письмо. Я начал искать его и на-
шел его под почтовым ящиком на почте.
А если бы не искал, то письмо обнаружили
бы, наверное, только через несколько лет—
во время ремонта почты. Я спросил у поч-
тового чинювника, почему так задержива-
ются письма. Он ответил:

— Ты думаешь, у нае только и дела,
что заниматься твоими письмами?

Мухтар. Чтобы стать мухтаром — дере-
венским старостой, — надо быть зажиточ-
ным и иметь много родственников. Бедные
крестьяне, нуждающиеся в помощи, сами
выберут тебя. Таким образом, старостой
стать нетрудно, но сможешь ли ты управ-
лять деревней — об этом никто и не ду-
мает. У кого печать старосты — У того и
власть. Во многих деревнях есть грамотные
люди, которые были в армии, однако мно-
гие старосты неграмотны. Как только ты
станешь старостой — ты еделаешься бога-
чом, и беднота будет тебе кланяться. Ты
скажешь тогда бедному: «Приходи на мое
поле, поработай там денька четыре, а на
будущий год я найму тебя сторожем». Та-
ким образом ты получишь возможность бес-
платно эксплуатировать всех.

Когда я спрашиваю, почему не выби-
рают в старосты грамотных и умных аю-
дей, мне отвечают: разве это зависит от
нас? В деревню приезжает начальство, а
	лучила совсем урожая. Рассказывая 06
этом, все они заливались слезами...

Из жителей 13 домов — 6 семей занима-
ются поденной работой. Из остальных 7 до-
мов ходят в деревни. вилайета Конии, где
работают учениками-подмаетерьями или па-
стухами. В деревне только двое грамот-
ных — научились писать и читать, будучи
в армии.

Я поинтересовался экономическим поло-
жением самого богатого крестьянина этой
деревни. Мне указали на члена партии 4
Нури` Алтынбаша. Он имеет двух волов,
одну корову, девять овец и три курицы.
Когда я стал записывать, хозяин сказал ине:

— Господин, не пиши напрасно — я их
зарежу...

Что касзетея земли и урожая, то приведу
его подлинный рассказ:

— Господин Махмут, брат наш, все на-
ши страдания — следствие безземелья, ко-
торое душит нае. Нас пятеро братьев, но мы
имеем всего 50 дёнюмов 2 земли. В этом году
мы собрали веего 13 киле 3 пшеницы, а едо-
ков у нас 16. Мы голодаем и сидим без де-
нег. Нам придется продать и волов. Три раза
я водил их на базар, но никто не покупает.
За вола, который обычно стоит 300 лир,
теперь дают самое большое 30 лир, так что
лучше их зарезать, чтобы накормить семью.
Детей, вероятно, мы всех похороним, но что
поделаешь — иного исхода нельзя ожидать.
Вея надежда на бога, и, видимо, мы погиб-
нем в этом году, ибо нам остаетея ждать
только смерти, которая спасает человека, &
уж когда умрешь, то кто-нибудь похоронит...

Он говорил, я записывал, а другие кресть-
яне слушали и, кивая головами, подтвер-
ждали его слова. Но у него было столько
горя, что он мог бы о нем рассказывать де-
CATS дней подряд.

— Смерть косит людей, — сказал мне
крестьянин.— В прошлом году немало умер-
ло народа. Десять лет назад такая же эпи-
демия смерти прошла по нашей деревне —
только из нашего дома вынеели десять по-
‘койников! Мать. рассказывала мне, что в
‘TOIB ее молодости был такой же голод, как
теперь, тогда в нашей деревне умерло 50 че-
ловек. Ты пиши все, и пусть это не оста-
	+ Имеется в виду правившая в то время
народно-республиканская партия.

2?   дёнюм — 919 кв. м.

$   киле — 36.5 кг.
	од