11 АВГУСТА

ПРЕОДОЛЕТЬ

Совещание актива
	женщин

ИЗМАИЛ, 10, (ТАСС). Здесь состоялось
областное совещание женекого актива.
	Участвовали 800 женщин — председателей
колхозов и сельсоветов, бригадиров, тракто-
ристок, комбайнеров, предетавителей cexb-
ской интеллигенции. С докладом о повыше-
нии роли женщин в борьбе за дальнейшее
	политическое и организационно-хозяйствен-*
	ное укрепление колхозов выступил севре-
тарь обкома КП(б) Украины тов. Козырев.

— Женщины Измаильщины,— говорит.
докладчик, — принимают активное. участие
в общественно-политической жизни обла-
сти. 1.303 женщины — депутаты местных
Советов, 628 — председатели женеоветов,
более пяти тысяч — агитаторы, 106 — ce-
коетари, первичных партийных. организа-
ций.

В прениях выступили бригадир лучшей в
области молодежной трайторной бригады
Маразлеевекой MTC тов. Дротенко, кол-
хознипца сельхозартели имени Ленина, Ста-
роказацкого района, тов. Рукавичникова,
колхозница сельхозартели «Червоний пра-
пор». Арцызекого района, тов. Корнейчук и
	другие. :
С большим подъемом участницы совеща-
ния приняли приветствие товарищу

И. В. Сталину.
	УСПЕХИ НАРОДНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ГРУЗИИ
	ТБИЛИСИ, 10. (Норр. «Правды»). Боль-
птими успехами в деле развития народного
образования встречает Советская Грузия
20-летие со дня принятия закона о введе-
нии всеобщего обязательного начального
обучения.

Обязательное начальное обучение в рес-
публике полностью осуществлено еще в го-
хы первой пятилетки. Грузия похрылась
густой сетью средних, специальных и выс-
ших учебных заведений. Сейчас в респуб-
лике насчитывается 4.240 общеобразова-
тельных школ. .

В связи с тодовииной принятия закона 0
	введении всеобщего ‘обязательного началь-
	ного обучения на предприятиях и в волх9-
зах проводятся беседы, лекции, доклады.
Музей народного образования Грузинской
ССР организовал выставку, отображающую
успехи республики в области народного об-
	аз0вонияЯ.
	  В степи, где посажен лес
	по Саратовской области
	От. корреспондента «Правды»
	Степь. Широкие, еловно море, просторы,
без’ конца, без края. И куда ни глянь —
всюду степное однообразие: желтые разли-

вы нив да чернеющие квадраты вэмето».  .
Ни деревца, ни кустика вокруг. Подует ве-
тер — зацепиться ре за, что, ;

Ветры жо здееь бывают страшные, па-
ляшие. И нередко случается так: весна
пройдет благоприятная, на старательно =.
деланных полях дружно пойдут в роет хле-
ба, выбросят колое, зацветут. Но подует с
Каспия раскаленный ветер, подернетея
степная даль мутно-серой мглой, и пожел-
теет Болос раньше времени. Стоит, мотает-
ся на ветру, невесомый. — \

Только в сталинскую эпоху стала в03-
можной борьба с засухой. Грандиозную про-
грамму преобразования природы колхозники
Поволжья восприняли как воплощение сво-
ей извечной мечты. Здесь в каждом селе на
видном месте вывешен плакат: карта юго-
восточной части нашей Родины с лентами
Волги, Урала, Дона и других рек, широкими
зелеными полосами вдоль них, квадратами
лесных полос в междуречьях. На фоне кар-
ты — портрет великого Сталина, начертав-
пого грандиозную программу преобразова-
ния советской земли. : !

Многое из того, что изображено на пла-
кате, уже осуществляетея в жизни. Tox
назад Путачевская лесозащитная станция
была еще в стадии оформления, & ныне в
степи уже достраивается пелый городок, и
на государственной лесной полосе Чапаевек—
Владимировка, пересекающей всю заволж-
скую часть области, ею уже произведены
посадки леса на площади около 1.500 rex-
таров. ЕС

С директором лесозащитной станции тов.
Чепуриным мы выехали из Пугачева на
восток. Километрах в 30 от города ровный
степной грейдер повертывает на север и
тянется в самому горизонту вдоль бесконеч-
ных массивов пшеницы и ржи.

— А вот тут и лесные посадки, — гово-
рит тов. Чепурин, показывая на хлебные
массивы.

И только войдя в желтеющие хлеба, за-
мечаешь между стеблями зеленую листву
молодых дубков. Желуди, высеянные гнез-
довым способом, дали дружные всходы.

Первые недели весны были нынешний TOA
в Поволжье сухими. Запоздалое. прорастание
желудей кое-где осложнило дело. Во времени
всходов на участках, где покровная куль-
тура оказалась изреженной, успели развить-
ся сорняки. Они могли задушить молодую
поросль`дуба: :

Руководители лесозащитной станции ©
помощью районных и городеких организа-
ций подняли комсомольцев города Нугачева
на прополку поездок, Молодежь охотно B3A-
лась за это лело. И вот соеди ржаного поля
зазеленели букетики молодых дубков. Неж-
ные деревна оставались под ленью расте-
ний, но были избавлены от опасных сорня-
ROR,

Конечно, далеко не все. посадки, произве-
денные гнезловым способом, требовали та-
кого ухода. Большая часть их находится
среди хороших, чистых хлебов, и задача
станции —бохранить эти повадки сво вре-
мя уборки хлебов. Что. касается посадок,
произведекных сеянцами и составляющих
лишь около 250 гектаров, то они уже чет-
вертый раз пропалываются в рядках и куль-
тивируются в междурядьях постоянными
рабочими всех участков лесозащитной стан-

Предложения коммунистов
	в действии
	БАКУ, 10. (Норр. «Правды»). Б апре-
ле — мае текушего года в первичных парт-
организациях Баку проходили отчетно-вы-
борные собрания. Коммуниеты высказали
на них много критических замечаний о ра-
бота партийных, советеких, хозяйственных
	и профеоюзных органов, внесли ряд ценных
	предложении.

_ На днях Багановичекий райком КП(б)
Азербайджана обсудил на пленуме вопрос
о том, как осуществляются предложения
коммунистов. На пленуме отмечалось, что
райком партни стал более целеустремлен-
но руководить хозяйственной деятельно-
стью нефтяных промыслов и других пред-
приятий, укрепил евои связи с первичны-
ми партийными организациями, заметно
улучшил  массово-политическую работу.
В результате промышленность района пре-
одолела отставание и дала уже тысячи тонн
нефти. сверх пдзна, Е
	Выполняя ‘решение районной партийной.
конференции, райком организовал экономи-
ческую учебу партийных и хозяйственных.
кадров.
` В партийных oprannsanaax района по-
высился уровень подготовки и проведения
партийных собраний, лучше, чем в про-
иглом голу, организована подготовка К но-
вому учебному году в сети партийного про-
свещения.

На пленуме указывалось, что отдельные
хозяйственные работники не делают для
себя выводов’ из той критики, которая была
па отчетно-выборных собраниях и районной
партконференции. Пленум отметил также,
что партийные бюро некоторых первичных
парторганизаций не всегда учитывают в
иланах своей работы замечания и предло-.
жения коммунистов.

Рях критических замечаний был выска-
зан на пленуме в адоес бюро и отделов рай-

кома партии,
Вопрос о выполнении критических заме-
	чаний и предложений коммунистов 0бсу-
жден также на пленумах и других райкомов
партни горола Ваку.
		ОТСТАРАНИЕ
	КРИВОРОЖСКОГО BACCEMHA
	Шахты  Вриворожекого железорудного
бассейна восстановлены на новой техниче-
	ской базе. оснашены самыми совершенными
	механиомами, первоклассными советскими
машинами. Шахты ежедневно дают мотал-
лургам тысячи тонн руды. Однако солид-
ные внутренние резервы бассейна все еще
не. приведены в действие.

Новая горная техника в бассейне не
везде еще используется с полной нагрузкой.
На, шахте «Новая» рудника имени Р. Люк-
сембург погрузочные машины часто про-
стаивают из-за, несвоевременной. подачи по-
рожних вагонеток к. забоям. Недавно, напри-
мер, в южном треке этой шахты маши-
нист тов. Череднюк проетоял четыре часа
подряд из-за отсутетвия порожняка. В ре-
зультате произошла задержка в работе бу-
рильщиков горнопроходческой, бригады.

Известно, что от бесперебойной подачи
сжатого воздуха во многом зависит успех
в работе подземных участков. Между тем
на ряде шахт Вривбасеа воздухопроводные
магистрали находятся в неисправном CO-
стоянии, плановый ремонт их срывается, в
результате нарушается, режим подачи сжа-
того воздуха к перфоралорным молоткам,
снижается производительность забойщиков..

Недавно на Вриворожеких рудниках по-
бывала делегация горняков Урала, © кото-
рыми соревнуются криворожцы. Нознако-
мившись с организацией производства и
использованием механизмов у криворожцев,
уральцы не постеснялись высказать им не-
мало горьких, но совершенно справедливых
упреков.

— На шахте «Ингулец», — заявил один
из членов делегации уральцев тов. Скля-
ров,— мы видели наш замечательный,
сделанный на Урале, экскаватор. В каком
состоянии он находится? За короткое время
эксплуатации экскаватор оброс грязью. То-
варищи не привыкли к тому, чтобы такую
дорогую машину содержать в чистоте, уха-
живать за нею. И, что хуже всего, на наши
замечания машинист ответил: «Грязь вы-
сохнет и отстанет. Экскаватор сделан из
железа, с ним ничего не станется»,

Отсутствие бережного отношения к ма-
шинам, оборудованию, инструментам — это:
прямой результат укоренившейся на шах-
тах Кривбасса обезлички в использовании
механизмов. Ha шахте «Центральная» руд-
ника имени Кагановича некоторые работ-
ники начали терять инструмент. Не так
давно на рудном дворе шахты в присут-
ствии секретаря партийной организации
тов. Даниленко рабочие. в отгружаемой руде
обнаружили перфораторный молоток
№ 8430. Рабочие заявляют, что они часто
находят в руде всякий инетрумент и даже
запасные части в скреперным лебедкам.
Ни заведующий шахтой тов. Узлов, ни пар-
тийная организация шахты никакой борьбы
против обезлички не ведут.

Многие факты плохого использования
механизмов на шахтах и отсутетвия долж-
ного ухода за машинами хорошо известны
руководителям треста «Вривбаюеруда», но
эти руководители ограничиваются тем, что
на собраниях и заседаниях обещают. испра-
вить недостатки. Особенно бросается в глаза
халтурное отношение к делу со стороны
начальника технического отдела треста,
тов. Недина, старшего инженера того же от-
дела тов. Позульского. Бывая на шахтах,
они не вникают в детали организации произ-
водетва, глубоко не изучают причин НИЗКОЙ
производительности механизмов, а, поверх-
ностно осмотрев подземные участки, спе-
шат уехать в канцелярию треста.

На шахтах басеейна сильно отстают гор-
нополготовительные работы. На руднике
	СТАЛИНАБАД, 10. (Норр. «Правды»).
Быстро развиваются садоводство и виногра-
даретво в колхозах Горно-Бадахшанекой ав-
тономной области. В десятках памиреких
	кишлаков, особенно по долинам горных
рек. растут яблоки, абрикосы, персики, ви-

а АН АМА
	т. Щл ИР У

ИЕ ТЕМЫ
	ФРУКТОВЫЕ САДЫ НА ПАМИРЕ
	имени Р. Люксембург план горнокапиталь-
	ных работ за первое полугодие выполнен
только на 63 проц. Руководители треста,
& по их примеру и некоторые руководители
шахтоуправлений привыкли жить сего-
дняшним днем, их мало интересуют перспек-
тивы дальнейшего ‘подъема добычи руды.
Е таким  горзе-руководителям ‘относится
главный инженер УЁС (управления ка-
питального строительства) тов. Вегнер. Его
редко можно видеть на том или ином участ-
ке горноподготовительных работ: он боль-
ше всего отсиживается в тиши кабинета,
составляя объемистые докладные записки,

Передовые горняки Вривбасса изо дня в
день показывают образцы высокопроизво-
дительного труда. Далеко за пределами бас-
сейна известно имя бурильщика комнуни-
ста Антона Зинькова. Применяя новый ме-
Тод отбойки руды «веером» е помощью пер-
фораторного молотка тяжелого типа, он. си-
стематически выполняет дневную норму на.
200—250 процентов.

_ За последнее время. своим стахановеким
трудом выделился бурильщик шахты «Ги-
тгант» Иван Новохатько, на его лицевом
счету уже имеется девять выполненных
головых норм, Умело сочетая методы много-
забойнотго и многоперфораторного бурения,
он подготовляет себе широкий’ фронт ра+
бот — дб 15 забоев:

Олнако прогоессивные методы труда ста-
хановцев-новаторов еще не нашли. широко-
го распространения на шахтах бассейна.
Как это ни странно; на’ руднике имени
Ильича, где впервые Алексей Семиволос
применил свой метод многозабойного буре-
ния, по этому методу сейчас работает веего
шесть бригад. Опыт работы по графику
цикличности, в свое время успешно приме-
няемый на-руднике имени Фрунзе, теперь ©о-
воем забыт.

Число горнопроходческих бригад, рабо-
тающих скоростными ‘методами, за поелед-
нее время сократилось почти в три раза.
На руднике имени Р. Люксембург” горно-
проходческие бригады’ только именуются
скоростными, — каждая из них за день не
проходит и двух погонных метров горных
выработок. `Соревнованием  проходчиков
бассейна никто не руководит, никто им не
помогает лучше освоить Новую технику,
лучше организовать свой труд. Таким
образом, внедрение скоростной проходки при
попустительстве руководителей треста’ и руд-
ников по существу предоставлено самотеку.

Распространением передового опыта ста-
хановцев не занимается и Криворожский
торком партии. Правда, по этому поводу
торком принял немало решений, но ни одно
из них не претворено в жизнь.

В ВКривбассе все еще медленно внедряется
механизация таких трудоемких работ, как
уборка породы, задерживается перевод всех
забоев на бурение с промывкой, что резко
снижает производительноеть труда горня-
ков. Можно привести немало других при-
меров плохой мобилизации внутренних ре-
зервов шахт и рудников для увеличения
добычи руды. /

3a первое: полугодие Ёривбаее’ задолжал
стране много тысяч тони железной руды и

этим поставил пол угрозу нормальную ра-
	боту металлургических заводов. Юга. и Цен-
тра. Преодолеть отставание . бассейна, при-
вести в действие его огромные внутренние
резервы, выполнить годовой план, obecte-
чить металлургов достаточным количеством
руды — важнейшая и неотложная задача
криворожеких горняков.
	Г. КАРЛАШ.
	природы комилексно: они освзивают пра-
вильные травопольные севообороты, етроят
новые ‘водоемы, расширяют орошаемые пло-
щади. Неотъемлемую часть этого комплекеа
составляют также посадки 1е6а по грани-
цам колхозных земель и полей севбоборотов.
Bee колхозы района, в свое время обсуждая
сталинский план преобразования природы,
обязались завершить облесение своих полей
не за 15 лет, а в более короткие сроки.
Как же выполняются “эти обязательства?
Весной этого года колхозы района должны
были ззложить лес на площади 350 гекта-
ров, заложили же нА 320 гектарах. Каче-
ство посадок само говорит за себя: прижи-
ваемость их составляет не более 40—50
проц., в то время как, рядом на государствен-
ной лесной полосе она намного выше.
‚ Взав высокие обязательетва, руководите-
ли колхозов и партийных организаций
не приняли должных мер в практическому
их осуществлению.
Колхоз «Красный партизан» осенью про-
	лого года валожил саженцы на трех 6 по-

ловиной гектарах, В отчетных документах
значится, что в колхозе создана лееная по-
лоса. Мы с секретарем райкома партии тов,
Душковым побывали на этой полосе, Бакой
печальный вид являет собой она в эти дни:
почти сплошь стоят сухие черенки. `Оказы-
вается, посздка их была произведена очень
мелко. Многие корешки оставались наружи.
Будь руководители повнимательней к этому
делу, они заметили бы кедоетатки во-время
и поетарались бы произвести весенний ре-
монт полосы. Но этого не было сделано. Вег-
ной колхоз заложил гнездовым ©10собом
полосу в 13 гектаров и также забыл о ней,

Разумеется, He везде так плохо обстоит
дело с посадками. В сельхозартели имени
Буйбьшшева звено, возглавляемое колхозни-
цей. Некрасовой, трижды пропололо, лесную
полосу, заложенную весной прошлого года,
Колхозницы. заботливо выращивают сеянцы
в своем колхозном питомнике. Работа звена
находится постоянно в поле зрения партий-
ной организации и правления. артели.

Но во многих колхозах  лесоводческие
звенья предоставлены самим себе. Напри-
мер, в том же колхозе «Красный партизан»
партийная организация и.ее секретарь: тов.
Балищев ни рззу не поинтересовались рабо-
той звена. В сельхозартели ‘имени Кирова
руководство звеном поручено неопытному
человеку, а секретарь партортанизации тов.
Гаврилин только сокрушается:   у
_ — Да разве с таким звевьевым выра-
стишь. лес?
` Тов. Гавоилин, видимо, забыл, что пер-
вейшая обязанность — помочь звеньевому
приобрести знания, опыт, “навыки, воспи-
тать У него ответственность за. порученное
дело. И секретарю парторганизации надо
обижаться, прежде веего, на себя За то, что
полосы, посаженные в прошлом году, гиб-
пут от сорняков. и

Далеко не всюду работа на лесных поло-
сах привлекает к себе пристальное. внима-
ние партийных организаций: Так, Нугачев-
ский райком ВКЛ(б) совсем выпустил из.
под своего контроля лесонасаждения,

- „Пройдет немного лет, и Ha полях По-
волжья, где пробилась молодаяонороель; бу+
дут шуметь леса. Но. для. того, чтобы при-
близить это время, нужно. к лесополосах
приложить много труда, организованного,
пелеустремленного,. кропотливого. Организо-
ванность и целеустремленность. этому труду
должны придать партийные организации
области. Это их прямой долг..

Г ВОРОБЬЕВ,
	ХРУШЕВА «ОБ ОЧЕРЕДНЫХ
	ПАРТИЙНЫЕ ГРУППЫ
НА СТРОЙКАХ
	ДНЕПРОНЕТРОВСК, 10. (Ворр. «Прав-
лы»). В ныноншем году на стройках жи-
лых ломов и школ Днепропетровска были
созданы партийные группы. Это значитель-
но повысило роль и активность каждого
коммуниста, позволило усилить массово-по-
литическлаю работу среди строителей.

Партийные группы организуют социали-
етическое соревнование за успешное выпол-
нение производственных планов, борются за
внедрение на стройках передовых методов
труда. Так, например, по предложению ком-
мунистов партийной группы нз строитель-
стве лом» № 2 были оборудованы епеци-
альные контейнеры для полачи кирпича и
известкового раствора ка верхние этажи. В
результате этого производительность труда
каменщиков возросла на 35 процентов. Ряд
мероприятий по механизации ‘трудоемких
процессов осуществлен также по: инициа-
	тиве ‘партийной группы строительства
дома № 6.
Опыт работы передовых партийных
	групп Днепропетровокий городской комитет
партии переносит на другие стройки.
—O—
	ЛЕКЦИИ О СТАЛИНСКИХ РАБОТАХ
—_ По ЯЗЫКОЗНАНИЮ
	ОРЕЛ, 10. (Корр. «Правды»). Здесь для
партийного и советского актива и интелли-
генции города прочитаны лекции о работах
И. В. Сталина по вопросам языкознания.
Лектор — доктор филологических наук
А. И. Ефимов рассказал об огромном значе-
нии трудов товарища Сталина, являющих-
ся выдаюшимея вкладом в марксиетско-
	лениневую теорию.

СССР — ЧЕХОСЛОВАКИЯ
	Товарищеские соревнования гребцов
	Вчера на Москве-реке, у Центрального
парка культуры и отдыха имени Горького,
начались товаришеские соревнования по
академической гребле спортеменов Совет-
ского Союза и Чехословакии. Тысячи моск-
вичей собрались на гранитных трибунах
набережной, украшенной чехословацкими и
советскими благами. Зрители тепло привет-
ствовали спортеменов.
	Встреча гребцов CCCP и Чехоеловакии
проводится впервые. Чехословацкие гребцы
являются одними из сильнейших в Европе.
	В первый день соревновании состоялись
гонки на одиночках и безрульных четвер-
ках-скифах на дистанцию в 2.000 метров.
Победитель гонок на одиночках — москов-
ский спортемен общества «Крылья Сове-
тов» И. Демьянов. Вторым финишировал
С. Шереметьев (Центральный Дом Красной
Армии). Третье и четвертое места заняли
спортемены Чехословавни Ф. Врба и А. Ма-
WHHEOBYY. :
	В гонках на безрульных четверках-скви-
фах победу одержала первая московекая
команда общества  «Врылья’ Советов».
Команда гребцов Чехословакии заняла третье
место.
	На соревнованиях присутствовал Чрез-
вычайный п Полномочный посол Чехосло-
вацкой республики В. Ерайбих.
	_ Соревнования продлятся 1Т и 12 августа.
	сталь с целью их уменьшения и другие
мероприятия. Уже достигнуты некоторые
результаты. В 1949 тоду заводами одного
лишь Министерства автомобильной и твак-
торной промышленности было восстановлено
инструмента, на 24,5 миллиона рублей. Te-
перь ‘задача состоит в том, чтобы включить-
ся в боревнование за продление срока служ-
бы инструмента и его’ многократное воеста-
	новление предприятиями всех других мини-
	стеретв.
Теперь нет уже нужды доказывать целе-
сообразность широкого — распространения
	этого начинания. Настало, нам кажется,
время узакзнить систему многократного вос-
становления и использования инструмента.
Пора Госплану СССР продумать мероприятия
в этом отношении, Восстановление инетру-
мента надо предусматривать в планах снаб-
жения инструментальной сталью и инстру-
ментом как заводов, так и миниетерств в
целом.
	№ сожалению, до сих пор все основные
руководящие материалы по инструменталь-
ному делу — ГОСТ’ы, стандарты и спра-
вочники предусматривают использование
инструментов лишь до первого износа.
В них отсутствует указание о многократном
восстановлении инструмента. Появившаяся
за последние годы в незначительных коли-
чествах техническая литература по восста-
новлению инструмента, во-нервых, не осве-
щает полноту этого вопроса, во-вторых,
считается факультативной.
	Проектные ‘и строительные организацяи
строят инструментальные и машинострои-
тельные заводы и цехи, исходя из одно-
кратного ‹° использования инетрументов.
Ирактика показала, что на’ ‘предприятиях
отеутствуют необходимые ‘сортировочные
базы — кладовые, куда должны  возвра-
щаться все отработанные инструменты из
механических цехов завода. Эта coprape-
вочная база должна являться по существу
вторым центральным инструментальным
складом. .

‚Многократное восстановление инструмен-
та должно предусматриваться с самого на-
чала зарождения инструмента, т. е. в чер-
теже, технических условиях и в нормах
труда инструментальщиков.
	Научно-исследовательские институты и
заводские лаборатории, как правило, изуча-
	Колхозы Пугачевского района, как и все-
го Поволжья, решают задачу преобразования
	ИЗДАНИЕ БРОЦПОРЫ Н. С.
	(Корр. «Правды»).
г. Кривой Рог. :
	ноград, различные. ягоды. Б последние годы
в Шугнанском, Рушанеком и других райо-
нах на большой площади заложены новые
колхозные салы.

Сейчас на Памире повсеместно идет сбор
богатого урожая фруктов.
	ЗАДАЧАХ КОЛХОЗОВ. И МТС В СВЯЗИ С УКРУПНЕНИЕМ
МЕЛКИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ АРТЕЛЕЙ»
	выступлений на совещании председателен
колхозов 21 июня н на совещании бригади-
ров тракторных бригад и директоров МТС
Московской области 24 июня 1950 года).
Тираж брошюры — сто тысяч экземпля-
ров. (ТАСС).

Государственное издательство политиче-
ской литературы выпустило в свет броптюру
тов. Н. С. Хрущева «0б очередных задачах
колхозов и МТС в связи с укрупнением
	мелких сельскохозяйственных артелей» (Из   ров.
	вопросом, разработали на основе достиже-
ний современной техники условия макеи-
мально длительного использования инетру-
мента. Предетоят многосторонние иселедо-
вания, разработка новых. технологических
процессов.

Было бы хоропю и правильно, если бы
Государственный ‘комитет по внедрению пе-
реловой техники в народное хозяйство внес
в план своих работ тему: «Внедрение систе-
мы многократного: восстановления и исполь-
зования ‘отработанного инструмента на за-
водах СССР», дав необходимые ‘указания по
этому вопросу научно-исследовательским
	городских баз по восстановлению oTpado-
танных инструментов. Такие восстанови-
тельные базы, на наш взгляд, могли бы
быть расположены ‘и на площадях  дей-
ствующих предприятий. На первое время
такие восбтановительные базы следовало
бы. организовать в Москве, Ленинграде,
Свердловске, Харькове, Горьком и других
городах.

Восётановление изношенного меритель-
ного инструмента (пробки, скобы, кольца
и другие) путем хромирования уже произ
водится на, ряде заводов. А такой огромный
завод мерительного инструмента, ках «Ка-
		0б инструментальном хозяйстве
	ния и продления срока службы инструмен-
та на нашем заводе получило птирокий
размах. В этом большая заслуга партийной,
профеотюзной и комсомольской организаций.
В цехах были проведены рабочие собрания,
на которых выступили с докладами  на-
чальники цехов и специальные лекторы.
В помощь председателям цеховых комите-
тов и профгруппоргам завком  отпечатал
план мероприятий, партком провел беседы
с  агитаторами, многотиражная газета
«Темп» выпустила специальную техниче-
скую страницу с подробным описанием
системы многократного восстановления
отработанного инструмента.
	Комитет комсомола выделил бригаду, ко-
торой был поручен оперативный контроль
за внедрением новой системы. В заводеком
клубе и в цехах были оформлены стенды
и витрины по восстановлению инструмен-
та. На территории завода и в цехах появи-
лись лозунги и плакаты, призывающие ра-
бочих. инженерно-технических работников
	зкономно использовать новые и восстанав-
	ливать ‘отработанные инструменты. Наши
стахановцы, хозяйственные и инженерно-
технические работники прослушали цикл
лекций о внедрении новой системы. Не-
сколько лекций было прочитано по радио.
В первый же месяц соревнования мы вос-
становили на 258 тысяч рублей режущих
и мерительных инструментов. Появились
энтузиасты нового дела. Стахановец тов.
Калнауе восстановил в течение месяца, ин-
струмента на 15 тысяч рублей, бригада
комсомольца тов. Липкина — на 25 ты-
сяч, коллектив мастера тов. Чернова — на
110 тысяч рублей.
	Значительно повысилась культура про-
изводства.. Рабочие стали более. бережно
относиться к, резцам, фрезам, сверлам ит. д.
В еортировочной кладовой их раскладывают
на стеллажи по типам, размерам и индек-
сам. Рабочие механических цехов теперь
не бросают ‘отработанный инструмент, &
передают его кладовщикам. Инструменталь-
щики организовали сбор стружки из бы-
строрежущей ‘стали — ве используют в
	качестве шихты для выплавки литого ин-
	струмента, производство которого, освоено.
Восстановленные инструменты, как и новые
из быстрорежущих сталей, проходят циа-
нирование, что повышает их стойкость.

Ряд мероприятий, проведенных по рас-
птирению многократного восстановления
инструмента, дал хорошие результаты.
И мы имеем уже некоторые итоги. За по-
следние девять месяцев на заводе восста-
новлено режущих, мерительных и абразив-
ных инструментов на 2 миллиона 418 ты-
сяч рублей. Более чём на 120 тысяч руб-
лей передано восстановленных резцов,
сверл, абразивов и других инетрументов в
сельское хозяйство и в местную промыш-
ленность. За это же ‘время сэкономлено
87 тонн инструментальных сталей.
	Свыше двух тысяч рабочих имеют лице-
вые счета сверхнлановой экономии. Они сэко-
номили сотни тысяч рублей, Теперь завод
до 20 процентов всех своих потребностей в
инструменте покрывает за счет его воеста-
новления. Проведенные исследования И
	практика показывают, что. многие инстру-
менты -— развертки, сверла, протяжки и
другие — можно восстанавливать и пере-
делывать от двух до десяти и более pas.
	Опыт нашего’ коллектива подхватили
многие предприятия страны. Активно
включаются в это движение новаторы про-
изводетва. Центральный. комитет профеою-
за и Министерство автомобильной и трак-
торной промьниленноети разработали усло-
вия социалистического соревнования за
продление срока службы инструмента, за
многократное восстановление и использова-
ние отработанного инструмента. Итоги co-
ревнования будут рассматриваться ежеме-
сячно.
	Коллегия министерства отметила боль-
шое народнохозяйственное значение системы
многократного. восстановления и использо-
вания отработанного инструмента. Решено
провести месячник смотра эксплуатации и
использования инструмента, выпускается
инструкция по многократному восстановле-
нию инетрумёнта, предусмотрен пересмотр
	Норм расхода инструмента И залвки на
	Бурный рост машиностроения в налтей
стране сопровождается  усиливающимся
спросом на инструмент. Ввод в производ-
ство новых типов автомобилей, тракторов,
паровозов и других машин требует внедре-
ния большого количества нового режущего и
мерительного инструмента, штампов, абра-
зивов и других видов инструментария. 3За-
трата на изготовление инструмента состав-
ляет нередко более 10 процентов всей стои-
мости выпускаемой продукции.

Ежегодно промышленность нашей стра-
ны расходует на инструменты миллиарды
рублей, десятки тысяч тонн дорогой и де-
фицитной легированной стали. Поэтому
крайне важно развивать и шире применять
ние отработанного инструмента по методу
коллектива Харьковского тракторного за-
вода имени Орджоникидзе.

Харьковский тракторный завод потреб-
ляет много инструмента, Только по одному
этому предприятию снижение расхода ‘ин-
струмента, и легированной стали на один
процент дает несколько сот тысяч рублей
экономии в год. Сейчас мы перешли к, пла-
новому внедрению системы многократного
восстановления отработанного инструмента.
Изношенный. инструмент не выбрасывает-
ся в отходы, а в обязательном порядке вос-
станавливается и используется. Многократ-
ное восстановление инструмента предусмат-
ривается в производственных планах, отме-
чается в чертежах и технических условиях,
учитывается в нормах расхода стали. Те
инструменты, которые не могут быть по-
вторно использованы на своем предприятии,
мы передаем туда, где Ва них большой
спрос, — в местную промышленность и сель-
‘ское хозяйство. $

Инструмент восстанавливается простыми
и общедоступными способами: перешлифов-
кой в закаленном виде, переделкой в 0т0-
жженном состоянии, поковкой, ‘стыковой
сваркой, хромированием и др. Причем каче-
ство восстановленного инструмента ниеколь-
ко не снижается. Свойства металла остают-
ся без изменения,

Социалистическое соревнование за вне-
прение системы многократного восстановле-

институтам, проектным организациям и   ЛИбр», изготовляющий и ар ‚длЯ
заводам. _   других заводов свою продукцию, обратно
Систему _ восстановления _ инструмента   ИЗНошенный инструмент для воестановле-

аа И
	ния не принимает. И взаводы-потребители
после износа этого дорогого инструмента
выбрасывают его, как утиль, хотя и этот
инструмент можно переделывать и восста-
навливать путем хромирования. Известно,
что хромированный инструмент работает в
несколько раз дольше, чем нехромирован-
	ный. Поэтому следовало бы и этот вопрос
DCMT.
	Ua большинстве маптиностроительных 34-
водов не организован сбор быстрорежущей
стали, она часто идет в общие отхеды сталь-
ной стружки. Такое положение дальше
нетерпимо. Сбор легированной стружки и
отходов — это задача большой важности.
Мероприятия по восстановлению отработан-
ного инструмента должны рассматриваться
делом общезаводеким, а не только одних
инструментальщиков. При проведении работ
по многократному восстановлению инетру-
мента хозяйственники, а также партийные,
профсоюзные и комсомольские организаций
должны повести борьбу е укоренившимися
старыми и вредными привычками рассма-
тривать отработанный инструмент каб
	ненужные отходы.

Инструментальное хозяйство наших пред-
приятий заслуживает большого и серьезного
внимания. Полное внедрение системы мно:
гократного восстановления и использования
отработанного инструмента в нашей стране
позволит сэкономить тысячи ‘Тони легиро-
ванных сталей и дать госудазетву сотни
миллионов рублей экономии, будет епособ-
ствовать лучшему использованию внутрен-

них резервов и повышению культуры BPO
H3BO1CTBA.
	Д. КУЗНЕЦОВ.
	Инженер Харьковского, тракторного
завода имени Орджоникидзе,
	нужно предусмотреть в учебных планах для
студентов техникумов и институтов, а так-
же в программах обучения мастеров и рабо-
чих заводов. Возникает необходимость co-
здания популярного технического кино-
фильма по восстановлению инструмента. из-
	 ‘лания плакатов, показывающих этот метох:
	Нужно решить и такие вопросы, как
учет и отчетность по восстановлению ин-
струмента, установление цен на этот ин-
	струмент. В существующих формах учета
и отчетности: Центрального статистического
управления, к ‘сожалению, совсем не отра-
жаетея положение дел по восстановлению
инструментов.

Система многократного использования
инструмента предусматривает широкую
взаимосвязь по этому вопросу между пред-
приятиями и отраслями народного хозяй-
ства. Большинство отработанных инетру=
ментов должно использоватьея на том же

заводе. Однако ряд сверл; резцов, абразивов
и мерителей целесообразно. передавать в
местную промышленность, а также в МТС,
колхозы, совхозы. Сейчае отработанные
абразивные круги в больших количествах
поступают в отходы, в то время как в них
сильно нуждаются местная промышленность
и сельское хозяйство, где они могут быть
широко использованы.

У нае в стране много небольших заводов
и мастерских — потребителей инструмента.
Эти предприятия не имеют инструменталь-
ных мастерских, и поэтому им восстанав-
ливать отработанный инструмент не пред-
‘ставляетея возможным. Tem не менее в
	заводские лаборатории, кз правило, ИУ п un ae
ют инструмент только до первого износа,   СТавляется возможным. Тем He менее в

3 дальнейшей его судьбой не интересуются.    бщей сумме такие заводы расходуют боль-
Необходимо, чтобы ученые и инженерно-   шое количество инструмента. Вытекает
технические работники занялись и этим! необходимость строительства районных и